§15. Нации и межнациональные отношения

Доклассовое общество представлено такими формами общности людей как род и племя.

Род- группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии.

Племя - объединение нескольких родов.

Народность - исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, культурой, следует за племенем и предшествует нации.

Нации появляются в период развития капиталистических отношений.

Нация - исторически сложившаяся общность, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общностью территории, языка, культуры, психологического склада, самосознания.

Признаки нации:

1. единство территории

2. единство языка

3. общность исторической судьбы

4. общая культура

5. общее самосознание-знание истории своего народа, бережное отношение к нац. традициям, чувство нац. достоинства

6. устойчивая государственность

7. единство экономических связей

8. развитая соц. структура

Национальность - принадлежность к определенной нации

Национальное меньшинство - значительная совокупность людей определенной национальности, проживающих на территории определенного государства, являющихся его гражданами, но не принадлежащих к коренной национальности.

Диаспора – пребывание значительной части населения вне пределов страны.

Этнос -совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность как выражение общности исторических судеб. Является обобщающим понятием для племени, народности, нации.

Гумилев. Теории пассионарности. Избранная биохимическая энергия извергает на землю потоки энергетической лавы, что приводит к возникновению этноса. Когда пассионарность покидает этносы, они умирают.

Межнациональные отношения:

1. отношения между различными государствами

2. отношения между различными национальностями в пределах одной страны

Формы межнациональных отношений:

1. мирное сотрудничество

Этническое смешивание (межнациональные браки)

Этническое поглощение-ассимиляция - полное растворение одного народа в другом (ВПН, освоение Северной Америки)

2. этнический конфликт

Основные направления в развитии межнациональных отношений:

1. интеграция - стремление к взаимодействию, расширению связей, восприятию всего лучшего (ЕС)

2. дифференциация - стремление нации к саморазвитию, суверенитету, противостояние различных этносов (протекционизм, экстремизм, сепаратизми др.). Сепаратизм - стремление нации к отделению, обособлению.

Межнациональный конфликт- крайняя форма противоречия между соперничающими национальными формированиями, созданными для защиты национальных интересов.

Причины межнациональных конфликтов:

1. социально-экономические - неравенство в уровне жизни, допуске к благам

2. культурно-языковые - недостаточное использование языка и культуры в общественной жизни

3. этнодемографические - различие в уровне естественного прироста населения

4. экологические

5. экстерриториальные - несовпадение границ с границами расселения народов

6. исторические - прошлые взаимоотношения народов

7. конфессиональные

Типы межнациональных конфликтов:

1. государственно-правовой - неудовлетворенность правовым положением нации (Чечня-Россия)

2. этнотерриториальный (Нагорный Карабах)

3. этнодемографический - ограничения для пришлых по сравнению с коренной национальностью (Конфедерация народов Кавказа и российские власти)

4. социальнопсихологический - нарушение прав человека (права русских в прибалтике)

Дискриминация - принижение, умаление, ущемление прав

Национализм -идеология и политика, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.

Шовинизм -крайняя степень национализма.

Геноцид - преднамеренное и систематическое уничтожение населения по расовым национальным или религиозным признакам.

Сегрегация -вид расовой дискриминации.

Способы решения межнациональных конфликтов:

1. гуманистический подход к решению нац. проблем

Добровольный поиск согласия и отказ от насилия

Признание приоритета прав человека над правами государства, общества, народов

Уважение суверенитета народов

2. переговоры между конфликтующими сторонами

3. информационный путь- обмен сведениями между сторонами о возможных мерах по преодолению конфликтных ситуаций.

4. применение правового механизма.

Нации и межнациональные отношения

Этнические общности (этносы ) – устойчивые группы людей, объединенных хозяйственными связями, территорией, обычаями, верованиями, языком и

другими связующими факторами.

Основные формы этнических общностей

Например : на основе объединения восточных племен, как полнее, кривичи и др., образовалась древнерусская народность. Она явилась общим корнем белорусской, украинской и русской народностей, которые впоследствии сложились в нации.

Межнациональные отношения. Нации - это развитые этнические образования. Которые возникли на основе культурной, экономической, языковой, территориальной и социально-психологической общности. Основными факторами, определяющими нацию являются: общая территория, язык, экономическая жизнь, тождественные черты психического склада (менталитет) и национальное самосознание. Нередки случаи, когда национальное самосознание трансформируется в радикальную форму национализм.

Понятие нации и национализма

Такие понятия следует строго разграничивать. Если национальное самосознание является движущим фактором сохранения национальных ценностей, традиций и обычаев, то суть национализма заключается в мировоззрении, основой которого выступает идеология в исключительное совершенство своего народа по сравнению с представителями других наций.

Национализм не только проповедует национальные ценности, но и пропагандирует их насильственное насаждение другим народам. Национализм в свою очередь также имеет свою радикальную форму - шовинизм. Суть шовинистических идей заключается в открытом противопоставлении интересов своего этноса как доминирующих с помощью методов разжигания национальной вражды вплоть до попыток физического уничтожения представителей «чужой» национальности.

Национализм зачастую не возникает беспричинно. Субъективными предпосылками национализма являются утеснения интересов определенной нации в прошлом. Яркий пример - фашистская Германия, самолюбие народа которой было задето в послевоенное время (Первая Мировая война), что стало благодатной почвой для возникновения радикальных национал-социалистических сил в государстве.

