Техники рисования цветными карандашами. Уроки рисования

Мечтаете научиться рисовать? И ищите подробные пошаговые уроки рисования для начинающих художников? Я постараюсь помочь вам в этом не простом деле и расскажу о многочисленных нюансах при написании красивых рисунков и портретов карандашом и акварелью! С помощью моих поэтапных уроков, овладеть азами изобразительного искусства смогут не только взрослые, но и дети!
В данной рубрике я публикую все своих пошаговые уроки рисования, и отдельно, в рубрике Уроки рисования для детей , я собираю простые уроки рисования для начинающих художников. Поэтому, если вы только делаете первые шаги в рисовании карандашом и акварелью, я рекомендую начать обучение именно с этого раздела. Обязательно посмотрите все уроки рисования и советы художникам, собранные в моём блоге!

Рисование портрета для начинающего художника кажется невероятно сложной затеей. Часто новички спешат создавать потрет, не изучив его основные принципы и техники. Каждый рисунок лица завершается разочарованием, что может привести к абсолютной потере интереса. Не стоит опускать руки, ведь каждый портретист начинал с изучения базовых правил, практиковал их, совершал десятки ошибок и в конце-концов достигал положительных результатов. Сейчас мы разберем построение портрета карандашом , его особенности и правила. Они помогут добиться правильности, а что самое важное – реалистичности и высокого качества портрета.


Почти каждый человек желает иметь дома свой портрет, который считается одним из самых сложных рисунков, что может нарисовать художник. Не удивительно, что существует большой спрос именно на этот тип рисунков. Поэтому обязанность начинающего и опытного художника в том, чтоб шаг за шагом усовершенствовать свои навыки в рисовании черт лица человека, ведь через лицо можно передать не только пол и возраст, но и характер и темперамент персоны. По своим особенностям портреты делятся на три вида: детский, женский и мужской. Сегодня мы будем учиться рисовать последний вид — мужской портрет простым карандашом . В нем есть свои особенности и секреты, о которых расскажем в этом пошаговом уроке.


Поэтапный урок о том, как нарисовать женский портрет простым карандашом. Пройдя всего несколько этапов можно понять основные черты, которые присуще женскому портрету и отсутствуют в остальных. Лицо будет расположено в анфас, волосы убраны назад. Это важно знать перед началом работы. Теперь можно приступать.


Руки часть тела личная и уникальная. Часто они могут рассказать о жизни человека своей формой и размером. Долгие годы люди изучают их линии и строение, пытаются по линиям читать будущее. Сегодня мы научимся рисовать руки простым карандашом с помощью поэтапного урока. Уделим особое внимание их построению и наложению теней, чтоб рисунок вышел наиболее реалистичный.


Прежде, чем приступить к полноценному написанию портрета, нужно научится рисовать детали лица. Из сегодняшнего урока мы узнаем, как нарисовать губы карандашом, благодаря поэтапному описанию. Урок не сложный и рассчитан на начинающих художников, но не стоит спешить. Чтобы достичь результата, а именно красиво нарисовать губы человека , нужно внимательно следовать правилам построения и тени.


Нарисовать портрет своих родных и близких мечтают многие. Но прежде, чем рисовать лицо в целом, нужно научится рисовать детали лица. Данный урок для начинающих художников посвящен вопросу «как нарисовать нос ». Эта задача не сложная, стоит лишь воспользоваться информацией о построении и наложении теней. Форма и размер носа может отличаться, но основная схема остается неизменной. Давайте скорее узнаем, как легко нарисовать нос карандашом .


Для многих начинающих художников, одной из непростых задач является вопрос «как нарисовать ухо ?». Из-за сложной структуры уха его часто зарисовывают волосами, но это не выход. Бывают ситуации, когда такой подход не уместен, например, если у человека короткая стрижка. Поэтому я расскажу вам, как нарисовать ухо поэтапно .

Горячая эмаль (от фр. email) - техника эмали, при которой окрашенная окислами металлов пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой.

Существует несколько типов эмалей в зависимости от техники ее изготовления:

  • Миниатюра на эмали, финифть - техника художественного эмалирования, которая использует прием кистевой станковой живописи. Первую прописку изображения выполняют на белом эмалевом фоне медной пластины-основы. После подмалевка пластину высушивают, обжигают в муфельной печи при 800 градусах и снова прописывают. Для получения максимальной цветовой изысканности и детальности рисунка этот процесс художник-эмальер повторяет многократно.
  • Расписная (живописная) эмаль - на лицевой стороне эмалевой краской насыщенного цвета прописывают контур изображения и его детали. Поскольку эмаль накладывается фрагментами, то обжиг делают по 10-15 раз, учитывая разный уровень температуры плавления используемых эмалей.
  • Перегородчатая эмаль - для ее изготовления берется тонкая металлическая пластина, на которой прорезают насквозь контур будущего изображения. Затем по этому контуру напаивают тонкие металлические полоски, получая изображение из разнообразных по форме и размеру ячеек. Каждую ячейку заполняют эмалью разного цвета до верхнего края перегородок и производят обжиг эмали.
  • Эмаль по скани (филиграни) - на металлическую поверхность напаивают растительный или геометрический орнамент из перевитой металлической проволоки, которая образует ячейки. Каждую ячейку заполняют до краев эмалью разного цвета, которая после обжига оседает и оказывается ниже сканого орнамента. Вследствие этого эмаль по скани не полируют.
  • Выемчатая эмаль - на металлической пластине глубоко вырезается (вынимается) сюжетное или орнаментальное изображение. Получившиеся при этом углубления заполняют прозрачной или непрозрачной эмалью и производят обжиг эмали. В технике выемчатой эмали известно несколько приемов для достижения художественного эффекта.
  • Эмаль по гравировке является разновидностью техники выемчатой эмали.
  • Эмаль по гильошированному фону - разновидность техники эмали по гравировке. Гравировка выполняется механическим способом, с помощью специального станка. В технике эмали по гильоширу используют исключительно прозрачные эмали самой широкой цветовой гаммы.
  • Эмаль по литью - изображение получают путём его отливки вместе с металлической пластиной- основой. Затем углубление на пластине заполняют эмалью.
  • Эмаль по рельефу - техника, применяющаяся для художественного эмалирования по высокому рельефу, когда эмалевое покрытие повторяет форму металлического рельефного изображения, выступая как поливная глазурь.

Законы светотени

Каждый человек, начавший заниматься рисованием, задается вопросом - как на бумаге передать объем и форму предметов. И в этом вопросе часто заходит в тупик. А между тем, зрительное восприятие формы и объема напрямую зависит от закономерностей такой вещи, как светотень. В принципе, эти закономерности можно проследить, просто наблюдая за окружающими нас предметами, освещенными искусственным или естественным цветом. Особенно четко это видно на предметах простых геометрических форм - шарах, цилиндрах, пирамидах и т.п. Для того чтобы серьезно овладеть тональным рисунком, нужно хорошо знать эти законы светотени.

Светотень — наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей.

Свет является одним из основных изобразительных средств: от условий освещения зависит передача формы, объёма, фактуры объекта и глубины пространства.

Объект зрительно воспринимается только тогда, когда он освещён, то есть когда на его поверхности образуется светотень из-за разной освещённости.

В зависимости от положения объекта по отношению к источнику света, вида (фактуры) и цвета его поверхности и ряда других факторов светотень будет иметь ту или иную яркость. Светотень можно условно разделить на несколько «частей». Чтобы было понятней, рассмотрим простой цилиндр.

Если осветить его искусственно, то градация светотени будет видна очень отчетливо. Итак. Градация такова: блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, падающая тень.

свет — поверхности, ярко освещённые источником света;
блик — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение;
те́нь — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;
полуте́нь — слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом;
рефле́кс — слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.

Свет - это наиболее освещенная поверхность, лучи света на нее падают под более прямым углом. На свету всегда будет самое яркое небольшое пятно - блик (это то место, где лучи света, отражаясь от поверхности предмета, попадают прямо в наш глаз). Разумеется, блик не обязан быть идеально белым. Все зависит от общей тональности рисунка. Если вы рисуете черный матовый шарик, на нем никогда не будет белого блика. Блик - самое светлое пятно относительно вашего рисунка, здесь и сейчас, так сказать. Затем форма предмета поворачивается, лучи света падают под другим углом, и получается полутень. Переход от света к полутени, а дальше к тени на округлых предметах очень плавный, без четких границ. Итак, далее тень собственная. Это то место на поверхности предмета, куда лучи света не попадают вообще. Это самое темное место на поверхности предмета. Нужно помнить, что тень идет по поверхности предмета и будет принимать его форму. Если мы рисуем шар (или другие круглые, шарообразные предметы), то тут нужно помнить, что граница тени на всем своем протяжении не может быть одинакова. Ближняя к нам выпуклая поверхность теневой границы будет темнее чем края.


Затем рефлекс. Это очень важно. Многие упускают рефлексы, не рисуют их, а ведь без этого невозможно полноценно передать форму предмета. Лучи света, которые падают не только на предмет, но и освещают все вокруг, отражаются от окружающего предметного пространства (например, от поверхности стола, на котором лежит предмет, или от окружающих предметов) и бросают отражение на предмет, который мы, собственно, рисуем. Это и есть рефлекс. Он светлее тени, но ни в коем случае рефлекс не может быть такого же тона, как и свет. Он должен быть темнее света, полутени, но светлее тени. Конечно, точного рецепта тут нет, насколько темнее или светлее - нужно смотреть в каждом индивидуальном случае.

Кроме собственной тени у предмета есть еще одна - падающая. Думаю все понятно - предмет своей массой загораживает путь лучам света, и они не попадают на поверхность, на которой стоит предмет. Так и получается падающая тень. Она тоже имеет свои градации тона. У основания предмета тень обычно более темная и насыщенная. А чем дальше от предмета - тем она становится бледнее и размытее.

В общем, независимо от формы предмета, простая она или сложная - закон распределения света и тени всегда одинаков.

Но есть еще дополнения. Мы же рисуем не плоские пятна, а объемные предметы освещаются неравномерно. Степень освещения зависит от положения предмета в пространстве относительно источника света, от характера источника света, расстояния от поверхности предмета до источника света, а также от падения луча света на поверхность.
Также степень освещенности предмета зависит от того, как близко предмет находится к источнику освещения. По мере приближения предмета к свету, его освещенность будет усиливаться, и наоборот, по мере удаления - ослабевать.

Глаз различает значительное число тонов. Чем шире шкала тонов, тем меньше они различаются по яркости друг от друга, тем менее контрастным воспринимается объект; чем она у́же, тем бо́льшими будут различия яркостей между тонами, тем более контрастным явится объект.

И еще одна важная деталь - фон. Рисунок, если это конечно не быстрый набросок или самый первый эскиз к будущей картине, не будет жить на бумаге без фона. Очень эффектно смотрится темный фон для светлых предметов, которые благодаря ему выдвигаются на передний план.

От фона в рисунке многое зависит!

В качестве итога можно сказать: чтобы придать объем предмету, можно разбить его на много плоскостей (это можно делать и мысленно, не обязательно на бумаге) , найти самые яркие и темные из них, и тогда уже заканчивать рисунок, заполняя его полутенями и высветляя рефлексы. И конечно же нельзя забывать о тени и о фоне, даже если рисуем набросок. Для примера распределения тонов разной насыщенности наглядный пример из книги. Заметьте, что блики - это белая бумага, которая проглядывает в некоторых местах.

В этом разделе попытаемся дать общие сведения о штрихе и раскрыть суть метода заштриховки.
На первый взгляд кажется несложным повторить то же, что и на рисунке. Но для начинающих это очень непросто, особенно, когда рука не слушается и так и хочется прислонить руку к бумаге и «составить» окружные линии из коротких чёрточек, как это обычно делают многие.

Вот несколько приемов, присущих штриховке:.
Итак, попробуйте быстро провести несколько косых параллельных линий на одинаковом расстоянии. Важно соблюдать одинаковые (либо пропорциональные) расстояния между линиями. Лучше держать карандаш (ручку, фломастер и т. д.) легко, а линии проводить не сильно нажимая на бумагу. Во многих учебных изданиях рекомендуют тренировать движения плеча. Для этого надо держать руку не касаясь бумаги.

Линии можно проводить с большим нажимом в начале штриха, и почти не касаясь в конце

По этой теме читайте на сайте:

Рисунок карандашом. Материалы и инструменты. Хранение рисунков Демонстрационный рисунок углем: голова женщины Рисунок углем: лесной островок Этап 5-7

Рисование — это как минимум отличное хобби для творческих людей. Многие считают, что для этого нужно иметь какой-то особый талант, когда, на самом деле, рисовать может научиться каждый — при определенном упорстве и систематической практике. Мы поможем вам разобраться, как научиться рисовать карандашом и что об этом занятии нужно знать начинающим.

