Опыт и ошибки в произведении мартин иден. Направление "опыт и ошибки"

Отличное сочинение на тему: «Испытание Базарова любовью», написано от первого лица и отлично продемонстрирует ученикам средних и старших классов, один из вариантов написания данного сочинения. Материал подойдет для учеников следующих классов:

  • 9 класс;
  • 10 класс;
  • 11 класс.

Сочинение «Как базаров прошёл испытание любовью»

В том, что Базаров влюбился в Одинцову не остаётся сомнений. Она была умной и красивой женщиной, имеющей опыт и не похожей на остальных. Одинцова понравилась Базарову сразу. С самого первого момента она поразила его богатством своего тела. Он говорит, что хочет лишь очередной интриги, прикрывается цинизмом, но несмотря на это он ведёт себя не как обычно, что видит даже Аркадий.
Базаров вдруг замечает «романтизм» в самом себе. Но он не хочет этого, он не признаёт любовь как чувство и как нечто необходимое. Но он встретил женщину, равную себе, женщину, которую уважал и от которой он не может отвернуться так, как можно отвернуться от любой другой, понимая, что нет шансов на взаимность. Одинцовой он говорит: «вот чего вы добились». Он даже не способен признаться ей в люби, смотря в лицо, а стоит к ней спиной.

Ему легко говорить о любви, отрицая её, пока он сам не сталкивается с ней лицом к лицу. И тогда он трусит, бежит от неё. А что нужно было сделать, чтобы выдержать это испытание? Жениться на Одинцовой? Как-то измениться и заделаться в галки? Может быть.

Он не выдерживает испытание любовью. Да, он едет к ней вновь, с надеждой на то, что она ответит ему взаимностью. Но он и сам не признаёт свою надежду. Он забыл продумать план действий и понять, что делать и что менять в себе. Когда Базаров встречается с Одинцовой вновь, он уже никак не показывает своей любви, говорит, что это чувство напускное. Тургенев пишет: «Была ли правда, полная правда, в их (именно «их», а не «его») словах? Они сами этого не знали, а автор и подавно». Из этих слов становиться ясно, что правды не было, и они любили друг друга. Почему тогда расстались?

Умирая Базаров хочет видеть Одинцову. В нём вдруг появляется старательно скрываемый «романтизм» и он говорит абсолютно искренне, любя Одинцову, и можно даже сказать, что он выдерживает это испытание, но уже слишком поздно. «Прощайте…» - проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском.

Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" был закончен в 1862 году. В этом произведении писатель затронул глубокие политические, философские и эстетические проблемы, запечатлел реальные жизненные конфликты, раскрыл суть идейной борьбы между основными общественными силами в России начала 60-х годов 19 века. Центральной фигурой романа является демократ-разночинец Евгений Базаров.

При первой встрече Базарова с остальными героями романа, автор представляет нам внешний вид молодого человека.Одежда, манеры и поведение героя говорят о его принадлежности к простому народу, и о том, что он гордится этим, и не намерен соблюдать правил этикета аристократического дворянства.Это человек твёрдых и бескомпромиссных убеждений, человек дела. Базаров - нигилист.Он экспериментатор,страстно увлечен наукой и медициной, работает не покладая рук.Базаров пренебрежительно относится к искусству и чувствам человека:" Рафаэль гроша ломанного не стоит". не признает красоты природы:" Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник".Герой не верит в любовь, отрицает её существование, утверждает, что это всё "романтизм" или "вздор". Он считает, что любви нет, а есть только физиология или "потребности организма".

До встречи с Одинцовой, Базаров - человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах, гордый и целеустремленный. Он отстаивает идеи нигилизма, спорил с Павлом Петровичем, признаваясь, что главная задача нигилистов - сломать всё старое, чтобы "место расчистить", а уж строить - это не их дело. обладая способностью влиять на других людей, он подавляет их своими знаниями, логикой и волей.

Но как только начинают развиваться отношения Базарова с Одинцовой, автор показывает, как меняется герой. Сначала Одинцова привлекала Базарова только внешне, как он выражается "физиологически":" Это что за фигура? на остальных баб не похожа", "у нее такие плечи, каких я не видывал давно". Но по мере их близкого общения,Базаров уже не может сохранять свою обычную выдержку и самообладание, и полностью погружается в мысли об Анне Сергеевне. Одинцова сама старалась выбирать темы для бесед, интересные Базарову, и поддерживала их, что не могло не влиять на взаимоотношения героев. Автор говорит о переменах, произошедших в герое так: "В Базарове, которому Анна Сергеевна очевидно благоволила, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито, и не мог усидеть на месте, словно его что-то подмывало".

Для самого Базарова любовь к Одинцовой стала серьёзным испытанием на его верность нигилистическим идеалам. Он глубочайшим образом переживал то, что сам же отвергал:" в разговорах с Анной Сергеевной он всё больше прежнего высказывал своё равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе". Вызвав Базарова на откровенность, Одинцова отвергла его любовь. Он ей нравился: "Он поразил воображение Одинцовой: он занимал её, она много о нём думала". Но ей был дороже привычный уклад жизни и комфорт, чем мимолетное увлечение Евгением Базаровым.

Несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису.Убеждения нигилизма вступают в противоречия с его человеческой сущностью. В этот момент герой больше не видит цели, смысла жить. Он уезжает к родителями из-за безделья, и для того, чтобы отвлечься, начинает помогать отцу в его медицинской практике. Случайное заражение тифом привело к смерти его тела, но не души, душа в нем давно уже умерла,не сумев пройти испытание любовью.

Таким образом, Тургенев показал несостоятельность позиции Базарова. В своем романе он развенчивает теорию нигилизма. Человеческая природа предназначена для того, чтобы любить, восхищаться, чувствовать, жить полной жизнью. Отрицая всё это, человек сам себя обрекает на смерть. Мы видим это на примере судьбы Евгения Базарова.

Работу от имени учащегося выполнила Васина Н.Ю. Прошел ли испытание любовью Евгений Базаров?


Гипотеза Если человек долго вращался в чужой для себя сфере, он всегда плюхнется в свою же стихию. Ибо даже летучие рыбы некоторое время могут подержаться на воздухе, но вскоре должны шлепнуться в воду.


Ход исследования Для того, чтобы узнать, прошел ли Базаров испытание любовью, мы: Изучили текст романа Изучили биографию И.С.Тургенев а Посмотрели фрагменты фильма Поиграли в портреты (любимая игра И.С.Тургенев а и его возлюбленной П.Виардо)? Обобщили и сделали выводы


Любовь–излюбленная тема писателей.“Любовь,любовь, гласит преданье, Союз души с душой родной”.Попытаемся выяснить, что мы знаем об этом самом загадочном и противоречивом чувстве и почему Базаров не прошел испытание любовью.


Базаров до встречи с ОдинцовойДо встречи с Одинцовой Базаров, - человек глубокого ума, ясных взглядов и сильной воли, - полагал, что любви не существует.«Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни».


Одинцова до встречи с БазаровымОтец Анны Сергеевны Одинцовой, «известный красавец, аферист и игрок» Сергей Николаевич Локтев, умер, когда ей было двадцать лет, а её сестре – двенадцать. Матери девочки лишились ещё раньше. Анна Сергеевна «уже примирилась с мыслью увязнуть в глуши», но «её случайно увидел некто Одинцов, очень богатый человек лет сорока шести… влюбился и предложил руку», Они прожили вместе шесть лет, и, умирая, он оставил ей своё состояние. После смерти мужа Анна Сергеевна, несмотря на блестящее образование, полученное в Петербурге, вместе с сестрой поселилась в имении. Деревенский образ жизни полностью соответствовал её спокойному характеру. Спящее, холодное сердце (А. Одинцова)?


С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего Встреча Базарова и Одинцовой


В дуэли Базаров - Одинцова, терпит поражение нигилист-Базаров. Он был человеком чуждого ей мира. Она была напугана его любовью и не была готова пойти с ним, слишком они разные.Он побежден, но насколько сильным и глубже сердцем он выглядит в этой истории. Любовь Базарова и Одинцовой


Испытание любовью становится для Базарова рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживаниичеловека, самосгорающегов своем чувстве и при этом становящегося еще блее сильным. Сколько страданий испытывает он при последнем свидании. Он по-прежнему ее любит, но милости не ждет.


« Любовь не только открывает многое в Базарове. Одновременно она ставит его лицом к лицу с миром и окрывает для него этот мир. Но Базаров погибает, но ужне обновленным. Бунтующее сердце Базарова примирилось стем, что вечно: С любовью и смертью.


Использовав методы:исследовательский;метод сравнительного анализа;конструктивный метод;мы пришли к выводу:


Вывод:История любви Базарова к Одинцовой играет важную роль в романе И.С. Тургенев а. Она позволяет показать характер главного героя в развитии: под влиянием сильного чувства меняются его взгляды на человеческую природу и вечные ценности.Бунтующее сердце нигилиста Базарова примирилось с тем, что вечно: Природой, Поэзией, Любовью.

Сочинение по произведению на тему: «Любовь в жизни Базарова и Кирсановых» (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Творчество замечательного писателя Ивана Сергеевича Тургенева – это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить произведения «Рудин» (1856 г.), «Ася» (1857 г.), «Первая любовь» (1860 г.), и понимаешь, что любовь в глазах Тургенева прежде всего таинственна. Вместе с тем способность любить Тургенев считал мерилом человеческой ценности. В полной мере этот вывод относится и к роману «Отцы и дети» (1861 г.).

Любовь играет существенную роль в жизни Николая Петровича Кирсанова. Женившись сразу же после смерти родителей, Николай Петрович всецело отдается мирному течению деревенской жизни. Смерть жены – страшный удар для него. Отношения Николая Петровича с Фенечкой значительно спокойнее. «...Она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный... остальное доказывать нечего...» Фенечка привлекает Кирсанова именно своей молодостью, красотой.

Тургенев проводит через испытания любовью и Павла Петровича Кирсанова. Встреча на балу с княгиней Р. резко изменила жизнь героя. Павел Петрович не в силах противиться своему чувству. Безответная любовь окончательно выбивает его из колеи. Известие о смерти княгини Р. заставляет Павла Петровича бросить все и поселиться в родовом имении. Дуэль с Базаровым из-за Фенечки говорит, конечно же, не о силе чувств Кирсанова, а о мелкой ревности и желании отомстить за поражение в споре. Но можно ли говорить, что «старички» Кирсановы не выдержали испытания любовью? Мне кажется, что нельзя. Слишком уж это сильное и сложное чувство!

В суждениях о любви Аркадия Кирсанова чувствуется влияние Базарова. Подобно своему «учителю», младший Кирсанов считает любовь «вздором». Впрочем, реальная жизнь быстро ставит все на места. Знакомство с Анной Сергеевной Одинцовой заставляет Аркадия ощутить себя «студентиком» рядом с ней. «Напротив, с Катей Аркадий был, как дома...» Молодой Кирсанов, говоря словами Базарова, не создан для «терпкой, бобыльной жизни». Судьба Аркадия типична. Женившись на Катерине Сергеевне, он становится «рьяным хозяином».

Попытаемся теперь выяснить, что значит любовь в жизни Базарова, ведь молодой нигилист отрицает все «романтические чувства». Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и братьев Кирсановых, – молодостью, чистотой. Дуэль с Павлом Петровичем происходит в тот момент, когда Базаров испытывает страсть к Одинцовой. Тургенев рисует его внутреннюю борьбу с самим собой. Именно в этом заключается объяснение показного цинизма Базарова. «Этакое богатое тело!», – говорит он об Одинцовой. А между тем Аркадий замечает в своем друге и учителе непривычное волнение. Чувства Базарова – это не только физическая страсть, это – любовь.

Борьба Базарова со своим чувством изначально обречена на неудачу. Своим романом писатель утверждает вечные ценности любви. Во время свидания с Одинцовой Базаров вдруг ощущает потрясающую красоту летней ночи... «Любовь» и «романтизм», над которыми Базаров так едко смеялся, входят в его душу. Евгений прекрасно видит, что Одинцова слишком уж себя «заморозила», что она очень высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни. Решение расстаться с Анной Сергеевной оставляет в душе Базарова тяжелый след.

Прощаясь перед смертью с Одинцовой, тургеневский герой говорит о своем высоком предназначении, о трагическом одиночестве, о России.

Таким образом, и в жизни братьев Кирсановых, и в жизни нигилиста Базарова любовь играет трагическую роль. И все же сила и глубина чувств Базарова не пропадают бесследно. В финале романа Тургенев рисует могилу героя и «двух уже дряхлых старичков», которые приходят на нее. Но ведь это же любовь!

Главный итог жизни Базарова в том и заключается, что герой сумел, пусть на недолгое время, пробудить непосредственные чувства в тех, кто холоден от природы, как Одинцова. Базаров оставляет в мире любовь, а не ненависть или нигилизм. Поэтому так уместны в финале романа слова Тургенева «О вечном примирении и о жизни бесконечной...».

Увидев Одинцову, Базаров был смущен и потрясен сдержанной силой и властью этой аристократки. Одинцова в спорах с Базаровым разрушает его односторонний взгляд на людей. Она постоянно заводит его в тупик, он уязвлен, подавлен, смущен. Любовь, которую Базаров отрицал, стала ему понятна. Эта любовь изменила жизнь Базарова, изменила его самого. В душе у него совершается трагический раскол, и он начинает борьбу с самим собой. Жизнь заставляет пережить такие ощущения, которые подрывают основные его убеждения. Отныне в Базарове постоянно живут и борются два человека. Один из них- убежденный противник романтических чувств, тот Базаров, который одержал психологические победы в спорах с Павлом Петровичем; другой- романтик и мечтатель. Но он, влюбленный в Одинцову, всеми силами ума будет давить в себе живое чувство.
Евгений сердится на Одинцову за ее нерешительность в любви и за ее желание полюбить; оба эти чувства живут в его душе одновременно. Как романтик, он хочет любви Одинцовой; как нигилист, он призирает себя и Одинцову за возникшую между ними сердечную связь. Базаров, полюбив, не хочет любви и бежит от нее. Эта неудача в любви повлекла за собой тяжелые последствия в судьбе Базарова. Она привела к кризису его односторонние взгляды на жизнь. Признание своей неправоты не по нутру Базарову, оно до глубины души возмущает его ученую гордость. Не умея ответить на роковые вопросы о драматизме любви и познания, о смысле жизни и таинстве смерти, Базаров хочет заглушить в человеке ощущение трагической серьезности этих вопросов. Но как незаурядный человек герой не может с собой справиться: и любовь, и поэзия и сердечное воображение прочно живут в его душе! Сомневаясь в истине старых воззрений и не имея новых, Базаров в своих мыслях о жизни заходит в тупик. Слабость Базарова в усиленном стремлении уйти от них, в презрительной оценке их как романтизма, чепухи и гнили.
С появлением в романе Одинцовой можно заметить изменения, происшедшие с этим холодным, безразличным ко всему прекрасному человеком. Выясняется, что Базаров все-таки способен любить сильно и глубоко, способен оценить красоту и поэзию, даже “сознает романтика в самом себе”, хотя, чтобы не перечить своим убеждениям на глазах у окружающих, он в разговорах с Анной Сергеевной “еще больше прежнего высказывает свое равнодушное презрение ко всему романтическому”.
Можно с уверенностью сказать, что сильное чувство изменило Базарова, но не смогло поколебать его основных принципов - герой не способен “сломить” себя, “подстроить” под мерки другого человека. Любовь Евгения Базарова трагична: он видит, что Одинцова себя “заморозила”, что чересчур высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни, чтобы связать свою судьбу со столь неординарной личностью, как он. Главный герой слишком непохож на окружающих, слишком незауряден, чтобы достичь личного счастья. Тихое семейное счастье достается ординарностям - Николаю Петровичу и Аркадию. Удел сильных личностей - Базарова, Павла Петровича - одиночество, по-моему, именно к такой мысли подводит нас Тургенев в своем романе “Отцы и дети”.Увидев Оденцову,базаров