Строительная жертва: самый жуткий обряд в истории. Фотоохота за достопримечательностями: легенды и призраки Гольшан Из истории жертвоприношений

Все замки в Закарпатьв когда-то строились как крепости-стражи этой земли. Каждый из них за столетия существования – даже небытия! – обрастал легендами. И какие бы успехи ни имела историческая наука, многие из этих мифов до сих пор нельзя ни обосновать, ни опровергнуть...

Замурованные девы и подземные стоны, кровавые следы рода Дракул и гора мук – все легенды Закарпатья и не перечислить. Тем более что к замковым страстям добавились истории всех стран и властей, которые здесь побывали, мифы замков-дворцов, тайны исчезнувших в древности фортификационных крепостей. Так за столетия сформировались десятки (если не сотни) мистических сказаний, которые до сих пор не дают покоя воображению современников.

Ужгородский замок, Ужгород

Легенда об Ужгородском замке повествует о жестокости графа Другета по отношению к своей дочери. Девушка была заживо замурована в замковые стены за бессознательную измену – выдачу замковых тайн любимому, который оказался вражьим воеводой. По другой версии – за то, что не хотела стать женой принца, а отдала сердце простому парню. А самое страшное, что в 17 веке, когда правили Другеты и когда на Ужгород напали поляки, действительно был обычай замуровывать людей в крепостные стены. Якобы ради повышения обороноспособности сооружения...

Замок в Невицком окутан легендами о несносной поган-девке и невестках, которых он якобы защищал. Поган-девкой, как рассказывают народные предания, прозвали турецкую княжну, которая правила в замке. Она приказала добавлять в оборонительные стены яйца и молоко для прочности. Стены укрепились, а вот среди людей начался голод... Другой рассказ говорит о Невичанской деве, юной владычице замка. Убегая от принудительного брака, она прямо здесь бросилась в пропасть.

Монахи-рыцари тамплиеры, монахи ордена Святого Павла, феодалы, ужгородские магнаты... Середнянский замок не выстоял перед всеми своими владельцами и теми историческими коллизиями, что за семь столетий выпали на его судьбу. Руины крепости могли бы рассказать нам, например, о прекрасной и хитрющей барышне: она здесь, говорят, когда-то жила. Но даже хитрость не спасла девушку от убийцы-отца, который замуровывал людей в замковых подземельях. Кстати, закарпатцы до сих пор повествуют, что какие-то подземные ходы соединяли целых четыре замка Закарпатья – Ужгородский, Невицкий, Середнянский и Мукачевский.

Мукачевский замок, словно живая сказка, возвышается на большом одиноком вулкане, что давным-давно уснул навеки. Тем не менее, о нем все равно рассказывают как о «горе мук», насыпанной тяжким трудом крестьян. Другая история о муках говорит, что страдали люди во время строительства собственно из-за крутой горы, на которую надо было тянуть камни. Также немало легенд сложено о замковом колодце, где, мол, сам черт воду нашел, чтобы потом погубить князя Корятовича.

О замке Сент-Миклош повествуют, что в его стенах нашли замурованный человеческий скелет. Похоже, в средневековье люди думали, что замурованный в замковых стенах человек становится покровителем-хранителем крепости и не считали это дело убийством. Но более романтичная история замка связана с влюбленными – графом Имре Текели и княгиней Илоной Зрини. Именно здесь они впервые встретились и полюбили друг друга... По крайней мере, так говорят легенды, благодаря которым крепость и окрестили «замком любви». Сейчас крепость активно возрождается и принимает гостей.

Самая интересная легенда о Хустском замке имеет определенные историческое корни. Связана она с родом, в котором появился на свет пресловутый граф Дракула. Мать Дракулы – Влада Цепеша – действительно родом из этих земель, которые ныне поделены между Украиной и Румынией, а когда-то назывались Мараморош. А дед Дракулы, Богдан из рода Сас, мараморошский воевода, вполне мог жить в замке. Только правда ли то, что его внук потом прятал здесь свои сокровища и творил злые дела? Вряд ли, хотя версия интригует.

Виноградовская крепость ныне – лишь увлекательное воспоминание, немного от нее осталось. Руины и крест одиноко стоят на Черной горе, но их все равно хочется коснуться. Виноградовские легенды говорят, что построили замок еще во времена славного венгерского короля, которого знаем как святого Стефана. Но со временем этот замок стал лишь объектом борьбы и войн – так потом и пришел в упадок.

Королевский замок также не познал милость истории. Его мощные стены даже не сохранили своих очертаний. Но легенда о нем – среди самых романтических, ибо она о короле Владиславе и красавице Каролине. Удивительно, что легенда не трагическая – встреча, любовь, брак и детишки в ней следуют одни за другим. Неизвестно только, что произошло с королевской семьей дальше – трагедия постигла их при одном из татарских нашествий. Повествуют, что вельможная чета с королевичами где-то под замковыми стенами и уснули навеки.

Этот несуществующий уже замок в Вышково (село неподалеку от Хуста, известное уникальным архитектурным памятником – деревянной реформатской церковью) имел определенную общую черту с крепостями Хуста, Виноградова и Королева. Это также был «соляной» замок – призванный охранять добычу соли на Закарпатье. Замковые легенды связаны с двенадцатью разбойниками, которые некогда заняли гору, где стояла Вишковская крепость. Издевались разбойники над крестьянами, а у одного хозяина украли дочь и завели ее в замок. Она и проклинала, и молилась, и просила... И вдруг такая буря накрыла замок, что уничтожила его. Остались от крепости одни руины.

Чтобы увидеть остатки замка Минта в Квасово над рекой Боржавой, стоит поспешить. Еще несколько лет, и от него вообще может ничего не остаться. В народе говорят, когда-то здесь жил один несчастный богач. Умирая, он проклял свое добро. И никто не мог ни достать его, ни захватить замок... Так твердыня и сгинула в веках.

Остатки Боржавского замка в селе Вары расположены в 25 минутах езды от города Берегово, известного своими целебными термальными водами. Это почти на границе с Венгрией. Согласно преданию, замок уничтожил хан Батый, а произошло это в 1241 году. Легенды рассказывают трагическую историю несчастливого брака боржавского князя Черногора и галицкой княжны Милоты. Несчастная княжна любила другого – и при трагическом стечении обстоятельств погибла во время венгерского нападения именно от рук любимого.

Замок в Броньке (28 км от Иршавы) почти совсем не сохранился, от него остались едва заметные руины стен и фундаментов. Никто не знает времени его появления. Это мог быть и период древнего государства Дакии, которая впоследствии вошла в Римскую Империю. Трагическими легендами окутаны сокровища Бронецкого замка, его судьба и гибель, даже о том, почему крепость пала, точно знают лишь ее руины. Не обошлось и без трагической любви: здесь якобы погиб рыцарь-разбойник Бринда, изменив своей возлюбленной с другой. Несчастная девушка отомстила доносом на него властям. Вместе с Бриндой погибла тайна награбленных им сокровищ, которые закарпатский Робин Гуд прятал где-то в бронецких подземельях.

Остатки славянского городища (8–9 веков) на окраине села Белки Иршавского района (это одно из наибольших сел Украины с богатой историей, расположенное в 10 км от Иршавы) осталась одна только народная легенда. Крестьяне построили замок на горе, чтобы спасаться от врагов. Называли ту гору Городищем. Когда на село произошло мощное нападение татарской орды, то женщины с детьми прорыли под замком подземный ход, пока мужчины держали оборону. Так все спаслись – а вот замок, говорят, провалился под землю, теперь даже следов от него уже не заметно.

Кроме классических крепостей Закарпатья, интерес вызывают известные подобные архитектурные сооружения, но другого типа – в частности Должанский замок-дворец и охотничий замок-дворец в урочище Берегвар (замок Шенборнов).

