Сочинение. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Исходный текст

В речи героя Достоевского Алеши Карамазова были слова, на которые я раньше внимания не обращал, а теперь задумался над ними: (2)«Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. (3)Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть». (4)Он призывает мальчиков помнить вот эту минуту, когда они чувствовали себя хорошими. (5)Потому что это воспоминание всегда будет помогать им, как бы жизнь ни ожесточила, ни озлобила их. (6)Алеша Карамазов считает, что одно такое воспоминание может удержать человека от дурного.

(7)При этом Алеша ничего не требует, ничего не проповедует, значит, и спорить в этом смысле с ним не о чем; высмеивать его уверенность - сколько угодно, занятие соблазнительное для некоторых умов и легкое, поскольку Алеша пользуется тут выражениями беззащитно-высокими, торжественными, умиленными, все так, но совершает он при всем при этом великое с точки зрения педагогики дело - он душевную, возвышенную минуту называет, очерчивает, выделяет, закрепляет в памяти, превращает для мальчиков в воспоминание. (8)И не просто в воспоминание о чем-то приятном, а в нравственно-сформулированное, определенное напоминание: вот каким ты был прекрасным...

(9)Нет, не может такое доброе воспоминание идти во вред, лучше бы иметь его, чем перебирать в своем прошлом лишь запреты, стыд, раскаянье. (10)То счастье и удовлетворение собой, о котором говорил Достоевский, оно обязывает душу. (11)Оно возбуждает ощущение счастья от хорошего поступка во имя людей или отдельного человека, и это ощущение хочется повторить, оно придает силы, наполняет смыслом жизнь и именно обязывает душу.

(12)Для меня, человека, не сведущего в педагогике, это было открытием. (13)И я стал проверять его, прикладывая к своей жизни и к жизни близких людей.

(14)Мне приходили на ум и другие люди, которые умудрялись, несмотря на все удары жизни, оставаться человечными, стойкими в своей доброте. (15)Больше, чем других, настигали их разочарования, обиды, несправедливости. (16)И все же они не поддавались злобе, цинизму, унынию. (17)Что помогало им, что поддерживало их дух? (18)Что обязывало их душу сохранять доброту, когда казалось это так невыгодно, когда все было против? (19)Я никогда до конца не мог разобраться в том, как это происходит. (20)И вот теперь я стал думать, что, может, им помогало какое-то воспоминание, принесенное из детства? (21)Может, они посещали свое детство, и оно прибавляло им силы? (22)Может, там хранятся наши запасы безошибочной любви, доброты, радости, веры в будущее?..

(По Д.А. Гранину)

Даниил Александрович Гранин - современный русский писатель

Задание №25 (сочинение)

Что помогает людям сохранить мягкость души, несмотря на жизненные трудности и несправедливость? Что поддерживает стойкость и силу духа? Какие воспоминания, образы прошлого сохраняют в людях жизнерадостность? О проблеме влияния детских воспоминаний рассуждает Д.А.Гранин в данном тексте.

Автор, когда-то пренебрегавший словами Алеши Карамазова, однажды находит в них истину. Оказывается, светлое, доброе воспоминание, «вынесенное еще из детства», может в дальнейшем определить судьбу. Человек способен озлобиться из-за жизненных трудностей или же, напротив, сохранить свое сердце открытым и мягким. Яркий, наполненный теплом образ из детства «возбуждает ощущение счастья от хорошего поступка», напоминает человеку о его отзывчивой натуре, не позволяя отвернуться от мира, утонуть в разочаровании, злобе, унынии.

Вспоминая судьбы многих людей, автор понимает, почему некоторые из них с легкостью терпят удары судьбы, сохраняют в своем сердце любовь к миру. Д.А.Гранин убежден в том, что им помогают приобретенные в детстве «запасы безошибочной любви, доброты, радости, веры в будущее».

С автором невозможно не согласиться. Для Ильи Ильича Обломова, главного героя романа И.А.Гончарова, детство - это тихий, невозмутимый уголок земли, изолированный от всего мира и наполненный бесконечным счастьем. Может быть, благодаря воспоминаниям из детства Обломов сохраняет мягкость и добродушие. Правда, это вовсе не оправдывает образ жизни Ильи Ильича, лежащего в халате на диване. И все же вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что герой перенимает у своих родителей открытость и простоту души, а воспоминания о жизни в Обломовке помогают ему сохранить эти качества.

Порой жизнь бывает несправедлива к человеку, наносит один удар за другим. Чтобы не озлобиться, не разочароваться, не ожесточиться, необходимо помнить те минуты, когда чувствовал себя счастливым. Именно образы счастливого детства помогают герою романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина» Константину Левину. Он мечтает о семейном счастье, домашнем уюте. Сделав предложение Кити и получив отказ, Левин не озлобляется, а сохраняет в своем сердце любовь к этой девушке. Проходит время, и жизнь делает героя счастливым мужем и отцом.

Мне думается, что детские воспоминания - это те помощники, которые дают нам силы для борьбы с жизненными трудностями, для сохранения того хорошего, что есть в человеке. Испытанное в детстве удовлетворение самим собой «обязывает душу» не терять человечность, помнить о светлом и прекрасном, заложенном в каждом из нас.

Память это одна из важнейших способностей и высших психических функций человека. Она не только способствует умственному развитию, но и благотворно влияет на душу, помогая осмыслить все наши поступки. Так как основа ее - воспоминания.

Автор поднимает важную и, я думаю, интересную для нашего поколения проблему: влияние счастливых воспоминаний детства на нас в настоящем. Д. А. Гранин рассказывает нам действительно глубокие мысли и познания героя романа Алёши Карамазова о том, что какое-нибудь хорошее воспоминание перенесенное из детства может сыграть достойную роль в настоящем времени, времени когда мы должны принимать важные решения, при этом сохраняя своё достоинство и дух.

Мнение автора, я считаю, неоднозначно. Он не дал читателю окончательного своего решения и осмысления на этот счёт. Риторические вопросы, которые, вероятно, все ещё посещают его, говорят нам о том, что проблема, поставленная им же, является вечной, личностной. Каждый сам решает, так ли это. Действительно ли наши воспоминания помогают нам оставаться людьми, в этом жестоком мире.

Я частично разделяю мнение автора, так как жизненный путь и поступки человека, зависят не только от добрых и светлых воспоминаний, но и от личности и его души. Насколько мы знаем, человеческой чёрствости, хладнокровности нет предела. И если это действительно окажется так, то вряд ли осколки прошлого смогут изменить настоящее, сформированное на протяжении всех лет жизни. Свою позицию я готова подтвердить аргументами из художественной литературы. Во-перых, пьеса М. Горького "На дне", где герои придаются воспоминаниям былой жизни, и каждый из них имеет счастливые моменты, приятные события, которые согревают их душу. Но тем не менее, люди ослабели, их дух пал, они остались разочарованы жизнью. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • Цыбулько 2017 Вариант 27 по тексту Гранина В речи героя Достоевского Алёши Карамазова были слова, на которые я раньше внимания не обращал

И, к превеликому сожалению, воспоминания их уже не спасут. Во-вторых, роман А. С. Пушкина "Капитанская дочка". В самом начале романа автор знакомит нас с главными героями - Петром Гриневым и Емельяном Пугачевым. Пугачев оказавши услугу Гриневу, получил заячий тулуп, как благодарность за добрый поступок. Позже, когда Пугачев стал предводителем восстания и собирался казнить Гринева. И тогда приятные воспоминания оказали влияние на решение Пугачева - Гринев был помилован.

Гранин приводит в пример фрагмент из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» и уверяет, что хорошие воспоминания способны не дать уже взрослому человеку совершить неблаговидный поступок. Автор даже полагает, что в жизни людей, бывших на его пути – людей, которым приходилось очень трудно, но они не ожесточились – обязательно было какое-то радостное воспоминание из поры детства, которое и держало их на плаву, придавало силы жить.

И с этим суждением нельзя не согласиться.

То, что было пережито человеком в детские годы, закладывает основы его личности, именно в это время происходит становление характера, закладываются понятия о добре и зле.

В качестве аргументы я хочу привести автобиографическую повесть Максим Горького «Детство». В ней мы узнаем, каким непростым было детство будущего писателя. Жизнь в доме, где правила атмосфера вражды и жестокости. Но никакие «мерзости жизни» не смогли стереть из памяти писателя тех людей, кто скрасил его детские годы, научил терпению, привил чувство прекрасного.

С особой теплотой вспоминал Горький свою бабушку Акулину Ивановну, у которой была любовь к людям, жалость к убогим и нищим. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • Цыбулько 2017 вариант 27 сочинение Проблема значения добрых воспоминаний В речи героя Достоевского Алёши Карамазова были слова

В детстве каждого из нас обязательно есть счастливые минуты, память о которых поможет не опустить руки, не сдаваться и стремиться только вперед.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -


Даниил Гранин

Тринадцать ступенек

Удивительна судьба книг Достоевского. Читать их тяжело, порой мучительно. При всей занимательности, напряженной драматургичности требуется усилие воли, чтобы дойти до конца вместе с героями. За сто лет книги Достоевского не стали проще. Время, наоборот, раскрывает новые противоречия, углубляет понимание происходящего в его романах. Словно они созданы не писателем, а природой, и, рассматривая их более сильным телескопом, мы обнаруживаем неисчерпаемую сложность сотворенного, все новые созвездия и черные дыры. А казалось бы, время, прожитое поколениями его читателей, было щедро на невыдуманные страдания, на трагедии, катастрофы и события поистине грандиозные. В этом бурном потоке Достоевский один из немногих, кто устоял не отдельными своими произведениями, а всей скалой своего художнического гения.

Влияние Достоевского на мировую литературу возросло, процесс этот распространяется и вширь, и вглубь. Споры о нем не утихают. Он как бы становится все современнее, и жизнь не отдаляет, а словно приближает нас к нему.

Почему? В чем секрет этой своеобразной судьбы? Из чего состоит неубывающая сила образов, созданных Достоевским?

Особенность русской классики в том состояла, что она, наверное, как никакая другая литература, занималась главным образом вопросами нравственными. Пушкин, Толстой, Гоголь, Чехов, Горький и, конечно, Достоевский в первую очередь ставили для себя самые острые, самые коренные нравственные идеи времени и человека. В этом смысле Достоевский один из наиболее русских по духу писателей. Для него литература - возможность обратиться к людям с сомнениями, терзающими его самого, взбудоражить, пробудить души вопросами, пусть безответными, но без которых нельзя существовать, от которых нельзя отмахнуться. Ради чего страдает человек в этом мире, ради чего стоит жить, что дозволено человеку, что такое человек без бога? Герои его бросают вызов богу, они величайшие богоборцы и они неотступно ищут себе бога, им надо понять очищающую силу страдания или разрушающую силу смирения… Это не просто рассуждения и споры, нет, их мысли воплощаются в действие, искания стоят им жизни, льется кровь и ломаются души.

Раскольников пытается переступить нравственный закон, князь Мышкин пытается сохранить этот закон. Иван Карамазов дерзновенно вопрошает бога, где же справедливость миропорядка. Они все по-своему бунтуют, пытаясь познать самих себя, разгадать других, они безмерно страдают - злодеи и праведники, сильные и слабые, расплачиваются жизнью за свои поиски.

Вопросы Ф. М. Достоевского безответны, но они заставляют нас самих искать решения, они тревожат совесть. Говорят, Достоевский тяжелый, «больной» писатель. Тут есть своя правда. Да, он мучает читателя, выворачивает душу. Но ради чего? Он один из самых гуманнейших писателей. Гуманизм Достоевского в том, что он заставляет нас сострадать, он требует отзывчивости, человек не может называться человеком, если он глух к страданиям окружающего мира, если совесть его ничто не терзает.

Есть в таланте Достоевского жестокость, пытка души изощренная, порой отталкивающая, но ведь есть и другое. Не только больной талант, но и исцеляющий. Этой болью. От самой, я бы сказал, безнадежной болезни исцеляющий - от омертвления совести. Он умеет, как никто, взломать, разбить коросту равнодушия. У искусства свои пути проникновения к человеку, не через ум, а через чувство, поэтому-то путь этот трудно проследить. Сколько хитроумных заслонов, уловок, оправданий возводит себе совесть. Она не хочет тревожиться, она уклоняется, она закрывает каждую щелочку. Не попасть. Не пробиться. Нет ее. Система этой самозащиты, изоляция достигла сегодня высокого уровня. А кроме того, неслыханное тиражирование искусства с помощью журналов, радио, телевидения создали привычку воспринимать его как средство развлечения, отвлечения, отдыха, ту самую массовую культуру, которая ловко научилась подменять истинное искусство. Достоевский один из тех, кто открыл свой собственный путь доступа к совести человеческой, и повторять этот путь не так-то просто.

Возьмите любой из романов Достоевского. То, что совершается в душе Раскольникова, явление не петербургское, не национальное, в ней отражается состояние всего мира, и мира XX века, с преступлениями фашизма, с трагедиями Хиросимы, Вьетнама, когда нарушаются все нравственные законы - от презрения к людям, от жажды власти, оттого, что власть имущим все позволено, они выше закона, они Наполеоны…