Михаил Иванович Глинка — «отец» русской классической музыки. Краткая биография и произведения михаила ивановича глинки

Михаил Иванович Глинка

Имя Михаила Ивановича Глинки не случайно стоит в истории русского искусства рядом с именем Пушкина. Они были современниками, почти ровесниками (Глинка на пять лет моложе), композитор не раз обращался к творчеству поэта, писал романсы на его стихи, создал оперу «Руслан и Людмила».

Но к Пушкину обращались многие и до Глинки, и после него. Важно то, что у обоих гениальных художников была единая задача, блистательно ими решенная: найти дорогу, по которой русские художники выйдут в один ряд с классиками мирового искусства. Это сделали, прежде всего, они сами - Пушкин и Глинка, став основоположниками русской литературной и музыкальной классики. Пушкина и Глинку сближает и ясный, светлый и оптимистический взгляд на мир, вопреки всем его несовершенствам и противоречиям. Отсюда такая стройность и ясность их собственных произведений.

Глинка осознал свое призвание очень рано. В помещичьем доме села Новоспасского, близ города Ельни (ныне Смоленская область), где он родился и провел детские годы, музыка звучала постоянно: играл крепостной оркестр, музицировали приезжавшие в гости любители музыки. Миша Глинка учился играть на фортепиано, немного на скрипке, но более всего любил слушать музыку. «Музыка - душа моя»,- сказал однажды мальчик учителю, упрекавшему его за то, что на другой день после одного из домашних музыкальных вечеров он был необычно рассеян и думал вовсе не об уроках. Глинка М.И. Портрет.

Петербургский Благородный пансион, куда Глинка поступил тринадцати лет, дал ему хорошее образование. Среди учителей были люди, преданные науке, любившие искусство. Глинке посчастливилось: его ближайшим воспитателем - гувернером - стал молодой преподаватель русской словесности Вильгельм Карлович Кюхельбекер, лицейский товарищ Пушкина (в будущем участник восстания декабристов). Кюхельбекер организовал в пансионе литературное общество, куда вошли Глинка и Лев Пушкин, младший брат поэта. Продолжались и музыкальные занятия. Глинка учился у лучших петербургских педагогов, в частности у Шарля Майера, молодого пианиста, уроки которого вскоре превратились в совместное - на равных - музицирование. Но в глазах семьи обучение музыке будущего композитора было, как и у большинства его современников, лишь частью обычного светского воспитания. После пансиона Глинка поступил в ГУ путей сообщения

Окончив пансион, Глинка поступил на службу, ничего общего с музыкой не имевшую, - в Главное управление путей сообщения. По внешности жизнь его была похожа на жизнь других молодых людей его времени и его круга, но чем дальше, тем больше овладевала им жажда творчества, жажда музыкальных впечатлений. Он впитывал их всюду и везде - на оперных спектаклях, на любительских музыкальных вечерах, во время поездки на Кавказ для лечения, где слух его был поражен народной музыкой, совсем не похожей на европейскую. Он сочинял романсы, и некоторые из ранних его опытов мы и сейчас можем отнести к сокровищам русской вокальной музыки. Такова элегия на слова Е. Баратынского «Не искушай меня без нужды» или романс «Бедный певец» на слова В. Жуковского.

Звучащие в некоторых сочинениях раннего периода горечь и разочарование не были только данью романтической моде. Глинка, как и большинство русских честных людей, был глубоко потрясен разгромом декабрьского восстания 1825 года, тем более что среди восставших были и его товарищи по пансиону, и его учитель Кюхельбекер.

С детских лет Глинкой владела страсть к путешествиям, любимым его чтением были книги с описанием дальних стран. Не без труда преодолев сопротивление семьи, он в 1830 году отправился в Италию, привлекавшую его не только роскошью природы, но и музыкальными красотами. Здесь, на родине оперы, он ближе познакомился с творчеством всемирно известных композиторов, в частности баловня Европы Россини, а с Винченцо Беллини встретился и лично. Здесь впервые зародилась у Глинки мысль написать оперу. Замысел этот был еще не вполне ясен. Композитор знал лишь, что это должна была быть национальная русская опера, и при этом опера, в которой музыка была бы равноправной частью музыкальнно-драматического целого, а не включалась бы в действие в виде отдельных эпизодов.

Однако, чтобы написать такую оперу, нужно было обладать большим запасом знания и опыта. Знакомясь везде, где только можно было, с творениями великих мастеров. Глинка постиг уже многое. Но нужно было привести знания в порядок и систему. И вот, пробыв в Италии около четырех лет, наполненных незабываемыми впечатлениями от природы и искусства этой страны. Глинка осенью 1833 года отправился в Берлин, к известному «музыкальному знахарю», как он выразился в письме к матери, ученому-теоретику Зигфриду Дену. Нескольких месяцев занятий оказалось достаточно, чтобы Глинка почувствовал уверенность в себе и смог, вернувшись на родину, приступить к выполнению заветной мечты - к созданию оперы. Опера Глинки “Иван Сусанин”

