Юнеско китай. Культурное наследие древнего китая

Наследие древнего Китая

Какими знаниями обладали люди в древности, мы можем только догадываться. От тех времен практически не дошло письменных памятников, лишь легенды, которые передавались от поколения к поколению. То, что сегодня мы знаем как фэн-шуй, первоначально тоже существовало лишь в устной традиции. Но задайте вопрос: а может ли сохраниться неправильное знание? Будут ли его так бережно передавать потомкам? Если какое-то учение не работает или плохо работает, то оно благополучно умрет. Фэн-шуй не только не умер, он смог стать единственным знанием о гармонизации внешней среды и внутреннего мира человека, которым пользовались в Китае на протяжении тысячелетий.

Китай - огромнейшая страна с очень разнообразными климатическими условиями. На севере жители постоянно страдали от суровых ветров, на юге - от страшных наводнений, а там, где основная почва сложена из лесса (это такая тонкозернистая известковая горная порода желтого цвета), - от постоянных и удушающих пыльных бурь. В отличие от России, где люди в основном живут на равнине, Китай невозможно представить без гор. Посмотрите на любые китайские пейзажи, которые продаются в художественных салонах, - это горные пейзажи. Горы в Китае защищают людей и от ветра, и от разбушевавшихся рек, и от надоедливого песка. К тому же, и это известно каждому школьнику, если есть горы, то строение земной коры в такой местности очень неоднородное. Таким образом, люди вынуждены были учиться понимать, где можно безбоязненно поставить дом, а где этого лучше не делать. Вода, реки несут жизнь, они дают людям возможность выращивать растения. Но в то же время реки Китая опасны. Они иногда затапливали большие территории, смывали в яростном порыве жилища, в их бурных потоках гибли люди. Поэтому к воде китайцы привыкли относиться с уважением. Вот из двух этих составляющих - особенностей жизни в гористой местности и умения управлять стихией воды - и сложилось учение фэн-шуй.

Жизнь китайца была опасна и сурова. И дом свой он должен был располагать так, чтобы зимой не дрожать от ледяного ветра, а весной не погибнуть в стихии водного потока. В Лояне, например, где почвы сложены из лесса, а местность достаточно ровная, строили целую сеть туннельных домов, чтобы спастись от пыльных бурь. На юге старались жить на склонах, потому что иначе дома оказались бы разрушенными или затопленными разбушевавшимися реками. В каждой местности свои сложности. Природа Китая очень красива, но выжить в этой красоте трудно, если не научиться искать согласия с окружающим миром. И китайцы интуитивно нашли оптимальное расположение для любого строения. Они стали возводить дома так, чтобы те стояли как бы на полпути к вершине: достаточно низко, чтобы защититься от ветра, и достаточно высоко, чтобы спастись от воды. В переводе с китайского «фэн-шуй» и означает «ветер и вода». А что еще нужно человеку для благополучия, процветания и долгой счастливой жизни? Была бы вода, чтобы напоить посевы и собрать урожай фруктов, была бы гора, чтобы спасла от зимнего холода… Люди видели, что одни дома дают своим хозяевам защиту, а другие приводят к быстрой гибели. Почему? Они замечали, как выглядит плохой дом и как хороший, обращали внимание на мельчайшие детали: куда выходят дверь и окна, как расположены стены, какие углы они образуют, есть ли деревья у дома, достаточно ли там воды, какая эта вода, стоячая или проточная, - все имело для них значение. Бели они видели, что их дом не приносит достатка, то старались так изменить его вид, чтобы он стал единым с природой, не нарушал бы гармонии мира, походил бы на тот образ идеального дома, который служит своим хозяевам верой и правдой. Пока местность была заселена не очень плотно, можно было выбрать такое местоположение дома, какое давало бы человеку преимущества. Но население росло. Сейчас Китай - самая густонаселенная страна в мире. Много жителей было в нем даже в древности. И постепенно стало необходимым не просто уметь выбрать хорошее место для застройки, но облагородить такое, которое не было идеальным. Так и появилась особая наука о создании идеального жилища в экстремальных условиях - фэн-шуй .

Так что фэн-шуй не отвлеченное изобретение праздного ума, не религиозная доктрина. Это простые знания простых людей, основанные на опыте тысячелетий. Собранные воедино, эти знания превратились в нечто среднее между наукой и искусством. Наукой - потому что основаны они на систематических наблюдениях за природными явлениями. Искусством - потому что не всякий может овладеть фэн-шуй. Глупо было бы думать, что специалистом в этой области знания может стать каждый. Сами посудите: один человек способен прекрасно рисовать, а другой, сколько бы ни старался, не может провести даже ровной линии. Так же и с фэн-шуй: кто-то ловит приемы этого искусства на лету, он видит дефекты и достоинства местности, ему не нужно специальных приборов, чтобы понять, какие неполадки существуют в доме; а другой человек старается, но ничего не видит, пока ему не объяснят. Дело в том, что приемами фэн-шуй при достаточной практике овладеть несложно. А вот глаза открываются не у всех. Умение правильно видеть и оценивать ситуацию дается на интуитивном уровне. Одни люди к этому способны, другие - нет. Вот почему многие знают технику фэн-шуй, но не многие умеют на самом деле изменить условия жизни, сделать их безопаснее, комфортнее, обратить недостатки дома в его достоинства.

