Юрий анненков картины. Анненков Юрий - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

В 1889 году зажглась звезда одного из наиболее выдающихся и прогрессивных творцов девятнадцатого века. В этом году родился Анненков Юрий Павлович - русский художник,

Происхождение

Знаменитый мастер родился в семье русского народовольца. Свое самое раннее детство Юрий Анненков провел с родителями в Камчатском крае. Там находился и работал его отец, сосланный за участие в организации «Народная воля». В1893 году семье наконец удалось вернуться на проживание в Санкт-Петербург. В это время они размещались в небольшом селении по соседству с имением Ильи Ефимовича Репина.

Такое окружение имело большое влияние на последующее творчество и мировоззрение Анненкова. Он был постоянно окружен обществом людей всех возможных творческих профессий, что не могло не сказаться на его выборе профессии.

Учеба

Рисовать Анненков Юрий начал с детства. Более того, в подростковом возрасте он сильно увлекся политикой. В это время художник пробовал себя в жанре карикатуриста. Его иронические наброски для подпольного журнала послужили причиной большого скандала. За вольнодумство Анненкова исключили из учебного заведения. Однако это не подорвало веру художника в свои силы. Он самостоятельно поступает на юридическую специальность в Петербургский университет.

Творческая карьера

Несмотря на раннее увлечение рисованием, мастер так и не получил полноценного художественного образования. Еще во время учебы в гимназии художник посещал занятия в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени Александра Людвиговича Штиглица. В студенческие годы Анненков Юрий учится в студии известного мастера Савелия Моисеевича Зейденберга. Примечательно, что вместе с ним учился еще один выдающийся художник - Марк Захарович Шагал.

К сожалению, несмотря на старательность и желание учиться, Анненков не смог пройти отбор в Московскую академию художеств. После своего фиаско Юрий продолжает учебу в студии Яна Францевича Ционглинского.

Жизнь за рубежом

Дальнейшая судьба Анненкова складывалась уже вне Родины. Именно благодаря совету своего наставника Яна Францевича молодой художник покинул страну, в которой родился, и переехал в Париж. Там Анненков Юрий продолжил свое обучение. В это время он поступил на учебу к таким зарубежным мастерам, как Морис Дени и Феликс Валлотон. Эти символисты относились к популярной группе «Наби». Именно под покровительством своих наставников в 1913 году Юрий впервые принял участие в художественной выставке со своими полотнами. Экспозиция носила название «Салон Независимых». Дебют художника оказался удачным.

Символика творчества

В самом начале своего художественного пути автор занимался главным образом живописью. Именно к этому периоду относятся его знаменитые работы «Адам и Ева», «Желтый траур», «Автопортрет», написанные в начале 1910 года. После возвращения на Родину в 1913 г. Юрий Анненков, фото произведений которого можно увидеть в нашем обзоре, начинает увлекаться таким видом искусства, как графика. Все чаще его произведения стали печататься на страницах таких изданий, как «Лукоморье», «Аргус», «Отечество», «Сатирикон» и многих других.

Помимо этого, во время периода увлечения графикой мастер поддерживал тесные творческие связи с популярными на тот момент издательствами «Красная новь», «Всемирная литература», «Радуга» и другими. Художника приглашали в качестве иллюстратора к произведениям Корнея Чуковского, Джека Лондона, Николая Евреинова. Также автор продолжает давнюю традицию публиковаться в сатирических изданий в качестве карикатуриста. К счастью, теперь его творчество было оценено по заслугам.

Политические взгляды

Во время обеих революции неравнодушный к социальным изменениям в обществе художник горячо увлекался политикой. Можно сказать, что потрясения в общественном строе возымели очень большое влияние на дальнейшее творчество мастера. Об этом свидетельствует расцвет его художественной деятельности после свершения переворота. Именно в это время в художественной среде появляются новые течения и общества. Анненков Юрий становится их активным участником. Например, художник был избран одним из членов правления Дома искусств в Петрограде.

Даже в своих произведениях мастер постоянно затрагивал тему революции. Именно в особой манере изображения связанных между собой деталей открывается отношение Анненкова к революции, как новым порядкам. Художник горячо переживал и содействовал отмене прошлых установок, как в общественной жизни, так и в творчестве.

Успехи молодого мастера не остались незамеченными и уже в 1920 году Юрия назначили профессором в московской Академии Художеств.

Проза и публицистика

Помимо своей художественной деятельности Анненков занимался и писательским трудом. После 1917 года он неоднократно пробовал себя в качестве публициста. Как говорят, талантливый человек хорош во всем. Эта стезя удавалась Юрию не хуже живописи. Уже скоро он публиковал свои статьи в печатных изданиях вроде «Жизнь искусства».

Более того, во время жизни за рубежом Юрий Анненков, художник и графист, открыл себя с новой для всех стороны: он впервые попробовал свои силы в роли писателя. Из-под пера автора вышли такие произведения, как «Дневники моих встреч». В них Анненков описывает портреты многих российских деятелей искусства. Среди них можно найти русских писателей, художников, музыкантов. Помимо очерков об известных личностях, Анненков написал немало художественных произведений. Так, именно Юрий стал автором книг «Повесть о пустяках», «Рваная эпоха». При их написания художник взял себе псевдоним - Богдан Темирязев.

Галерея

Юрий Анненков, картины которого в начале творческого пути были выполнены преимущественно в технике живописи, после успеха на парижской выставке принялся за создание своей собственной галереи портретов. Основным полем деятельности мастера стали известные личности того времени. За непродолжительный период Анненков успел запечатлеть писателя Максима Горького, знаменитых поэтов Владислава Ходасевича и Анну Ахматову, а также Виктора Кузмина, Велимира Хлебникова и многих других.

Но отдельное значение в творчестве художника занимали полотна с политическими лицами. Так, Юрий Анненков, портреты которого пользовались необыкновенным успехом, выпустил из-под своей кисти холсты с такими видными людьми, как Владимир Ленин, Григорий Зиновьев, Лев Каменев, Карл Радеки, Исаак Бабель, Жан Кокто, Морис Равель, русская балерина Ольга Александровна Спесивцева и многие другие.

Отъезд за рубеж

В середине 1924 года Анненков поехал на Средиземноморское побережье для участия в международной выставке. В Венеции художник имел честь представлять павильон советского искусства. После этого мероприятия жизненные пути Анненкова уже никогда не возвращали его в Россию.

После участия в выставке Юрий на постоянной основе поселился в Париже. Там кривая признания художника резко поползла вверх. В это время он работает преимущественно декоратором в театре и сотрудничает с такими выдающимися личностями, как Никита Федорович Балиев, хореограф Борислава Фоминична Нижинская, актер Чехов Михаил Александрович, Сергей Михайлович Лифарь.

Работа в театре и кино

Помимо активной художественной деятельности, мастер заслужил признание и на другом поприще. Большого успеха и известности Юрий Анненков, биография которого пестрит преимущественно успехами в сфере живописи и портретов, добился и в театральной сфере. Кроме того, что он печатал свои статьи в изданиях, посвященных этому виду искусства, художник вносил огромный вклад в роли декоратора почти всех представлений в театре имени знаменитой русской актрисы Веры Федоровны Комисаржевской. Также Анненков рисовал декорации и для тетра своего давнего знакомого Николая Евреинова.

Однако на этом его влияние на искусство не заканчивалось. Художник стал одним из первых среди реформаторов старых порядков в театре. Так, уже в начале 1920 года стали появляться течения, в которых принимал активное участие и молодой Анненков. Например, в 1921-ом была опубликована его статья о необходимости провозглашения нового театра. Это был прорыв, подхваченный такими же энтузиастами.
Более того, художник вскоре имел возможность воплотить свои смелые замыслы в жизнь. Во время подготовки к постановке пьесы Георга Кайзера на сцене Большого драматического театра имени Максима Горького Анненков впервые предложил беспрецедентное нововведение, а именно использовать вместо привычных декораций новые, с движущимися элементами. Таким образом, сцена как будто взаимодействовала с актерами. На тот момент такой подход в оформлении спектакля имел неожиданный успех.

Всего за свою продолжительную деятельность на театральном поприще художник смог оформить декорациями более шестидесяти представлений. Кроме украшения сцены мастер занимался и разработкой новых образов для труппы. Также Анненков пробовал свои силы и в киноискусстве. Здесь ему удалось добиться еще большего признания, чем в каких-либо других сферах своей деятельности. Мастер смог предоставить декорации к более полусотне снятых фильмов. За подготовку костюмов для съемочной группы художник даже удостоился необычайно престижной на тот момент премии «Оскар».

Критика

Среди всего многогранного творчества Анненкова трудно выделить наиболее выдающее произведение или даже направление. Например, среди наследия художника в отрасли графики его триумфом критиками и современниками единогласно признаны авторские зарисовки к очередному изданию поэмы Александра Блока «Двенадцать». Даже сам поэт лестно отзывался о способностях художника и неоднократно признавался, что в них заложен глубинный смысл. В целом графику Анненкова оценивали как выполненную в непривычной, смелой и легкой манере. Он как успешно применял строгие линии, так и играл с непослушными тенями. Такой тактикой автору удавалось подмечать самое важное в своих героях, поднимать на поверхность те черты, которые грозили остаться незамеченными.

Что касается успехов в живописи, то здесь стиль художника полностью раскрылся в направлении кубизма. Более того, мастер превосходно и легко сочетает модернистские мотивы с традиционным академическим стилем. Анненков Юрий Павлович, картины которого до сих пор пользуются особым успехом среди коллекционеров, внес поистине огромный вклад в искусство 20 века.

Юрий Павлович Анненков (11 июля 1889, Петропавловск, Российская империя -- 12 июля 1974, Париж, Франция) -- русский и французский живописец и график, художник театра и кино, заметная фигура русского авангарда, литератор. Литературный псевдоним -- Борис Темирязев. биография живописец анненков портрет

Сын народовольца П.С. Анненкова, родился в Петропавловске, где отец отбывал ссылку. В 1894 году семья перебралась в Петербург.

  • 1905--1906 -- рисовал политические карикатуры для гимназического журнала (выходящего нелегального), за что после дознания был исключён из 12-й Петербургской казённой гимназии и перешёл в частную гимназию С.А. Столбцова.
  • 1907 -- познакомился с И.Е. Репиным, который стал для него самым почитаемым мастером (дача семейства Анненковых находилась в Куоккале, рядом с репинскими «Пенатами»).
  • 1908 -- поступил на юридический факультет Петербургского университета и одновременно вместе с Марком Шагалом стал заниматься в мастерской художника С.М. Зейденберга, с которым летом 1909 был на этюдах в Боровичах.
  • 1909 -- году, провалив экзамен в Академию Художеств, поступил в мастерскую Я.Ф. Ционглинского (по совету которого позже, в 1911, году уедет в Париж). В эти годы он также посещал училище Штиглица в Петербурге.
  • 1911--1912 -- брал уроки в мастерских Мориса Дени и Феликса Валлотона в Париже, посещал Академии Ла Палетт и Гранд Шомьер. В работах тех лет стало заметным влияние новомодных по тем временам кубизма и футуризма.
  • 1912 -- лето провёл на море, в Бретани, где много рисовал. Исполнил для учёных зарисовки морских рыб и растений (часть из них была включена в диссертации зоолога 3. Бей-Нафильяна в Сорбонне).
  • 1913 -- дебютировал в салоне «Независимых» с картинами «Вечер» и «Пейзаж», в которых определились черты, присущие его зрелому творчеству, после чего вернулся в Петербург, где дебютировал в качестве театрального художника, оформив спектакль «Nomo sapiens» H.H. Евреинова для театра «Кривое зеркало». В дальнейшем работал в театрах Петрограда и Москвы.

В 1916--1924 годах много и талантливо занимался портретом, проявил себя как иллюстратор книг и журналов, в 1918 году полностью оформил в кубистическом стиле первое издание поэмы «Двенадцать» Александра Блока, много работал в графике, сотрудничал с издательствами.

  • 1917 -- вступает в члены объединения «Мир искусства» (до 1924).
  • 1924 -- для участия в XIV Международной художественной выставке выехал в Венецию, после чего поселился в Париже вместе с женой Е. Гальпери, балериной и актрисой театра Н.Ф. Балиева «Летучая мышь». В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Всего же для французских театров оформил более 60 пьес, балетов и опер.
  • 1925 -- член и учредитель Общества художников-станковистов.

После 1934 серьёзно увлёкся кинематографом, оформил декорации и костюмы более чем к 50 кинофильмам. В 1955 номинант на премию «Оскар» Американской академии киноискусства за костюмы к фильму «Мадам де…» (реж. Макс Офюльс, 1953).

  • 1945--1955 -- президент «Синдиката техников французской кинематографии».
  • 1969--1970 -- оформлял книги А. Солженицына в издательстве YMCA-Press.

Всё время занимался и графикой, и станковой живописью. Во французских журналах часто воспроизводились его пейзажи парижских предместий, женские портреты, интерьеры в характерной декоративно-плоскостной манере, со свободой цветовых пятен и цветных контуров.

Раннее детство Ю.П.Анненкова прошло на далекой Камчатке, куда был отправлен на поселение его отец, бывший член организации "Народная воля".

В 1893 г. семья вернулась в Петербург. Дача Анненковых в Куоккале, местечке под Петербургом, находилась недалеко от имения И.Е.Репина. С детства окруженный творческими людьми, будущий художник рано увлекся рисованием.

В 1906 г. Анненкова исключили из казенной гимназии за "политическую неблагонадежность", выразившуюся в карикатурах для ученического нелегального журнала. Это, правда, не помешало ему получить аттестат зрелости и в 1908 г. поступить на юридический факультет Петербургского университета.

Художественное образование Анненкова не было систематическим. Еще в гимназические годы он посещал занятия в ЦУТР. В 1908 г. занимался в студии С.М. Зейденберга, где его соучеником был М.3.Шагал. Однако вступительные экзамены в АХ. Анненков не сдал и поступил в студию Я.Ф. Ционглипского.

По совету своего учителя в 1911 г. он уехал в Париж, где продолжил обучение в мастерских М. Дени и Ф. Веллоттона - художников знаменитой группы "Наби". В 1913 г. Анненков дебютировал двумя картинами на выставке Салона Независимых в Париже. Ранний период творчества художника связан главным образом с занятиями живописью ("Желтый траур", "Адам и Ева", "Купальщики", "Автопортрет", все 1910-е).

Вернувшись в 1913 г. в Россию, Анненков увлекся графикой. Его рисунки стали появляться на страницах журналов "Аргус", "Лукоморье", "Отечество", "Сатирикон", "Театр и искусство".

Другим увлечением художника был театр. В его декорациях шли спектакли на сцене Театра В.Ф.Комиссаржевской, много работал он и для театра Н.Н.Евреинова "Кривое зеркало".

Самым значительным периодом в творчестве Анненкова были послереволюционные годы. Он принимал участие во всех художественных начинаниях тех лет. Художник входил в правление Петроградского Дома искусств, был одним из организаторов ОСТа в 1921 г., заведовал художественной частью театра политической сатиры "Вольная комедия", публиковал статьи и эссе в журнале "Жизнь искусства". В 1920 г. оформлял грандиозные народные зрелища "Взятие Зимнего дворца" на Дворцовой площади и "Гимн освобожденному труду" (совместно с М.В. Добужинским и В.А. Щуко) возле здания Биржи в Петрограде.

В том же году Анненков был избран профессором Академии Художеств. Занимаясь графикой, художник сотрудничал с издательствами "Радуга", "Всемирная литература", "Красная новь", иллюстрировал произведения Дж. Лондона, К.И. Чуковского, Н.Н. Евреинова, рисовал для сатирических журналов. Вершиной его графического искусства стали иллюстрации к третьему изданию поэмы А.А. Блока "Двенадцать" (1918). Сам Блок высоко ценил рисунки Анненкова и видел в них "параллельный графический текст". В гибкой графической манере, используя принцип монтажа, свободного соединения отдельных реалий быта, деталей и частей изображения, Анненков показал распадающийся старый мир, стихию революции.

В 1921 г. художник выступил как реформатор традиционного театра, опубликовав в журнале "Дом искусств" статью "Театр до конца", по сути - манифест абстрактного театра. Вскоре Анненков осуществил свои идеи на практике. Для постановки пьесы Г. Кайзера "Газ" в Петроградском ГБДТ (1923) он, стремясь избавиться от статики на сцене, впервые использовал "динамические", движущиеся декорации и меняющееся освещение.

Анненковым была создана целая галерея живописных и графических портретов деятелей русской культуры 1910-20-х гг. Он запечатлел А.М. Горького, В.Ф. Ходасевича, В.Б. Шкловского, М.А. Кузмина, А.А. Ахматову, В.В. Хлебникова и др.

Особое место в его творчестве занимают портреты государственных и политических деятелей тех лет: В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева, К. Радека и др. В них наиболее полно выразился парадоксальный стиль Анненкова. Например, в живописном портрете М.А. Шерлинга (1918) он использовал кубистические сдвиги, сочетая их с превосходным, почти академическим рисунком. В графических портретах художник демонстрировал виртуозное владение техникой, применяя то послушную линию, то мастерскую штриховку, то сплошное пятно, всегда подмечая самое яркое и характерное в облике своих героев. Эти изображения, порой крайне лаконичные, предлагают как бы "формулу" лица.

Летом 1924 г. Анненков поехал в Италию на открытие советского павильона на Международной выставке в Венеции. В Россию он больше не вернулся. Анненков поселился в Париже и приобрел широкую известность как художник театра и кино. Он сотрудничал с Н.Ф. Балиевым, Б.Ф. Нижинской, М.А. Чеховым, С.М. Лифарем, оформил свыше 60 спектаклей и создал эскизы костюмов и декораций к более чем 50 кинофильмам.

В 1954 г. за свои костюмы Анненков был удостоен премии "Оскар". Он пользовался популярностью и как портретист. К этому времени относятся его портреты И.Э. Бабеля, И.Г. Эренбурга, Ж. Кокто, М. Равеля, О.А. Спесивцевой и др. За рубежом раскрылся литературный дар Анненкова. Его мемуары "Дневник моих встреч" представляют серию ярких литературных портретов русских писателей, художников, музыкантов. Под псевдонимом Б. Темирязев он написал книги "Повесть о пустяках" и "Рваная эпопея".

Выехав в 1924 в заграничную командировку, обосновался с 1925 в Париже. По-прежнему много работал как дизайнер книги и сценограф (сотрудничал с Дж. Баланчиным, Н.Ф. Балиевым, Ф.Ф. Комиссаржевским, С.М. Лифарем, Л.Ф. Мясиным, Б.Ф. Нижинской, М.А. Чеховым). Порой выступал как художник и режиссер одновременно, ставил русскую классику в парижских театрах «Плейель» и «Вье-Коломбье» (1941-1957), а также в театре Монте-Карло (1961). В станковом творчестве в 1940-е годы переходил к трехмерным абстрактным коллажам. Внес выдающийся вклад в искусство кино, создав, в основном в духе классического модерна, декорации и костюмы более чем к 60 фильмам, в том числе к лентам Ф.А. Оцепа, Кристиан-Жака, М. Офюльса, Р. Сьодмака. За фильм Мадам де… Офюльса (1953) получил премию «Оскар». В СССР наибольшей известностью пользовался оформленный им фильм об А. Модильяни - Монпарнас, 19 Ж. Беккера (1957). В 1945-1955 был президентом профсоюза технических работников кинематографа Франции. Работал как художник-постановщик и на французском и западногерманском телевидении (Вишневый сад Г. Хильперта по А.П. Чехову, 1959, и др.).

Как писатель дебютировал сборником стихов Четверть девятого (Петроград, 1919); затем выпустил (под псевдонимом «Б.Темирязев») Повесть о пустяках (Берлин, 1934). Опубликовал много статей о театре и кино в западноевропейской прессе, а также (на французском языке) монографии Одевая звезд (Париж, 1955) и Макс Офюльс (Париж, 1962). Среди его литературных, как бы «иронически-символистских» работ выделяется собрание мемуарных очерков Дневник моих встреч. Цикл трагедий (Нью-Йорк, 1966; первое переиздание на родине мастера - Л., 1991), - пестрая панорама российской, в том числе и советской культуры, написанная критически-острым пером.

Известность русскому художнику Юрию Павловичу Анненкову принесли не только его успехи в изобразительном искусстве, но и достижения в литературе, театре, кино. Таланты одаренной личности раскрывались постепенно, охватывая все новые сферы искусства, при этом, главным двигателем развития, как и девизом Анненкова по жизни, всегда оставался эксперимент.

Место рождения будущей знаменитости, «принадлежащей» как России, так и Франции, – город Петропавловск (Казахстан), куда отец Юрия – народоволец Павел Анненков был переведен на поселение, последовавшее после ссылки в Сибирь. Георгий (по крещению) появился на свет 11 (23) июля 1889. Практически сразу после его рождения, семейство переехало в Самару, а с помилованием отца в 1894 г. – в Петербург.

В 1900 г. юноша стал учеником 12-й казенной гимназии, но отличное владение карандашом, в сочетании с «предрасположенностью» к вопросам политики, вовлекли Анненкова в работу в гимназическом журнале, что в 1906 г. послужило поводом к его увольнению из учебного заведения.

В этот период Анненков знакомится со многими представителями культурного общества, среди которых был и И. Репин, оказавший существенное влияние на живопись начинающего художника.

В 1908 г. Анненков зачислен в Петербургский университет на юридический факультет, параллельно занимается в студии С. М. Зейденберга, а на следующий год пытается поступить в Академию художеств, но неудачно. Желание повысить уровень творческого мастерства приводит художника осенью 1909 г. в школу-студию Я. Ф. Ционглинского, который и посоветовал Анненкову развивать художественные способности в Париже. Примечателен этот год и серией этюдов, выполненных молодым художником в реалистической манере, и во многом, соответствующих импрессионистскому стилю.

Непосредственное знакомство Анненкова с передовой европейской живописью состоялось несколько прозаично: весной 1911 г. он делает зарисовки морской флоры и фауны в Бретани, но уже осенью того года начинаются занятия в мастерских знаменитых набистов Ф. Валлотона и М. Дени. Много полезного, в плане выработки собственного стиля, дали академии Р. Жюльена, Ла Палетт, и Гранд Шомьер; посещал и Русскую академию Марии Васильевой, правда, в качестве модели, что несколько улучшало финансовое положение.

Под влиянием новомодных для самого Парижа кубизма и футуризма, в произведениях Анненкова появляется своеобразный синтез этих направлений. Две его работы, написанные в этой манере – «Пейзаж» и «Вечер», экспонируются весной 1913 г. в Салоне Независимых. Осенью художник возвращается в Россию, и сразу же активно включается в творческую жизнь Петербурга, но теперь, его живописный стиль, сформировавшийся в Париже, обрел оригинальное звучание, и у Анненкова появилась новая область применения своего таланта – театр. Благодаря новаторским подходам и решениям постоянно экспериментирующего театрального художника, публика Москвы и Петербурга ощутила мощные потоки невиданной ранее экспрессии, исходящие со сцены. Несмотря на постоянную занятость в театре, рисунки Анненкова регулярно появляются в известных журналах того времени – «Сатирикон», «Аргус», и др.

Перед самым большевистским переворотом, художник приступает к созданию серии острохарактерных портретов знаменитостей культурного мира России – А. Ахматовой. А. Бенуа, а после смены власти, к которой он испытывал нейтральные чувства, его кисть запечатлела и ряд первых лиц нового государства. Именно в этот период портретная живопись Анненкова достигает совершенства, открывая его как мастера, владеющего разной техникой и стилями.

Для художника с народовольческими «корнями», первые годы советской действительности были удачны во всех отношениях: непрестанный творческий поиск приносит успех, его экспрессионистский стиль, перекликающийся с кубофутуризмом – оригинален и пользуется популярностью, иллюстрации к поэме А. Блока «Двенадцать» признаются классическими, должности и звания присваиваются регулярно.

Революционная власть не предполагала, что обласканный ею Анненков, сможет отказаться от благ советского «рая», но так и произошло в 1924 г., когда художник после посещения биеннале в Венеции, решил не возвращаться в Союз. С 1925 г. его новым местом жительства становится Париж, а основным видом творческой деятельности – театр и кино, хотя графикой и станковой живописью он будет заниматься до глубокой старости.

Обосновавшись в Париже, Анненков не терял связей со своей исторической родиной, написал портреты И. Бабеля, О. Спесивцевой, И. Эренбурга, сотрудничал с русскими художественными труппами. Дом артиста для эмигрантов из России, поначалу организованный как театральное кабаре «Arc en ciel», был создан им в 1925 г. в тандеме с Ф. Комисаржевским. За год до смерти Анненкова, его обзоры художественных выставок еще публиковались в газете «Русская мысль».

