Сочинение на тему "матрена-трогательный образ" в рассказе "матренин двор". «Матренин двор» главные герои

Первоначальное название рассказа «Не стоит село без праведника». В этом рассказе писатель также ничего не выдумывает, достоверно воспроизводя жизнь и смерть Матрёны Васильевны Захаровой, жительницы села Мильцево Владимирской области. Под образом учителя Игнатьича, от имени которого ведется повествование, скрывается сам автор.

Герой рассказа, получивший освобождение, ищет тихий уголок, где бы он мог жить и работать. Поиски жилья приводят его к дому Матрёны, который приходится ему по душе, несмотря на запущенность, тараканов и мышей. Здесь было мне тем хорошо, что по бедности Матрёна не держала радио, а по одиночеству ей не с кем было разговаривать». Невольно Игнатьич оказывается втянутым в жизнь Матрены, знакомится с ее родней, узнает историю ее замужества и проникается глубокой симпатией к этой одинокой, всеми забытой старой женщине.

Жила она трудно: пенсию не получала, в колхозе работала не за деньги, «за палочки трудодней в замусленной книжке учетчика». Хворала черным недугом, лежа по три дня без помощи и еды, с огромным трудом добывала топливо для обогрева, таская тайком из леса, как все деревенские женщины, тяжелые мешки с торфом. А еще нужно было копать огород, добывать сено для козы. Имя Матрёна вызывает в памяти образ некрасовской Матрены Тимофеевны, тем самым объединяя двух героинь общностью судьбы: тяготами жизни, несправедливостью жизненного устройства, но и неизбывной силой духа, истоки которой в природной нравственности и народных корнях обеих Матрён.

В этом рассказе Солженицын вновь показывает образ человека, который в физически невыносимых условиях не просто выживает, но сохраняет лучшие качеств а души, свое человеческое достоинство. Тема праведничества сближает героев Солженицына с героями Лескова. Солженицын также находит праведников в живой народной среде, это люди далеко не героические, а такие как Иван Денисович и Матрёна. В чем же праведность Матрёны? В том, что героиня сохранила свою лучезарную улыбку, простодушие, безотказность, исключительную доброту. Не состоя в колхозе, она откликалась на требования помочь. Больная, считающая эту работу бессмысленной, она все же идет поутру со своими вилами в назначенное место. Любая дальняя родственница или соседка, которым и в голову не приходило помочь одинокой женщине, тем не менее считали себя вправе требовать, чтобы Матрёна явилась картошку докапывать и Матрёна не могла отказать.

Сам писатель в конце рассказа перечисляет немудреные качества своей героини: «Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы … Только герой рассказа, Игнатьич смог оценить особую красоту души Матрёны, ее застенчивость, внутренний свет. В рассказе есть темная фигура Фаддея, бывшего жениха Матрёны, который воплощает зло, противостоящее доброму нраву героини. Когда-то он грозился зарубить ее топором за то, что она не дождалась его с первой мировой войны. «Сорок лет пролежала его угроза в углу, как старый тесак, — а ударила-таки … » Образ черного Фаддея с занесенным топором символичен. Матрёна погибает под колесами поезда, которого боялась больше всего на свете (<<поезд вылезет, глаза здоровенные свои вылупит, рельсы гудят — аж в жар меня бросает, коленки трясутся»), помогая Фаддею вывезти бревна ее же собственной избы. Матрёна беззащитна перед такими людьми, как Фаддей или ее родственники, которые на поминках устраивают обвинительный плач, сводят счеты между собой, осуждают покойницу, и все под видом обряда.

В рассказе множество символических деталей, предсказывающих гибель Матрёны и носящих мистическую окраску: потеря Матрёной котелка со святой водой, пропажа колченогой кошки, метель, кружившая двое суток, нахальный писк мышей в роковую ночь. Символичен финал рассказа, перекликающийся с первоначальным вариантом названия. Становится понятным, почему это название не было пропущено в печать. Автор заключает: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Выходит, с гибелью Матрёны должна рухнуть земля. Означает ли это гибель добра и торжество зла? Но ведь сам-то Игнатьич понял Матрёну, Донес до мира весть о ней …Есть в рассказе еще одна важная деталь. Одна из женщин, пришедшая обмыть покойницу, перекрестилась и сказала: ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться. Если ж Матрёна при жизни думала только о других, то и там будет молиться не за себя.