Из книги Загадочные явления автора Резько И.

Из книги Призраки истории автора Кульский Александр

Глава 16. НАСЛЕДИЕ… Но как же относился к "ТРАГЕДИИ XX ВЕКА" христианско-розенкрейцерский оккультизм? Приведём на этот счёт несколько высказываний Рудольфа Штайнера:"…Исходя из России… человеческое сообщество по всей Земле должно было бы превратиться в стадо животных,

Из книги Врата в будущее (сборник) автора Рерих Николай Константинович

Великое наследие Почти сорок лет тому назад довелось обратить внимание на замечательные, по стилизации своей, скифские древности и родственные им в духе, так называвшиеся тогда, чудские бляшки. Тогда еще скифские древности понимались лишь как перетолкование греческого

Из книги Утраченная цивилизация [В поисках потерянного человечества] автора Маслов Алексей Александрович

Индейцы пришли из Китая? Впрочем, все это не снимает главного вопроса - кто мог составить тексты, подобные «Шаньхай цзину»? По крайней мере, нам придется согласиться с тем, что действительно «китайцы открыли Америку». А может быть, они же первыми и заселили ее. Конечно,

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Восток и средневековье. Том 3 автора Постников Михаил Михайлович

Длительность истории Китая Китайские летописи относят установление китайского государства (если мы положимся на общепринятые методы пересчета дат китайского лунного календаря на юлианские даты) к 3255 году до н. э., когда «император Фуси (имя которого, как указывает

Из книги Жизнь без границ. Нравственный закон автора

Апокрифичность истории Китая В примитивных обществах особым уважением (как хранители мудрости рода) пользуются старики, а в феодальном обществе-люди с наиболее длинной родословной. Перенос этих пережиточных представлений на социальные структуры, по–видимому, и

Из книги Величайшие загадки и тайны магии автора Смирнова Инна Михайловна

Из книги Адепты. Эзотерическая традиция Востока автора Холл Мэнли Палмер

НАСЛЕДИЕ ЭТРУСКОВ Сначала римляне обращались к этрусским гаруспикам лишь в случае крайней необходимости, поскольку считали их учение чуждым своим верованиям. Лишь позже, когда римляне подчинили себе этрусков, гаруспиция стала почти органической частью официальной

Из книги Тайна лабиринтов. Для чего они были созданы и как брать из них Силу автора Жикаренцев Владимир Васильевич

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ МУДРЕЦЫ КИТАЯ Введение Обширная территория Китая, его громадное население и долгая история культуры, соединившись, создали богатую и изменчивую традицию. Срединное Царство было миром для самого себя, и, хотя на него оказывали влияние иностранные идеи и

Из книги Непобедимое мышление. Поражений не существует автора Окава Рюхо

Мудрецы Китая У китайцев, как и у других высокоцивилизованных народов древности, существовала сложная и чрезвычайно многообразная религиозно-философская структура доктрин и идей. Их интеллектуалы были разделены на несколько строго определенных групп. Их моральные,

Из книги Мировая астрология автора Бэйджент Майкл

Тайные общества Китая В Китае, как и в других частях света, в традиции адепства всегда угадывалась внутренняя связь с обществами, братствами и эзотерическими орденами, большинство которых признавало существование бессмертных или героических личностей, почитаемых как

Из книги Жизнь без границ. Нравственный Закон автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Наследие предков Интересно, что в нашем языке сохранились следы того, что мы все когда-то жили по Закону Жертвы. Когда мы прощаемся, мы напутствуем: «Ну, давай!». И в ответ слышим: «Ну, давай!».Восхищаясь чьими-то действиями, мы говорим: «Ну, ты даё-ё-ёшь!», то есть человек

Из книги Магия реинкарнации автора Вечерина Елена Юрьевна

Духовное наследие Целостность как духовное наследие В этом заключительном разделе я хотел бы обсудить тему духовного наследия. В первой части я обсуждал тему о том, как вести здоровый образ жизни, во второй – рассматривал вопрос достижения благосостояния, третий раздел

Из книги автора

Гороскоп коммунистического Китая - Николас Кэмпион Китайская Народная Республика была официально провозглашена Мао Цзе Дуном в 3.15 после полудня 1 октября 1949 года в Пекине, и гороскоп на этот момент основания нового режима был принят как главный гороскоп современного

Из книги автора

Наследие Как известно, Прошлое Равно Будущему. Если прошлое равно будущему, следовательно, всё то, что каждый из нас делает в течение жизни, автоматически влияет на наше будущее, а то, что мы сделаем в будущем, влияет на наше прошлое. Таким образом, то, что мы делаем в

Из книги автора

Мифы Древнего Китая В древнекитайских мифах описывается история китайской цивилизации начиная с рождения Вселенной. В них Вселенная описывается в виде яйца, наполненного Хаосом, которое разбилось изнутри. Внешне это могло бы выглядеть подобно взрыву. Из Хаоса

Древний Китай – богатейшее культурное наследие, самобытная культура, давние традиции, которым тысячи лет, исторические достопримечательности практически на каждом шагу. Китай привлекает миллионы туристов каждый год, и путешественники, приезжая сюда за новыми впечатлениями, остаются довольны своим отпуском.

Достопримечательности Китая

Визитка Китая – это, конечно же, Великая Китайская стена – древнейшее на земле оборонительное строение, аналогов которому нет в мире. Если ваша мечта увидеть огромную китайскую стену, но вы не можете приехать в Китай, то сувениры купить с доставкой из Китая с изображением этой достопримечательности. Но увидеть своими глазами этот исторический памятник обязан каждый турист.

Обязательно, приехав в Китай, следует попасть в Запретный город, по величию которого можно судить о жизни китайских императоров. Сегодня это историко-культурный центр, находящийся в самом сердце Пекина, который ежегодно посещают толпы туристов. В прошлые столетия сюда могли войти только знатные вельможи, да и до сих пор для посещения туристам открыта только половина дворца. Сегодня же и простые смертные могут увидеть и в полной мере оценить роскошь Запретного дворца.

Совсем рядом с дворцом находится самый крупный храм Китая Тянь-Тань, его еще называют Храм Неба. По традиции в самый короткий день, который бывает только раз в году, императоры в Храме просили небо быть благосклонным к китайскому народу, и приносили в жертву богам различные дары.

Невозможно приехать в Китай и даже не побывать во всемирно известном Шаолине - самом известном буддистском монастыре не только на территории Китая, но и в целом мире. В этом монастыре берет свое начало философия дзен-буддизма, а также древние китайские единоборства различных видов. Здесь можно насладиться умиротворяющим безмятежным спокойствием как нигде больше на земле. Историю монастырь ведет еще с 450 года до нашей эры.

Конечно, одного отпуска точно не хватит, чтобы увидеть все сокровища Китая. Если вы действительно хотите ближе познакомиться с этой страной, приезжайте сюда хотя бы на пару месяцев, чтобы успеть осмотреть самые главные достопримечательности, большинство туристов приезжают на неделю или две, а этого времени совсем мало, чтобы оценить всю красоту страны. В Китае каждый камень, каждый храм и дворец имеют свою уникальную древнюю историю, уходящую вглубь веков.

Всемирное наследие ЮНЕСКО в Китае:На их вершинах поселилось небо

В списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Китайской Народной Республике значится 41 наименование (на 2011 год), это составляет 4,3 % от общего числа (962 на 2012 год). 29 объектов включены в список по культурным критериям, 8 объектов — по природным, 4 — по смешанным.



16 объектов (гора Тайшань, Великая Китайская Стена, дворцы императоров династий Мин и Цин в Пекине и Шэньяне, пещеры Могао, гробница первого императора династии Цинь, комплекс древних строений в горах Уданшань, храм и гробница Конфуция и имение семьи Кун в городе Цюйфу, исторический ансамбль дворцаПотала в городе Лхаса, классические сады в городе Сучжоу,



Летний дворец и императорский парк в Пекине, Храм Неба: императорский жертвенный алтарь в Пекине,наскальные рельефы в Дацзу, столичные города и пещерные храмы Лунмэнь, гробницы императоров династий Мин и Цин, пещерные храмы Юньган, гробницы древнего царства Когурё) признаны шедеврами человеческого созидательного гения (критерий i). 10 объектов (горы Тайшань и Хуаншань, пейзажные достопримечательные зоны Цзючжайгоу, Хуанлун и Улинъюань, горы Уишань, национальный парк «Три параллельные реки» (провинция Юньнань), карстовые отложения в Южном Китае, национальный парк горы Саньциншань, Данься) признаны природными феноменами или пространствами исключительной природной красоты и эстетической важности. КНР ратифицировала Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 12 декабря 1985 года. Первые объекты на территории КНР были занесены в список в 1987 году на 11-ой сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО

Гора Тайшань




Тайшань (кит. 泰山, пиньинь: Tài shān, буквально Гора Восхода, то есть Восточная гора) — гора в китайской провинцииШаньдун высотой 1545 м.



Гора Тайшань обладает большой культурной и исторической значимостью и входит в число пяти священных гор даосизма. Традиционно гора считалась местом обитания даосских святых и бессмертных. Гора расположена в окрестности городаТайань. Самый высокий пик высотой 1545 м называется Пиком Нефритового Императора.



В Китае гора Тайшань ассоциируется с восходом солнца, рождением, обновлением. Храм на вершине горы — цель многочисленных паломников на протяжении 3000 лет. Сейчас на гору можно подняться на подъёмнике.



Гора Тайшань находится к северу от Тайань и к югу от столицы провинции, города Цзинань. У подножья горы высота 150 м над уровнем моря. Основание горы занимает площадь 426 км². Гора Тайшань закрепилась в китайской культуре как символ стабильности. Это отразилось в поговорке «непоколебимый как гора Тайшань», нередко использовавшейся Мао Цзэдуном.



Тайшань была местом священнодействия с незапамятных времён, по меньшей мере со времён периода Шан. В какое-то время церемония на горе Тайшань приобрела официальный статус; гора стала главным местом, где Император обращался к Небу и Земле (церемония фэншань 封禪). Во время церемонии фэн (封), проводившейся на вершине горы, Император благодарил Небо за вручённый ему мандат власти. Во время же церемонии шань (禪), проходившей у подножия, Император благодарил Землю за ниспосланный урожай



Мост бессмертных, природный ландшафт. В 219 до н. э. Император Цинь Шихуан, провёл церемонию на вершине горы Тайшань и провозгласил объединение всей Империи. После него многие китайские Императоры совершали торжественные церемонии на вершине горы по случаю каких-либо особо важных событий.



Ханьский император У-ди многократно поднимался на гору Тайшань и организовывал регулярные жертвоприношения. Он построил для этого дворцы и башни на самой горе и у её подножия.



С 1987 гора Тайшань причислена ко Всемирному Наследию ЮНЕСКО. В 2003 гору посетило 6 миллионов паломников и туристов. По новому проекту с 2005 культовые сооружения восстановлены, а современные строения, вредящие ландшафту, удалены.



На территории горы имеется 22 храма, 97 развалин, 819 каменных плит, 1018 рисунков и надписей на скалах. На горе выдолблено и построено 7200 ступеней до самой вершины, имеется 11 ворот, 14 галерей, 14 киосков и 4 павильона.





Храм Божества Горы Тай (Dai Miao) — самый большой и древний комплекс на горе, он занимает площадь 96 тыс. м² Храм построен во время династии Цинь. Со времени правления династии Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) храм стал повторять архитектуру императорского дворца и Храма Конфуция в Цюйфу).



В храме — пять главных залов и много дополнительных помещений. В центре находится Дворец Небесного Благословения (Tian Zhu), построенный в 1008, во времена Северной Сун. Во Дворце сохранилась настенная роспись «Путешествие божества горы Тай», относящаяся к 1009.


Роспись покрывает восточную, северную и западную стены зала и имеет 3,3 м в высоту и 62 в длину. Сюжет изображения — инспекция Поднебесной божеством горы. Храм окружён кипарисами, посаженными ещё во времена династии Хань, около 2100 лет назад.



Важными храмами являются также Храм Голубого Облака, посвящённый Богине горы Лаому, и Храм Священной Скалы, в котором имеется Зал Тысячи Будд.

Гора Хуаншань



Хуаншань (кит. упр. 黄山, пиньинь: Huángshān, буквально: «Желтые горы») — горная гряда в провинции Аньхой в восточной части Китая (примерно 300 километров на юго-запад от Шанхая).



Этот район известен своими гранитнымискалами, покрытыми соснами, воспетыми китайскими художниками и поэтами со времён династии Цинь. Современное название (Жёлтые горы) им было дано поэтом Ли Бо в 747 году.



Высота 77 вершин в этой гряде превышает 1000 м. Три самых высоких пика: Пик Лотоса (Лянь Хуа Фэн, 1,864 м), Пик Света (Гуаньминдин, 1,840 м) и Пик Небесной Столицы (Тяньдуфэн, 1,829 м). С 1990 года район Хуаншань входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является национальным парком КНР, одним из самых популярных туристических мест Китая.



Горы сформировались в мезозойскую эру, примерно 100 миллионов лет назад. Позднее, в четвертичный периодландшафт был преобразован под воздействием ледников, оставивших скалы различной формы.



Поскольку часто уровень облаков находится ниже уровня горных вершин, в этом районе могут наблюдаться интересные световые эффекты, такие как «Облачное море» (雲海, Юньхай) и «Свет Будды» (佛光, Фогуан). В среднем Свет Будды (глория) наблюдается несколько раз в месяц.





У подножия «Пика пурпурного облака» находятся горячие источники, температура которых круглый год составляет 45 °C.



В декабре 1990 года ЮНЕСКО включило этот район в список природных объектов Всемирного наследия в качестве объекта исключительной природной красоты и за его статус места обитания редких видов растений и животных.





Склоны гор Хуаншань покрыты соснами эндемичной породы Pinus taiwanensis, которые придают всему массиву особый, узнаваемый вид.Виды сосен на склонах Хуаншаня служили вдохновением для множества китайских поэтов и художников на протяжении сотен лет


Подъем в верхнюю часть национального парка возможен либо по канатной дороге, либо по вырубленным в скалах горным тропам (пеший подъем из деревни Танкоу занимает 3-4 часа). Классический маршрут включает в себя подъем на гору, обход вершин и наблюдение за закатом и восходом солнца (на вершинах есть большое количество гостиниц).





Неподалёку от горного района Хуаншаня (50 км, 2 часа на автобусе) находится город Туньси (также называемый Хуаншань), связанный с Шанхаем авиа- и автобусным сообщением.

Горы Уишань







Уишань (кит. упр. 武夷山, пиньинь: Wǔyí Shān) — горный хребет, расположенный в Китае, на границе провинцийФуцзянь и Цзянси. Представляет собой горную гряду средней высотой около 650 м, раскинувшуюся на площади более 1000 км². Высшая точка — гора Уишань (2158 м). В 1999 году включена ЮНЕСКО во Всемирное наследиеодновременно по культурным и природным критериям.









С точки зрения биологического разнообразия горы Уишань являются наиболее ценной территорией в пределах Юго-Восточного Китая. Природа хребта богата древними реликтовыми видами, многие из которых эндемичны в Китае.











В горах Уишань производится множество сортов чая, в том числе известный утёсный чай Да Хун Пао и красныйЛапсанг Сушонг.







Горы также знамениты своими живописными местами: «Рекой девяти излучин», высокимипесчаниковыми останцами и многочисленными храмами и монастырями, многие из которых в настоящее время разрушены.









В этих монастырях зародилось учение неоконфуцианства, которое оказывало влияние на культуру всейВосточной Азии начиная с XI века.







В I веке до н. э. неподалёку была построена одна из столиц династии Хань, руины которой сохранились до настоящего времени. Среди интересных объектов — дворец Ваньнянь, академия Чайян и мост Хунцяо.

Лушань


Лушань (кит. упр. 庐山, пиньинь: Lúshān) — горный комплекс и национальный парк Китая площадью ок. 300 км² в провинции Цзянси к югу от Цзюцзян, рядом с озером Поянху. Объект мирового культурного наследия ЮНЕСКО с 1996 г.



Под влиянием множества легенд Лушань был известен под различными именами, как, например, Куаншань — в честь легендарного аскета Куан Су.



Национальный парк Лушань был включен в список всемирного наследия в 1996 году. Гора Лушань в провинцииЦзянси является ярким примером развитости китайской цивилизации. Здесь расположено несколько буддийских идаосских храмов, а также неоконфуцианская школа Чжу Си (кит. упр. 白鹿洞, пиньинь: bólùdòng, буквально: «Грот белого оленя»)



Всё это здесь уникальным способом сочетается с природной красотой, формируя высокую эстетическую ценность. Таким образом, китайский национальный дух и культурная жизнь имеют тесный контакт с культурным ландшафтом.



Лушань насчитывает более сотни горных вершин, среди них Шансофэн, Ханьполин, Шуанцзяньфэн, а самая высокая Даханьянфэн (1474 м). Множество водопадов, таких как Кайсянь, Саньдецюань, Шимэньцзянь. Климат среднегорный, с очень тёплым летом (средняя температура июля 25,8 °C) и очень мягкой зимой (средняя температура января 7,3 °C); осадков 1050 мм в год.





В первой китайской исторической летописи Шицзи горы уже упоминаются под своим названием. Считались обителью небожителей. Лушань посвящены тысячи стихов и поэм. Поэт Ли Бо, например, писал такие строки: Смотрю на пик Пяти Стариков, На Лушань, на юго-восток. Он поднимается в небеса, Как золотой цветок.


Южно-Китайский карст(см.отдельный пост)




Карстовые отложения Южного Китая— объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположен в южных провинциях Китая Гуанси, Гуйчжоу и Юньнань. Эта область южного Китая известна благодаря карстовому рельефу иразнообразию биосреды. Объект состоит из трёх участков: Либо, Шилинь (Каменный лес) и Вулонг.

Национальный парк горы Саньциншань, провинция Цзянси



Гора Саньциншань (кит. упр. 三清山, пиньинь: Sānqīng Shān) или гора Саньцин — гора и одноимённый национальный парк в китайской провинции Цзянси, примерно в 215 км к востоку от города Наньчан. В 2008 году местность включена в список Всемирного наследия. Основной достопримечательностью местности являются живописные группы гранитных скал среди густого леса.







Национальный парк занимает площадь в 22 950 га, расположен на западе горной гряды Хуаю. Название «Саньцин» в дословном переводе означает Трое праведных (в даосском храме три статуи: Лао-цзы, Жёлтый император иНефритовый император







Природный пейзаж состоит из 48 пиков и 89 гранитных колонн, некоторые из них напоминают силуэты людей или животных. Гора Саньциншань достигает высоты 1817 м. Территория национального парка покрыта лесами умеренных поясов, но окружена субтропической растительностью.

Гора Утайшань



Гора Утайшань (кит. упр. 五台山, пиньинь: Wǔtái Shān, буквально: «Гора пяти высот») является одной из четырёх священных гор китайского буддизма. Расположена в городском округе Синьчжоу провинции Шаньси, примерно в 350 км к юго-западу от Пекина. Утайшань считается местом пребывания Бодхисаттвы мудрости, Манджушри или Вэньшу (文殊) в китайском варианте.


Её название происходит от наличия пяти скругленных вершин, именуемых Северная (кит. упр. 北台, пиньинь: Běitái, 3058 м — самая высокая точка северного Китая), Западная, Южная, Восточная и Центральная.



Из четырёх священных гор Утайшань была первой получившей этот статус, поэтому часто на неё ссылаются как на «первую из четырёх великих гор.» В соответствии с Аватамсака-сутрой (кит: Хуаян Цзин; 華嚴經), описывающей места пребывания бодхисаттв, Манджушри пребывает на «чистой холодной горе» на северо-востоке.


В результате это стало альтернативным названием для Утайшань (кит. упр. 清涼山, пиньинь: Qīngliáng Shān, буквально: «Чистая холодная гора»). Считается, бодхисаттва Манджушри часто появляется на горе, принимая обличье паломников, монахов или необычных пятицветных облаков.



На Утайшане имеются примеры древней деревянной архитектуры, сохранившейся со времён династии Тан (618—907). В частности, главный зал монастыря Наньчан и Восточный Зал монастыря Фугуан были построены в 782 и 857 годах. В современном Китае они были обнаружены только в 1937 и 1938 годах. В 2008 году китайские власти подали заявку на включение храмов Утайшаня в список Всемирного наследияЮНЕСКО. Местные жители утверждают, что они были насильно выселены из своих домов в рамках подготовки КНР к подаче этой заявки . В 2009 году заявка была удовлетворена, и гора Утайшань вошла в список Всемирного наследия по критериям ii, iii, iv и vi. Главные храмы







Храм Наньшань (кит. упр. 南山寺, пиньинь: nánshānsì, буквально: «Храм южной горы») был впервые построен во времена династии Юань (династия). Храм включает в себя семь террас, разделённых на три части.







Другие значимые храмы: Сяньтун и Таюань.

  • 1. Пространственные виды искусства:
  • 2. Временные виды искусства
  • 7. Современное искусство
  • 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
  • 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
  • 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
  • 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
  • 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
  • 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
  • 5) Язык.
  • Классификация цивилизации
  • 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
  • Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
  • Концепция о. Шпенглера
  • 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
  • Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
  • 2) Этап роста.
  • 3) Этап надлома
  • 13. Возникновение и становление постмодернизма.
  • 14. Постмодернизм как образ жизни.
  • 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
  • 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
  • 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
  • 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
  • 17. Культура и личность
  • 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
  • 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
  • 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
  • 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
  • 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
  • 2. Культура эпохи Нового царства.
  • 21. Культура древней Индии.
  • 22. Культурное наследие Древнего Китая
  • Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
  • 23. Культура древней Японии
  • 24. Культура средневековой Японии.
  • 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
  • II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
  • 26. Характеристика Византийской культуры
  • 27. Культура западноевропейского средневековья
  • 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
  • 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
  • 30. Культура России в первой половине XVIII века
  • М.В.Ломоносов
  • 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
  • 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
  • 33. Культура России во второй половине XIX века.
  • 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
  • 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
  • 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
  • 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
  • 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
  • 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
  • 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
  • 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
  • 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
  • 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
  • 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
  • 45. «Оттепель» в духовной жизни советского общества после хх съезда кпсс.
  • 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
  • 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
  • 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
  • 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
  • 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
  • 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
  • 52. Экология и экологическая культура.
  • 22. Культурное наследие Древнего Китая

    Древнекитайская цивилизация возникла на рубеже III-II тыс. до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ и просуществовала до 220 г. н. э.(крушение империи Хань). Население Китая в глубокой древности было весьма пёстрым по своему этническому составу: китайские племена, манчжуро-тунгузские, тюркские, монгольские, сино-тибетские и др.

    До середины I тыс. до н. э. Древний Китай развивался в отрыве от других цивилизаций.

    В письменных памятниках китайской древности присутствует идея китаецентризма. Даже древние китайские государства назывались: «Срединные царства». Китайцы отождествляли свою страну с «Поднебесной», а китайского императора – властелином всех людей. В этом древние китайцы не были исключением. В Европе, например, греки считали всех, кроме эллинов, варварами.

    Традиционно китайские историки говорят об извечном и абсолютном превосходстве китайской культуры над культурой соседних народов.

    Периодизация истории и культуры Древнего Китая:

      разложение первобытно-общинного строя и возникновение классового общества и древнейших государств (18-12 вв. до н. э.). Государство Шан-Инь.

      Древний Китай 11-3 вв. до н. э. Государство Чжоу. С 5 по 3 в. до н. э. была эпоха «борющихся царств».

      Первое централизованное государство в Китае – империя Цинь 3 в. до н. э. (221-207 гг. до н.э.)

      Империя Хань 3в. до н. э. – 3 в. н. э. (207г до н. э. – 220 г. н. э.)

    Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, как материальную, так и духовную. Китайская культура, в отличие от индийской, более прагматична, обращена к ценностям реальной земной жизни. У китайцев на первом месте деньги. Китайцы считают, что в следующей жизни они будут жить также богато, как и в этой. Поэтому китайцы трудолюбивы, стремятся разбогатеть. Велика роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний.

    1. Среди ранних городов-государств исключительное место занимает раскопанный в районе г.Аньяна «Великий город Шан» с водопроводом в аристократическом квартале. Это было ранне-рабовладельческое государство Шан-Инь. Три важнейших достижения присущи эпохе Шан-Инь: строительство городов, применение бронзы и появление письменности. Образцы иньской письменности расшифрованы. Они представлены гадательными текстами на костях животных и панцирях черепах. Для письма использовались также деревянные планки. Правитель иньцев носил титул «ван». Интерес представляют иньские погребения. Найдены крупные гробницы правителей и их ближайших родственников. В центральной погребальной камере площадью 400-500 м 2 и глубиной 10 м помещался внешний гроб, в котором был заключен еще один – внутренний. В гробницу клали бронзовые ритуальные сосуды, украшения из золота и яшмы, оружие, музыкальные инструменты и др.

    В XI в. до н. э. государство Шан-Инь было завоевано чжоусцами из государства Чжоу (северо-западный Китай). Чжоусцы быстро переняли у иньцев технику бронзового производства, письменность. В Чжоу был двуединый культ верховного божества Неба и сына Неба.

    2. Примерно с 6 в. до н. э. появляются древнекитайские мифы. Они подразделяются на несколько групп:

      космогонические мифы (природа возникла из состояния первоначального хаоса. Хаос делят на два первоэлемента – ян (мужское начало) и инь (темное начало). Из них возникли неодушевленные вещи и живые существа.

      мифы о стихийных бедствиях и героях, спасших от них людей. Два основных бедствия: наводнение и засуха.

      мифы о древнейших героях. Многие герои изображались в виде полулюдей-полуживотных.

      мифы о первопредках.

    Эпоха Чжоу – «Борющихся царств» считается классической в истории культуры Древнего Китая. Ускоряется развитие научных знаний. Эта эпоха считается золотым веком китайской философии. В этот период складываются основные философские течения – конфуцианство, даосизм.

    3. В III в. до н. э. усиливается царство Цинь. Путем многолетних войн и завоеваний оно подчинило себе все остальные царства и создало единую Циньскую империю. В 221 г. до н. э. император Цинь Шихуанди осуществлял реформы, направленные на укрепление и объединение страны. Во всей стране вводились единые меры веса, длины, единое начертание иероглифов, единая денежная система с золотыми и медными монетами. Это способствовало развитию торговых связей. Цинь заботился о строительстве оборонительных сооружений. Для защиты страны от набегов кочевников – гуннов – он приказал соединить в одно целое все укрепления, начатые еще в 4 в. до н. э. Так начинает создаваться Великая китайская стена. Во времена империи Цинь протяженность стены достигла 700 км. Великая Китайская стена строилась более 1000 лет. Ее протяженность 4 тыс.км, а с ответвлениями – более 6 тыс. км. На постройку китайской стены сгонялись земледельцы, ремесленники и рабы. Некоторые бежали, поднимали восстания. Во время восстания был свергнут Цинь Ши Хуан и вождь повстанцев Лю Бан стал правителем. С него начинается династия Хань (207 г. до н.э.).

    4. Во времена империи Хань была развита торговля. Появился Великий шелковый путь, связывающий Китай со многими странами Запада. Из Китая вывозили шелк, ковры, железо, фарфор, пряности и др. Восстания ослабили рабовладельческий строй в Китае. В 220 г. н. э. империя Хань пала. Китай был расчленен на три царства.

    В древности в Китае возникла письменность в виде иероглифов (18 тысяч). Была развита наука. Был изобретен прибор, отмечавший землетрясения. В 28 г. до н. э. китайские астрономы открыли пятна на солнце. Был создан небесный глобус с описанием более 2500 звезд, разработана теория о безграничности Вселенной во времени и пространстве. Ханьские математики использовали десятичные дроби, отрицательные числа. Китайцы научились изготовлять бумагу, а до этого писали на шелке. В медицине был развит метод иглоукалывания.

    Изобразительное искусство Китая относится к древнейшим в мире. Керамические сосуды, блюда, амфоры, чаши украшались сложными геометрическими узорами, знаками-символами с изображением животных. В ханьскую эпоху строились дворцы. Китайская архитектура отличается национальным своеобразием. Крыши зданий имеют характерный изящный изгиб. Была развита портретная живопись. В целом, в китайском искусстве традиционными остаются пейзажи: горы и реки, цветы и птицы. Картины и их отдельные детали, как правило, имеют собственное толкование. Так, часто изображаемая на полотнах сосна, символизирует стойкость и долголетие, ива – женственность, скромность, утонченность и слабость, орхидея – простоту и благородство, бамбук – душевную чистоту. Многие императоры поощряли развитие литературы и искусства, приближали ко двору лучших поэтов, писателей и ученых.

    Китай – страна древней музыкальной культуры. Уже в 1 в до н. э. В Китае было известно более 80 музыкальных инструментов.

    Одним из древнейших видов зрелищного искусства, история которого в Китае насчитывает около двух тысячелетий, была акробатика.

    Культура Древнего Китая почти без изменений просуществовала до XVII века н. э.

    Религия. Характер самой ранней религиозной системы в Китае остается неясным и является предметом споров. Крестьяне обожествляли силы природы. А у высших китайских слоев менталитет был другой. Не было:

      ни культа полубожественных героев;

      ни идеи спасения в загробном мире;

      ни идеи молитвы во имя избавления от грехов.

    Не было церковной организации, жрецов, догматов. В некотором смысле можно сказать, что древнекитайской религии не существовало вообще. Эквивалентом отсутствующей официальной религии стали аристократическая этика и ритуальная церемония. Высшим сакральным авторитетом для аристократии было всемогущее, но недоступное Небо. Ритуально-этическая связь с Небом осуществлялась императором (ваном). Император был сыном Неба и также являлся высшим носителем дэ – добродетели и благодати. Небо – высший судья. Он также вручает мандат на управление Поднебесной. Свою страну Китайцы называли Поднебесной, а вана - ее владыкой.

    В середине I-го тыс. до н. э., в Древнем Китае появились конфуцианство и даосизм. Сначала это были философские школы, а во 2 веке н. э. превратились в религию .

    Конфуцианство регулирует социальные отношения с помощью культа предков. Уважение к своим предкам подразумевает и уважение к существующему социальному порядку. Развита социальная, ритуализированная этика. Она сформировала облик традиционной китайской культуры. Раннее конфуцианство говорило об изначальной доброте человеческой природы.

    В древнекитайской цивилизации был культ образованности и грамотности. Одним из важнейших требований к государственным служащим был высокий уровень образования. Для продвижения по службе чиновнику приходилось сдавать экзамены по произведениям Конфуция (до 20-х гг. ХХ века).

    Даосизм сыграл ключевую роль в эстетизации и поэтизации природы. Только сейчас человечество стало осознавать актуальность экологического мышления, которым проникнута вся даосская философия. Многие принципы даосизма создали философскую основу известных китайских единоборств , включая у-шу.

    Китайский этнос создал особый тип культуры, отличающий его от культур других народов. Культура Древнего Китая заложила основу дальнейшего культурно-исторического развития китайской цивилизации и оказала глубокое влияние на культуру всего дальневосточного региона.

    Путешествуя по Китаю постоянно сталкивались с тем, что та или иная достопримечательность включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Китай, кстати, занимает второе место в мире по числу объектов всемирного наследия. Ну и, собственно, возникло желание понять, что же дает включение в это самый список и как туда попасть. Но обо всем по порядку.

    Итак, ЮНЕСКО (UNESCO - The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) - специализированное учреждение при Организации Объединённых Наций, которая занимается вопросами образования, науки и культуры. Основные направления деятельности ЮНЕСКО представлены в пяти программных секторах: образование, естественные науки, социальные и гуманитарные науки, культура, коммуникация и информация. Существует также ряд сквозных тем, которые являются составной частью всех направлений.

    Деятельность ЮНЕСКО в сфере культуры основывается на Всеобщей декларации о культурном разнообразии, Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия и Гаагской конвенции 1954 года. Именно в последней, по горячим следам Второй Мировой войны, зафиксирована необходимость сохранения памятников культуры в случае вооруженного конфликта. Вопросами культуры занимаются региональные бюро в Венеции и Гаване. Среди программ ЮНЕСКО в ведении культурного направления находятся такие программы как Всемирное наследие, Нематериальное культурное наследие, Подводное культурное наследия.

    Вот мы и добрались до списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. Теперь давайте разберемся как в него попасть. На сегодняшний день, чтобы быть включенным в список, культурный объект должен отвечать хотя бы одному из 10-ти критериев, первые 6 из них принято называть культурными критериями, а последние 4 — природными. За более точными определениями лучше сходить на сайт ЮНЕСКО или Википедию, здесь же объяснение сущности критериев и примеры.

    1. Объект является доказательством человеческого созидательного гения. Ярким примером является ;
    2. Объект демонстрирует серьезное влияние образа жизни и мировоззрения на искусство, ландшафт, архитектуру. Пример – ;
    3. Объект является исключительным или, что еще лучше, уникальным для какой-то цивилизации или культурной традиции, существующей до сих пор или уже канувшей в лету. Пример – ;
    4. Объект демонстрирует высокие инженерные достижения в области архитектуры, ландшафта, технологий в значимом историческом периоде. Пример – ;
    5. Объект является выдающимся примером интеграции человека в природу. Яркий пример – рисовые террасы Хунхэ-Хани (до них мы, к сожалению, не доехали);
    6. Объект ярко демонстрирует существующие традиции, верования, художественные произведения и имеет высокую мировую важность. По мнению представителей ЮНЕСКО, желательно чтобы этот критерий дополнялся еще каким-нибудь. Примером можно назвать так же ;
    7. Объект является природным местом невероятной природной красоты и эстетической важности. Иллюстрация – ;
    8. Объект ярко иллюстрирует этапы развития земли, в том числе геологические или иные процессы. И снова идеальный пример;
    9. Объект ярко демонстрирует процессы в эволюции и развитии экосистем;
    10. Объект является важной естественной средой обитания для сохранения исчезающих видов. Пример – заповедник .

    Многие объекты Китая, включенные в список соответствуют сразу нескольким критериям. Например, – 5-ти критериям, – 4-м, и – 3-м. Из тех-мест, что мы посетили соответствие только одному критерию — 10-му, было у Резервации .

    А что же собственно дает попадание в это список Всемирного наследия? Предполагается, что включение в список принесет следующие блага:

    • даст дополнительную гарантию сохранности объекта;
    • повышает престиж объекта;
    • способствует популяризации объекта;
    • обеспечивает контроль и мониторинг за состоянием объекта;
    • обеспечивает первоочередное финансирование объекта, относительно других.

    Но, если задуматься, все эти «бонусы» в основном профанация. Например, в список всемирного наследия были включены Бамианские статуи Будды в Афганистане, но это совершенно не помешало пришедшим к власти талибам уничтожить их в 2001 году как языческих идолов. Безусловно, мировая общественность во главе с ЮНЕСКО возмущалось, но что это дало? Ничего…

    Первоочередное финансирование объекта, так же осуществляется не из бюджета ЮНЕСКО. Их финансирование, облагораживание и содержание полностью ложится на плечи государства, на территории которого они находятся. А зачастую у государства, есть куда более важные расходы. И что приходится делать? Увеличивать стоимость входных билетов, что бы и на поддержание объекта хватила и себе что-нибудь осталось.

    ЮНЕСКО обеспечивает мониторинг и контроль – это да, бесспорно. Проверяющих всегда много. Но, на сколько я могу судить, они просто смотрят выполняются их распоряжения или нет, не пытаясь что-то в корне изменить. Весьма порочная практика, на мой взгляд.

    Итак, что мы имеем в остатке: попасть в список всемирного наследия сложно, вылететь из него – легко, а толку от него – не много.