Молодежные субкультуры великобритании. Виды субкультур великобритании

Субкультуры Англии ХХ века. Стиль, идеология.

Введение. Понятие субкультуры

Субкультура (лат. sub - под и cultura - культура; подкультура) - понятие, обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Понятие «субкультура» обычно выражает мнение строго противоположное идеям морали и законам общества, молодые люди, желавшие самовыражения, нуждались так же и в том, чтобы отличать «своих» от «чужих», разделяясь по музыкальным, модным и жизненным предпочтениям. Особенно массовым это явление стало после окончания войны, когда 70% молодежи примкнули к той или иной субкультуре. В данной статье были исследованы наиболее яркие и значимые субкультуры Англии ХХ века.

В ментальной карте можно увидеть большее количество субкультур Англии ХХ века, а так же те, которые были более подробно изучены в статье.

С помощью ресурса инфографики Venngage наглядно и кратко отображены наиболее важные аспекты стиля, ценностей, мировоззрения и образа трех исследуемых субкультур.

Тедди-бойз

Британские исследователи в качестве первой молодежной субкультурной группы называют «" тедди-бойз" » . Эта группа заявила о себе в середине 1950 -х годов. «Тедди », подрабатывая себе на карманные расходы неквалифицированным трудом, стали относительно независимы в финансовом отношении от своих семей и могли тратить эти деньги на свои нужды. Их потребности были невелики: кафе, кино, дискотеки. Но главной их культурной нишей стал американский рок-н-ролл. Как отмечают английские ученые, облик «тедди » сочетал в себе черты английского джентльмена и американского шулера: длинный драповый пиджак с бархатным воротником, брюки дудочкой, ботинки на микропоре, галстук-шнурок. «Тедди » были возмутителями британского спокойствия в кинотеатрах и танцзалах, где происходило активное освоение ими рок-н-ролла. Процесс этот часто заканчивался массовыми драками и актами вандализма. «Тедди » были консервативных ценностей, иногда им был присущ агрессивный национализм (расовые беспорядки). «Тедди » исчезли к 1964г . Однако именно они заявили о молодежи не как о возрастной, но как о социальной группе.

Моды

«Британский феномен» – моды - появился в 1962 году. Но существует мнение, что первое упоминание о модах в СМИ в 1962-63 годах было, собственно, не началом движения, а его лебединой песней. Именно тогда идеология была принесена в жертву популяризации и доступности. Моды жили в своём собственном тесном мире, куда попадали только избранные. И достаточно было перекинуться несколькими словами, бросить беглый взгляд на одежду, чтобы понять – «свой» или нет. Именно тогда появилось то, что впоследствии стали называть «дресс-кодом» молодёжных субкультур. Они презирали массовую культуру, рассчитанную на «среднего обывателя», для них сам этот термин был унизителен. Но, несмотря на все эти условности, нельзя сказать, что у модов был свой манифест.

Главной целью было просто жить и получать от жизни максимум удовольствия , причём жить только так, как они считали нужным.

Многие из них при первой возможности покидали родительский дом и снимали за небольшие деньги какую-нибудь развалюху на окраинах или вообще в пригороде. Жильё не было основной статьёй их расходов – львиная доля заработка уходила на одежду, музыку и скутеры.

Моды , так называемой первой волны, предпочитали слушать американский чёрный джаз, блюз и соул – тогда это были близкие стили, и зачастую их называли просто соул. Из британских исполнителей их интересовало творчество Georgie Fame, Chris Farlowe, Zoot Money Big Roll Band, Long John Baldry, Graham Bond Organization и т. д. Диски этих звукозаписывающих компаний изначально были редкостью на туманном Альбионе, ими можно было гордиться не меньше, чем дорогой одеждой и хорошим скутером. Вообще, пластинки в культуре модов были и остаются одним из самых ценных фетишей.

Панки

Невозможно оставить без внимания панк-культуру . Слово «punk » в английском языке многозначно, но до появления панк-рока в большинстве случаев использовалось как ругательство.

Именно первая волна панка в Великобритании (1976 -1978 ) считается панк-эрой и рассматривается большинством исследователей. В ней можно выделить две основные тенденции. Во-первых, существовало "ядро" панка - среда, в которой провозглашенные лозунги были центром мировоззрения и социального действия. Эту среду можно с уверенностью отнести к явлению контркультуры, к протестному образованию. С другой стороны, происходит использование идеи панка, появляются псевдо-панки , использующие язык субкультуры, ее стиль, но игнорирующие ее идейное содержание. Цель таких культурных образований - зарабатывание денег и опошление понятий культуры Панка . В этом случае их можно определить как явления массовой культуры.

