Под юбкой дома моего: Почему жители Тверской хотят вернуть на крышу скульптуру женщины с серпом и молотом. Необычные атланты на фасаде доходного дома Англареса




ТЕСТ
1 вариант
1.Что реже всего встречалось на ранних наскальных рисунках
а) изображение человека;
б) животных.
2. Что не является чудом света?
а) пирамиды в Гизе;
б) Великая китайская стена;
в) статуя Зевса.
3. Девушки – статуи, поддерживающие крышу храма, называются:
а) кариатиды;
б) куросы;
в) атланты
4. Как называется самый знаменитый древнегреческий храм:
а) Акрополь;
б) Парфенон;
в) Илион.
5. Сфинкс – это каменное сооружение в виде:
а) лев с головой человека;
б) человек с головой шакала;
в) кошка с головой человека.
6. "Немецкие рыцарские средневековые поэты­певцы, воспевавшие любовь к
даме, служение богу и сюзерену, рыцарские подвиги и крестовые походы":
а) менестрели;
б) миннезингеры;
в) трубадуры.
7. Этот памятник архитектуры ­ синтез художественного опыта античноcти и
воззрений христианства: "Он велик по размерам: диаметр купола около 32
метров, а его кольцо­основание поднято на высоту 14­этажного дома (более 40
метров)".
а) Софийский собор в Полоцке;
б) Софийский собор в Константинополе.
в) Храм Василия Блаженного;
8. Искусство Средневековья проникнуто духом:
а) символики;
б) науки;
в) мифологии.
9. Культурное течение Возрождение противопоставило церковной идеологии
культ Человека, отсюда название:
а) реформация;

б) интуитивизм
в) гуманизм;
10. Отличительные черты Возрождения:
а) связь культуры и религии, подчинение человека церкви;
б) подражание античности, лишение человека права на развитие своих
способностей;
в) светский характер культуры, гуманизм, обращение к античности.
11. Из всех искусств Возрождение особенно возвысило:
а) изобразительное;
б) "искусство слова";
в) музыкальное.
12. Любимый сюжет живописи Ренессанса:
а) исторические события Италии 14­16 вв.;
б) Mадонна с младенцем;
в) изображение природы Италии.
13. Основное влияние на искусство Древней Руси оказало:
а) искусство Западной Европы;
б) искусство Древнего Востока;
в) искусство Византии.
14. Временные рамки эпохи Возрождения:
а) 12­15 века;
б) 12­14 века;
в) 13­16 века.
15. Расцвет каменного зодчества на Руси связан с именем князя:
а) Андрея Боголюбского;
б) Владимира,
в) Ярослава Мудрого;
16. Соотнеси название работы и автора:
1) "Джоконда"; а) Микеланджело;
2) "Рождение Венеры"; б) Боттичелли;
3) "Давид", в) Леонардо да Винчи
17. Составьте пары из 1 и 2 столбиков, сопоставив название страны и понятия
(географические единицы, памятники культуры, явления, деятели и пр.) к ней
относящиеся:
а) Индия; 1) Тибет, Хуанхэ, Янцзы, Конфуций
б) Китай; 2) кимоно, самурай, икэбана, танка и хокку…
в) Япония 3) Тадж­Махал, Ганг, «Махабхарата», аюрведа
18. Какое значение имеет для мирового искусства культура Античности?
Критерии оценивания работы:
1­15 задания – 1балл
16 задание ­ 2 балла
17 задание ­ 3 балла
18 задание ­ 5 баллов


