Абсолютный музыкальный слух относится. Online игра "Абсолютный слух"

Д. К. Кирнарская

Абсолютный слух

Обладатели абсолютного слуха или, как их называют музыканты, абсолютники , вызывают у многих белую зависть. Обычные люди с хорошим относительным слухом узнают высоту звуков. сравнивают их: если не дать им эталон для сравнения, то они не смогут назвать данный звук, что без труда сможет сделать всякий абсолютник. Сущность этой способности до конца не раскрыта, и самая распространённая версия сводится к тому, что для обладателя абсолютного слуха каждый звук имеет такое же определённое лицо как тембр: так же легко как обычные люди узнают по голосу своих родных и знакомых, различая тембры, абсолютники «узнают в лицо» каждый отдельный звук.


Вполне вероятно, что абсолютный слух – своего рода «сверхтембровый» слух, когда различение тембров столь тонко, что затрагивает каждый отдельный звук, который всегда чуть-чуть тоньше и светлее соседнего звука, если он выше, и также еле заметно «темнее» соседнего звука, если ниже его. Группа американских психологов под руководством Гэрри Краммера экспериментировали с музыкантами-абсолютниками, музыкантами-неабсолютниками и немузыкантами. Испытуемых просили различать тембры разных инструментов. Все люди распознают тембры очень хорошо, так что неудивительно, что все испытуемые прекрасно справились с заданием. Но абсолютники отвечали гораздо увереннее и быстрее, чем их коллеги-музыканты или немузыканты. Значит, абсолютный слух включает в себя тембровый элемент или даже целиком, как полагают многие психологи, является сверхтонким ответвлением тембрового слуха. Некоторые самонаблюдения музыкантов поддерживают «тембровую версию» происхождения абсолютного слуха. Композитор Танеев вспоминал: «Нота для меня имела совершенно особый характер звучания. Я узнавал её так же быстро и свободно по этому определённому характеру её звука, как мы сразу узнаём в лицо знакомого человека. Нота ре уже имела как бы совершенно другую, тоже вполне определённую физиономию, по которой я её моментально узнавал и называл. И так все остальные ноты».


Вторая популярная версия по поводу природы абсолютного слуха акцентирует не момент тембрового ощущения, а момент суперпамяти на музыкальную высоту. Известно, что обычный человек может помнить высоту данного звука в течение полутора минут – через полторы минуты он может этот звук спеть или узнать среди других звуков. Память на музыкальную высоту у музыкантов прочнее – они могут произвести звук и через восемь минут после того как его услышали. Абсолютники же помнят высоту звуков неограниченно долго. Психолог Даниэль Левитин считает, что абсолютный слух – это просто долговременная память.


Абсолютный слух бывает активный и пассивный. Пассивный слух позволяет узнавать и называть высоту звука, но если такого абсолютника попросить «спойте ноту фа», то он вряд ли споёт её мгновенно и безошибочно. Обладатель активного абсолютного слуха сделает это без труда, не говоря уже о том, что легко узнает любой звук. В обсуждении природы активного абсолютного слуха и пассивного абсолютного слуха исследователи находят место как тембровой так и высотной версии его происхождения. Многие полагают, что пассивное узнавание звуков опирается на тембровый абсолютный слух, а возможность их активного воспроизведения – на высотный. Вопрос о природе абсолютного слуха пока остаётся открытым, но что бы ни запоминали абсолютники – тембр, высоту, или то и другое, они встречаются чрезвычайно редко, абсолютным слухом обладает один из тысячи человек.


Музыканты-профессионалы во время обучения в музыкальных школах, училищах и консерваториях постоянно выполняют массу слуховых упражнений: они пишут музыкальные диктанты, поют по нотам, угадывают на слух аккордовые последовательности. Во время работы дирижера, хормейстера, певца и в самых разных видах музыкальной деятельности слух многое облегчает и часто служит удобным подспорьем. Коллеги счастливых абсолютников порой задаются целью завладеть абсолютным слухом, выработать его, даже если от природы у них нет абсолютного слуха. В ходе многочасовых тренировок фанатики в конце концов вырабатывают вожделённый абсолютный слух и некоторое время пользуются им хотя бы в пассивной форме. Но стоит им прекратить тренировки, как завоёванный было абсолютный слух исчезает без следа – полученные с таким трудом навыки оказываются весьма эфемерными и непрочными.


Младенцы, которые и так склонны к проявлениям абсолютного слуха, могут обучиться ему даже в активной форме. Психологи Кессен, Левайн и Вендрич просили матерей трёхмесячных младенцев внушить им особую любовь к ноте «фа» первой октавы. Эта нота удобна для детского голоса, и когда младенцы гукали на своей ноте, матери должны были всякий раз напоминать им «фа», как бы подсказывать именно эту высоту звука. Через сорок дней занятий двадцать три младенца, участника эксперимента, дружно гукали на ноте «фа» – им удалось запомнить именно эту высоту и они уже не сбивались с неё. Через некоторое время, когда смысл этой особой любви к «фа» так и не прояснился, а матери перестали бесконечно напоминать именно эту ноту, младенцы перешли на своё обычное гуление. Так закончил свою короткую жизнь еле пробившийся абсолютный слух. Из многих подобных проб и ошибок как с младенцами так с взрослыми и детьми исследователи сделали предварительное заключение о невоспитуемости настоящего, прочного и не требующего дополнительной работы активного абсолютного слуха. Причина всевозможных фиаско в попытках обрести абсолютный слух объясняется его генетическим происхождением, многократно подтверждённым.


