Безразличен ли печорин к судьбам людей. Сочинение на тему: Эгоизм и равнодушие Печорина, другие черты характера героя (по роману М.Ю

Григорий Печорин - это и есть самый настоящий «герой нашего времени» (да и любого другого), потому что вопросы, поднятые автором - вне всяких эпох. Они были, есть и будут возникать всегда, пока жив род человеческий. Какие они - проблемы произведения «Герой нашего времени»? Читаем и разбираемся.

Нравственные проблемы

Любое произведение и художественная литература в целом призваны не только доставлять эстетическое переживание, удовольствие читателю, но и поднимать вопросы, присутствующие у каждого человека, на которые у нас либо нет однозначного ответа, либо о которых мы и вовсе никогда не задумывались. М.Ю. Лермонтов - это, можно сказать, новатор своей эпохи. Он - создатель первого в русской литературе романа с глубоким философским содержанием. «Зачем я жил, для какой цели я родился?» - вот основной вопрос, который задает самому себе и всем нам автор устами главного героя - Печорина. В нём слышатся не только вопросы «почему», «зачем», «для чего», но и другие проблемы. «Герой нашего времени» пытается понять, кто он сам, из чего состоит, из каких добродетелей и пороков, сможет ли спасти его от неминуемой тьмы любовь и дружба…

Философские размышления

Продолжаем рассуждать на тему «Герой нашего времени». Проблемы роман поднимает на самом деле нешуточные. Что собой представляет Печорин? Перед нами молодой человек двадцати пяти лет от роду, офицер, аристократ, выделяющийся на фоне современников своей незаурядностью, острым умом, тонкой интуицией, смелостью, выдержкой, огромной силой воли. Казалось бы, вот все составляющие счастливого будущего. Таких людей любят, их обожают и боготворят. Перед ними открыты все двери. Так оно и было, но не случилось. Почему?

У каждого человека есть достоинства и недостатки. В каждом идёт непримиримая борьба добра со злом. И это естественно. Это заложено природой и Богом. Но помимо всего этого, существует ещё и пустота. Она должна быть заполнена либо светом, либо тьмою - в зависимости от того, какую дорогу мы выбираем. Или же она начинает расти и заполнять собою каждый освободившийся уголок души. Именно это и произошло с Печориным. За что бы он ни брался, в какие бы далёкие места ни отправлялся, с кем бы его судьба ни сводила - во всем за ним по пятам следовала эта зияющая пустота, тягучая бессмысленность, тщетность и бесцельность существования.

М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»: проблемы любви и дружбы

Его деятельная душа на протяжении всего романа ищет опасностей, героического подвига, искренней любви и дружбы. «Кто ищет - тот всегда найдёт». Находит и она, но удивительным, просто непостижимым образом разрушает заложенное в этих вещах созидательное начало. Его любовь никому из женщин не принесла счастья. Он не смог отдаться этому чувству, он вообще не способен был отдавать, только брать, и то поверхностно. В его душе, словно в бездонной пропасти, исчезали без следа и яркие чувства, и страдания. Он ими не насыщался, да и не пытался насытиться. Ему было всё равно. Трагические истории с Бэлой и Мэри - прекрасное тому подтверждение.

То же самое происходит и в дружбе Печорина с доктором Вернером. Полагая, что отношения между двумя товарищами должны сводиться только к одному: один - раб, а другой - его хозяин, он не пожелал быть ни рабом, ни тем, кто управляет и властвует. И то, и другое - скучно и глупо. А просто, без всяких «но» впустить другого в свой мир невозможно. Замкнутый круг.

Фатализм - причина проблемы?

«Герой нашего времени» - это роман не только о напрямую поставленных автором вопросах смысла жизни. В последней повести - «Фаталисте» - всплывает ещё одна тема, не дающая покоя ни главному герою, ни всему человечеству. Судьба человека предопределена, или каждый новый шаг по дороге жизни - это личный выбор? Печорин смел и предпочитает решать данный вопрос, как и другие проблемы. "Герой нашего времени", Печорин, самостоятельно, на собственном опыте проверяет истинность того или иного суждения. И здесь неожиданно фаталист поворачивается к читателю другой стороной своей сути. Он разоружает пьяного казака, который уже убил Вулича и опасен для окружающих. Он идёт на заведомый риск, но впервые не надуманно, не по «пустым страстям» и не для того, чтобы развеять скуку. И здесь автор не даёт однозначного ответа. Он, как и его герой, полагает, что предопределение, если оно существует на самом деле, творит с человеком чудеса, оно делает его активнее, смелее. А с другой стороны, превращает человека - высшее создание, в игрушку в руках судьбы, и это не может ни оскорбить, ни унизить.

В данной статье мы рассмотрели основные проблемы. «Герой нашего времени» - это книга вне всякого времени, прочитав которую, каждый для себя обязательно найдет ответы на свои вопросы, которые, возможно, не были рассмотрены сегодня.

Роман «Герой нашего времени» стал продолжением темы «лишних людей». Эта тема стала центральной в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина. В предисловии к роману автор показывает отношение к своему герою. Так же как и Пушкин в «Евгении Онегине» («Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной») Лермонтов высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его главным героем. Лермонтов не считал Печорина положительным героем, с которого надо брать пример. Автор подчеркнул, что в образе Печорина дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» показан молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: «Зачем я жилДля какой цели я родился» Он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей. Печорин - офицер. Он служит, но не выслуживается. Печорин не занимается музыкой, не изучает философию или военное дело. Но мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам «жалкостью действий», пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям.

Но мы видим, что и сам он глубоко страдает. Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...». Каковы причины этой раздвоенности»Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни...» - признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой. Печорин - эгоист. Еще пушкинского Онегина Белинский называл «страдающим эгоистом» и «эгоистом поневоле». То же самое можно сказать и о Печорине. Печорину присущи разочарование в жизни, пессимизм. Он испытывает постоянную раздвоенность духа. В общественно-политических условиях 30-х годов 19 века Печорин не может найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения, подставляет лоб чеченским пулям, ищет забвения в любви. Но все это лишь поиск какого-то выхода, лишь попытка развеяться. Его преследует скука и сознание, что не стоит жить такой жизнью. На всем протяжении романа Печорин показывает себя как человека, привыкшего смотреть «на страдания, радости других только в отношении к себе» - как на «пищу», поддерживающую его душевные силы, именно на этом пути ищет он утешения от преследующей его скуки, пытается заполнить пустоту своего существования. И все же Печорин - натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник - не что иное, как саморазоблачение. Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Белы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. Равнодушие, черствость - маска самозащиты. Печорин все-таки является человеком волевым, сильным активным, в его груди дремлют «жизни силы», он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. В этом Печорин сходен с героем поэмы «Демон».

И правда, в его облике (особенно в начале романа) есть что-то демоническое, неразгаданное. Во всех новеллах, которые Лермонтов объединил в романе, Печорин предстает перед нами как разрушитель жизней и судеб других людей: из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бела, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают Мэри иВера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом «честные контрабандисты», погибает молодой офицер Вулич. Белинский видел в характере Печорина «переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем».

Роман «Герой нашего времени» Лермонтов начал писать в 1838г. Уже через два года роман вышел отдельным изданием. В отличии от прежних своих творений Лермонтов, создавая «Героя нашего времени», уже не воображал жизнь, а рисовал такой, какой она являлась в действительности. «Герой нашего времени» - роман о России, о судьбе и трагедии русского человека.

Конечно, главная роль в романе - это роль Печорина. Из описания Максим Максимовича мы узнаем о Печорине вот что: «Он был такой новенький. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха... Да-с с большими странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц...» Отсюда мы узнаем о двойственности характера Печорина, о его странностях. Немного позже мы уже видим его портрет.

