В музей с детьми: рекомендации из личного опыта мамы. Идем в музей с ребенком

familyr_afisha wrote in January 3rd, 2013

текст: Евгения Карташова

В серьезных государственных музеях детей, как правило, «воспринимают» только школьными группами. Здесь редко знают, что делать с семьями, которые почему-то сами захотели прийти с ребёнком в музей. Я выбрала шесть музеев Санкт-Петербурга, где условия для семейного посещения приближены к хорошим: есть специальные семейные программы, проходят детские выставки или даже есть детские комнаты.

Музеи, которые перечислены ниже, могут быть поводом для полезного, умного семейного разговора об истории или литературе, но при этом не станут испытанием для ребёнка из-за долгих монотонных экскурсий.

Музей-заповедник «Гатчина»

Гатчинский дворец http://gatchinapalace.ru

О чём музей?

Государственный музей-заповедник. Дворец-замок, окружённый парками и озёрами. Загородная императорская резиденция. Особым спросом у детей пользуется экскурсия в «подземный ход» 35-метровой длины, где играл Николай II, будучи ещё мальчишкой.

Что есть для детей?

Во-первых, в декабре этого года в музее открылись настоящие детские комнаты, «Детская гостиная». Музейные педагоги присмотрят за детьми и даже проведут познавательные занятия, пока родители слушают экскурсию для взрослых. Комнат целых три, для детей разного возраста, от 2 до 12 лет.

В комнате для малышей есть большая декоративная карета, в которую можно забраться, детская мебель, карандаши и краски, в комнате для детей постарше - образцы «рыцарской» амуниции, «сундук» с вещами прекрасной дамы, пазлы с изображением дворцовых залов, в комнате для «подростков» — шахматы, строгая мебель и бумажные макеты замков для сборки.

Во-вторых, недавно в музее появилась игровая программа «Музейные сундучки». Оставив в залог документы или 1000 руб., можно арендовать такой «сундучок» для ребёнка 5-8 лет и 9-12 лет. В сундучке - буклет-путеводитель по замку с интересными заданиями, ручки-карандаши, разные другие «сокровища». Сундучок ребёнок может носить с собой по дворцу, выполняя задания и использовать как «сидение», когда устал, или просто нужно сесть и зарисовать что-то в ответ на вопрос буклета.

В-третьих, в Гатчине есть Дни семейного посещения - специальные экскурсии для родителей с детьми. Например, 23 декабря можно узнать, как и в каких залах дворца проводились Рождественские праздники императорской семьи.

Музей Городской скульптуры

http://www.gmgs.ru/

О чём музей?

Музей занимается изучением, охраной и реставрацией городских памятников Петербурга. Выставочные залы находятся возле Александро-Невской Лавры, в залах проходят выставки, посвященные памятникам в городской среде. Основная экспозиция музея здесь же - усыпальницы Александро-Невской лавры: некрополь XVIII века и некрополь XIX, где захоронены исторические личности: государственные деятели, композиторы, писатели и художники.

Что есть для детей?

Детских комнат не наблюдается, зато с регулярностью как минимум раз в сезон здесь проходят детские интерактивные выставки. Например, на выставке «В поисках Петра» дети от 10 лет могут узнать о знаменитом «Медном всаднике» Фальконе. Забраться внутрь макета памятника и выяснить, выполняя задания, почему же этот всадник не падает, хотя, казалось бы, такой неустойчивый.

Новогодняя выставка, которая работает в Музее городской скульптуры с 15 декабря 2012 года, называется «12 месяцев». Она посвящена временам года и тому, как человек отсчитывает время. Автор идеи выставки - признанный в России и Финляндии музейный художник Александр Райхштейн, который специализируется на создании интерактивных экспозиций для самых разных посетителей. На выставке «12 месяцев» даже малышам от 3 лет будет, чем заняться. В центре зала — большое вращающееся дерево, в котором больше 3000 дырочек: чтобы каждый мог повесить сделанную своими руками игрушку. Над деревом - огромное звёздное небо, без которого невозможно пояснить, почему ночь сменяет день, а весна - зиму. На выставке работают студенты из педагогического университета им. Герцена, будущие режиссёры школьных театров, - они помогут каждому ребёнку сделать игрушку, а также расскажут о временах года в форме небольших представлений.

Музей Ахматовой в Фонтанном Доме

http://www.akhmatova.spb.ru/

О чём музей?

Литературный мемориальный музей. Здесь Анна Ахматова прожила почти 30 лет. С этим же домом и квартирой связана история многих других поэтов и деятелей культуры 20 века.

Что есть для детей?

Один из самых открытых для детской аудитории музей Петербурга. В основных залах музея, разумеется, ничего нельзя трогать - многие вещи даже спрятаны за стеклянные витрины. Зато есть здесь пространство на втором этаже, которое почти всегда отдано детям. Здесь часто открываются новые выставки с интерактивными игровыми программами. Например, «Жили в квартире 44» — программа по мотивам литературных произведений Хармса, Маршака, Чуковского. Также для детей показывают спектакли «Маленького театра Фонтанного дома».

Одна из последних проходивших здесь выставок называется «Секреты в книжных шкафах», и на ней каждый ребёнок мог не только выполнить интересные задания, но и найти в чулане банку с «сонными мухами», пробраться сквозь лабиринт или спрятаться в шкафу с книжкой.

С 21 декабря 2012 года открыта выставка-игра «Круг чтения» для детей от 6 лет: по мотивам странствий и приключений героев Жюля Верна, Марка Твена, Майн Рида, Даниеля Дефо и Джонатана Свифта.

Центральный Музей связи им. А.С. Попова

http://www.rustelecom-museum.ru/

О чём музей?

Музей посвящён истории средств связи в России - от почтовых извозчиков до мобильной связи и Интернета.

Что есть для детей?

Специальных детских комнат нет, а игровые программы проводятся нечасто. Зато интерактивные чудеса для детей младшего школьного возраста начинаются уже в первом зале: здесь можно самому сделать перфорацию на почтовой марке, отправить письмо пневмопочтой в другой конец огромной комнаты. А в залах, посвящённых физическим законам, есть экспонаты, которые демонстрируют, как идёт сигнал в оптоволоконном кабеле. Можно также измерить параметры собственного голоса и даже произвести на свет звук при помощи движения руки. Побывать на телефонной станции, рассмотреть старые телефоны и телевизоры, и даже пэйджер (и заодно узнать от родителей, что это такое).

Также сейчас в музее работает интерактивная выставка «Дети в Интернете». Здесь в игровой форме дети могут узнать, что в Сети их ждёт как много полезного, так и много опасного. И узнать, как вести себя, чтобы не попасть в неприятные приключения.

Музей политической истории и его филиал - Детский музейный центр на Болотной, 13

http://polithistory.ru/

О чём музей?

Музей о политике и истории послереволюционной России. Музей старается нескучно рассказывать о бытовых реалиях эпохи Сталина, Хрущёва, Брежнева и в целом XX века.

Что есть для детей?

Здесь регулярно проходят интерактивные программы-экскурсии, которые школьники могут посетить сами или с родителями. В главном здании музея на ул.Куйбышева современным детям рассказывают, кто такие комсомольцы и пионеры, и на примере экспонатов показывают, в каких школах учились их бабушки и дедушки, в какие игры играли и чем увлекались. Одна из новых программ - «Дело в шляпе», экскурсия в историю моды: можно примерить головные уборы разных времён. А ещё узнать о происхождении ватника, кожанки, сталинки, гимнастерки, послушать рассказ о прошлом шинели, галифе, кителя и френча.

Филиал музея Политической истории на Болотной, 13 — красивый двухэтажный дом, бывшая «дача Зингера». Здесь жила семья руководителя компании «Зингер» в Петербурге Генриха Бертлинга. Кабинет папы, гостиная, детская с аутентичными интерьерами - всё это можно здесь увидеть.

А чердак иногда отдают под удивительные интерактивные выставки. По выходным на Болотной, 13 работает семейный клуб, в том числе и для родителей с дошкольниками. Здесь делают поделки на основе старых предметов быта и играют в игры, которые были популярны среди детей в начале ХХ века.

Музей Истории религии

О чём музей?

Множество залов, каждый из которых посвящён той или иной религии. Выстраиваются в историю о том, как развивались отношения человека с «высшими» силами - от времён древних шаманов до современного многообразия религий. В целом музей любопытный и «зрелищный».

Что есть для детей?

Специальный интерактивный детский зал «Начало начал», который имитирует жилище древнего человека. Здесь экскурсовод рассказывает про то, что такое «мировое древо» и почему у племён были «тотемные» животные. Вверху мигает звёздное небо, как настоящее. Рассказ ведётся при помощи мультимедиа-проекции. Обычно зал открыт только для групповых посещений, однако есть возможность попасть в группу по предварительной записи.