Нейропсихологии также полагают абсолютный слух качеством врождённым и генетически обусловленным. Группа нейропсихологов под руководством Готфрида Шлауга сосредоточилась на исследованиях левополушарнового отдела planum temporale, который чуть увеличен у всех людей по сравнению с соответствующим отделом правого полушария. Этот отдел заведует звукоразличением, в том числе и различением фонем, и как уже упоминалось, некоторое увеличение этого мозгового приспособления «человека говорящего» сформировалось ещё у шимпанзе 8 миллионов лет назад. Однако при ближайшем рассотрении оказалось, что у музыкантов-абсолютников planum temporale ещё больше, нежели у всех прочих Homo sapiens, и даже больше, чем у музыкантов-неабсолютников. «Результаты исследования показывают, – пишут авторы, – что выдающиеся музыкальные способности ассоциируются с преувеличенной левополушарной асимметрией отделов мозга, обслуживающих музыкальные функции».


Судя по данным нейропсихологов и генетиков, абсолютный слух как сверхвысокая способность звукоразличения и слуховой памяти не воспитывается и не вырабатывается, а даруется свыше. «Оставь надежду всяк сюда входящий!» следовало бы написать не на вратах ада, а в классе сольфеджио особе ретивых педагогов, которые увлекают легковерных учеников обещаниями развить у них абсолютный слух. Однако более важный вопрос состоит в другом: а нужен ли этот подарок судьбы музыканту, является ли абсолютный слух таким уж ценным качеством, без которого музыканту трудно обходиться? С тех пор как общественное внимание привлечено к абсолютному слуху, о нём собрано множество почти анекдотических историй, рассказывающих о невероятных слуховых возможностях человека. Но эти квазианекдоты не приближают абсолютный слух к музыке, а отдаляют от неё, усиливая сомнения в его полезности как сугубо музыкального качества, а не курьеза природы, имеющего весьма косвенное отношение к музыкальному искусству.


Абсолютный слух работает в автоматическим режиме, фиксируя всё что ни попадя. Зубной врач пианистки-абсолютницы мисс Сауэр отвлекал её от неприятных ощущений, задавая вопросы о том, на какой ноте гудит бормашина. Так же как юный Моцарт, который умел называть какой звук издаёт бокал, наполненный водой, на какой ноте тикают часы и скрипят двери, мисс Сауэр различала высоту всех вообще звуков. Как-то во время разучивания пьесы она услышала непрошенное сопровождение в виде звуков соседской газонокосилки, которая жужжала на ноте «соль». Отныне всякий раз, когда мисс Сауэр исполняла эту злосчатную пьесу, в её сознании пробуждался звук газонокосилки на той же самой ноте, и концертная пьеса была бесповоротно загублена. Коллега мисс Сауэр преподобный сэр Фредерик Услей, профессор музыки Оксфордского университета, тоже обладал легендарным абсолютным слухом. В пять лет он говорил матери: «Подумать только, наш папа сморкается на «фа». В любом возрасте он мог определить, что гром гремит на «соль», а ветер дует на «ре». В восемь лет, слушая жарким летом днём знаменитую соль-минорную симфонию Моцарта, юный сэр Фредерик утверждал, что на самом деле он слышит вовсе не соль-минор, а ля-бемоль минор, расположенный на полтона выше. Оказалось, что мальчик прав: инструменты так нагрелись от жары, что их строй несколько повысился.


Многое говорит о древнейшем происхождении абсолютного слуха, ещё более древнего, чем человеческая речь. Одни и те же мелодии люди поют и играют на разной высоте, одна и та же музыка сплошь и рядом звучит то выше то ниже. В музыкальном творчестве господствует относительный слух, для которого важна не абсолютная высота исполняемой музыки, а звуковые отношения. Не то у птиц: они поют свою «музыку» на одной и той же высоте, запоминая не столько птичьи мелодии, сколько абсолютную высоту входящих в них звуков. Эта совокупность звуков является для них знаком, сигналом, но не художественным посланием. Так же поступают и дельфины, издающие звуки определённой высоты, где каждая частота выступает в роли определённого знака-сигнала. Животные, вынужденные общаться на больших расстояниях, используют частоту звука как наиблее устойчивую его характеристику, не подверженную искажениям. С древнейших времён частота звуковых колебаний передавала информацию и в бурю, и в снег, и в дождь, прорезая леса и океаны и преодолевая все звуковые помехи. У некоторых видов животных таким образом сформировался абсолютный слух, способный различать несколько употребительных частот и пользоваться ими.


Работы англичанина Сарджента проливают свет на многие явления, связанные с абсолютным слухом. Он утверждает, что едва ли не каждый человек мог стать абсолютником, если бы начал заниматься музыкой в раннем детстве. Проведённый им опрос полутора тысяч членов английского Общества музыкантов показывает, что есть определённая связь между временем начала музыкальных занятий и обладанием абсолютным слухом. Абсолютный слух отмирает из-за того, что одна и та же музыка, когда звучит в разных тональностях, воспринимается как практически та же самая; если бы это явление, которое музыканты называют «транспозицией», не существовало, то абсолютный слух мог бы сохраниться. Предположить подобное было бы, однако, полной фантазией – пение как основа музицирования не могло бы жить без исполнения одних и тех же мелодий то сопрано, то басом, то тенором. Все данные – и явления абсолютного слуха у животных (абсолютный слух музыканты иногда называют «собачьим»), и лёгкость, с которой младенцы воспринимают абсолютную высоту звуков – заставляет думать, что абсолютный слух вовсе не высшее достижение человеческого слуха, как иногда полагают, а напротив, слуховой рудимент, исчезающая тень эволюционного процесса, след слуховой стратегии наших далёких предков. В онтогенезе, в детском развитии, отражающем филогенез, развитие историческое, можно наглядно увидеть как абсолютный слух, едва наметившись, отмирает, не получив практического подкрепления: ни в музыке ни в речи он не является необходимым, и будучи невостребованным, этот рудимент спокойно отмирает как отпал когда-то у людей звериный хвост.


