Словарь музыкальных терминов. Оперные термины

Бале́т (фр. ballet от ит. ballo - танец, пляска) - крупный музыкально- , в котором основным художественным средством является танец, а также пантомима, представляемые на театральной сцене в живописном декоративном оформлении в сопровождении оркестровой музыки. Балет в виде самостоятельных танцевальных сцен является иногда частью .

Интерме́дия (лат. intermedia - находящаяся посередине) - 1. Небольшая музыкальная , помещаемая между более важными частями крупного произведения. 2. Вставной или в крупном театральном произведении, приостанавливающий развитие действия и не имеющий к нему непосредственного отношения. 3. Связующий между двумя проведениями в , проходящий эпизод в инструментальной пьесе вообще.

Интерме́ццо (ит. intermezzo - пауза, антракт) - , связующая более важные по значению разделы; также название отдельных, преимущественно инструментальных, пьес различного характера и содержания.

Интроду́кция (лат. introductio - введение) - 1. Небольших размеров оперная, непосредственно вводящая в действие. 2. Начальный раздел какой-либо , обладающий своим и характером музыки.

Кант (от лат. cantus - пение) - в русской, украинской и польской музыке XVII-XVIII веков лирические песни для трехголосного хора без сопровождения; в эпоху Петра I распространились приветственные канты бодрого маршеобразного (см. ) характера, исполнявшиеся по случаю официальных торжеств.

Ко́да (ит. coda - хвост, конец) - заключительный раздел музыкального произведения, обычно энергичного, стремительного характера, утверждающий его основную идею, господствующий образ.

Колорату́ра (ит. coloratura - раскрашивание, украшение) - расцвечивание, варьирование мелодии разнообразными гибкими, подвижными пассажами, украшениями.

Колори́т (от лат. color - цвет) в музыке - преобладающая эмоциональная окраска того или иного эпизода, достигаемая использованием различных , , и иных выразительных средств.

Коля́дка - общее название славянских народных обрядовых языческого происхождения, связанных с празднованием рождества (канун нового года).

Купю́ра (фр. coupure - вырезка, сокращение) - сокращение музыкального произведения посредством изъятия, пропуска какого-либо , в - , или .

Лезги́нка - танец, распространенный у народов Кавказа, темпераментный, стремительный; размер 2/4 или 6/8.

Моти́в (от ит. motivo - повод, побуждение, и лат. motus - движение) - 1. Часть , имеющая самостоятельное выразительное значение; группа звуков мелодия, объединенная вокруг одного акцента - ударения. 2. В общераспространенном значении - напев, мелодия.

Ноктю́рн (фр. nocturne - ночной) - распространившееся в XIX веке название сравнительно небольших инструментальных (редко - ) лирически-созерцательного характера с выразительной певучей .

Ноне́т (от лат. nonus - девятый) - сравнительно редкий вид оперного или камерного для девяти участников.

О́да (греч. ode) - заимствованное из литературы наименование музыкального произведения (чаще - ) торжественного хвалебного характера.

Окте́т (от лат. octo - восемь) - восьми участников.

Паро́дия (греч. parodià, от para - против и ode - песнь, пение, букв, пение наоборот) - подражание с целью искажения, осмеяния.

Прелю́дия, прелю́д (от лат. prae - перед и ludus - игра) - 1. Вступление, введение к пьесе или завершенному музыкальному , , и т. д. 2. Распространенное наименование небольших инструментальных пьес различного содержания, характера и построения.

Премье́ра - первое представление, на театральной ; первое публичное исполнение музыкального произведения (применяется только к крупным произведениям).

Скоморо́хи - носители русского народного искусства в XI-XVII веках, бродячие актеры, музыканты и плясуны.

Сона́тное алле́гро - форма, в которой пишутся первые части сонаты и , - выдержанные в быстром (allegro) . Форма сонатного аллегро складывается из трех больших разделов: экспозиции, разработки и репризы. Экспозиция - изложение двух центральных, контрастирующих друг другу музыкальных образов, создаваемых в главной и побочной ; разработка-

Задачи:

  • Обучающая:
    закрепить понятие жанра: опера.
  • Развивающая:
    главное в опере – это человеческие характеры, чувства и страсти, столкновения и конфликты, которые могут быть раскрыты музыкой.
  • Развивать способность размышлять о музыке и произведениях композиторов разных эпох.
  • Воспитательная: пробудить у учащихся интерес к жанру - опера, желание слушать её не только на уроке, но и вне его.

