Условия поставки FCA Incoterms. Условие поставки - FCA

Все компании, которые работают на экспорт или импорт сталкиваются с таким понятием как Инкотермс 2010. В этой статье мы постараемся дать полное и развернутое понятие инкотермс и все условиям поставки (основные DAF, CPT, FCA, CIP).

Инкотермс (в англ. языке Incoterms, расшифровка International commerce terms) - это правила, принятые международным сообществом, которые разъясняют наиболее широко используемые торговые термины в области внешнеэкономической деятельности . Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договора купли-продажи между странами , которые определены заранее в международном признанном документе.

Следуя из того, что Инкотермс регулируют ряд наиболее значимых, принципиальных, базовых вопросов, которые связаны с организацией отгрузки товара и его доставки до места назначения, любой базис поставки регулирует три основных «транспортных» вопроса, без которых доставка груза до места назначения не может быть осуществлена. Это:

Распределение между продавцом и покупателем транспортных расходов по доставке товара (то есть в условиях поставки прописывается какие расходы и до каких пор несет продавец, и какие, начиная с какого момента, - покупатель.

Момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной потери груза.

Дату поставки товара, то есть определение момента фактической передачи продавцом товара в распоряжение покупателя или его представителя (например, это может быть передача товара транспортной организации - и, следовательно, выполнения или невыполнения первым своих обязательств по срокам поставки).

В рамки Инкотермс не входит регулирование следующих вопросов:

Согласно Инкотермс 2010 (incoterms) термины можно разделить на следующие 4 группы: E, F, C и D. Давайте расмотрим их подробнее.

Группа E - Место отправки (англ. Departure)

Условия поставки EXW - Ex Works (название места): товар со склада продавца.

Группа F - Основная перевозка не оплачена (англ. Main Carriage Unpaid)

Условия поставки FCA - Free Carrier (название места): товар доставляется перевозчику покупателя.

Условия поставки FAS - Free Alongside Ship (название порта погрузки): товар доставляется к кораблю покупателя.

Условия поставки FOB - Free On Board (название порта погрузки): товар погружается на корабль покупателя.

Группа C - Основная перевозка оплачена (англ. Main Carriage Paid)

Условия поставки CFR - Cost and Freight (название порта назначения): товар доставляется до порта покупателя (без выгрузки).

Условия поставки CIF - Cost, Insurance and Freight (название порта назначения): товар страхуется и доставляется до порта покупателя (без выгрузки).

Условия поставки CPT - Carriage Paid To (название места назначения): товар доставляется перевозчику покупателя в указанном месте назначения.

Условия поставки CIP - Carriage and Insurance Paid to (название места назначения): товар страхуется и доставляется перевозчику покупателя в указанном месте назначения.

Группа D - Доставка (англ. Arrival)

Условия поставки DAT - Delivered At Terminal (название места, терминала) - поставка товара осуществляется в указанном терминале.

Условия поставки DAP - Delivered At Point (название пункта назначения) - поставка осуществляется в указанном пункте.

Условия поставки DDP - Delivered Duty Paid (название пункта назначения) - товар доставляется заказчику, очищенный от пошлин и рисков.

EXW условия поставки - Франко завод

В Инкотермс 2010 термин "Франко завод" означает, что продавец товара считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом определенном (договоренном) месте (это может быть и склад продавца, фабрика, завод и т. п.).

Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, а также за таможенное оформление товара и подготовку соответствующих документов для экспорта. Это термин, который возлагает минимальные обязанности на продавца, и покупатель должен нести все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия продавца к месту назначения (к складу покупателя). Однако, если стороны желают, чтобы продавец взял на себя обязанности по погрузке товара на месте отправки и нес все риски и расходы за такую отгрузку, то это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи. Этот термин не может применяться, когда покупатель не в состоянии выполнить прямо или косвенно экспортные формальности. В этом случае должен использоваться термин FCA, при условии, что продавец согласится нести расходы и риски за отгрузку товара.

FCA условия поставки - Франко перевозчик

Термин "Франко перевозчик" означает, что продавец товара проведет таможенное оформление и доставит его указанному покупателем перевозчику до названного места. Следует обратить внимание, что выбор места поставки повлияет на обязательства по погрузке товара и его разгрузке на данном месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца, то ответственность за отгрузку ложится на него. Если же поставка осуществляется в другое место, продавец за отгрузку товара ответственности не несет. Этот термин может быть использован при перевозке любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.

Разъясним понятие "Перевозчик" - это любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара автомобильным, воздушным транспортом , по железной дороге, морским или внутренним водным транспортом или даже комбинацией этих всех видов транспорта (к примеру доставка до порта и после кораблем). Если покупатель доверяет другому лицу (доверенное лицо), не являющемуся перевозчиком, принять и проверить товар, то продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке (отгрузке) товара с момента передачи его данному лицу.

FAS - Франко вдоль борта судна

В Инкотермс термин "Франко вдоль борта судна" означает, что продавец выполнил поставку, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в указанном порту отгрузки. Это означает, что с этого момента все расходы, риски, потери или повреждения товара должен нести покупатель. По условиям термина FAS на продавца также возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Если продавец не может сделать это сам - может привлечь стороннюю организацию или таможенного брокера. Однако, если стороны договорились, чтобы покупатель взял на себя обязанности по таможенному оформлению товара для экспорта, то это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи.

FOB условия поставки - Франко борт

Международный термин FOB - "Франко борт" означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в указанном порту отгрузки. Это означает, что с этого момента все риски, расходы, потери или повреждения товара должен нести сам покупатель. По условиям термина FOB на продавца возлагается обязанность по таможенному оформлению товара для экспорта. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. Если продающая сторона не собирается поставить товар через поручни судна, следует применять термин FCA.

CFR - Стоимость и фрахт

В Инкотермс 2010 термин CFR - "Стоимость и фрахт" означает, что продающая стороная выполнила поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт (фрахт - плата за перевозимый на арендованном, зафрахтованном судне груз), необходимые для доставки товара в названный порт назначения, однако, риск повреждения товара или его потери, а также любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя. По условиям термина CFR на продавца возлагается обязанность по таможенному оформлению товара для экспорта и подготовки всей необходимой документации. Если стороны не собираются поставить товар через поручни судна, следует применять термин CPT.

CIF - Стоимость, страхование и фрахт

Термин "Стоимость, страхование и фрахт" означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Продающая сторона обязана оплатить расходы и фрахт (фрахт - плата за перевозимый на арендованном, зафрахтованном судне груз), необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, НО риск повреждения товара или его потери, как и любые дополнительные расходы, возникающие уже после отгрузки товара, переходят с продавца на покупающую сторону. Однако, по условиям термина CIF на продавца возлагается также обязанность приобретения морского страхования в пользу покупателя против риска повреждения или потери товара во время перевозки. Следовательно, продающая сторона обязана заключить договор страхования со страховой компанией и оплатить все необходимые страховые взносы . Покупатель должен понимать, что согласно условиям термина CIF, от продавца требуется обеспечение страхования лишь с минимальным покрытием. В случае, если покупатель желает иметь страхование с большим покрытием, он должен либо специально договориться об этом с продавцом, либо сам принять меры по заключению дополнительного страхования. Решение принимается по договоренности между обеими сторонами.

По условиям термина CIF на продавца возлагается обязанность по таможенному оформлению товара для экспорта и подготовки всех документов. Если стороны не собираются поставить товар через поручни судна, следует применять термин CIP.

CPT условия поставки - Фрахт/перевозка оплачены до

В Инкотермс термин "Фрахт/перевозка оплачены до" означает, что продавец доставит товар названному им перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до указанного пункта назначения. Это означает, что покупающая сторона берет на себя все риски повреждения или потери товара, как и другие расходы после передачи товара перевозчику.

Разъясним понятие "Перевозчик" - это любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара автомобильным, воздушным транспортом, по железной дороге, морским или внутренним водным транспортом или даже комбинацией этих всех видов транспорта (к примеру доставка до порта и после кораблем).

В случае осуществления перевозки в согласованный пункт назначения несколькими перевозчиками, переход риска произойдет в момент передачи товара в попечение первого из них.

По условиям термина СРТ на продавца возлагается обязанность по таможенному оформлению товара и подготовки всей необходимой документации для экспорта.

CIP условия поставки - Фрахт/перевозка и страхование оплачены

Термин CIP - "Фрахт/перевозка и страхование оплачены до" означает, что продающая сторона доставит товар названному им перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до указанного пункта назначения. Это означает, что покупающая сторона берет на себя все риски, потери и любые дополнительные расходы до доставки таким образом товара. Однако, по условиям CIP на продавца также возлагается обязанность по обеспечению страхования от рисков повреждения и потери товара во время перевозки в пользу покупателя. Следовательно, продавец заключает договор страхования со страховой компанией и оплачивает все необходимые страховые взносы. Покупатель должен принимать во внимание, что согласно условиям термина CIP от продавца требуется обеспечение страхования с минимальным покрытием.

В случае, если покупатель желает иметь страхование с большим покрытием, он должен либо специально договориться об этом с продавцом, либо сам принять меры по заключению дополнительного страхования. Обе стороны должны договориться и принять решение. Разъясним понятие "Перевозчик" - это любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара автомобильным, воздушным транспортом, по железной дороге, морским или внутренним водным транспортом или даже комбинацией этих всех видов транспорта (к примеру доставка до порта и после кораблем). В случае осуществления перевозки в пункт назначения несколькими перевозчиками, переход риска произойдет в момент передачи товара в попечение первого перевозчика.

По условиям термина СIР на продавца возлагается обязанность по таможенному оформлению товара и подготовки всей необходимой документации для экспорта.

DAP условия поставки - Поставка в пункте

Данное условие используется вместо DAF, DES и DDU (ИНКОТЕРМС 2000).

Этот термин означает, что продающая сторона выполнила свое обязательство по поставке, когда он предоставил покупателю товар, который готов к разгрузке с транспортного средства, прибывшего в договоренное место назначения.

Продавец несет все риски, связанные с доставкой товара в договоренное место назначения. Продавец не обязан выполнять таможенное оформление или уплачивать импортные пошлины при ввозе товара в Россию.

DAT условия поставки - Поставка на терминале

Данное условие используется вместо DEQ (ИНКОТЕРМС 2000).

Этот термин означает, что продающая сторона выполнила свое обязательство по поставке, когда он предоставил покупателю товар, разгруженный с транспортного средства в договоренном терминале указанного места назначения. Под терминалом понимается любое место - авиа, авто, железнодорожный карго терминал, причал, склад, и пр. Продающая сторона несет все риски по доставке товара и его разгрузке на терминале.

Продавец не обязан выполнять таможенное оформление или уплачивать импортные пошлины при ввозе товара в Россию.

DDP условия поставки - Поставка с оплатой пошлины

Это международный торговый термин, который употребляется с указанием места прибытия. Ответственность продающей стороны заканчивается после того, как товар доставлен в согласованное место в стране покупателя. При этом все риски, расходы по доставке груза (налоги, пошлины и т. д.), ответственность за повреждение или потерю товара, включая пошлины и прочие выплаты, выплачиваемые при импорте, до этого момента несёт продавец. Продавец также несёт ответственность за таможенное оформление груза. Могут быть добавлены положения, освобождающие продавца от оплаты отдельных дополнительных формальностей; данный тип распределения ответственности может использоваться независимо от вида поставки.

У Вас также есть возможность скачать Инкотермс 2010, распечатать и всегда иметь его под рукой. Мы постарались дать Вам полные ответы на следующие вопросы: что такое инкотермс, как расшифровывается, описали международные правила в области внешней торговли и рассказали какие базисные условия поставки применяются.

Не все фирмы могут позволить держать в своем штате специалиста по внешнеэкономической деятельности. Но это совсем не значит, что нужно отказываться от выгодных предложений только по причине доставки груза с растаможкой.

Если знать все особенности доставки ИНКОТЕРМС 2010 FCA, то можно будет сэкономить. И общаться с иностранными партнерами не через посредников и с потерей прибыли, а сразу напрямую.

Попробуем разобраться детально в том, какие «сюрпризы» скрывает термин FCA для поставщика и покупателя.

Все особенности поставки FCA по ИНКОТЕРМС 2010

FCA - как правильно расшифровать термин?

Когда поступает коммерческое предложение с условием поставки — FCA, то для начала нужно узнать основные принципы и тезисы такого способа доставки.

Для тех, кто слабо разбирается в ВЭД, нужно пояснить: ИНКОТЕРМС 2010 является сводом терминов и правил поставки грузов в международном сообществе.

Многие обозначения пошли от французского языка. Поэтому очень часто для характеристики какого-нибудь понятия используется приставка франко-. Условия поставки FCA часто называют франко-перевозчиком. Есть и английский термин — FreeCarrier, первые буквы которого попали в аббревиатуру названия.

Франко - это место, где все риски и права на товар переходят к покупателю.

Основные принцип и особенность этого способа поставки - покупатель в большей степени отвечает за перевозку груза, и франко-место наступает в тот момент, когда поставщик передает товар перевозчику.

Так как этот термин доставки относится к категории F, то в международной практике ИНКОТЕРМС 2010 это характеризуется как - «затраты считаются неоплаченными со стороны поставщика» и «очистка от ввозных пошлин лежит на покупателе». Чаще всего франко - это терминал основной отправки груза.

Базис и условия поставки FCA

Покупатель со своей стороны имеет значительное преимущество. Для осуществления доставки при ИНКОТЕРМС 2010 FCA он не ограничен каким-либо видом транспорта. В качестве перевозчика он может выбрать любую компанию или доверенное лицо.

Можно воспользоваться:

  • (применение нескольких видов транспорта на одном маршруте);
  • автомобильной;
  • железнодорожной;
  • судоходной и другими видами на выбор.

Перевозчиком для этого вида поставки может быть и доверенное лицо, экспедиторская/транспортная компания и терминал. Причем терминалом является и причал, и грузовой двор железнодорожной станции, и порт, и другие транспортные объекты.

Основная особенность применения этого термина в том, что при непосредственной погрузке на складе продавца расходы ложатся на него.

Если же франко-место - не склад поставщика, а любой иной объект - то за погрузку и такелажные работы нужно будет платить покупателю.

Продавец обязан очистить груз от экспортных пошлин. После предоставления документов об этом действии и передачи груза с сопроводительными бумагами перевозчику товар считается переданным покупателю. И вся ответственность за него будет находиться в сфере деятельности получателя.

Если после сдачи груза будет замечено повреждение товара или отсутствие каких-либо запчастей, то продавца это не будет волновать.
Риски уже легли на покупателя, и ему придется судиться с транспортной компанией (которая не досмотрела за товаром).

Пошлины на импорт и любые связанные с этим расходы - это прерогатива принимающей стороны. Поставка может считаться выполненной со стороны продавца, если произошла полная очистка от экспортных пошлин, и передача груза задокументирована с перевозчиком в том месте и в то время, которые обозначены в договоре.

Дополнительная терминология для FCA

В зависимости от того, существует ли необходимость в консолидации груза, применяют дополнительные термины. Они также зависят от выбранного способа доставки.

С консолидацией (груза недостаточно, чтобы заполнить 1 транспортную единицу или несколько полностью):

  • FOR - для ж/д станции, или полностью freeonrail;
  • FT - для терминала, или freeterminal;
  • FFB- для причала парома, или freeferryberth и иные.

Без консолидации (то есть груза достаточно для полной загрузки 1 или нескольких единиц транспорта):

  • FIW - для ж/д, или без аббревиатуры freeinwagon;
  • FOT - для автотранспорта, или freeontruck;
  • FIB - для баржи, или freeintobarge и иные.

Основные обязанности продавца и покупателя

Основные нюансы для покупателя при FCA ИНКОТЕРМС 2010

Франко на складе поставщика - плюсы и минусы

Если груз , имеет нестандартные размеры или выступающие части или же очень велик по тоннажу, то лучше всего выбрать франко на складе поставщика. Потому что часто несколько лишних десятков или даже сотен километров у перевозчика может стоить дешевле, чем погрузка и такелаж.

Но есть и минусы в этой ситуации.

После передачи перевозчику поставщик уже не отвечает за сохранность товара. Все риски ложатся на покупателя. Поэтому нужно в договоре с перевозчиком прописать дополнительный пункт для такого обстоятельства - обязательная проверка качества увязки и страховки ремнями и тросами после погрузки. Чтобы при повреждении груза транспортная компания не смогла свалить свою безалаберность на продавца или покупателя.

Лучше лишний пункт в договоре, чем поврежденный товар или разборки с перевозчиком.

Если экспедиторская фирма не хочет вносить такой пункт, то нужно задуматься о ее компетентности.

Для случаев, когда менять перевозчика невыгодно, желательно отправить доверенное лицо на место погрузки. Но это только при условии, что товар легко подвергается механическому воздействию или является негабаритом с выступающими частями.

Подробнее договор - меньше рисков

Самое первое и главное - франко-место должно быть описано самым подробным образом в договоре. Чтобы у продавца не было возможности лавировать и гонять перевозчика по терминалу или территории ж/д станции.

Нужно прописать не только адрес, но и номер склада, или номер пирса, или точный номер грузового двора железнодорожной станции - в зависимости от способа доставки.

Если передача товара и документов происходит в каком-то конкретном месте, но вне терминалов, то кроме точного подробного адреса юридического и физического, можно и нужно прописать точное время.

Если поставка срочная - то до конкретного часа или даже минуты вне зависимости от франко-места. Ведь за простой транспорта будет платить покупатель.

Если в договоре не будет прописано время, то продавец может привести груз и документы в 23-50 по местному времени, и условия будут считаться выполненными.

Помните, что договорённостям на словах - «с утра, мол», во внешнеторговой деятельности места нет.
Транспорт перевозчика прибудет с утра, простой будет на целый день - а это убытки.

С зарубежными партнерами нужно приучить себя прописывать каждую мелочь, каждый самый маленький нюанс. Если в договорных обязательствах указываются условия, которые не соответствуют FCA ИНКОТЕРМС 2010, то они должны быть внесены подробно.

К примеру, поставщик берет на себя обязанность работы с перевозчиком. То есть, заключает с ним договор и доставляет груз до места растаможки импорта.

Если не будет прописано перенесение рисков на продавца, то при повреждении товара во время транспортировки при FCA придется нести убытки покупателю. Потому что доверенность на доставку (а иногда и полную очистку от всех таможенных пошлин) нужно составить правильно, чтобы экономия продавца на перевозчике не ударила по карману покупателя.

Документы, необходимые при растаможке на ввозе

Для того, чтобы произвести таможенный ввоз товара покупатель должен приобрести лицензию на импорт. Предоставить документацию, которая подтверждает законность поставки (договор, инвойс и т.д.). И очистку от экспортных пошлин (экспортная декларация), которые произвел продавец. Если вы не желаете самостоятельно растаможивать товар, то поручите .

Внимание обозначению термина

Договорные условия международной поставки товаров требуют однозначного толкования специальных терминов и понятий, применяемых в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Для этого существуют определенные правила, трактующие условия поставок – . Так, трехбуквенная аббревиатура латиницей в термине «условия FCA» простыми словами обозначает «франко-перевозчик».

Данный режим поставки подразумевают передачу товара, прошедшего таможенную очистку, перевозчику. При этом считается, что с момента приема товара перевозчиком обязательства продавца по поставке являются выполненными. Место приема груза указывается покупателем.

Франко-перевозчик – особенности режима

В практике международных поставок встречаются случаи, когда покупатель не согласовал место передачи. Действующие и в 2016 году условия FCA Инкотермс 2010 предполагают наличие у продавца возможности самому определить такой пункт из ряда подобных транспортных терминалов. К обусловленным пунктам относят железнодорожные станции, контейнерные терминалы, морские и речные причалы, дворы.

Для заключения договора с транспортной компанией в некоторых случаях требуется содействие продавца или его представителя. Это необходимо для осуществления условий отгрузки FCA по железной дороге или воздушным транспортом. В таких обстоятельствах продавец действует на риск покупателя и за его счет, передавая товар перевозчику.

Перевозчиком является юридическое лицо, берущее на себя обязанности осуществления перевозки товара любым видом транспорта:

  • морским;
  • воздушным;
  • водным внутренним;
  • железнодорожным;
  • автомобильным.

В коммерческой практике часто встречаются договора на смешанную перевозку – мультимодальную доставку.

Ответственности продавца и покупателя при поставке в режиме FCA

Две стороны, действующие в режиме FCA Incoterms, должны соблюдать правила Инкотермс или установить в контракте иные требования к мере ответственности за поставку импортной продукции по условиям ФСА. Что это значит для участвующих в сделке сторон:

  1. Продавец обязан:
  • нести ответственность и риски за товар до обусловленного франко-места;
  • обеспечить товар сопровождающей документацией, экспортной лицензией;
  • уплатить экспортные пошлины;
  • вовремя доставить товар на транспортный терминал;
  • после передачи (или отказа в принятии груза представителем получателя) известить покупателя об этом факте;
  • оплатить стоимость простоя перевозчика в случае опоздания по собственной вине продавца.

2. Обязанности покупателя:

  • оформить лицензию на импорт;
  • оплатить пошлины на импорт и любые другие, связанные с вывозом товара, расходы;
  • оплатить транспортные расходы и страховку груза, если иное не предусмотрено договором;
  • принять товар в обусловленном франко-месте;
  • информировать поставщика о названии фирмы-перевозчика, времени доставки;
  • оплатить импортную составляющую растаможки и предпогрузочную инспекцию.

Значительное преимущество покупателя – не ограниченный условиями FCA выбор любого вида транспорта и транспортной компании для перевозки груза.

Ответственность за процесс погрузки несет или продавец, или покупатель в зависимости от места передачи груза. Если склад с находящимся там товаром принадлежит продавцу – продающая сторона и несет ответственность за передачу товара перевозчику, а также оплачивает все расходы. В другом случае расходы по такелажным работам при передаче продукции являются обязанностью принимающей стороны.

Вы можете заказать услуги.

В международных правилах поставки существует определенный регламент. В него входят особые термины, которые используются для заключения торговых контрактов и перевозки импортных грузов за рубеж.

В сентябре 2010 года торговой палатой был выпущен справочник Инкотермс в новой редакции. С обновлением этого свода правил, в интернациональном экспорте, произошли значительные улучшения.

Что такое Инкотермс

Это совокупность терминов, которые широко используются для заключения внешнеторговых контрактов. Инкотермс несет нормативно-правовой характер. Он регулирует отношения между экспортером и покупателем. А именно:

  • определяет обязанности обеих сторон;
  • регламентирует условия поставки товара до покупателя;
  • распределяет транспортные издержки и другие расходы, которые напрямую связаны с поставкой груза;
  • регулирует условия перехода рисков возникающих при транспортировке продукции.

Термины, которые используются в Инкотермс , обозначаются в виде аббревиатур. Они состоят из трёх букв. На 2018 год существует 11 таких терминов . Они делятся на два подвида:

  1. Грузоперевозки, которые могут осуществляться любым видом транспорта. К данной категории относится 7 терминов из Инкотермс ;
  2. Исключительно морские перевозки. К ним относятся оставшиеся 4 базиса.

От выбора торгового термина Инкотермс , зависит уровень ответственности, который будет нести экспортер за доставку своей продукции.

Условия и цена на базисе FCA

Существует несколько трактовок перевода понятия FCA:

  1. Если перевести дословно это понятие, то оно будет звучать как «свободный перевозчик », от словосочетания FreeCarrier;
  2. Перевод, который используется в документообороте – Франко перевозчик . Место, куда экспортер доставляет товар для транспортировки покупателю, обозначается латинской буквой F – Франко. На этом ответственность продавца за целостность и безопасную доставку посылки передается получателю.

При заключении торговой сделки, между сторонами заключается договор поставки. В нем необходимо выбрать один из терминов, который определит условия и гарантии.

На основе FCA регулирование и обязанности доставки ложатся на покупателя.

Это главное условие вступает в силу, когда экспортер передает груз транспортной компании. С этого момент он не несет никакой ответственности за сохранность и перевозку товара. Такие условия являются наиболее выгодными для продавцов .

При оформлении заказа, покупатель указывает условия поставки груза и адрес, куда продавец обязан привезти товар. Средним звеном между сторонами торгового договора является перевозчик. Он берет на себя ответственность за сохранность, а так же своевременную доставку. Виды транспортных средств, осуществляющие перевозку товара, могут быть различные. В этом вопросе FCA не ограничивается выбором.

Если отгрузка товара происходит непосредственно со склада продавца, то он оплачивает все необходимые расходы. При отправке посылки, юридически не принадлежащей экспортеру, покупатель берет на себя все расходы.

Базис FCA Инкотермс предоставляет ряд преимуществ для покупателя:

  • выбор вида транспорта, для перевозки груза;
  • возможность определить индивидуальный алгоритм транспортировки продукта;
  • широкий выбор транспортных компаний, на индивидуальных условиях.

Субъектами торговой сделки, выступают продавец и покупатель. Действуя в условиях FCA Инкотермс, за ними закрепляются определенные права и обязанности. Также, программа на базисе FCA выдвигает определенные требования к уровню ответственности за качественную поставку иностранной продукции за рубеж.

Требования, предъявляемые к продавцу.

Продавец обязан:

  • оплатить пошлины за экспорт;
  • подготовить необходимую документацию, которая будет сопровождать груз;
  • предоставить экспортную лицензию;
  • своевременно привезти товар на пункт отправки или терминал;
  • брать на себя риски за груз до оговоренного франко места;
  • после вручения посылки перевозчику, уведомить покупателя;
  • оплатить неустойки, которые включают в себя простой в терминале, по вине продавца.

Так же продавец обязуется оплатить таможенные сборы на территории своей страны. Упаковка товара должна быть выполнена надлежащим образом. И расходы за нее несёт продавец.

Все документы должны быть в бумажном и электронном видах. Это облегчает заключение договора поставки на расстоянии.
Покупателю могут понадобиться документы, которые требуются для доставки товара в его страну. Экспортер имеет возможность помочь ему в оформлении этих документов. Но финансовую ответственность несет уже получатель.

Обязанности и основные риски для покупателя

Основная задача покупателя – это оплата полной стоимости товара и доставки. Все условия прописаны в договоре купли-продажи, который заключается между продавцом и получателем.

Финансовая ответственность ложится на покупателя по следующим пунктам:

  1. Приобретение лицензии импортного образца и свидетельства. Эти документы помогут покупателю возместить затраты за таможенные сборы во время транспортировки;
  2. Клиент обязан оплатить перевозку груза. А именно: от франко-места до субъекта вручения посылки;
  3. Оплата транзитных путей, которые проходят через третьи государства. И прочие таможенные расходы;
  4. За осмотр посылки перед отправкой также взимают плату с покупателя;
  5. Возмещение денежных средств продавцу. Если тот помогал ему в оформление договора с компанией-перевозчиком.

Отличия FCA от других базисов поставки Инкотермс

Группа F - первая буква в аббревиатурах терминов указывает на место отправки груза . Оплата транспортировки продавцом не предусмотрена. На терминале или в порту ответственность и риски переходят к покупателю. Экспортер обязуется передать товар в компетенцию перевозчика, которого выбрал клиент. Это основа правил поставки FCA, FAS, FOB.

  1. EXW– кратко переводится как «самовывоз». Отсюда и условия договоров купли продажи на основе этого термина. При выборе поставки FCA продавец обязуется взять на себя расходы и произвести таможенную очистку документов на экспортный товар. При поставках EXW обязанности продавца ограничиваются на предоставление выбора товара клиенту со своего склада. Экспортер не несет ответственности за перевозку посылки;
  2. FOB– в дословном переводе звучит как «Франко борт», название порта, с которого осуществляется отгрузка товара. Основное отличие этого вида поставки заключается в том, что продавец обязуется взять на себя полное таможенное оформление и доставить товар в порт отправки. Также экспортер берет на себя расходы по передержке и погрузке;
  3. FAS– переводится как «доставка груза вдоль борта судна». Отличительная черта этого термина заключается в следующем. Товар доставляется продавцом к борту судна, который указал в договоре клиент. Порт также указывает покупатель. Он же и оплачивает погрузо-разгрузочные работы.

Успех в торговле международного уровня напрямую зависит от четкого разграничения обязанностей между сторонами, заключившими договор. Использование общепринятых торговых базисов Инкотермс существенно облегчает заключение сделок. А также является гарантом успешной поставки экспортной продукции в разные страны.

Подробнее об условиях поставки FCA — смотрите в видео:

FCA - Франко перевозчик

FCA (Free Carrier (...named place))
Франко перевозчик (...название места)

Термин «Франко перевозчик» означает, что продавец доставит прошедший таможенную очистку товар указанному покупателем перевозчику до названного места. Следует отметить, что выбор места поставки повлияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара на данном месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца, то продавец несет ответственность за отгрузку. Если же поставка осуществляется в другое место, продавец за отгрузку товара ответственности не несет. Данный термин может быть использован при перевозке любым видом транспорта, включая смешенные перевозки.

Под словом «Перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта.
Если покупатель доверяет другому лицу, не являющемуся перевозчиком, принять товар, то продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента передачи его данному лицу.

ОБЯЗАННОСТИ ПРОДАВЦА

ОБЯЗАННОСТИ ПОКУПАТЕЛЯ

А.1. ПОСТАВКА ТОВАРА В СООТВЕТСТВИИ С ДОГОВОРОМ

B.1. ОПЛАТА ЦЕНЫ

Продавец обязан в соответствии с договором купли-продажи предоставить покупателю товар, коммерческий счет-фактуру или эквивалентное ему электронное сообщение, а также любые другие доказательства соответствия, которые могут потребоваться по условиям договора купли-продажи.

Покупатель обязан уплатить предусмотренную договором купли-продажи цену товара.

А.2. ЛИЦЕНЗИИ, СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФОРМАЛЬНОСТИ

B.2. ЛИЦЕНЗИИ, СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФОРМАЛЬНОСТИ

Продавец обязан за свой счет и на свой риск получить любую экспортную лицензию или другое официальное свидетельство, а также выполнить, если это потребуется (См. Введение п.14), все таможенные формальности, необходимые для экспорта товара.

Покупатель обязан за свой счет и на свой риск получить любую импортную лицензию или другое официальное свидетельство, а также выполнить, если это потребуется (см. Введение п.14), все таможенные формальности для импорта товара, а также для его транзитной перевозки через третьи страны.

А.3. ДОГОВОРЫ ПЕРЕВОЗКИ И СТРАХОВАНИЯ

B.3. ДОГОВОРЫ ПЕРЕВОЗКИ И СТРАХОВАНИЯ

а) Договор перевозки
Нет обязательств (см. Введение п.10). Однако, либо по просьбе покупателя, либо на основании коммерческой практики, в случае, если покупатель заблаговременно не дал других указаний, продавец вправе заключить договор перевозки на обычных условиях за счет и на риск покупателя. Продавец может также отказаться от заключения такого договора. В таком случае он должен немедленно известить об этом покупателя.
б) Договор страхования Н
ет обязательств (см. Введение п.10).

а) Договор перевозки
Покупатель обязан за свой счет заключить договор перевозки товара от названного места, за исключением случая, когда договор перевозки заключен продавцом согласно статье А.3а).
б) Договор страхования
Нет обязательств (см. Введение п.10).

А.4. ПОСТАВКА

B.4. ПРИНЯТИЕ ПОСТАВКИ

Продавец обязан предоставить товар перевозчику или другому лицу, указанному покупателем или избранному продавцом в соответствии со статьей А.3а), в названном месте в установленную дату или в оговоренный срок.
Поставка считается выполненной:
а) если названное место поставки находится в помещении продавца: когда товар загружен в транспортное средство перевозчика, указанного покупателем или другим лицом, действующим от его имени
б) если названное место находится за пределами помещения продавца: когда неотгруженный с транспортного средства продавца товар представлен в распоряжение перевозчика или другого лица, указанного покупателем или избранного продавцом согласно статье А.3а). Если стороны не договорились о каком-либо конкретном пункте в названном месте поставки и если таких пунктов несколько, то продавец может выбрать наиболее подходящий для него пункт. Если у продавца нет точных инструкций от покупателя, он может поставить товар для дальнейшей транспортировки таким способом, какой предполагает данный вид транспорта и/или количество и/или характер товара.

Покупатель обязан принять поставку товара, когда она осуществлена в соответствии со статьей А.4.

А.5. ПЕРЕХОД РИСКОВ

B.5. ПЕРЕХОД РИСКОВ

Продавец обязан учетом оговорок статьи Б.5. нести все риски потери или повреждения товара до момента его поставки в соответствии со статьей А.4.

Покупатель обязан нести все риски потери или повреждения товара— с момента, когда товар поставлен ему в соответствии со статьей А.4., и— с согласованной даты или с момента истечения согласованного срока для поставки, которые возникают либо при невыполнении им обязанности указать перевозчика или другое лицо в соответствии со статьей А.4., либо потому, что указанный им перевозчик или другое лицо не мог принять товар в свое распоряжение в согласованный срок или он сам не мог дать извещения в соответствии со статьей Б.7. Условием, однако, является надлежащее соответствие товара договору. Это значит, что товар должен быть надлежащим образом идентифицирован, то есть определенно обособлен или иным образом обозначен как товар, являющийся предметом данного договора.

А.6. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ

B.6. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ

Продавец обязан с учетом оговорок статьи Б.6.:— нести все расходы, связанные с товаром до момента его поставки в соответствии с пунктом А.4., и— оплатить, если это потребуется (см. Введение п.14), все пошлины, налоги и другие сборы, а также расходы на выполнение таможенных формальностей, подлежащих оплате при экспорте.

Покупатель обязан: — нести все расходы, связанные с товаром, с момента поставки товара в соответствии со статьей А.4., и— нести все дополнительные расходы либо при невыполнении им обязанности указать перевозчика или другое лицо в соответствии со статьей А.4., либо потому, что указанный им перевозчик или другое лицо не мог принять товар в свое распоряжение в согласованный срок или он сам не мог дать извещения в соответствии со статьей Б.7. Условием, однако, является надлежащее соответствие товара договору. Это значит, что товар должен быть надлежащим образом идентифицирован, то есть определенно обособлен или иным образом обозначен как товар, являющийся предметом данного договора, и— оплатить, если это требуется (см. Введение п.14), все пошлины, налоги и другие сборы, а также расходы на выполнение таможенных формальностей, подлежащих оплате при импорте товара, и, в случае необходимости, для его транзитной перевозки через третьи страны.

А.7. УВЕДОМЛЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЮ

B.7. УВЕДОМЛЕНИЕ ПРОДАВЦУ

Продавец обязан известить покупателя достаточным образом о поставке товара в соответствии со статьей А.4. В случае, если перевозчик не может принять товар в согласованный срок в соответствии со статьей А.4, продавец обязан соответственно известить об этом покупателя.

Покупатель обязан известить продавца достаточным образом о названии перевозчика или другого лица, определенного в статье А.4., и, где необходимо, указать способ транспортировки, а также дату или срок поставки ему товара, и, в случае необходимости, пункт в месте, где товар должен быть передан перевозчику или другому лицу.

А.8. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ДОСТАВКИ, ТРАНСПОРТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

B.8. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ДОСТАВКИ, ТРАНСПОРТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Продавец обязан предоставить покупателю за свой счет в качестве доказательства поставки товара обычные транспортные документы в соответствии со статьей А.4.В случае, если такое упомянутое выше доказательство не является транспортным документом, продавец обязан оказать покупателю по его просьбе, за его счет и на его риск всевозможное содействие в получении транспортного документа (например, оборотного коносамента, необоротной морской накладной, доказательства о перевозке внутренним водным транспортом, воздушной накладной, накладной железнодорожного или автотранспортного сообщения или накладной смешанной перевозки)В случае, если продавец и покупатель договорились об использовании средств электронной связи, упомянутые выше документы могут быть заменены эквивалентными электронными сообщениями (EDI).

Покупатель обязан принять доказательства поставки в соответствии со статьей А.8.

А.9. ПРОВЕРКА - УПАКОВКА - МАРКИРОВКА

B.9. ИНСПЕКЦИЯ ТОВАРА

Продавец обязан нести расходы, связанные с проверкой товара (например, проверкой качества, размеров, веса, количества), необходимой для поставки товара в соответствии со статьей А.4. Продавец обязан за свой счет оплатить расходы, связанные с упаковкой, необходимой для перевозки товара (за исключением случаев, когда в данной отрасли торговли принято обычно отправлять обусловленный контрактом товар без упаковки). Последнее осуществляется в той мере, в какой обстоятельства, относящиеся к транспортировке (например, способы перевозки, место назначения), были известны продавцу до заключения договора купли-продажи. Упаковка должна быть маркирована надлежащим образом.

Покупатель обязан нести расходы, связанные с любым предпогрузочным осмотром товара, за исключением случаев, когда такой осмотр требуется властям страны экспорта.

А.10. ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

B.10. ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Продавец обязан по просьбе покупателя оказать последнему за его счет и на его риск полное содействие в получении любых документов или эквивалентных им электронных сообщений (помимо названных в статье А.8.), выдаваемых или используемых в стране поставки и/или в стране происхождения товара, которые могут потребоваться покупателю для импорта товара, или, в случае необходимости, для его транзитной перевозки через третьи страны. Продавец обязан обеспечить покупателя по его требованию всей информацией, необходимой для осуществления страхования.

Покупатель обязан нести все расходы и оплачивать сборы, связанные с получением документов или эквивалентных им электронных сообщений, как это предусмотрено в статье А.10., а также возместить расходы продавца, понесенные последним вследствие оказания им помощи покупателю при оформлении договора перевозки согласно статье А.3.Покупатель обязан дать продавцу необходимые инструкции в тех случаях, когда потребуется содействие продавца в заключении договора перевозки в соответствии со статьей А.3а).