На возникновение межнациональных конфликтов влияют следующие факторы: 1. Территориальные споры 2. Историческая напряженность между отдельными народами 3. Дискриминация меньшинств со стороны доминантной в государстве нации 4. Стремление наров создать собственную государственность.

Отношение к историческому прошлому и традициям народа

При решении межнациональных конфликтов, следует руководствоваться современными демократичными принципами, в частности: исключение принуждения и насилия, поиски взаимовыгодного консенсуса, осознание ценности прав человека, готовность к диалогу.

Отторжение от исторического прошлого своего народа, его вековых традиций и обычаев ведет к постепенной гибели нации, ее культурному разложению. В современном мире национальная культурная преемственность переживает глубокий кризис. Новые тенденции общественной и культурной жизни не предусматривают продолжение новым поколением традиционных ценностей и норм в наше время.

Однако именно от них зависит уровень национального сознания человечества и ощущение своей причастности к историческому прошлому своего народа, не зависимо от того, каким оно было. Основной задачей воспитания каждого поколения должно быть его приобщение к историческим культурным и духовным ценностям и идеалам.

Урок обществознания в 10 классе

Цель:
-создать условия для овладения учащимися знаниями об исторически сложившихся общностях людей.

Задачи урока:

Дидактическая : создать условия для организации творческо-поисковой деятельности учащихся на уроке, повысить самостоятельность работы учащихся.

Образовательная : 1.Знать, что такое «этнос» и «этнические общности»,понимать смысл основных понятий темы (расизм, шовинизм, геноцид и др.),знать виды и причины межнациональных конфликтов и пути их решения.

Развивающая : овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, умение работать с источниками; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, проводить сравнение, делать выводы, приводить примеры из СМИ. В урок включены элементы тренировочных заданий ЕГЭ по обществознанию, что формирует у учащихся успешную подготовку к ЕГЭ по предмету.

Воспитательная : воспитывать у учащихся национальные патриотические чувства, толерантность, формирование активной жизненной позиции, воспитание у учащихся уважения к другим народам и формирование основ культуры межнационального общения.

Основные понятия: нация, национальность, этнос, племя, народность, межнациональные отношения, межнациональный конфликт, национализм, шовинизм, геноцид, расизм, толерантность

Межпредметные связи : история, музыка, география, литература

Дидактический материал : текст с фрагментом из произведений философов о нации и межнациональных отношениях, рабочие листы с заданиями, Конституция Российской Федерации

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация «Нации и межнациональные отношения»,пособие «Обществознание для подготовки к ЕГЭ» П.А. Баранов, Конституция РФ

Целеполагание.

Объявление целей занятия: отработать и закрепить основные умения и навыки по тренировочным заданиям ЕГЭ и в процессе выполнения заданий повторить основные термины, понятия, классификации и характеристики по теме.

Форма урока: урок-практикум с элементами интеграции и применением ИКТ.

Предоставление информации : презентация «Межнациональные конфликты»

(межпредметная связь с историей, музыкой)

Подход: компетентностный

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1.Организация класса.

Внимание, ребята!

Проверка готовности к уроку.

1 мин

2.Определение темы урока.

Слайд 1

Тему нашего сегодняшнего урока, ребята, я попрошу попробовать определить самим. А чтобы это сделать послушайте, пожалуйста, старинную легенду.

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

Как ты уродлив, черный! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:

Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего оберну­ли бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согла­сию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: - Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его...

Затем мудрец обратился к чернокожему:

А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат. Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на верши­нах наших гор, а волосы его - цвета солнца...

Черный и белый устыдились своего спора и помирились.

А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцу» и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любо­вью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музы­ки и песен чей-то молодой голос:

Как хорошо, что все мы разные!

Итак, как вы думаете, как звучит тема нашего урока.

Слушают текст легенды «Хорошо, что все мы разные!»

3. Тема урока

Слайд 2

Тема нашего урока

«Нации и межнациональные отношения»

Скажите, ребята, а зачем нам изучать эту тему?

Учащиеся дают ответы и записывают тему в тетрадь

4. Определение целей и задачи урока

Слайд 3

Сегодня перед собой и вами я ставлю такие цели и задачи. Чтение целей и задач урока со слайда

5. Сообщение рассматриваемых вопросов

Слайд 4

Запишите, ребята, вопросы, которые мы с вами рассмотрим в течение всего урока.

Рассматривая каждый вопрос, мы с вами окажемся в роли этнографов, социологов и историков. То есть будем такими своего рода экспертами в данной области, чтобы полностью осветить тему урока

Учащиеся записывают вопросы в тетрадь

6 Изучение нового материала

Работа по первому вопросу

(обществоведы)

Слайд 5

Первый наш с вами вопрос звучит «Этнические общности». Поговорим о том, что это такое и каковы виды этноса.

Выполните схему в тетради

Учащиеся выполняют схему в тетради

Запишите определение термина «этнос»

Записывают определение в тетрадь

Племя – исторически первая ступенька формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов. Они обладают собственным языком, или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями.

Слушают информацию

На смену племенам пришла другая, исторически более высокая форма этноса – народность. Она свойственна не первобытному обществу, а эпохе рабовладения и феодализма.Народность – этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Она представляет собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность.

Народность по численности превышает племя. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство.

Народности – достаточно неустойчивые этнические образования. В эпоху феодализма они распадались на более мелкие части, из них постепенно формировались новые этносы. Такая судьба постигла и древнерусскую народность, распавшуюся в XII веке на образовавшиеся в последствии три самостоятельных этноса – русских, украинцев и белорусов.

Слушают информацию

Слайд 6

На базе народностей формируются нации – высший исторический тип этноса.

Нации – исторически сложившаяся общность людей, для которых характерна общность экономической жизни, языка, территории, культуры.

В структуре человеческого общества важное место занимают большие группы (общности), объединяющие людей по национальному признаку.

Слушают информацию со слайда

Слайд 7

А сейчас давайте рассмотрим схему о признаках нации и запишем эти признаки в тетрадь

Учащиеся записывают признаки в тетрадь

Слайд 8

И, конечно, же надо сказать о том, что такое «национальность». Сформулируйте свое определение этого термина.

Учащиеся дают устные ответы

7.Первичное закрепление

А теперь проверим, кто меня внимательно слушал.

Что является первой ступенькой развития этноса? Для какого периода развития общества характерно объединение людей в племена?

Как называется вторая ступень этноса? В связи с чем люди объединялись в народности?

Что является высшей степенью развития этноса?

Каковы признаки нации?

Учащиеся дают устные ответы

Слайд 9

Для закрепления прослушанного материала предлагаю выполнить задание в формате ЕГЭ

Давайте проверим, правильно ли выполнено задание.

1 человек выполняют у доски, остальные в тетради

Работа по второму вопросу

(социологи)

Слайд 10

Мы переходим к изучению второго вопроса, который звучит «Межнациональные отношения»

Информация со слайда

Слайд 11

Скажите, пожалуйста, что за текст перед вами. (преамбула из Конституции РФ 1993 года). Давайте прочтем.

Чтение преамбулы Конституции и ст. 1 Конституции

Слайд 12

Слайд 13

Ярким примером многонационального государства является наша страна На территории Российской Федерации проживает около 130 национальностей.

Самой многочисленной нацией являются русские – это государствообразующая нация и русский язык признан государственным языком, языком межнационального общения на территории России.

Слушают информацию со слайда

Слушают информацию со слайда

Слайд 14

А вот люди каких национальностей проживают на территории Ростовской области

Слушают информацию со слайда

Слайд 15

А это информация о количестве людей разных национальностей на территории Волошинского сельского поселения

Слушают информацию со слайда

Слайд 16

Ребята, а это информация о национальном составе учащихся нашей школы

Слайд 17

А теперь выполните следующее задание, которое перед вами на слайде.

Давайте проверим результаты вашей работы над ситуацией.

Выполнение задания в формате ЕГЭ

(умение работать с документацией)

Работа по третьему вопросу (историки)

Слайд 18

Вместе с русской культурой национальные культуры народов России составляют духовное богатство нашей страны. Чтобы наглядно представить, как складывается многонациональная культура России. Приведём пример.

Прослушайте небольшой фрагмент песни и назовите автора слов.

(Эти стихи написаны на аварском языке Расулом Гамзатовым, выросшим в небольшом ауле а Дагестане. На русский язык их перевёл русский поэт Николай Гребнёв. Затем стихи были положены на музыку. Сделал это композитор Ян Френкель, еврей по национальности. Исполнителями её стали Марк Бернес (немец) и Иосиф Кобзон(еврей).И эта песня стала частичкой нашей общей культуры, частичкой нашей памяти о тех, кто не вернулся с фронтов Великой Отечественной войны.

Слушают запись песни «Журавли» в исполнении Марка Бернеса

Слайд 19

Давайте обратимся к военной статистике той поры. В числе Героев Советского Союза 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 160 татар, 108 евреев, 96 казахов, 90 армян, 90 грузин, 69 узбеков, 15 литовцев, 12 киргизов, а также представители других национальностей. Это был общий вклад в Великую победу.

Слушают информацию со слайда

Слайд 20

Но, к сожалению, далеко не всегда складываются такие добрые, ровные отношения между людьми разных национальностей. Из курса истории, материалов СМИ, телевидения мы можем привести множество примеров войн, конфликтов на национальной почве. Приведите примеры.

Чеченская война

Великая Отечественная война

Первая мировая война(100-летие)

Арабо-израильский конфликт

Война во Вьетнаме и др.

Учащиеся приводят примеры военных конфликтов между народами

Слайд 21

Каковы же причины межнациональных конфликтов?

Причины межнациональных конфликтов.

    ощущение несправедливого отношения к своему этносу со стороны других национальностей или властей;

    ущемление прав данного этноса;

    из – за насильственного удержания народа в составе другого государства

●ущемление достоинства личности

Территориальные - борьба за изменение границ.

Экономические - борьба этносов за обладание

ресурсами.

Социальные - требования гражданского равно-

правия, равенства перед законом.

Культурно-языковые - требования сохранения

или возрождения, развития языка, культурной общности.

Учащиеся называют причины межнациональных конфликтов

Слайд 22

Очень актуальным стало в последнее время такое явление как «национализм».

Что же это такое?

