Презентация - Жизненный путь и творчество И.С. Баха

С самого рождения никто в семье не сомневался, что маленький Иоганн будет музыкантом: все дети играли на различных инструментах и изучали нотную грамоту, сольфеджио и теорию музыки.

Уже в пять лет малютка-Бах учился играть на скрипке, которую подарил ему отец. Слушая по утрам пение птиц, мальчишка пытался воспроизвести красивые звуки с помощью смычка и струн. Так появилась первая чарующая музыка Баха.

В 9 лет будущий композитор впервые узнал, что такое горе: сначала не стало мамы, через год умер от болезни отец. Иоганн поселился у старшего брата, который заботился и помогал ему, учил играть на органе и клавире.

В постоянно запертом шкафу под запретом для Баха лежала толстая нотная тетрадь с сочинениями великих композиторов. Мальчику удалось открыть замок. Он несколько месяцев ночами переписывал произведения, напрягая зрение от лунного света.

Когда юноше исполнилось 15 лет, он переехал в другой город для учебы в церковной школе. Иоганн учился петь, в то же время начинал писать свои маленькие музыкальные сочинения для клавира и органа.

Окончив школу, молодой человек ищет себе разнообразную работу, путешествуя по городам Германии. В 22 года Иоганн сделал предложение и женился на своей любимой кузине – Марии Бах.

Следующие 9 лет стали для уже известного в определенных кругах музыканта временем интенсивной и насыщенной работы. Бах служит придворным музыкантом у герцога Веймарского, много пишет и доводит уже написанные произведения до совершенства.

Здесь у Баха родилось двое прекрасных сыновей, которые в будущем станут известными композиторами. Перейдя на работу к герцогу Леопольду, композитор чувствовал себя счастливым и спокойным, много сочинял. Начинает писать концерты для оркестра.

В 1920 году снова горе – умирает жена, от которой в семье четверо малышей. Бах женится снова. Получает в Лейпциге должность кантора при церкви и становится ответственным за личный состав музыкантов и певцов всего города.

1723 – 1750 годы стали всплеском творчества уже великого композитора. Он писал духовную музыку, пьесы и каноны, которые незамедлительно разлетались партитурами по всему миру.

Последние годы И.С.Бах очень плохо видел, перенес несколько операций на глазах, но зрение только ухудшалось. Его похороны были торжественными, многолюдными. Проводить композитора в последний путь приехали поклонники из разных городов.

Оставив после себя не только 20 детей, но и огромное творческое наследие, Иоанн Себастьян Бах до сих пор удивляет своими произведениями, заставляя слушать их снова и снова.

Презентация по музыке на тему: «Мой любимый композитор – классик» над презентацией работала ученица 7 класса «А» Брутян Юник

Биография. Иоганн Себастьян Бах был младшим, восьмым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт. Род Бахов известен своей музыкальностью с начала XVI века: многие предки и родственники Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами. В этот период Церковь, местные власти и аристократия поддерживали музыкантов, особенно в Тюрингии и Саксонии. Отец Баха жил и работал в Эйзенахе. В это время в городе насчитывалось около 6000 жителей. Работа Иоганна Амброзиуса включала организацию светских концертов и исполнение церковной музыки. Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать, а через год не стало отца. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф.

Творчество. Бах написал более 1000 музыкальных произведений. Бах писал музыку для разных инструментов, как духовную, так и светскую. Некоторые произведения Баха являются обработками произведений других композиторов, а некоторые - переработанными версиями своих произведений. Органная музыка в Германии ко времени Баха уже обладала давними традициями, сложившимися благодаря предшественникам Баха, каждый из которых по-своему влиял на него. В течение жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, пассакалья, так и в более строгих формах - хоральной прелюдии. В своих произведениях для органа Бах умело соединял черты разных музыкальных стилей, с которыми он знакомился в течение жизни.

Судьба в музыке Баха. В последние годы жизни и после смерти Баха его известность как композитора стала уменьшаться: его стиль считали старомодным по сравнению с расцветающим классицизмом. Его больше знали и помнили как исполнителя, педагога и отца Бахов-младших, в первую очередь Карла Филиппа Эммануила, музыка которого была известнее. Однако многие крупные композиторы, такие как Моцарт и Бетховен, знали и любили творчество Иоганна Себастьяна. В России начала XIX века как знатоки и исполнители музыки Баха особенно выделяются ученица Фильда Мария Шимановская и Александр Грибоедов. Например, при посещении школы Св. Фомы Моцарт услышал один из мотетов и воскликнул: «Здесь есть чему поучиться!» - после чего, попросив ноты, долго и упоённо изучал их. Бетховен очень ценил музыку Баха. В детстве он играл прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира», а позже называл Баха «истинным отцом гармонии» и говорил, что «не Ручей, а Море ему имя».

Произведения Иоганна Себастьяна оказали влияние на многих композиторов. Некоторые темы из произведений Баха, например, тема токкаты и фуги ре минор, были многократно использованы в музыке XX века. Биография, написанная в 1802 году Иоганном Николаусом Форкелем, подстегнула интерес широкой публики к его музыке. Всё больше людей открывали для себя его музыку. Например, Гёте, довольно поздно в своей жизни познакомившийся с его произведениями, в письме 1827 года сравнил ощущение от музыки Баха с «вечной гармонией в диалоге с самой собой». Но настоящее возрождение музыки Баха началось с исполнения Страстей по Матфею в 1829 году в Берлине, организованного Феликсом Мендельсоном.

Произведения Баха. I. Вокальные произведения: Кантаты; Мотеты; Литургические произведения на латинском языке; Пассионы и оратории; Светские кантаты; Хоралы; Песни и арии; Песни; Кводлибет;

II. Органные произведения: 1. Трио-сонаты для органа; 2. Прелюдии и фуги, токкаты и фуги, фантазии и фуги для органа; 3. Пассакалья и фуга до минор для органа; 4. Трио и другие произведения для органа; 5. Концерты для органа; 6. Различные хоральные прелюдии; III. Концерты и сюиты для оркестра: 1. Скрипичные концерты; 2. Бранденбургские концерты; 3.Концерты для клавесинов; 4.Сюиты для оркестра.

Музыкальные фрагменты. - BWV 59 - Wir mich liebet, der wird mein Wort halten - BWV 171 - Gott, wie dein Name, so ist auch dein Ruhm - BWV 140; I. Coro - Wachet auf, ruft uns die Stimme


С ранних лет Бах ощущал своим призванием органное поприще, неустанно учился искусству органной импровизации, явившейся основой его композиторского мастерства. Еще ребенком, в родном Эйзенахе, он слушал игру на органе своего дяди, а затем, в Ордруфе – брата. В Арнштадте Бах сам начинает работать органистом, и несомненно, уже там пробует сочинять для органа, хотя его хоральные обработки, смущавшие арнштадтских прихожан своей необычностью, и не дошли до нас. В должности органиста композитор служил и в Веймаре, где полностью сформировался его самобытный органный стиль. Как известно, именно на Веймарские годы приходится исключительная активность в области баховского органного творчества – создано большинство органных сочинений: Токката и фуга d-moll, Токката, adagio и фуга C-dur, Прелюдия и фуга a-moll, Фантазия и фуга g-moll, Пассакалия c-moll и многие другие. Даже когда в силу обстоятельств композитор переключался на другую работу, он не расставался с портативом – переносным органом. Не нужно забывать и то, что в сопровождении органа звучали в церкви баховские оратории, кантаты, пассионы. Именно через орган Бах был известен своим современникам. В органных импрорвизациях он достиг высшего совершенства, потрясая всех, кто мог его слышать. Прославленный органист Ян Рейнкен, уже на склоне лет, услышав игру Баха, произнес: «Я думал, что это искусство уже давно умерло, но теперь я вижу, что оно живет в Вас!»


Бах Иоганн Себастьян (), немецкий композитор и органист. Родился 21 марта 1685 г. в Эйзенахе, где отец занимал должность придворного музыканта. Рано потеряв родителей (Баху не было и десяти лет), мальчик переехал в Ордруф к старшему брату Иоганну Кристофу, у которого и учился музыке. К 17 годам он играл на скрипке, альте, клавире и органе, пел в хоре. Баха пригласили в Веймар служить музыкантом при дворе. Это приглашение стало началом его карьеры, закончившейся в должности кантора (дирижёр хора, органист и сочинитель духовной музыки) в церкви Святого Фомы в Лейпциге (с 1723 г.). Бах Иоганн Себастьян (), немецкий композитор и органист. Родился 21 марта 1685 г. в Эйзенахе, где отец занимал должность придворного музыканта. Рано потеряв родителей (Баху не было и десяти лет), мальчик переехал в Ордруф к старшему брату Иоганну Кристофу, у которого и учился музыке. К 17 годам он играл на скрипке, альте, клавире и органе, пел в хоре. Баха пригласили в Веймар служить музыкантом при дворе. Это приглашение стало началом его карьеры, закончившейся в должности кантора (дирижёр хора, органист и сочинитель духовной музыки) в церкви Святого Фомы в Лейпциге (с 1723 г.).


Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха - "Страсти по Матфею". Впервые - в Германии - было издано полное собрание баховских сочинений. А музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. "Не ручей! - Море должно быть ему имя", - сказал о Бахе великий Бетховен. Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха - музыкантом.


Литургические произведения на латинском языке (232243a) BWV 232 Месса си минор BWV 233 Месса фа мажор BWV 233a Kyrie фа мажор (альтернативная версия BWV 233) BWV 234 Месса ля мажор BWV 235 Месса соль минор BWV 236 Месса соль мажор BWV 237 Sanctus до мажор BWV 238 Sanctus ре мажор BWV 239 Sanctus ре минор BWV 240 Sanctus соль мажор BWV 241 Sanctus ре мажор (аранжировка Sanctus из мессы Керла Missa superba) BWV 242 Christe Eleison соль минор BWV 243 Магнификат ре мажор BWV 243a Магнификат ми-бемоль мажор (более ранняя версия BWV 243) Пассионы и оратории(244249) BWV 244 Страсти по Матфею BWV 244a Klagt, Kinder, klagt es aller Welt (траурная кантата по князю Леопольду Ангальт- Кётенскому) BWV 244b Страсти по Матфею (ранняя версия) BWV 245 Страсти по Иоанну BWV 245a Himmel reisse, Welt erbebe (ария из второй версии Страстей по Иоанну) BWV 245b Zerschmettert mich, ihr Felsen und ihr Hügel (ария из второй версии Страстей по Иоанну) BWV 245c Ach, windet euch nicht so, geplagte Seelen (ария из второй версии Страстей по Иоанну) BWV 246 Страсти по Луке (ошибочно, автор неизвестен) BWV 247 Страсти по Марку (либретто сохранилось, но музыка почти полностью утеряна) BWV 248 Рождественская оратория BWV 249 Пасхальная оратория

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ 1685-1750

Дата рождения 21 марта (31 марта) 1685 Место рождения Эйзенах, Саксен-Эйзенах Дата смерти 28 июля 1750 (65 лет) Место смерти Лейпциг, Саксония Годы активности 1710-1750 Страна Священная Римская империя Профессии композитор, органист Инструменты орга́н, клавесин, скрипка Жанры музыка барокко

Детство Города, в которых жил И. С. Бах

Города, в которых жил И. С, Бах

БАХ Иоганн Себастьян Бах был младшим, восьмым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт Род Бахов известен своей музыкальностью с начала XVI века: многие предки Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами

Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать, а через год - отец, успев незадолго до этого ещё раз жениться. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф, служивший органистом в соседнем Ордруфе. Иоганн Себастьян поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире. Иоганн Себастьян очень любил музыку и не упускал случая заниматься ею или изучать новые произведения.

В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в 1700-1703 годах учился в вокальной школе Св. Михаила. Во время учёбы он посетил Гамбург - крупнейший город в Германии, а также Целле (где в почёте была французская музыка) и Любек, где он имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени. Арнштадт и Мюльхаузен (1703-1708) Веймар (1708-1717)

Кётен (1717-1723) Лейпциг (1723-1750)

И. С. Бах с сыновьями

Кабинет- музей И. С. Баха

Дом композитора

Здесь 15 лет служил кантором И. С. Бах

И. С. Бах за органом

Анна Магдалена Бах и Иоганном Себастьяном

Семья Бахов

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"

Творческий облик И.С.Баха

Великий немецкий композитор

годы жизни

1685 - 1750



Творческое наследие Баха довольно велико.

  • Это:
  • мессы,
  • оратории, кантаты, произведения для органа,

клавесина. клавира. концерты. сюиты, инвенции



Орган – инструмент –оркестр.

  • Любимый инструмент Баха – орган. Именно для него им написано большое количество прекрасных сочинений.
  • Среди них знаменитые «Органные прелюдии, «Токката и фуга»
  • ре минор»


Собор св. Фомы, в котором долгое время служил Бах.

  • Играть на этом инструменте чрезвычайно сложно! Кроме необыкновенной виртуозности и безукоризненного владения техникой, исполнителю требуется приличная физическая подготовка, т. к. он играет не только руками но и ногами.

Музыкальное искусство того времени развивалось в двух направлениях: духовная и светская музыка.

  • Духовная звучала в церкви во время служб. Это были произведения вокально-инструментальной музыки. Задача Баха была сочинять новую музыку к каждому богослужению. Звучала она в сопровождении органа.
  • «Страсти по Иоанну»
  • «Страсти по Матфею»
  • «Страсти по Луке»


Из предков Баха особенно прославились: Фейт Бах - пекарь, который играл на цитре, Иоганнес Бах - городской музыкант в Эрфурте, Иоганн Амвройский - городской музыкант. Дядя Иоганн Кристоф служил в городе органистом



Творчество Баха условно подразделяют на три основных периода:

  • Веймарский период Кетенский период Лейпцигский период


Детство и юность Баха.

  • Родился 21 марта 1685 г. в Эйзенахе, где отец занимал должность придворного музыканта. Рано потеряв родителей (Баху не было и десяти лет), мальчик переехал в Ордруф к старшему брату Иоганну Кристофу, у которого и учился музыке.


К 17 годам он играл на скрипке, альте, клавире и органе, пел в хоре. Баха пригласили в Веймар служить музыкантом при дворе. Это приглашение стало началом его карьеры, закончившейся в должности кантора (дирижёр хора, органист и сочинитель духовной музыки) в церкви Святого Фомы в Лейпциге (с 1723 г.).

История о том, что Бах по ночам переписывал ноты других композиторов тайком от брата, не является достоверным фактом.



Веймарский период жизни Баха

  • В Веймаре, где был прекрасный орган, Бах написал серию органных токкат (из них наиболее знаменита ре-минорная).
  • В Лейпциге ему приходилось на каждой воскресной церковной службе исполнять новую кантату. Таким образом, он стал автором 265 кантат (пять годовых циклов). Кроме духовных писал светские кантаты («Кофейная», «Крестьянская» и др.).

Бах явился создателем малого цикла «прелюдия и фуга» для клавира.

  • Полифонический жанр фуги Бах довёл до совершенства: в его двух томах «Хорошо темперированного клавира»
  • (1722-1744 гг.)
  • В нем каждой из 24-х тональностей мажора и минора 1соответствуют отдельные прелюдия и фуга.



Бах – непревзойденный мастер полифонии.

Памятник Баху.

Фуга – означает «бег».

  • В цикле «Искусство фуги», над которым Бах работал последние десять лет жизни, представлены произведения, развивающие - каждый раз неповторимо - одну и ту же тему.

Поздний период творчества

Срасти …

Гениальность…

  • Вершинами вокально-инструментальной музыки явились композиции «Страсти по Иоанну» (1724 г.), «Страсти по Матфею» (1727 или 1729 г.), а также «Высокая месса си-минор» (1747- 1749 гг.).