Значение слова аккомпанемент в словаре музыкальных терминов. Что такое аккомпанемент? Его разновидности и история Планируемые предметные результаты

АККОМПАНЕМЕНТ

Приведем пример, который наверняка знаком всем. На уроке пения учительница разучивает новую песню. Сначала она играет мелодию, ученики повторяют ее. Потом, когда мелодия хорошо запомнилась, класс поет ее хором, а учительница играет на рояле. Она аккомпанирует, то есть сопровождает пение своей игрой. Слово «accompagner» по-французски и означает «сопровождать». С аккомпанементом в музыке приходится встречаться очень часто. Под аккомпанемент рояля или пианино, инструментального ансамбля или оркестра, а то и баяна или гитары, поют певцы. С аккомпанементом рояля играют скрипачи, виолончелисты и исполнители на духовых инструментах. Но не всякое сочетание рояля с другим инструментом оказывается сопровождением. Иногда на нотах написано, например: «Соната для скрипки и фортепиано». Или «Пьеса для флейты и фортепиано». Это означает, что рояль в данном случае играет не второстепенную, сопровождающую роль, а выступает в качестве полноправного партнера. Не случайно в музыкальных учебных заведениях есть две разные учебные дисциплины: аккомпанемент и ансамбль.


Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .

Синонимы :

Смотреть что такое "АККОМПАНЕМЕНТ" в других словарях:

    - (фр. accompagnement, от accompagner сопровождать). Игра на каком нибудь инструменте, сопровождающая пение или игру соло на другом инструменте. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АККОМПАНЕМЕНТ игра на… … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    - (accompagnamento) accompagnement) музыкальный термин,обозначающий сопровождение мелодий, имеющее целью преимущественно еегармоническое украшение, а также поддержку вокальных партийинструментами. Аккомпанемент бывает гармонический, состоящий из… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    аккомпанемент - а м. accompagnement m., ит. accopagnamento. 1200. Лексис. 1. муз. Гармоническая обработка основной мелодии; инструментальное сопровождение ведущей мелодии. Сл. 18. 70 сонат с аккомпаньеманом и без онаго. Кн. муз. 16. Она <рецитатива>… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    аккомпанемент - АККОМПАНЕМЕНТ, аккомпанирование, сопровождение АККОМПАНИРОВАТЬ, подыгрывать/подыграть … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    - (французское accompagnement, от accompagner сопровождать), музыкальное сопровождение (инструментальное или вокальное) сольной партии или партий (например, фортепьянная партия в романсе) … Современная энциклопедия

    - (франц. accompagnement от accompagner сопровождать), 1) гармоническое и ритмическое сопровождение основного мелодического голоса.2) Сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора … Большой Энциклопедический словарь

    АККОМПАНЕМЕНТ, а, муж. Музыкальное сопровождение. Петь под а. рояля. Под а. дождя (перен.: при звуках дождя). | прил. аккомпанементный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Аккомпанемент - (французское accompagnement, от accompagner сопровождать), музыкальное сопровождение (инструментальное или вокальное) сольной партии или партий (например, фортепьянная партия в романсе). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Типовой аккомпанемент для арии или концерта Моцарта. Play … Википедия

    - (accompagnamento, accompagnement) музыкальный термин, обозначающий сопровождение мелодий, имеющее целью преимущественно ее гармоническое украшение, а также поддержку вокальных партий инструментами. Аккомпанемент бывает гармонический, состоящий из … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Самоучитель игры на шестиструнной гитаре: аккомпанемент песен (+ CD-ROM) , Петерсон А.В.. Пособие предназначено для самого широкого круга музыкантов и может быть полезно как тем исполнителям, которые хотят научиться играть на гитаре, не зная элементарной нотной грамоты, так и для…
  • Мои любимые песни. Учусь подбирать аккомпанемент... с подсказками. Учебное пособие. Выпуск 1 , А. Амазарян, Г. Даниленко. "Полезная тетрадь" по сольфеджио предназначена для учащихся младших и средних классов ДМШ и ДШИ. В ней собраны любимые детские песни, многие из которых помнят с детства даже взрослые. На…

Любую песню будет петь, если исполнителю предложить поддержку в виде аккомпанирующего инструментального сопровождения. Что называется аккомпанементом? Аккомпанемент – это гармоническое сопровождение песни или инструментальной мелодии. В статье мы поговорим о том, как подобрать аккомпанемент к песне .

Для того чтобы подобрать аккомпанемент, необходимо руководствоваться двумя основными правилами-принципами, которые используются при написании музыки. Первое: абсолютно любое произведение подчиняется определённым музыкальным закономерностям. И второе: эти закономерности с лёгкостью могут быть нарушены.

Необходимые основы для подбора аккомпанемента

Что нам понадобится, если мы решили подобрать аккомпанемент к песне? Во-первых, сама вокальная мелодия песни – она должна быть записана нотами, или, по крайней мере, нужно научиться хорошо её проигрывать на инструменте. Эту самую мелодию придётся проанализировать и в первую очередь разобраться, в какой тональности она написана. , как правило, точнее всего определяется по последнему аккорду или ноте, заключающей песню, также почти всегда тональность песни можно установить уже по самым первым звукам её мелодии.

Как подобрать аккомпанемент к песне?

Непосредственно, перед тем как подобрать аккомпанемент к песне, необходимо несколько раз прослушать её полностью и разбить на части, то есть, например, на куплет, припев и, может быть, проигрыш. Эти части хорошо отделяются друг от друга, потому как образуют некие гармонические циклы.

Гармоническая основа современных песен в большинстве случаев однотипна и проста. В основе её структуры обычно лежит цепочка повторяющихся отрезков, называемых «квадратами» (то есть ряды повторяющихся аккордов).

Следующий шаг подбора заключается в том, чтобы выявить эти самые повторяющиеся цепочки аккордов сначала в куплете, затем в припеве. Определить тональность песни, опираясь на основной тон, то есть ноту, от которой строится аккорд. Затем следует найти её на инструменте в низких звуках (басах), чтобы сливалась с аккордом в подбираемой песне. От найденной ноты следует строить всё созвучие. Данный этап не должен вызвать трудностей, так, например, основным тоном была определена нота «До», то аккорд будет либо минорным, либо мажорным.

Итак, с тональностью всё решено, теперь пригодятся знания об этих самых тональностях. Следует выписать все её ноты, и, опираясь на них построить аккорды. Прослушивая песню далее, определяем момент смены первого созвучия и, меняя поочерёдно нашей тональности, подбираем подходящий. Следуя данной тактике, подбираем дальше. В какой-то момент можно заметить, что аккорды начинают повторяться, так что подбор пойдет гораздо быстрее.

В некоторых случаях авторы музыки меняют тональность в одном из куплетов, не стоит пугаться, в основном это понижение на тон или полтона. Так что следует также определить басовую ноту и от неё построить созвучие. А последующие аккорды следует транспонировать в нужную тональность. Дойдя до припева, руководствуясь той же самой схемой подбора , решаем поставленную задачу. Второй и последующие куплеты, скорее всего, будут исполняться теми же аккордами, что и первый.

Как проверить подобранный аккомпанемент?

По окончании подбора аккордов, следует проиграть произведение от начала до конца одновременно с записью. Если где то слышится ошибочный аккорд, отметить место, не останавливая игру, и вернуться к этому месту после завершения произведения. Подобрав нужное созвучие, вновь проиграть произведение, пока игра не будет звучать идентично оригиналу.

Вопрос, как подобрать аккомпанемент к песне, не будет вызывать осложнения, если время от времени повышать свою музыкальную грамотность: научиться, не только читать ноты, но и разобраться с тем, какие бывают аккорды, тональности и т.д. Постоянно нужно стараться тренировать слуховую память, посредством игры известных произведений и подбора новых, начиная от простых и заканчивая подбором сложных композиций. Все это в определённый момент позволит достичь серьёзных результатов.

Думали ли вы о том, чтобы аккомпанировать певцу (солисту) на фортепиано и хотели бы научиться этому, в основном, будучи дома. Навык игры на фортепиано в качестве сопровождения включает в себя обычное мастерство игры на фортепиано, но есть вещи, которые очень отличается от игры соло. Вы скоро поймете, что сопровождать певца на фортепиано легче, чем играть соло - используя некоторые основные принципы.

Шаги

Аккомпанемент с помощью аккордов

    Сопровождение певца на фортепиано - осуществляется приблизительно так же, как игра на гитаре. Таким образом, вы следуете за певцом, а не:

    • Играете ноты из "мелодии" одновременно с тем, как певец озвучивает их,
    • Или задаете "темп" в тех местах, где солист делает акцент на медленные и быстрые части и т.д.
    • Или подстраивайте "ритм", когда певец интерпретирует медленные и быстрые части,
      • Таким образом, вы не решаете, каким будет "стиль" ... Не делайте работу певца. Обсудите это с вашим солистом! Большинство солистов хотят, чтобы вы следовали за ними, но некоторые могут нуждаться в вас, чтобы удерживать устойчивый ритм (немного похоже на то, как это делают ударные), таким образом, они остаются в нужном русле. Все люди разные, поэтому все что вам нужно, это просто спросить. Квалифицированный солист сможет сказать вам, что для него или ее будет лучше всего. Как правило, вы играете " accompagnato " – следуете всему, что делает солист (темп и общий стиль) исполняя песню.
  1. В качестве основной техники, играйте не вызывающе (не слишком громко). Представьте что вы аккомпанируете в группе, где гитарист слегка перебирает аккорды, в то время как барабанщик использует кисти или выбирает мягкий стиль игры и т.д., но, конечно, некоторые певцы, в качестве альтернативы, могут придерживаться стиля, в котором инструменты слышны довольно громко...

    Разбейте аккорды (arpeggio как бренчание, обыгрывание) так, чтобы это было "не , как "бам, бам. .." и как аккомпаниатор облегчите или просто используйте одну руку, чтобы играть - объясним более подробно ниже. Аккомпанируя на пианино, часто используют обе руки для поворота вокруг частей, левой или правой рукой сочетают варианты, идеи, как прочитать музыку и адаптировать к тому, что делает солист, поняв его стиль и реагируя на темп, ритм и стиль на слух. Вам, наверное (но не обязательно) нужно будет играть обеими руками введение и концовку.

    Чтобы аккомпанировать на пианино, используйте одну руку. Конечно, нужно научиться гораздо большему, что быть хорошим аккомпаниатором. Посмотрите аккорды в "Советах" ниже.

    • Это не просто играть аккорды слегка одной рукой - в основном с помощью 3 тонов, называемых триадой аккордов (смотрите аккорды, и рисуйте формы аккордов на пальцах и руках – в разделе " Советы " ниже)
  2. Научитесь разбивать аккорд в арпеджио, что означает звучание нот аккорда в последовательности, а не одновременно .

    • Не берите весь аккорд сразу.
  3. Практикуйте прохождение нот, покачивая или двигая рукой и пальцами: проходя каждый аккорд, играйте ноты отдельно.

    • Не делайте из аккордов слипшиеся звуки .
  4. Представьте в уме картину, как пальцы образуют "форму"

    • каждый трех нотный аккорд, как 3-х зубчатая вилка или штатив и
    • четырех нотный аккорд (7-й), как вилка с четырьмя зубами.
  5. Попробуйте играть "рядом" среднюю ноту До, ниже на октаву (или, может быть выше), чтобы гармонировать с певцом(ами).

    Научитесь получать аккорд из ключевых знаков. Вы увидите картину в ключевых знаках, как они прогрессируют на каждом пятом ключе /ноте в "квинтовом круге".

    • Таким образом, каждый ключ в музыкальном интервале (расстоянии) называют пятый от соседней клавиши (только отсчет , а не доли).
    • В ключевых знаках, которые содержат бемоль, ключ называется "бемоль слева от последней бемоль". Ключевые знаки с четырьмя бемоль, Си, Ми, Ля, Ре, например, является ключом Ля бемоль.
  6. Запишите аккорды над словами на написанной или напечатанной странице, как это делают для гитары. Существует студийно-профессиональный способ сделать это, используя обозначения Нэшвилл аккордами . Это для ритм секции (обычно состоящей из фортепиано, гитары, барабанов и баса). Музыканты тренируются, чтобы иметь возможность импровизировать, представляя аккорд в сочетании с другими инструментами. Этот пронумерованный метод записи позволяет музыкантам, которые знакомы с ключами и аккордами играть ту же песню в любой тональности , без знания письменных нот.

    Используйте различные стили игры на фортепиано на слух, и таким образом вы измените темп и аккорд, так же как для изменения тональности вверх или вниз по мере необходимости. Это не любительская уловка - это бесплатное программное обеспечение, созданное департаментом компьютерного программирования Коледжа Harvey Mudd для этого вида нотационных работ используемых оркестрами и т.д. .

    Оставьте мелодию певцу, и таким образом ваш аккорд зазвучит ловко и ритмично во время вокала (нечто вроде бренчания, играя ритм). Таким образом вы нажимаете отдельные ноты аккорда, как уже говорили, используя форму арпеджио (также называемые разбитые аккорды). Короче говоря, эта техника, как суть идеи.

    • Обратите внимание, что схема "квинтовый круг" основана на подсчете каждой пятой ноты . В любой части "Ля" до "Соль" – тогда ноты можно рассматривать как начало образования круга. После Соль , считайте ля, си, до, Ре , и так посмотрите на круг и Соль" и "Ре" будут пятыми , потому что есть 3 ноты между ними (считая 1, 2, 3, 4, 5), назад или вперед .
    • Таким образом, вы можете отсчитать пять в музыкальном алфавите: игнорируя три ноты между первой и пятой. Затем посмотрите на круг и вы увидите "Ре и Ля будут пятыми : Ре, ми, фа, соль, Ля . Так работает модель ключевых знаков, и это показывает, как круг получил свое название.

Помогите певцам научиться гармонировать

  1. Покажите двум и более исполнителям гармонию трех самых основных аккордов: "1,3,5" аккорды (которые просто До мажор или Фа мажор или Соль мажор), не имеющие диезов, бемоль, и т.д. 1 представляет собой "коренную" (фундаментальную) ноту. 3 представляет собой «третий», или ноту 2 местами выше. 5 представляет собой «пятый», который находится на 4 месте вверх от корня и на 2 месте от 3. Каждая пропущенная нота называется интервал (создавая приятное разделение между теми, которые прозвучали).

    Продемонстрируйте аккорды певцам и помогите им услышать, как различные комбинации нот (аккорды) звучат вместе. Легче выучить азы созвучия, слушая ноты, исполняемые на фортепиано. Затем кто-то может начать петь вместе с фортепианными нотами. Потом они могут перейти к совместному пению с другим певцом.

    • Хороший способ различать 2 или 3 певцов, когда каждый поет мелодию на октаву выше или ниже другого, просто поет в унисон, но не согласованно.
    • Например: мужчина поет мелодию на октаву ниже "против" женского сопрано в унисон (не согласованно). Пение в унисон является "наслоением", и может усилить звук, как в хоре (но дуэт, трио или квартет обычно не поют в унисон, кроме некоторых специальных эффектов).
  2. Гармонизируйте пением "на мелодию", но в немного выше или ниже, чтобы создать аккорд с голосами.

    • Но, если солист поет созвучную ноту вместо мелодии, это является формой пения не в ключе...
  3. Изучите основные 1,3,5,7 главные ноты аккорда (До7, Фа7, Соль7 – смотрите раздел «Советы» ниже), как группу, и затем вы сможете помочь певцам гармонизировать, последовательно проходя каждую ноту аккорда; потом они научаться слышать их в аккорде (и таким образом они слышат гармонию) среди голосов. Плохая гармония бывает несовместимой, и таким образом переходите от ноты одного к ноте кого-то другого (вне ключа).

    • Если у вас больше 3 человек, то может быть 2 или более тех, кто поет с нот, как в хоровой группе. Если вы чувствуете основы гармонизации "1, 3, 5 и 1, 3, 5, 7" вы можете экспериментировать с другими видами нот в других аккордах, которые имеют острые диезы или бемоль.

Сочетание

  1. Аккорды обычно состоят, по крайней мере, из "трех" нот/ шагов / тонов (назовем их нотами) звучащих вместе. Если вы говорите только о двух нотах, которые должны были звучать, тогда они известны как интервал (как расстояние).

    Аккорд До, исполненный из нот "До-Соль-Ре" указывают на фигуры и плоскости, образуя различные аккорды. Дважды щелкните на фотографию, чтобы увеличить это.

Изображение " фигур аккордов" с помощью ваших пальцев и рук

Две основные аппликатуры будет работать для всех крупных, малых 7-х аккордов...

Слово аккомпанемент знакомо не только музыкантам, но и большинству людей далеких от музыки, ведь фраза аккомпанировать пению, аккомпанемент на гитаре и прочие являются достаточно популярными и встречаются как в обычной речи, так и, например, в художественной литературе.

Понятие аккомпанемента очень многогранно.

В музыкальной школе есть предмет аккомпанемент.

Любой гитарист научившийся играть 2-3 аккорда, также создает простейший аккомпанемент.

Группа для вокалиста это аккомпанемент и даже целый оркестр может аккомпанировать солисту.

Так что же такое аккомпанемент, и чем он отличается от мелодии или других элементов музыкального языка?

С французского языка слово аккомпанемент переводиться как сопровождать.

Так как в современной музыке наиболее популярен гомофонный склад, то можно сказать, что все, что мы слышим это либо мелодия, либо аккомпанемент.

То есть, по сути любая музыкальная ткань может быть названа аккомпанементом, если она не одноголосна и если она сопровождает мелодию. И даже простое щелканье пальцами или притоптывание ногой по полу может рассматриваться, как вариант аккомпанемента!

Однако столько широкое определение аккомпанемента используется редко.

Чаще всего под аккомпанементом подразумевают вариант сопровождения мелодии или голоса одним инструментом, который при этом выполняет, как гармонические (аккорды + бас), так и ритмические (грув) функции.

Естественно, что для аккомпанемента можно использовать только многоголосные инструменты, такие как фортепиано, гитара или баян, так как создание гармонического сопровождения на одноголосном инструменте невозможно.

В тоже время нужно отметить, что изначально возникновение аккомпанемента связано с простым дублирование в октаву или квинту основной мелодии. Такой вид сопровождения встречался в полифонической музыке XV-XVI веков и может быть назван «дедушкой» современного аккомпанемента.

Гораздо позже сформировал принцип аккомпанемента типа генерал бас, который был основан на том, что исполнителю давали не ноты, а выписанный басовый голос, который служил своеобразным путеводителем и отправной точкой для создания аккомпанемента по желанию музыканта.

Согласитесь это очень напоминает игру современного гитариста или пианиста, которым чаще всего достаточно обозначений аккорда, а то и просто ступеней лада для создания сопровождения.

Это и можно назвать полноценным искусством аккомпанемента.

Несмотря на то, что принципы игры на всех инструментах разные принципы и приемы аккомпанемента, что на гитаре, что на фортепиано очень похожи.

Как правило, в партии аккомпанемента присутствует басовый голос, гармония в виде аккордов или арпеджио + различные дополнительные элементы.

По сути, аккомпанемент — это определенный тип музыкальной фактуры, который должен быть ритмичным, гармоничным и не мешающим основному голосу.

Как образуется аккомпанемент и какие принципы лежат в его основе?

Выше мы уже сказали, что для аккомпанемента характерна ритмичность.

Поэтому простейшая игра аккордов четвертями уже является аккомпанементом:

такую партию можно исполнить на любом инструменте.

Для придания характера или стилистики аккомпанементу используются акценты и синкопы. Например, известная фигура 332:

В данном случае мы работает только с ритмом. Конечно звуковой состав аккорда может быть любым, это не влияет на звучание ритма.

Такой вид аккомпанемента называется Simple Block и является первой ступенью в освоении искусства аккомпанемента.

Несмотря на то, что многие фигуры аккомпанемента звучат сложно, на деле они представляют собой комбинации простых элементов, таких как:

  1. Ритмические фигуры (синкопы, устойчивые паттерны)
  2. Фактурный контраст (например, бас + аккорд)
  3. Фигурации (гармонические и мелодические)
  4. Педали (выдержанные звуки)
  5. Прочие приему (конрапункты, опевания, задержания и т.д.)

Нужно понимать, что чаще всего аккомпанемент не содержит каких либо ярких элементов, а состоит из базы и является паттерном, который можно легко изменять под любую гармонию. Это соответствует основной задаче аккомпанемента — не мешать солисту и дополнять, раскрывать его партию.

Особо следует упомянуть о стилистическом аккомпанементе.

Многие стили музыки основаны на использовании устойчивых ритмических фигур. Например, танго, рубма, самба, рок-н-ролл и т.д.

Чаще всего в аккомпанементе имитируется звучание ритм-секции характерной для какого-либо стиля.

Например, известный бэк-бит грув в переложении на фортепиано может звучать так:

Поэтому музыканту, который решил освоить аккомпанемент важно изучать не только приемы его создания, но и наиболее популярные грувы бас-гитары и ударных и пробовать имитировать их звучание на гитаре или фортепиано.

Этот вопросы, которые касаются техническо-музыкальных тонкостей создания аккомпанемента.

Но кроме создания аккомпанемента важно также учитывать психологический аспект данной деятельности.

Аккомпаниатор — это не всегда музыкант понимающий структуру или приемы аккомпанемента. Но обязательно умеющий чувствовать солиста, подстраиваться под него, умеющий играть удобно и максимально эффективно.

Любой певец знает, как хорошо петь под гибкий и умелый аккомпанемент и какого это потеряться среди композиции, только потому, что аккомпаниатор играет сам по себе.

В задачи данной статьи не входит рассмотрение вопроса взаимодействия солиста и аккомпаниатора, поэтому я упомянул об этом только для уточнения.

Посмотрите видеопримеры создания партии аккомпанемента: