Как звали ведущего что где когда. История телевизионной игры "Что? Где? Когда?"


"ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" - 35 лет в эфире
Информация для прессы
(данные на сентябрь 2007 года)

За период с 1975 по сентябрь 2007 года было сыграно 259 игр.
87 игр за период с мая 2001 по сентябрь 2007 года провёл Борис Крюк.

Знатокам было задано 2 962 вопроса.
Из них 867 вопросов было задано в период с мая 2001 по сентябрь 2007 года.

С 2002 по 2005 год телезрители заработали 8 млн. 337 тыс. 710 рублей и 1 тысячу Евро.

Места проведения игр:

С 1976 по 1982 год игры "Что? Где? Когда?" проходили в баре Останкинского телецентра.
С 1983 по 1986 год - в старинном особняке на улице Герцена (теперь Большая Никитская) в доме № 47, где размещался учебно-методический центр МГК ВЛКСМ по организации свободного времени молодежи.
В 1987 году состоялись три прямых эфира из Болгарии.
В 1988-ом и в 1989 году игры "Что? Где? Когда?" проходили в Центре Международной торговли на Красной Пресне.

Охотничий домик - памятник архитектуры 18 века, часть увеселительной усадьбы князя Никиты Юрьевича Трубецкого. Построен в период между 1739 и 1753 гг..


Основные правила игры:
  1. В игре принимают участие две команды - команда телезрителей и команда знатоков. Команда знатоков состоит из 6 человек.
  2. Телезрители задают вопросы знатокам, а знатоки за 1 минуту обсуждения пытаются найти ответ на поставленный вопрос. Если знатоки правильно отвечают на вопрос, они зарабатывают очко. Если знатоки неправильно отвечают на вопрос, очко получают телезрители. Кроме очка, телезритель, на чей вопрос знатоки не смогли дать правильный ответ, получает денежный приз.
  3. Игровой стол разделен на 13 секторов. В 12-ти секторах находятся конверты с вопросами от телезрителей, присланные по почте. В "13-ом секторе" играют вопросы от телезрителей, поступившие по Интернету во время игры.
  4. Какой вопрос будет задан знатокам, определяет стрелка волчка. Если стрелка указывает на сектор, который уже играл, то задается вопрос из следующего по часовой стрелке сектора. Если стрелка волчка выбирает "13-ый сектор", компьютер случайным образом выбирает один из вопросов, поступивших по Интернету к этому моменту. "13-ый сектор" может выпасть не более 1 раза за игру.
  5. Знатоки имеют право отвечать на вопрос без минуты обсуждения. Если этот ответ будет признан правильным, то знатоки получают дополнительную минуту на обсуждение, которую могут использовать при поиске правильного ответа на другой вопрос данной игры.
  6. Игра идет до 6 очков.

"Что? Где? Когда?" и премия "ТЭФИ"

1997
Игра "Что? Где? Когда?" - победитель конкурса в номинации "Развлекательная программа".

2001
Программа "Что? Где? Когда?" - победитель конкурса в номинации "Телевизионная игра".

Владимир Ворошилов - приз "За личный вклад в развитие отечественного телевидения" (посмертно).

Александр Фукс - победитель конкурса в номинации "Оператор" (посмертно).

2002

2003
Наталия Плуталова - победитель конкурса в номинации "Звукорежиссер".

2004
Программа "Что? Где? Когда?" вышла в финал номинации "Телевизионная игра".

2005
Программа "Что? Где? Когда?" вышла в финал номинации "Телевизионная игра".

Краткая летопись игры

1975
4 сентября 1975 года официально считается Днем рождения игры "Что? Где? Когда?". В этот день впервые вышла в эфир "Семейная викторина "Что? Где? Когда?" .
В передаче приняли участие две команды - семья Ивановых и семья Кузнецовых из Москвы. Передача снималась частями - сначала в гостях у одной семьи, а потом - у другой. Каждой команде задавалось по 11 вопросов. Два сюжета соединялись в один при помощи фотографий из семейных альбомов Ивановых и Кузнецовых. В эфир вышла 1 программа.
1975 год - это год поиска формы игры. Волчка в передаче еще не было.

1976

    Из воспоминаний В.Я.Ворошилова: "Как-то зашел в Дом игрушки, чтобы купить что-нибудь в подарок моему приятелю трех лет от роду. Увидел волчок с прыгающей лошадкой и купил сразу два, второй - себе. Играл, не выходя из дома, дней десять"...

В 1976 году "Семейная викторина "Что? Где? Когда?" превратилась в телевизионный молодежный клуб "Что? Где? Когда?".
В записи передачи 1976 года приняли участие студенты нескольких факультетов МГУ.
В игре появился волчок.
Минуты обсуждения еще не было. Участники игры отвечали на вопросы сразу, без подготовки. Каждый участник играл сам за себя.
Стрелка волчка выбирала того человека, который будет отвечать на вопрос телезрителя. Ответил на вопрос - получи приз - книгу. Ответил на семь вопросов - получи главный приз - комплект книг.
Ответы игроков оценивали члены почетного жюри - академик АМН СССР О.В.Бароян, член-корреспондент АН СССР В.О.Гольданский, писатель Д.С.Данин.
В.Я.Ворошилову в то время было запрещено появляться в кадре, поэтому первым ведущим игры стал Александр Масляков. Он провел всего одну игру.
В 1976 году передача вышла в эфир один раз - 24 апреля.

1977
Ведение передачи переносится за кадр.
Ведущего в кадре сменили четыре голоса за кадром. Среди новых закадровых ведущих были Владимир Ворошилов и сотрудники молодежной редакции ЦТ, журналисты Андрей Меньшиков и Светлана Бердникова, а также геолог Зоя Арапова (в настоящее время Зоя Павловна Арапова работает в "Продюсерском центре "Игра-ТВ" в должности управляющего делами).
В.Ворошилов был основным ведущим игры, остальные голоса выполняли вспомогательную роль - озвучивали письма телезрителей.
Кто вел передачу "по ту сторону экрана" для телезрителей долго оставалось загадкой. А за Владимиром Ворошиловым прочно закрепилось "прозвище" "Инкогнито из Останкино".
В 1977 году волчок впервые указывает на письма телезрителей, а не на отвечающего игрока!
В игре появляется минута обсуждения!

Каждый правильный ответ приносит приз-книгу в общий фонд участников игры.
Если члены клуба проигрывали вопрос, вся шестерка игроков менялась.
В 1977 году в клубе появилась традиция вручать приз телезрителю за лучший вопрос.
В зале появился живой символ передачи - филин Фомка.
В 1977 году в клубе была сыграна одна игра.

1978
С 1978 года В.Я.Ворошилов становится единственным закадровым ведущим игры.
С 1978 года игры в телевизионном клубе "Что? Где? Когда?" становятся традиционными и постоянными. В 1978 году было сыграно 9 игр.

1979
В 1979 году участники передачи впервые называются знатоками. До этого момента все игроки были "членами клуба" "Что? Где? Когда?" или просто "участниками" передачи.
Призы-книги представляет Тамара Владимировна Вишнякова - член президиума Всесоюзного общества книголюбов, директор Московского дома книги. Т.В. Вишнякова представляла призы для знатоков до 1983 года.
В игре появляется первая музыкальная пауза.

    24 января 1979 года в игре "Что? Где? Когда?" прозвучала первая музыкальная пауза.
    На протяжении нескольких лет игра "Что? Где? Когда?" была одной из немногих на советском телевидении передач, где можно было увидеть клипы популярных зарубежных исполнителей.
    Музыкальные паузы первое время всегда шли в записи. Номера с участием приглашенных на игру артистов появились только в 1982 году, а с 1983 года музыкальные паузы в зале стали традиционными.
    В музыкальных паузах 1983-2000 гг. принимали участие: А.Вески, Н.Караченцов, А.Пугачева, В.Леонтьев, Л.Гурченко, К.Райкин, И.Скляр, Л.Вайкуле, Ю.Антонов, В.Малежик, группа "Веселые ребята" и другие популярные эстрадные исполнители.
    На юбилейных играх в 2000 году "Хрустальная сова" за лучшую музыкальную паузу за 25 лет существования игры "Что? Где? Когда?" была вручена Константину Райкину. Номер с участием К.Райкина был показан 29 декабря 1984 года.
    С 2001 по 2004 год в музыкальных паузах принимали участие: Л.Гурченко, Л.Вайкуле, И.Лагутенко, А.Варум, В.Пресняков, Н.Басков, группы "Машина времени" и "Воскресение", Ф.Киркоров, Витас, Лолита, арт-группа "Хор Турецкого" и другие исполнители.

1980
В игре 23 апреля 1980 года впервые упоминается имя ведущего игры: "Вел передачу Владимир Ворошилов".

1981
Первая почетная награда клуба - "Знак совы".

    "Знак совы" - переходящая награда-подвеска в виде деревянной совы. Приз вручался в 1981 году лучшему знатоку игры. Первый обладатель - Александр Бялко.

1982
Окончательно определилась форма игры.
Введено новое правило: игра продолжается до шести очков . До этого момента счет игры все время был разным - задавалось столько вопросов, сколько позволял хронометраж.
Появляется "фирменная" фраза ведущего: "Счет 0:0. Телезрители против знатоков. Первый раунд".

1983
Первый черный ящик.

    Черный ящик впервые появился на игре "Что? Где? Когда?" 6 декабря 1983 года. Это был самый первый "черный ящик" на советском телевидении.
    За 30 лет в черном ящике побывали сотни самых разных предметов: мыло, дирижерская палочка, череп, туалетная бумага, свадебное платье, пух от перины, шпоры, кирпич, головка сыра, кочан капусты, купальник-бикини, баночка с мочой, будильник, живая бабочка. Несколько раз за всю историю игры в черном ящике было пусто.
    В настоящее время на игре используются четыре разных по размеру черных ящика. Все они сделаны из дерева, внутри обиты бархатом.
    По статистике последних лет, вопрос с черным ящиком выпадает в среднем три раза за четыре игры.

1984
Первый финал года с непосредственным участием телезрителей.
Первые "Хрустальные совы".

    Приз "Хрустальная сова" учрежден в 1984 году.
    Первый знаток-обладатель "Хрустальной совы" - Нурали Латыпов.
    Первые "Хрустальные совы" были изготовлены на стекольном заводе в г. Гусь-Хрустальном Владимирской области.
    С 1985 года приз "Хрустальная сова" делают на Львовской экспериментальной керамико-скульптурной фабрике (гутное стекло, ручная работа, художник по стеклу В.В.Драчук).
    С 1984 по 1990 год приз "Хрустальная сова" вручался один раз в год - лучшему игроку года в команде телезрителей и в команде знатоков.

    С 1991 по 2000 год приз вручался два раза в год - в финале летней и зимней серии. Исключением стали юбилейные игры 2000 года, когда "Хрустальная сова" вручалась лучшему знатоку каждой игры серии.
    С 2001 года "Хрустальная сова" вручается 4 раза в год в финальной игре весенней, летней, осенней и зимней серии. Приз получает лучший игрок победившей команды - знаток или телезритель.
    В списке знатоков-обладателей приза "Хрустальная сова" - 31 человек. 9 знатоков элитарного клуба имеют в своих "коллекциях" несколько сов.
    Александр Друзь - четырехкратный обладатель приза "Хрустальная сова" (1990, 1992, 1995, 2000, 2000).
    Федор Двинятин - четырехкратный обладатель приза (1991, 1994, 2000, 2002).
    Максим Поташев - трехкратный обладатель почетного приза (1997, 2000, 2000).
    Двукратные обладатели приза "Хрустальная сова": Алексей Блинов (1993, 1994), Андрей Козлов (1994, 1995), Александр Рубин (1995, 1996), Борис Бурда (1998, 2000), Валентина Голубева (лето 2003, осень 2003).
    В "коллекции" Аси Шавинской тоже две совы, но одна из них "Хрустальная", а другая - "Бриллиантовая".

    Среди обладателей приза "Хрустальная сова" - 14 телезрителей.
    1984 - Александр Злобин, Дубна, инженер.
    1985 - Сергей Охримчук, школьник, село Топоры, Хмельницкая область.
    1988 - Григорий Некрич, хирург и Марина Козяева, педагог, г.Свердловск.
    1990 - Сергей Коростелкин, г.Орел.
    1995 - сборная команда телезрителей: Людмила Канахина, г.Санкт-Петербург; Юрий Володин, г. Москва; Ольга Овечкина, г.Волгоград; Илья Лихачев, г. Воронеж; Ирина Шибанова, г. Самара; Марк Григорян, г. Ереван.
    1997 - Любовь Лалаева, п. Каджером, Республика Коми.
    2002 - Армас Таттари, г. Пермь, пенсионер.
    2003- Валентина Гуляева, село Ельцовка, Алтайский край, библиотекарь.

1986
Первые блицтурниры.
Первый прямой эфир - 24 октября 1986 года.
С этого момента передача "Что? Где? Когда?" выходит только в прямом эфире.

    24 октября 1986 года в прямом эфире был проведен эксперимент - подсчитывался индекс популярности программы "Что? Где? Когда?".
    В зале был установлен компьютер, который показывал частоту электрического тока в сети. Эта частота колеблется в зависимости от количества потребителей, в том числе и от кол-ва включенных телевизоров.
    Всем телезрителям при счете "ноль" предлагалось выключить свои телевизоры на 10 секунд.
    Результат эксперимента: 42,3 % телезрителей 24 октября 1986 года смотрели игру "Что? Где? Когда?" по первой программе Центрального телевидения.

1987
Серия международных игр "Что? Где? Когда?".
Три прямые трансляции из здания Народного Дворца культуры им. Людмилы Живковой в Софии (Болгария).
Играли: сборная членов национального Клуба знающих (Болгария) и сборная команда знатоков клуба "Что? Где? Когда?" (СССР).
Призы: изделия народных промыслов, картины, ювелирные изделия и т.п..

1988
Серия игр в международном клубе "Что? Где? Когда?".
Играли команды СССР, США, Болгарии, Польши, Франции.
Прямые трансляции из Центра международной торговли ("Совинцентр") в Москве.
Призы: акции игры "Что? Где? Когда?", а также самые различные предметы и изделия - от мороженого из США до диковинных в то время голубых гвоздик из Армении.

1990
С 1990 года все игры телевизионного элитарного клуба "Что? Где? Когда?" проходят в Охотничьем домике в Нескучном саду.

1991
Зимой 1991 года на игровом столе в качестве приза впервые появились деньги.
Интеллектуальный клуб становится интеллектуальным казино.
Ведущий стал называться крупье.
Впервые появляется фраза: "Интеллектуальное казино - единственное место, где можно заработать деньги своим собственным умом".
Введен титул Бессмертного члена элитарного клуба.
Бессмертные члены клуба получают право остаться в клубе, несмотря на проигрыш команды. Атрибутом Бессмертных становится красный пиджак.

1992
В игре появляется сектор "Зеро".
Всплеск активности телезрителей. В 1992 году в адрес программы пришло 230 тысяч писем с вопросами.

    В период с 1975 по 1982 год в адрес игры "Что? Где? Когда?" поступила 381 тысяча 500 писем с вопросами.
    С 1983 по 1986 год - 768 тысяч писем, в 1990 году - 44 тысячи 600, в 1991-ом - 64 тысяч 450.
    В 1992 году в адрес передачи пришло 230 тысяч вопросов. С этого времени количество годовой почты изменялось мало и оставалось на уровне 220-250 тысяч писем в год.
    В 2004-ом году получено 240 тысяч писем.
    Разбор почты ведется в течение всего года. Чтобы отобрать 30-40 вопросов для игры разборщики прочитывают примерно 20 тысяч писем. Из отобранных вопросов больше половины не проходят т.н. "второй уровень разбора" - не нравятся редакторской группе или не проходят редакторскую проверку, т.е. изложенные в вопросе факты не соответствуют действительности.
    Как правило, письма телезрителей попадают на игровой стол не раньше, чем через год после отправки. Некоторые вопросы ждут своей очереди по 3-4 года.
    Санкт-Петербург и Москва - лидеры по количеству присылаемых на игру вопросов.

1993
Зимой 1993 года знатоки в первый раз появились на игре в смокингах.

1995
Игре "Что? Где? Когда?" - 20 лет.
Юбилейные зимние игры проходят под девизом: "Последняя гастроль. Игры Бессмертных". Звание первого Магистра игры.

    В юбилейной серии играли команды Алексея Блинова, Михаила Смирнова и Виктора Сиднева. Команда Михаила Смирнова проиграла финальную игру со счетом 6:5. Почетное звание "Лучшей команды за все 20 лет существования элитарного клуба" присуждено команде телезрителей. Каждый игрок победившей команды был награжден "Хрустальной совой".
    Александр Друзь был назван лучшим игроком за 20 лет существования элитарного клуба. Он удостоен почетного звания Магистра игры "Что? Где? Когда?" и награжден орденом "Бриллиантовая звезда".
2000
"Что? Где? Когда?" - 25 лет. Юбилейные игры прошли под девизом "Последняя гастроль". На кону была судьба элитарного клуба "Что? Где? Когда?".
    В.Ворошилов: "Перед каждой программой у нас звучат слова: "Что наша жизнь? - Игра". А что игра, как не наша с вами жизнь?.. Вот на эту жизнь, на игру и будем играть. Будем играть на судьбу элитарного клуба. Если знатоки выиграют юбилейные игры, то, так и быть, я попытаюсь еще тянуть этот воз дальше. Но, если знатоки проиграют юбилейные игры, то - стоп. Я делаю жирную точку. И заканчиваю, во всяком случае, свою историю в клубе знатоков. Вот таковы наши ставки".
В юбилейных играх принимали участие: команда знатоков 70-х, команда 80-х, команда 90-х, команда Интернета и команда детей-знатоков.
Максим Поташев по итогам всеобщего зрительского голосования признан "Лучшим игроком за все 25 лет существования элитарного клуба". Он получил звание Магистра игры "Что? Где? Когда?" и главный приз юбилейных игр - орден "Бриллиантовая звезда".
За кандидатуру Максима Поташева проголосовало 50 тысяч телезрителей программы.
    В.Ворошилов: "Счет становится 6:5. Победа знатоков. Элитарный клуб выиграл финал юбилейных игр "Что? Где? Когда?". И я буду вынужден подчиняться любому решению знатоков закрывать клуб или нет: Нам - 25 лет. Здесь - 25 свечей. Я хочу поздравить всех вас с Новым годом. Я искренне желаю вам и себе тоже здоровья. Прежде всего - здоровья. А остальное всё будет.
    Знатоки: Выиграем остальное:Капитаны интересуются - когда будут следующие игры. И все интересуются.
    Ворошилов: Ну что ж, я обещал починиться знатокам, но не сказал срок:Не будем сейчас уточнять - у нас праздник сегодня. Не столько у меня, как у вас праздник. Я проиграл, ну, что тут сделаешь? Надо уметь проигрывать. .. Хорошо бы музыка какая-нибудь прозвучала сейчас. Во дворе у нас сейчас зажжется цифра 25. И это будет очень красиво. Давайте посмотрим".
    Все задувают свечи на торте и постепенно выходят во двор. Горящие цифры "25" на площадке. Ворошилов на первом плане вместе с Друзем и Поташевым. Чуть сзади - все остальные знатоки. Вид сверху: горящие цифры "25" на площадке. Все стоят на крыльце, прощаясь, машут руками. А в это время кукла Ворошилова гасит свечи в игровом зале: Финальные титры передачи.

10 марта 2001 года Владимир Яковлевич ушел из жизни. Юбилейные игры стали его "Последней гастролью".

Генриетта Яновская, главный режиссер Московского театра юного зрителя:
"Когда возникла передача "Что? Где? Когда?", она была разорвавшейся бомбой.. Возникновение ее было колоссальным открытием в те времена. Поразительна возникшая тогда масса вещей... Свет этой передачи, который резко отличался от любого света, который мы видели на экране. Ритмы этой передачи. Ритм камеры. Бегающая камера. Камера летящая. Камера абсолютно адекватная ритму происходящего. Для телевизионной передачи - абсолютно невозможная вещь, которой просто не было. Камера взволнованная, камера умная, камера, заглядывающая в глаза, выразительная:Найденный ход, когда таинственный голос, который постоянно общался, был часто несправедлив, вызывал к себе отрицательное отношение, вызывал гнев, вдруг появлялся каким-то профилем, затылком, проходя по передаче: Это передача, где на экране происходит совершенно фантастическое действо, игра ума, не знаний. Ничего сильнее игры ума я не знаю. Ничего прекраснее игры ума я не знаю. Игра ума - это самый блистательный дар, который нам дам свыше. И это то, что происходит в этой программе. Я даже долго не могла поверить в правду этой передачи, хотя я видела, что это правда".

Константин Райкин, художественный руководитель театра "Сатирикон":
"У нас таких передач на телевидении не было. У нас и потом таких передач не было. Я даже передачей не могу ее назвать, это какое-то открытие некое. Это как раз тот случай, когда телевидение становится искусством в самом полноценном смысле этого слова.
А сколько лиц было открыто благодаря игре! Народными героями стали интеллектуалы. Не только футболисты, не только хоккеисты. Люди, которые больше знают, лучше соображают. Потрясающе! Какая-то шкала ценностей сменилась, благодаря этой передаче. Она делала и делает гигантское дело".

Бари Алибасов, продюсер:
"У Ворошилова была лучшая команда. Я представляю, что получал там оператор, если он не показывал действие, которое происходило. Я представляю, что было с этим оператором после такого эфира. Но я представляю и уровень профессиональный этого оператора, который понимал, что нужно стерпеть и понять эту высочайшую степень ответственности. А высшая ответственность - это ответственность перед телезрителем. Это - самое главное. И не дать телезрителю возможности ни на секунду потерять эту эмоциональную ниточку, задача эта по силам только великим творцам. Ворошилов был одним из таких великих творцов. Я убежден, что все, кто более талантлив, более способен, терпели от него наибольшие упреки, может быть, и крики. Я уверен абсолютно, что самые близкие натерпелись от него больше всего, и именно они с ним были с начала и до конца месяцы, дни, годы. И именно они были тем костяком, который был его самым мощным фундаментом и опорой. Я абсолютно уверен, что от него плакали. А те, кто плакал, его любили. Может быть, они этого даже не знали. Но вот когда его не стало, очень многие поняли, что для них означал этот творец по имени Владимир Яковлевич Ворошилов.
Он им сделал судьбу, он им сделал жизнь. Он создал команду, которая преодолеет любые, как мне кажется, преграды. А те, кто был бездарен, на кого нельзя было положиться, они не заслуживали ни его крика, ни повышенного тона".

2001
С мая 2001 года автором, ведущим, режиссёром и продюсером игры "Что? Где? Когда?" стал Борис Крюк.
19 мая 2001 года в эфир вышла первая передача Бориса Крюка. С этого момента начинается новая глава в истории игры "Что? Где? Когда?".

Первые две серии имя нового ведущего игры держалось в секрете, а голос специально обрабатывался при помощи компьютера. Позже информация о новом ведущем перестала быть тайной, но до сих пор имя ведущего игры в титрах отсутствует. Игроки в передаче обращаются к ведущему только так: "Господин Ведущий!".

Летняя серия игр 2001 была посвящена памяти Владимира Ворошилова (май-июнь).
В играх принимали участие лучшие игроки 70-х, 80-х и 90-х годов.
Главный вопрос серии: "Быть или не быть программе "Что? Где? Когда?" без Владимира Ворошилова". Для того, чтобы игра продолжалась, знатоки должны были выиграть финальную игру серии, а телезрители должны были большинством голосов проголосовать за продолжение игры.
Результат: финал знатоки выиграли со счетом 6:4, а телезрители проголосовали так: "Игре быть" - 74 819 человек (91 %), "Не быть" - 6 678 человек (9 %).

Зимние игры 2001 года.
Новый дизайн студии.
Знатоки больше не играют на деньги.

Теперь в игре "зарабатывают своим умом" только телезрители. Сумма выигрыша зависит от результата голосования по телефону во время прямого эфира. Разница между количеством позвонивших телезрителей, которым вопрос понравился и теми, кому вопрос не понравился, составляет сумму выигрыша телезрителя.
Введен "13 сектор". В этот сектор пользователи сети Интернет могут присылать вопросы на игру прямо во время прямого эфира.
Введена "Помощь Магистров".
В клубе появились новые капитаны - Алесь Мухин, Марина Уфаева.

2002
Впервые сыграно четыре серии игр - весенняя, летняя, осенняя и зимняя серии.
Впервые игра проходит по пятницам (раньше по субботам).
Возрождается традиция приглашать на финал года телезрителей.
В зимней серии игр начат отбор игроков в команду МТС. Каждый телезритель получил шанс попасть за стол знатоков. Чтобы принять участие в игре МТС, нужно отправлять SMS-сообщения с ответами на вопросы во время прямого эфира. Наиболее удачливые телезрители получат шанс попасть на отборочный тур и стать членами команды МТС, которая через год сядет за игровой стол.

Учрежден новый почетный приз - "Бриллиантовая сова".

    "Бриллиантовая сова" - главный приз года. Вручается в финальной игре лучшему игроку победившей команды.
    Приз "Бриллиантовая сова" выполнен из серебра и хрусталя по технологии "Алмазная грань" (ручная работа). В украшении совы использовано 70 рубинов. Вес "Бриллиантовой совы" более 8 кг.
    Обладатели:
    2002
    Телезритель Владимир Лебедев, г. Пинск, Республика Беларусь.
    2003
    Телезрительница Мария Мельникова, г. Москва.
    2004
    Игрок элитарного клуба "Что? Где? Когда?" Ася Шавинская, г.Санкт-Петербург.
    2005
    Телезрительница Жанна Полянская, г.Сыктывкар.

2003
Весенняя серия - появились бегущие строки и информационное табло на экране.
Зимняя серия - прошла первая игра с участием абонентов МТС. Этот опыт оказался удачным. Команда МТС показала хорошую игру и в 2004 году стала полноправным членом элитарного клуба "Что? Где? Когда?" (команда Андрея Бычуткина).

2004
Главное правило сезона-2004: любая команда знатоков, проигравшая телезрителям, прекращает участие в играх элитарного клуба до конца года. Спасти проигравшие команды может лишь победа команды знатоков в финале года.
Осенние игры - отменена традиционная раскладка писем телезрителей на столе перед началом игры. Появилась вращающаяся люстра, в мониторах которой видны фотографии всех игроков команды телезрителей.
В сезоне 2004 года шесть команд знатоков проиграли свои игры. В финал года вышла команда Андрея Бычуткина, которая выиграла у телезрителей со счетом 6:5. Все проигравшие команды получили право играть в элитарном клубе в 2005 году.
В финальной игре игрок команды Андрея Бычуткина Ася Шавинская стала первым в истории клуба знатоком-обладателем "Бриллиантовой совы".

2005
2005 год - год 30-летия игры "Что? Где? Когда?". В клубе знатоков появились новые, не совсем обычные для элитарного клуба команды игроков.
В юбилейный год к традиционным правилам игры добавились "правила прошлых лет". В зимней серии появились сектора "Блиц", "Суперблиц", а также начало действовать правило удаления игрока за неправильный ответ.
Сезон Юбилейных игр 2005 года состоял из 4 серий: весенней, летней, осенней, зимней серии и финала года.

В весенней серии игр свои силы в качестве знатоков попробовали четыре новые команды:
команда лучших телезрителей (набрана из телезрителей, которые присылали вопросы на игру и обыгрывали знатоков);
команда любителей и поклонников игры "Что? Где? Когда?" (в состав команды вошли: певец Николай Басков, автор детективных романов Татьяна Устинова, автор песен и стихов Лариса Рубальская, композитор Александр Журбин, депутат ГД РФ Олег Морозов, юрист Михаил Барщевский - капитан);
команда абонентов МТС ;
и команда ведущих Первого канала (Арина Шарапова, Яна Чурикова, Николай Дроздов, Юрий Вяземский, Валдис Пельш, Владимир Меньшов - капитан).
Наилучший результат в весенних играх показала команда любителей и поклонников "ЧГК" во главе с Михаилом Барщевским, обыгравшая телезрителей со счетом 6:4, и получившая шанс продолжить свое участие в летних играх элитарного клуба. Лучшим игроком команды стал Николай Басков.

В летних, осенних и зимних играх 2005 года приняли участие команды Валентины Голубевой, Михаила Барщевского, Андрея Бычуткина, Алексея Блинова, Алеся Мухина, Виктора Сиднева и Андрея Козлова. По результатам этих игр в финал 2005 года вышла команда Алексея Блинова.

Финальная игра года состоялась 24 декабря 2005 года. В команде знатоков играли Фёдор Двинятин, Александр Рубин, Ровшан Аскеров, Елена Орлова, Сергей Виватенко и Алексей Блинов (капитан). Игра закончилась со счетом 6:3 в пользу телезрителей.
Обладателем главного приза года - "Бриллиантовой совы" - стала телезрительница Жанна Полянская. С 2001 по 2005 год вопросы Жанны Полянской играли пять раз. Три раза телезрительница из Сыктывкара была участницей финальной игры года. Вопрос, выпавший в финале 2005 года, принес Жанне пятую победу над знатоками.
Так же, как в финальных играх, посвященных 20-летию и 25-летию "Что? Где? Когда?", в финале игр 2005 года был назван новый Магистр игры "Что? Где? Когда?" (в 1995 году Магистром игры стал Александр Друзь, в 2000 году - Максим Поташев).
Третьим Магистром игры "Что? Где? Когда?" стал Виктор Сиднев , играющий в элитарном клубе с 1979 года.

Через год исполняется 40 лет с момента создания легендарной передачи. Эта интеллектуальная телеигра сделала известными многих жителей России и стран СНГ. Придумали её Владимир Ворошилов и Наталия Стеценко.

4 сентября 1975 года официально считается Днем рождения игры «Что? Где? Когда?». В этот день впервые вышла в эфир «Семейная викторина «Что? Где? Когда?». В передаче приняли участие две команды — семья Ивановых и семья Кузнецовых из Москвы.

П. И. Чайковский (Пиковая дама) - Ария: «Что наша жизнь? Игра!» (Герман)

Передача снималась частями — сначала в гостях у одной семьи, а потом — у другой. Каждой команде задавалось по 11 вопросов. Два сюжета соединялись в один при помощи фотографий из семейных альбомов Ивановых и Кузнецовых. В эфир вышла 1 программа.

В 1976 игра «Что? Где? Когда?» уже сильно изменилась и получила название «телевизионного молодёжного клуба». Правда, первый выпуск игры вёл не Владимир Ворошилов, а Александр Масляков, ожививший позже проект КВН.

Первыми игроками были студенты МГУ, которые при обсуждении вопроса громко разговаривали и курили, не существовало минутного ограничения, каждый играл сам за себя, а не в команде.

В записи передачи 1976 года приняли участие студенты нескольких факультетов МГУ. В 1976 году в игре появился волчок. Минуты обсуждения еще не было. Участники игры отвечали на вопросы сразу, без подготовки. Каждый участник играл сам за себя.

Стрелка волчка выбирала того человека, который будет отвечать на вопрос телезрителя. В 70-е и 80-е годы призами в игре были книги. Призы-книги представляла Тамара Владимировна Вишнякова — член Президиума Всесоюзного общества книголюбов. Ответил на вопрос — получи приз — книгу. Ответил на семь вопросов — получи главный приз — комплект книг.

Richard Strauss - Also sprach Zarathustra (Начало игры)

Первые вопросы были придуманы самим В. Ворошиловым и редакторской группой программы, поскольку «команды телезрителей» ещё не существовало, а позже, когда игра стала популярной, стали принимать вопросы от телезрителей.

Известно, что ежедневно приходили мешки писем, на каждое из которых нужно было ответить, выбрать лучшие вопросы, проверить достоверность представленных фактов, отредактировать, подготовить, если надо, необходимые предметы.

Ответы игроков оценивали члены почетного жюри — академик АМН СССР О.В.Бароян, член-корреспондент АН СССР В.О.Гольданский, писатель Д.С.Данин. 24 декабря 1977 года игра наконец обрела окончательную форму: волчок, показывающий вопрос и ограничение в одну минуту на время обсуждения вопроса.

В 1977 в игре появился первый её символ Филин Фомка. Более 20 лет оператором-постановщиком передачи являлся Александр Фукс

В том же году ведение передачи переносится за кадр. Среди новых закадровых ведущих были Владимир Ворошилов и сотрудники молодежной редакции ЦТ, журналисты Андрей Меньшиков и Светлана Бердникова, а также геолог Зоя Арапова.

Владимир Ворошилов был основным ведущим игры, остальные голоса выполняли вспомогательную роль — озвучивали письма телезрителей. Невероятные факты об известных вещах.

James Last - Ra-ta-ta (Чёрный ящик)

Кто вел передачу «по ту сторону экрана» для телезрителей долго оставалось загадкой. А за Владимиром Ворошиловым прочно закрепилось «прозвище» «Инкогнито из Останкино». Имя ведущего игры впервые прозвучит 23 апреля 1980 года, когда эфир закончится словами: «Вел передачу Владимир Ворошилов».

Диксиленд Альберта Мелконова - Дикая Лошадь (Волчёк)

В 1977 году волчок впервые указывает на письма телезрителей, а не на отвечающего игрока. В игре появляется минута обсуждения. Каждый правильный ответ приносит приз-книгу в общий фонд участников игры. Если члены клуба проигрывали вопрос, вся шестерка игроков менялась.
В 1977 году в клубе появилась традиция вручать приз телезрителю за лучший вопрос.

Первоначально какого-либо специального названия для игроков не существовало, однако в 1979 году появился термин «знаток». Теперь это слово стало привычным для описания участников игры, а клуб называется «клубом знатоков».

На протяжении нескольких лет игра «Что? Где? Когда?» была одной из немногих на советском телевидении передач, где можно было увидеть клипы популярных зарубежных исполнителей.

В 1982 году окончательно определилась форма игры. Введено новое правило: игра продолжается до шести очков. До этого момента счет игры все время был разным — задавалось столько вопросов, сколько позволял хронометраж. Полей.является «фирменная» фраза ведущего: «Счет 0:0. Телезрители против знатоков. Первый раунд».

С 1990 года все игры телевизионного элитарного клуба «Что? Где? Когда?» проходят в Охотничьем домике в Нескучном саду.
30 декабря 2000 года Владимир Яковлевич Ворошилов провел свою последнюю игру. 10 марта 2001 года Владимир Яковлевич ушел из жизни. Летняя серия игр 2001 года была посвящена его памяти.

Программа «Что? Где? Когда?» не раз награждалась телевизионной премией «ТЭФИ»: в 1997 г. в номинации «Развлекательная программа»; в 2001 г. в номинации «Телевизионная игра», а её автор и первый ведущий Владимир Ворошилов посмертно был награждён призом «За личный вклад в развитие отечественного телевидения», приз «Лучший оператор», также посмертно, был вручен Александру Фуксу.

Когда 4 сентября 1975 года на экраны Первой программы Центрального телевидения СССР вышел дебютный выпуск интеллектуальной телевизионной игры под названием «Семейная викторина «Что? Где? Когда?» никто и подумать не мог, насколько популярной и долговечной она станет со временем, какие метаморфозы ее ждут. Но что это за шоу и в чем секрет его успеха?

Участники клуба Что? Где? Когда?

В самом начале передача рассказывала об интеллектуальном противоборстве двух семей , но уже через год ее формат изменился. В 1976 году она получила приставку «телевизионный молодежный клуб».

В ней студенты различных факультетов Московского Государственного Университета соревновались в своей эрудированности. Команд на тот момент не существовала, каждый знаток играл сам за себя.

Примечательно, что в этот момент программу вел папа КВН Александр Масляков (правда в его активе всего один эфир), а Владимир Ворошилов был создателем и своеобразным продюсером шоу! Соавтором и помощницей в этом деле была Наталия Стеценко.

Лишь в игре от 24 декабря 1977 года суть игры приобрела вид, приближенный к современному . На столе появился привычный волчок, были разложены письма с вопросами телезрителей, а игроки объединены в команду.

Интересный факт - первые зрительские вопросы писал сам Владимир Ворошилов, зато со временем на адрес телепередачи стали приходить тонны писем с самыми разными загадками.

В 1977 году Ворошилов занимает пост ведущего , но всю передачу находится за кадром.

Помимо него эфир ведут сотрудники молодежной редакции ЦТ, геолог Зоя Арапов, а также журналисты Андрей Меньшиков и Светлана Бердникова.

Именно в этом сезоне вводятся призы для знатоков - это были книги, а также номинация за самый лучший вопрос, появляется минута обсуждения и главное - символом программы становится филин. Первую птицу, участвовавшую в съемках, звали Фомка. За весь год проведена одна (!) игра.

1978 год отмечен тем, что проведено аж 9 игр «Что? Где? Когда?» и голос за кадром только один. На следующий сезон участники получают гордое звание знатоков, передача дополняется музыкальной паузой.

В 1981 году принимается решение отмечать особо отличившихся игроков призом под название «Знак совы» , который в 1984 году сменяется статуэткой «Хрустально совы».

В принципе, до этого времени были заложены все основы передачи, которая до сих пор выходит на Первом канале российского телевидения и продолжает интересовать умы миллионов поклонников по всему миру.

Отдельно стоит рассказать, как менялось место проведения «Что? Где? Когда?»:

  • 1976-1982 - бар телецентра Останкино;
  • 1983-1986 - старинный особняк на улице Герцена;
  • 1987 - три эфира в Болгарии;
  • 1988-1989 — Центр Международной торговли на Красной Пресне;
  • И, наконец, с 1990 года программа переезжает в памятник архитектуры под названием Охотничий домик, который расположен в Нескучном саду и представляет собой остатки усадьбы князя Никиты Юрьевича Трубецкого.

На данный момент интеллектуальное казино выходит в эфир Первого канала 4 сериями и является даже способом заработка, ведь как для игроков так и для телезрителей всегда заготовлены крупные денежные призы.

4 сентября исполняется 35 лет со "дня рождения" популярной интеллектуальной телеигры "Что? Где? Когда?"

Датой рождения телевизионной передачи "Что? Где? Когда?" официально считается 4 сентября 1975 г., когда в эфир вышел первый выпуск игры, основателем которой был телеведущий Владимир Ворошилов.

Вначале игра называлась "Семейная викторина "Что? Где? Когда?". В первой игре приняли участие две команды - семья Ивановых и семья Кузнецовых из Москвы.

Игра состояла из двух раундов, снимавшихся дома у каждой из семей. Командам задавалось по 11 вопросов. Два сюжета соединялись в один при помощи фотографий из семейных альбомов Ивановых и Кузнецовых.

С течением времени правила игры, призы и само название клуба менялись. В 1976 г. семейная викторина "Что? Где? Когда?" превратилась в телевизионный молодежный клуб "Что? Где? Когда?". Первыми игроками были студенты МГУ.

В игре появился волчок, с действием которого выбирался не вопрос, а отвечающий игрок. Минуты обсуждения еще не было, участники игры отвечали на вопросы сразу, без подготовки. Каждый участник играл сам за себя.

Самые первые вопросы были выдуманы самим Ворошиловым, а после, когда игра стала известной, начали принимать вопросы от зрителей. Ответивший на вопрос получал приз - книгу, ответивший на семь вопросов получал главный приз ‑ комплект книг.

Ответы игроков оценивали члены почетного жюри - академик АМН СССР Оганес Бароян, член-корреспондент АН СССР Виталий Гольданский, писатель Даниил Данин.

Владимиру Ворошилову в то время было запрещено появляться в кадре, поэтому первым ведущим игры был Александр Масляков. Он провел всего одну игру.

В 1977 г. ведущего в кадре сменили четыре голоса за кадром, среди которых были Владимир Ворошилов и сотрудники молодежной редакции ЦТ журналисты Андрей Меньшиков и Светлана Бердникова, а также геолог Зоя Арапова. Их имена для телезрителей долго оставались загадкой. Владимир Ворошилов был основным ведущим игры, остальные голоса выполняли вспомогательную роль - озвучивали письма телезрителей (в адрес программы каждый день присылались мешки писем, на каждое из которых необходимо было ответить, найти лучшие вопросы, проверить достоверность вопроса, отредактировать, подготовить).

В 1977 г. впервые волчок стал указывать на письма телезрителей, а не на отвечающего игрока и в игре появилась минута обсуждения. Каждый правильный ответ приносил приз-книгу в общий фонд участников игры. Если члены клуба проигрывали вопрос, вся шестерка игроков менялась. В этом же году в клубе появилась традиция вручать приз телезрителю за лучший вопрос, а в зале появился живой символ передачи - филин Фомка.

С 1978 г. Владимир Ворошилов стал единственным закадровым ведущим игры , а игры в телевизионном клубе "Что? Где? Когда?" стали традиционными и постоянными.

С 1979 г. все игроки, бывшие членами клуба "Что? Где? Когда?" или просто участниками передачи, впервые стали называться знатоками . В этот же год 24 января в игре прозвучала первая музыкальная пауза. Первое время музыкальные паузы всегда шли в записи. Номера с участием приглашенных на игру артистов появились только в 1982 г., а с 1983 г. музыкальные паузы в зале стали традиционными.

С 1979 по 1983 год призы-книги представляла член президиума Всесоюзного общества книголюбов, директор Московского дома книги Тамара Владимировна Вишнякова.

В 1980 г. впервые было упомянуто имя ведущего игры Владимира Ворошилова, а в 1981 г. появилась первая почетная награда клуба - "Знак совы" - подвеска в виде деревянной совы. Приз вручался лучшему знатоку игры; первым его обладателем стал Александр Бялко.

В 1982 г. окончательно определилась форма игры. Было введено новое правило: игра продолжается до шести очков. До этого момента счет игры все время был разным - задавалось столько вопросов, сколько позволял хронометраж.

6 декабря 1983 г. на игре впервые появился "черный ящик" (в настоящее время используются четыре разных по размеру черных ящика. Все они сделаны из дерева, внутри обиты бархатом).

В 1984 г. был учрежден приз "Хрустальная сова" , первым обладателем которого стал Нурали Латыпов. С 1984 по 1990 год приз "Хрустальная сова" вручался один раз в год - лучшему игроку года в команде телезрителей и в команде знатоков. С 1991 по 2000 год приз вручался два раза в год - в финале летней и зимней серии. Исключением стали юбилейные игры 2000 г., когда "Хрустальная сова" вручалась лучшему знатоку каждой игры серии.

С 2001 г. "Хрустальная сова" вручается четыре раза в год в финальной игре весенней, летней, осенней и зимней серии. Приз получает лучший игрок победившей команды - знаток или телезритель.

Первые "Хрустальные совы" были изготовлены на стекольном заводе в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области, с 1985 года их делают на Львовской экспериментальной керамико-скульптурной фабрике (гутное стекло, ручная работа).

С 1987 г. стала проходить серия международных игр "Что? Где? Когда?", состоялись три прямых эфира из Болгарии.

В 1989 г. по инициативе Владимира Ворошилова была создана Международная Ассоциация Клубов "Что? Где? Когда?" (МАК) - общественная неправительственная организация, которая объединяет клубы интеллектуальных игр многих стран мира и является координирующим центром движения спортивного "ЧГК". Под эгидой МАК проводятся крупнейшие турниры - многоэтапный Кубка Мира, ежегодный Чемпионат Мира.

В 1991 г. на игровом столе в качестве приза впервые появились деньги, превратив интеллектуальный клуб в интеллектуальное казино, а ведущий стал называться крупье.

Был введен титул Бессмертного члена элитарного клуба, который получал право остаться в клубе, несмотря на проигрыш команды. Атрибутом Бессмертных стал красный пиджак.

В 1992 г. в игре появляется сектор "Зеро".

Зимой 1993 г. знатоки в первый раз появились на игре в смокингах.

30 декабря 2000 г. Владимир Ворошилов провел свою последнюю игру, 10 марта 2001 г. он скончался. С мая 2001 г. автором, ведущим, режиссером и продюсером игры "Что? Где? Когда?" стал Борис Крюк. С этого года был введен "13 сектор", в который пользователи сети Интернет могут присылать вопросы на игру прямо во время прямого эфира.

В 2002 г. в клубе учрежден новый почетный приз ‑ "Бриллиантовая сова" , который является главным призом года и вручается в финальной игре лучшему игроку победившей команды. Приз "Бриллиантовая сова" выполнен из серебра и хрусталя по технологии "Алмазная грань" (ручная работа). В украшении совы использовано 70 рубинов. Вес "Бриллиантовой совы" более 8 кг.

С 1976 по 1982 год игры "Что? Где? Когда?" проходили в баре Останкинского телецентра; с 1983 по 1986 год - в старинном особняке на улице Герцена (теперь Большая Никитская) в доме № 47, где размещался учебно‑методический центр МГК ВЛКСМ по организации свободного времени молодежи; в 1988 и в 1989 гг. игры "Что? Где? Когда?" проходили в Центре Международной торговли на Красной Пресне.

С 1990 г. все игры телевизионного элитарного клуба "Что? Где? Когда?" проходят в Охотничьем домике в Нескучном саду.

Программа "Что? Где? Когда?" не раз награждалась телевизионной премией "ТЭФИ" : в 1997 г. в номинации "Развлекательная программа"; в 2001 г. в номинации "Телевизионная игра", а ее основатель и первый ведущий Владимир Ворошилов посмертно был награжден призом "За личный вклад в развитие отечественного телевидения"; в 2002 г. программа "Что? Где? Когда?" вышла в финал номинации "Телевизионная игра"; в 2004 и 2005 гг. стала победителем в номинации "Телевизионная игра".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

На современном отечественном телевидении крайне мало успешных программ, являющихся отечественным ноу-хау, выдержавшим проверку временем.

Сразу вспомнить удаётся лишь две — КВН и «Что? Где? Когда?».

Так получилось, что главная отечественная интеллектуальная игра возникла в то время, когда КВН был закрыт. «Что? Где? Когда?» также жила под угрозой опалы — из-за непримиримого характера своего создателя Владимира Ворошилова .

Ведущий «Что? Где? Когда?» многие годы был главной загадкой телевидения СССР, поскольку никогда не появлялся в кадре. Это не было гениальной режиссёрской задумкой — Ворошилов находился в опале у начальства, и ему запрещали появляться перед зрителями. Однако он с успехом обернул запрет на пользу своей программе.

Владимир Ворошилов родился 18 декабря 1930 года в Симферополе в семье ответственного работника Якова Калмановича и его супруги Веры Борисовны , занимавшейся надомным пошивом одежды. В годы войны семья Калмановичей была отправлена в эвакуацию, где Яков Давидович руководил пошивом армейского обмундирования, а Вера Борисовна также работала рядом с ним на производстве.

В 1943 году Калмановичи переехали в Москву, где Владимир начал обучение в художественной школе для одарённых детей. Окончив школу, Владимир поступил на факультет живописи Академии художеств Эстонской ССР. Студент выбрал себе в качестве специализации театральную декорацию, выполнив дипломную работу по теме: «Декорации и костюмы к пьесам А. Н. Арбузова «Годы странствий» и О. Голдсмита „Ночь ошибок“».

Владимир Ворошилов с матерью. Фото: Кадр youtube.com

Пробитый потолок «Ленкома»

После окончания учёбы в Эстонии Владимир учился в Школе-студии МХАТ на факультете постановки. В 1954 году его на год отправили по распределению в Восточную Германию в театр группы советских войск, где Владимир должен был заниматься декорациями, создавать стенгазету и рисовать тематические плакаты.

Здесь сложный характер творца стал проявляться в полной мере. Он мог себе позволить уйти из театра в разгар рабочего дня, дабы рисовать немецких девушек в ресторане. На предупреждения Владимир не реагировал, и в итоге его уволили из театра, до возвращения на родину переведя на написание плакатов и лозунгов.

В середине 1950-х Владимир женился, но брак продлился недолго. Главным приобретением молодого человека стала фамилия жены, под которой он и прославился, — Ворошилов.

С 1955 года Ворошилов работал художником-постановщиком в Малом театре, во МХАТе, в театре оперетты, в «Современнике», в театре на Малой Бронной, в театре на Таганке, в «Ленкоме» и тюзе. Он считался модным художником-новатором, которого почитали за честь пригласить маститые режиссёры.

В 1960-х блестящая театральная карьера закончилась после нескольких скандалов. Самым громким получилось увольнение из «Ленкома», где во время работы над одним из спектаклей Ворошилов, не моргнув глазом, сломал мешавший ему потолок.

Прекратив работу в театрах, Владимир Ворошилов поступил на Высшие режиссёрские курсы при Министерстве культуры РСФСР.

Успех и опала «Аукциона»

В 1966 году Ворошилова позвали на телевидение. В первые годы он занимался съёмками научно-познавательных передач и документальных фильмов. Заслужив положительную репутацию, он получил право создать собственную передачу.

Он создал «Аукцион» — первую в истории советского телевидения рекламно-игровую передачу. Её участники в прямом эфире отвечали на вопросы, касающиеся разных товаров, от телевизоров до чая, а победитель игры получал приз.

«Аукцион» был совершенно не похож ни на что, что до этого выходило в эфир в СССР, и пользовался бешеной популярностью. Как вспоминал друг Ворошилова, телевизионный режиссёр и продюсер Анатолий Лысенко , «за один день после его передачи «Аукцион» продавались годовые запасы товаров».

Но популярная программа вышла в эфир только шесть раз, после чего её закрыли. Руководство откровенно пугал её «несоветский» стиль, а Ворошилов все претензии начальников встречал в штыки. В итоге ему самому запретили появляться в кадре, но разрешили продолжить работу в качестве сценариста и режиссёра. При этом фамилия его чаще всего в титрах не значилась.

В начале 1970-х он придумал телевизионную игру-конкурс «А ну-ка, парни!», но и эта программа недолго продержалась в эфире. На сей раз причиной стал несчастный случай на съёмках. Позднее программу возобновили, но уже без участия Ворошилова.

Режиссёр и ведущий телевизионного клуба «Что? Где? Когда?» Владимир Ворошилов готовит очередную игру. 1985 год. Фото: РИА Новости / Г. Казаринов

От «Семейной викторины» до «Клуба знатоков»

Несмотря ни на что, Ворошилов не опускал рук, продолжая искать и пробовать. 4 сентября 1975 года в эфир вышла новая игровая программа под названием «Семейная викторина». В ней друг против друга играли две семьи. Игра состояла из двух раундов, снимавшихся дома у каждой из семей. Ведущего не было, два сюжета соединялись на монтаже при помощи фотографий из семейного альбома. Участники должны были отвечать на вопросы членов другой команды, используя книги, находившиеся в доме. Не запрещалось также звонить друзьям. Время давалось для ответа не на каждый вопрос, а на все вопросы сразу.

После того как программа прошла в эфире, Ворошилов остался недоволен полученным результатом. В 1976 году она изменилась радикально — теперь это был телевизионный молодёжный клуб «Что? Где? Когда?». В игре участвовали студенты МГУ. Тогда же появился и неизменный атрибут передачи — волчок. «Как-то зашёл в Дом игрушки, чтобы купить что-нибудь в подарок моему приятелю трёх лет от роду. Увидел волчок с прыгающей лошадкой и купил сразу два, второй — себе. Играл, не выходя из дома, дней десять», — вспоминал Ворошилов.

Команд в клубе не было — каждый играл сам за себя. Стрелка волчка указывала не на письма телезрителей, а на того из участников, кто должен отвечать на вопрос, причём сразу, без подготовки. Ответил на вопрос — получи приз — книгу. Ответил на семь вопросов — получи главный приз — комплект книг. В 1976 году состоялась только одна игра, ведущим которой стал Александр Масляков .

И этот формат тоже не устроил Ворошилова, несмотря на то, что телезрителей передача заинтересовала. В 1977 году в «Что? Где? Когда» появились команды из шести человек, дававших ответ на вопрос после минуты обсуждения методом «мозгового штурма». Теперь стрелка волчка указывала на письмо телезрителя, а ведущий в программе появлялся в виде голоса за кадром.

Передачу сочли удачной, и если в 1977 году она прошла всего один раз, то уже в 1978-м — целых девять. В 1979 году игроков впервые назвали «знатоками», а в передаче появилась музыкальная пауза.

Деньги вместо книг

За несколько последующих лет «Что? Где? Когда?» стала одной из самых популярных передач советского ТВ. За битвами знатоков с телезрителями следили с не меньшим увлечением, чем за матчами непобедимой сборной СССР по хоккею. На следующий день после игры вся страна обсуждала вопросы, ссорилась из-за своих симпатий, а знатоки превратились в самых настоящих звёзд, чья популярность была сопоставима с популярностью актёров кино.

Ворошилов, добившись успеха, продолжал экспериментировать с форматом передачи, порой к неудовольствию как самих знатоков, так и поклонников «Что? Где? Когда?». Впрочем, на популярности передачи это в худшую сторону не сказалось.

Режиссёр и ведущий телевизионного клуба «Что? Где? Когда?» Владимир Ворошилов (в центре) среди знатоков клуба. Фото: РИА Новости / Г. Казаринов

В конце 1980-х из телевизионной версии выросло спортивное направление «Что? Где? Когда?», которое тоже имеет несколько разновидностей. Игра, придуманная Владимиром Ворошиловым, вышла не только за пределы телевидения, но и за пределы страны.

На рубеже эпох, когда распадался СССР, Ворошилов снова изменил программу — «интеллектуальный клуб», в котором призами служили книги, превратился в «интеллектуальное казино», где игра шла на деньги. Ведущий, который теперь уже, пусть и нечасто, но позволял себе появляться в кадре, безжалостно ломал традиции — в середине 1990-х все команды были расформированы, а игроки за столом вместе играли, что называется, каждый на свой карман, делая ставки.

Подобная форма была вполне в духе 1990-х, но многие, кто привык к классическому варианту, не могли простить Ворошилову привнесение в игру денег. Но надо признать, что ему удалось главное — в новую эпоху передача осталась на плаву, не растворившись в потоке лицензионных программ, заполонивших эфир. К слову сказать, у истоков этого процесса тоже стоял Ворошилов — в 1991 году продюсерская компания «Игра-ТВ», которую он создал и возглавлял, впервые в истории российского телевидения приобрела программу иностранного формата — британскую «Любовь с первого взгляда», которую длительное время вёл приёмный сын Ворошилова Борис Крюк .

Последняя игра мастера

В 1997 году Академия Российского телевидения отметила Владимира Ворошилова званием лауреата и премией «ТЭФИ» за программу «Что? Где? Когда?».

В самом конце 1990-х годов Ворошилов неожиданно заговорил о том, что хочет уйти из программы или совсем её закрыть. На удивление коллег и попытки его отговорить он отреагировал по-своему — в 2000 году, в год 25-летия передачи, объявил о том, что знатоки сыграют за будущее «Что? Где? Когда?». По условиям Ворошилова, если решающая игра будет ими проиграна, он закроет передачу, а если знатоки победят, тогда он подчинится их решению.

Решающая игра за судьбу «Что? Где? Когда?» состоялась 30 декабря 2000 года. Знатоки выиграли со счётом 6:5.

«Ну что ж, я обещал починиться знатокам, но не сказал срок. Не будем сейчас уточнять — у нас праздник сегодня. Не столько у меня, как у вас праздник. Я проиграл, ну, что тут сделаешь? Надо уметь проигрывать. Хорошо бы музыка какая-нибудь прозвучала сейчас. Во дворе у нас сейчас зажжётся цифра 25. И это будет очень красиво. Давайте посмотрим», — сказал в этот день Ворошилов в эфире.

Шоу должно продолжаться

Несмотря на победу, знатоки вспоминали, что во всём антураже той передачи буквально сквозил трагизм. В финальных кадрах знатоки, стоящие на крыльце вместе с Ворошиловым, машут руками, а в это время в опустевшем зале кукла ведущего гасит свечи.

Эта передача действительно стала последней для Владимира Ворошилова. Меньше чем через три месяца, 10 марта 2001 года, он умер от инфаркта на своей даче в Переделкино.

Летняя серия игр 2001 года была посвящена памяти создателя передачи. И снова судьба «Что? Где? Когда?» была поставлена на кон — для того чтобы передача продолжалась, знатоки должны были выиграть, а телезрители проголосовать за. Знатоки выиграли со счётом 6:4, а телезрители проголосовали так: «Игре быть» — 74 819 человек (91%), «Не быть» — 6678 человек (9%).

Новым ведущим программы стал Борис Крюк, много лет работавший вместе с Ворошиловым. «Что? Где? Когда?» пережила своего создателя и по сей день остаётся одной из самых популярных программ. В её формат вносятся изменения, но главная суть остаётся прежней.

Владимир Яковлевич Ворошилов был похоронен на Ваганьковском кладбище. В 2003 году на его могиле был открыт памятник — куб из чёрного отполированного гранита, символизирующий чёрный ящик в игре «Что? Где? Когда?». Монумент был создан по проекту Никиты Шангина, одного из самых популярных знатоков 1980-х.

Памятник на могиле Владимира Ворошилова на Ваганьковском кладбище Москвы. Фото: Commons.wikimedia.org / Andrei Sdobnikov