Исполнение. Cочинение «Герои недотепы в драматургии А

Герои-недотепы в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». (Лопахин и Раневская)

Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» по праву считается одной из самых известных в русской литературе. Она – пример новаторства, возможность передать старые идеи в новом стиле.
Автор смеется над героями произведения, выявляя истинную глубину их чувств и переживаний и показывая их беспомощность перед этим миром. Героями-недотепами можно назвать каждого персонажа в произведении. Для меня особенно ярко выделились Лопахин Ермолай Алексеевич и Раневская Любовь Андреевна.
Лопахин Ермолай Алексеевич – купец, человек «с самого низа». Его отец и его дед были крепостными у предков Раневской. Сама Раневская много сделала для него. Он благодарен ей за это, говорит, что любит, как родную и даже «больше, чем родную».
Лопахин сумел разбогатеть, но, в то же время остаться, по его собственному выражению, «мужик мужиком». Он искренне желает помочь Раневской спасти ее родовое имение, которое продают за долги. И вскоре находит решение – разбить сад на участки и отдавать в аренду под дачи. Но никто не поддержал его идею.
И вдруг, неожиданно, Лопахин резко меняется. Это происходит в тот момент, когда он приобретает вишневый сад – момент наивысшего его торжества: сын мужика, «мало¬грамотный Ермолай», становится владельцем дворянского имения, где его «отец и дед были рабами». Здесь в Лопахине про¬ступает грубое, хищническое начало, купеческая удаль. Он уже не задумывается ни о бывших хозяевах имения, ни о своем чувстве к Раневской. Пьянящая радость так и рвется из Лопахина, он хохочет и топает ногами.
Лопахин – герой-недотепа потому, что трудолюбие, практический ум, смекалка соседствуют в нем с черствостью, грубостью, хищничеством – пожалуй, самыми сильными чувствами в его душе.
Раневская Любовь Андреевна – помещица, владелица имения. Пять лет назад она уехала за границу, после смерти мужа и гибели ма¬ленького сына. Жила в Париже, принимала гостей, тратила много денег.
Раневская проста в общении, а также очень сентиментальна. О России она говорит: «Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно...» Вернувшись в имение, она плачет при виде своей детской.
Но любит ли она родину по-настоящему? Я считаю, что нет. Раневская очень легкомысленна и не способна к настоящим чувствам. Она абсолютна беспомощна в житейских делах и не способна на решительные действия. Она все пускает на самотек или полагается в решении бытовых вопросов на других.
Героиня понимает, что живет неправильно: грешит, сорит деньгами. Но она привыкла жить роскошно, ни в чем себе не отказывая, и теперь и не хочет измениться.
Раневская не может и не хочет понимать всей серьезности происходящего. Она не верит, что может лишиться сада. Героине кажется, что все образуется само собой. Но происходит крушение мира Раневской. Сад достается Лопахину. Героиня, потеряв свое имение и свою родину, уезжает обратно в Париж.
Оба персонажа: и Лопахин, и Раневская – несмотря на такую разницу между ними, обладали чувствами, прекрасными чувствами, но, к сожалению, неглубокими, а потому бессильными перед прихотями своих хозяев.

… Дышит в саду запустелом
ночная прохлада,
Мы старомодны, как запах
вишневого сада.
Нет ни гостей, ни хозяев,
покинутый дом.
Мы уже были, но мы еще
будем потом …
… Ну, полно, мне-то что быть в обиде!
Я посторонний, я ни при чем.
Рубите вишневый сад! Рубите!
Он исторически обречен. ,
Вздор — сантименты. Они тут лишни.
А ну, еще разик! Еще разок!
… И снова снятся мне вишни, вишни,
Красный — красный вишневый сок …
Ю. Левитанский.
«Единицей чеховской драмы, ее атомом, является не идея, как у Достоевского, не тип, как в «натуральной школе», не характер, как у Толстого, а просто — личность, цельный человек, про которого ничего определенного сказать нельзя: он абсурден, так как необъясним». Отсюда возможность говорить о чертах, нетрадиционных для русской литературы, чертах более живых, чем черты героев предшественников Чехова. Действительно, Мармеладов у Достоевского — неудачник, но его невезение запрограммировано, он не может быть другим, и судьба его другой быть не может. Достоевский поднялся до уровня Бога и оттуда решает судьбу героя в «соавторстве» с творцом. У Тургенева герои идут по четко очерченному курсу плоскости не дай Бог — правее или левее! Базаров, к примеру, легко предсказуем в своем поведении. У Льва Толстого от пространных объяснений логики действий героев теряется сама суть поступков, остается лишь цепь логически заключений от эпизода к эпизоду, от поступка к поступку. Все эго авторы создают человека заново, человека во многом условного, играющего определенную роль, задуманную автором, но не всегда вполне реальную. Лишь у Чехова появляется абсолютно живой человек — и появляется не где-нибудь, а на сцене, где сложнее всего угадать грань между фантазией и реальностью. И вот результат привычки читателя и зрителя и условности характеров героев, объясняющейся идейной программой автора. Перед героями чеховских пьес человек становится в тупик. Казалось бы, чего проще — доказать свои способности чуткого психолога и знатока людей, анализируя литературных героев. Понять живых людей гораздо сложнее. И вот наш психолог-любитель мечется в испуге: там, на сцене, такие же живые люди, каких он встречает каждый день, такие же непонятные ему, чужие, но имеющие такое же неоспоримое право на жизнь, как и он сам. «Недотепство» — живое человеческое качество, которое невозможно предусмотреть никакой программой. Оно — свидетельство наличия жизни, существования в человеке мозга и сердца, логики и эмоций. Все герои, произносящие, кривя губы: «Эх ты … недотепа!», вкладывают в это слово некоторый оттенок презрительного сожаления, но фраза эта является скорее похвалой, чем упреком, хоть они и не понимают этого. «Недотепство» — это право на взлет и падение, на любовь и равнодушие, на ошибки и прозрение, на жизнь, в конце концов. Пусть эта жизнь тяжела и неудачна, но это — жизнь! Я, говоря, что все герои «Вишневого сада — «недотепы», не вкладываю в эту фразу того оттенка, который слышится в тоне героев пьесы. Все они заурядны и в своей заурядности свободны. «Недотепство» является, когда человек теряет причинные связи с внешним миром, как раковая опухоль является, когда клетка теряет связь с соседними клетками. И в этом отсутствии связей — несчастье и отчаяние героя, он не связан вообще ни с чем и ни с кем, он свободен, но что делать с этой свободой, он не знает. Формулировка Набокова: «Чехов сбежал из темницы детерминизма, от категории причинности, от эффекта — и тем освободил драму». Чеховские герои мечутся по сцене в поисках роли — они жаждут избавиться от своей никчемности, от мучительной свободы быть никем, от необходимости просто жить, а не строить жизнь. Непонимание, что делать с окружающим миром, людьми и самим собой, ведет героя к состоянию между «внутри себя» и «снаружи себя». Герой не по гружен в свой собственный внутренний мир в экстазе самоанализа и не копается в других людях. Он живет своей оболочкой, прилежно управляемой его душой, разобраться в которой он уже отчаялся. Лопахин, умница, все понимающий, нежно любящий Раневскую, не может удержаться от торжества приобретения имения, мучает ее своим восторгом, понимая, но не осознавая ее боль. Он приказывает рубить вишневый сад еще до отъезда Любови Андреевны и на просьбы подождать реагирует: «Сейчас … сейчас … Экие, право». Что это — эгоизм? Но не он ли давал практические советы, как спасти имение? Не он ли признавался Раневской: » … я забыл все и люблю вас, как родную … больше, чем родную»? Да, это он. Его поступки абсурдны, переходы его настроения необъяснимы и потому абсурдны тоже. Можно, конечно, говорить, что он купец, что в нем проснулась купеческая жилка и т. д., но на самом деле он подчиняется лишь движениям души своей, которой он сам не понимает. Недаром же он, вроде счастливый человек, упивающийся восторгом победы, с тоской говорит: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как -нибудь наша неокладная, несчастливая жизнь!»
А Раневская? Раневская, сбежавшая из Парижа от мучительной
любви, от долгов, от прокуренных комнат и проданной дачи, тоже не
знает, что делать. Она цепляется за вишневый сад как за привычку,
за старую жизнь, за знакомое, близкое, родное. Ей кажется, что сад —
основа ее существования. А если бы сад не продали? Осталась бы она
в России? Нет, конечно! Все равно сорвалась бы с места и ринулась бы
в Париж к тому, предавшему ее, но любимому …
Петя Трофимов … «Вся Россия наш сад!» — не слишком ли? Для одинокого, живущего лишь идеями и мечтами человека ждать понимания и приюта во всей России? Смешно. Мечты о великанах будущего, о будущем саде, при виде которого «радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час … » Ах недотепа, недотепа! Как можно быть оптимистом в этом мире, да еще в полной изоляции?
Герои Чехова мучительно ищут связей с другими, друг с другом,
стремясь остановиться, оглядеться, отойти от постоянной жизни «перекати-поля»; но Чехов не позволяет им определить себя. Они не то что не понимают — они не слышат себя и друг друга. Их разговор похож на перемежающиеся фразы монологов разных людей, каждый из которых говорит о своем. Каждый пытается найти выход, но на самом деле не двигается с места. Петя и Аня еще надеются уйти от этого бессилия, но в конце концов и они остановятся, беспомощно оглядываясь по сторонам. Они отличаются от остальных героев «Вишневого сада» лишь возрастом, но так же не имеют связи с миром. Человек, по Чехову, еще живет в разумном бытийном мире, но делать там ему уже нечего. Другого же мира у него нет. Отсюда неустроенность, бесплодные поиски выхода, отсюда тот факт, что » … сама обстановка прославленного чеховского быта на самом деле полна вокзальной суеты». «Недотепство» является также причиной эфемерности конфликта в пьесе. Действие только притворяется действием, сценический эффект — эффектом, драматургический конфликт — конфликтом в самом деле, о каком конфликте между отдельными, не зависящими друг от друга людьми и явлениями можно говорить? Конфликт для персонажей был бы выходом, ибо он неизбежно привел бы к взаимодействию их между собой и — кто знает? — может быть, и к пониманию. Но разобщенность, свобода ото всего и всех сильнее любви к вишневому саду … Как похожи герои! Своим «недотепством», любовью своей, нежностью — как они похожи друг на друга! Но — центробежные силы сильнее центростремительных, и каждому из них, недотепе, живому человеку, суждено вечно топтаться на месте, не имея сил сделать шаг к ближнему или хотя бы пойти по пути поиска света …

