Владимир путин отверг подозрения в финансовых связях с виолончелистом сергеем ролдугиным. Виолончелист сергей ролдугин рассказал, на что он тратит деньги

Создается впечатление, что для этого в министерстве придумали элегантную схему: его работодателем стал не министр, как у других, а директор Санкт-Петербургского Дома музыки, где он работает худруком.

Ролдугин отказался общаться с Forbes, когда редакция готовила .

Пресс-служба Министерства культуры сообщила, что разница между ним и остальными художественными руководителями госучреждений культуры (такими, например, как Владимир Спиваков из «Национального филармонического оркестра России», Юрий Башмет из «Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и десятками других. — Forbes ) состоит в том, что «в соответствии с приказом Минкультуры России от 14.08.2015 № 2222… художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки Ролдугин Сергей Павлович, назначенный на свою должность генеральным директором Анисимовым Олегом Геннадьевичем, не представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Минкультуры России… У «Дома музыки» обязанности по публикации таких сведений нет (обязанность публикации таких сведений лежит на министерстве)».

Изящная двухходовка — и заинтересованные в борьбе с коррупцией граждане никогда не узнают, не пора ли внести малоизвестного до панамского скандала музыканта в список Forbes.

Заместитель гендиректора «Трансперенси интернешнл - Россия» Илья Шуманов подчеркивает, что в приказе Минкульта, определяющем список руководителей, обязанных отчитываться о своих доходах и имуществе, перечислены три позиции: руководитель, заместитель руководителя и главный бухгалтер. Тем не менее отчеты регулярно представляют и художественные руководители. «С точки зрения конспирологии я могу представить, что, возможно, изначально в этом приказе речь шла и о худруках, и в пользу этого говорит то, что данные художественных руководителей остальных организаций министерство публикует, — говорит Шуманов. — А потом эту позицию могли из приказа вычеркнуть».

На художественных руководителях, объясняет он, зачастую лежит бо льшая ответственность, чем на администраторах. Хотя «если подходить формально, Ролдугин, действительно, отчитываться не должен». Шуманова смущает и то, что последний приказ с перечнем должностей был подписан 29 декабря 2015 года, а зарегистрирован в Минюсте 15 марта 2016 года -- как раз в промежутке между этими датами разразился скандал с документами фирмы Mossack Fonseca.

В итоге остается только гадать, какие бы цифры появились на свет, если бы Ролдугин отчитывался наравне с коллегами-худруками. Судя по данным с сайта Минкульта, больше всех заработал в 2015 году художественный руководитель-директор «Мариинского театра» Валерий Гергиев - 130 млн рублей, или около $2 млн. Из графика его выступлений, размещенного на личном сайте артиста, следует, что за год он выступил с оркестром 286 раз (из них 154 в России и 132 - за рубежом) — значительно чаще чем раз в два дня.

У Ролдугина полноценного собственного сайта нет, но, если собрать упомянутые на сайте Дома музыки его выступления, получится, что в сезоне 2015-2016 он как исполнитель и дирижер дал 13 концертов в России и два за рубежом. Хорошо знающий его руководитель одного из концертных агентств подтверждает: «У него много мастер-классов, а концертов действительно 15 [в год]».

Ролдугин еще курирует как художественный руководитель программу «Река талантов» (длительные гастроли молодых исполнителей по Поволжью) и «Посольство мастерства» (зарубежные гастроли российских исполнителей). Руководитель агентства сомневается, что сведения о доходах Ролдугина были скрыты специально. По его мнению, «видимо, Сергей Павлович не хотел принимать на себя еще и административную нагрузку и выбрал такой вариант оформления на работу».

Доходы нередко оценивают по размеру расходов, которые человек может себе позволить. По словам Путина, Ролдугин тратит все заработанное на покупку уникальных скрипок и виолончелей. На последней прямой линии президент рассказал, что артист купил две скрипки и две виолончели. Лишь за одну из них — виолончель Страдивари Stuart (1732 года) — Ролдугин якобы заплатил $12 млн, признался Путин.

Эта покупка тоже не обошлась без странностей. Как только Путин объявил о дорогом приобретении Ролдугина и его цене, продавший виолончель аукционный дом Reuning

ВСЕ ФОТО

"офшоргейта" друг президента Владимира Путина виолончелист Сергей Ролдугин поддержал версию о том, что свои деньги тратит на покупку редких музыкальных инструментов, все вкладывает в развитие детских талантов и Дом музыки в Петербурге. Интервью с Ролдугиным взяла программа "Вести недели", текст репортажа опубликован на сайте . Об офшорах Ролдугина в программе не говорится, но приводится другой положительный пример: о том, как манипуляции с офшорными компаниями помогли сохранить контроль государства над кабельными сетями, и российские зрители не достались "американцам".

О том, что Ролдугин привозит в Россию элитные музыкальные инструменты, комментируя скандал вокруг "Панамских документов", заявлял президент Владимир Путин . Газета "Ведомости" после этого опубликовала таможенную статистику, из которой следует, что импорт всех музыкальных инструментов в Россию в 2015 году не превысил 50 млн долларов , а "прочих смычковых", в которые входят и виолончели, ввезли всего на 75 тысяч. В Кремле детали сделок Ролдугина назвали его частным делом .

Авторы расследования нашли в офшорных компаниях, зарегистрированных на Ролдугина, около 2 млрд долларов. Сооснователь Центра по расследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) и один из авторов расследования Дрю Салливан заявил, что на эти деньги он мог бы скупить все виолончели в мире.

"Вести" утверждают, что Ролдугин до апреля не знал о своем миллиардном состоянии: "Когда 3 апреля были опубликованы так называемые панамские документы, знаменитый музыкант узнал о том, что он еще и миллиардер. Хотя большую часть жизни, по его словам, наоборот, просил у миллиардеров поддержать культуру и Дом музыки". Салливан в интервью "Дождю" называл версию о том, что Ролдугин мог не знать о панамских компаниях, вполне вероятной.

В интервью "Вестям" Ролдугин вспоминает: "Я ходил и клянчил у всех, у кого мог, потому что инструменты стоят дорого. Профессура, которая может дать лучшие советы. А я только хотел, чтобы были самые лучшие инструменты, самые лучшие профессора, самые лучшие залы. Все самое лучшее для наших российских ребят, для музыкантов. Это стоит безумных денег. И я ходил и просил".

Потом, как сообщают "Вести", "меценаты предложили Сергею Ролдугину небольшую долю в бизнесе, чтобы уже не клянчить, а иметь собственные деньги на поддержку великой русской музыкальной школы". У Ролдугина миноритарная доля в банке "Россия", который называют "банком друзей президента". Крупнейшие акционеры - Юрий Ковальчук и Николай Шаламов.

"Вести" сообщают, что "все так называемые миллиарды" в Алексеевском дворце, где расположен Дом музыки, "в полной сохранности, и их можно потрогать". По данным РБК, деньги на реконструкцию выделили власти , на это ушло 800 млн рублей. На открытии в 2008 году побывал президент Владимир Путин.

Ролдугин подробно рассказывает о купленных для детей инструментах: "Работы мастеров Гварнери, Страдивари. Рояли Steinway. Я хочу подарить четыре инструмента образовательному детскому центру в Сочи. Четыре восхитительных инструмента. Рояль Fazioli. Если перечисленное услышит специалист, он скажет: да, действительно, это бешеные деньги! Виолончель Страдивари. Золотой период Антонио Страдивари. Сколько миллионов долларов она может стоить? Поинтересуетесь". "Вести" сообщают, что такие инструменты продаются "раз в сто лет", а нижняя планка цены превышает 10 млн долларов.

"Все это - уже российское достояние, это все уже здесь. На этих инструментах играют наши российские ребята", - заявил Ролдугин.

"Если вспомнить других фигурантов из офшорных списков, картина еще понятна. Премьер Великобритании пользовался офшорной фирмой своего отца. У Порошенко - запрещенные для президента офшоры собственные. Премьер Исландии не платил налоги. Все понятно. Но причем тут Путин?!" - задаются риторическим вопросом "Вести".

А в заключительной трети публикации "Вести" повествуют о том, как офшоры помогают стратегическим интересам России. В 2008 году компанию "Национальные телекоммуникации" с аудиторией в несколько десятков миллионов зрителей для продажи на фондовом рынке вывел в офшор бизнесмен Сулейман Керимов. По данным телепрограммы, "на активы моментально положили глаз американские фонды прямых инвестиций", а российские власти обратились к бизнесу, чтобы аккумулировать в офшоре около 1,5 млрд долларов, на которые была выкуплена компания. "Это и был питерский удар в зубы", - сообщают "Вести".

О нем президент на встрече с журналистами говорил с особой теплотой.

"Многие творческие люди в России — я не знаю, каждый второй, может быть, если вы обратите внимание, — пытаются заниматься бизнесом. Насколько мне известно, Сергей Павлович — тоже. Но какой его бизнес? Он является миноритарным акционером в одной из наших компаний и там какие-то деньги зарабатывает. Это, конечно, не миллиарды долларов, чушь, нет ничего подобного! Какие-то зарабатывает. Что любопытно и интересно, я горжусь такими людьми, как Сергей Павлович, и в числе своих друзей, и вообще в целом. Почти все деньги, которые он там заработал, он истратил на приобретение музыкальных инструментов за границей и привез их в Россию. Это дорогие вещи. Мы всегда приветствуем, когда кто-то делает что-то подобное. Но он идет еще дальше. Я знаю, что он уже несколько месяцев занимается оформлением этих музыкальных инструментов в собственность государственных учреждений. И на протяжении многих лет занимается, не выпячивая себя, организацией концертов, продвижением русской культуры за границей, фактически оплачивает все из своих средств. Чем больше у нас будет таких людей, тем лучше. И я горжусь, что у меня есть такие друзья", — заявил .

Так о ком говорил Путин?

Как же хотелось на безрыбье американцам в поисках компромата на Путина покусать хотя бы Петербург, город, где Путин родился, где наверняка крестил своих детей, где, конечно, так много знакомых. Ну, должно же быть хоть что-то, за что можно зацепиться?!

До какой же степени город-герой Ленинград оказался не по зубам кусателям. Мало того, выясняется, что культурная столица и сама может дать в зубы.

В дворце на набережной реки Мойки с утра до ночи проводит время человек, который придумал "Реку талантов" — уникальную систему поиска и воспитания молодых дарований России, для которых и открыт в царских интерьерах государственный Санкт-Петербургский Дом музыки.

Человек, который так печется о том, чтобы сохранить историю страны для поколений, — тот самый виолончелист Сергей Ролдугин, которого копатели панамских документов назвали хранителем офшорных миллиардов. А он и не возражает. Все так называемые миллиарды в Алексеевском дворце в полной сохранности, и их можно потрогать.

Многое в Алексеевском дворце удалось сберечь, но что-то растащили по дачам еще в советское время, что-то варварски уничтожали уже в 90-х. Огромную часть интерьеров скрупулезно восстанавливали заново по фотографиям.

Было время, когда в княжеском парке за окнами то и дело стреляли. В Петербурге делили сферы влияния, а во дворце толпились кортежные девицы для бандитов всех мастей.

"Дворец был в аренде у одной московской фирмы 11 лет. Не буду называть, чтобы остаться в живых, но они довели его до такого состояния, что его можно было купить за бесценок. Обычная схема. Разрушалось все. Водосточные трубы они повернули в подвал, чтобы все мокло и рушилось, чтобы потом снести или за копейки купить. Фактически мы спасли дворец", — отметил Сергей Ролдугин, народный артист России, художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки.

А потом наполнили спасенный дворец лучшими в мире преподавателями, закупили лучшие в мире инструменты, и усадьба на реке Мойке закипела российскими талантами.

Когда 3 апреля были опубликованы так называемые панамские документы, знаменитый музыкант узнал о том, что он еще и миллиардер. Хотя большую часть жизни, по его словам, наоборот, просил у миллиардеров поддержать культуру и Дом музыки.

"Я ходил и клянчил у всех, у кого мог, потому что инструменты стоят дорого. Профессура, которая может дать лучшие советы. А я только хотел, чтобы были самые лучшие инструменты, самые лучшие профессора, самые лучшие залы. Все самое лучшее для наших российских ребят, для музыкантов. Это стоит безумных денег. И я ходил и просил", — вспоминает Ролдугин.

В какой-то момент меценаты предложили Сергею Ролдугину небольшую долю в бизнесе, чтобы уже не клянчить, а иметь собственные деньги на поддержку великой русской музыкальной школы.

"Работы мастеров Гварнери, Страдивари. Рояли Steinway. Я хочу подарить четыре инструмента образовательному детскому центру в Сочи. Четыре восхитительных инструмента. Рояль Fazioli. Если перечисленное услышит специалист, он скажет: да, действительно, это бешеные деньги! Виолончель Страдивари. Золотой период Антонио Страдивари. Сколько миллионов долларов она может стоить? Поинтересуетесь", — говорит Ролдугин.

Поинтересовались. Те самые инструменты в мировых каталогах. Подобных виолончелей Страдивари на планете чуть больше десяти. У одной — даже свое имя — Стюард. 1732 год. Эти инструменты не продаются. Рынок ставит лишь нижнюю планку цены, за которую кому-то раз в сто лет может посчастливиться ее приобрести, — 11,5 миллиона долларов.

А вот виолончель мастера Гофриллера — еще одна гордость Дома музыки. И тоже несколько миллионов. Но Ролдугина интересует другая цифра — 1698 год. Еще до основания Петербурга.

"Одни только эти цифры приводят в трепет и профессионалов, и знатоков. Все это — уже российское достояние, это все уже здесь. На этих инструментах играют наши российские ребята", — отметил Сергей Ролдугин.

Для него это самый волнующий момент. Инструмент помнит еще Петра Великого. Один из владельцев — прусский король Вильгельм. "Теперь этот инструмент будет жить в России. Звук, как говорил Райкин, "специфисиский". Как я говорил, голос Карузо. Это и есть его голос", — рассказал Ролдугин.

"Прекрасный музыкант, который, как сказал президент, занимается бизнесом, и в отличие от многих деятелей культуры преуспел в бизнесе, который на эти деньги покупает музыкальные инструменты, которые дороже многих музейных экспонатов, которые государство покупает. С Сергеем Павловичем все абсолютно ясно. Он слишком яркий человек в культуре, поэтому на него иногда сыплются недоброжелательные шишки. И это тоже должно входить в должностные инструкции", — считает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Сергей Ролдугин не хвастает, но и не скрывает, что знаком с Владимиром Путиным еще с 1977 года. Музыкант действительно крестил старшую дочь будущего президента. И, наверное, признается Ролдугин, это знакомство помогает тому, что культуру в России бизнес поддерживает охотно. Хотя и он, и Валерий Гергиев чаще вместе тратят на гастроли одаренной молодежи деньги из своего бизнеса.

"Зачастую мы вместе планируем такие вещи. Очень многие скрипачи и виолончелисты, пианисты — я могу назвать Сергея Редькина, это очень хороший пианист, один из победителей конкурса Чайковского, Павла Милюкова, это замечательный скрипач — развиваются, растут. Я вообще впервые о них услышал от Ролдугина, я не слышал таких имен", — отметил Валерий Гергиев, народный артист России, худрук Мариинского театра.

Друзья говорят, что Сергей Ролдугин остался школьником. Когда были деньги на завтрак, он покупал ноты.

"Помочь сотням молодых музыкантов обрести счастливую жизнь, кто это может? А я могу. Разве это не счастье?" — задается вопросом Сергей Ролдугин.

Скрипач Павел Милюков, талант, найденный Ролдугиным в Перми, — один из сотен, на которого обрушилось это счастье. Теперь он выступает по всему миру. А в руках у него — еще один экземпляр из каталогов мирового достояния культуры, выданный в Доме музыки, шедевр стоимостью в несколько миллионов долларов — скрипка мастера Пьетро Гварнери, 1701 год.

"Попробуйте на Западе, чтобы, чтобы кто-то снял зал для молодых неизвестных ребят. Это исключительные случаи, и всегда за ними стоят какие-то финансовые заинтересованные инвесторы, которые верят в это. А мы в сотни молодых людей инвестируем. Возврат от этих инвестиций такой, что в конкурсе Чайковского победили, в конкурсе Елизаветы, в конкурсе Шопена. Вот результаты!" — радуется Ролдугин.

А еще бесконечные концерты по всему миру и российским регионам, фестивали в ближнем зарубежье, где миллионы людей мечтают оставаться в орбите великой русской культуры.

"Ролдугин — это человек, который любит свое дело. И у него дело стоит превыше всего. Он с маленькими детьми как работает. Приезжает в Вильнюс, Каунас на фестиваль, у него мастер-классы, он встречается с молодыми ребятами, дает возможность им дальше продвигаться, учиться. Они щедрые, они делятся, когда нужна помощь в какой-то стране или в России. Всегда обращаешься в Дом музыки — тебя слышат. Это очень ценно", — признался Гентолтас Жельвис, председатель Совета литовцев в России, заслуженный деятель искусств, профессор.

Жельвис говорит, что все эти панамские документы — пена. Во всяком случае, России они точно не вредят. Действительно, если вспомнить других фигурантов из офшорных списков, картина еще понятна. Премьер Великобритании пользовался офшорной фирмой своего отца. У Порошенко — запрещенные для президента офшоры собственные. Премьер Исландии не платил налоги. Все понятно. Но причем тут Путин?!

"Мне очень приятно, что попало по мне. Здесь нечего ловить. Все здесь открыто. Я все равно богаче — я владею талантами России!" — заявил Ролдугин.

Материалы, на которых что-то или кого-то хотели поймать, публиковались от имени некоего Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (Organised Crime and Corruption Reporting Project — OCCRP). Его глава Дрю Салливан открыто признал, что финансируется американским Агентством по международному развитию (USAID).

Центр Салливана работал в связке с еще одной организацией — это Международный консорциум журналистских расследований (International Consortium of Investigative Journalists — ICIJ).

И вот тут обнаруживается матрешка. Совсем не русская. Консорциум журналистских расследований, в свою очередь, вышел в 1997 году как проект так называемого Центра Общественной честности (Center for Public Integrity — CPI). Именно этот центр на гранты Фонда Сороса и Фонда Макартуров, Фонда Форда и других много лет аккумулирует вокруг себя журналистов из различных стран. Например, недавно все журналисты сообща отрабатывали гранты по расследованию контрабанды табака. И вот теперь — новое общее задание. Поступило оно от курирующей организации — это Американский Совет по вопросам вещания (Broadcasting Board of Governors — BBG), где работает Ричард Лобо, бывший подчиненный Джона Керри в Госдепе США. До этого он занимал высокие должности в медиаструктурах США, причем по личным назначениям Барака Обамы.

Здесь же в Совете по вещанию — и лично Джон Керри, то есть это уже кураторство самого Госдепа. А теперь внимание: в 2015 году Госдепартамент США и Агентство по международному развитию (USAID) потратили на поддержку "свободы информации и независимой прессы в мире" 65 миллионов 400 тысяч долларов. И внушительную часть этих денег получили как раз Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ) и Центр по расследованию коррупции (OCCRP). Вот теперь круг замкнулся. Не хватает разве что последней детали. Материал для информационной "канализации" этой матрешки поставляет АНБ — Агентство национальной безопасности США.

А это уже другая история. Мало, кто знает, что перед самым Майданом в Киеве в разгар дискуссии о том, надо ли Украине идти на договор об ассоциации с Европой, в стране был выключен независимый канал "ТВi".

Потом в гари Майдана Киев стал терять население Крыма. Но понять, что происходит на полуострове, украинцы тоже не смогли. В марте 2014 года на Украине погасли все российские информационные каналы, которые транслировала кабельная сеть "Воля". Крупнейший оператор телесетей вел себя так, как говорили из Вашингтона, потому что стратегический ресурс Украины заблаговременно купил крупный венчурный фонд США. Также 2008 году американцы задались целью скупить и российские телевизионные сети.

"Кстати говоря, хорошо, что у нас вообще кабельные сети сохранились. Вы знаете, что мы чуть-чуть их не потеряли. Несколько лет назад, если бы еще немножко, и все бы наши кабельные сети ушли к иностранному оператору. Просто в одно касание. Но этого не случилось. Они сейчас находятся в России и у российских собственников", — подчеркнул Владимир Путин.

Тогда эту многоходовую сделку на рынке не все и заметили, так как проводилась она под прикрытием ФСБ. Что же это была за сделка в 2008 году?

"В 2008 году нами была получена оперативная информация об интересе американских спецслужб к телекоммуникационным активам России. В частности, крупнейший оператор кабельного телевидения и Интернета, его активы были выведены в офшор, готовился к сделке по продаже этих активов американской компании, финансируемым специальными фондами", — рассказал один из сотрудников ФСБ.

Компанию "Национальные телекоммуникации" с аудиторией в несколько десятков миллионов зрителей для продажи на фондовом рынке вывел в офшор бизнесмен Сулейман Керимов. И на активы моментально положили глаз американские фонды прямых инвестиций.

"Было принято решение по возврату государственного контроля над этим активом", — сказал один из сотрудников ФСБ.

Стоимость акций "Национальных телекоммуникаций" была оценена владельцами в полтора миллиарда долларов. Чтобы собрать такую сумму в офшоре, а выкупать наши кабельные сети нужно было именно там, государство обратилось к бизнесу. Львиную долю взялась оплачивать "Национальная Медиа Группа". Пакет поменьше брали на себя "Северсталь" и "Сургутнефтегаз". В поддержку был и сформирован пул банков. В равных долях — Сбербанк, ВТБ и "Газпромбанк". В апреле 2008 года пул российских компаний выкупил все 100% акций "Национальных телекоммуникаций". Стратегический ресурс России увели из-под носа американцев. Это и был питерский удар в зубы.

"И передача активов компании госкомпании "Ростелеком", — пояснил один из сотрудников ФСБ. Показательно в этой связи то, что "Ростелекому" передали национальные сети за те же деньги.

То есть этот пул компаний, купив за полтора миллиарда долларов "Национальные телекоммуникации" в офшоре, потом за те же деньги безо всякой прибыли для себе фактически передал это государству?

Абсолютно правильно, — отметил один из сотрудников ФСБ.

"Масштабные подозрительные сделки друзей Путина" — это в заголовках западных СМИ, выходивших всю прошедшую неделю со ссылкой на все те же панамские документы. 200 миллионов долларов — прибыль от сделки с "Национальными коммуникациями", где выгодоприобретателем мог быть Путин, пишут расследователи. Прибыль, как выясняется, — ноль. Впрочем, как глава государства Путин да и Россия — явные выгодоприобетатели.

Не будем моделировать ситуацию, при которой десятки миллионов зрителей нашей страны достались бы американцам. Просто посмотрим, кем эти американцы оказались на Украине.

Providence Equity Partners — один из крупнейших фондов прямых инвестиций в медиа- и телекоммуникации. Активы — 21 миллиард долларов. Является частью компании USIS, которая отвечает за проверку кадров для американских госструктур, в разведывательных и военных сферах. Эта же компания принимала на работу Эдварда Сноудена. Дальше рассказывать не стоит. Можно лишь представить, какой осадок у американских спецслужб оставили офшоры, где их оставили без российской добычи. Вряд ли в АНБ подозревали, что столкнутся в офшорах с российскими спецслужбами. А именно так и получилось.

"Мы выполняли задачу по сохранению контроля государства за стратегическим активом РФ. И она была выполнена", — отметил один из сотрудников ФСБ.

Нам не рассказали, чьи еще офшоры наши спецслужбы могут использовать в интересах страны с привлечением государственно ориентированного бизнеса. Пусть и в следующий раз это будет сюрпризом для ЦРУ. А на этот раз они сработали плохо и не на тех нарвались

Президент Владимир Путин отверг предположения о том, что именно ему на самом деле принадлежит существенная часть активов его друга, виолончелиста Сергея Ролдугина, ставшего одним из ключевых героев «панамского досье». Об этом он сказал в интервью журналистке американского телеканала NBC Мегин Келли.

«Да, я этого человека очень хорошо знаю, это один из моих друзей, - ответил Путин на первый вопрос Келли про Ролдугина. - Он замечательный музыкант. Вся его жизнь посвящена искусству, музыке. У нас много, кстати говоря, деятелей искусства, которые так или иначе бизнесом занимаются. У него, кроме меня, есть и другие связи в стране, в том числе с представителями бизнеса, которые включили его в эту работу. Он законным образом заработал определенные деньги. Никаких сотен миллиардов он не зарабатывал. Все деньги, которые он лично заработал, он пустил на приобретение музыкальных инструментов за границей и ввез их на территорию Российской Федерации. Некоторые из этих инструментов он использует сам, практически один, виолончель, он на виолончели играет».

Журналистка уточнила, что речь идет об инструменте за 12 млн долларов, на что Путин ответил, что это уникальный инструмент. «Представляете, он такой ненормальный человек, а люди искусства все немножко с приветом, он все эти деньги истратил на приобретение музыкальных инструментов. Купил, по-моему, две виолончели, по-моему, две скрипки, на одной играет сам, все остальные раздал другим музыкантам, и они используют их в работе. Они все ввезены на территорию России», - пояснил президент.

Далее журналистка продолжила задавать вопросы об упоминаниях Ролдугина в «панамском досье», в котором ему приписывают активы на 100 млрд долларов. «Вы знаете, я не в курсе его бизнеса, его дел каких-то, но можете мне поверить, я точно знаю, что реальных доходов у него ровно столько, чтобы купить эти музыкальные инструменты. Все остальное - это какие-то бумажные движения, на бумаге, ничего у него больше нет, кроме того, что он приобрел. Может быть, у него что-то еще есть, но это Вы у него должны спросить, я же не контролирую его жизнь».

На уточняющие вопросы Путин предложил Келли сравнить успехи Ролдугина в бизнесе с успехами представителей американского шоу-бизнеса и подчеркнул: «По моим данным, он ничего не нарушал».

«Это точно не мои деньги. Я даже не считал, сколько их у господина Ролдугина, как я сказал. Но, по моим данным, в своей деятельности как в творческой, так и в бизнес-составляющей, он никогда ничего не нарушил, ни одного российского закона, ни одной правовой нормы», - заключил Путин.

В апреле 2016 года Международный консорциум журналистов-расследователей и Центр по исследованию коррупции и организованной преступности опубликовали расследование о международной сети офшоров, основанное на документах панамской юридической компании Mossack Fonseca . В «панамском досье» также фигурировали граждане России, в том числе и виолончелист Сергей Ролдугин. Источники «Новой газеты» называли его «хранителем» личных активов Владимира Путина.

В четверг, когда Путин выступал на форуме ОНФ, ему задали вопрос о фигуранте панамского досье, виолончелисте Сергее Ролдугине.

Как посчитали журналисты "Медузы" , собственно на вопрос Путин начал отвечать через шесть с половиной минут, а до этого говорил о Югославии, Сирии, Wikileaks и Первой мировой войне. Сам ответ дословно так:

Теперь что касается Сергея Павловича Ролдугина. Он не просто какой-то музыкант, он - народный артист России, блестящий музыкант. Я думаю, один из лучших в стране. Он был членом жюри на международном конкурсе Чайковского. Он начинал работу в Ленинграде, в Петербурге у [дирижера Евгения] Мравинского. Он долгое время работал у Гергиева. Был ректором Петербургской консерватории. Он человек творческий очень.

Многие творческие люди в России (я не знаю, каждый второй, может быть), если вы обратите внимание, пытаются заниматься бизнесом. Насколько я знаю, Сергей Павлович тоже. Но какой его бизнес? Он является миноритарным акционером в одной из наших компаний. И там какие-то деньги зарабатывает. Но это, конечно, не миллиарды долларов. Чушь, нет ничего подобного. Какие-то зарабатывает.

Но вот что любопытно и интересно. Я горжусь такими людьми, как Сергей Павлович: и в числе своих друзей, и вообще в целом. Почти все деньги, которые он там заработал, он истратил на приобретение музыкальных инструментов за границей и привез их в Россию. Дорогие вещи.

Мы всегда приветствуем, когда кто-то делает что-то подобное, но он идет еще дальше. Я знаю, что он уже несколько месяцев занимается оформлением этих инструментов в собственность государственных учреждений. И на протяжении многих лет занимается, не выпячивая себя, организацией концертов, продвижением русской культуры, фактически оплачивая [это] за свой счет. Чем больше у нас будет таких людей, тем лучше. И я горжусь, что у меня есть такие друзья.

Путин комментируя ‪#‎PanamaPapers‬:
1) признал Ролдугина своим другом (подтвердил, что они с ним связанные лица, для обывателя это не важно, а важно для официального расследования)
2) подтвердил сверхдоходы офшорных компаний Ролдугина (значит был в курсе Ролдугинских оффшоров и того как они "зарабатывают")
3) оправдал сверхдоходы офшоров Ролдугина закупкой дорогих муз.инструментов для России (на что пошли деньги, которые были отмыты совершенно неважно).

Делая вывод, можно сказать, что тот кто готовил выступление Путина на медиафоруме или специально хочет того, чтобы в официальных расследованиях других стран появилась фамилия Путин или просто дурак.

Ответ профессионального политика. Вопрос нужен не для того, чтобы на него отвечать, а для того, чтобы сделав вид, что ты на него отвечаешь, в очередной раз повторить свой месседж.
Вспоминается Киссинджер, который подойдя к журналистам спросил: "Ну, у кого из вас есть вопросы для моих ответов?"

Я бы сказал, что это позор. Если это заготовка, то даже на троечку не тянет.

думаю, всё же импровизация
он уже привык базар не фильтровать

Почетное звание "Тролль невыносимый" присваивается газете "ВЕДОМОСТИ"!

Приходил Ролдугин. Принес виолончель. И пианино. И скрипку Страдивари. И саксофон Клинтона еще. И губную гармонику на сдачу.
Вас, говорит, мало. Сто сорок миллионов всего. А денег, говорит, много. Два ярда. Работы невпроворот. Так что я завтра, говорит, еще оргАн Баха принесу, лады? Ты уж потерпи...
Ну, чтош. Пострадаю за Родину.
Мужики, в уголок вон ставьте.
Спокойной ночи.

Сначала подставил и опозорил этого Ралдугина, а теперь так бездарно "извинился" - дескать тот на два мильярда балалаек да гармошек накупил..

а ведь на два миллиарда можно скупить весь мировой запас гварнери, аматти и страдивари - и еще останется на стенвей в каждый сельский клуб

Кое-что о цене музыкальных инструментов

1. Самый дорогой музыкальный инструмент мира - виолончель работы Страдивари - была приобретена у наследников Ростроповича за $20 млн.
2. Все прочие инструменты из ТОП10 проданных в сумме стоят меньше.
3. Ни один инструмент ТОП10 не приобретался Сергеем Ролдугиным.
4. Последний инструмент ТОП10, по данным Форбс, стоил $25000.

Таким образом, если Сергей Ролдугин и приобретал какие-то музыкальные инструменты, то по цене не выше $25000 за штуку, а значит, должен был купить на свои (честно заработанные) офшорные деньги около 80000 штук.

5. Всего в России насчитывается чуть более 3000 детских музыкальных школ, 176 средних и 45 высших учебных заведений этого профиля. Итого на каждое из них должно приходиться не менее 20 инструментов экстра-класса.

Ждем-с.

PS. В комментариях есть много интересных и ценных уточнений о стоимости инструментов. Попозже сделаю апдейт, будет еще веселее.

Добавлю сюда один мой комментарий в качестве объяснения того, почему этот очевидный пост набрал столько лайков.
Как ни странно, очень многим вроде бы разумным людям просто не приходит в голову аккуратно сосчитать что-либо. Это известный эффект больших цифр. Все понимают, что 2 млрд - это "много". А еще все понимают, что музыкальные инструменты могут стоить "дорого". Насколько соотносятся эти "дорого" и "много", мало кто пытается понять, именно поэтому результат простого действия "разделить 2 млрд на стоимость одного инструмента" многим не очевиден.

"Саня, это уже не пати, это уже дебош": Путин пояснил, что почти все деньги, которые Ролдугин заработал, "он истратил на приобретение музыкальных инструментов за границей и привез их в Россию". Путин указал на дороговизну этих музыкальных инструментов".

Самая дорогая скрипка Страдивари стоит в районе 3 млн долларов. Всего сохранилось около 600 скрипок. Таким образом, только на известные нам 2 миллиарда долларов (явно не первая и не последняя проводка через оффшоры) Ролдугин мог купить всю коллекцию скрипок Страдивари и еще пару барабанов на сдачу. Или, если говорить о массовом сегменте, построить скрипкостроительную фабрику.

Не говоря уже о том, что мы немножко пропустили момент, когда опционы на покупку акций "Автоваза" вдруг стали музыкальными инструментами. Типа пришел такой в цех и напильником на кардане Highway to Hell фигачишь, "купил инструмент. Музыкальный!"

Похоже, Путин реально думает, что вокруг 1970 год и можно нести любую чухню, "все равно не проверят".

Получается, это ему так скидывались на инструменты Мордашев и Ротенберги? А зачем через офшоры? Почему нельзя было просто сделать фонд и легально купить инструменты?

Вспомнился анекдот советский.
ОБХСС выследил торговца цветами с Кавказа, и вот он вышел из аэропорта с набитыми цветами чемоданами, прыгнул в такси, едет и видит,что за ним хвост.
- Куда ехать, шеф? - спрашивает таксист.
- К первому же памятнику Ленину!
Такси останавливается у памятника Ленина, преследователи тоже останавливаются, кавказец с чемоданами кидается к подножью памятника, высыпает цветы, с криком:
- Спасибо тебе, дорогой Владимир Ильич от всего Кавказа!

Я к тому, что будет забавно, если они сейчас действительно начнут судорожно скупать виолончели.
С другой стороны, в каком неадеквате живет человек, если серьезно думает, что 2 миллиарда долларов в офшоре можно объяснить покупкой виолончели. Чувак так привык ворочить милиардами, что забыл, как это много на самом деле.

Вот их просто ловят с поличным. Предъявляют документированные схемы взяток.
Тычат в лицо документами: вы отель, сволочи, купили.

А он смотрит всем в глаза и говорит: мой друг на все деньги купил музыкальные инструменты.

Чудовищный лжец. Вор и лжец.

И сидит в окружении такого же лживого ворья, кивающего головой: да-да, на все деньги купили музыкальных инструментов.

То есть, Жванецкий был прав и в консерватории действительно нужно кое-что подправить? Ну, во всяком случае, в классе виолончели..

С музыкальными инструментами, конечно, стыдобища невероятная. Особенно буквально сразу же после практически незамеченного массами, но очень пронзительного выступления Мацуева о том, что в России больше не производится фортепьяно ни в каком виде. И про то как он ездит по регионам и пытается уговорить местные власти купить новые инструменты в музыкальные школы. А не в свои <чёртовы> кабинеты.