Учащиеся записывают со слайда

Слайд 23

Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939 -1945 гг. Синонимами фашизма стали термины «расизм», «нацизм», «шовинизм», «геноцид», «Холокост».

Слушают информацию со слайда

Слайд 24

1/3 евреев уничтожено

Слайд 25

Эти факты и цифры звучат ужасающе. Вы сами стали свидетелями страшных видеорепортажей с экранов телевизора о событиях гражданской войны на Украине. И не только телевидение предоставляет такую информацию, но об этом говорят люди, вынужденные покинуть свой дом, свою страну, Украину. Мы живем в приграничной зоне, и в этом году большое количество украинцев было принято родственниками или чужими людьми в свои семьи на территории нашего села. То, что рассказывают люди о войне- это боль, это страх, это потеря близких и родных. Значит, получается, любая война – это уничтожение человечеством самих себя.

Слушают учителя

Слайд 26

Какую же роль играет государство в решении межнациональных конфликтов?

Давайте узнаем об этом из учебника.

(Стр.191-192) Выберите и назовите принципы национальной политики государства. Как вы их понимаете?

Работа с учебником

Слайд 27

Но не только, ребята, государство должно решать проблемы межнациональных отношений. Но начать это должен каждый прежде всего с себя, выбирая главный принцип отношений друг с другом- это толерантность.

Что же означает это слово?

Слайд 28

Запишите определение со слайда.

Учащиеся записывают определение со слайда

Слайд 29

Толерантность- это проявление уважения, терпимости не только к людям другой национальности, но и к друг другу, к разным мнениям, взглядам, религиям.

Слайд 30

Ещё в 19 веке прозвучали слова, которые по праву можно считать мечтой людей не только той эпохи, но и нас, современников. Мечта о времени, «..когда народы, распри позабыв, в

Ответы учащихся

Слайд 31

А поэтому нелишним будет каждому пользоваться правилом трёх «П»

П- признание

П-понимание

П-принятие

8. Закрепеление изученного материала

Слайд 32-33

Слайд 34

А сейчас, ребята, давайте обобщим материал, по которому мы сегодня с вами работали.

Реалии сегодняшнего дня тревожат новостями, происходящими в Сирии. Прежде всего –это проблема беженцев.

Предлагаю вам задания по группам (привести по 1 позитивному и негативному аргументу по проблеме беженцев из Сирии в Европу)

2. А это задание в формате ЕГЭ.

Учащиеся дают устные ответы.

Все работают над ситуацией в группах

Слайд 35

Видеоинтервью «Что вы считаете главным в межнациональ-ных отношениях?»

Слайд 36

И в заключение, ребята, хочу дать вам несколько советов.

Такую позицию разделяют и наши земляки, жители нашего села.

Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный.
Н.А.Добролюбов

9.Рефлексия.

Слайд 37

А теперь, ребята, прошу выразить своё отношение к теме нашего сегодняшнего урока.

Учащиеся дают устные ответы.

10. Домашнее задание.Оценки.

Слайд 38

Домашнее задание. 1.§ 17, стр184-192

2. Составить сложный план по теме «Национальная политика»

Учащиеся записывают домашнее задание.

Слайд 39

Спасибо за внимание!!!

Человека? Являются ли синонимами слова «нация» и «национальность»? Почему возникают межнациональные конфликты? Как их предотвратить?

На Земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Среди них есть многочисленные и малонаселенные, последних называют этническими меньшинствами. Все они входят а состав почти 200 государств. Нетрудно сообразить, что наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными.

Факты . Общепризнано, что Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. В преобладающем большинстве народы страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории страны сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

Вы, вероятно, не раз слышали слово «национальность». Оно означает осознание человеком своей принадлежности к той или иной этнической (от греч. ethnos - народ) общности. Собственно, важнейшим признаком такой общности как раз и является сознание ее членами общей культурной идентичности (слово «идентичный» происходит от латинского слова, означающего «тождественный, одинаковый»). Иными словами, этническая группа - это общность, культурные традиции которой объединяют членов данной группы и отличают ее от других групп; они имеют общий язык, религию, общие черты материальной и духовной культуры, представления об общности происхождения и исторической судьбы, общие черты психологического склада. Ученые нашей страны под основными типами этнических общностей, как правило, понимают племя, народность, нацию. Многие ученые используют слово «нация» в другом смысле: нация - это все граждане определенной страны, независимо от их этнических различий.

Отношения между нациями . Из курса истории вы знаете, что в первобытном обществе людей объединяло племя. После появления государств (в период рабовладельческого и феодального обществ) складываются народности; на основе усиления межплеменных связей и смешения племен формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность.

Развитие экономических связей внутри народности и между народностями привело к их превращению в нации. Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономических связей, территории, культуры. Они говорят на одном языке. Им присущи общие черты национального характера.

История отношений между племенами, народностями, нациями сложна и драматична. Нередко между ними волзикали кровавые распри. И в современном мире продолжаются национальные конфликты. На Ближнем Востоке многие годы происходят вооруженные столкновения между арабами и израильтянами. Нередки национальные конфликты в других странах Азии и Африки. Национальные противоречия временами усиливаются в США, Бельгии, Канаде. Затяжной конфликт происходил между народами бывшей Югославии. Возникли острые конфликты и на территории бывшего СССР.

