Способы развить эмоциональный интеллект. Записывайте свои эмоции

Задание «Напоминалки»

Организуйте систему напоминаний в вашем телефоне (не менее 2-х напоминаний в день). Сделайте это случайным образом. В момент возникновения сигнала определите, какие эмоции вы испытывали непосредственно перед сигналом (скорей всего, в момент сигнала вы будете испытывать легкое раздражение J) вспомните и запишите.

Задание «Дневник эмоций»

Приобретите тетрадь или блокнот. Определите для себя наиболее удобное время (утро, вечер). В это время вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.
В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите так же, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент?
Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице

Факт (ситуация, человек)

Мысли
Физические ощущения
Эмоции

Упражнение «Установки про эмоции»
Это упражнение позволяет проанализировать, какие у вас существуют установки про эмоции? Для этого вспомните все, что приходит вам в голову: что говорили ваши родители, учителя или другие значимые люди, что вы читали в литературе или видели в кино, какие помните пословицы, поговорки и крылатые фразы про эмоции?
После того, как вы выписали все, что удалось вспомнить, проанализируйте, как эти установки и убеждения влияют на ваше поведение и/или эмоциональное состояние? Хотели бы вы изменить какие-то из них?

Упражнение «О чем сигнализирует нам негативная эмоция?»
Выберите эмоцию, которую вы считаете негативной. Которую вы не любите и всеми силами стремитесь скрыть. Вспомните ситуации, в которых у вас возникала эта эмоция.
. Как вам кажется, с чем связано, что она появлялась именно в эти моменты?
. О чем она хотела вам просигнализировать? На что важное обратить внимание? Что
изменится, если вы начнете прислушиваться к этой информации?
. Чем вам помогла эта эмоция? Что было хорошего в том, что эта эмоция возникала?
. Что произойдет, если вы позволите себе испытывать, а иногда и проявлять эту эмоцию?
Пока мы не признаём наличие эмоции, «не видим ее», мы не можем и хорошо видеть ситуацию в целом, то есть не обладаем достаточной информацией. И естественно, не признавая наличие какой-то эмоции, не можем с ней расстаться, она так и остается где-то внутри в виде мышечных зажимов, психологических травм и прочих неприятностей.

Упражнения для развития навыков осознания эмоций других


«Немой телевизор»

Включите телевизор и отключите звук. Найдите какой-нибудь художественный фильм и некоторое время посмотрите его, наблюдая за жестами, мимикой и расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс.
Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости. Посмотрите кусок знакомого фильма и кусок незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. Американские и французские. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.

«Общественный транспорт»
Эта игра имеет дополнительный бонус. Для наблюдения за немым телевизором необходимо иметь время, телевизор или компьютер и согласие родственников на его использование. Когда вы находитесь в общественном транспорте, вам нужно только время, которое как раз можно занять полезной деятельностью. Поэтому, когда вам надоела газета, которую вы прикупили для поездки в метро, или кончилась книга, взятая в поезд или самолет, вполне можно переключиться на эту игру. Что чувствуют эти люди? Если вы видите парочку, то в каких они отношениях? Если кто-то кому-то что-то рассказывает, то веселая история или грустная?

Упражнения для развития навыков управления своими эмоциями

«Дыхание»
Выработайте у себя привычку: если вы осознали эмоцию, и она вам не нравится и мешает, сразу начинайте обращать внимание на свое дыхание и начинать дышать чуть медленнее, обращая внимание на выдох.


«Телесные методы»

Выберите телесный метод управления эмоциями, который можно использовать практически в любых ситуациях. Например, незаметно сжать-разжать кулаки. Привстать несколько раз на цыпочки. Встать, немного пройтись и снова сесть. Тренируйтесь использовать его хотя бы раз в час.

«Проблемы»
Напишите список актуальных для вас сейчас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет - проблемы мы искать умеем).
Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.

«Ресурсное состояние»
1. Упражнение лучше выполнять стоя. Вспомните какую-либо ситуацию, жизненный момент, когда вы находились в ресурсном состоянии. Воссоздайте эту ситуацию, вспомните ее в мельчайших подробностях: ресурсное состояние снова появится. Погрузитесь в свои ощущения, представьте себя в этом состоянии.
2. Создайте портрет этого состояния с помощью следующих вопросов…
- Где точно в вашем теле «это» находится?
- Какой формы это ощущение?
- Каких размеров это ощущение?
- Какого цвета?
- Какие образы и/или слова приходят из прошлого?
- Имеет ли «это» температуру?
- Какое «это» на ощупь?
- Какая у этого ощущения граница?
- Двигается ли «это»?
- На какой материал это похоже: дерево, металл, воздух, вода, вата?
- Можно ли это сдвинуть с места?
3. Поставьте перед собой порог или нарисуйте черту и выйдите за нее, находясь в ресурсном состоянии.

«Хвастаться»
Каждый день записывайте, что вы сегодня сделали хорошо и успешно. Что вам удалось? Что вас порадовало?
Мы не призываем постоянно находиться в позитивном настроении. Как мы помним, страх, гнев и печаль - тоже полезные эмоции и, допуская только позитивные эмоции в свою жизнь, мы теряем большое количество информации и можем пропустить что-то важное. При этом, когда мы позитивно настроены, нас значительно сложнее чем-либо расстроить или вывести из себя. Таким образом, позитивный подход создает для нас твердую опору под ногами и своего рода защиту от чрезмерного влияния на нас неприятных событий и эмоций.

Упражнения для развития навыков управления эмоциями других

Упражнение «Эмоциональный баланс»
Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше - один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую - как «—». Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему партнеру), в правой - ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за данный период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?
Если же вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?
И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев - для важных для вас людей.

Упражнение «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Задумайтесь и пропишите, что вы можете сделать, чтобы поддерживать в вашей компании постоянную атмосферу драйва, азарта и задора.

Под принято понимать набор умений, позволяющих обеспечивать контроль над собственным эмоциональным фоном и оказывать влияние на поведение окружающих индивидуумов. Поэтому развитие эмоционального интеллекта – процесс, который нужно начинать с ранних лет, чтобы в зрелом возрасте быстро адаптироваться к реалиям социальной жизни и чувствовать себя уверенно.

Главный плюс высокого показателя EQ (именно так обозначается эмоциональный интеллект в науке и повседневной жизни) – минимизация негативных эмоций. Ведь посредством этого феномена можно быстро выявить причинно-следственную связь их возникновения и трезво оценивать сложившиеся обстоятельства, чтобы разумно на них отреагировать и своевременно принять меры для решения поставленной задачи.

С 40-х годов 20-го века начали проводиться многочисленные исследования. Базовая их цель состояла в определении взаимной связи, возникавшей между достижениями в школе и успехом в последующей жизни учащихся. Выводов было сделано несколько, главный из них заключался в следующем: чтобы достичь поставленных целей, необходимо уметь взаимодействовать с другими людьми путем формирования договоренностей и налаживания сотрудничества.

Какие факторы препятствуют развитию EQ

Повышение эмоционального интеллекта – серьезная и сложная работа, которая начинается с дошкольного возраста. Проделать ее быстро получается далеко не у всех. Дело в том, что есть несколько факторов, препятствующих этому явлению:

  • отсутствие восприимчивости к невербальным сигналам (такое состояние наблюдается приблизительно у каждого десятого индивидуума, особенно у дошкольника, и выражено оно в плохом ощущении личного пространства, неспособности установления визуального контакта, нерациональном истолковании мимики других людей);
  • уход от конфликтной ситуации вместо ее разрешения (люди, которые чувствуют себя никому не нужными, одинокими или обремененными, как показывает практика, абсолютно не способны контактировать с окружающим миром и обществом, предпочитая остаться в одиночестве и грустить, нежели отправиться на поиски путей решения проблем);
  • чрезмерная агрессивность (многие индивидуумы именно агрессию выбирают в качестве основной реакции на все, что происходит вокруг, это приводит к их моментальной изоляции от общества и истощению сил, жизненной энергии, бодрости).

Чтобы избежать пагубного влияния этих факторов, необходимо ответить на вопрос, как повысить эмоциональный интеллект.

Почему успешные в жизни люди имеют высокий показатель EQ

Люди, состоявшиеся в жизни как личности, как правило, обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта. Способствует этому обстоятельству одновременно несколько факторов.

