Технологии: ИКТ (презентация). Конспект урока по литературе на тему "К

Урок чтения и развития речи

(адаптированная программа,VIII вид)

учитель Аксёнова Т.Г.

Урок составлен по адаптированной программе В.В. Воронковой к учебнику автора-составителя З.Ф.Малышевой «Чтение», 8 класс.

В ходе работы над произведением учащиеся учатся умению составлять характеристики героев, иллюстрировать черты характера героев примерами из текста, обосновывают своё отношение к действующим лицам, отрабатывают навыки беглого выразительного чтения с соблюдением русской орфоэпии. Урок помогает формированию нравственных качеств учащихся.

Тема: Г.К. Паустовский « Телеграмма».

Составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.

Цель :

развитие навыков беглого выразительного чтения целыми словами; познакомить учащихся с содержанием рассказа.

Задачи :

учить составлять характеристики героев на основе анализа текста с помощью учителя;

корректировать словесно - логическое мышление, зрительное восприятие, связную устную речь в процессе работы над темой урока;

воспитание милосердия, отзывчивости, любви к близким на примере художественной литературы через анализ поведения, поступков главных героев.

Оборудование: учебник, ксерокопии отрывков из рассказа Г. Паустовского

« Телеграмма».

На доске запись « Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земле.»

Заповедь пятая.

Конспект урока..

Оргмомент.

Основная часть.

Сообщение темы урока : сегодня мы продолжим работу над рассказом Г.К.Паустовского «Телеграмма». В учебнике рассказ дан в сокращении, поэтому для более полной характеристики героев мы будем использовать дополнительные отрывки из рассказа.

Текст лежит у вас на партах.

(проверка д/з проходит при составления характеристики героев)

У . - Продолжаем работать над рассказом Г.К. Паустовского «Телеграмма». Мы попробуем охарактеризовать героев этого рассказа.

У - Назовите героев рассказа «Телеграмма».

У. - Что вы можете сказать о Катерине Петровне?

(слабая, больная, старая, кроткая женщина, уставшая жить)

У . - А какова ее дочь Настя? Какое у вас сложилось о ней мнение?

(очень занятая на работе, к матери не приезжает)

У . - Давайте попробуем разобраться в этом человеке.

Прочитайте письмо Катерины Петровны к Насте. (полный вариант)

Почему она решается написать дочери письмо? Чем оно вас поразило?

(Старая женщина как-то удивительно просто пишет о приближающейся смерти, не упоминает никого из знакомых, как это обычно делают в письмах, а пишет о саде, об осени. Она пишет о родной земле, в которую ей вскоре суждено лечь навсегда. Она пишет о самом главном - о своей любви к дочери, хотя прямо не говорит об этом ни слова. И только желание увидеть дочь, удерживает ее на этом свете.)

Физминутка.

Давайте подумаем об этом и подышим. Встали. (Во время физминутки проводится дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой - 3 упражнения)

Садитесь, продолжим работу,

У . - Как отнеслась Настя к письму матери? (зачитать стр. 197, 2ч.) Почему сразу не прочитала? (понимала, что раз мать написала письмо, значит случилось что-то. По пустякам К.П. старалась дочь не тревожить)

У . - Когда она прочитала письмо? (стр.196, прочитать этот эпизод)

У. - Почему она не поехала к матери? (была занята устройством выставки скульптора Трофимова)

У. - А можно было эту выставку устроить позже? (да) Устройство выставки могло подождать. Ее можно было провести и через месяц, и через полгода.

А какое дело не могло ждать? (…поездка к матери)

У . - Значит, Настя черствый, эгоистичный человек?

Но как же ее работа в союзе художников? Какой она работник? (очень хороший, бескорыстно помогает незнакомым людям)

У. - почему на чаше весов работа перевешивает заботу о матери? Как могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? (варианты ответов детей)

У . - Забота о матери требует большого терпения, и никто этого не видит, никто этого не публично не оценит, не похвалит.

Оказывается, одно дело - увлекаться работой, делать ее от души, отдавать ей все силы. О другое - помнить о своих близких. О матери. Не ограничиваться денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает.

У. - как оценили деятельность Насти по устройству выставки в Союзе художников? (зачитать стр.198)

У . - почему телеграмма от Тихона приходит именно в тот момент, когда Першин говорит о заботе о человеке? (потому что забота должна быть настоящей, а не показной. Этот момент показывает противоречивость в характере Насти, которая заботится о чужих, забывая о своей матери.)

