Биография малевича. Казимир Малевич – биография и картины художника в жанре Супрематизм – Art Challenge

Казимир Малевич – это не только «Черный квадрат». В чем смысл творчества Малевича? Почему он стал таким популярным? Оказывается, что Малевич работал дизайнером тканей и рисовал эскизы костюмов к пьесе. И многое другое... Вашему вниманию предлагается малоизвестное творчество художника.

Малевич, а есть ли смысл?

Я говорю «Малевич» – вы представляете черный квадрат. Но Малевич нарисовал не только квадрат, а еще много разных цветных фигур. И не только фигур. Но сейчас поговорим о них. Когда смотрите на картины Малевича, возникает вопрос: «зачем он это нарисовал?» Кстати, на вопрос «зачем» Малевич отвечает – очень долго и скучно в своих философских трудах. Если сказать проще и короче – это был протест. Творчество, как протест. Попытка создать что-то абсолютно новое. И тут не поспоришь – Малевичу удалось удивить и шокировать. Прошло сто лет, как был создан «Черный квадрат», а он до сих пор не дает людям покоя, и многие считают своим долгом свысока бросить «и я так могу». И вы так можете, и Малевич смог. Малевич был первым, кто додумался до такого – и поэтому стал популярным.

Даже художница и та черпает вдохновение из полотен мэтра!

Малевич смог придумать новое направление. Это направление живописи называется «супрематизм». От слова «supremus», которое в переводе означает «самый высокий». Сначала «высоким» Малевич называл цвет. Ведь цвет – это главное в живописи. А потом, с приходом популярности, художник уже называл «высшим» свой стиль. Мог себе позволить. Теперь супрематизм – самый высокий, самый лучший, единственный настоящий стиль живописи.

Художники-супрематисты рисуют разные геометрические фигуры, чаще всего квадрат, прямоугольник, круг и линию. Цвета простые – черный, белый, красный и желтый. Но могут быть исключения – каждый художник рисует так, как сам захочет.

Если хотите разобраться в направлениях современного искусства, то рекомендуем прочитать пару книг подборки.

Как Малевич понимал живопись?

Об этом можно сказать одной цитатой:

«Когда пропадет привычка видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение».





Чем оно отличается от произведения «нечистого»? Тем, что живопись, по мнению Малевича, должна создавать то, чего никогда не было раньше. Создавать, а не повторять. Именно этим художник отличается от ремесленника. Ремесленник «штампует» товар. А произведение художника – одно такое. Без повторения уже созданного. Если мы видим на полотне пейзаж – это «повторение» природы. Если нарисованная человек – это тоже повторение, ведь люди уже существуют в жизни.

Малевич придумал термин – беспредметность. На картине мы должны видеть беспредметность, и только в этом случае картина настоящая. Потому что если видим предмет – значит, этот предмет существует в мире. Если же он существует – значит, художник не нарисовал ничего нового. Тогда зачем он вообще рисовал? Такая вот философия.

Кроме знаменитого «Черного квадрата» Малевич нарисовал еще белый и красный квадраты. Но они почему-то не стали настолько популярными.

Итак, смысл картин Малевича в том, что художник придумывает то, чего никогда не было и не будет. Этим он будоражит публику. Публике же нравится обсуждать, осуждать или наоборот – восхищаться. Вот поэтому к Малевичу пришла популярность, а споры о его творчестве не утихают до сих пор. Но Малевич – это не только супрематизм.

Что еще рисовал Малевич?

Все художники, прежде чем перейти к таким экспериментам – сначала выучили академическую живопись. Ту, которая по правилам, к которой мы привыкли. Малевич – не исключение. Он рисовал и пейзажи, и портреты, занимался фресковой живописью.

Эскиз фресковой живописи под названием «Торжество неба»:

Пейзаж. «Весна»:

Портрет девушки:

После этого Малевич перешел к экспериментам. Художник пробовал передать движение людей с помощью геометрических фигур. Одна из самых популярных картин в этом стиле называется «Лесоруб». Эффект движения достигается благодаря плавным переходам цвета.

А это – картины из «Крестьянского цикла» художника. «На жатву. Марфа и Ванька». На первый взгляд фигуры кажутся неподвижными, но еще миг – и мы увидим движение.

Еще одна «подвижная» картина – «Сбор урожая»:

А эта картина называется «Спортсмены». Здесь главное – цвет и симметрия. Это пример, как направление супрематизм можно использовать не только в рисовании квадратов и линий. Силуэты состоят из разноцветных фигур. Но при этом мы видим на картине людей. И даже замечаем спортивную форму.

Ткани от Малевича

Малевич создал эскизы вот таких тканей. Их орнаментовка придумывалась под влиянием все того же супрематизма: на ткани мы видим фигуры и типичные цвета – черный, красный, синий, зеленый.

По эскизам Малевича и Александры Экстер (художницы и дизайнера) мастерицы села Вербовка делали вышивки. Вышивали платки, скатерти и подушки, а потом продавали их на ярмарках. Такие вышивки особенно популярными были на ярмарках в Берлине.

А еще Малевич нарисовал эскизы костюмов для спектакля «Победа над Солнцем». Это была пьеса-эксперимент, которая бросала вызов логике. Единственным музыкальным инструментом, который сопровождал пьесу, было расстроенное пианино. Слева направо: Внимательный рабочий, Спортсмен, Забияка.

Чем вдохновлялся Малевич?

Как Малевич смог придумать новое направление? Удивительный факт, но художник вдохновлялся народным творчеством. В автобиографии он называл своими первыми учителями искусства обычных крестьянок. Будущий художник смотрел на их творчество и понимал, что хочет научиться так же. Присмотритесь к вышивке – вот оно, начало супрематизма. Здесь мы видим ту же геометрию, которую позже создаст Малевич. Это орнаменты без начала и конца – разноцветные фигуры на белом фоне. Квадраты. На супрематических рисунках Малевича фон белый, ведь он означает бесконечность. И цвета узоров те же: используются красный, черный, синий.

1. На заводе фарфора в Петрограде по эскизам Малевича и его учеников украшали столовые и чайные сервизы.

2. Малевич был дизайнером флакона одеколона «Северный». Художник придумал флакон по просьбе парфюмера Александра Брокара. Это прозрачный стеклянный флакон, по форме – как ледяная гора. А сверху – колпачок в виде медведя.

3. Привычное нам слово «невесомость» придумал именно Малевич. Развитие (хоть творческое, хоть техническое) художник понимал, как самолет, который преодолел свой вес и поднялся в небо. То есть невесомость у Малевича означала идеал. А вес – это рамки, тяжесть, которая тянет людей вниз. А со временем слово стало употребляться в привычном для нас значении.

4. У настоящего художника искусство – всюду. Даже в быту. Вот так выглядел рабочий кабинет Малевича. Мы видим черный квадрат, крест и круг. Посередине – одна из супрематических картин, которую в то время рисовал художник.

5. У Малевича было прекрасное чувство юмора. Некоторые картины он подписывал так: «Смысл картины автору неизвестен». Смешно, зато честно.

6. В мире до сих пор нет ни одного музея Малевича. Зато есть памятники.

Открытие памятника «Черному квадрату»:

Памятник творчеству Малевича:

7. Малевич не только художник и дизайнер, но и писатель: он писал стихи, статьи и философские книги.

8. Малевич только один раз был за границей, но его творчество было популярно во всей Европе. И сейчас большинство его картин находятся в музеях Европы и Америки.

9. Всю жизнь художник думал, что родился в 1878 году. И только после празднования его 125-летия выяснилось, что настоящая дата рождения – 1879. Поэтому, 125-летнюю годовщину Малевича праздновали два раза.

10. Недавно программисты придумали «шрифт Малевича». Читается он сложно, зато выглядит интересно.

7 фактов о «Черном квадрате»

1. Первое название «Черного квадрата» – «Черный четырехугольник на белом фоне». И правда: «Черный квадрат» на самом деле – не квадрат. Ведь ни одна его сторона не равна другой. Это почти незаметно – но можно приложить линейку и измерить.

2. Всего Малевич нарисовал 4 «Черных квадрата». Все они разные по размеру и находятся в музеях России. Сам художник называл свой квадрат «начало всего». Но на самом деле первый «Черный квадрат» – это закрашенная картина. Какая – мы не знаем. Было много споров – снять с квадрата краску и посмотреть или же оставить все как есть. Решили оставить. Ведь прежде всего – такая была воля художника. А под рентгеном видно, какой рисунок начинал рисовать Малевич. Скорее всего, это тоже что-то геометрическое:

3. Сам Малевич пояснял «закрашивание» по-другому. Говорил, что рисовал квадрат быстро, что идея возникла, как озарение. Поэтому не было времени искать чистое полотно – и он взял то, которое лежал под рукой.

4. «Черный квадрат» быстро стал символом нового искусства. Его использовали как подпись. Художники пришивали на одежду квадратный кусочек черной ткани. Это означало, что они – художники нового поколения. На фото: ученики Малевича под флагом в виде черного квадрата.

5. Что означает «Черный квадрат»? Каждый может понимать картину по-своему. Некоторые считают, что в квадрате мы видим космос, потому что в космосе нет верха и низа. Только невесомость и бесконечность. Малевич же говорил, что квадрат – это чувство, а белый фон – ничто. Выходит, это чувство в пустоте. А еще – квадрат не встречается в природе, в отличие от других фигур. А значит, не связан с реальным миром. В этом – весь смысл супрематизма.

6. На первой своей выставке в Петербурге, Малевич демонстративно повесил «Черный квадрат» в угол, где обычно висели иконы. Художник бросил вызов публике. И публика сразу разделилась на противников нового искусства и его почитателей.

7. Главная ценность «Черного квадрата» в том, что каждый почитатель творчества Малевича может повесить репродукцию картины у себя дома. Причем – собственного производства.

Напоследок предлагаю такую цитату Малевича, которая поясняет все его творчество:

«Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию».

Многодетная польская семья Малевичей постоянно переезжала с места на место, исколесив пол-Украины: Киев, Моевка, Пархомовка, Белополье, Конотоп. Северин Малевич работал управляющим на сахарном производстве. Старшему из девяти детей, Казимиру, родившемуся 23 февраля 1879 года, была уготована аналогичная карьера. Но техника нисколько не привлекала мальчика, влюблённого в природу, её яркие краски и крестьянский быт. Его восхищала способность людей, работающих на земле, находить время и для занятий творчеством: петь, танцевать, украшать свои жилища.

Отец нередко брал Казимира в служебные поездки. Во время одной из них он увидел в витрине киевского магазина картину, на которой девочка чистила картошку. Несмотря на незамысловатый сюжет и стандартную манеру письма, этот портрет стал одним из первых его эстетических потрясений. Уберегла Казимира от скучной и рутинной работы на заводе или железной дороге его мать. Людвига Александровна не только занималась домом и детьми, но и рукодельничала, научив попутно многому сына, и писала стихи. В 15 лет она приобрела набор красок из 54 цветов, понимая, что именно в таком подарке нуждается её восприимчивый к прекрасному сын. Накопленные за детство и отрочество разнообразные впечатления - лунный свет в тёмной комнате, необъятность горизонта, выкрашенная в зелёный крыша, зыбь на огромной луже - и преклонение перед цветом были выплеснуты на бумагу. Первой картиной стала восхитившая его друзей «Лунная ночь», проданная в конотопской писчебумажной лавке за 5 рублей. Первая встреча с настоящими художниками произошла у Малевича в Белополье. Работа иконописцев из Петербурга настолько впечатлила будущего живописца, что он вместе с приятелем даже планировал побег в Северную столицу. Спустя годы изучение иконописи поможет ему лучше понять наивное творчество крестьян.

Казимира Севериновича можно с полным правом назвать самоучкой, в том числе и в живописи. В его багаже лишь несколько классов аграрного училища, годичное обучение в рисовальной школе Николая Мурашко в Киеве в 1895-96 гг. Попытка стать студентом МУЖВЗ (училище живописи, ваяния и зодчества) была пресечена отцом, не отправившим прошение о поступлении в Москву.

После переезда в Курск в 1896 в связи с назначением Малевича-старшего на работу в Управление железной дороги в жизни семьи произошли немалые перемены. Казимир устроился чертёжником в то же самое управление, не забывая о живописи. Вместе с несколькими сослуживцами он организовал кружок, объединивший самодеятельных художников. В 1901 он взял в жёны дочь аптекаря Зглейца, свою тёзку, которая родила ему двух детей - Анатолия (1901) и Галину (1905). В 1902 году случилось несчастье - скоропостижно скончался от инфаркта Северин Антонович. Несмотря экономический кризис и статус основного кормильца большой семьи, Малевича не оставляли мысли о Москве. Именно там, по его мнению, можно было реализовать мечту о серьёзных занятиях живописью. В 1905 его мечта свершилась. Оставив семью в Курске с обещанием вернуться за близкими, когда обоснуется, Казимир переезжает в Москву. Небольшие денежные запасы, накопленные за время службы в Курске, позволили ему поселиться в художественной коммуне Курдюмова. Несколько неудачных попыток поступления в МУЖВЗ и огромное желание учиться рисованию привели его в 1906 году в частную школу-студию художника Фёдора Рерберга, одного из основателей Товарищества художников. В выставках этого сообщества с 1907 принимал участие и Малевич. К этому периоду относится его знакомство с Иваном Клюном и Михаилом Ларионовым. Работы того периода отражали его увлечение импрессионизмом. Учёба у Рерберга позволила освоить разные приёмы и техники живописи, получить систематические знания по её истории. Он регулярно наведывался в Третьяковскую галерею, посещал экспозиции современных художников и спектакли московских театров.

После смерти мужа Людвига Александровна не пала духом и взяла на себя обеспечение своей семьи, параллельно оказывая максимально возможную поддержку сыну в его стремлении стать настоящим художником. Благодаря её стараниям в Москву из Курска смогли переехать его жена и дети. Но спустя пару лет брак рухнул, не выдержав материальных трудностей и гостевых отношений. Ведь даже после переезда семьи в Москву Казимир не сразу покинул коммуну, не собираясь приносить в жертву свою мечту. Приоритет безоговорочно отдавался занятиям живописью, в отличие от того же Клюна, не оставлявшего службу ради обеспечения семьи с тремя детьми. Для творчества Малевича начала XX века характерна эклектичность или смешение разных стилей: отход от реалистической манеры в пользу импрессионизма, фовизма, модерна. Конец первого десятилетия был для художника весьма плодотворным, а в творчестве преобладают фовистские мотивы. Знакомство с Ларионовым позволило ему принять участие в первой выставке объединения «Бубновый валет». С 1908 по 1912 его яркие работы в фольклорном стиле, относящиеся к так называемому крестьянскому циклу, появлялись в экспозициях «Московского салона», «Союза молодёжи», мюнхенского «Синего всадника», «Ослиного хвоста». В «Ослиный хвост» вошли отколовшиеся от группы «Бубновый валет» Ларионов, Гончарова, Малевич, Татлин, Шагал, Фонвизин. Впоследствии, разойдясь во взглядах с Ларионовым, Малевич по приглашению Матюшина вступил в объединение «Союз молодежи». В этот период происходит постепенный переход к кубофутуристическому стилю. В 1913 году принял участие с композициями, написанными в подобной манере, в выставке «Мишень». Замысел знаменитого «Чёрного квадрата» возник в 1913 году в процессе работы над декорациями и костюмами к футуристической опере Кручёных и Матюшина «Победа над солнцем». Чёрно-белый задник, на фоне которого разворачивалось хаотическое действо с алогичным текстом, символизировал затмение, триумф новой жизни и человеческого разума. Новаторские находки Малевича: эффект глубины, достигаемый возведением декораций в конструкции кубической формы, создание трёхмерного пространства при помощи света. Использование геометрических фигур в оформлении сцены и костюмах, разделяющих их на составные части, предвосхитило создание собственного направления в живописи - супрематизма. Асимметричные композиции из разноцветных плоскостей в динамическом пространстве. Результаты работы в новом направлении были предъявлены на футуристической выставке «0, 10» в 1915 году. В подборке из 39 картин был и «Чёрный квадрат», размещённый в верхнем углу комнаты. Там, где традиционно вешают иконы. В 2015 году было совершено сенсационное открытие. Картина напоминает матрёшку, в которой спрятано несколько изображений: под четырёхугольником тёмного цвета находится ещё две композиции - кубофутуристическая и протосупрематическая. Там же обнаружена надпись «Битва негров в тёмной пещере», вызывающая ассоциации с чёрным прямоугольником Альфонса Алле.

После революции Малевич был призван новой властью на работу в области охраны памятников и культурных ценностей, в том числе и в Кремле. Он побывал на посту председателя художественного отдела в Моссовете, после чего в Москве появилось два новых музея современного искусства. Преподавал в Государственных свободных мастерских, сотрудничал с Мейерхольдом на постановке «Мистерия-Буфф» в Петрограде, написал работу «О новых системах в искусстве». В 1919 состоялась его первая персональная выставка. В этом же году Малевич переехал со второй женой в Витебск, где в основном занимался преподаванием в художественном училище, созданном Шагалом, и написанием трудов, посвящённых современному искусству. В созданное им в 1920 году общество УНОВИС вошли Лисицкий, Коган, Чашник и другие талантливые художники и архитекторы. В 1922 году Малевич со своими учениками и последователями вернулся в Петроград. В 1925 году он представил свои новые разработки, касающиеся использования супрематизма в проектировании зданий - архитектоны и планиты.

Выезды художника за рубеж начались лишь в 1927 году. Первой страной стала Польша, где к супрематическим полотнам художника отнеслись очень благосклонно. Выставка в Берлине оказалась триумфальной. Но вместо пяти месяцев он смог пробыть там лишь один. Требование властей о немедленном возвращении Малевича в СССР вынудило его уехать из Германии. Большую часть картин он оставил на сохранение архитектору Гуго Херингу. Многие из них можно увидеть в Городском музее Амстердама. На родине он был арестован как предполагаемый немецкий шпион. Заключение продлилось недолго - около месяца. Но можно уверенно предположить, что пусковым механизмом для страшного недуга, от которого он впоследствии скончался, стал стресс, пережитый во время первого ареста.

В то время как слава Малевича за рубежом росла (новые выставки в Берлине и Вене), в родном отечестве вокруг него сгущались тучи. Около года он регулярно приезжал в Киев для чтения лекций в художественном институте. Организованная там весной 1930 года выставка вызвала негативную реакцию во властных структурах. Последовал новый арест, и лишь вмешательство высокопоставленного чиновника Кирилла Шутко, его друга, позволило вскоре выйти на свободу. Созданный к 1932 году новый фольклорный цикл, «постсупрематические» полотна, с плоскими торсами - свидетельство внутреннего надлома и нарастающей тревоги. Картина с красноречивым названием «Сложное предчувствие» с драматичной цветовой гаммой, отсутствием лица у персонажа, лишённого возможности видеть и говорить, предвосхищает события недалёкого будущего. В работах позднего периода происходит неожиданное возвращение к реалистичной манере. Именно так написаны портреты его дочери Уны, рождённой во втором браке, Клюна, Пунина, третьей жены художника, простых рабочих.

