Восточные танцы история и смысл. Где и как был придуман танец живота

Выдающиеся танцовщицы bellydance — интервью Орит Мафтсир


В любом танцевальном направлении есть свои герои. Танец живота не является исключением. Этот танец подарил миру массу выдающихся исполнительниц, одни из которых уже закончили карьеру, а другие еще находятся на вершине популярности. Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с выдержками из интервью звездной танцовщицы bellydance – Орит Мафтсир.

У каждого танцора есть своя история знакомства с танцем, как это произошло у вас?

Я с детства любила танцевать, но, несмотря на склонность к данному виду искусства никогда не танцевала на профессиональном уровне. Приступить к изучению какого-либо направления профессионально я решила только в 26 лет. В силу сложившихся личных взаимоотношений у меня появилось много времени, которое было решено потратить с пользой. По своему характеру я всегда была эмоциональной, экспрессивной, поэтому и направление решила подобрать соответствующее моему темпераменту. Сначала я остановила свой выбор на фламенко, но записаться в школу танцев мне не удалось, так как во всех студиях уже закончился набор учеников. Поискав еще немного, я решила поменять свои приоритеты и обратила внимание на танец живота. Несмотря на свои корни, я мало знала о данном направлении и, записавшись на обучение, начала изучать танец с самого начала.

Нам известно, что вы не только прекрасная танцовщица, но и выдающийся преподаватель. Как вы совмещаете в себе исполнительские и преподавательские качества?

Обучение танца живота началось успешно. Но довольно быстро я достигла предела, мой преподаватель не указывал пути для дальнейшего развития. Мне пришлось самостоятельно искать пути совершенствования. Я начала смотреть выступления известных исполнительниц, анализировать их движения и технику исполнения. Со временем такой подход не только воспитал во мне личную дисциплину, но добавил мастерства и преподавательского опыта. Со временем я начала тренировать учеников и поняла, что у меня хорошо получается передача полученных знаний и навыков другому человеку.

Введение

Восточный танец.…… После этих слов нашему мысленному взору представляется загадочная прекрасная восточная красавица-колдунья, исполняющая сказочный танец и околдовывающая всех, кто видит её. От её волшебных движений, искрящего расшитого наряда, выразительных глаз невозможно оторвать взгляд.

Танец живота…… Вы никогда не задумывались над тем, почему столь оригинально называют восточные танцы? Если Вы хотя бы один раз видели танцовщицу, танцующую танец живота, Вы никогда не сможете забыть волшебное впечатление, произведённое на Вас этим танцем.

Происхождение восточного танца можно сравнить с происхождением жизни на земле - множество легенд, противоречивых сведений и теорий, и ни одного доказательства, что все было именно так, а не иначе. Видимо, развитие танца не считалось настолько важным событием, чтобы запечатлеть его историю документально.

Восточный танец -- это тайна древней культуры, загадка, ответ на которую не лежит на поверхности. Тайна человеческого тела. Тайна слияния с музыкой, в которой совсем другие ритмы, тона и инструменты. Тайна нашей энергии и того, как раскрытие этой энергии творит чудеса.

История зарождения восточного танца

Арабский танец живота имеет много корней. Его истоки прослеживаются на фресках древних храмов Месопотамии. Фрески сохранили красивые изображения танцующих людей. Похожие фрески, чей возраст датируется примерно за 1000 лет до Рождества Христова, имеют и древние египетские храмы. Принято считать, что эти фрески описывают древний ритуальный танец, посвященный плодородию и рождению новой жизни.

Жрицы, танцевавшие в храмах, иногда служили "священными проститутками", которые через свой танец обращались к духу Великой Богини. Вполне возможно, что некоторые из движений их танца сохранились в том танце живота, который исполняют современные танцовщицы. Интересно отметить, что существовали различные касты танцовщиц. Гавази (в переводе с египетского диалекта - чужестранцы), которые выступали на улицах и, как правило, не отличались образованностью. Авалим, которые были танцовщицами совсем другого уровня. Алме (ед. число от Авалим) - так называли танцовщицу, которая получила специальное танцевальное и музыкальное образование. Авалим умели играть на различных музыкальных инструментах, хорошо разбирались в поэзии, могли исполнять стихи и песни собственного сочинения, как гейши средневековой Японии. Стили танца Гавази и Авалим довольно сильно отличались. Люди, изучающие историю танца живота, считают, что он зародился как ритуал подготовки к деторождению. В те времена не было больниц, обезболивающих препаратов и других медикаментов, облегчающих процесс родов, поэтому приходилось рожать так, как было задумано природой.

Не удивительно, что женщины превратили в ритуал те движения, которые укрепляли и тонизировали мышцы и тем самым облегчали роды. Легко заметить, что многие движения танца живота сосредоточены в области живота или таза. Представляя собой комбинацию напряжения и расслабления мышц, они тренируют внутренние органы и тонизируют мышцы живота. Волнообразные движения фактически задействуют те мышцы женщины, которые выталкивают ребенка при родах.

При слове "восточные танцы" нам сразу вспоминаются чарующие красавицы в шальварах, окутанные туманной дымкой фимиамов… Тысячелетия назад соблазнительно покачивающие бёдрами гурии являли собой символ соблазна и страсти. Какова же современная судьба восточных танцев?

Спасаясь от пчелы

Еще в десятом веке цыганы принесли в Египет восточные танцы, а из Египта они впоследствии распространились по всей Азии. Поэтому сегодня неправильно было бы говорить о восточных танцах как целостном феномене: все народы Среднего Востока имеют свою самобытную культуру и историю, что наложило свой отпечаток на стили и вариации танца.

Существует замечательная легенда о том, что как-то раз во время выступления танцовщицы к ней под одежды залетела пчела . Испуганная девушка, не прекращая выступления, стала вращать животом и плечами, чтобы прогнать насекомое. Зрители пришли в восторг и потребовали продолжения. Так родился первый прообраз восточного танца.

В двадцатом веке Голливуд стал постепенно способствовать популяризации восточного танца. Было создано множество киномюзиклов и шоу, в которых участвовали восхитительные обольстительницы с обнаженным животом, чьи томные взгляды провоцировали респектабельных джентльменов избавляться от комплексов и ненужных деталей одежды. Заинтригованная публика не преминула вскоре возвести восточный танец в ранг сценического искусства.

В 60-х годах прошлого века восточные танцы оказались воскрешенными из небытия , перекочевав из гаремов в танцевальные студии всего мира. Вскоре в США родилось общее название для восточных танцев современности — " bellydance " , или "танец живота" . Плавильный межкультурный тигль этой страны позволил родиться новым жанрам и стилям.

На данный момент самыми распространёнными стилями восточного танца являются Saidi (пастушеский танец), Ghawazee (цыганский танец), и Baladi (танец Верхнего Египта). Некоторые из этих стилей представляют собой оригинальные экзотические сплавы всевозможных направлений и форм: они предусматривают работу с платками, мечами и палками . Отдельные жанры восточного танца предусматривают украшение рук и ног хной и специальными наклейками (бинди) .

Вскоре от основного направления восточных танцев отпочковался стиль Tribal (трайбл), в котором используются движения, музыка и костюмы самых различных культур и эпох, и предлагается стилевая свобода вариаций в выборе костюма. В противовес обнажённому животу и бисерным подвескам трайбл предлагает монеты, кисточки и покрытый живот . Трайбл сказал "да" художественному экспериментированию: он привлёк в стилистику восточного танца модные элементы популярной культуры — татуирование и пирсинг.

Современные исследования убедительно доказывают, что восточные танцы не только способствуют усилению кровообращения органов малого таза и приводят в норму все отделы позвоночника, но и служат отличной профилактикой осложнений при родах и качественно улучшают сексуальную жизнь .

Помимо этого, восточные танцы сегодня являются одной из самых лучших психологических практик для приведения в гармонию тела и души . Кого-то из танцовщиц влекут на сцену огни рампы, кого-то — возможность почувствовать себя желанной и соблазнительной, но большинство женщин оказываются пленёнными возможностью наконец полюбить и принять свое тело таким, как оно есть .

Сегодня невозможно дать окончательный ответ на вопрос о том, какая разновидность восточного танца является самой лучшей. Этот танец не страшится времени, само время опасается его неувядающей красоты . Как писал об этом танце великий поэт ислама Джаллаладин Руми: "Кто знает благодать танца, тот живёт в Боге…".

| Когда и где появились восточные танцы

Когда и где появились восточные танцы

Когда мы говорим "восточные танцы", то несомненно подразумеваем арабские танцы. Арабский танец живота имеет много корней. Истоки восточных танцев прослеживаются на фресках древних храмов Месопотамии. Фрески сохранили красивые изображения танцующих людей. Фрески, чей возраст датируется примерно за 1000 лет до Рождества Христова, имеются и на древних египетских храмах. Считается, что эти фрески описывают древний ритуальный танец, посвященный плодородию и рождению новой жизни.

Жрицы, танцевавшие в храмах, через свой танец обращались к духу Великой Богини. Вполне возможно, что некоторые из движений их танца сохранились в тех восточных танцах, которые исполняют современные танцовщицы.

Гавази (в переводе с египетского диалекта - чужестранцы) исполняли восточный танец на улицах и, как правило, не отличались образованностью.

Авалим были танцовщицами, которые получили специальное танцевальное и музыкальное образование. Авалим умели играть на различных музыкальных инструментах, хорошо разбирались в поэзии, могли исполнять стихи и песни собственного сочинения, как гейши средневековой Японии.

Стили восточного танца Гавази и Авалим довольно сильно отличались. Некоторые эксперты, изучающие историю восточных танцев, считают, что такие танцы были ритуалом подготовки к деторождению. В те времена не было больниц, обезболивающих препаратов и других медикаментов, облегчающих процесс родов, поэтому приходилось рожать так, как было задумано природой.

Другое направление восточных танцев известно под названием Бэлади. В переводе с арабского это слово означает «родина» или «родной город», что отражает большую популярность танца среди народов Египта. Поначалу это был женский танец, исполнявшийся только для женщин. Основными характеристиками Бэлади являются разнообразные фигуры руками, не имеющие четкой связи и системы с покачиванием бердами. В целом танец производил яркое впечатление

Инстинктивно женщины превратили в ритуал те движения, которые укрепляли и тонизировали мышцы и тем самым облегчали роды. Легко заметить, что многие движения танца живота сосредоточены в области живота или таза. Представляя собой комбинацию напряжения и расслабления мышц, они тренируют внутренние органы и тонизируют мышцы живота. Волнообразные движения фактически задействуют те мышцы женщины, которые выталкивают ребенка при родах.

Другие исследователи считают, что высточные танцы зародились в Средней Азии и такой танец имел сакральный смысл, был частью церемонии поклонения женскому материнскому началу.
Так, например, движениях брюшным прессом упоминаются в тибетской Книге мертвых. Они использовались в целях медитации и перехода на новый астральный уровень.

Ритуал восточного танца проводился по случаю рождения детей, а сам танец постепенно распространился в странах Ближнего и Среднего Востока, а так же в Средиземноморье.

В Греции с помощью танца живота исцеляли больных, сопровождая его громкой музыкой и криками. Индийцы внесли в него плавность и мягкость движений, турки обогатили его сложными и необычными ритмами, а цыгане придали ему страстность.

В клубе Гармония в г. Мытищи, обучаясь у опытных мастеров, вы сможете овладеть в совершенстве искусством танца.

Танец живота – один из самых древних и загадочных видов танцевального искусства. Его история окутана загадками и тайнами. Восточная культура всегда привлекала своей красотой и особенным шармом.

Сейчас существует множество легенд, связанных с историей возникновения танца живота и его исполнительницами. Каждый может представить гибкую красавицу, гармонично двигающуюся под ритмичную музыку. Однако мало кто может с уверенность ответить на вопрос «откуда взялся танец живота?» и верно ли мы его понимаем.

ВЕРСИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТАНЦА ЖИВОТА. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ.

Существует интересная легенда, описывающая появление танца живота как случайность. Якобы, однажды пчела залетела под развивающиеся одежды уличной танцовщицы. Насекомое сбил с толку прекрасный аромат масел, исходящей от девушки. Плясунья, не прерывая свое выступление, пыталась избавиться от докучливой пчелы, извиваясь во время танца. Делала это девушка весьма грациозно и пластично, поэтому случайные зрители приняли это за особый вид танца и пришли в настоящий восторг. Смышленая девушка, заметив успех и внимание, продолжала двигаться новым невиданным образом, демонстрируя красивые линии тела и рук. Такой танец многим пришелся по душе и стал распространяться.

Конечно же, это всего лишь легенда. История возникновения танца живота длилась намного дольше, чем выступление одной прекрасной девушки. Корни восточного танца уходят глубоко в историю, и даже сейчас невозможно точно определить точное место рождение танца живота.

Принято считать, что основой танца живота были древние ритуальные танцы, которые несли сакральный смысл. Они восхваляли женское начало, богинь плодородия и женщин в целом. Танец живота символизировал то, что в обществе того времени считалось божественным предназначением каждой женщины: процесс зачатия ребенка, вынашивание плода и сами роды. Однако постепенно танец стал терять свое сакральное значение и приобрел более светское направление.

Если говорить о месте, где зародился танец живота, то многие исследователи склоняются к Древнему Египту. Однако стоит отметить, что свою лепту в создание этого вида танца привнесли многие народы. Так, изначально разнообразный и насыщенный египетский танец дополнили танцовщицы из Индии. Это были гибкие и утонченные баядерки, с прекрасной хореографической подготовкой. Их движения руками были уникальными и несли особенное значение. Также повлияли и близкие соседи египтян: персы, сирийцы, палестинцы и некоторые страны Африки. Свой вклад внесли и кочевники-цыгане. Долгие столетия их собственные фольклорные танцы сочетались с индийскими, арабскими, еврейскими и испанскими традициями. В Греции танец выражал эмоции более энергично, ярко и резко. В Турции параллельно с ростом территории появлялось все больше народных танцев, которые постепенно смешивались между собой. Благодаря этому возникло широкое разнообразие движений, новые необычные ритмы и формы.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ТАНЦА ЖИВОТА. НЕВЕРНОЕ НАЗВАНИЕ.

Египет для Европы открыл Наполеон. Искушенные европейцы заинтересовались новой неизведанной культурой. Интерес подогревали писатели и художники, успевшие первыми побывать в загадочной стране, которые спешили во всех красках описать красоты востока, в том числе и туземных красоток-танцовщиц. Не отставали и первые путешественники, рассказывавшие о восточной культуре, как о чем-то волшебном, экзотическом и эротическом. Поэтому интерес был высок, и этим смогли удачно воспользоваться.

Уже в 1889 Париж впервые увидел так называемый «восточный танец». Несколькими годами позднее один импресарио подобных шоу решил привлечь как можно больше публики, использовав откровенное и вызывающее по меркам того времени название на афишах - "Danse Du Ventre" («танец живота»). Ожидаемого эффекта удалось достичь. Многие были готовы платить любые деньги, чтобы увидеть полуобнаженных экзотических танцовщиц. Идея и стиль танца сразу же полюбилась и в Голливуде. Это оказало сильное влияние на дальнейшее распространение «танца живота». Популярность шоу с участием восточных танцовщиц росла, и название плотно «приросло» к самому стилю их танца.

Позже это название пытались толковать по-разному, вновь придавая танцу глубокое значение. Например, некоторые придерживаются версии, что танец живота подразумевает «танец жизни» (животом называли жизнь несколько столетий назад). А жизнь ассоциируется именно с женщиной, матерью-землей и плодородием.

Также «bellydance» мог быть просто неверным истолкованием термина «беледи» (baladi). Это означало «родина» в самом широком понятии слова. Это был египетский фольклорный стиль танца, который танцевали в деревнях по различным поводам, чаще всего в доме, в кругу родных.

На данный момент существует более 50 стилей восточного танца. Каждый из них в разной степени насыщен элементами, присущими тому или иному народному танцу, который много веков назад сформировал основу «танца живота».

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСТОЧНОМУ ТАНЦУ



ПОНЕДЕЛЬНИК

ВОСКРЕСЕНЬЕ



СТОИМОСТЬ ЗАНЯТИЙ в ГРУППЕ

ПРОБНЫЙ УРОК:

1
час
600 руб.
200 руб.

2
часа
1 200 руб.
300 руб.

3
часа
1 800 руб.
400 руб.

РАЗОВЫЕ ЗАНЯТИЯ:

1
час
600 руб.

АБОНЕМЕНТЫ: *

1
час в неделю
4-5 часов в месяц
2 000 руб.
1 900 руб.
438 руб./час

2
часа в неделю
8-10 часов в месяц
4 000 руб.
3 200 руб.
369 руб./час