У . - как выглядит Настя? Попробуйте найти описание ее внешности.(ничего нет)

У . - совершенно верно. В полном тексте о внешности героини говорит только одна строчка: « у нее были русые волосы и большие холодные глаза». Все! А глаза - зеркало души. Какая же душа у Насти? (холодная)

У . - почему она не признается в том, что телеграмма о матери? (стыдно)

Значит, совесть не совсем умерла. (чтение стр.199 до « лишь бы простила»)

Искренна Настя в своих чувствах? (да). Но меня насторожила одна фраза « брошенная всеми»! Действительно брошенная всеми или только Настей?

У . - с кем провела эту последнюю осень Катерина Петровна? (с Тихоном и Манюшкой, соседской девчонкой).

А что это были за люди? Кратко охарактеризуйте их. Ищем в дополнительных материалах (Манюшка - стр.197, Тихон - стр.195)

У. Обобщение ответов детей . Эти люди, старик и девчонка, не рассуждали о заботе о человеке, они просто помогали и жалели Катерину Петровну. И никто их за это не благодарил, никто им не хлопал. Они оставались с Катериной Петровной до самого последнего дня. (прочитать по времени)

Как провожали Катерину Петровну в последний путь? (читает учитель)

Почему Настя уехала из Заборья крадучись? Почему чувствовала «невыносимую тяжесть»?

Хочется надеяться, что Настя изменится. Ведь у нее вся жизнь впереди.

Чтение текста заповеди на доске. Как вы ее понимаете?

Настя нарушила эту заповедь: она оставила мать без помощи душевной, моральной в тяжелое для нее время, не заботилась о ней в старости.

Митрополит Алексий Сурожский сказал: «Пока мы нуждаемся в родителях, мы остаемся рядом с ними. Взяв же с них все, что можно взять, поворачиваемся к ним спиной, снимаем с себя всякие обязательства по отношению к нашим близким.

Исключаем себя из тайны любви, потому что больше ничего не можем получить, не способны давать сами.

Это и есть грех: исключить любовь, потребовать от любящего и дающего, чтобы он ушел из нашей жизни и согласился с тем, что его забыли».

Помните своих родителей, не оставляйте их одних!

III. Подведение итогов урока,

Домашнее задание

Тема урока: Одиночество – вот проклятая вещь…" По рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма».

Цель урока:
Урок нравственности, человечности позволит подросткам пересмотреть свои отношения к родным и близким.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения : урок - размышление
Технологии: ИКТ (презентация).
Методы: беседа, работа с текстом, выразительное чтение.
Оборудование: портрет писателя, мультимедийный проектор, экран.
Тема урока: Одиночество – вот проклятая вещь…
По рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма».
Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца. К.Г. Паустовский.
Цель урока: определение идейного содержания произведения, авторской позиции, формулирование личного отношения к поднятой писателем проблеме.
Задачи урока:
- прочитать рассказ К.Г. Паустовского; проанализировать содержание рассказа, действующих героев; уметь, опираясь на текст, понимать тему, определять основную мысль; помочь учащимся определить проблемы, поднятые автором;
- выявить роль замысла автора в создании характеров героев, их поступков; наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать монологическую речь; выделять значимые эпизоды из текста для анализа; выразительно читать;
- воспитывать чувство доброты, терпения, чуткости, уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.

- Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть. (Стук в дверь, почтальон: «Вам телеграммы»). Кому телеграммы? Вам, ребята! (раздать телеграммы учащимся) (Приложение 1).

- Прочитайте, пожалуйста. (чтение вслух текста телеграммы: «Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца») От кого телеграмма?
- Телеграмма, ребята, от Константина Георгиевича Паустовского. (Слайд № 3).


- Какой смысл вложен писателем в эти слова? (Ответы учащихся)
Вывод учителя: Родные люди – мать, отец, бабушка, дедушка, без которых, действительно, жить нельзя. Они всегда рядом. Выслушают, поймут, поддержат, помогут добрым словом.
III. Опрос по домашнему заданию. Цель: проверить усвоение содержания рассказа, умение кратко пересказывать художественный текст, определять тему художественного произведения.
- Сегодня на уроке мы поразмышляем, ребята, над рассказом К.Г. Паустовского «Телеграмма». Для начала вспомним содержание рассказа.

1. Краткий пересказ произведения.
2. Размышления над прочитанным рассказом.
- Я думаю, что рассказ не оставил вас равнодушными. Поделитесь мыслями, впечатлениями. (Ответы учащихся).
- Попробуйте определить тему произведения. О чём рассказ? (о матери и дочери, их взаимоотношениях)
Вывод учителя: Писатель говорит о взаимоотношениях близких людей, матери и дочери. Всегда ли дети, особенно повзрослевшие, спешат на помощь к своим родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, звонят, умеют ли проявить заботу о них, всегда ли добры к ним, отзывчивы, ласковы?
IV. Анализ рассказа. Осмысление. Цель: способствовать формированию умения анализировать текст, ИВС; давать оценку поступкам героев; формулировать свою точку зрения, делать выводы.
1) Тема урока.