Общеизвестно, что нравственный идеал Чехова - это гармонически развитый человек. Но даже среди любимых его героев нет такого, про кого можно было бы сказать, что у него «все прекрасно - и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Куда чаще мы досадуем на чеховских героев, потому что в самых очевидных ситуациях они ведут себя вовсе не так, как подсказывает здравый смысл. Многие герои Чехова непрактичны, нерешительны, излишне мягки. Часто Чехов просто иронизирует над ними, а порой изображает даже трагикомически.

Интересен способ, которым Чехов подчеркивал призрачность, несерьезность мира Раневских и Гаевых. Он окружает двух центральных героев комедии персонажами, отражающими их комическую никчемность. Шарлотта, конторщик Епиходов, лакей Яша, горничная Дуняша - эти герои-недотепы выполняют роль карикатур на господ. Что позволило одному из современных Чехову критиков так и назвать «Вишневый сад» - «пьесой недотеп».

Замечательна шутовская фигура Епиходова. Со своими «двадцатью двумя несчастьями» он одновременно представляет собой карикатуру и на Гаева, и на помещика Симеонова-Пищика, и даже на Петю Трофимова. Именно в адрес Епиходова сказано старым слугой Фирсом: да, и душа, и мысли». Куда чаще мы досадуем на чеховских героев, потому что в самых очевидных ситуациях они ведут себя вовсе не так, как подсказывает здравый смысл. Многие герои Чехова непрактичны, нерешительны, излишне мягки. Часто Чехов просто иронизирует над ними, а порой изображает даже трагикомически.

