Ш перро биография. Сказки матушки гусыни, или истории и сказки былых времен с поучениями, перро шарль

Всеми известный автор «Чука и Гека» и других интереснейших произведений Аркадий Гайдар (Голиков) появился на свет 9 (22) января 1904 года в небольшом поселке Льгов недалеко от Курска. Отец его много учительствовал, а мама часто помогала ему в классах. Вечерами папа Аркадия часто становился у верстака, вспоминая отцовское ремесло. В 1908 году семья переехала в Вариху, небольшой поселок при нефтеперегонном заводе, а в 1912 году Аркаша вместе с родителями обосновался в Арзамасе, где его матери как раз предложили место фельдшера в одной из больниц города.

Через 2 года мальчик поступает в Арзамасское реальное училище. Именно в это время, когда его отец ушел воевать, Аркаша стал ответственным за быт в доме и заботу младших сестер. Мальчик был не по годам начитан. Самыми любимыми его писателями были Гоголь, Пушкин, Толстой. Среди своих сверстников он также пользовался авторитетом. Когда началась гражданская война, Аркадий, утаив свой возраст, уходит воевать против белогвардейцев. К своим 17 годам он имел уже 2 контузии, воевал на трех фронтах. Проучившись в высшей стрелковой школе «Выстрел», юноша получает новое предписание. А 1921 год становится для него переломным, так как М.Н. Тухачевский назначает Аркадия Степановича командиром полка. На тот момент ему было семнадцать лет и пять месяцев. Но болезнь, возникшая после контузии, все больше стала тревожить Голикова.

И в 1923 году ему пришлось демобилизоваться из войск. По совету Фрунзе, обнаружившего талант у будущего писателя, Голиков начал свою литературную деятельность. Его первое произведение «В дни поражений и побед» читатели увидели в 1925 году в одном из ленинградских альманахов. Затем писатель уезжает в Пермь, где и продолжает творить, но только под псевдонимом Гайдар. Вскоре появились такие книги, как «Четвертый блиндаж», «Школа».

В 1932 году Гайдар начинает работать корреспондентом, но не перестает публиковать свои работы для детей. Так появились «Дальние страны», «Военная тайна», «Судьба барабанщика». Своими книгами писатель помогал расти подрастающее поколение отважными и трудолюбивыми. Да он и сам был таким же храбрым, смелым и честным.

В первые дни войны 1941 года Гайдар уходит на фронт и работает там журналистом от газеты «Комсомольская правда». Помимо этого был пулеметчиком в партизанском отряде. Однако храбрый и отважный Гайдар был убит в одном из сражений в октябре 1941 года. За свой подвиг Аркадий Петрович был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени в 1965 году. Его произведениями до сих пор зачитываются как дети, так и взрослые, некоторые из них даже изучаются в школьной программе.

Подробнее

В городке Льгов 9 января 1904 года родился известный писатель рассказов и повестей для детей - Гайдар Аркадий Петрович. Его родители были участниками революционных действий против местной власти.

Семья будущего писателя в 1912 году переезжает в Арзамас. В 1914 отца забирают на фронт, юноша тоже хотел сбежать к отцу, но его увидели и вернули обратно к матери.

В 1918 году Гайдара зачисляют в революционную партию, а через время в ряды Красной армии. Через 6 месяцев Аркадий отправляется на курсы командирской подготовки, которые проходили в Москве. После подготовительных курсов его назначают помощником главного командира взвода. Затем Аркадия Петровича переводят главнокомандующим полка, позднее командующим батальона. Гайдар присутствовал на битвах, одерживал многочисленные победы. В одной из битв его очень тяжело ранили, он получил контузию.

Проходя длительное лечение в госпитале, Аркадий знакомится с Марией Плаксиной, через время пара венчается, позднее у них родился сын, спустя несколько лет ребенок умирает, их брак распадается.

Второй женой Гайдара становится журналистка Лия Соломянская, в этом союзе рождается сын Тимур. И этот брак Гайдара распадается, молодая жена уходит от него к другому мужчине.

Третьей женой писателя стала Дора Чернышева, брак оказался счастливым. У Доры была дочь от предыдущего брака, которую он удочерил и любил как родную.

С 1922 года Аркадий Петрович стал заниматься писательской деятельностью. Писал свои повести и рассказы он в поездках, всегда на ходу. Изначально произведения Гайдара печатались в газетах «Ковш» и «Звезда».

В 1927 году Аркадий работает в газете «Уральский рабочий» в городе Свердловске.

В 1932 году писатель устраивается разъездным корреспондентом в газету «Тихоокеанская звезда». В своих статьях он освещал темы связанные с животноводством и садоводством.

В годы войны работает военным корреспондентом в газете «Комсомольская правда». Позднее служил в партизанском отряде пулеметчиком. В 1941 году был убит во время сражения.

Аркадий Петрович считается классиком литературы для детей, все его произведения поднимают темы дружбы и преданности.

Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) родился 9 (22) января 1904 в городе Льгов Курской губернии в семье учителей. Детство мальчика большей частью прошло в Арзамасе – небольшом городе Нижегородской области. Здесь же будущий писатель обучался в реальном училище.

Аркадий был самоотверженным уже в раннем возрасте. Когда в первую мировую войну его отца забрали на фронт, мальчик сбежал из дома, чтобы тоже отправиться воевать. Однако по дороге его задержали.

В 1918 году в краткой биографии Гайдара произошло важное событие – четырнадцатилетний Аркадий вступил в коммунистическую партию, начал работать в газете «Молот». В конце года его зачислили в Красную армию.

Служба в действующей армии

После окончания в 1919 году курсов подготовки командного состава в Москве, Голиков был назначен помощником командира взвода. В 1911 году досрочно окончил Высшую стрелковую школу. Вскоре был назначен командиром отделения Нижегородского полка, воевал на Дону, на Кавказском фронте, под Сочи.

В 1922 году Голиков участвовал в подавлении антисоветского повстанческого движения в Хакасии, лидером которого был И. Соловьев. Возглавляя командование вторым боевым участком в Енисейской губернии, Аркадий Петрович отдавал достаточно жесткие приказы, направленные на жестокое обращение с местными жителями, которые противились приходу советской власти.

В мае 1922 года по распоряжению Голикова были расстреляны пять улусов. О случившемся узнали в губернском отделе ГПУ. Аркадия Петровича демобилизовали с диагнозом «травматический невроз», который возник после неудачного падения с лошади. Это событие стало поворотным в биографии Гайдара.

Литературная деятельность

В 1925 году Голиков опубликовал повесть «В дни поражений и побед» в ленинградском альманахе «Ковш». Вскоре писатель переехал в Пермь, где впервые начал издаваться под псевдонимом Гайдар. В 1930 году была закончена работа над произведениями «Школа», «Четвертый блиндаж».

С 1932 года Аркадий Петрович работает разъездным корреспондентом в газете «Тихоокеанская звезда». В 1932 – 1938 годах увидели свет повести и рассказ «Дальние страны», «Военная тайна», «Голубая чашка», «Судьба барабанщика». В 1939 – 1940 годах писатель закончил работу над наиболее известными своими произведениями для детей – «Тимур и его команда», «Чук и Гек», которые изучаются сейчас в начальных классах.

Великая Отечественная война

В годы Великой Отечественной войны писатель Гайдар работал корреспондентом «Комсомольской правды». В этот период Аркадий Петрович создает очерки «Мост», «Ракеты и гранаты», «У переправы», «У переднего края», философскую сказку «Горячий камень».

В 1941 году служил пулеметчиком в партизанском отряде Горелова.

26 октября 1941 года Аркадий Петрович Гайдар был убит немцами недалеко от села Лепляво Каневского района. Похоронили писателя в 1947 году в Каневе Черкасской области.

Другие варианты биографии

  • По наиболее известной версии псевдоним «Гайдар» расшифровывается как «Голиков АркадиЙ Д’АРзамас» (по аналогии с именем д’Артаньяна из романа Дюма).
  • В 1939 году Гайдар был награжден орденом «Знак почета», в 1964 посмертно был отмечен орденом Отечественной войны 1-й степени.
  • Аркадий Гайдар страдал от сильных головных болей, перепадов настроения, неоднократно проходил лечение в психиатрической клинике.
  • Личная жизнь Гайдара сложилась не сразу. Писатель был трижды женат – на медсестре Марии Плаксиной (их сын умер, не дожив до двух лет), комсомолке Лии Соломянской (в браке родился сын Тимур) и Доре Чернышевой (усыновил дочь жены).
  • Среди близких друзей Гайдара были писатели Фраерман и Паустовский .

Тест по биографии

Чтобы проверить свои знания краткой биографии Гайдара – попробуйте ответить на вопросы теста.

Аркадий Петрович Голиков (9 января 1904 – 26 октября 1941) – русский писатель рассказов, преимущественно для детей и подростков. Участвовал в Гражданской и Великой Отечественной войнах.

Детство

Аркадий Петрович родился 9 января в городе Льгове, располагавшемся в Курской губернии. Его отец работал учителем в местной школе, а мать, по происхождению дворянка и дальняя родственница самого Михаила Юрьевича Лермонтова, являлась фельдшером, поскольку окончила медицинские курсы сразу после средней школы. Оба родителя Гайдара были революционерами и принимали участие в выступлениях 1905 года, поэтому вынуждены были скрываться от властей и жить подальше от столицы.

В 1912 году отца Аркадия отправляют в Арзамас, где серьезно обостряется ситуация из-за постоянных революционных движений против существующей власти. Мать едет с ним, поскольку местная больница также запрашивает дополнительных добровольцев для оказания медицинской помощи. Так, Гайдар едет вместе с родителями в Арзамас, где и живет вплоть до окончания Первой мировой войны.

К слову, он тоже пытается помочь отцу, которого через два года отправляют на фронт. Маленький мальчик укрывается в одном из военных фургонов, следовавших на границу с новыми солдатами, но на половине пути его обнаруживают и высылают обратно в Арзамас.

Юность и военная служба

В возрасте 14-ти лет революционно настроенного Аркадия принимают в коммунистическую партию. С этого момента его жизнь переходит на «военные рельсы», чему парень искренне рад, поскольку хочет быть похожим на отца.

Благодаря его активной жизненной позиции и уверенности в собственных силах, Гайдара принимают в ряды Красной армии, а через год он идет на курсы по командной подготовке, которые проходят на тот момент в Москве.

Выучившись в столице, он становится начала помощником командира взвода, затем самостоятельным командиром полка и, в конечном счете, командиром батальона.

Со своими солдатами, о которых, к слову, Аркадий Гайдар заботился лучше остальных офицеров, он присутствует на нескольких фронтах Гражданской войны, где одерживает множество побед. К несчастью, во время одной из финальных битв его ранят, и он, стараясь добраться до командного пункта, получает тяжелую контузию.

В феврале 1922 года Гайдар возвратился на службу и, будучи командиром полка, расположился в Енисейской губернии, где ему поручили разобраться с местными «бандитами», которых, по его мнению, поддерживала большая часть населения. Однако после тяжелой контузии во время Гражданской войны у Аркадия начались проблемы с алкоголем, в чем он никогда и никому не признавался. Будучи в нетрезвом состоянии, он допустил ряд ошибок, в том числе приказал своим солдатам расстрелять нескольких «бандитов» при попытке к бегству. К слову, не жалел Гайдар и собственных ребят.

После небольшой ссоры с командиром несколько человек были отосланы им в штаб без личных вещей, которые комбат в наказание конфисковал. Подобное поведение вызвало недовольство, на Гайдара было возбуждено уголовное дело, и 18 августа 1922 года его отстранили от военной службы без права на обжалование.

Творчество

Осознав, что офицером ему уже не быть, Гайдар начинает писать небольшие повести. Дебютным становится произведение «В дни поражений и побед» (1925), которое писатель просит опубликовать в знаменитом на тот момент альманахе «Ковш». Но по прошествии недели он понимает, что повесть оказалась слишком слаба, чтобы претендовать на положительные отзывы читателей и литературных критиков. Повесть была напрочь раскритикована, а Гайдару даже посоветовали больше не заниматься литературным творчеством, с чем он, конечно же, категорически не был согласен.

В 1932 году Аркадий Гайдар едет в Дальневосточный край и устраивается на работу в известную газету «Тихоокеанская звезда». Поскольку штатных вакансий на тот момент организация предоставить не могла, они предложили Аркадию должность специального корреспондента, которая подразумевала постоянные поездки по другим городам. Гайдар с радостью соглашается, и в течение долгого времени публикует в газете свои статьи о развитии животноводства, сельского хозяйства, садоводства и т.д.

В это же время у Гайдара начинается самый плодотворный период его жизни. Он увлекается написанием детских повестей и рассказов, которые получаются у него невероятно интересными и не слишком наивными. Так, результатом его работы становятся такие произведения, как «Школа» (1930), «Дальние страны» (1932), «Военная тайна» (1935), «Чук и Гек» (1939), «Тимур и его команда» (1940) и многие другие. Именно они стали наследием русской литературы и до настоящего времени являются популярными и востребованными.

Личная жизнь

В 1921 году Гайдар, прибывший с фронта тяжело контуженным, знакомится в госпитале, где проходит реабилитацию, с медсестрой Марией Николаевной Плаксиной. Через полгода они венчаются. В браке рождается сын Женя. Но позже Аркадий вынужден оставить жену и маленького ребенка, уехав по службе в другой город. Некоторое время они активно общаются, а затем молодой отец узнает о смерти своего ребенка, уходит в себя, и семья распадается.

В начале 1920 года Аркадий встречает журналистку Лию Лазаревну Соломянскую, на которой женится во второй раз. Супруга дарит ему замечательного сына Тимура, но и этому браку не суждено продлиться долго. Будучи молодой и наивной, Лия уходит от мужа к более перспективному мужчине.

В 1938 году, работая специальным корреспондентом и приехав в Клин, Гайдар останавливается у хозяина Чернышёва, где и знакомится с его дочерью Дорой. Спустя полгода он просит её руки. Они женятся.



Слайд 2. Жизнь Аркадия Гайдара полна парадоксов. Она сама и есть парадокс.



Слайд 3. Для начала – корни. По линии отца Петра Исидоровича, Голиковы – крестьяне. А мама, Наталья Аркадьевна, урожденная Салькова, приходилась шестиюродной пра…правнучатой племянницей Лермонтову. Связь не прямая, но символичная.



Слайд 4. Аркадий Голиков (Гайдар – его литературное имя) рано научился читать, рано узнал имена тех, кто написал самые интересные книги – Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Льва Толстого, Жюля Верна…

Но Аркадий не только много читал. Ему нравилось выступать на сцене «домашнего театра», который организовала соседка Голиковых – учительница Татьяна Ивановна Бабайкина, на школьных вечерах художественной самодеятельности. Однажды он читал отрывок из «Крестьянских детей» Н.А. Некрасова. Никому из учеников реального училища так громко не аплодировали, как ему. Даже строгий учитель словесности (так тогда назывались уроки литературы) улыбнулся и сказал соседу: «Мальчишка хорошо подготовлен, знает толк в стихах. А ведь на улице не раз встречал его и думал, что сорвиголова и хороших книжек в руках не держит».

Детство Аркаши, с его обычными мальчишескими делами – реальным училищем, играми, первыми стихами, «морскими сраженьями» на пруду – совпало с Первой мировой войной и революцией. Он называл это время веселым. Сбывались мечты – можно было запросто выменять на базаре револьвер, услышать живьем революционеров – эсеров, кадетов, большевиков. В последние и подался четырнадцатилетний Голиков, став едва ли не самым юным членом этой партии. Но это уже не было игрой. Он верил в новую прекрасную жизнь и пошел ее защищать.

За четыре военным года им пройден путь от адъютанта до командира полка. Полковник в семнадцать лет! Даже юные офицеры 1812 года не знали такой карьеры. Они воевали за Отечество, против иноземного врага, а Голиков дрался со своими же – с русскими. Столько потрясений и боли принесла гражданская, нет, самая настоящая военная война. Ранения, контузия, бивачная жизнь, жестокость, кровь не прошли даром для такого чуткого и самолюбивого юноши, как Аркадий. В результате – тяжелая нервная болезнь, преследовавшая его всю жизнь и заставившая уйти из армии. Но жизненный опыт, накопленный за время гражданской войны, влечет Аркадия к писательству. Первая публикация относится к 1925 году. В журнале «Звезда» была напечатана повесть «В дни поражений и побед». Так называлась первая повесть Голикова, но еще не Гайдара. Подпись «Арк. Гайдар» появилась и стала известной на страницах пермской газеты «Звезда». Это звонкое имя настолько прижилось, что стало фамилией.

Если использовать выражение любимого Гайдаром Гоголя, он вдосталь «проездился по России». И не только по ней. В 1926 году Гайдар со своим товарищем совершает беспечное и самонадеянное путешествие в Среднюю Азию. Позже, будучи газетчиком в Архангельске, он диктует корреспонденцию с борта терпящего бедствие французского корабля «Саида».



Слайд 5. Как один из самых ярких, незабываемых эпизодов хранится в истории Ростовской областной детской библиотеки встреча читателей-величкинцев с Аркадием Гайдаром.

В 1934 году в Ростове состоялось краевое совещание работников детских библиотек, в котором принимал участие А.П. Гайдар. Он выступал тогда в нескольких детских библиотеках, в том числе, и в библиотеке им. В.М. Величкиной, читал отрывки из повести «Военная тайна», затем оставил рукопись читателям библиотеки. Ребята прочитали повесть и написали письмо Аркадию Петровичу, в котором выразили свое недовольство по поводу гибели героя – Альки. В проникновенном и памятном письме читателям ростовской библиотеки им. В.М. Величкиной, отвечая на их вопросы, писатель делился: «Конечно, лучше, чтобы Алька остался жив. Конечно, лучше, чтобы Чапаев остался жив. Конечно, неизмеримо лучше, если бы остались живы и здоровы тысячи и десятки тысяч больших, маленьких, известных и безызвестных героев. Но этого в жизни не бывает… Вам жалко Альку. Некоторые ребята в своем отзыве пишут мне, что им даже «очень жалко». Ну, так я вам откровенно скажу, что мне, когда я писал, было и самому так жалко, что порою рука отказывалась дописывать последние главы. И все – таки это хорошо, что жалко. Это значит, что вы вместе со мною, а я вместе с вами будем еще крепче любить и Советскую страну, в которой жил Алька, и зарубежных товарищей, тех, которые брошены на каторгу и в тюрьмы. И будем еще больше ненавидеть всех врагов: и своих, домашних, и чужих, заграничных, - всех тех, что стоят поперек нашего пути, и в борьбе с которыми гибнут наши лучшие большие и часто маленькие товарищи. Вот вам и ответ на первый вопрос.

«Почему «Военная тайна»? Конечно, по сказке. Буржуин задает три вопроса: первый из них – нет ли у побеждающей Красной Армии какого-нибудь особого военного секрета или тайны ее побед? Тайна, конечно, есть, но ее никогда не понять главному Буржуину. Дело не только в вооружении, в орудиях, танках и бомбовозах. Всего этого немало и у капиталистов. Дело в том, что она глубоко убеждена в правоте своей борьбы. В том, что она окружена огромной любовью миллионов лучших пролетариев капиталистических стран… И это у Красной Армии – тоже своя военная тайна. Вот вам ответ на второй вопрос.

Этим письмом, чтобы не повторяться, я отвечаю сразу ребятам библиотек им. Величкиной и Ломоносова. Всем крепкий привет – Мите Белых, Вите Зарайскому, Алексееву, Подскорину, Рихтер, Вале Чередниченко и вообще всем, у кого на плечах толковая голова.

Я жив, здоров. Живу сейчас в гор. Арзамасе, работаю, пробуду здесь еще несколько месяцев. Осенью, вероятно, буду на Кавказе и тогда, возможно, на день-два опять встретимся. Будьте живы и здоровы и вы.

Письмо А.П. Гайдара было напечатано в журнале «Пионер» в 1940 году. Подлинник письма писателя к читателям библиотеки, к сожалению, был утрачен во время оккупации Ростова немцами.



Слайд 6. Сын советского писателя Аркадия Петровича Гайдара (Голикова). С его именем ассоциировалась известная повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда».

Тимур Гайдар окончил Ленинградское высшее военно-морское училище в 1948 году, факультет журналистики Военно-политической академии им. Ленина в 1954 году. Служил на подводной лодке в составе Балтийского и Тихоокеанского флотов. Позднее работал в газетах «Советский флот» и «Красная Звезда», а с 1957 года - в газете «Правда», где был редактором военного отдела, собственным корреспондентом на Кубе, в Югославии, в Афганистане. Публиковался также в «Московских новостях» и в «Известиях», был членом редколлегии журнала «Пионер».

Тимур Аркадьевич Гайдар был Почётным гостем и активным помощником Московского Дворца пионеров и школьников им. А. П. Гайдара, расположенного в московском районе Текстильщики.



Слайд 7. Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента "Комсомольской правды". Был свидетелем и участником Киевской оборонительной операции Юго-Западного фронта. Написал военные очерки "У переправы", "Мост", "У переднего края", "Ракеты и гранаты".



Слайд 8. После окружения Юго-Западного фронта под Киевом, в сентябре 1941, Аркадий Петрович попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулеметчиком. 26 октября 1941 под деревней Леплявою на Украине Аркадий Гайдар погиб в бою с немцами, предупреждая членов своего отряда об опасности. В 1947 году перезахоронен в г. Каневе.



Слайд 9. В 2014 году повести «Судьба барабанщика» исполняется 75 лет!

Повесть «Судьба барабанщика» написана Гайдаром в 1938 году. Она рассказывает о суровых испытаниях, выпавших на долю тринадцатилетнего мальчика Сережи Щербачева, барабанщика пионерского отряда. Мальчик гордится своим отцом, который боролся за революцию. Но отца арестовали за растрату казенных денег. Мальчик мечтал быть смелым солдатом-барабанщиком, похожим на маленького французского героя, о котором он читал, но, утратив чувство внутренней ответственности за свои поступки, совершает ряд ошибок, которые приводят его к встрече с преступниками.

В основе сюжета - острый конфликт, который помогает раскрыть внутренний мир главного героя. Стремительно развивающееся действие психологически оправдано: растет цепь ошибок, заблуждений мальчика, оставшегося без родных, без доброты и доверия окружающих. В тональности повести все сильнее звучит мотив тревоги за судьбу ребенка. Автор прослеживает, как день за днем разрушаются в жизни Сережи главные этические нормы. Сюжет развивается от эпизода к эпизоду все напряженнее и напряженнее, кое-где приближаясь к детективному. Однако детективные элементы подчинены главной теме произведения - теме воспитания. В «Судьбе барабанщика» Гайдар применяет форму рассказа от 1-го лица, что позволяет показать переживания героя, дать его самооценку, не обращаясь к авторскому комментарию. Это искренний рассказ мальчика о своих ошибках и заблуждениях.

Внутренние монологи, наблюдения и размышления героя сочетаются с изображением его в действии. Веря в своего героя, Гайдар психологически точно показывает «выпрямление» юного барабанщика. Победили в подростке чувство единства с родной страной, память о «хороших солдатских песнях» отца и «желтых полянах в одуванчиках», на которых полегло много бойцов Красной Армии. Ощущение революционной связи со всем народом пробудило у Сережи желание жить как все, «прямо и открыто» смотреть людям в глаза.

Сквозь всю повесть проходит романтическая тема барабанщика; она достигает кульминации в одной из последних сцен повести: «И раздался звук, ясный, ровный, как будто кто-то задел большую певучую струну и она, обрадованная, давно никем не тронутая, задрожала, зазвенела, поражая весь мир удивительной чистотой своего тона. Звук все нарастал и креп, а вместе с ним вырастал и креп я.

«Выпрямляйся, барабанщик! уже тепло и ласково подсказал мне все тот же голос.- Встань и не гнись! Пришла пора!»

Во внутреннем диалоге Сережи побеждает бесстрашный барабанщик, и мальчик в ответственную минуту становится борцом, который не мирится с тем, что бандиты и шпионы на его глазах «уходят куда им угодно». Кульминационная сцена повести - распрямление барабанщика - решена романтическими средствами, и это придает ей высокую эмоциональность.

Аркадий Гайдар: «Я пишу главным образом для юношества. Лучший мой читатель – десяти-пятнадцати лет. Этого читателя я люблю, и мне кажется, что я понимаю его, потому что сравнительно не так давно таким же подростком был я сам».



Слайд 10. Рассказ «Чук и Гек» (1939) тоже отметит в этом году свое 75-летие! Этот рассказ, так же как и «Голубая чашка», не сразу был понят критиками, но сразу был принят ребятами. Прошли не года, а десятилетия, и произведения, которые в свое время показались некоторым критикам «во многом спорными», «элементарно простыми по сюжету», «композиционно не слаженными», «недоходчивыми» для детского читателя, живут в памяти современников их первых изданий и в чтении тех, кто растет сейчас. Не так просты эти «элементарно простые по сюжету» рассказы, и поэтическое обаяние того же «Чука и Гека» не только в «безыскусственности» его или в том, что «мир показан сквозь призму детского восприятия». Творческая концепция писателя глубже, внешняя «безыскусственность» и «простота сюжета» отражают богатство и сложность жизни. Это простота большого таланта, а не примитивность видения мира.

Чук и Гек - два брата, и у каждого свои привычки, свойственная только ему манера поведения и логика развития мыслей. Неважно, что пока это мысли не очень как будто значительные, например как лучше поступить с исчезнувшей телеграммой. Рассказать маме правду о своих проделках или что-нибудь придумать? Ведь «у этой мамы был странный характер», и за драку она «разводила драчунов по разным комнатам и целый час, а то и два не позволяла им играть вместе».

И Чук предлагает не говорить о телеграмме совсем. Но Гек осторожнее; он вспоминает, что «врать нельзя», потому что «мама за вранье всегда еще хуже сердится». Так Гек делает открытие не такое уж «простое» и «бесхитростное», что врать опасно, и только. Если же убедишь себя, что ложь - вовсе и не ложь, а значит, наказания не должно быть, то можно и солгать. Писатель не смягчает тему лжи и правды, а ставит ее во всей остроте.

«Чук и Гек» - рассказ о смысле жизни человека, о счастье, о любви к Родине. «Что такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной» - в этих словах Гайдара заключена основная мысль рассказа. Огромный и добрый мир раскрывается перед братьями во время поездки из Москвы на восток, к Синим горам. Сказочный зачин «Чука и Гека» («Жил человек в лесу возле Синих гор») определяет весь интонационный строй рассказа. События, эпизоды, происшествия даны в нем в эмоциональном преломлении восприятия Чука и Гека.

И когда начинаешь читать с заколдованной фразы: «Жил человек в лесу возле Синих гор…» - теплеет на сердце, оттого, что предвкушаешь удовольствие от дальнейших увлекательных событий, от лучистой гайдаровской прозы, от ощущения счастливого восторга, которое так свойственно детству и которое с годами приходит все реже. Реальные события приобретают сказочную окраску, дополняются вымыслом, поэтизируются: «Удивительная это была прогулка! Они шли гуськом к роднику по узенькой тропке. Над ними сияло холодное голубое небо; как сказочные замки и башни, поднимались к нему остроконечные утесы Синих гор».

Замысел Гайдара написать «светлый, как жемчужина», рассказ осуществился в полной мере. Поэтичность, эмоциональность, юмор, ясный лирический подтекст - характерные черты этого произведения, с удивительной силой передающего ощущение счастья жизни и любви к Родине. Очень верным оказалось замечание В. Шкловского в связи с появлением рассказов «Чук и Гек» и «Голубая чашка» о лиричности понимания жизни А. Гайдаром, о новом голосе его, о том, что это новое в гайдаровской манере не перестало делать писателя понятным и любимым детям».

Константин Паустовский: «Аркадий Гайдар был по праву человеком героическим и легендарным. Он был отважен, верен своему делу – писательству. Он обладал воображением легким, крылатым, неиссякаемым. Сила его воображения не вмещалась целиком на страницах его книг. Избыток этой силы как бы выплескивался в повседневную жизнь, наполняя радостью, делал эту повседневность необычайной.

Жизнь вместе с Гайдаром всегда сулила неожиданности. Очевидно, поэтому дети всерьез считали его волшебником, взрослые поражались его проницательности.

Большинство людей не умеют вести себя с детьми как с равными. Гайдар умел это. Он видел насквозь любого деревенского мальчишку со всеми его мечтами и увлечениями, с его бурной радостью, жаждой деятельности и простодушным лукавством.

Дети не отставали от него, ходили за ним следом, как за предводителем и лучшим другом. Они гордились им и беспрекословно подчинялись его приказам, всегда точным и разумным…»



Слайд 11. Старенький дом на улице Горького, чей возраст перешёл уже вековой рубеж, знаком в Арзамасе каждому - здесь с 1912 по 1918 год жил со своей семьёй детский писатель Аркадий Гайдар. В те годы писатель сам был ещё ребёнком, но именно здесь были заложены основы его будущего творчества, повлиявшего впоследствии на развитие целого поколения. Дом-музей по-прежнему хранит интерьеры начала ХХ века, в которых жила семья знаменитого писателя. В доме четыре комнаты - гостиная, комната родителей, кухня и детская. В этих комнатах можно увидеть вещи, ценность которых заключается не только в причастности к жизни Гайдара. На старинном комоде в комнате родителей стоят изящные каретные часы прямоугольной формы. Эти часы еще в те годы, сто лет назад, считались настоящей семейной реликвией. Кухня - прекрасный образец бытового уклада начала ХХ века: большая русская печь, медный умывальник, самовар. А в детской комнате стоит тот самый стол, за которым сначала учился выводить буквы маленький Аркадий, а потом уже, подросшим, писал серьёзные письма своему отцу на фронт. Множество книг в доме - это не музейная декорация. В семье Гайдара действительно любили читать, и книги, принадлежавшие семье, до сих пор бережно хранятся.

Дом-музей А. П. Гайдара рассказывает историю не одной семьи, а целой исторической эпохи. В общении с экскурсоводами музея можно узнать много нового о жизни в Арзамасе в годы революции и гражданской войны. Кроме постоянной экспозиции - интерьеров дома, здесь проводятся и другие выставки, связанные с историей города и соседних регионов, с музеями которых ведётся активное сотрудничество.

В Арзамасе имя А. П. Гайдара присвоено одной из улиц, городскому парку культуры и отдыха, школе № 7, центральной городской детской библиотеке, Арзамасскому государственному педагогическому институту. Гайдаровскими называются пруды расположенные в центральной части города, на которых маленький Аркадий устраивал свои «морские бои». В городе сохранилось здание Реального училища, в котором учился писатель.



Слайд 12. С 1938 по 1941 годы А. П. Гайдар жил в подмосковном Клину на улице Большевистской (ныне ул. Гайдара). Здесь он написал произведения «Тимур и его команда», «Дым в лесу», «Комендант снежной крепости». В Клину Центральная детская библиотека носит его имя.

В 1989 г. в Клину, в доме, где жил и работал А.П. Гайдар, открыт музей, в котором представлена экспозиция, посвященная его жизни в Клинский период.

Дом-музей А.П. Гайдара хранит много документов, фотографий, книг, личных вещей, предметов быта, связанных с жизнью и творчеством писателя.

Мемориальная часть экспозиции воспроизводит главные этапы биографии писателя в годы гражданской войны. Фотографии писателя в кругу родных, друзей, обстановка рабочего места писателя, жилой комнаты раскрывают период его жизни в Клину с 1938 г. по 1941 г.

Литературная часть экспозиции знакомит с творчеством Гайдара, прижизненными изданиями его произведений, написанными в Клину.



Слайд 13. Памятник Мальчишу – Кибальчишу (литературному герою) открыт 19 мая 1972 года, в день 50-летнего юбилея со дня основания пионерской организации, у главного входа в Московский городской Дворец пионеров на Ленинских горах. Авторы этого произведения скульптор В. К. Фролов, архитектор В. С. Кубасов. Высота памятника 5 метров. Памятник Мальчишу – Кибальчишу представляет собой скульптуру мальчика, выполненную из кованой меди и установленную на гранитный постамент. Фигура изображена в движении вперед, одна нога приподнята для дальнейшего шага. В руках у мальчика горн и сабля. На голове буденовка, на ветру развевается рубаха. Скульптура установлена на длинный возвышающийся, отлогий постамент, изготовленный из гранитных плит. Скульптор нашел и воплотил в художественно-пластической форме яркий образ юношеской романтики, горячности, готовности к подвигу и верности.



Слайд 14. В Советском Союзе книги Гайдара играли огромную роль в воспитании подрастающих поколений. Имя Гайдара было присвоено многим школам, улицам городов и сёл СССР.

В Ростовской области улица Гайдара есть в Ростове-на-Дону и Батайске, переулок Гайдара – в Новочеркасске и Шахтах.

10 детских библиотек носят имя Аркадия Петровича Гайдара:


Имя А. П. Гайдара носят Калининградская и Белгородская областные детские библиотеки, Калужская центральная городская детская библиотека, центральная детская библиотека г. Севастополя.

В 1978 и 1983 годах издан художественный маркированный конверт, посвященный писателю.



Слайд 15. Наиболее известные произведения Аркадия Гайдара: «P.B.C.» (1925), «Школа» (1930), «Дальние страны» (1932), «Четвёртый блиндаж», «Военная тайна» (1935), «Тимур и его команда» (1940), «Чук и Гек» (1939), «Судьба барабанщика» (1938), рассказы «Горячий камень» (1941), «Голубая чашка» (1936). В произведениях 1930-х годов - героизация и романтизация Гражданской войны, преданность идеалам первых лет советской власти.

В Советском Союзе произведения Аркадия Гайдара издавались более 1100 раз общим тиражом около 105 миллионов экземпляров на русском языке, на языках народов СССР и зарубежных стран.

Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались, переведены на многие языки мира. Произведение «Тимур и его команда» фактически положило начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров. С. Маршак называл Гайдара «всесоюзным вожатым».

Список литературы

  1. Арзамасцева И. Н. Гайдар А. П. / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева // Детская литература: учебник для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – С. 296-303.
  2. Гайдар Аркадий Петрович // Писатели нашего детства. 100 имен: биографический словарь в 3-х частях. Ч.1. – М.: Либерея, 1999. – С. 102-105.
  3. Гайдар Аркадий Петрович//Русские детские писатели ХХ века: биобиблиографический словарь. – М.: Флинта, Наука. – 1997. – С. 113-116.
  4. Гайдар в школе: пособие для учителей / сост. Т. Ф. Курдюмова. – М.: Просвещение, 1976. – 126 с.
  5. Жизнь и творчество А. П. Гайдара: материалы для выставки в школе и детской библиотеке. - М. : Дет. лит., 1984. - 18 с., л. ил.
  6. Камов Б. Аркадий Гайдар. Мишень для газетных киллеров/ Б. Камов.- М.:ЗАО «Олма Медиа Групп», 2011. – 544 с.
  7. Крук Н. В. Чук и Гек: литературный час / Н. В. Крук, И. В. Котомцева // Библиотечные уроки по чтению. Сценарии 1-9 кл: в 2 ч. Ч 1. – М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010. – С.179-197.
  8. Белянкова Н. М. О Всероссийской научно-практической конференции «Роль произведений А.П. Гайдара в патриотическом воспитании детей и юношества» / Н. М. Белянкова // Начальная школа. - 2006. - №10. - С. 30-31.
  9. Корф О. «Судьбе барабанщика» Аркадия Гайдара - 60 лет!/ О. Корф // Детская литература. – 1999. - № 4. – С. 71.
  10. Корф О. Повести Аркадия Гайдара «Чук и Гек» - 60 лет!/ О. Корф // Детская литература. – 1999. - №1. – С. 57.
  11. Мантурова Л. Сказка о принце Гайдаре / Людмила Мантурова // Детская литература. - 2004. - № 1/2. - С. 80-82.
  12. Мотяшов И. «...Яко на небеси, и на земли»: [ради чего жил и погиб Гайдар] / Игорь Мотяшов // Детская литература. - 2004. - № 1/2. - С. 40-78.
  13. Овчинникова И. «Чук и Гек». Памяти А. Гайдара (1904-1941)/ И. Овчинникова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2011.- № 1. – С.12-14.
  14. Фролова Е. А. Номинация персонажей в рассказе А. П. Гайдара «Чук и Гек» как средство раскрытия семейной темы / Е. А. Фролова // Русский язык в школе. - 2001. - № 5. - С. 49-51.
  15. Цветов В. Страна умирающих рыцарей: неюбилейное послесловие к 100-летию Аркадия Гайдара / Владимир Цветов // Первое сентября. – 2004. - 10 февр. (№ 11). - С. 3.

Аркадий Петрович Гайдар

Аркадий Петрович Гайдар

22 января 2008 г. исполняется 104 года со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара (н.ф. - Голиков)

Гайдар в переводе с татарского означает – «всадник, скачущий впереди». В старые времена воины – конники высылали вперед всадника, который скакал впереди всех и всматривался в неизвестную даль, всегда готовый предупредить отряд. Такой псевдоним избрал себе Аркадий Петрович Гайдар. Рожденный эпохой Великого Октября, он всегда шел впереди, освещая своими произведениями путь в будущее, показывая пример гражданского мужества, патриотизма, высокой нравственности и душевной красоты.

Будущий писатель родился 22 января 1904 года в городе Льгове, Курской губернии. Отец Петр Исидорович – сельский учитель, после Октябрьской революции комиссар 35- й дивизии, член партии. Мать Наталья Аркадьевна – учительница, позже фельдшерица, после Октябрьской революции член партии. В Льгове Аркадий провел первые пять лет своей жизни. Своеобразный характер мальчика складывался необычайно рано. Никто из родных и близких в семье Голиковых не помнят, чтобы маленький Аркадий капризничал по пустякам, жаловался на сестер и товарищей. В 1910 году семья Голиковых переехала в Нижний Новгород, а в 1912 году в Арзамас. Своим родным городом они всегда считали Арзамас. В этом городке Аркадий рос и учился. Не по годам крепкий, голубоглазый, лобастый Аркадий скоро стал самым главным «организатор» среди соседских мальчишек. Маленький Аркадий страстно любил театр и почти всегда участвовал в школьных спектаклях.

Я рос в городе Арзамасе. Там громко гудели колоколатридцати церквей, но не было слышно заводских гудков.

В этом доме с 1912 по 1918 годы жил детский писатель Аркадий Петрович Гайдар.

Сначала поселились на ул.Большой в доме 128, но для большой семьи состоящей из семи человек; квартира оказалась тесноватой и не очень удобной. Поэтому Петр Исидорович и Наталья Аркадьевна подыскали отдельный деревянный дом на Новоплотинной улице, где и прожили более шести лет.

Домик деревянный, обшит тесом, сруб построен в начале 70-х годов XIX века.

В доме четыре комнаты. По правой стороне дверь в гостиную, комната родителей, по левой - вход в кухню и детскую.

Гостиная. Самая большая и светлая комната в доме. В воскресные дни вся семья собиралась за квадратным столом. Зажигалась керосиновая лампа с изящным цветным абажуром. Отец читал детям книги, рассказывал увлекательные истории о жизни и обычиях других народов, все вместе сочиняли короткие рассказы и стихи. «Не знаю о чем они были, - говорил позднее Гайдар, - о Красной Шапочке или о сером волке? Но на всю жизнь запомнилась большая мечта о хорошей жизни».

Комната родителей отгорожена от гостиной тонкой перегородкой. На старинном комоде маленькие, изящные, прямоугольной формы, каретные часы. Вещь, которой всегда так дорожила Наталья Аркадьевна. Эти часы, да еще серебряная чарка из походного сундучка ее отца - поручика А.Г. Салькова были реликвией всей семьи.

Кухня . Самая маленькая комната в доме. Много места занимает большая русская печь. На шестке глиняные горшки, сковородки, в углу стоят ухваты, кочерга. У окошка медный умывальник, под ним такой же таз на высоких металлических ножках, висит полотенце. У стены кухонный стол, на нем большой медный самовар по прозвищу "мокрый". Из этого самовара любила пить чай вся семья.

Детская. За овальным столом делал Аркадий торопливые скупые записи в дневнике, учил уроки, мучился над стихотворной строкой, доверял свои думы в письмах отцу на фронт. Над кроватью висит географическая карта - путеводная звезда путешествий в "дальние страны". Полка с книгами, когда-то прочитанными реалистом Голиковым.

"В доме всегда было много книг: они стояли на полках, лежали на столе в спальне, и даже у Аркаши с Таечкой в то время были собственные книги с картинками, к которым мама сочиняла стихи". Но особенно любил Аркадий листать толстые тома энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона. На всю жизнь сохранилась у него потом привычка читать "насквозь" энциклопедические словари.

Аркадию было тринадцать лет, когда свершилась Великая Отечественная война.

Родные определили Аркадия в Арзамасское училище. Но еще не начались занятия в классах, как разразилась война. Отца взяли в солдаты. На всю жизнь запомнил Гайдар минуты прощания с отцом. Все плакали: сестры, мать, соседи. Только десятилетний мальчик стоял у порога, закусив губы, крепился и не плакал. Наталья Аркадьевна осталась одна с четырьмя детьми. Для семьи Голиковых началась суровая жизнь. Как ни трудно было жившему в глухой провинции разобраться в столпотворении политических споров, он сумел выбрать единственный верный путь - примкнул к большевикам. Четырнадцатилетним подростком (скрыв свой возраст) добровольно ушел на фронт. Пятнадцати лет окончил Киевские командирские курсы. Ему не было семнадцати лет, когда он принял командование полком. Без сомнения, велика была в этом роль семьи, домашнего воспитания. Родители Аркадия принадлежали к той части русской демократической интеллигенции, которая видела первейший свой долг в бескорыстном служении народу и бескомпромиссной борьбе за справедливость. Голиков не мыслил своей жизни вне военной карьеры, готовился поступать в военную академию. Но многочисленные ранения и болезни вынудили его в 1924 демобилизоваться из армии. Это было крушение всех его надежд. В отчаянии Голиков пишет "Прощальное письмо Красной армии", где уже проявились признаки литературного дарования. (Первая повесть "В дни поражения и побед", написанная на фронте, успеха ему не принесла). Но все же после мучительных размышлений о том, чем заниматься дальше, он принимает решение "служить пером"
Началась новая жизнь Аркадия Голикова, жизнь писателя Аркадия Петровича Гайдара в книгах. Есть много версий происхождения литературного псевдонима писателя. Одна из них заключена уже в биографических данных Гайдара: Голиков Аркадий из Арзамаса.

Аркадий Гайдар с сыном Тимуром

Свое романтическое восприятие революции в ожидании грядущего светлого будущего он передает юным читателям. В своих героико-романтических произведениях он доверительно говорит с ними о Родине, о дружбе и предательстве.

Гайдар вошел в детскую литературу рассказом о гражданской войне "РВС" (1926). Затем были написаны книги, на которых воспитывалось не одно поколение детей. Это: "Школа" (1930), "Дальние страны" (1932), "Сказка о военной тайне, о Мальчише -Кибальчише и его твердом слове" (1933), "Военная тайна"(1935), "Голубая чашка" (1936), "Судьба барабанщика" (1939), "Чук и Гек" (1939). Все книги Гайдара учат только хорошему, поэтому и сейчас многие из них входят в школьную программу по литературе.
По состоянию здоровья Гайдар не мог быть призван в армию. Но когда фашистская Германия напала на нашу страну, он сделал все, чтобы оказаться на фронте. Он ушел на войну корреспондентом «Комсомольской правды». Его не брали в регулярную армию, он стал партизаном. Он погиб, выручая товарищей. Это случилось 26 октября 1941 в бою под деревней Леплява, когда маленькая группа партизан, возвращаясь с боевого задания, наткнулась на эсэсовскую засаду. Похоронен Гайдар на высоком берегу Днепра в г.Каневе.

Погиб он в роще под Леплявою
Как партизан, в тылу врагов,
И, осенней вечной славою,
Спит у Днепропетровских берегов.
С.Маршак.

В Арзамасе и в г.Льгове открыты музеи А.П.Гайдара. Имя Аркадия Петровича Гайдара присвоено многим детским библиотекам страны. В 1981 году был учрежден "Знак Гайдара" для награждения лучших организаторов воспитательной работы с детьми и подростками. Почти все произведения А.П. Гайдара экранизированы. Первым вышел фильм "Дума про казака Голоту" по рассказу "РВС" (1937г.), позже появились фильмы "Чук и Гек" (1953г.), "Судьба барабанщика" (1955г.), "Военная тайна" (1958г.) и другие. Специально для телевидения создан трехсерийный фильм "Школа", фильмы "Бумбараш" (по мотивам ранних рассказов), "Пусть светит" и другие.

В фонде Российской государственной детской библиотеке собраны все произведения А.П.Гайдара. Имеются также ранние издания его книг: Четвертый блиндаж. - М.: Детгиз, 1935. - 36 с.: ил.

  • Голубая чашка / А.П. Гайдар; Худож. Б. Дехтерев. - М.: Детская литература, 1936. - Первое издание книги.
  • Дым в лесу / А.П. Гайдар; Худож. Ермолаев. - М.-Л. : Детская литература, 1939. - Первое издание книги.
  • Горячий камень / А.П. Гайдар; Худож. И. Харькевич. - М.-Л.: Детская литература, 1949.

Большой популярностью у детей до сих пор пользуется повесть, написанная накануне Великой Отечественной войны, "Тимур и его команда" (1941). Появилась она вначале как киносценарий, затем писатель написал одноименную книгу. Исключительная популярность фильма объяснялась не только жизненностью образа его главного героя, сразу же переступившего рамки экрана, ставшего идеалом и примером для многих тысяч своих сверстников. Слово «тимуровец» ярко отразило лучшие черты, свойственные школьнику Советской страны: неуемную жажду деятельности, благородство, мужество, умение постоять за свои интересы. Это произведение дало благородное направление в деятельности пионерской организации - тимуровское движение Действующие повсюду, тимуровские команды помогали семьям ушедших и погибших на фронте воинов.

В годы Великой Отечественной войны это движение росло и ширилось буквально с каждым днем: только в Российской Федерации команды тимуровцев насчитывали в своих рядах свыше 2 млн. человек. Звание «тимуровец» обязывало, оно действовало на ребят дисциплинирующе, побуждало их к благородным, патриотическим поступкам. Деятельность тимуровцев имела огромное общественно-политическое и педагогическое значение.

К сожалению, движение постигла участь, о которой прозорливо предупреждал писатель в своем киносценарии "Клятва Тимура": распад тимуровской команды под давлением бюрократической показухи.

Сегодня во многих школах предпринимаются попытки возродить это движение. На Алтае создано тимуровское движение - ребята из села Брусенцево и Романово. помогают ветеранам и пожилым людям. В большинстве школ Приморья возобновилось тимуровское движение по оказанию практической помощи ветеранам. Участники патриотического воспитания молодежи в Приморье решили активизировать работу по патриотическому воспитанию молодежи в образовательных учреждениях, привлекать молодежь к подготовке таких знаменательных дат как 65 годовщина окончания Великой Отечественной войны, 70-летие со дня событий на острове Хасан, 40-я годовщина событий на острове Дамански. Тимуровское движение, зародившееся в 40 годы, действует и сейчас. По всей стране существуют отряды, имеющие разные названия, но общий смысл деятельности. Участники данных объединений и организаций целью своей деятельности считают помощь и поддержку ветеранов и членов их семей. Детско-молодежное движение в России является неоспоримым фактом на сегодняшний день. Последнее десятилетие дало возможность детским и молодежным объединениям не только на деле доказать свою жизнеспособность, но и стать самостоятельными юридическими лицами влияющими на государственную молодежную политику. Легенда – это не только опоэтизированная память о том, что отдалилось во времени. Это и второе неподвластное смерти бытие, когда личность продолжает участвовать в народной жизни, оказывать влияние на ее ход. Так живет с нами Аркадий Гайдар. В завершении хочется напомнить, что А. Гайдар занимает в детской литературе совершенно особое место. В свое время, С.Я. Маршак написал статью "Книга для детей должна быть произведением искусства", в которой он привел следующую иерархию замечательных деятелей литературы: - "Алексей Максимович Горький, Владимир Маяковский, Аркадий Гайдар". Его он назвал "всесоюзный пионерский вожатый, который умел быть веселым товарищем нашим ребятам, и чуть лукавым, себе на уме, воспитателем, обходящимся без поучений". С позиций сегодняшнего дня добавим: А. Гайдар шагал далеко впереди детской европейской литературы. Задолго до Джоан Роулинг с ее Гарри Поттером, ему удалось создать образ Тимура, побеждающего своей порядочностью и добротой жизненное зло, притягательный для миллионов детей.

Белинский писал когда – то, что детским писателем надо родиться.

Аркадий Гайдар и в самом деле родился детским писателем. Он был жизнерадостен и добродушен, как ребенок. Слово у него не расходилось с делом, мысль – с чувством, жизнь – с поэзией. Он был автором и героем своих книг. Таким он останется навсегда в памяти людей, которым довелось знать его при жизни, и в представлении тех, кто узнает о нем из книг, написанных Гайдаром и о Гайдаре.