В 1933 году у Казимира Севериновича был диагностирован рак, от которого он скончался 15 мая 1935 года. Малевич завещал похоронить его в крестообразном супрематическом гробу с раскинутыми в стороны руками. После процедуры кремации прах перевезли в Немчиновку, подмосковный посёлок, в котором так любил отдыхать художник. На кубическом монументе, воздвигнутом над могилой, был изображён чёрный квадрат. Через несколько десятков лет утраченное во время Второй мировой войны захоронение было обнаружено следопытами.

Елена Танакова

Автопортрет, выполненный в стиле итальянской живописи

эпохи возрождения

Великий Российский художник абстракционист Каземир Северинович Малевич родился в Киеве в 1878 году. Малевич основал своё собственное направление в абстрактном искусстве – супрематизм.

Супрематизм это направление в абстрактном искусстве появилось в начале 20 века, которое означает превосходство цвета над остальными свойствами изображениями.

Одна из самых известных картин принадлежащих кисти Малевича это Чёрный квадрат. Чёрный квадрат уже почти 100 лет волнует воображение людей интересующихся современным изобразительным искусством. Что это? Провокация или результат философских размышлений? Может это атом или пиксель, элемент, из набора которых можно как из кубиков сложить при помощи воображения любую картину? Может это граница между реальным и иррациональным миром?

Чёрный супрематический квадрат 1915 г.

Чёрный квадрат Малевич создал при подготовке к футуристической выставке с названием 0.10. Квадрат был написан без применения чёрной краски. Смешав различные краски он получил краску поглощающую все цвета радуги своеобразная чёрная дыра. Чёрный квадрат не является правильной геометрической фигурой. Верхняя грань больше нижней. Авторский комментарий на выставке:” Cодержание картины не известно”. Цвет фона топлёного молока.

Детство Малевича прошло в Киеве, отец его был управляющим сахарными заводами. Отец и мать по национальности были этническими белорусами, по вероисповеданию – католики. Казимир был старшим ребёнком в семье, кроме него у родителей были четыре брата и четыре сестры.

Малевич посещал художественную школу в Киеве. Детство его прошло на природе, потому что отец брал его в поездки по делам. В поездках Малевич познакомился с жизнью крестьян, что отразилось на его творчестве. Так же неизгладимое впечатление на него произвело с колоритной украинской природой.

Однажды отец взял его на выставку сахаропромышленников, где Малевич впервые приобщился к живописи. Он увидел картину с изображением женщины, которая чистит картошку. Впервые Малевич встретился с художниками иконописцами в городке Белополье, которые приехали из Петербурга расписывать местную церковь. Начальное художественное образование он получил в Киеве. Ранние работы выполнены были в реалистичном стиле, Малевич писал пейзажи. В Белополье оп закончил агрономическую школу.

Ранний Малевич. На даче.

Затем был курский период в жизни Казимира В 1896 году родители Малевича переехали в Курск. Это было в 1896 году. Работал он служащим в управлении Курско-Московской железной дороги чертёжником. Сейчас в этом здании находится управление ФСБ по курской области.

В этом доме Малевич работал.

Дом где жил Малевич.

Всего он прожил в Курске 10 лет. В 1899 Малевич женился на дочери курского аптекаря Каземире Зглейц на половине немке и полячке (по матери). Родители были против, но сделать ни чего не смогли. У Малевичей родились дети – сын Анатолий (1901-19015) и дочь Галина (1905-1973). Каземире не нравилось, что муж много времени уделяет живописи. В 1902 умер отец от инфаркта, и Казимир стал кормильцем в семье, поэтому его не взяли в армию.

В этом костёле Малевич венчался.


В Курске Малевич подружился с местным художником Львом Квачевским и с его помощью организовал художественный кружок. Работы их были в основном подражанием Великим мастерам. В курский период Малевич сформировался как художник, но жизнь мелкого чиновника, примерного семьянина не устраивала Казимира. В своей автобиографии он писал: «Семь лет, прожитые в Курске, определили мою творческую судьбу». Какое это было время? Это было время когда в умах интеллигенции бродили революционные идеи. Мы старый мир разрушим, а затем… И естественно, Малевич не мог быть в стороне от грядущих перемен. В курский период Малевич увлёкся импрессионизмом.

Ранний импрессионизм Малевича. На даче 1903 г.

В 1905 году Малевич решил оставить службу и отправиться в Москву поступать в художественное училище. Жена была против, так как он оставлял её одну с детьми. Поступить не удалось и прожив полгода в коммуне художников, Малевич вернулся в Курск. И возобновил работу в управлении железных дорог, а в мае 1906 года второй раз пытался поступить, но опять неудачно. В 1907 году мать Малевича переехала в Москву, став заведующей столовой. Переехала с детьми и жена. Третья попытка поступить в училище также оказалась безуспешной. На рождество не столовая была ограблена, а имущество было описано и распродано. Взаимоотношения с женой стали напряжёнными, она переехала с детьми в село Мещерское и работала там в психбольнице фельдшером. Там она сошлась с доктором и оставив на попечение сотрудницы. Мать Малевича снова открыла столовую в Напрудном переулке.