Принадлежности для рисования

У вас должен быть набор простых карандашей. Они обозначаются буквами H (Т в русской маркировке) — твердый карандаш, B (М) — мягкий, а перед буквой ставится цифра, которая говорит о степени твердости или мягкости, например, 2B.

Новичкам следует начать с карандаша HB (ТМ) — это стандартный карандаш, средней степени твердости-мягкости. Когда вы к нему привыкнете, вам будет легче контролировать силу нажима при использовании других типов карандашей.

Бумагу берите белую и плотную, лучше всего зернистую — на ней хорошо будут видны карандашные оттенки. По возможности купите один лист бумаги на проверку и потрите ее ластиком — если она сразу станет рыхлой с катышками, то качество такой бумаги оставляет желать лучшего.

Не забудьте взять хороший ластик, чтобы исправлять будущие помарки. Выбирайте мягкий ластик, чтобы при стирании не сильно травмировать бумагу.

С чего начать

Прежде всего, нужно ознакомиться с основными принципами рисования: композицией, объемом, перспективой, динамикой. Эти основы относятся к любому стилю, не только к рисункам карандашом.

После этого стоит определиться, чему именно вы стремитесь научиться и как хотите рисовать, какой стиль выбрать. Даже если вам хочется уметь все понемножку, остановитесь сначала на чем-то конкретном и не пытайтесь объять необъятное — освойте один стиль, а потом переходите к другому.

Если вы хотите научиться рисовать портреты, то придется изучить основы анатомии, пропорции человеческого лица и тела. Чтобы научиться рисовать пейзажи, нужно практиковать рисование природных объектов — растений, горных массивов, морских волн и т.п. Если хотите рисовать аниме , то нужно знать особенности прорисовки персонажей в этом жанре.

От простого — к сложному

Вы должны научиться рисовать геометрические фигуры в двухмерном, а после — в трехмерном пространстве. Это станет очень важным этапом вашей практики, ведь, по сути дела, все предметы и даже мы сами условно состоим из разных геометрических фигур. И когда вы только будете учиться рисовать предметы и людей, и даже набравшись опыта, вы все равно будете набрасывать на бумаге кружки, овалы, квадраты, обозначая пропорции рисуемых объектов.

Рисуйте много несложных предметов, животных в упрощенном виде. Не отмахивайтесь от рисования скучных на первый взгляд объектов вроде чашки, будильника или яблока на столе — даже простой контурный двухмерный рисунок потребует от вас некоторой сноровки.

Давайте попробуем немного попрактиковаться прямо сейчас и нарисовать милую мышку.

1. Возьмите мягкий карандаш и нарисуйте рядом друг с другом два овала, с небольшим пересечением. Один из них будет поменьше — это будущая мышкина голова, а второй станет туловищем.


2. Нарисуйте окружности на месте ушей, очертите лапы и наметьте загибающийся хвост.


3. Теперь нарисуем мышке мордочку — глаз в форме перевернутой капельки, нос шариком, улыбку, а также не забываем прорисовать ушки.


4. Сотрите внутренние контуры на мордочке и сделайте более насыщенную обводку. Разукрасьте зрачок и нос черным цветом, с белым бликом посередине.


5. Прорисуйте мышке лапы и придайте форму хвосту, стерев вспомогательные контуры по туловищу. Обведите оставшуюся часть мышки.


После двухмерных изображений приступайте к освоению трехмерных, с передачей объема. Изучая светотеневой рисунок, начните с классического задания — нарисуйте шар с падающей тенью. Если у вас дома нет подходящего шарика, используйте в качестве объекта куриное яйцо. Как выполнять такой рисунок, можно увидеть в следующем видео.

Поначалу очень важно научиться рисовать с натуры — вы должны развивать чувство формы на реальных объектах, наблюдать за тенями и светом, видеть объем.

Главный принцип в рисовании — это движение от простого к сложному, от общего — к деталям.

Не спешите и не рассчитывайте, что после пары занятий рисованием вы будете способны создавать гениальные картины. Запаситесь терпением: иногда вам придется научиться рисовать одну и ту же фигуру снова и снова, пока не добьетесь достойного результата и только потом переходить к более сложным задачам, например, к рисованию людей .

Основные техники рисования карандашом

К основным техникам рисования карандашом относятся растушевка и штриховка.

На начальных этапах вам будет проще освоить растушевку. Хотя иногда учащиеся художественных школ, например, используют исключительно штриховку, а растушевку считают неправильной техникой. В любом случае, полезно будет освоить обе техники, так как они помогают добиваться разных результатов в рисунке.

Штриховка

Штриховка выполняется нанесением коротких тонких линий карандашом на участок бумаги. Линии располагают на одинаковом расстоянии друг от друга. Карандаш при этом отрывается от листа: проведя одну линию, вы не тянете ее по бумаге зигзагом на исходную позицию, а возвращаете назад, не оставляя следов. Важно штриховать рисунок в одном направлении.

Степень насыщенности тона контролируется за счет разной частоты штрихов и их направления — штрихи могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными. Увеличение глубины цвета достигается с помощью перекрестных штрихов разного направления, например, сверху на вертикальные штрихи накладываются диагональные.

Существуют и рельефные штрихи — они используются с целью передачи рельефа и выполняются штрихами кривыми, дугообразными, ломаными, но не прямыми.

Посредством штриховки карандашом передают как светотени и тона, так и различные текстуры: фоны, поверхности, материалы и т.д.

Техника штриховки достаточно сложная для начинающих и требует большого количества тренировок. Скорее всего, пройдет много времени, прежде чем вы сможете выработать собственный стиль штриховки. Поэтому новичкам подойдет техника растушевки, которая поможет исправить недочеты в штриховке в случае необходимости.

Именно с помощью растушевки добиваются реалистичности изображения при плавной градации тона.

Выполняется она следующим образом: на бумагу карандашом наносятся штриховочные линии, а затем растираются с помощью специального инструмента — растушки, либо ватной палочкой, кусочком мягкой бумаги, ткани или замши. Не стоит растушевывать линии пальцем, дабы избежать появления жирных пятен на рисунке.

По факту, растушевка — опциональный этап после штриховки, однако со своей особенностью: штриховать перед растушевкой лучше с перекрестными зигзагообразными линиями. Не делайте горизонтальную растушевку — растирать карандашные линии следует только в направлении сверху вниз.

Важно, чтобы растушевка была однородной. В крайнем случае, можете светлые участки аккуратно подштриховать карандашом еще раз, а темные ослабить с помощью ластика.

В этом видео вы можете посмотреть, как выполнять разные виды штриховки и растушевку.

Когда основы изучены, карандашные техники освоены, остается только почаще упражняться в рисовании. Помните, что практика — залог вашего успеха.

Существует масса пособий для начинающих художников, где вы увидите специальные уроки по рисованию отдельных предметов или картин карандашом. Можно как купить эти издания в специализированном магазине, так и брать уроки из Интернета. Главное — практиковаться максимально много и часто. Пусть рисование станет для вас, в первую очередь, приятным досугом.

Все дети любят рисовать. Но иногда у ребёнка получается не так, как хочется. А может быть, ему недостаточно знакомых способов для самовыражения? Тогда можно вдохновить его на эксперименты с разными техниками, среди которых обязательно найдётся любимая. После этого ваше чадо наверняка захочет изобрести что-то новое.
Узоры из точек

Сначала рисуем самую простую загогулину. Затем при помощи ватной палочки и красок (гуашь или акриловые) делаем затейливые узоры, как душа ляжет. Краски лучше предварительно смешать и слегка развести водой на палитре.

Фроттаж

С детства знакомая и любимая многими техника. Кладём под лист бумаги предмет с немного выступающим рельефом и закрашиваем его пастелью, мелком или не заточенным карандашом.

Отпечатки поролоном

Обмакнув губку в густую гуашь, ребёнок может нарисовать пейзажи, букеты цветов, ветки сирени или животных.

Кляксография


Один вариант: капнуть краской на лист и наклонять его в разные стороны, чтобы получилось какое-либо изображение. Второй: ребёнок окунает кисть в краску, затем сажает кляксу на лист бумаги и складывает лист вдвое так, чтобы клякса отпечаталась на второй половине листа. Затем разворачивает лист и старается понять, на кого или на что похож рисунок.

Другие рисунки методом клясографии можно посмотреть

Отпечатки рук и ног

Всё просто: нужно обмакнуть ступню или ладошку в краску и сделать на бумаге отпечаток. А потом пустить в ход фантазию и дорисовать пару деталей.