Ход урока

1. Звучит музыка. Дж.Б. Перголези.”Stabat Mater dolorosa”

Рис. 1

Среди бесчисленного множества чудес,
Что нам подарены самой природой,
Одно есть, несравнимое ни с чем,
Неувядающие сквозь любые годы, –

Он дарит трепетный восторг любви
И согревает душу в дождь и холод,
Нам возвращая сладостные дни,
Когда был каждый вздох надеждой полон.

Перед ним равны и нищий и король –
Судьба певца – отдать себя, сгореть.
Он послан Богом, чтоб творить добро –
Над красотой не властна смерть!
Илья Короп

– “XVIII век был веком красоты, XIX – веком чувства, а финал ХХ стал веком чистого драйва. И зритель приходит в театр не за концепцией, не за идеями, а подпитаться энергией, ему нужен шок. Поэтому такой спрос на поп-культуру – там больше энергии, чем в культуре академической. Чечилия Бартоли мне сказала, что поет оперу как рок-музыку, – и я понял загадку фантастической энергетики этой великой певицы. Опера всегда была народным видом искусства, в Италии она развивалась чуть ли не как спорт – состязание певцов. И она должна быть популярной”. Валерий Кичин

В литературе, музыке и других искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например, роман, повесть, рассказ; в поэзии – поэма, сонет, баллада; в изобразительном искусстве – пейзаж, портрет, натюрморт; в музыке – опера, симфония... Род произведений в пределах одного какого-то искусства называют французским словом жанр (genre).

5. Певцы. В течение 18 в. развился культ певца-виртуоза – сначала в Неаполе, потом по всей Европе. В это время партия главного героя в опере исполнялась мужским сопрано – кастратом, то есть тембром, естественное изменение которого было остановлено кастрацией. Певцы-кастраты доводили диапазон и подвижность своих голосов до пределов возможного. Такие оперные звезды, как кастрат Фаринелли (К.Броски, 1705–1782), чье сопрано по рассказам превосходило по силе звук трубы, или меццо-сопрано Ф.Бордони, про которую говорили, что она могла тянуть звук дольше всех на свете певцов, полностью подчиняли своему мастерству тех композиторов, чью музыку они исполняли. Некоторые из них сами сочиняли оперы и руководили оперными труппами (Фаринелли). Считалось само собой разумеющимся, что певцы украшают сочиненные композитором мелодии собственными импровизированными орнаментами, не обращая внимания на то, подходят подобные украшения к сюжетной ситуации оперы или нет. Обладатель любого типа голоса обязательно обучался исполнению быстрых пассажей и трелей. В операх Россини, например, тенор должен владеть колоратурной техникой не хуже, чем сопрано. Возрождение подобного искусства в 20 в. позволило дать новую жизнь многообразному оперному творчеству Россини.

В соответствии с диапазоном голосов оперные певцы делятся обычно на шесть типов. Три женских типа голосов, от высоких к низким – сопрано, меццо-сопрано, контральто (последнее в наши дни встречается редко); три мужских – тенор, баритон, бас. Внутри каждого типа может быть несколько подвидов в зависимости от качества голоса и стиля пения. Лирико-колоратурное сопрано отличается легким и исключительно подвижным голосом, такие певицы умеют исполнять виртуозные пассажи, быстрые гаммы, трели и другие украшения. Лирико-драматическое (lirico spinto) сопрано – голос большой яркости и красоты.

Тембр драматического сопрано – насыщенный, сильный. Различие между лирическими и драматическими голосами относится также к тенорам. У басов выделяются два главных типа: “певческий бас” (basso cantante) для “серьезных” партий и комический (basso buffo).

Задание ученикам. Определите – какой тип голоса исполняет:

  • Партия Деда Мороза – бас
  • Партия Весны – меццо-сопрано
  • Партия Снегурочки – сопрано
  • Партия Леля – меццо-сопрано или контральто
  • Партия Мизгиря – баритон

Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского “Борис Годунов” и “Хованщина”).

Давайте прослушаем:

  • Пролог. Картина первая. М. П. Мусоргский “Борис Годунов”
  • Картина вторая. М. П. Мусоргский “Борис Годунов”

Задание ученикам. Определите – кто герой, а кто – масса.