Сюжет оперы был подсказан Глинке поэтом Жуковским. Это был исторический факт: подвиг крестьянина Ивана Сусанина, который во время войны с польской шляхтой, вторгшейся на нашу землю, чтобы посадить на русский трон польского королевича Владислава, завел вражеский отряд в глухой лес и там погиб, но погубил и врагов. Сюжет этот уже не раз привлекал внимание русских художников, поскольку события начала XVII века невольно ассоциировались с пережитым Россией нашествием Наполеона, а подвиг Сусанина - с подвигами известных и безвестных героев-партизан 1812 года. Но было одно сочинение, стоявшее особняком: поэтическая «Дума» Кондратия Рылеева – поэта-декабриста, воплотившего в ней прямой, бескомпромиссный, величественный характер крестьянина-патриота. Глинка с воодушевлением принялся за дело. Вскоре был готов и план оперы, и большая часть музыки. Но не было ее текста! И Жуковский посоветовал Глинке обратиться к барону К.Ф.Розену, довольно известному (хотя и не первого ранга) литератору. Розен был человеком образованным, чрезвычайно интересовался вопросами драматургии. Он восторженно приветствовал пушкинского «Бориса Годунова» и даже перевел его на немецкий язык. А главное, он умел писать стихи к уже готовой музыке.

27 ноября 1836 года опера о подвиге русского человека и русского народа увидела свет. Национальным был не только сюжет, но и музыка, основанная на принципах народного музыкального мышления, народного творчества. Как выразился тогда музыкальный писатель В.Одоевский, Глинке удалось «возвысить народный напев до трагедии». Это относится и к партии Сусанина, и к замечательным народным хорам. И как контраст простым и величественным народным сценам Глинка создал картину блестящего польского бала, на котором шляхта как будто заранее праздновала победу над русскими.
Опера Глинки “Руслан и Людмила”

Успех «Ивана Сусанина» окрылил Глинку, и он задумал новое сочинение - оперу «Руслан и Людмила». Но работа двигалась трудно и с перерывами. Отвлекала служба в придворной певческой капелле, не способствовала творчеству и домашняя обстановка - разлад с женой, которая оказалась человеком глубоко равнодушным к делу жизни Глинки.

Шли годы, и сам Глинка стал иначе смотреть на юношескую поэму Пушкина, видя в ней не только вереницу увлекательных приключений, но и нечто более серьезное: повесть о верной любви, побеждающей коварство и злобу. Поэтому только увертюра к опере летит на всех парусах, под стать поэме, все же действие развертывается неторопливо, эпически.

«Волшебник Глинка»,- назвал как-то композитора А. М. Горький. И действительно, необычайно ярко в опере нарисованы сцены в чертогах волшебницы Наины, в садах Черномора. В них преображены звуковые образы реальной действительности - и услышанные в юности напевы народов Кавказа, и персидская мелодия, бог весть какими путями залетевшая в Петербург, и мелодия, которую про себя напевал извозчик-финн, возивший Глинку на водопад Иматру…
Опера “Руслан и Людмила” (Голова) Глинки

«Руслан и Людмила» - сочинение, в котором мы и до сих пор открываем не расслышанные ранее красоты, в свое время было оценено по достоинству немногими. Но среди них, помимо русских друзей, был всемирно известный венгерский композитор и пианист Ференц Лист. Он переложил для фортепиано «Марш Черномора» и блестяще его исполнял.

Несмотря на жизненные трудности, в «руслановские годы» Глинка создал много и других замечательных произведений - музыку к драме Нестора Кукольника «Князь Холмский», цикл романсов «Прощание с Петербургом» - тоже на слова Кукольника. Памятью о глубоком чувстве Глинки к Екатерине Керн (дочери Анны Керн, в свое время воспетой Пушкиным) остался прекрасный романс «Я помню чудное мгновенье» и симфонический «Вальс-фантазия» - своего рода музыкальный портрет юной девушки на праздничном фоне бала.

Михаил Глинка с супругой

Весной 1844 года Глинка отправился в новое путешествие - во Францию, а оттуда - через год - в Испанию. Самобытная, горячая и страстная народная музыка Испании пленила Глинку и нашла творческое отражение в двух симфонических увертюрах: «Арагонской хоте» (хота - жанр испанских песен, «неразлучных с пляской», как говорил Глинка) и «Воспоминании о летней ночи в Мадриде»- сочинениях, которые Глинка, по его словам, хотел сделать «равно докладными знатокам и простой публике». Та же, в сущности, цель была поставлена и достигнута в знаменитой «Камаринской» - фантазии на темы двух русских песен, свадебной и плясовой. В этом сочинении, как сказал потом Чайковский, «как Дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка». Последние годы жизни Глинки были наполнены новыми замыслами.


Прославленный мастер, известный и на родине, и за рубежом, он не уставал учиться, осваивать новые формы искусства. В частности, его привлекали древнерусские церковные напевы, в которые было вложено вдохновение и мастерство многих поколений распевщиков, вышедших из народа. Найти для этих музыкальных сокровищ соответствующую им оправу должен был помочь старый знакомый Глинки Зигфрид Ден, теперь уже, конечно, не учитель, а друг и советчик. И Глинка, которым и в эти годы, как встарь, владела «охота к перемене мест», отправился в Берлин. Это было его последнее путешествие, из которого он уже не вернулся.

