Маэстро казиник на скрипке с татьяной в скрипке. Искусствовед михаил казиник

Жанр, в котором выступает скрипач и искусствовед Михаил Семенович Казиник, определить непросто: отчасти концерт, отчасти лекция, отчасти спектакль. Может, поэтому побывавшие на концертах Казиника говорят об их уникальности.

Ключ к этим выступлениям, одно из которых состоялось 21 февраля в Таллинне, в театре «Эстония», – личность самого Михаила Казиника, энциклопедиста, наследующего людям Возрождения (насколько это возможно в нашу эпоху). Казиник любуется не только многообразием мировой культуры, но и ее ошеломительной целостностью, и пытается научить этому взгляду других людей.

Отсюда – постоянные переходы, перескоки с темы на тему, с Баха на Эйнштейна, с Моцарта на Пушкина, потому что на деле все близко, все титаны культуры связаны друг с другом мириадами незримых нитей, и ощутить эти нити, сжиться с ними, сделаться частью вневременной матрицы – очень важно, особенно, по выражению самого Казиника, в нашей «постгулаговской» среде. Сталин уничтожил значительную часть культурного слоя советского народа: речь не только об убитых, но и о тех, кто не родился, вот почему для жителей бывших республик СССР приникать к источникам чистой культуры особенно важно.

Если Бах – мастер...

В первую очередь это – классическая музыка, которой Казиник противопоставляет «конвейерную попсу». Нет ли здесь своего рода музыкального снобизма? Не секрет, что в свое время почти все то, что мы считаем классической музыкой, считалось попсой по сравнению с творениями признанных классиков других эпох.

«Чтобы вы поняли меня правильно, я задам вам контрвопрос: морфий – это хорошо или плохо?» – спрашивает Михаил Семенович. Смотря зачем и в каких дозах употреблять... «О! Вот вам и ответ на ваш вопрос. Не бывает плохой, мерзкой, абсолютно глупой музыки! Есть только наша мера потребления. Морфий – лекарственное средство при длительных стойких болях, и спасибо, что есть морфий, иначе многие люди страшно мучились бы... В основе человека должна быть гармония, классическое мышление. Если гармония есть – слушай что хочешь, отрывайся, развлекайся, смейся, – тебе ничто не страшно! Беда в том, что нам уходить в отрыв от классики нельзя. Другим можно, а нам – нет. Шведский ребенок с малых лет ходит с мамой и папой в церковь, а там – господин Бах, его хоралы, и это для шведов – норма. Помню, я в какой-то шведской гимназии рассказывал о том, что Бах – это Эйнштейн за триста лет до Эйнштейна, стал играть музыку Баха, и вдруг вся аудитория начала петь. И я подумал: господи, какой же я дурак, для них же это – “во поле береза стояла”, народная музыка! Ведь Бах обрабатывал народные мелодии, потому что идея Мартина Лютера была – приблизить церковь к человеку...»

Шведы в определенном возрасте приходят в концертный зал, продолжает Казиник, строят свои дома по законам красоты и не ругаются матом, они по сути своей протестанты и живут по заповеди «работай – и воздастся тебе». Они – Мастера. В Швеции нет понятия «проводник» – есть «мастер поезда», и уборщица там – «мастер уборки». «А вспомним нюрнбергских мейстерзингеров, мастеров пения! Это другая ментальность! При этой ментальности Бах – мастер, пятый евангелист, над ним нельзя смеяться, его нельзя унижать. И тогда “Битлз” – тоже мастера. И, черт побери, Киркоров – тоже мастер своего дела... Когда есть стержень – есть всё, понимаете?»

«Культура тела» – у гепарда

Сам Михаил Казиник с 1991 года живет в Швеции. В разгар августовского путча он принял решение подписать контракт на несколько лет и обратно на постоянное место жительства не вернулся.

«Это не значит, что я эмигрировал, – объясняет скрипач. – Я часто бываю в России, даю концерты, веду программы на радио и на телевидении, выходят мои книги на русском языке... В Швеции по-другому относятся к таким вещам. Мой дядюшка, живущий в Мальмё, ездит в Вену, чтобы послушать оперу, и в Копенгаген, чтобы пообедать с друзьями, и это нормально. Правда, я теперь не знаю, как везти в Россию или Белоруссию внуков. Мои внуки не знают мата, и если они спросят, о чем разговаривают люди на улице, что я им скажу? Но у меня осталась квартира в Минске и белорусское гражданство. В паспорте написано, что я должен заменить его в 2051 году. Иначе Лукашенко меня накажет...»

Но и Швеция, по словам Казиника, несвободна от «силы, которая делает все, чтобы современные люди не настраивались на вечные ритмы», и имя этой силе – продавцы: «Маркс во многом был прав: за тысячу процентов прибыли капиталист убьет самого близкого человека. Другое дело, что в Швеции все-таки есть традиции равенства. Я как-то встретился с профсоюзным лидером, так вот: он живет в секции в рядном домике, у него соседи – рабочие и уборщики, и он гордится тем, что вместе с женой своими руками построил сауну, все лето трудился... Он такой же человек, как все, он ничего не украл. В России все по-другому. Мы с другом прикинули: если взять все деньги Абрамовича, получится 28-метровая башня из стодолларовых купюр. Для таких людей миллион долларов – это абстракция. Я всегда говорю: богачи, если у вас еще осталась хоть капля ума, если эта страна вам дорога как память, как родина ваших предков, – выделите деньги на культуру! Ведь культура – это единственное, что объединяет людей. И речь не о “культуре тела” – культура тела у гепарда; в изначальном значении слова культура – это воспитание души!»

Поцелуй и удар

Один из самых знаменитых своих проектов Михаил Казиник осуществил в Смоланде, провинции в южной Швеции. В течение трех лет он дал более тысячи концертов для школьников, и итоги были феноменальными, вплоть до значительного сокращения преступности в регионе. «За три года каждый школьник Смоланда видел меня шесть раз, – рассказывает Казиник. – Сначала я играл им на скрипке миниатюры, потом симфониетты, и так далее. Представьте себе, что после этого в самой попсовой школе ученики организовали кружок Баха, и тамошний главный попсовик этот кружок возглавил. Дети собирались в церкви, играли на органе, читали доклады про Баха... Меня приглашали продолжить, но я понял, что нужен своей стране».

На российском радио Казиник старается через культуру сглаживать межнациональные конфликты: «Как только начинаются осложнения с Грузией, я ставлю в эфир древние грузинские песнопения. Как только начинается антиисламская волна, я рассказываю о прекрасной суфийской поэзии... Я не понимаю людей, которые погружены в политику. Зачем вам Путин, если вы не слушаете Моцарта? Безусловно, за права бороться надо, но нужно понимать, с кем и за что, а подавляющая масса людей не умеет критически мыслить. Между тем это как раз то, чему учит нас мировая культура. Люди зомбированы, и моя задача – пытаться их раззомбировать, возродить культуру, восстановить мировую гармонию!»

Для этой цели Казиник выбирает музыку: «Потому что это прямые вибрации, а классики – это земные преобразователи гениальной вибрационной энергии, и если человек открыт, музыка его изменит в лучшую сторону. У меня есть теория “поцелуя и удара”: когда гений рождается, его целуют, а потом его нужно ударить, чтобы ему было что преодолевать. Мы получаем от гения энергию преодоления, понимаете? Нам уже не нужно болеть, гений переболел за нас».

Текущая страница: 10 (всего у книги 19 страниц) [доступный отрывок для чтения: 13 страниц]

Глава 17
Пять собеседников

Это последняя глава первой части книги. Она – как бы обобщение на писанного выше. Она же – тест для читателя.