К числу преимуществ музыкантов-абсолютников часто относят так называемый «цветной слух», когда музыкальные тональности кажутся воспринимающему как бы окрашенными, цветными, стойко вызывают в памяти определённые цветовые ассоциации. Римский-Корсаков считал тональность ми-мажор «синей, сапфировой, блестящей, ночной, тёмнолазуревой» благодаря подсказке коллег-композиторов. Глинка написал в этой тональности хор «Ложится в поле мрак ночной», а Мендельсон использовал эту тональность для увертюры «Сон в летнюю ночь» и для известного «Ноктюрна». Как тут было избежать «ночных и тёмнолазурных» ассоциаций? Фа мажор Бетховен положил в основу «Пасторальной» симфонии, связанной с жизнью невинных пастухов и крестьян на лоне природы, и эта тональность в композиторском сообществе стала естественно тяготеть к зелёному. Ми-бемоль мажор Римский-Корсаков и Вагнер связали с водой – первый с «Океаном-морем синим», а второй с «Золотом Рейна», хотя Римский-Корсаков мог похвастаться абсолютным слухом, а Вагнер нет. Это ещё больше укрепляет в мысли, что «цветной слух» – явление историческое и культурное, с абсолютным слухом не связанное. Скрябин тоже тяготел к цветным ассоциациям тональностей, но абсолютным слухом подобно Вагнеру не обладал.


Сравнение музыкантов-абсолютников с музыкантами-неабсолютниками подчёркивает их принципиальное равенство в главном: и те и другие слышат и фиксируют звуковые отношения и запоминают высоту звуков, но используют при этом разные стратегии – там, где абсолютник не думает и не сравнивает, действуя мгновенно, там неабсолютник достигает того же с минимальными усилиями, но с тем же результатом. За исключением случаев, когда требуется с точностью до нескольких герц настроить инструмент или распознать фальшивое звучание. Так стоит ли завидовать абсолютникам, и как трактовать этот подарок природы, зная о его рудиментарном происхождении, а также о том, что некоторые великие композиторы, включая Чайковского и Вагнера со Скрябиным, обошлись без абсолютного слуха.


Само словосочетание «абсолютный слух» наводит на мысль о чём-то совершенном, наивысшем, недосягаемом. Это название отражает общественный пиетет перед абсолютным слухом хотя бы по причине его очень малой распространённости. Сам факт обладания абсолютным слухом уже наводит на мысль о сверхвысокой музыкальности. Однако даже примерный обзор фактов и воззрений специалистов вынуждает от подобного пиетета отказаться. «Абсолютный слух – не панацея, – пишет мисс Сауэр, умеющая узнавать, на какой ноте жужжат бормашины и газонокосилки. – Он есть лишь то, что вы способны с ним сделать и как вы можете им воспользоваться. Одно автоматически не вытекает из другого».


Немного статистики звучит в тон этим охлаждающим тирадам. Если всего абсолютников в мире около 3%, среди студентов консерваторий Европы и Америки уже 8%, то среди японских студентов-музыкантов абсолютников уже 70%, вероятно тому, что восточные языки генетически ближе тональным языкам, и слуховые возможности азиатов вообще выше. Не оттого ли сложная классическая музыка Европы так быстро завоевала популярность на Дальнем Востоке, что слуховые ресурсы этих народов по сравнению с европейцами чрезвычайно велики? Им легко воспринимать глобальные звуковые конструкции сонат и симфоний, поскольку их слух очень совершенен. Однако процент выдающихся музыкантов среди азиатов отнюдь не больше, чем среди европейцев. Абсолютным слухом во всём мире обладают и вполне заурядные музыканты, и просто настройщики роялей, и даже люди, вовсе не любящие музыку и не интересующиеся ею. «Обладание абсолютным слухом ни в коей мере не делает вас хорошим музыкантом, – пишет один из абсолютников, профессор класса сольфеджио американского университета Де-Поль доктор Атовский. – Это не означает, что вы понимаете музыкальные отношения, это не свидетельствует о чувстве ритма, это просто означает, что у вас есть абсолютный слух. Многие люди думают, что это означает нечто гораздо большее».


В то же время среди выдающихся музыкантов число абсолютников очень велико. На вершинах музыкального Олимпа на высоте Моцарта-Баха-Дебюсси и им подобных неабсолютный слух составляет большое исключение. То же можно сказать и о выдающихся исполнителях ранга Рихтера-Стерна-Ростроповича. В специальном исследовании о выдающихся виолончелистах отмечено, что 70% из них – абсолютники. Налицо некое несоответствие: с одной стороны, абсолютный слух и музыкальный талант явно связаны, и среди гениев музыки неабсолютник – такая же редкость как белый музыкант среди черных титанов джаза. Вместе с тем абсолютный слух не гарантирует даже сносных музыкальных способностей: обладание абсолютным слухом кроме стопроцентного удовольствия узнавать дверь родного дома по её неповторимому скрипению, никаких иных удовольствий не обещает.


Даже поверхностный анализ слуховых возможностей великих может внести некоторую ясность в мифологию абсолютного слуха. «Когда мне было два с половиной года, – вспоминает композитор Сен-Санс, – я очутился перед маленьким фортепиано, которое не открывалось несколько лет. Вместо того чтобы стучать как попало, как это обыкновенно делают дети, я перебирал одну клавишу за другой и не отпускал её, пока её звук не замирал совершенно. Бабушка объяснила мне названия нот и пригласила настройщика, чтобы привести фортепиано в порядок. Во время этой операции я был в соседней комнате и поразил всех тем, что называл ноты по мере того, как они звучали под рукой настройщика. Все эти подробности известны мне не с чужих слов, так как я сам их помню великолепно». В этом описании удивительно вовсе не то, что абсолютный слух проявился так рано – он всегда рано пробуждается; удивительно и не то, что ребёнок так уверенно назвал все звуки, лишь один раз услышав их – это и есть абсолютный слух. Удивительна рано проснувшаяся в ребёнке любовь к музыке, когда он вслушивался в звуки с таким вниманием, с таким небывалым интересом, воспринимая фортепиано как своего собеседника, которого надо слушать, а не как игрушку, которую надо лупить, чтобы она отзывалась обиженным треньканьем.


Абсолютный слух рудиментарен в своём происхождении, это атавизм, но у одарённых музыкантов, с одной стороны, и у рядовых «настройщиков», с другой стороны, он сохраняется по разным причинам. Выдающиеся музыканты одарены в слуховом отношении далеко не только абсолютным слухом, их общая высокая музыкальность, их чувствительность к осмысленности звука усиливает все звукоразличительные способности, и абсолютный слух в том числе. Он не отмирает в сознании выдающегося музыканта, потому что включается в контекст других слуховых данных, среди которых обязательно имеется прекрасный относительный слух: выдающийся музыкант одинаково свободно пользуется и абсолютным слухом и неабсолютным слухом, если есть в том необходимость.


Абсолютники, которых условно можно назвать «настройщиками», по сути своей немузыканты. Их абсолютный слух – всего лишь рудимент, сохранившийся в качестве курьёза природы. Иногда в семье музыкантов этот рудимент задерживается оттого, что ребёнок перегружен звуковыми впечатлениями, его слуховой аппарат работает в усиленном режиме. Кроме того, дети музыкантов обладают наследственной склонностью к сохранению абсолютного слуха. Однако во всех подобных случаях тенденция к удержанию абсолютного слуха не идёт изнутри сознания, изнутри пробуждающейся музыкальности, и в результате возникает мертвый абсолютный слух, который может подтолкнуть к выбору музыкальной профессии – признанный фетишизм словосочетания «абсолютный слух» сыграет здесь свою предательскую роль. Кажущаяся лёгкость овладения азами профессии заслонит от такого «псевдоталанта» горькую истину: природа одарила его вовсе не настоящим творческим даром, а лишь суррогатом в виде абсолютного слуха.


Даже если абсолютный слух и его сохранность вызваны внутренними причинами, и ребёнок действительно наделён прекрасным интонационным слухом, хорошим чувством ритма и даже замечательным относительным слухом, все эти качества, вместе взятые, ещё не означают, что музыкальный талант налицо. Эти свойства слуха – свойства операционные, позволяющие удачно расчленять музыкальную ткань, понимая, почему она сконструирована так, а не иначе. Но эти свойства слуха ещё не означают, что абсолютник имеет хотя бы малую толику музыкальной фантазии, воображения и артистизма. Он ещё весьма далёк от требований, которые общество предъявляет к одарённым исполнителям и композиторам. К тому же в музыкальной профессии вполне можно обойтись и хорошим относительным слухом, что лишний раз предостерегает общество от излишних восторгов по поводу волшебных свойств абсолютного слуха. Его рудиментарное происхождение и принципиально осознанный, рефлекторный характер ещё раз подчёркивают, что понятие «абсолютный слух» – это очередной миф. Верить в него или нет – каждый выбирает сам.

Наверняка многие слышали выражение «абсолютный слух». В быту его часто приписывают людям, хорошо разбирающимся в музыке, нотной грамоте, обладающим незаурядными вокальными данными. Однако быть высококлассным музыкантом не означает автоматически обладать абсолютным слухом. Более того, всего несколько процентов населения планеты могут похвастаться этим даром.

Загадочный феномен

Абсолютный музыкальный слух относится к редким феноменам, чей статус сложно даже определить. Является ли он результатом действия неких природных факторов или физиологической (наследственной) особенностью? Результатом уникального развития личности или следствием воздействия социального окружения (семьи, общества)? Либо сложной комбинацией всех факторов? Это тайна, даже спустя столетия изучения, покрыта полумраком.

Предположительно, большинство младенцев имеют этот дар, но достаточно быстро он «перекрывается» другими, более важными для выживания навыками. Основным вопросом, благодаря которому возникает элемент таинственности, является следующий: почему в одной и той же среде воспитания, при одинаковых условиях для музыкального развития, у одного из детей формируется абсолютный слух, а у другого - нет?

Статистика

За годы глубоких исследований ученые накопили богатый статистический материал. Оказалось, что абсолютный слух формируется исключительно в детском возрасте, более того - именно в дошкольном, в период доминирования непроизвольного усвоения навыков. Этот факт единодушно подтверждается всеми исследователями абсолютного слуха. При этом формирование редкого навыка требует в качестве обязательного условия наличия в семье ребенка музыкального инструмента, у которого высота звука фиксирована. Например, клавишные, ряд духовых инструментов (баян, аккордеон) и другие. Причины этого, предположительно, кроются не столько в области психологии способностей человека, сколько в психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).

Абсолютный музыкальный слух устойчиво сохраняет свой статус феномена как выдающееся, исключительное в определенном отношении явление. Это обуславливается сравнительно малой его распространенностью. По данным исследователей, абсолютным слухом обладают 6-7% от числа профессиональных музыкантов и не более 1% всех слушателей музыки.

Определение

Абсолютным слухом считается способность людей определять «на слух» абсолютную высоту звуков. Музыканты с этим даром помнят шкалу абсолютных высот 12-полутонового октавного звукоряда. Они способны безошибочно определить высоту любого звука без посторонней помощи. В свою очередь, абсолютный слух подразделяется на:

  • Пассивный - способность сопоставлять высоту слышимого звука.
  • Активный - способность голосом воспроизводить заданный звук (обладателей «активного слуха» абсолютное меньшинство).

Также существует понятие относительного слуха - не врожденного, а выученного навыка, когда люди в состоянии правильно определить высоту звука при помощи «подсказок» (объекта сопоставления, например камертона).

Развитие абсолютного слуха: за и против

Более столетия ведутся споры о том, можно ли эту редкую природную способность развивать, тренировать. Теоретически это возможно, ведь под действием каких-то факторов он формируется у детей. Однако критики обучающих методик аргументируют тем, что массового «наплыва» обученных абсолютному музыкальному слуху музыкантов не наблюдается.

В разное время разными людьми изобретались методики искусственного приобретения абсолютного слуха, которые не нашли широкого применения в практике по очень простой причине: они не были востребованы в среде профессиональных музыкантов. По общему мнению, абсолютный слух, хотя и существенно облегчает осуществление музыкальной деятельности, но не гарантирует ее успешности, а иногда даже осложняет ее. Кроме того, многочисленные достоверные факты, свидетельствующие о том, что далеко не все прославленные музыканты обладали абсолютным слухом, подтверждают тезис о том, что данная способность не является обязательной или определяющей.

Моральный аспект

И все же проблема абсолютного слуха претендует на разряд вечных, так как заключается в делении всех участников музыкального сообщества на два «лагеря»: людей, обладающих даром, и не обладающих им. Этого противостояния невозможно избежать.

Иначе говоря, обладание абсолютным слухом является не предметом сознательного выбора, а некоего «благословения свыше». На первый взгляд ущемленными кажутся люди, имеющие относительный слух: в сравнении с «абсолютниками» они нуждаются в помощи камертона или любого другого источника звуковых эталонов. Кроме того, при выполнении той или иной операции, связанной с определением высоты звуков, «абсолютники» демонстрируют безоговорочное превосходство, что не может не действовать на самооценку обладателей относительного слуха.

Самым ярким следствием создавшейся ситуации является формирование своеобразного комплекса профессиональной неполноценности у лиц с относительным слухом. Это происходит, несмотря на достаточную распространенность утверждения о том, что высоко развитый относительный слух вполне состоятелен, а иногда даже более эффективен при осуществлении музыкальной деятельности.

Научный подход

Музыкальный слух сегодня рассматривается дифференцированно в следующей градации уровней: мелодический, гармонический, тональный, политональный, ладовый, внутренний, оркестровый, полифонический, ритмический, физический (естественный), певческо-интонационный, тонкий, острый, абсолютный, хоровой, оперный, балетный, драматический, стилистический, полистилистический, поэтический, этнический и полиэтнический (абсолютный слух).

Им обладают композиторы, дирижеры, фольклористы, первый скрипач оркестра, аранжировщики, настройщики фортепиано, органов. Многие исследователи едины в том, что абсолютный музыкальный слух - это продукт, сконцентрировавшийся на базе разносторонних природных явлений, генетики человека. Его следует развивать, улавливая голоса природы, пение птиц, крики животных и даже техногенные (промышленные) звуки.

Как развить абсолютный слух

Можно ли развить 100%-й слух тренировками - вопрос спорный. Обычно людей, добивающихся хороших результатов, называют обладателями псевдоабсолютного слуха. Целесообразно развивать талант у дошколят, если они способны к музыке. Доказано: для полноценного восприятия музыки наиболее благоприятная пора - это детство, когда в семье от родителей воспринимаются основы музыкальной культуры, воспитывается способность воспринимать, понимать, чувствовать, переживать музыкальные образы.

Модели развития абсолютного слуха

В России практикуют несколько моделей развития. В их основе - два принципа управления интонацией и слухом:

  • устный (по тексту);
  • ассоциативный (по нотам).

Процесс освоения сводится к тому, что на каждом уроке пропевается вся гамма со словами, затем каждый ученик поет ее на переменах, по дороге домой, после выполнения домашнего задания, на досуге. У него она постоянно в голове. Когда в основном текст модели закрепился в памяти, что не представляет сложности по аналогии с поэтическими текстами песен, текст пропевается в разбивку в самых различных вариантах. В дальнейшем тональность следует изменять и пробовать пропевать текст уже в новой тональности, в результате чего ученик начинает оперировать, модулировать в любых тональностях.

Регулярные упражнения с пропеваниями развивают внутренний музыкальный слух. Ученик начинает слышать и определять, какой звук издается, — ми, соль, фа, ля и т. д. По аналогии с тем, чему научены композиторы, фольклористы, этнографы, дирижеры, обладающие абсолютным слухом.

Уроки истории

На что способен человек с абсолютным слухом? В истории известен случай, происшедший с великим Л. Бетховеном. Случилось так, что физический слух у него пропал во время дирижирования произведением на концерте, но помогал абсолютный, внутренний музыкальный слух, способствовавший тому, чтобы композитор смог продирижировать симфоническим оркестром (310 участников-музыкантов).

Физическая глухота не помешала другому оперному композитору - Н. С. Дагирову (оперы «Айгази», «Ирчи-казак», в соавторстве с Г. А. Гасановым «Хочбар», балет «ПартуПатима»), не слышавшему постановки своих монументальных произведений, но чувствовавшему и воспринимающему их внутренним абсолютным слухом. С утерей физического не пропадает внутренний слух. Личность, обладающая абсолютным слухом, сможет синтонировать достаточно точно, отобразить, отбить ритм наиболее близко к услышанному.

Вывод

Видеть, запоминать, записывать, учиться улавливать и слышать живущую вокруг музыку - это цель и задача модели развития абсолютного слуха сначала в дошкольном, затем в школьном воспитании и образовании. Развитие музыкального слуха в абсолютный ведет к дифференцированному восприятию тембров-голосов народных, симфонических, джазовых и других коллективов. Ведь основная цель человеческого общества на Земле - это изучение и совершенствование окружающей жизни в пространстве и времени на новом витке спирали эволюции.

22.01.2015 20:56

– это способность точно идентифицировать высоту любого звука, не прибегая к сравнению со звуками известной высоты.

Композитор Камиль Сен-Санс рос вундеркиндом. В два с половиной года он очутился перед фортепиано. Вместо того чтобы стучать как попало, он нажимал одну клавишу за другой и не отпускал ее, пока звук не затихал. Бабушка научила его названиям нот, а после решила привести инструмент в порядок. Во время работы настройщика маленький Сен-Санс смог назвать все ноты, слыша их из соседней комнаты. Про таких людей говорят, что у них есть абсолютный слух.

Подобные описания заставляют нас воспринимать это умение как нечто недосягаемое и волшебное... Наш обзор фактов и исследований призывает отказаться от такого пафоса.

Исследования абсолютного слуха

История абсолютного слуха началась в XVII веке, когда в обращение были введены равномерно-темперированный музыкальный строй с 12-тью ступенями и фиксированный камертон (эталон высоты звука). Его первым задокументированным обладателем в XVIII веке стал В. А. Моцарт, чей слух описывали как "истинный", "превосходный". Термин "абсолютный слух " был введен во второй половине XIX века, а ближе к XX веку ученые начали пристально изучать само явление. На сегодняшний день раскрыто множество интересных закономерностей, связей и эффектов, связанных с абсолютным слухом, тем не менее, в научном мире нет единого консенсуса относительно точной природы этого феномена.

В работе "Зонная природа звуковысотного слуха" (1948) Н. Гарбузов на основе своих опытов предположил, что музыканты-абсолютники воспринимают звуковые частоты кластерами, соотнося полосы частот с 12-тиступенным темперированным строем. Им не требуется особой тонкости слуха для дифференцирования частот внутри этих кластеров, только особое качество восприятия каждой из этих зон. Ширина зон, по данным Гарбузова, зависит от высоты регистра, тембра, громкости звука, индивидуальных особенностей и психического состояния человека.

Феномен абсолютного слуха более 30 лет подробно изучает психолог Диана Дойч. На 138-м съезде Американского акустического общества в 1999 году она совместно с коллегами представила результаты исследования зависимости абсолютного слуха от наличия тональности в родном языке (Deutsch, Henthorn, Dolson, 1999). Большая часть народов Юго-Восточной Азии, Африки, а также коренные народы Америки говорят на языках, в которых значение слова зависит от высоты произношения слогов. Эти языки называются тональными или тоновыми. У носителей таких языков с младенчества воспитывается чувствительность к высоте тона, необходимая для понимания и воспроизведения родной речи. В результате эксперимента коренные носители вьетнамского и китайского с поразительной точностью воспроизводили слова из родного языка на той же ноте, на которой они говорили их несколько дней назад. Отклонение не превышало 0.5-1.1 тона у вьетнамцев и 0.25-0.5 тона у китайцев! Дойч считает это доказательством того, что абсолютный слух – не врожденное, а приобретенное явление.

Немного статистики из исследования среди студентов двух консерваторий, в США и Китае (Deutsch, Henthorn, Marvin, Xu, 2005). Студенты, разделенные на три группы, проходили онлайн тестирование, где им предлагалось правильно определить около 20-ти прозвучавших нот. Китайские студенты продемонстрировали значительный отрыв от американских, владеющих только нетональными языками. По критериям теста в группе студентов, начавших заниматься музыкой в 4-5 лет, около 60% китайских и 14% американских студентов обладали абсолютным слухом; в группе начавших в 6-7 лет – 55% китайских и только 6% американских; в группе начавших в 8-9 лет – 42% китайских и никого из США. Важно, что это исследование показало прямую зависимость наличия абсолютного слуха от раннего возраста начала обучения музыке .

Канадское исследование (Bidelman, Hutka, Moreno, 2013), сравнившее музыкантов и немузыкантов с родным тональным языком, доказало влияние языка на музыкальные способности, подтвердив их двустороннюю тесную связь. Задания на точность определения высоты звука, музыкальное восприятие и общие когнитивные способности (например, подвижный интеллект, рабочая память). Владеющие кантонским диалектом китайского языка люди показывали результаты, сравнимые с результатами музыкантов, в отличие от англоязычных людей, не изучавших музыку.

Слуховая система абсолютников функционально и физически не отличается от неабсолютников. Отличие заключается в разном алгоритме обработки звуковой информации корой головного мозга (Gregsen, 1998): точное определение высоты звука требует базы частот в памяти человека, а также установления соответствий между диапазонами звука и названиями нот, потому что одна нота соответствует интервалу частот, пусть и небольшому. Таким образом, абсолютный слух может быть прямым аналогом нашего умения распознавать цвета, звуки речи или другие искусственно дискретные системы восприятия. Точно так же, как большинство из нас научились узнавать и называть видимый свет с длиной волны 450-495 нм "синим цветом", люди, которых знакомили с нотами и их названиями в раннем детстве, скорее всего, смогут идентифицировать, например, ноту ДО (Takeuchi, Hulse, 1993).

По результатам трехлетнего исследования 2002-2005 гг., направленного на поиск генов, связанных с наличием абсолютного слуха, доктор Джейн Гитчер (Jane Gitschier) из Университета Калифорнии, зафиксировав большую вероятность обладания таким слухом у родственников, высказала предположение, что такие гены все же существуют. Хотя, возможно, это общечеловеческая способность, в значительной степени определяющая свое развитие уровнем и типом музыкального воздействия, которое испытывают люди в той или иной культуре. Собранные данные показали, что явление абсолютного слуха оказалось отличной иллюстрацией пластичности нашей слуховой системы , а также моделью для изучения взаимодействия генов и воспитания в развивающемся мозге.

