Методические рекомендации к уроку литературы по творчеству И. Бунина

На рубеже XIX-XX веков весь мир переживал период, который Ницше охарактеризовал как «сумерки богов». Человек засомневался, что где-то там есть Он, абсолютное начало, строгий и справедливый, каравший и миловавший, а главное - наполнявший смыслом эту полную страданий жизнь и диктовавший этические нормы общежития. Отказ от Бога был чреват трагедией, и она вскоре разразилась. В творчестве И. А. Бунина, запечатлевшего драматические события русской общественной и частной жизни начала XX века, преломилась вся трагедия европейского человека этого времени. Данную мысль в полной мере разделяет С. А. Антонов: «Глубина бунинской проблематики значительнее, чем кажется на первый взгляд: социальные и психологические вопросы, волновавшие писателя в произведениях на тему о России, неотделимы и от вопросов религиозно-философского характера…» .

Интенсивное становление и широкое упрочнение психологизма в русской литературе рубежа веков тоже имеет глубокие культурно - исторические предпосылки. Оно связано, прежде всего, с активизацией самосознания человека новой эпохи. Понять свой внутренний мир человеку, по Бунину, помогает окружающий мир, прошлая жизнь, к которой он интуитивно стремится в своих воспоминаниях.

Психологизм прозы И. А. Бунина 1890-х-1900-х годов - это художественное выражение пристального интереса писателя к текучести сознания, к всевозможным сдвигам во внутренней жизни человека, к глубинным пластам его личности. Произведения писателя конца века во многом способствовали развитию и становлению психоанализа как доминирующей составной творчества И. А. Бунина в целом, и его произведений написанные в двадцатом столетии, в частности. По мысли Г. М. Благасовой, «…именно в произведениях рубежа XIX-XX веков автор наметил пути раскрытия содержания внутреннего мира человека во всем многообразии его индивидуального выражения» .

В немалой степени это стало возможны из-за влияния Л. Н. Толстого на его художественную прозу тех лет. Оно ощущается, прежде всего, и в особенностях психологического анализа, в экономном, строго подчиненном моральной цели способе построения характера героя, и в библейски суровом и торжественном тоне обличения, и в самой литературной технике, средствах изобразительности, усвоенных И. А. Буниным и двинутых им значительно дальше. Открытия Л. Н.Толстого в литературе И. А. Бунин продолжил, распространив их на «малый» жанр - жанр психологического рассказа - «Кастрюк», «Эпитафия», «Перевал» и др. «В эти годы, - говорит сам писатель, - я чувствовал, как с каждым днем крепнет моя рука, как горячо и уверенно требуют исхода накопившиеся во мне силы…» .

Поэтому и не случайно, что в тематическом плане произведения И. А. Бунина конца века тоже достаточно различны. Они посвящены переживаниям писателя, рожденным воспоминаниями детства или совсем недавними впечатлениями, посещениями русских сел, поездками к южному морю или заграничными путешествиями, встречей с простыми крестьянами, либо утонченным чувством к женщине. Внутренне все его ранние рассказы объединены авторским стремлением проникнуть в трагическое несоответствие между прекрасной природой и человеческим бытием, мечтой о счастье и нарушением «заповеди радости, для которой мы должны жить на земле» .

Смутные позитивные представления И. А. Бунина усиливали критическую струю в авторских обобщениях и одновременно содействовали поиску нетленных ценностей бытия, «порой трудно уловимых, нестойких или даже непохожих на действительность» . С этой точки зрения совсем по-другому читаются некоторые рассказы писателя о деревне.

«В творчестве Бунина 1900-х годов, - замечает Л. А. Смирнова, - в достаточной степени определились черты реализма. Писателя остро интересовало мироощущение разных социальных слоев, соотношение их опыта, его истоки и перспективы...» . Поэтому, как нам кажется, авторский взгляд был направлен не столько на конкретные человеческие отношения, сколько на внутреннее состояние личности. В большинстве рассказов герои стремятся в той или иной форме осознать какие-то вечные вопросы бытия. Но эти поиски не отстраняют их от реальной действительности, поскольку именно она порождает взгляды и чувства персонажей. Взгляды и чувства, рожденные текущей действительностью, раскрылись в момент устремленности к каким-то вечным вопросам бытия. В глубинах человеческой души обретал художник близкие себе ценности. Поэтому органично вплетались в повествование или становились ведущими раздутья самого писателя, укрепляющие представления о связях между настоящим и прошлым, конкретно-временным и вечным, национальным и общечеловеческим.

В эти годы И. А. Бунин писал главным образом от первого лица; временами это были не рассказы, а очерки, написанные мастерским пером, острые наблюдения всего того, что видел писатель. Вот, например, рассказ «Новая дорога» с поэтическими пейзажами лесной глуши, где сонно течет и теплится «забытая жизнь родины». Эту глушь должна пробудить новая железная дорога; со страхом встречают перемену привыкшие к старому укладу жизни крестьяне. Восхищение «девственно - богатой стороной», сочувствие ее «молодому, замученному народу», ощущение пропасти, отделяющей автора от страны и народа: «Какой стране принадлежу я, одиноко скитающийся? Она бесконечно велика, и мне ли разобраться в ее печалях…» . Этими грустными раздумьями проникнут весь рассказ писателя. Он как замечательный мастер психологизма «напряженно исследует русскую действительность конца XIX столетия, изыскивая в ней достойные начинания» . В процессе такого психологического поиска и были созданы его лучшие ранние произведения: «Антоновские яблоки», «Сосны», «Птицы небесные», «Поздней ночью» и многие другие.

В письме к В. Пащенко от 14 августа 1891 года И. А. Бунин писал: «Ты ведь знаешь, как я люблю осень...! У меня не только пропадает всякая ненависть к крепостному времени, но я даже начинаю невольно поэтизировать его» . Именно поэтизацию крепостного прошлого России усматривают иногда в рассказе «Антоновские яблоки». А сам И. А. Бунин здесь же заметил: «И помню, мне порой казалось на редкость заманчивым быть мужиком…» . Однако, истины ради, необходимо заметить, что речь здесь идет о богатом мужике, о его схожести со средним дворянином. Разумный трудовой быт, целесообразный устой держаться сообща видит И. А. Бунин в сельском богатом или нищенском существовании. Идеализация здесь несомненная, не столько, однако, социальных порядков, сколько особенного состояния души тех, кто крепко связан с чернеющими или зеленеющими полями, лесными дорогами и оврагами. Поэтому на одной ноте ведется рассказ и о крестьянской работе в садах, при сборе урожая, и о барской охоте. Причем И. А. Бунин «не избегает легкой иронии по отношению к грубовато-жестким дворянам и к крестьянам в их «дикарских костюмах», но чтит любые проявления хозяйственности и «старинной», хотя и манерной, жизни» . Рассказ был неоднозначно принят как читателями, так и критикой, немало укоров он вызвал и в писательской среде. И, тем не менее, и его сторонники, и его противники в один голос заявляли о своем восхищении художественным мастерством и психологической глубиной писательской манеры его автора.

Психологический склад русского человека, независимо от его социального положения больше интересовал И. А. Бунина. Он находил общую для помещика и мужика печать внутренних противоречий. Автор писал: «Мне кажется, что быт и душа дворян те же, что и у мужика; все различие обуславливается лишь материальным превосходством дворянского сословия…» .

Рассказ «Антоновские яблоки», затмил очень многое, если не все, из того, что было сделано писателем за предыдущие годы. В нем сконцентрировано так много истинно бунинского, что он может служить своеобразной визитной карточкой художника-классика начала XX века. Давно известным в русской литературе темам он придает совершенно новое звучание.

Долгое время И. А. Бунина рассматривали в ряду социальных писателей, которые вместе с ним входили в литературное объединение «Среда», издавали сборники «Знание», однако его видение жизненных конфликтов решительно отличается от видения мастеров слова этого круга - М. Горького, А. Куприна, А. Серафимовича и других. Как правило, названные писатели изображают социальные проблемы и намечают пути их решения в контексте своего времени, выносят пристрастные приговоры всему тому, что считают злом. И. А. Бунин может касаться тех же проблем бытия, но при этом чаще освещает их в контексте российской или даже мировой истории, с христианских, точнее с общечеловеческих, позиций. Он показывает уродливые стороны текущей жизни, но крайне редко берет на себя смелость судить или обвинять кого-то. Как и горячо любимый им Чехов, он отказывается быть художником-судьей. По И. А. Бунину, добро и зло - силы скорее метафизические, мистические, они извечно даны миру свыше, и люди часто являются бессознательными проводниками этих сил - разрушающих великие империи, вдруг бросающих человека под поезд, изматывающих титанические натуры в ненасытных поисках власти, злата, удовольствий, заставляющих ангелоподобные создания отдаваться примитивным развратникам и т. д.

Поэтому «Антоновские яблоки» не только открывают новый этап в творчестве И. А. Бунина, но и «знаменуют собой появление нового жанра, завоевавшего позже большой пласт русской литературы, - лирической прозы» .

В произведении как нигде ранее полностью реализован лирический характер сюжета. Он почти лишен событийного начала, если не считать событием, то легкое движение, которое создается тем, что «я», или «мы», или «он» куда-то едут. Но этот условный герой - лирический герой И. А. Бунина - во всей полноте и чистоте этого понятия, т. е. без малейшей объективирующей дистанции. Стало быть, эпическое содержание здесь полностью переведено в лирическое. Все то, что видит лирический герой, - это одновременно и явления внешнего мира, и факты его внутреннего существования. Таковы, на наш взгляд, общие свойства прозы И. А. Бунина тех лет.

В этом же рассказе как позже и во многих других, И. А. Бунин отказывается от классического типа сюжета, который, как правило, привязан к конкретным обстоятельствам конкретного времени. Функцию сюжета - стержня, вокруг которого разворачивается живая вязь картин, выполняет авторское настроение - ностальгическое переживание о безвозвратно ушедшем. Писатель оборачивается назад и в прошлом заново открывает мир людей, живших, по его глубокому мнению, иначе, достойнее. И в этом убеждении он пребудет весь свой творческий путь. Большинство же художников - его современников - всматриваясь в будущее, полагая, что там победа справедливости и красоты. Некоторые из них (Б. Зайцев, И. Шмелев, А. Куприн) после катастрофических событий 1905 и 1917 гг. уже с сочувствием обернуться назад.

Сомнительному, будущему И. А. Бунин противопоставляет идеал, вытекающий, по его мнению, из духовного и житейского опыта прошлого. При этом он далек от безоглядной идеализации прошлого. Художник лишь противопоставляет в рассказе две главные тенденции прошлого и настоящего. Доминантой прошлых лет, по его мнению, было созидание, доминантой настоящих лет стало разрушение. Как случилось, почему современный И. А. Бунину человек потерял «правый путь»? Этот вопрос всю жизнь волновал писателя, его автора-повествователя и его героев больше, чем вопросы, куда идти и что делать. Ностальгический мотив, связанный с этой потерей, будет все сильнее и сильнее звучать в его творчестве, начиная с «Антоновских яблок».

Таким образом, к началу 1900-х годов в основном завершается путь И. А. Бунина к самому себе, к специфике своего дарования, поражающего внешней изобразительностью, феноменальной наблюдательностью, в высшей степени глубоким психологизмом и цепкостью памяти писателя. Настойчиво, сознательно непрестанно он тренировал в себе способность угадывать с единого взгляда характер человека, его положение, его профессию. «Я, как сыщик, преследовал то одного, то другого прохожего, стараясь что-то понять в нем, войти в него», - скажет о себе И. А. Бунин . А если набраться смелости и добавить к этому, что всю свою долгую, почти семидесятилетнюю творческую жизнь он был и оставался художником-подвижником, станет ясно, что и составные его таланта соединились на редкость гармонично и счастливо.

Транскрипт

1 Н.В. П ращерук ПСИХОЛОГИЗМ ПРОЗЫ И.А.БУНИНА ГГ. Вопрос о психологизме И.А.Бунина мало изучен, хотя еще в 1914 г., анализируя произведения художника 1910-х гг., К.И.Чуковский заметил: «...Бунин неожиданно стал живописцем сложнейших человеческих чувств и после неудачных попыток оказался таким изощренным психологом, ведателем глубей и высей души человеческой, какой не могли и предвидеть читатели его прежних вещей»1. А между тем в осмыслении проблемы «Бунин-психолог» современная наука до сих пор во многом остается на уровне констатации отдельных наблюдений. Нет специальных работ, посвященных принципам изображения человека в творчестве художника. Ученые, в основном, рассматривают исходные антропологические взгляды писателя, определяют область его нравственно-философских исканий2. Расцвет психологического мастерства Бунина, обусловленный взаимодействием целого ряда литературных и внелитературных факторов3, относится к периоду 1910-х гг. одному из важнейших в творческой эволюции художника. Интересный материал для исследования представляют произведения Бунина гг., реализующие сознательное стремление писателя изобразить «душу русского человека в глубоком смысле» и связанные с актуализацией в общественном и художественном сознании эпохи. Самые первые наблюдения над текстом показывают, что Бунин рассматривает психологию человека в «плотном» предметном окружении, в потоке текущей повседневности. Анализируется не просто сознание человека, а определенный тип мироотношения, складывающийся из сложной совокупности впечатлений, эмоциональных состояний, переживаний. Художнику важно явить единство бытового и сущностного, неразложимость разного рода непосредственных реакций героя и движений его душевной и умственной жизни. По этому принципу, организующему всю повествовательную систему произведений писателя, выстраивается мир бунинского персонажа: «Все слышнее доносился нудный стон кабанов, и вдруг этот стон превратился в дружный и мощный рев: верно, кабаны заслышали голоса кухарки и Оськи, тащивших к ним тяжелую лоханку с месивом. И не кончив дум о смерти, Тихон Ильич кинул папиросу в полоскательницу, надернул поддевку и поспешил на варок. Широко и глубоко шагая по хлопающему навозу, он сам отворил закуту... Думу о смерти перебивала другая: покойный-то покойный, а этого покойного, может быть, в пример будут ставить. Кто он был? Сирота, нищий, в детстве не жравший по два дня куска хлеба... А теперь?»4. Это фрагмент из «Деревни» прекрасно иллюстрирует, как конкретное душевное состояние героя, дающее представление о его внутренней жизни в целом, постигается через ту реальность, которая «подключается» к психической деятельности. Подробности и приметы, относящиеся к разным срезам бьггия человека, переплетаются в «сплошном течении» (Л.Гинзбург) с его душевными движениями.

2 Подобный прием, как известно, уже был освоен Чеховым. Сравните, как передается состояние Анисима («В овраге»), уезжающего из села после свадьбы: «Когда выезжали из оврага наверх, то Анисим все оглядывался назад, на село. Был теплый, ясный день... Всюду, и вверху, и внизу, пели жаворонки. Анисим оглядывался на церковь, стройную, беленькую ее недавно побелили, и вспоминал, как пять дней назад молился в ней; оглянулся на школу с зеленой крышей, на речку, в которой когда-то купался и удил рыбу, и радость колыхнулась в груди...»5. Чеховская установка выражать чувство героя через конкретную предметную реальность была близка Бунину. Его персонажи отличаются обостренной восприимчивостью к действительности, повышенной впечатлительностью. Это их личная черта и черта целой культурной эпохи, углубившей интерес именно к сфере впечатлений человека. Целостность внутреннего состояния героя передается Буниным через его восприятие, которое совмещает изначальную психологическую «зараженность» предметов реальности и сиюминутные реакции на них. Так, переживаемая Натальей («Суходол») мука «выброшенности» из родной, близкой жизни окрашивает всю воспринимаемую ею действительность и одновременно как бы корректируется этой действительностью: «И телега, выбравшись на шоссе, опять затряслась, забилась, шибко загремела по камням... Звезд за домами уже не было. Впереди была белая голая улица, белая мостовая, белые дома и все это замыкалось огромным белым собором под новым бело-жесгяным куполом, и небо над ним стало бледно-синее, сухое... А телега гремела. Город был вокруг, жаркий и вонючий, тот самый, что представлялся прежде чем-то волшебным. И Наташка с болезненным удивлением глядела на разряженный народ, идущий взад и вперед по камням возле домов, ворот и лавок с раскрытыми дверями...» (3,). Однако, воссоздавая вслед за Чеховым многозначную целостность внутренних состояний героя, Бунин совершенно иначе трактовал их сущность. «Для прозы и драматургии Чехова нехарактерна концентрация переживаний в каком-либо одном внутреннем событии, душевном движении... Поток внутреннего мира чеховских героев разливается широко, вяло и небурно, омывая в своем течении все оказавшиеся на пути вещи», верно пишет А.П.Чудаков6. Бунинский герой, напротив, отличается «одержимостью», он сосредоточен на одном: его внутренний мир выстраивается не просто по единому эмоциональному признаку, а по принципу нарастающего психологического напряжения. Чехов лишь обозначает переживание героя, подчеркивая его автономность, Бунин в разнородности впечатлений своего персонажа всегда обнаруживает ведущую психологическую доминанту, разрабатывает идею однонаправленности личности. Такая художественная задача требовала особых поэтических средств. Весьма показательно, что Бунин остался невосприимчив к такому чеховскому приему как «овеществление, или опредмечивание чувства», при котором «психический феномен сравнивается с явлением физического мира или прямо уподобляется ему»7. Мы не найдем у него характеристик, подобных чеховским, например, такого рода: «Ему казалось, что голова у него громадная и пустая, как амбар, и что в ней бродят новые, какие-то особенные мысли в виде длинных теней» («Учитель словесности»). Бунину оказался чужд и прием прямой или опосредованной анторопоморфизации: «Говорили тихо, вполголоса и не замечали, что лампа жмурится и скоро погаснет» («Три года» 9, 13); «И эхо тоже смеялось» («В овраге» 10,161).

