Ольмеки - один из загадочных народов древности. Ольмеки — несколько теорий происхождения цивилизации Ольмеки достижения

Первая великая культура Центральной Америки возникла в заболоченных джунглях на юге . За 1250 лет до н. э. люди стали возводить величественные культовые центры там, где были только жалкие деревушки. Еще больше удивляют сохранившиеся каменные скульптуры, украшавшие эти центры.

Ольмеки – это название племени, упоминающееся в ацтекских исторических хрониках.

Именно про ольмеков мы и расскажем вам сейчас.

Сан-Лоренсо, первый церемониальный центр, был построен на огромном насыпном холме высотой 45 м (как 15-этажный дом). На этом уровне строители создали дополнительные земляные насыпи, сгруппированные вокруг прямоугольных дворов.

Во дворах были установлены огромные головы, высеченные из камня; самая большая – 3,4 м в высоту и 20 т весом.

Поскольку ольмеки не знали колесного транспорта, каменные глыбы, из которых изготавливались скульптуры, доставлялись на плотах с гор, находившихся в 80 км. Затем они обрабатывались каменными орудиями, т. к. металлов ольмеки тоже еще не использовали.

Ученые считают, что эти скульптуры могли быть изображениями умерших правителей. На некоторые головы «надеты» шлемы, очень похожие на те, которые используют игроки в американский футбол.

Эта параллель может быть неслучайной – известно, что ольмеки выдумали ритуальную игру с мячом; впоследствии ее переняли все цивилизации Центральной Америки.

Игрокам запрещалось касаться мяча кистями рук и ступнями, и они действовали локтями, голенями и бедрами. Судя по тому, что статуэтки, украшения и другие изделия находили как на севере Мексики, так и в Сальвадоре и Коста-Рике, ольмеки вели широкую торговлю по всей Центральной Америке.

Зародившись в пронизанных болотными испарениями дождевых лесах возле Мексиканского залива, культура ольмеков распространилась за несколько веков на почти всю территорию современной Мексики, Гватемалы, Гондураса и Сальвадора.

Кроме ремесленников и торговцев в их обществе, по-видимому, существовало богатое правящее сословие и крестьяне-земледельцы, из числа которых поставлялась рабочая сила для строительства культовых центров.

Возможно, крестьяне восстали против чрезмерной эксплуатации. Сан-Лоренсо был намеренно разрушен около 900 г. до н. э., у скульптур изуродовали лица, после чего их закопали в землю.

Маленький женский бюст, вырезанный из редкого голубого нефрита, хорошо иллюстрирует высокое мастерство ольмекских камнерезов.

Их скульпторы изготавливали фигуры, пользуясь только каменными орудиями.

Слева вы можете видеть фото женского бюста, найденного на территории, где жили древние ольмеки.

Впоследствии возникли другие центры, сначала Ла-Вента, на острове посреди р. Тоналы, а затем Трес-Сапотес, который тоже пришел в запустение около 200 г. до н. э.

Это время считается концом ольмекской цивилизации.

Однако влияние ольмеков сохранилось в последующих культурах. Народы , тольтеки и ацтеки позаимствовали у ольмеков не только игру в мяч, но и астрономические календари, архитектуру с использованием больших каменных элементов и пиктографическое письмо.


Колоссальная каменная голова из 17, найденных в культовом центре Ла-Вента. Все такие скульптуры были высечены из базальтовых валунов в период между 1200 и 900 гг. до н. э. Размеры голов – от 1,5 до 3,4 м в высоту, а вес – до 20 т. На скульптуре, изображенной на фотографии, «надет» головной убор, который, как считается, может быть связан с ольмекской ритуальной игрой в мяч.

Культ ягуара

Ольмекские скульптуры и рельефы часто изображают людей, лицам которых было придано сходство с мордами ягуаров – с узкими глазами и большим приоткрытым, словно в рычании, ртом.

Встречаются также изображения детей с отпечатанным на лбу следом кошачьей лапы. Ученые назвали эти фигуры «людьми-ягуарами» (имеются в виду оборотни).

Наличие таких изображений говорит о существовании культа ягуаров, самых сильных и опасных хищников центральноамериканских джунглей.

Возможно, что ольмекская аристократия возводила свой род к мистическому пращуру, получеловеку-полуягуару, и потому приписывала себе и такие присущие этому хищнику качества, как свирепость и хитрость.

В одном из богатых захоронений обнаружены скелеты ребенка и двух ягуаров, что подкрепляет гипотезу о том, что ольмеки видели прямую связь между ребенком из знатной семьи и этими животными.

Ольмеки кратко

Важнейшие даты истории древней цивилизации ольмеков. Все даты указаны с относительной точностью.

Лет до нашей эры

Событие

6500 В Южной Мексике начинают культивировать красный перец (чили), хлопок и тыквенные растения.
4000 В Центральной Америке выращивают кукурузу.
3500 В Центральной Америке культивируют бобы. На смену пещерным укрытиям охотников-собирателей приходят деревни с землянками.
2300 На юге Мексики начинают производить керамику.
2000 Преобладавший в регионе кочевой образ жизни охотников-собирателей сменяется оседлым сельскохозяйственным.
1400 На Тихоокеанском побережье Гватемалы построен первый найденный в ольмекском регионе земляной курган.
1250 В Сан-Лоренсо (юг совр. Мексики) построен первый культовый центр ольмеков.
1200 В Сан-Лоренсо воздвигнуты самые ранние каменные скульптуры.
900 Сан-Лоренсо уничтожен; у статуй разбиты лица.
800 Главным центром ольмекской культуры становится Ла-Вента (на побережье Мексиканского залива).
400 Ла-Вента разрушен, его изваяния зарыты в землю.
200 Культовый центр в Трес-Сапотес приходит в полный упадок, знаменуя тем самым конец ольмекской цивилизации.

Теперь вы знаете, кто такие ольмеки и чем примечательна их древняя цивилизация. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях.

Цивилизация Ольмеков считается первой, «материнской» цивилизацией Мексики. Как и все остальные первые цивилизации она возникает сразу и в «готовом виде»: с развитой иероглифической письменностью, точным календарем, канонизированным искусством, с развитой архитектурой.Согласно представлениям современных исследователей, цивилизация ольмеков возникла примерно в середине II тыс. до н.э. и просуществовала примерно тысячу лет. Основные центры этой культуры располагались в прибрежной зоне Мексиканского залива на территории современных штатов Тобаско и Веракрус. Но культурное влияние ольмеков прослеживается на всей территории Центральной Мексики. До сих пор не известно ничего о народе, создавшем эту первую мексиканскую цивилизацию. Название «ольмеки», означающее «люди каучука» дано современными учеными. Но откуда пришел этот народ, на каком языке говорил, куда исчез спустя века — все эти главные вопросы остаются без ответа после более чем полувековых исследований ольмекской культуры.

Самыми крупными памятниками ольмеков считаются Сан-Лоренсо, Ла-Вента и Трес Сапотес. Это были настоящие городские центра, первые на территории Мексики. Они включали в себя крупные церемониальные комплексы с земляными пирамидами, разветвленную систему ирригационных каналов, городские кварталы и многочисленные некрополи.

Ольмеки достигли настоящего совершенства в обработке камня, в том числе и очень твердых пород. Ольмекские изделия из нефрита по праву считаются шедеврами древнего американского искусства. Монументальная скульптура ольмеков включала в себя многотонные алтари из гранита и базальта, резные стелы, скульптуры в человеческий рост. Но одной из самых примечательных и загадочных черт этой цивилизации являются громадные каменные головы.

Первая такая голова была найдена еще в 1862 году в Ла-Венте. К сегодняшнему моменту таких гигантских человеческих голов обнаружено 17, десять из них происходят из Сан-Лоресно, четыре из Ла-Венты, остальные — еще с двух памятников ольмекской культуры. Все эти головы вырезаны из цельных глыб базальта. Самые маленькие имеют высоту 1,5 м, самая большая голова, найденная на памятнике Ранчо ла Кобата достигает 3,4 м в высоту. Средняя высота большинства ольмекских голов — около 2 м. Соответственно, вес этих громадных скульптур колеблется от 10 до 35 тонн!

Все головы выполнены в единой стилистической манере, но при этом очевидно, что каждая из них является портретом конкретного человека. Каждая голова увенчана головным убором, больше всего напоминающим шлем игрока в американский футбол. Но все головные уборы индивидуальны, нет ни одного повторения. Все головы имеют тщательно проработанные уши с украшениями в виде крупных серег или ушных вставок. Прокалывание ушных мочек являлось типичной традицией для всех древних культур Мексики. Одна из голов, самая большая — из Ранчо ла Кобата, изображает человека с закрытыми глазами, у всех остальных шестнадцати голов глаза широко открыты.

Т.е. каждая такая с характерным набором индивидуальных черт. Можно сказать, что ольмекские головы являются изображениями конкретных людей. Но несмотря на индивидуальность черт, все гигантские головы ольмеков объединяет одна общая и загадочная черта. Портреты изображенных на этих скульптурах людей имеют ярко выраженные негроидные черты: широкий приплюснутый нос с крупными ноздрями, пухлые губы и большие глаза. Такие черты никак не вяжутся с основным антропологическим типом древнего населения Мексики. В ольмекском искусстве, будь то скульптура, рельеф или мелкая пластика, в большинстве случаев отражен типичный индейский облик, свойственный американской расе.

Но только не на гигантских головах. Такая негроидность черт была отмечена первыми исследователями с самого начала. Это привело к появлению различных гипотез: от предположений о миграции выходцев из Африки до утверждений, что такой расовый тип был характерен для древнейших жителей Юго-Восточной Азии, входивших в состав первых переселенцев в Америку. Однако эта проблема была довольно быстро «спущена на тормозах» представителями официальной науки. Слишком неудобно было считать, что между Америкой и Африкой на самой заре цивилизации могли существовать какие-либо контакты. Официальная теория их не подразумевала.

А раз так, значит ольмекские головы — это изображения местных правителей, после смерти которых, и изготавливались столь оригинальные мемориальные памятники. Но ведь ольмекские головы — действительно уникальное явление для древней Америки. В самой ольмекской культуре есть еще подобные аналогии, т.е. скульптурные человеческие головы. Но в отличие от 17 «негритянских» голов, они изображают портреты людей типичной американской расы, имеют меньшие размеры и выполнены в соответствии с совершенно иным изобразительным каноном. В других культурах древней Мексики ничего подобного нет. Кроме того, можно задать простой вопрос: если это изображения местных правителей, то почему их так мало, если говорить применительно к тысячелетней истории ольмекской цивилизации?

И как все-таки быть с проблемой негроидных черт? Что бы не утверждали господствующие в исторической науке теории, помимо них есть еще и факты. В антропологическом музее города Халапа (штат Веракрус) хранится ольмекский сосуд в виде сидящего слона. Считается доказанным, что слоны в Америке исчезли с окончанием последнего оледенения, т.е. примерно 12 тысяч лет назад. Но ольмекам слон был известен, настолько, что его даже изображали в фигурной керамике. Либо слоны еще жили в эпоху ольмеков, что противоречит данным палеозоологии, либо ольмекские мастера были знакомы с африканскими слонами, что противоречит современным историческим воззрениям.

Но факт остается фактом, его можно, если не пощупать руками, то увидеть своими глазами в музее. К сожалению, академическая наука старательно обходит подобные несуразные «мелочи». Кроме того, в прошлом веке в разных районах Мексики, причем на памятниках имеющих следы влияния ольмекский цивилизации (Монте Альбан, Тлатилько) были обнаружены захоронения, скелеты в которых антропологи определили принадлежащими к негроидной расе.

Гигантские ольмекские головы задают исследователям немало парадоксальных вопросов. Одна из голов из Сан-Лоренсо имеет внутреннюю трубку соединяющую ухо и рот скульптуры. Как в монолитной базальтовой глыбе высотой 2,7 м можно было проделать такой сложный внутренний канал, используя примитивные (даже не металлические) инструменты? Геологи, изучавшие головы ольмеков, установили, что базальт из которого были сделаны головы в Ла-Венте, был взят из каменоломен в горах Тукстла, расстояние до которых, если измерять по прямой, составляет 90 километров.

Каким образом древние индейцы, даже не знавшие колеса, транспортировали каменные монолитные глыбы весом в 10-20 тонн по пересеченной местности. Американские археологи считают, что ольмеки могли использовать тростниковые плоты, которые вместе с грузом сплавляли по реке в Мексиканский залив, и уже вдоль берега доставляли базальтовые глыбы к своим городским центрам. Но расстояние от каменоломен Тукстлы до ближайшей реки составляет примерно 40 км, и это густые болотистые джунгли.

В некоторых мифах о сотворении мира, дошедших до наших дней от разных мексиканских народов, возникновение первых городов связывается с пришельцами с севера. Согласно одной из версий, они приплыли на лодках с севера и высадились у реки Пануко, затем прошли вдоль берега до Потончана у устья Халиско (в этом районе расположен древнейший центр ольмеков Ла-Вента). Здесь пришельцы истребили местных великанов и основали первый из упоминаемых в легендах культурный центр Тамоанчан.

Согласно другому мифу, семь племен пришли с севера на Мексиканское нагорье. Здесь уже жили два народа — чичимеки и гиганты. Причем гиганты населяли земли к востоку от современного Мехико — районы Пуэбла и Чолула. Оба народа вели варварский образ жизни, добывали пропитание охотой и питались сырым мясом. Пришельцы с севера изгнали чичемеков, а гигантов истребили. Т.о., согласно мифологии ряда мексиканских народов, гиганты были предшественниками тех, кто создал на этих территориях первые цивилизации. Но они не смогли устоять перед пришельцами, и были уничтожены. Кстати, аналогичная ситуация имела место на Ближнем Востоке и она достаточно подробно описана в Ветхом Завете.

Упоминания о расе древних гигантов, предшествовавших историческим народам, имеются во многих мексиканских мифах. Так ацтеки считали, что земля была населена гигантами в эпоху Первого Солнца. Они именовали древних великанов «кинаме» или «кинаметине». Испанский хронист Бернардо де Саагун отождествлял этих древних гигантов с тольтеками и полагал, что именно они воздвигли гигантские пирамиды в Теотеуакане и Чолуле.

Берналь Диас, участник экспедиции Кортеса писал в своей книге «Завоевание Новой Испании», что после того как конкистадоры закрепились в городе Тласкале (к востоку от Мехико, район Пуэбла), местные индейцы поведали им, что в очень давние времена в этой местности поселились люди огромного роста и силы. Но поскольку они обладали скверным характером и плохими обычаями, индейцы истребили их. В подтверждение своих слов жители Тласкалы показали испанцам кость древнего великана. Диас пишет, что это была бедренная кость и ее длина равнялась росту самого Диаса. Т.е. рост этих гигантов более чем в три раза превышал рост обычного человека.

Кроме того, из разных источников видно, что древние великаны заселяли определенную территорию, а именно восточную часть центральной Мексики вплоть до побережья Мексиканского залива. Вполне правомерно предположить, что гигантские головы ольмеков символизировали победу над расой великанов и победители воздвигли эти монументы в центрах своих городов, дабы увековечить память о побежденных предшественниках. С другой стороны, как такое предположение можно увязать с тем фактом, что все гигантские головы ольмеков имеют индивидуальные черты лица?

Может быть правы те исследователи, которые полагают, что гигантские головы являлись портретами правителей? Но изучение парадоксальных феноменов всегда осложнено тем, что такие исторические явления редко укладываются в систему привычной логики. На то они и парадоксальные. Более того, мифы, как и любой исторический источник подвержены воздействиям, диктуемым текущей политической конъюнктурой. Мексиканские мифы были записаны испанскими хронистами в XVI веке. Информация о событиях, случившихся за десятки веков до этого времени, могла быть несколько раз трансформирована. Образ гигантов мог быть извращен в угоду победителям. Почему бы не допустить, что великаны какое-то время были правителями в ольмекских городах? И почему бы не предположить также, что этот древний народ великанов принадлежал к негроидной расе?

Древний осетинский эпос «Сказания о нартах» весь проникнут темой борьбы нартов с великанами. Их называли уаиги. Но, что самое интересное, их называли черными уаигами. И хотя в эпосе нигде не упоминается о цвете кожи кавказских великанов, прилагательное «черный», применительно к уаигам, употребляется в эпосе как качественное, а не как образное понятие. Конечно, такое сопоставление фактов, относящихся к древнейшей истории столь удаленных друг от друга народов, может показаться слишком смелым. Но и наши знания об удаленных эпохах слишком скудны.

Три тысячи лет назад на берегах Мексиканского залива зародилась индейская империя известная как ольмекская цивилизация. Само имя - “ольмеки ”, что с ацтекского языка переводится как “каучуковые люди” было дано древнему народу в четь небольшой области, располагающейся все там же, на побережье Мексиканского залива, где производился каучук. Ольмекская цивилизация на протяжении нескольких столетий развивала научные знания, изобретя календарь ольмеков , сформировав собственные представления о математике и астрономии, и оставив своим потомкам богатейшее мифологическое и культурное наследие, к сожалению, практически несохранившееся. Венцом цивилизации считается и религия ольмеков , которая за столетия до образования культур майя и ацтеков сумела перейти от поклонения тотемным животным, к почитанию богов, являющихся воплощениями сил природы. Известный факт, что ольмеки-боги стали первыми человекоподобными божествами в истории американского континента.

Календарь ольмеков и другие, исчезнувшие знания древнего государства.

Древняя ольмекская цивилизация, берущая свое начало еще во втором тысячелетии до рождества Христова, исчезла приблизительно в 50-100 годах нашей эры, что за полторы тысячи лет до появления испанцев у берегов Америки. За недолгий срок своего существования индейцы сумели до небывалых высот развить науки, в конечном итоге изобретя календарь ольмеков, собственную сложнейшую календарную систему, основывающуюся на астрономических знаниях.

Как не трудно догадаться ольмекская цивилизация является древнейшей народностью на территории Центральной, Южной и Северной Америки. Не зря ольмекские индейцы, создавшие календарь ольмеков, считаются праотцами всех народностей центральной Америки, а ольмекская культура является основоположницей мод и порядков, на которые равнялись и которым подражали все без исключения индейские племена. К слову о порядках и календарной системе древнего народа. Календарь ольмеков , по сути, является предшественником знаменитейшего майянского календаря. Он точно так же строился на цикличности вселенной, содержал в себе эпохи долгого счета протяженностью приблизительно в 5 тысяч лет, знания о продолжительности земных суток, года, циклах луны и Венеры. Календарь ольмеков является первой летописной системой, сумевшей интерпретировать астрономические явления под свои нужды. Ольмеки, календарь долгого счета, созданный ими - уникальное и неповторимое явление не только для американской, но и для мировой истории.

Религия ольмеков - мифологические знания древнего народа.

Но, что же жители древней империи, чем они запомнились еще кроме как своими научными знаниями? Располагает культура и религия ольмеков и еще одной визитной карточкой, а именно гигантским каменным головам, изображающим африканцев. Эти структуры позволяют предполагать, кто такие ольмеки, как они жили и каких верований придерживались.

Скульптуры невероятных размеров, весящие около 30 тонн каждая, изображают головы людей с негроидными чертами лица. Религия ольмеков создала практически портретные изображения жителей Африки. Мочки ушей проколоты, лица прорезаны глубокими морщинами. Уголки толстых, не свойственных индейцам губ, загнуты вниз.

Первая каменная голова была обнаружена в 1930 году американским археологом Мэтью Стирлингом. В своем отчете ученый писал: “Мексика, ольмеки , их искусство - удивительны. Голова высечена из каменного монолита, предположительно базальта. Скульптура покоилась на площадке из необработанных каменных пластов. Освобожденная от грязи, песка и оков земли, голова имеет довольно пугающий вид. Несмотря на размеры, скульптура филигранно обработана, ее пропорции идеальны, а черты лица выведены тщательно. Уникальная черта головы, отличающая от ее от других скульптур индейцев, - реализм”.

Ученые практически полностью уверены в сроках изготовления голов, приблизительно 1000-1500 года до нашей эры, что совпадает с эпохой расцвета ольмекского государства. Сроки были определены при помощи кусочков угля, обнаруженных на головах и неподалеку от них, но это лишь возраст самих угольков. Вполне возможно, что каменные головы были созданы гораздо раньше. Специалисты смело предполагают о религиозной принадлежности величественных скульптур. “Каменные головы - это лики древних богов, которых породила религия ольмеков ” - утверждают исследователи. Считается, что таким образом ольмекские индейцы увековечивали память о своих идолах и о себе, как о великих мастерах.

Ольмеки - невидимое наследие древнего народа.

Удивительно, но ольмеки практически не оставили после себя письменных или каких-либо других вещественных доказательств, подтверждающих высокое развитие этой цивилизации. Ученые уже не первый год рыщут в поисках наследия и признаков эволюции этой древнейшей народности. Но, все без толку. Буквально разобрав по камню все места обитания ольмеков у археологов сложилось впечатление, будто этот народ появился из ниоткуда, как уже полностью устоявшийся. Может быть причиной всему молниеносный закат империи, как это случилось с майя, а может особенности влажного климата Мексиканского залива. Кто знает?!

Ольмеки - структурная цивилизация. Однако, у науки в распоряжении не имеется фактов подтверждающих данную теорию, лишь догадки специалистов. Нам практически ничего не известно ни о социальной организации ольмеков, ни об их религии, ни о мифологии, ни о ритуалах этого исчезнувшего народа. Известно лишь то, что ольмеки, как и более поздние народы майя и ацтеков, усиленно практиковали жертвоприношения.

Догадки исследователей и те немногие крупицы информации, что все-таки удалось обнаружить, говорят о том, что ольмеки были такой же сельскохозяйственной цивилизаций “кукурузной народностью”, как и все более поздние культуры Мезоамерики. Основополагающими сферами жизнедеятельности, позволявшими ольмекам процветать, являлись земледелие и рыбный промысел.

Загадкой остается и то, на каком языке говорили , или к какой этнической группе они принадлежали. Существуют гипотезы о принадлежности индейцев ольмеков к майянской языковой группе, но опять же, это всего лишь гипотезы. Время и история были беспощадны по отношению к наследию ольмеков. Не лучшим образом на общей картине отразилась и испанская конкиста, во времена которой индейское достояние безжалостно уничтожалось.

Что радует, так это архитектура древнего народа. Ольмеки строили прочные и долговечные конструкции. Да, пусть в не большом количестве и далеко не в первозданном виде, однако до наших дней все же дошли их сооружения. Платформы, статуи и руины, некогда являвшиеся пирамидами и дворцовыми комплексами, говорят о том, что ольмеки для своего времени являлись превосходными инженерами и архитекторами. Индейцы выбивали из скал каменные блоки и высекали из них массивные скульптуры.

Ольмеки прекратили свое существование в начале нашей эры. Однако, даже по тем немногим данным, дошедшим до нас спустя 2 тысячи лет, можно судить, что Ольмеки, культура, лунный календарь, не исчезли, а были органично поглощены и усвоены цивилизациями майя и ацтеков.

Ольмеки

(Olmec), народ, в историческое время населявший область с жарким и влажным климатом на побережье Мексиканского залива, его имя было распространено на предклассическую цивилизацию, процветавшую в Южном Веракрусе и соседних районах Табаско около 1200 г. до н.э. О. были искусными резчиками по камню, их изделия чрезвычайно разнообразны - от десятифутовых базальтовых голов (фото 67) до небольших фигурок из жадеита, в которых сливаются черты человеческого существа (с детским лицом) и ягуара (рис. 110). Это существо, по-видимому, было предшественником длинногубого бога Исапы и бога дождя у майя и других народов Мексики (Тлалок). Резьба этого стиля встречается почти на всей территории Мексики и южнее - до Сальвадора и Коста-Рики. Ольмекские статуэтки и керамика найдены на различных памятниках Центральной Мексики (Тлатилько). Заметные связи прослеживаются с культурами Оахаки, предшествовавшими сооружению Монте Альбана. Цивилизация О. оказала значительное формирующее влияние на всю мезоамериканскую культуру. На побережье Мексиканского залива земледельческое население возводило церемониальные центры (Ла-Вента), для чего ввозились тонны серпентина и базальта. Иероглифы О. до сих пор не прочтены, но предполагается, что на их основе развились иероглифы майя. Не исключено, что О. изобрели систему длинного счета для фиксации дат, поскольку стела «С» из Трес Сапотес имеет на одной стороне дату 31 г. до н.э., записанную в этой системе, а на обороте - маску ягуара, выполненную в манере ольмекского искусства, хотя и с проявлением позднего влияния (Исапа). Следует иметь в виду, что стела принадлежит к более позднему, постольмекскому периоду. Золотой век О. относится к началу 1-го тысячелетия до н.э., конец ольмекской цивилизации наступает между 600 и 400 гг., когда основные центры разрушаются или забрасываются.

Фото 67. Каменная голова (ольмекский колосс).

Рис. 110. Ольмекские каменные статуэтки.


Археологический словарь. - М.: Прогресс . Уорвик Брей, Дэвид Трамп. Перевод с английского Г.А.Николаев . 1990 .

Смотреть что такое "Ольмеки" в других словарях:

    Ольмеки - условное название народа, который жил на территории современных штатов Мексики Веракрус, Табаско, Герреро в XIV III вв. до н. э. Расцвет культуры ольмеков приходится на XII V вв. до н. э.; с VII в. до н. э. оказывали сильное влияние на… … Художественная энциклопедия

    Ольмеки - (Olmecs), древн. группа индейских племен, населявших юж. побережье Мексиканского зал.; первыми в Мезоамерике, Мексике и сев. части Центр. Америки стали возводить культовые сооружения, где устанавливали огромные кам. головы, высеченные из… … Всемирная история

    Ольмеки - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Ольмеки название племени … Википедия

    Ольмеки - (Olmec)Olmec, 1)назв. доколумбовых индейцев, населявших районы Веракрус и зап. Табаско на побережье Мексиканского залива в 1200–100гг. до н.э., которые основали, возможно, первую древнейшую цивилизацию в Америке. Известны их скульптуры,… … Страны мира. Словарь

    ольмеки - Каменная голова из Сан Лоренсо. Культура ольмеков. ольмеки (olmecas), индейский народ, живший на территории современных штатов Мексики Веракрус, Табаско, Герреро в XIV III вв. до н. э. Название дано условно, по имени небольшой группы племён,… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    Ла-Вента (ольмеки) - У этого термина существуют и другие значения, см. Ла Вента. Координаты: 18°06′19″ с. ш. 94°01′54″ з. д. / 18.105278° с. ш. 94.031667° з. д … Википедия

    Месоамериканская хронология - Месоамериканская хронология принятая методика описания истории доколумбовых цивилизаций Месоамерики в терминах именованных эр и периодов, начиная с самых ранних свидетельств наличия человеческих поселений и до раннего колониального периода … Википедия

    Ольмекская культура - археологическая культура, распространённая на территории современных штатов Мексики Веракрус, Табаско, Герреро. Принадлежала неизвестному индейскому народу. Название дано условно, по имени небольшой группы племён, живших на этой территории позже … Википедия

    Доколумбовы руины Мексики - Список руин доколумбовой эпохи в Мексике не включает многочисленные руины цивилизации майя, приведенные в отдельном списке. Поскольку количество археологических памятников доколумбовой эпохи в Мексике составляет несколько тысяч, каждый год… … Википедия

    Эстебан, сын солнца - Mysterious Cities of Gold 太陽の子エステバン … Википедия

Книги

  • Древние цивилизации , Моррис Н., Конноли Ш.. В древних Азии и Америке берут истоки самые загадочные культуры, которые и сегодня поражают воображение уровнем развития и экзотическими обычаями. Около 7000 года дон. э. к западу от реки Инд…
Загадочные исчезновения. Мистика, тайны, разгадки Дмитриева Наталия Юрьевна

Ольмеки

Ольмекская цивилизация имеет несомненные подтверждения своему существованию в виде археологических находок. Однако тайны ее происхождения и гибели до сих пор не разгаданы учеными. Само наименование «ольмеки» условно взято из исторических хроник ацтеков, где с таким названием упоминается одно из племен этой цивилизации. Слово «ольмек» в переводе с языка майя означает «житель страны каучука».

Ольмеки обитали на территории сегодняшней южной и центральной Мексики. Наиболее древние следы цивилизации относятся к 1400 г. до н. э. В городе Сан-Лоренцо были обнаружены остатки крупного (вероятно, главного) поселения ольмеков. Но имелись и другие поселения, наиболее крупные из которых - в местах Ла Вента и Трес-Сапотес.

Многие исследователи считают ольмеков прародителями других мезо-американских цивилизаций, что подтверждается и легендами индейцев. Точно известно только то, что ольмеки - одна из наиболее ранних культур Центральной Америки.

По обнаруженным артефактам можно судить, что у ольмеков были развиты строительство, искусство и торговля. До нас дошли их пирамиды, дворы (предназначенные, вероятно, для каких-то церемоний), гробницы, храмы, курганы, водопроводная система и огромные памятники в виде каменных голов. Первую такую голову обнаружили в 1862 г. рядом с поселением Трес-Сапотес, после чего начался исследовательский «бум» по поводу открытой в лесах Мексики индейской культуры (хотя сразу после находки считалось, что это «голова африканца», или, как ее называют по сей день, «голова эфиопа»). Эта знаменитая голова была полностью откопана только в 1939–1940 гг. Оказалось, что высота каменной головы составляет 1,8 м, а окружность - 5,4 м, и этот огромный монумент высечен из цельного куска базальта. До сих пор остается открытым вопрос, как был доставлен такой большой кусок скальной породы на место, в котором сейчас находится статуя, если ближайшее месторождение базальта расположено в десятках километров от этого места (ольмеки, согласно сведениям археологов, не знали колеса и не имели тяглового скота). В последующем были найдены еще 16 таких голов, высотой до 3 м и весом до 20 тонн каждая. Большинство ученых склоняется к мнению, что эти головы изображали вождей ольмекских племен. Но некоторые современные исследователи полагают, что гигантские головы могли быть выполнены не ольмеками, а представителями более ранних цивилизаций: например, легендарными атлантами, сами же ольмеки были только потомками этих цивилизаций и «хранителями» огромных изваяний.

В первой половине XX в мексиканскими археологами был обнаружен город Син Кабесас, что в переводе означает «Безголовые». Такое название дали найденному городу сами ученые из-за многочисленных обезглавленных статуй, расположенных в этом древнем поселении. Впрочем, некоторые каменные исполины сохранились до наших дней совершенно целыми. Кроме голов и статуй, ольмекская скульптура представлена в каменных алтарях и резных стелах, а также в небольших нефритовых и глиняных (реже - гранитных) фигурках, изображающих людей и животных.

Различные экспедиции, которые снаряжались на поиски и исследование артефактов в первой половине XX в, приводили к множеству новых открытий, однако некоторые свидетельства существования ольмекской культуры сначала ошибочно были приписаны культуре майя из-за схожести ликов.

Археологам приходилось добираться до остатков древних поселений и каменных скульптур по непроходимым джунглям, тропическим рекам и болотам, подниматься в горы: следы древней цивилизации оказались к тому времени уже достаточно сильно отрезаны от современных поселений и дорог. Это усложняло исследования, но постепенно на основе новых сведений ученым открывалась все более ясная картина существования ольмекской цивилизации. Стилизованные маски и человеческие фигуры, вытесанные на стелах и каменных ящиках, по мнению исследователей, являются изображениями богов, которых почитали ольмеки. А в найденной в Ла-Венте роскошной гробнице погребен, предположительно, правитель ольмеков, живший за 9-10 столетий до появления в этих местах ацтеков. В саркофагах и гробницах археологи находили украшения и статуэтки, необычные инструменты.

Пирамиды ольмеков, вероятно, служили храмовыми комплексами. Они были устроены не по «обычной» пирамидальной форме, а с круглым основанием, от которого «отходило» несколько округлых «лепестков». Такую форму ученые объясняют сходством с вулканическими холмами, сохранившимися после извержений: ольмеки полагали, что в вулканах живут боги огня, и храмовые комплексы в честь тех же богов сооружали по подобию потухших вулканов. Сами пирамиды были устроены из глины и облицованы известковым раствором.

Облик ольмеков можно предположительно восстановить по многочисленным найденным изваяниям: глаза монголоидного типа, приплюснутый нос, пухлые уплощенные губы. Скульптуры имеют целенаправленно деформированные головы. Более точные сведения могли быть получены по обнаруженным в усыпальницах останкам ольмеков, однако ни одного целого скелета не сохранилось.

Согласно легендам ацтеков, ольмеки прибыли в места своего обитания на лодках, с северного берега. В месте, где сейчас расположен город Панутла, они оставили лодки и пошли по указанию богов до местности Тамоанчан (в переводе с языка майя - «страна дождя и тумана»), где и основали свою цивилизацию. В других индейских легендах нет объяснений появлению ольмекской цивилизации: говорится только, что ольмеки обитали в тех местах с древних времен.

По мнению норвежского исследователя Тура Хейердала, ольмекская цивилизация могла быть привнесена в Центральную Америку из Средиземноморья и Древнего Египта. На это указывают не только индейские легенды, но и сходство ольмекских сооружений, письменности, искусства мумификации с аналогичными свидетельствами культур Старого Света. Такое предположение объясняло бы тот факт, что при археологических исследованиях не было найдено признаков эволюции ольмекской цивилизации: она будто возникла в уже процветающем виде и так же внезапно оборвала свое существование. Однако это тоже всего лишь предположение. Многие ученые по-прежнему уверены, что цивилизации в разных частях Земли могли развиваться по аналогичной схеме, находясь в абсолютной изоляции друг от друга.

Возникновение ольмекской культуры относят примерно ко второму тысячелетию до н. э. Согласно более поздним археологическим исследованиям, она могла быть развита из раннеземледельческих культур Центральной Америки, которые постепенно эволюционировали из кочевых культур в результате изменения природных условий. Древнейшие кочевые племена Южной и Центральной Америки, по мнению ученых, пришли из Азии в то время, когда между этими континентами еще существовала сухопутная связь. По мнению палеоантропологов, на территорию Центральной Америки во время последнего ледникового периода могли попасть и представители негроидной расы. Это некоторым образом объясняет черты лица, отраженные в гигантских ольмекских головах. Другие исследователи полагают, что на мезо-американскую территорию могли попасть водным путем древние австралийцы и европейцы. Возможно, ольмекская цивилизация появилась и вовсе в результате смешения выходцев из различных континентов.

В 1200-900 гг. до н. э. основное поселение ольмеков (в Сан-Лоренцо) было заброшено: вероятно, в результате внутреннего мятежа. «Столица» ольмекского царства переместилась в Ла-Венту, расположенную на 55 миль восточнее, среди болот у реки Тонала. Ольмекское поселение в Ла-Венте существовало в 1000-600 гг. до н. э. или в 800–400 гг. до н. э. (согласно различным данным исследований).

Ольмеки покинули восточные части своих земель около 400 г. до н. э. Среди возможных причин - изменение климата, извержения вулканов и захват части ольмеков представителями других цивилизаций. К последним столетиям до нашей эры археологи относят даты, высеченные ольмеками на каменных стелах и статуэтках. Это наиболее древние письменные даты, найденные на территории Центральной Америки, древнее, чем письменность цивилизации майя. Когда были обнаружены ольмекские артефакты с датами, исследователи после долгих споров пришли к выводу, что майя заимствовали свою письменность и свой календарь у ольмеков.

Интересно, что многие каменные статуи и гигантские головы, принадлежащие ольмекской культуре, были намеренно повреждены еще в древности: возможно, самими ольмеками. Кроме того, некоторые изваяния в то же древнее время были явно передвинуты из своих первоначальных мест или так же целенаправленно засыпаны землей, после чего «могилу» облицовывали плиткой или разноцветной глиной.

Некоторые исследования говорят о том, что расцвет ольмекской цивилизации приходится на I век до н. э. - I век н. э. Именно этим периодом датированы все образцы ольмекской письменности, а также наиболее совершенные предметы искусства. Таким образом, ольмеки и майя какое-то время сосуществовали рядом друг с другом.

Исследователь Майкл Ко полагает, что предки майя жили некогда на территории ольмеков: когда наступил упадок культуры Сан-Лоренцо и Ла-Венты, основная масса ольмеков переселилась на восток и превратилась постепенно в майянскую цивилизацию. По мнению других исследователей, майя и ольмеки развивались одновременно и, несмотря на имеющиеся родственные связи между этими двумя цивилизациями, майя не могут являться потомками ольмеков. Последнее предположение подкрепляется данными наиболее поздних археологических исследований. Но в таком случае - куда и по какой причине исчезли ольмеки? На этот вопрос еще предстоит ответить ученым.