Герой здесь – Борис Годунов. Масса – народ. Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии Пушкина "Борис Годунов" (1825) Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор В. В. Никольский. Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить остро актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. "Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей, – писал он. – Это моя задача. Я попытался решить ее в опере".

6. Оркестр. В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды – увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Еще один компонент оперного спектакля – балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными. Если певцы являются ведущими в оперном представлении, то оркестровая партия образует обрамление, фундамент действия, движет его вперед и готовит слушателей к грядущим событиям. Оркестр поддерживает певцов, подчеркивает кульминации, своим звучанием заполняет лакуны либретто или моменты смены декораций, наконец, выступает в заключении оперы, когда опускается занавес. Прослушаем увертюру Россини к комедии “Севильский цирюльник”. Форма “автономной” оперной увертюры пришла в упадок, и ко времени появления “Тоски” Пуччини (1900) увертюра могла заменяться всего лишь несколькими вступительными аккордами. В ряде опер 20 в. вообще отсутствуют какие бы то ни было музыкальные приготовления к сценическому действию. Но так как сущность оперы есть пение, высшие моменты драмы находят отражение в завершенных формах арии, дуэта и в других условных формах, где музыка выходит на первый план. Ария подобна монологу, дуэт – диалогу, в трио обычно воплощаются противоречивые чувства одного из персонажей по отношению к двум другим участникам. При дальнейшем усложнении возникают разные ансамблевые формы.

Прослушаем:

  • Арию Джильды “Риголетто” Верди. Действие 1-е. Оставшись одна, девушка повторяет имя таинственного поклонника ("Caro nome che il mio cor"; "Сердце радости полно").
  • Дуэт Джильды и Риголетто “Риголетто” Верди. Действие 1-е. ("Pari siamo! Io la lingua, egli ha il pugnale"; “С ним мы равны: владею словом, а он кинжалом”).
  • Квартет в “Риголетто” Верди. Действие 3-е. (Квартет "Bella figlia dell"amore"; “О красотка молодая”).
  • Секстет в “Лючии ди Ламмермур” Доницетти

Введение подобных форм обычно останавливает действие, чтобы дать место развитию одной (или нескольких) эмоций. Только группа певцов, объединенная в ансамбль, может выразить сразу несколько точек зрения на совершающиеся события. Иногда в роли комментатора поступков оперных героев выступает хор. В основном текст в оперных хорах произносится сравнительно медленно, фразы часто повторяются, чтобы сделать содержание понятным слушателю.

Не во всех операх можно провести четкую грань между речитативом и арией. Вагнер, например, отказался от завершенных вокальных форм, имея целью непрерывное развитие музыкального действия. Эта новация была подхвачена, с различными модификациями, целым рядом композиторов. На русской почве идея непрерывной “музыкальной драмы” была, независимо от Вагнера, впервые опробована А.С.Даргомыжским в “Каменном госте” и М.П.Мусоргским в “Женитьбе” – они называли данную форму “разговорной оперой”, opera dialogue.

7. Оперные театры.

  • парижская “Опера” (в России закрепилось название “Гранд-Опера”) предназначалась для яркого зрелища (рис. 2) .
  • “Дом торжественных представлений” (Festspielhaus) в баварском городке Байройте создан Вагнером в 1876 для постановки его эпических “музыкальных драм”.
  • здание “Метрополитен-опера” в Нью-Йорке (1883) было задумано как витрина для лучших певцов мира и для респектабельных абонентов лож.
  • “Олимпико” (1583), построенный А. Палладио в Виченце. Его архитектура – отражение микрокосма общества эпохи барокко – имеет в основе характерный подковообразный план, где ярусы лож расходятся веером от центра – королевской ложи.
  • театр “Ла Скала” (1788, Милан)
  • “Сан-Карло” (1737, Неаполь)
  • “Ковент-Гарден” (1858, Лондон)
  • Бруклинская музыкальная академия (1908) Америка
  • оперный театр в Сан-Франциско (1932)
  • оперный театр в Чикаго (1920)
  • новое здание “Метрополитен-опера” в нью-йоркском Линкольн – центре (1966)
  • Сиднейский оперный театр (1973, Австралия).

Рис. 2

Таким образом – опера властвовала во всем мире.

В эпоху Монтеверди опера стремительно завоевывала крупные города Италии.

Романтическая опера в Италии

Итальянское влияние достигло даже Англии.

Как и ранняя итальянская опера, французская опера середины 16 в. исходила из стремления возродить древнегреческую театральную эстетику.

Если во Франции во главу угла ставилось зрелище, то во всей остальной Европе – ария. Центром оперной деятельности на этом этапе стал Неаполь.

Из Неаполя берет свое начало еще один вид оперы – опера – буффа (opera – buffa), возникшая как закономерная реакция на оперу – сериа. Увлечение этим видом оперы быстро охватило города Европы – Вену, Париж, Лондон. Романтическая опера во Франции.

Балладная опера повлияла на становление немецкой комической оперы – зингшпиля. Романтическая опера в Германии.

Русская опера эпохи романтизма.

“Чешская опера” – условный термин, под которым подразумеваются два контрастных художественных направления: прорусское в Словакии и прогерманское в Чехии.

Домашнее задание ученикам. Каждому ученику дается задание ознакомиться с творчеством композитора (по выбору), где процветала опера. А именно: Я. Пери, К.Монтеверди, Ф.Кавалли, Г.Перселл, Ж.Б.Люлли, Ж.Ф.Рамо, А.Скарлатти, Г.Ф.Гендель, Дж.Б.Перголези, Дж.Паизиелло, К.В.Глюк, В.А.Моцарт, Дж.Россини, В.Беллини, Г.Доницетти, Дж.Верди, Р.Леонкавалло, Дж.Пуччини, Р.Вагнер, К.М.Вебер, Л. Ван Бетховен, Р.Штраус, Дж.Мейербер, Г.Берлиоз, Ж.Бизе, Ш.Гуно, Ж.Оффенбах, К.Сен-Санс, Л.Делиб, Ж.Массне, К.Дебюсси, М.П.Мусоргский, М.П.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков, А.П.Бородин, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Антонин Дворжак, Бедржих Сметана, Леош Яначек, Б.Бриттен, Карл Орф, Ф.Пуленк, И.Ф.Стравинский

8. Известные оперные певцы.

  • Гобби, Тито, Доминго, Пласидо
  • Каллас, Мария (Рис. 3) .
  • Карузо, Энрико, Корелли, Франко
  • Паваротти, Лючано, Патти, Аделина
  • Скотто, Рената, Тебальди, Рената
  • Шаляпин, Федор Иванович, Шварцкопф, Элизабет

Рис. 3

9. Востребованность и современность оперы.

Опера – это достаточно консервативный жанр по своей природе. Это связано с тем, что существует многовековая традиция, обусловленная техническими возможностями исполнения. Своей долговечностью этот жанр обязан большим эффектом, оказываемым на слушателя за счет синтеза нескольких искусств, способных производить впечатление сами по себе. С другой стороны, опера – это крайне ресурсоемкий жанр, недаром само слово “опера” в переводе с латыни значит “труд”: из всех музыкальных жанров она обладает наибольшей продолжительностью, она требует качественных декораций для постановки, максимального мастерства певцов для исполнения и высокого уровня сложности композиции. Таким образом, опера является пределом, к которому стремится искусство с целью произвести максимальное впечатление на публику при использовании всех доступных ресурсов. Однако из-за консервативности жанра, этот набор ресурсов мало поддается расширению: нельзя сказать, что за последние десятилетия состав симфонического оркестра совсем не изменился, но вся основа осталась прежней. Так же мало изменяется техника вокала, связанная с необходимостью большой мощности при исполнении оперы на сцене. Музыка ограничена в своем движении этими ресурсами.

Сценическое представление в этом смысле более динамично: можно поставить классическую оперу в авангардном стиле, не изменив ни одной ноты в партитуре. Обычно считается, что в опере главное музыка, и поэтому оригинальная сценография не может погубить шедевр. Однако обычно так не получается. Опера – это синтетическое искусство, и сценография важна. Постановка, не соответствующая духу музыки и сюжета воспринимается как чуждое произведению вкрапление. Таким образом, классическая опера часто не отвечает потребностям постановщиков, желающих выразить современные настроения на сцене музыкального театра, и требуется что-то новое.

Первый вариант решения этой проблемы – это мюзикл.

Второй вариант – это современная опера.

Существует три степени художественности содержания музыки.

  • Развлечение. Этот вариант неинтересен, так как для его реализации достаточно использовать готовые правила, тем более что он не соответствует требованиям, предъявляемым к современной опере.
  • Интерес. В этом случае, произведение приносит слушателю наслаждение благодаря изобретательности композитора, который нашел оригинальный и максимально эффектный путь решения художественной задачи.
  • Глубина. Музыка может выражать высокие чувства, которые дарят слушателю внутреннюю гармонию. Здесь мы сталкиваемся с тем, что современная опера не должна приносить вреда психическому состоянию. Это очень важно, так как, несмотря на высокие художественные достоинства, музыка может содержать черты, которые незаметно подчиняют волю себе слушателя. Так, широко известно, что Сибелиус способствует склонности к депрессии и самоубийству, а Вагнер – внутренней агрессии.

Значение современной оперы заключается именно в сочетании современных технологий и свежего звучания с высокими художественными достоинствами, характерными для оперы вообще. Это один из способов примирить стремление выразить в искусстве современные настроения с необходимостью соблюдать чистоту классики.

Идеальный вокал, основываясь на культурных корнях, преломляет в своей индивидуальности народную школу пения, и может служить основой для неповторимого звучания современных опер, написанных для конкретных исполнителей.

Можно написать шедевр, не вписывающийся в рамки никакой теории, но звучащий великолепно. Но для этого он все равно должен удовлетворять требованиям восприятия. Изложенные правила, как и любые другие, можно нарушать.

Домашнее задание ученикам. Освоение характерных особенностей композиторского стиля произведений русских композиторов, западно-европейских и современных композиторов. Анализ музыкальных произведений (на примере оперы).

Используемая литература:

  1. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. – М., 1967.
  2. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в общеобразовательной школе. – М., 1982.
  3. Верно Р. Серия “Жизни великих композиторов”. ТОО ”ПОМАТУР”. М., 1996.
  4. Махрова Э.В. Оперный театр в культуре Германии второй половины ХХ в. СПб, 1998.
  5. Саймон Г.У. Сто великих опер и их сюжеты. М., 1998.
  6. Ярославцева Л.К. Опера. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции, Германии XVII – XX веков. – “Издательский дом “Золотое Руно”, 2004 г.
  7. Дмитриев Л.Б. Солисты театра “Ла Скала” о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения. – М., 2002.

Мир музыки многогранен, несколько главных направлений составляют основу всей музыкальной культуры. Классическая, симфония, блюз, джаз, поп-музыка, рок-н-ролл, народная, кантри - существуют различные жанры и стили на любой вкус и для любого настроения.

Зарождение

Музыка как искусство возникла в начале шестнадцатого века, когда появились первые смычковые и щипковые инструменты. Намного раньше были придуманы примитивные дудочки, рожки и свирели, которые делались из тростника, рогов животных и других подручных средств. В семнадцатом веке музыкальная культура уже развивалась бурными темпами: инструментов появлялось все больше, музыканты стали объединяться в группы, дуэты, трио, квартеты, а позже и в оркестры.

Нотная грамота

Нотная грамота появилась раньше музыкальных инструментов, поскольку пение, искусство вокала требовали какой-то системности, возможности записывать на бумаге придуманные мелодии и уже потом исполнять их. Так появились нотный стан и всем известные семь нот. Складывая ноты в определенном порядке, удавалось получить мелодию, композиционно-несложную, поскольку отсутствовали полутона. Затем появились диез и бемоль, которые сразу расширили возможности композитора. Все это касается исполнительского мастерства музыкантов, придерживающихся теоретических основ в музыке. Но есть немало мастеров, которые играют только на слух, они не знакомы с теорией музыки, она им не нужна. К таким музыкантам относятся и кантри. Несколько заученных аккордов на гитаре или фортепиано, а остальное довершает природный талант. Тем не менее с терминами, имеющими непосредственное отношение к их искусству, эти музыканты знакомы, но только поверхностно.

Появление музыкальных терминов

Для того чтобы не запутаться в стилях и направлениях музыки, разнообразных инструментах и приспособлениях, были придуманы музыкальные термины. Постепенно все, что имеет отношение к музыке, получило свое название. А поскольку музыка зародилась в Италии, практически все музыкальные термины были приняты на итальянском языке и в его транскрипции. Некоторые названия композиций пишутся на французском или латинском языке, в зависимости от их происхождения. Итальянские музыкальные термины отражают только общую картину и могут подменяться в отдельных случаях другими названиями, аналогичными по смыслу.

Итальянское происхождение

Музыка - это обширный пласт мировой культуры, который требует серьезного системного подхода. Музыкальные термины утверждались на уровне комитетов по лингвистике ведущих европейских стран, включая Италию, и таким образом получили официальный статус. Административное обеспечение музыкальных учреждений во всем мире базируется на использовании терминов в соответствии с их применением - для этого созданы справочники и руководства.

Известные термины

Самый известный музыкальный термин - это "скрипичный ключ", его знают все. Значение наиболее популярных названий трудно переоценить, в их написании присутствует своего рода аксиома, то же самое происходит, когда мы слышим известное словосочетание. Например, самый музыкальный термин - это, безусловно, "джаз". У многих он ассоциируется с негритянской ритмикой и экзотическими вариациями.

Названия и классификация

Нельзя однозначно определить самый известный музыкальный термин. К этой категории можно отнести название "симфония", синоним классической музыки. Когда мы слышим это слово, перед глазами возникает оркестр на сцене, скрипки и виолончели, пюпитры с нотами и дирижер во фраке. Музыкальные понятия и термины помогают осмыслить происходящее в концертном зале и глубже понять суть произведения. Искушенная публика, посещающая концерты в филармонии, никогда не спутает адажио с анданте, поскольку каждый термин имеет свое определение.

Основополагающие термины в музыке

Представим вашему вниманию наиболее известные музыкальные термины. Список включает такие названия, как:

  • Арпеджио - чередование нот когда звуки выстраиваются один за другим.
  • Ария - вокальное произведение, часть оперы, исполняется в сопровождении оркестра.
  • Вариации - инструментальное произведение или его отрывки, исполняемые с различными усложнениями.
  • Гамма - чередование нот в определенном порядке, но без смешивания, вверх или вниз до октавного повторения.
  • Диапазон - интервал между самым низким и самым высоким звуком инструмента или голоса.
  • Звукоряд - звуки, расположенные в ряд по высоте, аналогичные гамме. Звукоряд может присутствовать в или в их отрывках.
  • Кантата - произведение для концертного исполнения оркестром, солистами или хором.
  • Клавир - переложение симфонии или оперы для интерпретации на фортепиано или для пения в сопровождении фортепиано.
  • Опера - важнейший музыкальный жанр, соединяющий драму и музыку, музыку и балет.
  • Прелюдия - вступление перед основным музыкальным произведением. Может использоваться как самостоятельная форма для небольшого произведения.
  • Романс - произведение для вокального исполнения с сопровождением. Отличается романтическим настроем, мелодичностью.
  • Рондо - повторение основной темы произведения с включением между рефренами других сопутствующих эпизодов.
  • Симфония - произведение в исполнении оркестра из четырех частей. Основывается на принципах сонатной формы.
  • Соната - инструментальное произведение сложной формы из нескольких частей, одна из которых доминирует.
  • Сюита - музыкальное произведение из нескольких частей, разных по содержанию и контрастирующих друг с другом.
  • Увертюра - вступление к произведению, коротко раскрывающее основное содержание. Оркестровые увертюры, как правило, представляют собой самостоятельное музыкальное произведение.
  • Фортепиано - объединяющее название инструментов, действующих по принципу удара молоточка о струну посредством клавишей.
  • Хроматическая гамма - гамма из полутонов, образуется заполнением промежуточными полутонами больших секунд.
  • Фактура - способ изложения музыки. Основные виды: фортепианная, вокальная, хоровая, оркестровая и инструментальная.
  • Тональность - характеристика лада по высоте. Тональность отличают ключевые определяющие состав звуков.
  • Терция - трехступенчатый интервал. Большая терция - два тона, малая - полтора тона.
  • Сольфеджио - занятия по принципу репетиторства с целью становления музыкального слуха и его дальнейшего развития.
  • Скерцо - музыкальная зарисовка легкого, шутливого характера. Может входить в крупное музыкальное произведение в качестве его составной части. Также может быть самостоятельным музыкальным произведением.

Музыкальный термин "аллегро"

Отдельные приемы широко распространены. В качестве примера можно привести музыкальный термин - "быстро", "весело", "экспрессивно". Сразу становится ясно, что в произведении заключается мажорная экспрессия. Кроме того, музыкальный термин "аллегро" обозначает необычность, а иногда и праздничность происходящего. Стиль, который характеризуется этим понятием, представляется самым жизнеутверждающим. Только в редких случаях музыкальный термин "аллегро" обозначает спокойное и размеренное развитие сюжета, спектакля или оперы. Но и в этом случает общий тонус произведения веселый и экспрессивный.

Термины, определяющие стиль и жанры музыки

Названия подразделяются на несколько категорий. Темп, ритм или скорость исполнения определяют определенные музыкальные термины. Список обозначений:

  • Адажио (adagio) - спокойно, медленно.
  • Аджитато (adgitato) - взволновано, возбужденно, импульсивно.
  • - размеренно, не спеша, задумчиво.
  • Аппассионато (appassionato) - живо, со страстью.
  • Аччелерандо (accelerando) - увеличивая темп, ускоряясь.
  • Каляндо (calando) - с угасанием, уменьшая скорость и снижая напор.
  • Кантабиле (cantabile) - певуче, распевно, с чувством.
  • Кон дольчерецца (con dolcherezza) - мягко, с нежностью.
  • Кон форца (con forza) - с силой, напористо.
  • Декрещендо (decrescendo) - постепенно уменьшая силу звучания.
  • Дольче (dolce) - нежно, со сладостью, мягко.
  • Долорозо (doloroso) - с грустью, жалобно, с отчаянием.
  • Форте (forte) - громко, с силой.
  • Фортиссимо (fortissimo) - очень сильно и громко, громоподобно.
  • Лярго (largo) - широко, привольно, неспешно.
  • Легато (legato) - плавно, спокойно, безмятежно.
  • Ленто (lento) - медленно, еще больше замедляя.
  • Леджиеро (legiero) - легко, плавно, бездумно.
  • Маэстозо (maestoso) - величаво, торжественно.
  • Мистериозо (misterioso) - тихо, таинственно.
  • Модерато (moderato) - умеренно, с расстановкой, неспешно.
  • Пиано (piano) - тихо, негромко.
  • Пианиссимо (pianissimo) - очень тихо, приглушенно.
  • Престо (presto) - быстро, интенсивно.
  • Семпре (sempre) - постоянно, не изменяясь.
  • Спиритуозо (spirituozo) - одухотворенно, с чувством.
  • Стаккато (staccato) - отрывисто.
  • Виваче (vivace) - живо, скоро, безостановочно.
  • Виво (vivo) - темп, средний между престо и аллегро.

Терминология технического характера

  • Скрипичный ключ - специальный значок, проставляемый в начале нотной линейки, указывающий на то, что нота первой октавы "соль" находится на второй линии нотного стана.
  • Басовый ключ - значок, подтверждающий нахождение ноты "фа" малой октавы на четвертой линии нотного стана.
  • Бекар - значок, обозначающий отмену действия знаков "бемоль" и "диез". Является знаком альтерации.
  • Диез - значок, обозначающий повышение звука на полтона. Является знаком альтерации.
  • Бемоль - значок, обозначающий понижение звука на полтона. Является знаком альтерации.
  • Дубль-диез - значок, обозначающий повышение звука на два полутона, целый тон. Является знаком альтерации.
  • Дубль-бемоль - значок, обозначающий понижение звука на два полутона, целый тон. Является знаком альтерации.
  • Затакт - неполный такт, который дает начало музыкальному произведению.
  • Знаки, сокращающие нотное письмо, служат для упрощения нотного письма в случае его обширности. Наиболее распространенные: тремоло, знак репризы, знаки мелизматические.
  • Квинтоль - форма из пяти нот, замещающая обычную группу из четырех нот, обозначение - цифра 5, под или над нотами.
  • Ключ - значок, обозначающий место записи звука на нотной линейке в соотношении с остальными звуками.
  • Ключевые знаки - значки альтерации, проставляемые рядом с ключом.
  • Нота - значок, проставляемый на одной из линеек нотного стана или между ними, обозначающий высоту и продолжительность звука.
  • Нотный стан - пять параллельных линий для размещения нот. Расстановка нотных значков ведется снизу вверх.
  • Партитура - нотная запись, отдельная для каждого участника исполнения произведения, с учетом совместимости голосов и инструментов.
  • Реприза - значок, обозначающий повторение какой-либо части произведения. Повторение фрагмента с некоторыми изменениями.
  • Ступень - обозначение порядка расположения звуков лада, обозначается римскими цифрами.

Музыкальные термины на все времена

Музыкальная терминология - это основа современного исполнительского искусства. Без терминов невозможно записать ноты, а без нот профессиональный музыкант или певец не сможет ни сыграть, ни спеть. Термины академичны - не меняются со временем и не уходят в прошлое. Придуманные более трехсот лет назад, они по-прежнему актуальны.

Погас свет в зрительном зале. К дирижерскому пульту прошел дирижер. Взмах дирижерской палочки - и в затихший зрительный зал полились звуки увертюры... Начался спектакль, в котором органично сплелись пение и симфоническая музыка, драматическое действие, балет, живопись. Началась опера.

Опера - это жанр синтетический, появившийся на основе содружества различных искусств (итальянское "opera" буквально - труд, дело, сочинение ). Однако роль их в опере не равноценна. Уже несколько столетий существует опера. И все это время не утихают споры о том, что в ней главное - музыка или текст. Был в истории оперы период, когда ее автором считался поэт, либреттист, а композитор - лицо второстепенное - должен был во всем подчиняться не только либреттисту, но и певцам, которые требовали выигрышных арий в удобных для себя местах. Настало время и для другой крайности - когда на содержание перестали обращать внимание. Опера превратилась в своего рода концерт в костюмах. Но это действительно крайности. В XVIII и XIX веках окончательно сформировался жанр оперы в таком виде, как мы его знаем и любим сейчас.

Главное в опере - все-таки музыка. Ради нее мы идем в оперный театр. Вот герой поет арию . В это время на сцене ничего занимательного не происходит: действие останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его характер. Ария - очень важная составная часть оперы, поэтому ей посвящается отдельный рассказ. Ее, так же, как и другие сольные оперные номера - ариозо, каватину, балладу - можно сравнить с монологом в драматической пьесе. А теперь давайте вспомним, что поет Иван Сусанин перед началом своей знаменитой арии "Ты взойдешь, моя заря".

М. Глинка. Ария Ивана Сусанина из оперы "Иван Сусанин"
Исполняет Максим Михайлов

Звучат медленные, короткие, разделенные остановками фразы. Это пение, но очень похожее на декламацию. Называется оно речитатив (латинское слово recitare - читать вслух, громко произносить ). Значение речитатива в опере очень велико. Он - основной "инструмент" развития действия. Ведь тогда, когда звучат законченные музыкальные номера-арии , ансамбли - действие обычно останавливается. Оперы без речитатива не существует. Но зато бывают оперы, полностью построенные на речитативе.

Большую роль в опере играет хор . С его помощью композиторы изображают картины народной жизни. А в операх М. П. Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина" народ, по определению самого композитора, является даже главным действующим лицом.

Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера, это оркестр . Он исполняет увертюру, симфонические антракты, звучит во время всего действия, создает яркие картины, раскрывает чувства героев.

Возникло оперное искусство почти четыреста лет тому назад, в конце XVI века. Первый музыкальный спектакль с пением на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном был поставлен в итальянском городе Флоренции в 1594 году. С тех пор опера прошла большой, сложный путь. Родившись в Италии, она попала далее и в другие страны Европы, Возникнув как произведение мифологическое, теперь она удивительно разнообразна по сюжетам.

В XIX веке в разных странах сложились национальные оперные школы. Самые яркие их представители в Италии - Россини, Верди и Пуччини, во Франции - Мейербер, Гуно и Бизе, в Германии - Вебер и Вагнер. Несколько раньше, в конце XVIII века, опера получает расцвет в Австрии, в творчестве Моцарта. В России оперное искусство достигло высочайших вершин в творчестве Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Прокофьева и Шостаковича.

В большинстве случаев оперы пишутся на сюжеты, взятые из литературы. "Руслан и Людмила" Глинки, "Русалка" Даргомыжского, "Евгений Онегин", "Мазепа" и "Пиковая дама" Чайковского, "Травиата", "Риголетто" и "Отелло" Верди, "Кармен" Бизе, "Снегурочка" Римского-Корсакова, "Борис Годунов" Мусоргского, "Нос" и "Катерина Измайлова" Д. Шостаковича, "Война и мир" и "Повесть о настоящем человеке" С. Прокофьева, "Тихий Дон" и "Поднятая целина" И. Дзержинского, "Кола Брюньон" и "Семья Тараса" Кабалевского - много на свете опер, в основе которых лежат хорошо известные романы, повести, драматические пьесы...

Партитура готовой оперы передается в театр. Над ней работает дирижер, свои партии разучивают солисты и хор, режиссер осуществляет постановку, художники пишут декорации. Только в результате общего труда всех этих людей возникает оперный спектакль.