  1. Развитие этого навыка позволяет индивидууму избавиться от многочисленных сомнений, страхов, предрассудков и побуждает к активным действиям для решения поставленных вопросов.
  2. Высокий параметр эмоционального фона обеспечивает простое понимание мотивов и поступков окружающих людей. А это значит, что появляется возможность эффективного взаимодействия с «нужными» индивидуумами и подбирать подходящую для этого модель поведения.
  3. Феномен поддается развитию на протяжении всей человеческой жизни, чего нельзя сказать об IQ. Можно взяться за решение этого вопроса с младенчества и завершить становление в старости. Это гарантирует гармонию индивидуума с самим собой и окружающими людьми.

Принципы повышения EQ

А теперь самое время рассмотреть, как развить эмоциональный интеллект самостоятельно. Для этого существует несколько основополагающих принципов.

  1. Каждая эмоция должна осознаваться, особенно, если говорить о негативных вещах. Обманывать можно всех, но только не свою личность и сущность.
  2. Следует расширять словарный запас для выражения собственных чувств. Эмоции имеют не только мимическое сопровождение, но и словесное. Поэтому важно назвать хотя бы с десяток различных эмоций и пополнять эту копилку при любом удобном случае.
  3. Важно анализировать ощущения других людей. Как только вам удастся разобраться с собственными чувствами, можно приступать к чувствам других. Следует понаблюдать, какие способы они используют в целях реагирования на претензии и требования или, наоборот, на приятные события. Как себя ведут в непредвиденных ситуациях, получается ли сохранять самообладание.
  4. Необходимо отыскать новые для себя пути реагирования на типовые случаи. Какие эмоции и чувства они вызывают? Хочется ли проявлять на них агрессию или, наоборот, переключиться на нежность?
  5. Нужно отслеживать собственный локус контроля. Т. е. осознавать свою ответственность за собственную жизнь и череду событий, которые в ней наблюдаются.

Насколько это возможно?

Это абсолютно возможно. По сути, EQ каждого человека – лишь набор определенных навыков, что по-английски означает «soft skills». Ученые доказали, что интеллектуальный коэффициент человека активно растет лишь в течение первых 20-ти лет жизни. Затем он либо остается на том же месте, либо падает. Однако глупо полагать, что успех в жизни определяется лишь тем, что нам удалось наработать в детстве. Иначе немногие люди смогли бы стать состоявшимися.

На помощь как раз таки и приходит EQ. В отличие от (показателя разума) его развитие происходит на протяжении всего жизненного опыта, получаемого индивидуумом. Его повышение будет наблюдаться в любом случае. Но если приложить к этому процессу определенный объем усилий, конечный результат будет значительно лучше. Этот коэффициент во многом определяется следующими факторами:

  • среда «обитания» индивидуума (в основном условия, в которых он рос и развивался);
  • уровень осознанности (осознания себя и окружающего мира, действительности);
  • багаж знаний (практика показывает, что чем умнее человек в принципе, тем выше его EQ).

Хорошая новость в том, что развитие эмоционального интеллекта у опытных взрослых настолько же реально, насколько у детей. К несчастью, в мире нет волшебной пилюли, которая вмиг помогла бы стать развитым и счастливым. Но есть одно действенное средство – обучение, совершенствование и постоянная практика. Только через собственный труд можно научиться азам самоанализа и постичь глубочайшую психологическую науку.

Простейшие упражнения для повышения уровня EQ

Существует пять (на самом деле их намного больше) упражнений, которые помогут оперативно повысить уровень эмоционального интеллекта.

Дневник эмоций

Любая реакция на определенное событие из жизни есть результат полученного в прошлом опыта. Чем больше трудностей довелось преодолеть, тем более адекватной будет реакция на любые возникающие сложности. Это говорит о том, что не все люди на одно и то же событие реагируют одинаково.

Например, случилось следующее: начальник был не в духе и накричал на подчиненного «ни за что». Один работник поймет своего руководителя и продолжит работу в том же русле. Другой – обидится и решит отомстить (например, «настучать» вышестоящему начальнику). Третий и вовсе расплачется, решив, что он плохой сотрудник и не стоит своей должности. Школьник, получив замечание от учителя, тоже может реагировать по-разному, как и подросток на поучения родителей. Эмоциональность свойственна каждому человеку, поэтому все эти реакции абсолютно нормальны.