23 – 25 баллов –«5» ­ отлично
17 ­ 22 балла – «4» ­ хорошо


Промежуточная аттестация по МХК 10 класс (тест)
Данное тестирование охватывает материал по мировой художественной культуре
первобытного общества, культуры античности, средних веков, средневекового
Востока и художественную культуру Возрождения. Базовый уровень. На
выполнение работы ­ 45 минут.
ТЕСТ
2 вариант
1. Первым видом искусства в истории первобытного общества было:
а) архитектура;
б) наскальная живопись;
в) танец.
2. Какое из предложенных вариантов архитектурных сооружений не
относится к Семи чудесам света:
а) Вавилонская башня;
б) Висячие сады Семирамиды;
в) Александрийский маяк.
3. Как называлась великая книга мудрости древнееврейского народа?
а) Новый завет;
б) Библия;
в) Евангелие.
4. Назови первые архитектурные сооружения:
а) пирамиды;
б) зиккураты;
в) мегалиты;
г) храмы.
5. Где был изобретён папирус:
а) Египет;
б) Древняя Передняя Азия;
в) Древняя Греция.
6. Назови архитектурное сооружение Древнего Рима, где разыгрывались
пантомимы, происходили бои гладиаторов:
а) Пантеон;
б) термы Каракаллы.
в) Колизей;
7. В какую эпоху распространилось христианство:
а) Античность;
б) Средневековья;
в) Возрождения;
г) Просвещения.

8. Назови священную часть храма:
а) апсида;
б) алтарь;
в) базилика.
9. Самая известная икона Андрея Рублева:
а) «Архангел Михаил»;
б) «Апостол Павел»;
в) «Троица».
10. Какой инструмент на Руси пользовался особым уважением, его звон
отгоняет смерть и болезнь:
а) гусли;
б) колокола;
в) свирели.
11. Одним из древнейших типов культовых сооружений буддизма является:
а) монастырь;
б) пагода;
в) ступа;
г) храм.
12. Наиболее значительным видом искусства в Древней Руси было:
а) музыка;
б) литература;
в) храмовое зодчество.
13. Возрождение в Европе ярче всего проявилось:
а) во Франции;
б) в Нидерландах;
в) в Италии.
14. Автор картины «Мона Лиза»:
а) Боттичелли;
б) Рафаэль;
в) Леонардо да Винчи.
15. Как называется литературный жанр, созданный Т. Мором и Т.
Кампанелла, в котором воплотили они мечту о справедливом и счастливом
обществе:
а) утопия;
б) пастораль;
в) идиллия.
16. Соотнесите архитектурные сооружения и стили:
а) Собор Нотр­Дам в Париже; 1) романский стиль;
б) Собор в Кёльне; 2) готический стиль.
в) Успенский собор Московского кремля;
г) Собор Василия Блаженного.
17. Установите соответствие между именами художников Возрождения и
названиями их работ:
а) Рафаэль; 1) «Тайная вечеря»;
б) Леонардо да Винчи; 2) статуя Давида;
в) Микеланджело Буаноротти; 3) «Сикстинская Мадонна»;

18. Какое значение имеет для мирового искусства культура Возрождения?
Критерии оценивания работы:
1­15 задания – 1балл
16 задание ­ 2 балла
17 задание ­ 3 балла
18 задание ­ 5 баллов
Максимальное количество баллов – 25
23 – 25 баллов –«5» ­ отлично
17 ­ 22 балла – «4» ­ хорошо
11 ­ 16 баллов – «3» ­ удовлетворительно
Менее 10 баллов ­« 2» ­ неудовлетворительно
Промежуточная аттестация по МХК 10 класс (тест)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 вариант а б а б а б б а в
2 вариант б а б в а в б б в
Ответы
1
0
в
б
1
1
а
б
1
2
б
в
1
3
в
в
1
4
в
в
1
5
а
а
16
17
1­ в
2­ б
3­ а

а,б
1­ в,г
а­3
б­1
в­2
а­3
б­1
в­2

Афинский акрополь является не только главной достопримечательностью греческой столицы, но и крупнейшим археологическим памятником мирового наследия ЮНЕСКО. Он длительное время находился на реставрации, сейчас же исторический памятник обновлён и с радостью ожидает гостей из разных уголков мира. В 2009 году официально открыли музей Акрополя.

Культурная драгоценность Афин - это Афинский акрополь, описание которого изложено в статье.

Этот исторический памятник состоит из группы уникальных сооружений, возведённых в 5 веке до н.э. по инициативе правителя Перикла. Прекрасный возводился под руководством самых талантливых архитекторов той эпохи - Мнезикла, Фидия и других. Акрополь строился с целью проведения богослужений.

Афинский акрополь раскинулся на территории площадью 3 га на высоте 156 метров над уровнем моря. В его состав входят величественные храмы Афины Победительницы, Афины Девы, Ники, Посейдона, великолепный Парфенон и множество других зданий. Войти в Акрополь только через ворота - Пропилеи.

Древние греки восторгались монументальным Пропилейоном и называли эти величественные ворота "блестящим лицом акрополя". Пропилейон сильно пострадал от взрыва склада с порохом, который организовали в этом месте турецкие солдаты.

Справа от входа в Афинский акрополь располагается храм Ники Аптерос. Это маленькое сооружение выглядит изящно и торжественно. В храме была воздвигнута скульптура богини Ники. По легенде, сначала была с крыльями, но затем их отрезали местные жители, чтобы Победа всегда была с ними. Во время оккупации турецких завоевателей храм был уничтожен, а из его материалов сооружён укрепительный бастион. Позже из блоков, которые чудом сохранились, восстановили новый храм богини Ники.

В северной части акрополя выделяется сооружение из мрамора - уникальный памятник архитектуры, произведение классического искусства - Эрехтейон. В древние времена здесь располагалось место поклонения богам. Афиняне возвели два храма под одной крышей, которые были посвящены богам Афине и Посейдону. стали называть Эрехтейон. С восточной стороны находился храм Афины, где стояла древняя деревянная скульптура богини, которая, по легендам, упала с неба. Чуть ниже располагался храм Посейдона.

В Эрехтейоне туристы любуются Портиком Дочерей. Это шесть прелестных скульптур девушек-красавиц, которые поддерживают крышу храма. Позже их назвали Кариатидами, так именовали женщин из маленького города Кария, которые славились своей неземной красотой, исключительными пропорциями. Одну скульптуру из Кариатид в 19 веке по разрешению турецкого султана перевез в Англию лорд Эльгин. Известные эльгинские и в настоящее время можно увидеть в

Самое возвышенное место скалистого холма венчает Парфенон. Это уникальное сооружение имеет длину 69,5 м и ширину 30,9 м. Здание окружено 46 десятиметровыми колоннами. Внутреннее убранство храма не отличается богатством, так как в древние времена люди поклонялись богу около храма, не заходя внутрь. В храме устанавливали лишь скульптуру божества. В великолепном Парфеноне находилась скульптура Афины - двенадцатиметровая статуя, которую изваял Фидий из нежной слоновой кости и золота. Позже эта скульптура была вывезена завоевателями в Константинополь.

Строгий и монументальный Парфенон - неповторимое здание с точки зрения геометрии. Все колонны Парфенона установлены под небольшим уклоном вовнутрь. Современные сейсмологи установили, что данная хитрость придает сооружению необычную устойчивость при землетрясениях. Колонны Парфенона отличаются друг от друга по размеру - по углам колонны более объемные по отношению к остальным. Угловые колонны прекрасно освещены со всех сторон, что зрительно уменьшает их объём.

Приезжайте в солнечную Грецию. Ваш отдых будет наполнен разнообразными увлекательными экскурсиями, которые позволят соприкоснуться с основными достопримечательностями страны. Среди них яркой жемчужиной выделяется Афинский акрополь. Фото на его фоне позволит вам на мгновение остановить время: яркая современность и седая античность сольются воедино.


В советское время практически все сферы культуры цензурировались. Не стали исключением и скульптурные композиции в Москве. Даже самые известные памятники смущали чиновников своим внешним видом. Скульпторов заставляли их переделывать в соответствии с представлениями чиновников о советском реализме. Удивительно, но один из символов Москвы подвергся преображению уже в XXI веке.

Дом под юбкой


Дом № 17 по Тверской улице в Москве воздвигли в 1940 году, увенчав образец сталинского ампира скульптурой на крыше, изображавшей балерину с серпом и молотом в руках. Автором стал Георгий Мотовилов, считавшийся мастером рельефа.

Многие считали, что памятник посвящён приме Большого театра Ольге Лепешинской, жившей в этом же доме. Сам Иосиф Сталин старался не пропускать спектаклей с участием балерины.


Однако сама Лепешинская этот миф развеяла: она никогда в этом доме не жила, да и скульптуру с неё никто не лепил. Ольга Васильевна предположила возникновение слухов тем, что во время войны она часто дежурила на этой крыше вместе с Михаилом Габовичем, тушила сбрасываемые немцами зажигательные мины.

В 1958 году памятник убрали якобы из-за его аварийного состояния. Однако тот факт, что его даже не попытались реконструировать, породил другую версию исчезновения скульптуры. Согласно этой версии, высокому начальству не нравилось каждый раз проезжать «под юбкой», вот и вышел приказ о сносе.


Зимой 2018 года, через 60 лет после сноса, активисты обратились к руководству города с инициативой восстановления скульптуры балерины на ротонду дома. Активной поддержки данная идея пока не получила, но уже есть художники, готовые воссоздать копию, ведь оригинал хранительницы «Дома под юбкой» давно утрачен.

Девушка с веслом


Этот конкретный памятник, созданный Иваном Шадром, не имел ничего общего с общеизвестной и широко растиражированной в советское время скульптурой грузной женщины с веслом, вышедшей из-под резца Ромуальда Иодко. Памятники Иодко целиком отвечали требованиям советского времени, изображая женщину-труженицу. Эти скульптуры устанавливались во многих пионерских лагерях и городских парках отдыха по всей стране.


Иван Шадр выполнял заказ московского Центрального парка культуры и отдыха им. Горького на изготовление скульптуры «Девушка с веслом». Его «Девушка» очень отличалась от представлений советских чиновников о том, как должна выглядеть советская женщина. Скульптор изобразил её слишком живой, красивой и сексуальной, что было недопустимо.


На Ивана Шадра обрушился шквал критики. «Вечерняя Москва» выпустила разгромную статью, в которой скульптора обвиняли в эротической образности. Весло, по мнению автора, являлось фаллическим символом, ведь его вставляют в уключину. Критики посчитали грудь скульптуры эрегированной, а брызги фонтана, в центре которого скульптура была установлена, сравнили с извержением мужского семени.


Скульптору пришлось изваять новую статую, а первоначальная «Девушка с веслом» отправилась за его счёт в Ворошиловград (Луганск), где попала под артобстрел во время войны и была разрушена. Впрочем, московская скульптура, установленная вместо неё, тоже была разрушена в 1941 году во время бомбёжки Москвы.

К счастью. Иван Шадр успел сделать гипсовую копию своей самой первой скульптуры, а в 1950 году её перевели в бронзу. В 2011 изготовили её точную копию и установили в парке Горького.

«Рабочий и колхозница»


Согласно замыслу скульптора Веры Мухиной, рабочий и колхозница в первоначальном варианте были обнажёнными, их только слегка должна была прикрывать материя, развевающаяся за ними.
Однако приёмная комиссия не оценила творческий полёт мысли художника. При просмотре уменьшенной копии скульптора предупредили, что она получит заказ на изготовление полномасштабной скульптуры, только если оденет своих героев. Так на рабочем появился комбинезон, а на колхознице – сарафан.


Находились даже критики, считавшие прическу колхозницы слишком растрёпанной. Однако тут же находились и защитники, которые вставали на защиту права художника на самовыражение.

Аполлон, управляющий квадригой на Большом театре


Во время реконструкции Большого театра претерпела некоторые изменения скульптура, украшающая его фронтон. Аполлон, управляющий квадригой, приобрел фиговый листок, а в его руке появился лавровый венок.


Интересен факт, что даже в советское время никого не смущала нагота предводителя муз и покровителя искусств. Однако реставраторы настаивают на том, что фиговый листок изначально находился на своём месте, но был утерян. Во время реконструкции художники лишь вернули историческую достоверность скульптуре авторства Петра Клодта.

Споры по этому поводу не утихают до сих пор. Многие ценители искусства считают, что можно было оставить скульптурное изображение в уже привычном виде.

К счастью, в борьбе за целомудрие памятников не пострадали сами художники. Борис Иофан – молодой зодчий,автор проекта одной из утопий ХХ века – «Вавилонской башни» большевиков, сам оказался в опале.