Сохранилось бесчисленное количество легенд и об исчезнувших и мифических крепостях Закарпатья. Это, например, таинственный Кошачий замок возле Чернечей горы (Мукачевский район) и Замок совы в селе Анталовцы возле Ужгорода. Ходят в народе легенды и о Замке язычника на горе Стремтуре возле Иршавы, Бейлев замок (Бейловар) в селе Беловарцы Тячевского района. Рассказывают также о Галаборском каштеле (то есть замке-дворце) в селе Галабор неподалеку Берегова и других городищах, замках и укреплениях в Арданове, Малой Копани, Вышкове, Дедове, Великих Берегах... Закарпатье окутано легендами, как в колыбели – и именно они были и являются непременной чертой этого таинственного края с волшебным неповторимым шармом.

Очень мне понравившийся как в визуальном плане, так и своим патологическим сюжетным замыслом, фильм «Замурованные в стене», снятый по мотивам произведения Les Emmurés под авторством Сержа Брюссоло. Одинокое и величественное, необычное, уникальное жилое здание, находящееся где-то вдали от расхожей цивилизации, создаёт впечатление ангарно-промышленного и, в то же время, готического образования. Как говорила сама героиня Сэм, зданию самое место в известном городском преступном ареале Готэм-сити.

Картина готовит историю мрачных и ужасных тайн, таимым этим самым домом, что всегда очень красочно может смотреться при должном подходе к их раскрытию. И подобного рода фильмы непременно занимают моё внимание — их потайные ходы; неполные архитектурные планы, могущие скрывать как пустопорожние пространства, предназначенные для далеко не хороших целей, так и оккультное расположение или соотнесение чего-либо; затираемые существовавшие здесь жизни и случаи и так далее.

Именно в стены этого сооружения были замурованы 16 тел неким убийцей, судьба которого в финале выясняется хоть и вполне предсказуемым способом, но оттого не изменяющего своей патологии. Проектированием здания занимался сумасшедший гений, как его называли, Малестрацца, чьи сооружения стоят и поныне и ничто не предвещает их падение и забвение. Малестрацца был крайне сведущ в архитектуре, имея огромную специализированную библиотеку, найдя прибежище в идеях строительства древних египтян и их пирамид.

С момента обнаружения и вызволения 16 тел из дома прошло 15 лет. Правительство решило здание снести, для чего была организована сносящая бригада во главе с молодой и привлекательной девушкой инженером Самантой (Миша Бартон). Для Саманты и её семьи снос зданий — семейный бизнес и традиция. Она прибывает к месту возвеличивания здания и вскоре поражается гениальности маэстро Малестрацца (вот подобрали-то фамилию, чтобы звучало загадочно и мрачно). Здесь она знакомится с парнишкой Джимми, который всю свою жизнь пробыл здесь, имея в качестве близкого друга лишь собаку, оставшуюся после замуровывания девочки Джули. Именно та собака, нанюхав местоположение тела, и помогла раскрыть череду жутких пропаж людей. Джимми — молодой и внешней приятный паренёк — проникается чувствами к красивой девушке и влюбляется в неё, потихоньку раскрывая секреты здания и историй здесь происходивших. Но чувства вещь коварная и далеко идущая, в особенности любовь. Джимми дарит Саманте личные записки Малестрацца с черновыми планами здания, исходя из которых девушка полностью вникает в сущность сооружения, соотнося его с египетскими пирамидами. А значит в центре должно быть большое полое пространство, предназначенное для погребения. Именно в эту тайную комнату, в которую можно пробраться через крышу, Джимми заманивает Саманту, таким вот образом надеясь пробудить и её любовь к себе. А в сём вместилище обитает тот самый считавшийся мёртвым Малестрацца, чья персона тут обитает уже более 5 тысяч дней под надзором Джимми и его матери. Но выясняется, что Малестрацца так задумал вообще изначально, в финале откапывая себе могилу и предоставляя возможность Саманте убить себя, тем самым дав жизнь и вечность зданию (по легенде египтян, стойкость и вечная молодость их пирамид обоснованы вливанием в их остовы жизней и душ человеческих, и сам маэстро теперь станет последним штрихом для своего гениального творения, отдав ему душу).