В 1909 году развёлся с Каземирой и женился на Софье Михайловное Рафалович, её отцу принадлежал дом в Немчиновке, где Малевич жил и работатал.

Малевич посещал занятия в частном художественном училище Фёдора Ивановича Рерберга с 1906 по 1910 года. В 1910-1911 годах Малевич участвовал в выставках организованных сообществом художников “Бубновый валет”. В 1912 принимал участие в выставке “Ослиный хвост “, а в 1913 в выставке “Мишень”. В 1913 году работал над футуристической оперой “Победа над солнцем”.

В 1915 Малевич работает над супрематической серией, в том числе был на писан Чёрный квадрат, чёрный крест, чёрный круг. Серия была выставлена на выставке картин с названием “0,10”.

Супрематизм. Беспредметная композиция. 1915 г.

С 1914 года он сотрудничал с издательством «Сегодняшний лубок», где иллюстрировал книги А. Кручёных и В. Хлебникова.

Летом 1916 Малевича призвали на военную службу, он был демобилизован в 1917 году.

В году 1917 Малевич был избран в совет профессионального Союза художников-живописцев. Затем его избирают председателем Художественной секции Московского совета солдатских депутатов, и он разрабатывает проект Народной академии искусств. В октябре он председательствует в обществае «Бубновый валет». В ноябре московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и параллельно членом Комиссии по охране художественных ценностей, в его обязанности входила охрана ценностей Кремля.

В 1918 году Малевич пишет статьи в журнале «Анархия» и «Декларацию прав художника», избирается членом Художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомата Просвещения. Затем он переезжает в Петроград, где работает над декорациями и костюмами к спектаклю В. В. Маяковского «Мистерия-Буфф». Малевич принимает участие в заседании комиссии по организации Музея художественной культуры.

В 1919 году Малевич возвращается в Москву, возглавляет «Мастерскую по изучению нового искусства – Супрематизма», участвует в X Государственной выставке («Беспредметное творчество и супрематизм»). В ноябре в жизни Малевича начинается Витебский период. В Витебске он возглавляет мастерскую в Народном художественном училище «нового революционного образца», которой до него управлял Марк Шагал.

В 1920 году он посветил созданию группы УНОВИС (Утвердители Нового Искусства) в которую вошли Л. Лисицкий, Л. Хидекель, И. Чашник, Н. Коган, также он начинает эксперименты в области архитектуры. У Малевича рождается дочь, которую он назвал Уной в честь УНОВИСа.

1921 год. Малевич посвещает участию в выставке, приуроченной к Третьему конгрессу Коминтерна в Москве.

Затем он заканчивает работу над книгами «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой» и брошюрой «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика».

В 1922 году Малевич перебирается Петроград. Впервые его работы экспонируются заграницей в Берлине.

С 1924 по 1926 Малевич руководит Ленинградским государственным институтом художественной культуры и возглавляет в нём формально-теоретический отдел.

В 1925 работает над объёмными архитектурными супрематическими моделями - архитектонами. Вступает в Объединение современных архитекторов.

(1878, близ Киева - 1935, Ленинград). Живописец, график, теоретик искусства.

Творчество К. С. Малевича занимает особое место в истории русского искусства. Он является создателем «геометрического» варианта беспредметного искусства - знаменитого супрематизма. Художник родился в семье выходцев из Польши. Его отец работал на сахарно-свекольных заводах и в 1894 году перевелся на завод в селе Пархомовка около железной дороги «Киев-Курск». В Пархомовке Малевич окончил сельскохозяйственное училище и приобщился к крестьянскому миру. Он помогал жителям села расписывать печи, обмазывать глиной избы, и эта жизнь и ее образный мир его очень увлекали. Переполненный впечатлениями, Малевич рисовал все, что видел вокруг.

