Христианская проблематика по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл). Этическая проблематика христианского учения и образа христа в романе

Я живу в двадцать первом веке. Однако чем больше я наблюдаю за людьми и законами жизни, тем чаще я замечаю, что мир живет и изменяется по законам вечности. И как мне кажется, эти законы продиктованы библейскими заповедями. Именно они слышатся в словах Иешуа из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»: »Я несу вам новый мир». Это стремление к «новому» миру, к миру добра и внутренней свободы характерно для каждого поколения людей. Это стремление в своем творчестве отражает каждый писатель и художник. Поэтому самым значимым художественным произведением в русской литературе я считаю роман Булгакова «Мастер и Маргарита».

В нем автор раскрыл христианские идеалы добра, любви к ближнему, гармонии, свободы. На мой взгляд, на них основана нравственность всего человечества, они управляют миром людей, их совсетью. Приоткрывают завесу вечности «евангельские» главы, которые и являются идейным стержнем всего романа. Они дают право судить о том, что роман можно считать историческим. Картины жизни библейских времен возникают в романе Мастера о Понтии Пилате. Эти главы отличаются особым, возвышенным языком, «языком легенд». Мне кажется, что в библейских главах описываются те дни, когда человечество как будто замерло в ожидании нового слова, нового закона, который

Открыл бы ему путь к новому миру, путь к истине. И эта истина лежит не только в основе христианства, но и в основе существования мира людей. Не даром же арестант Га-Ноцри, обычный приговоренный, становится для прокуратора желанным собоседником. Это совершилось еще и потому, что Иешуа проявил сострадание к Игемону, провозгласив первейшую христианскую заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя. “И действительно, совершается чудо: у прокуратора пропадает головная боль и это пробуждает у римского наместника интерес к Иешуа, более того, он всячески старается сохранить ему жизнь. Ведь голосом Иешуа превозносятся утерянные многими поколениями христинаские, а точнее, человеческие ценности: добродетель, справедливость, нравственность, любовь. Мне кажется, что, когда любимы герой Мастера, говорит простые вещи о том, что все люди добры, что «нет злых людей, а есть несчастливые», то в этих словах звучат самые сокровенные мысли самого автора. Эти христианские постулаты помогают зоркому сердцу Иешуа разгадать тайну Понтия Пилата, помогает ему проникнуть во внутренний мир Игемона и увидеть там замкнутость, скованность, безграничную тоску, власть имущего, в то время как сам Иешуа по-настоящему добрый человек, «человек со связанными руками» оказывается свободнее прокуратора. Так, по моему мнению, в романе раскрывается загадка и тайна свободы: чтобы быть свободным, нужно быть добрым, нужно любить и понимать людей. Тогда твоя жизнь сделается неподвластной никому, и ты сам поймешь ценность человеческой жизни. В библейских главах этот вывод подтверждается действиями Понтия Пилата. Ведь надежда на спасение Иешуа не покидает прокуратора даже тогда, когда заключенного обвинили в оскорблении Кесаря, но Игемон несвободен, он во власти трусости. Из боязни разрушить карьеру, отправляет Иешуа на казнь, а после мучается совершенным предательством. Иешуа умер, а «несчастливого» прокуратора всюду преследует осознание своего порока-трусости.19 веков он ждет прощения, и он будет прощен однажды «в ночь на воскресенье», ибо Бог прощает всех. Так подтверждается библейская истина: «Раскаянием отчистимся». По-моему, раскаяние-это еще один путь познания правды жизни.

А вот способен ли человек раскаяться, способен ли он любить, понять другого, открыт ли для него путь к внутренней свободе? Это загадка для каждого поколения людей. Покоение Москвичей 20х годов 20го века пытается расспросить об этом Воланд. А сегодня я понимаю, что для поиска ответов на эти вопросы не нужна сверхъестественная сила. Человек сам в течение жизни испытывает себя и других на способность следовать самым мудрым и гуманным законам движения мира, христианским заповедям.

I. Сложность морально-философской проблематики романа

«Мастер и Маргарита»

II. Философско-библейские мотивы в романе.

1. Библейские события в интерпретации М. Булгаковым.

2. Проблематика «евангельских» глав романа.

3. Спор между Понтием Пилатом и Иешуа.

III. Проблемы добра и истины в романе «Мастер и Маргарита».

Доставлять счастье и делать добро – вот наш закон, наш якорь спасения, наш маяк, смысл нашей жизни.

А. Амиель

Роман «Мастер и Маргарита» отличается сложностью и широтой морально-философской проблематики. В своем произведении Булгакову удалось соединить миф и реальность, сатирическое бытописание и романтический сюжет. В романе можно выделить три плана, которые взаимосвязаны друг с другом: реальный, библейский и фантастический. Понять это сложное произведение невозможно без учета культурно-исторического контекста. Обязательно нужно учитывать те литературные источники, на которые опирался М.Булгаков. Прежде всего, нужно обратиться к Библии, к Евангелию.

В Новом Завете есть четыре Евангелия, четыре варианта истории деяний, осуждения и казни Иисуса Христа. Булгаков создает пятый вариант жизни и смерти Иисуса Христа. Образ Иешуа воспринимается в соотношении с образом Христа, хотя сам Булгаков в романе никогда не ставит между ними знака равенства. И это справедливо, потому что булгаковский Иешуа показан прежде всего не как Бог, а как человек, хотя, может быть, и не совсем обычный. Но общая линия евангельской биографии Христа в романе сохраняется. Подобно Христу, Иешуа, молодой странствующий философ, пришел в Ершалаим проповедовать свое учение. Как и реального Христа, его после предательства Иуды арестовывает полиция и передает в руки римскому прокуратору Понтию Пилату, который выносит странствующему философу смертельный приговор. Конечно, есть и существенные отличия между героями, которые касаются фактов их биографии. Может быть, главное отличие состоит в том, что учение, которое проповедует булгаковский герой, только отчасти напоминает евангельские проповеди Христа. Хотя оба героя никогда не отступают от своих взглядов.

В этом, местами реальном, а временами совершенно фантастическом романе исследуется актуальная проблема как двадцатого, так и двадцать первого века – проблема человеческого самоуправления, ответственности человека и человечества за весь «распорядок жизни на земле». Если человеческая жизнь действительно соткана из случайностей, то может ли человек ручаться за завтрашний день, за свое будущее, может ли человек отвечать за других? Что же значит управлять собою, какой же человек способен к самоуправлению? Существуют ли какие-нибудь неизменные нравственные категории, или они все изменчивы, и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства? Эти вопросы ставятся автором романа в «евангельских» главах – своеобразном идейном центре романа.

Именно в библейских главах (их всего четыре) Булгаков пытается решить ряд важных морально-философских проблем. Писатель размышляет о выборе жизненных путей, ведущих или к истине, свободе, или к рабству, предательству, бесчеловечности. Разные взгляды героев на эти проблемы становятся причиной непонимания между Понтием Пилатом и Иешуа. Понтий Пилат, римский прокуратор, ценит истину, ум, но считает, что обстоятельства сильнее. Он обвиняет Га-Ноцри в том, что своими речами о вере и истине, о добре странствующий философ нарушал порядок в Ершалаиме. Он вызывал тревогу у наиболее проницательных людей, стражей порядка, к которым по своему служебному положению принадлежал и Понтий Пилат. Иешуа верит, что человека можно изменить к лучшему добром. Он считает, что в будущем все будут равны, власти одного человека над другим не должно существовать. Богатый жизненный опыт Понтия Пилата помогает ему понять Иешуа как человека. Он не хочет губить Иешуа, пытается склонить его к компромиссу. Внутренне сам Понтий Пилат тоскует об истине. Он чувствует, что мир, уродливый и дисгармоничный, держится на цепях «веры» и «насилия». Но в конечном счете именно страх определяет выбор Понтия Пилата. Этот страх рожден зависимостью от государства, необходимостью следовать его интересам. У Булгакова Пилат изображен не как кровожадный тиран, а как больной человек, который проявил слабодушие, за что обречен на вечные муки. Отступившись от Иешуа, прокуратор губит и себя, и свою душу. Даже после физической смерти он обречен на моральные страдания, от которых его может избавить только тот, кто их причинил, то есть Иешуа. От него Понтий Пилат в конце булгаковского романа получает прощение, после чего его моральные страдания наконец прекращаются.

Евангельский сюжет, изображенный М.Булгаковым в произведении «Мастер и Маргарита», обращен и к нашей истории. Писателя тревожил вопрос: «Что есть истина: следование государственным интересам или ориентация на общечеловеческие ценности?». Выбор Понтия Пилата свидетельствует о том, что в условиях тоталитарного режима человек может выжить, если руководствуется государственными интересами, а не своими нравственными ориентирами. Произведение М. Булгакова «Мастер и Маргарита» несет огромный духовный заряд энергии и оптимизма. Следуя лучшим традициям русской классики, Булгаков зовет к свету через тьму, утверждает силу добра и искусства.

