Презентация "М. Жизнь и творчество

М. Е. Салтыков -Щедрин. Сказки.

Выполнила:

учитель литературы

МБОУ СШ №8

Бородина В. В.


М. Е. Салтыков-Щедрин (1826 - 1889)

Литературный псевдоним – Николай Щедрин.

Выпускник Царскосельского лицея, крупный государственный чиновник.

В своих произведениях наказывал зло, жестокость, предательство, глупость.


История создания

Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1882 году.

К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух.


Основные темы

Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы.

  • Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)
  • Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц»)
  • Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак»)
  • Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)

Жанровое своеобразие

В жанровом отношении сказки сходны с русской народной сказкой. В них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их.

Важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.


Сказка Салтыкова-Щедрина сплав фольклорной сказки и басни

  • Сказочный зачин
  • Устойчивые выражения
  • Фантастические события
  • Образы животных
  • Эзопов язык (язык иносказаний, намеков)

Эзоп - легендарный поэт, творец басни. Его жизнь литературная традиция приурочивает к 6 в. Согласно преданию, он был рабом из Фригии (в Малой Азии), впоследствии был отпущен на волю и жил некоторое время при дворе лидийского царя Креза.

Эзопов язык (по имени баснописца Эзопа), тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора. Прибегает к системе «обманных средств», басенным «персонажам», (сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина).


Сочетание реального и фантастического

Реальное

Фантастическое

Газета «Московские ведомости», город Петербург, Тула Москва, Пенза, Рязань, названия улиц - Подьяческая улица, регистратура, река Фонтанка, Нева, пенсия.

Необитаемый остров с экзотической природой, способ попадания генералов на остров, возвращение домой, наличие мужика, газеты на острове.


Использование определённых сатирических приёмов

Аллегория

иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты

Гипербола

намеренное преувеличение свойств изображаемого предмета

Ирония

отрицательная оценка предмета или явления через осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован

Сарказм

едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом


Один из самых ярких сатирических приемов – гротеск.

Гротеск – предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании реального и фантастического


Значение сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина

В небольшом по объёму произведении соединяется лирическое, эпическое и сатирическое и предельно выражена проблема судьбы русского народа.



«Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»




Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пленительный мир сказок...

185 лет Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину

Дом, где родился будущий писатель. Имение Спас-Угол.

Мать Отец Ольга Михайловна Евграф Васильевич (дочь московского купца) (коллежский советник)

Дворянский институт в Москве

Царскосельский лицей

Тема урока «Сказка - ложь, да в ней намек…» (В чем загадка сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина?)

В сборник вошло 32 сказки Годы создания (1882 – 1886)

«В некотором царстве, в некотором государстве жили- были…»

«Скоро сказка сказывается, но легко ли дело делается?...»

Генералы -Ничего не умеют и не хотят делать -Глупые («ничего не понимали») -Беспомощные -По сравнению с мужиком они цивилизованные (знают, что такое Вавилонская башня) -Невежественные (даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в …») -Не способны думать ни о ком, кроме как о себе

Мужик -Все время занят работой -Глуп в некоторых ситуациях (сам свил веревку, которой его привязали) -Мастер на все руки, сметлив -Обладает определенным запасом знаний (знает, как добыть огонь и т.д) -Генералов кормит самым лучшим, о себе почти ничего не берет -Покорен, выполняет все желания генералов, во всем им подчиняется

«О них не в сказке сказано, а пером описано…»

Литературные понятия Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Гротеск – предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

Ирония – скрытая, неявная насмешка. Аллегория – иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. Фантастика – прием, в котором авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального мира.

Сатира Беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления

Как два генерала оказались на необитаемом острове? 1.В результате кораблекрушения 2.По щучьему велению, по моему хотению 3.С помощью волшебника 4.Прилетели на ковре-самолете.

В чем мужик варил суп? 1. В котелке 2. В пригоршне 3.В кокосовой скорлупке 4.В чане.

Какую газету читали генералы на необитаемом острове? 1. «Московскую правду» 2.«Московские ведомости» 3. «Московское обозрение» 4. «Вестник Москвы».

Как генералы отыскали на острове мужика? 1. По следам, оставленным на песке 2. По звукам балалайки 3. По запаху мякинного хлеба 4. По его крикам.

Кем этот мужик работал в Петербурге? 1. Поваром 2. Кузнецом 3. Маляром 4. Извозчиком.

В каком виде два генерала прибыли на остров? 1. В мундирах 2. В ночных рубашках 3. В шубах и валенках 4. Раздетые.

Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина? 1. Пуговицу 2. Орден 3. Тапочки 4. Платок.

Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть? 1. Все время спать 2. Научиться работать 3. Найти мужика 4. Поймать зверя.

Из чего мужик сделал силки для птиц? 1. Из собственных волос 2. Из собственной рубахи 3. Из собственных лаптей 4. Из лески.

Как генералы вернулись домой? 1. Заснули и проснулись дома 2. Так же как и попали на остров 3. Их спасли случайно 4. Мужик построил корабль

На какой улице в Петербурге жили два генерала? 1. На Подьяческой 2. На Фонтанке 3. На Литейной 4. На Невском.

Какой из двух генералов был поумнее? 1. Тот, кто был учителем каллиграфии 2. Тот, кто был учителем географии 3. Тот, кто был учителем логики 4. Тот, кто вообще не был учителем.

Как генералы мужика при себе удерживали? 1. Цепью приковали 2. Веревочкой привязали 3. Смирительную рубашку надели 4. Он остался сам.

Чем генералы наградили мужика? 1. Бутылкой пива 2. Медалью 3. Плетьми 4. Рюмкой водки и пятаком.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Очерк жизни и творчества. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Я люблю Россию до боли сердечной… Литературный критик Редактор журнала «Современник»,«Отечественные записки» (вместе с Некрасовым) Писатель-сатирик

Дом, где родился будущий писатель. Имение Спас-Угол. Детство в окружении «всех ужасов крепостного права».

Мать писателя Ольга Михайловна Отец писателя Евграф Васильевич

Дворянский институт в Москве Царскосельский лицей Образование

«Вятский плен» Повести «Противоречия», «Запутанное дело» «вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших всю Западную Европу» (Николай I) Ссылка в Вятку

Дом в Вятке, в котором жил Салтыков-Щедрин Вятский плен Обилие впечатлений «Губернские очерки» Внимание автора к «одному из далеких уголков России» с целью «обнаружения зла, лжи и порока», но верой в будущее, в «полную жизнь».

Принципиальная позиция писателя. Вице-Робеспьер. Рязань середина 19 века. Тверь конец 19 века. 1860-е государственная служба

Группа сотрудников журнала «Отечественные записки»

Жена писателя Е. А. Болтина Дом по Литейному проспекту, в котором жил писатель до конца дней.

Дочь писателя Сын писателя

Юмор – мягкий смех, усмешка. Ирония – скрытая насмешка. Сатира – беспощадное осмеяние человеческих пороков. Сарказм – язвительная жестокая насмешка. Гипербола - сильное преувеличение тех или иных свойств изображаемого. Эзопов язык - (назван по имени древнегреческого баснописца Эзопа) речь, изобилующая иносказаниями, недомолвками, намёками и пр. для сокрытия прямого смысла.

«История одного города» Суть произведения – сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти. Основная мысль – «градоначальники секут обывателей, а обыватели трепещут». Условный рассказчик – архивариус-летописец провинциальной эпохи конца XVIII - XIX века, которому многое известно, что происходило позднее. Композиция повести. Историческая монография: Предуведомление общий очерк глуповской истории главы-персоналии

Роман «Господа Головлевы» Идея Салтыкова-Щедрина: разрушение общества начинается с разрушения семьи. В романе показана деградация и смерть целого рода Головлевых – Арина Петровна «цепенеет в апатии власти».

История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 18 69 году. К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.

Жанровое своеобразие В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их. Кроме того, важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Основные темы Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы. Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.) Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.) Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.) Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь») Орел-меценат

Проблематика Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то « особенное патологическое состояние », в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм). Премудрый пискарь

Художественные особенности Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»).

Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: « какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?») Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: « Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!») Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить ») Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)

Заключение Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.

Домашнее задание. Письменный анализ самостоятельно выбранной сказки: План анализа 1. Основная тема сказки (о чем?). 2. Главная мысль сказки (зачем?). 3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц рас­крывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. 4. Сатирические приемы, использованные автором. 5. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. 6. Соединение фольклорного, фантастического и реального.


Слайд 1

Салтыков-Щедрин создал новый оригинальный жанр политической сказки, в которой сочетаются фантастика и реальная злободневная политическая действительность
В мире сказок Салтыкова - Щедрина

Слайд 2

Слайд 3

Основные задачи сказок:

Слайд 4

Слайд 5

Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?»)
Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!»)
Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»)
Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)

Слайд 6

Идейно-тематическое содержание сказок
Всего 32 сказки
Обличение господствующего класса
Показ положения угнетенного класса
Обличение самодержавия
Обличение бездеятельных либеральных обывателей
Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.)
Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.)
Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.)
Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)

Слайд 7

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Слайд 8

В сатире Салтыкова – Щедрина перед читателем возникает «образ страны страдающего, но пассивного народа, бессильного общества и жестокой, деспотичной власти»

Слайд 9

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Мультфильм

Слайд 10

«В сказке «Премудрый пискарь» Щедрин зло высмеял прячущегося от веяний живой жизни интеллигента, единственная цель которого – подленькое «шкурное приспособление», желание выжить ценой отказа от человеческих чувств, стремлений и борьбы»

Слайд 11

«Премудрый пискарь»
Мультфильм

Слайд 12

Сказка «Дикий помещик»
«Дикий помещик
Размышляя над судьбами народа в пореформенную эпоху, Щедрин не обходит вниманием традиционную для русской литературы «помещичью» тему. В сказке "Дикий помещик” изображен тип убежденного крепостника, «мужикоеда», который продолжает притеснять временообязанных крестьян. Помещик из этой истории все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий запах. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время это приводит помещика к полной деградации и одичанию: «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках…» Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя. И только неожиданное возвращение «роя» мужиков спасло имение от полного разорения и гибели.

«Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович» - 1848г.,апрель -арест и ссылка в Вятку. 1840г. -пишет первые стихи. Московский дворянский институт. 1869-1870гг. -публикует в «Отечественных записках» роман «История одного города». 1855г. -освобождается из ссылки, причисляется к министерству внутренних дел. 1838г. -за отличные успехи переводится в Царскосельский лицей.

«Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина» - Названия книг. Детские годы. Улица. Этапы биографии и творчества. Преемственные связи. Время творческих достижений. Характер его творчества. Администратор. Смерть матери. Тип художественной образности. Журнал «Отечественные записки». Музей им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. Центр литературной жизни. Щедрин в лесу реакции.

«Произведения Щедрина» - В современном обществе конфликты проявляются не в любовно-психологической сфере, а в сфере социальной. Салтыков начинает работать над "Историей одного города" (1869--1870). В романе изображен распад буржуазной семьи. Так же построена сказка о Топтыгиных, пришедших в лес "внутренних супостатов усмирять".

«Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин» - Дом, где родился М.Е.Салтыков-Щедрин. М.Е.Салтыков-Щедрин. Мать, Ольга Михайловна Забелина. Значение творчества писателя. Эпиграф. Являлась гневная, неумолимая, с закушенною нижнею губою, решительная на руку, злая». Над книгой «Сказок» Салтыков-Щедрин работал с 1882 по 1886 год. Михаил Евграфович в детстве.

«Биография Щедрина» - Творческая деятельность продолжается, писатель говорит с читателем со страниц «чужих» журналов. Салтыков возглавляет Журнал. Учёба в Московском дворянском институте. Салтыкова – Щедрин выпущен из Лицея и направлен в канцелярию военного министерства. Перерыв в литературной деятельности. 1856г. Появился на свет как литератор в 1856г.

«Биография М.Е.Салтыкова-Щедрина» - Группа сотрудников журнала «Отечественные записки». Жанровое своеобразие. Дом по Литейному проспекту, в котором жил писатель до конца дней. История создания. Дом, где родился будущий писатель. Юмор – мягкий смех, усмешка. Ирония – тонкая, скрытая насмешка. «Вятский плен». Идея Салтыкова-Щедрина. Художественные особенности.