Система персонажей комедии горе ума. Система образов горе от ума грибоедова

Идейное содержание и система образов пьесы "Горе от ума"

2. Типичность Грибоедовских персонажей

ипичность грибоедовских героев складывалась не только из бытовых и психологических черт, как в комедиях Шаховского или Хмельницкого, а была дана в социальном содержании образа.

«Грибоедовская Москва» не является только широкой рамой для психологической драмы Чацкого – Софьи. Наоборот, интимная драма личности осмысляется как результат драмы общественной. Сопоставление Чацкого и барской Москвы – это не только контраст данного индивидуального характера и окружающей среды. Это – столкновение дряхлеющего крепостнического мира с новыми людьми. Наряду с индивидуальными образами, драматург создает еще один – коллективный, образ барского общества. Это было большим достижением социального, политически направленного реализма. Грибоедов гениально изобразил бытовую фамусовскую Москву. В «Горе от ума» воссоздана также еще и иная Москва, социальная, барская, крепостническая, воинствующая и нисколько не комическая. Именно эта Москва, с ее особой моралью, с ее воспитательной системой, с ее житейскими идеалами, духовно искалечила Софью Павловну. Ее отец, Павел Афанасьевич Фамусов, – яркий образец барской крепостнической Москвы, вырастающий до уровня предводителя большой и властной социальной группы. В той борьбе двух миров, какая раскрывается в третьем действии, Фамусов выявляет себя воинствующим представителем старого мира, вожаком косного барства. В своих монологах он объединяет барскую Москву с вельможным Петербургом. А Чацкий осмысляет столкновение как борьбу двух миров: того, где «покорность и страх», и того, в котором «вольнее всякий дышит». Столкновение этих двух общественных групп на балу у Фамусова изображено Грибоедовым с замечательной силой реализма. В гостиной собирается как бы летучий митинг, целый суд над Чацким. Суд над Чацким и упоминаемыми в репликах его единомышленниками – кульминация социальной драмы. В 1824 г., когда Грибоедов изображал эту вражду двух общественных групп, он еще не знал (но, несомненно, предчувствовал), как дружно и злобно реакционные круги дворянского общества будут поддерживать в 1826 г. царское правительство в его жестокой расправе с восставшими и побежденными декабристами.

Противостояние Чацкого и Москвы – это не контраст высокой личности и скудной бытовой среды, а столкновение дряхлеющего, но еще сильного крепостнического барского мира с новыми людьми и новым, идущим на смену миром, который мы назовем демократическим. В «Горе от ума», как в социальной драме, воссоздано борение социальных сил в русском обществе перед 14 декабря. При этом борьба раскрывалась и осмыслялась Грибоедовым не только как политическая борьба реакционного правительства с оппозиционными кругами, а как борьба социальная, внутри самого общества – между косным крепостническим обществом и группой демократически настроенных людей. Драматург-реалист не только проявил при этом глубокое понимание связей прошлого с настоящим, но и предвидел ближайшее будущее, обусловленное соотношением борющихся сил: на ближайшем этапе борьбы Чацкие будут сломлены Фамусовыми и Скалозубами.

В пьесе Грибоедова обращают на себя внимание неоднократные упоминания о вольнодумной разночинской интеллигенции. Это высмеяно мракобесие, вражда к новым людям, нападки Фамусова на распространение просвещения («ученье – вот чума, ученость – вот причина...», «...забрать все книги бы, да сжечь», «...нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений»). Фамусов наверно имел в виду университеты, против которых именно тогда началось гонение и в которых среди профессоров и студентов большинство составляли разночинцы. Фамусову вторит старая московская барыня Хлёстова: «И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних от пансионов, школ, лицеев, как бишь их; да от ланкартачных взаимных обучений». В «ланкастерских» школах в то время обучалось много солдат. Княгиня Тугоуховская ополчается на профессоров Педагогического института, которые «упражняются в расколах и в безверьи». Комедия преисполнена отголосками тогдашней общественной жизни: упоминаются «ученый комитет», преследовавший книги и распространение просвещения, итальянские карбонарии, толки о «камерах», т. е. о палатах депутатов, о Байроне, «волтерьянстве» и многое другое. Есть резкие выпады против злоупотреблений крепостного права, против «Нестора негодяев знатных», выменявшего «толпу слуг» на «борзые три собаки»; против барина-театрала, согнавшего в крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей». Много сарказма направлено против «вельмож в случае» – фаворитов, против «пылкого раболепства» придворных «охотников поподличать везде», против «отцов отечества», «грабительством богатых». Немало обличений чиновнической бюрократии, к которой надо «прислушиваться», перед которой «не должно сметь свое суждение иметь» и которая руководствуется правилами вроде: «подписано, так с плеч долой» и «как не порадеть родному человечку».

Создание литературного типа Молчалина было крупным приобретением общественной мысли. Не менее значителен тип Скалозуба, в котором заклеймен военный карьеризм, увлечение мундиром. Скалозубовщина и молчалинство как социально-бытовые формулы вобрали в себя обширные круги явлений. В обоих случаях Грибоедов проявил большую силу публицистического обобщения. Маленького чиновника, секретаря Фамусова, живо обрисованного индивидуальными чертами, автор возвел в символ значительной социально-политической группы, крепко связав молчалинство с фамусовщиной. То же со Скалозубом. Красочный индивидуальный портрет ограниченного, грубого армейского полковника обобщен до значения широкого символа. Существование скалозубовщины в самой жизни – аракчеевщины – обостряло значение этого образа как политической сатиры на характерные особенности военно-бюрократического режима, сложившегося к началу 20-х годов. Образом Репетилова драматург сатирически откликнулся на расплодившийся вокруг декабризма мелкий либерализм.

Некоторая недоговоренность и неясность осталась в образе Софьи, что дало основание многим критикам, начиная с Пушкина, понимать ее упрощенно. Образ Софьи был задуман драматургом смело и сложно – как сочетание наносной сентиментальности с глубокой натурой.

Кроме действующих лиц, появляющихся на сцене, в «Горе от ума» есть еще вереница образов, воссоздаваемых в беседах и монологах; без них не закончена была бы картина грибоедовской Москвы, не полон был бы идейный состав пьесы: мадам Розье, танцмейстер Гильоме, вельможный Максим Петрович, брат Скалозуба, московские старички и дамы, чахоточный «книгам враг», княгиня Ласова, Татьяна Юрьевна и Фома Фомич, Лахмотьев Алексей и, наконец, держащая в страхе всю Москву «княгиня Марья Алексевна». Мастерским приемом реплик и беглых упоминаний драматург вычерчивает один за другим эти мимолетные образы и насыщает ими наше сознание. Некоторые из этих образов разработаны великолепно и своей значительностью превышают иных «действующих».

«Горе от ума» – также и реалистическая бытовая пьеса. Жизнь большого барского дома в Москве, от раннего утра, когда «все в доме поднялось», «стук, ходьба, метут и убирают», и до поздней ночи, когда в парадных сенях «последняя лампа гаснет», – изображена с удивительной полнотой и правдивостью. И не только бытовая жизнь одного барского особняка воссоздана в «Горе от ума»; гениальным наращением бытописи через все четыре действия, и особенно в третьем, в картине московского бала, драматург постепенно воспроизводит перед нами всю жизнь московского барства: воспитание дворянской молодежи, московские «обеды, ужины и танцы», деловую жизнь – штатскую и военную, французоманию, напускной либерализм, скудость и пустоту интересов. Историко-познавательное значение «Горя от ума» огромно; историку оно может служить источником для изучения жизни московского барства.

Произведение Грибоедова драгоценно и как психологическая драма. Психологический реализм в «Горе от ума» проявляется постоянно и многообразно: в характеристике Фамусова, в диалоге Чацкого с Натальей Дмитриевной Горич, в говорливости Репетилова и т. д. Но наиболее глубоко и сосредоточенно применяется он в раскрытии интимной драмы Чацкого и Софьи. Диалог Софьи и Лизы, диалог Чацкого и Софьи в первом действии; эпизод обморока Софьи во втором действии и назревающая ее враждебность к Чацкому; гениально созданное драматургом объяснение Чацкого и Софьи в начале третьего действия, небольшой монолог Чацкого в начале четвертого действия об итогах московского дня; наконец, сцена разоблачения Молчалина, когда раскрывается ошибка сердца Софьи, ее прозрение и душевная сила, – вот элементы и эпизоды этой интимной драмы. Грибоедов первый в русской литературе создал психологическую драму.

Недоросль
Анализ произведения

Пьеса была задумана Д. И. Фонвизиным как комедия на одну из главных тем эпохи просвещения - как комедия о воспитании. Но впоследствии замысел писателя изменился. Комедия «Недоросль» - первая русская социально-политическая комедия, и тема воспитания связана в ней с важнейшими проблемами XVIII века.
Основные темы;
1. тема крепостного права;
2. осуждение самодержавной власти, деспотического режима эпохи Екатерины II;
3. тема воспитания.
Своеобразие художественного конфликта пьесы в том, что любовная интрига, связанная с образом Софьи, оказывается подчиненной социально-политическому конфликту.
Основной конфликт комедии - борьба просвещенных дворян (Правдин, Стародум) с крепостниками (помещики Простаковы, Скотинин).
«Недоросль» - яркая, исторически точная картина русской жизни XVIII века. Эта комедия может считаться одной из первых в русской литературе картиной социальных типов. В центре повествования находится дворянство в тесной связи с крепостным сословием и верховной властью. Но происходящее в доме Простаковых - это иллюстрация более серьезных общественных конфликтов. Автором проводится параллель между помещицей Простаковой и высокопоставленными вельможами (они также, как Простакова, лишены представлений о долге и чести, жаждут богатства, раболепствуют перед знатными и помыкают слабыми).
Сатира Фонвизина обращена против конкретной политики Екатерины II. Он выступает как непосредственный предшественник республиканских идей Радищева.
По жанру «Недоросль» - комедия (в пьесе множество комических и фарсовых сцен). Но смех автора воспринимается как ирония, направленная против действующего порядка в обществе и в государстве.

Система художественных образов

Образ госпожи Простаковой
Полновластная хозяйка в своем имении. Правы или виноваты крестьяне, решение это зависит только от ее произвола. Она о себе говорит, что «рук не покладает: то бранится, то дерется, на том дом и держится». Называя Простакову «презлой фурией», Фонвизин утверждает, что она вовсе не исключение из общего правила. Она неграмотна, в ее роду считалось, чуть ли не грехом и преступлением учиться.
Она привыкла к безнаказанности, простирает свою власть от крепостных до мужа, Софьи, Скотинина. Но сама является рабой, лишенной чувства собственного достоинства, готовой пресмыкаться перед сильнейшим. Простакова - типичная представительница мира беззакония и произвола. Она - пример того, как деспотизм уничтожает человека в человеке и разрушает общественные связи людей.
Образ Тараса Скотинина
Такой же рядовой помещик, как и его сестра. У него «всякая вина виновата», никто не может лучше, чем Скотинин, обдирать крестьян. Образ Скотинина - пример того, как «скотская» и «животная» низменность берут верх. Он еще более жестокий крепостник, чем его сестра Простакова, и свиньям в его деревня живется намного лучше, чем людям. «Разве дворянин не волен, поколотить слугу, когда захочет?» - поддерживает он сестру, когда она обосновывает свои зверства ссылкой на Указ о вольности дворянской.
Скотинин позволяет своей сестре играть собой, как мальчиком; он пассивен в отношениях с Простаковой.
Образ Стародума
Он последовательно излагает взгляды «честного человека» на семейную мораль, на обязанности дворянина, занятого делами гражданского правления и военной службой. Отец Стародума служил при Петре I, воспитал сына «по-тогдашнему». Образование дал «по тому веку наилучшее».
Стародум вею свою энергию, все свои знания решил посвятить своей племяннице, дочери умершей сестры. Он зарабатывает деньги там, где «не променивают их на совесть» - в Сибири.
Он умеет властвовать собой, не делает ничего сгоряча. Стародум - это «мозг» пьесы. В монологах Стародума получают выражение идеи просвещения, которые исповедует автор.

Сочинение
Идейно-нравственное содержание комедии Д. И.

Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор" примечательна тем, что каждый из созданных там образов хоть и типичен, но в то же время индивидуален. Путем соединения их воедино Гоголь создает в комедии сатирический портрет местного чиновничества, которое существовало в России той эпохи.

Система образов в комедии «Ревизор»

Городничий Антон Антонович Сквозняк-Дмухановский имеет огромный авторитет, поскольку сумел своими силами, хитростью и расчетливостью сделать карьеру. Он считает взяточничество вполне приемлемым явлением, ограничивать которое должен лишь чин и положение конкретного человека.

Он запросто присваевает любые деньги, однако сам себя считает вполне благопорядочным человеком, поскольку регулярно посещает церковь. Следуя его примеру, все чиновники в уезде воспринимают свое положение как возможность наживаться за чужой счет. Однако все они неповторимы в своих характерах:

Судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками и стремится вести со всеми вокруг умные политические беседы, поскольку прочитал за всю свою жизнь несколько вольнодумных книг;

Попечитель богоугодных заведений Земляника обворовывает больных, презирает бедный люд. Он стремится угодить ревизору, поэтому рассказывает ему всю правду о положении дел у других чиновников, умалчивая о себе;

Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов невежественнен и робок, он смертельно боится начальства;

Почтмейстер Шпекин из любопытства читает чужие письма;

Полицейские, Уховертов, Свистунов и Держиморда, вечно грубы и пьяны, благодаря им в полицейских и тюремных делах царит разруха;

Не слишком отличается от уездных чиновников и главный герой, Хлестаков. Невольно попав в положение ревизора, он пользуется этим - пускает пыль в глаза, лжет и фантазирует о своей столичной жизни. Он радуется возможности получить влиятельное положение хотя бы ненадолго.

Мастерство сатирического изображения действительности

На примере этих персонажей Гоголь показывает, насколько они не подходят для тех должностей, которые занимают. Пороки каждого напрямую препятствуют их службе, но уездных чиновников это не смущает. Это и есть одна из главных сатирических черт комедии.

Помимо чиновников, в комедии есть и другие персонажи, имеющие собственные мелкие грехи: главные сплетники уезда, Добчинский и Бобчинский, которые боятся ревизора, но при этом очень хотят, чтобы о них узнали в высшем свете; обворовывающие покупателей купцы вроде Абдулина, которые приходят жаловаться на городничего; уездные дамы, Анна Андреевна и Мария Антоновна, восхищающиеся всем столичным либо всем французским, также сплетничающие обо всех вокруг.

Все герои этой комедии отрицательные. Собранные вместе, они создают сатирический портрет типичного уездного городка николаевской эпохи: Гоголь стремится показать, что вся Россия живет неправильно, что нужно усовершенствовать нормы. Единственный положительный образ в этой комедии - смех.

В содержание комедии автор предваряет “Замечаниями для господ актеров”, чего все не встречали в других драматических произведениях. Гоголь назвал эти “Замечания” “Характеры и костюмы”, но говорит он здесь не только о характерах и костюмах, он касается, и характеристики речи героев и их манеры говорить. Наличие этих “Замечаний” в комедии свидетельствует о том, что Гоголь был чрезвычайно озабочен тем, чтобы актеры и постановщики комедии на сцене правильно поняли характеры выведенных персонажей и показали их так, как понимал и нарисовал их автор. Известно, что далеко не все первые исполнители ролей в “Ревизоре” удовлетворяли Гоголя. Если он восхищался, например, тонким пониманием образа городничего и игрой Сосницкого (в Петербурге) и Щепкина (в Москве), то его крайне не удовлетворяла трактовка роли Хлестакова Дюром (в Петербурге), о чем он писал своим друзьям.
Городничий собирает чиновников и сообщает “едет ревизор”. Испуг, недоуменные вопросы перетрусивших чиновников, сои городничего и письмо его приятеля сейчас же вызывают у читателей невольную улыбку, но смех их не выражает сочувствия действующим лицам.
Вот неуклюжая догадка умничающего судьи, вот советы городничего чиновникам, причем они касаются лишь внешней стороны дела; появляется почтмейстер, которому городничий тут же дает незаконное задание, за выполнение которого распечет его в V действии. Вот, запыхавшись, влетают Бобчинский и Добчинский и, перебивая один другого, сообщают неопровержимые признаки приехавшего ревизора. Совершенно естественно возникает вопрос, как вести себя в связи с приездом ревизора. Волнение усиливается, особенно им охвачен городничий, который решил идти на риск: отправиться прямо навстречу ожидающему его возмездию, причем он наскоро отдает распоряжения своим подчиненным и одновременно, в случае удачи, обещает дать огромную взятку богу (в образе свечи), содрав ее предварительно с купцов. Динамичность действия продолжается и после отъезда городничего ее поддерживают вбегающие в комнату жена и дочь городничего. Так, следя за развитием действия от явления к явлению, опираясь на отдельные реплики персонажей, все поймут исключительное совершенство, безукоризненность композиционного построения комедии.
Отмечаем наиболее напряженные сцены последующих актов: диалог городничего с Хлестаковым во действии, сцену “вранья” Хлестакова в действии, представление чиновников, жалобы горожан на притеснения городничего, ухаживание Хлестакова за женой и дочерью городничего и, наконец, благословение в V действии. Последнюю сцепу считаем кульминацией в развитии образа “ревизора”, так как здесь успех Хлестакова достигает своего апогея.
В V действии показано торжество городничего: он занесся в мечтаниях, с презрением говорит о городничестве и, почувствовав силу, вымещает злобу на ненавистных ему купцах. В действие вводится письмо Хлестакова, с которым связана развязка комедии: разоблачен Хлестаков, одурачен городничий, лопнули все его мечты, вместо торжества – полный позор, достойный осмеяния. Широчайшее обобщение этого осмеяния: “Чему смеетесь над собою смеетесь!” – перекликается со стоящим в начале комедии эпиграфом (“На зеркало неча пенять, коли рожа крива”).
В действии чиновники реагируют на слова городничего вопросом: “Как ревизор?” Подобная же реакция присутствующих в V действии па сообщение почтмейстера: “Как не ревизор?” Любопытно продолжение смыслового параллелизма. В действии городничий продолжает: “Ревизор из Петербурга…”, а почтмейстер в V действии говорит: “Совсем не ревизор…”, дальше, как в действии, так и в V, ссылка на письма: в действии городничий опирается на письмо Чмыхова, в V действии почтмейстер ссылается на письмо, посланное Хлестаковым в Петербург.
Таким образом, сюжетная линия комедии композиционно обрамляется двумя письмами: письмом Чмыхова и письмом Хлестакова. Первое письмо извещает о приезжающем ревизоре, за которого напуганные чиновники и приняли Хлестакова. Второе письмо выясняет лицо Хлестакова и ошибку чиновников во главе с городничим.
Сюжетная линия получает свое органическое завершение. Наконец, оригинальность кольцеобразной композиции и в том, что как в первой реплике комедии, принадлежащей городничему, сообщается о том, что едет ревизор, так и в самых последних словах комедии, в единственной реплике жандарма, говорится о приехавшем чиновнике из Петербурга: “Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице”.
Действие комедии развертывается чрезвычайно стремительно, последовательно и мотивированно, и чем больше напряжения и динамичности приобретает действие, тем больше разоблачительного смеха вызывают поступки и слова действующих лиц.
Последнее явление “Ревизора”, вторая развязка комедии, лишена комизма и полна для чиновников настоящего драматизма: над ними нависла грозная кара, это состояние их находит свое воплощение в заключительной “немой сцене”, являющейся вполне естественной концовкой и вместе с тем нововведением Гоголя-драматурга.
Прослеживая композицию комедии как одно из важных средств раскрытия идейного содержания произведения, все наглядно почувствуют единство формы и содержания произведения, поймут, что развитие действия в пьесе – основа комедии.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Вместе с незадачливыми государственными чиновниками, живущими и служащими в небольшом провинциальном городке, в “Ревизоре” Гоголь представляет нам заезжего хитреца из Петербурга. Именно этот пройдоха сумел нарушить спокойную жизнь в городе и одурачить всех чиновников. Лжеревизору отведено центральное место в сатирической Read More ......
  2. В 1824 году Александр Сергеевич Грибоедов закончил свою комедию “Горе от ума”. Написанная в эпоху подготовки “рыцарского подвига” декабристов, пьеса рассказала о настроениях и конфликтах того напряженного времени. Отзвуки преддекабристских настроений были слышны и в резких обличениях Чацкого, и в Read More ......
  3. Один из главных персонажей комедии “Ревизор”, так ярко нарисованный Н. В. Гоголем, городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Это “неглупый по-своему человек”. В его речи много точных характеристик, крылатых выражений, ставших настоящими афоризмами. Собрав в своем доме городских чиновников, чтобы предупредить их Read More ......
  4. Главными действующими лицами комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”, без сомнения, являются городничий и Хлестаков. В произведении эти герои выступают как противники. Городничий принимает Хлестакова за ревизора, присланного в их уездный город с проверкой. Задача Сквозник-Дмухановского заключается в том, чтобы скрыть Read More ......
  5. Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” приобрела общественно-важное значение. Автор критиковал и высмеивал пороки и недостатки царской России. Местом действия в произведении Гоголь избирает маленький провинциальный городок, от которого “хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”. Героями пьесы Read More ......
  6. В комедии уже была правда русской жизни, проявившаяся и в комедийной ситуации, и в перипетиях интриги, и в отдельных живых характерах, и во всем раскрытии социальной действительности. Весь комедийный замысел “Ревизора” в общих чертах уже существовал. Однако Хлестаков и городничий, Read More ......
  7. Читая второе действие, сосредоточим свое внимание на следующих вопросах: Что рассказывает Осип о Хлестакове? Какая сцена является наиболее комической и почему? Почему Городничий и Хлестаков так нелепо себя ведут? Чем объяснить разницу в поведении Городничего в самом начале его встречи Read More ......
  8. Гоголь писал: “…комедия должна вязаться сама 428 литература собою, всей своей массою, в один большой, общий узел. Завязка должна обнимать все лица, а не одно или два, – коснуться того, что волнует, более или менее, всех действующих. Тут всякий герой; Read More ......
Система образов в комедии “Ревизор”

Система образов и принципы их изображения в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Успех ʼʼГоря от умаʼʼ, появившегося накануне восстания декабристов, был чрезвычайно велик. ʼʼГрому, шуму, восхищению, любопытству конца нетʼʼ, - так охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви и поддержки, которой окружили комедию и ее автора передовые русские люди двадцатых годов.

По словам Пушкина, комедии ʼʼпроизвела неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтамиʼʼ. В мировой литературе не много можно найти произведений, которые, подобно "Горю от умаʼʼ, в короткий срок снискали бы столь несомненную всœенародную славу. При этом современники в полной мере ощущали социально-политическую актуальность комедии, воспринимая ее как злободневное произведение зарождавшейся в России новой литературы, которая ставила своей главной задачей разработку ʼʼсобственных богатствʼʼ (то есть материала национальной истории и современной русской жизни) - и собственными, оригинальными, не заемными средствами. Сюжетную основу ʼʼГоря от умаʼʼ составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь 6орьбы с миром самодержавия крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повсœедневно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление общественного быта своего времени - борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненные укладов, двух поколений.

После Отечественной войны, в годы формирования и подъема общественно-политического и общекультурного движения дворянских революционеров-декабристов, борьба нового - нарождающегося и развивающегося - со старым - отжившим и тормозящим движение вперед - острее всœего выражалась в форме именно такого открытого столкновения между молодыми глашатаями "свободной жизниʼʼ и воинствующими охранителями ветхозаветных, реакционных порядков, какое изображено в ʼʼГоре от умаʼʼ. Сам Грибоедов в широко известном, постоянно цитируемом письме к П. А. Катенину (январь 1825 года с предельной ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в основу ʼʼГоря от умаʼʼ: "...в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и данный человек разумеется в противуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочихʼʼ.

И далее Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо, всœе более и более обостряясь, нарастает ʼʼпротивуречиеʼʼ Чацкого с фамусовским обществом, как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса, - Чацкого объявляют во всœеуслышанье смутьяном, карбонарием, человеком, покушающимся на ʼʼзаконныйʼʼ государственный и общественный строй; как, наконец, голос всœеобщей ненависти распространяет гнусную сплетню о безумии Чацкого: "Сначала он весел, и это порок: "Шутить и век шутить, как вас на это станет!" - Слегка перебирает странности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить, но всœе-таки: "Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол!" Не терпит подлости: "ах! боже мой, он карбонарий". Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил и всœе повторяют, голос общего недоброходства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всœем наплевал в глаза и был таков". Грибоедов рассказал в своей комедии о том: что произошло в одном московском доме в течение одного дня. Но какая широта в данном рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи - с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, - тему рубежа двух эпох - "века нынешнего" и "века минувшего".

Отсюда - необыкновенное богатство идейного содержания комедии. В какой-либо форме и в какой-либо мере Грибоедов коснулся в ʼʼГоре от умаʼʼ множества серьезнейших вопросов общественного быта͵ морали и культуры, которые имели в декабристскую эпоху самое актуальное, самое злободневное значение. Это были вопросы о положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о дальнейших судьбах России, русской государственности и русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном призвании человека, о его патриотическом и гражданском долге, о новом понимании личной и гражданской чести, о силе человеческого разума и познания, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания. На всœе эти вопросы откликнулся гений Грибоедова, и отклик данный был исполнен такой горячей гражданственно-патриотической страсти такого неукротимого негодования на зло и неправду, что комедия не могла не произвести самого глубокого и разительного впечатления как в передовых кругах русского общества, так и в лагере реакционеров.

Здесь, в данном обществе, действовали ʼʼзнатные негодяиʼʼ и мелкотравчатые подлецы, отъявленные мошенники и ʼʼзловещие старухиʼʼ, ханжи и доносчики, объединœенные, как круговой порукой, непримиримой враждой к ʼʼсвободной жизниʼʼ, к культуре, к просвещению, к малейшему проявлению независимой мысли и свободного чувства. В этом мире без тени смущения меняли крепостных рабов на борзых собак, явным грабительством добывали богатства и почести, "разливались в пирах и в мотовствеʼʼ, а ученье считала ʼʼчумойʼʼ, зловредным и огнеопасным изобретением ʼʼокаянных вольтерьянцевʼʼ. Люди этого жестокого мира жили по заветам и преданьям ʼʼминувшего векаʼʼ - ʼʼвека покорности и страхаʼʼ. ʼʼМоральʼʼ их была основана на пресмыкательстве перед сильными и на угнетении и унижении слабых. Идеалом человека был для них удачливый вельможа блаженных феодальных времен - дядя Фамусова Максим Петрович, достигший ʼʼстепеней известныхʼʼ благодаря своему бесстыдному раболепству и шутовству в царском дворце.

Типичнейший представитель этого мира - сам Фамусов, воинствующий мракобес, ханжа и деспот, грозящий своим рабам сибирской каторгой. Под стать Фамусову всœе его родственники, приятели и гости.

В образе полковника Скалозуба Грибоедов воссоздал тип аракчеевца, тупого, самовлюбленного и невежественного ʼʼгерояʼʼ плацпарадных учений, шагистики и палочной муштры, заклятого врага свободной мысли. Этот ʼʼхрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазуркиʼʼ, гоняющийся за чинами, орденами и богатой невестой, воплощает в себе дух реакционного ʼʼпруссачестваʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ искусственно насаждалось царизмом в русской армии и вызывала ненависть всœего передового офицерства, хранившего суворовские и кутузовские традиции (в черновой редакции ʼʼГоря от умаʼʼ Скалозуб сам говорит о себе: ʼʼЯ - школы Фридриха...ʼʼ).

Резкими, типическими чертами очерчены и всœе остальные персонажи барской Москвы, выведенные в ʼʼГоре от умаʼʼ: властная барыня-крепостница старуха Хлёстова, графини Хрюмины, княжеское семейство Тугоуховских, Загорецкий - светский шулер, мошенник и доносчик, по всœем данным - тайный агент политической полиции, Репетилов - ʼʼдушаʼʼ дворянского общества, шут, сплетник и пустозвон, затесавшийся, чтобы не отстать от моды, в круг каких-то псевдолиберальных болтунов, Платон Михайловича Горич - в прошлом приятель Чацкого, человек опустившийся, инœертный, внутренне примирившийся с Фамусовским миром.

Как свой принят в данном мире ʼʼбезродныйʼʼ секретарь Фамусова - Молчалин. В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, ʼʼнизкопоклонника и дельцаʼʼ, пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до "степеней известныхʼʼ. Вся лакейская ʼʼфилософия жизни" этого чинуши и подхалима, не смеющего ʼʼсвое суждение иметьʼʼ, раскрывается в его знаменитом признании:

Мне завещал отец:

Во-первых угождать всœем людям без изъятья -

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Галерея типических образов стародворянской, барской Москвы, созданная Грибоедовым, включает в себя и тех, кто в комедии непосредственно не действует, но только упоминается в беглых характеристиках, которые дают им действующие лица. В их числе такие яркие, рельефные, законченные образы, как ʼʼчерномазенькийʼʼ завсœегдатай всœех балов и обедов, и крепостник-театрал, и мракобесный член ʼʼУченого комитетаʼʼ, и покойник камергер Кузьма Петрович, и влиятельная старуха Татьяна Юрьевна, и нахальный ʼʼфранцузик из Бордоʼʼ, и клубные друзья Репетилова, и много других - вплоть до княгини Марьи Алексевны, блюстительницы общественного мнения в фамусовском мире, именем которой знаменательно заканчивается комедия. Все эти лица не появляются на сцене, но, тем не менее, имеют весьма важное значение для раскрытия содержания ʼʼГоря от умаʼʼ, - и это составляют одну из новаторских черт комедии.

Социальная критика Грибоедова, развернутая в "Горе от умаʼʼ, по самой широте своей и конкретности была явлением исключительным в литературе начала XIХ столетия. В случае если сатирико-моралистические комедиографы, писавшие в традициях классицизма, следовали условным и абстрактным критериям, узаконенным его эстетикой, и осмеивали, как правило, какой-либо один, отдельно взятый социальный ʼʼпорокʼʼ или отвлеченную моральную категорию (к примеру, только лихоимство, только невежество, только скупость, только ханжество т. п.), то Грибоедов в своей комедии затронул и разоблачил в духе социально-политических идей декабризма широкий круг совершенно конкретных явлений общественного быта крепостнической России.

Злободневный смысл грибоедовской критики сейчас, конечно, не ощущается с такой остротой, с какой он ощущался современниками Грибоедова. Но в свое время комедия прозвучала, помимо всœего прочего, именно злободневно. И вопросы дворянского воспитания в ʼʼпансионах, школах, лицеяхʼʼ, и вопрос о ʼʼланкартачных взаимных обученияхʼʼ, и дебаты о парламентском строе и реформе судопроизводства, и отдельные эпизоды русской общественной жизни в период после наполеоновских войн, нашедшие отражение в монологах Чацкого и в репликах гостей Фамусова, - всœе это имело самое актуальное значение, в частности в декабристской среде, именно в те годы, когда Грибоедов писал свою комедию.

Богатство и конкретность социального содержания, вложенного в ʼʼГоре от умаʼʼ, придает комедии значение широкой и целостной картины русской общественной жизни конца 1810 - начала 1820-х годов, изображенной во всœей ее исторической точности и достоверности.

В свое время (в 1865 году) на это значение комедии обратил внимание Д. И. Писарев, утверждавший, что ʼʼГрибоедов в своем анализе русской жизни дошел до той крайней границы, дальше которой поэт не может идти, не переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого исследователяʼʼ. И в этой связи Писарев совершенно справедливо заметил, что для того, чтобы писатель, поэт мог нарисовать такую достоверную и точную историческую картину, ему ʼʼнужно быть не только внимательным наблюдателœем, но еще, кроме того, замечательным мыслителœем; нужно из окружающей вас пестроты лиц, мыслей, слов, радостей, огорчений, глупостей и подлостей выбрать именно то, что сосредоточивает в себе весь смысл данной эпохи, что накладывает свою печать на всю массу второстепенных явлений, что втискивает в свои рамки и видоизменяет своим влиянием всœе остальные отрасли частной и общественной жизни. Такую громадную задачу Действительно выполнил для России двадцатых годов Грибоедовʼʼ .

ʼʼНатура всяких событийʼʼ - таков был, говоря словами Грибоедова, тот жизненный материал, который он изучал так внимательно, так досконально. Но он не распылил свою исследовательскою наблюдательность по необозримому множеству "всяких событийʼʼ, по деталям и мелочам быта. Нет, он собрал свое внимание как бы в один световой луч и направил его на те явления жизни, в которых с наибольшей полнотой и отчетливостью раскрылось самое существо основного общественно-исторического конфликта эпохи. Будучи действительно замечательным, глубоким и смелым мыслителœем, вооруженным самыми прогрессивными идеями века, он выбрал из безграничного и пестрого материала окружавшей его реальной жизни именно то, в чем сосредоточился смысл его эпохи: борьбу, которая с небывалым ожесточением разгорелась между мертвящим ʼʼдухом рабстваʼʼ, проникавшим всœе и вся в аракчеевско-фамусовском мире, и живительным ʼʼдухом времениʼʼ, воодушевлявшим молодое поколение патриотов и свободолюбцев.

Продолжив обличительную антикрепостническую традицию, внесенную в русскую литературу великим революционером Радищевым, развивая и углубляя плодотворные традиции русской общественной сатиры XVIII века - сатиры Фонвизина, Новикова и Крылова, Грибоедов создал произведение, всœе содержание которого - свидетельствовало о его социально-политической направленности.

Недаром критика 1820 - 1830-х годов сразу же по всœей справедливости оценила "Горе от умаʼʼ как первую в русской литературе ʼʼкомедию политическуюʼʼ. Сближая ее в данном смысле с комедией Бомарше ʼʼЖенитьба Фигароʼʼ, которая в свое время (в 1784 году) нанесла сильнейший удар абсолютизму и феодальным пережиткам в предреволюционной Франции, критика указывала, что ʼʼБомарше и Грибоедов... с равною колкостию сатиры вывели на сцену политические понятия и привычки обществ, в которых они жили, меряя гордым взглядом народную нравственность своих отечествʼʼ". А впоследствии историка В.О. Ключевский даже назвал

" ʼʼБиблиотека для чтенияʼʼ, 1834, т. 1, № 1, отд. VI, стр.
Размещено на реф.рф
44. Также и А. И. Герцен, говоря о социально-историческом значении ʼʼГоря от умаʼʼ, вспомнил в этой связи о комедии Бомарше, имевшей, по словам Герцена, значение "государственного переворота".

комедию Грибоедова ʼʼсамым серьезным политическим произведением русской литературы XIX векаʼʼ ".

Для подобной оценки, в самом делœе, имелись весьма веские основания. И не только потому, что ʼʼГоре от умаʼʼ является одним из самых замечательных памятников русской и мировой обличительно-сатирической литературы, но и потому также, что в комедии есть богатое позитивное, положительное содержание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, в свою очередь, приобрело столь же сильное общественно-политическое звучание, как и гневное разоблачение крепостнического мира.

ʼʼГоре от умаʼʼ, конечно, остается одним из шедевров карающей социальной сатиры. Но подлинная сатира не бывает односторонней, потому что писатель-сатирик, в случае если он стоит на передовых идейно-художественных позициях, всœегда обличает зло и пороки во имя добра и добродетелœей, во имя утверждения некоего положительного идеала - общественного, политического, морального. Также и Грибоедов в ʼʼГоре от умаʼʼ не только разоблачал мир крепостников, но и утверждал свой положительный идеал, исполненный глубокого общественно-политического смысла. Этот идеал нашел художественное воплощение в образе единственного истинного героя пьесы - Чацкого.

Как писатель национальный и народный, Грибоедов, естественно, не мог ограничиться одним изображением фамусовского мира, но непременно должен был отразить в своей исторической картинœе и другую сторону действительности - брожение молодых, свежих, прогрессивных сил, подрывающих твердыни самодержавно-крепостнического строя.

Эта задача также была блистательно выполнена Грибоедовым. Идейное содержание ʼʼГоря от умаʼʼ, конечно, не исчерпывается обличением порядков и нравов крепостнического общества. В комедии дана действительно широкая и во всœех деталях верная историческая картина всœей русской жизни в грибоедовское время - и теневых и светлых ее сторон. Комедия отразила не только быт и нравы стародворянской Москвы, жившей по ветхозаветным преданиям ʼʼвремен Очаковских и

" В. Ключевский. Курс русской истории, т. V, М., Госполитиздат, 1958, стр.248.

покоренья Крымаʼʼ, но и общественное брожение эпохи - ту борьбу нового со старым, в условиях которой зарождалось движение декабристов, складывалась в России революционная идеология.

Фамусовщина - это реакция, косность, рутина, цинизм, устойчивый, раз навсœегда определœенный уклад жизни. Здесь пуще всœего боятся молвы (ʼʼгрех - не беда, молва нехорошаʼʼ) и замалчивают всœе новое, тре­вожное, не укладывающееся в норму и ранжир.
Размещено на реф.рф
Мотив ʼʼмолчанияʼʼ красной нитью проходит сквозь всœе сцены комедии, посвященные фамусовскому миру, где ʼʼМолчалины блаженствуют на свете". И в данный затхлый мир, подобно разряду освежительной грозы, врывается Чацкий с его тревогой, мечтами, жаждой свободы и думой о народе. Он - настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых, Скалозубов и Молчалиных; им страшен даже его смех. Он открыто, во всœеуслышание заговорил о том, что в их кругу усердно замалчивалось, - о вольности, о совести, о чести, о благородстве,- и его пылкую речь подхватила вся передовая русская литература XIX века.

Изображая Чацкого человеком умным и благородным, человеком ʼʼвозвышенных мыслейʼʼ и передовых убеждений, глашатаем ʼʼсвободной жизниʼʼ и ревнителœем русской национальной самобытности. Грибоедов решал стоявшую перед прогрессивной русской литературой двадцатых годов проблему создания образа положительного героя. Задачи гражданственной, идейно направленной и общественно действенной литературы в понимании писателœем декабристского направления вовсœе не сводились лишь к сатирическому обличению порядков и нравов крепостнического общества. Эта литература ставила перед собой и другие, не менее важные цели: служить средством революционного общественно-политического воспитания, возбуждать любовь к ʼʼобщественному благуʼʼ и воодушевлять на борьбу с деспотизмом. Эта литература должна была не только клеймить пороки, но и восхвалять гражданские доблести.

Грибоедов ответил на оба эти требования, выдвинутые самой жизнью и ходом освободительной борьбы.

Возвращаясь к замечательно верной мысли Д. И. Писарева о том, что в ʼʼГоре от умаʼʼ дан почти научный анализ русской исторической действительности декабристской

эпохи, следует для полной ясности подчеркнуть, что Грибоедов вошел в историю и в нашу жизнь всœе же не как ученый-исследователь и не как мыслитель хотя бы и замечательный, но как гениальный поэт. Изучая действительность как пытливей аналитик, он отразил ее как художник, притом как смелый новатор.
Размещено на реф.рф
Он нарисовал свою точную и достоверную картину, пользуясь приемами, средствами и красками художественного изображения. Он воплотил смысл подмеченного и изученного им в художественных образах. И от этого нарисованная им картина идейной жизни в декабристскую эпоху оказалась гораздо ярче, глубже, объёмнее, нежели мог бы сделать это даже самый внимательный ученый-исследователь.

Когда правда жизни становится содержанием искусства, сила ее воздействия на мысли и чувства людей еще более увеличивается. В том-то и состоит ʼʼтайнаʼʼ искусства, что оно позволяет людям даже то, что им хорошо известно, увидеть яснее, отчетливее, а иногда - и с новой, еще не знакомое стороны. Явление жизни, всœем видное, всœем известное, даже примелькавшееся, будучи преображенным великой обобщающей силой искусства зачастую предстает как бы в новом свете, вырастает в своем значении, раскрывается перед современниками с такой полнотой, которая раньше была им недоступна.

ʼʼГоре от умаʼʼ, конечно, одно из самых тенденциозных произведений русской мировой литературы. Грибоедов поставил перед собою совершенно определœенную нравственно-воспитательную цель и был озабочен тем, чтобы цель эта стала ясна читателю и зрителю комедии. Он написал ʼʼГоре от умаʼʼ, что6ы высмеять и заклеймить крепостнический мир, вместе с тем не менее важной задачей было для Грибоедова раскрыть перед читателœем и зрителœем свой положительный идеал, донести до них свои мысли и чувства, свои моральные и общественные идеи.

Грибоедов не отступил в "Горе от умаʼʼ перед открытой тенденциозностью, и она не нанесла никакого ущерба его созданию, ибо никакая правильная, исторически оправданная тенденция никогда не повредит искусству, в случае если она будет художественно претворена, в случае если она будет логично и естественно вытекать из существа и содержания положенного в основу произведения конфликта͵ из столкновения страстей, мнений, характеров.

В ʼʼГоре от умаʼʼ воплощена целая система идейных взглядов в связи с самыми острыми, самыми злободневными темами и вопросами современности, но выражены эти взгляды с величайшим художественным тактом - не в форма прямых деклараций и сентенций, но в образах, в композиции, в сюжете в речевых характеристиках, короче говоря - в самой художественной структуре комедии, в самой ее художественной ткани.

С этим связан важный вопрос о том, как Грибоедов решил основную проблему ʼʼформировавшегося художественного реализма - проблему типичности.

Задача создания типического характера в типических обстоятельствах, которую ставит перед собой реалистическое искусство, предусматривает вскрытие смысла того явления социально-исторической действительности, на котором остановилось внимание художника. В ʼʼГоре от умаʼʼ типична сама общественно-историческая ситуация, поскольку она верно н глубоко отражает конфликт, вполне характерный для данной эпохи. Именно в связи с этим типичны и всœе человеческие образы, созданные Грибоедовым. В этой связи нужно остановиться прежде всœего на образе Чацкого. В индивидуальном и особенном воплощении его характера ярко и отчетливо выражено существо той новой, прогрессивной общественной силы, которая в грибоедовское время вышла на историческую сцену с тем, чтобы вступить в решительную борьбу с реакционными силами старого мира и победить в этой борьбе. Художник-реалист зорко разглядел в окружавшей его действительности эту тогда еще только назревавщую силу и понял, что ей принадлежит будущее.

Во времена Грибоедова дело освободительной борьбы осуществляли немногие ʼʼлучшие люди из дворянʼʼ (по характеристике В.И. Ленина), далекие от народа и бессильные без поддержки народа. Но их дело не пропало, потому что, как сказал Ленин, они ʼʼ...помогли разбудить народʼʼ", потому что они подготовили дальнейший подъем революционного движения в России.

Система образов и принципы их изображения в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Система образов и принципы их изображения в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»." 2017, 2018.