Печорин был среднего роста, стройный, крепкого телосложения. Вполне порядочный человек, лет тридцати. Несмотря на крепкое телосложение, у него была «маленькая аристократическая ручка». Походка его была небрежна и ленива. Он обладал скрытостью характера. «Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только при долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин. Несмотря на светлый цвет волос, его усы и борода были черные.» У него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза. Глаза его не смеялись, когда смеялся он. Их блеск был подобен блеску «гладкой стали», ослепительный и холодный. Он был очень не дурен и имел одну из тех «оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским».

Печорин - «внутренний человек». В его личности господствует присущий героям Лермонтова романтический комплекс, неудовлетворенность действительностью, высокое беспокойство и скрытое стремление к лучшей жизни. Поэтизируя эти качества Печорина, его острую критическую мысль, мятежную волю и способность к борьбе, выявляя его трагически вынужденное одиночество, Лермонтов отмечает и резко отрицательные, откровенные проявления печоринского индивидуализма, не отделяя их от личности героя в целом. В романе ярко выражается эгоистический индивидуализм Печорина. Моральная несостоятельность поведения Печорина по отношению к Бэле, к Мери и к Максиму Максимовичу. Лермонтов выделяет разрушительные процессы, происходящие в Печорине: его тоску, бесплодные метания, измельчание интересов. Сопоставляя «героя» эпохи Печорина с теми, кто отнюдь не мог претендовать на это звание, - с «естественным человеком» Бэлой и с «простым человеком» Максим Максимовичем, лишенными интеллекта Печорина и его зоркости, мы видим не только интеллектуальное превосходство, но и духовное неблагополучие и неполноту главного персонажа. Личности Печорина в ее эгоистических проявлениях, вытекающих, прежде всего, из условий эпохи, не освобождается от своей индивидуальной ответственности, суда совести.

Печорин жестоко обращается с людьми. Так, например: сначала он похищает Бэлу и пытается понравится ей. Но когда Бэла влюбляется в Печорина, он бросает ее. Даже после смерти Бэлы он не меняется в лице и в ответ на утешения Максим Максимовича смеется.

После долгой разлуки, холодная встреча с Максим Максимовичем, который считает Печорина своим лучшим другом, и очень огорчается такому отношению к себе.

С княжной Мери он поступает почти так - же, как с Бэлой. Только для того, чтобы развлечься, он начинает ухаживать за Мери. Видя это, Грушницкий вызывает Печорина на дуэль, они стреляются, и Печорин убивает Грушницкого. После этого Мери признается в любви Печорину и просит остаться, но он холодно произносит: «Я вас не люблю».

И суд, ведущий к возмездию, совершается над Печориным, в котором зло, отрываясь во многом от его «добрых» источников, разрушает не только то, на что оно направлено, но также его собственную личность, от природы своей благородную и поэтому не выдерживающую своего внутреннего зла. Возмездие обрушивается на Печорина со стороны людей.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Эгоистический индивидуализм Печорина . И в закладках появилось готовое сочинение.

Время создания и первой публикации. Тематика. Эпоха 1830-х годов и ее отражение в романе

Роман «Герой нашего времени» создавался в конце 1830-х годов. Произведение было полностью опубликовано в 1840 году.

Назовем основные темы романа. Этопоколение 1830-х годов; «лишний человек»; Кавказ (природа, горцы, казаки, русские офицеры на Кавказе, контрабандисты); светское общество (“водяное общество”).

События романа «Герой нашего времени» происходят в 1830-е годы. Как уже отмечалось, это было время реакции, наступившей после поражения восстания декабристов.

С одной стороны, итоги восстания обнажили существенные противоречия в мировоззрении оппозиционно настроенного дворянства. Глав­ное противоречие состояло в том, что революционно-просветительские идеи, лежавшие в основе идеологии декабристов, не нашли отклика в России. Отсюда разочарование значительной части образованных дворян в самой возможности плодотворного общественного служения, пессимистические настроения – вплоть до полного разочарования в жизни.

С другой стороны, резкое ограничение возможностей для оппозиционной деятельности вызвало в среде образованного дворянства усиление философских исканий.

В образе Печорина, в проблематике романа и нашла отражение современная Лермонтову эпоха – в ее трагических противоречиях и философских исканиях.

Проблематика

Главная проблема романа – проблема героя времени . Создавая образ Печорина, Лермонтов стремился запечатлеть основные черты характера и мировоззрения своего современника – молодого образованного дворянина, утратившего смысл жизни. Причины пессимизма героя, утраты им высших духовных ценностей и исследует писатель в своем произведении.

Осмысляя в своем произведении проблему героя времени, Лермонтов одновременно ставит в романе такие социальные, философские и нравственные вопросы, как действие и бездействие ,смысл познания мира, предопределение и свобода воли, вера и безверие, добро и зло, смысл жизни, человек и природа.

Идейная направленность

Роман «Герой нашего времени» отличает критический пафос . Свою позицию писатель высказал в предисловии ко второму изданию своего произведения: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Как и в «Думе», Лермонтовобличает пороки своих современников , их неспособность служить высоким идеалам. Между тем автор не ставит перед собой задачу утверждения каких-либо путей преодоления духовного кризиса своего поколения: «Болезнь указана, а как ее излечить – это уж Бог знает!»

В то же время в произведении Лермонтова угадываются некоторые грани нравственного идеала автора. Этосвободная жизнь в единении с природой (идеал «естественного человека» отчасти воплощен образах горцев и «честных контрабандистов»);борьба (не случайно стремление к действию – главная черта характера Печорина); достойноеслужение отечеству (яркий пример такого служения – Максим Максимыч);истинная любовь и дружба (чувства, в которые не верит Печорин и которые, тем не менее, нередко становятся предметом его грустных размышлений); наконец,вера в Бога, утрата которойстала для Печорина и всего поколения 1830-х годов настоящей трагедией.

Проблема творческого метода

«Герой нашего времени» – это произведение критического реализма с чертами романтизма.

Лермонтовский роман отличает глубокий историзм : писатель отразил здесь эпоху 1830-х годов в ее трагических противоречиях и философских исканиях, создал яркийтип героя времени. О значении «портрета... составленного из пороков всего... поколения», Лермонтов писал, как уже отмечалось, в предисловии ко второму изданию романа. Помимо Печорина, в романе нарисованы и другие яркие типические характеры – например, Максим Максимыч, Грушницкий.

Кроме того, реализм Лермонтова, как уже говорилось выше, отличается критической направленностью.

Создавая реалистическое произведение, Лермонтов опирался и на романтические традиции , которые проявились в следующем.

Некоторые романтические черты мы находим в образе главного героя . Печорин обладаетнеординарными личностными качествами – огромной силой воли, неукротимой жаждой борьбы. В характере Печорина угадываются даже некоторые«демонические» черты. Это сближает Печорина с такими романтическими героями самого Лермонтова, как, например,Демон , Арбенин. Печоринодинок . Он находится в оппозиции к обществу.Не вполне ясно прошлое героя. Мы знаем только, что это выходец из петербургского света, из аристократической среды. В то же время «история», послужившая причиной отъезда Печорина на Кавказ, остается загадочной.

Романтические черты свойственны и другим персонажам романа. Среди них – Бэла, Казбич, девушка-контрабандистка, Вулич.

Традиции романтизма проявились и в «разорванности» композиции романа. Нарушение хронологической последовательности в изложении событий – черта многих романтических произведений.

В «Герое нашего времени» нередки необычные, экстраординарные ситуации, характерные для авантюрно-приключенческих романов и повестей эпохи романтизма (похищение Бэлы, ее трагическая гибель; история с контрабандистами; вызовы судьбе в «Фаталисте»).

Романтическую окраску имеют и некоторые описания природы в романе: например, вид с Гуд-горы («Бэла»), ночной пейзаж и морские зарисовки в «Тамани», картины Кавказа в «Княжне Мери», описание звездного неба в «Фаталисте».

Жанровое своеобразие

Белинский писал о произведении Лермонтова, что «это не собрание повестей и рассказов, это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая». Нельзя не согласиться с критиком в том, что целостность «Героя нашего времени» как романа определяется образом главного героя, единством идейной проблематики, наконец, общей ориентацией произведения на раскрытие внутреннего мира героя времени.

«Герой нашего времени» – роман социальный , в котором нашла отражение жизнь русского общества в 1830-е годы, воссоздан облик «лишнего человека». Это романфилософский : здесь нашли отражение философские искания лермонтовского поколения. Кроме того, это один из первыхпсихологических романов в русской литературе, так как в центре произведения, по словам Белинского, «важный современный вопрос о внутреннем человеке». Не случайно в предисловии к «Журналу Печорина» повествователь указывает на важность изучения внутреннего мира личности: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Задаче изучения «души человеческой» подчинена, как известно, и композиция произведения.

Создавая свой роман, писатель опирался на жанровые традиции современной ему литературы. В произведении Лермонтова мы находим черты таких жанров, какпутевые записки («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань»),кавказская новелла («Бэла»),разбойничья повесть («Тамань»),светская повесть , написаннаяв форме дневника («Княжна Мери»),философская новелла («Фаталист»).

Композиция: общее построение произведения и особенности повествования

Как известно, повести и рассказы, составляющие роман, расположены не в хронологической последовательности. Если события, описанные в произведении, расположить по времени, то вначале должна идти «Тамань» (приезд Печорина на Северный Кавказ), затем «Княжна Мери» (жизнь героя в Пятигорске и Кисловодске), «Бэла» и «Фаталист» (Печорин, проходя службу в крепости, куда он был отправлен, по-видимому, в наказание за дуэль с Грушницким, ненадолго отлучается в казачью станицу, где происходит история с Вуличем), «Максим Максимыч» (Печорин в последний раз встречается со своим бывшим начальником и направляется в Персию); наконец, предисловие к «Журналу Печорина», из которого мы узнаем о смерти главного героя по дороге из «Персии.

В «Бэле» повествование открывает странствующий офицер , в образе которого мы угадываем черты самого Лермонтова , сосланного на Кавказ. Затем его сменяет Максим Максимыч , передающий историю Печорина и Бэлы, причем рассказ Максима Максимыча неоднократно прерывается вопросами, репликами, а иногда и обширными монологами странствующего офицера. Рассказчиком в «Бэле» выступает также и Казбич (эпизодс Карагёзом).

В очерке «Максим Максимыч» слово снова берет странствующей офицер . Далее идет «Журнал Печорина», где повествователем становится уже сам герой . «Журналу» предшествует предисловие , написанное странствующим офицером .

Такое построение «Героя нашего времени» определяется по меньшей мере двумя факторами . Во-первых, это задачи психологического анализа личности главного героя. Во-вторых, это философская проблематика произведения.

Если говорить о расположении первых четырех повестей («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери»), то очевидно, что оно подчинено задаче постепенного раскрытия внутреннего мира главного героя.

«В “Бэле” он является каким-тотаинственным лицом », – пишет Белинский. Максим Максимыч, выступая в роли рассказчика, не способен глубоко проникнуть в душу Печорина. В то же время он точно и подробно рассказывает читателю опоступках героя. Единственный обширный монолог самого Печорина, помещенный в повести «Бэла», звучит несколько неестественно в пересказе старого воина.

В очерке «Максим Максимыч» странствующий офицер дает обстоятельныйпсихологический портрет Печорина.

Далее читатель открывает «Журнал Печорина», где главный герой, по выражению Белинского, «являетсяавтобиографом ». Здесь, по существу, начинаетсяисповедь Печорина. Между тем в рассказе«Тамань» герой говорит преимущественноо событиях , гораздо меньше – о собственных чувствах и переживаниях. «Загадка от этого становится только заманчивее, и отгадка еще не тут», – пишет Белинский.

Наконец, в «Княжне Мери» Печорин пишет уже не только о событиях, не только о своих поступках. Он раскрывает перед читателем свойвнутренний мир. «Туман рассеивается, загадка разгадывается», – замечает Белинский.

Вместе с тем одной только задачей психологического анализа невозможно объяснить ни «разорванности » композиции произведения, ниместа в немповести «Фаталист» , которая, как известно, завершает роман.

Почему же «Фаталист» помещен в конце всех историй о Печорине? Это объясняется философской проблематикой лермонтовского романа.

Со всей очевидностью можно утверждать, что события «Героя нашего времени» не отражают плавного, равномерного течения жизни (как это было в «Евгении Онегине», где «время расчислено по календарю»). Кавказские приключения Печорина представляютцепь экспериментов над жизнью ; они вызваныне объективной необходимостью ,а личной волей героя, одержимого ненасытной жаждой действия. Похищение Бэлы, поединок с девушкой-контрабандисткой, интрига с княжной Мери, дуэль с Грушницким, вызовы судьбе в «Фаталисте»не связаны во времени , но онисвязаны единством философской проблематики романа . Эти события подводят читателя к осмыслениюглавного философского вопроса , поставленного Лермонтовым в «Герое нашего времени»:кто правит миром, человеческая воля или судьба ? Печорин постоянно бросает вызов судьбе, постоянно находится в борении с ней. В «Фаталисте», в описанных в этой повести смертельных схватках человека с судьбой проблема предопределения и свободы воли находитхудожественное завершение –здесь завершается и роман.

Кроме общего построения произведения, соотношения составляющих его отдельных повестей, существенны и другие важные элементы композиции лермонтовского романа, а именно: система персонажей ,сюжетное построение каждой повести, портрет, пейзаж, монологи главного героя.

Говоря об особенностях повествования в романе, необходимо отметить и некоторые чертыповествователей .

Выступая в роли рассказчика , Максим Максимыч , человек бесхитростный, простодушный, не может проникнуть в тайные мысли Печорина, однако он дает строгую нравственную оценку действиям главного героя. Он осуждает его за похищение Бэлы. Он не может оправдать равнодушие Печорина к судьбе девушки. Смех Печорина после гибели Бэлы ужасает Максима Максимыча. Здесь мы видим обличение индивидуализма Печорина с нравственных позиций простого человека, отражающего народную точку зрения.

Странствующий офицер , напоминающий нам самого автора, во многом близок и Печорину . Недаром главный герой в рассказе «Тамань» называет себя тоже «странствующим офицером… с подорожной по казенной надобности». Повествователь и герой удивительно схожи. Оба образованны, оба занимаются литературным творчеством – пишут записки. Они хорошо разбираются в людях. Повествователь смог понять и передать читателю самобытный характер Максима Максимыча. Он нарисовал поразительный по глубине психологический портрет Печорина. Печорин, в свою очередь, прекрасно разбирается в характерах людей. Он высоко ценит интеллектуальные и духовные качества доктора Вернера. Он понял пошлую и подлую натуру Грушницкого. Печорин рисует замечательные портреты этих героев. И повествователь, и герой тонко чувствуют красоту природы. Сравним описание вида с Гуд-годы (повесть «Бэла») и картину гор, открывающуюся из окна дома Печорина (начало «Княжны Мери»).

Между тем важно также назвать и психологические, и нравственные черты, резко отделяющие повествователя от героя. Повествователь ищет гармонии и покоя в окружающем мире . Он ощущает тишину и величие природы: «Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы».

Печорин же не может долго наслаждаться красотой природы. Он стремится к бурям, битвам .

Кроме того, Печорин готов добиваться своего, каких бы жертв это ни стоило. К большинству окружающих людей он относится с презрением.

Странствующий офицер кажется более мягким, душевным человеком. Он внимателен к другим людям, прежде всего к своему спутнику Максиму Максимычу.

Печорин же оскорбляет бывшего сослуживца холодностью и равнодушием . Странствующему офицеру свойственно уважение к простому человеку. Демократизм повествователя резко контрастирует с аристократической холодностью, презрением к людям, индивидуализмом, свойственными Печорину.

Как мы знаем, в последние годы жизни Лермонтова его лирический герой от бурных устремлений юности стал все более склоняться к идеалу гармонии с миром. Особенно ярко это проявилось в таких стихотворениях поэта, как «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837), «Выхожу один я на дорогу…» (1841).

О симпатиях лирического героя позднего творчества Лермонтова к народу, к простым людям свидетельствуют такие произведения поэта, как «Бородино» (1837), «Песня про… купца Калашникова» (1837), «Родина» (1841).

Печорин в «Герое нашего времени» ближе к лирическому герою раннего Лермонтова с его демоническими увлечениями. Странствующий офицер напоминает нам лирического героя поздних лермонтовских произведений, отражающих духовные устремления поэта последних лет его жизни.

Персонажи

Печорин – герой философского и психологического романа

Печорин – единственный главный герой лермонтовского произведения. В связи с его образом осмысляются важнейшие философские проблемы произведения; раскрытию его характера, его внутреннего мира подчинены почти все элементы композиции: общее расположение повестей, система персонажей, пейзажные зарисовки, психологический портрет.

Печорин – молодой образованный аристократ, офицер (прапорщик), человек светский.

Прошлое героянеясно : очевидно только, что Печорин не по своей воле оказался на Кавказе; в повести «Княжна Мери» есть намеки на некую историю, произошедшую с героем в Петербурге.

Как уже отмечалось, важнейшая философская проблема романа – действие и бездействие . Для Печорина, как и для лирического героя «Думы», эта проблема стоит необычайно остро. В самом деле: Печорин – личностьнезаурядная . У негосильный характер . Белинский замечает: «В этом человеке естьсила духа и могущество воли ». Сам герой признаётся:«Я чувствую в душе моей силы необъятные» .

По своей натуре Печорин – герой-бунтарь , напоминающий нам романтических героев поэзии Лермонтова, например Демона. «В бездействии состариться» такой герой не может. Однако найти достойное применение своим силам Печорин не в состоянии. Он растрачивает их вбесплодной борьбе с жизнью. Печорин бросает вызов самому Богу, постоянно вступая в смертельно опасные поединки с судьбой: он рискует жизнью в схватке с честными контрабандистами («Тамань»), на дуэли с Грушницким («Княжна Мери»), в момент захвата казака-убийцы («Фаталист»). Причем борьба Печорина с жизнью приносит страдания, несчастья, смерть. Герой ощущает себя «топором в руках судьбы». Единственный поступок Печорина, который имел положительный результат, – захват преступника в «Фаталисте».

Для понимания личности Печорина, наряду с проблемой действия и бездействия, важна также проблема познания ,особенно актуальная в свете напряженныхфилософских исканий в среде образованного дворянства в 1830-е годы. Вспомним стихотворение «Дума», где Лермонтов пишет о своем поколении, обреченном набесплодное познание мира :

Под бременем познанья и сомненья

Вернемся к роману. Печорин – человек необычайно умный и, по-видимому,философски образованный . Об этом свидетельствуют, к примеру, его размышления об идеях и страстях в дневниковой записи от 3 июня в «Княжне Мери». Причем у герояаналитический склад ума . Им овладевает не только стремление к действию, но ижажда познания. Между тем и здесь его ожидает разочарование. В повести «Бэла» Печорин признается Максиму Максимычу: «Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько». Отметим, что Печорин, как и лирически герой «Думы», относится негативно не к науке как таковой, а именно к «науке бесплодной», к знаниям, которые не находят практического применения.

В то же время, отрицая «науку бесплодную», Печорин не может уйти от напряженной работы мысли. Героя терзают постоянные раздумья о самом себе, о собственной жизни; его ум разъедает «рефлексия » (Белинский). Печорин не в состоянии отвлечься от мучительного анализа своих поступков. Герой замечает о себе: «Во мне два человека. Один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». В этом Печорин также герой своего времени. Он несет на себе бремя познания своего поколения.

Таким образом, Печорин не только герой действия , ставящий смертельно опасные эксперименты над жизнью, но игерой-философ , обреченный на бесплодное познание мира и стремящийся тем не менее найти ответы на коренные вопросы человеческого бытия. Одним из таких вопросов становится следующий:кто правит миром, воля человека или Божественное предопределение? В результатепроблема предопределения и свободы воли оказываетсяцентральной философской проблемой лермонтовского романа. Ее формулирует безымянный герой рассказа «Фаталист»: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?»

Проблема предопределения и свободы воли тесно связана и с проблемой действия, и с проблемой познания. В самом деле, есть ли смысл в свободном деянии, если всё и так предопределено свыше? Есть ли смысл познавать мир, если человеческий разум не приводит к познанию истины, которую до конца дано знать одному лишь Богу? Вот почему рассказ «Фаталист», в котором формулируется проблема предопределения и свободы воли, занимает ключевое место в произведении, завершая лермонтовский роман.

Вспомним основные эпизоды «Фаталиста». Эксперименты над жизнью, которые ставятся в рассказе, свидетельствуют в пользу предопределения. Вулич, испытывая судьбу, стреляет в себя, но остается жив: пистолет дает осечку. Между тем Печорин «читал печать смерти на бледном лице его, какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы», и Вулич вскоре погибает от сабли пьяного казака. Затем Печорин, испытывая свою собственную судьбу, врывается в избу, где спрятался убийца, и остается жив.

Нельзя сказать, что Печорин полностью отрицает существование судьбы. Скорее он не хочет признавать ее власти над собой . Он постоянно бросает вызов судьбе. Герой утверждает: «Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает».

Мотив борения с судьбой особенно ярко звучит в монологе Печорина, завершающем «Княжну Мери»: «Отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное? Нет, я бы не ужился с этой долею! Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце. Он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там, на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус».

С проблемой предопределения и свободы воли тесно связана проблема веры и безверия.

В «Фаталисте» Печорин с иронией пишет о «людях премудрых», которые думали, что «светила небесные принимают участие» в их жизни. Вместе с тем герой признает ту огромную силу воли, которую придавала предкам «уверенность, что целое небо… на них смотрит с участием». Вера в Провидение придавала ушедшим поколениям силу и мужество. Вере предков противопоставлено безверие поколения 1830-х годов. «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья», – замечает герой. Утрата веры – тягчайший душевный недуг, которым страдало лермонтовское поколение. Этот недуг в значительной степени поразил и Печорина.

Вопрос о вере и безверии связан и с проблемой добра и зла . Бросая вызов Богу, лермонтовский герой неизбежно подвергает сомнению и те нравственные принципы, которые диктуются религией. Речь идет прежде всего о ветхозаветных заповедях «не убий» и «не прелюбодействуй». Печорин разрешает себе убийство. Прелюбодеяние мыслится им как некая жизненная норма. Что касается новозаветной заповеди любви, то герой даже иронизирует над ней: «Я люблю врагов, хотя не по-христиански». Утрата веры оказывается неразрывно связанной соскудением любви . Теряя способность любить, лермонтовский герой неизбежно отдает себя служению злу.

Назовем две очевидные причины душевного очерствения Печорина. Одна из них – в недостатке душевного тепла со стороны близких ему людей в детские годы. Печорин рассуждает об этом в своем монологе, обращенном к княжне Мери: «Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было, но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен. Я был угрюм, другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир. Меня никто не понял, и я выучился ненавидеть».

Ещё одна причина очерствения души Печорина – в изначальной предрасположенности героя ко злу, в некоем демоническом начале , таящемся в глубине его сердца. Как уже отмечалось, эта черта роднит Печорина с другими лермонтовскими героями демонического склада – с Демоном из одноименной поэмы и с Арбениным из «Маскарада».

Утрата веры и оскудение любви в душе Печорина неразрывно связаны с такими чертами характера героя, как крайний индивидуализм иабсолютизация свободы собственной личности . «Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... но свободы моей не продам», – записывает герой в своем дневнике («Княжна Мери»).

Впрочем, Печорин пытается сохранить остатки любви в собственном сердце. Он готов простить подлость Грушницкому, если тот откажется от своего замысла и принесет извинения. После убийства противника Печорин пытается догнать Веру, ища ее сочувствия. Однако все эти попытки преодолеть собственный эгоцентризм не могут спасти лермонтовского героя от душевной опустошенности.

Утратив веру илюбовь в собственном сердце, Печорин неизбежнотеряет инадежду на Благой Промысл о собственной душе.Пессимизм героя приобретаетабсолютные очертания . Именно в таком душевном состоянии Печорин предстает перед читателем в разговорах с доктором Вернером в «Княжне Мери». «У меня… есть еще убеждение – именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастье родиться», – цинично шутит Печорин. То же настроение героя присутствует и в монологе, обращенном к Максиму Максимычу в «Бэле». «Мне осталось одно средство: путешествовать… авось где-нибудь умру на дороге!» – восклицает герой.

Надо сказать, что Печорин прекрасно понимает, что у него, как и у всякого человека, должен быть истинный смысл жизни . Беда героя в том, что онне смог его найти . Об этом Печорин размышляет в одном из своих монологов в повести «Княжна Мери»: «Пробегаю в памяти всё мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения...»

Не найдя в окружающей действительности опоры для добрых деяний и приняв зло, Печорин тем самым подписывает приговор собственной душе. Крайний индивидуализм Печорина становится причиной еговнутренней опустошенности, утраты им смысла жизни.

Печорин не может найти душевного успокоения и в единении с природой.

Человек и природа – одна из основных философских проблем романа. С природой связана важнейшая граньидеала самого Лермонтова . Наиболее ярко этот идеал воплощен в размышлениях повествователя, наблюдающегокартину природы, открывающуюся с Гуд-горы (повесть «Бэла»): «Тихо было всё на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы... Какое-то отрадное чувство распространилось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром: чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; всё приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять».

В приведенных строках угадывается идеал «естественного человека», живущего в единении с природой. В то же время повествователь сознает, что этот идеал в реальной жизни неосуществим. Некоторые черты «естественного человека» мы видим в характерах горцев, особенно в Бэле, «честных контрабандистов» из «Тамани». Между тем душевные качества Казбича и Азамата, «ундины» и Янко весьма далеки от идеала.

Идеал единения человека с природой близок и Печорину. Например, герой рисует в «Княжне Мери» замечательный вид на горы, открывающийся из окна дома в Пятигорске: «Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как ‘‘последняя туча рассеянной бури’’; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка...» Далее Печорин размышляет: «Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?» Печорин любит природу, восхищается ее красотой, но при этом он прекрасно понимает, что никогда не сможет вернуться к первозданной, «детской» гармонии с ней.Герой обретает единство с природой лишь в критические, переломные моменты своей жизни. Один из таких моментов –утро перед дуэлью. «Я не помню утра более голубого и свежего! – восклицает герой. – Я помню: в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу». Наедине с природой остается Печорин в еще одной острой ситуации. Убив на дуэли Грушницкого,тщетно пытаясь догнать Веру, загнав коня, герой «упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал».

Однако подобные встречи героя с природой лишь мгновения в его полной суетных страстей жизни.

Рассмотрим некоторые художественные средства создания образа главного героя. Центральное место в романе занимаетпсихологический портрет Печорина, который дается в очерке «Максим Максимыч». Портрет принято считать психологическим, если детали внешности позволяют читателю проникнуть во внутренний мир героя. Таков портрет Печорина. Повествователь, характеризуя внешность Печорина, заостряет внимание на следующих деталях. Крепкое сложение свидетельствует о выносливости героя. «Ослепительно чистое белье» – примета человека светского. Маленькая рука – признак аристократического происхождения. При ходьбе Печорин «не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера».

«В его улыбке было что-то детское», – отмечает повествователь. Названо еще одно качество Печорина: «Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке».

Особое внимание повествователь уделяет глазам Печорина: «Они не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти... Взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый – оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса...»

Портрет Печорина свидетельствует о незаурядности и одновременнопротиворечивости натуры героя, о сложности его характера.

В психологическом романе Лермонтова особую роль играют монологи главного героя – как «внутренние», оформленные как записи в дневнике («журнале»), так и обращенные к другим персонажам романа. В монологах выражены сокровенные мысли, чувства, переживания Печорина, его взгляд на важнейшие философские проблемы, волновавшие поколение 1830-х годов.

Первый подобный монолог помещен, как уже отмечалось, в повести «Бэла». Печорин рассказывает Максиму Максимычу о странностях своего «несчастного характера».Герой с горечью признаётся, что он нередко становится «причиною несчастья других», но «и сам не менее несчастлив». Печорин говорит о бесполезности знаний, о своем разочаровании в любви, о том, что душа его «испорчена светом». Завершается монолог мыслями героя о смерти. Наибольшее число монологов Печорина мы находим в повестях «Княжна Мери» и «Фаталист». Некоторые из них упоминались выше (об идеях и страстях, о смысле жизни, о раздвоенности собственной личности, о вере предков и безверии нынешнего поколения). В некоторых монологах героя содержатся замечательныеописания природы (например, уже упоминавшийся вид из окна дома в Пятигорске).

Подведем итоги. В философско-психологическом романе «Герой нашего времени» Лермонтов нарисовал реалистический портрет своего современника – человека незаурядных способностей, обладающего могучей волей, неукротимой энергией и одновременно утратившего смысл жизни, веру в добро, не способного направить свои силы на благие дела и поэтому обреченного на духовную смерть. Композиция произведения, другие художественные средства (портрет, пейзаж, система персонажей, монологи Печорина) позволили автору показать героя в критических ситуациях, передать его размышления над жизнью, вскрыть противоречия его характера и таким образом выявить существенные черты его личности.

Краткий обзор второстепенных персонажей

Система персонажей, во-первых, является важнейшим средством раскрытия характера главного героя, во-вторых, играет исамостоятельную роль. Каждый из персонажей – яркий тип современной Лермонтову жизни. Персонажи наделены индивидуальными, неповторимыми чертами характера.

Максим Максимыч выступает в романе Лермонтова какгерой и какрассказчик . Это, по словам Белинского, «тип старого кавказского служаки». Свой чин штабс-капитана герой получил в результате долгой, полной невзгод службы на Кавказе.

Портрет Максима Максимыча (повесть«Бэла» ) характеризует его как простого русского офицера. «Он казался лет пятидесяти, – пишет повествователь, – смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду».

Максима Максимыча, в отличие от Печорина, нельзя назвать светским человеком. Это человек из народа , «тип чисто русский», по замечанию Белинского. Герой не обладает ни европейской образованностью, ни утонченными аристократическими манерами. Максима Максимыча не интересуют философские вопросы, волнующие Печорина. Как пишет Белинский, «умственный кругозор Максима Максимыча очень ограничен, но причина этой ограниченности не в его натуре, а в его развитии».

Максим Максимыч видит смысл своей жизни в служении отечеству. «Для него жить – значит служить», – замечает критик. Хотя по своему образованию, по своему умственному развитию Максим Максимыч уступает Печорину, в то же время у него, по словам Белинского,«чудесная душа, золотое сердце» . «Он каким-то инстинктом понимает всё человеческое и принимает в нем горячее участие», – замечает критик. Добрая и широкая душа Максима Максимыча противоположна индивидуалистической натуре Печорина. Эта противоположность выявляется прежде всего в истории с Бэлой. Максим Максимыч горячо сочувствует Бэле, тяжело переживает ее смерть. Для Печорина же трагическая судьба Бэлы не более чем неприятное воспоминание. Весьма показательна последняя встреча двух героев, описанная в очерке «Максим Максимыч». Здесь проявились искренняя привязанность Максима Максимыча к Печорину и одновременно равнодушие главного героя по отношению к бывшему сослуживцу.