Картины художника Юрия Анненкова .

Сын политического деятеля П.С.Анненкова. С 1894 семья жила в Петербурге. Анненков был исключён из казённой гимназии за участие в выпуске нелегального гимназического журнала, окончил частную гимназию С.А.Столбцова. В 1908–1910 учился на юридическом факультете Петербургского университета. В школьном возрасте занимался с домашним учителем, два-три месяца посещал ЦУТР. Учился в студии С.М.Зейденберга (1908–1909), в 1909–1911 – в студии Я.Ф.Ционглинского. Занимаясь в частных мастерских, Анненков ориентировался на русскую реалистическую живопись в духе И.Е.Репина, Ф.А.Малявина, увлекался творчеством П.А.Федотова, а также французским импрессионизмом и постимпрессионизмом.

По совету Ционглинского в мае 1911 поехал в Париж. Посещал академии Жюлиана, де ля Гранд Шомьер, Ла Палет (см.: академии парижские), студии Феликса Валлотона, Мориса Дени. Изучал графические техники и открыл для себя новейшие течения кубизма и футуризма. Общался с О.А.Цадкиным, Моисеем Кислингом, А.П.Архипенко, Амедео Модильяни, М.И.Васильевой, М.З.Шагалом, Ханой Орловой, Е.С.Кругликовой и другими художниками. Перед отъездом (весной 1913) выставил свои ранние работы (1909) в Салоне Независимых.

Ю.П. Анненков. Адам и Ева. 1913–1918. Холст, масло. 247×273. ГТГ


Ю.П. Анненков. Мечты провинциала (Боровичи). 1912. Холст, масло.135×133. ГТГ


Ю.П. Анненков. Июнь. Лес. 1918. Холст, масло. 107,5×71,6. ГТГ

Вернувшись осенью 1913 в Петербург, начал карьеру профессионального художника с сотрудничества с журналами «Сатирикон», «Театр и искусство», «Весна», «Лукоморье», «Отечество», «Солнце России» (шаржи, рисунки). Иллюстрировал книги, в том числе Н.Н.Евреинова «Представление любви» (Пг., ); «Театр для себя» (Часть 2. Пг., 1916), где часть рисунков схематизирована и стилизована под детские.

С 1913 работал также в качестве сценографа в петербургских и московских театрах: «Кривое зеркало», им. В.Ф.Комиссаржевской, «Летучая мышь». Был одним из зачинателей экспрессионизма на русской сцене.

Постоянный посетитель «Бродячей собаки» и «Привала комедиантов», активный участник летней художественной жизни в Куоккале. В ближайший круг его знакомых в 1910-е входили К.И.Чуковский, Н.Н.Евреинов, И.Е.Репин, В.В.Маяковский, В.В.Каменский, Б.К.Лившиц, Н.И.Кульбин, В.В.Хлебников, В.Э.Мейерхольд и другие. Эта жизнь отразилась в карикатурах и зарисовках в домашнем альбоме Чуковского («Чукоккала»).

Некоторые полотна этого периода скомпонованы по принципу «калейдоскопа» – они делятся на ячейки кубистскими сечениями, в каждой из ячеек развёртывается отдельный сюжет («Мечты провинциала (Боровичи)». 1912; «Адам и Ева». 1913–1918; «Июнь. Лес». 1918. Все – ГТГ). Сочетание элементов реализма и академического рисунка с приёмами авангардных течений характерно как для живописи («Портрет Е.Б.Анненковой». 1917; «Портрет М.А.Шерлинга». 1918. Оба – ГРМ), так и для графики того времени («Портрет В.Б.Шкловского». Частная коллекция; «Портрет М.А.Кузмина». ГРМ. Оба – 1919). В работах, где доминирует композиционная деконструкция и хаотичное нагромождение фигур, линий, пятен, обычно просматриваются детали предметов, а в портретах – узнаваемые черты лица («Портрет А.Лурье». 1917. ГРМ).

Незадолго до февральской революции вошёл в «Союз молодёжи» и в марте 1917, как его представитель, вступил в СДИ и активно участвовал в работе «блока левых». В июле 1917 – член-учредитель Профессионального союза художников-декораторов. В 1919–1920 преподавал в ПГСХУМ. С 1919 – член правления петроградского Дома искусств.

С конца 1910-х выработал в графике стиль, близкий ар деко. Создавал пространственные ассамбляжи, беспредметную живопись и различного рода коллажные работы. В иллюстрации также разработал свой характерный стиль, поначалу – с заметным влиянием кубофутуризма (книга собственных стихов «¼ девятого». 1918; поэма А.А.Блока «Двенадцать». Пг., 1918), а 1920-е – с элементами конструктивизма. Его иллюстрации к произведениям русских и зарубежных писателей, а также к детским книгам (например, «Ёлка» под редакцией Чуковского и А.Н.Бенуа, 1918 и «Мойдодыр» Чуковского, 1923, более 20 переизданий) поставили Анненкова в ряд классиков этого жанра. Э.Голлербах в своей статье об Анненкове (1923) писал: «Анненков ни “левый”, ни “правый”, он может отлично сделать “левую” вещь, но неплохо сделает и “правую”. Он, в сущности, “всё может”, но не всё хочет; главное, не хочет рутины, эстетики, академизма».

В советские годы проявил себя как выдающийся портретист, создав галерею деятелей культуры (А.А.Ахматовой, М.Горького, А.А.Блока, В.Ф.Ходасевича и других), а в 1923–1924 выполнил по госзаказу ряд портретов военачальников и государственных деятелей (Л.Д.Троцкого, В.И.Ленина, Г.Е.Зиновьева, Л.Б.Каменева и других). В 1920-х они неоднократно воспроизводились в различных изданиях.

В начале 1920-х выставлял беспредметные полотна, дополненные пространственными элементами, ассамбляжи и крупные металлические конструкции.

В 1919 в Петрограде Анненков выступил как реформатор традиционного театра в постановке и оформлении спектакля «Первый винокур» по притче Л.Н.Толстого (Эрмитажный театр): инновациями были введение элементов цирка и мюзик-холла и активное подключение зрителей к действию, которое частично развивалось в зрительном зале. В театре «Вольная комедия» впервые оформил знаменитую впоследствии пьесу Евреинова «Самое главное» (1920). На сцене этого же театра, где Анненков заведовал художественной частью, возобновлялись в его оформлении и в новой интерпретации многие постановки «Кривого зеркала». Сотрудничал как сценограф с БДТ, создав образцы театрального конструктивизма. С начала 1920-х пропагандировал в советской периодике «театр чистого метода» и «динамические декорации», реализуя многие свои принципы на практике.

В 1920 к 1 Мая оформил (совместно с М.В.Добужинским и В.А.Щуко) массовое зрелище «Гимн освобождённому труду», а к третьей годовщине Октябрьской революции выполнил декорации и был одним из режиссёров самого грандиозного массового зрелища того периода – «Взятие Зимнего дворца» (оба – в Петрограде).

Участвовал в нескольких авангардных выставках в Художественном бюро Н.Е.Добычиной (Петроград), а также в «Мире искусства» (1922), Первой русской художественной выставке (1922. Берлин) и многих других.

В июле 1924 Анненков получил разрешение выехать в Италию, где на Венецианском биеннале выставлялись его работы. С августа поселился в Париже и вошёл в контакт с художественной средой русских эмигрантов и французов. С 1930 Анненков стал невозвращенцем, хотя продолжал встречаться с приезжими из СССР. В 1931 в парижском журнале «Сатирикон» поместил множество рисунков разного жанра (под псевдонимами), в том числе галерею сатирических портретов советских политиков (И.В.Сталин, К.Е.Ворошилов, Н.К.Крупская и другие).

Продолжал интенсивно заниматься живописью и иллюстрацией. Сотрудничал с эмигрантскими театрами, оформлял драматические, оперные, балетные постановки и в эмигрантских антрепризах, и во французских театрах. С 1933 начал работать как художник по костюмам во французском и итальянском кинематографе, в том числе с самыми известными режиссёрами и кинозвёздами своего времени (более шестидесяти фильмов). Благодаря Анненкову в номенклатуре французской кинематографии появилась профессия «художник по костюмам».

В 1928–1959 состоялся ряд персональных выставок во Франции и США.

Литература:
  • Э.Голлербах. Юрий Анненков // Современное обозрение. 1922. Ноябрь. №2;
  • М.Бабенчиков. Анненков – график и рисовальщик // Печать и революция. 1925. Кн.4;
  • P.Courthion. Georges Annenkoff. Paris, ;
  • Е.Струтинская. Экспрессионизм в русском театрально-декорационном искусстве 1910-х годов. Сценография Ю.Анненкова // Русский авангард в кругу европейской культуры. М., 1994;
  • И.Обухова-Зелиньская. Коллажная графика Ю.П.Анненкова // Русский авангард 1910–1920-х годов. Проблема коллажа. М., 2005;
  • И.Обухова-Зелиньская. Юрий Анненков. Монпарнас. 1911–1913 гг. // Русское искусство. ХХ век. Исследования и публикации. Т.3. М., 2010;
  • И.Обухова-Зелиньская. Потерянные и обретённые портреты Юрия Анненкова // Россия и современный мир. Научный журнал РАН. 2012. №3.;
Сочинения:
  • ¼ девятого. Пг., 1918;
  • Портреты. Альбом. Пг., 1922;
  • Семнадцать портретов. [Комплект репродукций] Л., 1926;
  • Повесть о пустяках. Берлин, 1934;
  • Дневник моих встреч. Цикл трагедий. Т.1, 2. Нью-Йорк, 1966;
  • En habillant les vedettes. Paris, 1951;
  • Max Ophüls. Paris, 1962.;
Архивы:
  • ЦГИА СПб. Ф.14. (личное дело);
  • РГАЛИ. Ф.2618.;

Юрий Павлович Анненков
Родился: 11(23) июля 1889 года
Умер: 12 июля 1974 года

Биография

Юрий Павлович Анненков (лит. псевд. Б. Темирязев) родился 11(23) июля 1889 года в Петропавловске-на-Камчатке. Он сын Павла Семеновича Анненкова (? - 1920), народовольца и друга Веры Фигнер.

В 1905-1906 годах рисовал политические карикатуры для нелегального гимназического журнала, за что был исключен из казенной гимназии и перешел в частную гимназию Столбцова.

В 1907 году познакомился с Репиным (1844-1930), который стал для него самым почитаемым мастером. В 1908 году поступил на юридический факультетет Петербургского университета и одновременно вместе с М. 3. Шагалом (1887-1985) стал заниматься в мастерской художника С. М. Зейденберга (1862-1942). В 1909 году, провалив экзамен в Академию Художеств, поступил в мастерскую Я. Ф. Ционглинского (1858-1912), у которого учился до 1911 года. В 1911 году по совету Ционглинского поехал в Париж, занимался в частных мастерских Ф. Валлотона и М. Дени , испытал сильное влияние кубизма и футуризма. В 1913 году дебютировал в салоне "Независимых" с картинами "Вечер" и "Пейзаж" , в которых определились черты, присущие его зрелому творчеству. Лето 1912 года провел в Бретани, исполнил для ученых зарисовки морских рыб и растений, часть которых была опубликована в диссертации зоолога 3. Бей-Нафильяна в Сорбонне.

В 1913 году вернулся в Петербург. В последующие 5 лет создал много станковых произведений. В этом же году дебютировал в качестве декоратора, оформив спектакль "Nomo sapiens" H. H. Евреинова для театра "Кривое зеркало". В дальнейшем сотрудничал во многих театрах Петрограда и Москвы. В 1916-1923 годах прославился как выдающийся портретист. Создал обширную галерею живописных и графических портретов многих деятелей русской культуры: Ахматовой , Замятина, В. Ф. Ходасевича, Бенуа, Горького , М. А. Кузмина, А. М. Ремизова, З. И. Гржебина, Ф. К. Сологуба, Н. Н. Евреинова, Пастернака и др. В 1920 году написал портреты Троцкого, Зиновьева и Луначарского. В 1924 году получил первую премию за портрет Ленина на всесоюзном конкурсе.

В советские годы много занимался графикой. Рисовал для сатирических журналов "Мухомор" (1922) и "Дрезина" (1923-1924); оформил приказ Реввоенсовета по случаю 5-летия Красной Армии (от 5.11.1923; единственный случай издания военного приказа при участии художника); в 1921 году исполнил обложки и иллюстрации к книгам "Зверушки " Н. Венгерова и "Искусственная жизнь " А. Беленсона , в 1923 году к "Мойдодыру " К. Чуковского (выдержала более 30 переизданий) и др. Самая известная работа в этом жанре - иллюстрации к поэме Блока "Двенадцать " (1918).

В 1921-1924 годах исполнил декорации к спектаклям "Самое главное" и "В кулисах души" Н. Евреинова, "Бунт машин" A. Н. Толстого для БДТ и др. В спектакле "Скверный анекдот" по Достоевскому для Эрмитажного театра выступил как декоратор и режиссер. В 1920 году вместе с Добужинским (1875-1957) и В. А. Щуко (1878-1939) оформил мистерию "Гимн освобожденному труду" на площади перед фондовой Биржей в Петрограде; в 1921 году поставил и оформил массовое театрализованное зрелище "Взятие Зимнего дворца" на Дворцовой площади. В 1919-1921 годах опубликовал ряд обширных критических статей о театре в газете "Жизнь искусства".

В 1924 году выехал в Венецию для участия в XIV Международной художественной выставке. Затем поселился в Париже вместе с женой Е. Гальпери , балериной и актрисой театра Н. Ф. Балиева "Летучая мышь". В последующие годы оформил для французских театров в общей сложности более 60 пьес, балетов и опер. После 1934 года много занимался кинематографом, оформил декорации и костюмы более чем для 50 кинофильмов. Получил премию Американской академии киноискусства "Оскар" за костюмы к фильму "Мадам де***" (реж. М. Офюльс, 1954). В 1945-1955 годах был президентом "Синдиката техников французской кинематографии". Публиковал статьи о театре и искусстве в "Русской мысли" и "Современных записках" (под псевд. Б. Темирязев). Выпустил несколько книг воспоминаний.

За рубежом не оставлял занятий станковой живописью и графикой. Во французских журналах часто воспроизводились его пейзажи парижских предместий, женские портреты, интерьеры. Для большинства работ характерна свободная игра цветовых пятен и контуров, декоративно-плоскостная манера.

Участвовал в Международной выставке художественнно-декоративного искусства в Париже (1925), выставках "Искусство книги" в Лейпциге (1927), группы "Мир искусства" в Париже (1927), "Современного русского искусства" в Филадельфии (1932) и "Современного французского искусства" в Москве (1928). Провел персональные выставки в парижских галереях Биллер (1927), Катр Шмэн (1928), Бинг (1929 и 1930), Бешер и Криллон (обе 1934) и др.