Основные понятия изобразительного искусства. Изобразительное искусство, его виды и жанры

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Для успешного проведения бесед студенты должны знать некоторые вопросы теории изобразительного искусства. Искусство в широком смысле слова делится на:

1) временное искусство (музыка, драматургия);

2) синтетическое искусство (кино, балет);

3) пластическое искусство (пространственное, зрительное искусство): изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, архитектура, дизайн), декоративно-прикладное.

Пластическое искусство подразделяется на монументальное и станковое. Монументальное искусство представляют произведения, отличающиеся большими, монументальными размерами и высоким эстетико-социальным значением.

В скульптуре – памятники и монументы. В живописи – роспись, фрески, мозаики и витражи.

Станковое искусство – музейное искусство, произведения, выполненные на станке.

Скульптурный станок. В живописи – на мольберте. В графике – печатный станок.

Виды искусства

Архитектура – (лат. arhitektura, от греч. archi – главный и tektos – строить, возводить), зодчество (зье – русск. глина, возводить) – строительное искусство.

Три вида архитектуры:

1. Объемные сооружения – культовые (церкви, храмы), общественные (школы, театры, стадионы, магазины), промышленные (заводы, фабрики) и другие здания.

2. Ландшафтная архитектура – беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков.

3. Градостроительство – создание новых городов и реконструирование старых.

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo – вырезать, высекать, ваяние, пластика) – вид изобразительного искусства, в котором художник создает объемно-пространственные изображения. К скульптуре относятся произведения изобразительного искусства, созданные посредством высекания, вырезания, лепки, литья и чеканки.

Материалы : пластилин, глина, воск, дерево, гипс, камень (гранит, мрамор, известняк и т.д.), металл (бронза, чугун, железо, нержавеющая сталь).

По назначению скульптура бывает:

– монументальная (памятники, мемориальные ансамбли);

– станковая (музейная: статуи, портреты, жанровые сценки);

– монументально-декоративная (декоративная скульптура в садах и парках, рельефы и статуи);

– скульптура малых форм.

По жанрам скульптура разделяется на:

Портрет;

Жанровую (бытовую – воспроизведение различных бытовых сцен);

Анималистическую (изображение животных);

Историческую (портреты исторических лиц и исторические сцены)

Виды скульптуры:

Круглая, свободно размещающаяся в реальном пространстве:

– голова; бюст; скульптурная группа.

Рельеф (в переводе с французского – приподнимать) – вид искусства, в котором объемные изображения располагаются на плоскости – вид скульптуры, рассчитанный в основном на фронтальное восприятие.

Контррельеф – углубленный рельеф, применяемый для печатных изображений или рассматривания на просвет.

Рельеф с углубленным контуром и выпуклой моделировкой формы применялся в Древнем Египте.

Барельеф (фр. bas-relief – низкий рельеф) – разновидность выпуклого рельефа, в котором изображение (фигура, предмет, орнамент) выступает над плоскостью менее чем на половину своего объема.

Горельеф (фр. hout-relief – высокий рельеф) – разновидность рельефа, в котором изображения (фигуры, предметы) выступают над плоскостью более чем на половину своего объема, а отдельные части могут полностью отходить от плоскости.

Живопись – один из основных видов изобразительного искусства, произведения которого (картины, фрески, росписи и др.) отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.

Живопись означает «писать жизнь», «писать живо», то есть полно и убедительно передавать действительность. Живопись-искусство цвета.

Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.) нанесенными на какую-либо поверхность, называется живописью.

Темпера – растительная краска, растертая на яичном желтке, использовалась еще в Древнем Египте (сейчас поливинилацетатная, синтетическая, казеиново-масляная). Темпера разводится водой и после высыхания не смывается.

Масляные краски стали использоваться с эпохи Возрождения в XVI веке.

Гуашь – непрозрачные, матовые краски, плотные, разводимые водой, в состав каждой гуашевой краски входят белила, появились в средние века.

Акварель – краски на растительном клее, разводятся водой. Появились в XVI веке.

Станковая живопись – картины, написанные на холсте, бумаге, картоне, установленных на станке-мольберте.

Монументальная живопись – большие картины на внутренних и наружных станах зданий (стены, потолки, колонны, столпы, опоры и т. д.), фрески, панно, роспись, мозаика.

Следует отметить и такие виды живописи, как декоративная роспись, иконопись, миниатюра, театрально-декоративная.

Мозаика (от лат. musiqum, буквально – посвященное музам) – один из видом монументального искусства. Изображения и орнаменты в мозаике составляются из кусочков различных камней, стекла (смальты), керамики, дерева и других материалов.

