Значение монолога чацкого в той комнате. Роль монологов Чацкого в комедии А

Меню статьи:

Комедия Грибоедова «Горе от ума » относится к произведениям, без которых мы не можем представить русскую литературу. Многие фразы из этого произведения стали крылатыми и хорошо знакомы даже тем, кто ни разу не держал в руках комедию и понятия не имеет о чем идет в ней речь.

Увлекательное произведение

Те, кто заставили взять себя в руки книгу, не пожалели: хороший стихотворный стиль, актуальная тема, сделали прочтение произведения увлекательным.

Особое место в тексте занимают монологи, оглашаемые Александром Чацким. Они всегда являются предвестниками изменений сюжетной линии и носят в себе яркий противоречивый, обличающий общество характер.

Второе действие комедии ознаменовано монологом о сравнении идеалов, стремлений прошлого века и века нынешнего.

«И словно начал свет глупеть» – начинает свои размышления Чацкий. Уже в первых словах звучит резкое противопоставление минувшему. Свет только «начал глупеть», до этого, он не был глуп. Кроме того, эти же слова провоцируют реакцию негодования и порождают конфликт повествования. Все, кто присутствуют, принадлежат к этому «нынешнему» свету, выходит, что они тоже глупеют, а это звучит оскорбительно. Не удивительно, что речь Александра, не находит поддержки – для всех, она звучит вызывающе.


Далее происходит обоснование этой мысли. Чацкий приводит одну из знаменитых фраз: «Свежо предание, да верится с трудом». Эта фраза часто использовалась литераторами 19 века. И имеет довольно прозаичное значение: события прошлого утратили свою значимость в контексте нынешнего. Этот процесс настолько отличен от постулатов современности, что воспринимается, как небылица – то, что реально не происходило.

Различие «века нынешнего от века минувшего» по словам Чацкого

Чацкий детально рассказывает, чем же отличается «век нынешний» и «век минувший». В первую очередь, изменения коснулись категорий «порядочно» и «стыдно», «благородно» и «позорно». Современники судят о человеке по его кошельку, связям и чинам. В почете те, «чья чаще гнулась шея», кто «лбом, стучали об пол не жалея».

И пусть это унизительно и подло – зато в кармане от этого прибавляются деньги. А человек с деньгами может себе позволить многое.

Поднятая тема, пожалуй, останется актуальной всегда, так как в любое время и в любом обществе находятся желающие поиметь выгоду, улучшить свое положение, или перейти по иерархической карьерной лестнице на позицию, или несколько выше не с помощью трудовых или военных заслуг, а с помощью лести. Что ж, действительно человека, который тобой восхищается и боготворит легче полюбить и такому легче простить ошибки, чем скупому на комплименты трудягу, но знатока своего дела.

Люди начали служить лицам, а не делу…

Служба перестала быть благородным занятием, для того чтобы выбиться в свет достаточно просто уметь подлизаться и быть шутом.

Люди начали служить лицам, а не делу. «Прямой был век покорности и страха» – говорят они, не замечая, что сами противоречат себе.

В тексте монолога встречаются метафоры: «свет начал глупеть» – в значении люди глупеют, «брали лбом» – добивались чего-либо подхалимством, «держит стыд в узде» – препятствует распространению излишних вольностей, «охота заберет» – фраза обозначающая возникновение непреодолимого желания, лесть плели – подхалимничали.


/ / / Роль монологов Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Александр Сергеевич Грибоедов создал свою знаменитую комедию в тот важный для России исторический период, когда закончилась Отечественная война, и в стране происходили серьезные перемены.

Главная же идея этого произведения – борьба старого и нового уклада жизни, консервативного, крепостнического, уже себя изжившего, и нового, прогрессивного, медленно, но верно идущего на смену первого.

Идею наступающих изменений в пьесе несет главный герой, . Он высказывает свое резко негативное отношение ко всему, что в настоящий момент происходит в обществе. Поэтому так важны монологи этого действующего лица. В них мы находим мнение Чацкого по всем основным вопросам, поднятым в комедии. Но важность монологов заключается не только в этом. Они несут еще и сюжетную нагрузку: появляются в самые пиковые моменты развития конфликтной ситуации.

Проследим же по пьесе все эти речи Чацкого. С первым монологом читатель знакомится еще в экспозиции. Его суть – в обличении московских нравов. Молодой человек огорчен, что за время, которое он провел в странствиях, в городе ничего не изменилось. Здесь же он отмечает важные черты образования того времени – детей воспитывают нанятые учителя-иностранцы, родной язык смешан с французским. Этот факт также печалит главного героя.

Второй монолог предопределяет развитие конфликта. В нем уже точно наметилось противостояние старого уклада и новых прогрессивных идей. Тон этой речи Чацкого спокоен и выдержан, что и понятно, – отец его возлюбленной, молодой человек не хочет показаться грубияном, но и соглашаться с тем, что ему полностью претит, он не намерен.

Третий, знаменитый и всем известный, монолог «А судьи кто?» показывает отношение главного героя к крепостному праву. Чацкий выступает резко против этой кабалы. Впоследствии благодаря именно этим взглядам Чацкого сближали с декабристами. От спокойного тона уже не остается и следа, речь героя дышит пламенем и страстью.

Кульминация конфликта ознаменована еще одним монологом Александра Андреевича. Отвечая на вопрос , Чацкий говорит в пустоту, его никто не слушает, но увлекаясь, он даже этого не замечает. Хотя этот монолог не менее важен, так как затрагивает важные проблемы: преклонение русских людей, точнее даже дворян перед всем иностранным. Чацкий с горечью восклицает о том, что русский язык, культура, обычаи, которые почитались издревле, теперь стоят ниже чужеземных.

Есть и еще один монолог главного героя, последний, он и дается уже в развязке конфликта. В нем Чацкий отмечает, что никогда не сможет примириться и жить по тем законам, которые приняты в фамусовском обществе. Он даже не удивлен, что его признали сумасшедшим. Эти люди живут в панике и постоянном страхе, боясь перемен. Но изменения все равно придут, как бы их не отодвигали. Это неизбежно.

Роль монолога в драматургии. В драматическом произве­дении философия жизни героя может быть раскрыта через его монологи. В драматическом произведении монолог ста­новится ведущей формой представления системы ценностей персонажа. Как раскрываются особенности мировоззрения главного героя комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (1824) Александра Андреевича Чацкого? Конечно, через его речь, декларирующую основные жизненные принципы героя. Проследим, чему посвящены ораторские высказывания это­го персонажа и какую роль они играют.

Монолог Чацкого “И точно, начал свет глупеть…” (д.2, явл.2). Этот монолог становится завязкой центрального конфликта пьесы, т. к. здесь обозначаются разногласия об­щественного порядка между “веком нынешним” и “веком минувшим”:

Свежо предание, а верится с трудом;

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом,

Стучали об пол не жалея!

Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,

А тем, кто выше, лесть как кружево плели.

Чацкий, представитель “века нынешнего”, не прини­мает “добрых

советов” Фамусова и горячо защищает те прогрессивные идеи, поборником которых он стал, побы­вав за границей. Свободомыслие и чувство собственного достоинства, взлелеянные европейской культурной тра­дицией, становятся ценностными и в мировоззрении А. А. Чацкого.

Монолог “А судьи кто?” (д. 2, явл. 5). Углубление конф­ликта происходите появлением полковника Скалозуба, рас­положение которого значимо для Павла Афанасьевича Фа­мусова. Пылкий монолог главного героя “А судьи кто? – За древностию лет…” (д. 2, явл. 5), вызванный негодованием Чацкого (Фамусов и “все также осуждают”), становится на­стоящим обличением крепостного права и “рассудка нище­ты”, царящих в фамусовском обществе:

Или поп тот еще, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?!

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

Монолог “В той комнате незначащая встреча…” обли­чает отсутствие чувства патриотизма и низкопоклонство перед всем иностранным (д. 3, явл. 22). Чацкий, только вернувшийся из-за границы, особенно остро ощущает не­соответствие между всеобщим обожанием чужеземных традиций и иностранного языка и реальной жизнью. Та­кое подражание вызывает только смех и глубокое сожа­ление:

И нравы, и язык, и старину святую,

И величавую одежду на другую По шутовскому образцу:

Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,

Рассудку вопреки, наперекор стихиям;

Движенья связаны, и не краса лицу;

Смешные, бритые, седые подбородки!

Как платья, волосы, так и умы коротки!..

На фоне пустых разговоров на балу гневная речь Чацкого выделяется глубиной и значимостью обсуждаемого вопроса:

Я одаль воссылал желанья Смиренные, однако вслух,

Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья;

Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,

Кто мог бы словом и примером Нас удержать, как крепкою вожжой,

От жалкой тошноты по стороне чужой.

Показательна ремарка в окончании этого монолога (“Ог­лядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам”): герой остается в одиночестве, его никто не хочет слышать. Здесь предопреде­ляется разрешение конфликта между Чацким и фамусовским обществом.

Монолог “Не образумлюсь… виноват…” (д. 4, явл. 14) финальный в комедии, и в нем Чацкий подводит итог своего пребывания в фамусовской Москве и выносит жестокий приговор высшему свету, в котором царят чинопочитание и низкопоклонство, карьеризм и глупость, а любое инакомыс­лие воспринимается как сумасшествие:

Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простяков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором…

В этом же монологе получает развязку и любовный конф­ликт Чацкого, пребывавшего до последнего момента в неве­дении относительно выбора Софьи.

Глоссарий:

  • анализ монолога чацкого
  • монолог чацкого и точно начал свет глупеть
  • все монологи чацкого
  • анализ монолога чацкого не образумлюсь виноват
  • монологи чацкого горе от ума

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. В комедии “Горе от ума” Александр Сергеевич Грибоедов свои заветные мысли вкладывает в уста главного героя Алек­сандра Андреевича Чацкого, который выражает их чаще всего в...
  2. В своих монологах Чацкий обличает невежество, угодничест­во, низкопоклонство решительно, ярко и бескомпромиссно. Софья решила отомстить Чацкому, потому что тот, сам того не желая, унизил её...

Центральным персонажем в пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума» является Чацкий. Монологи героя играют важную роль не только в раскрытии его характера, но и в композиционном строении произведения.

Первый монолог Александра Андреевича, являющийся завязкой конфликта Чацкого с фамусовсим обществом, показывает нам его отношение к светской Москве: его угнетают нравы городской знати, которые ничуть не изменились со времени его уезда.

Люди, по его мнению, живут одними развлечениями и удовольствиями, причем не духовными, а материальными. Здесь же он впервые говорит и о принятой в дворянской среде системе воспитания: родители отдают предпочтение иностранным гувернерам, считая их обучение более престижным. Чацкий с искренней досадой высказывается о том, что для того, чтобы считаться образованным, достаточно говорить на «смешении языков французского с нижегородским». Сам же герой – настоящий патриот, ценящий и любящий русскую культуру.

Во втором монологе Чацкого противопоставляются «век минувший», позицию которого отстаивал Фамусов, и «век нынешний». Здесь мы узнаем отношение героя к службе: он не приемлет раболепства, лести и притворства, его совесть и честь не позволяют «выслуживаться» ради чинов.

Он иронично отзывается о прошлом веке, когда для получения царской милости «отважно жертвовали затылками», падая перед императрицей для потехи. Сейчас же, убежден Чацкий, времени изменились, и смех теперь «страшит» и «держит стыд в узде». Он пытается донести эту мысль до Фамусова, называя екатерининский период «веком покорности и страха». Чацкий искренне верит, что теперь ценятся люди, честные и по-настоящему преданные своему делу.

Третий, кульминационный, самый известный монолог Чацкого «А судьи кто?..» наиболее полно освещает его взгляды на мир. Здесь герой отчетливо выражает свою позицию касательно крепостнической системы, оправданно считая ее безнравственной и жестокой. Его удручает и злит бездушное отношение помещиков к своим крестьянам и еще более беззаконие, царящее в стране:

Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменил борзые три собаки!!!

Чацкий ужасается произволу властей и тех, кто «защиту от суда в друзьях нашёл, в родстве», так как сам был человеком чести, живущим по совести. За мундирами, считал герой, должно скрываться благородное сердце, а не слабодушие и «рассудка нищета». Так же горько он отзывается и о положении творческой, образованной личности, чей ум нацелен на ученье и науки, а не на повышении чинов, ведь такие люди воспринимаются обществом как опасные мечтатели. А цену «отечества отцов», которых принято брать за образец, Чацкий хорошо знал: они «грабительством богаты». Поэтому слова Чацкого пронизаны печалью и горечью.

Монолог «В той комнате незначащая встреча…» обличает ложный патриотизм светского общества и слепое благоговение перед всем иностранным. Чацкому противна мысль, что для привлечения всеобщего внимания и уважения, любви молодых княжон необязательно выделяться талантами или знаниями, а достаточно быть иностранцем, как «французик из Бордо», о котором с таким пренебрежением говорит герой. Чацкому дорого все национальное, а вечное перенимание моды, даже культуры мучит молодого человека, потому он призывает:

Хоть у китайцев бы нам несколько занять

Премудрого у них незнанья иноземцев.

Последний монолог заключает в себе развязку конфликта, внезапное понимание героем, что не могли люди, воспринимающие все новое и непривычное для них как нечто опасное, считать его нормальным, потому его и приписали к сумасшедшим. Но Чацкий уверяет, что все равно никогда не примирится с нравами фамусовского общества.

Так, через монологи героя раскрывается философия его жизни. С их помощью мы узнаем о Чацком гораздо больше, чем могли нам дать его диалоги с другими людьми и тем более слова о нем представителей светского общества. Только в монологах он максимально честен и искренен по отношению к себе и другим.

Роль монолога в драматургии. В драматическом произве­дении философия жизни героя может быть раскрыта через его монологи. В драматическом произведении монолог ста­новится ведущей формой представления системы ценностей персонажа. Как раскрываются особенности мировоззрения главного героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824) Александра Андреевича Чацкого? Конечно, через его речь, декларирующую основные жизненные принципы героя. Проследим, чему посвящены ораторские высказывания это­го персонажа и какую роль они играют.

Монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть…» (д.2, явл.2). Этот монолог становится завязкой центрального конфликта пьесы, т.к. здесь обозначаются разногласия об­щественного порядка между «веком нынешним» и «веком минувшим»:

Свежо предание, а верится с трудом;

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом,

Стучали об пол не жалея!

Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,

А тем, кто выше, лесть как кружево плели.

Чацкий, представитель «века нынешнего», не прини­мает «добрых советов» Фамусова и горячо защищает те прогрессивные идеи, поборником которых он стал, побы­вав за границей. Свободомыслие и чувство собственного достоинства, взлелеянные европейской культурной тра­дицией, становятся ценностными и в мировоззрении А. А. Чацкого.

Монолог «А судьи кто?» (д. 2, явл. 5). Углубление конф­ликта происходите появлением полковника Скалозуба, рас­положение которого значимо для Павла Афанасьевича Фа­мусова. Пылкий монолог главного героя «А судьи кто? — За древностию лет…» (д. 2, явл. 5), вызванный негодованием Чацкого (Фамусов и «все также осуждают»), становится на­стоящим обличением крепостного права и «рассудка нище­ты», царящих в фамусовском обществе:

Или поп тот еще, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?! <…>

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

Монолог «В той комнате незначащая встреча…» обли­чает отсутствие чувства патриотизма и низкопоклонство перед всем иностранным (д. 3, явл. 22). Чацкий, только вернувшийся из-за границы, особенно остро ощущает не­соответствие между всеобщим обожанием чужеземных традиций и иностранного языка и реальной жизнью. Та­кое подражание вызывает только смех и глубокое сожа­ление:

И нравы, и язык, и старину святую,

И величавую одежду на другую По шутовскому образцу:

Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,

Рассудку вопреки, наперекор стихиям;

Движенья связаны, и не краса лицу;

Смешные, бритые, седые подбородки!

Как платья, волосы, так и умы коротки!..

На фоне пустых разговоров на балу гневная речь Чацкого выделяется глубиной и значимостью обсуждаемого вопроса:

Я одаль воссылал желанья Смиренные, однако вслух,

Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья;

Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,

Кто мог бы словом и примером Нас удержать, как крепкою вожжой,

От жалкой тошноты по стороне чужой.

Показательна ремарка в окончании этого монолога («Ог­лядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам»): герой остается в одиночестве, его никто не хочет слышать. Здесь предопреде­ляется разрешение конфликта между Чацким и фамусовским обществом.

Монолог «Не образумлюсь… виноват…» (д. 4, явл. 14) финальный в комедии, и в нем Чацкий подводит итог своего пребывания в фамусовской Москве и выносит жестокий приговор высшему свету, в котором царят чинопочитание и низкопоклонство, карьеризм и глупость, а любое инакомыс­лие воспринимается как сумасшествие:

Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа,