Кто такой балетмейстер определение. Балетмейстер - это кто? Известные балетмейстеры мира

Балетмейстер ставит балеты, танцы и хореографические номера.


Заработная плата

20.000–30.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Балетмейстер работает в театрах, опереттах, может быть руководителем балетных трупп.

Обязанности

Балетмейстер разрабатывает систему движений на сцене, определяет грим, выбирает костюмы и декорации. Главная задача — создать танцевальное зрелище, представляющее собой единое гармоничное целое. От того, как будет организовано сценическое действие, как взаимодействуют между собой танцоры, зависит успех всего мероприятия.

Балетмейстер изучает тонкости хореографического искусства, отбирает наиболее удачный опыт и пытается воплотить положительные моменты в своей собственной композиции. Начинаются продолжительнее репетиции, движения оттачиваются до совершенства. Итог работы – показ спектакля зрителю или на съёмке.

Важные качества

В профессии балетмейстера важны такие качества, как: любовь к танцам и, в частности, к балету, упорство, навыки руководителя, творческие способности, крепкое здоровье, ответственность.

Отзывы о профессии

«Мне кажется, в самом человеке творчество заключено. Очень многие талантливые молодые балетмейстеры одарены, прекрасны, интересны как хореографы, но у них может отсутствовать понимание ремесла. А меня учили, что художник должен владеть рисунком. Ты можешь это использовать, можешь не использовать – степень таланта даст тебе возможность творчества, если ты владеешь ремеслом».

Давид Авдыш,
балетмейстер.

Стереотипы, юмор

«Сплочённая недостатками руководителя балетная труппа».

«Балет — искусство, очень ярко отображающее сложность отношений между мужчиной и женщиной, как далеко бы не забрасывал мужчина свою партнёршу, она всё равно возвращается».

Обучение

Искусству танца необходимо учиться ещё с раннего возраста. Как правило, обучение начинается со школы, затем продолжается в профессиональном училище и высшем учебном заведении.

Профессия балетмейстера

Подразумевает под собой создание и постановку хореографических номеров, театральных и балетных выступлений. То есть, балетмейстер воплощает в жизнь свои идеи и видение сценических образов посредством хореографических инструментов.

Профессия балетмейстера очень многогранна, недостаточно просто знать хореографию, нужно обязательно разбираться в смежных дисциплинах, таких как: музыка, драматургия, литература, скульптура. Чтобы создать действительно стоящее произведение, нужно совмещать свой талант, знания и умение мастерски работать с коллективом.

В можно выделить четыре ответвления деятельности балетмейстера:

  • Балетмейстер-сочинитель, который занимается непосредственно созданием новых спектаклей и танцев. Главная его задача это создание танцевально-пантомимной партитуры балета.
  • Балетмейстер-постановщик, который ставит уже сочиненные произведения. На репетициях балетмейстерсам показывает исполнителю, как тот должен танцевать и чем выразительнее и точнее он это делает, тем проще танцору повторить движения, вжиться в образ. Часто сочинитель и постановщик это один и тот же человек.
  • Балетмейстер-репетитор, который составляет план репетиций, планирует занятия и разучивает хореографические партии с артистами. Является ближайшим помощником балетмейстера-постановщика. Чтобы добиться высоких результатов, балетмейстер должен хорошо знать каждого участника коллектива и его возможности. Главная цель это довести до совершенства образ героя и исполнительское мастерство.
  • Танцмейстер, который ставит отдельные номера в жанре малых форм.

Балетмейстер должен, несомненно, обладать большим талантом, чтобы развить его нужно учиться и тренироваться на протяжении многих лет. Развивать, кроме хореографических навыков, музыкальный слух, зрительную память и чувство ритма, должен уметь воспроизводить жесты и движения различных характеров.

Одной из самых ответственных задач является постановка произведения мировой классики или восстановление спектакля после длительного перерыва.

Чтобы правильно донести до зрителя идею и сюжет произведения, балетмейстер должен быть увлечен своей работой и творчески к ней относиться. Чаще всего выбор костюмов тоже входит в его обязанности.


Одна из самых завораживающих и жестоких искусств – это, несомненно, балет. Жестокое – потому, что от тех, кто его творит, балет требует всего – не только многочасовых занятий, но и жесточайших ограничений в пище, причем все это начинается в детстве – лет с 5-6, а оборваться может внезапно и бесповоротно в подростковом возрасте, когда тело претерпевает кардинальные изменения и фигура иной раз меняется до неузнаваемости… Завораживающее – потому, что ни одно искусство не возносит на такую недосягаемую высоту красоту человеческого тела.

Балетный спектакль – это некая «живая ткань», в которой сплетается музыка и выразительность движения, это можно было бы назвать «партитурой танца». Одно из чудес балета заключается в том, что эти «партитуры» нигде не записаны: в отличие от музыки, в балете нет системы записи, все балетные партии передаются от учителя к ученику… Кто же создает это чудо, выстраивает эту «живую ткань»? Это делают балетмейстеры.

У профессии балетмейстера много аспектов. Это и руководитель балетной труппы, и постановщик. Ставит балетмейстер не только балетные спектакли, но и отдельные хореографические номера, которые исполняются в концертах. Входят танцевальные номера в оперы и, конечно, в оперетты, а иной раз и в драматические спектакли, и в художественные фильмы – это тоже работа балетмейстеров.

Профессия балетмейстера родилась вместе с балетом. Первым произведением в этом жанре считается «Цирцея», поставленная в 1581 году при французском дворе. Поставил это действо итальянский скрипач Бальтазарини де Бельджозо – пожалуй, этого человека можно считать первым балетмейстером. Искусство балета – а значит, и балетмейстеров – еще долго оставалось искусством придворным, да и где еще могло развиваться столь утонченное, рафинированное искусство! Но уже в XVIII веке появляются балетные театры, а позже – в эпоху романтизма – рождается классический балет. Это был поистине «золотой век» балета.

Долгое время балетмейстеры в эпоху классического балета были полновластными хозяевами – именно они диктовали условия не только танцорам, но и композиторам. В таких условиях о каком-то творческом поиске со стороны композитора не могло быть и речи, именно поэтому великие композиторы сторонились балета – ни у М.И.Глинки, ни у М.П.Мусоргского, ни у Н.А.Римского-Корсакова мы балетов не встретим. Но нельзя сказать, что они совсем уж сторонились искусства балетмейстеров, только обращались они к балету там, где балетмейстеры «знали свое место» – в опере: «Пляска персидок» в «Хованщине», хороводы в «Снегурочке» и, конечно же, польский акт в «Иване Сусанине» – это все шедевры не только русских композиторов, но и русских балетмейстеров! Противоречие это разрешилось в творчестве П.И.Чайковского и балетмейстера, которого с полным правом можно назвать «соавтором» великого композитора – Мариуса Петипа. Этот француз, приехавший в Россию в шубе среди лета, стал истинной гордостью русского искусства. Именно он поставил наши любимые балеты – «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящую красавицу». Современные балетмейстеры иной раз пытаются предложить собственные варианты, но ничего хорошего из этого не получается: мы говорим «балеты П.И.Чайковского» – подразумеваем «Мариус Петипа».

Если имя М.Петипа неразрывно связано с классическим балетом, то основателем балета современного считается наш соотечественник Михаил Фокин, работавший с такими знаменитыми артистами, как А.Павлова и В.Нижинский. Творчество М.Фокина – это множество смелых экспериментов, ведь трудно назвать иначе танцевальные постановки на основе музыкальных произведений, которые авторы вовсе не предотвращали для танца: «Шопениана» по пьесам Ф.Шопена, «Шехеразада» Н.А.Римского-Корсакова, «Послеполуденный отдых Фавна» К.Дебюсси, «Эрос», на музыку Серенады для струнного оркестра П.И.Чайковского…

Сегодня получить профессию хореографа можно в хореографическом училище, в училище или институте культуры, Московской государственной академии хореографии, в ГИТИСе. Требования эта профессия предъявляет такие же, как балет вообще: особое телосложение – легкое и поджарое, гибкость, выносливость, музыкальность, высокая работоспособность, и учиться надо начинать с детства. Но от балетмейстера требуются и другие качества – организаторские способности, умение воздействовать на людей, и конечно – способность увидеть картину танца во всех подробностях в своем творческом воображении.

Балетмейстер - это постановщик театральных выступлений, спектаклей и балетных представлений. Специалист прорабатывает все нюансы концерта, начиная от музыки и света, закачивая движениями, пластикой и образами персонажей.

Чем занимается балетмейстер

Кто такой балетмейстер и чем он занимается? Эмоциональное воздействие балетной постановки всецело зависит от профессионализма труппы танцовщиков, их взаимодействия на сцене, правильности подобранной музыки, освещения, грима и костюмов. Балетмейстер - это как раз тот человек, который воссоздает театральное действо на сцене.

Что бы заворожить зрителя и продемонстрировать оригинальную постановку, балетмейстер должен в совершенстве разбираться в тонкостях балета. Профессионал должен обладать организаторскими способностями, фантазией, оригинальностью мысли.

Выразить свои эмоции с помощью танца - вершина искусства. Достигнуть выдающихся результатов без врожденного таланта и упорства вряд ли удастся.

Если балетмейстер обладает чувством ритма, музыкальным слухом и необходимыми знаниями, его ждет успех и похвала критиков.

Что делает балетмейстер

Профессия балетмейстер сложна как в психологическом, так и эмоциональном плане. Профессионал должен объяснить всем участникам группы нюансы постановки, донести им свою идею, объяснить специфику эмоций, которые необходимо изобразить на сцене.

Еще одна сложность - это непосредственная постановка танца. Ее нельзя записать на бумагу и раздать танцорам. Балетмейстер держит в голове все движения, их последовательность. Если актеры театра могут заранее ознакомиться с пьесой и прорепетировать, артисты балета учатся всему на тренировках.

Балетмейстер в мельчайших подробностях раскрывает артисту тонкости его роли. И чем выразительнее постановщик донесет свои мысли, тем фееричнее замысел воплотиться в жизнь.

Нельзя забывать об интриге и заинтересованности зрителя. Слишком оригинальный жанр доступен не многим и простой обыватель может попросту заскучать. Сам по себе танец - это движения профессионального артиста. Без эмоционального наполнения они ничего не смогут сказать зрителю. Именно поэтому каждый постановщик старается вложить в танец свою душу и требует соответствующего от артистов.

Не пропустите:

Известные балетмейстеры

  • Владимир Васильев - с именем этого человека связано огромное количество достижений в мужском танце;
  • Касьян Голейзовский - мастер классического танца с необыкновенной фантазией;
  • Александр Горский - балетмейстер Большого театра;
  • Мариус Петипа - российский артист, внес огромный вклад в развитие отечественного балета;
  • Гаэтано Джойя - итальянский балетмейстер и танцовщик;
  • Джордж Баланчин - один из самых известных представителей заокеанского балета, его мастерство легло в начало развития искусства в США;
  • Морис Бежар - самый известный хореограф ХХ века;
  • Килиан Иржи - стиль этого балетмейстера известен всем ценителям искусства. В его основе - эмоциональные сюжеты из скульптур;
  • Пьер Лакотт - французский балетмейстер, воскреситель традиционной хореографии;
  • Вацлав Нижинский - выдающийся российский балетмейстер польского прохождения. Запомнился новаторским подходом к искусству;
  • Леонид Лебедев - не многие знали этого великого балетмейстера, на широкой публике он появлялся не часто. Львиную долю рабочего времени он уделял работе с детьми;
  • Бурнонвиль Август - известный хореограф из Дании, глава балета Королевского театра. Истинные ценители по сей день бережно сохраняют все изюминки его постановок;
  • Джоффри Роберт - выдающийся американский балетмейстер, создатель и вдохновитель группы «Балет Джоффри»;
  • Алексей Ермолаев - один из самых ярких представителей российской балетной школы первой половины ХХ века. Мастер вывел мужской танец за рамки классического восприятия, добавив в него до сели невиданной виртуозности. Многие запомнили Ермолаева за его экспрессивную манеру танца.

- (франц. нем., от фр. ballet балет, и нем. Meister начальник). 1) начальник балетной труппы. 2) сочинитель балетов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАЛЕТМЕЙСТЕР составитель балета или руководитель… … Словарь иностранных слов русского языка

Сочинитель, составитель балетов; содержатель общества балетных плясунов; начальник над ними (Даль, балет) См … Словарь синонимов

балетмейстер - БАЛЕТМЕЙСТЕР, танцмейстер, хореограф … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

- «БАЛЕТМЕЙСТЕР», Россия, 1992, цв., 52 мин. Фильм балет. Семь видео новелл о театре «Русский балет» под управлением Вячеслава Гордеева и номерах его концертной программы: Паганини» (Гендель), «Театр Карабаса» (Штраус), «Карнавал в Венеции» (Пуни) … Энциклопедия кино

Эдгар Дега. «Балемейстер Жюль Пьеро» 1875 Балетмейстер (нем. Ballet … Википедия

А; м. [нем. Ballettmeister]. Автор и постановщик балетов, хореографических номеров и т.п. ◁ Балетмейстерский, ая, ое. Б ое дарование. Б ая школа. * * * балетмейстер (нем. Ballettmeister), автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр,… … Энциклопедический словарь

балетмейстер - БАЛЕТМЕЙСТЕР, а, м Автор и постановщик хореографических номеров, театральных представлений, состоящих из танца и пантомимы, сопровождаемых музыкой; Син.: хореограф. В театр музкомедии пришел новый балетмейстер … Толковый словарь русских существительных

- (нем. Ballettmeister) автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте. Б. ставит хореографические сцены, танцы, создаёт такую систему движений, которая наиболее выразительно раскрывает… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Балетмейстер Юрий Григорович. Статьи. Исследования. Размышления , . Дорогие читатели! Юрия Николаевича Григоровича представлять вам нет необходимости: вот уже почти в течение полувека созданные им балетные спектакли будоражат воображение зрителей, заставляют…
  • Хореографическое искусство и балетмейстер. Учебное пособие , В. Н. Карпенко, И. А.Карпенко, Ж. Багана. Предлагаемое издание представляет собой тщательно собранный, разработанный и систематизированный материал по теории и методологии деятельности балетмейстера, способствующий формированию у…