Итак, доброта и душевная щедрость Максима Максимыча , замечательного человека из народа, яркооттеняют эгоизм, душевную черствость Печорина.

В повести «Бэла» читатель встречает яркие, запоминающиеся образы горцев . ЭтоКазбич, Азамат, Бэла. Горцев отличаютблизость к природе, неистребимая любовь к свободе. В образах кавказцев в некоторой степени воплощены представления Лермонтова о «естественном человеке».

Казбич выступает в повести «Бэла» не только какгерой , но также какавтор песни и какрассказчик . Свободолюбивый дух Казбича проявляется в егопесне о лихом коне , которого он ценит выше всех красавиц. Герою принадлежит также ирассказ о коне .Карагёз – своего рода«двойник» героя , верный спутник его жизни. Его потерю Казбич воспринимает как величайшую трагедию. Песня и рассказ героя сообщают повествованию романтическую окраску.

В то же время, в отличие от романтических героев, например Мцыри, Лермонтов не идеализирует Казбича , а тем болееАзамата. Это характеры реалистические. Они наделены неприглядными чертами. Азамат капризен, своеволен, «ужасно падок» на деньги. Он без особых колебаний похищает сестру, чтобы обменять ее на коня. Казбич жесток и мстителен. Он убивает отца Бэлы. В результате неудачной попытки похитить Бэлу он губит и ее.

Портрет Казбича свидетельствует о его разбойничьем нраве. «Рожа у него была самая разбойничья; маленький, сухой, широкоплечий», – отмечает Максим Максимыч.

Печорина сближают с горцами сила характера, свободолюбивый дух, жажда действия. Вместе с тем Печорин далек от них и по своему общественному положению, и по развитию. Горцы, обладающие цельными характерами, живущие по законам природы и родовым обычаям, противопоставлены Печорину, оторванному от национальной почвы, страдающему от «рефлексии», не способному обрести душевное равновесие, смысл жизни.

Если Казбич и Азамат обрисованы Лермонтовым без какой-либо идеализации, то в образе Бэлы мы находим некоторыеидеальные черты, свойственные романтическим героям.

Об этом свидетельствует портрет героини. Бэла изображена в произведении как прекрасная черкешенка. «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу», – говорит Максим Максимыч.

Белинский отмечает в Бэле глубокую женскую натуру, способную на сильное чувство.

Впрочем, Печорину кажется, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни». Бэла становится невинной жертвой ненасытной страсти Печорина к жизненным наслаждениям. Невольно погубив Бэлу, Печорин до конца не осознаёт своей вины. Для него история с Бэлой лишь звено в цепи бесплодных поединков с жизнью, с судьбой.

В «Тамани» действуют«ундина» , Янко , слепой мальчик , старуха , олицетворяющие собой загадочный мир «честных контрабандистов», мир вольной жизни, борьбы и опасных приключений.

Наиболее ярко очерчен в романе образ девушки-контрабандистки . Ее притягательнаявнешность («настоящая русалка»), решительный характер, смелость, отвага вызывают симпатию главного героя. Вот как Печорин рисует ее портрет: «Она была далеко не красавица... Необыкновенная гибкость ее стана... длинные русые волосы... и особенно правильный нос – все это было для меня обворожительно». Однако же «в ее косвенных взглядах» герой «читал что-то дикое и подозрительное». Такова внешность «ундины», едва не утопившей Печорина. Появление героини в повести сопровождаетсякартиной «взволнованного моря» . Ярко характеризует девушку и еепесня о «вольной волюшке», о «белопарусниках», о «буйной головушке». Девушка из «Тамани» – яркий народный характер.Речь ее, состоящая изпословиц , передаетлукавство и природныйум героини («Откуда ветер, оттуда и счастье»; «Где поется, там и счастливится»; «Кто крестил, тот знает»).

При всей несхожести двух героев Печорина и девушку из «Тамани» сближает главное: яркость натур, сила воли, смелость, отвага, страсть к приключениям. Не случайно девушка-контрабандистка оказывается достойным противником главного героя. В отличие от других женщин в романе, она не поддается влиянию Печорина; она сама пытается очаровать его, а затем погубить.

Лермонтов отнюдь не идеализирует свою героиню. Девушка-кон­трабандистка, как и ее возлюбленный Янко, оказываются черствыми и жестокими по отношению к старухе и к слепому мальчику. Белый парус, символ свободы и борьбы, соседствует здесь с прозаическими деталями жизни контрабандистов.

События, описанные в «Тамани», существенны для понимания характера Печорина. Разрушив жизнь «честных контрабандистов», герой лишь на мгновение утолил свою ненасытную жажду борьбы, ничего не обретя взамен.

Наибольшее число персонажей мы находим в повести «Княжна Мери». Ярко очерчен характерГрушницкого . Образ этого персонажа Белинский назвал «истинно художественным созданием». По выражению критика, «Грушницкий – идеальный молодой человек, который щеголяет своей идеальностью». Пошлость натуры Грушницкого отразилась и в его портретной характеристике. Грушницкий стремится представить себя героем романа, и его внешность подтверждает это. Вот как описывает Грушницкого Печорин: «Он хорошо сложен, смугл и черноволос... Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль». Главный герой отмечает не только детали внешности Грушницкого (толстая солдатская шинель – особый род франтовства), но и его манеры («поминутно крутит усы левой рукой»), особенности речи («говорит он скоро и вычурно»).

Романтический облик Грушницкого, его разочарованность в жизни, его страдания – всё это лишь маска, за которой скрывается пошлая и ограниченная натура. В столкновении с Печориным Грушницкий проявляет подлость и низость души.

Грушницкий – своеобразный «двойник» Печорина, пародия на главного героя. Оригинальность натуры Печорина, его одиночество, его конфликт с обществом, душевная раздвоенность получают в характере Грушницкогокарикатурное преломление .

Грушницкому суждено сыграть важную роль в любовной интриге , составляющей сюжетную основу повести «Княжна Мери». Это роль «неудачливого любовника».Комедия , участником которой становится этот персонаж,завершается трагически . Грушницкий погибает, став жертвой очередного «эксперимента» Печорина над жизнью.

Прототипом Вернера является доктор Майер – лицо близкое декабристам (в романе есть намёк на кружок ссыльных декабристов в Ставрополе).

Портрет героя свидетельствует о самобытности его личности: «Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона... неровности его черепа поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли». О незаурядном характере Вернера говорит и его прозвище – Мефистофель.

Доктор Вернер, по замечанию Печорина, «скептик и материалист ». Эти черты мировоззрения доктора сближают его с главным героем романа, делают его одним из «двойников» Печорина. Однако доктор «вместе с этим поэт». Вернера отличают истинная гуманность, сострадание к людям. «Я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом», – вспоминает Печорин.

По замечанию А.Н.Соколова, доктор Вернер противопоставлен Печорину и как незнатный человек – аристократу, и как человек труда – праздному искателю приключений, и как человек сердечный – холодному эгоисту. Вернер не может понять и принять жестокости главного героя, убившего на дуэли Грушницкого. Доктор с грустью замечает в своей записке, адресованной Печорину: «Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно... если можете... Прощайте...»

Среди эпизодических персонажей «Княжны Мери» выделяется драгунский капитан типичный представитель русского офицерства николаевской поры, соединяющий в себе пошлость и грубость, подлость и трусость. Он делает всё возможное, чтобы поссорить Печорина с Грушницким, провоцирует скандал и дуэль. В то же время он проявляет малодушие, когда Печорин, добиваясь равных условий дуэли с Грушницким, предлагает капитану стреляться на тех же условиях.