Можно ли развить абсолютный слух?

До сих пор не было зафиксировано ни одного подтвержденного случая достижения взрослым человеком истинного абсолютного слуха . Как мы уже упомянули, период раннего музыкального развития в детстве является критическим . Но не стоит опускать руки.

Если вы хотите слышать мелодии как последовательности нот, то необходимо регулярно и стабильно развивать все составляющие музыкального слуха . Когда вы научитесь слышать различие между звуками, как минимум, до полутона и запомните, как называется звук любой высоты, тогда вы смело сможете утверждать, что вы развили псевдоабсолютный слух . Есть множество людей, которые достигли такого результата. Здесь нет никакого чуда, а есть только усердная работа для приобретения желаемого навыка.

Псевдоабсолютный слух может понадобиться вам в следующих случаях:

  • начать петь в нужной тональности без подсказки и не "сползать" при пении a capella;
  • определить, правильно ли настроен ваш инструмент (строй может быть сдвинут выше или ниже);
  • проверить, верно ли вы берете ноты при игре на инструментах с нефиксированным строем (струнных, медно-духовых).

Тем не менее, с каждой из этих ситуаций человек может справиться, имея хорошо развитый относительный слух.

Важен ли абсолютный слух для музыканта?

Факт наличия абсолютного слуха ошибочно воспринимается как гарантия развитой музыкальности. Однако, он встречается у посредственных музыкантов, у настройщиков музыкальных инструментов и у людей, вообще не интересующихся музыкой. Таким образом, эта способность – не исключительно музыкальная. Абсолютный слух есть у многих животных и птиц, для которых умение различать высоту тона необходимо для жизни.

По способу восприятия высоту тона музыкальный слух разделяют на:

  • абсолютный (восприятие отдельными нотами);
  • относительный (восприятие через расстояние между звуками).

Уместно вспомнить, какие похвалы кричат люди, воодушевленные прекрасным исполнением музыки? Если восторги обобщить, то мы поймем, что выдающийся музыкант умело пользуется ВСЕМИ своими способностями . Даже обладая замечательными относительным слухом и чувством ритма, человек не становится талантливым музыкантом. Эти стороны музыкального слуха только позволяют разделять ткань произведения на составляющие для более глубокого ее понимания. Они НЕ компенсируют отсутствие художественного воображения, артистизма, умения работать со своим голосом или инструментом и другие важные качества!

Абсолютный слух Этимология.

Происходит от лат. absolutus - неограниченный.

Категория.

Характеристика музыкального слуха.

Специфика.

Способность к точному определению высоты звуков без соотнесения их с другими прослушиваемыми или пропеваемыми звуками, которые имеют известную высоту. Точность абсолютного слуха наибольшая в средних регистрах и наименьшая в крайних. Наиболее часто появляется в дошкольном и раннем школьном возрасте.

Виды:

При пассивном абсолютном слухе правильно определяется высота слышимого звука, но он не может воспроизводиться голосом по заданному названию;

При активном абсолютном слухе звуки могут и называться, и воспроизводиться по их высоте.

Контекст.

Отличается от псевдоабсолютного слуха.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ

(англ. absolute pitch , perfect pitch ) - способность правильно определять (называть) и воспроизводить голосом высоту отдельных звуков без соотнесения их с др. звуками, высота которых известна.

А. с. - это не абсолютное развитие музыкального слуха вообще, а особая форма восприятия звуков. Лица без А. с. при определенных условиях могут хорошо узнавать высоту тонов, напр., сравнивая заданный звук с самым высоким или самым низким звуком собственного голоса (т. н. псевдоабсолютный слух). Лица с А. с. могут узнавать и правильно называть музыкальные тоны без вспомогательных звуковысотных отношений и «внутреннего пения».

По данным исследователей, время определения высоты звуков у людей с А. с. значительно короче, чем у не обладающих этой способностью (от 0,4 до 0,7 с у первых и несколько секунд у вторых). Точность А. с. максимальна в средних регистрах и минимальна в крайних.

Различают пассивный А. с, когда испытуемый правильно определяет высоту слышимого звука, но не может воспроизвести ее голосом по заданному названию, и активный А. с, когда он может и называть, и воспроизводить звуки по их высоте.

А. с. обычно обнаруживается в раннем школьном, иногда в дошкольном возрасте.


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "абсолютный слух" в других словарях:

    АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ - АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ, способность узнавать А. высоту слышимого звука. Этим А. с. отличается от относительного слуха, обладатель к рого верно распознает интервалы между слышимыми звуками, т. е. относительное расположение их в звукоряде, но не в… … Большая медицинская энциклопедия

    абсолютный слух - музыкальная одаренность, музыкальность, слух Словарь русских синонимов. абсолютный слух сущ., кол во синонимов: 3 музыкальная одаренность (3) … Словарь синонимов

    АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ - см. в ст. Слух музыкальный … Большой Энциклопедический словарь

    абсолютный слух - (муз.) – слух, сразу, непосредственно определяющий высоту любого тона. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

    Абсолютный Слух - способность к точному определению высоты звуков без соотнесения их с другими прослушиваемыми или пропеваемыми звуками, имеющими известную высоту. Наиболее часто появляется в дошкольном и раннем школьном возрасте. Точность абсолютного слуха… … Психологический словарь

    Абсолютный слух - Абсолютный слух способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков. Она выражается в умении определить высоту тона (музыкальную ноту) любого заданного звука не прибегая к сравнению со звуками заведомо известной высоты. Чаще всего… … Википедия

    абсолютный слух - см. Слух музыкальный. * * * АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ, см. в ст. Слух музыкальный (см. СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ) … Энциклопедический словарь

    АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ - (слуховая память), термин для обозначения способности человека к тональному восприятию, а конкретнее способности распознавать высоту каждого тона, т.е. частоту данных звуковых колебаний. Часто абсолютный или квази абсолютный слух являются… … Энциклопедия Кольера

    абсолютный слух - (слуховая память) термин для обозначения способности человека к тональному восприятию, а конкретнее – способности распознавать высоту каждого тона, т.е. частоту данных звуковых колебаний. Часто абсолютный или квази абсолютный слух являются… … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

    абсолютный слух - absoliuti klausa statusas T sritis švietimas apibrėžtis Įgimtas gebėjimas skirti ir atkurti muzikos garsų aukštį. Absoliuti klausa ypač reikalinga pasirinkusiems dainavimo specialybę. atitikmenys: angl. absolute ear; perfect ear vok. das absolute … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Книги

  • Абсолютный музыкальный слух. Сущность, природа, генезис, способ формирования и развития , Бережанский Павел Николаевич. В данной книге дано научное объяснение феномена абсолютного слуха. Анализ результатов ранее проводившихся исследований и собственная теоретическая и экспериментальная работа автора привели к… Купить за 498 руб
  • Абсолютный музыкальный слух. Сущность, природа, генезис, способ формирования и развития: учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное , Бережанский П.Н.. В данной книге дано научное объяснение феномена абсолютного слуха. Анализ результатов ранее проводившихся исследований и собственная теоретическая и экспериментальная работа автора привели к…

Большое значение для грамотного воспроизведения музыкальных композиций имеют определённые способности. И одним из самых спорных в этом отношении является абсолютный музыкальный слух: мнения о нём в среде учёных до сих пор расходятся. Но что он собой представляет? И так ли нужен музыкантам? Давайте в этом разберёмся.

Под абсолютным музыкальным слухом подразумевают способность точно определять высоту звука без привязки к чему-то ещё. Наглядной демонстрацией такой способности (или навыка, здесь учёные продолжают спорить) является ситуация, когда человек, стоя спиной к фортепиано, без ошибки называет конкретную ноту.

Нужно отметить, что абсолютный музыкальный слух проявляется по-разному. Одни люди могут определить звуки, которые издают определённые инструменты. У других это распространяется вообще на всё, включая свист закипевшего чайника, мяуканье кошки или же плач ребёнка.

Бытует мнение, что такая способность означает особую музыкальную одарённость. В действительности же она помогает быстрее осваивать сольфеджио, точнее узнавать мелодии. Хотя с последним иногда бывают проблемы: если произведение транспортировано в иную тональность, то «абсолютники» могут перестать его узнавать. Им кажется, что речь идёт о другой композиции или же о грубейших ошибках. Кроме того, подобный музыкальный слух иногда провоцирует на леность. Им пытаются замещать труд по освоению сольфеджио, в результате чего страдают навыки.

К тому же абсолютный музыкальный слух нередко бывает пассивным. Тогда человек слышит, как именно должна звучать та или иная нота, но не может воспроизвести её правильно. А вот сочетание активной и пассивной способности встречается очень редко.

Многочисленные исследования слухового аппарата и головного мозга, которые проводили учёные, показали, что нет никаких физиологических отличий между теми, кто обладает соответствующей способностью, и теми, у кого её нет. А собранная по всему миру статистика подтвердила: дело во многом в практике. Так, у народов, в языке которых смысл слов напрямую зависит от тональности (кантонский диалект китайского, например), абсолютным музыкальным слухом обладает множество людей. В консерваториях Японии же этот показатель иногда доходит до 70%.

Что же касается европейцев, то здесь такая способность встречается гораздо реже, в среднем у 1 человека из 10 000. Причём люди с абсолютным музыкальным слухом способны как увлекаться игрой на каких-то инструментах или же пением, так и вообще заниматься совсем другими вещами, например, быть строителями или врачами. Хотя и в западных странах процент таких людей в консерваториях намного выше.

Означает ли это, что абсолютный музыкальный слух можно развить? И да, и нет. Вернее, это вполне реально, если начать заниматься с ребёнком с самого раннего возраста. Благоприятным возрастом считается период с 2 до 4 лет. Желательно, чтобы с малышом могли работать опытные педагоги. Но исторические примеры красноречиво показывают: иногда достаточно, чтобы у ребёнка был доступ к грамотно настроенному инструменту, например, к пианино.

Однако по мере взросления шансы развить абсолютный музыкальный слух падают. У взрослого же человека они равны нулю. Впрочем, профессионально играть это не мешает: для грамотного воспроизведения композиции достаточно относительного слуха, то есть умения определять интервалы. А вот его-то как раз можно тренировать.

У кого из знаменитых композиторов был абсолютный музыкальный слух?

Исторически первым известным музыкантом, который проявил такую удивительную способность, был Моцарт. Кроме того, это ещё и Бетховен, Ростропович и многие другие. Но в то же время такие знаменитые композиторы, как Вагнер, Чайковский или Скрябин, им не обладали.

Мифы и реальность

Сейчас до сих пор идут споры о том, нужен ли именно абсолютный слух для успешной карьеры музыканта. Большинство склоняется к тому, что он – необязательное условие. Качество исполнения зависит от множества факторов, среди которых - умение понимать композиции, желание развить относительный музыкальный слух, трудолюбие, а также терпение при работе в этом направлении.

Вообще, в связи с поднятой темой существует масса мифов и просто недоразумений. Так, одни путают абсолютный музыкальный слух с умением воспринимать очень тихие звуки. Другие считают, что речь идёт о навыке точного определения тональности звуков при сравнении. Но последнее как раз относится к относительному слуху, что можно развить со временем. А кое-кто даже подразумевает редкую аномалию: способность человека воспринимать ультразвук. Но, как можно догадаться, к абсолютному музыкальному слуху это всё не имеет никакого отношения.