Графика (от греч. grapho – пишу, рисую) – изображение на плоскости при помощи линий, штриха, контура, пятна и тона. Графику называют искусством черного и белого. Однако это не исключает применение в графике цвета. К графике относятся и многоцветные произведения, выполненные на бумаге: цветные гравюры, рисунки цветными карандашами, сангиной пастелью, акварелью.

Графика включает в себя рисунок и различные виды печатной графики (гравюра на дереве (ксилография), на металле (офорт), линогравюра – на линолеуме, литография на камне).

По назначению графика делится на следующие виды:

– станковая – собственно рисунок;

– книжная и газетно-журнальная;

–прикладная–поздравительные открытки, красочные календари, конверты к пластинкам;

– промышленная графика – этикетки на различные упаковки, оформление промышленных и продовольственных товаров;

– плакат (в переводе с французского – объявление, афиша) – вид графики, лаконичное, броское изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, сопровождаемое текстом (политические, агитационные, учебные, рекламные, экологические, спортивные, театральные, кинорекламные и т. д.);

– графический дизайн – шрифты и различные знаковые изображения.

Декоративное прикладное искусство (от лат. dekoro – украшаю) – один из видов пластических искусств. Оно подразделяется на:

монументально-декоративное: витраж (лат. vitrum – стекло) – произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла; росписи, фрески; мозаика, декоративная, садово-парковая скульптура;

ДПИ – область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающееся декоративной однообразностью. Предметы должны быть не только удобны, но должны приносить человеку эстетическое наслаждение.

Дизайн (англ. design – проектировать, конструировать, чертить) – процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирование предметной сферы. Его цель – организация целостной эстетической среды жизни человека. Область дизайна – бытовые приборы, посуда, мебель, станки, транспортные средства, промышленная графика, одежда, визаж, фитодизайн и т. д.

Жанры живописи

Портрет (фр. изображение) – изображение человека или группы людей. Кроме внешнего сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.

Различают интимные, парадные, групповые, детские портреты.

Автопортрет – изображение художником самого себя.

Пейзаж (фр. paus – местность, родина) – изображение природы, видов местности, ландшафта. Пейзаж подразделяется на: сельский, городской, индустриальный, морской и т. д.; может быть историческим, героическим, фантастическим, лирическим, эпическим.

Натюрморт (фр. nature morte – мертвая природа) – изображение неодушевленных предметов (овощи, фрукты, цветы, предметы быта, утварь, снедь, дичь, атрибуты искусства).

Батальный жанр (от фр. bataille – сражение, битва) посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни.

Исторический – посвящен историческим явлениям и событиям.Очень часто эти два жанра встречаются в одном произведении, образуя историко-батальный жанр.

Бытовой отражает повседневную жизнь людей, социальный и национальный уклад, нравы и быт определенного исторического времени.

Анималистический (от лат. animal – животное) связан с изображением животных в живописи, графике, скульптуре.

Мифологический или сказочно-былинный посвящен событиям и героям, о которых рассказывают мифы, легенды, предания, сказания и сказки, былины народов мира.

Для быстрого и эффективного запоминания определений некоторых жанров живописи детям можно предложить запомнить их в стихотворной форме:

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

То подобная картина

Называется пейзаж! Если видишь на картине

Чашку чая на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или книгу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это – натюрморт! Если видишь, что с картины

Смотрит кто-то на тебя:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Повар или балерина,

Или Колька, твой сосед,–

То подобная картина

Называется «портрет»!

Основная цель занятий изобразительным искусством – духовное и творческое развитие личности, воспитание грамотного зрителя, любящего искусство. В настоящее время, когда школы работают по вариативным программам, уроки изобразительного искусства можно проводить по программе В.С. Кузина, когда в основу обучения берется рисование с натуры; если акцент ставится на эмоциональное развитие школьников, в этом случае работают по программе Б.М. Неменского; по методике Т.Я. Шпикаловой работают учителя, уделяющие большее внимание изучению народного искусства. Уроки изобразительного искусства имеют огромное значение для нравственно-эстетического воспитания школьников. Элементы культуры, знания о людях, и окружающем их мире, о добре и зле, безобразном и прекрасном в жизни и искусстве живо воспринимаются детьми. Конечно, для того, чтобы освоить секреты педагогического мастерства, необходимы постоянное совершенствование графических, живописных, декоративных и дизайнерских умений и навыков, а также многолетняя и разнообразная практика преподавания изобразительного искусства в школе.

ИСКУССТВО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ – специфический вид художественного творчества, создание зрительно воспринимаемых фиксированных рукотворных художественных форм; родовое понятие, объединяющее различные виды живописи, графики и скульптуры .

Изобразительное искусство с момента его становления в верхнем палеолите около 30 тысячелетий назад неоднократно претерпевает глубокие структурные изменения. Начало дописьменного периода – самого продолжительного цикла в истории изобразительного искусства – отмечено появлением знаковых, схематических и миметических (натуралистических) живописных и скульптурных образов – дописьменных форм искусства.

Структурные изменения классического периода изобразительного искусства связаны с новой ситуацией: письменность берет на себя функции изображения, становясь наиболее емким носителем информации. В то же время персонификация власти (Древний Египет) стимулирует развитие портрета; меняющаяся картина мира на раннем этапе также нуждается в натуралистических формах.

Классическая история искусства, начинающаяся с цивилизации Древнего мира, завершается в конце 19 – начале 20 века распадом классической изобразительной системы, появлением авангардистских течений, таких, как фовизм, кубизм , экспрессионизм и др. Этому структурному сдвигу предшествует изобретение новых технических способов получения фиксированного изображения. (Следует обратить внимание на то, что открытие фотографии принадлежит художнику и совершается в середине 19 в., когда в европейском искусстве господствуют натуралистические тенденции). Со второй половины 19 в. функцию прямого воспроизведения реальности берет на себя техника.

Распад классической изобразительной системы порождает различные маргинальные, спекулятивные игровые, эвристические формы художественной деятельности, составляющие отличие постклассического периода.

Изобразительное искусство – группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. К ИИ относятся: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство.

Живопись - один из основных видов ИИ; художественное изображение мира на плоскости посредством цветных материалов. Это –ИИ, создание художественных образов красками.

Графика – один из видов ИИ. В отличие от живописи основным средством выражения графики является рисунок. Графика (от греч. – пишу) более других видов ИИ приближена к письму, рисунку, условному знаку, т.к.важным ее изобразительным средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами. Графика близка к живописи, но если там цвет является основным средством художественного выражения и выступает в неразрывной связи с линией, которая не всегда отчетлива, может быть приглушена, стушевана светотенью, порой еле угадывается, то в графике линия является основным выразительным средством. Графика больше, чем живопись, схематизирует, рационализирует конструирует предмет. Понятие «графика», по способу создания изображения делится на 2 вида: «печатная или тиражная графика» и «уникальная графика». Уникальная графика-создание произведений в единственном экземпляре (рисунок, монотипия, аппликация и т.п.) Печатная графика- создание печатных форм, с которых можно получить по несколько оттисков. В зависимости от предназначения графика подразделяется на виды: станкова графика (станковый рисунок, эстамп); книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, обложка и т.п.); журнальная и газетная графика; прикладная графика (плакат и пр.); компьютерная графика; промышленная графика.

Скульптура – (лат. вырезаю, высекаю) – вид ИИ, произведения которого имеют объемную форму и выполняются из твердого или пластического материалов.

Виды скульптуры :

1.круглая (можно обойти кругом, рассмотреть со всех сторон), монументальная (пропагандирует значительные общественные события, рассчитана на массовое восприятие + парковая – фонтаны, вазы, разнообразные фигуры); станковая (скульптурные портреты, фигуры, скульптурные группы в музеях и художественных салонах); декоративная.

2. рельеф - предмет, изображённый с одной стороны и представляющий из себя выпуклое изображение, выступающее над плоскостью. Рельефное изображение имеет две разновидности: барельеф - выпуклое изображение отдельных человеческих фигур, целых групп или каких-либо предметов из глины, мрамора, дерева и др. Горельеф – это высокий рельеф фигуры, выступающий более чем на половину объема. Он непременно связан с архитектурой. Нарядус выпуклым рельефом существует еще одна его разновидность – углубленный рельеф – контррельеф. Контррельеф – углубленный рельеф, получается от механического оттиска обычного рельефа в мягком материале (глина, воск) или при снятии с рельефа гипсовой формы.



Архитектура – (греч. «главный строитель») – строительное искусство, зодчество. Один из древнейших видов искусства, выражающий в культовых и общественных сооружениях мировоззрение народа в конкретно-историческую эпоху, определяющий художественный стиль. Архитектура воспринимается в синтезе со всеми видами искусства и художественного творчества, с человеческой деятельностью в целом. Основные выразительные средства, применяемые в архитектуре - пластика объемов, масштабность, ритм, пропорциональность, а также фактура и цвет поверхностей. Архитектурные сооружения отражают художественный стиль эпохи, как и произведения любого другого вида искусства.

Декоративно-прикладное искусство – (лат. «украшаю») вид искусства, имеющий свой особенный художественный смысл и свою декоративную образность и вместе с тем непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей. Классификация: 1.по материалу: металл, керамика, текстиль, дерево. 2.По технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чеканка, интарсияи т.д.). 3.По функциональным признакам использования предмета (мебель, игрушки).

ВИДЫ ИСКУССТВА - различные формы эстетической деятельности человека, художественно-образного мышления. Различают искусства изобразительные (живопись, скульптура, графика) и неизобразительные (архитектура, прикладное искусство). В свою очередь, изобразительные и неизобразительные искусства условно разделяются на роды, хотя между ними сложно провести четкую грань: станковый, монументальный, декоративный. Неизобразительные искусства более четко разделяются в соответствии с материалом (деревянное зодчество, керамика), техникой (каркасная архитектура, резьба), назначением (общественные здания, утварь). В общей системе искусства условно объединяются в роды: виды искусства, имеющие в своей основе пластику человеческого тела (пантомима, балет, акробатика), пластические, или пространственные (архитектура, скульптура, живопись), временные (поэзия, музыка), временно-пространственные (драматический и музыкальный театр, кино), синтетические (видеоискусство, дизайн).

2. Живопись как вид изо.

ЖИВОПИСЬ - вид визуального (воспринимаемого зрением), статичного (не изменяющегося во времени), пространственного искусства, не имеющего (в отличие от архитектуры и прикладного искусства) прямого практического применения. Живопись отличается при этом от скульптуры своим плоскостным (не объемным) характером, а от графики - той первостепенной ролью, которую в живописи играет цвет. При этом формальные отличия живописи от скульптуры и графики нельзя аб солютизировать, поскольку живопись приобретает некоторый объем благодари фактуре, пастозному красочному слою и технике коллажа: она может быть однотонной, монохромной, а также может быть тесно связана с сооружением или предметом, зачастую выполняет разнообразные (хотя не собственно утилитарные) функции, как религиозные (в разных культовых системах), так и светские.

Основные разновидности живописи - станковая и монументальная - связаны с той материальной основой (несущей плоскостью), на какую наносится живописное произведение. В станковой картине такой основой служит достаточно прочный и плотный материал (натянутый на подрамник холст, деревянная доска, лист картона, металла и т. п., обычно покрытые специальным грунтом), позволяющий свободно перемещать произведения: развешивать на стенах, экспонировать на выставках, формировать музейные и частные коллекции. Как правило, произведения станковой живописи предназначены для показа и восприятия в интерьерах. Важным атрибутом картины является рама, придающая живописному образу завершенность и позволяющая при восприятии четко отграничить живописное иллюзорное пространство от реального окружения картины - пространства интерьера. «Носителем» монументальной живописи является неподвижная архитек-урная основа (стена, свод, опора здания) или специальная конструкция. Монументальная живопись может быть предназначена для интерьеров, фаса-ов, открытого городского пространства, внешней среды. С этим связана необходимость выбора для монументальной живописи более прочных (чем для станковой) материалов и разработки технологии, исключающей выгорание на свету, размывание атмосферными осадками и другие изменения живописи во внешней среде (каменная, керамическая или смальто-

вая мозаика, витраж) из цветных стекол, фреска и другие виды росписи). Произведение монументальной живописи нельзя отделить от его основы (стены, несущей конструкции); важной задачей художника является здесь достижение синтеза искусств- гармоничного единства, логической связи, стилевого и образного единства монументальной живописи и архитектуры. Основой живописи может быть и предмет; в этом случае, как правило, в ней преобладает декоративное начало. Особые виды живописи-иконопись, миниатюра, декорационная живопись, диорама, панорама.

Живопись обладает широким кругом выразительных средств, среди которых важнейшие - композиция, рисунок и цвет (колорит). Живопись может пользоваться как оттенками одного цветового тона, так и системой взаимосвязанных тонов (красочная гамма), неизменяемым локальным цветом или цветовыми градациями (полутона, переходы, оттенки), показывающими различия в освещении предметов, в их положении в пространстве и среде; рефлексы обнаруживают взаимодействие различно окрашенных объектов; единство живописного тона позволяет объединять предметы со средой, валёры показывают тончайшие оттенки, возникающие при взаимодействии предметов и среды. На непосредственном изучении натуры основано воспроизведение естественного солнечного света и воздушной среды (пленэр). Выразительность живописи достигается и характером мазка, обработкой красочной поверхности (фактура). Построение объема и пространства в живописи связано с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием конструктивных качеств рисунка и пространственных свойств теплых и холодных цветов. Живопись может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей прозрачные и полупрозрачные слои (подмалевок и лессировки).

Основные технические разновидности живописи: масляная живопись (краски на растительном масле как связующем веществе), темпера (краски на естественных и искусственных эмульсиях), клеевая живопись, восковая живопись (в т. ч. энкаустика), живопись водяными красками по штукатурке сырой (фреска) и сухой (секко), эмаль, живопись керамическими, силикатными, синтетическими красками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь служат для исполнения как живописных, так и графических произведений.

По традиции основными инструментами живописи служат кисти различной ширины и мягкости, но употребляются также мастихин и специальные устройства для распыления жидкой краски (аэрографы) и для перенесения на холст изображений фотохимическим способом.