История создания рассказа доктор живаго. «Доктор Живаго», история создания романа Пастернака

Введение

Борис Леонидович Пастернак получил Нобелевскую премию за свое гениальное творение "Доктор Живаго" и заслуги в русской прозе в 1958 году. Но получить эту награду буквально, довелось лишь его сыну, много лет спустя. Лишь пройдя этот сложный путь от начала до конца, Пастернак сумел изобразить судьбу русского человека в разные исторические эпохи на примере несравненного романа "Доктор Живаго".

Автор романа сумел воплотить в своем творении то, что видел, слышал, чувствовал и переживал. Не случайно роман называют отчасти биографическим. И сейчас, спустя много лет, после описанных событий, мы, как сейчас, переживаем то же самое, лишь прочитав пару страниц произведения. Каждая проблемы, пронизывающая роман, символична и актуальна. Каждое стихотворение и описание заставляет невольно окунуться в историю и почувствовать ее дыхание на плечах.

Все образы романа, сюжет, композиция и концепция романа уникальны в полном смысле этого слова. Эти люди и их судьбы сплелись в неистовом танце истории. Каждый индивидуален по своему, каждому есть, что скрывать и все они герои романа Б. Пастернака "Доктор Живаго".

У этих людей оставалась лишь надежда на то, ?то, несмотря на переход в другое подданство, они скоро вернутся, и каким-то неведомым образом все уладится. Но, увы, лишь немногим удалось вернуться на Родину, а многие из них так и не нашли там себе места и?ахли от тоски по Родине. Да и на своей земле у них была нелегкая судьба.

Но это была действительно настоящая жизнь со своими прелестями и недостатками. Каждый прожил все, что ему отвелось достойно и согласно своей участи, познав таинства любви и ужасы войны на самом себе. Но оставаясь при этом человеком. Так же как и автор романа, воссоздавший скандальную и своеобразную эпоху в романе "Доктор Живаго" во всей красе.

История создания и опубликования романа "Доктор Живаго"

Первые прозаические произведения Пастернака относятся к зиме 1909-1910, как и первые поэтические опыты. В 1918 году в печати появляется "Детство Люверс", которое сразу же было замечено критиками. Однако, несмотря на восторженный прием, роман, в котором "Детству Люверс" отводилась пятая часть от всего содержания, так и не был закончен. Возможно, это было связано как с давлением жизненных обстоятельств (долгое время Пастернак вынужденно занимался переводами), так и с недостатком жизненного опыта, необходимого для развертывания широкого романного полотна. Тем не менее, в отличие от ранней прозы, это был уже первый значительный шаг к стилю "Доктора Живаго".

Свойственные писателю внимание к отдельной судьбе, к отдельной личности, а также стремление передать исторические события с позиций "субъективных" нашли свое выражение в первых прозаических опытах. Именно так писался черновик романа, упоминаемый Б. Л. Пастернаком в автобиографическом очерке "Люди и положения".

В 1932 г. он отправляется в Свердловск с целью разыскать материалы о социалистической реконструкции Урала. Увиденные там разруха и невиданные социальные контрасты глубоко потрясают Пастернака. Вынесенное впечатление он старался передать в отдельных прозаических набросках романа, работа над которым остановилась в связи с серьезными изменениями в социально-политической жизни, вызвавшими жесточайший душевный кризис писателя, чутко переживавшего несчастья, выпавшие на долю народа. В письмах друзьям он часто жалуется на "серую, обессиливающую пустоту". .

С осени 1936 г. тон прессы по отношению к нему резко меняется. А сам он снова берется за прозу.

Бессмертием была проникнута пьеса "На том свете" - еще одна работа писателя, начатая уже во время войны в Чистополе.

В другом, так и неоконченном, романе "Спекторский" - Б. Пастернак приходит к мысли пытается соединить сюжетно в одном произведении прозу и стихи.

Зенит литературной славы Пастернака приходится на вторую половину 20-х и первую половина 30-х гг. В его творениях появляется одна из важнейших тем будущего романа - проблема достоинства художника перед лицом своего времени, нашедшая воплощение в автобиографической прозе "Охранная грамота". В ней же зазвучит впервые мотив разочарования в "успехах" Октябрьской революции, которая была воспринята писателем как "назревшая неизбежность", распрямляющий жизненный порыв. Ее последствия порождают лишь чувство исторической "порчи", которое, в конце концов, приведет Пастернака к бесповоротному разрыву в 1936 г. с официальной литературной средой. "Охранная грамота" была запрещена в 1933 году.

Военное "единение" вдохнуло свежую струю воздуха в атмосферу страны и, в то же время, принесло и новые разочарования.

Именно тогда Пастернак начинает роман "Доктор Живаго". Он начинает правдивый разговор, раскрывающий его личное отношение к действительности.

В июне 1946 г. Пастернак читает первую главу романа "Мальчики и девочки" (одно из черновых названий "Доктора Живаго"). В августе готова вторая глава - "Девочка из другого круга". В самый разгар работы над романом судьба словно начинает испытывать автора. 9 сентября в газете "Правда" появляется статья, в которой цитируется обвинительная резолюция СП СССР, где Пастернака клеймят "безыдейным, далеким от советской действительности автором". В свете этих нелицеприятных событий публичное чтение Б. Пастернаком первых глав романа, произошедшее в тот же сентябрьский день, многие воспринимают как дерзкий, бессмысленный вызов властям.

Но пока что писатель еще далек от бесповоротного разрыва с официальной литературой, так как ему нужно кормить семью. Работа над романом затормаживается из-за переработки второй главы. Пастернак стремится к созданию побочной редакции "Доктора Живаго", где на первое место выдвигается революционный дух эпохи.

Конец зимы - весна 1947 г. отмечены работой над третьей главой ("Елка у Свентицких"). В этот период возобновляются преследования, затихшие было зимой. Возможно, поводом к этому послужила новость о выдвижении Пастернака на Нобелевскую премию.

Только через год, весной 1948 году, после длительных занятий переводами, Пастернаку удается закончить четвертую главу ("Годы в промежутке", название первой редакции) о первой мировой войне.

26 июня открывается XI пленум Союза Писателей СССР, на котором с докладом "Наши идейные противники" выступает генеральный секретарь Союза писателей А. А. Фадеев, который в своей речи осуждает Пастернака за уход от действительности. При этом докладчик аргументирует свои мысли, опираясь на хвалебные статьи о Б. Пастернаке на Западе.

Однако и в этих условиях Пастернак продолжает творить: у него написан десяток стихотворений из "Юриной тетради". За апрель - май он перерабатывает главу "Елка у Свентицких" и окончательно переписывает главу "Назревшие неизбежности" (бывшая "Годы в промежутке"). Тогда же утверждается окончательное название "Доктор Живаго" с подзаголовком "Картины полувекового обихода", отброшенным автором в 1955 г.

Положение Б. Пастернака становится все более неопределенным. Удар следует за ударом. В 1949 г. в Москве и Ленинграде распространяется слух о его аресте. Еще одна причина опасности - возросший интерес к русскому поэту на Западе. Кандидатуру Пастернака снова выдвигают на Нобелевскую премию. Арестовывают Ольгу Ивинскую - близкого друга писателя. Безусловно, такое стечение обстоятельств и переживаний не могло не наложить отпечаток и на работу над романом "Доктор Живаго", в котором спешно дописываются поэтическая и прозаические главы второй книги.

В августе - октябре 1950 г. Пастернак заканчивает 5 и 6 главы второй книги. И опять вынужденная переводческая работа приостановила написание романа. По свидетельству друзей, в декабре 1951 г. Пастернак находится в явном упадке духа. Обновление и преображение приходит к писателю лишь с наступлением весны. В мае 1952 г он заканчивает 7 главу романа, которую теперь все больше ругают, нежели восторгаются.

В 10-х числах октября в перепечатку отдается 10 глава романа, а 20 октября Борис Пастернак попадает в Боткинскую больницу с обширным инфарктом, где он до 6 января 1953 г. Именно здесь тяжелобольной писатель с особой радостью ощутил свое единение с вечной жизнью, свой природный дар художника от Бога. Как никогда прежде Пастернаку захотелось говорить о Боге, "славословить" Творца всего сущего.

Летом, будучи в санатории Болшево, Пастернак пишет еще одиннадцать стихотворений в "Юрину тетрадь", два из которых исключит позднее. Окончательный порядок цикла "тетради" будет установлен лишь осенью 1955 г.

Осенью 1953 г. из заключения освобождается О. Ивинская. Через год, в самый разгар работы над романом, снова распространяются слухи о присуждении Пастернаку Нобелевской премии. Наконец 10 октября 1955 г. в романе ставится последняя точка, чья непростая история на этом еще не закончилась.

В 1958 г. за роман "Доктор Живаго" Пастернаку присуждается Нобелевская премия. Он добровольно отказывается от нее из-за придания этому торжественному личностному моменту сугубо политического характера. .

История создания романа по сути охватывает все творчество Пастернака — от замыслов ранней прозы, когда, закончив книгу «Сестра моя жизнь», он работает над романом с условным названием «Три имени» (в 1922 году опубликована как повесть его часть под на­званием «Детство Люверс»), через ряд попыток создания романа о судьбе своего поколения, относящихся к 30-м годам (известно не­сколько вариантов названия прозы того времени: «Начало романа о Патрике», «Когда мальчики выросли», «Записки Живульта»), до зи­мы 1945/46 года. Именно тогда происходит окончательное становле­ние замысла романа под названием «Доктор Живаго». Работа над книгой идет вплоть до 1955 года параллельно с переводами из Шек­спира, в том числе и трагедии «Гамлет». Это находит отклик как в замысле романа, в котором история и современность соотносятся с вечными проблемами человечества, так и в завершающей его по­следней части — «Стихотворения Юрия Живаго», — которую откры­вает ставшее знаменитым стихотворение «Гамлет».

В начале 1956 года Пастернак, надеясь на публикацию завер­шенного романа в ведущих советских журналах, отдает его в ре­дакцию «Нового мира», но осенью того же года получает письмо с отказом. Это определило судьбу произведения на 30 лет вперед. Без ведома и согласия автора роман был напечатан за границей. В но­ябре 1957 года он выходит в итальянском переводе, за которым по­следовали английские, французские, немецкие, шведские и нор­вежские издания. В октябре 1958 года Пастернаку присуждается Нобелевская премия, а на родине начинается гнусная травля, при­ведшая к вынужденному отказу от премии, а затем к исключению из Союза писателей. И все же многие ценители творчества Пастер­нака у нас в стране имели возможность познакомиться с этим ве­ликим произведением через ходившие из рук в руки экземпляры подпольного самиздата. Но к широкому читателю роман «Доктор Живаго» пришел лишь в 1988 году, когда он наконец был опубли­кован в журнале «Новый мир».

Смыл названия. История создания романа показывает, что его название было тщательно продумано автором. Он не просто следу­ет давней традиции русской классической литературы XIX века, в которой часто в заглавие произведения выносится имя главного ге­роя («Евгений Онегин», «Обломов», «Анна Каренина», «Рудин» и т.д.), но и указывает его профессию — доктор. Для общей концеп­ции произведения это уточнение очень значительно, поскольку ге­рой, вовлеченный в водоворот страшных исторических событий, со­храняет свой взгляд на мир, историю, человека, определенный его гуманистической позицией врача. Это отражается в целом ряде сюжетных коллизий (Живаго как врач побывал на фронтах первой мировой войны, затем в партизанском отряде во время граждан­ской войны), он оказывает помощь матери Лары и благодаря этому знакомится с девушкой, любовь к которой пронесет через всю жизнь. Но самое главное то, что долг врача — помогать всем стра­ждущим, вне зависимости от того, к какому лагерю принадлежит конкретный человек. А потому определение «доктор» приобретает и более глубокий смысл, связанный с христианским понятием мило­сердия. В страшных испытаниях мировых войн, революций, граж­данских распрей, расколовших не только страну, но и самого чело­века, герой сохраняет то, что составляет основу здоровой нравст­венной природы человека, и помогает в этом другим. Он как бы призван быть врачевателем душ человеческих, и не случайно по мере движения сюжета романа христианские мотивы усиливаются и получают свое завершение в последней стихотворной части.

Не случайна и фамилия героя, также вынесенная в заглавие романа. Она, безусловно, говорящая, связанная с христианским понятием: «Дух Бога Живаго». Так уже в названии произведения определяются и глубокие христианские основы авторской концеп­ции, и главная идейно-философская ось романа — противопостав­ление жизни и смерти. Действительно, многое указывает на месси­анскую роль его центрального героя, прошедшего через страдания, испытания, ставшего своего рода искупительной жертвой грозной исторической «хирургии», но обретшего бессмертие в своем творче­стве и в благодарной памяти людей.

Текстовая HTML-версия публикации

В настоящее время изучению литературно-критических работ в школе отводится второстепенное место, а процесс их изучения носит поверхностный характер. Недостаточно внимания уделяется личности критика, текстам критических статей, нет разнообразия в формах работы школьников: основным видом деятельности учащихся является тезирование или конспектирование. При обращении к критике используются далеко не все возможности для активизации самостоятельной работы учащихся. Данные проблемы не остаются в стороне и при изучении старшеклассниками скандально известного в советской критике романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». В программе по литературе (базовый уровень) В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина, И.С.Збарского, В.П.Полухиной на изучение данного произведения отводится 2 часа (обзор). 1 час выделяется для изучения истории создания и публикации романа и 1 час на изучение цикла «Стихотворения Юрия Живаго» и его связи с общей проблематикой романа. В данном приложении представлена разработка конспекта урока по изучению романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» с применением данных, полученных в ходе исследования литературно-критических статей, посвящённых данному роману. Урок составлен в соответствии с тематическим планированием по литературе для 11 класса.
Конспект урока.

Тема: История создания и публикации романа «Доктор Живаго» Бориса

Пастернака.

Тип урока:
урок изучения нового материала.
Форма урока:
урок-лекция с элементами групповой работы.
Цели:

Обучающая:
- познакомить учащихся с основными этапами создания вершинного произведения писателя; - показать учащимся на примере мнений современников автора неоднозначность романа «Доктор Живаго»
2 - выявить причины диаметрально противоположных мнений о произведении.
2)

Развивающая.
- развивать навыки письма; -развивать у учащихся навыки отбора материала для конспектирования и тезирования; - развивать у школьников навыки критического мышления.
3)

Воспитательная:
- воспитывать у учащихся эстетический вкус; - формировать собственную позицию по отношению к роману; - воспитывать примере суждений о «Докторе Живаго» толерантность по отношению к мнению других.
Оборудование:
- портрет Б. Пастернака; - учебник: Русская литература XX века. 11 класс. В 2-хчастях / под ред. В.П.Журавлёва. М.: Просвещение, 2007. - рабочие тетради;
Оформление доски:
- тема урока: «История создания и публикации романа «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. - портрет Бориса Пастернака. - План лекции: 1. История создания романа. 2. История публикации. 3. Разнообразие трактовок романа. 4.Проблематика и поэтика «Доктора Живаго».
Краткий конспект урока.
1. Организационный момент (1 мин). 2. Подготовка к восприятию (1 мин).
3 3. Объявление темы, целей урока (2 мин). 4. Изучение нового материла с элементами беседы и групповой работы (32 мин). 5. Первичное закрепление материала (5 мин). 6. Обобщение (3 мин) . 7. Д/з (1 мин)
Ход урока.

Организационный момент.
Учитель (У.:): Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада вас видеть на нашем уроке. Проверьте всё ли готово к уроку.
2.

Подготовка к восприятию.
У.: Всякое гениальное произведение, прежде чем прийти к читателю, проходит сложный и тернистый путь. Не является исключением и скандально известный роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», вызвавший широкий резонанс его идей и трактовок.
3.

Объявление темы, целей урока.
У.: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с историей создания этого романа и с множеством его оценок в литературной критике. Сегодня у нас с вами необычный урок. Он пройдёт в форме лекции. План нашей лекции следующий: 1. История создания романа. 2. История публикации. 3. Разнообразие трактовок романа. 4. Проблематика и поэтика «Доктора Живаго». Ваша задача: внимательно слушать и записывать основные положения, тезисы изучаемого материала. Открываем тетради, записываем число, тему урока и план лекции. Во время лекции я буду обращать ваше внимание на важные моменты, которые следует записать (выделено жирным шрифтом).
4.

Изучение нового материла.

4
4.1. История создания романа.
У.:
Роман «Доктор Живаго» создавался почти десять лет – с 1946 по 1955

год.
Современники писателя по-разному описывали историю формирования замысла произведения, но сходятся все в одном – для автора «Доктор Живаго» был вершинным свершением. По оценке самого Пастернака он был подготовлен его интенсивными художественными и духовными поисками, предшествующей прозой. Свой великий роман писатель начал создавать после Великой Отечественной войны. Военные годы вдохнули в умы людей надежду на окончание сталинских репрессий. Но с победой в ВОВ пришли не только радости, но и разочарования. Впоследствии Б. Пастернак вспоминал: «когда после великодушия судьбы, сказавшегося в факте победы, когда после такой щедрости исторической стихии повернули к жестокости и мудрствованиям самых тупых и тёмных довоенных годов, я испытал во второй (после 36 года) раз чувство потрясённого отталкивания от установившихся порядков, ещё более сильное и категоричное, чем в первый раз… Это очень важно в отношении формирования моих взглядов и их истинной природы» . Писатель более не мог мириться с установившимися порядками в стране.
В

начале 1946 года он начинает «Доктора Живаго». Начинает честный разговор,

раскрывающий его личное отношение к действительности.
Все мысли, идеи, события Пастернак описывал в письмах к своей сестре, Ольге Фрейденберг.
(краткое сообщение учащегося об Ольге Фрейденберг)
В одном из писем сестре, О.Фрейденберг, Борис Пастернак так объяснял замысел будущего произведения: «Собственно, это первая настоящая моя работа.
Я

в ней хочу дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие, и в

то же время всеми сторонами своего сюжета, тяжелого, печального и подробно

разработанного, как, в идеале, у Диккенса и Достоевского,- эта вещь будет

выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в

истории и на многое другое. Роман пока называется «Мальчики и девочки»...

5 Атмосфера вещи – мое христианство, в своей широте немного иное, чем квакерское и толстовское, идущее от других сторон Евангелия в придачу к нравственным. Это все так важно и краска так впопад ложится в задуманные очертания, что я не протяну и года, если в течение его не будет жить и расти это мое перевоплощение, в которое с почти физической определенностью переселились какие-то мои внутренности и частицы нервов». Переписка писателя свидетельствует о крайней интенсивности работы над произведением.
К февралю 1946 года ему настолько становится ясен смысл

первой книги романа, что он высказывает надежды на её скорое написание.
«Смерти не будет» – написал Пастернак на одном из вариантов рукописи первых глав романа. Но сам он очень спешит, боясь не успеть выполнить своё главное предназначение.
Написанные главы будущего романа автора выносил на суд друзей и

единомышленников,

устраивая

чтения

глав

романа

себя

дома

знакомых.

Следует

отметить,

время

чтения

первых

глав

романа

Пастернак всё ещё не нашёл для него названия, которое бы с наибольшей

точностью и полнотой передавало главную мысль. Первоначальное название

«Мальчики и девочки» с начала 1947 года исчезает из его переписки.

названия. В одной из черновой рукописи в центре было крупно написано

«Рыньва».
Давайте выясним, почему «Рыньва» было одним из вариантов названия, что послужило причиной этого. Дома вы подготовили материл об этом названии. Сейчас мы это проверим.
Беседа.