Дом №17 по улице Тверской знаменит не только тем, что в его стенах жили известные личности (такие как драматург Григорий Горин , летчик Александр Горголюк , пианист Александр Гольденвейзер и другие), и что на первом этаже расположился ресторан «Армения », но и тем, что на углу дома на крыше некогда стояла девушка и, глядя на памятник Пушкину , приветствовала его серпом и молотом. Автор скульптуры - советский мастер Георгий Мотовилов, слепивший стройную красавицу со своей жены (по крайней мере, так утверждают старожилы 17-го дома). По другой версии, прообразом девушки стала известная балерина Ольга Лепешинская (но большинство москвоведов в это не верят). Так или иначе, жилое здание на Тверской единогласно прозвали «домом под юбкой». И называют так до сих пор. Правда, той юбки на крыше давно уже нет.

Спустя пять лет после смерти Сталина девушку демонтировали, так как она начала сыпаться в прямом смысле этого слова. Бетон, из которого была сделана скульптура, дал слабину и отваливался кусками прямо на тротуар.

И вот спустя 60 лет жители дома объединились и борятся за то, чтобы облик 17-го дома восстановили, вернув на место скульптуру. Не ту, которая старая, а вполне себе новую. Отлитую из безопасного и более легкого материала.

ШЕРШЕ ЛЯ ФАМ

Проходя мимо «дома под юбкой», невольно останавливаешься, чтобы прочитать мемориальные таблички. «В этом доме жил и творил...». «На этом месте стоял Храм во имя Пресвятой Троицы...». «В восьмом подъезде расположена музей-квартира А. Б. Гольденвейзера...». Миновав арку, оказываюсь во дворе. А еще через минуту попадаю в маленький вагончик охранников. Те были заняты важным делом, смотря по телевизору «Джентльмены удачи» и играя в карты.

Слыхали, конечно, про эту скульптуру, - признались мужики. - И то, что она сыпаться начала, тоже. Но только знайте, никакая это не балерина. Потому что юбка у нее была чуть ли не до пят. Где вы видели таких балерин?

Это верно. Благодаря старым снимкам можно заметить, что на девице Мотовилова нет балетной пачки. Хотя в народе многие называют ее балериной (видимо, из-за той же Лепешинской).

Старшая по дому Людмила Василенок рассказала, что кампания по возвращению скульптуры началась еще лет пять назад. Когда кто-то из местных жителей притащил старую фотографию и сказал, что девушку нужно вернуть. Писали письма в управу, мэрию, городскую думу. Но ответы получали неоднозначные. Мол, вернуть было бы хорошо, но нужно этот вопрос рассматривать отдельно. И так ни к чему и не пришли.

Надо понимать, что эта скульптура вошла в историю, - рассказала «КП » жительница дома №17 по улице Тверской Галина Абрамова . - Она есть на многих советских марках и рисунках. Ее печатали в газетах и журналах. Это, можно сказать, символ Москвы . Пускай и в руках у нее серп и молот.

По словам Абрамовой, несколько лет назад были еще живы знакомые архитектора дома Аркадия Мордвинова , которые рассказывали, что фигура женщины на крыше была слеплена с супруги ее создателя Георгия Мотовилова.

Стоит ли говорить, что квартиры в этом доме стоят очень дорого (двушка - 38 миллионов рублей). Расположение обязывает (до Кремля 10 минут ходьбы). К тому же дом сталинский. С просторными комнатами. И высокими потолками (3,3 метра). Всего в доме 158 квартир. На первом этаже магазины и кафе.

Между прочим, у нас и сейчас живут известные артисты, - рассказали жильцы. - Например, Светлана Немоляева (народная артистка РСФСР , - прим. авт). В другом подъезде художник-монументалист Сергей Тер-Григорян .

Пообщаться с известной актрисой не удалось, а Сергей Леонович сообщил «КП», что в восстановлении скульптуры не видит ничего сложного. Ротонда, на которой она стояла, сохранилась. А фигуру (высотой - около 7 метров) можно отлить из современных материалов (на основе пластика, например).

ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОЙ БАЛЕРИНЫ

Историки и блогеры также выступили за то, чтобы вернуть скульптуру. Известный москвовед Павел Гнилорыбов сообщил, что этот вопрос в скором времени рассмотрят на заседании Совета депутатов Тверского района. И что эту идею поддержали в архитектурном совете столицы и Москомархитектуре (более 90% за).

Мы направили письма и предложения во все департаменты и органы города, которые так или иначе связаны с этим вопросом, - рассказал Павел. - Ответы традиционно готовятся около 30 дней. По мере поступления я буду публиковать их на своей страничках в социальных сетях.

В интервью «Комсомолке» москвовед объяснил, что все работы по восстановлению должен взять на себя городской бюджет. Кроме того, что скульптура вернет 17-му дому его знаменитый облик, она еще повысит интерес туристов к этому месту. Многие раньше назначали свидания «под юбкой». Девушка встречала гостей города, ехавших с Белорусского вокзала в сторону центра.

На въезде в Минск (сразу после вокзала) стояли две огромные башни и у них такая же история, - добавил Гнилорыбов. - В 70-е годы они стали осыпаться от времени. И их восстановили из силумина (сплав алюминия с кремнием, - прим. ред.). Сейчас не обязательно использовать силумин. Есть более легкие материалы на основе пластика (полые внутри).

КСТАТИ

Когда памятник Пушкину стоял на Тверском бульваре (через дорогу от того места, где он стоит сейчас), по столице гуляли шуточные строки: «Над головою у поэта воздвигли даму из балета, чтоб Александр Сергеич мог увидеть пару стройных ног». В принципе, когда солнце русской поэзии перекатилось через дорогу, четверостишие не потеряло актуальность.

ГЛАВНЫЙ АРХИТЕКТОР - ЗА

Как сообщили «КП» в пресс-службе Москомархитектуры, главный архитектор столицы Сергей Кузнецов поддержал идею с восстановлением скульптуры. После того, как активисты объявили кампанию по возвращению балерины, он заявил, что это пойдет на пользу города.

Главное, взвесить все «за» и «против», - сказал Кузнецов. - Но в целом я эту инициативу поддерживаю.

ЧТО ЕЩЕ МОЖНО ВЕРНУТЬ

По мнению москвоведа Павла Гнилорыбов, в столице есть много архитектурных элементов, которые следует восстановить.

Раз мы говорим о сталинской архитектуре, то, например, на Гончарной, 14 есть статуи, у которых руки уже отваливаются и торчат арматуры, - рассказал «КП» москвовед. - Это выглядит печально. Также хотелось бы вернуть атлетических юношей в арке на входе на станцию метро «Театральная» (когда мы по Дмитровке идем - рядом с Большим театром). Там есть две ниши. Еще были хорошие скульптуры юноши и девушки на доме №4 - и тоже на Тверской. Дом без них смотрится голенько.

Кариатида - статуя,
заменявшая собой колонну.

Портик Кареатид. Афинский акрополь

Классический период (5 в. до н.э.— сер.4. в. до н.э.)
Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах. Дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу
орнаментировки.

Венера Милосская

Аппалон Бельведерский


Богиня охоты - Артемида

Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.

АТЛАНТЫ И КАРИАТИДЫ ПЕТЕРБУРГА
Кариатида - скульптурное изображение женской фигуры, заменяющее колонну или пилястру, предназначенное для поддержки антаблемента или свода крыши. Происхождение термина связывают с мифом о греко-персидских войнах, который гласит о том, что вся мужская часть населения пелопонесского города Карий была перебита, а женская - увезена в рабство. Поэтому мраморная кариатида, несущая на своих плечах непосильную тяжесть, стала символом рабства и напоминанием о наказании карийцев.
Принято считать термин «кариатида» собирательным названием, однако в архитектуре в то же время используется название канефора - женская скульптура с корзиной плодов или цветов на голове. Она изображает древнегреческую деву с жертвенными дарами, принимавшую участие в празднествах в честь богини Артемиды, Деметры-Цереры, Диониса-Вакха.

В античном зодчестве также использовались скульптурные изображения мужчин - атлантов (Древняя Греция) и теламонов (Древний Рим). Статуи олицетворяли мифологических титанов, поддерживающих небесный свод и в наказание за борьбу с олимпийскими богами обращенных в камень.
Первые, дошедшие до нашего времени, кариатиды украшали шести колонный портик Эрехтейона в афинском Акрополе, также известные как античные кариатиды часовни нимфы Пандросы.
В разные века интерес к использованию атлантов в декоративной отделке зданий то угасал, то вновь возрождался. Однако скульптурные изображения можно неизменно встретить практически во всех архитектурных стилях и течениях, что отчетливо прослеживается на примере памятников зодчества Санкт-Петербурга.

Барокко
Одним из наиболее ярких примеров этого периода можно считать использование кариатид и атлантов в оформлении внешнего убранства Екатерининского дворца, построенного в 1751 - 1756 годах по проекту архитектора Ф.-Б.Растрелли. Скульптурные композиции украшают центральную часть главного фасада. Первый этаж декорирован фигурами атлантов, а окна второго - обрамлены изваяниями кариатид, что подчеркивает парадность и пышность барочных форм.

Классицизм
Фигуры атлантов встречаются на северном фасаде Инженерного (Михайловского) замка, построенного в 1797-1801 годах по проекту архитектора В.И.Баженова. Традиционно их называют теламонами. Фасад венчается высоким аттиком с балюстрадой, который поддерживают шесть фигур атлантов.

Ампир
Необычное решение найдено архитектором А.Д.Захаровым при постройке Главного Адмиралтейства (1806-1823 гг.). Кариатиды предстали перед зрителем в образе «нимф, несущих небесную сферу». Две группы скульптур симметрично обрамляют въездную арку центральной башни Адмиралтейства.

Неоренессанс
Дом штаб-ротмистра И.В. Пашкова (Литейный пр., 39), построенный в 1841-1844 годах по проекту архитектора Г.А.Боссе, знаменит четырьмя кариатидами у парадного подъезда. Женские фигуры установлены на прямоугольных колонах и поддерживают открытый балкон второго этажа.

Необарокко
В оформлении фасадов дворца князей Белосельских-Белозерских, построенного в 1846-1848 годах по проекту архитектора А.И.Штакеншнейдера, поясные изваяния атлантов играют доминирующую роль. Шестнадцать фигур довершают портики колонн и пилястр коринфского ордера, при этом на набережную Фонтанки выходит фасад с шестью атлантами, на Невский проспект - с восьмью, а на Аничков мост смотрят еще два изваяния.

Эклектика
Дом Ратькова-Рожнова (1884 год, арх. М.Ф.Петерсон, П.Ю.Сюзор), выходящий на набережную канала Грибоедова, был перестроен для создания «Пассажа». Благодаря этому его фасад получил пышное декоративное убранство. Внимание привлекают сдвоенные кариатиды, поддерживающие эркер, симметрично установленные над боковыми балконами. Полуобнаженные женские фигуры, смотрящие друг на друга, являются лаконичным продолжением лепных кронштейнов.

Модерн
При постройке собственного доходного дома (1908-1909 гг.) техник В.С.Шорохов остановился на достаточно скромном, но оригинальном наборе декоративных элементов на фасаде. Главный вход украшен небольшим барельефом и двумя изображениями вазы. Весь остальной декор представлен четырьмя крылатыми кариатидами на уровне пятого этажа.

Неоклассицизм
Кооперативный дом 3-го Петроградского товарищества собственников квартир, расположенный на Каменноостровском проспекте 73-75, был построен в 1913-1914 гг. под руководством двух архитекторов: И.И. Яковлева и А.И. Зазерского. Здание выделяется своими неоклассическими формами, а также парадным двором-курдонёром. Углы фасадов довершают установленные друг напротив друга две пары кариатид - задрапированные женские статуи, подпирающие головами балконные выступы.

Сталинский ампир
В эпоху сталинского ампира (сталинского неоклассицизма) кариатиды использовались редко и подчас принимали необычную форму. Одним из ярких примеров могут служить жилые дома Сталепрокатного и проволочно-канатного завода на Большом проспекте Васильевского острова 87-89, построенные в 1950 году по проекту архитектора И.М.Чайко. Въезд во двор обрамляют два портика пилонов, увенчанных фигурами мифических животных. Скульптуры представляют собой гибрид пегаса и морского коня гиппокампуса.

Вне зависимости от стиля кариатиды и атланты являются выразительным средством художественного оформления экстерьеров зданий, колонн, арок, оказывая влияние на восприятие целостности архитектурного ансамбля.