Картины Малевича К. С. с названиями

Зал 1

Зал 2

Зал 3

Зал 4

Зал 5

Зал 6

Зал 7

Зал 8

Зал 9

Зал 10

Зал 11

Зал 12

В 1894-1896 годах он занимался в Киевской рисовальной школе. В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск. Здесь Малевич работал чертежником в управлении железной дороги, чтобы накопить средства для получения художественного образования. В Курске он входил в кружок любителей искусств, который организовали чиновники железнодорожного управления. В кружке Малевич познакомился по репродукциям с произведениями И. Е. Репина и И. И. Шишкина. Творческие поиски привели его в начале 1900-х к работе с натуры на открытом воздухе и к импрессионизму («ЦВЕТОЧНИЦА», 1903, ГРМ; «НА БУЛЬВАРЕ». 1903, ГРМ; «ВЕСНА - ЦВЕТУЩИЙ САД», 1904, ГТГ). В то время Малевич три раза пытался поступить в МУЖВЗ, но попытки были неудачными. В 1906 году он занимался в московской студии Ф. И. Рерберга, где готовили к вступительным экзаменам в Училище, но и это не помогло. Скорее всего. Малевич так и не попал в Училище и легенду о пребывании в нем добавил к своей биографии уже в 1920-х накануне персональной выставки 1929 года в Третьяковской галерее. Ф. И. Рерберг ввел Малевича в Московское товарищество художников, где он выставлял свои работы в 1907-1910 годах. Там Малевич познакомился с художниками - сторонниками обновления в искусстве - Н. С. Гончаровой , М. Ф. Ларионовым , Д. Д. Бурлюком . Встретив единомышленников, он отказался от попыток стать студентом Училища и продолжил работать самостоятельно. Уже в 1910 году М. Ф. Ларионов пригласил его принять участие в выставке объединения «Бубновый валет». В Москве, очевидно, не без влияния своих новых друзей, Малевич заинтересовался иконами, которые воспринял как эмоциональное крестьянское искусство. В это время он обратился к неопримитиву (“КОСАРЬ”, 1912 ; «ЖНИЦА», 1912, Картинная галерея, Астрахань; «КРЕСТЬЯНКА С ВЕДРАМИ И РЕБЕНКОМ». 1912) и с этими работами вместе с Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионовым принял участие в выставке «Союза молодежи» в 1911 году в Петербурге, а затем в выставках «Ослиный хвост» и «Мишень» в 1912 и 1913 г.. В 1913 г. Малевич обратился к кубизму («ДАМА У РОЯЛЯ», 1913; «САМОВАР», 1913; «ЖИЗНЬ В НЕБОЛЬШОЙ ГОСТИНИЦЕ», 1913-1914). Кубизм стал для Малевича выражением нового подхода к художественному творчеству, так как он считал кубистическую форму признаком развитой психики человека, который уже может взглянуть на мир по-новому: «Мы дошли до отвержения разума в силу того, что в нас зародился другой, у которого тоже есть свой закон и конструкция и смысл». «Другой разум» в теории Малевича получил название «заумного». Одним из первых результатов размышлений художника о новом искусстве стала его совместная работа с М. В. Матюшиным и А. Е. Крученых над оперой «Победа над солнцем». Пролог написал В. Хлебников, Малевич выполнил эскизы костюмов и декораций.

Цвет и чувство динамики художник считал основными и фундаментальными элементами живописи. Цвет несет в себе энергию, которая не связана с предметом, поэтому это изобразительное средство не нуждается в форме. Но беспредметность не предполагает отмену «старого» искусства, а является его логическим продолжением и завершает собой тенденцию, которую начали мастера кубизма. Показательно, что беспредметные работы Малевич выполнял в традиционной технике письма маслом на холсте. Свою теорию искусства он разрабатывал на протяжении 1914-го года, уединившись в мастерской. Велико было желание изумить публику, но недаром говорится, что все тайное становится явным. Новые произведения Малевич представил на «Последней футуристической выставке картин 0,10» в 1915 г., организатором которой был его случайный визитер художник И. А. Пуни. Чтобы сохранить свое первенство, Малевич накануне выставки опубликовал брошюру, на обложке которой впервые появился новый термин: «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». Название было образовано от латинского слова «supremus» - «высший». Среди 39 представленных па выставке работ были знаменитые ныне картины «ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ» (1914-1915) и «КРАСНЫЙ КВАДРАТ» (1915), а также «СУПРЕМАТИЗМ. АВТОПОРТРЕТ В ДВУХ ИЗМЕРЕНИЯХ» (1915) и целый ряд полотен под одинаковым названием «СУПРЕМАТИЗМ». В начале 1920-х этот ряд дополнили «ЧЕРНЫЙ КРЕСТ» и «ЧЕРНЫЙ КРУГ». В 1916 Малевич организовал группу «Супремус», в задачи которой входила теоретическая и практическая разработка идей супрематизма. В нее вошли И. В. Клюн , Л. С. Попова , О. В. Розанова , Н. А. Удальцова , А. А. Экстер , Н. М. Давыдова. В том же году Малевич был призван на военную службу. В 1917 он был избран в Московский Совет солдатских депутатов, в котором стал председателем художественного отдела. После Октябрьской революции, в 1918 г., Малевич был также избран членом разных комиссий: Комиссии по делам искусств Наркомпроса: Комиссии по охране художественных ценностей искусства и старины, Музейной комиссии. В 1919 г. Малевич руководил мастерской в Государственных свободных художественных мастерских и в том же году получил приглашение работать в Витебской Высшей народной художественной школе, которую возглавлял М. З. Шагал . Малевич стремился внедрить коллективный метод образования и творчества, который вызвал методологические споры с М. З. Шагалом. В результате М. З. Шагал уехал из Витебска, а Малевич занял его место на посту руководителя школы. В 1920 г. в итоге поисков организационных форм и названия «новая хартия в искусстве», как обозначил группу сам Малевич, получила имя Уновис (Утвердители нового искусства). На выставках все картины экспонировались анонимно. В 1920 у Малевича родилась дочь Уна (названа в честь Уновиса), и в том же году он издал в Витебске альбом «Супрематизм. 34 рисунка».

В 1922-м году Малевич с несколькими учениками, в том числа И. Г. Чашником и Н. М. Cyeтиным , возвратился в Петроград и занялся воплощением идей пространственного супрематизма, разработкой путей его практического применения. В том же году Казимир Северинович занял пост директора Музея живописной культуры, а в 1923 г. и вплоть до 1926 г. был директором Государственного института художественной культуры (Гипхука). Здесь он руководил формально-теоретическим отделом, отделом материальной культуры и в 1925 году совместно с учениками создал пространственные супрематические модели - «архитектоны». В связи с рядом разногласий художник был вынужден уйти из Гинхука. В 1927 г. Казимир Северинович побывал в Германии с выставкой своих работ и в 1928 г. вернулся в Россию.

В этот период и вплоть до 1930 г. он опубликовал ряд статей о современном искусстве в харьковском журнале «Новая генерация». Коллеги по Государственному институту истории искусств, сотрудником которого в это время был Малевич, отрицательно относились к его исследовательской деятельности и добились, чтобы художник покинул институт. На это Малевич ответил заявлением о том, что «Искусствоведы всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию».

В этот период художник снова вернулся к живописи в крестьянской теме, соединив в картинах идеи кубофутуризма и супрематизма («КРЕСТЬЯНИН», 1928-1932, ГТГ; «ТОРС В ЖЕЛТОЙ РУБАШКЕ», 1928-1932, ГРМ, «ПЕЙЗАЖ С ПЯТЬЮ ДОМАМИ», 1928-1932, ГРМ). В ГРМ; «ПОРТРЕТ В. А. ПАВЛОВА», 1933, ПТ).

23 февраля 1879 года в Киеве родился российский и советский художник-авангардист, основоположник супрематизма Казимир Малевич. Он является одним из основателей абстрактного искусства. Стал известен своей трактовкой предметной формы как комбинации контрастных по цвету геометрических элементов. Мы решили вспомнить несколько знаменитых картин художника.

«Черный квадрат»

Эту картину Казимир Малевич создал в 1915 году. Она является самой известной его работой. «Черный квадрат» задумывался как часть триптиха, в составе которого «Черный круг» и «Черный крест». Картина была создана Малевичем для футуристической выставки «0,10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. Картина «Черный квадрат» находилась на самом видном месте, в так называемом красном углу, где в русских домах обычно вешают иконы.

Некоторые посчитали, что художник вводит их в заблуждение, скрывая изначальное изображение под черным квадратом. Однако проведенная позднее экспертиза не подтвердила наличие другого изображения на холсте.

Сам Малевич пояснял концепцию своего первого «Черного квадрата» так: «Квадрат — чувство, белое пространство — пустота за этим чувством».

Существуют еще два базовых супрематических квадрата — красный и белый. Красный и белый квадраты входили в определенную Малевичем художественно-философскую триаду. Впоследствии Малевич с различной целью выполнил несколько авторских повторений «Черного квадрата». Сейчас известны уже четыре варианта «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом.

«Черный круг»

Еще одна известная работа Малевича — «Черный круг». Эту картину он создал также в 1915 году, она также выставлялась на выставке «0,10». Является частью триптиха «Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест». «Черный круг» хранится в частной коллекции. Позднее учениками Малевича под его руководством был создан второй вариант картины. Второй вариант хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

«Скачет красная конница»

В период с 1928 по 1932 год Малевич создал еще одну картину, которая стала знаменитой. Она известна под названием «Скачет красная конница». Интересно, что эта картина долгое время была единственной из абстрактных работ художника, которая вошла в официальную историю советского искусства. Этому способствовало ее название и изображение событий Октябрьской революции. Малевич поставил на обратной стороне дату 18-го года, хотя на самом деле она была написана позже. Картина разделена на три части: небо, земля и люди (красная конница). Отношение ширина земли и неба — в пропорции 0,618 (золотое сечение). Конница из трех групп по четыре всадника, каждый всадник расплывается — возможно, конница из четырех рядов. Земля нарисована из 12 цветов.

«Супрематическая композиция»

Картина «Супрематическая композиция» была создана Малевичем в 1916 году. Она выставлялась в Москве в 1919-1920 годах. В 1927 году Малевич выставлял картину на выставках в Варшаве, а позже в Берлине. После срочного отъезда Казимира Малевича в СССР в июне 1927 года картина была передана им на хранение немецкому архитектору Гуго Герингу. В целом после выставки Малевич оставил в Берлине в 1927 году более ста своих полотен. Позднее Геринг вывез эти полотна из нацистской Германии, где они подлежали уничтожению как «дегенеративное искусство».