Ваша цель – определить ту, что свойственна именно вам. А затем разобраться с внутренними механизмами (причинами), которые обеспечивают ее запуск. В целях контроля собственных эмоций необходимо тщательно разбираться в этом вопросе. Лучше выделить сразу несколько реакций, чтобы при необходимости выбрать наиболее оптимальную из них. Это и называется умением контролировать эмоции и вместо истерики предпочитать сдержанность с самообладание.

Записи об успехах нужно делать в дневник. Если вы попробуете применять эту практику в течение месяца, то изменитесь сами и сможете хорошо повлиять на собственную жизнь.

Подбор слов

На самом деле, не существует такого явления, которое нельзя было бы описать словами. Ежедневно на современного человека «валится» лавина переживаний и эмоций. Но у большинства индивидуумов в лексиконе нет подходящих слов для их доступного выражения. Согласитесь, не каждый взрослый подберет слова и фразы для описания чувств. Максимум, на что мы способны – описать радость, грусть, гнев. А как насчет глубинных переживаний? Что уж говорить о ребенке младшего возраста. А если бы они были, появилась бы возможность эффективного взаимодействия с той или иной эмоцией.

Обратная связь

Проблема в том, что львиная доля индивидуумов не в состоянии давать и принимать обратную связь, причем как в позитивном, так и в негативном ключе. А если они и умеют это делать, то делают неправильно, с переходом на личности, задевая чувства других людей.

Одно дело, давая обратную связь, сказать человеку: «Ты чересчур взбалмошный». И совершенно другое: «Вчера я спросил у тебя, чем могу тебе помочь, а ты накричал на меня и бросил трубку, на мой взгляд, это было слишком опрометчиво, ведь я действительно хочу тебе помочь».

Принимая обратную связь (негативную), вместо того, чтобы сказать «Ах так. Что вы о себе возомнили. И вообще – на себя посмотрите», можно сказать: «спасибо за ваши рекомендации, я подумаю об этом…».

Это и есть самосознание. Как же можно развивать эмоциональный интеллект у взрослого?

Тестирование

В мировой практике принято применять огромное количество типологий, которые сопровождаются соответствующими тестовыми заданиями. Что касается познания самого себя, существует несколько трудностей:

  • не все тесты отличаются высоким качеством, поэтому предпочтение следует отдавать только проверенным заданиям и обязательно оригинальным (чем большее количество вопросов в них присутствует, тем более точный результат будет предоставлен по итогу);
  • верная трактовка результата (в интернете полно различных тестов, предоставляющих лишь краткие тезисы из описания, которые в действительности ничего не дают (или почти ничего), гораздо больше пользы принесет прочтение хорошей книги по теме или ознакомление с научной статьей, читать нужно, чтобы увеличивать значение показателя и подымать его в соответствии с собственными пожеланиями);
  • осознание результата, особенно по части негативных (слабых) сторон (следует понимать, что плохих или хороших психологических типов не существует, т. к. каждый из них имеет положительные и отрицательные стороны).

В итоге вы станете эмоционально устойчивым человеком, способным совладать с собственными чувствами.

Эмоции способны помочь или помешать вам, однако вы не сможете этого узнать до тех пор, пока не поймете их суть. Книга «Эмоциональный интеллект 2.0» поможет вам разобраться со своими эмоциональными состояниями и научиться с ними совладать.

Выбрали для вас пять советов, которые помогут правильно воспринимать собственные эмоции.

Перестаньте воспринимать чувства как хорошие и плохие

Человеку свойственно делить свои эмоции на две простые группы: хорошие и плохие. Например, большинство людей автоматически относят чувство вины к плохим эмоциям. Вы не хотите испытывать это чувство и готовы изо всех сил бороться с собой, желая от него избавиться. В иных ситуациях вы выпускаете на волю свое возбуждение. Иногда вы накачиваете себя энергией, а иногда разбрызгиваете ее во все стороны.

Отрицательная сторона наделения эмоций ярлыками состоит в том, что при такой оценке вы не можете по-настоящему понять, что именно чувствуете.

Когда же вы даете себе возможность спокойно разобраться с эмоцией и понять, в чем она состоит, то получаете шанс узнать, что служит причиной ее возникновения. Отказ от суждения относительно эмоций позволит им сделать свое дело и бесследно исчезнуть. А постоянное размышление о том, должны ли вы чувствовать то, что чувствуете, пробуждает к жизни все новые эмоции и не дает возможности реализоваться изначальному чувству.

Поэтому сразу же обращайте внимание на ситуации, когда у вас начинают развиваться те или иные эмоции. Воздержитесь от того, чтобы повесить на свою эмоцию ярлык «хорошая» или «плохая», и тогда вы сможете понять кое-что важное.

Записывайте свои эмоции

Основная проблема при развитии самовосприятия - это объективность. Довольно сложно овладеть перспективным видением своих эмоций и склонностей, когда вы каждый день пытаетесь начать лезть на гору с самого подножия. Записывая свои мысли, вы сможете фиксировать, какие события послужили триггером для эмоций и каким образом вы отреагировали на них.

Вы можете писать о том, что происходило с вами дома или на работе, - в этом нет никаких ограничений. Всего через месяц вы заметите устойчивую модель своего поведения и возникновения эмоций, и это позволит лучше понять свои склонности. Вы начнете лучше понимать, какие эмоции погружают вас в депрессию, что позволяет почувствовать приподнятость духа, а с какими из эмоций вам труднее всего справиться.

Тщательно наблюдайте за людьми и ситуациями, нажимающими на ваши кнопки и выпускающими на волю ваши самые сильные эмоции.

Опишите эмоции, которые вы испытываете каждый день. Не забывайте также описывать физические проявления, сопровождающие их. Вы приобретаете способность к более ясному видению, потому что фиксация ваших эмоций на бумаге позволяет легче определить, в чем состоят ваши склонности. Ваш дневник может послужить отличным источником, к которому вы прибегаете, оценивая свое самовосприятие.

Отмечайте присутствие ваших эмоций в книгах, фильмах и музыке

Если вам с трудом удается посмотреть внутрь себя для того, чтобы понять, в чем состоят ваши эмоциональные закономерности и склонности, вы можете открыть для себя ту же самую информацию с помощью кино, музыки и книг, с которыми вы чувствуете внутреннюю связь. Если текст песни или ее настроение вступают в резонанс с вашими ощущениями, то это способно многое сказать о вашем внутреннем ощущении, а если вы постоянно вспоминаете определенного персонажа из книги или фильма, то это может свидетельствовать о том, что его мысли и чувства параллельны вашим. Внимательное изучение этих моментов способно научить вас многому относительно себя самого. Кроме того, с помощью этого инструмента вы можете многое рассказать о своих чувствах другим людям.

Поиск отражения ваших эмоций в игре артистов позволяет вам узнать много о себе и открыть в себе чувства, которые трудно высказать словами.

Иногда вы попросту не в состоянии найти нужные слова для того, чтобы выразить нужные эмоции… и вдруг слышите, как именно их произносит герой фильма. Слушание музыки, чтение книг, просмотр фильмов и даже взгляд на картину художника могут открыть дорогу к вашим самым глубоким эмоциям. В следующий раз, когда ваше внимание привлечет фильм или книга, попробуйте копнуть глубже - вы никогда не знаете, что найдете в результате своих поисков.

Не давайте плохому настроению себя одурачить

Мы постоянно поддаемся плохому настроению, когда нам кажется, что весь мир настроен против нас. Это состояние покрывает густым и темным туманом наши мысли, чувства и все происходящее с нами. В работе вашего мозга есть один фокус. Как только вы попадаете под власть плохого настроения, то теряете в дение всего хорошего в вашей жизни. Внезапно вы начинаете ненавидеть свою работу, вас раздражают друзья и близкие, вы недовольны своими достижениями, и ваш оптимизм относительно будущего улетучивается, как дым. Где-то в глубине души вы знаете, что все не так плохо, как кажется сейчас, однако ваш мозг остается к этому глух.

Частично наше самовосприятие состоит в осознании того, через что мы проходим, пусть даже мы не можем от этого избавиться. Признайтесь себе в том, что ваше плохое настроение представляет собой своего рода облако, накрывающее все, что вы видите. Напомните себе, что ваше настроение преходяще. Эмоции изменяются постоянно, и плохое настроение пройдет - нужно лишь немного подождать.

Плохое настроение - не лучшее время для принятия важных решений.

Вы должны постоянно сознавать, в каком настроении находитесь. Если вы считаете, что сможете принимать безошибочные решения, невзирая на свое настроение, то в итоге столкнетесь с еще более серьезными проблемами. Важно не только размышлять над тем, какие события привели вас к нынешнему настроению. Иногда сами эти размышления (если не сильно зацикливаться на них) могут оказаться достаточным основанием для того, чтобы плохое настроение прошло само собой.

Поймите, как вы ведете себя в условиях стресса

Если вы научитесь узнавать первые признаки стресса, то окажете тем самым себе огромную услугу. Человеческое мышление и тело говорят с вами на своем собственном языке (по крайней мере, когда имеет место стресс). С помощью эмоциональных и психологических реакций они дают вам понять, когда приходит время притормозить и сделать перерыв. К примеру, расстройство желудка может свидетельствовать о переполняющих вас нервозности и беспокойстве. Несварение желудка и усталость являются способом, с помощью которого ваше тело просит время для отдыха. Расстройство желудка может свидетельствовать о напряжении и беспокойстве, а такие симптомы, как головная боль, стоматит или боль в спине, могут являться выражением других внутренних проблем.

Ваше самовосприятие во времена стресса и напряжения должно служить третьим ухом, внимательно слушающим голос вашего тела или его крики о помощи.

Когда вы «нажимаете» слишком сильно, ваше тело готово сказать вам о многом. Потратьте время на то, чтобы услышать эти сигналы и перезарядить свои эмоциональные батареи раньше, чем эмоциональный стресс приведет к постоянному повреждению вашей внутренней системы.

Эмоциональный интеллект – явление, которое, на первый взгляд, содержит в себе противоречие. Интеллект принято понимать как мыслительную, когнитивную сферу человека, а эмоции – это нечто иррациональное, не поддающееся контролю со стороны разума.

Но эмоции и чувства могут быть подконтрольны личности, полностью осознаваться, управляться усилием воли. Умение понимать и управлять своими эмоциональными переживаниями, а также переживаниями других людей, определяют как «эмоциональный интеллект» .

Развивать эмоциональный интеллект полезно как для внутренней гармонии личности, так и для гармонии во взаимоотношениях с окружающими людьми, в семье и на работе. Развитый эмоциональный интеллект способствует поддержанию физического и психического здоровья.

Эмоциональный интеллект необходимо развивать, так как он:

  • способствует осознанности, пониманию и принятию себя, без самобичевания и самокопания,
  • развивает интуицию, способность понимать невербальные сигналы в общении,
  • уравновешивает эмоциональные реакции в стрессовых ситуациях,
  • развивает стрессоустойчивость,
  • учит лучше понимать других людей, их эмоции и чувства,
  • помогает разрешать трудности в общении, находить компромиссы,
  • способствует разрешению конфликтов путем сотрудничества,
  • ограждает от манипуляций, не позволяет личности стать жертвой манипулятора,
  • способствует принятию обдуманных, а не импульсивных решений,
  • предотвращает эмоциональное выгорание на работе,
  • повышает восприимчивость к сигналам собственного тела, развивает понимание психосоматического аспекта развития болезней,
  • развивает способность расслабляться и отдыхать, отключая «внутренний диалог».

Способы развития эмоционального интеллекта

У одних людей эмоциональный интеллект достаточно развит уже в детстве в силу особенностей воспитания, а другие люди испытывают значительные трудности и нуждаются в подсказках как развить способность понимать других и самого себя. Эмоциональный интеллект развивается в процессе развития личности, в ходе социализации и накопления жизненного опыта.

Для того, что развить эмоциональный интеллект нужно систематически работать над собой в следующих направлениях:

Широко распространена простая техника контроля над эмоциями под названием «досчитай до десяти». Человек, прежде чем выразить свое мнение и эмоции другому индивиду, в уме считает от одного до десяти. Суть этой техники не в счете, а в том, что сначала стоит подумать, а потом говорить или делать!

Прекрасная пословица «Семь раз отмерь – один отрежь» как нельзя лучше характеризует развитый эмоциональный интеллект!