Особое место в повести «Княжна Мери» занимают женские персонажи. Этокнягиня Лиговская , ее дочь княжна Мери , Вера .

Наиболее ярко очерчены и внешний облик, и характер княжны Мери . Повторяющаяся портретная деталь – «бархатные глаза» – подчеркивает утонченность и обаяние героини. В романе отмечены ум и образованность княжны: она читала Байрона по-английски, знает алгебру.

Важную сюжетную роль в повести играетистория любви княжны Мери к Печорину. Лермонтов психологически точно рисует изменения во внутреннем мире героини. Вначале писатель передает раздражение и неприязнь княжны в отношении Печорина, потом – чувство любопытства, зарождающейся любви, затем страсть, наконец – горькое разочарование. Получается, что образ героини играет важнуюкомпозиционную роль в романе. Любовная интрига с ее участием позволила автору глубже раскрыть характер, внутренний мир не только княжны Мери, но и главного героя – Печорина.

Образ Веры менее яркий, нежели образ княжны Мери. Белинский пишет о Вере: «Это скорее сатира на женщину, чем женщина». Далее критик замечает: «Отношения ее к Печорину похожи на загадку. То она кажется вам женщиной глубокой, способной к безграничной любви и преданности, к геройскому самоотвержению, то видите в ней одну слабость и больше ничего... В ее обожании есть что-то рабское». Отметим портретную характеристику героини. Бледность лица Веры – проявление болезненности героини, ее слабости.

Для Печорина Вера олицетворяет скорее воспоминание о прежней любви, нежели любовь в настоящем. На сильное, глубокое чувство герой оказывается не способен. Двусмысленность отношений Печорина с Верой – еще одно свидетельство жизненной несостоятельности героя, его душевной нечистоты. Отсюда и неопределенность его чувства к Вере, и сознание бессмысленности дальнейших близких с ней отношений. «Гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно», – замечает герой.

В рассказе «Фаталист» перед читателем предстает еще одна яркая личность. Это поручик Вулич , тоже своего рода «двойник» Печорина. Яркая, колоритная внешность Вулича – свидетельство незаурядности его натуры: «Наружность поручика Вулича отвечала вполне его характеру. Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его, – все это будто согласовалось для того, чтобы придать ему вид существа особенного», – пишет Печорин.

В «Фаталисте» Вулич и Печорин поочередно ставят «эксперименты» над жизнью, испытывают судьбу. Фаталист Вулич стреляет в себя, но остается жив: значит, ему не суждено было в этот момент погибнуть. Однако Печорин читает «печать смерти на бледном лице его», и Вулич вскоре погибает. Затем Печорин сам испытывает судьбу, обезоруживая пьяного казака, и остается жив.

Видимо, смысл сопоставления двух героев-двойников заключается в следующем. Печорин готов в какой-то момент согласиться с Вуличем в том, что судьба властвует над человеком. Но он не может не бросить судьбе вызов: в этом суть личности главного героя.

В рассказе «Фаталист» появляется эпизодический женский персонаж – хорошенькая девушка Настя , дочка старого урядника, к которой Печорин испытывал симпатию. Настя, по всей видимости, страдает от любви к Печорину. Пока Настя дожидалась героя у калитки, ее «милые губки» посинели от холода. Печорин же кажется холодным и равнодушным. Вселенские вопросы волнуют героя больше, чем чувство Насти.

Вопросы и задания

1. Когда создавался роман «Герой нашего времени»? В каком году он был впервые опубликован?

2. Назовите основные темы произведения. К какой исторической эпохе относятся события романа? Кратко охарактеризуйте этот исторический период.

3. Как можно определить главную проблему романа? Какие социальные, философские и нравственные вопросы с ней связаны?

4. Можно ли утверждать, что Лермонтов определил пафос своего романа как критический? Какие грани авторского идеала всё же утверждаются при этом в произведении?

5. Почему «Герой нашего времени» называют произведением критического реализма? Есть ли здесь черты романтизма?

6. Почему «Герой нашего времени» – это, по словам Белинского, «не собрание повестей и рассказов», а целостный роман? Почему мы можем говорить, что произведение Лермонтова сочетает в себе черты социального, философского, психологического романа? Признаки каких еще литературных жанров, популярных в лермонтовскую эпоху, мы здесь находим?

7. В какой последовательности идут отдельные повести, составляющие роман? Какие из этих повестей входят в «Журнал Печорина»? От чьего имени ведется рассказ в каждой из повестей? От чьего лица написано предисловие к «Журналу Печорина»? Как будут следовать повести, если их расположить в хронологическом порядке?

8. Какие факторы определяют общее построение романа? Как раскрывается характер и внутренний мир Печорина от «Бэлы» до «Княжны Мери»? Почему именно «Фаталист» завершает роман?

9. Кратко охарактеризуйте рассказчиков в каждой из повестей. Какие стороны личности Печорина помогает нам выявить Максим Максимыч и какие остаются «загадкой»?

В чем сходство и в чем различие в личностях двух повествователей – странствующего офицера и самого Печорина, в их отношении в миру и к людям? -

10. Определите место Печорина в произведении, социальный статус героя.

11. Назовите философские проблемы, которые осмысляет автор в связи с образом Печорина (действие и бездействие, познание, предопределение и свобода воли, вера и безверие, добро и зло, смысл жизни, человек и природа).

12. Как вы можете объяснить связь между утратой веры в добро, крайним индивидуализмом и пессимизмом главного героя? Можно ли утверждать, что Печорин всё-таки понимал, что истинный смысл жизни существует? Почему же герой утратил его?

13. Какие стороны личности Печорина помогают раскрыть образы природы? Назовите наиболее яркие пейзажные зарисовки в романе, характеризующие главного героя, прокомментируйте их.

14. Рассмотрите психологический портрет героя. Какие детали внешности персонажа позволяют нам судить о его характере, о его внутреннем мире?

15. Назовите наиболее яркие монологи главного героя и прокомментируйте их. Как в этих монологах раскрываются философские взгляды героя, его жизненные принципы?

16. Какие основные функции выполняют второстепенные персонажи в романе? Охарактеризуйте Максима Максимыча как рассказчика и как героя. В чем он противопоставлен Печорину?

17. Кратко охарактеризуйте горцев – Бэлу, Казбича, Азамата. Кто из этих персонажей выступает также в роли рассказчика? Какие художественные средства использует Лермонтов при создании образов кавказцев?

18. Расскажите о героях «Тамани». Можно ли утверждать, что писатель идеализирует «честных контрабандистов»? Какие черты характера сближают «ундину» с Печориным? С помощью каких художественных средств Лермонтов создает образ девушки-контрабандистки?

19. Почему Грушницкого можно назвать пародией на Печорина? Какую роль играет Грушницкий в сюжете «Княжны Мери»?

20. Какие черты сближают Печорина и доктора Вернера, какие разделяют? Приведите примеры деталей, характеризующих доктора Вернера.

21. Охарактеризуйте княжну Мери, ее роль в сюжете, художественные средства создания ее образа.

22. Какие стороны личности Печорина раскрываются в его отношении к Вере?

23. В чем идейно-композиционная роль образа поручика Вулича? Какие черты характера этого персонажа сближают его с Печориным? По какому мировоззренческому вопросу мнения Печорина и Вулича принципиально расходятся? Кто, с вашей точки зрения, оказывается прав в их споре?

24. Составьте развернутый план-конспект и подготовьте устное сообщение на тему: «Художественные функции пейзажа в свете философской проблематики романа “Герой нашего времени”».

25. Составьте развернутый план-конспект и подготовьте устное сообщение на тему: «Мастерство портрета в романе “Герой нашего времени”».

26. Напишите сочинение на тему: «Противоречия личности Печорина».

Сочинение

Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" был создан в эпоху правительственной реакции, когда подавлялись всякая свободная мысль, всякое живое чувство. Это мрачное десятилетие породило новый тип людей — разочарованных скептиков, "страдающих эгоистов", опустошенных бесцельностью жизни. Таков и лермонтовский герой.

Он наделен острым аналитическим умом, силой характера, своеобразным обаянием, в его душе таятся "силы необъятные". Но на совести его много зла. С завидным постоянством, сам не желая этого, Печорин причиняет окружающим людям страдания. Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы. Он сталкивает своего героя с разными людьми: горцами, контрабандистами, "водяным обществом". И везде выявляется неординарность, сила личности Печорина. Он жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, "необъятным душевным силам", но историческая действительность и психологические особенности его характера обрекают его на трагическое одиночество. Жажда действия, интерес к жизни, бесстрашие и решительность толкают его в "Тамани" на поиски опасных приключений, которые заканчиваются разрушением налаженного мирка "мирных контрабандистов". Неудачей оканчивается и попытка героя обрести естественное, простое счастье в любви горянки Бэлы. Печорин откровенно признается Максиму Максимычу в том, что "любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой".

Такого человека, как Печорин, не может удовлетворить любовь простой девушки. Он стремится к чему-то большему. Его богатый и сложный внутренний мир не в состоянии постичь ни прекрасная "дикарка" Бэла, ни добродушный Максим Максимыч. Именно рассказ старого штабс-капитана впервые знакомит нас с этим загадочным героем. При всей своей симпатии к Печорину Максим Максимыч сумел заметить лишь некоторые странности "тоненького прапорщика". Его возмущает кажущееся безразличие Печорина после смерти Бэлы. И только по вскользь оброненному замечанию, что "Печорин был долго нездоров, исхудал", можно догадаться о подлинной силе его переживаний.

В повести "Максим Максимыч" автор дает возможность пристально вглядеться в оригинальную внешность Печорина, которая приоткрывает сложность и противоречивость его внутреннего мира. Обращает на себя внимание редкое сочетание белокурых волос и черных глаз, широких плеч и бледных худых пальцев. Но особенно поражает его взгляд: глаза его "не смеялись, когда он смеялся". Автор делает вывод: "Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти". Загадку печоринской натуры помогает понять дневник героя, его искренняя и бесстрашная исповедь. Повести "Тамань", "Княжна Мери" и "Фаталист" показывают, что Печорин, обладая незаурядными способностями, не находит им применения. Особенно отчетливо это проявляется во взаимоотношениях героя с людьми своего круга, с "водяным обществом" Пятигорска. Печорин на голову выше пустых адъютантиков и напыщенных франтов, которые "пьют — однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом... играют и жалуются на скуку".

Григорий Александрович отлично видит ничтожество Грушницкого, мечтающего при помощи солдатской шинели "сделаться героем романа". В поступках Печорина чувствуется глубокий ум и трезвый логический расчет. Весь план обольщения Мери основан на знании "живых струн сердца человеческого". Значит, Печорин прекрасно разбирается в людях, умело используя их слабости. В разговоре с Вернером он признается: "Из жизненной бури я вынес только несколько идей — и ни одного чувства. Я давно уже живу не сердцем, а головою". Все же, вопреки его собственным утверждениям, Печорин способен к искреннему большому чувству, но любовь героя сложна. Так, его чувство к Вере с новой силой пробуждается именно тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая понимала его. Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто его любит. Погибает Бэла, страдает Мери, несчастлива Вера. История с Грушницким — иллюстрация того, что необъятные силы Печорина тратятся впустую на цели мелкие и недостойные его. То же мы видим в повестях "Бэла" и "Тамань". Вмешательство Печорина в жизнь горцев губит Бэлу и ее отца, делает Азамата бездомным абреком, лишает Казбича любимого коня. Из-за любопытства Печорина рушится ненадежный мирок контрабандистов. Застрелен на дуэли Грушницкий, трагически обрывается жизнь Вулича.

Что же сделало Печорина топором в руках судьбы"? Сам герой пытается найти ответ на этот вопрос, анализируя свои поступки, свое отношение к людям. Наверное, причина трагизма Печорина во многом коренится в системе его взглядов, с которыми мы знакомимся в дневнике. Он не верит в дружбу, потому что "из двух друзей всегда один раб другого". По его определению, счастье — это "насыщенная гордость". Это изначально неверное утверждение толкает его к бешеной погоне за "приманками страстей", которая, по сути, и составляет смысл его жизни.

Григорий Александрович признается в дневнике, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, поддерживающую его силы. В этом раскрывается его беспредельный эгоизм, равнодушие к людям, которые проявляются во всех его поступках. В этом огромная вина Печорина перед теми, кому он причинил зло и страдания, и перед самим собой за бездарно прожитую жизнь.

Но попытаемся разобраться в причинах такого печоринского взгляда на жизнь. Безусловно, это связано с действительностью 30-х годов XIX века, когда были убиты надежды на коренные преобразования в стране, когда молодая дворянская интеллигенция, не видя возможности приложения своим силам, растрачивала жизнь впустую. Одаренность Печорина, его изощренный аналитический ум возвышали его над людьми, приводя к индивидуализму, заставляя замкнуться в кругу собственных переживаний, разрывая его связи с обществом. В этом, мне думается, беда Печорина, трагизм его судьбы.

Роман “Герой нашего времени” стал продолжением темы “лишних людей”. Эта тема стала центральной в романе в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина.

В предисловии к роману автор показывает отношение к своему герою. Так же как и Пушкин в “Евгении Онегине” (“Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной”), Лермонтов высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его главным героем. Лермонтов не считал Печорина положительным героем, с которого надо брать пример. Автор подчеркнул, что в образе Печорина дан портрет не одного человек, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала XIX века.

В романе Лермонтова “Герой нашего времени” показан молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей.

Печорин - офицер. Он служит, но не выслуживается. Печорин не занимается музыкой, не изучает философию или военное дело. Но мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам “жалкостью действий”, пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям. Но мы видим, что и сам он глубоко страдает.

Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...” Каковы причины этой раздвоенности?

“Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни...” - признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой. Печорин - эгоист. Еще пушкинского Онегина Белинский называл “страдающим эгоистом” и “эгоистом поневоле”. То же самое можно сказать и о Печорине. Печорину присущи разочарование в жизни, пессимизм. Он находится в постоянной раздвоенности духа.

В общественно-политических условиях 30-х годов XIX века Печорин не может найти себе применения. Он растрачивается на мелкие любовные похождения, подставляет лоб чеченским пулям, ищет забвения в любви.

Но все это лишь поиск какого-то выхода, лишь попытка рассеяться. Его преследуют скука и сознание, что не стоит жить такой жизнью. На всем протяжении романа Печорин показывает себя как человека, привыкшего смотреть “на страдания, радости других только в отношении к себе” как на “пищу”, поддерживающую его душевные силы. Именно на этом пути ищет он утешения от преследующей его скуки, пытается заполнить пустоту своего существования.

И все же Печорин - натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник - не что иное, как саморазоблачение. Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Бэлы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. Равнодушие, черствость - маска самозащиты. Печорин все-таки является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют “жизни силы”, он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. В этом Печорин сходен с героем поэмы “Демон”. И правда, в его облике (особенно в начале романа) есть что-то демоническое, неразгаданное.

Во всех новеллах, которые Лермонтов объединил в романе, Печорин предстает перед нами как разрушитель жизней и судеб других людей: из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бэла, разочаровывается в дружбе Максим Максимыч, страдают княжна Мери и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом “честные контрабандисты”, погибает молодой офицер Вулич.

Белинский видел в характере Печорина “переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем”.