Панки отличаются пёстрым эпатажным имиджем . Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 80-х у панков стала модной причёска «ирокез». Среди панков популярны также кеды. Куртка-косуха - была перенята, как рок-н-ролльный атрибут из 50-х , когда мотоцикл и рок-н-ролл были неотделимыми компонентами. Панки первой волны стремились вернуть рок-музыке ту же нарочитую задиристость и драйв, которые со временем отняла массовая коммерциализация музыки. В одежде преобладает стиль «DEAD». Панки наносят черепа и знаки на одежду и аксессуары, носят напульсники и ошейники из кожи с шипами, заклёпками и цепями. Многие панки делают татуировки. Представители этого движения любят рваные протёртые джинсы, а цепи от собачьих поводков прицепляют к джинсам. Американская группа «Ramones» считается первой группой, игравшей музыку в стиле «панк-рок». Первыми британскими панк-группами признаны «Sex Pistols», «The Damned» и «The Clash».

Элементы одежды

С помощью ресурса WordItOut удалось исследовать, к каким элементам одежды три эти субкультуры уделяли наибольшее или наименьше внимание.

На данном облаке слов можно увидеть различия и сходства исследуемых субкультур. Для исследования был взят текст , в котором собраны основные черты стиля и образов Тедди, Модов и Панков. Рассматривая сходства и различия данных молодежных тенденций ХХ века, можно сделать вывод, что особое внимание во всех трех субкультурах уделялось обуви, а в частности, ботинкам.

Влияние на современную культуру

Рассмотрев лишь несколько молодежных неформальных течений Великобритании, можно увидеть сильное влияние на молодое поколение в целом. Подростки во все времена составляли особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии школьника. "Молодежная субкультура" - система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.

Неформальные молодежные движения получили заметное развитие в 20–м веке . Субкультура молодежи , являясь одним из институтов, факторов социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. Молодежная субкультура носит развлекательный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. В России , как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры . Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами телевидения, музыкой. Эти вкусы и ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством , оказывающим деморализирующее и дегуманизирующее воздействие.

Молодежь никогда не хочет быть «как все». Неудивительно, что именно в Англии, подарившей миру самый качественный рок на свете (а потом и попсу, конечно, но это - отдельная история), в 50-е годы зародилось само понятие «субкультуры». Хотя «субкультура» обычно выражает строго противоположное идеям морали и законам общества, молодые люди, желавшие самовыражения, нуждались так же и в том, чтобы как-то отличать «своих» от «чужих», разделяясь по музыкальным, модным и даже жизненным предпочтениям. Особенно массовым это явление стало после окончания войны, когда 70% юных и задиристых примкнули к той или иной группе.

ТЭДЫ (или ТЭДДИ)

Тэды (в Советском Союзе известные так же, как «стиляги») появились на волне популярности рок-н-ролла в 50-х. Особенно, конечно, американского рок-н-ролла и британских звезд, вроде Адама Фейта и Клиффа Ричарда. Стиль одежды выбрали себе «эдвардианский», что подразумевало: хорошего покроя пальто до колена, брюки-дудочки, бархатные воротники, замшевые (или лакированные) остроносые ботинки и много-много геля на волосах, чтобы «поставить правильный» кок. Девушки-тэды носили плиссированные юбки, или юбки-карандаши, подвернутые до колен джинсы, белые рубашки или майки в обтяжку, элегантные маленькие сумочки и шейные платки. Неудивительно, что Тэды, даже не из слишком богатых семей, стали завсегдатаями портных на Сивил-Роу.

МОДЫ (или МОДЕРНИСТЫ)

В 60-х на смену Тэдам пришли Моды, выбрав своим стилем микс из джазовых модернистов 50-х и традиции не слишком состоятельных людей одеваться дороже, чем они могут себе позволить. По сути, Моды стремились выглядеть как бизнесмены среднего класса. Носили исключительно итальянское, или сшитое на заказ, стриглись в салонах «Видал Сасун» и водили скутеры «Веспа». По сути, Моды являлись предтечей современных хипстеров. Кстати, модой на тощих девушек мы обязаны именно им, возведшим иконой стиля девочку-веточку Твигги. Модой на мини-юбки, гольфы до колен, и мешковатые свитера/куртки - тоже.
Что же касается музыкальных предпочтений, то для Модов авторитетом являлся чернокожий джаз, ска, ну, и парочка-тройка белых - чего уж там, пусть будут - например, Small Faces, The Who и Kinks. Настоящие моды ввели моду (извините за тавтологию) на метамфитамины, позволявшие им тусить всю ночь напролет, не уходя с танцпола.

