Образ василисы премудрой в сказке царевна. Описание Василисы Премудрой

Классическая русская народная сказка – самый интересный жанр литературы для детей. Колдовство, загадки, волшебные превращения, чудеса и приключения – всё это присуще русской сказке. Главные герои “Царевна лягушка” – образец лучших человеческих качеств, они учат мудрости и доброте. Такие произведения воспитывают эстетический вкус, любовь к родному языку, учат верить в чудеса, мечтать. “Царевна-лягушка” – это волшебная сказка, так как в ней присутствуют мифические элементы, перевоплощения. Такие сказки – особенно плодотворная почва для детского творчества, развития художественных и литературных способностей.

Характеристика героев “Царевна-лягушка”

Главные герои

Царь

Отец трёх сыновей, который приказал им выпустить стрелы в разные стороны, чтобы найти своих будущих жён. Даёт задания своим невесткам, чтобы узнать, кто из них лучшая мастерица, хозяйка, умелица.

Старший сын

Его стрела упала на боярских двор, оттуда он привёз себе невесту.

Средний сын

Его стрела попала на купеческий двор, дочь купца стала его супругой.

Младший сын

Иван нашёл свою судьбу на болоте, оттуда он привёз себе лягушку. Это его расстроило, но пришлось выполнять отцовскую волю. Смелый, ловкий, добрый молодой человек. Благодаря тому, что он пожалел животных (щуку, зайца, медведя), они помогли ему раздобыть яйцо с Кощеевой смертью.

Дочь купца, дочь боярина

Обе невестки оказались неумелыми хозяйками, завистливыми родственницами: ни хлеба испечь, ни рубаху пошить, ни танцевать не научены. Они карикатурно пытаются повторить чудеса, сделанные Василисой, из-за чего Царь прогоняет их с пира.

Царевна-лягушка (Василиса Премудрая)

Заколдованная красавица Василиса, мудрая жена, умелая хозяйка. Ночью снимает шкуру лягушки и выполняет задания царя. Удивляет и радует свёкра, он хвалит её, чему очень завидуют остальные родственники. На пиру у царя Иван царевич впервые видит свою жену в человеческом облике, прибегает домой и бросает шкуру лягушки в печь. Оставалось всего три дня до конца заклятья…Из-за этого Василиса Прекрасная превратилась в кукушку и улетела от любимого к Кощею.

Второстепенные персонажи

В школьной программе сказку “Царевна-лягушка” изучают в 5 классе. Характеристика героев и анализ художественного текста будет необходим для читательского дневника и подготовки к уроку. В сказке “Царевна-лягушка” герои традиционны и привычны, однако они по-своему самобытны и колоритны. Особенно интересны описания тех картин, когда завистливые невестки пытаются удивить царя своими “умениями”, соревнуясь в выпечке хлеба, шитье, танцах.

Как помним еще из детства, Василиса Премудрая - один из персонажей русских сказок, девушка, наделенная мудростью и рассудительностью. Это одна из самых привлекательных героинь, тем более, что кроме этих неизменных черт ее характера, ей присущи чистота души, доброта и скромность. Более подробную характеристику Василисы Премудрой мы дадим в этой статье.

Какова история Василисы Премудрой?

Самой известной сказкой о Василисе Премудрой, пожалуй, является «Царевна-лягушка». Там героиня предстает волшебницей, которую заколдовал собственный отец Кощей Бессмертный, так как дочь превзошла его в мастерстве магии (по другим версиям, Василиса отказалась выйти за него замуж, и за это ее заколдовали). Волей случая она становится невестой Ивана-царевича, а после пройденных испытаний - и его женой. Как мы помним, она использует свой дар, выполняя приказы царя, - выткать ковер, испечь хлеб. Когда царь устраивает пир, она на время сбрасывает лягушачью шкурку и предстает перед гостями в своем истинном виде - писаной красавицей.

Иван, увидев, какова на самом деле его жена, разумеется, желает, чтобы она осталась в таком виде навсегда и сжигает ее шкурку. Но выясняется, что он не должен был делать этого ни в коем случае, так как Василиса вынуждена вернуться к Кощею. После многочисленных трудностей, с которыми Ивану-царевичу пришлось столкнуться в поисках жены, он наконец находит ее и сражается с Кощеем Бессмертным, одерживая над ним победу, спасая тем самым Василису от злых чар.

Пара слов об имени

Имя Василисы, кстати, может быть указанием на ее высокое происхождение, поскольку один из переводов этого слова с греческого звучит как «царственная». Так, образ Василисы Премудрой украшается дополнительными смыслами.

Другой вариант сказки с Василисой Премудрой

В другой сказке, где главной героиней является Василиса Премудрая (в иных вариантах - Василиса Прекрасная, но этот эпитет встречается значительно реже, в сущности, он не имеет прямого отношения к смыслу этой сказки), она - молодая девушка, которую злая мачеха и не менее злые сестры отправляют в лес в услужение Бабе Яге. Вопреки их ожиданиям, колдунья не съедает Василису моментально, а оставляет ее у себя.

Когда девушка правильно и вовремя выполняет все поручения Бабы Яги (на самом деле героине помогает волшебная куколка, доставшаяся ей в наследство от матери), та, удивившись, что девушке все так удачно удается, узнает, что той помогает материнское благословение и отпускает ее, дав ей на прощание шест с черепом на конце. Его глаза светятся - чтобы не заблудиться по дороге домой. Когда Василиса возвращается домой, глаза черепа начинают светить еще сильнее и испепеляют мачеху и сестер. Подтекст этой сказки подробно разбирает в «Бегущей с волками» Кларисса Пинкола Эстес, известная исследовательница волшебных сказок. Поэтому, чтобы прочесть более подробную характеристику Василисы Премудрой, стоит обратиться к этому произведению.

Внешность Василисы Премудрой

Для того, чтобы дать краткое описание Василисы Премудрой, стоит упомянуть ее внешность. Однако, как и в большинстве сказок, о внешнем виде героине не сказано почти ни слова - лишь на царском пире Василиса выглядит писаной красавицей, но это достаточно размытое определение. Из этого становится ясно, что главным является не внешность персонажа, а черты его характера - тот внутренний смысл, который он несет в себе.

В «Царевне-лягушке», где Василиса сначала носит шкуру лягушки, это выражено как нельзя более точно, равно как и то, что эпитет, стоящий после имени героини, указывает в первую очередь не на красоту, а на ее мудрость. Но, в сущности, внешность не важна и еще по одной причине - Василиса является не столько личностью, сколько функцией - призом, который Иван-царевич получит после того, как пройдет положенные испытания. Поэтому здесь Василиса является скорее собирательным женским образом.

В другой же сказке внешность в принципе не имеет особенного значения, поскольку внимание действительно концентрируется на линии жизни героини (которая, как считают исследователи, является образом женской инициации, превращения девушки в женщину путем получения мудрости от старшей по возрасту и опыту).

Характеристика Василисы Премудрой: ее личность

В «Царевне-лягушке» на первый план выступают ее ум, величественность и одновременно простота. В «Василисе Премудрой» девушка предстает смелой, стойкой, также послушной старшим и сдержанной. И наконец, в обеих сказках героиня обладает способностью принимать решения и сохранять спокойствие духа в любых обстоятельствах.

На самом деле многие героини волшебных русских сказок обладают аналогичными чертами, в том числе и способностью к перевоплощению и другим магическим свойствам, что позволяет отождествить их - и Марью Моревну, и Василису Премудрую, и Марью-царевну, и Елену Прекрасную. Впрочем, давать характеристику Василисе Премудрой и другим схожим героиням мы можем, исходя лишь из слов и поступков, принадлежащим им.

Продолжая работу с эпизодом «Как сватались царевичи?», учитель предлагает вспомнить, как долго искал свою стрелу Иван-царевич, как он вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать». Учитель продолжит, разовьет и дополнит ответы ребят. Действительно, внешний облик царевны-лягушки испугал царевича, что подтверждают его собственные слова: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют».

Но царевна-лягушка второй раз повторяет свою просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!» Эпизод необычайно выразителен и важен для дальнейшего осмысления сказки. Тут есть над чем подумать учащимся. Что же удержало царевича? Почему он не уходит? - Лягушка оказывается необыкновенной, она говорит человечьим голосом. Это изумляет и покоряет царевича.

Школьники читают текст по ролям или пересказывают, вводя диалог, стараясь передать основные мысли фрагмента. Работа с текстом помогает школьникам ответить на вопрос: «Что мы можем сказать о царевне-лягушке и Иване-царевиче, прочитав первые эпизоды сказки?»