3 февраля (15 - по новому стилю) 1857 года Глинки не стало. Через несколько месяцев гроб с его телом был перевезена родину и захоронен в Петербурге. В последние годы жизни, в те недолгие месяцы, которые Глинка проводил в Петербурге, его окружали музыканты и любители музыки, представители более молодого поколения. Это были композиторы А. С. Даргомыжский и А. Н.Серов, братья Стасовы (Владимир - историк, археолог, критик и Дмитрий - юрист), В. П. Энгельгардт - музыкант-любитель, в будущем известный астроном. Все они боготворили Глинку, восхищались всем, что выходило из-под его пера. И для этого поколения, и для следующего, только еще вступавшего на музыкальную дорогу. Глинка стал учителем и основоположником.

Интересен и тот факт, что первым гимном Российской Федерации с 1990 по 2000 годы стала “Патриотическая песня” именно Михаила Ивановича Глинки. Гимн исполнялся без слов, общепризнанного текста для неё не было. Неофициальный текст планировали ввести в 2000 году:

Славься, славься, родина - Россия!
Сквозь века и грозы ты прошла
И сияет солнце над тобою
И судьба твоя светла.

Над старинным московским Кремлём
Вьётся знамя с двуглавым орлом
И звучат священные слова:
Славься, Русь - Отчизна моя!

Но новый Президент В. Путин выбрал мелодию советского гимна.

Основные сочинения.

Оперы:

  • «Иван Сусанин» (1836)
  • «Руслан и Людмила» (1843)
  • Музыка к трагедии Н. Кукольника “Князь Холмский» (1840)

Для оркестра:

  • «Вальс-фантазия» (1845)
  • 2 испанских увертюры - “Арагонская хота” (1846) и «Ночь в Мадриде” (1848)
  • “Камаринская” (1848)

Камерные ансамбли:

  • Большой секстет для фортепиано и струнных инструментов (1832)
  • Патетическое трио (1832) и др. сочинения
  • 80 романсов, песен, арий на стихи Пушкина, Жуковского, Лермонтова
  • цикл “Прощание с Петербургом» (слова Н. Кукольника).

Великий, талантливый русский композитор, положивший начало новому художественному языку в музыке. Именно он дал начало национальной русской опере, стал родоначальником русского симфонизма (художественный замысел раскрывается с помощью музыкального развития). Создал в камерной вокальной музыке один из важнейших жанров? классический русский романс.
Михаил Иванович Глинка родился в Смоленской губернии, в родовом имении в деревне Новоспасское, 1 июня (20 мая по старому стилю) 1804 года. Он был мальчик слабым и болезненным. До 10 лет его воспитанием занималась бабушка, женщина строгих правил и высокой морали. Самое первое образование Михаил получил в стенах родного дома. Слушая пение крестьян, оркестр крепостных музыкантов, мальчик рано начал проявлять интерес к музыке. Уже в десятилетнем возрасте он обучился игре на фортепиано, скрипке.
После смерти бабушки мать оформила ребёнка на учёбу Благородный пансион в Петербурге, воспитанниками которого были только дети дворян. Здесь юный Глинка знакомится Александром Пушкиным, навещавшим своего брата, Льва. Во время учёбы в пансионе Михаил берёт уроки музыки у пианиста К. Майера, повлиявшего впоследствии на формирование музыкальных пристрастий Глинки. В 1822г. учёба в пансионе была успешно закончена. К этому же периоду относится и начало музыкальной деятельности будущего композитора. Им были написаны первые романсы, среди которых «Не пой, красавица, при мне».
Жизнь и творчество
В 1823 г. Глинка уезжает на Кавказ для лечения. Во время этого путешествия композитор, помимо лечения, занимался изучением местного фольклора, легенд, любовался потрясающей красотой природы. После возвращения домой, под впечатлением от поездки, он начал сочинять оркестровую музыку. А в 1824г. устраивается на работу в Министерство путей сообщения в Петербурге. В это время он знакомится со многими творческими людьми, сочиняет произведения. Но спустя пять лет службы композитор понимает, что работа ограничивает его время на занятия музыкой. И поэтому он принимает решение уйти в отставку.
В 1830г. в связи с проблемами со здоровьем Глинка отправляется на лечение в Европу. Он посещает Италию, где параллельно с лечением берёт уроки композиции и вокала у знаменитых композиторов Беллини, Мендельсона, посещает оперу. К этому периоду относится написание романса «Венецианская ночь». В 1834г. композитор уезжает в Германию, где посвящает время изучению теории музыки у знаменитого учёного З. Дена. Именно тогда появляется идея создать национальную русскую оперу. Но обучение пришлось прервать (из-за смерти отца) и вернуться домой.
После возвращения в Россию все мысли композитора заняты музыкой. Он живёт в Петербурге, посещает поэтические вечера у В. Жуковского и мечтает сочинить свою первую оперу. Эта идея не давала ему покоя ещё в юные годы. Так родилась опера «Иван Сусанин», успешная премьера которой состоялась в Большом театре в 1836г. Эту дату можно смело назвать днём рождения русской патриотической оперы. А уже в 1842г. композитор окончил работу над второй оперой «Руслан и Людмила». Но это сочинение было менее успешным, подверглось критике. Не очень удачная премьера оперы и кризис в личной жизни сподвигнуло композитора на новое заграничное путешествие.
В 1845г. он поселился в Париже, где дал благотворительный концерт из своих произведений. После он отправился в Испанию, где прожил до 1847г. Здесь были созданы великолепные пьесы для оркестра «Арагонская Хота», «Воспоминание о летней ночи в Мадриде». Успокоившись эмоционально, композитор в 1851г. возвращается в Россию. Но в 1852г. слабое здоровье послужило поводом для отъезда в Испанию, потом в Париж. В 1855г. был сочинён романс «В минуту жизни трудную».
С 1856г. Глинка окончательно стал жить в Берлине, где занимался изучением творчества И. Баха и других знаменитых музыкантов. Скончался великий композитор в 1857г., 15 февраля в Берлине и похоронен на местном кладбище. Вскоре, благодаря его сестре, его перезахоронили в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище.

РУССКИЙ МАЭСТРО МИХАИЛ ГЛИНКА

Вошел в историю мировой музыки как основатель русской национальной оперы. Его композиторский талант не всегда одобряли, иногда подвергали критике и насмешкам, но композитор выдержал все испытания с честью и занял заслуженное место в плеяде великих музыкантов.

Польский дворянин

Родиной Михаила Глинки была Смоленская губерния, где в селе Новоспасское жило его семейство со времен прадеда – польского шляхтича, который присягнул на верность царю и продолжил военную службу в России.

Родители Михаила приходились друг другу троюродными братом и сестрой. Поэтому отцу Глинки – Ивану Николаевичу нужно было получить разрешение архиерея на брак с троюродной сестрой. Молодых обвенчали и прожили они много лет в счастье и согласии, вырастив девятерых детей.

Потомственный польский дворянин Михаил Иванович Глинка родился в усадьбе своих родителей 1804 года. Отец, который был капитаном в отставке, не жалел денег на благоустройство своего села, за что крестьяне его безмерно любили. За несколько лет поселение буквально преобразилось, в нем появились улицы с мостами, парк в английском стиле, крестьянские дома были выбелены мелом, а сам господский особняк был двухэтажным и имел 27 роскошно обставленных комнат.

Однако никакое богатое убранство дома не помешало Михаилу проникнуться простым сельским бытом, общаться с крестьянами на равных, понимать их проблемы, почитать традиции и тяготеть к простому народному творчеству. По мнению критиков того времени, впечатления детских лет, проведенных в селе, нашли отражение в лучших произведениях Михаила Глинки . Композитор вел автобиографические записки, в которых и сам подтверждал, что услышанные в детстве песни стали причиной его глубокой любви именно к русской музыке. С детства он выучился игре на скрипке и фортепиано, уже тогда пробовал сочинять музыку, замечательно пел и так же хорошо рисовал.

Вскоре после Отечественной войны 1812 года родители отправили Михаила на учебу в Петербург. В столице молодому человеку выпала честь познакомиться со знаменитыми людьми своего времени. В первую очередь, это были Евгений Баратынский, Александр Пушкин и Василий Жуковский. А в институте куратором курса Глинки был друг Пушкина со времен лицея Вильгельм Кюхельбекер. Крепкая дружба завязалась тогда между Михаилом Глинкой и писателем и композитором Владимиром Одоевским.

Искушение музыкой

В те годы понял, что тяга к музыке – не простое увлечение. Он стал брать частные уроки у известных педагогов того периода – Джона Филда и Карла Цейнера. Глинка изучал европейскую классическую музыку, музицировал в знатных салонах, начал пробовать свои силы в композиторском искусстве. Вскоре его старания увенчались успехом, у него появились произведения в разных жанрах. Уже тогда в музыкальных кругах знали его романсы на слова Баратынского «Не искушай меня без нужды» и Пушкина «Не пой, красавица, при мне». Но сам композитор был недоволен тем, что у него получалось.

В 1823 году Михаил Иванович отправился на Кавказ, познакомился с музыкой разных народов, потом несколько лет проработал в управлении путей сообщения, а в 26 лет решил окончательно посвятить себя творчеству и поехал в колыбель музыкальной культуры – Милан.

Первая опера

Проникшись итальянским духом, композитор сочиняет пьесы на основе известных опер и пишет музыку для инструментальных ансамблей. В 1833 году он переехал в Германию, где под руководством Зигфрида Дена начал изучать неведомые ему страницы теории музыки. В Германии его застало известие о кончине отца, и Глинка срочно выехал на родину, имея уже в планах создание национальной оперы.

Когда он поделился мыслями и задумкой с Василием Жуковским, тот предложил ему взять за основу сюжет об Иване Сусанине. В это же время сделал предложение 17-летней Марье Ивановой (которой посвятил романс «Только узнал я тебя»), в апреле 1835 года они обвенчались и уехали в родную деревню композитора, где он принялся за будущую оперу «Жизнь за царя».

Через год произведение было готово, но поставить его на сцене оказалось делом совсем непростым. Препятствовал этому директор императорских театров Александр Гедеонов. Он передал партитуру на рассмотрение капельмейстера Кавоса, у которого была своя опера на аналогичную тему. Но тот поступил благородно, написал лестный отзыв о произведении Глинки и снял свою оперу с репертуара. Вот только Гедеонов отказался платить гонорар Михаилу Ивановичу за его оперу.

Национальная эпопея Михаила Глинки

Премьера прошла с грандиозным успехом в ноябре 1836 года. Глинка не мог поверить своему счастью. Сам император долго высказывал ему благодарные слова, а критики назвали «Жизнь за царя» национальной героико-патриотической эпопеей.

Не обошлось без интриг и на премьере оперы. Один из зрителей громко выкрикнул, что произведение это достойно лишь кучеров. В ответ на это в своих автобиографических записках Глинка отметил, что согласен с этой оценкой, поскольку кучера дельнее многих господ.

На фоне творческого успеха ухудшились семейные отношения Михаила с Марьей. Он понял, что влюбился в придуманный идеализированный образ и быстро разочаровался в жене, которую больше интересовали балы и наряды, нежели творческие планы супруга. Официальный развод затянулся на целых шесть лет. Марья за это время успела закрутить роман с неким корнетом, а сердце Глинки залечивала от душевных ран Екатерина Керн – дочь музы Пушкина Анны Керн.

Вдохновленный Пушкиным

Благодаря удачной постановке «Жизни за царя» стал капельмейстером при дворе, а через два года уехал в Украину отбирать самых талантливых певчих для капеллы. Среди тех, кто отправился назад с композитором, был и Семен Гулак-Артемовский, который впоследствии стал знаменитым композитором и автором первой украинской оперы «Запорожец за Дунаем».

Михаил Иванович задумал новую оперу по сюжету пушкинской «Руслана и Людмилы». Он мечтал поработать с великим поэтом, но скоропостижная смерть Пушкина все перечеркнула. Глинка шесть лет работал над оперой «Руслан и Людмила», постоянно репетировал с артистами, совершенствовал свое творение и в ноябре 1842 года выдал на суд публики. Критики и бомонд были совсем неблагосклонны к произведению Михаила Глинки , а князь Михаил Павлович даже говорил, что отправляет провинившихся солдат слушать оперу Глинки в виде наказания.

Европейское признание Михаила Глинки

В защиту своего друга встал Владимир Одоевский, который назвал оперу роскошным цветком на почве русской музыки. Он же помогал Михаилу Ивановичу в создании декораций, в особенности для сцены Черномора. Глинка долго размышлял над тем, что же должно быть в сказочном саду, пока Одоевский не принес ему книгу одного немецкого натуралиста, в которой микроорганизмы были изображены в сильно увеличенном виде. Эта идея поразила композитора, а зрители были в восторге от увиденных декораций.

с сестрой

Будучи на гастролях в Петербурге в 1843 году, в театр на оперу Глинки «Руслан и Людмила» специально приходил венгерский пианист-виртуоз и композитор . Он давно проявлял горячий интерес к русской музыке, поэтому пришел проникнуться ею и понять еще глубже. Лист был настолько впечатлен увиденным и услышанным, что переложил для фортепиано «Марш Черномора» и блестяще исполнил его на одном из своих выступлений. Такое признание европейского композитора сыграло значительную роль в карьере Михаила Глинки . Вскоре композиторы познакомились лично и нередко встречались в музыкальных кругах. Ференц часто просил Михаила Ивановича спеть романсы, сам же аккомпанировал или играл свои произведения.

Сестра Глинки просила у Листа разрешения написать ему посвящение при публикации произведений своего брата, на что Ференц отозвался с искренней благодарностью.

Угасшее чудное мгновенье

Жизнь Глинки была наполнена не только творчеством, но и личными трагедиями и переживаниями. Пока шел бракоразводный процесс, он строил отношения с Екатериной Керн. Ей посвятил романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина, которые были написаны для ее матери. Девушка ждала, что вот-вот они смогут создать семью. В 1841 году Екатерина забеременела, развод все никак не регистрировали, девушка страдала и требовала от Глинки решительных действий. Тогда композитор не смог позволить ей родить внебрачного ребенка и дал много денег на аборт, о котором позже очень сожалел. Чтобы вся ситуация не стала достоянием общества, девушка уехала почти на год в город Лубны Полтавской губернии. За это время пылкое чувство композитора к Екатерине угасло, и возобновить отношения они так и не смогли, хотя Керн сохранила любовь к Глинке до конца своих дней.

Русский классик

Михаил Иванович впал в отчаяние. Опера «Руслан и Людмила» почти провалилась, отношения с Керн потерпели фиаско, заказов на новые произведения не поступало, казалось, что родина просто отвернулась от своего композитора. Тогда он принял решение снова уехать в Европу. Путешествуя по Франции и Испании, он написал «Арагонскую хоту» и увертюру «Ночь в Мадриде». Тогда же была создана знаменитая оркестровая фантазия «Камаринская», в которой по меткому выражению Петра Чайковского была заключена вся русская симфоническая школа.

В феврале 1857 года его опера «Жизнь за царя» с успехом прошла в Берлине. Выйдя с премьеры на холодный зимний ветер, Михаил Иванович простудился и заболел воспалением легких. Умирал он мучительно, а на родине об этом даже никто не знал. Композитора не стало 1857 года. О его кончине в России узнали только через три месяца и перевезли прах в петербургскую Александро-Невскую лавру.

И только после смерти композитора к нему пришло всеобщее признание. На всех сценах империи стали ставить две его оперы, а Михаила Ивановича Глинку признали классиком русской музыки. Впервые на мировом музыкальном Олимпе появился русский автор, который сформировал композиторскую школу своей страны и стал громким именем в европейской культуре.

ФАКТЫ

На репетициях «Руслана и Людмилы» у исполнительницы партии Гориславы Эмилии Лилеевой никак не получалось воскликнуть «О!» перед фразой «мой Ратмир». Однажды Михаил Иванович тихо подкрался к певице и в нужный момент сильно ущипнул ее за руку, от этого девушка произнесла совсем неподдельное «О!». Глинка попросил ее и впредь так петь.

Однажды «тайно» аккомпанировал молодому певцу Николаеву. Тот узнал о том, что перед ним сам маэстро только после того, как исполнил почти все его романсы. Узнав, что пел самому автору, он смутился, но услышал от композитора замечательный совет: никогда не петь в обществе дилетантов, ибо они могут избаловать похвалой и засыпать никчемной критикой, а настоящие музыканты могут дать только полезные наставления.

Глинка умер 3 (15) февраля 1857 года в Берлине. Жизнь и творчество Глинки в период с 1823 по 1830 годы были весьма насыщены. Творчество М.И.Глинки (1804-1857) обозначило новый, а именно – классический этап развития русской музыкальной культуры. В 1830 году отправился в Италию, по пути был в Германии.

Глинке принадлежит выдающаяся историческая роль в русской классической музыке. Творчество Глинки отразило передовые устремления времени. В детстве он обучался игре на фортепиано и скрипке.

В 1830-1834 годах Глинка жил в Италии, Австрии и Германии, знакомясь с музыкальной культурой этих стран, совершенствуя свои познания в области теории музыки. Образы народной поэтической фантазии, запечатленные в юношеской поэме Пушкина, воплотились в опере Глинки с подлинно эпическим размахом. В годы работы над «Русланом» была написана также музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (1840) и многочисленные романсы. В 1844 году Глинка предпринял вторую поездку за границу.

В последний период жизни творческая активность Глинки несколько снизилась. Обращаем ваше внимание, что в России Uber работает только в Москве и Санкт-Петербурге. А Gettaxi еще в Нижнем Новгороде и Новосибирске. Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга.

Творчество М.И.Глинки - произведения, жанры, анализ

Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки. В 1822-1823 годах Глинка написал широко известные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина и другие. В эти же годы он познакомился с известными Василием Жуковским, Александром Грибоедовым и другими. Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин».

Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к отъезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, и лишь в 1847 году вернулся на родину. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и там перезахоронен. Наследие Глинки для детей включает романсы, песни, симфонические фантазии, а также оперу «Руслан и Людмила», которая стала еще более сказочной после воплощения ее в музыке великим композитором.

После «Руслана и Людмилы» Глинка приступает к работе над оперой-драмой «Двумужница» (последнее десятилетие) по А.Шаховскому, которая осталась неоконченной. Ко времени расцвета гения М.Глинки Россия уже обладала богатой традицией в области жанра русского романса. Имея равное значение в истории русского романса, живя и творя в одно время, Глинка и Даргомыжский идут разными путями в реализации своих творческих принципов. Глинка в вокальном творчестве остается лириком, считая главным – выражение эмоций, чувств, настроений.

Музыка Глинки синтезирует лучшие достижения европейской музыкальной культуры с национальной традицией. Неоценимый вклад М.Глинка внес в развитие инструментовки, создав первое русское пособие в данной области («Заметки об инструментовке»). Кроме того, М.Глинка выступает ярким мастером полифонии.

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года. Говорят, что при рождении Михаила, возле его дома всё утро пели соловьи. Михаил Глинка рос набожным мальчиком. Воспитанием сына начинает заниматься его мать. Через четыре года Глинка начнет обучаться игре на скрипке и фортепьяно. В столице Михаил Иванович берет частные уроки у сильнейших музыкантов своего времени. Интересный, факт, что одноклассником Михаила был младший брат Александра Пушкина – Лев. Великий поэт частенько навещал брата, так Глинка и познакомился с Пушкиным.

Глинка, был человеком творческим, естественно нуждающимся в общение с интересными людьми. В 1834 году Глинка возвращается на Родину, в его голове множество мыслей.

После оперы «Жизнь за царя», композитор написал такие гениальные произведения, как «Руслан и Людмила», «Камаринская», «Ночь в Мадриде», «Вальс – фантазия». Глинка много путешествовал по Европейским странам, открывал для себя новые горизонты и просторы для полета мысли и творчества. В конце жизни, Михаил Иванович стал сочинять и переделывать церковные мелодии. Михаил Иванович был замечательным композитором, творчество которого пронесено русским народом через десятки лет. Глинка был не только талантливым композитором, но и истинным патриотом.