Мечтой лучших людей всех времен и народов было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся», как писал А. С. Пушкин.

Отношение к истории и традициям народа . Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Когда германские фашисты задумали уничтожить целые народы или значительную их часть - славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, цыган,- их преступные действия поломали судьбы миллионов семей, принесли несчастье бесчисленному множеству людей. Поэтому человек не может быть безразличным к успехам или бедам своего народа. Людям любой нации присуще чувство национальной гордости. Но понимают национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями рук русских мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвигами своих воинов на полях сражений. Национальная гордость лучших русских людей включала в себя уважение к национальным чувствам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Этой позиции противостоит другая; «Все свое - хорошо, все чужое (свойственное другой нации) - плохое. Люди, разделяющие такую позицию, готовы не задумываясь оправдывать все, что было в истории своего народа, и хорошее и плохое, и при этом чернить все, что было в истории другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, а значит, и к новым бедам не только для других народов, но и для своего собственного.

В историческом прошлом разных народов были славные страницы. Достижения материальной и духовной культуры народа вызывают восхищение не только у людей, принадлежащих к данной нации, но и у представителей других наций. Но если в истории есть мрачные страницы, то и воспринимать их надо соответственно - с болью или негодованием - не скрывать «неудобные» факты исторического прошлого, а оценивать их так, как они того заслуживают.

Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев. У многих народов есть традиция гостеприимства. Сложилась традиция помощи другим народам, попавшим в беду. Так, после страшного землетрясения в 1088 г. в Армении представители других народов нашей страны и зарубежных стран сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду, помогали разбирать завалы и восстанавливать города и села. Но бывают и другие традиции, например кровная месть. Молодое поколение не может слепо воспринимать любые национальный традиции и обычаи. Оно должно самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно преклонения, а что – осуждения.

Германские фашисты, напав в 1941 г. на Советский Союз, рассчитывали на национальную разобщенность в СССР , возникновение национальных столкновений. Они просчитались. Все народы страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на Фронте, помогали друг другу в тылу. Среди 11 тысяч героев Советского Союза тысячи русских и украинцев, сотни белорусов, татар, евреев, десятки казахов, грузин, армян, узбеков, мордвин, чувашей, азербайджанцев, башкир, осетин, марийцев, туркмен, таджиков, латышей, киргизов, воинов многих других национальностей.

Документ . Фрагмент из работы российского ученого В. Л. Тишкова:

«Пока мы не начнем наряду с понятием «народы России» утверждать понятие «российский народ», ничего путного не получится. Речь идет не о том, чтобы переделать татар или бурят в россиян, и тем более в русских. Задача ответственных экспертов, ученых и педагогов - терпеливо и настойчиво объяснять, что «российськость» как идентичность и российский народ -нация не результат внутренней унификации, а естественное наложение более широкой историко-культурной и социально-политической идентичности на множество внутренних этнокультурных различий которые существуют среди населения страны».

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями, достигнутые в любой многонациональной стране, - великое завоевание народов, которое нужно всячески беречь и укреплять.

Межнациональные отношения в современном обществе. Во второй половине 80-х гг. ХХ в. В некоторых республиках СССР произошло обострение межнациональных отношений. В ряде районов возникли нетерпимость, трения, конфликты на межнациональной основе. Среди них события в Алма-Ате, Сумгаити, Абхазии, Фергане, Нагорном Карабахе и т.д. Эти многочисленные конфликты выбивали людей из нормальной жизненной коле, а в ряде случаев обернулись многочисленными человеческими жертвами. Пострадали люди, в том числе старики, женщины, дети. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия могут привести к всеобщей беде.

Каковые причины этих конфликтов? Одна из главных причин – территориальные споры. Нередко в этих спорах ссылаются на историю. Из курса истории вы знаете, что в разные ее периоды происходило передвижение народов, завоевания, переселения, при которых территория, занимаемая тем или иным народом, неоднократно менялась. Если возникает территориальный спор, в качестве аргумента часто произвольно выбирают «выгодный» исторический период: «Когда-то мы на этой территории жили». Поскольку территориальные границы не всегда четко обозначались и неоднократно менялись, доказать что-либо трудно, а попытки силой решить эту проблему влекут за собой немыслимые бедствия.

Причиной конфликтов бывает и неравенство социально-экономических условий, в которых живут те или иные народы. Различие в уровне жизни, разное представительство в высокооплачиваемых профессиях, в органах власти – все это может стать источником недовольства, порождать конфликтную ситуацию.

Среди причин конфликтов особое место занимают противоречия, связанные с использованием языка того народа, который является меньшинством. Если в государстве вводятся ограничения на использование этого языка, запреты на обучение детей на родном языке, и вследствие этого возникают национальные движения в защиту своего языка и культуры, то отношения в обществе становятся напряженными.

Любое ущемление прав по национальному признаку, притеснения и произвол в отношении того или иного народа вызывают общественное недовольство, стремление восстановить справедливость. Порой конфликты возникают на бытовом уровне.

Некоторые люди верят в то, что будто бы есть «плохие» и «хорошие» национальности, их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций, культуры других народов, а нередко и результатом злонамеренной лжи, порождают оскорбительные высказывания в отношении людей иной национальности, а иногда поступки, следствием которых являются межнациональные столкновения. Подобные слова и действия являются, как правило, отражением низкой культуры, повышенной агрессивности отдельных лиц, бытовые конфликты возникают на рынках, среди соседей по дому, на транспорте. Они таят в себе угрозу усиления межнациональной розни.

От решении проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны. Важно хорошо понимать, что обострение отношений между людьми разных национальностей опасно для общества, для каждой семьи , для каждого человека. Необходимо осуществлять меры по нормализации межнациональных отношенний, решению накопившихся в этой области проблем.

Многое зависит от каждого человека. Никто не должен Мириться С проявлениями национальной розни в любой форме, с искусственным противопоставляем наций, с установкой па вытеснение одних наций другими. Эти проявления унизительны с точки зрения человеческого достоинства.

Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом.

Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей независимо от их национальности. Это высший принцип гуманизма.

Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы национально-территориальной и национально-культурной автономии , большое значение имеют гарантии прав человека: права на национальное самоопределение, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. Эти права нашли отражение в законодательстве Российской Федерации.

В нем прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, но языку, на котором он всегда говорит и думает и который поэтому является для него родным по традициям и обычаям, которые он соблюдает,по культуре, которая ему наиболее близка.

Мнения . Социологи в 2001-2002 гг. провели исследование, как учащиеся 7, 9, 11 классов относятся к людям иной национальности. Среди заданных вопросов был и такой: «Считаете ли вы для себя возможным вступление в брак с представителем другой национальности?». Мнения разделились. 10,3% ответили: «Нет, так как хочу, чтобы мои дети были той же национальности, что и я». 7,4% дали ответ: «Нет, это неизбежно вызовет конфликты в семьей. Между тем 61,4% опрошенных заняли противоположную позицию: «Для меня национальность, супруга/супруги не будет иметь значения». Причем обнаружилось, что среди старшеклассников число тех, кто не придает особого значения национальности будущего/будущей супруга/супруги, больше, чем среди учащихся 7 классов.

А каково твое отношение к этому вопросу?

Законы России провозглашают, что каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке. С этой целью для детей из числа национальных меньшинств создаются школы с преподаванием па родном языке.

Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Международное право содержит такую норму: в тех странах, где существуют этнические, языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к этим меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять обряды, а также пользоваться родным языком.

Ситуация. За последние годы в ряде стран Западной Европы и в России появились большие группы иммигрантов приезжих из других стран, имеющих иной язык, иную культуру, иные обычаи. Представители общественности стран, принявших иммигрантов, считают, что они должны уважать культуру и традиции страны, в которую они приехали, строго соблюдать ее законы.

К еще одна важная норма международного права: всякое выступление, натравленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, т. е. ущемлению прав, вражде или насилию, должно быть запрещено законом. Законы нашей страны предусматривают уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, уничтожение национального достоинства. Уголовное наказание влечет за собой и всякая пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.

Проверь себя

1. Что такое нация? Каково соотношение понятий «нация» и четное»?

2. Каковы различные понятия национальной гордости?

3. Какое значение имеют национальные традиции ?

4. Почему все народы заинтересованы в сотрудничестве?

5. В чем опасность межнациональных конфликтов?

6. Каким образом можно предотвратить национальные конфликты?

7. Какие нормы по вопросам развития наций и национальных отношений содержатся в законах России?

"" В классе и дома

1. Найди в учебнике истории характеристику процесса складывания народностей. Какие народности, существовавшие в Древнем мире, в Средние века , тебе известны? Назови нации и народности, живущие в разных странах в наше время.

2.Приведи примеры конфликтов между народами, угнетения одних народов другими в различные периоды истории.

3.В притче давних времен рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе все, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, подучит вдвое больше», И человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось» чтобы тот, из враждебного племени, потерял оба глаза.

Подумай, о чем говорит эта притча. Объясни, как ты оцениваешь ответ человека волшебнику.

4. Проиллюстрируй на материале из газет тему межнациональных противоречий в разных странах мира в настоящее время.

5. Французский писатель В. Гюго сказал: «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом». Согласен ли ты с писателем? Покажи на примерах, что величие народа не зависит от его численности.

6. В нашей стране немало семей, где отец одной национальности» а мать другой. Объясни, о чем свидетельствует этот факт. Предположи, как бы ты определил национальную принадлежность детей в этих семьях.

На данном уроке мы рассмотрим понятия «нация», «этнос» и «межнациональные отношения». Мы поговорим о межнациональных конфликтах, которые существуют в разных странах мира, о том, как непросто людям самоидентифицироваться в этом мире. Для нас эта тема очень важна, так как Россия - многонациональное государство, которое стремится не допустить ущемления ни одного этноса в своём составе.

Тема: Социальная сфера

Урок: Нации и межнациональные отношения

Из курса географии вы наверняка усвоили термин «этнос», который является синонимом понятию «народ». Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Если вы рассматривали этническую карту Земли, то могли составить для себя определённое представление о распределении этносов. При этом этническая карта весьма условна: смотря на карту, вы понимаете, что на определённой территории живут русские, на другой - американцы и т. д. Но ведь мир далеко не так однозначен. Даже наше государство является многонациональным, то есть в нём проживают не только русские, но и другие этносы. В целом, понятие «этнос», как и вся группа понятий, относящих человека к той или иной культурной общности, довольно неоднозначно. Вопросы эти действительно сложны, в них просто ошибиться, а последствия ошибки в идентификации человека могут быть крайне серьёзными, в том числе, для всего социума, в целом.

Задумывались ли вы над вопросом, почему народ мы называем немцами, а живут они в Германии? Это далеко не тривиальный вопрос, ответ на него не так уж прост. Существует такая считалочка: «Немец-перец-колбаса, купил лошадь без хвоста», которая известна ещё с XVII века, но жива до сих пор. На первый взгляд непонятно, откуда взялись эти слова. Дело в том, что немцами на Руси называли вообще всех иностранцев. Когда впервые, ещё при царе Михаиле Фёдоровиче Романове, в Россию начали приезжать иностранцы, они селились слободками. Среди них были представители разных народов: голландцы, шотландцы, французы, но большинство составляли германцы. Россияне эти слободки называли немецкими по причине того, что там жили люди «немые», не умеющие объясняться на русском языке. Слово «немой» в нашем языке до сих пор имеет несколько значений. С одной стороны, немой - это человек, который не может разговаривать, а с другой, не мой - это человек, не принадлежащий к моему обществу, чужой.

В действительности же этот народ, безусловно, называется германским, и говорить нужно о германском языке, а не о немецком. Но так устроены люди: мы любим проводить чёткую грань между нашим и не нашим. Поэтому, соответственно, если мы не понимаем культуру другого человека, принадлежащего к другому народу, он становится для нас немым. Древние латиняне называли все окружающие их народы варварами;они считали, что варвар - это человек, который не говорит на латинском языке, а лишь бормочет что-то, соответственно, его традиции не стоит изучать, его культура примитивна.

Но современный мир даёт нам совершенно иные образцы поведения. Мы не можем относиться к другим людям, как к варварам или как к немым. Все люди на Земле равны и близки друг другу, потому что мы живём сообща, а, значит, чужих в нашем мире быть не может.

Опасность таится в том, что наша самоидентификация, наше самоопределение, ответ на вопрос: «Кто я?» - это довольно сложный процесс. Не все люди вполне уверены в том, к какой национальности и этносу они относятся. С одной стороны, можно сказать, что человек - русский, так как это записано по его же просьбе у него в паспорте, но кто же он в действительности - это совсем другой вопрос. В действительности он человек, который себя кем-то ощущает. Каждый человек принадлежит к той или иной культуре, считает какой-то язык родным для себя. Исходя из этой очень сложной палитры, которая имеет много составляющих, и складывается народ.

В данной связи возникает проблема. В современном обществе мы живём крайне перемешанно, а не узкими локальными группами. В древности это было вполне возможно, люди жили очагово, то есть существовали племена людей, близких по всем характеристикам, которые мы оговорили: близость языка, культурная близость, физиологическая близость. Эти люди действительно являлись некой народной общностью и жили сплочённо, все, кто жил вне зоны их обитания, были соседствующими народами. Племя - это совокупность людей, обычно сходных по физическому типу, объединенных (в той или иной форме) родовыми отношениями, общим языком и территорией. На тот момент людям легко удавалось сохранять культурную самобытность, такая чёткая самоидентификация шла только на пользу, так как формировала преданность своему племени или общине. Всё-таки человек - существо биосоциальное, без общества мы немыслимы. Но вот современный мир стал очень запутанным, он весь локален, мы уже не можем сказать, «где заканчивается наше племя и начинается соседнее». И в современном мире нам нужно всем научиться жить сообща, хоть учиться всегда действительно очень сложно.

Кто-то из вас, возможно, читал произведение Киплинга «Маугли», во всяком случае, вы точно знаете, о чём идёт речь в этом произведении. А речь идёт о мальчике, который был воспитан стаей волков. Между прочим, в истории человечества были случаи, когда в некие сообщества животных попадали ещё совсем маленькие дети, и животные воспитывали этого ребёнка, как своего. Возникает вопрос: а кто по национальности дети-маугли? Поскольку Маугли родился в семье людей, которые принадлежали к некоторой культурной и национальной общности, по идее, он тоже должен быть представителем какого-то народа. В силу определённых жизненных обстоятельств он оказался среди волков, но он же остался человеком. В конце книги Маугли возвращается к людям, но кто же он? Внешне Маугли похож на представителя народов Индии, но по натуре это волчонок, потому что всё-таки нас всех определяет окружение.

Если вы родились в семье русских, но всю жизнь жили в США или Канаде и восприняли американскую культуру как свою собственную, то вряд ли вас можно считать русским. Вы жарите индейку на День Благодарения и пускаете фейерверки на День Независимости США, вы стали настоящим американцем. Вы не станете русским благодаря русской фамилии, ведь привычки у вас, как у типичного американца.

То же самое произойдёт с человеком, который в силу каких-то обстоятельств на длительный период оказался в России. По паспорту он может быть португальцем, индусом, финном, кем угодно, но если этот человек вырос в этой культурной среде, то, скорее всего, он станет тем, кем хочет его видеть его окружение. Поэтому когда мы говорим о межнациональных отношениях, мы должны, прежде всего, говорить о межкультурных отношениях. Чем больше мы знаем о культуре соседствующего народа, тем проще нам общаться. Люди становятся тем, кто они есть, воспринимая достижения среды, в которой они живут. А если эти люди ещё и делают добро, то совсем неважно, какой они национальности.

Когда человечество жило очагами, то есть в моноэтническом мире, особых проблем с самоидентификацией не возникало. Да, люди коммуницировали, но понимали, что в чужом сообществе другой устав и другие порядки. Но сейчас все наши «племена» объединились, появились межнациональные отношения. Межэтнические (межнациональные) отношения - отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни. Нужно научиться понимать людей, которые живут рядом с нами, и в то же время нужно требовать, чтобы люди, которые живут рядом с нами, научились понимать нас. Только так общество станет крепким и сплочённым, будет лишено проблем межнационального взаимодействия, которые сейчас в мире не так уж и редки.

Когда мы говорим о том, что в России межнациональные проблемы имеют серьёзный характер, это не значит, что РФ - единственная страна в мире, которая столкнулась с отсутствием взаимопонимания между этносами на своей территории. Такие проблемы есть практически везде, в каждой стране мира. Даже если мы посмотрим на вполне благополучную с точки зрения межэтнического диалога Европу, то обнаружим, что довольно много стран имеют межэтнические проблемы. Эти проблемы, как правило, вписываются в понятие «сепаратизм». Сепаратизм - движение к самостоятельности некоторой группы или организации, стремящихся к отделению от большой ассоциации. Например, Франция очень долгие годы борется с корсиканским сепаратизмом: на острове Корсика достаточно давно действует террористическая организация, которая борется за независимость этого острова от Франции. Аналогичные проявления сепаратизма наблюдаются в Испании, где народ басков борется за собственную независимость опять-таки при помощи террористических актов. Снято очень много фильмов и написано много книг о борьбе Великобритании с ИРА - Ирландской республиканской армией, что также является ярчайшим примером межнационального конфликта. Если мы посмотрим на Северную Америку, то выяснится, что в Канаде есть франкоязычная часть, а есть англоязычная часть, и именно провинция Квебек (франкоязычная) упорно борется за создание собственного государства.

Аналогичные проблемы есть и на Востоке. Если мы рассмотрим Ближний Восток, то увидим практически неразрешимый узел противоречий, связанный с арабо-израильским противоборством. По сути своей это практически один народ (семито-хамитская группа), их языки очень схожи, но те противоречия, которые сложились между народами исторически, до сих пор не удаётся разрешить. Почти мононациональное государство - Китай - также страдает от межэтнических конфликтов, ведь в действительности Китай состоит из огромного количества народов и народностей. Правительство Китая пытается удержать эту огромную массу людей в своих руках, но в пределах Китая выделяется Уйгурский автономный округ, жители которого очень отличаются от китайцев особенностями культуры и языка и желают отделиться. Как правило, Японию приводят в качестве примера абсолютно моноэтнического государства и, вместе с тем, там есть очень небольшая группа коренного населения Японских островов. В действительности нынешние японцы - народ пришлый, а изначально на этих островах жила народность, которая называлась айны. Эти айны были вытеснены, сейчас они живут на очень небольшой группе малых Японских островов. Айны составляют 1 % населения Японии, но всё же пытаются добиться для себя каких-то национальных прав.

Хорошо, если эта борьба носит исключительно мирный характер, но ведь можно привести много примеров войн на основе межнациональных конфликтов. Вот почему проблема межнационального диалога особенно остра для нашего государства. Россия - многонациональна, в Конституции нашей страны записано, что российский народ многонационален. Представьте себе ситуацию, если правительство начнёт «играть» на этом национальном поле, говоря, что какой-то народ здесь исключительный, а другие - второстепенные, мало нужные, ущербные. Тогда наше государство попросту перестанет существовать. Представьте, что люди, которые называют себя националистами , то есть говорят, что борются за чистоту своего народа, начнут отстаивать исключительность какого-либо народа в рамках всей России или же определённой территории России. Именно с этого момента, с этого возгласа и прекратится история нашего государства. Если мы говорим, что Россия только для русских, это означает, что мы теряем статус Российской Федерации, состоящей из огромного количества субъектов. Сказать, что какой-то из субъектов нашей федерации предназначен только для жизни титульного народа, означает потерять статус Великой державы. Спекуляции вопросами межнациональных отношений всегда заканчиваются катастрофой. Любые попытки вбить клин между представителями разных народов - это игра с огнём, которая приведёт к катастрофе.

Мы живём в очень богатой и счастливой стране. Для того чтобы эта страна продолжала оставаться такой, мы должны быть внимательны и к себе, и к окружающим. Только таким образом мы сможем приумножить то богатство, которое нам досталось от наших предков.

А на следующем, завершающем занятии, мы поговорим о том, что представляет собой отклоняющееся поведение.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. - М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. - М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. - М.: Просвещение.

1. Единый портал Обществознание ().

2. Научно-просветительский журнал «Скепсис» ().

Домашнее задание

1. Объясните, почему вопрос самоидентификации для человека настолько сложен в современном мире.

2. Что такое сепаратизм? Приведите несколько примеров очагов сепаратизма в мире.

3. * Напишите сочинение на тему: «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный» (Н. Добролюбов).