Вопрос (В.):
Как вы думаете, что же это за Рыньва? Это название встречается в произведении?
Ответ (О.):
Это название судоходной реки, на которой стоит город Юрятин.
В.:
Какова причина появления это названия? Какова этимология этого слова, как оно образовано.
6
О.:
Исследователь творчества Бориса Леонидовича В.Борисов так объясняет причину появления этого названия в «Материалах к творческой истории романа…»: «
Название

географии

неизвестное
,
образовано

Пастернаком,

хорошо

знакомым с уральской топонимикой, по типу реально существующих местных

гидронимов

(реки

Вильва,

Иньва

др.)
, но, на первый взгляд кажется непонятным, что, помимо колоритного звучания, побудило его избрать это слово в качестве заглавия романа о бессмертии. К ответу приводит нас контекст, в котором упоминается Рыньва уже в «начале прозы 36 года»: «Это была Рыньва в своих верховьях. Она выходила с севера вся разом, как бы в сознании своего речного имени...»
В.:
Как может быть переведено это название? Какими атрибутами наделена эта река?
О.: «Речное имя» Рыньвы составлено Пастернаком из наречия «рын»

(настежь),

встречающегося

одном

диалектов

языка

коми,

существительного

«ва»

(вода,

река)

может

быть

переведено

«река,

распахнутая настежь». Наделенная атрибутами одушевленности («сознанием»,

«созерцанием»» и т.д.) Рыньва – «живая река», или, метафорически, «река

жизни», и текущая в ней вода, конечно, та же самая, что «со Страстного

четверга вплоть до Страстной субботы... буравит берега и вьет водовороты» в

стихотворении Юрия Живаго («На Страстной»). Это река жизни, текущая в

бессмертие.
У.: В рукописи это заглавие решительно перечеркнуто – по-видимому, Пастернак отказался от него из-за сложности ассоциативных ходов, требующихся для его адекватного понимания .
Устойчивое название романа – «Доктор Живаго» - появилось только к

весне

года
, когда Пастернак заканчивал четвёртую часть под названием «Назревние неизбежности». Этой же весной, в апрельском номере «Октября» появилась статья Н.Маслина «Маяковский и наша современность». В этой статье Пастернак обвинялся в том, что
7 приносит в жертву «любое содержание, не исключая разума и совести» и превратил искусство в каталог «субъективных ощущений». Делался вывод о том, что творчество Пастернака «нанесло серьёзный ущерб советской поэзии» . Положения этой статьи были повторены в пятом номере журнала «Новый мир» Б.Яковлевым. Ощущение опасности подгоняло ход работы над романом. Нужно было успеть его дописать. И без того опасное положение усугублялась растущим интересом к писателю на Западе. Его кандидатура, начиная с 1946-го, каждый год выдвигалась на Нобелевскую премию.
В августе – октябре 1950 г. были закончены 5 и 6 главы второй книги.
В декабре 1951 года Пастернак, по свидетельству друзей, находился в явном упадке духа. Обновление и преображение приходит к писателю только с наступлением весны 1952 года, когда он заканчивает 7 главу романа.
В десятых числах октября 1952 года была отдана в перепечатку 10 глава

романа,

двенадцатого,

Пастернак

попадает

больницу

обширным

инфарктом.
Он пробыл в Боткинской больнице до 6 января 1953 года. Исследователь творчества и жизни писателя, Дмитрий Быков отмечает: «именно здесь, в минуты, когда, казалось, он был совсем близок к смерти, Пастернак с особой радостью ощутил своё соединение с вечной жизнью, свой природный дар писателя от Бога и, как никогда прежде, с особой силой, захотелось ему говорить о Боге, славить Творца всего сущего» .
Летом, находясь в санатории Болшево, Борис Леонидович пишет ещё

одиннадцать

стихотворений

«Тетрадь

Юрия

Живаго».
Окончательный порядок цикла «Стихотворения Юрия Живаго» будет установлен только в 1955 году.
Зима 1954 года была посвящена переделыванию последних глав романа.

Многое

было

сокращено

переделано

заново.
Борис Леонидович торопился закончить работу, боясь, что утяжеляет её подробностями. В разгар работы над торопливым переписыванием последних глав романа из Ленинграда
8 пришло известие о болезни сестры, Ольги Фрейденберг. 6 июля 1955 года Ольга умерла. Писавшиеся в те дни страницы эпилога окрашены горечью этой потери и верой в творческое бессмертие духа.
10 октября 1955 года была поставлена

последняя точка в романе «Доктор Живаго.

История публикации.

Рукопись своего романа Борис Леонидович доверил журналу «Новый

мир».
Между тем в
мае

года

Переделкино

приезжает

итальянец-

коммунист журналист Серджио Дэ Анджело
.
Он настоятельно просит Бориса

Леонидовича

отдать

один

неисправленных

вариантов

рукописи

предлагает издать роман на Западе на итальянском языке.
Автор «Доктора Живаго» соглашается на это предложение, но с одним условием: чтобы выход не опередил русского варианта. Тем временем в Советском Союзе с публикацией романа явно не спешили.
В отличие от редколлегии журнала «Новый мир»

итальянский издатель Дж. Фельтринели в этом же году поспешил выпустить

роман

свет

итальянском

языке.

Спустя

«Доктора

Живаго»

увидели уже и в Голландии, уже на русском. А в 1958 году автору романа

присудили Нобелевскую премию.

Публикация романа на Западе и присуждение писателю Нобелевской

премии вызвали широкую кампанию по отношению к Борису Пастернаку.

Началась

известного

романа.

Пастернака

называли

«самовлюблённым

эстетом»,

«клеветником»,

«предателем».
Лев Ошанин обвинил Бориса Леонидовича в космополитизме, Борис Полевой назвал его «литературным Власовым». Затем Пастернака несколько месяцев подряд «разоблачали» в крупнейших литературных газетах «Правда» и «Известия», журналах, по радио и телевидению, тем самым вынуждая отказать от присуждённой ему Нобелевской премии. Роман, который в Советском Союзе никто не читал, осуждали на митингах, в
9 министерствах, в колхозах. Пастернака предлагали судить и выгнать из родной страны. В качестве обвинителей писателя привлекались не только люди, не имеющие никакого отношения к литературе, но и профессиональные литераторы. Так, например, Сергей Михалков написал басню про «некий злак, который звался Пастернак» .
Позже кампания по шельмованию Бориса Леонидовича

получила ёмкое саркастическое название «Не читал, но осуждаю!»
. Эти слова часто фигурировали в речах общественных обвинителей, многие из которых не брали в руки книг вообще. Помимо травили публикация роман на Западе и присуждение его автору Нобелевской премии привели к исключению Бориса Леонидовича из Союза писателей СССР. Восстановлен он был лишь в 1987 году, посмертно. Среди литераторов, требовавших высылки Пастернака быди: А. И. Безыменский, С. А. Баруздин, Б. А. Слуцкий, Л. И. Ошанин. Публично голос в защиту писателя в то время не возвысил никто. Но участвовать в травле отказались Всеволод Иванов, Вениамин Каверин, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко. Эти события оказали огромную роль в жизни Пастернака. Он был вынужден отказаться от Нобелевской премии. Вся горечь, боль отразились в стихотворении «Нобелевская премия»:
(чтение учащимися стихотворения «Нобелевская премия»)
Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет. Темный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду.
10 Будь что будет, все равно. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба, Верю я, придет пора - Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.
Беседа:

1)

Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

2)

О каком духе добра говорит автор?

3)

Как

передаётся

состояние

Бориса

Пастернака

в

данном

стихотворении? Какое оно?
У.:
Данные события подорвали здоровье Бориса Леонидовича, 30 мая в

23 часа 1960 года в Переделкине он умер от рака лёгких с метастазами в

желудок.

Разнообразие трактовок романа.

Но в истории романа, даже после смерти автора, не была поставлена

точка
. Произведение продолжало издаваться в странах Запада. В России же роман появился в лишь 1988 году, в период перестройки, на страницах журнала «Новый мир».
Роман вызвал большое разнообразие мнений и суждений относительно

его жанра, особенностей, проблематики, идеи.
Ещё до того, как роман был закончен, варианты отдельных глав и частей Борис Леонидович Пастернак выносил на суд друзей и единомышленников,
11 устраивая домашние чтения. Суждения относительно романа были зафиксированы в личной переписке писателя и в дневниках. Давайте обратимся к высказываниям современников автора о произведении.
Работа в группах:

Задание:
Проанализировать высказывания о романе. Ответить на следующие вопросы: 1) Как оценивали современники роман? 2) Какие достоинства/ недостатки видели в нём?
1 группа:
1) Б.Зайцев говорил: «Меня этот роман сразу покорил... в общем это замечательно, и пусть со мной не спорят» 2) В. Шаламов: «Я давно уже не читал на русском языке чего-либо русского, соответствующего адекватно литературе Толстого, Чехова и Достоевского. «Доктор Живаго» лежит, безусловно, в этом большом плане» . 3) А. Эфрон: «Всегда – и на этот раз - почти пугает... мастерство в определении неопределимого – вкуса, цвета, запаха, вызываемых ими ощущений, настроений, воспоминаний, и это в то время, как мы бы дали голову на отсечение в том, что слов для этого нет, еще не найдены или уже утрачены» . 4) Л.Чуковская: «Все, что изнутри - чудо. Чудо до тех пор, пока изнутри...» . 5) Б.Зайцев: «погрешность строения, отголоски словесного излишества» ; 6) В. Шаламов: «лубочность народного языка» ; 7) А.Эфрон: «теснота... судеб, эпох, городов, лет, событий, страстей», отсутствие в романе «простора и пространства», которое предлагала исправить «заполнением антрактов» между эпизодами,
12 мотивированностью поступков, развертыванием кратких сухих отчетов о действиях героев. . 8) Л.Чуковская: «Забастовка дана извне, и хотя и хороша, но тут чудо кончается...». .
2 группа:
1) М.Юдина: «это непрекращающееся высшее созерцание совершенства и непререкаемой истинности стиля, пропорций, деталей, классического соединения глубоко запечатленного за ясностью формы чувства...» . 2) Д.Спасский: «очень большая удача... получилось настоящее повествование, настоящая книга» . 3) О.Фрейденберг: «... Книга выше сужденья.,. Это особый вариант книги Бытия... вот-вот откроется конечная тайна, которую носишь внутри себя, всю жизнь хочешь выразить ее, ждешь этого выраженья в искусстве и науке – и боишься этого до смерти, так как она должна жить вечной загадкой...» .
3 группа:
1) А.Цветаева: «бледность и безразличие героев, их непривлекательность, непонятная попытка писать, как другие, утрата самого себя» . 2) К.Чуковский: «Доктор Живаго» «сбивчив» . 3) Вс.Иванов: «неотделанность манеры и разностильность написанных глав» . 4) А.Гладков: Б.Пастернак «пал жертвой ложного стремления к занимательности, доступной драматичности, фабульности», «желая высказать в прозе свои заветные мысли и наблюдения, но избрав для этого традиционную форму романа, так сказать, для завоевания галерки» .
13
Заслушивание выводов по каждой группе.

У.:
Как мы видим,
единой

оценки

романа

среди

современников

Пастернака

было.
Две из них были диаметрально противоположными: решительное осуждение и столь решительное восхищение. Промежуточной была позиция тех, кто отмечал великолепие отдельных страниц романа, эпизодов, но наряду с этим выделяя и явно неудачные места. Они расценивали это произведение как «полуудачу» автора.
Не

приняли

роман:

А.Ахматова,

Иванов,

А.Гладков,

А.Цветаева,

К.Чуковский.
Они высказывали примерно одинаковые мнения, общий смысл которых сформулировал сам Пастернак в письме к В.Авдееву: «Почти все близкие, ценившие былые мои особенности, ищут их тут и не находят» .
С определёнными оговорками признавали художественные достоинства

романа:

Б.Зайцев,

В.Шаламов,

А.Эфрон,

Л.Чуковская.

отмечается

глубина и сила впечатления, произведённого романом. Но эти самые люди и

упрекают

Бориса

Пастернака

явные,

сильно

бросающиеся

глаза

недостатки.

Безоговорочно приняли роман: О.Фрейденберг, М.Юдина, Э.Герштейн,

Д.Спасский,

С.Дурылин.

Все они признавали

художественную

целостность

произведения, гармоничное единство его формы и содержания.
Роман вызвал широкий всплеск мнений по поводу его истолкования. Приведённые выше

Борис Пастернак – это целая вселенная, галактика, которую можно изучать бесконечно. «Доктор Живаго» — планета, где собраны тончайшие сочетания поэзии и реальности. У этой книги особый дух, своя душа. Её надо читать как можно медленнее, размышляя над каждой фразой. Только тогда можно почувствовать возвышенность романа и найти поэтические искорки, которыми наполнена каждая страница.

К мыслям о создании романа Пастернака «подтолкнула» Анна Ахматова в мае 1944 года, когда предложила ему написать «Фауста» ХХ века. И Борис Леонидович согласился. Только он написал не так, как от него ожидали, а по-своему. Ведь Юрий Живаго тоже, как и Фауст, недоволен собой, своей жизнью и стремится изменить ее. Но не путем заключения сделки с дьяволом, а кропотливой работой над своей душой и ее нравственным началом.

Нравственное начало в те непростые годы было необходимо как никогда. Время диктовало свои условия, но далеко не все стремились молча принять их. Пастернака терзало ощущение какой-то затравленности и бессилия. Репрессии, аресты, самоубийства. Невыносимо. «Ненасытная машина» поглощала все на своем пути, не оставляя шансов на выживание. Именно поэтому в «Докторе Живаго» вся жизнь главных героев буквально пронизана страданием, душевными муками, неизвестностью и бедностью. Однако Пастернак искренне верил, что «красное чудовище» рано или поздно умерит свой пыл и сменит гнев на милость. Но все было только хуже. Вскоре оно добралось и до самого Бориса Леонидовича. Партийное руководство стало активно душить литературу. Пастернак не был репрессирован, но в 1946 году в его адрес стали поступать предупреждения как поэту, не признающему «нашей идеологии». В официозное послевоенное искусство он не вписывался ни как поэт, ни как прозаик.

Несмотря на всё происходящее, напряженная работа над романом продолжалась. Заглавия сменяли одно за другим: «Смерти не будет», «Мальчики и девочки», «Иннокентий Дудоров». Юрий Андреевич мог оказаться доктором Живультом. Интересно, что в романе нашли отражение и личные связи Пастернака. Прототипом Лары становится Ольга Ивинская, к которой автор испытывал нежные чувства.

Публицистическая судьба книги

«Через тернии к звездам». Этой фразой можно описать тот непростой путь, который проделал роман, чтобы оказаться в руках у его многочисленных читателей. Почему? Пастернаку отказали в публикации книги. Однако в 1957 году она была издана в Италии. В Советском Союзе ее опубликовали только в 1988 году, когда автор уже не мог узнать об этом.

История романа «Доктор Живаго» в некотором смысле особая. В 1958-м году Борис Леонидович был номинирован на Нобелевскую премию, от которой отказался. Кроме того, на публикацию книги был наложен запрет, и это еще больше подогрело интерес к произведению. Читатели ожидали от романа чего-то особенного. Но позже их постигло разочарование. Этого не скрывали даже близкие друзья Бориса Пастернака, среди которых были и довольно известные писатели А. И. Солженицын и Анна Ахматова, которая бросила реплику, посеявшую между поэтами отчуждение.

Жанр романа «Доктор Живаго»

Определить однозначно жанр романа сложно. Произведение можно считать автобиографичным, так как в нем имели место быть основные вехи жизни писателя. Можно смело утверждать, что оказавшийся в водовороте происходящих событий и тонко ощущающий окружающий мир во всех его изменениях и вибрациях герой романа – это второе «я» Бориса Пастернака.

В то же время роман является и философским, так как вопросы бытия занимают в нём не последнее место.

Произведение интересно и с исторической точки зрения. Пастернак соотносит свой роман с правдивой картиной жизни. «Доктор Живаго» - Россия, показанная нам такою, какая она есть на самом деле. С этой точки зрения книга художника – традиционное реалистическое произведение, раскрывающее историческую эпоху через судьбы отдельных людей.

По своей же метафоричности, образности, символике и поэтике «Доктор Живаго» — роман в стихах и прозе.

Для большинства — это «любовный роман» с занимательным сюжетом.

Таким образом, перед нами многожанровый роман.

Композиция «Доктора Живаго»

Как только мы начинаем знакомство с книгой, то с первой же главы сознание ставит галочку напротив пункта «структурные элементы композиции». Один из них – тетрадь главного героя, ставшая гармоничным продолжением его прозаического начала. Стихи подтверждают трагедийность восприятия действительности автором и доктором Живаго, обнаруживают преодоление трагедии в творчестве.

Важная композиционная черта романа – нагромождение случайных встреч, неожиданных поворотов судьбы, различных совпадений и стечений обстоятельств. Героям романа зачастую кажется, что подобные жизненные виражи в принципе невозможны и невероятны, что это какой-нибудь сон, мираж, который исчезнет как только они откроют глаза. Но нет. Все реально. Примечательно, что без этого действие романа не могло бы развиваться вовсе. «Поэтика совпадений» не зря заявляет о себе. Она обоснована художественным своеобразием произведения и мироощущением автора, стремящегося как можно точнее передать читателю свое видение той или иной ситуации.

Кроме того, в структуре романа действует принцип кинематографического монтажа, подбора независимых сцен — кадров. Фабула романа строится не на знакомстве героев и дальнейшем развитии их отношений, а на скрещении параллельных и независимо развивающихся судеб.

Темы романа Пастернака

Тема пути – еще одна из ведущих в романе. Один сбивается с этого пути и уходит в сторону, а дугой обретает здесь духовное возмужание, обрекая себя на трудные раздумья в одиночестве. К кому из них относится Живаго? Ко второму. Бегство доктора из полузамерзшей голодной Москвы на Урал – шаг вынужденный. Отправляясь в путь, Юрий не ощущает себя жертвой. Он чувствует, что найдет истину и откроет сокровенную правду о себе. Так и происходит. Творческий дар, подлинная любовь и жизненная философия – вот что получает человек, который вырвался за рамки своего сознания, покинул «тихую гавань», не побоявшись отправиться в неизведанное.

Автор возвращает нас к ещё одной стороне реальности – к человеку, возвышая любовь как одно из самых прекрасных явлений жизни. Тема любви – еще одна тема романа. Он буквально пронизан любовью: к детям, к семье, друг к другу и к Родине.

Темы, заявленные в романе, нельзя разделить. Они похожи на искусное плетение, которое тут же разрушится, если убрать хотя бы одну ниточку. Природа, любовь, судьба и путь словно кружатся в изящном танце, который дает нам понимание гениальности этого романа.

Проблемы в романе

Одна из основных проблем в романе - судьба творческой личности в революции.

Стремление к правде повлекло за собой столкновение идеалов с реальностью. Творчество столкнулось с революционной действительностью и отчаянно защищалось. Люди были вынуждены отстаивать свое право на индивидуальность. Однако их стремление к творческой самобытности жестоко подавлялось и отбирало какую-либо надежду на освобождение.

Примечательно, что в тексте говорится о физической работе, как о настоящем творческом деле. Проблема красоты, философии женственности и даже «царственности» человека, занятого простым трудом, связана в первую очередь с образом Лары. В будничных хлопотах – у плиты или корыта — она поражает «дух захватывающей притягательностью». С восхищением вглядывается Пастернак в «красивые здоровые лица» «людей из народа», всю жизнь трудившихся на земле. Писателю удалось показать национальный характер героев. Они не просто любят, думают, действуют – во всех поступках проявляется их глубокая национальная укоренённость. Они даже разговаривают, «как разговаривают одни только русские люди в России».

С главными героями в произведении связана проблема любви. Эта любовь судьбоносная, предназначенная героям свыше, но сталкивающаяся с преградами в виде хаотичности и неустроенности окружающего мира.

Интеллигенция в романе «Доктор Живаго»

В душах русской интеллигенции того времени жила готовность к подвижничеству. Интеллигенция ожидала революцию, представляя ее достаточно отвлеченно, не осознавая, к каким последствиям она может привести.

Благодаря духовной жажде и стремлению постичь окружающий мир, Юрий Андреевич Живаго становится мыслителем и поэтом. В основе духовных идеалов героя лежит чудо: на протяжении всей своей жизни он так и не утратил способности воспринимать мир, жизнь человека и природу – как чудо! Всё – в жизни, и всё – жизнь, лишь она была, есть и будет. В этой философии два момента обращают на себя внимание и объясняют причины трагического положения дел героя в современном ему обществе: неопределённое положение Юрия и неприятие «насильственности». Убеждение, что «надо привлекать добром», не позволяло Живаго прибиться к какой-то из двух враждующих сторон, потому что в основе программ их деятельности лежало насилие.

Стрельников выведен в романе антиподом Живаго. Он является безжалостным, незаменимым резонером, готовым подтвердить своим весомым пролетарским словом любой, самый жестокий приговор. Его бесчеловечность представлялась чудом классовой сознательности, которая в итоге привела его к самоубийству.

Интеллигенция сыграла в формировании революционной действительности далеко не последнюю роль. Стремление к новизне, переменам и к смене правящего слоя стерло с лица земли ту тоненькую прослойку настоящей интеллигенции, которую составляли ученые, творческие деятели, инженеры и врачи. На их смену стали приходить новые «особи». Пастернак заметил, как в гнилостной атмосфере нэпа начал складываться новый привилегированный слой с претензией на интеллектуальную монополию и на преемственность по отношению к старой русской интеллигенции. Вернувшись в Москву, Юрий Живаго зарабатывал на жизнь пилкой дров у состоятельных людей. Однажды он зашёл за расчётом. На столе лежали книжечки Юрия Андреевича. Желая походить на интеллектуала, хозяин дома зачитывался сочинениями Живаго, а самого автора не удостоил и взглядом.

Революция и христианские мотивы

«Зерно не даст всхода, если не умрёт», — Пастернак любил эту евангельскую мудрость. Оказываясь в самом тяжёлом положении, человек всё равно лелеет надежду на возрождение.

По мнению многих исследователей, модель личности Б. Пастернака ориентирована на Христа. Юрий Живаго - не Христос, но «вековой прототип» отражен в его судьбе.

Для понимания романа необходимо разобраться в подходе автора к Евангелию и к революции. В Евангелии Борис Пастернак воспринял прежде всего любовь к ближнему, идею свободы личности и понимание жизни как жертвы. Именно с этими аксиомами оказалось несовместимо революционное мировоззрение, допускающее насилие.

В юности герою Пастернака революция казалась грозой, в ней чудилось «что-то евангельское» - по масштабности, по духовному наполнению. Стихийное революционное лето сменилось осенью распада. Кровавая солдатская революция пугает Юрия Живаго. Вопреки этому преклонение перед идеей революции прорывается искренним восхищением первыми декретами советской власти. Но он трезво глядит на происходящее, всё более убеждаясь, что реальность расходится с провозглашёнными лозунгами. Если вначале Живаго — врачу казалось оправданным хирургическое вмешательство ради исцеления общества, то, разочаровавшись, он видит, что из жизни исчезают любовь и сострадание, а стремление к истине подменяется заботами о пользе.

Герой мечется между двумя лагерями, отвергает насильственное подавление личности. Конфликт развивается между христианской и новой моралью, основанной на насилии. Юрий оказывается «ни в тех, ни в сих». Его отталкивают борцы своим фанатизмом. Ему кажется, что вне борьбы они не знают, чем заняться. Война же поглощает всю их сущность, и в ней нет места творчеству и не нужна истина.

Природа в произведении «Доктор Живаго»

Человек – часть природы. Мир природы в романе одушевлён и овеществлён. Он не возвышается над человеком, а как бы существует параллельно с ним: печалится и радуется, возбуждает и успокаивает, предупреждает о грозящих переменах.

Трагическая сцена похорон матери Юры открывает произведение. Природа вместе с людьми скорбит по хорошему человеку. Ветер поёт заунывную песню в унисон с прощальным пением похоронной процессии. И, когда Юрий Андреевич уходит из жизни, одни цветы становятся заменой «недостающего пения». Земля забирает «ушедшего» в мир иной.

Пейзаж в романе – это и живописная картина, рождающая в душе человека чувства восхищения, наслаждения прекрасной природой. «Не налюбуешься!» — как можно жить и не замечать этой красоты?

Любимый образ – Солнце, которое «застенчиво» освещает местность, являясь особой достопримечательностью. Или, «садящееся за домами», оно бросает красные мазки на предметы (флаг, следы крови), словно предупреждая о грозящей опасности. Другой обобщающий образ природы – спокойное высокое Небо, располагающее к серьёзным философским размышлениям, или, вспыхнув «розовым трепещущим огнём», сопереживающее событиям, происходящим в человеческом сообществе. Пейзаж уже не изображается, а действует.

Человек оценивается через природу, сравнение с ней позволяет составить более точную характеристику образа. Так Лара, с точки зрения других персонажей, «берёзовая роща с чистою травою и облаками».

Пейзажные зарисовки волнуют. Белые кувшинки на пруду, жёлтая акация, благоухающие ландышей, розовые гиацинты – всё это на страницах романа источает неповторимый аромат, который проникает в душу и наполняет её животрепещущим огнём.

Значение символики

Борис Пастернак – писатель тонкой душевной организации, живущий в согласии с природой и чувствующий нюансы жизни, умеющий наслаждаться каждым прожитым днём и принимающий всё происходящее как данное свыше. Человек, открывающий его КНИГУ, погружается в мир, наполненный звуками, красками, символами. Читатель будто перевоплощается в слушателя музыки, виртуозно исполняемой пианистом. Нет, это не торжественная музыка, звучащая в одной тональности. Мажор сменяется минором, атмосфера гармонии – атмосферой слома. Да, такова жизнь, и именно это её восприятие передаёт в романе художник. Как ему это удаётся?

Но на смену дню всегда приходит ночь, на смену теплу – холод. Холод, Ветер, Метель, Снегопад – неотъемлемая часть нашей жизни, важная составляющая, негативная сторона, с которой тоже надо научиться жить. Эти символы в романе Пастернака указывают на то, что окружающий человека мир может быть жестоким. Душевно необходимо готовить себя к этим трудностям.

Жизнь человека потому и прекрасна, что состоит не только из противоположностей, но и включает в себя множество самых разнообразных оттенков. Символом, олицетворяющим многообразие человеческих типов, является Лес, где в гармонии соседствуют самые разные представители животного и растительного мира.

Дорога, Путь – символы движения, стремления вперёд, символы познания неведомого, новых открытий. У каждого человека в жизни – своя Дорога, своя судьба. Важно, чтобы это не была дорога одиночества, которая непременно заводит в жизненный тупик. Важно, чтобы это был Путь, ведущий человека к Добру, Любви, Счастью.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Начало ХХ столетия стало периодом суровых испытаний для России: Первая Мировая война, революция, гражданская война разрушили миллионы человеческих судеб. Непростые взаимоотношения человека и новой эпохи с пронзительным драматизмом описаны в романе Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго». Анализ произведения по плану позволит лучше подготовиться не только к уроку по литературе в 11 классе, но и к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1945-1955 годы.

История создания – Роман писался в течение десяти лет, и принес писателю Нобелевскую премию по литературе. Однако судьба произведения была совсем непростой: долгое время оно находилось под запретом на родине, а против Пастернака развернулась настоящая травля.

Тема – В произведении в полной мере раскрыта проблематика многих насущных социальных вопросов, но центральной темой является противопоставление человека и истории.

Композиция – Композиция произведения очень сложна и основана на сплетении судеб главных действующих лиц. Все характеры центральных героев рассмотрены сквозь призму личности Юрия Живаго.

Жанр – Многожанровый роман.

Направление – Реализм.

История создания

Роман создавался на протяжении целого десятилетия (1945-1955 годы). И это неудивительно, поскольку в произведении описана важнейшая эпоха в истории России и подняты глобальные проблемы общества.

Впервые идея написать столь грандиозный роман посетила Бориса Леонидовича в 17-18 годах, однако на тот момент он еще не был готов к подобной работе. К реализации своего замысла писатель приступил лишь в 1945 году, потратив на это 10 лет упорного труда.

В 1956 году в Советском Союзе были предприняты попытки публикации романа, однако они не увенчались успехом. Пастернак был подвергнут жесточайшей критике за антисоветское содержание романа, в то время как весь западный мир буквально рукоплескал русскому гению за его блестящее произведение. Мировое признание «Доктора Живаго» привело к тому, что Борису Леонидовичу была присуждена Нобелевская премия, от которой его вынудили отказаться на родине. Впервые роман был опубликован в Советском Союзе только в 1988 году, открыв широкой публике невероятной силы литературный дар Пастернака.

Интересно, что Борис Леонидович далеко не сразу смог определиться с названием своего детища. Один вариант сменялся другим («Смерти не будет», «Свеча горела», «Иннокентий Дудоров», «Мальчики и девочки»), пока, наконец, он не остановился на окончательной версии - «Доктор Живаго».

Смысл названия романа заключается в сопоставлении главного героя с милосердным и всепрощающим Христом - «Ты есть сын Бога живаго». Писателем неслучайно была выбрана старославянская форма прилагательного «живой» – так в произведении красной нитью проходит тема жертвенности и воскресения.

Тема

Проводя в «Докторе Живаго» анализ произведения, стоит отметить, что автор раскрыл в нем множество важных тем : жизнь и смерть, поиск себя в обновленном социуме, верность своим идеалам, выбор жизненного пути, судьба русской интеллигенции, честь и долг, любовь и милосердие, стойкость ударам судьбы.

Однако центральной темой романа можно назвать взаимоотношение личности и эпохи. Автор уверен, что человек не должен жертвовать собственной жизнью ради борьбы с внешними обстоятельствами, равно как и не должен приспосабливаться к ним, утрачивая свое истинное «я». Основная мысль , которую Пастернак хочет донести в своем произведении, заключается в способности оставаться самим собой при любых жизненных условиях, какими бы сложными они ни были.

Юрий Живаго не стремится к роскоши или удовлетворению собственных амбиций - он просто живет и стойко переносит все трудности, которые преподносит ему судьба. Никакие внешние обстоятельства не способны сломить его дух, утратить чувство собственного достоинства, изменить тем жизненным принципам, которые были сформированы у него в юные годы.

Не менее важное значение автор придает теме любви , которой пронизан буквально весь роман. Это сильное чувство у Пастернака показано во всех возможных проявлениях - любовь к мужчине или женщине, к своей семье, профессии, родине.

Композиция

Главная особенность композиции романа - нагромождение случайных, но при этом судьбоносных встреч, всевозможных стечений обстоятельств, совпадений, неожиданных поворотов судьбы.

Уже в первых главах автор умело сплетает сложный сюжетный узел, в котором незримыми нитями связываются судьбы главных героев: Юрия Живаго, Лары, Миши Гордона, Комаровского и многих других. Поначалу может показаться, что все сюжетные хитросплетения излишне надуманны и сложны, однако в ходе романа выясняется их истинный смысл и предназначение.

Композиция романа основана на знакомстве действующих персонажей и последующем развитии их отношений, а на скрещении независимо развивающихся человеческих судеб. Главные герои, словно рентгеном, просвечиваются автором, и все они, так или иначе, замыкаются на Юрии Живаго.

Интересным композиционных ходом Пастернака можно назвать тетрадь Живаго с его стихами. Она символизирует собой окно в бесконечность бытия. Утратив подлинный интерес к жизни и морально опустившись на самое дно, главный герой умирает, но душа его остается жить в прекрасных стихотворениях.

Главные герои

Жанр

Точно определить жанровую принадлежность романа крайне сложно, поскольку он представляет собой богатый сплав различных жанров. Данное произведение можно смело назвать автобиографичным, поскольку в нем отражены основные жизненные вехи Пастернака, наделившего главного героя многими личными качествами.

Также роман является философским, так как в нем уделено много внимания размышлений на серьезные темы. Большой интерес произведение представляет и с исторической точки зрения - в нем подробно, без прикрас описан целый исторический пласт в истории большой страны.

Не стоит отрицать и тот факт, что «Доктор Живаго» – это глубоко лиричный роман в стихах и прозе, в котором много места занимают символы, образы, метафоры.

Жанровое своеобразие произведения поражает воображение: в нем удивительно гармонично переплетено множество литературных жанров. Это дает основание сделать вывод, что «Доктор Живаго» относится к многожанровому роману.

Также сложно сказать, к какому именно направлению принадлежит роман, но, большей частью, это реалистическое произведение.