3 И это тем более симптоматично, что такие приемы, усиленные влиянием модернизма, широко использовались в прозе 1910-х гг. Ярко «овеществленно» изображают своих героев многие современники Бунина: И.Касаткин («Домой»): «Как эта муть вечерняя, обложившая степь со всех сторон, тихонько заползает в грудь и ширится там тоска. Горячим свинцом дошла до сердца, тихонечко придавила его и сердце закипает, сердце ропщет...»8; АСерафимович («Город в степи»): «В огромные окна инженерова дома смотрит все та же мертво колеблющаяся, все заслоняющая непроглядная сухая муть. Елена Ивановна говорит: «Боже мой, ведь это сама тоска»9; Е.Замятин («Уездное»): «Будто и не человек шел, а старая воскресшая курганная баба...» 10. В произведениях тех же авторов встречаем частые примеры «очеловечивания» физических предметов и явлений. У Е.Замятина «медленно умирает в тоске лампа», у А.Серафимовича «песок незримо, но неустанно и неотвратимо вползал». Бунин в этом плане стоит особняком. Он идет по пути интенсификации косвенных приемов, избегая прямой, нарочитой экспрессии. И, думается, дело здесь не только в верности художника классической традиции. Чтобы передать сконцентрированность внутреннего состояния героя и одновременно показать психологическую достоверность такого состояния, писателю понадобилось иные художественные приемы. 3. Гиппиус, сравнивая в свое время «Деревню» с «Мужиками», остроумно заметила: «Бунин не Чехов: в книге нет легкости и остроты чеховских «Мужиков»... Бунин не чертит, не рисует; а долго, нудно, медленно рассказывает, показывает»11. Прием прямого «овеществления» был вытеснен косвенным «опредмечиванием». Это нашло выражение в системном использовании повторяющихся деталей и на уровне произведения в целом, и на уровне отдельных его фрагментов. Бунин не боялся и таких повторений, которые переходили из произведения в произведение, становясь символической приметой его стиля (например, образ «пыли»). Трижды встречается в великолепных картинах суходольской природы такая примета, как «мелкий, сонный лепет тополей»; нарочитым повторением слов белый, по камням, гремела художник создает впечатление интенсивности переживания героини во фрагменте, который цитировался нами ранее (С.З.). В «Последнем свидании» мотив несостоявшейся любви и неосуществленности жизни проведен «лунной» темой. С помощью этой темы моделируется общая психологическая атмосфера рассказа: «В лунный осенний вечер, сырой и холодный, Стрешнев приказал оседлать лошадь. Лунный свет полосой глубокого дыма падал в продолговатое окошко... (4, 70). В сырых лунных полях тускло белела полынь... Лес, мертвый, холодный от луны и росы... Луна, яркая и точно мокрая, мелькала по голым верхушкам... Луна стояла над пустынными лугами (4, 71). Как печально все это было при луне! (4, 72). Луна садилась» (4, 75). Очевидно, что в определенно заданной автором природной реальности обыгрывается традиционный мотив свидания при луне. И подчеркнутое повторение «лунной» темы (на двух страницах текста образ луны возникает восемь раз!) это не только выражение горькой авторской иронии и прием передачи внутреннего состояния героя, это также фактор создания сконцентрированности этого состояния. Такой же смысл угадывается и в принципиальной ориентации бунинской детали на воздействие в ряду других, в ее «смежности», «втянутости» в круг иных подробностей. Жуткое ощущение от безглавого Меркурия рождается у молодых Хрущевых, посетивших

4 Суходол, в последовательно расширяющейся сфере других ощущений и впечатлений. Это впечатление от иконы «Путеводительницы», пережившей несколько пожаров и расколовшейся в огне, от «тяжелых, железных задвижек», которые висели «на тяжелых половинках дверей», от непомерно широких, темных и скользких досок пола в зале и маленьких окон, от «зиявших раскрытых дверей... туда, где были когда-то дедушкины покои». И когда снова в повествовании возникает образ Меркурия, он обязательно ведет за собой всю эту вереницу впечатлений, насыщенных ужасом и сладостью воспоминаний о прошлом, о ранее живших здесь людях. Деталь «включает» ассоциативный механизм, выполняющий функцию «приращения» к сиюминутному состоянию героя груза его прежних переживаний. Достичь необходимой концентрации внутреннего мира персонажа и довести конфликт в его душе до крайней степени помогает Бунину широкое использование такой формы речевой организации текста, как фрагмент внутренней речи героя, непосредственно включенный в поток внешних впечатлений: «А все-таки я пьян!» думал он, чувствуя, как замирает и бьет в голову сердце... Он останавливался, пил и закрывал глаза. Ах, хорошо! Хорошо жить, но только непременно надо сделать что-нибудь удивительное! И опять широко озирал горизонты. Он смотрел на небо и вся душа его, и насмешливая, и наивная, полна была жажды подвига. Человек он особенный, он твердо знал это, но что путного сделал он на своем веку, в чем проявил свои силы? Да ни в чем, ни в чем!» (4, 43 44). Такая форма повествования, очень динамичная, сориентированная на резкую переключаемость «голосов» и имитирующая прерывистый внутренний монолог персонажа, превосходно опредмечивает то или иное состояние, показывает его лихорадочный, предельный характер. Вообще, как верно отмечала исследовательница Б.Бунджулова, «Бунин художник наиболее «стилистический» из русских классиков. В его творчестве все основные проблемы доводятся до уровня стиля и выражаются в форме стиля»12. Вовлеченность всех элементов художественного текста в целое проявляется в оригинальном построении бунинской фразы. Смысловой отрезок, характеризующий непосредственного героя, начинается обычно союзом «и»: «Ездят по пыльному проселку, рядом. По пыльному проселку поехал и Тихон Ильич. Навстречу ему пронеслась ободранная извозчичья пролетка... а в пролетке городской охотник... И Тихон Ильич сердито стиснул зубы: в работники бы этого лодыря! Полдневное солнце палило, ветер дул горячий, безоблачное небо становилось грифельным. И все сердитее отвертывался Тихон Ильич от пыли...» (3, 23). Повторение подобным образом организованных фраз моделирует беспрерывность потока жизни и дает ощущение включенности человека в этот поток. А тенденция к концентрации повествования выражается в особом пристрастии художника к употреблению некоторых опорных в семантическом отношении слов, таких, например, как оп ять и вдруг. «Сад казался особенно редким на серебре снега, испещренном фиолетовыми тенями, аллея веселой, широкой. И опять, нахмуренный, злой, Игнат пошел по ней на деревню, к бабе шинкарке. И опять очнулся перед вечером на скате в лужок, насквозь промерзший, изумленный» (4, 13 14). Автоматизм поступков бунинского героя воплощает идею его инертного существования и одновременно свидетельствует о каком-то интенсивном внутреннем переживании, мешающем думать, оценить то или иное действие. Повторы слова вдруг дают впечатление предельности или исчерпанности конфликта.

5 О Захаре Воробьеве мы читаем: «И вдруг почувствовал такую тяжкую, такую смертельную тоску, смешанную со злобой, что даже закрыл глаза... И вдруг, размахнувшись всем туловищем, далеко отшвырнул ногой сгол вместе с зазвеневшей бутылкой... И твердо пошел на середину большой дороги. И дойдя до середины, согнул колени и тяжело, как бык, ухнул на спину, раскинув руки» (4, 46, 47). Звучит мотив трагически-бессмысленного конца, неожиданного для героя, но закономерного с точки зрения логики самого характера в его безудержной силе, страстности и ограниченности. Как мы видим, одним из принципов бунинского психологизма становится активное отталкивание от чеховской эскизности и дискретности в изображении душевной жизни и возвращение в новых условиях к «предельной» психологии Достоевского. Интерес к крайним проявлениям человеческой психики и поведения был характерен для прозы 1910-х гг. в целом, он вызывался необходимостью осмысления недавних социально-исторических потрясений. Критика того времени, уловив своеобразие литературной ситуации и новое качество формирующегося психологизма, в своих оценках резко противопоставила друг другу имена классиков. «Чехов хотел убить в нас Достоевского», считал И.Анненский, выражая точку зрения многих13. В прозе тех лет создается мир, за которым угадывается «атмосфера сгустившейся жизненной трагедии» (О.В.Сливицкая). В произведениях действуют герои гипертрофированно противоречивые (Афонька Крень у Чапыгина), нередко они наделяются патологическими страстями (Захар Короедов у Серафимовича, Шалаев у Ремизова и др.). Бунинские персонажи не являются исключением: они живут во власти болезненных страстей, порой совершают убийства и преступления. Попытка изображать будни оборачивается «цепью ужасных событий, уничтожающих само понятие: будни»14. Бунин часто изображает смерть. Сближало художников и драматическое переосмысление темы «случайного семейства». Отчужденность близких людей, их вражда, акты отцеубийства и братоубийства составили существенный материал для психологических «штудий» писателей. Рассказы «Веселый двор», «Я все молчу», повести «Деревня» и «Суходол» оригинальный вклад в освоение этой темы. Психология распадения самых органических человеческих связей обретала выражение в новом освещении темы наследования «одной из наиболее острых и трагических в литературе 1910-х годов»15. Мотив вырождения рода («Суходол» и «Город в степи» А.Серафимовича) или напрасного ожидания наследника («Деревня» и «Печаль полей» С. Сергеева - Ценского) стал структурообразующим в создании характеров. Следовательно, обнаруживая связь с закономерностями литературного развития, бунинская проза наследует «снятую» традицию «предельной» психологии. Тенденцию к «расщеплению» человеческого характера, к показу внутреннего мира героя в непримиримых контрастах, сближающую Бунина с Достоевским, исследователь В.Гейдеко, например, считает основным принципом изображения человека в художественной системе писателя16. Такая точка зрения может бьггь принята только отчасти. Многие современники Бунина реализовали идею амбивалентности героя в основном на уровне исключительных, не без патологии ситуаций и поступков, их психологизм страдал от модернистских «перехлестов». Бунин же стремился к полной детерминированности всех

6 действий персонажа. Ему было близко толстовское представление: все, что между рождением и смертью, в принципе объяснимо17. Бунинский мир произведений 1910-х гг. при всей его тенденции к объективности остается авторитарным. Рассказ действительно ведет повествователь, предельно обезличенный, лишенный индивидуальности. Однако он не занимает по отношению к героям нейтральной позиции и не уравнен с ними. За ним всегда угадывается автор, потенциально наделенный пониманием процессов внутренней жизни персонажей. Бунинский герой оказывается в принципе последовательно объяснимым. Сближаясь с Толстым в плане отношения к персонажу, художник не мог принять толстовский метод «объяснения» психологии, разлагающий психическую деятельность до элементарных составляющих. Бунин, как уже отмечалось, передает диалектику внутренней жизни через последовательно сменяющийся ряд объемных психологических состояний. И хотя каждый этап движения внутренней жизни соотносится с импульсом, идущим извне, «окружен» конкретной ситуацией и возникает как бы «изнутри» неподготовленно, он тем не менее всегда тяготеет быть объясненным какими-то более глубокими, не сиюминутными, не внешними причинами. И о них автор знает заранее. Функцию объяснения могут выполнять у Бунина используемые им элементы статической характеристики персонажа, нередко довольно пространные. Эти авторские пояснения содержат психологическую оценку и при этом лишены какой бы то ни было гипотетичности: «Кузнец был горький пьяница и тоже полагал, что умней его во всем селе нет, что и пьет-то он по причине своего ума» (3, 303); «Непроще, скрытнее его не было малого во всех Извалах» (4, 7 8). Приобщить к пониманию психологии героя может и его прошлое, которое вводится в повествование разными способами: в форме авторской предыстории («Деревня», «Ермил», «Веселый двор»), воспоминаний героев («Суходол») или его «присутствия» в репликах персонажей («Последнее свидание»). Возвращение в прошлое героя важно для художника как возможность дать конкретную, социально-историческую мотивировку его психологического облика. Но это и момент реализации авторской мысли о неисчерпаемости человеческой личности ее актуальным содержанием, стремление проследить в характере «связь времен». Поэтому в художественном исследовании человека органично слиты конкретно-исторический план и глубинно-универсальный, позволяющий увидеть в сознании «остатки» вековой истории. Вековое прошлое может, по мнению художника, сообщить герою черты «первобытности», «первичности», а его существованию неподвижность, инертность. Нередко об этом говорится прямо, заостренно: «Против караулки... стояла полная, ясная, но не яркая луна... И глядела она прямо в окошечко, возле которого лежал не то мертвый, не то живой первобытный человек» (3, 292). «Все эти люди, двигая бровями над своими темными очами, наитием, инстинктом, острым, точным, как у каких-нибудь первичных особей, мгновенно чуют, угадывают приближение дающей руки...» (4, 230). В других случаях, как, например, в рассказе «Пыль», такое отношение к прошлому реализуется опосредованно, обычно через сравнение с Востоком18. Однако прошлое в бунинском «объяснении» человека обладало и совершенно иным качеством. Оно являлось средоточием былого величия и высоких национальных традиций. Такой подход к художественному осмыслению национальной истории и ее влияния на личность

7 мы находим в рассказах «Захар Воробьев», «Лирник Родион», «Хороших кровей», отчасти в «Худой траве» и «Всходах новых». Двойственное, сложное отношение к прошлому писатель выразил в дневниках. В гг. читаем такие записи: «Как дьявольски густы у некоторых мужиков бороды что-то зоологическое, древних времен»19; «У одной избы стоял мужик огромный, с очень обвислыми плечами, с длинной шеей, в каком-то высоком шлыке. Точно пятнадцатое столетие. Глушь, тишина, земля»20 (Сравните в «Суходоле»: «И глубокая тишина вечера, степи, глухой Руси царила надо всем...»). В то же время он записывает, что «на Прилепах один крестьянин казался ему великим удельным князем умным, с чудесной доброй улыбкой. Вот кем Русь-то строилась»21. Поэтому вряд ли можно согласиться с исследователями, которые трактуют тему «древней Руси» в концепции художника сугубо в негативном ключе, рассматривая ее как проявление фатального пессимизма Бунина22. Объясняющая направленность бунинского психологизма заключала в себе тенденцию к обобщению, стремление перекинуть мост от конкретно-личного к типологическому. Художническое видение писателя направлено на индивидуальное, но всегда с ориентацией на ту идеальную модель, которая вбирала наиболее выразительное, типическое и извергла лишнее и случайное23. Отсюда структурная «выстроенность» бунинских персонажей. Стремление подвести героя к определенному типу психологии и поведения реализуется уже на уровне первоначального обнаружения образа в портрете. Погружая портрет в подробности текущей жизни персонажа, Бунин придает особое значение портретной детали. Традиционно этот элемент психологического анализа выступал средством индивидуализации героя. Бунин сознательно идет на узнаваемость портретной детали, создает из нее общую примету. «Густоволос, морщинист, коротконог» Ермил; отец мужа Евгений («При дороге») «коротконогий мужик в черной бороде»; «коротконогим вором» назван Никанор в этом же рассказе; «коротконогого веселого Сашку» мы видим в «Последнем дне»; Дениска в «Деревне» «ростом... не вышел, ноги его, сравнительно с туловищем, были очень коротки»; «ладного, коротконогого, чем-то довольного солдата» встречает Хрущов из рассказа «Пыль». Через дисгармонию внешнего автор высвечивает ущербность внутреннего, а также «метит» общей печатью родственные характеры, показывает их широкое бьггование. В числе таких примет сумрачность многих бунинских персонажей. «Курчав и сед, крупен и сумрачен» старик Авдей Забота («Забота»); Никанор («Сказка») «мужик еще молодой, но сумрачный». В этом же ряду Петр («Последний день»), «усвоивший себе манеру шутить сумрачно»; Иван («Ночной разговор»), «очень глупый, но считавший себя изумительно умным», который «все суживал свои сумрачно-иронические глазки»; Евгения («При дороге»), глаза которой «играли сумрачным весельем». Сумрачность является знаком ограниченности, духовной неразвитости героя. Устойчивые элементы портретных характеристик, воспринятые в контексте целого ряда произведений, становятся носителями закрепленной авторской оценки. Такой прием наряду с использованием «принципа дополнительности» (Н.Гей) в создании образов, с символизацией и осложнением функции пейзажа говорит о типизирующем свойстве бунинского психологизма. Вместе с тем Бунин это художник, д ля которого характерен синтеизм, универсализм

8 философского и художественного миропонимания. Ему близки мысли Толстого о человеческом «я» как носителе и воплощении общего бытия, универсальных законов жизни. Человек для него не равен, как, например, для Чехова, индивидуальной судьбе, он интересен «как частица мира, несущая в себе наследие веков, подчиняющаяся всеединым законам»24. Эти идеи влияли и на принципы изображения человека в прозе интересующего нас периода. Так, рассказ о русском захолустье и его представителях под пером художника обретает бьггийный размах благодаря тому, что существование каждого из героев и мир провинции в целом соотнесены с глубинным мотивом смысла и ценности человеческой жизни, обретшим в произведении удивительно емкий образ «чаши жизни». Стремление к концентрации смысла, к символизации образа русского захолустья ощутимо в этот период у М.Горького («Окуров»), у Е.Замятина («Уездное»). Однако сам характер символизации в каждом из произведений свой, особенный. У Замятина обобщающим адекватом художественного содержания явился акцентно-доминирующий образ «уездного», в котором соединилось прежде всего историческое и культурологическое прочтение темы провинциальной жизни, у Горького подобную функцию выполнял образ «безысходной скуки», «скучной непроходимой пустыни», дающий психологическое «приращение» к трактовке темы. При этом художественный мир и того и другого автора выстраивался мотивом отъединения героя от общей жизни, его обособленности от большого мира, «уездности». У Бунина мы, напротив, находим подход, соединяющий «захолустного» человека с общим законом жизни. Такое сущностное, «всечеловеческое» измерение персонажей питает все произведения писателя, создавая многослойносгь характеров и реализуясь в разных психологических мотивах. Мотив призрачности, неподлинности существования объединяет целый ряд произведений о деятелях материального порядка. В «Деревне» он выражается прямо, зримо, в размышлениях и переживаниях персонажа и получает символическое обобщение в оценке героем собственной жизни («платок, изношенный наизнанку»). Чаще характер таких героев, стихийный строй их мыслей и чувств исключал возможность прямого обращения к столь серьезным проблемам. Поэтому такой мотив обычно растворен в общей художественной ткани, выражается косвенно через сложно организованную систему авторских оценок («Хорошая жизнь», «Забота») или через удачно найденный повествователем обобщающий образ («Князь во князьях»). В произведениях, рассказывающих о русских саморазрушителях («Веселый двор», «Иоанн Рыдалец», «Суходол», «Я все молчу») главным становится мотив неоцененности человеческой жизни вопрос, который содержался в первоначальном тексте «Веселого двора» «имеет ли человек право распоряжаться собою, как ему угодно?». Факт стихийного самоубийства Егора исследуется художником как проявление противоречий национального бытия и как обнаружение трагизма искажения человеческой природы. Под углом искаженное законов жизни трактуется болезненно-изломанный Шаша, упорно уничтожающий естественное для человека равновесие с миром. Ермил и Игнат выступают как индивидуальные воплощения победивших в человеке темных сил, делающих его способным на преступление. Воспринимая человека как «частицу мира», сам факт личной оценочное этого героем, проявляющийся в способное или неспособное ощущать свое единство с миром, художник использует как критерий его человечное. Для Бунина чрезвычайно ценна способность

9 личности растворяться в мире, воспринимать себя частицей целого. В одном из наиболее «бытийных» рассказов исследуется важнейшее, по мнению художника, человеческое качество почувствовать себя в мире «худой травой», а потому спокойно принять мысль о своем скором конце. Эта черта сопряжения, возможности включать себя в некий целостный миропорядок восходит, по Бунину, к добрым традициям национальной культуры. Нужно отметить, что интерес к «бытийным» вопросам характерен в этот период для многих. Однако стремление Бунина к психологической и художественной достоверности помогло ему избежать откровенно модернистского звучания, отличающего трактовку таинственных сил бытия в судьбах героев, например, у С.Сергеева-Ценского («Печаль полей», «Движения») или у А.Серафимовича («Пески», «Город в степи»). Психологизм Бунина имеет синтетическую природу. Принципы изображения человека, открытые предшествующей русской прозой, органично восприняты и преобразованы художником в новое качество. Бунинский синтеизм отвечал усложнившемуся представлению о личности и ее отношениях с миром. ПРИМЕЧАНИЯ Чуковский К. Ранний Бунин//Вопр. лит С.92. См.: Келдыш В А. Русский реализм начала XX века. М., С.114, 122, 129; Долгополое А. На рубеже веков. Л., С.295; К рутикова AM. «Чаша жизни» И.Бунина и споры о смысле человеческого бытия в начале XX века//от Грибоедова до Горького: Из истории русской литературы. Л., С; Солоухина О.В. О нравственно-философских взглядах И А. Бунина//Русская литература С.47 59; Аинков В.Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина. М., С Исключения представляют переизданные в последнее время исследования, содержащие важные наблюдения о психологизме Бунина: Ильин И. О тьме и просветлении. М.: Скифы, 1991; М альцев Ю. И.Бунин. М., 1983; а также: Сливицкая О.В. О природе бунинской «внешней изобразительности»//русская литература С См. об атом: Усманов А Д. Художественные искания в русской литературе конца XIX начала XX веков: Автореф. дис.... доктора филол. наук. Л., 1977; Гинзбург А. О литературном герое. Л, 1979; К рутикова AM. Реалистическая проза 1910-х годов (Рассказ и повесть)//судьбы русского реализма начала века. Л., С; Пращерук НМ. Художественная концепция национального в прозе ИА.Бунина годов: Дисс.... канд. филол. наук. Свердловск, С Бунин И А. Собр. соч.: В 9 т. М., Т.З. С.49. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы. Чехов А.П. Поли. собр. соч. и писем: В 30 т. Т.10. С.159. М., В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы. 6 Чудаков А. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М., С.255. Чудаков А. Указ. соч. С.251. К асатки н И. Лесная быль. М., С.132. Серафимович A.C. Собр. соч.: В 4т. М., Т.1. С.244. "" Заветы С.99. Крайний А. Литературный дневник//русская мысль Огд.З. С.15.

10 Бумджулова Б.Е. Стилевые особенности прозы И.А.Бунина: Автореф. дис.... канд. филол. наук. М., С.5. Анненский И. Книги отражений. М., С.ЗО. П олоцкая Э Л. Реализм Чехова и русская литература конца XIX начала XX вв. (Куприн, Бунин, Андреев)//Развитие реализма в русской литературе. Т.З. М., С М уратова К.Д. Роман 1910-х годов. Семейные хроники//судьбы русского реализма начала XX века. С.127. " Гейдеко В. Чехов и Бунин. М., С.121. См.: Днепров В 1Искусство человековедения. Из художественного опыта Льва Толстого. Л., См. подробнее об изображении Буниным «чувственно-инстинктивных, духовных недр человеческого существа» в кн.: Ильин И. О тьме и просветлении. М., Бунин И Л. Собр. соч. в 6 т. М., Т.6. С.334. Там же. С.341. Там же. С ф См.: Кучеровский Н.М. Эстетическая концепция жизни в киммерийских рассказах И.А.Бунина//Русская литература X X века. Калуга, Сб.З. С и др. Гинзбург А. О психологической прозе. Л., С.298. К рути кова A.B. В мире художественных исканий Бунина//Литературное наследство. Т.84. Кн.2. М., С.116. SUM MARY PSYCHOLOGICAL REALISM OF L.A.BUNIN S PROSE OF The article offers an original approach to the subject of «Bunin as a psychologist» and reveals a synthetic nature of Bunin s psychological realism. N. V. Prastcheruk


Сочинение тему основные темы поэзии серебряного века Темы поэзии Серебряного века. Образ современного города в поэзии В. Брюсова. Город в творчестве Блока. Городская тема в творчестве В.В. Контекстуальный

Какие традиции русской классики ощутимы в прозе булгакова >>> Какие традиции русской классики ощутимы в прозе булгакова Какие традиции русской классики ощутимы в прозе булгакова Булгакову удалось соотнести

Рабочая программа по музыке для 2 класса Планируемые результаты изучения предмета «Музыка» К концу обучения во 2 классе учащиеся способны: - проявлять устойчивый интерес к музыке; - проявлять готовность

Сочинение на тему художественное своеобразие романа тихий дон Получивший мировое признание роман Тихий Дон - эпопея, и его (более 700) определяют жанровое своеобразие шолоховского романа. Не видя пока

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ ТЕМА: ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА РУССКОЙ КРЕСТЬЯНКИ В РАССКАЗЕ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЕНИН ДВОР». ЛАХОДАНОВА Н.И., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ СОШ 12 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

Поликарпова Е.М. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ПРОЦЕСС СОТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ И ЧИТАТЕЛЯ Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова В статье анализируется методика организации

Дагестанский государственный университет народного хозяйства Кафедра английского языка Чопанова Айзанат Абдулкеримовна ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА» Специальность 09.02.05

В помощь пишущему сочинение на ЕГЭ Опорная схема сочинения Несколько полезных советов 1. Главное условие успеха в этой части ЕГЭ чёткое знание требований к написанию сочинения. 2. Необходимо скрупулезная

2. ПОСТРОЕНИЕ ИНВАРИАНТНОЙ МОДЕЛИ ЭМОЦИИ В данном разделе предпринимается попытка построения инвариантной модели эмоции, модели, которая явится обобщенным фактом, выражающим сущность бытования эмоциональной

Направления тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цель и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество». «Верность и измена» В рамках

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ в 2019 году 1. «Слово о полку Игореве»: сюжет и композиция произведения.

Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о. 934566534156 Настоящая работа ставит своей целью показать, как возможно

Аллегория иносказание, когда под конкретным изображением предмета, человека, явления скрывается другое понятие. Аллитерация повторение однородных согласных звуков, предающее литературному тексту особую

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема: «Художественные особенности рассказа И.А.Бунина «Холодная осень». План-конспект урока по теме: «Художественные особенности рассказа И.А.Бунина

1 Сучков Б. Л. Исторические судьбы реализма. М., 1967. С.11. См. также с. 25. 2 Белинский В. Г. Полн.собр.соч. В 13 т. М., 1956. Т. 10. С. 82-83. Последующие ссылки на это издание приводятся в тексте с

1.Планируемые результаты: Музыка как вид искусства наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения

Калабина Ирина Васильевна Урок семинар по литературе в 9 классе «Тема природы в лирике А.С.Пушкина» Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся предметных и надпредметных компетентностей;

Введение 1. Актуальность темы. В творчестве А.П. Чехова можно выделить относительно небольшую, но, тем не менее, важную группу произведений, связанных темой безумия. Чехов как врач и писатель наблюдает

Глава 1 Опыт чего мы передаем детям? Часть первая. Зеркало с рентгеном Тома педагогической литературы посвящены тому, что надо делать с детьми, дабы они выросли приличными и счастливыми людьми! Боже Мой,

Художественный мир литературного произведения Рамочный текст. Персонаж и средства его создания. Сюжет. Пространство и время. Композиция Основные понятия Теоретическая поэтика наука о формах, видах, средствах

Связь времен в рассказе А.П. Чехова «Студент» [Готовимся к итоговому сочинению 2015-2016] Дорогие ребята! Для кого-то из вас наступает последний школьный год, и мы поздравляем вас с его началом. Мы готовы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 26 «Кораблик» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

Анализ стихотворения христос тургенев >>> Анализ стихотворения христос тургенев Анализ стихотворения христос тургенев И фиванцы сделали его своим царем. Мертвые скалы и камни, резкий холод, черные клубы

1. Планируемые результаты: Музыка как вид искусства наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения

ОТЗЫВ официального оппонента на диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук Пахтусовой Варвары Николаевны на тему: «Жанровые традиции русской литературы XIX XX веков в творчестве

Пояснительная записка. Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 6 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы по изобразительному

1 дискуссия и полемика; круглый стол; творческий практикум; ученическая конференция, защита исследовательской или проектной работы. Виды организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» г.долинск Сахалинской области «Роль книги в формировании духовно нравственного воспитания дошкольников» Выполнил: воспитатель

«СОГЛАСОВАНО» Председатель Ассоциации учителей образовательной области «Искусство» Курбатова Н.В. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МХК) 2012-2013 учебный год 11 класс Задание

Анализ лирического произведения: первая проба Как часто вы слышите на уроке литературы слово «анализ»! Так часто, что оскомину набило: заниматься расчленением (анализ это именно расчленение) художественного

Роль классической музыки в жизни ребенка Любителями и знатоками не рождаются, а становятся... Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего ее слушать... Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет

Сочинение лирика ахматовой как поэзия женской души Первые стихи Ахматовой это любовная лирика. Но поэзия Ахматовой это не только исповедь влюбленной женской души, это и исповедь. 1912 год можно назвать

Серебряный век Литература рубежа веков и начала ХХ в. отражение противоречий и поисков эпохи. Активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе,

БИП ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ Т.Е.ЧЕРЧЕС ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ Учебно-методическое пособие МИНСК «БИП-С Плюс» 2010 1 УДК ББК Рекомендовано к изданию в качестве учебно-методического пособия кафедрой психологии

1 Аннотация рабочей программы дисциплины «Литература» Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины изучение современного состояния развития литературы и методов литературы как науки; ознакомление с наиболее

Роль читательского дневника в развитии читательской активности Учитель начальных классов Елсуфьева Е.В. «Книга-это духовное завещание одного поколения другому. Вся жизнь человечества последовательно оседала

УДК 811.111 ББК Ш143.21-7 ТЕКСТОВАЯ МОДАЛЬНОСТЬ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СПОСОБ АВТОРСКОЙ ОЦЕНКИ Е.М. Истомина В статье рассматривается авторская модальность как текстообразующая категория, обосновывается разграничение

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4 рабочего поселка (поселка городского типа) Прогресс Амурской области» Рассмотрена и рекомендована к утверждению

Конспект урока по литературе 7 класс (Изучение произведений А.М. Горького) Тема урока: Особенности построения повести А.М. Горького «Детство». Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РСФСР ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРА, МУЗЫКИ и КИНЕМАТОГРАФИИ ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ ЛЕНИНГРАД 1981 В. М. ДИАНОВА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ КЛАСС - 7 Учитель: Шишкова А.В. Количество часов на год: 34 ч 2018год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовые документы Рабочая программа по изобразительному

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дюймовочка» Подготовила старший воспитатель I категории Тюлюш Е.К. Хову Аксы 2017 г Наверное, ничто и никто не вызывает у человека столь

ОТЗЫВ научного консультанта о диссертации Натальи Евгеньевны Мариевской на тему «Художественное время кинематографического произведения», представленной на соискание ученой степени доктора искусствоведения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 46» г. Брянска. Рассмотрена на заседании МО протокол от 2018г. Принята На заседании педагогического совета протокол

ПСИХОЛОГИЯ Лекция (тезисы) ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ. НАПРАВЛЕННОСТЬ. СПОСОБНОСТИ Цели: - сформировать представление о структуре личности; о направленности и способностях; - способствовать пониманию основных характеристик

Ф. И. ИВАЩЕНКО ЗАДАЧИ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ Допущено Министерством просвещения СССР в качестве учебного пособия для студентов педагогических институтов МИНСК «ВЫШЭЙШАЯ ШКОЛА» 1979 ЧУВСТВА 98 Рассказы вая

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «Соня и Раскольников читают Евангелие» из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (часть 4-я, глава IV) Вступление. 1. Какова тема романа? (Кратко сказать, о чѐм роман, не пересказывая

Сочинение в чём видят смысл жизни любимые герои толстого Поиски смысла жизни главными героями романа Война и мир. Мой любимый герой в романе Война и мир * Впервые Толстой знакомит нас Андреем Читать сочинение

Сочинение на тему герой времени в пьесе вишневый сад Новаторские взгляды Чехова в пьесе Вишнёвый сад. Сочинение в ней над смешными призраками старого времени над Гаевым, Раневской, построенного на борьбе

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ - АПРЕЛЯ 8, класс Прочитайте внимательно фрагмент из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» (Т.. Часть. Гл.) и выполните задания. Как ни тесна

Планируемые результаты освоения учебного предмета) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве

Поэтический мир слова Голубева Е.Е. учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦО 1498 г. Москвы Поэтический мир слова одна из важней категорий лингвистической поэтики. Слово во всех его связях и словесный

Сказочное и реальное в знаменитой картине Несмотря на то что самая популярная работа Виктора Васнецова была написана по мотивам русской народной сказки картину «Аленушка» нельзя назвать простой иллюстрацией.

МБДОУ «Детский сад 42» Г.Сыктывкар Составитель Кукольщикова О.А. Мастер - класс для родителей "Учим детей пересказывать" Речь - одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит

Планируемые результаты (в рамках ФГОС общего образования- личностные, предметные и метапредметные) освоения учебного предмета изобразительное искусство в 7 классе. Личностные результаты освоения изобразительного

ИНСТИТУТ ФИЛИАЛ Великий художник слова патриот России к 195-летию со дня рождения И С Тургенева «Тургенев это музыка, это хорошее слово русской литературы, это очарованное имя, которое что-то нежное и

Рабочая программа по литературе 5-9 класс АННОТАЦИЯ Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего полного общего образования

Аннотация к рабочей программе по музыке для 1-4 классов Рабочая учебная программа по музыке для 1-4 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является тем периодом в жизни ребенка, когда родители и воспитатели могут сделать значительный вклад в становление нравственных черт

Аннотация к рабочей программе по изобразительному искусству Рабочая программа по предмету изобразительное искусство для 6 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным

«Как определить и сформулировать проблему текста?» Цели и задачи: Цель: Научить формулировать проблему текста; разобрать задания ЕГЭ, связанные с анализом текста. Задачи: обучающие привить навыки формулировки

118 КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В РОМАНЕ СЕСИЛИИ АХЕРН «P.S. Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ» Трофимчик А.А. Белорусский государственный университет «Слово «личность» (от лат.persona) первоначально обозначало маску, которую надевал

МАТЕРИАЛЫ ЗАДАНИЙ олимпиады школьников «ЛОМОНОСОВ» по литературе 2015/2016 учебный год http://olymp.msu.ru Олимпиада школьников «Ломоносов» Литература 2015-2016 Отборочный этап 8-9 классы Задание 1 1.

Бесспорно, проблема изображения русской действительности была наиболее актуальна для И. А. Бунина в 1910-е годы по сравнению с другими периодами его творчества. Всплеск национального самосознания, вызванный революционными событиями 1917 года, в полной мере отражен в бунинской психологической прозе и связан именно с активным осмыслением природы русского человека, его способностей, возможностей и дальнейшей судьбы. Позже И. А. Бунин продолжает писать рассказы о русских людях, продолжая размышлять над «загадкой русской души». Размышление это вышло на новый уровень, хотя бы по той причине, что с Россией произошли существенные перемены, которые не могли не отразиться на национальном самосознании писателя.

Главное направление, по которому развивалось бунинское творчество 1914-17-х годов, заключалось в сочетании лиризма стиля и психологического саморазвития характера, анализа и синтеза. И. А. Бунин стал завершителем целого периода русской классической литературы, «связанного с усилением в ней психологизма, что обязывало его к дальнейшему развитию и обогащению поэтики и стилистики, к выработке новых форм художественной изобразительности...»

Как нельзя более полно воплотили в себя специфику жанра лирической прозы особенности поэтики бунинских лирических миниатюр. Лирическая проза характеризуется эмоциональным и интеллектуальным самовыражением героя, художественной трансформацией его индивидуального жизненного опыта, имеющей не меньшее значение, чем объективное изображение реалий материальной действительности. К бунинским миниатюрам можно отнести характеристику, представленную А. И. Павловским: «Содержание лирического произведения не есть уже развитие объективного происшествия, но сам субъект и все, что проходит него. Этим обусловливается дробность лирики: отдельное произведение не может обнять целости жизни, ибо субъект не может в один и тот же миг быть всем. Отдельный человек в различные моменты полон различным содержанием. Хотя и вся полнота духа доступна ему, но не вдруг, а в отдельности, в бесчисленном множестве различных моментов» .

Схватывая действительность в ее наиболее важных с точки зрения бунинского героя предметно-чувственных проявлениях, рассказчик лирических миниатюр тем самым как бы дробит их на отдельные реалии, каждая из которых осмысливается им с тем большей интенсивностью и углубленностью, чем большее эмоциональное воздействие она оказывает на него.

О каких бы сложных и глубоких явлениях духовной сферы ни шла речь в бунинских произведениях этих лет, осмысление этих явлений неизменно превращается под пером художника в поэтически проникновенное, одухотворенное самовыражение его лирического героя. Достигается это разными средствами. Здесь и открытая лирическая устремленность повествования, и взвешенная музыкально-ритмическая организация фраз, и интенсивное использование поэтических тропов, направляющих мысли читателя в нужном направлении. В результате внутренние монологи, пронизанные грустно-элегическими размышлениями о тайнах жизни и смерти, не могут не вызывать в душе читателя определенного ответного сопереживания.

Однако это не означает, что писатель отходит от принципов художественного изображения жизни и человека. В основе его рассказов и повестей лежит тот же реалистический метод, что и в произведениях рубежа веков, написанных в объективной манере, с той лишь разницей, что теперь раскрытие постигнутой жизни преломлено через субъективное восприятие индивидуума, мысли и чувства которого действуют на ум и сердце читателя с не меньшей силой, чем наглядные реалии.

С целью усиления эмоционально-эстетического воздействия писатель прибегает к излюбленному приему ассоциативного сопоставления жизненных фактов и явлений. В отличие от модернистов, И. А. Бунин видел в художественной ассоциации не самодовлеющий символ и не простой набор эффектных поэтических трюков, не способных критического отношения к изображаемому, а важнейшее средство реализации авторской мысли, идеи. Даже с помощью самых отдаленных ассоциаций И. А. Бунин стремился направить читателя в нужное русло. Сквозь сложный ассоциативный план всегда проступает обнаженная реальность вещественного и социально-бытового окружения, среди которого он живет, действует и размышляет. Например, в рассказе «Антоновские яблоки» отчетливо вырисовываются выразительные детали мелкопоместного, веками устоявшегося быта, изображение которого один из ведущих мотивов раннего творчества писателя. Мы воочию видим сбор яблок и ярмарку, и весь уклад средней дворянской жизни, идущей к своему закату.

И все же значимы для героя-рассказчика не реалии социально-исторической действительности, а красота, величие природы, являющихся предметом его собственных раздумий.

В полном соответствии с жанром лирической прозы большинство бунинских произведений написано от первого лица. Они напоминают страницы дневника лирического героя, который, как правило, - единственный персонаж, объединяющий действие. Конечно, о конкретном действии можно говорить с натяжкой. Нет четко очерченного традиционного сюжета, содержащего интригу или столкновение человеческих характеров. Вместо этого на первом плане мы видим «поток мыслей и чувств героя, тонко чувствующего и рефлектирующего, страстно влюбленного в жизнь и одновременно мучимого ее загадками» . Большинство дореволюционных критиков рассматривали бунинские миниатюры как феномен, не имеющий ничего общего с ранними рассказами И. А. Бунина.

Художественная система И. А. Бунина, его психологизм биполярны. Один их полюс описательность (пейзажа, интерьера, портрета и так далее). Он занимает в произведениях различный объем - от сравнительно скромного, связанного функционально с сюжетом, до самодовлеющего, заполняющего все пространство текста. Но постоянно, во-первых, то, что она всегда создается по одним и тем же эстетическим законам, и, во-вторых, выходит за рамки строгой подчиненности логике повествования и превышает необходимое.

Второй его полюс - сюжет. Его диапазон широк от нулевого до остро психологического и напряженного. Его изложение может быть последовательным или дискретным, то есть прерывающимся во времени. Сюжет может быть построен согласно логике линейного времени или на смещении временных пластов. Если в описательных элементах И. А. Бунин однообразен, то во всем, что касается сюжета, - виртуозно изобретателен.

Функции психологической описательности и сюжета можно уяснить при их сопоставлении. Система их взаимодействия является важнейшим компонентом художественного мира И. А. Бунина, ведущего свое начало из глубины его философии бытия. В одних фрагментах описательность традиционно подчинена сюжету ее функция - преодоление схематизма сюжета, придание ему конкретности, правдоподобия. В других случаях не вполне подчиненная описательность выполняет иные задачи. В-третьих - описательность суверенна от сюжета и соотносится с ним на иных художественных основаниях.

Проблема взаимодействия двух эстетических полюсов - сюжета и психологической описательности - имеет особый ракурс в произведениях, где «реальность предстает через призму субъективных состояний, носящих промежуточный характер от слегка искаженных до ирреальных...» Функция описательности как начала, преодолевающего центрированность сюжета, всегда у И. А. Бунина преобладающая, выступающая зачастую как единственная функция.

Многие бунинские произведения до эмиграционного периода бессюжетны. Их эпическое содержание писатель переводит в лирическое. Все то, что видит лирический герой, - это одновременно и явления внешнего мира, и факты его внутреннего существования (общие свойства лирики).

Жизнь несоизмеримо шире любого события, а эстетическая реальность рассказа шире сюжетной линии. Рассказ - лишь фрагмент безграничного бытия, рамка начала и конца может быть произвольно наложена в любом месте. Ту же роль играет название. Часто предпочтительнее нейтральные названия, дабы не исказить смысл. Незатейливы и названия бунинских произведений: «Новая дорога», «Сосны», «Мелитон» и др. Наиболее характерным среди бессюжетных произведений И. А. Бунина считают «Эпитафию», наполненную воспоминаниями о прошлом. Бунинские воспоминания уже в глубинах сознания преобразованы и опоэтизированы, потому что существуют в эмоциональном поле тоски по навсегда ушедшему. Это проявляется прежде всего в том, что каждая деталь становится выпуклой, яркой, самоценной.

Одна из важнейших функций сюжета и описательности в их совокупности - выражение пространственно-временного измерения жизни. Словесное искусство XX века как бы рвется за пределы своих возможностей. Пространственная форма позволяет полнее почувствовать ценность любого мгновения и любой застывшей частицы жизни. Она распахивает мир за границы человеческого существования и соотносит его масштаб с беспредельностью человеческого бытия.

В описательности И. А. Бунин реализует ощущение беспредельного бытия. Хотя сюжет иногда убывает до нуля, описательность - никогда. Она имеет приоритетное значение, ориентирована всегда на то, что за пределами произведения.

Постоянная и важнейшая функция описательности - расширение человеко-модели, в центре которой стоит человек, до модели космической. Так как в лирических миниатюрах преобладает описательность, то их сущность хорошо прослеживается при сопоставлении описательности и сюжета и выявлении их взаимоотношений.

Возможно, именно в связи с этим писатель снимает негативную этическую оценку с некоторых отрицательных свойств русского чело века, не имея уверенности в их национальной природе и - даже в этом случае -подразумевая наличие неких оправданий тому, что таковые возникли. Так, например, жестокость в крестьянской среде может быть оправдана сильной, изматывающей человека любовью («Игнат», «При дороге») или безапелляционным стремлением к справедливости («Хороших кровей»). Кроме того, в прозе Бунина художественно воплощено ветхозаветное мироощущение русского человека, в соответствии с которым и Бог, и мир, существующий по Его законам, предстают жестокими по отношению к беззащитному человеку, вынужденному только подчиняться («Жертва»). Любовь к ближнему («Сверчок», «Лапти», «Худая трава»), красота русского православия («Аглая», «Святитель», «Святые», «Сон пресвятой богородицы»), милосердие, эмоциональная чуткость, особый (родственный) характер духовной близости к Богу («Святые», «Святитель»), близость к природе, в том числе и в отношении к жизни и смерти («Худая трава», «Веселый двор»), стремление к подвигу («Захар Воробьев»), сохранение древних родовых традиций, несущих пользу людям («Хороших кровей») - вот ряд положительных свойств души русского человека, которые создают многогранный образ национального идеала в прозе И. А. Бунина и напрямую соотносятся с христианским идеалом.

Так, в ряде рассказов И. А. Бунина хранителями лучших свойств русского характера выступают доживающие свой век или находящиеся на пороге небытия старики и старухи: Анисья («Веселый двор»), Илья Капитонов («Сверчок»), Аверкий («Худая трава») и др. Мужественное спокойствие, с которым русский крестьянин ожидает смерти, характеризует национальное отношение к жизни, вопрос о котором И. А. Бунин рассматривает, в частности, в рассказе «Мухи».

Сила самоотверженной родительской любви изображена И. А. Буниным в рассказе «Сверчок», герой которого, шорник Илья Капитонов, вступил в непримиримое противостояние со смертью, пытаясь отвоевать у нее своего сына. Самоотверженность как черта национального идеала проявляется и в рассказе «Лапти», но уже без детерминации родственными чувствами. Смерть героя писателем оценивается как подвиг, даровавший спасение другим людям. В том, что по мертвому телу Нефеда смогли сориентироваться и тем самым спастись заблудившиеся мужики, проявляется символичность жертвы, принесенной героем, и ее высший смысл - состоявшаяся и в определенной степени выигранная битва со смертью. Таким образом, чертой национального идеала в восприятии И. А. Бунина является не только органично-природное, но и глубоко национальное.

Специфика психологизма И. А. Бунина - субъективнейшего певца объективного мира - то, что невозможно говорить о приоритете внешнего или внутреннего, субъективного или объективного. Объективный мир в его подлинных масштабах, формах, пропорциях представляет собой такую высокую ценность, что душа принимает его в себя благоговейно, избегая любых искажений. Но в этой душе он существует как факт ее интимнийшей жизни, окрашенной всем ее эмоциональным строем.

Философская и психологическая насыщенность лирики И.А. Бунина .

Урок литературы в 11 классе

Подготовила Андрюнина Е.Г.


Стихотворение «Крещенская ночь»(1886-1901г.)

  • Относится к раннему периоду творчества поэта. Название связано с православным праздником Крещения Господня. Но Бунин начинает описание крещенской ночи, не связывая ее с религиозным праздником. Кажется, это просто ночь в зимнем лесу, полная поэзии и очарования…

Аналитическая беседа

  • 1. Найдите в первых 2-х строфах сравнения.Что общего между ними? Какой образ зимнего леса они создают?
  • 2. Какую роль играют олицетворения в первых 4-х строфах? Найдите в последней строфе метафору?
  • 3.Какие строфы начинаются одинаково? Зачем это нужно автору?

  • 4. Какие цвета присутствуют в бунинском пейзаже?
  • 5. Кем чувствует себя лирический герой? Взрослым или ребенком? Какие чувства испытывает? Каким вы его представляете?
  • 6.В чем необычность образа звезды в конце стихотворения? Какой образ появляется вместе со звездой?

Обобщение

  • В этом стихотворении сочетаются христианское видение мира и крестьянское, народное восприятие природы. Бунин показывает нам красоту и величие природы, одухотворенной человеком и замыслом Бога.

«Одиночество»

  • 1. Какие чувства вызвало у вас стихотворение? Какую картину вы представили?
  • 2. Какова тема этого стихотворения?
  • 3. Какова основная мысль?
  • 4. Какие изобразительно-выразительные средства есть в этом стихотворении?

«Последний шмель» (1916)

  • Блестящий образец натурфилософской лирики. Особенностью этой поэзии становится попытка познать смысл человеческой жизни через постижение философии природы, частью которой человек является. В начале стихотворения эпитет задает философскую тему смерти, которая является одной из определяющих в творчестве писателя. Она находит художественное воплощение в рассказе «Господин из Сан-Франциско», в цикле «Темные аллеи». В стихотворении «Последний шмель» эта тема раскрывается через обращение к природе.

Аналитическая беседа

  • 1. Какое настроение вызывает стихотворение?
  • 2.Найдите эпитеты, относящиеся к шмелю.
  • 3.Почему шмель стал золотым в конце стихотворения?
  • 4.Почему в памяти лирического героя он остается золотым?

Обобщение

  • В первой строфе видна параллель между человеком и природой («И как будто тоскуешь со мной?»). Затем человек отъединяет себя от природы. Ей не дано понимание конечности жизни, потому что она бессмертна. Таким же спасительным незнанием обладает всякое живое существо. И лишь человек, самый разумный сын природы, приобрел ощущение конца, окрасившее его жизнь в трагические оттенки.

Задание Сгруппируйте стихотворения И.А. Бунина по тематическому принципу.

«Слово», «Вечер», «Настанет день, исчезну я..», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «Детство», «Родине», «Сумерки», «Седое небо надо мной..», «Помню - долгий зимний вечер…», «В дачном кресле, ночью, на балконе…».


Подведение итогов урока

Поэзия И.А. Бунина получила разноречивую

оценку в современной ему критике.

В его раннем творчестве ведущим началом

была поэзия. Бунин стремится сблизить

поэзию с прозой, последняя же приобретает

у него своеобразный лирический характер,

отмечена чувством ритма. О характере бунинской

поэзии хорошо сказал Максим Горький: «Когда я

буду писать о вашей книге стихов, я, между прочим,

буду сравнивать Вас с Левитаном…»

Вопросы «вечного», общечеловеческого характера, затронутые писателями, интересовали людей во все времена. Такое же неспокойное время, как ХХ век, ознаменованное революциями, вызывало потребность верить во что-то более светлое. Поэтому литературе начала ХХ столетия была присуща некоторая идеализация.

Просмотр содержимого документа
«Психологизм и поэтические особенности бунинской прозы. Конспект урока.»

Конспект урока.

Тема: «Психологизм и поэтические особенности бунинской прозы»

(повторительно-обобщающий урок по творчеству И.А. Бунина).

Цели урока:

Обобщить знания, полученные на уроках по творчеству И.А. Бунина;

Совершенствовать навыки художественного анализа произведений, формируя у обучающихся творческий подход к изученному материалу, собственное видение его;

Побудить обучающихся к дальнейшему самостоятельному знакомству с творчеством И.А. Бунина.

Оборудование .

Портрет И.А. Бунина, выставка книг Бунина и о Бунине, тексты произведений И.А.Бунина, персональный компьютер, интерактивная доска.

Правая часть класса у доски оформлена для инсценировки рассказа «Господин из Сан-Франциско».

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Объявление темы урока. Вступительное слово преподавателя. Запись в тетради.

3. Повторительно-обобщающая беседа (по рассказу «Господин из Сан-Франциско).

1. Расскажите кратко об истории создания рассказа. Какую роль играет 1915 год в жизни самого писателя?

2 . В рассказе используется слово «господин». Какое значение оно имеет в толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой? Дополнительные вопросы: А в словаре В.И. Даля? Какие еще толковые словари вы знаете? Что говорит о главном герое название произведения?

3. Прочитайте с выражением фрагмент рассказа, в котором содержится описание внешности героя. Что хотел сказать автор о нем через портретные детали?

4. Если бы вам нужно было объяснить человеку, который не читал рассказ «Господин из Сан-Франциско», основную мысль текста, как бы вы это сделали?

5. Когда рассказ «Господин из Сан-Франциско» был напечатан и разошелся по стране, М. Горький, прочитав его, заметил: «И.А. Бунин заставил разбитое расшатанное русское общество серьезно задуматься над строгим вопросом: быть или не быть России…». Как вы понимаете слова М. Горького? Согласны ли вы с ними? Обоснуйте ответ.

4. Инсценирование рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Разговор господина из Сан-Франциско с метрдотелем.

5.Составление сравнительной таблицы по произведениям И.А. Бунина

(закрепление и систематизация полученных знаний).

Произведение

Год написания

Основные мотивы, образы, символы

«Вечные» вопросы, поднятые в произведении

«Господин из Сан-Франциско»

«Чистый понедельник»

Таблица заполняется на интерактивной доске.

    Домашнее задание.

Составить письменный сравнительный анализ двух произведений И.А. Бунина, пользуясь таблицей, заполненной на уроке.

Тема: «Образы влюблённых в «Тёмных аллеях» и «Чистом понедельнике» (рассказы по выбору обучающегося).

    Итоги урока.

Обучающимся предлагается заполнить «паспорт урока» и провести рефлексию урока.

На уроке:

мне было

    интересно;

    трудно;

    скучно;

    полезно;

_________

Я на уроке

    работал;

    старался;

    не понял тему;

    волновался;

    был наблюдателем;

____________

Постараюсь

    найти дополнительный материал;

    почитаю информацию в учебнике;

    запомнить интересный материал урока;

_________________________________