Рассказ А.И.Солженицына "Матрёнин двор" затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, борьба за выживание, противоречие личности и общества, отношение власти и человека. "Матрёнин двор" написан целиком о простой русской женщине. Несмотря на множество не связанных с ней событий, Матрёна является главным действующим лицом. Вокруг нее развивается сюжет рассказа.

В центре внимания Солженицына, простая деревенская женщина – Матрена Васильевна, живущая в нищете и проработавшая всю жизнь в совхозе. Матрена вышла замуж еще до революции и с первого же дня принялась за домашние хлопоты. Наша героиня – одинокая женщина, потерявшая своего мужа на фронте и похоронившая шестерых детей. Матрена жила одна в огромном доме. "Строено все было давно и добротно, для большой семьи, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти". Центральная тема в этом произведении - тема родного дома и очага.

Матрена, несмотря на все тяготы повседневной жизни, не утратила способности откликаться на чужую беду душой и сердцем. Она является хранительницей очага, но это ее единственная миссия, которая приобретает масштабность и философскую глубину. Матрена все же не идеальна, советская идеология проникает в жизнь, в дом героини (признаки этой идеологии – плакат на стене и вечно не умолкающее радио).

Мы знакомимся с женщиной, пережившей очень многое в жизни и даже не удостоившейся заслуженной пенсии: "Наворочено было много несправедливостей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века отработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было за мужа, то есть за утерю кормильца". Такая несправедливость царила в то время во всех уголках России. Человек, который своими руками делает добро для своей страны, не ценится в государстве, его втаптывают в грязь. Матрена за всю свою трудовую жизнь заслужила пять таких пенсий. Но пенсию ей не дают, потому что она в колхозе получала не деньги, а палочки. А чтобы добиться пенсии за мужа, нужно потратить много сил и времени. Она очень долго собирала бумаги, потратила время, но все зря. Матрена так и осталась без пенсии. Эта нелепость законов скорее вгонит в гроб человека, чем обеспечит его материальное положение.

Главная героиня не имеет кроме козы никакого скота: "Все животы ее были – одна грязно-белая коза". Ела она в основном одну картошку: "По воду ходила и варила в трех чугунах: один чугун – мне, один – себе, один – козе. Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе – мелкую, а мне – с куриное яйцо". Хорошей жизни не видно, когда людей засасывает болото бедности. Жизнь очень не справедлива к Матрене. Бюрократический аппарат, который работает не для человека, вместе с государством совсем не интересуется, как живут такие люди, как Матрена. Перечеркнут лозунг "Все для человека". Богатство больше не принадлежит людям, народ – крепостные у государства. И, на мой взгляд, именно эти проблемы затрагивает Солженицын в своем рассказе.

Образ Матрены Васильевны – воплощение лучших черт русской крестьянки. У нее непростая трагическая судьба. Ее "дети не стояли: до трех месяцев не доживая и не болея ничем, умирал каждый". Все в деревне решили, что в ней - порча. Матрена не знает счастья в личной жизни, но она вся не для себя, а для людей. Десять лет, работая бесплатно, женщина воспитывала Киру, как родную, вместо своих детей. Помогая ей во всем, никому не отказывая в помощи, нравственно она гораздо выше своих корыстных родственников. Жизнь нелегкая, "густая заботами", - Солженицын не прячет этого ни в одной детали.

Я считаю, что Матрена – жертва событий и обстоятельств. Нравственная чистота, бескорыстие, трудолюбие – черты, привлекающие нас к образу простой русской женщины, потерявшей в своей жизни все и не ожесточившейся. В преклонном возрасте, больная, она лечит душевные и физические недуги свои. Труд составляет счастье, цель, ради которой она живет. И все же, если внимательно приглядеться к образу жизни Матрены, то можно увидеть, что Матрена - рабыня труда, а не хозяйка. Потому-то односельчане, а больше всего родственники, бессовестно эксплуатировали ее, она же покорно несла свой тяжкий крест. Матрена, по замыслу автора, - идеал русской женщины, первооснова всего бытия. "Все мы, - заканчивает свое повествование о жизни Матрены Солженицын, - жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша".

/ / / Образ Матрены в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»

Очень трогательное произведение русского писателя Александра Солженицына. Автор был гуманистом, поэтому не удивительно, что в рассказе фигурирует чистый добрый женский образ главной героини.

Повествование ведется от лица рассказчика, через призму мироощущений которого мы узнаем образы других персонажей, в том числе и главной героини.

Матрена Васильевна Григорьева – центральный . Волею судьбы в ее доме поселяется бывший заключенный Игнатич. Именно он и рассказывает нам о жизни Матрены.

Женщина не сразу согласилась принять в своем дворе квартиранта, советовала найти место чище и уютнее. Но Игнатич не искал комфорта, ему достаточно было иметь свой уголок. Он хотел жить тихой жизнью, поэтому выбрал деревню.

Матрена – скромная жительница деревни, простодушная и приветливая. Ей уже было около шестидесяти лет. Жила она в одиночестве, так как овдовела и потеряла всех детей. В какой-то мере постоялец разнообразил ее одинокую жизнь. Ведь теперь Матрене было ради кого рано вставать, готовить еду, было с кем поговорить вечерами.

Рассказчик отмечает, что круглое лицо Матрены выглядело больным из-за желтизны и мутных глаз. У нее иногда случались приступы какой-то болезни. И хотя она не считалась инвалидом, болезнь сваливала ее с ног на несколько дней. Узнав о сложной судьбе женщины, Игнатич понял, что ее недуг вполне понятен.

В юности Матрена любила Фаддея и хотела выйти за него замуж. Однако война разлучила влюбленных. Пришла весть, что пропал без вести. Матрена долго печалилась, но по настоянию родных вышла замуж за брата бывшего возлюбленного. Спустя какое-то время случилось чудо – Фаддей вернулся домой живым. Он расстроился, узнав о замужестве Матрены. Но позже тоже женится и заводит много детишек. Так как дети Матрены долго не жили, она берет на воспитание одного ребенка Фаддея и его жены. Но и приемная дочь оставляет ее. После потери мужа Матрена остается совсем одна.

Образ Матрены очень светлый и одновременно трагичный. Она всегда жила больше для других, чем для себя. Несмотря на болезненность, Матрена не чуждалась тяжелой работы на благо общества. Тем ни менее, рассказчик отмечает, что женщина долго не получала пенсию.

Матрена никогда не отказывала в помощи соседям. Но ее бескорыстные поступки, простодушие вызывали больше непонимание с боку односельчан, чем признательность.

Все испытания женщина переносила стойко, не стала озлобившимся человеком. О таких людях говорят, что они имеют внутренний стержень.

Финал жизни Матрены очень трагичен. Особую роль сыграл в этом любимый нею Фаддей. Он оказался гнилым человеком и настоял на том, чтобы Матрена отдала ему наследство дочери Киры. Даже тогда старушка не отстаивала своих прав, а даже помогала разбирать свою избу, что и привело к ее печальному концу.

Образ Матрены – это образ простодушной непонятой другими женщины.

Проанализируйте данный отрывок. Подумайте, какие чер­ты характера и внутреннего мира Матрены раскрываются в произведении Матренин Двор?

В приведенном фрагменте раскрываются лучшие черты натуры героини: ее терпеливость, доброта, самостоятельность, душевная стойкость, трудолюбие.

Матрена у Солженицына привыкла надеяться лишь на себя, четверть века она проработала в колхозе, однако, боль­ная, так и не оформила инвалидность, не выхлопотала пенсии «за мужа». Но, несмотря на все тяготы и невзгоды, она не ут­ратила душевной чуткости, стремления жить по совести. А.И. Солженицыну удается создать этот образ при помощи различных художественных средств. Внешность героини, быть может, и неприметна, но из души ее исходит внутренний свет. Автору удается это передать с помощью эпитетов «просвет­ленная», «с доброй улыбкой». Складывается впечатление, что Матрена - святой человек, живущий исключительно по за­конам нравственности.

Важным средством создания образа Матрены является так­же речевая характеристика. Автор насыщает реплики герои­ни диалектными словами (например, «летось»), просторечия­ми («теперича», «сколища»). В целом эти лексические сред­ства придают речи Матрены образность, поэтичность, выра­зительность. Слова «дуель», «картовъ», «любота», звучащие из уст простой русской женщины, обретают особый смысл. Такое словотворчество свидетельствует о таланте героини, о ее близости к фольклорным традициям, к народной жизни.

Матрена - настоящая труженица. Вся ее жизнь наполне­на хлопотами, трудами. Героиня ни минуты не сидит без дела, несмотря на старческую немощность, болезни. В труде она находит утешение: копает картофель, собирает ягоды. И тем самым возвращает себе доброе расположение духа. Автор­ская характеристика Матрены включает глаголы со значени­ем движения («шла», «возвращалась», «копала»).

Писатель в этом рассказе обозначает противостояние лич­ности и государства: героиня его, пытаясь отстоять свои пра­ва, сталкивается с непреодолимыми бюрократическими барьерами. По мысли автора, этому государству безразлична судьба простого человека. Рассказывая о том, как героиня добивается пенсии, автор использует в повествовании прием синтаксического параллелизма»: «опять иди», «третий день опять иди», «четвертый день иди потому…» Так писатель еще раз подчеркивает упорство, настойчивость героини в достиже­нии своей «праведной» цели. Особенности речи Матрены так­же передаются с помощью неполных предложений, инверсии. Эти синтаксические приемы помогают автору показать эмо­циональность, непосредственность деревенской женщины.

Матрена напоминает нам героинь Н.А. Некрасова. Вспом­ним Матрену Тимофеевну из поэмы «Кому на Руси жить хо­рошо». Героиня А.И. Солженицына похожа на нее своей чис­той крестьянской душой. Это - честная, справедливая, но бедная, несчастная женщина; человек бескорыстной души, абсолютно безответный, смиренный; праведница, без кото­рой, по словам А.И. Солженицына, «не стоит село». Такой многогранный, удивительный образ русской крестьянки уда­ется создать писателю с помощью различных художествен­ных средств.

Немало лишений, трудов и забот легло и на плечи героини рассказа А. И. Солженицына Матрены [см. полный текст , краткое содержание и анализ рассказа «Матрёнин двор»]. Жизнь ее в молодости и в старости была непрерывной маетой. «Год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки. За палочки трудодней в замусленной книжке учетчика».

Александр Солженицын. Матренин Двор. Читает автор

Но, в отличие от своих односельчан, сохранила Матрена живую душу, осталась навсегда бескорыстной, доброй, деликатной, до старости сберегла былую девичью любовь.

Небогатый словами, ее рассказ о любви к Фаддею полон поэзии, напоминает старинные песни и причитания. Ведь это своего рода плач по прошлому, по несостоявшемуся счастью. «Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки...»; «Ой-ой-ойиньки, головушка бедная!..» – причитает она.

Рассказчик словно вторит ей. В его речи начинают звучать интонации народной поэзии: «И шли года, как плыла вода…» В его воображении рождаются фольклорные образы: «Я представил их рядом: смоляного богатыря с косой через спину; ее, румяную, обнявшую сноп. И – песню, песню под небом, какие давно уже отстала деревня петь, да и не споешь при механизмах».

Оплакивая свою героиню, он называет ее «беспритульной», неосознанно повторяя причитание Ирины Федосовой:

Не к кому горюше приютитися,
Не к кому победной пришататися...

Судьба Матрены воистину трагична. Но не только потому, что она потеряла любимого человека, жила с нелюбимым, схоронила в младенчестве шестерых детей; не потому, что терзает ее черный недуг, что бьется она в нищете, что суждено ей погибнуть под поездом. Трагично ее безмерное одиночество. Никто не понимал, не любил, не жалел ее, потому что среди черных ворон она оставалась белой.

Прожила она всю жизнь в родном селе «непонятая и брошенная», «чужая», «смешная». Соседи осуждают ее за то, что автору кажется в ней особенно ценным. О сердечности и простоте Матрены говорят они «с презрительным сожалением». Упрекают ее, что она «не бережная». «Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни». И автор размышляет: «...добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо». А героиня Солженицына берегла не добро, а доброту. И была несметно богата. Но духовных ценностей, которыми она обладала, никто не замечал, не ценил.

Глубокий смысл в рассказе обретает описание Матрениной избы. Одинокая среди людей, она окружена дома близкими «существами». Они-то и составляют особый, поэтический мир, созвучный ее душе. Она глубоко привязана к этому миру, а он живет своей независимой, простой и таинственной жизнью.

Так, про фикусы сказано: «Они заполняли одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Фикусы сравниваются с лесом и словно составляют некую частицу мира природы. Даже о насекомых говорится в духе противопоставления их всему, что находится за пределами избы: «Кроме Матрены и меня, жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы /... / По ночам, когда Матрена уже спала, а я занимался за столом, – редкое быстрое шуршание мышей под обоями покрывалось слитным, единым, непрерывным, как далекий шум океана, шорохом тараканов за перегородкой. Но я свыкся с ним, ибо в нем не было ничего злого, в нем не было лжи. Шуршанье их – была их жизнь».