В диалоге принимают участие


А. Блок и Б. Пастернак – два выдающихся русских поэта XX века.


Их творчеству в книге уделено немало внимания.

В поэзии обоих существует невероятно глубокая связь между чисто поэтическими категориями красоты и философскими категориями бытия. Оба они – мост между традициями русской поэзии XIX и XX веков. И одновременно – полновластные хозяева поэзии века XX.


Г. Гессе – грандиозный писатель этого же времени,


живший и творивший в Германии и Швейцарии. Он – автор одной из величайших и глубочайших книг всех времен – «Игра в бисер». Эту книгу я хотел бы порекомендовать прочесть всем, кого волнует судьба будущего человечества и человеческой духовной культуры. Кстати, идейным вдохновителем этой книги и ее героев, тех, кто открыл тайны «игры в бисер», является Николай Кузанский и его философия. Именно сочетание математики и музыки стало основой единственного занятия жителей выдуманной Гессе страны Касталии – игры в бисер. Цель касталийцев, убежавших от «эпохи фельетона» (так называет Гессе нашу нынешнюю цивилизацию), – сохранить высшие ценности духов ной культуры человечества, играя в бисер в созданной ими стране. Каждая бисеринка игры – это математическая формула или тема баховской фуги, аккорд из прелюдии Рахманинова или строчка из средневекового трактата.

Вдруг ее чтение у некоторых сразу «не пойдет», и вы перестанете доверять мне или себе.

Или подумаете о том, что вы «безнадежны» как духовный восприятель и мыслитель.

Ведь действительно эта книга столь же глубоко духовна, сколь и по-особому сложна для тех, у кого нет достаточного опыта погружения в духовную сферу жизни. Таким людям могу дать совет: может быть, не стоит пытаться читать «Игру» сразу и целиком, а попробовать читать ее понемногу.

Для начала – вступление к ней под названием «Опыт общедоступного введения в игру в бисер».

Если почувствуете, что вас захватило, – читайте дальше, если нет – перечитайте «Опыт» еще несколько раз. Очень важно прочесть стихи из этой книги. Они называются «Стихи школяра и студента».

С перерывами, с возращением к прочитанному. И в одном я убежден до глубины души: тот, кому удастся пройти через все сложности первого общения с этой, может быть глубочайшей, сокровищницей мысли последних столетий, возьмет эту книгу в спутники навсегда.

Возвратившись же к ней через пару лет, вы будете удивлены, насколько естественно вы будете воспринимать эту еще недавно сверхсложную, как вам казалось, книгу.


Томас Манн – немецкий писатель XX века,


автор равновеликой «Игре в бисер» книги «Доктор Фаустус». Этой книге, которая так же, как и книга Гессе, является кульминацией мышления интеллектуальной элиты XX века, я хочу посвятить отдельную главу во второй книге.


Итог же принадлежит средневековому японцу – одному из гениев поэзии хокку.

Почитайте побольше стихов хокку. Познакомьтесь с величайшим поэтом хокку Мацуо Басё . Суметь выразить глубочайшие мысли всего в трех строчках – особое умение японской поэзии.

Здесь я позволю себе процитировать хокку, написанное мной в те времена, когда я усиленно тренировался в их написании. Да еще в самые несвободные годы полной регламентации жизни.


Лист бумаги в тюрьме.
Значит, вовсе я не арестант –
Напишу о Вселенной стихи.

Если вы глубоко и несколько раз прочитаете подряд мысли этих пятерых собеседников, то почувствуете вневременность и безграничность, единство и глубину мыслительного творческого процесса на нашей планете.

Это и есть тот мир, который, согласно Николаю Кузанскому, коридор между нашим миром и миром «Абсолютного Максимума».

Коллаж

Ум обладает способностью соединять все идеи, между которыми не возникает противоречий.

Д. Юм. Трактат о человеческой природе


В пространствах беспредельных горят материки,
В подвалах и котельнях не спят истопники.

Б. Пастернак. Ночь


…если мы допустим на минуту,
Что за поверхностью зияют бездны,
Возможно ль будет доверять уюту,
И будут ли укрытья нам полезны?

Г. Гессе


…Я возьму тебя с собою
И унесу тебя туда,
Где кажется земля звездою,
Землею кажется звезда.
И, онемев от удивленья,
Ты узришь новые миры –
Невероятные виденья,
Создания моей игры…

А. Блок


Рассудок, умная игра твоя –
Струенье невещественного света,
Легчайших эльфов пляска, – и на это
Мы променяли тяжесть бытия.

Г. Гессе


Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба.
И тут кончается искусство
И дышат почва и судьба.

Б. Пастернак

Мне кажется, что наивность, бессознательность, самоочевидность являются неотъемлемыми признаками того явления, которое мы зовем культурой.

Т. Манн


Видели всё на свете
Мои глаза – и вернулись
К вам, белые хризантемы.

Я испытываю безумное искушение порассуждать на тему этого диалога.

Но, во-первых, я боюсь испортить прозой его невероятную поэтичность, а во-вторых, чудо этого подстроенного мной диалога в том, что поэты через века и страны общаются между собой так, словно они сидят рядом друг с другом.

Я боюсь стать шестым лишним.

А посему предлагаю читателю остаться с ними наедине и не только понять ход их мыслей, но и глубоко прочувствовать эту атмосферу:

АТМОСФЕРУ ПИРШЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА.

Часть 2. Пути


И толковала чернь тупая:
«Зачем так звучно он поет?
Напрасно ухо поражая,
К какой он цели нас ведет?..»

Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты – червь земли, не сын небес;
Тебе бы пользы все – на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский.
Ты пользы, пользы в нем не зришь,
Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?
Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нем себе варишь.

А. С. Пушкин. Поэт и толпа


И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

А. С. Пушкин

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

КТО ОН, ЧЕЛОВЕК, – «ФАБРИЧНЫЙ ТОВАР ПРИРОДЫ» ИЛИ ВСЕЛЕНСКИЙ ГЕНИЙ?

Глава 1
Пивной ГУЛАГ

Много лет я разъезжал по нашей стране, лихорадочно пытаясь встретить как можно большее количество людей.

Ибо идея о шансе (помните Курочку Рябу?) не давала мне покоя.

Понимая, что мы живем в стране, которая пережила самое страшное в истории человечества – нападение на генофонд, представляя себе все по следствия этого нападения, я старался построить свои выступления таким образом, чтобы разбудить в людях веру в силу воздействия прекрасного, в их собственные творческие возможности. О телевидении нечего было даже и думать.

Поэтому приходилось работать только как бы физическим телом.

С одной стороны, даже сейчас, через много лет, в глубине души понимаю, что это попахивает утопией.

В 1991 году, в последний день пребывания на родной земле, написал стихотворение, которое назвал «Московские старухи».


Старые московские квартиры…
В них – старухи, словно негативы:
Веруют упрямо в Дух и Баха.
Кружева, как дырки, в их рубахах.
Правнуки – битово-беспартийны:
Путают иконы и картины.
Остальные говорят (о, время!)

Про зарплаты, пенсии и премии.
А когда семьей вернутся с дачи –
Не играют Шуберта, не плачут…
Но старухам жить осталось мало…
(Вторят им арбатские подвалы.)

Прошло 14 лет… Ни тех старух, ни тех подвалов нет…

Но что же взамен?

Когда я иду по улицам Петербурга, то среди многих изменений (положи тельных и отрицательных) наблюдаю одно для меня самое трагическое. Огромное число девочек 13–14 лет и старше, которые ходят по улицам, сидят на скамейках в парках и дворах и пьют пиво. И не просто пиво, но такое, которое в Швеции, например, можно купить только в специальных магазинах! Эти магазины работают пять дней в не делю (с 11 до 18 часов).

Но купить крепкое пиво в Швеции может только тот, кто достиг двадцати лет. Если у продавца есть сомнения в возрасте покупателя, то требуется документ, удостоверяющий возраст. Во всех магазинах, где продают спиртное, есть даже такое обращение:

«Если вам уже исполнилось 20 лет, но вы выглядите моложе, то не за будьте взять с собой удостоверение личности».

Таким образом страна пытается защитить своих граждан от алкоголизма или, по крайней мере, от привыкания к спиртному с детских лет. К тому же крепкое пиво стоит так дорого (как, собственно, и все спиртное в Швеции), что всегда существует масса альтернатив для траты денег. Скажем, пол-литра крепкого пива стоит столько же, сколько поездка на суперкомфортабельном корабле из Стокгольма в Хельсинки (и обратно) с возможностью провести на корабле 18 часов (дискотеки, концерты, сауна).

Затем – день в столице Финляндии и еще 18 часов назад. Выбирайте!

Бокал крепкого пива или поездка на корабле. Выбирайте!

Два бокала крепкого пива или поездка вдвоем в двухместной каюте. В Швеции никто не запретит мальчику и девочке ехать в двухместной каюте. Выбирайте!

Два бокала пива или плеер. Выбирайте!

Десять бокалов пива или полет в Париж и обратно (!!!). Если каждый день в течение 10 месяцев, не выпив бокал пива, откладывать его стоимость, то на эти деньги можно отправиться в двухнедельное путешествие на какой-нибудь остров в Средиземном море. Можно взять с собой своего друга или подругу.

Сэкономленных на пиве денег хватит на два билета на самолет (до Крита и обратно), гостиницу (номер на двоих со всеми удобствами), прекрасное питание, путешествия по всему острову.

Да, забыл сказать, что в гостинице обязательно есть бассейн для тех, кто любит подсвеченную пресную воду, бесплатные шезлонги и наличие ря дом бара с прохладительными напитками и мороженым.

Выбирайте!!!

Бокал крепкого пива каждый день или поездка в колыбель европейской цивилизации!

Минойская культура, древний Кноссос – лабиринт Минотавра. Отсюда взлетел Икар.

Остров Крит, возможно, одно из самых красивых мест на нашей планете.

И все это – вместо одного бокала крепкого пива в день.

Кем нужно быть, чтобы даже в течение одной секунды сомневаться в выборе? Только человеком с тяжелейшей алкогольной наследственностью.

В России же крепкое пиво стоит меньше, чем сок, его можно купить в любое время дня и ночи, несчетно количество торговых точек, продающих алкоголь 24 часа в сутки.

Тринадцатилетняя девочка, пьющая крепкое пиво, – это последнее на падение на генный фонд русского народа.

Народ, переживший столетний ГУЛАГ, потерявший в течение четырех поколений своих лучших представителей, вступил в третье тысячелетие с крепленым пивом на знамени.

И это – во имя группки людей, получающих миллиардные прибыли. Остатки народа, выдержавшие геноцид коммунистов, геноцид фашистов, погибнут в угоду пивной мафии.

Помню, в конце 70-х годов партия и правительство приняли решение повысить цены на спиртное. Резко взлетели цены на коньяк, на высококачественные вина.

Но цены на низкопробные, медленно убивающие плодово-ягодные вина, которые, собственно, и пил советский народ, остались практически без изменений. Эти страшные вина народ ласково называл «чернилами». Должен сказать, что «чернила» были, пожалуй, великолепным добавлением к системе ГУЛАГа.

Ибо коммунистическая идея могла существовать только при условии тотального страха или тотального потребления спиртного. (Лучше – того и другого вместе.)

Я тогда написал стихотворение, которое могло быть высоко оценено коммунистами (15–20 лет лагерей). Помню, даже ухитрился раза два прочитать его со сцены.

Я и сегодня удивляюсь тому, что все обошлось. Хотя, мне кажется, стихотворение было пронизано такой болью за страну, что даже гэбисты не могли не согласиться с ним.

Никогда бы не подумал, что оно может быть актуальным через 25 лет.

Для того чтобы при чтении моего стиха у нынешней молодежи не оста лось темных пятен, напомню об одном жутком событии 70-х годов. Мир тогда ужаснулся тому, что происходило в стране под названием Камбоджа (Кампучия).

Тамошние коммунисты, начитавшись ленинских работ, решили последовать главной идее вождя мирового пролетариата, заключающейся в том, что во имя священной цели – построения коммунизма – можно и нужно идти на любые жертвы.

Вот и решили камбоджийские коммунисты (красные кхмеры) не рассусоливать с уничтожением собственного народа на десятилетия, как Ленин и Сталин, а сделать это в рекордно короткие сроки. В эти рекордные сроки им удалось уничтожить почти треть собственного населения (два миллиона человек).

А поскольку экономики коммунистических стран нигде и никогда не справляются с обязанностью «обеспечить постоянно растущие потреб ности» (цитата из программы КПСС) своих народов, то не хватило у бедных камбоджийских коммунистов патронов.

Но, как говорил один из вождей Коммунистической партии Советского Союза Л. И. Брежнев, «советский народ знает – там, где партия, там по беда».

Камбоджийская партия тоже нашла победный выход. Людей стали закапывать в землю живьем.

А теперь – стихотворение, которое называется «Геноцид».


У этих вин других названий нет –
Любые – геноцид. И только он.
Трагедия Камбоджи канет в Лету –
Мотыгою людей убит мильон.

Другой мильон живыми закопали.
А третий… Впрочем, хватит слезы лить,
Сыграю лучше Баха на рояле,
Чтоб, веруя в Гармонию, забыть
Камбоджу словно сон… Да было ль, право?
Но посмотри вокруг… О, нервы, в жгут!
И на Россию найдена управа,
Что ласково «чернилами» зовут.

Забыт Омар Хайям – не по карману
Букеты тонкие, пьянящие, как стих,
А на «чернила» цены без обману –
О, рубль семьдесят!.. Еще мильон утих…

Правители! Безбожники!!
Ведь кресла
и пледы теплые у батарей вас ждут.
Давно пусты мозги, сердца и… чресла –
Для вас зачать – и то огромный труд!

А впрочем, что со мной – такие темы
Впервые на бумагу занесло.
Давно рисунки превратились в схемы,
И Пушкино – не Царское Село.

…Устал, отстал, задумался – не время –
Уже не время, поздно, слиплось все.
Не будет искры – затерялся кремень.
В зачатии отраву занесет
В мильон прекрасных тел…
Душой – кастраты,
Но не кастраты телом…
Бог! Ты где?
Стране нужны поэты,
не солдаты!!!
…Но некому помочь такой беде…

Сегодняшний вариант стиха о «пивных» девочках звучал бы, наверное, еще страшнее.

Но главное из того, о чем хочу сказать, – впереди.

Речь многочисленных ныне «пивных» (а в прежние времена просто) девочек за годы моего отсутствия резко изменилась.

Эти тоненькие, находящиеся в романтическом возрасте девочки, идя по улице, говорят таким языком, каким в мое время пользовались строители, которым на ногу упала железная балка.

Но даже строители моего времени, как только боль проходила и стресс отступал, использовали меньшее количество нецензурных слов в единицу времени, чем эти «воздушные» девочки.

Каждый раз, когда я слышу их речь, то вглядываюсь в лица говорящих, пытаясь увидать следы порока. И каждый раз испытываю потрясение.

Ибо во многих лицах я вижу так хорошо знакомые мне по картинам русских художников-портретистов XVIII–XIX веков черты. Черты утонченные, часто с явными признаками дворянства. Внешне это по-прежнему Наташи Ростовы, тургеневские героини, Татьяны Ларины.

Те, что вдохновляли русских поэтов и художников.

Часто я вижу лица, красотой и светом напоминавшие мне лица дочерей последнего российского императора.

Это невероятное, мистическое, нелепое, сюрреалистическое несоответствие между утонченным обликом этих девочек и пивными бутылками в их руках. Из горлышек этих бутылок они пили, двигаясь по пути к своим неведомым мне целям.

Между архитектурой той части города, по которой они передвигались, и уровнем их речи, речи героев пригородных зловонных трущоб конца XVIII века, где жили дети нищих, проституток, алкоголиков.

Только в те времена девочек обязательно остановил бы околоточный надзиратель и либо выдворил чернь, недостойным образом ведущую себя в дворянском районе города, либо отвел нарушительниц в околоток. Но никто кроме меня не оборачивался на этих девочек, не смотрел удив ленно.

Патология стала нормой.

Но именно в этом страшном, нелепом, кричащем несоответствии и увиделась мне вся глубина трагедии России XX века.

Моя фантазия перенесла меня в последнюю четверть XIX века, во времена прапрапрабабушки одной из «пивных» девочек.

Прапрапрабабушка говорила на нескольких языках, читала поэзию Байрона и пьесы Мольера на языке оригиналов, играла на рояле, писала стихи, вела дневник, которому поверяла интимнейшие и невиннейшие тайны своей жизни.

Она вышла замуж за талантливого, подающего надежды молодого чело века.

Этот молодой человек действительно стал выдающимся ученым. Настолько выдающимся, что (уже немолодым) попал в ленинский спи сок из двухсот ученых, которых надлежало немедленно выслать из страны.

Его же немолодую жену с двумя взрослыми сыновьями, женой старшего сына и двумя внуками уплотнили, оставив одну маленькую комнату в их же двенадцатикомнатной квартире.

Ее сыновья попали в молотилку первых большевистских лет. Когда один из пьяных матросов, пришедших в их комнату в одну из страшных послеоктябрьских ночей, начал вырывать листы из старинного семейного альбома, чтобы унести с собой его серебряный футляр, то сын попытался поговорить с этим человеком (?).

И был расстрелян в упор в их же комнате на глазах у своей старой матери, жены и сыновей.

Его жена вскоре умерла от нервного истощения. Затем умерла и бабушка.

Оставшиеся сиротами двое его детей стали беспризорными, но, несмотря на перипетии времени, сумели подняться, выстоять и занять достойное место в обществе (увы, в недостойном обществе!). Один из них был репрессирован в 37-м году, другой – в 39-м (без права пере писки).

Сын этого другого ребенком попал в лагерь для членов семей врагов на рода (ЧСИР – член семьи изменника Родины).

Вышел из лагеря в 56-м году, вскоре женился на простой и очень доброй женщине. У них родилось двое детей.

Но отец довольно скоро умер – сказались 17 лет, проведенные в лагере. Чтобы выжить, его жена с двумя детьми вернулась в родную деревню. Вы жить удалось, но ее старший сын попал в компанию деревенских алкоголиков.

В 76-м году подался в город на заработки. Гулял напропалую, перебивался случайными заработками. В 1990 году у его сожительницы родилась дочь.

Возлюбленный вскоре бросил их (а может, умер или попал в тюрьму). Так одинокая женщина и жила вдвоем с дочерью. Затем сошлась с другим мужчиной, родила еще двоих детей. Ее старшей дочери в 2004 году – 14 лет.

Она ходит с компанией подростков по улицам Санкт-Петербурга, пьет пиво. Ее речь наполовину состоит из названий мужских и женских половых органов.

Она и есть прапраправнучка нашей любительницы читать Байрона в ори гинале.

Она, не зная того, вернулась в город, где ее корни. Но город уже без Байрона, без гимназисток, ведущих дневники и посе щающих оперу.

Это город, где, как и во всей скорбной стране, произведен самый невероятный в истории человечества эксперимент.

Наша «пивная» матерщинница – одна из миллионов «пивных» матерщинниц, ставших невинными жертвами безумного коммунистического эксперимента с его страшной селекцией.

Но, заглянув в ее глаза, я узнал ее… прапрапрабабушку. Они так похожи!

Ей ни о чем не напомнит Киркоров, ее ничем не обогатят «Тату». Передачи телевидения только подтвердят правильность выбранного ею сорта пива и естество ее представлений о ценностях «послегулаговского» мира.

Ее друзья и подруги твердо знают: в этом мире главное – деньги .

Ибо чем больше денег, тем больше можно купить пива. Тяжелое хмельное состояние высвобождает то ощущение, которое поэты когда-то называли «волнением в крови», и преобразует его в потребность «трахаться» с наиболее настойчивыми мальчиками. Это тем более естественно, что огромное количество ее подруг – «пивных» девочек – давно этим занимаются, а кое-кто сделал это статьей до хода.

А некоторым даже удалось найти себе кавалеров, у которых столько денег, что они могут потратить на свою девочку за один вечер в ресторане полу годовой заработок школьной учительницы по литературе. И все же…

Есть шанс спасти эту девочку!

Ничего не осталось у нее от города ее прапрапрабабушки. И не время унесло все это, а ГУЛАГ, длившийся без малого сто лет. ГУЛАГ вытравил из нашей девочки историческую память.

Есть шанс спасти эту девочку!

К счастью, существует наука ГЕНЕТИКА.

Гулаговские вожди пытались расправиться и с ней.

Ибо никакая другая наука, кроме разве что кибернетики, не способна разрушить до основания всю коммунистическую идеологию.

Но, как сказано в послании поэта Алексея Константиновича Толстого к начальнику российской цензуры графу М. Н. Лонгинову,


С Ломоносовым наука,
Положив у нас зачаток,
Проникает к нам без стука
Мимо всех твоих рогаток,2
Имеется в виду цензурных рогаток. – Примеч. авт.

Льет на мир потоки света
И, следя, как в тьме лазурной
Ходят Божии планеты
Без инструкции ценсурной…

(орфография оригинала. – М. К.)

Спасти наших «пивных» девочек не могут бывшие работники ГУЛАГа, ныне уверенно ведущие страну по пути «торжествующей» демократиии, не могут и разворовавшие все, что осталось в стране после замены коммунистов на посткоммунистов, тусовщики.

«Пивных» девочек может спасти то, что я совсем не научно называю ПОБОЧНАЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ.

Я просто убежден, что глубоко внутри, на уровне подсознания, живет в этих девочках память о чем-то ином.



И если удалось бы НАПОМНИТЬ им об этом неимоверно далеком, подлинном, приоткрыть иной мир, дать шанс, то великий народ еще можно спасти.

Вот здесь самое время объяснить мою позицию по поводу предложенного мной примера.

Этот пример с девочкой – крайне драматичен.

Но совсем не обязательно, чтобы предки обязательно были дворянами, учеными или интеллигентами.

Я просто описал крайнюю ситуацию, когда за сто лет не осталось ничего от происхождения и памяти предков.

В качестве примера показал невероятный генеалогический путь от вели кого ученого и его образованнейшей жены к «пивной» прапраправнучке. Для восстановления справедливости покажу еще несколько вариантов за губленных генеалогий.

Прапрапрадедушка – зажиточный крестьянин.

Его раскулачили, сослали в Сибирь, лишив его прапраправнучку богатейшей фермы, которая была бы передана ей по наследству, вручив взамен пиво.

Прапрапрадедушка – сельский священник. Его расстреляли, поскольку он протестовал, когда вышло постановление: взорвать храм, где он служил.

Прервано поколение священников.

Его прапраправнучка обожает мешать пиво с водкой.

Есть шанс спасти это девочку!

Прапрапрадедушка одной из «пивных» девочек владел доходным домом в Петербурге.

Его прапраправнучка каждый день проходит мимо этого огромного дома, посасывая из горлышка крепкое пиво, и, естественно, не догадывается, что она, проживающая с отцом, матерью, двумя сестрами и братом в ком нате величиной 20 квадратных метров на далекой окраине, должна была бы стать хозяйкой этого дома.

Большую часть времени она проводит на улице еще и потому, что очень не хочется возвращаться в постылую комнату, где вечно нечем дышать.

Есть шанс спасти это девочку!

Ведь на самом деле многим из «пивных» девочек дискомфортно, ибо в них спит «тоска по крови, по судьбе», как писал Герман Гессе в своем романе «Игра в бисер».

Они, девочки, ничего не помнят. Но их гены «помнят» и доходные дома, и оперные спектакли, и молитвы в тихой церкви.

Но у читателя может возникнуть вопрос: почему я все время говорю о де вочках?

Ведь существуют и «пивные» мальчики, и проблемы послегулаговского посткоммунистического общества касаются их в той же степени? И да, и нет.

Да, ибо к услугам мальчиков все тот же океан круглосуточного пива.

Да, ибо они – жертвы той же страшной коммунистической селекции.

Да, ибо и у мальчиков нет альтернативных программ по телевидению.

Да, ибо и у мальчиков – мутировавшая речь, не имеющая ничего общего с основами великого русского языка.

И все же в условиях катастрофы в первую очередь необходимо заниматься девочками. И вот почему.

Женщина несет большую ответственность за то, чей род она продолжит. Мужчине (я сейчас имею в виду случайную сексуально-пивную встречу), по сути, все равно, состоялось ли зачатие. Он может об этом никогда не узнать.

Женщина же вбирает в себя живое семя, и этот акт – священный акт продолжения рода. Женщина родит данного конкретного ребенка, наследующего тысячи предыдущих поколений.

Мужчина, участвующий в акте зачатия, может быть равнодушен к последствиям, ибо завтра он может произвести еще одно (а то и не одно!) зачатие. С другой женщиной (или женщинами).

Но как первая, так и вторая женщины зачнут и родят конкретного ребенка от конкретного мужчины.

Им, женщинам, предстоит жить с этим ребенком, воспитывать его, кормить его грудью, быть свидетелями его развития.

Для мужчины половой акт может носить только характер наслаждения. Для женщины он может оказаться судьбоносным.

Поэтому я поведу речь о еще одной особенности, которую несут в себе тоталитарные системы.

О ней не так много пишут и говорят, но проблема эта очень существенна. Я называю ее проблемой непартнерства.



Искусствовед Михаил Казиник Это было в 1913 году.
Одиннадцатилетняя девочка, пансионерка Московской Ржевской гимназии приставала к своему дядюшке с просьбой показать, что у него написано на медальоне, который тот всегда носил с собой на груди.

Дядюшка снял медальон и протянул девочке. Девочка открыла крышку, а там ничего не написано. Кроме 5 нотных линеек и четырех нот: соль-диез - си - фа-диез - ми. Девочка помедлила мгновенье, а затем весело закричала: - Дядюшка. я знаю, что здесь написано.
Ноты на медальоне означают: ” Я люблю Вас.”И вот здесь возникает вопрос.

Вы представляете себе, как учили эту девочку, если она, увидав четыре ноты, пропела их про себя, а пропев, узнала начало ариозо Ленского из оперы Чайковского “Евгений Онегин”. Оказалось, что этот медальон - столь оригинальное признание в любви, когда-то получен девочкиным дядюшкой в подарок от своей невесты перед их свадьбой. Но вы подумайте, ведь девочке только 11 лет!

Каким же образом ее успели так научить. И не в специальной музыкальной школе и не в музыкальном колледже, а в нормальной русской гимназии, да еще в начальных классах.

Вопрос: как учили эту девочку? - я уже задал, теперь задам еще один вопрос, ответ на который выходит за рамки рассуждений об уровне образования только, а касается вопросов генофонда.

Как нужно научить мальчика, чтобы он когда-нибудь подошел к такой девочке и заговорил с ней, заинтересовал ее как достойный собеседник, как личность, а со временем завоевал ее сердце?

Обучив девочку на таком уровне, ей как бы сделали прививку от бездуховности, от того потока примитивного однообразия, которое я условно называю “дискотечностью”.

К этой девочке лишь бы какой мальчик не подойдет. Но если даже подойдет, то вряд ли найдет взаимопонимание…

Таким образом, речь идет об уровне контакта, уровне духовного, культурного соответствия. Следовательно, обучая девочку искусству, музыке, поэзии, уже в младших классах русской гимназии воспитывая (или,лучше сказать формируя) духовную потребность, думали о генофонде, об интеллектуальном обществе будущего.

Но существовал ли в русском обществе мальчик - достойный партнер нашей маленькой гимназистки? Конечно, да! Вы не задумывались. почему все офицеры царской армии учились играть на рояле? Так ли это необходимо для боевой подготовки?

Для боевой, быть может, и нет, а вот для генофонда - конечно же, да!!! Вдумайтесь, что это за образ - офицер, играющий на рояле?
Да это же - символ мужской гармонии - сочетание офицерства и музыки.

С одной стороны, офицер - защитник, воин, а с другой - тонкий интерпретатор музыки Чайковского и Шопена…

Высокое качество гуманитарного образования в России, начиная с 20-х годов XIX века и до начала 20-х годов века XX, породило невероятную потребность в культуре и подготовило культурный взрыв, подобно которому, думаю, история человечества до сих пор еще не знала…

М. Казиник “Тайны гениев”:

Еремеева Елена

Скрипач, поэт, писатель, педагог, теле- и радиоведущий, режиссер... В этом необычном человеке переплелось такое множество талантов, что сегодня трудно сказать, что в нем доминирует. Неугомонность творческой натуры не позволяет ему стоять на месте. Михаил Семенович Казиник постоянно путешествует, едва ли не каждый день, открывая для себя новые уголки мира, новых людей, новые грани искусства и новые формы общения. Поэтому неудивительно, что именно он стал главным вдохновителем и создателем Международной творческой школы, первые уроки которой прошли в Крыму в середине нынешнего лета. Форум объединил и познакомил более 50 человек, приехавших на Черноморское побережье из России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Интересные концерты и мастер-классы не оставили равнодушными никого из участников. Но самое главное, что после такого общения люди стали по-иному воспринимать не только окружающий мир, но и поэзию, музыку, живопись.

- Михаил Семенович, расскажите, как прошли Ваши творческие уроки на Черноморском побережье?
- Пансионат, где проходил первый творческий слет, расположен вдалеке от туристических троп, всякого рода продавцов и покупателей. Мы оказались в степи, а рядом - чистейшее, как и тысячи лет назад, море, запах степных трав и полное отключение от любой информации извне. Мы оторвались от политики, от больших и малых катастроф, от черных пиаров, от невыносимо глупых шоу и мыльных опер, от троянских программ и вирусов, которыми сегодня масс-медиа обильно снабжает наш мозг.
В пансионате были телевизоры, но участники форума о них попросту забыли. Ведь с нами были музыка, поэзия, философия. А еще - рояль, проигрыватель, экран. И общение. Около 20 часов в день. Живая музыка и общения начинались еще за завтраком, а заканчивались на рассвете. И произошло чудо. Наступил момент истины: глаза в глаза, чистота, «звездное небо над нами - нравственный закон внутри нас» (Кант). Мы осознали КТО мы на этой Планете.
Разлука оказалась тяжелой. Единственное утешение, что расставание будет недолгим, и мы продолжим контакты через все возможные средства. Я рад, что сила, с которой мои «школьники» воспринимали музыку, была доселе невиданной. Но главное, что каждый звук проходил в глубину сердца. И еще одна радость. Все приехавшие в школу, оказались состоявшимися личностями, независимо от возраста и профессии. Даже дети, которых родители взяли с собой, стали прекрасными слушателями.

Витебск - город детства, город-сказка

Михаил Семенович, скажите, кто и что помогает Вам в жизни, что помогло в формировании Вашей личности? Какова роль родителей в Вашем становлении?
- Детство мое прошло в Витебске - городе русской интеллигенции. Когда в Витебск хлынула столичная интеллигенция из желания сменить обстановку, климат, в городе появилась целая плеяда выдающихся людей - Иван Соллертинский, Казимир Малевич, Виктор Лагин. Ну и, конечно, здесь жил Марк Шагал... И это только верхний слой. Кроме прекрасных людей в городе были церкви, костелы, синагоги, где постоянно звучали и хоры, и органы. Это был настоящий город-сказка! В детстве я повстречал там многих людей старой интеллигенции, и знакомство с ними - безусловно, одно из важных слагаемых моей личности.
А мои родители просто совершили подвиг. Ведь их жизнь пришлась на время войны, затем тяжелые послевоенные годы, но они старались дать мне всестороннее образование, воспитывая меня в духе творчества, с самого раннего детства водили на концерты, художественные выставки, читали классику. Я и сейчас хорошо помню и Домский собор в Риге, и симфонические концерты в Витебске и Дзинтари, и восторженные детские впечатления от встречи с шедеврами Эрмитажа и Русского музея. Но, пожалуй, самым важным фактором для формирования моей личности стали бурные обсуждения концертов и эта поистине удивительная атмосфера общения. Затем родители отдали меня учиться музыке. Я помню, как среди послевоенной бедности проявлялась духовность поляков, русских, белорусов, евреев, литовцев, латышей. В этой многогранности и перекрещивании культур формировалась единая и богатая культура, которой можно гордиться.
- Ваши родители были музыкантами?
Моя мама - юрист, а папа занимался разработкой приборов для военных самолетов. Работа у отца была ответственная, я помню напряженность и атмосферу стресса, в которой он всегда жил. Но папа с детства играл на скрипке и мандолине, это помогало ему на время отвлечься и снять напряжение после сложной работы. Кстати, мой дедушка по линии матери тоже играл на скрипке. Поэтому первое знакомство с музыкой началось для меня буквально с пеленок.

«Человек должен учиться чувствовать...»

Михаил Казиник - постоянный ведущий на радио «Серебряный дождь» и «Орфей». Его эфиры пользуются неизменным успехом. Секрет прост: такие программы близки рыцарскому духу последних из могикан, повествующих о вечных ценностях. Михаил Казиник напоминает нам о духовных истинах, которых потерялись в суете современного нестабильного мира.

Михаил Семенович, скажите, Вам интересно жить, открывать новое? Сегодня большое количество людей умирает от скуки и деградирует. Как научить их жить по-другому, пробудить интерес к прекрасному?
- Это большой и сложный вопрос. Я - счастливый человек. Убежден, что открытие нового - единственное, что стимулирует жизнь, иначе человек умирает духовно. Я рос в среде русской интеллигенции, впитав в себя не только ее речь, но и ее дух, ее принципы общения. Может быть, именно поэтому я очень болезненно воспринимаю резкий контраст между жизнью в годы моей юности и сегодняшним днем. К сожалению, люди из моего детства начали уходить из жизни в 60-е и 70-е годы. Вместе с ними уходил тот неповторимый строй речи, мышления, закон нравственности. Люди, которым сейчас по 30-40 лет, не поймут моей печали. Они даже не догадываются, что именно они потеряли. То, что многие сегодня воспринимают как глубину, для меня, увы, часто плоский уровень или упрощенный вариант мышления в сравнении с прошлым.
И все-таки самое страшное сегодня то, что большинство людей умирает не от старости и болезней, а от осознания, что впереди у них нет этого нового удивительного дня. Вся нынешняя дикая попсовая жизнь не имеет ничего общего с той настоящей жизнью, которая, на мой взгляд, должна быть у человека. Вспомните Пушкина - человек должен носить в себе «магический кристалл», учиться чувствовать, открывать для себя искусство.
- С 1991 года Вы постоянно живете в Стокгольме. Почему Вы решили уехать из России?
- А я никуда и не уезжал. Просто 19 августа 1991 года, когда в России произошел путч, я находился в Швеции. Признаюсь, что события, происходившие тогда в России, меня сильно рассердили, и именно тогда я подписал контракт, который не подписывал целых три года. Не подписывал, поскольку ждал перемен в стране и даже отправил наивное письмо Михаилу Горбачеву, спрашивая: «Почему Вы делаете все наполовину? Ведь нельзя перепрыгивать пропасть в два прыжка. Полумеры страшны». Никакого ответа на свое письмо я, естественно, тогда так и не получил.
Но вообще-то рассуждения о месте жительства - это все советские предрассудки: Тургенев и Гоголь почти не жили в России, но по сути они никуда не уезжали из нее. Что же касается Швеции, то я бы сравнил ее с красивой и очень уютной морской раковиной, в которую я могу спрятаться, когда захочу.

«Русские люди умеют любить...»

Великих композиторов минувших эпох их современники не считали таковыми. Кого из нынешних композиторов Вы относите к разряду великих?
- Надо признаться, что издревле ругали не только композиторов. Задумайтесь: название большинства художественных стилей - ругательства. Барокко по-русски мягко переводится как «причудливый, странный». Но это - мягко. А эквивалент этого слова в русском языке куда грубее - «дурашливый». Импрессионист - «впечатленец», готика - «варварство», даже слово «романтик» означало - ушедший от жизни бесплодный мечтатель. Вы спросите, почему? Да потому, что искусство на самом деле обитает вне времени. Оно - космично, у него - прямой контакт с Богом, а люди живут в конкретном времени и данном пространстве. Что же касается «золотого» композиторского списка, то могу сказать точно: Россия в XX веке пополнила список имен великих композиторов, прежде всего, двумя именами. Это Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович. Возможно, еще - Гия Канчели. Уверен, значительную роль может сыграть некоторая музыка Альфреда Шнитке. Во всяком случае, его Первый кончерто гроссо обязательно войдет в золотой фонд мировой музыки. Будем надеяться, что человечество дорастет и еще до одного явления в музыкальном мире - Алемдар Караманов. О судьбе этого удивительного человека я снял двухсерийный фильм. Картина недавно демонстрировалась на одном из телевизионных каналов России, но глубокой ночью.
- Ваши концерты проходят в разных городах России и за ее пределами. Скажите, есть ли разница в восприятии Ваших выступлений публикой за рубежом и в России?
- Разница есть и она огромна. Дело в том, что русские люди умеют любить. Что же касается западного зрителя, то он, безусловно, может быть вежливым, приветливым и даже благодарным, но при этом совершенно не умеет любить. А русские, если они, конечно, почувствовали тебя, поверили тебе, любят всей душой и дарят тебе свою энергию любви.
- Вам приходится много ездить. Вы наверняка общаетесь с соотечественниками. Скажите, они такие же, как люди, живущие в России, или другие?
- К великому сожалению, они другие. И, что самое печальное, многие из них уже теряют часть прекрасных качеств, присущих именно русским людям. Ведь быть русским - значит, быть высокодуховным человеком. А это значит - не просто интересоваться культурой, но и жить в ней.
На сегодняшний день можно выделить два типа наших соотечественников за рубежом. Первый - люди, понимающие, что русской культурой можно и нужно гордиться. Но есть и другой тип - люди, которые стесняются быть русскими. Вот с ними совершенно неинтересно ни обсуждать что-либо, ни заключать договора, ни общаться.

Россия - это моя страна

Почему Вы все время возвращаетесь в Россию? Что она дает Вам в творчестве, жизни? Что вообще Россия значит для Вас?
- Такие люди, как я, немного странные. У них все не так, как у всех. Видно от того и отношения с Россией у меня непростые. Казалось бы, сколько унижений и грязи, сколько боли и страданий причинила мне страна, в которой я родился и вырос. Но я люблю ее. Россия - это моя страна. Правда, это вовсе не означает, что любовь моя слепа. В ней есть чувство боли, но я пытаюсь сделать все, что смогу, чтобы вытащить людей из той глубокой пропасти, в которую их толкают много десятилетий.
- О чем Вы мечтаете и какой хотите видеть Россию?
- Опыт истории показал, что мы не особенно талантливы в производстве компьютеров и автомобилей, в достижении хотя бы среднезападного уровня жизни. То, что для многих стран просто, для нас создает проблемы. Но это не показатель нашей несостоятельности. Мы прославились тем, что в течение всего XIX века дарили миру величайшую по духу музыку, литературу, философию, мышление. И даже в XX веке, несмотря на невиданные потрясения, Россия дала миру величайших композиторов, которых я уже называл, поэтов - Ахматову, Цветаеву, Пастернака, писателей - Булгакова, Платонова, Зощенко, и великое множество блистательных музыкантов-исполнителей и талантливейших актеров. И еще. Мы подарили миру особую раскованность общения и способность к дружбе, которую я условно называю «русское купе». Это когда четыре случайно встретившиеся в поезде человека за сутки становятся ТАК близки друг другу, что готовы плакать при расставании. Западный мир не знает ничего подобного: они - другие и даже если попытаются подражать нам, то из этого ничего не получится. Общение - это наша особенность, это особенность нашей ментальности. Иногда мне кажется, что ту Россию, о которой мечтаю, я, увы, могу не увидеть, ибо она сейчас на пути удаления от прежней духовности.
- Вы получили музыкальное образование?
- Да, у меня музыкальное образование. Но я абсолютно убежден, что главное образование было получено не в академиях и не в школах, а от людей, которых мне посчастливилось встретить - это круг А. Ахматовой, И. Бродского, В. Кривулина. Теперь таких людей уже нет.
- Ваш сын Борис скрипач. У Вас двое внуков. Вы хотите, чтобы они стали музыкантами?
- Борис хороший музыкант, он достаточно богатая личность. Я много гастролировал, и его формированием и воспитанием занималась моя жена - Татьяна. Она сделала все, чтобы Борис стал профессиональным музыкантом. Но мечтать о том, чтобы мои внуки стали музыкантами? Это не обязательно. Сейчас в мире так много разнообразной деятельности, можно найти себя в любом творчестве. Но я хочу, чтобы они стали музыкально образованными людьми. Ведь музыка создана для человека, музыка развивает человека.

«Я мечтал стать... керосинщиком»

Вы избрали такую профессию, которой не обучают ни в одном вузе мира. А кем Вы мечтали стать в детстве, и что помогло Вам найти тот путь, которым Вы сейчас идете по жизни?
- В детстве я мечтал стать... керосинщиком. Папа возил меня на саночках на площадь, расположенную возле базара, где мы час, а то и два стояли в очереди к керосинщику, который каждому наливал керосин в бидон. Как я тогда ему завидовал! Я тоже хотел отмерять керосин такой же литровой штукой, как у него, и наполнять бидоны жидкостью, которая даст людям тепло, свет и пищу.
Потом я мечтал стать шофером. Но все изменилось в детском саду, где музыкальным руководителем была Мария Борисовна Савицкая (кстати, бабушка Александра Рыбака). Мы с ней очень любили друг друга. Это именно она сказала моим родителям, что меня надо учить музыке.
Родители послушали ее. Получается, что Мария Борисовна сыграла важную роль в том, что я стал музыкантом. Но вскоре понял, что не смогу играть для нескольких сотен или тысяч избранных, а должен, просто обязан, сделать музыку доступной большему количеству людей. Как только я это осознал, а мне было тогда 15 лет, то прочитал свою первую лекцию студентам музыкального училища о Бахе и Эйнштейне. Затем - о Чайковском и Пушкине.
Так я стал скрипачом-исполнителем и лектором одновременно. Получается, что не я избрал профессию, а она избрала меня. Я всегда мечтал о том, чтобы человек глубоко чувствовал музыку, которую он слушает. Я и сейчас стараюсь сделать все, чтобы люди поняли: музыка - это важнейшая часть мира, цивилизации. А великая музыка - это космические вибрации, передаваемые нам через гениев - тех, у кого не зарос духовный родничок, посредством доступных нам земных вибраций. К сожалению людей, понимающих такую музыку, в России сейчас немного. Но самое страшное, что сегодняшняя попса убивает и взрослых, и подростков, и детей.

«Искусство - это моя жизнь»

- В чем Вы видите смысл жизни?
- В том, чтобы защитить как можно большее количество людей от самого страшного нашествия - конвейерной культуры, попсовости мышления, рабской ментальности. К сожалению, в сегодняшнем мире немало людей, страдающих от пустоты этого скудного мира. И это в то самое время, когда рядом - великие бессмертные космические игры, безграничность музыки Баха и Моцарта, творений Гете и Данте. А еще - космические фуги и грандиозные, зашифрованные в словах, мысли.
И весь этот сказочный мир полон жизни, божественного юмора, духовного движения. Этот мир бесконечен, как мироздание, стремителен, как движущиеся галактики. Но, к великому сожалению, большинство людей проживут жизнь без этого фейерверка. Так вот, свою главную задачу я вижу в том, чтобы охватить как можно большее количество людей, открыть им глаза на прекрасный мир искусства.
- Скажите, а что лично Вам дает музыка?
- Музыка дает веру в бессмертие. В такой степени этого не дает ни одна религия.
- У Вас есть ученики. Кто они?
- Все мои ученики-скрипачи в Швеции добились хороших результатов. Они сегодня играют в ведущих коллективах и на ведущих сценах. Тут у меня стопроцентный успех. Но чтобы подготовить одну такую группу, мне потребовалось восемь лет. Я не хочу тратить еще восемь лет на следующую группу, но мечтаю «создавать» учеников в более широком смысле.
- Вы имеете в виду последователей? Так может, имеет смысл открыть Школу, способную готовить просветителей?
- Такая Школа просто необходима. Нужна Школа нового типа, Школа будущего. В ней должны преподавать люди, для которых эпоха Возрождения - не просто понятие. А вот школа клипового мышления должна уйти в небытие... как кусок географии страны, оторванный от ее истории, литературы, музыки, живописи, философии... География - это место, история - время, а искусство и мысль - наполнение. Именно такую Школу, Школу, где все гуманитарные предметы будут связаны единой цепью, я и хочу создать.
Но для реализации этого проекта мне нужны люди, готовые это воспринять. Понимаю, что с моим уходом эти идеи надолго забудутся. Именно поэтому сегодня я готов создать такую Школу и воспитать педагогов иного типа. У таких педагогов не обязательно должно быть нынешнее педагогическое образование, ибо оно может сыграть консервативную роль. Но в то же время эти педагоги должны обладать определенной глубиной. Словом, это должны быть люди иного мышления.
Я понимаю, что осуществить такой проект сегодня в России будет непросто, так как необходимо бороться с невероятной консервативностью. Но я верю в талантливых людей и спонсоров, которые откликнутся. Кроме того, я искренне верю в поколение, которое захочет жить в творчески яркой, образованной стране.
- Каково, на Ваш взгляд, состояние образования в России и музыкального образования, в частности? Каких реформ оно требует?
- Необходимо пересмотреть всю систему школьного и в том числе музыкального образования. Ведь нынешняя гуманитарная школа находится в состоянии полного банкротства. Сегодняшняя школа, формирующая клиповое сознание, уже невозможна, потому что в ней нет главного - комплексного подхода. В ней нет понимания, что читать историю Англии отдельно от Шекспира и Мильтона, Норвегию - отдельно от Ибсена и Грига - бессмысленно. Ибо подлинная история Англии - Шекспир, а Италии - эпоха Возрождения. В настоящее время я разработал принципиально иной тип урока, но для этого необходимо срочно начинать формирование учителей.
- Чем Вы увлекаетесь помимо музыки?
- Меня часто спрашивают, как я все успеваю: писать стихи и книги, давать концерты и читать лекции в университетах, играть на скрипке и фортепиано, вести радиопередачи и снимать фильмы об искусстве. Что я могу на это ответить? Я постоянно работаю в одной сфере - сфере искусства. Ни один из видов моей деятельности не выходит за ее рамки. Искусство - это моя жизнь. Поэтому у меня нет даже хобби.
- Расскажите о Ваших ближайших планах?
- Весной при полном аншлаге прошли три вечера с моим участием в Фонтанном доме в Санкт-Петербурге, поэтому осенью я планирую организовать подобные встречи в городе на Неве. В ноябре 2010 года с одним из лучших пианистов наших дней Алексеем Ботвиновым я проведу четыре исторических концерта в Москве. Для зрителей это будет встреча с тремя веками музыки, представленными на четырех вечерах. Кроме того, в Москве пройдут мои мастер-классы. А впереди еще Челябинск, Екатеринбург и другие города России. Словом, планов столько, что я буду просить у неба продления жизни еще хотя бы лет на 30. Но мой главный план - пригласить целое поколение россиян в новую Школу.
- Спасибо за беседу. Удачи Вам и исполнения задуманного.

P.S. В Москве вышло четвертое издание книги Михаила Казиника «Тайны гениев», где он раскрывает читателю коды к восприятию духовного, творческого, художественного мира, и энергия автора, переданная через строки, становится энергией, заряжающей души. Задача книги - обратить внимание на культуру и искусство, как основополагающую цель и смысл Бытия. Написана книга очень увлекательно. Автору нетрудно было представить своих читателей, угадать их реакцию и определить тему возможной дискуссии. Многие люди и, что особенно важно, подростки, после чтения «Тайн гениев» потянулись к музыке Баха, картинам Рембрандта, «Маленьким трагедиям» Пушкина, поэзии Пастернака, книгам по философии. А некоторые, дочитав книгу, тут же опять берутся перечитывать ее, открывая для себя новые тайны волшебного мира искусства.

Фотогалерея

Михаил Казиник в Совете Федерации. Фото: Пресс-служба Совета Федерации РФ/https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/


Михаил Казиник, искусствовед и просветитель, всю жизнь посвятил служению искусству. Он просто и доступно рассказывает о музыке, литературе, живописи. Он легко переводит далёкую от жизни теорию во что-то простое, насущное и интересное.

О воспитании

Школы нужно менять во всем мире. Дети не хотят идти в школу, родители кричат: «Там небезопасно!».

В детях надо развивать другое мышление, веру в свои силы. Не заставлять ребёнка заниматься музыкой, а помочь открыть творческий потенциал.

О XXI веке

Если в XXI веке не наступит очередная спасительная эпоха Ренессанса, то абсолютно верно, что на это место придёт эпоха мракобесия.

О гениях

Человечество питается и развивается только творениями духа, оставленными великими композиторами, писателями, поэтами. Это и есть цивилизация, есть подлинный мир. Сегодня весь мир сошёл с ума со своей идеей равенства возможностей, полов, интеллекта.

Если все люди гениальны, тогда в чём твой потенциал? Гением никогда не станет человек, у которого нет другого мышления, нет лёгкости генерирования идей, способности отказаться от идеи, как только она скомпрометирована.

О Чайковском, Рахманинове и школьных оценках

По какой балльной системе оценивать гениальные произведения Чехова, Тургенева?

Когда Чайковский преподавал в консерватории, он был таким добрым, что всем ставил пятёрки - неудачливым, слабым и сильным ученикам. Так как он был меланхоликом, он сразу начинал плакать, если надо было ставить плохую оценку.

Однажды к нему подошёл высокий молодой человек и протянул с волнением ноты, представившись Рахманиновым. Чайковский начал играть по нотам и вдруг заплакал. Все растерялись. Оказалось, он расстроился из-за того, что если выше пятёрки ставить никому нельзя, то этот гениальный мальчик такой же, как и все остальные?

После этого случая Чайковский ввёл новую систему оценки. Он нарисовал пятёрку, слева поставил плюс, справа, сверху, снизу и получилась девятибалльная система оценки. Он остался очень доволен!


О гастрономическом подходе к искусству

Классика - текст цивилизации. Если есть тайна гениев, создавших выдающиеся творения, тогда должна существовать и тайна гениев восприятия. Отсюда понятно, что не всем дано понять гениальность.

Сколько в среднем проводит человек в музее около картины? 4–5 секунд. Художник вложил столько труда в эту картину, чтобы люди проходили мимо… мимо… даже не поняв замысла?

Вся живопись не столько изображает, сколько выражает. Вот, к примеру, можно услышать такой разговор возле картины с яблоком, нарисованным голландским художником в стиле реализма: «Я бы его съел (ровно гастрономический подход к изобразительному искусству), а вот фламандские яблоки уже другие, эти я есть не буду!».

Картины художников нужно смотреть подолгу, смотреть в деталях, и тогда перед вами откроется совершенно иной мир!

О любви

Любовь - величайшая в мире энергия. Вся великая музыка, написанная когда-либо человеком - это любовь, вся великая поэзия тоже любовь. Ведь и Бог создавал людей с любовью!

Михаил Семёнович Казиник - Научный руководитель Евразийского центра перспективного социокультурного проектирования Московского образовательно-культурного кластера, член Комитета по международному гуманитарному сотрудничеству ЕОЭС, искусствовед и просветитель, автор и ведущий оригинальных музыкальных и искусствоведческих программ, популяризатор классической музыки, музыкальный эксперт Нобелевского концерта, гостевой профессор при Стокгольмском Институте Драмы, почётный член Европейской Славянской Академии Литературы и Искусства Болгарии, Почётный Доктор RISEBA (Рижская Международная Высшая Школа Экономики), профессор открытой кафедры МЭИ, обладатель Ордена «Служение искусству» за вклад в укрепление международного гуманитарного сотрудничества.

Управляющий совет Московского образовательно-культурного кластера

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?