Роман “ ” отличается сложностью и широтой морально-философской проблематики. В своем произведении Булгакову удалось соединить миф и реаль-ность, сатирическое бытописание и романтический сюжет. В романе можно выделить три плана, которые взаимосвя-заны друг с другом: реальный, библейский и фантастический. Понять это сложное произведение невозможно без учета культурно-исторического контекста. Обязательно нужно учитывать те литературные источники, на которые опирался М. Булгаков. Прежде всего, нужно обратиться к Библии, к Евангелию.

В Новом Завете есть четыре Евангелия, четыре вари-анта истории деяний, осуждения и казни Иисуса Христа. Булгаков создает пятый вариант жизни и смерти Иису-са Христа. Образ Иешуа воспринимается в соотношении с образом Христа, хотя сам Булгаков в романе никогда не ставит между ними знака равенства. И это справедли-во, потому что булгаковский Иешуа показан прежде всего не как Бог, а как человек, хотя, может быть, и не сов-сем обычный. Но общая линия евангельской биографии Христа в романе сохраняется. Подобно Христу, Иешуа, молодой странствующий философ, пришел в Ершалаим проповедовать свое учение. Как и реального Христа, его после предательства Иуды арестовывает полиция и пере-дает в руки римскому прокуратору Понтию Пилату, ко-торый выносит странствующему философу смертельный приговор. Конечно, есть и существенные отличия между героями, которые касаются фактов их биографии. Может быть, главное отличие состоит в том, что учение, которое проповедует булгаковский герой, только отчасти напоми-нает евангельские проповеди Христа. Хотя оба героя ни-когда не отступают от своих взглядов.

В этом, местами реальном, а временами совершенно фантастическом романе исследуется актуальная проблема как двадцатого, так и двадцать первого века – проблема человеческого самоуправления, ответственности человека и человечества за весь “распорядок жизни на земле”. Если человеческая жизнь действительно соткана из случайнос-тей, то может ли человек ручаться за завтрашний день, за свое будущее, может ли человек отвечать за других? Что же значит управлять собою, какой же человек способен к самоуправлению? Существуют ли какие-нибудь неиз-менные нравственные категории, или они все изменчивы, и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства? Эти вопросы ставятся автором романа в “евангельских” главах – своеобразном идейном центре романа.

Именно в библейских главах (их всего четыре) Булга-ков пытается решить ряд важных морально-философских проблем. Писатель размышляет о выборе жизненных пу-тей, ведущих или к истине, свободе, или к рабству, пре-дательству, бесчеловечности. Разные взгляды героев на эти проблемы становятся причиной непонимания между Понтием Пилатом и Иешуа. Понтий Пилат, римский про-куратор, ценит истину, ум, но считает, что обстоятель-ства сильнее. Он обвиняет Га-Ноцри в том, что своими речами о вере и истине, о добре странствующий фило-соф нарушал порядок в Ершалаиме. Он вызывал тревогу у наиболее проницательных людей, стражей порядка, к которым по своему служебному положению принадлежал и Понтий Пилат. Иешуа верит, что человека можно из-менить к лучшему добром. Он считает, что в будущем все будут равны, власти одного человека над другим не должно существовать. Богатый жизненный опыт Понтия Пилата помогает ему понять Иешуа как человека. Он не хочет губить Иешуа, пытается склонить его к компро-миссу. Внутренне сам Понтий Пилат тоскует об истине. Он чувствует, что мир, уродливый и дисгармоничный, держится на цепях “веры” и “насилия”. Но в конечном счете именно страх определяет выбор Понтия Пилата. Этот страх рожден зависимостью от государства, необхо-димостью следовать его интересам. У Булгакова Пилат изображен не как кровожадный тиран, а как больной че-ловек, который проявил слабодушие, за что обречен на вечные муки. Отступившись от Иешуа, прокуратор губит и себя, и свою душу. Даже после физической смерти он обречен на моральные страдания, от которых его может избавить только тот, кто их причинил, то есть Иешуа. От него Понтий Пилат в конце булгаковского романа полу-чает прощение, после чего его моральные страдания на-конец прекращаются.

Евангельский сюжет, изображенный М. Булгаковым в произведении “Мастер и Маргарита”, обращен и к на-шей истории. Писателя тревожил вопрос: “Что есть истина: следование государственным интересам или ориен-тация на общечеловеческие ценности?”. Выбор Понтия Пилата свидетельствует о том, что в условиях тоталитар-ного режима человек может выжить, если руководствует-ся государственными интересами, а не своими нравствен-ными ориентирами. Произведение М. Булгакова “Мастер и Маргарита” несет огромный духовный заряд энергии и оптимизма. Следуя лучшим традициям русской класси-ки, Булгаков зовет к свету через тьму, утверждает силу добра и искусства.


Известный роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - центральное произведение в его творчестве. Интереснейшей художественной структурой наделена эта книга: в трех различных планах разворачивается ее действие. Во-первых, автор представляет вниманию читателей реалистический мир московской жизни тридцатых годов. Во-вторых, переносящий читателя в захватывающие давние времена ершалаимский мир, обогащенный историей событий, описанных в Библии. И, наконец, перед нами является фантастический мир черного мага Воланда и его свиты.

Оставляя в стороне проблемы собственно духовные и религиозные, Михаил Булгаков сосредоточился в своем романе на этической проблематике христианского учения и образе самого Христа. Образ Иешуа воспринимается многими читателями как Христос, однако, по замыслу автора, он вовсе не был ему тождественен.

И, мне кажется, это справедли¬во, потому что булгаковский Иешуа показан прежде всего не как Бог, а как человек, хотя, может быть, и не сов¬сем обычный. Несмотря на это, общая линия евангельской биографии Христа в романе сохраняется. Я думаю, что в этом герое воплощен призыв к сохранению христианских идеалов добра, любви к ближнему, любви свободы.

Так, евангельские главы, являющиеся идейным центром произведения, приоткрывают завесу вечности и «языком легенд» описывают нам те дни, когда человечество замерло в ожидании «нового слова», имеющего возможность открыть путь в новый мир, в мир простых истин. Именно поэтому Иешуа пришел в старый мир с новой истиной: человек добр.

А добро является его абсолютной ценностью. Для Иешуа все люди - добры.

Проявив сострадание к Игемону, Га-Ноцри провозглашает первую христианскую заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», превознося в своих устах утраченные когда-то еловечеством добродетель, любовь и сострадание. Понтий Пилат, понимает, что идеи Иешуа правдивы, заинтересовывается им, однако не принимает, испугавшись пойти против «прежних укладов». Булгаков демонстрирует, как представители старого мира, утопая в своих изъянах, не принимают новых спасительных идей. Эта проблема реальна и, анализируя исторические факты, можно проследить ее извечную актуальность. Например, данная проблема волновала и известного русского живописца Ивана Николаевича Крамского. На своей картине "Хохот" ("Радуйся, царю иудейский!") (1870–1880-е годы) он разместил два художественно-дейных центра. В левой части помещен полный скорбного достоинства и величия Иисус Христос в терновом венце у позорного столба. Отрешенный, углубленный в себя, и устремленный взором вдаль, за пределы полотна. Он полон дум о грядущем для человечества будущем и опечален его предвкушением. Однако акцент художник делает вовсе не на самом Иисусе, а на толпе, которая «хохочет» над его идеями и учениями. И лишь в левом крайнем углу виднеется одинокая фигура последователя Христа, апостола (параллель с Левием Матвеем-последователем Иешуа). В их вальяжных позах и пренебрежительных жестах наблюдается уверенность в завтрашнем дне и праведности «старых укладов». Возвращаясь к роману, хочется заметить, что очень иронична представлена Булгаковым сцена смерти Берлиоза, который твердил Воланду, что уверен в своем завтрашнем дне. Трагедия здесь в том, что «христианская правда» просто не востребована в толпе. Здесь Га-Ноцри и опасается о том, что толпа истолкует его учения неверно"путаница эта будет продолжаться очень долгое время".

Булгаков призывает читателя задуматься о преступлении через трусость нравственном самоочищении. В конце романа Мастер дописывает свою книгу, отпуская Понтия Пилата, побоявшегося принять «истинные заветы». Девятнадцать веков ждал прощения Пилат за свою ошибку и раскаивался. И вот, « в ночь на воскресенье» он прощен, ибо Бог прощает всех. Так подтверждается библейская истина: «Раскаянием отчистимся».

Итак, следование христианским заповедям или каким бы то ни было иным законам гуманности- во власти человеческой.

Роман «Мастер и Маргарита» отличается сложностью и широтой морально-философской проблематики. В своем произведении Булгакову удалось соединить миф и реаль-ность, сатирическое бытописание и романтический сюжет. В романе можно выделить три плана, которые взаимосвя-заны друг с другом: реальный, библейский и фантастический. Понять это сложное произведение невозможно без учета культурно-исторического контекста. Обязательно нужно учитывать те литературные источники, на которые опирался М.Булгаков. Прежде всего, нужно обратиться к Библии, к Евангелию.

В Новом Завете есть четыре Евангелия, четыре вари-анта истории деяний, осуждения и казни Иисуса Христа. Булгаков создает пятый вариант жизни и смерти Иису-са Христа. Образ Иешуа воспринимается в соотношении с образом Христа, хотя сам Булгаков в романе никогда не ставит между ними знака равенства. И это справедли-во, потому что булгаковский Иешуа показан прежде всего не как Бог, а как человек, хотя, может быть, и не сов-сем обычный. Но общая линия евангельской биографии Христа в романе сохраняется. Подобно Христу, Иешуа, молодой странствующий философ, пришел в Ершалаим проповедовать свое учение. Как и реального Христа, его после предательства Иуды арестовывает полиция и пере-дает в руки римскому прокуратору Понтию Пилату, ко-торый выносит странствующему философу смертельный приговор. Конечно, есть и существенные отличия между героями, которые касаются фактов их биографии. Может быть, главное отличие состоит в том, что учение, которое проповедует булгаковский герой, только отчасти напоми-нает евангельские проповеди Христа. Хотя оба героя ни-когда не отступают от своих взглядов.

В этом, местами реальном, а временами совершенно фантастическом романе исследуется актуальная проблема как двадцатого, так и двадцать первого века — проблема человеческого самоуправления, ответственности человека и человечества за весь «распорядок жизни на земле». Если человеческая жизнь действительно соткана из случайнос-тей, то может ли человек ручаться за завтрашний день, за свое будущее, может ли человек отвечать за других? Что же значит управлять собою, какой же человек способен к самоуправлению? Существуют ли какие-нибудь неиз-менные нравственные категории, или они все изменчивы, и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства? Эти вопросы ставятся автором романа в «евангельских» главах — своеобразном идейном центре романа.

Именно в библейских главах (их всего четыре) Булга-ков пытается решить ряд важных морально-философских проблем. Писатель размышляет о выборе жизненных пу-тей, ведущих или к истине, свободе, или к рабству, пре-дательству, бесчеловечности. Разные взгляды героев на эти проблемы становятся причиной непонимания между Понтием Пилатом и Иешуа. Понтий Пилат, римский про-куратор, ценит истину, ум, но считает, что обстоятель-ства сильнее. Он обвиняет Га-Ноцри в том, что своими речами о вере и истине, о добре странствующий фило-соф нарушал порядок в Ершалаиме. Он вызывал тревогу у наиболее проницательных людей, стражей порядка, к которым по своему служебному положению принадлежал и Понтий Пилат. Иешуа верит, что человека можно из-менить к лучшему добром. Он считает, что в будущем все будут равны, власти одного человека над другим не должно существовать. Богатый жизненный опыт Понтия Пилата помогает ему понять Иешуа как человека. Он не хочет губить Иешуа, пытается склонить его к компро-миссу. Внутренне сам Понтий Пилат тоскует об истине. Он чувствует, что мир, уродливый и дисгармоничный, держится на цепях «веры» и «насилия». Но в конечном счете именно страх определяет выбор Понтия Пилата. Этот страх рожден зависимостью от государства, необхо-димостью следовать его интересам. У Булгакова Пилат изображен не как кровожадный тиран, а как больной че-ловек, который проявил слабодушие, за что обречен на вечные муки. Отступившись от Иешуа, прокуратор губит и себя, и свою душу. Даже после физической смерти он обречен на моральные страдания, от которых его может избавить только тот, кто их причинил, то есть Иешуа. От него Понтий Пилат в конце булгаковского романа полу-чает прощение, после чего его моральные страдания на-конец прекращаются.

Евангельский сюжет, изображенный М.Булгаковым в произведении «Мастер и Маргарита», обращен и к на-шей истории. Писателя тревожил вопрос: «Что есть истина: следование государственным интересам или ориен-тация на общечеловеческие ценности?». Выбор Понтия Пилата свидетельствует о том, что в условиях тоталитар-ного режима человек может выжить, если руководствует-ся государственными интересами, а не своими нравствен-ными ориентирами. Произведение М. Булгакова «Мастер и Маргарита» несет огромный духовный заряд энергии и оптимизма. Следуя лучшим традициям русской класси-ки, Булгаков зовет к свету через тьму, утверждает силу добра и искусства.