Подробнее о методе рисования ладошками можно посмотреть

Узоры по краске

Для такой аппликации нужно нанести густым слоем краску на бумагу. Затем обратным концом кисти на ещё влажной краске процарапать узоры - разнообразные линии и завитушки. Когда высохнет, вырезать нужные фигуры и наклеить на плотный лист.

Отпечатки пальцев

Название говорит само за себя. Нужно тонким слоем покрасить палец и сделать отпечаток. Пара штрихов фломастером - и готово!

Монотипия

На ровную гладкую поверхность (например, стекло) краской наносится рисунок. Потом прикладывается лист бумаги, и отпечаток готов. Чтобы он получился более размытым, лист бумаги нужно предварительно намочить. Когда всё высохнет, можно при желании добавить детали и очертания.

Граттаж

Изюминка работы в том, что рисунок нужно процарапывать. Лист картона плотно заштриховывается пятнами разноцветной масляной пастели. Затем черную гуашь нужно смешать на палитре с мылом и закрасить весь эскиз. Когда краска полностью высохнет, зубочисткой процарапываем рисунок.

Воздушные краски

Чтобы приготовить краску, нужно смешать столовую ложку «самоподнимающейся» муки, несколько капель пищевого красителя и столовую ложку соли. Добавить немного воды до консистенции густой сметаны и хорошо перемешать. Краску можно поместить в кондитерский шприц или в небольшой пакет. Крепко завязать и надрезать уголок. Рисуем по бумаге или обычному картону. Готовый рисунок помещаем на 10-30 секунд в микроволновку на максимальный режим.

«Мраморная» бумага

Лист бумаги закрашиваем жёлтой акриловой краской. Когда он полностью просохнет, закрашиваем ещё раз разбавленной розовой краской и сразу же накрываем пищевой плёнкой. Плёнку нужно смять и собрать в складочки, так как именно они создадут нам нужный узор. Дожидаемся полного высыхания и снимаем плёнку.

Рисование водой

Акварелью рисуем простую фигуру и заливаем её водой. Пока не просохла, ставим на неё цветные кляксы, чтобы смешались между собой и образовали вот такие плавные переходы.

Отпечатки овощами и фруктами

Овощ или фрукт нужно разрезать пополам. Потом можно вырезать на нем какой-то узор или оставить как есть. Макаем в краску и делаем оттиски на бумаге. Для отпечатков можно использовать яблоко, картофель, морковку или сельдерей.

Отпечатки из листьев

Принцип тот же. Листья мажем краской и делаем отпечатки на бумаге.

Рисунки с солью

Если посыпать ещё влажный акварельный рисунок солью, то она пропитается краской и при высыхании создаст эффект зернистости.

Щётка вместо кисти

Иногда в целях эксперимента стоит попробовать что-то неожиданное. Например, хозяйственную щётку.

Эбру, или рисование на воде

Нам потребуется ёмкость с водой. Главное требование - чтобы её площадь совпадала с площадью листа бумаги. Можно использовать жаровню для духовки или большой поднос. Также понадобятся масляные краски, растворитель к ним и кисточка. Суть в том, чтобы создавать узоры краской по воде, а потом обмакнуть в них лист бумаги. Как это делается: www.youtube.com

Эффект потрескавшегося воска

Восковыми карандашами рисуем на тонкой бумаге изображение. В нашем случае - цветок. Фон должен быть полностью заштрихован. Хорошенько сминаем и затем расправляем лист с рисунком. Закрашиваем его тёмной краской так, чтобы она вошла во все трещинки. Промываем рисунок под краном и сушим. Если требуется - разглаживаем утюгом.

О рисовании на мятой бумаге можно посмотреть

Оттиски картоном со сдвигом

Нарезаем картон на небольшие полоски, примерно 1,5×3 см. Край кусочка картона обмакиваем в краску, прижимаем вертикально к бумаге и равномерно сдвигаем в сторону. Будут получаться широкие линии, из которых и создается рисунок.

Отпечатки кулачком

Для такого рисунка ребёнку придётся сжать руки в кулачки. Затем обмакнуть тыльную сторону пальцев в краску и ставить отпечатки, создавая нужную форму. Рыбок и крабов можно создать при помощи отпечатков пальцев.