В рассказах Чехова подобные персонажи зачастую являются главными героями. В «Вишневом саде», где герои-недотепы тоже присутствуют, им назначена другая роль.

Комедия «Вишневый сад» - последнее произведение Чехова, завершающее его творческую биографию. Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской и ее брата - Леонида Андреевича Гаева. Имение это окружено прекрасным вишневым садом. Но Раневская и Гаев - моты, абсолютно не приспособлены к жизни, они легкомысленны. Неумение вести хозяйство привело их к полному разорению, имение с садом заложено и перезаложено. Предстоит его продажа с торгов.

Разбогатевший крестьянин, ныне купец, друг семьи Лопахин предупреждает хозяев о надвигающейся катастрофе, предлагает им пути спасения их родового гнезда. Достаточно сдать сад в аренду под дачи. Но ни Раневская, ни Гаев, который носится с фантастическими проектами, не способны услышать Лопахина.

И брат, и сестра льют слезы о потере вишневого сада, без которого, им кажется, они не смогут жить. Но наступает день торгов, имение продано, его покупает Лопахин. Правда, когда это свершилось, выясняется, что никакой трагедии ни для Гаева, ни для Раневской не происходит. Любовь Андреевна возвращается в Париж, куда она все равно бы отправилась, потому что там ее ждет нелепая любовь. Гаев тоже легко примиряется с происшедшим. «Ужасная драма» для ее героев не оказывается столь тяжелой по той простой причине, что у них вообще не может быть ничего серьезного и драматического.

Интересен способ, которым Чехов подчеркивал призрачность, не¬серьезность мира Раневских и Гаевых. Он окружает двух центральных героев комедии персонажами, отражающими их комическую никчемность. Шарлотта, конторщик Епиходов, лакей Яша, горничная Дуняша- эти герои-недотепы выполняют роль карикатур на господ. Что позволило одному из современных Чехову критиков так и назвать «Вишневый сад» - «пьесой недотеп».

Замечательна шутовская фигура Епиходова. Со своими «двадцатью двумя несчастьями» он одновременно представляет собой карикатуру и на Гаева, и на помещика Симеонова-Пищика, и даже на Петю Трофимова. Именно в адрес Епиходова сказано старым слугой Фирсом: недотепа. Епиходов концентрирует в себе эту тему пьесы. Он душа вся¬кого «недотепства». У Гаева, и у Симеонова-Пищика тоже постоянные «двадцать два несчастья»; как и у Епиходова, из их намерений ничего не выходит, на каждом шагу их преследуют комические неудачи.
Симеонов-Пищик постоянно находится на грани полного банкротства и, запыхавшись, бегает по всем знакомым с просьбой дать денег взаймы. Борис Борисович - человек, живущий в долг, как говорит Петя Трофимов о Гаеве и Раневской. Эти люди живут за чужой счет - за счет народа.

В одинокой, «ненужной» судьбе приживалки Шарлотты Иванов¬ны есть большое сходство с нелепой, «ненужной» судьбой Раневской. Обе они относятся к самим себе, как к чему-то непонятно-ненужному, странному. И той и другой жизнь представляется туманной, неясной, призрачной. Как и Шарлотте, Раневской тоже «все кажется, что она молоденькая», и живет Раневская приживалкой при жизни, ничего не понимая в ней.

У Чехова нет «злодеев» и «ангелов», он не делит героев на положи¬тельных и отрицательных, они парадоксальны и непредсказуемы. Все герои Чехова даются в двойственном освещении: автор и сочувствует некоторым сторонам их характеров, и выставляет напоказ смешное и дурное - нет абсолютного носителя добра, как нет и абсолютного носителя зла.

Тот же Петя Трофимов не принадлежит к числу передовых, смелых и сильных борцов за грядущее счастье. Во всем его облике чувствуется противоречие между силой мечты и слабостью мечтателя. «Вечный студент», «облезлый барин», Петя Трофимов чист, мил, но чудаковат и недостаточно силен для великой борьбы. Не такие люди преуспевают в жизни и становятся ее творцами и хозяевами. Напротив, жизнь сама изрядно потрепала Петю. Подобно всем «недотепам» в пьесе, он нескладен и бессилен перед жизнью. Но все то, что он говорит Ане, дорого и близко Чехову

В пьесе нет главных и второстепенных лиц. Епиходов столь же важен автору, как Гаев, а Шарлотта не менее интересна, чем Раневская. Такие непривычные для всей драматургии принципы приводят к появлению в пьесе характеров, сочетающих в себе противоречивые, даже взаимоисключающие черты и свойства.

Лучики правды, человечности и красоты есть в каждом из героев «вишневого сада», но они так слабы и неярки, что не в силах осветить грядущий день. И видится, что сама Россия, в какой жил Чехов на рубеже двух веков (и не только Чехов), еще не выработала в себе действительный идеал человека. В ней лишь зреют предчувствия грядущих изменений, но люди пока к ним не готовы.

» была написана в 1903 году и является последней пьесой писателя. В ней представлены многие характеры и типы людей, дается широкий социальный пласт от дворянпомещиков до купцов и простых слуг. Особое место в комедии занимают образы так называемых героев«недоТеп», представленных в лицах Раневской, Гаева, их слуг, Шарлотты, Дуняши и Яши, а также в лице Епиходова.

Весь идейный пафос пьесы состоит в отрицании дворянскопомещичьего строя, как отжившего себя. С этой точки зрения очень интересны образы дворян Раневской и Гаева, которые представлены настоящими «недотепами», не умеющими в этой жизни ничего и поэтому являющимися беспомощными и инфантильными.

В тоже время нельзя не заметить сочувственного отношения автора к этим героям. Эти нотки настолько очевидны, что многие исследователи драматургии Чехова говорили о поэтизации автором уходящего дворянства и называли Чехова певцом «дворянских гнезд». Но не стоит забывать, что сочувствие Чехова к героямдворянам не исключает скрытой иронии над ними, над их практической беспомощностью, дряблостью характера и инфантилизмом.

Раневская изображается Чеховым как легкомысленная женщина, которая ничего не видит вокруг себя, так как полностью занята только своими собственными переживаниями и страхами. Она хочет жить красиво, так, как привыкла с самого детства, поэтому не вспоминает о том, что она на грани разорения, а семья обречена на нищенское существование. Раневская вся во власти собственного любовного увлечения, часто говорит о своем любовнике в Париже, хотя тот и довел ее до банкротства, но лишь изредка вспоминает о судьбе своей дочери. Вместе с тем Раневская проста, эмоциональна и обаятельна, что отмечают почти все герои пьесы. Она несомненно добрая и искренняя, ей ничего не стоит поцеловаться с горничной, как будто та ее ровня. Ласкова Раневская и по отношению к старому слуге Фирсу, дает последние пять рублей бродяге. Также искренне она радуется своему возвращению в дом детства, встрече с вишневым садом.

Но доброта и простота Раневской во многом продиктованы не искренними движениями щедрой души, но беспечностью, которая сродни порывам избалованного ребенка. Она раздает милостыню, а в собственном доме нечего есть. Устраивает большой бал, когда нечем платить долги. Вся суть ее характера состоит в эгоизме и легкомысленности. Она искренне горюет о погибшем сыне, а о дочери вспоминает только перед самым отъездом в Париж, старого Фирса забывает в запертом доме. Создается такое впечатление, что она полностью погружена в свои мысли и только мимолетом вспоминает об окружающих ее людя? х. Так своему дому она радуется только в день прибытия, а сама рвется в Париж. Несомненно, она искренне горюет о продаже имения, но не делает ничего, чтобы спасти его. Скорее всего, она быстро забудет о своей потере. Как мне кажется, эта героиня напоминает Стрекозу из басни Крылова. Немолодая уже женщина, Раневская порхает по жизни с беспечностью крыловской Стрекозы, в наивном убеждении, что всегда найдется труженик Муравей, который окажет ей помощь, даст приют и поддержку.

Настоящим беспомощным «недотепой» представлен в пьесе и ее брат Гаев. Чехов иронизирует над ним еще больше, чем над Раневской. В его образе все смешно и нелепо. Например, он только что горячо всех уверял, что проценты за имение будут заплачены, и, едва закончив свою речь, он принимается грызть леденцы. Гаев настолько несерьезен и непостоянен, что для него игра в бильярд оказывается намного важнее, чем продажа имения.

Не зря сам А. П. Чехов назвал старшее поколение в «Вишневом саде» детьми и стариками одновременно, так как «они эгоистичны, как дети, и дряблы, как старики». Им никогда не приходилось сталкиваться с реальностью жизни, они не знают цены деньгам, не в состоянии позаботиться не только о других, но даже о себе. Скорее всего, в дальнейшем их ожидает приживалок, так как они не способны подумать даже о завтрашнем дне.

Никчемность бывших хозяев жизни подчеркивается образами их слуг. Они повторяют черты характеров своих господ, но в более гротесковой форме. Приживалка Шарлотта также беспорядочна и взбалмошна, как и Раневская. Она показывает фокусы, и это только еще больше говорит о внутренней пустоте и неустроенности ее жизни. Горничная Дуняша постоянно подчеркивает свою «чувствительность», пытается вести себя, как ее госпожа. Лакей Яша постоянно мечтает о Париже, а своей матери стыдится, словно она ему не родная. Конторщик Епиходов такой же «недотепа», как и Гаев. Он настолько бесхозяйственен и бестолков, что его даже прозывают «двадцать два несчастья».

Создав образы героев»недотеп» в «Вишневом саде» Чехов хотел показать, насколько они беспомощны и бесполезны в новом мире, в мире, где нужны действующие и активные люди, которые смогут приносить пользу и себе и окружающим. Ни Раневская, ни Гаев не способны на это. Они полностью принадлежат веку «дворянских гнезд», который уходит в прошлое. В прошлое уходят и такие герои, как Раневская и Гаев.


А. П. Чехов своей пьесой «Вишневый сад», считающейся по праву достаточно известной в русской литературе, показал пример новаторского подхода к передаче старых идей в новом стиле. Автор высмеивает поступки героев произведения. Им выявляется истинная глубина их переживаний и ощущений. Они стали олицетворением беспомощности перед этим миром.

Персонажи – недотепы – это все без исключения герои произведения. Хотя в особенности ярким стал образ Лопахина Ермолая Алексеевича. Безусловно, нельзя проигнорировать и Раневскую Любовь Андреевну, как олицетворение образа героини, врезающейся в память читателя.

Лопахин из человека «с самого низа» превратился в купца. Отец и дед Ермолая выступали в качестве крепостных у предков Раневской. Героиня эта немало сделала для него, за что он любит Любовь Андреевну, и выражает всяческую благодарность ей за это. Лопахину удалось приобрести богатство, при этом он остался, по собственному мнению, всё тем же «мужиком». В нём живёт искренне стремление оказать помощь Раневской по спасению её родового имения, которое продаётся за долги.

Но неожиданно в нём происходят перемены. После приобретения вишневого сада наступает для героя момент наивысшего торжества: сыну мужика, «малограмотному Ермолаю», посчастливилось завладеть дворянским имением, где его предки «были рабами». Именно в этот момент Лопахин становится иным – грубым и хищным обладателем купеческой удали. Ему уже всё равно, какие чувства переживают бывшие хозяева имения, или что он ощущает по отношению к Раневской.

Любовь Андреевна была помещицей и, владела имением. Ей пришлось уехать за границу пять лет назад, после того, как не стало её мужа и маленького сына. Живя в Париже, принимая гостей, она тратила много денег. Одним из главных качеств характера Раневской было легкомыслие и отсутствие способности к настоящим чувствам. Героиня отличалась абсолютной беспомощностью в житейских делах. Решительные действия ею никогда не предпринимались. Она все пускала на самотек, либо ожидала решения бытовых вопросов от других. Поэтому, наверное, и происходит крушение её мира, так как всё достается Лопахину. Героине пришлось уехать обратно в Париж, потеряв связь с Родиной.

Обновлено: 2017-01-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.