Внимания заслуживает все творчество Глинки. В народной песне Глинка открыл неиссякаемый источник поэзии и создал подлинно демократическое национальное искусство. Жизнь и творчество Глинки в этой стране протекают успешно, легко и непринужденно. Творчество Глинки становится более свободным от чужого влияния, он к нему относится сознательней. Весной 1834 года Михаил приезжает в Новоспасское.

Камерно-инструментальное творчество Глинки (кратко)

Осенью 1834 года приезжает в Петербург, где посещает литературные и дилетантские кружки. Премьера «Жизни за царя» произошла 27 ноября 1836 г. В. Одоевский по достоинству оценил ее. Император Николай I подарил за это Глинке перстень за 4000 рублей. В 1839 году по ряду причин Глинка подает в отставку. В этот период продолжается плодотворное творчество.

Обобщив достижения своих предшественников, он заложил основы национального музыкального стиля, открыл, подобно Пушкину в литературе, классический период в истории русской музыки. С вольнолюбивой поэзией Пушкина и декабристов его искусство сближают гуманизм, идеи патриотического служения народу.

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. Памятники Михаилу Ивановичу Глинке были установлены в Болонье, Киеве, Берлине. Множество произведений в биографии Михаила Глинки были написаны во время заграничных поездок. Появившаяся на свет спустя ровно 6 лет опера Глинки «Руслан и Людмила» (1842) была встречена отрицательно, в отличие от «Ивана Сусанина», восторженно принятого.

Творчество М.И.Глинки (1804-1857) обозначило новый, а именно – классический этап развития русской музыкальной культуры. Композитор сумел сочетать лучшие достижения европейской музыки с национальными традициями отечественной музыкальной культуры. В 30-е годы музыка Глинки еще не обладала широкой популярностью, но вскоре все поймут:

«На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок. Берегите его! Он цветок нежный и цветет раз в столетие» (В.Одоевский).

  • с одной стороны, сочетание романтических музыкально-языковых выразительных средств и классических форм.
  • с другой, основой его творчества выступает мелодия как носитель обобщенного смыслообраза (интерес к конкретным деталям и декламации, к которым композитор прибегал нечасто, будет более характерен для А.Даргомыжского и ).

Оперное творчество М.И.Глинки

М.Глинка принадлежит к новаторам, открывателям новых музыкальных путей развития, является создателем качественно новых жанров в русской опере:

героико-историческая опера по типу народной музыкальной драмы («Иван Сусанин», или «Жизнь за царя»);

— эпическая опера («Руслан и Людмила»).

Эти две оперы были созданы с разницей в 6 лет. В 1834 он начинает работу над оперой «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), задуманную первоначально как оратория. Окончание работы над произведением (1936) – год рождения первой русской классической оперы на исторический сюжет, источником для которого послужила дума К.Рылеева.

Михаил Иванович Глинка

Особенность драматургии «Ивана Сусанина» заключается в сочетании нескольких оперных жанров:

  • героико-исторической оперы (сюжет);
  • черты народной музыкальной драмы . Черты (не полное воплощение) – потому что в народной музыкальной драме образ народа должен пребывать в развитии (в опере он – активный участник действия, но статичен);
  • черты эпической оперы (неторопливость сюжетного развития, особенно в начале);
  • черты драмы (активизация действия с момента появления поляков);
  • черты лирико-психологической драмы , связанные, в основном, с образом главного героя.

Хоровые сцены этой оперы восходят к ораториям Генделя, идеи долга и самопожертвования – к Глюку, живость и яркость характеров – к Моцарту.

Появившаяся на свет спустя ровно 6 лет опера Глинки «Руслан и Людмила» (1842) была встречена отрицательно, в отличие от «Ивана Сусанина», восторженно принятого. В.Стасов – единственный, пожалуй, из критиков того времени, кто понял истинное ее значение. Он доказывал, что «Руслан и Людмила» – не неудачная опера, а произведение, написанное по совершенно новым драматургическим законам, неведомым прежде оперной сцене.

Если «Иван Сусанин», продолжая линию европейской традиции , тяготеет более к типу драматической оперы с чертами народной музыкальной драмы и лирико-психологической оперы, то «Руслан и Людмила» являет собой новый тип драматургии, получивший название эпической. Качества, воспринятые современниками как недостатки, оказались важнейшими сторонами нового оперного жанра, восходящего к искусству былины.

Некоторые его характерные особенности:

  • особый, широкий и неторопливый характер развития;
  • отсутствие прямых конфликтных столкновений враждебных сил;
  • картинность и красочность (романтическая тенденция).

Оперу «Руслан и Людмила» часто называют

«учебником музыкальных форм».

После «Руслана и Людмилы» композитор приступает к работе над оперой-драмой «Двумужница» (последнее десятилетие) по А.Шаховскому, которая осталась неоконченной.

Симфоническое творчество Глинки

Словами П.Чайковского о «Камаринской» можно выразить значение творчества композитора в целом:

«Русских симфонических сочинений написано много; можно сказать, что имеется настоящая русская симфоническая школа. И что же? Вся она в „Камаринской», подобно тому, как весь дуб в жёлуде…».

