Сказка про звездные войны для детей. Быль о сказке дивной, звёздно-войновой

Восемь эпизодов, спин-офф, шесть самостоятельных мультсериалов, полнометражный мультфильм, три телефильма не лучшего качества, книги, две сотни видеоигр, море проданных сувениров, костюмов, моделей – таков истинный мир Вселенной Лукаса. Стать явлением культуры удаётся не всем кино-франшизам, тем более – стартовавшим на чистом энтузиазме. Сорокалетней истории борьбы Света и Тьмы на фоне инопланетных пейзажей и звёздного неба это удалось.

Звёздные Войны: сказка и быль

Причины, по которым «Звездные войны» вошли в сознание людей всех континентов, разошлись на цитаты и переросли своего создателя, стали темой серьёзных книг и исследований. Но чудеса рациональному объяснению не поддаются, а значит источник популярности саги останется вне нашего понимания.

Критики относят сагу к десятку разных жанров. Источников у «Звёздных Войн» действительно очень много: это и «спагетти-вестерны», и научная фантастика, и рыцарские истории. Это сказка о принцах и принцессах, только правят они не маленькими земными королевствами, а целыми планетами и галактиками. Вместо верных скакунов – звездолёты, вместо солдат – штурмовики. Им помогают маги – рыцари-джедаи, вооружённые не только знаниями, но и световыми мечами. Это новый жанр, наполнивший архетипы новым смыслом, придавший современность старым сказаниям и полный истинного духа приключений.

Пробуждая в каждом зрителе глубоко (или не очень глубоко) спрятанного внутреннего ребёнка или подростка, франшиза убеждает – сказки есть, чудеса возможны, и каждый может стать их частью: фермер, мусорщица, контрабандист или принцесса.

Звёздные войны: религиозный смысл

Создавая сценарий, Лукас наполнил сагу религиозными аллюзиями и смыслами. Исследователи находят отсылки к Библии, даосским трактатам и кодексу самурая «Бусидо». Классическое и знакомое всем фанатам «Да пребудет с вами Сила» — почти дословная цитата из Евангелия от Иоанна (14:16-17). По словам матери Энекена, он зачат без отца. Имя Скайуокера-младшего – Люк, то есть свет. Контрабандист Хан Соло, познав учение Силы и увидев чудеса, пошёл за Люком, как апостол – за Христом. Лэндо Калриссиан обнимает своего друга — Хана, но потом предаёт его, как Иуда.

Кроме библейских аналогий, есть и иные. Джон М. Портер, почитатель Лао-Цзы, написал исследование «Дао «Звездных войн».

Авторы доходчиво объяснили зрителям простые религиозные истины: что есть высшая сила, что мир неоднороден, что существуют хорошая и плохая, светлая и тёмная стороны, между которыми приходится выбирать. Чтобы не конкретизировать внимание на одной какой-то религии, Лукас ввёл универсальную и простую концепцию Силы, не обременённую деталями, понятную всем.

Сила пронизывает мир, сохраняет его в гармонии. Те, кто может её контролировать, становятся джедаями. В I эпизоде она описывается как следствие симбиоза человека с , особой микроскопической формой жизни. Чем больше их в человеке – тем больше в нём Силы.

Это физиологичное объяснение понравилось не всем: оно лишило Силу налёта волшебства с одной стороны и духовности – с другой. В последних эпизодах и мультсериалах сценаристы о мидихлорианах предпочитают не упоминать, вновь упирая на духовную и энергетическую мощь Силы, возвращая ей первоначальный смысл.

Звёздные войны: последние надежды

От Республики – к Империи, от Империи – к Первому ордену… Торговые войны, политические разногласия, сенат, погрязший в коррупции и бюрократии, экономические блокады и санкции – в «Звёздных Войнах» есть всё, о чём мы слышим в утреннем выпуске новостей. Последние эпизоды уже не так насыщены политическими подробностями. Если Владыка ситхов, сенатор Палпатин, для достижения целей пользовался абсолютно земными и человеческими способами захвата власти, за которыми мы наблюдали три первых эпизода, то Верховного лидера Сноука в VII эпизоде авторы сразу представляют всесильным властителем Первого ордена. Убрав детали, они проясняют картину.

Светлая сторона Силы, несущая мир, добро и гармонию, внезапно теряет свою привлекательность для тех, кто должен защищать мир и закон. Что же влечёт героев на Тёмной стороне? Разве мало было им богатства, уважения, власти? Нет. Всё это у них было. Им не хватало «тёмных страстей» — злобы, зависти, гнева, ревности. Им не хватало того, что есть в любом человеке, но неприемлемо для адепта Светлой стороны. Жажда обладания, всесилия, жажда страстей обращает героев на Тёмную сторону, но далеко не всем удаётся стать истинным адептом Зла.

В последних эпизодах становится ясно — Тёмная и Светлая сторона не являются взаимоисключающими, это две стороны жизни, две стороны человеческой натуры. Никого нельзя назвать безупречным героем или «злодеем без страха и упрёка»: и у тех, и у других есть возможность выбора. Злодей – это герой, поддавшийся искушению. А герой может оставаться на Светлой стороне потому, что судьба ещё не поставила перед ним тяжёлые нравственные дилеммы.

Звёздные Войны: отцы и деды

Предательство и моральный выбор обсуждаются в «Звёздных Войнах» куда чаще, чем полёты на звездолётах и боевые операции повстанцев. Дарт Вейдер в последний момент возвращается к Добру, не вынеся мучений сына. Его внук убивает отца, но не в силах убить мать. Клубок семейных связей в саге смотан очень прочно.

Переход Энакина Скайукера на Тёмную сторону связан с его личными, человеческими качествами. Он горд, заносчив, ревнив, он не может сдерживать мрачные стороны своей натуры и становится лёгкой жертвой хитрого политика – сенатора Палпатина. Люка не беспокоило то, что он – сын Дарта Вейдера; наоборот, он всеми силами старался пробудить в душе отца добро, верил в то, что Энакин вернётся на Светлую сторону.

Иное дело – Бен Соло, взявший имя Кайло Рен. Тёмный образ деда становится для юноши проклятием и наваждением. Он словно не понимает, что Энакин в последние минуты жизни вернулся к Светлой стороне. Стараясь подражать Дарту Вейдеру, он носит похожий костюм и маску, отрекается от семьи и боится только одного – что не достигнет его величия и силы. И всё-таки даже в недрах этой исковерканной злом души таится добро. Хватит ли его искры, чтобы внук повторил судьбу деда?

Звёздные Войны: итоги и перспективы

Фанаты, разочарованные трилогией-приквелом к «классическим» эпизодам (IV-VI), теперь просто радуются выходу очередных фильмов, дающих пищу для их фантазий, одобрения или возмущения. Но тема разочарований поднята и в самой франшизе.

Люк Скайукер, главный и безупречный герой, сам испытывает тяжёлое разочарование – Орден джедаев не смог разглядеть того, что творилось у него «под носом», допустив укрепление Владыки ситхов и переход Дарта Вейдера на сторону Зла. Сам Люк «упустил» ученика и родного племянника, допустив уничтожение Академии джедаев. Ошибаются все, даже всесильные джедаи, способные двигать камни и управлять чужой волей. Неспособность учиться на ошибках — элементарная человеческая слабость, свойственная даже им, и эта мысль – одна из основных в саге.

Световой меч, мидихлорианы в крови и плащ никого не сделают сверхчеловеком. Борьба со своими страстями, обидами, умение учиться на своих ошибках и прощать чужие – это битва длиною в жизнь, и никому её не избежать.

Чуй, - позвал он косматого второго пилота, - смотри, как там сладко. Хочу туда.

Принцесса немедленно всполошилась:

Где сладко? Что сладко? Ей вторил Ц-ЗПО:

Простите, госпожа Лейя, но, может быть, вы знаете, куда мы летим?

По-моему, подойдет, - пробормотал ко-реллианин, не слушая общий щебет.

Вуки гавкнул на тему, что если капитан еще не заметил, так не вся погоня отстала. Какие мелочи, право слово. Ухмылка Соло стала еще шире.

«Тысячелетний сокол» завалился на правое крыло - горизонт вильнул в бок, принцесса звонко икнула - и нырнул в одну из трещин, расколовших изогнутую стену каньона.

Надеюсь, ты знаешь, что делаешь, - сказала принцесса.

Я тоже надеюсь, - пробормотал он в ответ.

Истребители сгоряча рванули за ним. Первый ободрал броню о каменный выступ, но не отстал. Жаль, подумал Хэн Соло. Хороший пилот. Он расслабился и запустил корабль в корел-лианскую карусель. Ждать пришлось недолго. Позади полыхнули взрывы: один истребитель протаранил коллегу, и их пилоты отправились в небытие. Мир праху…

Хэн сбросил скорость и вывел фрахтовик на открытое пространство. Самое время выяснить, правильно ли он прикинул размеры замеченной раньше пещеры. Впрочем, если неправильно, они быстро узнают об этом.

Фрахтовик описал медленную широкую петлю над входом в пещеру. Хэн затаил дыхание, но туннель, уводящий внутрь астероида, оказался достаточно широк.

Малый истребитель Т-65 по прозвищу «крес-токрыл» входил в атмосферу планеты Дагоба.

Приблизившись к планете, Люк Скайуокер сквозь густую пелену плотных облаков пытался разглядеть хоть что-то на ее поверхности - планета не входила в число картографированных. Люк привел свой корабль сюда по зову призрака, голоса из снежного сна. Так что, может и прав Р2Д2, задававший вежливые вопросы о состоянии психического здоровья командора.

Р2Д2 в кормовой кабине истребителя ожил, просканировал звездное поле и через компьютер связался с Люком. Тот прочитал сообщения робота на экране переводчика.

Да, Р2, это Дагоба, - ответил он дроиду, бросив взгляд через фонарь кабины, и истребитель пошел на снижение. - Вид у нее невеселый, верно?

Р2Д2 забибикал, в последний раз пытаясь убедить хозяина сменить курс на более разумный.

Нет, - отозвался Люк, - я не передумал. Хотя, обежав взглядом приборную доску, он чувствовал себя не так уж уверенно.

Я не замечаю ни городов, ни признаков технологической цивилизации. Впрочем, отмечены крупные формы жизни. Что-то живое там есть. Р2 тоже беспокоился, и его тревога вылилась в полный опасений запрос.

Нет, я уверен, для дроидов тут совершенно безопасно. Не волнуйся, ладно? - Люка уже начинали немного раздражать страхи робота. - Поживем - увидим.

Сзади он услышал несчастное электронное хныканье.

Да не волнуйся ты!

Истребитель медленно вплыл в сумеречную зону стратосферы, отделяющую смоляную черноту космоса от тропосферной плотной облачной массы. Люк глубоко вздохнул, и корабль нырнул в белую перину.

Люк ничего не видел. Взор тонул в густой, вязкой белизне, будто облепившей кабину. Он правил кораблем, полагаясь лишь на показания приборов. Люк начал спуск. Внешние сенсоры вдруг отключились. Корабль лишился органов чувств. В испуге Люк вцепился в рычаги управления. Сейчас он не мог оценить даже расстояние до поверхности.

Загудел тревожный сигнал, и в его бьющие по нервам подвывания вплелись панические пересвисты и бибиканья Р2Д2.

Знаю, знаю! - закричал Люк, не прекращая борьбы с непослушным кораблем. - Все приборы сдохли! Ничего не видно! Держись, попытаюсь приземлиться. Будем надеяться, под нами хоть что-то есть.

Р2Д2 вновь чирикнул, но его ответ утонул в ударившем по ушам визге тормозных двигателей. Двигатели отработали и заглохли. Люк почувствовал, как куда-то вниз ухнул желудок, а корабль начал стремительно падать. Юный командор вжался в пилотское кресло, группируясь в ожидании возможного удара о землю. Затем корабль рванулся вперед, раздался громкий продолжительный треск, будто несущийся с огромной скоростью истребитель рубил корпусом и плоскостями ветви деревьев. Потом выяснилось, что так оно и было.

Давным-давно в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был Иванушка-дурачок. Крестьянствовал - на поле работал, а как вечор, так отужинает он и думы мечтательные разводит. Хотел Ванюшка ямщиком быть телеги чудесной, между звёзд летающей. И всё бы хорошо, да вот однажды в этом тридесятом государстве беда приключилась - похитил царевну из соседнего тридевятого царства ворог чёрный Кащей вместе со своими помощниками и ратями несметными - белыми да страшными. Заточил Кощеище поганый царевну в свой замок круглый, огромный, железный, в небесах далёких подвешенный. И решил Иванушка отыскать красавицу да избавить мир честной от Кащея и помощников его. И отправился Иванушка в дорогу дальнюю да опасную...

Сказка «звёздная» и сказитель её
Любимая сотнями миллионов мальчиков и девочек от трёх до 99 лет сказка о борьбе добра и зла, смыслом легко переводимая на язык любой страны. И на русский - тож. Иван, Иоганн, Ян, Джованни, Джон... - лишь имечко главного героя менялось в зависимости от державы, где сказывалась сия история. Но было у нашего героя имя интернациональное, для всех сразу - Люк, а фамилия Скайуокер (Небоходов - ежели по-русски). Кащей звался Дартом Вейдером, принцесса - Леей Органой, а тридесятое государство именовалось захолустной крестьянской планетой Татуин, затерянной на чёртовых галактических куличках великой космической Империи. И наши персонажи, и Татуин с другими остальными мирами инопланетными «проживали» в великой, всем ныне известной космической сказке, или, как её ещё называют, «космической опере» под общим названием «Звёздные войны», что выдумал великий космический сказочник - режиссёр Джордж Лукас. Из одной, самой первой истории «Звёздных войн», известной как «Эпизод IV: Новая надежда», что вышла на экраны 25 мая 1977 года и произвела фурор сюжетом и невиданными спецэффектами, она получила продолжение в 1980-м («Эпизод V: Империя наносит ответный удар»). Затем и 1983 году («Эпизод VI: Возвращения джедая»). С каждой частью Лукас всё больше удивлял новыми чудесами, хотя как режиссёр он самоустранился сразу после «Новой надежды» - стал продюсером, управляющим проектом - короче, художественным руководителем.


О пробуждении Силы

Ныне великий космический киносказочник Джордж Лукас, коему в этом году 71 год стукнул, планировал тряхнуть стариной и возрадовать сотни миллионов почитателей продолжением легендарной эпопеи «Звёздные войны». Но забыл звёздно-сказочник, что возжелал он в своё время богатства и продал права на продолжение истории своей космической купцам-продюсерам студии «Уолта Диснея». Отстранили они старца, наняли новых писарей-сценарников да кликнули режиссёра, мастака-мастера по делу космическому Джей Джей Абрамса, известного по «Звёздному пути» о двух частях (2009, 2013), и появилась картина с названием привычным и героями - и старыми достославными, и новыми - «Звёздные войны: Пробуждение Силы». Мировая премьера её состоится 14 декабря, в США - 18 декабря, а в «Удокане» (и всей России) - 17 декабря!

Начнём синескоп-звёздную трилогию!
Сегодня самое подходящее время запустить синескоп-трилогию, в которой я поведаю вам, мои «звёздно-войновые» соратники, прелюбопытную историю, как создавался один из самых легендарных фильмов мирового кинематографа - сказочно-космическая, «воинствующая» история «Звёздные войны. Эпизод IV: «Новая надежда» (и отчасти её последующие два продолжения).

О Лукасе славном и космолюбивом
Давным-давно, в 1974 году, в далёкой-далёкой от нашей советской страны, в заокеанской соединённо-штатской «галактике» бушевали... «Звёздные войны»... правда, на бумаге. Именно в эту годину добрый молодец славный, именуемый Джорджем Лукасом, 30 годов от роду, после двух кинолент своих удачных (фантастической «ТНХ-1138» и ностальгическо-комедийной о калифорнийских отроках 1942 года «Американские граффити») задумал сделать нечто, душу ему радующее: космическое, романтическое, приключенческо-драматическое и дивно фантастическое.

Весь 1974-й и часть следующего года Лукас писал 200-страничный фолиант, который озаглавил «Звёздные войны». Конструкция сценария стала такой громоздкой, что никто, помимо самого автора, не мог разобраться в ней до экранизации.

Тайна путаницы с «Эпизодами»
Всех будущих зрителей разных стран мира совершенно запутывала странная, если не сказать, дурацкая, последовательность фильмов эпопеи «Звёздных войн», заявленных в титрах. К примеру, фильм был первым, но титры «вещали», что это «Эпизод IV: Новая надежда». Возникали резонные вопросы: «А куда делись предыдущие «Эпизоды»?», «Фильм показывают «задом наперёд», без начала?», «Где увидеть первые три «Эпизода»?». Путаницу усугубляло то, что Лукас ничего особо не объяснял.

«Звёздно-войновый» факт (Неправильные герои правильного плаката). На самом первом и самом знаменитом постере фильма, нарисованном к его премьере в 1977 году братьями Хильдебрандтами под названием «Берегись! Идёт звёздная война!», изображённые главные герои: Люк Скайуокер и принцесса Лея лицом (а Люк и телом - этакий накаченный супермен) даже не походят на своих киноперсонажей… А если посмотреть внимательней на лицо принцессы, то черты лица имеют скорее «азиатско-внеземной» тип, нежели «европейско-инопланетный»… Почему? К этой загадке мы ещё вернёмся в следующем «эпизоде» нашей синескоп-были о космосказке Лукаса…

В 200 страниц сценария Джордж умудрился натолкать события сразу двух трилогий. Причём изложить события решил «с конца» - экранизировать сразу вторую половину сценария (Эпизод IV, V, VI), а первую («Эпизод I: Скрытая угроза», «Эпизод II: Атака клонов», Эпизод III: Месть ситхов») оставить «на потом» - для интриги. Лукас детально проработал сотни персонажей вселенной «Звёздных войн» - с именами, биографиями, тщательно прописанными характерами... Основной акцент режиссёр сделал на Эпизоде IV - эта часть сценария была самодостаточной по сюжету - имела начало, финал и в случае провала фильма не требовала продолжения.

Была ещё одна причина - в одном из своих интервью, уже после выхода фильма на экраны, Джордж объяснил: «Мне просто хотелось побыстрее снять фильм, в котором летала бы крепость-планета Звезда Смерти. А она появлялась только в четвёртой части. Поэтому я и начал с неё».


Лукас заимствует

Всё новое, как известно, - это хорошо забытое старое. Лукас, как типичное дитя Голливуда, недолго думая, решил воспользоваться этой международной истиной на все 100%. А потому множество элементов «Звёздных войн», дабы особо не ломать голову, хитроумный режиссёр сначала в сценарии, а затем и в работе над картиной, позаимствовал из более ранних кинофильмов других кинематографистов. Вот краткий перечень «займов» Лукаса:

- Персонажи Оби-Ван Кеноби и дроиды C-3PO и R2D2 весьма напоминают героев японского фильма, "Три негодяя в скрытой крепости" (реж. Акиро Куросава, 1958), где самурайский воин спасает принцессу при помощи двух мелких мошенников.

- Внешний вид «золотого» робота C3PO был с незначительными отличиями, практически полностью скопирован с робота из классического фильма немца Фрица Ланга «Метрополис» (1926).

- Внешний вид пылесосо-холодильноподобного R2D2 - «тюнингованная» версия советского развед-робота из фильма Е. Шерстобитова «Туманность Андромеды» (1969).

- Финальный бой между космическими кораблями повстанцев и имперскимим истребителями заимствован из британской картины о Второй мировой войне "Разрушители плотин" (реж. М. Андерсон, 1954), но ещё ближе он к аналогичной сцене в "Эскадрилья 663" (Великобритания -США, реж. У. Громан, 1964).

- Заключительная сцена чествования героев практически покадрово скопирована с документальной картины... гитлеровского режиссёра Ленни Рифеншталь «Триумф воли» (1934), повествующей о съезде нацистской партии!
И это ещё далеко не полный перечень «займов» Джорджа. Впрочем, мы ещё не раз обратимся к ним...

Работу над литературной версией и эскизами будущего фильма Лукас закончил во второй половине 1975 года. И вот тогда начались ожесточённые... сценарные войны.


Во второй части «звёздно-войновой» синескоп-трилогии читайте: Откуда джедаи пошли... Зелёный-презелёный контрабандист, девочка-джедайка и псы-пилоты. Планета из... Библии. Эти страшные звёздно-сценарные войны! Самолёты Второй мировой в космосе! Калмыки - раса инопланетная. Роботы - это должно звучать смачно! Котлетные звездолёты, обуваемые корабли, картофельные планеты и ещё много чего...

Каждое поколение растет на своих сказках. Сейчас они не популярны в том виде, в котором их знали наши родители. Но и в настоящее время есть свои герои и злодеи, которые сражаются на экране, есть и свои легенды, одна из которых – “Звездные войны”.

Каждое поколение растет на своих сказках, легендах и их героях. Сейчас они не популярны в том виде, в котором их знали наши родители, но это не значит, что их нет вообще, и нашим детям не на чем учиться. В настоящее время есть свои герои и злодеи, которые сражаются на экране, есть и свои легенды, одна из которых – “Звездные войны”.


“Звездные войны” – это не просто многосерийная история об извечном противостоянии. Прежде всего это история, которая может научить детей тому, что настоящая дружба пройдет любые испытания, а любое зло можно победить, если верить, и всегда всем держаться вместе.

В играх дети развиваются, учатся правильно реагировать в разных ситуациях. А игрушки, естественно, лучше всего помогают им в этом.

Игрушки из Звездных войн дают возможность ребенку окунуться в мир, который так ему понравился. Мир, который он видел до этого только в своих фантазиях и на экране. Ребенок не бросит собирать конструктор, если это не просто обычный самолетик, а крейсер «Звездный разрушитель» из выученной наизусть телесаги.

Так же, возможно, что у ребенка есть нереализованные способности к моделированию, но чтобы раскрыть их в таком возрасте, малыша надо заинтересовать и увлечь. Собирая первые, несложные модели из любимого им мира, он будет незаметно для себя развивать такие необходимые в жизни качества как внимание и аккуратность.

Фигурки Звездных Войн помогут ребенку лучше и подробней представить понравившийся ему мир. Рассматривая игрушки или играя с ними, он будет развивать фантазию.


Пожалуй, один из самых захватывающих и интересных моментов “Звездных войн” – это сражение на световых мечах.


Именно Световые мечи из Звездных Войн – это то, что сделало эту историю уникальной и красочной. Поэтому дети, смотря ее, всегда представляют себя в роли Люка Скайвокера или Оби-Вана Кеноби.

Ребенку интересно будет разыграть сценку из любимого фильма и сразиться со своими сверстниками против «темной стороны».

Меняются поколения и меняются сказки, но “Звездные войны” – это определенно та сказка, которая учит ребенка лучшему.

Поэтому подумайте, к какому миру лучше его приобщить. К тому, где кровь и насилие, а все игрушки изображают монстров, от которых самому не по себе? А может, все-таки к тому, который учит дружбе, борьбе за справедливость во имя Добра, а игрушки – это игрушки, а не создания из мира ужасов.