Сад борис житков краткое содержание. Учёба и путешествия


Имя: Эдуард Успенский (Edvard Uspensky)

Возраст: 80 лет

Место рождения: Егорьевск, Россия

Рост: 178 см

Вес: 80 кг

Семейное положение: разведен

Эдуард Успенский - биография

Крокодил Гена, Чебурашка, кот Матроскин... Кажется, они росли вместе с нами. Перемещались со страниц книжек в телевизор, а потом на прилавки магазинов в виде плюшевых игрушек. и все это время за ними заботливо следил их «папа» -Эдуард Успенский.

Все бы ничего, только отсутствие бутербродов он родителям простить никак не мог Все на переменках уплетают приготовленные мамами булки с колбасой, а ему остается лишь глотать слюнки. Эдик, детство и юность которого пришлись на тяжелые военные и послевоенные годы, знал, что матери нелегко. Умер отец, денег в семье катастрофически не хватало... Такова была нелегкая биография детства Эдуарда Успенского.

Эдуард Успенский - Вожатый-хулиган

Легко быть хорошим, когда в семье мир и лад. А у него... Отца нет, с матерью никогда близок не был. Неудивительно, что мальчик рос хулиганом.

Учителя хватались за голову от выходок Успенского. Наконец, свое веское слово сказал завуч: «Пусть будет вожатым у малышей. Пока учит их дисциплине, может, и сам что полезное почерпнет». Делать нечего, пришлось взять под свое крыло второклашек.. Наставником Эдик оказался неплохим, сразу нашел подход к ребятне.

Однажды Успенский попал в больницу с переломом ноги. Боясь отстать от класса, попросил мать принести ему учебники. Пока кости срастались, он проштудировал их от и до. Особенно легко давалась математика. Дальнейший его путь его биографии был очевиден: после школы Эдуард поступил в Московский авиационный институт.

Чебурахнутый герой

Очередной номер стенгазеты ждали все студенты. С особым интересом читали литературную страничку, где печатали эпиграммы Успенского. У него хоть и был математический склад ума, но «тянуло» совсем в другую сторону. Эдуард записался в студенческий театр, писал сценки для актеров, фельетоны. Со временем в его репертуаре появились и детские стихи. Окружающие пренебрежительно называли их: «считалками», намекая на непритязательность творений.

Поверил в молодого автора уже известный тогда писатель Борис Заходер. «Из тебя может выйти толк», - сказал он прямо и начал помогать начинающему таланту. Правда, не все были столь благосклонны. Литературные столпы того времени - Алексин, Михалков, - с прохладой отнеслись к Успенскому. Однако автора это мало волновало. В его голове уже начали рождаться герои, которые через несколько лет станут чуть ли не национальным достоянием.

Зайдя однажды в гости к другу, Успенский стал свидетелем презабавной сцены. Дочь приятеля, девчушка лет четырех, мерила шубку на вырост. Полы были такими длинными, что, когда она пыталась сделать шаг, тут же падала. Присутствующие умирали со смеху, а отец провозглашал:

Ну, натуральная Чебурашка!

Успенский заинтересовался: что значит «Чебурашка»? Ему объяснили, что чебурахнуться - то есть упасть, отсюда и прозвище. Эдуард Николаевич запомнил. Так родился его первый герой.

В 1966 году увидела свет книга «Крокодил Гена и его друзья». В дружелюбном крокодиле узнал себя композитор , а несносную старуху Шапокляк Успенский частично списал с самого себя, а частично -со своей первой жены Риммы.

Эдуард Успенский - биография личной жизни

Это спустя много лет Успенский разглядит в первой супруге вредную Шапокляк, а при первой встрече впечатление у него сложилось совсем иное. Да и знакомые пары утверждали, что Римма была похожа скорее на маму Дяди Федора, чем на язвительную старуху. Римма родила Успенскому дочь Таню, была верна и любила писателя. Но, как говорится, в личной жизни не срослось...

Дочь Эдуард Николаевич любил до беспамятства и после развода забрал в новую семью. Елена, вторая жена, была не против. С ней он познакомился в буфете мультипликационной студии. Женщина не знала, кто такой Успенский, и его рассказов не читала. Писатель вручил ей книгу про Простоквашино. Елена раскрыла ее в троллейбусе и всю дорогу до дома смеялась. Начало отношениям было положено...

Своих детей у пары не родилось, поэтому они решили удочерить двойняшек - Иру и Свету. Девочки придали новый смысл жизни Успенскому, у которого был тогда непростой период. Эдуард Николаевич страстно хотел писать, а его упорно не печатали. Добавляла масла в огонь и цензура. Чебурашку называли «безродным, космополитом», а насчет крокодила Гены сообщали: «В нашей стране друзей ищут не по объявлениям, а в коллективе!»

Но Успенский не сомневался, что пишет хорошо, да и юные читатели радовали отличными отзывами. Пока сильные мира сего не давали писателю печататься, он ездил по школам, детсадам, больницам и читал свои рассказы.

Со временем, книжки Успенского все же стали появляться на прилавках. Особенно детям нравилась история «Дядя Федор, пес и кот», впервые опубликованная в 1973 году. Сам Эдуард Николаевич с улыбкой вспоминает появление кота Матроскина. Он скопировал его со своего приятеля Толи Тараскина, даже предложил дать герою фамилию друга. Но Тараскин воспротивился: «На всю Москву меня хочешь опозорить?!» Так кот стал Матроскиным, а приятель позже понял, что сглупил.

Успенский признавался, что для него каждый рассказ - как проповедь. Не просто способ развеселить маленьких читателей, а попытка чему-то научить. Хотя писатель понимал: дети порой и сами многому научат. Однажды он обратился к ним напрямую. В 1986 году в эфире радиопередачи «Пионерская зорька» автор предложил детворе присылать ему истории о том, чего они больше всего боятся. Спустя пару недель его кабинет был завален письмами. Собрав все страшилки вместе, Успенский выпустил книгу «Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы». Читать ее детям, было страшно, но интересно!

В начале 1990-х годов писатель начал вести радиопередачу «В нашу гавань заходили корабли». Изначально она задумывалась как детская - ребятня должна была вспоминать песни, близкие им по духу. Но потом выяснилось, что подобный формат больше интересен взрослым, а ностальгировать они хотели совсем по другим композициям - дворовым, застольным, студенческим. Решили пойти на поводу у слушателя. Так у Эдуарда Николаевича появилось новое детище и... новая любовь.

На должность редактора передачи прислали молодую женщину - тихую, скромную Элеонору Филину. Эдуарду Николаевичу новая сотрудница пришлась по душе - тем более что отношения с женой уже давно были прохладными. Второй развод и новый брак были лишь вопросом времени.

Филина и Успенский вместе вели программу, воспитывали сына Элеоноры от предыдущего брака, делили радости и разочарования. Наверное, оттого, что их союз казался таким идеальным со стороны, так неожиданно было услышать от Филиной: «Мой муж - тиран!»

В 2011 году она подала на развод и рассказала общественности о том, как супруг ненавидел ее сына, как скандалил с ней, поднимал руку. Рассказала об аборте, о котором ни разу не пожалела. Призналась, что хотела развестись с мужем-деспотом и раньше, но пожалела его - у Эдуарда Николаевича обнаружили злокачественную опухоль. Дала волю чувствам, только когда поняла: жизни писателя ничто не угрожает.

Успенский не тянул- с ответом - перекрыл ей доступ к счетам, очернил перед друзьями, грозился выгнать из передачи (которую, в конце концов, закрыли). Мнение общественности было неоднозначным. Одни обвиняли Филину в попытке нажиться на имени известного писателя, другие жалели несчастную женщину.

Сам же Эдуард Николаевич с головой ушел в работу. Стали выходить новые книги, появились новые персонажи - гуттаперчевый человечек Гевейчик, сорока Зойка, кошка Аська. Станут ли они такими же легендарными, как кот Матроскин и Чебурашка, покажет время.

Смерть писателя

Вечером 14 августа после продолжительной болезни скончался детский писатель Эдуард Успенский. Причина смерти онкология.

Эдуард Успенский - известный детский писатель, автор замечательных книг, с которыми мы знакомимся с самых малых лет. Ребенок еще не умеет читать, но добрые и милые герои сказок уже занимают его воображение, становятся для него целым миром и своеобразным откровением. Кто такой Эдуард Успенский?

Биография писателя, на первый взгляд, ничем не примечательна, однако весьма интересна. Еще до начала своей авторской деятельности он зарабатывал на жизнь тем, что создавал сценарии для детских мультфильмов. Постепенно Эдуард Успенский пришел к тому, чтобы самому писать захватывающие сюжеты. Так появилось на свет первое произведение.

«Дядя Федор, пес и кот»

Начальная книга писателя. В нее он вложил много душевных сил, реализовал свои сладостные порывы и мечты. Это история о знаменитом мальчике, который настолько стремился к самостоятельности, что даже предпочел уйти из дома и поселиться в незнакомой деревне Простоквашино. Главные герои этого произведения - сам дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик. Все трое имеют разные характеры и представления о жизни. Кот Матроскин - довольно яркая фигура, которая выделяется своей забавной манерой поведения. Вот уж кто на свете никогда не пропадет! Эдуард Успенский очень хорошо поработал над характером своего персонажа и сделал его в меру экономным, немного несдержанным, но чрезвычайно милым и отзывчивым.

«Новые порядки в Простоквашино»

В какой-то момент Эдуард Успенский решил создать продолжение знаменитой истории про мальчика дядю Федора, рассудительного кота Матроскина и милого пса Шарика. Так появилось не менее известное произведение, которое и сегодня выпускается большими тиражами. У героев происходят новые удивительные события, которые, без сомнения, влияют на их мировосприятие. Друзьям опять приходится преодолевать различные сложности, решать возникающие трудности для того, чтобы жить спокойно и счастливо. Иногда им это удается, но случаются и проблемы. «Новые порядки в Простоквашино» заставляют маленьких читателей задуматься над тем, что каждый поступок обязательно имеет свое последствие.

«Любимая девочка дяди Федора»

Третья книга о приключениях знаменитых друзей. В данном произведении рассказывается о том, какой сильной может быть подлинная дружба. Главы сопровождаются юмором, так что о серьезных вещах говорится легким слогом и понятными, доступными пониманию ребенка словами.

Дядя Федор неожиданно знакомится с девочкой Катей, которая заполняет все его свободное время. Друзья - Матроскин и Шарик - начинают ревновать, потому что не понимают, как общество посторонней, чужой девочки может быть мальчику интереснее и важнее, чем их собственное. О проблеме непонимания и рассказывает Эдуард Успенский. Рассказы о том, как хвостатые друзья строят козни и пытаются вернуть своего товарища, поистине забавны и поучительны.

«Крокодил Гена и его друзья»

Кто не знает эту замечательную историю про Чебурашку и его взрослого друга? Они оба хотели быть максимально полезными для окружающих и стремились помогать пионерам. По своей инициативе герои смастерили скворечники, построили игровую площадку для малышей, проявили себя как дисциплинированные и порядочные звери.

Крокодил Гена - это герой-меценат, который хочет сделать счастливым весь мир. Чебурашка во всем ему помогает, переживает, когда его не замечают. У писателя получилось создать такое произведение, которое развивает в детях доброту, порядочность, открытость, честность и отзывчивость. Перечитывать эту книгу можно и во взрослом возрасте: она становится более понятной и удивительно сильно затрагивает определенные струны души.

«Следствие ведут колобки»

Перед вами во всех смыслах необычная книга. Уже хотя бы потому, что сюжет в ней напоминает полноценный детектив со своей завязкой и развязкой. Как у всякой подобной истории, в каждой главе этой книги отыщется «виновный» в каком-длибо загадочном преступлении.

Колобок - это начальник следственного отдела, и у него есть помощник по фамилии Булочкин. Вместе они расследуют опасные и значительные правонарушения, которые совершаются самыми обычными людьми. Увлекательные истории поднимут настроение и детям, и взрослым. Скучать не придется!

Подлинный мастер пера - это писатель Эдуард Успенский. Книги его имеют невероятный успех и в настоящее время. Отрадно понимать, что в век доминирования компьютеров и планшетов интересная книга остается нужной и востребованной. Эти произведения можно перечитывать снова и снова, каждый раз делая удивительные открытия и приходя к неожиданным поучительным выводам.

У маленького Эдика был Чебурашка. Игрушка такая, плюшевая. Уши большие, хвост пуговкой. Не поймёшь - не то медведь, не то заяц, не то собака. Словом, неизвестный науке зверь.
Когда Эдик был несмышлёным ребёнком, он в этого Чебурашку играл. А потом подрос и забыл про своего плюшевого зверя. Другие дела у человека появились. Например, надо было срочно вырыть широкий и длинный подснежный ход в стан «неприятеля». Или подкараулить во дворе какую-нибудь «неопасную» старушку и напугать её взорвавшимся пистоном.
Времени, понятно, было в обрез. На уроки его тоже не хватало. Потому Эдик и учился плохо. А чтобы родители не очень ругали, осваивал одно важное и нужное искусство. Как двойки из дневника срезать. Незаметно так, бритвочкой.
Нет, Эдик вовсе не собирался всю жизнь оставаться двоечником. В глубине души он лелеял мечту - стать министром или академиком. На худой конец, очень удачливым золотоискателем!
Поскольку академиков-двоечников не бывает, Эдик всё время собирался «рвануть» - с понедельника начать хорошо учиться. Но «рвануть» всё никак не получалось.
Выручил школьника Успенского случай. Как-то раз мальчишка не слишком обдуманно прыгнул с крыши. И в результате попал со сломанной ногой в больницу. Делать там было нечего, вот он и попросил родителей принести ему разные книги и, к изумлению окружающих, начал заниматься. Да так упорно, что смог впоследствии и школу хорошо закончить, и в авиационный институт поступить, и даже стать инженером.
Три года проработал Успенский по специальности. А потом вдруг понял, что делает в жизни что-то не то. Инженер из него получился деятельный, но бестолковый. Эдуард Николаевич подумал-подумал… и стал взрослым юмористом. А потом так же быстро переквалифицировался в детского писателя.
Помог ему и в этот раз случай.
Однажды летом работал Успенский в пионерском лагере. И чтобы успокоить жаждавший впечатлений отряд, читал разные интересные книжки. Потом все интересные книжки неожиданно кончились, скучные отряд слушать не захотел, и Успенскому ничего не оставалось, как самому начать выдумывать: «В одном городе жил крокодил по имени Гена, а работал он в зоопарке крокодилом» . Фраза такая у него в голове вертелась.
И вдруг…
И вдруг из-за угла показались два длинных носа - ручной крысы Лариски и хулиганствующей старухи Шапокляк. Хлопнула дверь телефонной будки, и оттуда выбрался непонятный плюшевый зверь. «Это же Чебурашка!» - догадался Успенский. И стал рассказывать свою знаменитую сказку.
История про Чебурашку и крокодила Гену очень понравилась маленьким слушателям. Но почему-то совсем не понравилась взрослым начальникам. «У Чебурашки нет Родины!» - восклицали они. «И вообще неизвестно, что это за фрукт (то есть, простите, зверь)!»
Несмотря ни на что книжку всё-таки напечатали. А потом появилось другое, не менее знаменитое сочинение - «Дядя Фёдор, пёс и кот».
Но многочисленные читатели рано радовались. Потому что взрослые дяди и тёти однажды решили вовсе не издавать книг Эдуарда Успенского (бумаги, что ли, на всех не хватало?). Зато они почему-то разрешили снять по ним несколько мультфильмов (сами, наверное, вечерами мультики с внуками смотрели).
А Успенский всё равно продолжал сочинять. Не только стихи и сказки, но ещё и пьесы, киносценарии; вёл передачи на радио и телевидении. Конечно, «Радионяню» и «АБВГДейку» помнят сейчас разве что папы и мамы или даже бабушки с дедушками, зато у программы «В нашу гавань заходили корабли», которую Эдуард Николаевич придумал и ведёт уже двадцать лет, огромное количество вполне юных поклонников.
Но что там теле- и радиопередачи! Однажды Успенский целое книжное издательство придумал - «Самовар» называется. У Эдуарда Николаевича вообще много всяких идей. Вот, например, сейчас он мечтает о собственной мультипликационной студии и о настоящем Диснейленде в городе Анапе. Там обязательно будут джунгли с крокодилом Геной, горки «Голубой вагон» и ещё много-много всего, а называться он будет «Успенский-парк».
А как же книги? С ними у писателя полный порядок. Эдуард Николаевич пишет и издаёт их с завидным постоянством. Так что компания его литературных героев всё время прирастает. Недавно там появилась девочка со странным именем Макша и гуттаперчевый мальчик Гевейчик.
Как хороший отец, Эдуард Успенский присматривает за своим обширным семейством и всегда точно знает, что с кем происходит и кто где путешествует. Например,«финны обожают Дядю Фёдора, в Америке фаворитка - старуха Шапокляк. В неё там влюблены все. Ну а японцы просто помешались на Чебурашке…» Кто будет следующим героем? На этот вопрос может ответить только сам писатель. Но он не очень любит отвечать на такие вопросы. Ему вообще не нравятся всякие интервью.
Что он по-настоящему любит, так это, уехав подальше из города, запереться в своём доме, чтобы никто не мешал, и писать, писать, писать…

Надежда Воронова, Ирина Казюлькина

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Э.Н.УСПЕНСКОГО

ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ ГЕРОЕВ, ПОВЕСТЕЙ, РАССКАЗОВ, СТИХОТВОРЕНИЙ И ПЬЕС: в 10 т. / Эдуард Успенский. - Санкт-Петербург: Комета, 1993-1994.
Вот уже двадцать лет прошло с тех пор, как вышло это первое собрание сочинений Эдуарда Успенского. За прошедшие годы автор написал немало новых книжек, так что давно настало время для следующего, более обширного издания.

ДЯДЯ ФЁДОР, ПЁС И КОТ: [пьесы] / Эдуард Успенский; предисловие Б. Голдовского; иллюстрации М. Белова. - Москва: Искусство, 1990. - 175 с. : ил.
Герои сказок Эдуарда Николаевича Успенского живут не только на страницах книг и в мультфильмах, но и на подмостках кукольных театров, для которых автор специально переделал свои повести в пьесы. В этом сборнике таких пьес ровно семь: «Отпуск Крокодила Гены», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Гарантийные человечки», «Про Веру и Анфису», «Следствие ведут Колобки», «Девочка-учительница» (по книге «Меховой интернат») и «Жуткий господин Ау» (по книге Ханну Мякеля «Господин Ау»).

- Чебурашка, Крокодил Гена, их друзья и враги -

ВСЕ СКАЗОЧНЫЕ ИСТОРИИ ПРО ЧЕБУРАШКУ: [повести-сказки] / Эдуард Успенский. - Москва: Астрель, 2012. - 544 с. : ил.
«Наши герои не торопясь шли по улице. Им было очень приятно идти и разговаривать.
Но вдруг раздалось: б-б-бум! - и что-то пребольно стукнуло крокодила по голове.
- Это не ты? - спросил Гена у Чебурашки…
В это время снова послышалось: б-б-бум! - и что-то пребольно стукнуло самого Чебурашку.
Что бы это могло быть?»
А действительно, что бы это могло быть? Или, точнее, кто бы это мог быть? Вы, случайно, не догадались?
Между прочим, герои сказки Успенского известны не только нашим читателям. В Швеции, например, целый журнал издавался - «Крокодил Гена и Чебурашка».

ВСЁ О ЧЕБУРАШКЕ И КРОКОДИЛЕ ГЕНЕ: повести-сказки и сказочные истории / Эдуард Успенский. - Москва: АСТ, 2006. - 527 с. : ил.
КРОКОДИЛ ГЕНА И ЕГО ДРУЗЬЯ: в 2 кн. / Эдуард Успенский; рисунки С. Бордюга, Н. Трепенок. - Москва: Планета детства, 2008. - (Читаем дома и в детском саду. 5 лет).

ЧЕБУРАШКА ЕДЕТ В СОЧИ НА ПОИСКИ СТАРУХИ ШАПОКЛЯК: [повести-сказки] / Эдуард Успенский; [худож. М. Зотова и др.] . - Москва: Планета детства, 2010. - 127 с. : ил.

- Простоквашино и его обитатели -

ВСЕ ИСТОРИИ О ПРОСТОКВАШИНО, ИЛИ ДЯДЯ ФЁДОР, ПЁС И КОТ / Эдуард Успенский. - Москва: АСТ: Астрель, 2010. - 784 с. : ил.
Эх, зря родители ничейного кота из дома выгнали! Вот пришли они однажды с работы, а на столе записка:
«Папа и мама!
Я вас очень люблю… И этого кота тоже. А вы мне не разрешаете его заводить… Я уезжаю в деревню и буду там жить… А в школу мне ещё не скоро. Только на будущий год.
До свиданья.
Ваш сын - Дядя Фёдор» .
Что было дальше, вы и без нас знаете. Мультики про Простоквашино все, разумеется, смотрели. Однако мультики мультиками, но ведь после них Эдуард Николаевич придумал ещё много всяких историй из жизни деревни Простоквашино.

ВСЁ ПРОСТОКВАШИНО: сказочные повести и рассказы / Эдуард Успенский. - Москва: АСТ, 2005. - 672 с. : ил.

ДЯДЯ ФЁДОР, ПЁС И КОТ: [сказки] / Эдуард Успенский; художник О. Боголюбова. - Москва: Астрель, 2012. - 200 с. : ил.

ДЯДЯ ФЁДОР ИДЁТ В ШКОЛУ, ИЛИ НЭНСИ ИЗ ИНТЕРНЕТА В ПРОСТОКВАШИНО: [повесть-сказка] / Эдуард Успенский. - Санкт-Петербург: Мир ребёнка, 1999. - 95 с. : ил.

ТРОЕ В ПРОСТОКВАШИНО / Эдуард Успенский. - Москва: АСТ: Астрель: Харвест, 2010. - 48 с. : ил. - (Союзмультфильм представляет).

КАНИКУЛЫ В ПРОСТОКВАШИНО / Эдуард Успенский. - Москва: АСТ: Астрель, 2011. - 48 с. : ил. - (Союзмультфильм представляет).

ПРОИСШЕСТВИЯ В ПРОСТОКВАШИНО, ИЛИ ИЗОБРЕТЕНИЯ ПОЧТАЛЬОНА ПЕЧКИНА: сказочные повести / Эдуард Успенский; художник О. Боголюбова. - Москва: Астрель: АСТ, 2009. - 63 с. : ил.

САМЫЕ НОВЫЕ ИСТОРИИ О ПРОСТОКВАШИНО: [сказочные повести] / Эдуард Успенский. - Москва: Планета детства, 2011. - 479 с. : ил.

ТЁТЯ ДЯДИ ФЁДОРА, ИЛИ ПОБЕГ ИЗ ПРОСТОКВАШИНО: повесть-сказка / Эдуард Успенский. - Москва: Оникс, 2001. - 120 с. : ил. - (Любимая книжка).
Тётя дяди Фёдора была женщиной серьёзной, военизированной. Недаром тридцать лет в армии прослужила. Теперь вот в запас ушла и решила воспитанием племянника, дяди Фёдора, вплотную заняться. А заодно и жизнь в Простоквашине по-новому организовать…

- Такие разные герои! -

ВНИЗ ПО ВОЛШЕБНОЙ РЕКЕ: [повесть-сказка] / Эдуард Успенский; рисунки Ольги Ионайтис. - Москва: Планета детства, 2009. - 129 с. : ил. - (Семейная библиотека).
Однажды летом поехал мальчик Митя к бабушкам погостить в деревню. Одна бабушка оказалась самой обыкновенной, а другая - настоящей сказочной Бабой-Ягой. Только на редкость доброй.

ВСЁ О ЖАБ ЖАБЫЧЕ / Эдуард Успенский. - Москва: АСТ, 2007. - 272 с. : ил.
Когда Эдуарда Успенского спросили, кто такой Жаб Жабыч, он ответил: «В биологической лаборатории засунули в прибор лягушку, а когда снимали электроэнцефалограмму, то сознание старшего научного сотрудника перешло на неё. И она стала думающей лягушкой. Немедленно сбежала из института, пришла в одну семью и сказала: “Я туда обратно не вернусь. Буду жить у вас!” “Что же ты будешь делать?” - спросили её. “Я буду дом охранять!” - “Каким способом?” - “А я буду в милицию звонить, если грабители придут”» .

ГАРАНТИЙНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ: [сказочная повесть] / Эдуард Успенский; художник В. Дмитрюк. - Москва: Планета детства, 2011. - 159 с. : ил.
Если ваши родители привезли домой телевизор или, допустим, новый холодильник, знайте, что вместе с ним к вам приехал крошечный гарантийный человечек. Только не пытайтесь его найти. Гарантийным строго-настрого наказано детям на глаза не попадаться.

ГАРАНТИЙНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ: [сказочная повесть] / Эдуард Успенский; художник В. Дмитрюк. - Москва: Планета детства, 2011. - 110 с. : ил.
У каждого уважающего себя гарантийного человечка есть своё главное дело: у Холодилина - это холодильник, у Шпульки - швейная машинка, у Пылесосина - пылесос. Правда, на этот раз дело у них общее. Им предстоит объединить свои силы против страшного врага, чтобы спасти и себя, и всё человечество.

25 ПРОФЕССИЙ МАШИ ФИЛИПЕНКО: повесть / Эдуард Успенский. - Москва: АСТ: Астрель, 2006. - 222 с. : ил. - (Любимое чтение).
У третьеклассницы Маши столько профессий, потому что её пригласили работать «улучшательницей» - своими «незамутнёнными мозгами» она улучшает дела там, где взрослые довели их «до ручки»: в сельском хозяйстве, в овощном магазине, в троллейбусном парке…

ИСТОРИИ ПРО МАЛЬЧИКА ЯШУ / Эдуард Успенский. - Москва: Омега, 2006. - 48 с. : ил.
Яша «всегда любил везде лазать и во всё залезать» , «везде рисовал» , «любил ходить по лужам» , «плохо ел» , «всё себе в рот запихивал» . В общем, самый обыкновенный мальчик.

ИСТОРИЯ ПРО ГЕВЕЙЧИКА, ГУТТАПЕРЧЕВОГО ЧЕЛОВЕЧКА / Эдуард Успенский; [художник Г. Соколов]. - Москва: АСТ: Астрель, 2011. - 159 с. : ил.
Сначала Гале подарили удивительную игрушку - маленького каучукового мальчика Гевейчика. Потом вдруг появились кошачий бог Ассириус и привидение из пиратского сундука и, наконец, прилетела сорока Зойка, весьма уважаемый педагог. Вот тогда-то всё и началось!

ИСТОРИЯ ПРО ДЕВОЧКУ СО СТРАННЫМ ИМЕНЕМ / Эдуард Успенский; художник И. Панков. - Москва: АСТ, 2009. - 127 с. : ил.
Да, с именем девочке определённо повезло, ни у кого такого нет - Макша! А ещё у неё «резко зелёные глаза размером с две столовые ложки» и независимый характер. В жизни у Макши случаются всякие необыкновенные вещи: то её приглашают сниматься в рекламе макарон, то она участвует в телевизионном шоу «Я и моя собака», то к ней в гости приезжает мальчик Янгва, наследник Министерства нефтепродажи Нигерии, со всей своей свитой…
Ну, а если что-то идёт не так, Макша всегда может сказать: это не считается!

КОЛОБОК ИДЁТ ПО СЛЕДУ: детективная повесть / Эдуард Успенский; художник Ю. Пронин. - Москва: АСТ: Астрель, 2007. - 63 с. : ил. - (Сказки-мультфильмы).
СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ КОЛОБКИ / Эдуард Успенский; художник Е. Нитылкина. - Москва: Росмэн, 1999. - 127 с. : ил. - (Читаем в школе и дома).
Знаменитые сыщики Колобки распутают любое дело: могут разыскать хоть дошкольника Лёшу, хоть пропавшего белого слона.

МЕХОВОЙ ИНТЕРНАТ: поучительная повесть о девочке-учительнице и её пушистых друзьях / Эдуард Успенский; художник В. Чижиков. - Москва: Планета детства: Астрель, 2000. - 157 с. : ил.
«Меховому интернату нужна учительница хорошего поведения и письма. Приглашаются девочки из третьего-четвёртого классов. Занимания будут по воскресеньям. Оплата хендриками, сколько договоримся» . Такое странное объявление висело в одном из дачных посёлков. Что это? Шутка? Или всерьёз?..

ПЛАСТМАССОВЫЙ ДЕДУШКА: фантастическая повесть / Эдуард Успенский. - Москва: Стрекоза, 1999. - 92 с. : ил. - (Библиотека школьника).
Однажды приземлилась космическая ракета из созвездия Брошенные Шарики. Изучать землян прилетел космический дедушка, профессор Константин Михайлович, главный специалист по планете Зелёная Юла. Так называли нашу Землю жители Брошенных Шариков.

ПОДВОДНЫЕ БЕРЕТЫ: фантастическая повесть / Эдуард Успенский. - Москва: Бамбук, 1999. - 109 с. : ил. - (Библиотека школьника).
«О том, что в одной тихой бухте Тихого океана открывается новая особая диверсионно-подводная школа, мало кто знал из презренных сухопутных душ.
Потому что объявление об этой школе было помещено под водой.
Диверсионная школа из своих курсантов, в основном дельфинов, должна была готовить особые подводные войска с таким затуманенным названием “Подводные береты”. В задачу “беретов” входило: ликвидация, уничтожение, захват, потопление и поиск. Для такой опасной и сложной работы нужны были ребята с железными нервами, ластами и мозгами. Дохленький дельфин Генри не имел ничего подобного…»

ПРО ДЕВОЧКУ ВЕРУ И ОБЕЗЬЯНКУ АНФИСУ / Эдуард Успенский; художник Г. Соколов. - Москва: Планета детства, 2010. - 144 с. : ил.
Их так легко перепутать - девочку и обезьянку!

РЫЖИЙ, РЫЖИЙ, КОНОПАТЫЙ / Эдуард Успенский; художники И. Глазов, О. Зотов, И. Олейников. - Москва: Планета детства: Астрель: АСТ, 2001. - 181 с. : ил.
Стихи и рассказы о рыжих. И дразниться тут необязательно.

- Очень стра-а-ашные истории! -

БОЛЬШАЯ КНИГА УЖАСТИКОВ / Эдуард Успенский, Андрей Усачёв. - Москва: АСТ: Астрель: Харвест, 2007 - 384 с. : ил. - (Планета детства).

КОШМАРНЫЕ УЖАСЫ: страшилки сюрреалистические, цветные, самые ужасные / А. Усачёв, Э. Успенский; художник И. Олейников. - Москва: Планета детства: Астрель, 2001. - 78 с. : ил.
Ну что тут сказать? Ужас да и только!

ЖУТКИЙ ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР / Эдуард Успенский; художник Э. Васильев. - Москва: Росмэн, 1998. - 92 с. : ил.

КРАСНАЯ РУКА, ЧЁРНАЯ ПРОСТЫНЯ, ЗЕЛЁНЫЕ ПАЛЬЦЫ: страшная повесть для бесстрашных детей / Эдуард Успенский, А. Усачёв. - Москва: Книги Искателя, 2003. - 160 с. : ил. - (Эдуард Успенский. Ужастики).
Руки… Простыни… Пальцы… Что это? Пришельцы из космоса? Дьявольские силы? А может, просто каприз природы?
На эти вопросы у следователя-практиканта Виктора Рахманина пока ещё не было ответа…

- Весёлые университеты -

БИЗНЕС КРОКОДИЛА ГЕНЫ / Э. Успенский, И. Агрон; художник В. Юдин. - Москва: Росмэн, 2003. - 92 с. : ил.
Своеобразное пособие для начинающих миллионеров. Именно этого обязательно добьются юные бизнесмены 6-9 лет от роду, если вместе со старым знакомым крокодилом Геной попытаются постичь смысл таких «взрослых» понятий, как «биржа», «банк», «патент», «корпорация»…

ГРАМОТА ДЛЯ КОЩЕЯ: книга для одного читающего и десяти неграмотных / Э. Успенский. - Москва: Книги «Искателя», 2002. - 158 c. : ил. - (Библиотека детской литературы).
Детям сподручнее учиться грамоте вместе с любимыми сказочными героями. Тогда самые первые и самые главные слова запоминаются намного легче: «Папа, мама, бабушка, Успенский» .

КАК ПРАВИЛЬНО ЛЮБИТЬ СОБАК: рассказы / Эдуард Успенский; рисунки К. Павловой. - Москва: Планета детства, 2009. - 63 с. : ил.
О собаках Эдуард Николаевич Успенский знает не понаслышке. В его доме долгие годы живут четвероногие друзья. Так кому же лучше знать, какие есть породы собак, как за ними ухаживать и как правильно их любить?..

ЛЕКЦИИ ПРОФЕССОРА ЧАЙНИКОВА / Э. Успенский. - Москва: Бамбук, 1999. - 138 с. : ил. - (Библиотека школьника).
«Если телевизор разобрать, человечки в нём останутся?» Услышав этот вопрос, профессор Чайников понял, что стране необходимы лекции о радиоволнах и электронике.
Вы ведь, наверное, помните, что по первой своей профессии автор этой книжки Эдуард Николаевич Успенский - инженер, так что вместе с профессором Чайниковым они смогут ответить на многие сложные и удивительные вопросы.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕЧКА: (всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых) / А. Усачёв, Э. Успенский; художник А. Шевченко. - Москва: Самовар, 1997. - 94 c. : ил. - (Весёлые учебники).
Оказывается, о таких серьёзных вещах, как права человека, можно сложить весёлую повесть-сказку.

ШКОЛА КЛОУНОВ: повесть / Э. Успенский. - Москва: Планета детства, 2001. - 191 с. : ил.
Однажды в Москве открылась совсем необычная школа: для тех, кто любит смешить и веселить людей, - школа клоунов. Вы, конечно, понимаете, что учиться в такой школе очень весело. Даже азбуке и счёту.

- Стихи -

А МОЖЕТ БЫТЬ, ВОРОНА… / Эдуард Успенский; художник О. Горбушин. - Москва: Самовар: Теремок, 2005. - 107 с. : ил. - (Детские классики).

Одну простую сказку,
А может, и не сказку,
А может, не простую
Хочу я рассказать.

Её я помню с детства,
А может, и не с детства,
А может, и не помню,
Но буду вспоминать…

БЕРЕГИТЕ ИГРУШКИ: стихи / Э. Н. Успенский; художник И. Глазов. - Москва: Планета детства, 2008. - 11 с. : ил.

ВСЁ В ПОРЯДКЕ: стихи / Эдуард Успенский. - Москва: Эксмо-Пресс, 2005. - 48 с. : ил. - (Божья коровка).

ГОЛУБОЙ ВАГОН: стихи / Эдуард Успенский. - Москва: Астрель: АСТ, 2004. - 174 с. : ил. - (Хрестоматия школьника).

«ПЛАСТИЛИНОВАЯ ВОРОНА» И ДРУГИЕ СТИХИ / Эдуард Успенский. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 156 с. : ил. - (Золотые страницы).

СТИХИ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ / Эдуард Успенский; рисунки Б. Тржемецкого. - Москва: АСТ: Астрель, 2010. - 47 с. : ил. - (Планета детства).

ТРЕБУЕТСЯ НЯНЯ: стихи / Эдуард Успенский. - Москва: Эксмо, 2005. - 48 с. : ил.

- Пересказы с других языков -

Эдуард Николаевич Успенский не только приглядывает за своими героями, но готов позаботиться и о чужих. Во всяком случае, и дядюшка Ау финского писателя Ханну Мякеля, и самый лучший в мире Карлсон Астрид Линдгрен иногда говорят по-русски с его помощью:

ДЯДЮШКА АУ: повесть-сказка / Х. Мякеля, Э. Успенский; художник В. Коркин. - Москва: Дрофа, 2000. - 92 с. : ил. - (Сказка за сказкой).
Поначалу этот дядюшка Ау с финским акцентом, возможно, покажется кому-то суровым, страшным и мрачным. Но это только поначалу…

КАРЛСОН С КРЫШИ, ИЛИ ЛУЧШИЙ В МИРЕ КАРЛСОН: сказочные повести / Астрид Линдгрен; пересказ Э. Успенского. - Москва: Астрель: АСТ, 2008. - 446 с. : ил.

Надежда Воронова, Ольга Мургина, Ирина Казюлькина

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Э.Н.УСПЕНСКОГО

Успенский Э. Из жизни брендов: [интервью с писателем Э. Успенским] / беседу вёл В. Выжутович // Российская газета. - 2010. - 29 июля. - С. 26-27.
Успенский Э. Письма из Ялты // Кукареку. - Москва: СП «Слово», . - С. 26, 51, 79, 97, 115, 132-133, 163, 199.
Успенский Э. «Своим детям читал книги всех хороших писателей»: [о совр. дет. литературе и о своём творчестве] / беседу вели М. Корябина, И. Безугленко // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 6. - С. 20-22.
Успенский Э. Чебурашка - это мужик! : [к 70-летию со дня рождения писателя] / беседу вёл И. Свинаренко // Российская газета. - 2008. - 3-9 апреля. - С. 20-21.

Арзамасцева И. Гарантийный сказочник Эдуард Успенский // Детская литература. - 1993. - № 1. - С. 6-12.
Бегак Б. Радость добра // Бегак Б. Правда сказки. - Москва: Детская литература, 1989. - С. 102-110.
Валькова В. Эдуард Николаевич Успенский: (к 65-летию писателя) // Начальная школа. - 2002. - № 12. - С. 10-12.
Голдовский Б. Театр Эдуарда Успенского // Успенский Э. Дядя Фёдор, пёс и кот. - Москва: Искусство, 1990. - С. 7-21.
Лобанова Т. Творчество Э. Н. Успенского в оценке критики // Мировая словесность для детей и о детях: ч. 1. - Москва, 2004. - С. 160-164.
Сакаи Х. Секрет популярности «Чебурашки» // Мировая словесность для детей и о детях: ч. 2. - Москва, 2004. - С. 261-262.
Сивоконь С. Лучшее, конечно, впереди // Сивоконь С. Весёлые ваши друзья. - Москва: Детская литература, 1986. - С. 232-249.
Тубельская Г. Детские писатели России: сто тридцать имён: биобиблиографический справочник / Г. Н. Тубельская. - Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 - 492 с. : ил.
Биографический очерк об Эдуарде Успенском читайте на с. 350-353.

Н.В., О.М.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Э.Н.УСПЕНСКОГО

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Год хорошего ребёнка. По мотивам одноимённой повести Э.Успенского и Э. де Грун. Реж. Б.Конунов. СССР-ФРГ, 1991.

Там, на неведомых дорожках. По повести Э.Успенского «Вниз по Волшебной реке». Реж. М.Юзовский. Комп. В.Дашкевич. СССР, 1982. В ролях: Р.Монастырский, Т.Пельтцер, А.Зуева, Л.Харитонов, А.Филиппенко, Ю.Чернов и др.

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Академик Иванов. По стихотворению Э.Успенского. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Попов. Комп. Е.Крылатов. СССР, 1986. Роли озвучивали: О.Табаков, С.Степченко.

Антошка: [из альманаха «Весёлая карусель»: вып. 1]. Сцен. Э.Успенского. Реж. Л.Носырев. СССР, 1969.

Баба-Яга против!: вып. 1. Сцен. Э.Успенского, Г.Остера, А.Курляндского. Реж. В.Пекарь. Комп. Э.Артемьев. СССР, 1980. Бабу-Ягу озвучивает О.Аросева.
Баба-Яга против!: вып. 2. Сцен. Э.Успенского, Г.Остера, А.Курляндского. Реж. В.Пекарь. Комп. Э.Артемьев. СССР, 1980. Бабу-Ягу озвучивает О.Аросева.
Баба-Яга против!: вып. 3. Сцен. Э.Успенского, Г.Остера, А.Курляндского. Реж. В.Пекарь. Комп. Э.Артемьев. СССР, 1980. Бабу-Ягу озвучивает О.Аросева.

День чудесный. Сцен. А.Хржановского, Э.Успенского. Реж. А.Хржановский. Комп. В.Мартынов. СССР, 1975.

Дядюшка Ау. По сказке финского писателя Х.Мякеля. Сцен. Э.Успенского, Х.Мякеля. Реж. И.Доукша, М.Бузинова. Комп. А.Журбин. СССР, 1979. Роли озвучивали: В.Ливанов, Т.Решетникова, М.Лобанов, В.Ферапонтов, А.Граве.
Дядюшка Ау в городе. Сцен. Х.Мякеля, Э.Успенского. Реж. М.Муат. Комп. А.Журбин. СССР, 1979. Роли озвучивали: В.Ливанов, А.Граве, Т.Решетникова, С.Крючкова.
Дядюшка Ау: Ошибка дядюшки Ау. Сцен. Э.Успенского, Х.Мякеля. Реж. Л.Сурикова. Комп. А.Журбин. СССР, 1979. Роли озвучивали: В.Ливанов, А.Граве, Б.Левинсон, А.Щукин.

Дядя Фёдор, пёс и кот: Матроскин и Шарик. Сцен. Э.Успенского. Реж. Л.Сурикова, Ю.Клепацкий. Комп. А.Быканов. Текст песен И.Шаферана. СССР, 1975. Роли озвучивали: З.Андреева, Е.Хромова, В.Байков, С.Харлап, А.Горюнова, А.Вербицкий.
Дядя Фёдор, пёс и кот: Мама и папа. Сцен. Э.Успенского. Реж. Ю.Клепацкий, Л.Сурикова. Комп. А.Быканов. Текст песен (стихов) И.Шаферана. СССР, 1976.
Дядя Фёдор, пёс и кот: Митя и Мурка. Сцен. Э.Успенского. Реж. Ю.Клепацкий, Л.Сурикова. Комп. А.Быканов. Текст песен И.Шаферана. СССР, 1976.

Загадка: [из альманаха «Весёлая карусель»: вып. 19]. Сцен. Э.Успенского. Реж. Е.Фёдорова. Комп. М.Линк, Гр.Гладков. СССР, 1988. Текст читает А.Филиппенко.

Зачем верблюду апельсин? Сцен. А.Ватьян. Реж. Ю.Калишер. Авторы текста Э.Успенский, В.Лунин. СССР, 1986.

Ивашка из дворца пионеров. Сцен. Г.Сокольского, Э.Успенского. Реж. Г.Сокольский. Комп. М.Меерович. СССР, 1981. Роли озвучивали: Г.Бардин, Е.Кациров, С.Харлап.

Картина. Ехал Ваня. Сцен. Э.Успенского. Реж. Ф.Епифанова. Комп. М.Зив. СССР, 1975.

Клякса. Сцен. Э.Успенского. Реж. А.Резников. СССР, 1980.

Крокодил Гена. Сцен. Э.Успенского, Р.Качанова. Реж. Р.Качанов. Комп. М.Зив. СССР, 1969. Роли озвучивали: В.Раутбарт, К.Румянова, Т.Дмитриева, В.Ливанов.
Чебурашка. Сцен. Э.Успенского, Р.Качанова. Реж. Р.Качанов. Комп. В.Шаинский. СССР, 1971. Роли озвучивали: К.Румянова, Т.Дмитриева, В.Ливанов, В.Ферапонтов.
Шапокляк. Сцен. Р.Качанова, Э.Успенского. Реж. Р.Качанов. Комп. В.Шаинский. СССР, 1974. Роли озвучивали: В.Ливанов, И.Мазинг, К.Румянова, В.Ферапонтов.
Чебурашка идёт в школу. Сцен. Э.Успенского, Р.Качанова. Реж. Р.Качанов. Комп. В.Шаинский. СССР, 1983. Роли озвучивали: К.Румянова, Г.Бурков, В.Ливанов, Ю.Андреев.

Наследство волшебника Бахрама. Сцен. Э.Успенского. Реж. Р.Качанов. Комп. М.Меерович. СССР, 1975. Роли озвучивали: Р.Миренкова, Г.Вицин, М.Виноградова, В.Ливанов.

Неудачник. Сцен. Р.Качанова, Э.Успенского. Реж. В.Голиков. СССР, 1972.

Новогодняя песенка Деда Мороза. Сцен. Э.Успенского. Реж. А.Татарский. Комп. А.Журбин. СССР, 1983.

Олимпийский характер. Сцен. В.Винницкого, Э.Успенского, Ю.Шмалько. Реж. Б.Акулиничев. Комп. М.Минков. СССР, 1979.

Осьминожки. По стихотворению Э.Успенского. Сцен. Э.Успенского. Реж. Р.Страутмане. Комп. И.Ефремов. СССР, 1976.

Пластилиновая ворона. Сцен. А.Татарского. Реж. А.Татарский. Комп. Гр.Гладков. Текст песен (стихов) Э.Успенского. СССР, 1981. Роли озвучивали: А.Левенбук, А.Павлов, Л.Броневой, Гр.Гладков, Л.Шимелов.

Подводные береты: [сборник сюжетов о дельфинах-рейнджерах на основе фильмов «Секретная океанская помойка», «Надводная часть айсберга», «Озеро на дне моря» и др.]. Сцен. Э.Успенского. Реж. П.Лобанова, В.Тарасов, А.Мазаев, Р.Страутмане, А.Горленко. Комп. Э.Артемьев. Россия, 1991.
Секретная океанская помойка: [из серии о дельфинах]. Сцен. Э.Успенского. Реж. Р.Страутмане. Комп. Ф.Кольцов, Т.Хайэн. СССР, 1989.
Надводная часть айсберга: [из серии о дельфинах]. Сцен. Э.Успенского. Реж. А.Горленко. Комп. Т.Хайэн, Э.Артемьев. СССР, 1989.
Озеро на дне моря: [из серии о дельфинах]. Сцен. Э.Успенского. Реж. А.Мазаев. Комп. Т.Хайэн. СССР, 1989.
Мико - сын Павловой: [из серии о дельфинах]. Сцен. И.Марголиной, Э.Успенского. Реж. Е.Пророкова. СССР, 1989.
Счастливый старт-1: [из серии о дельфинах]. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Тарасов. Комп. Т.Хайэн. СССР, 1989.
Счастливый старт-2: [из серии о дельфинах]. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Тарасов. Комп. Т.Хайэн. СССР, 1989.
Счастливый старт-3: [из серии о дельфинах]. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Тарасов. Комп. Т.Хайэн. СССР, 1989.
Счастливый старт-4: [из серии о дельфинах]. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Тарасов. Комп. Т.Хайэн. СССР, 1990.

Про Веру и Анфису: [первый фильм трилогии о девочке Вере и обезьянке Анфисе]. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Фомин. Комп. Гр.Гладков. СССР, 1986. Текст читает О.Басилашвили.
Про Веру и Анфису: Вера и Анфиса тушат пожар: [второй фильм трилогии]. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Фомин. Комп. Гр.Гладков. СССР, 1987. Текст читает О.Басилашвили.
Про Веру и Анфису: Вера и Анфиса на уроке в школе: [заключит. фильм трилогии]. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Фомин. Комп. Гр.Гладков. СССР, 1988.

Про Сидорова Вову. По мотивам стихотворения Э.Успенского. Сцен. Э.Успенского, Э.Назарова. Реж. Э.Назаров. СССР, 1985. Текст читает С.Юрский.

Про холодильник, серых мышей и гарантийных человечков. Сцен. Э.Успенский. Реж. Л.Домнин. СССР. 1979.

Птичий рынок. Сцен. Э.Успенского. Реж. М.Новогрудская. СССР, 1974.

Разгром: [из альманаха «Весёлая карусель»: вып. 3]. По одноимённому стихотворению Э.Успенского. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Угаров. Комп. Ш.Каллош. СССР, 1971. Текст читают: А.Лившиц, А.Левенбук.

Рыжий, рыжий, конопатый: [из альманаха «Весёлая карусель»: вып. 3]. Сцен. Э.Успенского. Реж. Л.Носырев. СССР, 1971. Роли озвучивали: Г.Дудник, С.Шурхина, Ю.Юльская, Т.Дмитриева, А.Бабаева, К.Румянова, М.Корабельникова.

Сегодня в нашем городе. Сцен. Э.Успенского. Реж. Е.Фёдорова. СССР, 1989. Текст читает А.Филиппенко.

Следствие ведут колобки. Сцен. Э.Успенского. Реж. А.Зябликова. Комп. Н.Богословский. СССР, 1983. Роли озвучивали: Т.Пельтцер, В.Невинный, В.Абдулов, Л.Королёва, З.Нарышкина.
Следствие ведут колобки. Ограбление века. Сцен. Э.Успенского. Реж. А.Зябликова. Комп. М.Меерович. СССР, 1983. Роли озвучивали: В.Абдулов, Г.Вицин, В.Невинный.
Следствие ведут колобки. Похищение века. Сцен. Э.Успенского. Реж. А.Зябликова. Комп. Н.Богословский. СССР, 1983. Роли озвучивали: Т.Пельтцер, Г.Вицин, В.Абдулов, В.Невинный.

Следствие ведут Колобки: [серии 1 и 2]. Сцен. Э.Успенского. Реж. И.Ковалёв, А.Татарский. Комп. Ю.Чернавский. СССР, 1986. Роли озвучивали: Л.Броневой, С.Федосов, А.Птицын.
Следствие ведут Колобки: [серии 3 и 4]. Сцен. Э.Успенского. Реж. И.Ковалёв, А.Татарский. Комп. Ю.Чернавский. СССР, 1987.

Слоно-дило-сёнок. Сцен. Э.Успенского. Реж. Б.Ардов. Комп. И.Катаев. СССР, 1975.

Три типа и скрипач. По мотивам стихотворения Э.Успенского. Сцен. Н.Лернера, Э.Успенского. Реж. Н.Лернер. Комп. М.Меерович. В фильме использована музыка И.-С.Баха, А.Вивальди. Россия, 1993.

Трое из Простоквашино. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Попов. Худож. Н.Ерыкалов, Л.Хачатрян. Комп. Е.Крылатов. СССР, 1978. Роли озвучивали: Б.Новиков, Г.Качин, М.Виноградова, В.Талызина, О.Табаков, Л.Дуров.
Каникулы в Простоквашино. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Попов. Комп. Е.Крылатов. СССР, 1980. Роли озвучивали: Б.Новиков, Г.Качан, М.Виноградова, Л.Дуров, В.Талызина, О.Табаков.
Зима в Простоквашино. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Попов. Комп. Е.Крылатов. Авторы текста Ю.Энтин, Э.Успенский. СССР, 1984. Роли озвучивали: Б.Новиков, Г.Качин, М.Виноградова, З.Нарышкина, О.Табаков, В.Талызина, Л.Дуров.

Бори́с Степа́нович Житко́в (30 августа (11 сентября) 1882 года, Новгород - 19 октября 1938 года, Москва) - русский и советский писатель, прозаик, педагог, путешественник и исследователь. Автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных и романа о революции 1905 г.

Биография

Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде; его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать - пианистка. Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учёбы подружился с К. И. Чуковским .

После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета, которое закончил в 1906. После университета сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Затем с 1911 по 1916 г. учился на кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института. С 1917 работал инженером в Одесском порту, в 1923 переехал в Петроград.

Внучатый племянник Б. С. Житкова - российский математик Владимир Игоревич Арнольд

Творчество

Борис Житков сотрудничал со многими детскими газетами и журналами: «Ленинские искры», «Новый Робинзон», «ЁЖ», «Чиж», «Юный натуралист», Воробей (журнал), «Пионер». Работал корреспондентом в Дании.

Широкий жизненный опыт и впечатляющие познания во многих отраслях деятельности отражаются в повествованиях писателя - о науке. Житков писал о разных профессиях. В своих произведениях он воспевал и такие черты как компетентность, усердие, а самое главное - чувство ответственности. Любовь к морю и другим странам - было его величайшим источником вдохновения.

Герои Житкова часто попадают в экстремальные ситуации: цикл «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и др.

начало цитатыПроизведения Житкова насыщены действием, он часто пользуется формой разговора с читателем, пишет всегда образно и ясно. Задача творчества Житкова - сообщение детям полезных сведений и воспитание в них лучших человеческих качеств.

Создал циклы детских рассказов «Что я видел» и «Что бывало». Главный герой первого цикла - любознательный мальчик «Алёша-Почемучка», прототипом которого стал маленький сосед писателя по коммунальной квартире Алёша. Затем Алексей Всеволодович Некрасов стал профессором, доктором географических наук, заведующим кафедрой в Санкт-Петербургском гидрометеорологическом университете.2011 Некоторые рассказы этого цикла позднее легли в основу мультипликационных фильмов: «Кнопочки и человечки», «Почему слоны?», «Пудя».

Роман о революции 1905 года «Виктор Вавич» Житков считал своим главным произведением. Издание романа, доступное широкому кругу читателей в полном объёме, стало возможным лишь в 1999 году, благодаря тому, что Лидия Чуковская сохранила экземпляр книги 1941 года (несколько экземпляров этого издания романа также сохранились в библиотеках).

Издания

  • Житков Б. «Злое море», 1924
  • Житков Б. «Морские истории», 1925
  • Житков Б. Семь огней: Очерки, рассказы, повести, пьесы. Л., 1982
  • Житков Б. Избранное (Вступительная статья К. И. Чуковского). М., 1988
  • Житков Б. Избранное (Составление, вступит статья и примеч. Вл. Глоцера). М., 1989
  • Житков Б. Рассказы о животных. М., 1989
  • Житков Б. Рассказы для детей. М., 1998
  • Житков Б. Виктор Вавич. М., 1999
  • Житков Б. «Как я ловил человечков: Рассказы», М.:Август, 2001
  • Житков Б. Я больше не буду!. М., ЭНАС-Книга, 2011
  • Житков Б. Детский журнал "Воробей"

Библиография

  • Жизнь и творчество Бориса Житкова: Сб. М., 1955.
  • Чуковская Л. Борис Житков. М., 1955.
  • Чуковский К. Борис Житков. - В кн.: Чуковский К. Собрание сочинений, т. 2. М., 1965.
  • Черненко Г. Т. Вечный Колумб: Биографический очерк (О Б. С. Житкове). Л., 1982.

Дар предвидения

  • Борис Житков является главным героем известного детского стихотворения С. Я. Маршака «Почта».

Он протягивает снова

Заказное для Житкова.

Для Житкова?

Эй, Борис,

Получи и распишись!

Кинематограф

  • В кино Б. С. Житкова, одного из главных героев фильма «На миг оглянуться» / «Я жил тогда» (1984, Одесская киностудия, реж. Вяч. Колегаев), сыграл актёр Виктор Проскурин (а его друга К. И. Чуковского - Олег Ефремов).
  • В 1967 году на киностудии Мосфильм режиссёрами Алексеем Сахаровым и Александром Светловым по рассказам «Погибель», «Вата» и «Компас» был поставлен фильм «Морские рассказы».
  • В 1968 году на Одесской киностудии режиссёром Станиславом Говорухиным по мотивам рассказа Б. Житкова «Механик Салерно » был поставлен фильм «День ангела» .

По мотивам рассказов Житкова из цикла «Что я видел» созданы мультфильмы:

  • Кнопочки и человечки . Сцен. В. Голованова. Реж. М. Новогрудская. Комп. М. Меерович. СССР, 1980.
  • Почему слоны? Сцен. Ж. Витензон. Реж. М. Новогрудская. Комп. М. Меерович. СССР, 1980.
  • Пудя . Реж. И. Воробьёва. Комп. И. Ефремов. СССР, 1990

Имя: Борис Житков (Boris Zhitkov)

Возраст: 56 лет

Деятельность: писатель, прозаик, педагог, путешественник, исследователь

Семейное положение: был в гражданском браке

Борис Житков: биография

Когда речь заходит о писателях с характером – тех, что повидали мир, и многое испытали на личном опыте, - то вспоминают обычно зарубежных литераторов вроде , и Генри Райдера Хаггарда. Но мало кто вспоминает русского писателя, педагога и исследователя-путешественника Бориса Степановича Житкова, которого его собрат по перу называл Вечным .

Детство и юность

Родился Борис 30 августа 1882 года. Произошло это в городе Великий Новгород. Мальчик стал вторым ребенком в семье – первым была дочь Вера. Отец Бориса – Степан Васильевич - был преподавателем в Новгородском учительском институте. По учебникам Степана Васильевича несколько поколений детей изучали арифметику, алгебру и геометрию. Мать мальчика – Татьяна Павловна - была популярной пианисткой, ученицей русского композитора Антона Григорьевича Рубинштейна.


Из-за еврейских корней за Степаном Васильевичем пристально наблюдали люди из госструктур. Поэтому когда после рождения будущего писателя между Житковым-старшим и местным политическим деятелем назрел конфликт, Степан Васильевич решил отвезти семью в другое место. Покатавшись год по России, но так нигде и не зацепившись, Житков-старший отвозит семью в Одессу, где на тот момент проживали его брат и сестра.


В Одессе Степан Васильевич устраивается кассиром-бухгалтером на параход, а Татьяна Павловна становится частным репетитором по игре на клавишных. Начальное образование Вера и Борис получают дома, а после поступают в гимназию №5. В этом учебном заведении и происходит знакомство Житкова-младшего с будущим писателем и переводчиком , а также с Владимиром Евгеньевичем Жаботинским – будущим основателем Еврейского легиона.


В 1901 году Борис оканчивает гимназию и поступает в Императорский Новороссийский университет на отделение естественных наук. Будучи студентом университета, Житков сначала увлекается игрой на скрипке, но позже решает променять ее на занятие фотографией (к сожалению, ни одного фото Житкова тех лет не сохранилось). Не забывает парень и о физическом развитии – уже на третьем курсе завоевывает призы на соревнованиях по парусному спорту.


Гиперактивный характер и определенность в убеждениях приводят Бориса к тому, что во время Русской революции 1905 года Житков помогает переправлять оружие для матросов, решивших устроить бунт. В 1906 году Борис получает диплом об окончании вуза. Из-за нестабильного положения в стране долго не может найти себе работу. В итоге по совету знакомого решает стать моряком. После нескольких выходов в море парень сдает экзамены на штурмана. В роли штурмана парусного судна совершает походы в Турцию и Болгарию.

Литература

В литературу Борис Житков пришел довольно поздно. С другой стороны, именно его бурная и насыщенная событиями жизнь стала основой для многих произведений автора. К тому же, писатель вел дневник и регулярно писал родным письма, набивая таким образом руку в писательском ремесле. В 1909 году становится капитаном научно-исследовательского судна, принимавшего участие в ихтиологической экспедиции по Енисею.


По возвращению из экспедиции Борис подает документы в Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого на отделение судостроения. В 1910 году отправляется в Данию для прохождения практики рабочим-металлистом. В 1912 году отправляется в свое первое кругосветное путешествие. В ходе кругосветки больше всего Бориса впечатлили страны Азии – Индия, Япония и Китай. В 1916 году оканчивает вуз по специальности инженера-судостроителя.


К моменту выпуска из политехнического университета Житков уже год как служил в морской авиации. В 1916 году Борис получает звание прапорщика по авиационной части, а годом позже – подпоручика по адмиралтейству. В 1917 году Житков оставляет службу и отправляется работать по специальности в Одесский морской порт, где и проработал до 1924 года. В этом году Житков перебрался в Петроград.


Для этого было две причины: во-первых, Борису надоело сидеть на одном месте – «качевой» характер дал о себе знать, во-вторых, Житков решил отвезти в издательство свою рукопись «Злое море». Редакция по достоинству оценила произведение, и издало его в том же году. С 1925 года Житков устраивается преподавателем в местную школу, а все свободное время тратит на писательскую работу. По подсчетам биографов Бориса, им было написано 74 очерка, 59 повестей и рассказов, 7 романов и 14 статей.


Борис Степанович прославился преимущественно как детский писатель. Именно для детей он написал большую часть своих произведений – в частности, сборники «Что я видел», «Что бывало», «Морские рассказы» и «Рассказы о животных». Сборник «Рассказы о животных», вышедший в 1935 году, содержал в себе рассказы, основанные на его впечатлениях от посещения Индии, - «Беспризорная кошка», «Храбрый утенок», «Про обезьянку», «Про слона», «Про змею и мангуста», «Галка» и «Волк».


Однако произведением, которое Житков ставил на вершину своего творчества, был роман «Виктор Вавич», посвященный событиям 1905 года. Долгое время произведение не издавалось, поскольку находилось под запретом. Версия без купюр вышла только в 1999 году благодаря дочке Корнея Чуковского, Лидии, обнаружившей рукопись в архивах отца.


Стоит отметить, что романом «Виктор Вавич» восторгались многие. К числу тех, кому произведение пришлось по душе, были писатель , телеведущая и публицист . Критики отмечали, что если бы не цензура, то «Виктор Вавич» мог бы занять место в российской классике между «Тихим Доном» и «Доктором Живаго». В 1988 году, когда праздновался пятидесятилетний юбилей со дня смерти писателя, было издано первое собрание его сочинений.

Личная жизнь

О личной жизни Житкова известно мало. Кочевой образ жизни не позволял писателю завести нормальную семью, поэтому к концу своих дней он жил гражданским браком с Верой Михайловной Арнольд (1896-1988), дочерью директора Белогородского училища и советского шифровальщика.


Детей у пары не было, но был у Бориса племянник Алеша – сын старшей сестры. Именно Алеша стал прообразом персонажа рассказов из сборника «Что я видел». Однако есть данные, что у Житкова есть несколько детей от некой Фелицаты Федоровны Гусевой – сын Николай и дочь Фелицата. По крайней мере, так утверждают некоторые СМИ.

Смерть

Еще в 1937 году Борис Степанович почувствовал недомогание. По совету знакомого решил испробовать лечебное голодание, но этим только ухудшил свое положение. Книгу, которую Житков планировал как «Энциклопедию для четырехлетних граждан "Почемучка"», писатель заканчивал, уже диктуя своей жене. Эта книга позже была издана под названием «Что я видел».


Другую свою книгу – «Помощь идет» - посвященную технике, служащей на благо человечества, писатель закончить не успел. Тем не менее, она тоже позже была издана под названием «Рассказы о технике». Умер Борис Степанович 19 августа 1938 года. Похоронен в Москве, на шестом участке Ваганьковского кладбища.


По мотивам его произведений сняты мультики «Кнопочки и человечки» (рассказ «Как я ловил человечков»), «Почему слоны?» (по рассказу «Про слона»), «Пудя», а также фильмы «Морские рассказы», «День ангела» и «Шторм на суше». Элементы биографии Житкова были использованы в стихотворениях «Почта»(1927) и «Военная почта»(1943), а также в фильме «На миг оглянуться» (1984 года).

Цитаты Бориса Житкова

  • «Невозможно, чтоб было трудно учиться: надо, чтоб учиться было радостно, трепетно и победно».
  • «Это хуже всего - новые штаны. Не ходишь, а штаны носишь: все время смотри, чтоб не капнуло или еще там что-нибудь. Зовут играть - бойся. Из дому выходишь - разговоров этих! И еще мать выбежит и вслед кричит на всю лестницу: "Порвешь - лучше домой не возвращайся!" Стыдно прямо. Да не надо мне этих штанов ваших! Из-за них вот все и вышло».
  • «Пошел Христо в город: бегает, суетится народ, ослы орут неистово, все кричат, суются, топчутся, как будто круглый день пожар в городе. Все греки - шумливый народ. Одни турки в тени сидят. Кто кальяном дымит, а кто и соломку сосет - ждут судьбу».
  • «Так вот куда кошки из города переехали».

Библиография

  • 1924 год – «Злое море»
  • 1925 год – «Морские истории»
  • 1931 год – «Каменная печать»
  • 1935 год – «Рассказы о животных»
  • 1939 год – «Что я видел»
  • 1940 год – «Рассказы»
  • 1941 год – «Виктор Вавич»
  • 1942 год – «Рассказы о технике»