РАСТА

Но нельзя забывать и о том, что в Англии уже много веков живут не только белые. Афро-карибские лондонцы конца 60-х избрали своим стилем Растафарианство. Скорее всего, конечно, в пику белым - им можно, а мы что, хуже? Поэтому улицы крупных городов наводнили люди с дрэдами, одетые непонятно во что, но обязательно яркое, курящие ганджубас и громко слушающие регги. То есть, пытались убедить окружающих, что ни фига они не то, что называют «вест-индийскими иммигрантами», а самые что ни на есть настоящие ниггеры со своей офигенной, бро, культурой. К сожалению, столь открытая демонстрация своей национальной идентичности, часто приводила к стычкам и мелким бойням, и в итоге породила течение… Скинов.

СКИНЫ (или СКИНХЭДЫ)

Вы не поверите, но изначально, в середине 60-х, Скины появились, как белая альтернатива Раста. Мальчики и девочки из рабочих (и только рабочих) районов настолько восхищались свободой растаманов, что тоже слушали рэгги и ска. Только одевались по-другому: вместо яркой одежды - прямые джинсы цвета индиго (исключительно демократичных марок Levi’s, Lee или Wrangler) или то, что раньше называлось слаксами, на ногах носили только тяжелые ботинки Dr. Martens, а волосы брили наголо вне зависимости от пола. Собственно, откуда и название - «кожаноголовые». Так же, как элемент стиля присутствовали клетчатые рубашки, джинсовые куртки, тонкие подтяжки и подвернутые джинсы, ставшие своеобразной «визитной карточкой» стиля. Уже намного позже к скинам примкнули футбольные фанаты, известные своей нетерпимостью ко всему, в частности, к людям с другим цветом кожи, длиной волос, и тут такое началось… Кстати, если кто не в курсе, особой популярность у них начали пользоваться белые группы, вроде Slade и, затем, Madness.

ХИППИ

Мир и любовь, мир и любовь! Раскачивались из стороны в сторону, с глупой укуренной улыбкой самые большие пацифисты на свете - хиппи. Возникшие в середине 60-х, как логическое продолжение американского течения битников, своего расцвета хиппи достигли в начале 70-х. Первоначально протестовавшие против пуританской церковной морали, хиппи пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм (или пофигизм). Один из самых известных лозунгов хиппи: «Make love, not war!», благо повод произносить это почаще выдался в виде Вьетнамской войны. А потом было знаменитое лето любви 1967 года в виде фестиваля Вудсток, и уже пару лет до этого начавшего функционировать фестиваля Айл оф Уайт. Работать и служить в армии они не хотели по этическим соображениям. Религией был выбран, благодаря Битлз, буддизм (нельзя портить себе карму), наркотиками - ЛСД и другие галлюциногены (чтобы мир казался красивее), а музыкой - психоделический рок (который рождало употребление галлюциногенов).

ПАНКИ

О, эти молодые и безбашенные! Анархисты и раздолбаи! Появились в середине 70-х, как альтернатива любому возможному обществу на свете. Вышедшие, как и многие, из рабочих районов, они позиционировали себя как «потерянное поколение», отождествлявшееся с отчуждением и анархией в крайне агрессивных ее проявлениях. Тон задал Джонни Роттен из Sex Pistols, чтобы окончательно закрепить за панками образ ренегатов и отщепенцев, одеваться тоже нужно было соответственно: драные джинсы, шипованные сапоги и самое главное - невообразимые прически-ирокезы всех цветов и оттенков. Масла в огонь моды подлили Малкольм Макларен, менеджер группы, и его подружка-любовница Вивьен Вествуд, которую теперь называют «бабушкой панк-стиля», выпустив целую коллекцию одежды для панков. Что касается музыки, выросшей в целое направление, то надо признаться, что для тру-панка, чем хуже звук и громче какофония - тем приятнее для уха. Утруждать себя обучению игре на инструментах панки не стали - знаешь, каким концом держать гитару или барабанные палочки - уже достаточно. Хотя, надо признать, что панк-группа Clash записала хотя бы один, но настоящий хит.

НОВЫЕ РОМАНТИКИ

Возникшее в начале 80-х, как часть «новой волны», течение оказало заметное влияние на развитие английской поп- и рок-сцены и было единственной видимой альтернативой аскетичной и грубой панк-культуре. Хотя и трудно назвать «субкультурой» направление, не несущее в себе никакого социального протеста, а только воспевающее гламур, яркие фасоны и гедонизм. О да, изысканная одежда, невообразимый макияж, необычные прически - вот он глэм-рок во всей своей красе. Кстати, принцем «новых романтиков» считался Дэвид Боуи и Roxy Music, а затем Spandau Ballet и Depeche Mode. Именно благодаря «романтикам» музыкальные клипы стали похожи на то, что мы видим сегодня. К сожалению, именно «новые романтики» ввели моду на андрогинных мужчин и не менее бесполых женщин, а так же вычурный аристократизм, который мы сейчас называем…хм… голимыми понтами(?)

ГОТЫ

Появившись одновременно с Новыми Романтиками, движение Готов вышло непосредственно из панк-культуры. Готик-рок - эта совершенно неаудибельная музыка, родилась на свет именно благодаря этим людям, которые большую часть своей жизни предпочитают проводить на кладбищах, закатывая глаза и, если позволяет интеллектуальное развитие, читающих по памяти поэму «Ворон» Эдгара Аллана По. Черная одежда, черные волосы, мрачный мэйк-ап и пирсинг во всех возможных и невозможных местах - приветствуются. Основой движения является пассивный протест против господствующих культурных стереотипов, однако никакого единого мировоззрения у готов нет. Хотя сами себя готы позиционируют как «невоинствующие», многие искренне полагают, что представители этой субкультуры по ночам пьют кровь невинных младенцев.

CASUALS

Рука не поднимается написать «кэжуалы», если честно. Но кто они такие? Появившиеся в начале 80-х выходцы из рабочего, разумеется, класса, предпочитавшие одеваться «как все» (и такое бывает), но в одежду хороших дорогих марок, вроде Fred Perry, Pringles, Ralph Laurent и Burburry. Так в чем же их необычность и субкультурность? О, это - отдельная каста. Каста футбольных фанатов, которые не хотят, чтобы их ассоциировали со скинами. Но суть, если честно - одна и та же. Футбольные фанаты известны своим асоциальным поведением - драками во время матчей, бросанием на поле домовых шашек и массовыми побоищами после игры с болельщиками противоположной команды. Само собой, полиция обращает внимание на «ультрас», одетых в «цвета» клуба и популярные у английского рабочего класса марки одежды, вроде Lonsdale, Ben Sherman и Dr. Martens. Чтобы избежать пристального внимания полиции, некоторые из них выделились в отдельную «касту», начав одеваться в цивильную дизайнерскую одежду (casual dress) либо спортивную одежду дорогих марок.

Все материалы, размещенные на сайте, являются собственностью журнала Exciter и защищены авторским правом. Перепечатка невозможна без письменного разрешения редакции -

Все фото: MagnumPhoto


Британская культура распространяется по миру не первое столетие, и даже крушение колониальной империи и бремя войны не ослабило её влияние. Английская чопорность и приверженность традициям стала притчей во языцех, но сложно переоценить вклад этой страны в культуру молодёжную, не терпящую застоя, стремящуюся к свободе и новизне.

Одним из самых ярких примеров этого феномена является субкультура модов, истоки которой следует искать среди молодёжи конца 50-х годов. В те годы словом «модернист» называли поклонников современного джаза, противопоставляя их любителям джаза традиционного. Модернисты, или сокращённо «моды», разбирались в бибопе, увлекались идеями экзистенциализма и одевались в .

Отчасти мод-движение появилось как своеобразный ответ британской субкультуре Тедди-боев - криминализированной молодежи из рабочей среды, слушавшей американский блюз и стремившейся подражать «золотой молодежи», одеваясь по моде эпохи короля Эдуарда VI.


Лондонские Тедди Бои, 1954


Тедди Бои середины 50-х, Кенсингтон, западный Лондон

Касательно социального слоя ранних модов мнения несколько расходятся: некоторые считают их выходцами из рабочей среды, другие же полагают, что их породил средний класс лондонского Ист-Энда. В частности, на возникновение модов могла оказать сильное влияние культура битников и молодых представителей лондонской богемы.


Образ жизни модов конца пятидесятых - начала шестидесятых годов, - независимых, свободолюбивых, одетых идеально вплоть до мельчайших деталей, завсегдатаев джазовых клубов, разъезжающих на итальянских мотороллерах и нередко злоупотребляющих амфетаминами, ещё не был хорошо знаком широкой общественности, однако к нему приобщалось всё больше и больше молодых людей.

Этому способствовала и атмосфера любимых модами кофе-баров, где стало появляться всё больше молодёжи из рабочей среды, и кроме джаза всё чаще зазвучал ритм-энд-блюз. Пленённые зажигательностью записей лейблов Стакс, Чесс, Атлантик и Мотаун, дикой энергией блюза Мадди Уотерса, Бо Диддли и Хаулин Вулфа, ритмичностью ска, юные модернисты, теперь представляющие самые разные слои общества, развивали в себе чувство стиля и любовь к музыке.

Пока талантливые музыканты туманного Альбиона осваивали новую музыку, коллекционеры пластинок с радостью хвастались свежими записями гениальных американских исполнителей: Ли Дорси, Сэма Кука, Джеки Уилсона, Артура Александера, Джеймса Брауна и других любимцев модов начала шестидесятых.

К середине десятилетия вершин успеха достигли Марвин Гей, Вилсон Пикетт, Отис Реддинг, Доби Грей, Смоки Робинсон, группы The Supremes и Martha & The Vandellas.

Завоевали сердца модов и британские коллективы, такие как Georgie Fame & The Blue Flames, Zoot Money’s Big Roll Band и Graham Bond Organization. Под их хиты молодёжь оставляла последние силы на танцполе, отдав последние деньги за новый костюм.

Субкультура – феномен более содержательный, чем идеально подобранная одежда, танцы и музыка, но без этих слагаемых моды немыслимы. Излюбленными местами модернистов стали лондонские клубы The Scene, The Flamingo, и The Marquee, а также манчестерский Twisted Wheel. Эти легендарные для современных модов заведения оказали значительное влияние на культуру послевоенной Британии. Клуб Flamingo принимал у себя многих звёзд первой величины, включая Сару Вон, Эллу Фитджеральд, Стиви Вандера, а также помог британцам познакомиться с ямайским ска.

В клубе The Marquee выступал Алексис Корнер, которого назовут отцом британского блюза. Через его собранную в 1961-м году группу Blues Incorporated пройдут выдающиеся британские музыканты из The Rolling Stones, The Cream и многих других команд, о чьих беспрецедентных мировых успехах будут говорить как о «Британском вторжении».

С увеличением числа модов росло и внимание к ним со стороны музыкальной и модной индустрии, а также телевидения. Развитие субкультуры оказало сильнейшее влияние на моду по всему миру. «Свингующий Лондон», как назвали этот феномен журналисты, включал в себя самые разные проявления культурной и сексуальной революции шестидесятых. В музыке речь шла о самом настоящем «Британском вторжении»: весь мир слушал The Beatles, The Kinks, The Rolling Stones, и десятки других английских групп.

В сфере моды Великобритания также стала ведущим экспортёром: мини-юбка, этот символ сексуального раскрепощения, была придумана британским дизайнером Мэри Куант. Очаровательные британки Джин Шримптон и «Королева Модов» Твигги стали первыми топ-моделями с мировыми именами.

Британский флаг попал даже на пиджаки и платья. Заинтересованность в клиентах из числа модов привела к появлению марок одежды вроде Merc и бурному развитию в лондонском Сохо. Молодым людям теперь не обязательно было доставать костюмы от итальянских портных: английские им ничуть не уступали. Карнаби задавала тон, а весь мир внимал и копировал.


Модная компания на Carnaby street, Лондон, 1966

На телевидении отражением британского вторжения стали такие шоу как «Ready Steady Go!» и «Top of The Pops». Ready Steady Go, начинавшая в 1963-м году как заурядная музыкальная передача, быстро сменила стиль, став знаменитым на весь мир молодёжным шоу о музыке, моде и модах.

Определённо можно сказать, что рост популярности субкультуры способствовал консюмеризму, но вместе с тем внимание к модам со стороны общественности показывало, что молодёжь начинает играть в консервативном обществе Великобритании гораздо более заметную роль. На их жизнь, проблемы и нужды начали обращать чуть больше внимания. Не всегда это внимание было на руку модам: в частности, в мае 1964-го вся страна узнала об их жестоких столкновениях с рокерами на пляжах южной Англии в Брайтоне, а правительство начало глушить пиратские радиостанции, сориентированные на неуемных британских тинэйджеров.

Однако первой массовой молодёжной субкультуре Великобритании предстояло стать ещё и самой долгоживущей, потому как было в ней нечто, далеко выходящее за рамки очередной модной тенденции. Заметно это стало всего через несколько лет после спада.

Со второй половины семидесятых соул-музыка приобретала всё более фанковое звучание, не импонировавшее модам-пуристам, в особенности проживающим на севере Англии. Увлечение редкими и уже старомодными записями без примеси фанка вылилось в движение, названное Северным соулом (Nothern Soul). В его рамках очень активно развивалась танцевальная составляющая культуры модов и характерные для северного соула танцы теперь стали визитной карточкой направления. Ко второй половине семидесятых северный соул вышел на пик популярности и распространился по всей Северной Англии и Мидлендс.

В конце декады возникло направление «Mod Revival» - буквально «мод-возрождение». Этот музыкальный жанр вобрал в себя элементы современных ему панк-рока и нью вейва, а также пауэр-попа в духе The Who и Small Faces – порождения мод-сцены шестидесятых. Мод-ривайвл подарил музыке немало успешных групп, среди которых наибольшую известность приобрела легендарная The Jam во главе с Полом Уэллером.

Стиль одежды модов в целом остался прежним – , костюмы, рубашки и . Уэллер ввёл моду на двухцветные ботинки, которые можно было увидеть в шестидесятые на Брайане Джонсе, Роджере Долтри и других рок-звёздах. Не забыли моды и о полюбившихся им ещё в первую волну итальянских мотороллерах Vespa и Lambretta.

В восьмидесятые годы северный соул приобрел новых поклонников. Также, некоторые моды обратили внимание на современный им ска лейбл “2 Tone” и редкие записи шестидесятых годов, получившие новую жизнь благодаря переизданиям и названные специалистами фрикбитом. Этот термин стали применять по отношению к музыке, представляющей собой переходную ступень от ритм-энд-блюза к психоделии и прогрессивному року.

Где-то неподалёку от мод-сцены пребывал и гаражный рок, полюбившийся некоторым модам ещё в период своего возникновения в середине 60-х, а ныне, как и фрикбит, оживлённый многочисленными переизданиями старых композиций и группами, черпающими в них своё вдохновение.

В девяностые годы мод-ривайвл семидесятых сам послужил основной для новой британской музыки – бритпопа, а многие исполнители продолжили подпитываться идеями непосредственно шестидесятых годов, в их числе, конечно же, Oasis и Blur. Само мод-движение повзрослело, стало более светским и трендовым, но ничуть не опопсовилось.

С момента появления модов прошло полвека, а их культура все так же привлекает в свои ряды ценителей богатейших музыкальных традиций, не перестающих подпитывать музыкантов со всего света, и людей, очарованных сдержанной элегантностью британского стиля, ставшего классическим, но оставшегося удивительно современным.

Сергей Кошелев

Специально для www.сайт

Мо?ды (англ. Mods от Modernism, Modism) - британская молодёжная субкультура. Появилась она в конце 50-х годов ХХ века и существовала примерно до конца 60-х. Моды стали своего рода преемниками тедди-бойз. Послевоенное поколение, в отличие от своих предшественников, получило возможность зарабатывать больше денег и, соответственно, больше и тратить на одежду и аксессуары. От teddy boys моды переняли щегольство в одежде и внимание к деталям. Моды носили приталенные костюмы в итальянском стиле (как правило, сшитые на заказ), джемпера, рубашки и узкие галстуки, туфли Челси, девушки - короткие платья, юбки-карандаш, туфли без каблуков. Элегантность, умеренность и аккуратность - вот черты типичного представителя модов. Субкультура модов была довольно замкнутой, они сознательно противопоставляли себя традиционному британскому обществу с его ценностями, слушали американскую музыку (джаз, ритм-энд-блюз, соул, рок-н-ролл), собирали пластинки, тщательно следили за модой и заботились о том, чтобы выглядеть круто и стильно. По улице моды обычно передвигались на мотороллерах, причем поверх нарядной одежды надевали парки (армейские куртки с обшитым мехом капюшоном и свободным кроем), чтобы защитить ее от грязи и пыли. Модов можно назвать денди ХХ века, даже несмотря на тот факт, что практически все они были выходцами из рабочего класса и часто тратили всю зарплату на костюм и крутой мотороллер со множеством зеркал.
К концу 60-х годов субкультура модов перестала быть таковой за счет продвижения ее в массы с помощью радио и телевидения. Позднее британские панки 70-х годов переняли кое-что у модов.






























Когда расцветшая послевоенная экономика Англии дала молодым людям рабочие места - это создало класс - класс молодых людей, зарабатывавших приличные деньги физическим трудом (это были заводы, ремонтные мастерские - в общем не работа клерков). Но все связано в экономике, и новые предприятия породили немало рабочих мест и для "белых воротничков" - клерков, менеджеров и т.д. Молодые люди, пришедшие на эти места, были лучше образованы и более "современны" - они слушали "прогрессивную" музыку, носили модную одежду, ездили на защищающих их от грязи и не оставляющих масляных пятен на одежде скутерах и т.д. и т.п. Это были, в основном, городские жители, начиная с тинейджеров. Рокеры - все оставалось в силе - эти ребята были "попроще". Кожа - защита от погоды, падений и масла (когда первые японские мотоциклы прошли тесты у английских мотожурналистов, один из них с восторгом написал, что после поездки на его брюках не было ни одного масляного пятна!). Музыка - рок-н-ролл, рокабилли. Разговоры - грубоваты, образование - невысокое. В общем, это были наследники "тедди бойз", тогда как модов можно назвать наследниками "денди". Да и жило большинство рокеров в пригородах, маленьких городках или деревеньках.

Все предпосылки для стычек были под рукой. И главной причиной стали не классовые отличия, но отчасти порожденные ими культурные и эстетические противоречия. Это не было классовым противостоянием - это было противостояние, порожденное конфликтом между новой волной молодежи с новыми ценностями и теми, кто "взбунтовался" раньше на несколько лет. Но ни те ни другие не были "представителями зла". Просто их разделяло слишком много, и это не могло не вызвать противоречий. Рокеры считали Модов снобами и сопляками. Моды считали Рокеров устаревшими и чумазыми. В общем - сосуществовать мирно было трудно. Так родилась (в основном благодаря прессе и кино, но об этом позже) легенда о Модах против Рокеров Рождение Mods (от Modernists).Трудно сказать когда началось это противостояние. Рокеры, как субкультура, существовали еще до начала 60-х. Модов "заметили" в прессе в 1962-м. В этом году экономика Англии переживала второй с послевоенных времен бум. Естественно, этот бум повлек за собой и культурный бум. Новая музыка, новые идеи, новое "молодежное" средство передвижения - Веспа или Ламбретта - все это было идеальной сценой для нового движения. И Моды были на самом гребне этой волны.

Итак, как выглядели и чем жили эти ребята. Основные интересы: Музыка: modern jazz,The Who, Small Faces, The Jam, The Yardbirds. Одежда: модная молодежная одежда (псевдовоенный стиль, пончо, короткие плащи, теннисные рубашки, армейские ботинки, мокасины - все яркое и недешевое). Чрезвычайно популярными были бесформенные армейские куртки-парки. Они прекрасно защищали от непогоды и не стесняли в выборе того, что одевалось под них. Транспорт: итальянские мотороллеры, Веспа или Ламбретта, увешанная иногда десятками хромированными зеркал, дугами, антеннами. Высокие спинки сидений, шины с белыми полосами. Скутер мода обычно был надраен до зеркального блеска, но не отличался функциональным тюнингом.

Группы: Асы - элита, самые передовые, образованные и бесспорно признаваемые лидерами движения Модс. Тикетс - в основном тинейджеры, весьма агрессивные, подогретые амфитаминами, не отличающиеся большой фантазией и практически идущие по следам Асов - как считают сами моды - немного ближе к рабочему классу. Места встреч: у Асов это серьезные музыкальные клубы, где играла интересная и новая музыка прежде всего. У Тикетсов - дэнсинг-холлы и ночные клубы, в основном в Восточном Лондоне. Поведение: Модс были моложе и, как результат - агрессивнее чем Рокеры. Моды в массе были младше (до 20 лет), в то время как рокеры в 60-х были в основном 21-25 лет. Выкидные ножи были довольно популярны у модов. К тому же они нашивали рыболовные крючки на отвороты своих пальто - в драке хватание за отвороты воротника было опасным. Большая часть потасовок инициировалась именно Модс, как это ни парадоксально. Рокеры были больше увлечены тем, как "сделать тон" (100 миль в час, причем исключительно в темное время суток и в плохую погоду), переделкой мотоцикла и гонками от светофора к светофору между кафе. Практически все серьезные стычки происходили "на выезде". По субботам и так называемым "bank holiday" Моды и Рокеры выезжали (не слишком отличаясь от большой части Англии) на побережье - в Маргет, Брайтон или Клэктон. В тех ситуациях, когда такие массовые выезды сталкивались друг с другом - возникала драка. Странно то, что особо крупных стычек все же не происходило. Обычные же жители прибрежных городов в это не вовлекались и в стычках этих не страдали. Страдали в основном навесы и столики на пляжах.

Англия 60-х породила массу молодежных движений. Тем не менее английское общество оставалось в массе своей обществом склонным к традиционализму и неким "моральным устоям". Именно это общество крайне негативно отреагировало на Модов и Рокеров,не различая и не разделяя их. В этих движениях английские обыватели увидели опасность разрушения привычной морали. Пресса сыграла в этом одну из решающих ролей. Описывая рокеров (уже привычно позиционированных как "bad guys") и модов, английские газеты создавали не просто образ непривычного социального явления, но образ угрозы английской морали и жизненным устоям. Это, в свою очередь, эскалировало негативное отношение со стороны обывателей, полиции и правительства. 17 мая 1964 года был одним из "bank holidays". Как всегда многие англичане решили провести этот день на побережье - погода обещала быть хорошей. По странному стечению обстоятельств (это не было никоим образом запланировано)одновременно огромное количество модов и Рокеров решили провести этот день в Брайтоне. Естественно столкновение было неминуемо. Согласно свидетельствам очевидцев и ныне пожилых бывших модов и рокеров - начали все именно Моды. В городе их собралось огромное количество. В какой-то момент (никто уже не может сказать, что было исходной причиной)моды, вооружившись камнями с пляжа бросились "охотиться" на рокеров. Две довольно большие группы модов и рокеров (хотя справедливости ради - надо отметить, что модов было НАМНОГО больше) столкнулись в массовой драке на пляже в Брайтоне. Постепенно беспорядки и драки переместились на улицы Брайтона. Спешно собранные около 100 полицейских были не в состоянии остановить столкновения. В конце концов враждующие стороны были разогнаны, более 50 человек арестованы. Суд над арестованными был публичным процессом, старательно раздутым прессой. Однако никто не был убит, огнестрельное оружие на применялось, и скандал не так долго продержался на первых полосах газет. Но ярлык был приклеен навсегда. Причем без разделения на рокеров и модов.

Судья, который вел процесс, назвал участников этих беспорядков "Опилочными Цезарями" - трудно сказать, что это означает для англичан, но смысл понятен. Термин прижился и прочно засел в мозгах рядового англичанина. Этот инцидент был и остается самым известным эпизодом в истории Модов и Рокеров, причем не из-за серьезности реальных событий, а из-за освещения прессой и, прежде всего, из-за фильма, снятого в 1979 году "Quadrophenia" (напоминает историю с беспорядками в Холлистере, не правда ли?). Этот фильм по сей день является культовым для англичан, и прежде всего, для жителей Брайтона. Для туристов проводятся туры по истории "битвы" в Брайтоне и местам съемок фильма. Удивительно то, что гораздо более серьезный инцидент, имевший место в пасхальное воскресенье того же 1964 года в Клэктоне, привлек меньше внимания. Этот инцидент считается первым официально зафиксированным массовым столкновением Модов и Рокеров. Две изрядные группы, столкнувшиеся "на выезде" устроили массовую драку, используя в качестве оружия пляжные зонты. Пострадало немало окон в ближайших домах, и 97 человек было арестовано. Газеты вышли с заголовками "День террора группы скутеристов" (Дэйли Телеграф) и "Дикари вторглись на побережье - 97 арестов" (Дэйли Миррор). Но об этой истории не сняли фильм - и она канула в лету.

Первыми ушли рокеры. Это был естественный процесс - и Моды тоже продержались недолго. К 1966 году их движение просто стало неинтересным новой молодежи - пришли хиппи. Моды ушли в прошлое, оставив о себе экскурсию по местам "большой Брайтонской битвы", фильм "Quadrophenia" и новый термин "паника морали". Собственно термин появился только в 1987 году - после опубликования исследований социолога Коэна, который строил свою теорию, наблюдая стычки рокеров и модов, а фильм в 1979 - но герои и того и другого были все еще узнаваемы. Странно сложилась судьба тех из Модов, кто в их собственной классификации стоял на нижней ступеньке философии и эстетики движения. Они постепенно трансформировались - появились ботинки Доктор Мартинс, раньше коротко стриженые волосы стали просто сбриваться, к модовским армейским курткам добавились элементы одежды молодежи из рабочих классов. Они сохранили некоторые из базовых аттрибутов модов - музыку, джинсы Levi"s, спортивную одежду Fred Perry - но это пожалуй и все. Так возникли скинхэды.

Но по сей день уже пожилые люди - бывшие Моды и Рокеры устраивают "re-unions" в местах, где прошла их бурная молодость. Оплотом бывших Рокеров было и остается легендарное "Ace Cafe" в Лондоне - это кафе превратилось в исторический центр. Там вы можете не только выпить кофе или пива в аутентичной обстановке, но и купить классическую рокерскую мотоодежду и аксессуары, обменяться технической информацией или найти недостающую деталь к любовно восстанавливаемуму Триумфу или Нортону. Там же проводятся регулярные официальные "re-unions" рокеров и там же начинаются их мотопробеги. Для Модов подобные места сосредоточены по географическому расположению. В Брайтоне можно зайти в магазин Jump the Gun и приобрести аутентичную одежду и аксессуары Модов. Регулярные "re-unions" происходят в основном в тех же кафе, где собирались когда-то, но все это приобрело характер клубов любителей классических скутеров, а не встречи модов.
по данным сайта "Неоформал"