Музыка Глинки обозначила следующие пути развития русского симфонизма:

  1. Национально-жанровый (народно-жанровый);
  2. Лирико-эпический;
  3. Драматический;
  4. Лирико-психологический.

В этой связи особо стоит отметить «Вальс-фантазию» (в 1839 г. написана для фортепиано, позднее были оркестровые редакции, последняя из которых относится к 1856г., представляет 4-е направление). Жанр вальса оказывается у Глинки не просто танцем, а – психологической зарисовкой, выражающей внутренний мир (здесь его музыка продолжает развитие тенденции, впервые проявившейся в творчестве Г.Берлиоза).

Драматический симфонизм традиционно связан с именем, в первую очередь, Л.Бетховена; в русской музыке наиболее яркое развитие получает в связи с творчеством П.Чайковского.

Новаторство композитора

Новаторский характер произведений Глинки в полном объеме выражено в связи с линией народно-жанрового симфонизма, характеризующегося следующими чертами и принципами:

  • тематическую основу произведений, как правило, составляет подлинный народно-песенный и народно-танцевальный материал;
  • широкое использование в симфонической музыке средств и приемов развития, характерных для народной музыки (например, различные приемы вариантно-вариационного развития);
  • подражание в оркестре звучанию народных инструментов (или даже их введение в оркестр). Так, в «Камаринской» (1848) скрипки зачастую подражают звучанию балалайки, а в партитуры испанских увертюр («Арагонская хота», 1845; «Ночь в Мадриде», 1851) введены кастаньеты.

Вокальные произведения Глинки

Ко времени расцвета гения этого композитора Россия уже обладала богатой традицией в области жанра русского романса. Историческая заслуга вокального творчества Михаила Ивановича, равно как и А.Даргомыжского, заключается в обобщении опыта, накопленного в русской музыке первой половины XIX в. и выведении его на классический уровень. Именно в связи с именами этих композиторов русский романс становится классическим жанром отечественной музыки . Имея равное значение в истории русского романса, живя и творя в одно время, Глинка и Даргомыжский идут разными путями в реализации своих творческих принципов.

Михаил Иванович в своем вокальном творчестве остается лириком , считая главным – выражение эмоций, чувств, настроений. Отсюда – господство мелодии (лишь в поздних романсах появляются черты декламации, например, в единственном вокальном цикле из 16 романсов «Прощание с Петербургом» на ст. Н.Кукольника, 1840). Главное для него – общее настроение (опирается, как правило, на традиционные жанры – элегию, русскую песню, балладу, романс, танцевальные жанры, т.д.).

Говоря в целом о вокальном творчестве Глинки, можно отметить:

  • преобладание в романсах раннего периода (20-е гг.) жанров песни и элегии. В произведениях 30-х гг. чаще всего обращался к стихам .
  • в романсах позднего времени появляется тенденция к драматизации («Не говори, что сердцу больно» — наиболее яркий пример проявления декламационного стиля).

Музыка этого композитора синтезирует лучшие достижения европейской музыкальной культуры с национальной традицией. Наследие первого русского музыкального классика в стилистическом плане сочетает 3 направления:

  1. Как представитель своего времени, Глинка – выдающийся представитель русского художественного ;
  2. (в идейном плане выражается в значимости образа идеального героя, ценности идей долга, самопожертвования, нравственности; опера «Иван Сусанин» показательна в этом плане);
  3. (средства музыкальной выразительности в области гармонии, инструментовки).

Композитор также реализуется в жанрах драматической музыки

(музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский», романс «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом»); порядка 80 романсов связаны с лирической поэзией (Жуковский, Пушкин, Дельвиг, Кукольник, т.д.).

Камерно-инструментальное творчество составляют такие произведения Михаила Ивановича:

  • фортепианные пьесы (вариации, полонезы и мазурки, вальсы, т.д.),
  • камерные ансамбли («Большой секстет», «Патетическое трио»), т.д.

Оркестровка у Глинки

Неоценимый вклад композитор внес в развитие инструментовки, создав первое русское пособие в данной области («Заметки об инструментовке»). Работа включает 2 раздела:

  • общеэстетический (с указанием задач оркестра, композитора, классификациями и т.д.);
  • раздел, содержащий характеристики каждого музыкального инструмента и его выразительных возможностей.

Оркестровка М.Глинки отличается точностью, тонкостью, «прозрачностью», что отмечает Г.Берлиоз:

«Его оркестровка – одна из самых легких, живых в наше время».

Кроме того, музыкант выступает ярким мастером полифонии. Не будучи чистым полифонистом, он блистательно ею владел. Историческая заслуга композитора в этой области заключается в том, что он сумел сочетать достижения западноевропейской имитационной и русской подголосочной полифонии.

Историческая роль композитора М.И.Глинки

Она заключается в том, что он:

  1. Стал основоположником русской классической музыки;
  2. Проявил себя как ярчайший новатор и открыватель новых путей в развитии отечественной музыкальной культуры;
  3. Подвел итог предшествующим исканиям и синтезировал традиции западноевропейской музыкальной культуры и особенности русского народного творчества.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь