Бёрн-Джонс Эдуард. Картины и биография

Обри Бердслей (1872-1898). Английский художник-график XIX в.

Одной из наиболее известных работ Бердслея (хотя по мнению ряда специалистов, не самой удачной) считают серию иллюстраций и оформление подготовленное Дж. М. Дентом «Смерти Артура» Мэлори (1893-1894). Это издание было задумано как конкурентное проекту Уильяма Морриса «Возрождение английской книги» (которое осуществляло издательство «Kelmscott Press»). Оформленное Бердслеем издание содержало 21 крупную иллюстрацию и 585 заставок, буквиц, рамок и орнаментов. Хотя в первых главах заметно влияние известного английского художника конца XIX в. прерафаэлита Эдварда Берн-Джонса, Бердслей вскоре разработал собственный стиль «арт нуво» (art nouveau), характерными чертами которого стали четкая линия, абстрактные растительные орнаменты и контрастное соотношение черных и белых форм.

Еще более оригинальной была трактовка художником содержания книги. В его гравюрах рыцари, будто погруженные в летаргию и безжизненные или изнеженные, полностью пребывают под властью своих дам или под властью чар той или иной волшебницы. Вместо того чтобы прославлять романтическую куртуазность, Бердслей создал скорее сатиру на нее. К тому же его современников, викторианцев, не могли не шокировать изнеженные герои, обнаженные андрогинны, распутные сатиры и чувственные ангелы. Созданные им декоративные рамки для страниц более разнообразны, чем произведения Уильяма Морриса. В оформлении страниц Бердслей удачно подражал сложной роскоши средневековых рукописей, а заглавные буквицы и концовки глав очаровательны сами по себе и могут быть причислены к наиболее удачным его украшениям.

«Смерти Артура», Иллюстрации Обри Бердслея:


Эдвард Берн-Джонс (1833-1898). Английский художник XIX в., на протяжении своего творчества неоднократно обращался к артуровскому материалу.

Эдварда Берн-Джонса, как правило, связывают с периодом середины и заката «артуровского возрождения». Изможденные фигуры с его полотен, которые парят на фоне пейзажей, будто проступающих из снов, оказали немалое влияние на последующих художников. Манера Берн-Джонса стала едва ли не канонической для поздних викторианцев, таких как Эдвин Остин Эбби и Джон Уильям Уотерхауз. В еще большей мере это относится к книжным графикам, в особенности - к Обри Бердслею, Уолтеру Крейну и Артуру Рэкхему.

С артуровскими легендами Берн-Джонс познакомился в годы своего обучения в Оксфорде. Первым из литературных источников стала поэзия Теннисона, с которой его познакомил в 1853 г. его друг художник и поэт Уильям Моррис. В 1855 г. друзья вместе прочли «Смерть Артура» Мэлори. Своим увлечением Мэлори друзья заразили еще одного художника из среды прерафаэлитов, Данте Габриэля Россетти, который вместе с ними принял участие в проекте создания фресок для Дискуссионного Общества Оксфордского университета (1857). В рамках этого проекта Берн-Джонс создал эскиз, а затем - настенную роспись по нему «Смерть Мерлина». Его интерес к Теннисону вновь возродился в 1859 г. после встречи с Моррисом: Берн-Джонс написал ряд картин на темы артуровских легенд. К этому периоду относится его картина «Сэр Галахад» (Fogg Art Museum, Cambridge).

В последующие два десятилетия Берн-Джонс неоднократно возвращался как к текстам Теннисона, так и к произведению Мэлори. Мир невинной мечты в «Обмане Мерлина» (1875-1877, Lady Lever Art Gallery, Port Sunlight) приобрел несколько эротический оттенок; здесь Берн-Джонс попытался совместить идеи, почерпнутые из произведений Теннисона и из французских куртуазных романов.

В последние десятилетия жизни художника его интерес к артуровскому материалу только возрос. Альбом этюдов и записные книжки за 1885 г. (British Museum, London) содержат зарисовки и пространные записи, касающиеся артуровской геральдики. Впоследствии они были использованы при создании эскизов для произведений декоративно-прикладного искусства, таких как «Роттингетские витражи» (1886) и «Гобелены Стэнмор-холла» (1791-1894). Обе эти работы иллюстрируют поиски Святого Грааля. Берн-Джонсу были заказаны иллюстрации к элитному изданию «Смерти Артура» Мэлори, которое Уильям Моррис планировал выпустить в издательстве «Kelmscott Press». Выпуск томов был прекращен из-за смерти самого Морриса, однако Берн-Джонс создал фронтиспис и титульный лист для каждого из двух томов «Высшей истории Святого Грааля» Сибастиана Эвана (1898).

Последней работой художника, не завершенной из-за его смерти, стало живописное полотно «Артур на Аваллоне» (1880-1898, Museum of Art, Ponce, Puerto Rico). Сам Берн-Джонс полагал, что оно должно «стать суммой всех его идеалов в искусстве».


Эдвард Берн-Джонс.
«Артур на Аваллоне» (1880-1898, Museum of Art, Ponce, Puerto Rico).

(Картинку можно увеличить)

Уильям Моррис (1834-1896). Английский поэт, романист, график и дизайнер.

Четыре поэмы, написанные на артуровские темы, открывают первый и удостоившийся наиболее высоких похвал современников сборник стихов Морриса «Защита Гвиневеры и другие стихотворения» («Defence of Guenevre, and Other Poems», 1858). Эти поэмы, представляющие собой стихотворную реминисценцию ряда эпизодов из «Смерти Артура» Мэлори, сгруппированы по две: «Защита Гвиневеры» («Defence of Guenevre») и «Гробница Артура» («King Arthur"s Tomb») посвящены истории любви Ланселота и Гвиневеры, а более краткие «Сэр Галахад. рождественская мистерия» («Sir Galahad: A Christmas Mystery») и «Часовня в стране Лионесса» («Chapel in Lyoness») - поискам Грааля.

Как художник-иллюстратор Уильям Моррис рассматривал книгу как единое произведение искусства, в котором гармонично сочетаются все его элементы: шрифт, иллюстрации, поля, виньетки, рамки, заставки и буквицы, вплоть до расположения текста на странице, бумаги и переплета. Основным вкладом Морриса а «артуровское искусство» стало то влияние, какое он оказал на других художников. Моррис познакомил с произведениями Теннисона на артуровские темы своего близкого друга Эдварда Берн-Джонса, когда оба они учились в Оксфорде в 1853 г. В 1855 г. они вместе прочли «Смерть Артура» Мэлори, а в 1857 г. Моррис вслух читал этот эпос Берн-Джонсу и Данте Габриэлю Россетти, когда они все вместе работали в студии последнего. В набросках, разработанных Моррисом для произведений декоративного искусства (например, тканей и вышивок), он с успехом сочетал дизайн прерафаэлитов и артуровские мотивы. Моррис неизменно отдавал предпочтение Мэлори перед Теннисоном, и это оставило неизгладимый след на интерпретации артуровских легенд прерафаэлитами.

Артуровские легенды и мотивы весьма занимали Морриса, однако его кисти принадлежат лишь незаконченные наброски, такие как «Изольда на корабле» (1856), и лишь одна законченная акварель «Королева Гвиневера» (1858, Tate Gallery, London). Художник создал также одну из настенных фресок и потолочную фреску в большом проекте прерафаэлитов в Оксфорде (1857 г.) и руководил работами по созданию витражей в Данлопе (1862), для которых он разработал пять панелей. Принадлежащие ему фирмы (Morris Company Merton и Abbey Tapestry Works) спонсировали ряд артуровских проектов. Моррису принадлежит идея издания «Смерти Артура» с иллюстрациями Э. Берн-Джонса, которое предстояло выпустить в издательстве «Kelmscott Press»; весь роман Мэлори должен был выйти серией из восьми томов. Однако со смертью Морриса издание было прекращено.

Уильям Моррис (William Morris), текстильный дизайн:


Данте Габриэль Россетти (1828-1882). Английский художник XIX в.

Рыцарскими романами Средневековья Россетти заинтересовался еще в юности. Сюжет для первой своей картины на артуровскую тему «Гробница короля Артура» (частная коллекция) он придумал сам.

Следующим этапом его увлечения этой тематикой стало создание иллюстраций к проекту «Моксон-Теннисон»: Россетти сделал две иллюстрации к этому изданию. Позднее под влиянием Уильяма Морриса, в то время когда Моррис и его друг, художник Эдвард Берн-Джонс работали в его студии, Россетти увлекся Мэлори и стал вдохновителем проекта создания фресок для здания Дискуссионного Общества Оксфордского университета. Сюжеты для этих фресок были взяты из романа Мэлори. Согласно первоначальному плану, вкладом Россетти в этот проект должны были быть «Видение Ланселота о Святом Граале», «Ланселот в опочивальне королевы» и «Как сэр Галахад, сэр Борс и сэр Персеваль узрели Святой Грааль», однако две первые фрески известны только в набросках. Россетти также принимал участие в проекте Уильяма Морриса по созданию витражей на артуровские темы в Данлопе.

Поздние работы Россетти на артуровские темы представляют собой разработку уже использованных мотивов. Среди них «Как Грааль напитал сэра Галахада, сэра Борса и сэра Персеваля; но сестра сэра Персеваля умерла в пути» (1864, Birmingham City Gallery) и «Сэр Тристан и Изолда Прекрасная выпивают любовный напиток» (1867, Cecil Higgins Art Gallery, Бредфорд).

К концу 1860-х гг. Россетти задумал написание собственной Артурианы «Божий Грааль», которая так и не была завершена; к концу следующего десятилетия артуровские мотивы совершенно исчезли с его полотен.

Россетти оказал огромное влияние на «артуровское возрождение» в целом. Он побуждал браться за артуровские темы других художников, в том числе уже завоевавших известность, таких как Эдвард Берн-Джонс и Артур Хьюз. Его манеру обычно связывают с романтической гранью артуровской живописи. В стандартный викторианский репертуар Россетти привнес эротические и мистические мотивы.

Данте Габриэль Россетти (Dante Gabriel Rossetti), графика и живопись на артуровсую тему:

Начало пути

Английский живописец и мастер декоративно-прикладного искусства Эдвард Коли Берн-Джонс (1833-1898) родился в Бирмингеме в небогатой семье столяра-рамочника. Изначально Берн-Джон собирается посвятить жизнь Богу: с этой целью он поступает в Экситер-колледж Оксфорда и знакомится там с Уильямом Моррисом, поэтом и художником. Новая дружба переворачивает его жизнь. Общая страсть к искусству, увлечение средневековой историей и легендами, на которые столь богат был один из старейших городов Англии, впоследствии скажутся на творчестве Берн-Джонса. Орнаментальность его картин, их тщательно выверенная композиция и удлиненная, вытянутая, почти готическая вертикальная перспектива несут на себе печать средневекового духа.

Из статей авторитетного критика той эпохи Джона Рескина Берн-Джонс узнает о Братстве прерафаэлитов – группе молодых художников, провозгласивших своим идеалом простоту и искренность ранних итальянских мастеров. По их мнению, искусство было «идеальным» только до Рафаэля: после оно впало в манерничанье и изнемогало под тяжестью стереотипов и нежизнеспособных «образцовых» клише. Моделями прерафаэлитов становятся не античные статуи и слепки, а друзья, родственники, соседи. Колорит их картин не окрашен коричневыми тонами, как того требовала Академия, а искрится яркими, чистыми, свежими красками.

«Свадьба Психеи»

Берн-Джонс и Братство

Берн-Джонс проникается идеями Братства. Вместе с Моррисом они решают оставить богословие ради живописи. В 1856 молодые люди знакомятся с Данте Габриэлем Россетти, одним из лидеров Братства, и в том же году Берн-Джонс поступает на обучение к нему в мастерскую, где пропадает целыми днями. Со знакомства Берн-Джонса и Россетти в движении прерафаэлитов начинается новый этап. Поначалу Россетти все еще играет в Братстве первую скрипку, однако здоровье его постепенно ухудшается, и лидерство отходит к Берн-Джонсу.

Отныне упор делается на эстетизм и эротизм, стилизацию форм. Красота и художественный гений возводятся в культ, а круг тем вращается около Нового Завета и средневековых легенд. Формула Джона Китса — «красота есть единственная истина» — становится новым манифестом прерафаэлитов.

В своих художественных поисках Берн-Джонс обращается одновременно к религии (его влекут библейские сюжеты) и к литературе. Данте, Мэлори, Шекспир, средневековые легенды и рыцарские баллады – вот «ключ» к произведениям Берн-Джонса. Он пишет множество композиций на религиозные и мифологические темы, трактуя их в своем особом ключе.

«Артур на Аваллоне»

Композиции Берн-Джонса, помимо типичных для прерафаэлитов декоративной изощренности и романтической взволнованности, отличает плоскостность изображения, характерная, скорее, для средневековых икон и шпалер. Берн-Джонс отдает предпочтение более статике, нежели динамике; созерцанию, а не движению. Полотнам Берн-Джонса свойственна идеализация и эстетизация образов, отрешенность лиц и окостенелость похожих на статуи фигур.

Развитие стиля художника

В викторианскую эпоху искусство Соединенного Королевства встает перед необходимостью осмыслить имперскую роль своей страны. С этим связан рост интереса к наследию античности, к литературе и истории Британии, а также к ее легендам. В плеяде мастеров античных и средневековых сцен оказывается и Эдвард Берн-Джонс: в его «Пигмалионе» и «Короле Кофетуа» отчетливо прослеживается дидактика превосходства добродетелей души над земными богатствами.

«Сердце розы»

Берн-Джонс предпринимает несколько поездок в Италию, где ближе знакомится с творчеством художников итальянского высокого Возрождения: Мантенья, Боттичелли и Микеланджело производят на него неизгладимое впечатление. Под влиянием Рескина он начинает делать копии с полотен великих мастеров прошлого (особо Берн-Джонса влечет венецианская школа с ее пристальным вниманием к цвету и свету). Стиль и манера письма Берн-Джонса видоизменяются под воздействием этих путешествий.

Со временем Берн-Джонс проявляет все больший интерес к акварели (в 1864 того даже избирают в члены Старого общества акварелистов). Среди работ этого периода можно назвать два портрета Сидонии фон Бок и ее кузины Клары фон Девитц (в портретах заметны как ренессансные черты, так и влияние Россетти), а также композиции по мотивам баллады о Прекрасной Розамунде и королеве Элеоноре (к тем же сюжетам обращались и учитель Берн-Джонса, Россетти, и другой член Братства прерафаэлитов, Артур Хьюз).

«Любовь среди руин»

Годы сотрудничества с Уильямом Моррисом; прикладное искусство

Прерафаэлиты проповедовали новый взгляд не только на живопись, но и на декоративно-прикладное искусство. Типовым и бездушным промышленным изделиям они противопоставили искусно и с выдумкой созданные вручную вещи. В 1861 при поддержке Берн-Джонса Уильям Моррис открывает в Лондоне художественно-промышленную компанию. Фирма «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко» во многом держится на плаву благодаря проектам и рисункам Берн-Джонса (его работы поспособствовали возрождению английских художественных ремесел). Вместе с Моррисом он выполняет эскизы витражей и керамики, шпалер и гобеленов, причем Берн-Джон обычно отвечает за человеческие фигуры, а Моррис – за орнаменты. В трактовке лиц и фигур Берн-Джонс стремится к законченности, эмоциональности, и в этом расходится с Моррисом, который выступает за усиление начала декоративного.

Имя Берн-Джонса много значит и для издательства «Келмскотт Пресс», еще одного детища Уильяма Морриса. Берн-Джонс делал рисунки и эскизы для книг (за орнаменты, шрифты и титульные листы отвечал Моррис), в частности, для самого известного проекта издательства: «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера.

Мировое признание

В 1877 у Берн-Джонса состоялась первая выставка, на которую тот представил семь картин. Работы были выставлены в лондонской галерее Гровнор. Вплоть до 1887 Берн-Джонс регулярно принимает участие в ее салонах.

В самом начале деятельности прерафаэлитов критики отнеслись к их работам более чем прохладно. Им не понравился намеренный реализм картин, зачастую неприглядный, и отрицание живописных канонов. Однако заступничество Джона Рескина спасло новаторов, и вскоре объединение художников уже снискало себе заслуженную славу. Со временем Берн-Джонс приобрел необычайную популярность даже за пределами Англии: в 1882 на Всемирной выставке в Париже ему выпала честь вместе с Фредериком Лейтоном представлять собственную страну.

«Шиповник. Спящая принцесса»

Композиции, на которых выверенное изящество поз сочеталось с отрешенными взглядами погруженных в себя героев, были одновременно выражением исконно английского духа и художественного новаторства. Работы Берн-Джонса сильно повлияли на таких живописцев, как Уильям Уотерхаус, Баям Шоу и Кэдоган Купер. Заметно его влияние на творчество Обри Бердслея и прочих художников-иллюстраторов 1890-х. Имя Эдварда Коли Берн-Джонса стало последней значимой вехой на пути перехода от романтизма к символизму начала 1900-х.

Текст: Екатерина Майорова

Бёрн-Джонс Эдуард Картины и биография Эдуарда Бёрн-Джонса Бёрн-Джонс (Burne-Jones) Эдуард Коли (1833-1898), английский живописец, рисовальщик, мастер декоративно-прикладного искусства. Родился в Бирмингеме 28 августа 1833 в скромной семье столяра-рамочника. Принадлежал к младшему поколению прерафаэлитов. Стремясь к возрождению духовности и наивной поэзии средневекового и раннего ренессансного искусства, Бёрн-Джонс стилизовал формы своих произведений в духе итальянской живописи XV века. Декоративно-изощренные композиции Бёрн-Джонса на религиозные и мифологические сюжеты ("История Пигмалиона", 1869-1879, Бирмингем, Художественная галерея и городской музей; "Зеркало Венеры" 1872-1877, Лиссабон, Национальный музей старого искусства; "История Персея" после 1875, Штутгарт, Городское собрание; "Золотая лестница", 1876–1880, "Король Кофетуа и нищенка", 1880–1884, "Любовь среди руин", 1893, – все картины в Галерее Тейт, Лондон) отличаются чертами романтической взволнованности и идеализацииотличаются чертами романтической взволнованности и идеализации, гибким линейным ритмом, тяготением к орнаментальности. С 1853 года Берн-Джонс учится на богословском факультете в Экситер-колледже Оксфорда, но тяга к искусству оказалась сильнее, и с 18 года посещает студию живописи Данте Габриэла Россетти.

Между 1859 и 1873 годами Берн-Джонс совершает несколько путешествий в Италию, что позволяет ему лучше узнать творчество Мантеньи, Боттичелли и Микеланджело. Совершая поездку вместе с Джоном Рёскиным, убедившим живописца заняться копированием старых мастеров венецианской школы, Эдуард Берн-Джонс обновляет свою технику. В стиле художника с этих пор заметны признаки новых влияний, что в конце концов приносит ему славу и рыцарское звание, дарованное художнику как открывателю новой эпохи в искусстве.

В 1864 году он избран в члены Старого общества акварелистов. В 1877 году художник представляет свои произведения на первую выставку в галерее Гровнор и становится постоянным участником ее салонов вплоть до 1887 г.

Известность Берн-Джонса растет, выходя далеко за пределы Англии. В период царствования королевы Виктории британцы начинают все больше думать об имперской роли своей страны.

Эдуард Берн-Джонсс Снаряжение Персея 1885 Национальная галерея, ЛондонЭдуард Берн-Джонс Любовь среди руин 1893 Галерея Тейт, Лондон Эдуард Берн-Джонс Прикованная Андромеда 1885-1888, Частное собраниеЭдуард Берн-Джонс Пан и Психея 1870-1872 Эдуард Берн-Джонс Битва Персея с драконом 1878, Музей искусств, ШтутгартЭдуард Берн-Джонс Зловещая голова Медузы Горгоны, 1885 Возрастает интерес к античной литературе и к истории Древней Греции и Рима, а также к легендарному прошлому самой Британии. Эдвард Берн-Джонс становится мастером и античных и средневековых сцен, создавая работы, подобные серии "Пигмалион" или "Король Кофетуа и нищая девушка", в которых сквозит воспитательный мотив превосходства благородства души над земными богатствами. В 1882 году на Всемирной выставке в Париже Бёрн-Джонс вместе с Фредериком Лейтоном представляет Англию. В 1885 году Эвард Берн-Джонс избирается ассоциированным членом Королевской Академии Художеств.

Охотничьи угодья Купидонаа, 1885Последний сон короля Артура, 1881-1898Зеркало Венеры 1870-1876Колесо Фортуны 1875-1883Король Кофетуа и нищая, 1880-18844 Древо прощения 1881-1882Благовещенье 1876-1879Вифлеемская звезда 1887-1890Даная и медный замок 1888Мария Зэмбэко 1870 Шиповник. Спящая принцесса 1870-1890Афродита и Галатея 1868-1878Шиповник.

Заколдованный лес 1870-1890 В 1894 году Бёрн-Джонс получает титул баронета; приходит слава, увенчивая его наградами. Последние годы его жизни посвящены большим композициям на литературные темы. История движения прерафаэлитов закончилась вместе с творчеством Бёрна-Джонса, оставив мастерам XX века большое наследство благодаря возвышенной вере в искусство и творческим достижениям, изменившим отношение общества и художников к живописи, оформлению книги и декоративно-прикладному искусству. Живопись прерафаэлитов являет собой переход от романтизма к символизму начала ХХ столетия, который, может быть, правильнее было бы именовать неоромантизмом: он вновь открыл простор фантазии, устремлённости за пределы повседневности. Выполненные Бёрн-Джонсом для мастерских У. Морриса иллюстрации, эскизы гобеленов, мозаик, витражей, предметов декоративно-прикладного искусства способствовали возрождению английских художественных ремесел. Умер Бёрн-Джонс в Лондоне 17 июня 1898 года.

Искусство Франции. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности. Изделия из металла На заказ - значки, медали. Свое производство.

Э́двард Ко́ли Бёрн-Джонс (англ. Edward Coley Burne-Jones; 28 августа 1833, Бирмингем, Великобритания - 17 июня 1898, Лондон, Великобритания) - близкий по духу к прерафаэлитам английский живописец и иллюстратор, один из наиболее видных представителей движения искусств и ремёсел. Широко известен своими витражами.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в Бирмингеме 28 августа 1833 в скромной семье столяра-рамочника. В молодости хотел стать священником. Изучал теологию в Эксетер-колледже (Оксфордский университет). Здесь знакомится с Уильямом Моррисом, и оба, находясь под впечатлением картин прерафаэлитов, принимают решение отказаться от богословия ради живописи. Когда в 1856 году Данте Габриэл Россетти встречается с Уильямом Моррисом и Эдвардом Бёрн-Джонсом, это знакомство становится началом нового этапа в развитии движения прерафаэлитов.

В 1856 Бёрн-Джонс обручился с Джорджианой (Джорджи) Макдональд (1840-1920), одной из сестёр Макдональд. Она училась на художницу, и была сестрой старого школьного друга Бёрн-Джонса. В 1860 году пара поженилась. Джорджиана занялась созданием гравюр по дереву и подружилась с Джордж Элиот. (Другая сестра Макдональд вышла замуж за художника Эдварда Пойнтера, вторая - за владельца металлургических предприятий Альфреда Болдуина и стала матерью премьер-министра Стэнли Болдуина, а третья - матерью Редьярда Киплинга. Таким образом, Киплинг и Болдуин были племянниками Бёрн-Джонса).

Джорджиана родила сына Филиппа в 1861 году. Второй сын, рождённый зимой 1864 года, когда Джорджиана болела скарлатиной, умер вскоре после рождения. Затем семья переехала в дом № 41 на Кенсингтон-сквер, и их дочь Маргарет родилась там в 1866 году.

В 1864 году он избран в члены Старого общества акварелистов. В 1877 году художник представляет свои произведения на первую выставку в галерее Гровнор и становится постоянным участником ее салонов вплоть до 1887 г.

В 1867 году Бёрн-Джонс и его семья переехали в Гранж, дом 18ого века с большим садом в Фулеме. В течение 1870х Бёрн-Джонс почти не выставлял своих работ, переживая остро-враждебные нападки прессы и страстный роман (описанный как «эмоциональная кульминация его жизни») с греческой моделью Марией Замбако, закончившийся её попыткой совершить самоубийство, бросившись в канал Регента.

В эти тяжёлые годы Джорджиана стала близким другом Морриса, чья жена Джейн была влюблена в Россетти. Джорджи и Моррис могли быть влюблены друг в друга, но, если он и просил её оставить мужа, она отказала. В конце концов Бёрн-Джонсы, как и Моррисы, остались вместе, но Джорджи и Моррис были близки до конца жизни. Их сын Филипп стал известным портретистом и умер в 1926 году. Их любимая дочь Маргарет (умерла в 1953 году) вышла замуж за Джона Вильяма Мэкейла (1850-1945), друга и биографа Морриса, профессора поэзии в Оксфорде в 1911-1916 годах. Их дети Анжела Фиркель и Денис Мэкеил стали писателями.

В 1882 году на Всемирной выставке в Париже Бёрн-Джонс вместе с Фредериком Лейтоном представляет Англию. В 1885 году Эвард Берн-Джонс избирается ассоциированным членом Королевской Академии Художеств.

В 1894 году Бёрн-Джонс получает титул баронета; приходит слава, увенчивая его наградами. Последние годы его жизни посвящены большим композициям на литературные темы.

ТВОРЧЕСТВО

Принадлежал к младшему поколению прерафаэлитов. Стремясь к возрождению духовности и наивной поэзии средневекового и раннего ренессансного искусства, Бёрн-Джонс стилизовал формы своих произведений в духе итальянской живописи XV века.

Декоративно-изощренные композиции Бёрн-Джонса на религиозные и мифологические сюжеты (“История Пигмалиона”, 1869-1879, Бирмингем, Художественная галерея и городской музей; “Зеркало Венеры” 1872-1877, Лиссабон, Национальный музей старого искусства; “История Персея” после 1875, Штутгарт, Городское собрание; “Золотая лестница”, 1876–1880, “Король Кофетуа и нищенка”, 1880–1884, “Любовь среди руин”, 1893, – все картины в Галерее Тейт, Лондон) отличаются чертами романтической взволнованности и идеализацииотличаются чертами романтической взволнованности и идеализации, гибким линейным ритмом, тяготением к орнаментальности.


В двадцатидвухлетнем возрасте Бёрн-Джонс открыл для себя «Смерть Артура» Томаса Мэлори, и до конца своей жизни он создавал полотна, посвящённые этим легендам. Красота и таинственность древних преданий пленили Бёрн-Джонса ещё и потому, что это были христианские предания, построенные на тематике битвы добра и зла, греха и спасения. Как многие другие современники, которые потеряли свою веру в Бога, Бёрн-Джонс сохранил веру в христианские добродетели, романтическую любовь, благородство. За два года до смерти он писал: «Поразительно, но эта история о Святом Граале всегда была в моих мыслях… Есть ли в мире что-нибудь столь же прекрасное?»

Бёрн-Джонс много рисует обнаженное мужское тело. Его картины почти плоскостны, в них нет ярко выраженной игры светотени. Он делает упор на линию, а колорит его работ очень часто золотисто-оранжевый. Детализация и излишний реализм прерафаэлитов нехарактерны для Бёрн-Джонса. Его герои очень статичны, их лица отрешены, а позы скорее напоминают изящные позы статуй. На картинах почти нет динамики, только созерцание.

История движения прерафаэлитов закончилась вместе с творчеством Бёрна-Джонса, оставив мастерам XX века большое наследство благодаря возвышенной вере в искусство и творческим достижениям, изменившим отношение общества и художников к живописи, оформлению книги и декоративно-прикладному искусству.

Живопись прерафаэлитов являет собой переход от романтизма к символизму начала ХХ столетия, который, может быть, правильнее было бы именовать неоромантизмом: он вновь открыл простор фантазии, устремлённости за пределы повседневности. Выполненные Бёрн-Джонсом для мастерских У.Морриса иллюстрации, эскизы гобеленов, мозаик, витражей, предметов декоративно-прикладного искусства способствовали возрождению английских художественных ремесел.

Опубликовано: Февраль 8, 2018

Эдуард Коли Бёрн-Джонс

Эдуард Коли Бёрн-Джонс (Burne-Jones) (1833-1898), английский живописец, рисовальщик, мастер декоративно-прикладного искусства. Родился в Бирмингеме 28 августа 1833 в скромной семье столяра-рамочника.

Принадлежал к младшему поколению прерафаэлитов. Стремясь к возрождению духовности и наивной поэзии средневекового и раннего ренессансного искусства, Бёрн-Джонс стилизовал формы своих произведений в духе итальянской живописи XV века.

Декоративно-изощренные композиции Бёрн-Джонса на религиозные и мифологические сюжеты (“История Пигмалиона”, 1869-1879, Бирмингем, Художественная галерея и городской музей; “Зеркало Венеры” 1872-1877, Лиссабон, Национальный музей старого искусства; “История Персея” после 1875, Штутгарт, Городское собрание; “Золотая лестница”, 1876–1880, “Король Кофетуа и нищенка”, 1880–1884, “Любовь среди руин”, 1893, – все картины в Галерее Тейт, Лондон) отличаются чертами романтической взволнованности и идеализации, гибким линейным ритмом, тяготением к орнаментальности. С 1853 года Бёрн-Джонс учится на богословском факультете в Экситер-колледже Оксфорда, но тяга к искусству оказалась сильнее, и с 1856 года он посещает студию живописи Данте Габриэла Россетти.

Между 1859 и 1873 годами Бёрн-Джонс совершает несколько путешествий в Италию, что позволяет ему лучше узнать творчество Мантеньи, Боттичелли и Микеланджело . Совершая поездку вместе с Джоном Рёскиным, убедившим живописца заняться копированием старых мастеров венецианской школы, Эдуард Бёрн-Джонс обновляет свою технику.

В стиле художника с этих пор заметны признаки новых влияний, что в конце концов приносит ему славу и рыцарское звание, дарованное художнику как открывателю новой эпохи в искусстве.

В 1864 году Бёрн-Джонс избран в члены Старого общества акварелистов. В 1877 году художник представляет свои произведения на первую выставку в галерее Гровнор и становится постоянным участником ее салонов вплоть до 1887 г. Известность Берн-Джонса растет, выходя далеко за пределы Англии. В период царствования королевы Виктории британцы начинают все больше думать об имперской роли своей страны.

"Персей и морские нимфы" 1877


"Снаряжение Персея" 1885, Национальная галерея, Лондон

Любовь, ок. 1880

Библиотека шедевров - картины художника с отдельным описанием

Пигмалион и Галатея

Огни Божественности

Пигмалион и Образ. Сердечные Желания

Любовь среди руин

Песнь любви

Слияние душ

Страшная голова

Колючий кустарник

Обман Мерлина

Золотая лестница

Биография художника подробная

Сэр Эдвард Коли Бёрн-Джонс, 1-ый баронет Королевской Академии художеств (28 августа 1833 - 17 июня 1898) был британским художником и оформителем, близко связанным с более поздней фазой движения прерафаэлитов, который работал в тесном сотрудничестве с Уильямом Моррисом над широким спектром заказов по декоративному искусству как партнёр-основатель в Morris, Marshal, Faulkner & Co. Бёрн-Джонс был полностью вовлечён в возрождение традиции витражного искусства в Великобритании; его работа с витражами включает окна в Кафедральном соборе Святого Филиппа в Бирмингеме, Церкви Святого Мартина на площади Булл Ринг в Бирмингеме, Церкви Святой Троицы на Слоан-сквер в Челси, Церкви Святого Мартина в Брамптоне, Камбрия (церковь, спроектированная Филиппом Уэбом), Церкви Святого Михаила в Брайтоне, Церкви Всех Святых на Джезус-лейн в Кембридже, Колледже Святого Эдмунда и Церкви Христа, двух колледжах Оксфордского университета. Его витражи также представлены в Церкви Святой Анны, Браун-Эдж, Стаффордшир-Мурлендс и ​​Церкви Святого Эдуарда Исповедника в Чедлтоне, графстве Стаффордшир. Ранние картины Бёрн-Джонса показывают сильное вдохновение от Данте Габриэля Россетти, но в 1860-х годах Бёрн-Джонс нашёл собственный художественный «голос». В 1877 году его убедили показать восемь картин маслом в галерее Grosvenor Gallery (новый соперник Королевской академии). К ним относится «Зачарованный Мерлин». Время было подходящим, и его восприняли как предвестника и звезду нового движения, Эстетизм.

В дополнение к живописи и витражам, Бёрн-Джонс работал в различных ремёслах; включая создание дизайна керамической плитки, ювелирных изделий, гобеленов и мозаик.

Ранний период жизни

Эдвард Коли Бёрн Джонс (дефис появился позже) родился в Бирмингеме. Сын валлийца Эдварда Ричарда Джонса, багетчика на Беннетс Хилл, где синяя табличка отмечает детство живописца. Его мать Элизабет Коли Джонс умерла через шесть дней после его рождения, и воспитывал его горюющий отец и экономка Энн Сэмпсон, одержимо любящая, но малообразованная местная девушка, лишённая чувства юмора. Прежде чем изучать теологию в Колледже Эксетер в Оксфорде, Бёрн-Джонс учился в Бирмингемской королевской школе Эдварда VI с 1844 года и в Бирмингемской художественной школе с 1848 по 1852 год. В Оксфорде он стал другом Уильяма Морриса вследствие взаимного интереса к поэзии. Два студента Эксетера вместе с небольшой группой друзей Джонса из Бирмингема, известной как «Бирмингемская группа», быстро сформировали общество очень близких друзей, которое они назвали «Братством». Члены Братства читали Джона Раскина и Теннисона, посещали церкви и поклонялись Средневековью. В это время Бёрн-Джонс обнаружил «Смерть Артура» Томаса Мэлори, которая должна была оказать большое влияние в его жизни. В то время ни Бёрн-Джонс, ни Моррис лично не знали Габриэля Россетти, но на обоих сильно повлияли его работы, а встретил он его благодаря тому, что привлёк в качестве автора в свой журнал Oxford and Cambridge Magazine, который Моррис основал в 1856 году для продвижения своих идей.

Бёрн-Джонс намеревался стать служителем церкви, но под влиянием Россетти оба он и Моррис решили стать художниками, а Бёрн-Джонс покинул колледж, прежде чем получил степень, чтобы продолжить карьеру в искусстве. В феврале 1857 года Россетти написал Уильяму Белл Скотту:

«Два молодых человека, составители журнала Oxford and Cambridge Magazine, недавно приехали в город из Оксфорда и сейчас очень близкие мои друзья. Их имена - Моррис и Джонс. Они превратились в художников вместо того, чтобы заниматься любой другой деятельностью, к которой обычно ведёт университет, и оба являются людьми настоящего гения. Композиции Джонса - это чудеса завершающих художественных деталей, ничем непревзойдённые, кроме как, возможно, лучшими работами Альберта Дюрера».

Брак и семья

В 1856 Бёрн-Джонс обручился с Джорджианой «Джорджи» Макдональд (1840-1920), одной из сестёр Макдональд. Она училась на художника и была сестрой старого школьного друга Бёрн-Джонса. Пара поженилась в 1860 году, после чего она создавала собственные работы в ксилографии и стала близким другом Джорджа Элиота. (Другая сестра Макдональд вышла замуж за художника сэра Эдварда Пойнтера, ещё одна сестра вышла замуж за фабриканта железных изделий Альфреда Болдуина и была матерью премьер-министра Стэнли Болдуина, и ещё одна сестра была матерью Редьярда Киплинга. Таким образом, Киплинг и Болдуин были племянниками Бёрн-Джонса по браку).

Джорджиана родила сына Филиппа в 1861 году. Второй сын, родившийся зимой 1864 года, когда Джорджиана была тяжело больна скарлатиной, умер вскоре после рождения. Семья вскоре переехала на Кенсингтон-сквер 41, и в 1866 году там родилась их дочь Маргарет. В 1867 году Бёрн-Джонс и его семья поселились в Грэндж, доме 18-го века, расположенном в большом саду в Норт-Энд, Фулэм, Лондон. В течение большей части 1870-х годов Бёрн-Джонс не выставлялся, после волны сильно враждебных нападений в прессе и страстного романа (описанного как «эмоциональная кульминация его жизни») с греческой моделью Марией Замбако, который закончился её попыткой совершить самоубийство, сбросившись в Риджентс-канал. В эти трудные годы Джорджиана завязала тесную дружбу с Моррисом, чья жена Джейн влюбилась в Россетти. Моррис и Джорджи, возможно, были влюблены, но если бы он попросил её оставить мужа, она бы отказалась. В конце концов, Бёрн-Джонсы остались вместе, как и Моррисы, но Моррис и Джорджиана были близки всю оставшуюся жизнь.

В 1880 году Бёрн-Джонс купил проспектный дом (Prospect House) в Роттингдане, недалеко от Брайтона в Сассексе, в качестве летнего дома, а вскоре после соседнего дома Обри (Aubrey Cottage), построил Норт-Энд Хаус (North End House), отражая тот факт, что их дом в Фулэме был на Норт-Энд-Роуд. (Несколько лет спустя, в 1923 году, сэр Родерик Джонс, глава Reuters, и его жена, драматург и писатель Инид Багнолд, должны были добавить соседний готический дом к своей собственности, который стал вдохновением и настроил её на пьесу «Меловой сад»).

Его проблемный сын Филипп, ставший успешным художником-портретистом, умер в 1926 году. Его обожаемая дочь Маргарет (умерла в 1953 году) вышла замуж за Джона Уильяма Маккейла (1850-1945), друга и биографа Морриса и профессора поэзии в Оксфорде с 1911 по 1916 год. Их дети Анджела Тиркелл и Денис Макейл были романистами. В издании журнала для мальчиков Chums (№ 227, т. 5, от 13 января 1897 года) в статье о Бёрн-Джонсе заявлялось, что «... его внук-любимчик наказывался тем, что его отправляли в угол лицом к стене. Однажды, когда его отправили туда, он был рад обнаружить стену, красиво украшенную феями, цветами, птицами и кроликами. Его снисходительный дедушка использовал свой талант, чтобы смягчить скуку периода покаяния своего любимца».

Творческий путь

Ранние годы: Россетти и Моррис

Бёрн-Джонс однажды признался, что после того как он покинул Оксфорд он «нашёл себя в возрасте двадцати пяти лет, когда должен был в пятнадцать». У него не было постоянного обучения в качестве рисовальщика, и ему не хватало уверенности в науке. Однако уже созревала его необычайная способность придумывать как художника-декоратора; его ум, богатый знаниями о классической истории и средневекового романе, изобиловал живописными предметами, и упорным трутом он сформировал у себя полный набор навыков, свидетелем чего стали бесчисленные рисунки.

Работы первого периода все более или менее имеют оттенок влияния Россетти; но они уже отличаются от стиля старого мастера более лёгким, но менее интенсивным ощущением проработки образных деталей. Многие из них представляют собой изящно завершенные рисунки пером на велене, в том числе и «Восковое изображение» (1856) - один из самых ранних и лучших примеров. Несмотря на то, что предмет, материал и манера отражают вдохновение от Россетти , это была рука не просто ученика, а потенциального мастера. Это признал сам Россетти, который вскоре сознался, что у него не было больше ничего, чему можно было бы научить его.

Первый набросок Бёрн-Джонса маслом относится к тому же году, 1856 году, а в 1857 году он создал для Колледжа Брэдфилд первое из того, что должно было стать огромной серией картонов для витражей. В 1858 году он украсил шкаф «Рассказом настоятельницы» из «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера, его первая прямая иллюстрация произведения поэта, которого он особенно любил, и который вдохновил его на бесконечные сюжеты. Таким образом, мы видим, что художник рано занят во всех областях, в которых он должен был трудиться.

Осенью 1857 года Бёрн-Джонс присоединился к Моррису, Валентину Принсепу, Дж. Р. Спенсеру Стэнхоупу и другим в неудачной затее Россетти украсить стены Оксфордского союза. Ни один из художников не освоил технику фрески, и их картины начали слезать со стен до того, как были завершены. В 1859 году Бёрн-Джонс совершил своё первое путешествие в Италию. Он увидел Флоренцию, Пизу, Сиену, Венецию и другие места, и, похоже, счёл нежную и романтичную Сиену более привлекательной, чем любая другая школа. Влияние Россетти всё ещё сохранялось и, возможно, было видно сильнее, чем когда-либо прежде, в двух акварелях 1860 года, «Сидония фон Борк» и «Клара фон Борк». Обе картины иллюстрируют готичный роман 1849 года «Сидония фон Борк. Монастырская колдунья» Леди Уайльд (Джейн Уайльд), перевод «Sidonia Von Bork: Die Klosterhexe» (1847) Иоганна Вильгельма Мейнхолда.

Декоративное искусство: Morris & Co.

В 1861 году Уильям Моррис основал фирму декоративно-прикладного искусства Morris, Marshall, Faulkner & Co. с Россетти, Бёрн-Джонсом, Форд Мэдокс Брауном и Филиппом Уэббом в качестве партнёров, а также Чарльзом Фолкнером и Питером Полом Маршаллом, первый из которых был членом Оксфордского Братства, а последний друг Брауна и Россетти. В проспекте изложено, что фирма берётся за резьбу, витражи, металлические изделия, обои, чинц (набивная ткань) и ковры. С самого начала художественное оформление церквей было важной частью деятельности фирмы. Работа, показанная фирмой на Международной выставке 1862 года, привлекла много внимания, и в течение нескольких лет она процветала. Два крупных не церковных заказа помогли упрочить репутацию фирмы в конце 1860-ых годов: королевский проект во дворце Сент-Джеймс и «зелёная столовая» в музее Южного Кенсингтона (ныне Музей Виктории и Альберта) 1867 года, в котором были представлены фигуры Бёрн-Джонса на витражах и панелях.

В 1871 году фирма Morris & Co. отвечала за окна в Церкви Всех Святых, созданные Бёрн-Джонсом для Альфреда Болдуина, зятя его жены. Фирма была реорганизована в Morris & Co. в 1875 году, и Бёрн-Джонс продолжал вносить эскизы рисунков для витражей, а затем гобеленов до конца своей карьеры. Витражи в Соборе Церкви Христовой и других зданиях в Оксфорде принадлежат Morris & Co. благодаря рисункам Бёрн-Джонса. Стэнмор Холл был последним крупным заказом по декорированию, выполненным Morris & Co. до смерти Морриса в 1896 году. Это был также самый крупный заказ, выполненный фирмой, и включал в себя серию гобеленов, основанных на рассказе о Святом Граале для столовой с образами Бёрн-Джонса.

В 1891 году Джонс был избран членом Гильдии работников искусства.

Иллюстрация

Несмотря на известность, прежде всего как художника, Бёрн-Джонс был также иллюстратором, помогая эстетике прерафаэлитов обеспечить повсеместное просвещение. Кроме того, он создал оформление книги для книгопечатни Kelmscott Press с 1892 по 1898 год. Его иллюстрации появились в следующих книгах:

  • Сказочная семья Арчибалда Макларена (1857);
  • Рубайат Омара Хайяма Уильяма Морриса (1872);
  • Земной рай Уильяма Морриса (не завершена);
  • Работы Джефри Чосера Джефри Чосер;
  • Библейская галерея Далиэля (1881).

Живопись

В 1864 году Бёрн-Джонс был избран помощником Общества акварелистов (также известном как Старое общество акварелистов), а также выставлял, среди других работ, «Милостивого рыцаря », первую картину, которая полностью раскрыла его созревшую личность как художника. В течение следующих шести лет свет увидела серия прекрасных акварелей в той же галерее. В 1866 году госпожа Кассаветти поручила Бёрн-Джонсу нарисовать свою дочь, Марию Замбако, в картине «Купидон находит Психею», представление, которой привело к их трагическому роману. В 1870 году Бёрн-Джонс отказался от членства из-за разногласий по поводу его картины «Филлида и Демофонт ».

Черты Марии Замбако были явно узнаваемы в едва прикрытой тканью Филлиде (как и в нескольких из лучших работ Бёрн-Джонса), а явная нагота Демофона в сочетании с намёком на женскую сексуальную уверенность оскорбили викторианскую чувствительность. Бёрн-Джонсу было предложено внести небольшие изменения, но вместо этого «картину убрали не только со стен, но и из самого Общества».

В течение следующих семи лет, с 1870 по 1877 год, были выставлены только две работы художника. Это были две акварели, показанные в галерее Дадли в 1873 году, одной из которых была прекрасная «Любовь среди руин », уничтоженная двадцатью годами позже уборщиком, предположившим, что это масляная картина, однако позже восстановленная художником масляными красками. Этот тихий период, тем не менее, был одним из непрерывно продуктивных. До сих пор Бёрн-Джонс работал почти полностью в акварели. Теперь он начал несколько больших картин маслом, работая над ними по очереди и всегда имея несколько под рукой. Первая серия «Дикая роза», «Прославление Венеры», «Золотая лестница », серия «Пигмалион» и «Зеркало Венеры» входят в число работ, запланированных и завершенных или доведенных до конца в течение этих лет. Эти годы также ознаменовали начало сотрудничества Бёрн-Джонса с фотохудожником Фредериком Холлайером, чьи репродукции картин и, особенно, рисунки, представляли ли бы более широкую аудиторию в работах Бёрн-Джонса в ближайшие десятилетия.

Наконец, в мае 1877 года, наступил день признания благодаря открытию первой выставки галереи Grosvenor Gallery, на которой были показаны «Дни Творения», «Зачарованный Мерлин» и «Зеркало Венеры». Бёрн-Джонс следил за блестящим успехом этих картин с «Прославлением Венеры», «Песнью любви», «Паном и Психеей» и другими произведениями, выставленными в 1878 году. Большинство этих картин написаны яркими цветами. Изменения стали заметными в следующем году, 1879 году, в «Благовещение Пресвятой Богородицы » и в четырёх картинах, составляющих вторую серию «Пигмалион и образ »; первая картина, одна из самых простых и совершенных произведений художника, сдержанная и спокойная; в последней же была предпринята попытка разработать схему мягких и нежных оттенков, но она не увенчалась полным успехом. Подобная сдержанность цветов была характерной чертой «Золотой лестницы », впервые выставленной в 1880 году. Почти мрачное «Колесо Фортуны» было показано в 1883 году, а затем в 1884 году «Король Кофетуа и нищенка », в которой Бёрн-Джонс снова потворствовал своей любви к яркому цвету, усовершенствованной периодом самоограничения. Затем он обратился к двум важным сериям картин: «Дикая роза» и «История Персея», хотя они не были завершены в течение нескольких лет.

Бёрн-Джонс был избран членом Королевской академии в 1885 году, а в следующем году выставлялся (единственный раз) в ней, показывая «Глубины моря», картину с русалкой, утягивающей с собой юношу, из-за которого она бессознательно утопилась в порыве любви. Эта картина добавляет к обычно запоминающейся привлекательности трагическую иронию замысла и счастье исполнения, которые отличают её от других произведений Бёрн-Джонса. В 1893 году он официально отказался от членства. Одна картина из серии «Персей» была выставлена в 1887 году, и ещё две в 1888 году с «Данаей и медной башней», вдохновлённой легендой с таким же названием. В 1890 году вторая серия «Легенда о Дикой розе» была выставлена сама по себе и завоевала наибольшее восхищение. Огромная акварель «Звезда Вифлеема», написанная для муниципалитета Бирмингема, была выставлена в 1891 году. Длительная болезнь в течение некоторого времени препятствовала деятельности живописца, которая, при возобновлении была очень занята декоративными схемами. Выставка его работы проходила в галерее New Gallery зимой 1892-1893 годов. К этому периоду принадлежат несколько его сравнительно немногих портретов. В 1894 году Бёрн-Джонс стал баронетом. Плохое состояние здоровья снова прервало процесс создания работ, главной из которых была большая картина «Последний сон короля Артура в Авалоне ». Зимой, после его смерти, в галерее New Gallery была проведена вторая выставка его работ, а выставка рисунков (в том числе некоторые из очаровательно юмористических эскизов, сделанных для детей) в «Клубе изобразительных искусств Берлингтона».

Дизайн для театра

В 1894 году управляющий театром и актёр Генри Ирвинг заказал Бёрн-Джонсу дизайн декораций и костюмов для постановки «Короля Артура» Дж. Коминса Карра в театре «Лицеум», который был покровителем Бёрн-Джонса и директором галереи New Gallery, а также драматургом. В пьесе Ирвинг сыграл ведущую роль короля Артура, а Эллен Терри роль Гвиневры, а также совершил поездку по Америке после лондонского пробега. Бёрн-Джонс с энтузиазмом принял заказ, но был разочарован большей частью конечного результата. Он тайно написал своей подруге Элен Мэри Гаскелл (известной как Мэй): «Доспехи хороши - они забрали у меня все силы... Персеваль выглядит в них романтично... Я ненавижу сцену, не говорю, но ненавижу».

Эстетика

Картины Бёрн-Джонса были одним из направлений эволюционирующего эстетизма гобелена с 1860-х по 1880-е годы, в котором считалось, что искусство следует ценить как объект красоты, порождающий чувственный отклик, а не за историю или мораль, скрытую в предмете изображения. Во многом это противоречило идеалам Раскина и ранних прерафаэлитов. Цель Бёрн-Джонса в искусстве лучше всего высказана его собственными словами, написанными другу:

«Под картиной я подразумеваю красивый, романтический сон о чём-то, чего никогда не было, никогда не будет, в лучах ярче любого света, который когда-либо светил, и который на земле никто не может объяснить или запомнить, только желать, и фигуры божественно красивые, и затем я просыпаюсь с пробуждением Брюнхильды».

Ни один художник не был более верен своей цели. Решительно преследуемые идеалы склонны спровоцировать мировое негодование, и Бёрн-Джонс столкнулся, пережил и поборол невероятно большое количество гневной критики. Она была неуместной, поскольку была направлена на отсутствие реализма в его картинах. Земля, небо, скалы, деревья, мужчины и женщины Бёрн-Джонса не принадлежат этому мира, но они сами по себе являются миром, согласующимся с самим собой, и поэтому имеют свою собственную реальность. Наполненная красотой и странностью сновидений, она не имеет ничего от непоследовательности сна. Тем не менее, мечтатель всегда тот, чья природа пронизывает эти произведения, природу из сочувствия за счёт борьбы и напряженных действий. Мужчины и женщины Бёрн-Джонса тоже мечтатели. Именно это, более чем что-либо другое, отдаляло его от возраста, в котором он родился. Но у него было врождённое «сопротивление факту», которое отдаляло бы его от реальности любого возраста. Эта критика кажется более обоснованной, что обнаружило в нём недостаточность такой победоносной энергии и мастерства над материалами, что позволило бы ему осуществить свои концепции в их первоначальной глубине. Тем не менее, Бёрн-Джонс был необычайно активен в работе. Его усердие было неисчерпаемым, и должно было быть таковым, если он хотел идти в ногу с постоянным давлением своих идей. Какие бы недостатки, возможно, не имели его картины, у них всегда было фундаментальное достоинство композиции; они всегда были мысленным образом. От его задумов веяло романтическим настроением, склонным к открытию красивых сюжетов, и они внушали восторг от чистого и пёстрого цвета.

Признание

В 1881 году Бёрн-Джонс получил почётную степень Оксфорда и стал «почётным членом» в 1882 году. В 1885 году он стал президентом Бирмингемского общества художников. Приблизительно в это время он начал ставить дефис в своём имени, просто - как он позднее писал - чтобы не затеряться во множестве Джонсов. В ноябре 1893 года к нему подошли, чтобы узнать, примет ли он баронет по рекомендации уходящего премьер-министра Уильяма Эварта Гладстона, в феврале следующего года он юридически сменил своё имя на Бёрн-Джонс. Он был формально возведён в звание баронет Роттингдейна, в графстве Сассекс и Грэндж, в приходе Фулэм, в графстве Лондон в баронетстве Соединенного Королевства 3 мая 1894 года, но остался недоволен принятием награды, что претило его другу-социалисту Моррису и презиралось его женой Джорджианой, такой же социалисткой. Только его сын Филипп, который общался с несколькими принцами Уэльскими и унаследовал титул, действительно хотел этого.



А вообще все его картины довольно мрачны.

Гвиневера, спасаемая Ланселотом2





4

Бессмысленно спорить, что большинство нарисованных сюжетов из Библии совсем не вписываются в обычный интерьер. Но насколько же превосходно смотрятся витражи. Они потрясли меня даже больше, чем все эти совершенно очаровательные полотна.

Удивительно как много успел Берн-Джонс, этот великолепный мастер за свою недолгую жизнь! Композиции этого мастера на религиозные и мифологические сюжеты просто завораживают. Они очень романтичны и в то же время склонны к идеализации. В своих работах Берн-Джонс изображал и сюжеты античных и средневековых сцен. Они тоже хороши! В таких произведениях как "Король Кофетуа и нищая девушка", "Очарованный Мерлин", "Сердце жаждет" и "Душа достигает" из серии "Пигмалион" чувствуется превосходство благородства

души над земными богатствами. Очаровательно полотно в стиле "ню" - "Три грации". Из житейских сюжетов понравился семейный портрет "Джорджиана Берн-Джонс, дети Маргарет и Филип на заднем плане".



Творчество Берна-Джонса очень разнообразно - это не только картины на холсте, но и гобелены, витражи. Но их все объединяет некая мифичность, сказочность, они могли бы служить иллюстрациями к книгам такого рода. Фигуры его персонажей часто напоминают античные статуи, также воспевая красоту тела тождественную героизму, силе, мощи. Но в целом настроение работ зачастую подавляющее, гнетущее или наводящее на размышления. Художник использует во многих произведениях склоненную фигуру героя или героини -

Пан, нависающий над Психеей, и Психея, которая не может выпрямить спину и смотреть не него, как на равного; преклонивший колено Пигмалион; герой полотна "Плач", обессиленный горем; принцесса, привязанная к дереву... В них ощущается определенная несвобода, в большей или меньшей степени, которая тяготит, и это удручающее настроение передается и зрителю. Интересны портреты Берна-Джонса - работа, изображающая его жену, включает в себя и часть, посвященную детям. Причем это не портрет семьи, а именно жены. С детьми на заднем плане. Сразу становится понятно, что они - ее часть, неотъемлемый элемент портрета этой женщины. А насколько лаконичны, чисты, почти прозрачны изображения "Маргарет" и Сесиль Хорнер, где главной деталью являются глаза, а все остальное - лишь фон.