Внимание, конечно же, прежде всего, на себя обращает дом, хоть и являясь компьютерным специальным эффектом. Возможно даже и не дом, а его образ, создающий атмосферу необычного сокрытого и определённой мистификации, когда существуют тайные коридоры, ходы, люки и прочее. Замысел с аллюзиями на египетские пирамиды вкупе с безумием Малестрацца по поводу приурочивания своего фараоновского погребения к вечной жизни здания вообще выглядят прекрасно. Да и вообще можно сказать, что в доме нет сколько либо нормальных людей: Малестрацца убивал людей и замуровывал их в стены, чтобы воплотить свои идеи; Джимми — сходящий с ума от одиночества паренёк, безумно влюбившийся в первую же барышню; мать всё это дело с Малестрацца прикрывает и знает, периодически разговаривая с расковырянной стеной, из которой достали её мёртвого мужа; негр сидит на каких-то кислородных баллонах, поддерживающих его функционирование в моменты стресса (да и ведёт он себя импульсивно); старуха-чаёвница хранит коллекцию архитектурных книг Малестрацца, зная точное их количество (не удивительно, если она всё это прочитала; и чем-то скрыто нервозным веет от неё).

Мрачный, опустошённый своим окружением фильм, возвеличивающий безумие гениального архитектора и заканчивающийся трагедией любви. Кажется, что все герои пришли к своему правильному логическому концу, и даже Джимми, вмиг полюбивший и не справившийся с таким тяжким грузом, как-будто бы единственно верно поступил.

Наверное, вы читали готические истории о том, как в стенах зданий замуровывали клады или людей? Оказывается, такое может вполне происходить на самом деле! В стенах находят различные вещи, а также тела людей и животных, возраст которых может равняться нескольким столетиям. Конечно, чаще они попадают туда по чьему-то умыслу, а не по случайности.

В старину существовало поверье, что здание будет стоять крепко, если в его стену замуровать живого человека. Рассказывают даже легенду о жене средневекового каменщика, которую принесли в жертву во время строительства замка, но разрешили через отверстие выкормить грудного ребенка… Говорят также, что Иван Грозный имел обыкновение замуровывать несчастных, убитых и замученных по его приказу, в стенах Кремля. Ну, конечно, не сам, а руками слуг…

Так или иначе, но трупы в стенах действительно находили. Один подобный случай приключился в 1850 году в Париже. В одной из квартир во время ремонтных работ из пространства между стенами вывалилась мумия ребенка. Хозяевам квартиры предъявили было обвинение в убийстве, но впоследствии врач установил, что ребенок умер много лет назад.

В 2008 году в США были найдены останки женщины и ее сына, пропавших год назад. После развода Рикки Чекевдиа и его мать поселились в доме бабушки - Дайан Доббс. В старом доме было много секретных ходов, в которых мальчик обожал играть. В одном из этих ходов, в пространстве между стенами, и обнаружили оба трупа. Расследование показало, что миссис Чекевдиа была очень неуравновешенной женщиной и часто агрессивно себя вела по отношению к сынишке. Предположительно, она убила Рикки в приступе гнева, а затем затащила его тело в тайный ход и там же покончила с собой…

В XVII-XVIII столетиях в Великобритании существовал ритуал замуровывать в стены кошек, с тем чтобы оберегать дом от злых сил. Сегодня при строительных работах из стен нередко извлекают мумифицированные трупики животных. Например, мумия кошки была найдена в стене средневекового коттеджа в графстве Ланкашир, где в начале XVII века, по преданиям, устраивались колдовские шабаши. По-видимому, с защитными целями в стены замуровывали и обувь. Такая традиция существовала в Европе, Азии и Америке. Так, в стенах готического дворца Лидберг в Германии была обнаружена целая коллекция обуви, которой 300 лет.

