Проблема совести: аргументы. Какие примеры совести из жизни можно привести

Человека, которая помогает осуществлять контроль над чувствами, взглядами, поступками. Это внутренняя нести ответственность за собственные поступки, действия. Голос совести можно услышать при наступлении дискомфорта, когда человек сам нарушает свои нравственные правила.

Для чего нужна совесть

Совесть - это своего рода компас, который помогает человеку не сбиться с правильного пути. Ее можно также сравнить с электрическими ограждениями для животных. Их устанавливают в зоопарках для того, чтобы животные не пытались выбраться за заграждения. Питомцы, дотронувшись до такого забора, получают небольшой разряд тока, и им становится больно. Память об этом чувстве не дает им совершить этот поступок снова. То же происходит и с совестью. Совершив однажды человек чувствует стыд, и память об этом не дает повторить ошибку. Таким образом, можно сказать, что совесть бережет нас от совершения зла и регулирует наше поведение, основываясь на памяти и жизненном опыте.

Однако совесть (это можно легко проследить, наблюдая за жизнью окружающих) не всегда выполняет свои функции в полной мере. Например, человек не совершает, на первый взгляд, ничего плохого. Он не крадет, не убивает, но в то же время плохо относится к своим детям, не заботится о родителях. Его не мучает совесть, ведь он, по своему мнению, не совершает ужасных поступков. В этом случае необходима серьезная помощь со стороны. Ведь человек в конце концов придет к пониманию своих ошибок, но может быть уже слишком поздно. Необходимо «перепрограммировать» свою совесть заранее.

Как использовать совесть

Совесть - это чувство, которое должно работать в будущем, а не в прошлом. Следовательно, не стоит ждать, пока она проснется и ударит, необходимо думать заранее о последствиях своих поступков. Тогда вам не придется корить себя и мучиться воспоминаниями о прошлом. Осуществить это достаточно просто. Необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Не спорьте с совестью. Свои ошибки надо признавать с достоинством и совершенно спокойно. Никогда не стоит их отрицать. Это может привести лишь к их повторению.
  2. Продумайте для себя план на будущее, в котором подробно опишите алгоритм своих действий, чтобы не допустить в дальнейшем подобных ошибок. Наилучший способ дружить со совей совестью - это принимать осознанные решения и следовать им. В случае если вы хоть немного отклонитесь от заданного направления, совесть поможет вам к нему вернуться.

Долг и совесть - одни из самых сильных мотивов. Они помогали людям пережить страшные войны, катастрофы, эпидемии.

Меняется ли совесть?

На протяжении жизни человек развивается, и совесть меняется вместе с ним. Даже в самом юном возрасте мы можем дать четкие ответы на вопрос: «Можно ли убить, украсть, обмануть?» Совершенно понятно, что В современном мире считается неправильным и неприемлемым жить, не принося пользы, жить за чужой счет. Мы все чаще задумываемся о порядочности, смысле жизни, самостоятельности, эффективности своего существования.

Нужна ли человеку совесть?

В сказке -Щедрина «Пропала совесть» люди начинают страдать, когда в них просыпается суд, диктованный совестью. Желая поскорее избавиться от ненужной «вещицы», «несчастные пропойцы», торгаши и представители зажиточной буржуазии передаривают, подбрасывают в карман невнимательным, отдают Совесть кому ни попадя. Никому она более не ценна – скорее назовут её в народе проклятьем, жуткой болезнью, ведь при пробуждении её обладателям, нечистым сердцем людям, внезапно становится гнусно и тягостно на душе.

А если представить, что народ лишился всех оставшихся зачатков совести вмиг навсегда? Описать этот мрак, в который погрузится всё в мире, невозможно. Ведь совесть – первая добродетель, заставляющая нас вовремя понять, когда стоит остановиться, иначе произойдёт что-то плохое.

Человек без внутреннего регулятора, каковым является совесть, обречён на тяжёлый и страшный жизненный путь. Ему может ошибочно казаться, что его совесть ничем не сможет помочь ему. Но стоит переосмыслить конец сказки «Пропала совесть», будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама», и на почве её возникнут: Сила духа, Справедливость, Вера в правду, так любимые и воспетые многими честными и цельными народами, пойдёт люд за тем, кто захочет добиться истины и не побоится заплатить за это животом своим.

Нужна ли человеку совесть? Пусть сначала ответит этот человек: хватит ли у неё мужества ею владеть?

(Цаплина Ольга, ученица 8 «Б» класса МАОУ гимназии №1)

Мне кажется, что совесть – это внутренний контроль. С помощью него человек взвешивает свои поступки. Как ужасен был бы мир, если бы совесть не посещала человечество хотя бы иногда.

Например, когда человек идёт на убийство, грабёж, осознаёт ли он это? Конечно. Но он заглушает всячески совесть. Даже если люди остаются безнаказанными и живут со своим грехом, то в их жизни бывают моменты, когда в сознании всплывает всё. Это бывает особенно тогда, когда близка смерть. Совесть сжигает сердца этих людей и заставляет мучиться.

А если у человека совесть есть, и она не спит? Он живёт спокойно, радуется жизни. Не боится, что придётся дать отчёт за свои дела и поступки. Таких людей очень мало и становится меньше с каждым днём.

Но ведь ребёнок рождается с чистой душой, с чистой совестью. Наверное, ещё и от семьи зависит, какой характер сформируется и что будет с его совестью в будущем.

(Закорчемная Анна, ученица 8 «В» класса МАОУ гимназии №1)

Совесть – это один из чудесных даров божиих, данный нам свыше. Она раскрывает глубочайшие качества нашей сущности. Нельзя отрицать, что совесть присуща человеку от природы.

Вряд ли есть человек, у которого в душе не было бы голоса. Совесть – первый глубочайший источник ответственности. Отход человека от совести чреват опасностями и бедами. Это будет продолжаться до тех пор, пока не наступит возвращение. Чем скорее и глубже человечество постигнет природу, тем яснее он поймёт, что без совести на земле невозможна ни жизнь, ни культура, и тем больше бед и страданий будет предотвращено.

(Чабаненко Екатерина, ученица 8 «Б» класса МАОУ гимназии №1)

Совесть – решающая движущая сила в развитии личности. Наличие совести помогает оценить свой поступок с точки зрения правильности и неправильности. Часто можно услышать, что человек говорит: «У тебя нет совести!» Это значит, что человек не оглядывается на свои поступки и не принимает никаких мер, чтобы исправить совершённое зло. Совесть позволяет человеку быть убежденным в том, совершает он что-то доброе или что-то злое.

Угрызения совести знакомы каждому. Некоторым людям совесть не позволяла найти компромисс с родителями, семьёй и обществом в целом. Когда ты поступаешь хорошо и совесть твоя чиста, то испытываешь приятное состояние духа, умиротворение. Совесть – ответственность за собственные мысли и поступки.

(Кабычкин Павел, ученик 8 «Б» класса МАОУ гимназии №1)

Совесть в сочетании с умом –

это хороший нравственный компас.

Однако же совесть без ума или ум без совести –

это компас без стрелки или сторон света.

Что такое совесть? Нужна ли она человеку? – эти вопросы заставили меня задуматься.

«Совесть – это чувство и сознание моральной ответственности за своё поведение и поступки перед самим собой, - такое определение даётся в словаре, и я с ним согласна. Однако, узнав о «героине» из сказки -Щедрина, можно подумать, что сейчас совесть и правда всего лишь надоедливая «приживалка». С какой стороны ни взгляни, всюду от неё одни неприятности. Мир жесток, к нему нужно приспосабливаться, и честь в этом «списке необходимых усовершенствований» отнюдь не значится.

И первейшее несоответствие совести с комфортным и необременительным существованием в полной мере проявляется на работе. Чтобы получить повышение, нужно подставить другого. Как поступить в этой ситуации? Вот он, моральный выбор каждого. Но важнее поступки тех, чьи профессии по своей природе построены на лжи и влияют на судьбы других людей. Например, адвокат. Как он поступит, защищая преступника: в ущерб карьере, зато на благо общества, или как отличный специалист?

Выходит, что совесть нужна не всем людям. (А кому не нужна, тем на самом-то деле очень бы пригодилась).

Но с другой стороны, как жесток и невыносим был бы «бессовестный» мир! Любой сталкивался с нечестным отношением к себе, и знает, насколько это неприятно.

Да, жить с совестью и чувством долга перед обществом тяжело, но необходимо. Ведь при правильном отношении совесть будет не тяжестью, которую хочется как можно быстрее скинуть с плеч, а верным помощником.

Хотя и тут есть проблема: совесть у всех разная – для кого-то тот или иной поступок в пределах нормы, а другой уже визжит от возмущения. Здесь важно правильно определить для себя границы дозволенного, и поступать по жизни так, чтобы для душевных мук просто не было повода.

Осмыслив всё это, я прихожу к выводу, что всё же совесть нужна. Но только если она делает лучше, а не будет забита и забыта в самом дальнем уголке сердца.

(Франк Анастасия, ученица 8 «Б» класса МАОУ гимназии №1)

За свою жизнь каждый человек хотя бы раз слышит в свой адрес: «Ты бессовестный!» А какой человек тогда «совестный» - «совестливый»?

Совестливый человек – это тот, кто отдаёт себе отчёт в своих поступках, анализирует их, задаёт себе вопросы: «А правильно ли я поступаю?» «Может я кого-то обидел?»

Каждому, наверное, хочется быть всесторонне здоровым, а совесть – это своего рода лекарство, которое помогает чувствовать себя увереннее и лучше. Быть совестливым - в интересах любого человека. Ты не лжёшь - тебе не приходится оправдываться, потому что совестливый человек сначала думает, а потом делает. Ты сделал что-то плохое - начинаешь мучиться и страдать, непреодолимый страх поселяется в душе, и что-то внутри говорит о том, что совершено нечто страшное, то, что не даст жить спокойно, пока не вспомнишь о содеянном и не раскаешься.

Совестливый человек внутренне выше тех, кто пытается заглушать в себе ростки добра и благочестия. А жизнь рано или поздно расставит всё на свои места.

(Уткина Елена, ученица 9 «В» класса МАОУ гимназии №1)

Совесть… Именно она мучает нас каждый день. Порой, мы хотим избавиться от этого чувства, ведь оно доставляет столько волнений. Но через некоторое время эта суета в душе пропадает, и мы снова чувствуем себя свободными. Но надолго ли? Ведь скоро всё начнётся опять и будет продолжаться снова и снова… и так буде всегда. Внутренний голос будет всё время твердить: «За свои поступки нужно отвечать!» А потом ты сядешь и задумаешься: «Зачем же нужна совесть?»

У всего своё предназначение. В сказке -Щедрина совесть - никому не нужная, замасленная тряпица, которой никто не хочет владеть. Но почему? Ведь она же нужна для чего-то или это просто нервы? Дело в том, что автор сказки хотел показать, что совесть существует для того, чтобы человек понимал, когда он поступает не «по совести».

Герои сказки не хотят волноваться из-за того, что они делают и как поступают, поэтому и гонят несчастную совесть от себя.

Но ведь может случиться так, что от совести не останется и следа? Страшно предположить, что тогда будет! Вселенская пустота.

Каждый из нас рано или поздно получит хороший урок за то, что когда-либо спрятал совесть подальше и не стал прислушиваться к ней. Ведь не зря -Щедрин в своей сказке написал такую концовку: «Растёт маленькая душа, а вместе с ней растёт и совесть…»

Не может она уйти бесследно из наших душ, потому что дана нам свыше при рождении и «растёт» вместе с нами.

(Костенко Екатерина, ученица 9 «В» класса МАОУ гимназии №1)

Самое главное украшение - чистая совесть.

Цицерон

Словарь Брокгауза и Ефрона : Совесть - нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла.

Каждый сам делает для себя выбор: встать на путь зла, или до конца своих дней служить вере и правде.

У совести нет единицы измерения , её нельзя посчитать. Это можно только ощутить. В современном мире, где сплошь и рядом насилие, хамство, воровство и коррупция, мы совершенно забываем о том, для чего предназначена совесть, хотя это не освобождает нас от ответственности, каждый из нас в ответе за свои поступки. Забывая про честь и совесть, закрывая глаза на правила и обязательства, мы нарушаем нравственные границы, сами того не замечая.

Что движет людьми в момент отсутствия разума? Что делать, если душа идёт вразрез с материальными ценностями?

Всё возможно и зависит от тебя. Так считаю я, и у меня есть на это несколько причин. Во-первых, человек должен с достоинством проходить испытания, предназначенные ему судьбой.

Во-вторых, как бы это ни звучало банально, главное - помогать ближнему в трудную минуту, не обижать младшего, и конечно уважать старшего, относится к людям с добротой.

Совесть - источник счастья и залог правды. Почему люди забывают об этом? Самое теплое, нежное, по-настоящему живое и чувственное надо вкладывать в ребёнка с самого рождения. Чтобы с первых лет своей жизни младенец понимал, что такое хорошо, а что такое плохо. Как делать можно и даже нужно, а чего даже пробовать не стоит. С возрастом, конечно, взгляды на одни и те же вещи меняются, но нравственный стержень, который выработался ещё с детства, обязательно должен дать о себе знать. Опыт приходит со временем, так же как и ум, красота, материальный достаток. А совесть, она либо есть, либо её нет.

Сегодня детский садик учит нас дружить и работать вместе, в группе, школа даёт нам представление уже о взрослой жизни, со всеми её негативными сторонами: обида, боль, унижение, предательство и многое другое. И лишь потом, после учёбы в ВУЗЕ, человек сам выбирает себе образ жизни. Самое главное – жить так, чтобы не ты брал плохой пример с других, а чтобы тебя вспоминали как достойную личность, честную и совестливую.

(Петросян Виктория, ученица 9 «В» класса МАОУ гимназии №1)

Конспект урока урока «Основы религиозных культур и светской этики»

студентки 3 курса ГБПОУ СО "Каменск-Уральский педагогический колледж" Анчуговой Анастасии Дмитриевны.

Тема урока: Совесть

Цель: формирование у обучающихся понятия «совесть» как одной из морально-этической ценности общества
Планируемые результаты:
Личностный: обучающиеся проявляют развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о совести как морально-этической ценности общества, проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Метапредметный: проявляют личностные УУД (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание); регулятивные УУД (целеполагание, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция); познавательные УУД (формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, смысловое чтение, анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей, доказательство); коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с точностью выражать свои мысли, постановка вопросов).
Предметный: обучающиеся знакомы с понятием «совесть», различают понятия «Стыд» и «Совесть»
Принципы обучения:
Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Принцип целостности
Принцип минимакса
Принцип систематического и последовательного обучения
Принцип психологической комфортности
Принцип наглядности
Принципы воспитания:
Создание положительного эмоционального подъёма
Воспитание через взаимодействие
Методы воспитания:
Методы формирования социального опыта: педагогическое требование, упражнение;
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа, художественное слово
Методы обучения:
По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа, рассказ), практические (упражнения), наглядный (демонстрация);
По дидактическим целям: методы формирования умений и навыков, применений знаний, методы проверки и оценки знаний;
По уровню включения в продуктивную деятельность: частично-поисковый, проблемное изложение изучаемого;
Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска;
Методы формирования ответственности: формирование понимания личностной значимости;
Методы организации взаимодействия и накопления социального опыта: временная работа в парах, группах.
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, фронтальная
Средства обучения:
демонстрационные: презентация, видео фрагмент, музыка, карточки с заданиями
индивидуальные: учебник, карандаш, ручка, карточки с заданиями, карточки для рефлексии, кусочки мозаики
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала).
Структура урока:
1. Организационно-мотивационный этап
2. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе урока
3. Планирование и постановка учебных задач
4. Этап открытия новых знаний и способов действий
5. Этап первичной проверки понимания изученного
6. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности
7. Этап применения знаний и способов действий
8. Этап обобщения и систематизации знаний
9. Этап контроля знаний и способов действий
10. Этап информации о домашнем задании
11. Этап подведения итогов урока и рефлексия деятельности

Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап
Учитель: Здравствуйте, ребята. Организуйте, пожалуйста, своё рабочее месть, уберите посторонние вещи с парт.
Садитесь.
Чем больше знаем, тем больше умеем,
Тем больше опыта мы наберём.
А опыт поможет добиться успеха,
К заветной мечте нас приведёт!
2. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе урока
Учитель: Ребята, на предыдущих уроках вы познакомились с тем, что такое честь и достоинство, вина и стыд. Давайте вспомним определения этих понятий (обучающиеся соотносят понятие с определением на смарт доске)

Учитель: Сегодня мы познакомимся с еще одним очень важным качеством человека. Что это за качество, вы узнаете внимательно послушав мой рассказ.
«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше».
Учитель: Кто герои этого рассказа? Какие действия описываются?
Как вы думаете, что произошло дальше?
Давайте прочитаем дальше.
«Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Словно что-то внутри сидело и грызло его душу, не давало спать»
учитель: Какие чувства испытывает этот мужчина?
Как вы думаете, что сделает герой рассказа?
«И вот на склоне лет он решил найти слепого и попросить прощения. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня, – сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 30 лет, – ответил слепой».

Учитель: Ребята, о каких осколках говорил слепой?
Что «сидело» внутри мужчины?
Обучающиеся: внутри мужчины сидела совесть
Учитель: Какая главная идея этого текста?
Вы, наверное, уже догадались, чему будет посвящен нас урок? Назовите тему урока.
Обучающиеся: тема нашего урока совесть.
3. Планирование и постановка учебных задач
Учитель: Возьмите, пожалуйста, карточки, и отметьте знаком «+», то, что вы уже знаете о совести и то, что вы хотите узнать.


Учитель: Исходя из того, что вы хотели бы узнать о совести, сформулируйте задачи урока.
4. Этап открытия новых знаний и способов действий
Учитель: Ребята, как вы считаете, стыд и совесть - это одно и то же?
Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?
Обучающиеся: для этого нужно знать определение слова "совесть"
Учитель: Откройте 48-ю страницу учебника, прочитайте первые два абзаца. Найдите определение слова совесть и найдите общие и различные черты между стыдом и совестью.
(Стыд – тяжелое переживание позора перед другими людьми за своё поведение. Совесть – стыд перед самим собой)
Учитель: В чём же разница между стыдом и совестью?
Учитель: Слово совесть является церковно-славянским словом. Дословно совесть переводится как «святая весть», то есть соотнесение с тем, что свято, истинно, не подлежит никакой редакции.
Само слово «совесть» несёт в себе очень много информации. Давайте попробуем вслушаться в слово СОВЕСТЬ и составить из этих букв другие слова, только так, чтобы каждая буква использовалась в слове только один раз. Запишите эти слова в своих тетрадях.
Учитель: Ребята, давайте проверим, какие слова вы составили.
Учитель: Каждое из составленных вами слов имеет своё значение. Давайте узнаем, что они значат.


Учитель: Совесть – это чувство, которое свойственно только человеку, чувство ответственности перед собой и перед другими людьми за свои поступки. Поэтому совесть развивается и воспитывается в человеке.
5. Этап первичной проверки понимания изученного
Учитель: Давайте ответим на следующий вопрос. Для чего нужна совесть? Для этого прочитаем притчу. Притча находится на карточке. Когда будите читать, помните, что в ней спрятан жизненный урок. Определите главную мысль произведения. А так же придумайте в паре 2 вопроса о главной идее притчи. В составлении вопросов вам поможет Ромашка Блума.


Притча. Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…
На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда!
Думал-думал, как это сделать, и надумал…
- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!
- Нет, - говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!
Притворился тогда человек совсем больным и говорит:
- Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!
Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!
Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.
Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!
А в ответ – молчание.
Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!
Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…
Зарыдал человек:
- Как же я теперь без совести жить-то буду?
И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце:
- Здесь я…
Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.
Ведь, если разобраться, так всё оно и было.

Учитель: Ребята, а как бы вы озаглавили эту притчу?
Сейчас вспомните вопросы, которые вы придумали. Первый ряд будет задавать свои вопросы третьему ряду, третий ряд адресует свои вопросы второму ряду, а на вопросы второго ряда будет отвечать первый ряд.
Учитель: Так всё же, удалось ли человеку спрятать свою совесть? Почему?
Физминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
6. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности
Учитель: Ребята, выскажите свои предположение о том, как действует совесть.
Какое значение в жизни человека играет совесть?
В народе со словом совесть употребляются очень сильные выражения, например, такие как: «грызёт совесть», «совесть спать не даёт». А какие еще выражения со словом «совесть» вы знаете?
Первый вариант будет думать над значением выражения «грызёт совесть»,
Второй вариант обдумывает смысл фразы «совесть спит»,
3 - «чистая совесть»,
4 – «совесть заговорила»,
5 – «муки совести»,
6 – «договориться со своей совестью».
Учитель: Сейчас внимательно слушаем выступающих.
Учитель: Ребята, я предлагаю нам построить модель совести. У каждой пары на парте есть карточка с пословицей. Вам нужно обсудить смысл этой пословицы в паре, и выбрать ключевое слово-синоним из афоризма, (возможно словосочетание), чтобы получилось определение вида совесть – это (что?) мудрость. И записать это на кусочке мозаики. Когда закончите, мы соберём эту мозаику в единое целое. Кому не понятна работа, которую сейчас выполняем?
1. Совесть - лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать. (Блез Паскаль)
2. Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. (И. Кант)
3. Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и говорит ему голосом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае. (А.В. Суворов)
4. Совесть - это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения. (П.А. Гольбах)
5. Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. (Д.С. Лихачёв)
6. Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности. (С. Моэм)
7. Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит. (Г.Л. Менкен)
8. Совесть - осознанная разумом и пережитая чувством нравственная норма. (Сенека)
9. Совесть - это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают. (Г. Гегель)
10. Совесть – это личный тайник, в котором хранятся душевные качества его владельца. (И. Голюк)
11. Совесть - это эмоциональный страж убеждений. (В.А. Сухомлинский)
12. Совесть - верный руководитель жизни людей. Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью. (Л.Н. Толстой)
Учитель: Сейчас по очереди пары выйдут, прочитают, как они определили совесть и прикрепят на доску свою карточку.
Учитель: Ребята, исходя из определений, которые вы написали, вы согласитесь, что Совесть это наш внутренний судья, который живёт в каждом из нас.
Перед выбором совесть подсказывает, как мы должны поступить. После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!»)
Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
7.Этап применения знаний и способов действий
Учитель: Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело, чтобы научиться хорошо решать задачи, люди упражняют ум. А можно ли упражнять совесть? Каким образом?
Нужно заставлять совесть постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнения совести – это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами других людей. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека.
Давайте рассмотрим три ситуации. Как поступить по совести? Постараемся услышать голос совести.
Образуйте группы из 4-х человек.
Ситуация первая.
Учителю нужно было выйти из класса на уроке во время контрольной работы, и она попросила Катю посмотреть за учениками, чтобы никто не списывал. Некоторые ребята, конечно, списывали. Когда учительница вернулась в класс, она спросила у Кати, не списывал ли кто-нибудь (известно, что за это поставят двойку). Учительница доверяет Кате. Как должна поступить Катя и почему?
Ситуация вторая.
Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил двух ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?
Ситуация третья.
На весенние каникулы вы вместе с классным руководителем планируете поездку в лес. Идёт бурная подготовка к весёлому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этой ситуации поступить по совести?
(Очень важный момент! Необходимо свести разговор к тому, чтобы совестливый человек активно помогал другим поступить по совести, а не "ябедничал". В первом случае Катя, обращаясь к классу, попросила бы тех, кто списывал, признаться самим. Аналогично в третьем случае. Друг должен убедить друга быть смелым и ответить за свой поступок).
8. Этап обобщения и систематизации знаний
Учитель: Ребята, давайте выслушаем группы, какая была им предложена ситуация и как они поступят (т.к. ситуаций три, а групп больше, то одна группа выйдет, а остальные будут дополнять)
А все остальные внимательно слушают друг друга, и готовятся дополнять и задавать вопросы.
Кто нибудь считает по-другому? Что бы вы хотели добавить?
Учитель: Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать, поступать по ее подсказкам.
Но что же делать, если ты оступился, ошибся и поступил против совести.
Иногда говорят «совесть, как заноза»
Интересно, почему?
Нечистая совесть подобна ЗАНОЗЕ, которая постоянно напоминает о себе, ноет, зудит, лишая человека радости и покоя.
Если наша совесть стала беспокоить нас, досаждать, к какому лекарству обратиться?
Это лекарство называется РАСКАЯНИЕ.
Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет душу человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечёт», - гласит русская пословица.
Задумайтесь на минутку, бывало ли так, чтобы вас мучила совесть за какой-то поступок? Может быть раскаяние поможет излечить вашу душевную рану. (без обсуждения)
9. Этап контроля знаний и способов действий
Учитель: Ребята, какого человека называют совестливым?
Совестными называют людей, которые поступают по совести
Совестливость – характерная черта русского человека. Давайте попробуем «Нарисовать» портрет совестливого человека (на карточках индивидуально). Впишите пропущенные слова в текст.

Долохов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» извиняется перед Пьером накануне Бородинского сражения. В минуты опасности, в период общей трагедии в этом жестком человеке просыпается совесть. Этому удивлён Безухов. Долохов проявляет себя как порядочный человек, когда он с другими казаками и гусарами освобождает партию пленных, где будет и Пьер; когда он с трудом будет говорить, увидев неподвижно лежащего Петю. Совесть – категория нравственная, без неё невозможно представить себе настоящего человека.

Вопросы совести и чести важны для Николая Ростова. Проиграв Долохову большие деньги, он даёт себе слово вернуть их отцу, который спас его от бесчестья. Спустя время, Ростов поступит так же по отношению к отцу, когда вступит в наследство и примет все его долги. Мог ли он поступить иначе, если в родительском доме в нем воспитали чувство долга и ответственности за свои поступки. Совесть – тот внутренний закон, который не позволяет Николаю Ростову поступать безнравственно.

2) «Капитанская дочка» (Александр Сергеевич Пушкин).

Образцом верности своему долгу, чести и совести является и капитан Миронов. Он не предал Отечество и государыню, а предпочёл достойно умереть, смело бросив в лицо Пугачёву обвинения в том, что тот преступник и государственный изменник.

3) «Мастер и Маргарита» (Михаил Афанасьевич Булгаков).

Проблема совести и нравственного выбора тесно связана с образом Понтия Пилата. Историю эту начинает рассказывать Воланд, а главным героем становится не Иешуа Га-Ноцри, а сам Пилат, который казнил своего подсудимого.

4) «Тихий Дон» (М.А.Шолохов).

Григорий Мелехов в годы гражданской войны руководил казачьей сотней. Он лишился этой должности из-за того, что не разрешал своим подчиненным грабить пленных и население. (В прошлых войнах грабеж был обычным делом в рядах казаков, но он был регламентирован). Такое его поведение вызвало недовольство не только со стороны начальства, но и со стороны Пантелея Прокофьевича, отца, который, пользуясь возможностями сына, решил «поживиться» награбленным. Пантелей Прокофьевич уже проделал это, побывав у старшего сына Петро, и был уверен в том, что и Григорий позволит ему обобрать сочувствующих «красным» казаков. Позиция Григория в этом отношении была конкретна: он брал «лишь съестное да корм коню, смутно опасаясь трогать чужое и с омерзением относясь к грабежам». «Особенно отвратительным» казался ему грабеж своих же казаков, даже если они поддерживали «красных». «Своего мало? Хамы вы! За такие штуки на германском фронте людей расстреливали», — бросает в сердцах он отцу. (Ч.6 гл.9)

5) «Герой нашего времени» (Михаил Юрьевич Лермонтов)

То, что за поступок, совершенный вопреки голосу совести, рано или поздно будет возмездие, подтверждает и судьба Грушницкого. Желая отомстить Печорину и унизить его в глазах знакомых, Грушницкий вызывает его на дуэль, зная, что пистолет Печорина не будет заряжен. Подлый поступок по отношению к бывшему приятелю, к человеку. Печорин случайно узнает о планах Грушницкого и, как показывают дальнейшие события, предотвращает собственное убийство. Так и не дождавшись, когда в Грушницком проснется совесть и он признается в своем коварстве, Печорин хладнокровно убивает его.

6) «Обломов» (Иван Александрович Гончаров).

Михей Андреевич Тарантьев со своим кумом Иваном Матвеевичем Мухояровым несколько раз совершают беззаконные деяния по отношению к Илье Ильичу Обломову. Тарантьев, пользуясь расположением и доверием простодушного и несведущего в делах Обломова, предварительно напоив его, заставляет подписать контракт о найме жилья на грабительских для Обломова условиях. Позднее он порекомендует ему в качестве управляющего имением афериста и вора Затертого, рассказав о профессиональных достоинствах этого человека. Понадеявшись, что Затертый, действительно, толковый и честный управляющий, Обломов доверит ему имение. Есть что-то пугающее своей обоснованностью и вневременностью в словах Мухоярова: «Да, кум, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги, не читая, нашему брату можно жить!» (ч.3 гл.10). В третий раз Тарантьев с кумом обяжут Обломова выплачивать несуществующий долг по заемному письму своей квартирной хозяйке. Как низко должно быть падение человека, если он позволяет себе наживаться на простодушии, доверчивости, доброте других людей. Мухояров не пожалел даже родную сестру с племянниками, заставив их жить чуть не впроголодь, ради своего собственного достатка и благополучия.

7) «Преступление и наказание» (Федор Михайлович Достоевский).

Раскольников, создавший свою теорию “крови на совести”, всё рассчитал, проверил “арифметически”. Именно совесть не позволяет ему стать “Наполеоном”. Смерть “никому не нужной” старухи вызывает неожиданные последствия в жизни окружающих Раскольникова людей; следовательно, решая вопросы нравственные, нельзя доверяться только логике и разуму. “Голос совести долгое время остаётся у порога сознания Раскольникова, однако лишает его душевного равновесия “властелина”, обрекает на муки одиночества и разъединяет с людьми” (Г.Курляндская). Борьба между разумом, оправдывающим кровь, и совестью, протестующей против пролитой крови, заканчивается для Раскольникова победой совести. “Есть один закон - закон нравственный”, - утверждает Достоевский. Поняв истину, герой возвращается к людям, от которых он был отдалён совершённым преступлением.

Лексическое значение:

1) Совесть — категория этики, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам, линии поведения. С. выносит свои оценки как бы независимо от практич. интереса, однако в действительности в различных проявлениях С. человека отражает воздействие на него конкр. историч., соц.-клас. условий жизни и воспитания.

2) Совесть — одно из качеств человеческой личности (свойств человеческого интеллекта), обеспечивающее сохранение гомеостаза (состояния среды и своего положения в ней) и обусловленное способностью интеллекта моделировать свое будущее состояние и поведение других людей по отношению к «носителю» совести. Совесть является одним из продуктов воспитания.

3) Совесть — (совместное знание, ведать, знать): способность человека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и поступкам. « Дело совести есть дело человека, которое он ведет против себя самого» (И. Кант). Совесть – нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков.

4) Совесть — — понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль на базе сформулированных в данном обществе норм и правил поведения, самостоятельно формулировать для себя высокие нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков с высот морали и нравственности.

Афоризмы:

«Самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове «должен»». Ч.Дарвин

«Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь». А Шопенгауэр.

«Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен». Овидий

«Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы». А.Эйнштейн

«Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью». Л.Н.Толстой

«Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!» Д.И.Фонвизин

«Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства». Г.Филдинг.

«Без совести и при большом уме не проживешь». М.Горький

«Лишь тот, кто облек себя в броню лжи, нахальства и бесстыдства, не дрогнет перед судом своей совести». М. Горький

  • Обновлено: Май 31, 2016
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

Д.С. Лихачев поднимает проблему совести.

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, автор задается вопросами: «Что нужно человеку? Как прожить жизнь?» Лихачев убежден в том, что человек, прежде всего – не должен совершать никаких поступков, которые бы «роняли» достоинство. Писатель подводит нас к мысли о том, что люди должны поступать по совести, руководствуясь законами нравственности.

Вовлекая читателей в непростой разговор о совести, автор говорит о том, что «человек не должен идти против своей собственной совести», «не должен совершать сделку с ней». Цель автора – убедить читателей в том, что человек должен совершать поступки по совести даже в обыденной, повседневной жизни.

С точки зрения Лихачева, совесть подсказывает нам, учит нас, помогает не нарушать этические нормы, сохранять достоинство – достоинство нравственно живущего человека.

С этим нельзя не согласиться, потому что совесть можно назвать важнейшей характеристикой души человека, ведь именно она является внутренним судьей, который подсказывает, как человеку поступить в той или иной ситуации.

Многие русские писатели затрагивали проблему совести. Один из них – Василь Быков, произведения которого заставляют задуматься о духовных потребностях человека. Обратимся к повести «Обелиск».

Главный герой – Алесь Мороз. Это сельский учитель, глубоко любящий учеников, преданный своему делу. Полицаи схватили его воспитанников и пообещали их отпустить, если Мороз сдастся. Учитель поступил по совести, поспешил на помощь детям, хотя знал, что погибнет.

Когда перед Павликом Миклашевичем, единственным выжившим из ребят, встал вопрос о выборе жизненного пути, он стал учителем и пронес идеи своего наставника через жизненные испытания.

Это свидетельствует о том, что поступок по совести не обесценивается.

Никого не может оставить равнодушным и рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма». Героиня рассказа – Катерина Петровна. Это старая и одинокая женщина. Забытая своей дочерью, она доживает свои последние дни в одиночестве. Сторож Тихон по-настоящему заботится о Катерине Петровне. Совесть не позволяет ему оставить её одну.

Он чужой человек Катерине Петровне, а жалеет её больше, чем родная дочь. Именно он находится рядом с пожилой женщиной в её последние минуты. Настя же оставляет свою маму в одиночестве. Приехав в Заборье, она не застает Катерину Петровну в живых. Она никогда не простит себе этого, всю жизнь будет мучиться угрызениями совести.

Понятие совести тесно переплетается с нравственностью и честью и образует крепкий внутренний костяк человека. Поступки по совести позволяют человеку жить в гармонии с самим собой и с внешним миром.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-05-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.