Создать интерес к музею нужно задолго до его посещения:

Рассказать о музее , правилах поведения в нём - объясните, что все строгие правила придуманы для того, чтобы живопись сохранилась как можно дольше. Что есть картины, которым много веков; они пережили войны, пожары, наводнения, их легко повредить - они очень хрупкие и требуют самого бережного обращения. Если к ним прикоснуться, даже чистыми руками, можно их поцарапать или занести на поверхность невидимые вредные микроорганизмы. А бесчисленные фотовспышки со временем способны «обжечь» и обесцветить красочный слой.

Заранее ознакомить с репродукциями картин. Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением музеев. Задать ребенку вопросы: "Хотел бы ты увидеть подлинники картин, узнать, какой музей находится в нашем городе?"
Подготовка к посещению музея и само событие должно создавать у ребенка праздничное настроение.

Не ходите в музей в дождливые дни - по традиции считается что ходить лучше в дождливую погоду, что предполагает собой, что в музей ходят только когда больше нечем заняться. Поход в музей должен быть не способом убить время. Кстати, в солнечный день гораздо приятнее смотреть на картины, чем в пасмурный. Да и стоять в очереди в гардероб с мокрыми куртками и зонтами - довольно унылое занятие, что может отравить первые детские впечатления.


Во время первого посещения музея надо дать ребенку рассмотреть внешний вид здания, его парадную лестницу, украшения в залах, обратить внимание на множество картин, на поведение людей в музее, дать возможность спокойно пройтись по залам.

Не рассказывайте заранее о том, что вы собираетесь показать ребенку. Вы лишите его радости самостоятельного открытия. Если вы станете на все лады высказывать собственные впечатления, чувства и оценки, что же останется ему самому? Дайте ему возможность сосредоточиться, собраться с мыслями. Конечно, если вы просто молча стоите перед картиной, к которой хотите привлечь его внимание, это ему вряд ли поможет. Но говорить слишком много и слишком уверенно, пожалуй, еще хуже.

Вы должны быть готовы ответить на любой детский вопрос.

Предоставьте ребенку свободу выбора - не старайтесь навязывать ему понравившиеся вам картины. Доверьтесь его собственному выбору, ваше личное мнение для него лишь отправная точка. Определите, на что он обращает внимание. Идите за ним из зала в зал: рано или поздно он перед чем-то остановится, даже если до этого успеет равнодушно пройти мимо какого-нибудь общепризнанного шедевра. Вы сможете вернуться с ним к этому шедевру позднее. Ваша задача - подготовить и подтолкнуть ребенка к первой встрече с прекрасным; не вам решать, где и когда она произойдет. Его вы может выбор вас удивить, огорчить, пойти наперекор вашим собственным вкусам, и тем не менее лучше всего начать именно с того, что выберет он сам.
В дальнейшем можно ограничится детальным рассмотрением 2-3 картин в одном зале.

Не затягивайте пребывание в музее, не старайтесь увидеть все - любой поход в музей - неважно в какой - серьезная нагрузка для ребенка. Он должен будет ходить не торопясь, не шуметь, не трогать ничего руками - это все нелегко. Маленькие дети вообще склонны рассматривать музейные залы как вожделенный простор, где можно всласть побегать. В тысячу раз полезнее провести пять минут перед одним произведением, чем в течение часа смотреть «по верхам» все подряд.

Уходя из музея, купите открытки с репродукциями - распланируйте время так, чтобы напоследок можно было выбрать и купить открытки. Открытки - прекрасные и необременительные сувениры; ими можно украсить стены в детской или использовать как закладки для книг. Ребенок будет коллекционировать их, иногда разбрасывать, терять, зато когда найдет снова, обрадуется им, как старым знакомым. Вначале это будут просто красивые картинки, но потом эти миниатюрные репродукции помогут сохранить и о оживить ранние детские впечатления.

После посещения спросите у ребенка, что ему понравилось больше всего.
Пробуждайте у ребенка желание рассказать об увиденном старшим и младшим в семье, своим сверстникам.

Систематическое посещение музея вместе с ребенком позволит вам приобщить ребенка к искусству, научить его видеть красоту окружающего мира, поможет развить его речь и мышление.

Уважаемые родители, будем рады, если Вы поделитесь своим опытом (как удачным, так и неудачным) приобщения вашего малыша к искусству на нашем форуме, а мы тоже будем делиться своим.

Как завлечь ребенка в музей, как познакомить его с лучшими картинами и скульптурами, как научить его соблюдать правила — и не отбить при этом охоту навещать храм искусств регулярно? Об этом 7е рассказывает Наталья Гомберг, научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина, преподаватель детских групп и подросткового Клуба Юных Искусствоведов Пушкинского музея.

— С какого возраста нужно начинать?

— Если говорить о художественных музеях, то лет с четырех-пяти. Да, европейцы любят приводить совсем маленьких детей, но тогда это должен быть какой-то интерактивный музей. Для ребенка в возрасте исследователя (от 1 года до трех), когда ему надо все пощупать, на все залезть — подойдет не каждый музей. С 4-5 лет наступает возраст сюжетно-ролевой игры — и это возраст, когда музей просто идеален.

Самое лучшее, что можно сделать с ребенком в музее — показать ему, что там можно проводить время интересно. Что это не только то место, где нельзя бегать и шуметь. Если мы совсем в маленьком возрасте прививаем мысль, что музей — это классно, ребенок к этому привыкает. Вот есть детская площадка — там можно прыгать, вот цирк — там надо сидеть и смотреть, есть музей — там нельзя бегать и кричать, но зато можно смотреть. И эти развлечения становятся на одной линии.

Жаль, что наши большие музеи еще не готовы подстроить свое пространство для детей. Московские музеи не слишком family friendly ("ориентированные на семью") — как и большинство российских вообще.

— И это часто отпугивает детей...

— Конечно, ребенок может подумать, что если в музее и то нельзя, и это нельзя, то зачем меня мама вообще сюда привела? Вполне разумное размышление — к тому же, если смотритель сделает строгое замечание. Но с другой стороны, если позиционировать поход в музей как посещение особенного, удивительного места, где и правила поэтому особенные, где, хотя и чего-то и нельзя делать, зато, наоборот, можно увидеть, скажем, в Третьяковке — сказочных персонажей. Пушкинский музей же можно подать ребенку не как большое здание с гулкими залами, а как машину времени, которая переносит все время в разные страны и эпохи.

Сколько ангелов в Пушкинском музее?

— Как увлечь ребенка в музее, что ему показывать в первую очередь?

Заинтересовать ребенка можно самим путешествием — уже достаточно. Можно придумать много других ходов: скажем, раз мы решаем познакомиться с обитателями музея, то в этом зале мы ищем портреты. Во-первых, мы узнаем, что такой портрет, во-вторых, мы вполне можем поговорить, почему не бывает портрета ангела, а в-третьих, если перед каким-то портретом остановится и поговорить: "А это кто? А что он делает? А о чем он думает?", то это дает пищу для разных размышлений и учит ребенка разговаривать с произведением искусства.

Мы, взрослые, часто ходим по музеям так: заходим в зал, он большой, а сфокусироваться сложно. И вот мы так проплываем по залам — и выходим с ощущением, что побывали в приятном месте. А ребенку обязательно нужно сфокусироваться! Оказавшись в зале фламандской живописи и посмотрев на девочек в платьях, можно поговорить о том, как менялась мода: какой воротник неудобный, а какое шитье роскошное. "Неужели все так менялось? А пойдем посмотрим в другой зал — какие в той стране платья носили?" Каких-нибудь животных поискать на скорость — кто больше найдет.

Для некоторых взрослых может показаться примитивно: как это так, мы пришли просвещаться, а тут собачек на скорость считать. Но мы закладываем ощущение в самом раннем детстве, что музей может быть увлекательным: в самом раннем возрасте пускай это будет пространство для игры, только по особым правилам, такие "музейные прятки".

Для школьников больше пойдет сюжетная беседа: "путешествие" по одной стране, или знакомство с одним и тем же персонажем — скажем, мифическим героем — в разных видах и ипостасях.

— А если ребенок сходил 2 раза в музей, а потом говорит: "Мне понравилось, но больше не хочу"?

— Во-первых, можно сменить музей. Можно придумать дополнительный стимул. Но я бы вообще лучше отложила походы. Вот занятия в кружках Пушкинского музея проходят раз в месяц — и это достаточно регулярно для маленького ребенка. Я с трудом представляю и взрослого человека, который ходит в музей чаще раза-два в месяц.

Я придумывала своим племянникам такие ходы: вот, музею 100 лет исполнилось, пойдем, там золотая монетка в эту честь. Иногда мы собираемся делать наряд кукле, она же должна быть самой красивой и волшебной — пойдем поищем идеи для нарядов. Читаем мифы греческие — а пойдем с Зевсом познакомимся?

Надо идти за инициативой ребенка. Дети иногда на полную ерунду показывают и спрашивают: а это что? Если ребенок спросил, надо отвечать, а может, даже придумывать ответ прямо вместе с ребенком.

Маленьким детям нужны сказки: у них есть потребность и привычка слушать истории. Любая история, любая связь между картинами будет хороша. Придумайте историю про взаимоотношения портретов — как они друг на друга смотрят, а выйти из рам не могут — это все оживляет. Музей должен быть живым, он не должен быть местом, куда мы приехали "образовываться" — это ужасно.

Музей должен быть местом, где интересно — и где мы проводим там столько времени, сколько хочется ребенку — и еще чуть-чуть.

— "Пожалуйста, потерпи, сейчас досмотрим и пойдем"?

— Нет, раз мы терпим, получается, что сейчас плохо, надо дотерпеть — и станет хорошо. Зато почти ни один ребенок не откажется, если мама хочет показать ему свою самую-самую любимую картину.

— Можно ли подкупать ребенка — после музея пойдем в кафе?

— Если ребенок ни разу в жизни не был в музее, он не обязан туда хотеть. Но если нам удалось сделать этот первый раз приятным, не напряженным, увлекательным, а потом еще съесть пирожное... Да, пирожное все равно станет лучшим воспоминанием. Но ребенок вспомнит, что до пирожного было что-то еще. Если строить поход в музей не по принципу кнута и пряника, а как логическую цепочку, будет хорошо.

Игра с призом — это лучше, чем учеба с похвалой.


Фото: Евгения Пономаренко

"Мане — это люди, а Моне — это пятна"

— Какие книги могут помочь родителям?

— К сожалению, переведенных на русский книжек в помощь родителям очень мало. Есть большие книги питерского издательства "Арка" при Эрмитаже, сейчас и в Пушкинском музее выпустили линейку книг — правда, очень малотиражную: "Как смотреть скульптуру" — это не совсем для малышей, для постарше, "Как сделать гравюру" — это более прикладная. Была прекрасная книжка "О чем рассказывают греческие вазы".

Музей и другие

— Говорят, что дети, вырастающие на гаджетах и обилии разных картинок и развлечений, более рассеянны — и их тяжелее увлечь. Как родителям и музею соревноваться с гаджетами, яркими играми, простыми сюжетами?

— Да, действительно дети более рассеянные. Да, они хуже концентрируются, говорят хуже. За последние лет пять одна компания Apple подарила детям избыточное количество развлечений. Когда я прихожу в свою подростковую группу и они все сидят, уткнувшись в свои телефоны-айпэды, то говорю: "Так, оружие сдаем". Смеются — но сдают. Современным детям это тоже нужно, невозможно полностью запретить, если их оттуда периодически доставать. Но им должно быть понятно, зачем их оттуда достали.

Но тут иногда бывают виноваты и родители. Расскажу одно свое очень яркое впечатление. Берлинский Пергамон-музей (Pergamonmuseum), очень продвинутый — все продумано, есть программы для детей, можно с колясками ходить. Идет семья: папа-мама и мальчики-близнецы. Родители с огромным удовольствием и интересом смотрят по сторонам, а у каждого ребенка в руках свой DVD-плеер с наушниками. И дети с таким же увлечением смотрят не по сторонам, а в экран. Там в соседнем зале — знаменитые ворота Иштар — колоссального размера, ярко-синего цвета с небывалыми мифическими животными — они бы явно могли посоревноваться за внимание детей с DVD-плеером! Но родителям так проще: чем-то занять детей, а самим наслаждаться.

— Поэтому в недавно открывшемся в Москве Еврейском музее придуман Детский центр — там можно оставить ребенка, чтобы походить по музею?

— Да, в музеях должны быть игровые комнаты: это нормально, ребенок не выдерживает столько, сколько взрослый. Должно быть место, где можно оставить ребенка — но не просто игровая, а чтобы он там с пользой провел время. И я верю, что даже самый сложный/мрачный/умный/недетский, в общем, музей может придумать, как ему стать интересным для ребенка.

Как сделать поход в музей приятным и полезным

Советы Франсуазы Барб-Галль — известного французского искусствоведа, преподаватель Школы Лувра, главы ассоциации CORETA ("Как смотреть картину").

Если вы хотите посетить музей, выставку или галерею, совместив приятное с полезным, не мешает усвоить несколько простых правил — настолько простых, что мы о них обычно забываем.

Не ходите в музей в дождливые дни

По традиции считается, что для музея лучше всего подходит дождливая погода. Разумеется, если у ребенка каникулы и вовсю светит солнце, естественнее побыть на воздухе, а уж никак не торчать в музее. Это расхожее мнение в корне неверно. Оно предполагает, что в музей ходят только когда больше нечем заняться. Между тем поход в музей должен быть сознательным выбором, праздником, а не способом убить время. Кстати, в солнечный день гораздо приятнее смотреть на картины, чем в пасмурный. Да и стоять в очереди в гардероб с мокрыми куртками и зонтами — довольно унылое занятие. Конечно, для настоящего любителя искусства подобные соображения роли не играют, но все это способно отравить первые детские впечатления.

Остановитесь на музее, до которого не слишком далеко

Выбираясь куда-то с детьми, мы заранее готовимся выслушивать нытье: "Далеко еще?", "Ну когда же мы наконец придем?". Если намеченный музей далеко от дома и дойти туда можно только пешком, лучше от этой затеи отказаться. Пока вы идете, ребенок устанет — и окончательно расстроится, узнав, что и по самому музею придется еще ходить и ходить. Предположим, вы благополучно преодолели путь — и увидели перед входом длиннющую очередь. Тут надо либо запастись терпением, либо прийти в другой день. Но уж коль скоро вы выстояли очередь и попали внутрь, до начала осмотра сводите ребенка в музейный кафетерий и дайте ему немного подкрепиться: настроение у него сразу поднимется.

Не затягивайте пребывание в музее, не старайтесь увидеть все

Любой поход в музей — неважно в какой — серьезная нагрузка для ребенка. Он должен будет ходить не торопясь, не шуметь, не трогать ничего руками — все это нелегко. Маленькие дети вообще склонны рассматривать музейные залы как вожделенный простор, где можно всласть побегать. От ребенка потребуется известная сосредоточенность, концентрация внимания, которое наверняка рассеется, если вы с ним простоите перед картиной дольше, чем нужно. В тысячу раз полезнее провести пять минут перед одним произведением, чем в течение часа смотреть "по верхам" все подряд. Помните: через полчаса ребенок скорее всего насытится увиденным; чем он младше, тем меньше времени нужно отвести на пребывание в музее. Лучше снова прийти в другой день.

Объясните ребенку, как вести себя в музее

Основные правила поведения везде едины. Нельзя трогать картины и подходить к ним слишком близко; запрещается фотографировать со вспышкой. Детям эти правила могут показаться слишком строгими. Объясните, что все это придумано для того, чтобы живопись сохранилась как можно дольше. Есть картины, которым много веков; они пережили войны, пожары, наводнения, их легко повредить — они очень хрупкие и требуют самого бережного обращения. Если к ним прикоснуться, даже чистыми руками, можно их поцарапать или занести на поверхность невидимые вредные микроорганизмы. А бесчисленные фотовспышки со временем способны "обжечь" и обесцветить красочный слой. Поэтому некоторые музеи попросту запрещают посетителям проносить с собой фотоаппараты.

Поставьте себя на место вашего ребенка, "опуститесь" до его уровня

Музейная развеска картин рассчитана на уровень глаз взрослого. Попробуйте присесть и посмотреть на картину снизу — вы убедитесь, что ребенок, с его малым ростом, видит не совсем то же самое, что вы. Не забывайте об этом — тогда вы поймете, почему ребенка заинтересовала какая-то деталь, на ваш взгляд второстепенная. Возможно, что-то ускользнувшее от вашего внимания просто оказалось у него прямо перед глазами.

Пользуйтесь планами, читайте таблички

В большинстве музеев посетителям предлагаются подробные планы экспозиции. Объясните ребенку, как пользоваться планом, и он сам с удовольствием выберет маршрут. Детям постарше будет интересно узнать, по какому принципу картины размещаются в залах — по хронологическому или по тематическому. В каких-то залах может быть представлена живопись одной конкретной страны или творчество определенного художника, а в других могут вместе висеть произведения разных эпох и разных мастеров. Привлеките внимание ребенка к табличкам рядом с картинами, помогите правильно прочесть их названия, имена художников и даты, объясните простейшие обозначения техники ("холст, масло" или "дерево, масло").

Не бойтесь возвращаться к знакомым картинам

Если картина понравилась, ребенку захочется снова ее увидеть: все дети обожают по сто раз слушать любимые сказки или смотреть любимые фильмы. На начальном этапе вам придется терпеливо повторять один и тот же путь, но это не пустая трата времени, а очень важный ритуал. Полюбившаяся картина подогреет интерес к другим, и при вашей активной помощи ребенок поймет, что каждый раз, глядя на одну и ту же картину, можно открывать в ней для себя что-то новое.

Уходя из музея, купите открытки с репродукциями

Распланируйте время так, чтобы напоследок можно было выбрать и купить открытки. Открытки — прекрасные и необременительные сувениры; ими можно украсить стены в детской или использовать как закладки для книг. Ребенок будет коллекционировать их, иногда разбрасывать, терять, зато когда найдет снова, обрадуется им, как старым знакомым. Вначале это будут просто красивые картинки, которые так весело перебирать в музейном киоске, но потом эти миниатюрные репродукции помогут сохранить и оживить ранние детские впечатления.

Не забудьте зайти в кафе

Поход в музей не будет полным, если вы не зашли в кафе. Для ребенка это все равно что кино без попкорна или без мороженого. Если в музее нет кафетерия, зайдите куда-нибудь поблизости. Чем младше ребенок, тем важнее устроить ему этот маленький праздник.

Из книги Франсуазы Барб-Галль "Как говорить с детьми об искусстве" (издательство "Арка")

Галина Касьяникова

Интервью

Музей - слово, произошедшее от лат. museum, что переводится не иначе как "храм". Это уникальное учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и демонстрацией образчиков, которые показывают как развивается природа, человеческий разум и творчество. Дети - самые желанные посетители музеев. Ведь именно в детстве, когда разум маленького человека жаждет познать весь и сразу окружающий мир, и стоит приобщать ребенка к культуре. Беспрецендентным феноменом российской культуры можно назвать создание школьных музеев, направленных именно на юных посетителей. Об этих организациях мы и поведем речь в статье.

Школьный музей: определение понятия

Музей школы - это разновидность музейных организаций учебных заведений, представленная самыми различными профилями. Данные учреждения можно отнести к ведомственным и общественным музеям, преследующим и познавательные цели. Управляются активом педагогов и учеников, полноценно входят в систему народного образования. Нередко куратором выступает профильный государственный музей.

Школьные музеи начались с межпредметных кабинетов, где хранился богатый фонд учебно-наглядных пособий, гербариев и прочих предметов, собранных силами учеников - биографий, историй, минералов, раритетных фотографий и предметов. Феномен достаточно быстро распространился в педагогической деятельности, став эффективным подрастающего поколения.

Деятельность школьных музеев в России началась еще в XIX веке - тогда они создавались при дворянских гимназиях. Следующий этап их развития - двадцатые годы XX столетия, когда по СССР прошел бум создания краеведческих музеев - многие из них прижились при школах. Празднования юбилейных дат, связанных с историей Советского Союза в 50-е, 70-е годы, тоже привели к распространению такого рода музеев.

Школьные музеи создаются по инициативе учителей, выпускников школы, учеников и их родителей, шефов. Поиском, хранением, изучением и систематизацией экспозиции заняты здесь учащиеся. Вся собранная ими коллекция становится частью музейного фонда РФ.

Сегодня в нашей стране функционирует около 4800 школьных музеев, из которых:

  • исторических - порядка 2000;
  • военно-исторических - около 1400;
  • краеведческих - 1000;
  • других профилей - 300-400.

Цели работы музея при школе

Музеи школьного профиля преследуют в своей деятельности следующие цели:

  • Содействие формированию навыков научно-исследовательской деятельности у школьников.
  • Поддержка детского творчества.
  • Формирование уважения к локальной и мировой культуре.
  • Воспитание уважительного отношения к прошлому.
  • Формирование чувства ответственности за сохранение исторических ценностей.
  • Взращивание чувства гордости за историю своего Отечества.
  • Появление у учащихся ощущения сопричастности к прошлому малой Родины, современной истории.
  • Обеспечение взаимосвязи между школой и культурными учреждениями.

Задачи деятельности

Школьные музеи, фото которых вы увидите на продолжении всей статьи, стремятся решить следующие поставленные перед ними задачи:

  • Воспитание должных патриотических настроений подрастающего поколения.
  • Приобщение ребенка к истории семьи, края, страны, всего мира.
  • Удовлетворение потребности школьников-исследователей в самостоятельном написании истории.
  • Сохранение и демонстрация подлинных исторических документов и артефактов.
  • Заполнение досуга детей поисково-исследовательской работой, изучением собранной коллекции, подготовкой и уходом за экспонатами, участием в конференциях и творческих вечерах.
  • Помощь учащимся в постижении начал исследовательской деятельности, формировании аналитического подхода.
  • Способствование конкретизации и расширению знаний ребят, почерпнутых ими из школьных учебников и рассказов учителей.

Принципы работы

Работа школьного музея опирается на ниже перечисленные принципы:

  • Систематическая связь со школьными уроками.
  • Использование всех видов внеурочной работы: семинары, шефство над ветеранами, конференции и т.д.
  • Занятие научной и исследовательской деятельностью.
  • Творческая инициатива школьников.
  • Связь с общественностью.
  • Строгий учет единиц музейного фонда, экспозиции.
  • Постоянная связь с государственными музеями.

Социальная миссия музеев при школах

Говоря про школьные музеи и их роль в проведении историко-краеведческой работы, коснемся социального аспекта этой деятельности - посмотрим, чему может научить ребенка эта организация как гражданина, члена семьи и общества. Итак, что дает учащемуся участие в деятельности музея при школе:

  • Знакомство с проблемами и гордостью родного края изнутри - через поисковую и исследовательскую деятельность.
  • Воспитание уважения к прошлому, культурному наследию - через знакомство с делами предков.
  • Навыки самостоятельной жизни - участие в походах, экспедициях.
  • Черты исследователя - через поисковую, аналитическую, реставрационную работу.
  • Репетиция будущих социальных ролей - в Совете музея ребенок может быть и руководителем, и подчиненным.
  • Роль непосредственного летописца, документоведа - школьники собственноручно пишут историю свою края, комплектуют фонды, составляют экспозиции.
  • Профессиональная определенность - примерив на себя настоящую профессию, учащийся уже может решить, захочет ли посвятить себя этой сфере во взрослой жизни.

Отличительные черты учреждения

Особенности деятельности школьных музеев вытекают из определенного рода черт, характерных только для этой организации:

  • Работа такого музея согласуется с школы.
  • Имеет коллекцию подлинных исторических артефактов и документов.
  • Демонстрирует экспозицию или несколько экспозиций, четко разделенных по тематике.
  • Располагает необходимым оборудованием, пространствами для размещения выставки.
  • Постоянно функционирует Совет музея - активные учащиеся, которые под руководством учителей ведут исследовательскую деятельность, работают с фондами, заботятся о сохранности и надлежащем
  • В деятельности организации всегда можно уловить черты социального партнерства.
  • Образовательная и воспитательная миссия реализуется через массово-просветительную и

Какие бывают школьные музеи?

У каждого музея при школе есть свой профиль - специализация деятельности, наполнения фонда, которая связывает его с определенной наукой, дисциплиной, сферой культуры, искусства, деятельности. Основные группы следующие:

  • исторические;
  • естественно-научные;
  • художественные;
  • театральные;
  • музыкальные;
  • технические;
  • литературные;
  • сельскохозяйственные и проч.

Музей может вести и комплексную работу. Идеальный пример - краеведческая направленность. Ребята изучают и природу, и культуру своего региона, города, района в целом. Важно отметить, что музеи конкретного профиля могут сфокусироваться только на определенном явлении своей сферы. Исторический музей может изучать историю только города или школы, литературный - только творчество неизвестных писателей, музыкальный - только частушки определенного этноса и т. д.

Рассказывая о том, какие есть школьные музеи, нельзя не упомянуть о монографических - посвященных конкретному объекту, лицу, событию. Сюда можно отнести музеи самовара, книги, Нового года и т. д. Школьные музеи боевой славы, фото которых вы также увидите в статье, - это тоже монографические. Они могут посвящены работникам тыла, кавалерам ордена Славы и т. д. Сюда же в полной мере относятся мемориальные и историко-биографические (посвященные жизни определенной личности) музеи.

Фонды музея при школе

Как и в музеях государственного значения, фонды школьного музея подразделяются на две составляющие:

  • Основной: музейные предметы, соответствующие профилю учреждения.
  • Вспомогательного материала: воспроизведения подлинной коллекции (копии, муляжи, фотографии, слепки и т. д.) и наглядный материал (схемы, плакаты, диаграммы, таблицы и т. д.)

В фонде могут значится:

  • орудия труда;
  • продукция, готовые изделия производства;
  • нумизматика;
  • оружие, знаки воинской славы;
  • предметы быта;
  • изобразительные источники - произведения искусства и документальные материалы;
  • письменные источники - мемуары, письма, книги, периодика;
  • медиатека - созвучные профилю учебники, фильмы, фонотека;
  • семейные раритеты и реликвии и проч.

Об экспозиции музея при школе

Наличие экспозиции - ключевой признак абсолютно любого музея. Экспонаты, раскрывающие определенный предмет или явление, объединяются в тематико-экспозиционный комплекс, последние составляют разделы, которые, в свою очередь, представляют все экспозицию.

В основном при составлении экспозиции используется историко-хронологический принцип - каждая ее часть последовательно рассказывает о событии, предмете и явлении. Самые распространенные методы построения экспозиции из коллекций фондов:

  • систематический;
  • тематический;
  • ансамблевый.

Школьные музеи - особенная и уникальная составляющая учебного и просветительского процесса. Она способна достичь тех целей, решить те задачи, с которыми обычное обучение в школе не может справиться в одиночку.