Так и откликнется. Смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется» и история её происхождения

Пословицы русскоязычный человек употребляет достаточно часто, иногда даже не задумываясь об этом. Они являются неотъемлемой частью нашей культуры, усваиваются нами незаметно для нас самих. Формируется своего рода "привычка" употреблять в определенной ситуации конкретную фразу. Порой, используя то или иное выражение по привычке, человек даже не задумывается о его точном значении, поскольку он просто знает его общий смысл и представляет, в каких ситуациях его следует употреблять. Нечто похожее происходит и с пословицей "как аукнется, так и откликнется".

Смысл пословицы

Для начала следует разобраться со значением некоторых слов в этой пословице. Для носителей русского языка вполне очевидно, что слово "аукаться" как-то связано со словом "ау", которое часто кричат, потерявшись в лесу. А на всякий громкий крик, как известно, откликается эхо, в точности повторяющее слова кричащего. Именно этот образ и лежит в основе пословицы, только роль "крика" исполняют поступки и отношение к людям. Ведь чаще всего люди относятся к окружающим так же, как те ведут себя по отношению к ним. Именно в этом и состоит главный урок пословицы: все возвращается к нам, на добро отвечают добром, на зло - злом.

Пример употребления

Эту пословицу по праву можно отнести к числу самых популярных устойчивых выражений в русском языке. Ее употребляют в разговорной повседневной речи. В художественной литературе она помогает придать речи персонажей особенную выразительность. И даже в публицистической литературе она находит свое место.

  • Почему я ей буду покоряться? — крикнула Галя. - Не хочу! Как аукнется, так и откликнется! (М. Вовчок, "Свекровь").
  • Может быть, вам кажется, что вам попадает от других не по заслугам, но всё нормально: как аукнется, так и откликнется ("Знание — сила", 1975, № 6).

Одну и ту же мысль можно выразить по-разному. Так и с пословицами - среди них существуют "синонимы", пословицы, возникшие в разное время и в разных местах, но выражающие одну и ту же идею, преподносящие людям один и тот же урок. Только среди русских пословиц и поговорок можно подобрать целый ряд синонимичных выражений:

  • делай добро и жди добро;
  • посеешь ветер, пожнешь бурю;
  • делай добро, будешь сам без беды;
  • живи для людей, поживут и люди для тебя;
  • каков привет, таков и ответ;
  • таскал волк - потащили и волка.

Однако ту же мысль можно встретить и в пословицах разных народов мира. Например, интересно абхазское выражение "как ты бьешь в ладоши, так я и танцую". Существует гагаузская пословица "как постелешь, так и поспишь", одновременно напоминающая русское "что посеешь, то и пожнешь".

Заключение

Подводя итоги, следует отметить, что пословицы, несмотря на свою древность, достаточно важны и для человека, живущего в современном мире. С их помощью передаются накопленные поколениями знания, преподносятся нравственные уроки, необходимые подрастающим поколениям, обеспечивается сама связь между временами. Поэтому не стоит отмахиваться от ставших столь привычными фраз, отказываясь тем самым от опыта прошлого, потому что иначе от опыта нашего времени отмахнутся следующие поколения, ведь как аукнется, так и откликнется.

В разделе на вопрос значение пословицы как аукнется, так и откликнется заданный автором Посольство лучший ответ это Как сам поступишь по отношению к другому, так и к тебе будут относиться. Говорится обычно в оправдание поведения того человека, который на недоброжелательное отношение к себе отвечает подобным же образом.

Ответ от Приборостроение [гуру]
Я нашёл более старый W124 и доволен.
Вообще, надёжные Мерседесы закончились на серии W201, W124 и W140.
Тем не менее, Лупатый можно еще назвать приемником качества и надёжности Мерседеса. В принципе он вобрал в себя остатки идей неубиваемой ходовой, мотора и трансмиссии от легендарного W124 и при этом является более удобным и уютным по сравнению с ним.
Ахиллесовой пятой W210 стал кузов: собранный из отвратного некачественного металла он сильно подвержен коррозии, поэтому у нерадивых хозяев, которые ленились за ним следить он нередко сгнивал. Конечно, его можно восстановить и это вполне реально, но на это уйдут некоторые нервы и средства.
Вторая проблема появилась у рестайловых моделей от 1998 года и старше, вот там уже они напичкали электронику, которая нередко и изрядно подзатрахивала владельцев.
Я бы рекомендовал брать дизельные варианты до 1998 года, в них не было электроники и геморроя с ними меньше.
Мерседес W210 дизельный - отличный вариант за эти деньги!
Надёжное, крепкое авто, с прекрасной шумоизоляцией, идеальным комфортом; неубиваемым мотором и трансмиссией; очень крепкой подвеской, выдерживающей наши "дороги"; экономичный (расход по городу 7, по трассе 5 литров); практичный - есть все запчасти новые, хорошие аналоги оригинала по адекватным ценам.
Машина прекрасно подходит как для езды по городу, так и по трассе. На больших расстояниях вы не будете чувствовать никакой усталости.
А вот немного сравнения качества:
Конечно, можно купить более свежего японца, корейца, китайца и даже новую Ладу за те же деньги, но поверьте мне... если вы хотя бы неделю поездите на Мерседесе, вы больше никогда не сядете в эти повозки. И вопрос не в понтах. Мерседесы тех годов не покупают для понтов (глупо понтоваться 20-ти летней машиной). Мерседес, это - состояние души, это удовольствие и кайф именно от езды, когда вам просто нравится им управлять и вы хотите ехать и ехать и поэтому вы никогда и никуда не спешите; Мерседес - это уверенность в том, что машина никогда вас не подведёт, она всегда привезёт вас домой. Как и любой другой автомобиль, они так же требуют к себе внимания и ухода, но за это вы получите непередаваемое ощущение от управления этим авто.

Я много раз в своей жизни слышала от родителей, приходящих на консультацию, жалобы на своих иногда уже вполне взрослых детей:

Такой равнодушный! Такой бесчувственный! Сколько я для него… А он…

И получалась, если верить этим родителям, очень странная картина - они, родители, всю жизнь давали детям любовь и внимание, а теперь эти дети не хотят им вернуть то, что они им отдали! Не хотят делать то, что от них требуют, не хотят отдать свое внимание, свою любовь.

Родители в этой ситуации выглядели просто ангелами небесными, а дети их - безжалостными эгоистичными чудовищами.

Но, слушая таких родителей, я всегда знала - получается нестыковка. Нестыковка. Потому что так не бывает! Не бывает так.

Если родитель действительно был любящим и добрым по отношению к ребенку - он может получить в ответ только любовь и доброту. Но если его ребенок, став взрослым, не хочет отдавать любовь и доброту, а проявляет равнодушие, или даже жестокость - то, может быть - именно это он и получал от родителей в своей детской жизни?

«Как аукнется - так и откликнется», - это вселенский закон, и выполняется он неукоснительно, вне зависимости от нашего желания, настроения или обстоятельств.

И если наши дети выросли неотдающими, нещедрыми, недобрыми - не надо искать нигде причин, кроме как в нашем отношении к ним. Дети - наши зеркала. Они отражают нам наше отношение к ним. И расхожая фраза о том, что нужно относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к себе - истинна. И более чем истинна в наших отношениях с нашими детьми.

И если наши дети сейчас ведут себя по отношению к нам бесчувственно, значит, они не получали от нас тепло и любовь. Если бы они получали это - они бы именно это нам и вернули.

Все возвращается.

Мы пожинаем то, что сами посеяли.

Наша бесчувственность вернется их бесчувственностью к нам. Наше равнодушие - их равнодушием.

Наша жесткость, даже жестокость - их жестокостью.

Я помню одного папу, жесткого, категоричного, который наказывал своего сына ремнем, папу, которого, по его словам, самого в детстве жестоко порол отец. Бил, приговаривая: «Потом благодарен мне будешь!»

Ну и как, - спросила я - вы чувствуете благодарность к отцу?

Он как-то криво усмехнулся, и сказал жестко, сухо:

А что - все нормально! Ну, бил… - Было заметно, что говорить ему об этом неприятно.

А в каких отношениях вы с отцом сейчас? - спросила я.

В нормальных, - кратко ответил мужчина.

Вы часто видитесь?

А чего с ним видеться? Он живет своей жизнью, я - своей…

Но у вас открытые, близкие отношения? Вы звоните друг другу? Вы делитесь друг с другом чем-то?

Вы интересуетесь его жизнью?

Мужчина молчал.

Вы думаете о нем? Заботитесь? Радуете его чем-то?

Мужчина растерянно ответил, помолчав:

От большой благодарности, - сказал он иронично, и я порадовалась, что он это понял. Что почувствовал простое это правило - как аукнется, так и откликнется.

Дети легко и щедро отдают внимание и понимание, помощь и поддержку тем, кто был с ними добрым и щедрым, понимающим и любящим. Они отдают это сами, щедро, их не надо даже просить об этом.

Согласись - как хочется иметь таких детей! Но для этого надо быть таким родителем!

Но как часто мы совсем другие родители!

В организации, в которой я работала, я общалась с двумя женщинами - молодой и зрелой. И лишь поработав с ними несколько месяцев, я к своему удивлению узнала, что они - мать и дочь.

Ничто не выдавало их родственные отношения. Взрослая женщина всегда была холодной по отношению к молодой, я ощущала ее неприязнь, какую-то отстраненность. Оказалось, дочь вышла замуж за парня, которого мать не хотела видеть своим зятем. И за то, что она ослушалась, мать заявила: «Ну вот и живи с ним. Если ты такая самостоятельная, то и живи одна, без моей помощи. Посмотрим, как ты справишься! Прибежишь еще, когда поймешь, что мать была права!»

И, отвергнув своего ребенка (девятнадцатилетнюю девушку) за «непослушание», мать держалась своих «принципов» - ничем не выдавать интереса к ребенку. Ничем не выдавать родственных чувств. Дочь жила своей жизнью. Родила ребенка, воспитывать которого бабушка не помогала, - «из принципа».

Пережила много сложностей, потому что действительно трудно молодой девушке быть молодой мамой, когда даже в магазин нельзя выйти без ребенка, - оставить его не на кого, бабушка ведь «из принципа» не хочет сидеть с внуком! Бабушка могла зайти в гости, оставить игрушку, но на робкую просьбу дочери посидеть с ребенком, пока она сделает какие-то дела, отвечала:

Ты меня не спрашивала, когда замуж выходила и когда ребенка надумала родить. Вот сама и справляйся!

Спустя несколько лет я встретила «принципиальную» бабушку.

Как дочь? - спросила я.

Дочь? - переспросила она и ответила холодно: - Дочь была эгоисткой и осталась эгоисткой. Уехала жить за границу, только я ее и видела. И внука уже два года не вижу… Знаю только от ее подруги, что она там очень хорошо устроилась… Дом у них свой, муж ее карьеру хорошую сделал. Она не работает, дома сидит… Всем она обеспечена, как сыр в масле катается… Но чтобы мать позвать в гости или подарок какой-нибудь передать… - и столько обиды было в ее словах.

И я только сочувственно покачала головой, потому что действительно сочувствовала ей - она сама своим «принципиальным» отношением установила дистанцию между собой и дочерью, и это обернулось против нее же. И как это часто бывает - мы сами создаем дистанции между собой и нашими детьми, а потом удивляемся, что мы так одиноки!

Наши дети возвращают нам наше отношение к ним.

Я слышала однажды, как мама, вышедшая во двор, звала сына: «Сашка, я тебя долго буду ждать?!»

Мальчик подошел к маме и недовольно сказал: «Ну, чего ты кричишь, мамка?»

Ты чего это маму мамкой называешь? - вмешалась в разговор старушка, сидящая на лавочке.

А как мне ее называть - мамочкой, что ли? - сказал ребенок, и столько взрослого сарказма слышалось в этой фразе, столько какого-то холодного цинизма. И я невольно подумала, действительно, как ее называть - мамочкой что ли, если она его Сашкой зовет?

И я вспомнила внука, который иногда мог подойти к своей маме, обнять ее и сказать нежно: «Мамочка милая мама моя…». Он произносил это слитно, вместе, как одно название для мамы - «мамочкамилаямамамоя». И он для нее был - Никитоша. И подумала: пока он для мамы «Никитоша», мама для него - «мамочка милая мама моя». Но если на него орать, если его унижать или отвергать - захочет ли он называть маму «мамочка милая мама моя»?

Но как часто наше критичное отношение к ребенку, наши разговоры, интонации, позы, мимика - не добрые и не милые.

Как часто родители воюют с детьми. Борются с ними. Давят на них.

И тем самым вызывают ответное отношение к ним - войну.

Ялгинский детский дом-школа

Провела: Живова Т.И.,

воспитатель семьи № 1

Саранск 2011

Цели:

  1. помочь детям жить в социуме: общаться, слушать и слышать окружающих;
  2. объяснить, как действует «закон бумеранга».

Ход беседы

Все мы живем в обществе. Нас окружают взрослые люди и маленькие дети, молодые и старые, мужчины и женщины, родные и незнакомые. И все мы должны уметь находить общий язык, общаться с разными людьми в разных ситуациях.

Общение – это обмен сведениями с помощью языка и жестов, а также иных способов контакта.

Как вы считаете, можем ли мы прожить без общения?

(Нет. Мы общаемся с членами своей семьи, родственниками, друзьями, в школе общаемся с учителями и одноклассниками, потом будем работать и общаться на работе; даже старые люди, которые не работают, общаются, когда ходят в магазин, вызывают врача).

Да, вы правы. Человек не может прожить без общения с другими людьми, но общаться можно не только доброжелательно, но и через ссору, драку - это тоже общение. Оно вам нравится? (Нет.)

Тысячами нитей связаны мы с другими людьми. От этих людей зависят наши успехи в учёбе, работе, наше здоровье и сама жизнь. Ваш круг общения – это не только класс и семья. Ведь многие из вас занимаются в художественных, музыкальных, спортивных и других различных секциях и кружках. Поэтому просто необходимо научиться культурному общению.

Какого человека мы называем общительным?

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова даёт такое определение слову общительный :

Общительный – легко входящий в общение с другим, не замкнутый.

Какие качества нужны человеку для общения?

Давайте из слов, записанных на доске, выберем самые нужные качества для общения.

(Перед беседой на доске записать положительные человеческие качества.)

Умный

Любознательный

Эрудированный

Разносторонний

Мудрый

Рассудительный

Толковый

Трудолюбивый

Старательный

Добрый

Мягкий

Деликатный

Тактичный

Вежливый

Воспитанный

Душевный

Сердечный

Отзывчивый

Честный

Прямой

Искренний

Способный сочувствовать и сопереживать

Справедливый

Надежный товарищ

Бескорыстный (не жадный)

Скромный

Веселый

Милый

Симпатичный

Аккуратный

Умеющий слушать

Как вы понимаете слова «деликатный», «тактичный»?

(Деликатный – вежливый, мягкий в обращении.

Тактичный – обладающий тактом, сделанный с тактом.

Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом.)

(После обсуждения воспитатель подчеркивает нужные слова.)

Итак, для общения нужно:

  • умение слушать собеседника;
  • способность сочувствовать и сопереживать;
  • тактичность;
  • деликатность;
  • отзывчивость.

Хотели бы вы, чтобы с вами обращались деликатно, тактично? А грубо, невежливо.

Конечно, нет. Потому что такое общение вызовет у собеседника ответное чувство.

Есть такое выражение: «закон бумеранга» .

Что такое бумеранг?

Бумеранг - это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил.

И если человек совершил какой-то недобрый поступок, то зло к нему вернется. Если человек обижает окружающих, то они будут относиться к нему точно так же. Это и есть «закон бумеранга».

Давайте подберем к этому выражению русскую пословицу.

(«Как аукнется, так и откликнется» - чьё-либо отношение к окружающим вызывает аналогичное отношение окружающих к этому человеку).

Давайте восстановим стёртые фразы из дневника одного ученика. Послушайте обрывки этих фраз и попробуйте угадать их окончания.

1. «Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жвачку. И вдруг я вспомнил…»

Что же вспомнил этот ученик?

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже приклеивал жвачку куда попало, не думая о других людях.

2. «Приехал на речку, а весь берег усыпан консервными банками и грязной бумагой. И вдруг я вспомнил…» Что?

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже бросал мусор, не думая о других людях.

3. «Забыл ручку, и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже жадничал и не хотел делиться с другими.

4. «На перемене кто-то подставил подножку, я упал, а все смеялись. Было больно и обидно. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже ставил подножки ребятам и смеялся, когда они падали.

5. «Забыл выучить правило и получил двойку. Все надо мной смеялись. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже радовался чужим неудачам.

6. «В столовой кто-то вылил чай в мою тарелку с кашей, и я остался голодным. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже делал так же, не думая о других людях.

7. «Кто-то спрятал мой портфель, и я весь урок его искал, за это получил замечание в дневнике. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже для смеха прятал чужие вещи.

8. «Мы убирались на школьном участке, и мне одному пришлось выносить кучи листьев, потому что все сбежали. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже часто отлынивал от генеральной уборки, не думая, что за меня мою работу будут делать другие.

9. «Мы играли в футбол, а какой-то старшеклассник забрал у нас мяч и забросил его на крышу гаража. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже обижал малышей, пользуясь своей силой.

Воспитатель. Мне кажется, что вам удалось угадать смысл этих фраз. И какой закон нарушил этот ученик? («Закон бумеранга».)

Что нужно сделать, чтобы «закон бумеранга» перестал действовать?

Примерные ответы детей:

– Нужно помнить, что на этой планете к человеку бумерангом возвращаются все его плохие поступки.

Нужно всегда поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.