Слово учителя: – Слова К.Г. Паустовского «Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца» мы возьмем в качестве эпиграфа к нашему уроку. Они помогут понять основную мысль рассказа, раскрыть авторский замысел. А тему урока обозначим так: «Одиночество – вот проклятая вещь! Вот что может погубить человека». (Александр Грин). (Слайд № 4)
2) «Главный герой». (Монологический рассказ. Чтение эпизодов).
- Кто является главным героем рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»? (Катерина Петровна). (Слайд № 5).


– Расскажите, что вы узнали о ней. (Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом – известным художником, «мемориальном», по словам самой хозяйки. Она сетовала на то, что не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни. Когда-то она жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна очень страдала, что её «единственный родной человек» дочь Настя, живущая в Ленинграде, не приезжала к ней, не писала писем).
- Параллельно Паустовский изображает ещё один «живой образ». Что это? (Природа). Обратимся к пейзажным зарисовкам. (Чтение эпизодов) («Спутанная трава в саду полегла…» «Над лугами тащились из-за реки, цепляясь за облетевшие вётлы, рыхлые тучи» «Из них назойливо сыпался дождь».) (Слайд № 6)


- Мы видим картину поздней осени. Природа увядает, мертвеет, замирает. Какие средства языка использует автор для её изображения? (эпитеты, олицетворения)
- А теперь вернёмся в дом героини. Описание комнаты Катерины Петровны. Её жизнь – в далёком прошлом. Обратим внимание на детали интерьера: «пыльный дореволюционный журнал»Вестник Европы», «пожелтевшие чашки на столе», «давно нечищеный самовар», «потускневшие от времени картины».
- Какие чувства вызывает осенний пейзаж? Интерьер дома? Пейзаж и интерьер схожи. Чем? (Вызывают чувства грусти, тоски, одиночества, беспокойства от неухоженности, ненужности, забытья, заброшенности)
- Вспомним эпизод короткой прогулки Катерины Петровны: «Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён…он облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи…» (Грусть, тоска на сердце у Катерины Петровны. Она вспомнила свою молодость и воспринявший клён как родное существо: он так же одинок и бесприютен, как она).
- Сравните два образа «живой» и «одушевлённый». Их состояние. Какая между ними взаимосвязь? (Писатель с помощью пейзажных зарисовок показывает состояние души главной героини. Они обречены. Сад «доцветал», Катерина Петровна «доживала»)
Вывод учителя: Катерина Петровна доживает свой век в забытьи и одиночестве. Одиночество вдвойне страшнее и ужаснее, если у страдающих есть родные, которые не проявляют внимания и заботы.
3) Родные. (Монологический рассказ. Выборочное чтение)
- Умирающая Катерина Петровна беспрерывно думает о дочери Насте, находящейся в далёком Ленинграде. (Слайд № 7)


- Что вы узнали о Насте, о её жизни, работе, делах? (Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников. У неё много работы: устройство выставок, конкурсов. Она проявляет настойчивость, решительность, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника, помогая ему организовать выставку. Ее здесь ценят, уважают, возлагают на неё большие надежды. Карьеристка. А вот о своей матери она совсем забыла «писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца…почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей»).
- Как характеризует Настю её отношение к матери? (Мы наталкиваемся на стену бессердечия, равнодушия, чёрствости, эгоизма)
- Ко всем ли, ко всему ли Настя бездушна? (Отнюдь. Она сочувствует скульптору Тимофееву, тратит много времени на организацию его выставки. «Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать», «этой выставкой мы целиком обязаны одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семёновне» - эти слова в адрес Насти). (Слайд № 8)


- Вспомните, как называли Настю художники? (Сольвейг – солнечный путь или луч). Почему? (За её заботу, требовательность, за умение довести дело до конца)
- Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? (Одно дело – увлекаться работой, делать её от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое – помнить о близких своих, о матери – самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами. Испытания на истинную человечность Настя не выдерживает.)
- Осуждает ли Катерина Петровна свою дочь? (Катерина Петровна знала, что Насте не до неё, старухи, «у них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье». «Лучше не мешать», - думала.. Она не осуждала свою дочь).
Вывод учителя: Как бы там ни было, гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достичь не удалось. В этом трагизм её положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести.
4) Чужие близкие.
- Вина Насти перед матерью выглядит особенно отчётливо в сравнении с поведением чужих для матери людей, проявляющих искреннюю заботу о ней – Манюшки и Тихона.
– Кто рядом с ней? Кто эти люди?
(Манюшка – дочь колхозного сапожника – прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване). (Слайд № 9).


(Тихон – сторож при пожарном сарае. Хлопотал часто по хозяйству, от жалости, но всё же помогал по хозяйству: рубил в саду засохшие деревья на дрова. Тихону невмоготу было смотреть на «сгорбленную, маленькую» женщину. От имени Насти он, пошептавшись с почтальоном Василием, взял телеграфный бланк и написал телеграмму и принёс Катерине Петровне). (Слайд № 10)


- Какие чувства они проявляли к Катерине Петровне? (заботу, уважение, привязанность)
- Вспомните, как воспитывал Тихон Манюшку, что он ей говорил? («За добро плати добром, не будь пустельгой, - говорит Тихон Манюшке.
- Как вы поняли смысл этой фразы? (ПУСТЕЛЬГА - 1. Хищная птица семейства соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек (разг. Неодобр.) (Такой пустельгой оказалась Настя).
Вывод учителя: Это односельчане Катерины Петровны. Простые люди. Они помогали ей, проявляя сочувствие, заботу. Люди с добрым сердцем. Но они не могли постоянно находиться с Катериной Петровной. У них свои дела, семейные заботы. В их отсутствие Катерина Петровна была одна.
4) Письмо. (Слайд № 11).
- Катерина Петровна пишет Насте письмо. («Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень»)
- Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? («спрятала его в сумочку, не читая, раз мать пишет – значит жива»).
- Какие слова должны были насторожить Настю? (Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу)
- Почему? (Мать одинока, больна, беспомощна, ей нужен уход. Она хочет умереть, она устала от одиночества).
Вывод учителя: Настя не ответила на письмо, просьбу матери. Не проявила сочувствия, уважения, сердечности, любви к своей матери, одновременно заботясь о благополучии чужих ей людей.
5) Совесть.
- Кто пробуждает её сознание? (Гоголь (скульптура): «насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё», «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх, ты, сорока!») (Слайд № 12).


Вывод учителя: Гоголь взывает к совести. Великий сатирик Н.В. Гоголь, и автор рассказа К.Г. Паустовский показали, что истинной душевности, человечности Настя лишена. Она думает только о себе, о своей карьере.
6) Телеграмма.
- Настя получает телеграмму: «Катя помирает. Тихон». (Слайд № 13).
- Успела ли Настя на похороны матери? Что произошло? (Слайд № 14 + Звук-песня «Грустная песня про маму». Прослушать 1, 2 куплеты или 2 куплет). (Возможны другие варианты)


Вывод учителя. Настя потеряла родного, самого близкого человека – маму. Катерина Петровна умирает, так и не дождавшись свою дочь. Умирает от одиночества и тоски. Дочь не успевает на похороны своей матери. Уехала Настя из Заборья крадучись, чтобы никто её не увидел и ни о чём не расспрашивал. (Слайд № 15).
- Чего испугалась Настя? (человеческого суда)
- Кто смог бы простить Настю? (Простить её могла только мама: «…никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести»).
- Зачем писатель вводит образ молоденькой учительницы? (Есть на земле люди с добрым, чутким сердцем, которые мимо чужого горя не пройдут никогда. «Там, в областном городе, у нее осталась мать – вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая»).
Вывод учителя: Перечитаем эпизод «Похороны». Как меняется природа? (Морозно, но свежо и ясно. Закончились страдания Катерины Петровны. Она успокоилась навсегда).
IV. Итог урока.
(учащиеся рисуют по одному неодушевленный предмет в каждый квадрат)
Цель: подвести учащихся к определению идейного содержания произведения
- Печальная история... Ребята, тему произведения мы определили в начале урока. (рассказ о взаимоотношениях родителей и детей, матери и дочери). Вернёмся к эпиграфу: «Нет! Человеку нельзя жить без родных…». Как помогли слова К.Г. Паустовского понять идейное содержание рассказа? (Человеку нельзя жить без родных. Престарелые родители требуют особого внимания. Часто болеют. Они нуждаются в заботе, внимании, помощи, в любви. А если рядом нет близких, они беспомощны и одиноки. «Одиночество – вот проклятая вещь! Вот что может погубить человека». (Александр Грин).
- К чему призывает автор читателя? (Помните о родителях – это ваша святая обязанность перед теми, кто дал вам жизнь. Сейчас, когда вы рядом с родителями, окружите их заботой, теплом, вниманием. Помогайте им справляться с домашними делами. Хорошо учитесь, радуя их своими успехами. Любите своих родных, звоните им почаще, навещайте, не скупитесь на ласковые слова, рассказывайте им побольше о себе, им интересно знать о каждом шаге вашей жизни). (Слайд № 16).
V. Весточка родным. (Песня «Мама – первое слово»)
- Я предлагаю вам отправить телеграммы своим родителям. Напишите им добрые, тёплые слова любви. Подарите им радость. Я доставлю ваши телеграммы адресату. (все пишут телеграммы, собрать).
VI. Рефлексия. Слайд 17
«Плюс – минус – интересно»
ПЛЮС
(запиши всё, что понравилось на уроке, вызвало положительные эмоции)
МИНУС
(запиши всё, что не понравилось на уроке, вызвало неприязнь, показалось скучным)
ИНТЕРЕСНО
(запиши интересные факты, которые узнал(а) на уроке, что ещё хотелось бы узнать по данной теме, вопросы к учителю)
VII.Задание на дом. Слайд 18
1) Написать сочинение на тему «С чем осталась Настя?»
Всего доброго! Спасибо за урок!


Открытый урок литературы в 8б классе
«За добро плати добром…»
по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»
Цели: познакомить обучающихся с историей создания рассказа, проследить за авторской позицией, раскрыть своеобразие писательской манеры автора, выявить способы авторской характеристики главных героев.
Задачи:
анализируя произведение, показать мастерство писателя в раскрытии психологического состояния героев, вовлечь обучающихся в разговор о вечных ценностях, в ходе беседы помочь им понять и оценить поведение героев;
развивать монологическую речь, творческие способности обучающихся;
выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора;
продолжить работу над коммуникативными умениями: отвечать на поставленный вопрос, размышлять, делать выводы;
воспитать нравственные качества обучающихся; работы ума и сердца; способствовать формированию истинного милосердия и человеческой чуткости.
Технология: творческая мастерская
Оборудование: презентация, карточки с текстом, бланк телеграммы, иллюстрации к рассказу, цветные карандаши, музыкальное сопровождение.
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята, сегодня нам предстоит работа над рассказом К.Г. Паустовского «Телеграмма». Слайд 1 (портрет Паустовского).Урок необычный, немного грустный. Это урок доброты, понимания, сочувствия, сострадания.
Наша задача на уроке – проникнуть, говоря словами В.Г. Белинского, «в тайну личности» писателя, понять своеобразие его таланта, определить, что писатель ценит в людях.
Все у нас получится. Откройте тетрадь, запишите дату и тему урока.
Учитель читает эпиграф:
«Любовь твою не исчерпать до дна,
Измерить боль привычной меры мало.
Та сила, что с тобою рождена,
Мир создавала и оберегала…»
Расул Гамзатов
- Я не зря взяла эти замечательные слова Расула Гамзатова эпиграфом к уроку,
как вы думаете, почему?
(Ответы детей)
Слово учителя
Замысел рассказа был подсказан самой жизнью. Паустовский вспоминал, что поздней осенью поселился в деревне под Рязанью, где одиноко доживала свой век ласковая старушка, Катерина Ивановна Пожалостина. Ее дочь, Настя, жила в Ленинграде и 2 раза в месяц присылала матери деньги. Сам писатель также часто был вынужден быть вдалеке от своей мамы (трудные годы войны). Мать умерла от воспаления легких в то время, когда он болел тифом. «Сидя у могилы, рядом с железной дорогой, - пишет Паустовский в «Повести о жизни», - я чувствовал, как содрогалась земля, когда мимо проносились тяжелые поезда. Должно быть и там, в могиле, мама тревожилась обо мне, как тревожилась в жизни». Слайд 2. Чуть позже, в 1946 году, Константин Георгиевич написал это произведение. Не случайно рассказ «Телеграмма» заставил великую немецкую актрису Марлен Дитрих (слайд 3) специально приехать в Советский Союз и встать перед Паустовским на колени.
- Скажите, какое средство связи сейчас у нас чаще используется? (сотовая, мобильная).
- А чем пользовались еще 10-15 лет назад?
- Посмотрите, как выглядит бланк телеграммы. У телеграммы свой язык: текст короткий, информативный, вместо знаков препинания –тчк, зпт. Слайд 4 (телеграмма с текстом).
Деятельность учителя Деятельность детей
Индуктор.
А) Запишите все ассоциации со словом телеграмма. Составление кластера
Б) задание: выберите причины, по которым люди долгое время не могут приехать к родным. Запишите.
На доске записаны фразы:
- много работы;
- нет времени;
-нет денег;
- далекое расстояние;
- возникли проблемы.
Социализация. Какие фразы вы выписали?
Анализ рассказа. Слайд 5.
- Обратимся к тексту рассказа – к самому началу.
- Как создается эмоциональный фон рассказа уже в начале?
-Какие глаголы использует Паустовский, рисуя эту осень?
- Почему автор начинает свой рассказ с такой мрачной картины? – Какие ощущения у вас от этого?
- Как зовут главную героиню? Какова она?
- К.П. решается написать письмо дочери, которую она не видела три года. Послушаем его. Слайд 6 (письмо К.П.)
- Какое самое важное слово в письме?
-Какие чувства К.П. описаны в нем?
Поговорим о Насте.
- Чем она занимается, где живет? Какие элементы портрета героини вы отметили?
- Можем ли мы ее назвать черствой, зная о ее участии в судьбе скульптора Тимофеева?
- Как относится Паустовский к Насте?
Село Заборье. Слайды 7-8.
- Кто проявил к К.П. настоящую человечность, чуткость, заботу?
5. Физкультминутка. Поменяйтесь местами друг с другом быстро и бесшумно.
6. Работа с текстом. Художественная деталь. Слайд 9.
Художественная деталь – изобразительная подробность изображенного мира, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.
К.Г. Паустовского считают мастером детали. Мы с вами попробуем проникнуть в МАСТЕРСКУЮ писателя. На партах у вас отрывки из текста с выделенными словами.
- Подумайте, какой многозначный смысл заключен в выделенных выражениях. Обсудите в парах. Обоснуйте свой ответ. (Тексты на слайде 10)
Рассказ называется «Телеграмма».
- Сколько было послано телеграмм?
- Эти телеграммы отправляет Тихон. Именно ему принадлежат слова, обращенные к Манюшке, которые выражают главную мысль рассказа. Найдите их и запишите в тетрадь.
-О значении слова «пустельга». Слайд 11.
-Почему эти слова обращены именно к Манюшке?
- Поменялась ли Настя. Что повлияло на это?
Вернитесь к записям причин, по которым человек долгое время не может приехать домой.
- Изменилось ваше мнение?
7. Цветопись. Мне кажется, что произведение никого не оставило равнодушным. Поделитесь своими мыслями при помощи цветных карандашей и бумаги... (Звучит музыка Р. Клайдермена «Приди, любовь!» 4-5 минут). Слайд 12.
Напишите текст телеграммы Насте
Чтение стихотворения Валентины Кушмар «Заболела мать, и той же ночью…»
11. Мы заканчиваем работу над рассказом. Домашнее задание у вас на листках. Распечатать
Д.З. 1. Напишите, для чего писатель изобразил молоденькую учительницу в сцене похорон Катерины Петровны (5-7 предложений).
2. Напишите развернутый ответ на вопрос «Что я услышал(а) в телеграмме от Паустовского?» (4-6 предложений).
Оценки за урок.
Наш урок добра, любви, понимания подошел к концу. Почему нам нужно читать такие произведения?
Спасибо за урок, я думаю, что сегодня каждый задумался о себе, о своем отношении к близким и будет помнить всегда, что самый близкий человек для нас – это…? Примерные ответы учеников (записываем на доске): неожиданность, радость, новость, встреча, родные, дружба, любовь, горе, разлука, боль, приезд, немедленное сообщение, текст, смерть.
Записывают фразы.
Ученик читает начало рассказа (1-2 минуты.) Слушают.
Холодный, ненастный (октябрь), спутанная (трава), рыхлые (тучи).
Тащились тучи, сыпал назойливо и т.д.
Настраивает на определенный лад, пронизывает мысль об увядании. Фразы короткие, от них веет каким-то холодом, а подсолнух «все доцветал и никак не мог доцвесть». В природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание.
Пейзаж передает состояние героев, он психологичен по свой сути.
Читает подготовленная ученица.
Ненаглядная.
Отчаяние, боль, тоска, одиночество, желание ласки, дочернего понимания.
Русые волосы, большие холодные глаза, художники звали ее Сольвейг (в перев. - солнечный путь), как героиню норвежского писателя.
Дети меняются местами.
Распечатать
Текст 1. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.
Текст 2. Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила, уже девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.
Текст 3. Манюшка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота.
Человек ВСЕГДА должен приезжать к родным. Нет ничего важнее благодарного чувства к отчему дому, близким.
«За добро плати добром, не будь пустельгой».
Ответ детей
Выполняют задание, несколько работ читают вслух.
Олеся Жукова читает стихотворение (слайд с фотографиями мам)
Ответы детей

  • проанализировать содержание рассказа, действующих героев;
  • уметь, опираясь на текст, понимать тему, как она раскрывается, определять основную мысль;
  • наблюдать, сравнивать, делать выводы, давать монологические ответы, правильно отвечать на вопросы, выразительно читать;
  • воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.

Оборудование:

  • портрет К.Г. Паустовского,
  • “Паустовский в фотографиях”;
  • выставка книг,
  • эпиграф-цитата из Библии,
  • карточки-информаторы,
  • с содержанием которых ученики знакомятся заранее.

Чти отца своего и матерь твою
да благо ти будет,
и долголетен будеше на земле.
Пятая заповедь Божия.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Тема сегодняшнего урока “Спешите делать добрые дела”. (Связываем ее с рассказом К.Г. Паустовского “Телеграмма”).

Цель – поразмышлять над содержанием рассказа, поведением героев и понять основную мысль, сделать для себя определенные выводы.

Перед вами портрет писателя, жившего с 1892 по 1968 гг., отдельные фотографии, на которых видим Константина Георгиевича, и несколько книг, к которым, может быть, вы уже обращались.

Одна из книг называется “Золотая роза”. В ней раздумья Паустовского о писательском труде. В книге есть глава, названная “Зарубки на сердце”, в которой автор рассказывает, на основе чего он написал рассказ “Телеграмма”.

2. Читает ученик, используя карточку-информатор.

Читатели часто спрашивают людей пишущих, каким образом и долго ли они собирают материал для своих книг. И обыкновенно очень удивляются, когда им отвечают, что никакого нарочитого собирания материала нет и не бывает.

Жизненный материал… не изучают. Просто писатели живут, если так можно выразиться, внутри этого материала – живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои заметы и свои зарубки.

Может быть, все эти мысли станут яснее, если я расскажу о том, как был написан рассказ “Телеграмма”.

3. Рассказ.

Рассказывает предварительно подготовленный ученик о жизненном материале, который оставил зарубки на сердце писателя, а впоследствии вылился в содержание рассказа “Телеграмма”.

4. Беседа по рассказу.

Назовите действующих героев рассказа. Кто является главным среди них?

Какова тема рассказа? (Рассказ о взаимоотношении родителей и детей: матери и дочери).

Что такое композиция? Как это взаимоотношение (матери и дочери) отражается в композиции рассказа? (Выслушать варианты учеников для сравнения).

  • I ч. Мать. “Эх, горе ее горькое, страданье неписанное”.
  • II ч. Дочь. “Эх, ты, сорока!”
  • III ч. Эпилог. “…безмятежно уснувшая”. (Смерть, похороны, приезд с опозданием).

Итак, Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен – проблему отношения детей и родителей. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?

Поговорим об этом.

  • С чего начинается рассказ? Какая картина представляется? (Мрачная, грустная, печальная, серая, неяркий пейзаж. Октябрь холодный, ненастный; крыши почернели; опутанная трава полегла; облетевшие ветлы; тащились рыхлые тучи; сыпался дождь, ни проехать, ни пройти; пастуший рожок затих).
  • Какая деталь, словно оживляет представляемое? (“Никак не мог доцвесть подсолнечник у забора”).
  • Что еще дополняет картину пейзажа и как? (Детали интерьера: горький запах нетопленных печей; пыльный “Вестник Европы”; пожелтевшие чашки; давно не чищенный самовар; в комнатах слишком сумрачно). Ощущается неухоженность, запущенность.
  • Обратите внимание на фразы: пространные или короткие? Для чего? (Короткие, кроме фразы о подсолнечнике. Они тоже усиливают общий колорит серости).
  • Для чего автор начинает рассказ с таких зарисовок? (Автор настраивает читателя на тональность повествования, создает фон, на котором будет разворачиваться действие. Такое начало помогает понять состояние Катерины Петровны).
  • Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет? (Монологичный ответ : Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее – известный художник, дом “мемориальный”, она “последняя обитательница” его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго – французского писателя. Добрая – страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра. Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери).
  • В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна? Чтение со слов “Как-то в конце октября…” до “… побрела в дом” .
  • Какова роль эпизода встречи с кленом? (У них одинаковая судьба).
  • Что же поняла Катерина Петровна во время непосильной прогулки? (Дни ее сочтены).

И она написала письмо дочери (читаю письмо) : “Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень”.

  • Что узнаем о жизни и занятии Насти? (Монологичный ответ: Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад).
    • Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку; раз пишет – значит жива).

    Вывод. Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна.

    • Каково авторское отношение к Насте? Обратимся к эпизоду “На одной из площадок…”. Это в то время, когда в сумочке нераспечатанное письмо…
    • Какой разоблачительный эпитет? (Холодные глаза – о жестоком сердце).

    Но ведь в тексте читаем: “После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза. Тимофеев жаловался, что его затирают, не дают развернуться”.

  • И она ему готова помочь? Докажите, что она не намерена отступать. (Ну что ж, будем драться вместе. Она ушла с твердым намерением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безызвестности. В Союзе художников долго говорила, доказывала, что необходимо устраивать выставку).
  • Выставка удалась? Чья это заслуга?
  • Как вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она? (Карьеристка. Началось обсуждение, говорили о внимании к человеку, незаслуженно забытому художнику. Этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали).
  • Полученное письмо от матери Настя прочитала только вечером и сказала: “Куда там сейчас ехать! Две недели возилась с выставкой” .

    • Во время выставки получила телеграмму. Как ведет себя? (Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: “Что-то неприятное?”, ответ: “Нет, это так, от одной знакомой”).
    • Кто, словно пробуждает ее сознание? (Чей-то взгляд тяжелый все время чувствовала; Гоголь смотрел на нее усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: “Эх, ты!”).
    • Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения. (Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала).

    Приехала с опозданием.

    • Прочитать конец рассказа. Какова роль этой концовки? Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

    Не забывай о том, что мать вспоила нас,
    Отец же воспитал родное чадо,
    Поэтому страшись в беспечности своей
    В их старые сердца пролить хоть каплю яда,
    К тому же – минёт час: ты старцем будешь сам,
    Смотри же, не нарушай священного уклада.

    (Из книги “В мире мудрых мыслей” Н. Хиероу).

    • Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это? (Монологичные ответы):
    • Манюшка – дочь колхозного сапожника – прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде – надо помогать. Тихон, предостерегая ее, говорит: “Не будь пустельгой”. Что значит “пустельгой”?
    • Сторож Тихон - рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.

    Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.

    А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы? (Чтобы показать, что не все такие, как Настя, хоть и чужая, но у нее доброе сердце. Подошла к гробу, наклонилась, поцеловала Катерину Петровну в высохшую руку. У нее тоже где-то мама. И ей надо помнить о ней).

    5. Вывод.

    Тему рассказа определили в начале урока: взаимоотношение родителей и детей.

    Какова основная мысль рассказа? (Помни о родителях, пиши, навещай – это обязанность перед теми, кто дал тебе жизнь).

    Читает ученик:

    Сергей Викулов

    Поют гитар походных струны
    в тайге, в горах, среди морей…
    О сколько вас сегодня, юных,
    живет вдали от матерей!

    Вы, вечно юные, в дороге –
    то там объявитесь, то тут…
    А ваши матери в тревоге
    вестей от вас все ждут и ждут.

    Они считают дни, недели,
    слова роняя невпопад…
    Коль рано матери седеют –
    не только возраст виноват.

    И потому, служа солдатом
    или скитаясь по морям,
    почаще все-таки, ребята,
    пишите письма матерям!

    6. Дома.

    Письменная работа: Какие зарубки на вашем сердце оставил рассказ К.Г. Паустовского “Телеграмма”?

    Cлайд 1

    Зарубки на сердце Урок – размышление по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма» * Чти отца твоего и мать твою, Да благо ти будет, и долголетен Будеши на земле. Пятая заповедь Божия * За добро плати добром… К. Паустовский

    Cлайд 2

    Cлайд 3

    Проблема одинокой старости Проблема материнской любви Проблема взаимоотношений между детьми и родителями Проблема милосердия

    Cлайд 4

    У Паустовского природа – это живое существо, связанное незримой нитью с человеком… Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. Над лугами тащились из реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

    Cлайд 5

    …Такова и Катерина Петровна, которая «доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом, известным художником»... Ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние листья. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра. Ночи были уже долгие. Тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам еще с прошлого года лежали когда-то желтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья.

    Cлайд 6

    …Пейзаж печален, когда печален человек.. Тесовые крыши почернели Спутанная трава полегла Ветер свистел в голых ветвях, сбивал последние листья Валил водянистый снег Хмурое небо все ниже опускалось Градация = усиление ненастья Ощущение нарастающей тревоги и отчаяния

    Cлайд 7

    Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся запах нетопленых печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах… Ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние листья. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра. Ночи были уже долгие. Тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам еще с прошлого года лежали когда-то желтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья.

    Cлайд 8

    Шла она медленно, ощупью. От холодного воздуха разболелась голова. Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти… Она остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи… Психологический параллелизм Катерине Петровне тоже некуда идти, ее тоже никто не ждет…

    Cлайд 9

    Письмо дочке Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень.»

    Cлайд 10

    Испытание на истинную человечность. Настя Сольвейг – (норвеж.- солнечный луч или путь) – олицетворение поэтичности, красоты

    Cлайд 11

    Испытание на истинную человечность. Настя Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза.

    Cлайд 12

    Испытание на истинную человечность. Настя На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, - сейчас она нравилась самой себе… Самолюбование

    Cлайд 13

    Испытание на истинную человечность. Настя Настя с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь.На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!»

    Cлайд 14

    Cлайд 15

    Испытание на истинную человечность. Настя Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами. Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье. «Поздно! Маму я уже не увижу», – сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово – «мама». Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо. «Что ж что, мама? Что? – думала она, ничего не видя. – Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».

    Cлайд 16