Почему граф дракула стал вампиром. Единственным наказанием было – сажание на кол

Не каждый житель планеты Земля, знает, что граф Дракула — один из самых популярных героев многих ужастиков, а также самый знаменитый вампир — это настоящая фигура, которая имела место в истории. Настоящее имя графа Дракулы, Влад III Цепеш. Жил он в XV в. и был правителем Валашского княжества, или как ещё его называют: Валахии.

Сегодня мы подробно разберем биографию Влада Дракулы и постараемся понять, почему он после смерти «стал вампиром».

Цепеш — национальный герой румынского народа и местночтимый святой, который почитается местной церковью. Он был доблестным воином и борцом против турецкой экспансии в христианскую Европу. Но почему он стал известен всему миру как вампир, который пьёт кровь невинных людей? Сейчас разберемся.

Не всё знают, что создателем текущего образа Дракулы, был английский писатель Брэм Стокер. Он являлся активным членом оккультной организации Золотая Заря. Для таких сообществ в любое время был характерен большой интерес к вампирам, который является не выдумкой писателей или фантазеров, а конкретным медицинским фактом. Медиками давно исследованы и задокументированные настоящие факты вампиризма, которые случаются и в наше время и, который является одним из тяжелейших заболеваний. Образ физически бессмертного вампира привлекает оккультистов и черных магов, стремящихся противопоставить нижний мир мирам верхним — Божественным и духовным.

В VI в. византиец Прокопий Кесарийский, чьи труды являются основными источниками по истории древних славян, отметил, что перед тем как славяне, начали поклонятся богу громовержцу (Перуну), древние славяне поклонялись — упырям. Конечно, речь шла не о голливудских вампирах, нападающих на беззащитных девушек. В древнее, языческое время, вампирами называли выдающихся воинов, героев, особо почитавших Кровь как духовную и физическую сущность. Есть даже мнения, что существовали определённые ритуалы поклонения Крови — омовения, жертвоприношения и тому подобное.

В древнее время вампирами называли выдающихся воинов, героев


Оккультистские организации, полностью извратили древнюю традицию, превратив поклонение священной, духовной Крови, в поклонение биологической. Появившееся в XIV веке княжество Валахия, на знамёнах которого с древних времён, находилось изображение коронованного орла с крестом в клюве, мечом и скипетром в лапах, было первым крупным государственным образованием на территории сегодняшней Румынии. Одной из ведущих исторических фигур эпохи национального становления Румынии является валашский князь Влад Цепеш.

Князь Влад III Цепеш, православный самодержавный господарь Валахии. Почти все, что связано с деятельностью этого человека, окутано тайной. Место и время его рождения точно не установлены. Валахия была не самым спокойным уголком средневековой Европы. Пламя бесчисленных войн и пожаров уничтожило подавляющее большинство рукописных памятников. Лишь по уцелевшим монастырским летописям удалось воссоздать облик реального исторического князя Влада, известного современному миру под именем графа Дракулы.

Год, когда родился будущий повелитель Валахии можно определить лишь приблизительно: между 1428-м и 1431-м. Построенный в начале XIV в. дом на Кузнечной улице в г. Сигишоаре до сих пор привлекает внимание туристов: считается, что именно здесь увидел свет мальчик, названный при крещении Владом. Родился ли будущий господарь Валахии именно здесь неизвестно, зато установлено, что в этом доме жил его отец князь Влад Дракул. «Дракул» по румынски означает дракон. Князь Влад состоял в рыцарском ордене Дракона, ставившего своей целью защиту Православия от неверных. Было у князя три сына, но прославился лишь один из них — Влад. Надо отметить, что он был истинным рыцарем: храбрый воин и умелый полководец, глубоко и истинно верующий православный христианин, в своих действиях всегда руководствующийся нормами чести и долга. Влад отличался огромной физической силой. Его слава великолепного кавалериста прогремела по всей стране — и это во времена, когда люди с детских лет привыкали к коню и оружию.


Как государственный деятель Влад придерживался принципов патриотизма: борьба с захватчиками, развитие ремесел и торговли, борьба с преступностью. И во всех этих областях в самые сжатые сроки Влад III добился впечатляющих успехов. Хроники повествуют о том, что во времена его правления можно было бросить золотую монету и подобрать ее через неделю на том же месте. Никто не осмелился бы не то что присвоить чужое золото, но даже прикоснуться к нему. И это в стране, где за два года до того воров и бродяг было не меньше, чем горожан и земледельцев! Как произошло такое преображение? Очень просто — в результате проводившейся валашским князем политики планомерного очищения общества от «асоциальных элементов». Суд в то время был простым и скорым: бродягу или вора, независимо от того, что он украл, ждал костер или плаха. Та же участь была уготована всем цыганам или заведомым конокрадам и вообще людям праздным и ненадежным.

«Цепеш» в буквальном переводе означает «сажатель на кол»


Важно знать, что означает прозвище, под которым вошел в историю Влад III. Цепеш в буквальном переводе означает «сажатель на кол». Именно заостренный кол во времена правления Влада III был основным орудием казни. Большинство казненных составляли пленные турки и цыгане. Но та же кара могла постигнуть любого, кто был уличен в преступлении. После того, как тысячи воров погибли на кольях и сгорели в пламени костров на городских площадях, новых охотников проверить свою удачливость уже не находилось.

Влад не давал поблажки никому, независимо от общественного положения. Всякого, кто имел несчастье навлечь на себя княжеский гнев, ожидал одинаковая участь. Методы князя Влада оказались также весьма эффективным регулятором экономической деятельности: когда несколько купцов, обвиненных в торговле с турками, испустили дух на колу, сотрудничеству с врагами Веры Христовой пришел конец.


Отношение к памяти Влада Цепеша в Румынии, даже в современной, совсем не такое, как в западноевропейских странах. И сегодня многие считают его национальным героем эпохи становления будущей Румынии, которое восходит к первым десятилетиям XIV в. В то время князь Басараб I основал небольшое независимое княжество на территории Валахии. Победа, одержанная им в 1330 г. над венграми — тогдашними хозяевами придунайских земель, — закрепила его права. Затем началась долгая, изнурительная борьба с крупными феодалами — боярами. Привыкнув к неограниченной власти в своих родовых уделах, они сопротивлялись любым попыткам центральной власти получить контроль над всей страной. При этом, в зависимости от политической ситуации, они не гнушались прибегать к помощи то венгров-католиков, то турок-мусульман. Через сто с лишним лет Влад Цепеш положил конец этой прискорбной практике, раз и навсегда решив проблему сепаратизма.

Заостренный кол во времена Влада III Цепеша был основным орудием казни


Ниже приведены некоторые из историй, написанные неизвестным немецким автором с подачи короля Хуньяди Матьяша в 1463 году:

— Иностранного купца, приехавшего в Валахию, обокрали. Он подаёт жалобу Цепешу. Пока ловят и сажают на кол вора, купцу подбрасывают по приказу Цепеша кошелёк, в котором на одну монету больше, чем было. Купец, обнаружив излишек, сразу сообщает Цепешу. Тот хохочет и говорит: «Молодец, не сказал бы — сидеть бы тебе на колу рядом с вором».

— Цепеш обнаруживает что в стране много нищих — он созывает нищих, кормит досыта и обращается с вопросом: «Не хочется ли им навсегда избавиться от земных страданий?» На положительный ответ Цепеш закрывает двери и окна и сжигает всех собравшихся заживо.

— Существует рассказ о любовнице, которая пытается обмануть Цепеша, рассказывая о своей беременности. Цепеш её предупреждает что не терпит лжи, но она продолжает настаивать на своём, тогда Цепеш вспарывает её живот и кричит: «Я же говорил, что не люблю неправды!».

— Описан также случай, когда Дракула задал вопрос двум странствующим монахам, что говорят в народе по поводу его правления. Один из монахов ответил, что население Валахии ругает его как жестокого злодея, а другой сказал, что все восхваляют его, как освободителя от угрозы турков и мудрого политика. В действительности, и одни, и другие свидетельства были по-своему справедливы, а легенда, в свою очередь, имеет два финала. В немецкой «версии» Дракула казнил первого за то, что ему не понравилась его речь. В русском варианте легенды, господарь оставил первого монаха живым, а второго казнил за ложь.

— Одно из самых жутких и наименее правдоподобных свидетельств в том документе гласит о том, что Дракула любил завтракать на месте казни или месте недавнего сражения. Он приказывал принести ему стол и еду, садился и кушал среди мёртвых и умиравших на колах людей.

— По свидетельствам древнерусской повести, неверных жён и вдов, нарушающих правила целомудрия, Цепеш приказывал вырезать половые органы и сдирать кожу, выставляя напоказ вплоть до разложения тела и поедания его птицами, либо делать то же самое, но предварительно пронзив их кочергой от промежности до уст.

— Существует также легенда о том, будто была чаша у фонтана в столице Валахии, сделанная из золота; каждый мог подойти к ней и выпить воды, но никто не осмеливался её украсть.

Правление графа Дракулы оказало большое влияние на его современников


Литературным героем Влад III Цепеш стал вскоре после гибели: о нём была написана на церковнославянском языке «Повесть о мунтянском воеводе Дракуле», после того как Валахию посетило русское посольство Ивана III. Смерть Цепеша произошла в декабре 1476 года. Похоронен в Снаговском монастыре.

В первой четверти XX века, после появления романа Брэма Стокера «Дети Ночи» (англиское «Children of the Night») и «Вампир (Граф Дракула)» (английское значение «Dracula»), а также классического немецкого экспрессионистского фильма «Носферату: Симфония ужаса» главный герой этих произведений — «граф Дракула» — стал самым запоминающимся литературным и кинематографическим образом вампира. Возникновение связи между образом Влада III Цепеша и графа Дракулы объясняют обычно тем, что Брэм Стокер услышал легенду о том, что Цепеш после смерти стал вампиром. Неизвестно, слышал ли он подобную легенду; но основания для её существования были, так как убийца Цепеш не раз проклинался умирающими, а, кроме того, сменил веру (хотя этот факт подвергается сомнению). Согласно поверьям карпатских народов, этого вполне достаточно для посмертного превращения в вампира. Однако существует и другая версия: после смерти Влада Цепеша его тело не было обнаружено в могиле.

В середине XX века на могилу известного «вампира» началось целое паломничество туристов. Чтобы уменьшить поток нездорового внимания к тирану, власти перенесли его могилу. Сейчас она находится на острове и её охраняют монахи монастыря.

Само имя героя этих очерков звучит более чем зловеще. Дракулой зовут предводителя вампиров из фильмов ужасов, и имя это заимствовано именно у Цепеша, являющегося прототипом экранного монстра. Уже более пяти веков тянется за Владом Цепешем зловещая тень его устрашающей репутации. Кажется, что речь идет на самом деле об исчадии ада. На самом же деле это был в достаточной степени обычный для той эпохи деятель, где по своим личным качествам демонстративная жестокость занимала отнюдь не последнее место.

Влад III Цепеш в массовом сознании стал чудовищем, которому нет равных


О личности валашского господаря до сих пор идут споры, и большая часть даже вполне серьезных книг о нем носит названия вроде «Влад Цепеш — миф и реальность» или «Влад Дракула — правда и вымысел», и так далее в меру фантазии авторов. Однако, пытаясь разобраться в событиях, отстоящих от нас более чем на полутысячелетие, авторы, иногда неосознанно, а иногда намеренно, громоздят новые мифы вокруг образа этого человека.

Был ли Дракула вампиром?

Вот умер человек. Кладем его в могилу -
И вместе с ним добро, что сделать он успел.
И помним только то, что было в нем дурного.
Уильям Шекспир

В сказаниях, хрониках, летописях, легендах… Во всех этих источниках Влад Дракула представлен как жестокий правитель, тиран. Но откуда появились легенды о том, что Влад Дракула был вампиром?

Возможно, вас ожидает разочарование, но настоящий Дракула кровь не пил. В Румынии, где историю правления князя Дракулы дети изучают в школах и установлен памятник валашскому господарю Владу Цепешу, а его именем назван небольшой город под Бухарестом, это знает практически каждый. Может быть, правителем он был жестоким. Исторические источники утверждают, что он жег, сдирал кожу, вспарывал животы, отрубал руки и ноги, отрезал носы, забивал гвозди в головы и, конечно же, в огромных количествах сажал на кол. Но чтобы пить кровь…


Оклеветал Влада писатель ирландец Брем Стокер, когда ему понадобилось имя для главного героя его нового романа . Знакомый профессор из Будапешта, ставший в награду за содействие в написании романа прототипом борца с вампирами в произведении, подсказал автору имя Дракулы, репутация которого соответствовала колориту романа.

Книга о вампире вышла в 1897 г. и стала бестселлером. После образ вампира графа Дракулы подхватил кинематограф и благодаря своей эффектности он стал невероятно популярен. Количество фильмов о Дракуле исчисляется сотнями, и все время появляются новые. Разумеется, кинообраз бесконечно далек от реального облика исторического Цепеша.

Далек от реального облика Дракулы и герой Стокера. Кроме имени и приблизительного места действия, ничего реального в романе нет. Дракула в романе носит титул графа, хотя даже еще не будучи господарем, то есть князем, он имел право на титул герцога. Местом его жительства в романе названа северная Трансильвания, а в реальности Влад Цепеш был связан в основном с южными районами этой страны, был господарем в Валахии. Никакие легенды никогда не связывали Дракулу с вампиризмом, хотя с его именем ассоциировались мифы об оборотнях, которые в XIX столетии переплелись с мифами о вампирах.

Впрочем, Стокер писал свой нашумевший роман не на пустом месте, он опирался на тот же самый фольклор, сбору которого было посвящено немало времени и сил. Появились ли эти легенды при жизни Дракулы – или это произошло позднее?

В русском «Сказании о Дракуле воеводе» имеется немало мистических моментов: к примеру, там рассказывается такая история: «Изготовили мастера для него (Влада) железные бочки; он же наполнил их золотом и погрузил в реку. А мастеров тех повелел изрубить, чтобы никто не узнал о его окаянстве, кроме тезки его дьявола». Казалось бы, в сопоставлении с другими описываемыми деяниями Дракулы, убийство им мастеров кажется ординарным злодейством, и можно недоумевать, почему именно здесь автор «Сказания» вспоминает о дьяволе.

Дело, возможно, в том, что этот эпизод указывает на колдовские, сатанинские качества воеводы. Ведь, согласно фольклорным представлениям, клады прячут разбойники и колдуны, разбойники используют волшебные предметы, умеют превращаться в зверей и птиц, им ведомы запретные слова, которым повинуются люди, животные и предметы. Фольклорные грабители не только умеют грабить, они знают, как хранить награбленное. Такое знание доступно не всякому смертному и, судя по фольклорным текстам, это знание – волшебное.

На Руси тоже бытовало поверье, что клады прячут с зароком и даются тому только, кто исполнит зарок, а по румынским преданиям, одной из причин неупокоенности мертвеца бывают припрятанные им при жизни сокровища. При помощи приведенного эпизода автор «Сказания» как бы подчеркивает, что валашский господарь не просто тезка дьявола, но и действует словно колдун, по определению с дьяволом связанный. Так что история закапывания Дракулой клада с последующим убийством свидетелей перекликается с целым пластом подобных историй о колдунах.

Любопытным кажется и то, что в поздних легендах о смерти Влада источники на удивление единодушны относительно того, что стало с телом господаря после смерти: его проткнули насквозь, а затем отсекли голову – по одной из версий, чтобы отправить турецкому султану в знак преданности. Но любой поклонник жанра ужасов знает, что именно так и следует поступить с телом вампира. Стал популярным и миф о том, что Дракулу монахи захоронили так, чтобы входящие попирали прах ногами.

Еще одной причиной, по которой распространилось мнение о том, что Влад Дракула стал вампиром, явился сюжет о его переходе в католичество. Документальных подтверждений тому нет, наоборот, Влада похоронили не как католика, но как православного, в монастыре. Но, все-же, распространился миф о том, что томившийся в тюрьме князь был вынужден принять католичество, чтобы получить свободу.

Авторам немецких печатных брошюр это его деяние послужило поводом к некоторому оправданию Влада, в соответствии с распространенным сюжетом о злодее (разбойнике, тиране), исправившемся после крещения и покаяния. У румын же, наоборот, имеется поверье: православный, отрекшийся от своей веры, непременно становится вампиром, ведь переходя в католичество, православный, хотя и сохранял право на причащение Телом Христовым, отказывался от причастия Кровью, потому как у католиков двойное причастие – привилегия клира.

Соответственно, вероотступник должен был стремиться компенсировать «ущерб», а коль скоро измена вере не обходится без дьявольского вмешательства, то и способ «компенсации» выбирается по дьявольской подсказке. В XV столетии тема вероотступничества была очень актуальной. Именно тогда, к примеру, гуситы воевали со всем католическим рыцарством, отстаивая «право Чаши» (т. е. право причащаться Кровью Христовой, будучи католиками-мирянами), за что их и прозвали «чашниками». Борьбу с «чашниками» возглавлял император Сигизмунд Люксембург, и как раз тогда, когда отец Дракулы стал «рыцарем Дракона».

Выходит, что жуткая репутация вампира могла складываться еще при жизни валашского воеводы. Современники вполне могли видеть в Дракуле упыря, но надо учитывать, что их представление о вампирах имело существенное отличие от нынешнего, сложившегося благодаря литературе и кинематографу.

В XV столетии упыря считали колдуном, чернокнижником, непременно заключившим союз с дьяволом ради благ мирских. Такому колдуну-вампиру кровь необходима для совершения магических обрядов. Например, современник Дракулы знаменитый , маршал Франции, вошедший в историю благодаря изуверским казням и пыткам, подозревался в колдовстве: было предположение, что он, будучи магом, использовал кровь и внутренности жертв.

Не исключено, что и кровавые расправы Влада Дракулы воспринимались аналогично – колдуну-вероотступнику тем более полагалось быть изощренно жестоким, сладострастно экспериментировать с человеческим телом и кровью. Интересная параллель существует и в русской литературе: колдун-оборотень из повести Гоголя «Страшная месть» – вероотступник, при этом перешедший именно в католичество, и он, подобно Дракуле, хранит в земле несметные сокровища.

Не надо легкомысленно относиться к легендам, ведь еще несколько десятилетий назад такого рода отношение к вампирам вообще вызвало бы негодование у многих жителей Трансильвании. Для них и их предков вампир (он же упырь, вурдалак, вукодлак) вовсе не был страшной сказкой. Он часто воспринимался гораздо прозаичней – как вполне конкретная напасть, что-то вроде смертельно опасной заразной болезни. Именно в Трансильвании и прилегающих к ней областях Южной Европы люди в течении веков верили в существование живых мертвецов и приводили в подтверждение своей веры многочисленные случаи, нередко подтверждаемые десятками очевидцев.

Если обобщить эти, по сути, похожие истории, наблюдается следующая картина. Вампирами, как правило, становятся люди, отрекшиеся от Христа, но захороненные в земле, освященной по христианскому обряду. (А так, по легенде, и обстояло дело с Владом Дракулой). Они не могут найти упокоения и мстят за это живым. Любопытно, что вампиры предпочитают нападать на своих родственников и близких друзей.

В представлениях жителей Трансильвании в действительности напоминает заразную болезнь – укушенный вампиром после смерти сам превращается в вампира. Любопытно, что имеется описание случаев передачи вампиризма через животных. След от укуса напоминает укус пиявки, только расположен на шее или в области сердца. Если не принять своевременных мер, несчастный начинает быстро терять силы и умирает без других видимых причин через одну – две недели.

Меры же для лечения человека, который подвергся нападению вампира, народная традиция предлагает весьма специфические. Это отнюдь не цветы чеснока, крест и оградительные молитвы как в романе Стокера. В Южной Европе главным и наиболее действенным средством в такой ситуации считалась земля с могилы вампира, перемешанная с его кровью. Этим снадобьем необходимо натереть место укуса, а самого вампира обязательно уничтожить. Но его вначале надо обнаружить. Для этого достаточно раскопать все подозрительные могилы, там и скрывается вампир, которого нетрудно отличить от обычного мертвеца. Тело вампира не подвержено тлению и трупному окоченению, конечности сохраняют гибкость, глаза как правило открытые. У него продолжают расти ногти и волосы…

Наиболее испытанным и распространенным средством уничтожения вампиров в Трансильвании, как и во многих других местах, считается осиновый кол, который надо загнать упырю в сердце. Но не всегда данная мера оказывается достаточной. Потому кол как правило сочетают с отрубанием головы и последующим сожжением трупа. Стрельба же серебряными пулями у «знатоков» считается не более чем нелепыми дилетантскими фантазиями в стиле голливудских вестернов.

Любопытно, что в рассказах о появлении живых мертвецов и борьбе с ними крайне редко можно встретить упоминание о священнике и практически отсутствует обращение к церковным Таинствам как средству защиты от вампиров. Похоже, все связанное с вампирами и верой в их существование есть порождение наиболее темной стороны народной фантазии, по сей день тесно связанной с язычеством.

Легенды – легендами, но окончательно Влад Дракула стал вампиром все-же с легкой руки Брема Стокера, в конце XIX столетия. Это было время, когда писатели активно использовали народные сказания и древние источники как основу для своих произведений. Сам Стокер в течении долгого времени исследовал народные поверия, чтобы использовать их в романе, знакомился с историческими источниками.

Интересно, что в то же время к «вампирской» теме обратились еще два, несомненно, куда более талантливых писателя: Проспер Мериме и Алексей Константинович Толстой. Но их «Локис» и «Упырь» не повлекли за собой такой длинной череды продолжений, перепевов, экранизаций, как «Дракула» Стокера. Его успех обусловлен отнюдь не только литературными достоинствами книги, а потрясающим, стопроцентным попаданием в выборе героя – своеобразным обаянием настоящего , господаря валашского Дракулы.

Благодаря множеству экранизаций романа Стокера, образ Дракулы стал своего рода символом Трансильвании. На месте, где, якобы, находилось жилище Цепеша, сооружен «средневековый» замок. В нем каждый год проходит международный фестиваль Дракулы. Конечно, этот фестиваль не имеет ничего общего с ужасами настоящей «черной мессы» и больше напоминает знаменитый американский Хэллоуин. В Румынии сооружен огромный «Дракулаленд», в котором возможно приобщиться к развлечениям в стиле хоррор… Так Дракула из национального героя почти официально превратился в своеобразный румынский бренд. Город, в котором родился Влад Цепеш – Сигишоара – стал мировой столицей вампиризма.

Дракуломания ширится и притягивает и ученых. Так, в 1994 г. группа историков из Румынии учредила «Трансильванское общество Дракулы» – «ассоциацию, стоящую вне политики и стремления получать доходы, но целиком посвященную анализу феномена проникновения в Румынию западноевропейского мифа о Дракуле». Хотя меркантильные вопросы оказались историкам все же не чужды, потому как большинство туристических маршрутов по «следам боевой славы» Влада Дракулы находится в ведении общества. «Общество Дракулы» раз в 4 года проводит в Сигишоаре довольно представительный международный научный конгресс. Еще бы – одних только клубов поклонников графа в мире насчитывается больше 4000!

Мифическому графу посвящено множество романов и повестей, статей в газетах и журналах, и даже множество томов научной литературы. Фильмография «Дракулиады» в наше время насчитывает около сотни картин – от экранных шедевров до откровенных пародий. Не говоря уже о множестве ролевых компьютерных игр вроде «Камарильи», «Маскарада», «Дракулы» и других.

Но как бы не распространялся масскультурный миф о «графе Дракуле», все-же не следует забывать, что Влад Цепеш был реальным историческим правителем, человеком неординарным и неоднозначным, непохожим ни на одного из своих экранных и литературных героев. Взгляните на прижизненный портрет Дракулы. Человек, изображенный на холсте, вовсе «не тянет» на кровожадного садиста и маньяка. Можно предположить, что на долю этого человека выпали жестокие испытания и лишения…

О происхождениях вампиров существует довольно много теорий и легенд. Одна из них гласит, что они являются потомками Каина, который стал первым библейским убийцей собственного брата. Но все это домыслы к основной версии. До сих пор не все знают, что происхождение вампира непосредственно связано с именем Влада Цепеша - румынского воеводы 15-го века, впоследствии - правителя Трансильвании. Именно он и есть тот самый знаменитый граф Дракула!

Граф - реальный являющийся национальным героем Румынии и борцом с преступностью. Его история уходит своими корнями в средневековую Трансильванию...

История графа Дракулы

Кровожадный правитель

Влад Цепеш был правителем Трансильвании (области, находящейся на северо-западе Румынии) с 1448 по 1476 год. Его любимым занятием были садистские пытки врагов и мирных жителей, среди которых и одно из ужасных - прокалывание ануса. За то что Влад Цепеш любил сажать на кол живых людей, его прозвали Владом-Прокалывателем. Однако его самое жестокое зверство заключалось в другом: как-то румынский воевода пригласил в свой замок (в котором он, собственно говоря, и проводил все пытки - см. фото ниже) на званый ужин большое количество нищих. Когда бедняги мирно трапезничали, граф Дракула запер их в комнате и поджёг. Кроме того, в летописи описан случай, когда этот садист приказал своим слугам прибить гвоздями к головам турецких послов их головные уборы только потому, что те отказались снять их перед правителем.

Подобные зверства наложили свой отпечаток на характер личности этого правителя. Граф Дракула стал прототипом героя одноименного романа, написанного Почему Цепеш был необычайно жесток? Почему он держал в страхе всю Трансильванию, приводя в смущение и замешательство всех европейских монархов? Об этом далее.

Коварный и жестокий граф Дракула

Трансильвания - место его рождения. "Дракул" (Дракон) - прозвище. В 13 лет сын валашского воеводы Владислава II был захвачен турками в плен и находился в заложниках почти 4 года. Именно этот факт повлиял на психику будущего правителя. О нем отзывались как о неуравновешенном человеке со множеством непонятных привычек и странных идей. К примеру, граф Дракула очень любил трапезничать на месте казни людей или недавнего сражения со смертельным исходом. Не правда ли, странно?

Прозвище "Дракона" Цепеш получил благодаря тому, что его отец имел членство в элитном Дракона, который был создан императором Сигизмундом в 1408 году. Что касается титула - Влад III, то его следовало бы называть господарем, а не графом, однако такое именование носит произвольный характер. Но почему же именно этот правитель считается прародителем вампиров?

Все дело в необыкновенной страсти Цепеша к кровопролитию, к нечеловеческим пыткам и убийствам. Тогда становится непонятно, почему русский царь из - Иоанн Васильевич - прозван "Грозным"? Его тоже следовало бы окрестить вампиром, ведь именно он утопил Древнюю Русь в крови в буквальном смысле этого слова. Но это уже другая история...

Маленький остров посреди озера Снагов, что в двадцати километрах от Будапешта, является местом рождения знаменитого Дракулы. Здесь он и похоронен. Местные жители уверяли побывавшего там корреспондента польского журнала “Впрост”, что по ночам Дракула переплывает с острова на берег в поисках новых жертв.

Но старик сторож вступился за Дракулу. Он показал заброшенную церквушку, где хранится надгроб­ная плита с могилы этого челове­ка, повсеместно считающегося вампиром. В XVI веке митрополит Филарет приказал стесать с нее даты и имя, а затем распорядился положить ее в церкви так, чтобы на нее обязательно наступал схо­дящий с алтаря священник — “для ночного попрания”. Внутри церк- нушки сегодня сыро и мрачно. На стенах — потемневшая от времени роспись, на полу — полувыщербленные плиты. Самая большая (та самая) — у алтаря. И никаких чере­пом под ногами, ни бросающего и дрожь ужаса…Журналисту даже немного обидно стало за вампира. Но был ли он вампиром?

ПАЛАЧ, НО НЕ КРОВОПИЙЦА:
В 1430 году у князя Валахии родился сын Влад III. Сам отец был прославленным и неустрашимым воином, за что его и прозвали Дракул (Дракон). Когда Влад под­рос, он нарек себя Дракулой (сы­ном Дракона). Судьба его в чем-то напоминает судьбу римского императора Калигулы. Тот тоже не повторил подвигов своих предше­ственников на троне, зато вошел в историю как беспощадный и изощренный палач своих соотече­ственников. Так и князь Влад, уже будучи взрослым, завоевал себе прозвище Цепеш (сажатель на кол). Впрочем, в то время (а это был разгул инквизиции) пытать и уби­вать политических противников было обычным делом. Вот Влад и прославился по этой части большой изобретательностью. Он са­жал своих жертв на кол через рот вниз головой, протыкал кольями сбоку, сзади, через грудь, пу­пок. В своей резиденции в Снагове Дракула казнил около ста ты­сяч человек. Истории о выходках трансильванского князя разош­лись по всей Европе еще при его жизни.

Однако, несмотря на много­численные убийства, по-настоя­щему вкуса крови Дракула так и не попробовал. А румынские ис­торические хроники даже называ­ют его национальным героем за организацию обороны Трансильвании от турок.

Бессмертный же Дракула-вампир “родился” на четыре века поз­же. В 1897 году никому тогда не известный ирландский писатель Брэм Стокер издал роман “Драку­ла”, в котором зачем-то понизил князя в звании до графа (впрочем, графский титул был тогда в Евро­пе моднее княжеского). Роман стал популярным. Его перевели чуть ли не на все языки мира, за исключением разве что нанайско­го. После этого вампирские рома­ны стали выходить из-под пера разных писателей, как говорится, пачками. А с появлением кино эта тема стала наиболее модной, при­чем эта мода не затухает до сих пор.

Почему же у Стокера Дракула стал кровопийцей? Может быть, тогда в Трансильвании водились другие вампиры, страсти которых писатель приписал Владу? Но нет. Исторические хроники свидетель­ствуют лишь о том, что тогда же в тех местах жила графиня Эржабет, которая по примеру Клео­патры убивала своих молодых слу­жанок, чтобы омываться их кро­вью, потому что верила, что это предотвращает старость. Чтобы наполнить ванну, она убивала до тридцати девушек, тела которых потом тайно хоронили. Кстати, этих девушек забирали у родите­лей якобы для обучения в дом молодой образованной графини. Естественно, родители больше никогда не видели своих чад. Ког­да преступления Эржабет были разоблачены, ее судили и по приговору заживо замуровали в одном из подвалов ее же замка, о чем сохранились официальные документы. Изучение этих доку­ментов историками позволило сделать вывод, что Брэм Стокер их читал и даже использовал в процессе написания романа “Дра­кула”. Но ни князь Цепеш, ни Эржабет Баторий не пили кровь своих жертв. Что ж, Стокер имел право на художественный вымы­сел для усиления пугающего эф­фекта своего произведения. Беда в том, что некоторые слишком впечатлительные читатели вос­приняли роман как руководство к действию.

КЛУБЫ ПОКЛОННИКОВ:
До выхода романа Брэма Сто­кера вампиры повсеместно счита­лись неполноценными существа­ми, живущими на кладбищах и болотах, где они и подлавливали случайных прохожих. Стокер при­дал своему Дракуле подчеркнутый аристократизм и скрытую сексуаль­ность, то есть две составляющие притягательности. И недаром в конце XIX века экзальтированные читательницы настолько сходили с ума по кровожадному герою, что в моду вошли смертельная блед­ность кожи и подчеркнутая худо­ба. Одновременно начали появ­ляться многочисленные клубы дра- кулофилов. Существующий до сих пор Нью-Йоркский центр Дракулы выпускает посвященные ему пе­риодические издания (справочни­ки, бюллетени, дайджесты). А в Сан-Франциско известный вампи- ролог Джон Веллитуни издает “Джорнел оф вампиролоджи”. Об­щество графа Дракулы из Лос-Ан­джелеса занимается изучением средневековых вампиров и печа­тает годовые отчеты о своей дея­тельности. Появилась даже отдель­ная наука — конспирология. Она занимается изучением всяческой нечисти: вампиров, оборотней, вурдалаков, упырей и т.п. Сло­вом, поклонники литературного Дракулы, ученые и просто люби­тели острых ощущений — по жиз­ни нормальные люди, которые не имеют ничего общего с кровавы­ми трапезами.

РЕАЛЬНЫЕ ВАМПИРЫ:
Но, как уже говорилось, тво­рения Брэма Стокера и его лите­ратурных последователей стали своего рода инструкцией для лю­дей с поврежденной психикой. Так, в американской прессе было опубликовано интервью с некоей госпожой Пресли. Она открыто признала, что предлагает мужчи­нам секс в обмен на порцию их крови. По. ее словам, она надре­зает руку “донора” с внутренней стороны и очень осторожно выса­сывает кровь.

А вот история юного вампира, который наверняка не читал роман Стокера. Это южноафриканский мальчик, обиженный природой: у него лысая голова, кошачьи глаза и чешуйчатая кожа. Так вот, ког­да он видит обнаженные руки лю­дей, то норовит вцепиться в них зубами.

В былые времена у нас было бы официально заявлено, что все это — выкрутасы разлагающегося империализма, а в нашей стране такое невозможно. Оказывается, возможно. Взять хотя бы Николая Джумгалиева, которого еще 25 лет назад в Институте Сербского признали невменяемым. Этот че­ловек служил в десантных войсках, затем возглавлял пожарную коман­ду, а в конце концов докатился до вампиризма и каннибализма. В архивах МВД сохранились протоколы его допросов. Так вот, на одном из них он в сердцах заявил следователю: “Эх, начальник, если бы ты попробовал крови, ты бы понял, что это такое”. А еще из этих протоколов следует, что к вампиризму Николая толкнуло зна­комство с книгой “Черный туман”. Это редкая магическая книга ор­дена средневековых восточных тамплиеров, которые известны как сатанисты, практиковавшие кровавые ритуалы. Кровь они бра­ли у смертельно напуганных лю­дей, и считалось, что она вызы­вала у пьющего диаметрально противоположные чувства: уверен­ность в себе, сознание собствен­ного мужества, ощущение силы.

Джумгалиев давно изолирован. Но практика показывает, что пос­ле его “ухода от дел” вампиризм в России не прекратился. Вот изложение милицейского протокола тех времен, когда сту­дентов и интеллигенцию еще по­сылали на картошку. Во время сельскохозяйственных работ один питерский студент набросился на своего товарища и жестоко поку­сал его. Покусанного доставили в больницу, а виновника — в мили­цию, где он ничего не мог вспом­нить о случившемся. В ходе даль­нейших допросов выяснилось, что книгу “Черный туман” он не толь­ко не читал, но даже и не знает о ее существовании.

Стало быть, не литература тол­кает людей к кровопитию. А что же? Одно из объяснений вампи­ризму попытался дать канадский ученый Джон Дольфин. Он назвал его следствием генетического сбоя, который приводит к скоп­лению под кожей пигмента пор­фирита. Такие люди боятся солн­ца, имеют искаженные черты лица. В равновесие организм при­водит только потребление гемо­глобина в большом количестве. Многие ученые считают это объяс­нение недостаточно проработан­ным. И потом тот же Джумгалиев и студент, попытавшийся испро­бовать крови своего однокурсни­ка, действовали средь бела дня, да и лица у них совсем не были искаженными. Словом, вампиризм до сих пор остается для науки загадкой. Не по силам пока ее разрешение и спе­циалистам, изучающим аномаль­ные явления. Так что ответа на вопросы, связанные с этим, ос­тается только ждать.

Граф Дракула - герой множества мистических книг и фильмов. С именем знаменитого графа связана румынская туристическая индустрия. В каждой деревне Трансильвании (северо-запад современной Румынии) вы можете попробовать кроваво-красное вино которое называется «Дракула». 4 замка являются претендентами на звание места рождения легендарного князя.

«Интернационал Люцифера»

Кровь как известно обладает огромной магической силой. Ее применяли, давая страшные клятвы, а также делая попытки воскресить мертвых или омолодиться. , или «красные братья», как они себя называют (оказывается, они существуют и в наше время), пьют чужую кровь, для того чтобы продлить свою жизнь.

До недавнего времени в Лос-Анджелесе действовала секта «Цыганские шуты». Ее члены закалывали жертву, пили ее кровь и ели мясо, а все следы зверского ритуала уничтожали в переносной печи для кремации. Существует «Интернационал Люцифера», в состав которого входят кровавые секты по всему миру! Так кто же такой - их идейный вдохновитель, Влад Дракула?

Создание мифа

О Владе Цепеше, самом знаменитом вампире всех времен и народов, начало мифу положил в 1463 году король Венгрии Матьяш I. По его заказу был сфабрикован анонимный донос о страшных злодеяниях, которые якобы совершил Влад: о десятках тысяч замученных мирных жителей, заживо сожженных нищих, о шапках, прибитых гвоздями к головам неучтивых послов.

Большую роль в возникновении интереса к теме вампиризма сыграли книги о вурдалаках и упырях. Друг Байрона врач Полидори написал в 1819 году роман «Вампир», который стал образцом для подражания. Воспевший «красных братьев» Брэм Стокер (который кстати был, черным магом и членом магического ордена «Золотая Заря») лишь завершил создание мифа, когда опубликовал свой знаменитый роман «Дракула» в 1897 году. Его персонаж стал для кровопийц вполне реальным образом для подражания.

Культ вампиризма стал ассоциироваться с «посвящением» в древние знания даков, предков румын, и сажанием на кол. Символом вампиров стали два скрещенных заостренных кола. Считается, что Дракула возродил магический обряд своих далеких предков. А что говорят о его личности исторические документы?

Правда о «великом изверге»

Будущий господарь Влад III Дракула («сын дракона») родился в 1431 году и провел первые годы своей жизни в городе Сигишоара в Трансильвании. На его родовом гербе был изображен дракон - по-румынски «дракул», отсюда и прозвище. Единственный прижизненный портрет Влада совсем не соответствует образу свирепого и безжалостного злодея.

Красивое лицо: черные брови, широко открытые, обрамленные длинными ресницами зеленые глаза, орлиный нос, густые усы, бритый подбородок. Большие страдальческие глаза без тени жестокости и злобы, неестественная худоба и желтый, болезненный цвет лица говорят об испытаниях и перенесенных лишениях. На широкие плечи падают черные волнистые волосы. Благородный, полный достоинства облик.


Господарем Валахии (историческая область на территории Румынии) он стал в 1456 году, в тяжелые времена. Султан Османской империи Мехмед II Фатих (Завоеватель) уже взял штурмом Константинополь, столицу Византии, и двинулся на Европу. Турки оккупировали Болгарию и Сербию. А правитель маленькой Валахии не только отразил их натиск, но и напал на них сам.

В 1458 году он совершил поход в Болгарию, освободил и расселил в своем княжестве исповедующих православие болгарских крестьян. Мехмед II решил свергнуть непокорного князя Валахии и посадить на престол его младшего брата Раду Красивого, который принял ислам. Влад знал, что в одиночку ему не устоять, и обратился за помощью к соседям. Помощь обещали оказать Матьяш I Корвин, молдавский князь Штефан (двоюродный брат и друг Влада) и другие правители.

Но когда летом 1462 года турки напали на Валахию, никто не пришел на выручку. Силы были неравными, несмотря на то что Влад призвал в армию все мужское население Валахии, начиная с 12-летнего возраста, вел партизанскую войну и применял тактику выжженной земли. Султан подошел к столице княжества Тырговиште.

В стремительной ночной атаке семитысячный отряд Влада уничтожил около 15 000 турок и вызвал панику в их лагере. Но главной цели - убить султана, чтобы предотвратить дальнейшую агрессию, - достичь не удалось. После той кровавой ночи Мехмед II, оставив часть своих войск Раду Красивому, покинул Валахию. Защищая свою землю, Влад безжалостно истреблял ее врагов и действительно сажал их на кол. Но такую казнь тогда применяли во многих странах.

Черная измена

Дракула одержал победу над врагами, но Штефан предал его и перешел на сторону Раду. Князь отступил в Трансильванию, где стояли венгерские войска. Корвин, которому он когда-то помог занять престол Венгрии, называл Влада «любимым и верным другом». Матьяш организовал донос на Дракулу, а во время переговоров арестовал и заковал Влада в цепи, обвинив в связях с султаном, и продержал в тюрьме без суда и следствия 12 лет!

Дело в том, что Корвин растранжирил 40 000 гульденов, которые получил от папы римского Пия II на организацию крестового похода против турок, и решил свалить на Влада свою вину за его срыв. Такое обвинение в отношении человека, известного своей непримиримой борьбой с турками и фактически обратившего в бегство Мехмеда II, звучит абсурдно. Князь, несмотря на пытки, ни в чем не признался, и тогда Корвин, чтобы скрыть свои преступления, решил представить его извергом в глазах людей.

Последний взлет

При правлении Раду Красивого Валахия стала областью Османской империи. Турецкая угроза Европе нарастала. Новый папа римский Сикст IV, видимо, понимал, что именно Дракула, на деле показавший свои способности полководца, может повести христианскую армию на турок в крестовом походе. И «великий изверг» получил свободу, выполнив поставленные ему условия: переход из православной веры в католическую и женитьба на двоюродной сестре Корвина.

В 1476 году Влад в качестве командующего венгерской армией выступил в поход, чтобы освободить Валахию. Войска проходили по Трансильвании. Есть документы о том, как радостно приветствовали его возвращение горожане города Брашова, где, если верить доносу, он недавно творил неслыханные злодеяния. Выбив турок с территории княжества, Дракула 26 ноября 1476 года вновь стал господарем Валахии. Но его окружали явные и тайные враги.

В конце декабря он был предательски убит изменниками из своего ближайшего окружения. Его голову передали в дар турецкому султану и она была выставлена на одной из площадей Константинополя, который Мехмед II сделал столицей Османской империи. По преданию, обезглавленное тело Влада нашли монахи расположенного около Бухареста монастыря Снагов. Они и похоронили его в построенной им ранее часовне возле алтаря.

Истина в потоках лжи

Факты как известно — упрямая вещь, а они говорят о том, что Дракулу жестоко оклеветали. Он не совершал чудовищных преступлений, о которых нет никаких свидетельств в исторических документах. Невозможно, чтобы такие факты не нашли отражения в хрониках тех лет. В сочинениях придворных летописцев подлый Корвин представлен справедливым, а предатель Штефан, посадивший на кол 2 000 румын, - святым. Среди потоков лжи до нас, к счастью, дошли документы о правлении Влада.

За свою короткую, полную бед жизнь он основал Бухарест как крепость и построил в нем дворец Куртя-Веке, будущую резиденцию валашских князей, перед развалинами которой теперь стоит его бюст. Сохранились грамоты, в которых он дарил крестьянам земли. Влад храбро сражался с турками, защищая свой народ и свою землю, строил церкви и монастыри.

Он - национальный герой Румынии, преданный коварными «друзьями» мученик, убитый и оклеветанный. Незаурядную личность, умного и справедливого правителя, внушавшего ужас своим врагам, для всего мира превратили в мифического кровожадного монстра, который стал идеалом для современных, вполне реальных каннибалов и кровопийц.

Вампиры и зомби.

«Тайны ХХ века» — (Золотая серия)