По всему миру во время ремонта люди находят в стенах одежду прежних владельцев. Иногда это грязное белье. Порой рядом с одеждой лежит записка, представляющая собой дружеское послание к тому, кому достанется находка… Это тоже традиция, хотя уже современная: люди стремятся оставить память о себе там, где они жили прежде…

Нахождение в стенах разного рода магической атрибутики - отнюдь не редкость. Например, в 2009 году при реконструкции дома XVII столетия в Великобритании строители нашли в стенах бутылки, заполненные мочой, калом, волосами и обрезками ногтей. В одной из бутылок находился кусок человеческой кожи в форме сердца , проткнутый длинным ногтем.

Удалось выяснить, что 400 лет назад в доме жила женщина, которую называли ведьмой. По этой причине ее муж развелся с ней - были даже найдены документы о разводе. После смерти женщины здание долго стояло заброшенным, так как местные жители считали, что на нем лежит проклятие…

Находить замурованные сокровища тоже случается. Так, есть легенда о том, что в 1502 году итальянский государственный деятель Пьеро Содерини нанял великого живописца Леонардо да Винчи, чтобы тот нарисовал на стене его особняка сцены из знаменитой битвы при Ангиари. Впоследствии, после кончины Содерини, другого художника, Джорджо Вазари, попросили закрасить фреску, но он не захотел уничтожать шедевр искусства и просто замаскировал его.

В 1970 году искусствовед Маурицио Серачини нашел на стене в том самом особняке следы старой краски. К тому же, на фреске, нарисованной Вазари, в этом месте была надпись: "Cerca Trova" - "Ищите и найдете". Исследователю не позволили ломать стену, но он считает, что стена с картиной является ложной и построена Вазари с целью скрыть фреску да Винчи…

Проводя ремонт дома в Огайо, строитель Боб Китс нашел 182 тысячи долларов периода Великой депрессии. По-видимому, их спрятал бывший домовладелец, бизнесмен Патрик Данн. В результате долгих судебных разбирательств клад поделили между Китсом, нынешним владельцем здания Амандом Рисом и родственниками Данна.

В 2007 году состоялся обыск в доме гангстера Фрэнка Калабрезе (Оук-Брук, штат Иллинойс). Было известно, что он спрятал где-то в своем жилище крупную сумму денег, драгоценности и оружие. Действительно, сломав фундамент и разобрав перегородки, судебные агенты нашли около ста единиц огнестрельного оружия, гору боеприпасов, а также денег и драгоценностей более чем на десять миллионов долларов.

Оказывается, у всех народов Европы существовал варварский обычай замуровывать людей в стенах. Для чего? Стены Копенгагена, например, несколько раз обрушивались, Пока строители не взяли невинную голодную девочку и посадили за стол с едой. Пока девочка ела и играла, двенадцать рабочих сложили свод. Затем во время возведения стен около склепа играла музыка, чтобы заглушить вопли несчастной девочки.

В итальянских легендах можно найти историю о мосте через реку Арту, который все время обрушивался, пока в него не замуровали жену строителя. Мост стоит, но периодически он сотрясается от рыданий и проклятий несчастной женщины.

В Шотландии древние пикты орошали человеческой кровью все свои постройки при закладке. В Англии говорят о некоем Вортингерне, который никак не мог закончить башню, пока не пролил на фундамент кровь ребенка, рожденного без отца.

Недалеко ушли и славяне. Три брата-серба решили построить крепость, но злая русалка постоянно, год за годом, разрушала то, что возводили триста каменщиков. Пришлось умилостивить злодейку человеческой жертвой, которой должна была стать жена того брата, которая первой принесет рабочим еду. Братья поклялись держать это в тайне, но двое старших предупредили жен и, когда жена младшего пришла на стройку, ее тут же замуровали в стену. Правда, женщина упросила оставить небольшое отверстие, через которое она могла бы выкормить грудью недавно родившегося ребенка. До сих пор сербские женщины приходят к источнику, который течет по стенам крепости и имеет цвет молока.

На Руси существовали крепости-детинцы, название которых говорит само за себя. Славянские князья, приступая к закладке детинца и соблюдая обычай, посылали дружинников на дорогу с приказом схватить первого ребенка, который им попадется. Судьба ребенка была очевидна.

В 1463 году польские крестьяне, обитавшие по реке Ногаут, решили поправить плотину и, чтобы плотина была крепче, решили бросить туда какого-нибудь человека. Крестьяне так и сделали: напоили нищего и закопали его живьем. Обычай этот оказался столь живуч, что в 1843 году жители немецкого городка Галле предлагали в основание нового моста заложить ребенка. Это, к счастью, не сделали, посчитав варварством. Но часто жертвенность приобретает более мягкие формы. В Германии, например, при закладке мостов злому духу обещают в жертву христианскую душу, но обманывают и по готовому мосту первым пускают петуха. В России в новый дом первой запускают кошку, стараясь обнаружить нечистую силу. В других странах кошку заменяет собака. В Дании под алтарем новой церкви зарывают агнца, чтобы церковь стояла дольше. В современной Греции строители на первом заложенном камне приносят в жертву ягненка или черного петуха - символ черных сил. Там же сохранилось поверье, что первый, кто пройдет мимо начавшегося строительства, долго не проживет.

Но не стоит думать, что обычай приносить жертвы для прочности фундамента характерен только для Европы. Еще в XVII веке в Японии существовало поверье, что стена, возведенная над добровольной человеческой жертвой, предохранит будущих хозяев от несчастий. Для этого отыскивали самого несчастного невольника, который предпочитал жизни смерть, и заваливали его камнями в фундаменте.

В Полинезии опорная колонна храма Мавы воздвигнута над телом человеческой жертвы. При сооружении Большого дома на острове Борнео вырыли яму для центрального столба и туда опустили девушку-невольницу. Столб висел над ямой и, когда веревки перерезали, столб раздавил девушку. В Бирме при строительстве новых ворот в городе Тавойя, желая умилостивить демона, в каждую яму бросили по преступнику. В Мандалайе утопили королеву во рве, чтобы сделать город неприступным.

Известна история матроса Джона Джексона, который два года прожил среди дикарей острова Фиджи. Однажды туземцы стали перестраивать дом местного вождя племени и при этом привели каких-то людей и заживо закопали их в ямах, где были поставлены столбы для дома. Джексон подошел к одной из ям и увидел стоящего в ней человека, обхватившего руками столб, с головой, еще не засыпанной землей. Джексон спросил, почему они зарывают в землю живых людей. Дикари ответили, что дом не сможет долго продержаться, если люди не будут постоянно поддерживать его столбы. На вопрос, как могут люди после смерти поддерживать столбы, туземцы объяснили, что если люди решились пожертвовать жизнью, чтобы подпирать столбы, то сила этой жертвы побудит богов сохранить дом и после их смерти.

Что касается Америки, то индейцы приносили жертвы так часто и так много, что жестокость по отношению к ним со стороны конкистадоров часто объясняют подобным отношением индейцев к человеческой жизни.


В фольклоре многих народов фигурируют жуткие истории о замурованных заживо людях. За что же их постигла такая страшная смерть? Считалось, что одних наказывали за преступления, явные или вымышленные. А другие должны были вечно оставаться сторожами и хранителями того места, в котором нашли свою смерть. И все могло бы считаться просто народными сказками, если бы строители и археологи в ходе работ иногда не натыкались бы на такие жуткие находки.

Из истории жертвоприношений


Но начнем по порядку, с самого начала. Народы древности (а некоторые практически и до сегодняшнего времени) считали, что богов и духов надо как следует умилостивить, если хочешь что-то от них получить.


Все логично: люди ведь тоже предпочитают не работать задаром. Также и духи, если хочешь получить что-то значимое и ценное, надо и заплатить соответственно. А что предпочитают духи и боги? А это в зависимости от «специализации» и характера невидимой сущности.


Добрые духи и боги примут в жертву цветы, масло, благовония, вино, а более серьезные хотят и серьезных даров, часто в виде кровавых жертв. Такие серьезные невидимые помощники всегда считались и более сильными. Поэтому, чтобы их задобрить приносили в жертву живых: животных, а в самых серьезных случаях – людей.

Человеческая жизнь в давние времена особо ценной не считалась, причем не только у каких-то там диких племен, но и у самих цивилизованных народов Европы. Сказки и предания отражают давно ушедшие суровые реалии. Помните, сказку про Мальчика-с-пальчик? В голодный год семья попросту оставила детей в лесу, кормить же нечем.


Есть белорусское предание о том, что немощных стариков положено было отвозить в лес умирать. В своей литературной сказке об этом написал классик белорусской литературы В.Короткевич. У Джека Лондона есть рассказ на эту же тему, как индейцы уходили в более благоприятные места, бросая стариков.


Время было такое, от лишних ртов избавлялись без сожаления. Поэтому, чтобы попросить для племени/народа урожая, благополучия или избавления от опасности, приносили в жертву людей. Про ацтеков, которые массово резали пленников в угоду своему богу Солнца написано много.


Но не только индейцы этим отличались. И не только тогда. Одно из затерянных в джунглях племен Индии еще в 20 веке практиковало подобный обычай. Они брали ребенка, чужого, воровали или покупали – не суть важно. Ребенка несколько лет растили, ни в чем не отказывая. А затем, в нужный день, приносили в жертву на полях, причем самым зверским образом.


Считалось, чем больше мучается жертва, тем лучше будет урожай и благосклоннее духи. Так что, как видим, обычай жертвоприношения был везде и даже совсем недавно. С течением времени нравы все же смягчались и человека начали заменять животными. Особо ценными. Кстати, все помнят сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке.

Но вряд ли задумывались об истоках сказки. По одной из версий братец Иванушка – заместительная жертва. Часто же в нужных случаях человеческие жертвы заменяла лошадь или корова. Это были очень ценные животные в древности, их было немного, их берегли.


И в жертву приносили только в крайнем случае, например, на похороны князей. Или при строительстве особо важных зданий. В Европе, кстати, находят скелеты лошадей …. под старыми церквями! Обереги из лошадиных костей вообще были ценными.


Над славянскими жилищами вешали конские черепа. Вряд ли лошадей специально убивали для этого, скорее, брали уже «готовые». Но и убивали тоже, в самые ответственные моменты. В качестве жертвы при строительстве зданий, мостов и т.д. использовали свиней, петухов.


Иногда их резали, а бывало, что и закапывали живьем. Видимо, считалось, что так они лучше будут стеречь вверенную им постройку. И местные духи будут довольны и не станут вредить. Видимо, логика у древних строителей была такая.

Гольшанский замок в Беларуси


И вот мы добрались, наконец, до жертв капитального строительства. Судя по преданиям, человеческие жертвы чаще приносили не «на всякий случай», хотя и такое могло быть, а когда строительство не ладилось. Раз стройка не идет, значит, духи гневаются, рассуждали люди. И их надо задобрить подходящей жертвой.


Подобная легенда существует о старинном замке в Гольшанах, Беларусь. Однажды хозяин замка велел построить башню. Но, как ни старались рабочие, стены постоянно осыпались. Князь торопил строительство и начал гневаться, а гнев князя в те времена, сами понимаете, не шутка.

Тогда и решили принести жертву, решили, что ею станет первый, кто придет на стройку утром. Первой прибежала молодая жена одного из рабочих. Хотела побыстрее принести завтрак любимому мужу... Башня была достроена и простояла до нашего времени. Замок за прошедшие столетия сильно пострадал, на многие части все еще были целы.
7 самых страшных мест Украины, посетить которые решаются далеко не все туристы .