В работе над эпизодом «Первый приказ царя» возможны такие вопросы: какими словами встречает царевна-лягушка Ивана-царевича? Как правильно произнести их? («Что так запечалился? Или услышал от своего отца слово неласковое?») Какие черты характера царевны-лягушки проявились при этом?

Испытания, которым подвергает царь своих невесток, помогают убедиться в необыкновенных достоинствах царевны-лягушки. Царевна сразу догадывается, что царевич опечален, и старается успокоить его. Отметим, какой теплотой, заботой проникнуты ее слова, как задушевна ее речь: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее...»

Учащиеся во время такой беседы выясняют, что царевна была внимательная, добрая, заботливая и скромная («Она заботливо спрашивает царевича, сразу видит, что он чем-то опечален...»; «Она успокаивает его, сама думает, как выполнить приказы царя, но до поры не говорит об этом царевичу. В этом тоже народная мудрость: «Не забегай вперед!»;
«Сначала сделай, а потом и говори...». Так и поступает Василиса Премудрая»).

Обратим внимание, что царевну называют премудрой тогда, когда рассказывают, как она трудится. Учащиеся при чтении и пересказе этого эпизода отмечают и реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта, и особый ритм, как бы сопровождающий эти трудовые процессы:

Взяла она частые решета,
Мелкие сита,
Просеяла муку пшеничную,
Замесила тесто белое,
Испекла каравай - рыхлый да мягкий.

Учащиеся рассказывают о том, как выполнили жены старших братьев приказ царя. Обратим внимание, что сказка преувеличивает недостатки их работы, берется крайняя степень отрицательного (у одной подгорел, у другой сырой). С какой целью вводится это преувеличение? Школьники сумеют сделать вывод, что этим преувеличением подчеркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет царевича и заслуживает высокой оценки царя: «Вот этот каравай только в большие праздники есть!»

Пересказ третьего эпизода еще более интересен для сопоставительной работы.

Вспомним, что хотел узнать царь («Царь хотел узнать, как умеют жены рукодельничать. Он приказал, чтобы жены сыновей „своими руками“ выткали „к завтрему по ковру“»).

Чем же отличается труд Василисы Премудрой? Она ткет сама, жены других сыновей созывают мамушек, нянюшек и красных девушек. Мамушки и нянюшки ткут кто серебром, кто золотом, кто шелком. Сказка не рассказывает о том, чем ткет Василиса Премудрая, но все оживает под руками искусной мастерицы. При описании ее работы снова изменяется ритм. Учащиеся даже на слух определяют, что эти строчки звучат как стихотворение. Текст этот можно написать заранее на доске и поработать над выразительным чтением отрывка, чтобы дети почувствовали его особый ритм:

Где кольнет иглой раз -
цветок зацветет.
Где кольнет другой раз -
хитрые узоры идут.
Где кольнет третий -
птицы летят.

Вспомним эпизоды, в которых рассказывается, как постепенно возрастает восхищение царевича работой Василисы Премудрой. Если в первом случае хлеб был такой, какого он «никогда не видывал», и царевич «диву дался», то во втором случае ковер получился такой, «что ни вздумать ни взгадать, разве в сказке сказать», и царевич ахнул. Здесь отмечается не только мастерство царевны, но и умение Ивана-царевича оценить это мастерство.

Как бы апофеозом мудрости и красоты царевны-лягушки является ее появление на царском пиру. По мановению ее руки остатки пищи превращаются в озера и лебедей, а затем неожиданно исчезают. Искусство царевны-лягушки становится необычайным, волшебным. Красота Василисы Премудрой открылась всем.

К этому времени школьникам легко будет ответить на вопрос учебника: «В чем истинная красота Василисы Премудрой?»

Работу над художественным пересказом эпизода «Пир» целесообразно совместить с рассматриванием репродукции картины В. Васнецова и иллюстрации И. Билибина.

Картина В. Васнецова создает обобщенный образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ. Иллюстрация И. Билибина конкретно изображает эпизод пира: в центре - Василиса Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, пораженные происходящим. Здесь возможны разные виды работ:

1. Опишите устно, что вы видите на каждой из картин (герои, обстановка, внешний вид окружающих людей, их настроение, преобладающие краски).

2. Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?

После этого школьники объясняют, почему так торопится Иван-царевич сжечь лягушечью кожу царевны. Царевна опечалилась, но она не бранит Ивана-царевича, а лишь горестно упрекает его и одновременно помогает советом.

Последний раз звучат слова Василисы Премудрой в самом конце сказки: «Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти-разыскать, теперь я твоя весь век буду».

Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая? Чем удивляет и покоряет она всех? Эти вопросы прозвучат в беседе с учащимися и подведут их к соответствующим выводам о цельности характера Василисы Премудрой, прекрасной, сердечной, скромной, умной, терпеливой, заботливой, трудолюбивой и доброй.

Какой представляют себе Василису Премудрую учащиеся 5 класса? Класс слушает рассказы и оценивает их.

Василиса Премудрая, которой, по словам Горького, свойственны величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собой, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, сосредоточила в себе лучшие черты русского народного характера.

Чтобы подытожить работу, можно использовать вопросы: что приказывал царь своим невесткам? Что он узнал о них? За что Василису назвали Премудрой? В чем была истинная красота Василисы Премудрой?

К следующему уроку школьники готовят выразительное чтение в лицах (эпизоды встреч Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой).

На третьем уроке завершается работа над сказкой «Царевна-лягушка». Урок начинается беседой («Что было после того, как Иван-царевич сжег лягушечью кожу?»), в которой педагог идет от выводов учащихся о характере Василисы Премудрой к вопросу: «Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой?» Если некоторые учащиеся будут говорить о том, что едва ли можно считать его достойным («Ведь он сжег лягушечью кожу»; «Он хотел сначала бежать, отступить»), беседа пойдет еще живее и непосредственнее, потому что другие школьники обязательно будут убеждать своих товарищей, что царевич искупает свою вину. При этом ребята вспоминают путь Ивана-царевича, рассказывают о нем.

После царского пира - кульминационного эпизода сказки, когда Иван-царевич сжигает лягушечью кожу, наступает резкий поворот в сюжете: действие убыстряется, сказка приобретает более динамичный характер. Иван-царевич волею обстоятельств вынужден принимать самостоятельные решения и самостоятельно действовать.

Сразу ли он решает идти на поиски царевны? Вспомним текст: «Загоревал Иван-царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую». Учащиеся, пересказывая этот эпизод, отмечают, что царевич не раздумывает ни минуты, он принимает решение идти на поиски сразу после исчезновения царевны.

Читая по ролям эпизод встречи со старичком, учащиеся соглашаются, что царевич поторопился сжечь кожу, не оценил мудрость царевны-лягушки и за это наказан. Об этом говорит и старичок, хотя он и помогает Ивану-царевичу в его дальнейшем нелегком пути. Читая в лицах или пересказывая эпизоды встреч Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой, школьники отвечают на вопросы: «Почему он хотел убить их?» («Он был очень голоден»); «Как он об этом говорит?»

Путь Ивана-царевича кончается у Кощеева дуба, описание которого необычайно интересно. Чтобы помочь школьникам понять значение этого описания, учитель ставит вспомогательный вопрос: «Была ли необходима помощь царевичу?» Здесь можно предложить прочитать наизусть описание дуба. Вопрос «Почему так важно подробное описание Кощеева дуба?» дает пищу для новых размышлений учащимся («Подробное описание дуба нужно, чтобы показать, как трудно было победить Ивану-царевичу»; «Если бы дуб Кощеев не такой страшный был, то зверей не надо было бы звать...»).

Итак, в характере царевича мы отмечаем смелость. Он снискал уважение к себе тем, что справедлив, добр, борется против Кощея, которого боится даже Баба-яга, называя его злодеем.

Учащимся Иван-царевич нравится. И о нем у них складывается свое представление, которое они высказывают в рассказах.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОТЕЛЬНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

140055, МО, г.о.Котельники, мкр. Белая Дача, д.8 тел/факс 559-96-00, 559-86-09

УРОК

по литературе в __5 б___ классе

«Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»

(тема урока)

Учитель : Кабанова Елена Николаевна

Подпись

Цель урока: подготовить учащихся к анализу сказки

Задачи урока:

Образовательные: научить видеть художественные особенности жанра;

Воспитательные: помочь понять внутренний мир героини и раскрыть лучшие черты ее характера;

Развивающие: развить речевые умения путем пересказа произведения.

Оборудование: доска, портреты писателей

Предполагаемые результаты урока: овладение учащимися навыков анализа художественного произведение, речевых умений.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Вступительная беседа
  3. Работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем уроке
  4. Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова
  5. Беседа обобщающего характера
  6. Заключительное слово учителя
  7. Домашнее задание

Ход урока

I. Вступительная беседа.

Вопросы:

1. Понравилась ли вам сказка?

2. К какому виду сказок она относится?

3. Какие особенности народной сказки можете назвать?

4. Назовите главных героев. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

5. Почему Василису называют Премудрой?

II. Работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем уроке.

Дома ребята уже отметили границы начала и окончания всех эпизодов. В процессе анализа текста ведется словарная работа.

ЧТЕНИЕ ЭПИЗОДА «СВАТОВСТВО ЦАРЕВИЧЕЙ».

Вопросы:

1. В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность, сказочность?

В некотором царстве, в некотором государстве...; ...Где стрела упадет, там и сватайтесь; ...Полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка...

2. Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве

жил царь... испугался Иван, хотел убежать»?

Сказка потеряет загадочность, произойдет нарушение жанра произведения, текст станет «сухим», неинтересным. Это и есть художественные особенности сказки.

3. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

Обобщив ответы учащихся, учитель продолжает беседу: Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь».

4. Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»?

Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.

Специально подготовленные учащиеся разыгрывают эпизод, стараются передать основные мысли фрагмента.

Обобщающие вопросы:

Что вы поняли, читая этот эпизод?

Какие они - наши герои: царевна-лягушка и Иван-царевич?

ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ»

Звучит второй эпизод сказки. Чтение по ролям.

Вопросы:

1. Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?

2. Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?

3. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?

4. Какие необыкновенные качества сказочных героев вам понравились?

Царевна, увидев опечаленного Ивана-царевича, поняла, что произошло что-то серьезное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова ее задушевны, теплы: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!» Понятно, что царевна ласковая, внимательная, заботливая, скромная. Старается оградить царевича от переживаний, сама же тем временем думает, как выполнить приказ царя? От царевича эту мысль утаивает. Почему? Это тоже мудрость: «Сначала сделай - потом говори..,»

5. Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой.)

Один из учащихся читает наизусть отрывок-описание труда царевны (чтение отработанное, выразительное, напевное).

Учащиеся замечают плавность прозаических строк, напевность, скрытую поэтичность, ритм, своеобразную мелодичность, присущую подобным описаниям.

6. Почему о труде народ сложил такие неподражаемые строки? Почему они проникнуты любовью, уважением к труду?

Пересказ эпизода о представлении хлебов.

7. Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это

сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших.)

Какие же качества характера героини проявились во время испытания?

ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ»

Звучит пересказ эпизода. В беседе по вопросам можно использовать прием выборочного чтения.

Вопросы:

1. Вспомним и сравним, как трудились все три царевны над своими коврами.

(Чтение эпизода. Вывод: Василиса ткет сама, за боярскую дочь и дочь купеческую трудятся другие.)

2. Понаблюдайте, как работает Василиса.

Вновь звучит (наизусть) описание процесса работы над ковром Василисы Премудрой.

Учащиеся отмечают, что изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность».

3. Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде?

Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.

4. Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич?

В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй - «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.

ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ «ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ»

Чтение эпизода. Сопоставительный анализ поведения царевен.

Вопросы:

1. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)

2. Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?

«Василиса Премудрая... пьет... остатки себе в левый рукав выливает. Покушала лебедя жареного - косточки в правый рукав бросила. Жены старших царевичей... чего не допьют - в рукав льют, чего не доедят - в другой кладут».

Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда.) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)

4. Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой?

Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим)

III. Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова.

Учитель предлагает сравнить эти работы художников. Ребята рассказывают о том, какой образ им ближе.

IV. Беседа обобщающего характера .

Вопросы:

1. Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу?

2. Почему в ответ царевна не бранит царевича, а только упрекает его и советом одновременно помогает, подсказывает, как теперь быть, что делать?

3. Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая?

4. Чем удивляет и покоряет она нас?

5. В чем ее истинная красота?

V. Заключительное слово учителя .

Василиса Премудрая - образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера.

По словам Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.

Основная роль героини волшебной сказки - быть помощницей своего жениха или мужа. Сказка сохранила отзвуки допатриархальной свадебной этики. Женщина - Елена Прекрасная, Марья Моревна, Василиса Премудрая - обычно сама стремится к соединению с героем, только благодаря ей герои (возлюбленные) оказываются вместе.

Что такое «красота»?

В. И. Даль определил так: «Соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты». Именно поэтому народ и создал такой величественный образ Василисы Премудрой, соединивший в себе истину жизни, тепло и доброту души, любовь, ум.

Домашнее задание . Подготовить чтение в лицах эпизодов «Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой», «Встреча со старым старичком».

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

О.В.Романова

«__»_______________ 20___ г.


Русские народные сказки учат, что главное в человеке - это не внешность, а его внутренний мир и поступки. Нужно быть добрым, помогать другим людям, трудолюбивым. Всеми этими качествами обладает Царевна-лягушка, характеристика которой представлена ниже.

Краткая история персонажа

Характеристику Царевны-лягушки стоит начать с истории героини. Впервые читатель знакомится с ней, когда стрела Ивана-царевича попадает в болото. Конечно, царевич расстроен тем, что его невестой должна стать лягушка. Ведь он тогда не знал, что она заколдованная царевна. Но лягушка уговорила взять ее с собой. Царь решил проверить своих невесток на то, какие они рукодельницы. Иван был расстроен, потому что думал, что его лягушка не справится с заданиями. Но пока он спал, она при помощи колдовства выполнила все, что требовал царь.

Однажды всем царевичам нужно было идти на пир со своими невестами. И тут царевна-лягушка сбросила свою кожу и превратилась в Василису Премудрую. Все были поражены ее красотой. Иван сжег лягушачью кожу, из-за чего девушка была вынуждена его оставить. Тогда Иван-царевич отправляется искать Кощея Бессмертного и освобождает свою невесту. Так царевна-лягушка стала Василисой Премудрой.

Внешний вид героини

В характеристике Царевны-лягушки нужно дать и описание ее внешности. Большую часть повествования героиня находится в облике лягушки. Это подчеркивает мораль сказки: главное в человеке - это не красота, а его внутренний мир, трудолюбие, ум. Если вспомнить, в сказках у Василисы есть два добавления к имени: Премудрая и Прекрасная. В случае с царевной-лягушкой был выбран первый вариант. То есть, в этой сказке главный упор делается на то, что человек должен ценить в первую очередь ум.

Когда же она превращается в девушку, то ее внешность становится такой, какая была у всех русских красавиц: статная, со стройным станом, длинной косой. Но все-таки большее внимание уделяется поступкам царевны.

Внутренний мир героини

В характеристике Царевны-лягушки нужно рассказать и о характере персонажа. Главная героиня добра, умна и именно благодаря своей мудрости и смекалке она справляется с царскими заданиями. В то же время царевна имеет склонность к артистизму. Появляется она на пиру в коробчонке в сопровождении грома и молний. Там же демонстрирует фокусы.

Но делает это, скорее, не для привлечения внимания, а как насмешку над ленивыми и глупыми невестами братьев. Василиса Премудрая является идеалом русской красавицы - красивая и мудрая, готовая всегда и во всем помогать мужу.

Василиса и Иван-царевич

Можно кратко написать характеристику героев "Царевны-лягушки". Царь показан как умный человек, который понимает, что за красивой внешностью может быть ленивый и глупый человек. А Иван-царевич показан как человек, которому важно мнение общества. Ведь поэтому он был расстроен, что его невестой должна стать некрасивая лягушка. И когда он увидел Василису, то поспешил сжечь лягушачью кожу. И это показывает, что ему была важнее внешность, чем внутренний мир невесты. Но во время поиска Кощея Иван становится храбрее и учится ценить ум и смекалку.

Характеристика Царевны-лягушки из сказки "Царевна-лягушка" показывает, что человек должен уметь ценить внутренний мир ближнего, его готовность помогать другим, смелость и сообразительность. На примере Ивана-царевича показано, как взгляды человека могут меняться, он учится ценить важные вещи.

Василиса Премудрая является воплощением представлений о русской девушке. В ней соединены красота, ум и доброта. Ведь благодаря своей мудрости она располагает к себе царевича. А Иван-царевич - пример того, что человек, который умеет ценить не только внешнюю, но и внутреннюю красоту, находит счастье.