Чернышёв, Николай Михайлович. Художник николай чернышев

Николай Михайлович ЧЕРНЫШЕВ

1885.......................................................................1973

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901-1911) у С.А. и К.А. Коровиных, А.Е. Архипова, В.А. Серова, в Академии Р. Жюльена в Париже (1911), Академии художеств (1911-1915) у В.В. Матэ и других. Участник выставок с 1906 г., член общества "Маковец" с 1921 г., Общества московских художников, Ассоциации художников революционной России.
Участие Н.М. Чернышева в деятельности объединения "Маковец" - Союза художников и поэтов "Искусство-жизнь". (Маковец – название холма, где расположен монастырь Сергия Радонежского) было значимым этапом творческого развития художника. Собственно тогда сложился «личный» стиль мастера, гармонично соединивший традиции русского символизма с лиричностью портретной и пейзажной московской школы живописи и «неофициальным» искусством советского периода. Тонкая одухотворенность и подкупающая искренность "чернышевских образов" привлекают зрителя своей сдержанной глубокой красотой.
В портретах и картинах воспевал красоту ранней юности и девичества ("Девочка с букетом", 1928, ГТГ; "Пионерка", 1930, ГРМ; "Купание на озере", 1958, Брянский областной художественный музей). В его пейзажах ощущается родство с древнерусской живописью. Работал как портретист ("Автопортрет", 1914, ГТГ) и монументалист (фрески, мозаика - "Комсомолка", 1962, ГРМ). Его картины имеются также в музеях Волгограда, Костромы, Н. Новгорода, Н. Тагила, Омска, Перми, Петрозаводска, Саратова, Тамбова, Ярославля и других.

Николай Чернышев – известный русский живописец, монументалист, педагог, заслуженный художник РСФСР (1962).
Главная тема его творчества – это тема юности, как символа вечного обновления человека и природы. Образы юных девочек-подростков проходят через всё его искусство, являясь носителями чистоты и человечности. В период своего творческого расцвета (1920-1930), уже будучи заведующим отделением монументальной живописи во Вхутеине, Чернышев продолжал оставаться верным однажды найденной и выношенной как идеал, теме: он пишет «Девочку с книгой» (1927).
Показанная крупным планом фигура девочки «срезана» у колен краем холста. Фигура развёрнута в три четверти, что сообщает ей большую лёгкость и динамичность, усиливающуюся жестами рук (правая рука сжимает левую, удерживающую книгу). Тщательно отобраны немногочисленные детали: черный бант и коса, переброшенная на грудь, – всё вместе сообщает изображению законченность и монументальную значительность. Чернышев пишет не портрет в собственном смысле слова, создаёт не индивидуальный образ, но, как бы, типичное изображение хрупкой, грациозной городской девочки.
«Я рисовал не столько сходство, сколько выражение их юных ликов. Удивление, внутренняя взволнованность видениями открывающегося им мира …».

***
Художник-монументалист, автор книг "Техника стенных росписей" и "Искусство фрески в Древней Руси", воспитал целое поколение художников-монументалистов.
В графических работах любимая тема Чернышева - образы детей и подростков, пейзажи, образы древнерусских живописцев.

Автопортрет 1922


Автопортрет

"Земной рай"

"Выжимает рубашку" 1933

"Девочка с козленком" 1929

"Крым, Симеиз. Гора «Парус»"

"Закат на Сенеже"

"Купание на озере" 1958

"Купание на закате"

"Девушка с золотыми волосами"

"Девушка в голубой шапке"

"Венера" 1918

"Пионерки"

"Катя Чернышева"

"Песни революции" (Школа Айседоры Дункан) 1932

"Школа Дункан"


"Верба распустилась"



"Заплетает косу"
"Девочка с птицей" ->

"Автопортрет" 1918

"Голубой домик" 1921

"Во ржи" 1944

"Андрей Рублев и Даниил Черный" 1960

Основные даты жизни и творчества:

1885 - Родился 3 апреля (21 марта по старому стилю) в селе Никольском Тамбовской губернии Борисоглебского уезда (ныне Воронежская область).
1890 - После смерти отца семья переезает в Рязань.
1892 - Переезжает с матерью в Москву, заканчивает начальную школу, учится в Солодовниковском коммерческом училище.
1900 - Посещает воскресные, а позднее вечерние классы в Строгановском училище.
1901-1911 -Учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.А. Серова, А.Е. Архипова, К. Коровина.
1910 - Поездка летом в Париж по окончании курса Училища. Занятия в частной студии "Академия Жюльена". Изучает музеи Лувра, копирует картину Леонардо да Винчи "Мадонна в скалах".
1911 - Выполняет дипломную работу "Покинутая скамейка" и получает за нее звание художника живописи. 1911-1915 - Учится в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге, где работает по офорту в мастерской профессора В.В. Матэ и изучает технику монументальной живописи в мастерской профессора Д.И. Киплика.
1912-1914 - Принимает участие в отчетных выставках художественного училища при Академии художеств.
1913-1914 Вылолняет серию офортов и рисунков для гравирования "Мифологической азбуки".
1914-1916 Сотрудничает в московском литературно-художественном ежемесячном журнале "Млечный путь" (редактор-издатель журнала А.М. Чернышев, брат художника).
1916-1917 Отбывает воинскую повинность в царской армии на румынском фронте.
1917 Эвакуация с фронта по болезни в военный госпиталь.
1918 Принимает участие в оформлении первых революционных праздников в Москве. Вступает в Союз художников-живописцев Москвы.
1919 Призывается в Красную Армию: командируется как специалист во Вхутемас (Высшие художественно-технологические мастерские) на должносгь профессора по кафедре техники монументальной живописи.
1920-1928 Преподает технологию живописи во Вхутемасе. Приглашен также на должность профессора по мастерской монументальной живописи.
1921-1926 Участвует в организации одного из первых в Советской России объединения художников и поэтов "Искусство-жизнь" ("Маковец"), принимает активное участие в издании двух номеров журнала "Маковец", участвует во всех выставках обьединения.
1927-1930 Научный сотрудник, а затем и член-корреслондент Государственной Академии художественных наук (ГАХН).
1928-1940 Участвует в различных выставках советского искусства за рубежом (Кельн, Нью-Йорк, Лондон, Цюрих, Берн, Венеция и т.д.].
1928-1930 Преподает во Всесоюзном художественно-техническом институте (Вхутеин) в Москве, где заведует монументальным отделением на живописном факультете.
1930 Выходит в свет книга Н.М. Чернышева «Техника стенных росписей» 1933-1936 Председатель секции монументальной живописи Московского Союза художников.
1935 Учас

Полина Чернышева

ХУДОЖНИК О ХУДОЖНИКЕ

Номер журнала:

«Задача моей жизни - найти связующее звено между грандиозным наследием древнерусского искусства и задачами сегодняшнего дня. Отнюдь не воссоздать старое, из чего получилась бы стилизация, то есть нечто отмершее, не органическое. Но создать живое, гармоничное искусство наших дней, в которое верили бы все, отбросив споры и деление на секты...»

Николай Чернышев

Судьба даровала Николаю Михайловичу Чернышеву долгую жизнь - 88 лет. Народный художник РСФСР, профессор, живописец, график, монументалист, теоретик, педагог, он является примером беззаветного служения Родине, веры в духовные идеалы, верности культурной традиции, принципам высокого искусства.

Николай Михайлович родился в 1885 году в селе Никольское Тамбовской губернии. Детство было нелегким, но он упорно шел к своей цели. Творческий путь будущего художника начинался на заре века. В 16 лет по конкурсному экзамену он поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у таких выдающихся мастеров, как А.Е. Архипов, В.А. Серов, К.А. Коровин. Лекции в Училище читали историк В.О. Ключевский, знаток искусства В.Е. Гиацинтов, археолог П.А. Голубцов, который, как вспоминал Николай Михайлович, открыл для него «красоту древнерусской живописи».

В 1910 году Чернышев поехал в Париж, где посещал академию Жюльена, изучал шедевры европейского искусства в Лувре, знакомился с новейшей французской живописью. По возвращении из Франции он продолжил учебу в петербургской Академии художеств у профессоров В.В. Матэ и Д.И. Киплика. Постижение техники монументальной живописи в мастерской Киплика дало направление всей его дальнейшей деятельности.

Этап становления Чернышева как живописца и писателя связан с литературно-художественными журналами «Млечный Путь» и «Маковец» (их выпускал на свои средства его брат Алексей Михайлович Чернышев). Помимо рисунков в этих изданиях Николай Михайлович публиковал и свои эссе под псевдонимом Омутов. В 1921 году он участвовал в создании одного из первых в Советской России объединений художников и поэтов «Искусство — жизнь».

Под воздействием «Маковца», участники которого мечтали о возрождении духовности искусства, о преемственности и синтезе с наследием мастеров прошлого, сформировалась ведущая тема произведений Чернышева. «Творческое мое лицо определилось не сразу, мучительно искал я свою тему... И лишь в 1923—1924 годах начали вырисовываться контуры моих образов. С жаром я принялся за зарисовки подростков в детдомах, на детских площадках, в пионерских лагерях... К этому времени определился мой основной жанр — девочки-подростки в очаровании переходного возраста от детства к девичеству, полные строгости, чистоты и грации», — писал художник. Так появились картины «Раненый голубь», «Заплетает косу», «Отроковица», «Возвращение с купания». В своих героинях художник стремился передать не столько портретное сходство, сколько «выражение юных ликов», удивление, «внутреннюю взволнованность видениями открывающегося мира»...

Чернышев стоял у истоков советского монументального искусства, стал одним из крупнейших в стране специалистов в этой области. В течение многих лет он был профессором на кафедре монументальной живописи в Высших художественно -технических мастерских — Высшем государственном художественно-техническом институте в Москве (1920—1930), преподавал технику монументальной живописи в Институте пролетарского искусства в Ленинграде (1930—1931), в Училище памяти 1905 года (1932—1933) в Москве, в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова (1936—1938), воспитал целое поколение художников-монументалистов.

С юных лет и до конца жизни Николай Михайлович постигал творчество великих мастеров Древней Руси. В течение нескольких лет он кропотливо изучал технику стенных росписей Дионисия. Вместе со студентами побывал в Ферапонтове, где жил и творил «живописец пресловущий». Там, на берегу Бородавского озера, Чернышев нашел более 100 оттенков минеральных красок, содержащихся в разноцветных камнях. Результатом исследовательской работы стал фундаментальный труд «Искусство фрески в Древней Руси» (1954), который Николай Михайлович посвятил жене.

В 75 лет у Чернышева возник замысел написать цикл полотен «Мастера московской школы»; он видел в этом свой нравственный долг. Для портретов позировали такие замечательные художники, как В.А. Фаворский и С.Т. Коненков, в цикл вошли образы Андрея Рублева, Дионисия, Даниила Черного. Картина с изображением Алимпия Печерского — первого известного по имени русского иконописца — так и осталась стоять на мольберте после смерти Николая Михайловича. Она явилась своего рода завещанием, гимном всем художникам.

Илларион Голицын

Гимн юности

Мне кажется, образы тонконогих девчонок — главная любовь Николая Михайловича, которую он пронес через всю свою жизнь. Он жадно ловил их мимолетные движениями, которые, казалось бы, не поддаются фиксации (как, например, девчонка надевает перчатку на ходу). В его маленьких рисунках и акварелях ощущаются острый глаз и острая память, которые дали возможность запечатлеть эту трогательную красоту.

Хочется из массы произведений, созданных мастером, выделить все «девчоночьи» вещи. Какая получается песня красоте мира, одновременно тревожная в ее беззащитности и радостная!

Художник увлеченно рисовал сначала девочек студии Айседоры Дункан (он называл их «дунканши»), потом Тоню — свою будущую жену Антонину Александровну, потом трех дочерей. Жизнь счастливо одарила верного ей художника.

На его работах девочки, как птицы, взлетают на качелях, купаются с лодки на озере Мячино, выжимают намокшие платья, весело плещутся под душем, собирают камушки на берегу, заплетают косы, пугаются кого-то, ласково держат козленка, раненую птицу. Их фигуры сцеплены в остром силуэте, в свободных, вольных движениях; эти милые подружки в жизни и на холсте как бы все время чувствуют друг друга. Они входят в пейзаж, растворяясь в этом большом едином мире и сливаясь с теплым вечером там, где слушают соловья.

У Николая Михайловича есть ранняя акварель «Воспоминание о Новгороде» с изображением зеленых пространств, белых древних храмов у сизой воды и девичьей фигурки. Словно ловя момент затишья в мире, художник хочет осмыслить и утвердить эту зыбкую красоту. Тема единства красоты молодости и красоты древней русской земли звучит в его произведениях ярко и сильно. Но вскоре над новгородскими храмами, над тонконогими девчонками, над Волховом пронесется огонь войны, выжигая траву, уничтожая фрески, людей, птиц... И все творчество Чернышева — один протестующий крик: «Нет войне!».

С волнением смотришь на его фрески и мозаики. Прорись фрески, проведенная рукой художника, всколыхнула воспоминания о росписях в Ферапонтовом монастыре. Там я видел такой же рисунок, словно только что нанесенный на шероховатую поверхность стены рукой Дионисия. Монастырский сторож показал мне книгу Николая Михайловича Чернышева о древних фресках с дарственной надписью. Думаю, делая этот подарок художник надеялся: если узнают и поймут, что хранят, лучше будут беречь красоту.

Мне дорого в искусстве Николая Михайловича полное отсутствие «художественного шика». Его долголетний постоянный труд не был рассчитан на быстрый успех. В поисках истины он не думал об успехе. Внимательно и неторопливо работал, учился сам и учил других; весь процесс этот — жизнь в искусстве — доставлял ему радость.

Он стал подлинным мастером акварели, которую называл «фреска в миниатюре». Фаворский рассказывал, как в годы войны Чернышев, приехав в Самарканд, всех поразил и обрадовал акварелями — не просто этюдами с натуры; в них был запечатлен мир, где жили люди и всегда происходило что-то значительное и важное. Я глубоко убежден, что Чернышев — истинный монументалист, близкий по творческому дарованию древним мастерам Пскова, Новгорода, Белозерского края.

Мне всегда казалось, что Николай Михайлович не может разгневаться, вспылить, но иногда он очень остро говорил, отстаивая право художника быть смелым, дерзать. Он был широких взглядов на искусство и обладал талантом помогать другим. Я тоже ощутил эту поддержку. Как-то принес ему гравюру «Утром у Фаворского» (он попросил подарить), а потом получил в подарок от Николая Михайловича книгу «Иконы Сербии и Македонии». «За изображение незабвенного Владимира Андреевича Фаворского с внуком», — гласила дарственная надпись. Я эту книгу бережно храню.

Насыщенная творческая жизнь Николая Михайловича Чернышева отдана людям. Его скромность, внешняя незаметность обернулись яркой духовной силой. И сейчас своим искусством мастер продолжает звать к честной работе, учит совершенствоваться, любить людей, беречь русскую культуру. Он так говорил: «Помните всегда, как бы ни было трудно, о своем нравственном долге. Во всех делах будьте мужественны, тверды, будьте искренними и добрыми, а главное — веселыми, и я всегда будут с вами». Это всем нам напутствие.

Тарас Гапоненко

Бескорыстная преданность искусству

Начиная с юных лет и до конца дней Николай Михайлович Чернышев как художник и исследователь изучал творения великих мастеров Древней Руси. Став преподавателем, он старался и студентам передавать эти знания.

1920-е годы. Храмы закрываются, иконы и всю церковную утварь реквизирует государство. Кому нужны изображения святых, когда бушует «мировой пожар революции» и летят все «буржуазные» ценности? Нужны. В это страшное время Чернышев преподавал во Вхутемасе технику и технологию материалов монументальной живописи и говорил студентам о ценности древних фресок. Фаворский рассказывал о значении черного и белого пространств, а Чернышев объяснял, что самое великое — это древнерусская живопись. Голодные безграмотные студенты — дети рабочих и крестьян — ничего не понимали вначале. И вот эти великие педагоги Фаворский, Чернышев, Истомин внушили любовь к великому национальному достоянию.

Невзирая на гонения на Церковь, чистку и проверку профессорско-преподавательского состава, Фаворский на вопрос, верит ли он в Бога, отвечал: «Да, я верую». Чернышев, рискуя попасть в число пропагандистов религии, прививал студентам понимание иконописи, фрески. Рассказывая об иконах, связывал их сюжет с историей и литературой, бытом русского народа (это было как иллюстрация и становилось доходчивее, понятнее).

Отделение монументальной живописи занимало левое крыло здания, выходившее на Рождественку. У монументалистов царствовал Чернышев. Он ежедневно приходил в мастерскую и нес всю ответственность за отделение. В учебном процессе у нас студенты играли, как ни странно, активную роль. Предметная комиссия состояла из всех преподавателей, профессоров отделения и представителя студентов. Ее председателем был Чернышев.

Когда Николай Михайлович пришел в мастерские, были голые стены. Он попросил дворника принести песок, замесили известь и нанесли ее на стены. Студенты стали писать фрески. Он давал задания: составить штукатурку под фреску (мы должны были снять ямчугу, а потом размешивали эту известь, чтобы она была выдержанной), сочинить орнамент. Брали определенное количество извести, песка, пакли, резали ее, все это перемешивали, набрасывали на стену, затем — второй слой, а потом переводили рисунок с кальки путем продавливания или пунктиром и углем. Брали натуральные краски, размешивали, разводили в воде и писали по сырой штукатурке. Сдают студенты зачет — стена записана; потом ее скалывают и делают секко. Под руководством Николая Михайловича мы расписали школу на Зубовской площади: по эскизу сделали шаблон, а потом работали темперой.

Николай Михайлович был очень внимателен к студентам. Когда наступали каникулы, мы разъезжались кто куда. Он всегда интересовался, где были, много ли работ привезли. Возил нас в Псков, Владимир, Новгород, Киев, Ферапонтово. Показывая фрески, всегда рассказывал о композиции всей стены, ритме пятен, общем колорите, строе стен или всего храма. Это развивало наш вкус, делало нас художниками. В то время мы, студенты, еще не могли оценить всю важность тех поездок. Осознание пришло значительно позже. Пожалуй, только теперь.

Чернышев часто разрешал опаздывать на занятия, если мы оставались в древних русских городах и копировали фрески. В 1925 году он нашел со студентами замечательные цветные камешки на берегу Бородавского озера у стен Ферапонтова монастыря и доказал, что такими пигментами Дионисий расписывал храм. В лаборатории мастерской экспонировались образцы этих красок, для ознакомления с которыми приезжали иногородние специалисты.

Часто Николай Михайлович рассказывал студентам о Д.И. Киплике, об энкаустике. Зная немецкий язык, я начал переводить книгу О. Шмидта «Техника античной фрески и энкаустики». Узнав об этом, Чернышев хвалил меня, потом попросил А.Н. Тихомирова завершить перевод и сам написал предисловие.

В 1927 году монументальную мастерскую посетил Диего Ривера, он оставил такую запись: «Я весьма удовлетворен тем, что вижу усилия моих товарищей — художников СССР, вижу монументальную живопись — живопись революции, и я хочу видеть расписанными стены рабочих клубов, библиотек, заводов; видеть пролетариат учителем жизни своего народа». Приезжал Анри Барбюс — сухощавый, порывистый человек. Долго беседовал с Николаем Михайловичем о том, каких специалистов готовит отделение и где они будут востребованы у себя в стране.



Николай Михайлович Чернышев (1885-1973) родился в селе Никольском Тамбовской губернии. В 1901-1911 годах учился в Московской школе живописи, ваяния и зодчества, последние два года – в мастерской В.А. Серова. Летом 1910 несколько месяцев провел в Париже, в мастерской Жюльена. В 1911-1914 годах занимался в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге, где изучал технику офорта, а главное – технику монументальной живописи. Первая известность пришла к художнику в 1915 году, когда появились его рисунки к "Мифологической азбуке", названные критиками "чудом графической поэзии" (А.А. Сидоров). В них начался длившийся всю жизнь своеобразный диалог Чернышёва с античностью ("Красота, спорящая с античностью, а подчас и превосходящая ее").

В 1921 году Н.М. Чернышёв стал членом Союза художников и поэтов "Искусство – жизнь", в 1922 году переименованного в "Маковец". Участие в этом объединении сыграло решающую роль в судьбе художника, в окончательном выборе им собственного творческого пути. Под воздействием "Маковца", участники которого мечтали о возрождении высокого искусства, о синтезе, о преемственности с мастерами прошлого, определилась ведущая тема в творчестве Чернышёва – юность, зарождающиеся и ещё не осознающие себя красота и грация. Тогда же окончательно выявился интерес мастера к монументальному искусству, которому впоследствии он отдал немало сил.

На протяжении многих лет внимание художника привлекали теория и практика монументального искусства. В этой области Чернышёв стал одним из крупнейших в стране специалистов. Результатом изучения древнерусской живописи явились книги "Техника стенных росписей" (1930), "Искусство фрески в Древней Руси" (1954). Художник писал статьи и доклады, участвовал в создании мастерских монументальной живописи, выступал консультантом и экспертом, выполнил ряд монументальных работ. В конце 1950-х он обратился к мозаике. Созданная Н.М. Чернышёвым в 1957 году мозаичная композиция "Девочка с голубем" вызвала большой интерес и стимулировала развитие этой техники в отечественном искусстве.

Многие годы художник активно преподавал: во Вхутемасе-Вхутеине, в ленинградском Институте пролетарского изобразительного искусства. Эта деятельность завершилась в 1949 году после массового увольнения преподавателей Московского государственного художественного института, среди которых был и Чернышёв.

В одной из рукописей Николай Михайлович Чернышёв писал: Душа художника – словно Эолова арфа... Надо чутко прислушиваться к хаосу звуков, чтобы найти один созвучный себе. И искать его надо не ради оригинальности, а для выявления своих образов, своих эмоций, из которых складывается лицо художника.

Выставочные залы Государственного музея А.С. Пушкина

Где находятся (адрес)
119034, г. Москва, Денежный переулок, 55/32

Ближайшая станция метро
метро «Смоленская» 300 метров

Дни и часы работы выставочных залов
кроме понедельника и последней пятницы месяца,
с 10.00 до 18.00,
по четвергам с 12.00 до 21.00

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901-1911) у С.А. и К.А. Коровиных, А.Е. Архипова, В.А. Серова, в Академии Р. Жюльена в Париже (1911), Академии художеств (1911-1915) у В.В. Матэ и других. Участник выставок с 1906 г., член общества "Маковец" с 1921 г., Общества московских художников, Ассоциации художников революционной России.

Художник-монументалист, автор книг "Техника стенных росписей" и "Искусство фрески в Древней Руси", воспитал целое поколение художников-монументалистов.
В графических работах любимая тема Чернышева - образы детей и подростков, пейзажи, образы древнерусских живописцев.

Автопортрет 1922

Автопортрет

"Земной рай"

"Выжимает рубашку" 1933

"Девочка с козленком" 1929

"Крым, Симеиз. Гора «Парус»"

"Закат на Сенеже"

"Купание на озере" 1958

"Купание на закате"

"Девушка с золотыми волосами"

"Девушка в голубой шапке"

"Венера" 1918

"Пионерки"

"Катя Чернышева"

"Песни революции" (Школа Айседоры Дункан) 1932

"Школа Дункан"

"Верба распустилась"

"Заплетает косу"
"Девочка с птицей" ->

"Автопортрет" 1918

"Голубой домик" 1921

"Во ржи" 1944

"Андрей Рублев и Даниил Черный" 1960

Основные даты жизни и творчества:

1885 - Родился 3 апреля (21 марта по старому стилю) в селе Никольском Тамбовской губернии Борисоглебского уезда (ныне Воронежская область).
1890 - После смерти отца семья переезает в Рязань.
1892 - Переезжает с матерью в Москву, заканчивает начальную школу, учится в Солодовниковском коммерческом училище.
1900 - Посещает воскресные, а позднее вечерние классы в Строгановском училище.
1901-1911 -Учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.А. Серова, А.Е. Архипова, К. Коровина.
1910 - Поездка летом в Париж по окончании курса Училища. Занятия в частной студии "Академия Жюльена". Изучает музеи Лувра, копирует картину Леонардо да Винчи "Мадонна в скалах".
1911 - Выполняет дипломную работу "Покинутая скамейка" и получает за нее звание художника живописи. 1911-1915 - Учится в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге, где работает по офорту в мастерской профессора В.В. Матэ и изучает технику монументальной живописи в мастерской профессора Д.И. Киплика.
1912-1914 - Принимает участие в отчетных выставках художественного училища при Академии художеств.
1913-1914 Вылолняет серию офортов и рисунков для гравирования "Мифологической азбуки".
1914-1916 Сотрудничает в московском литературно-художественном ежемесячном журнале "Млечный путь" (редактор-издатель журнала А.М. Чернышев, брат художника).
1916-1917 Отбывает воинскую повинность в царской армии на румынском фронте.
1917 Эвакуация с фронта по болезни в военный госпиталь.
1918 Принимает участие в оформлении первых революционных праздников в Москве. Вступает в Союз художников-живописцев Москвы.
1919 Призывается в Красную Армию: командируется как специалист во Вхутемас (Высшие художественно-технологические мастерские) на должносгь профессора по кафедре техники монументальной живописи.
1920-1928 Преподает технологию живописи во Вхутемасе. Приглашен также на должность профессора по мастерской монументальной живописи.
1921-1926 Участвует в организации одного из первых в Советской России объединения художников и поэтов "Искусство-жизнь" ("Маковец"), принимает активное участие в издании двух номеров журнала "Маковец", участвует во всех выставках обьединения.
1927-1930 Научный сотрудник, а затем и член-корреслондент Государственной Академии художественных наук (ГАХН).
1928-1940 Участвует в различных выставках советского искусства за рубежом (Кельн, Нью-Йорк, Лондон, Цюрих, Берн, Венеция и т.д.].
1928-1930 Преподает во Всесоюзном художественно-техническом институте (Вхутеин) в Москве, где заведует монументальным отделением на живописном факультете.
1930 Выходит в свет книга Н.М. Чернышева «Техника стенных росписей» 1933-1936 Председатель секции монументальной живописи Московского Союза художников.
1935 Участвует в оформлении Дома пионеров и октябрят в Москве.
1935-1948 Принимает участие в организации и работе мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР.
1936-1949 - Преподает в Московском художественном институте.
1941 Эвакуируется после начала Великой Отечественной войны с семьей в Нальчик, затем - в Тбилиси и Самарканд.
1942-1944 Живет и работает в эвакуации в Самарканде. Преподает в эвакуированных из Москвы и Ленинграда художественных вузах. Создает серию работ акварелей и маслом, посвященных Самарканду.
1945 - Делает доклад в Академии художеств в Ленинграде «Александр Иванов как крупнейший монументалист XIX столетия».
1954 - Выходит в свет книга Н.М. Чернышева "Искусство фрески в древней Руси".
1960 - Участие в групповой выставке "Фаворский, Чернышев, Фрих-Хар, Кардашев".
1961 - Вышла в свет первая монография о творчестве Н.М. Чернышева (написанная искусствоведом Д.С. Бубновой).
1962 Присвоено почетное звание заслуженного художника РСФСР.
1963 Проходит с большим успехом персональнов выставка (совместно со скульптором Крандиевской).
1970 Присвоено почетное звание Нородного художника РСФСР.
1973 14 сентября Николай Михайлович Чернышев умер.

Николай Михайлович Чернышев

"Пионерка Деревцева"

"Портрет Елисеевой" 1921

"Пионеры" 1923

"Девочка в пальто" 1926

"Девочка с букетом"

"Автопортрет"

Мы полагаем, что возрождение искусства возможно лишь при строгой преемственности с великими мастерами прошлого и при безусловном воскрешении в нем начала живого и вечного.

Наше искусство выходит не из изобретательских фантазий, не из одного чувства формы, неизбежного для художника. Мы ценим то высокое чувство, которое порождает искусство монументальное. Мы знаем, что монументальным искусство становится, лиш ь овладев высокой степенью мастерства<...>.

Наступает время светлого творчества, когда нужны незыблемые ценности, когда искусство возрождается в своем бесконечном движении и требует лишь яростной мудрости вдохновленных.

«Наш пролог »*

Один из корифеев отечественного изобразительного искусства, «последний из могикан», как его называли современники в конце 1960-х, Николай Михайлович Чернышёв (1885-1973) прожил долгую, насыщенную событиями и творческими впечатлениями жизнь. Волею судеб и житейских обстоятельств, переехав с семьей в начале ХХ века из российской глубинки в Москву и проявляя неистребимый интерес к рисованию, он представил свои рисунки для поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). И на удивление всем был принят, начал заниматься своим любимым делом.

По свидетельству художника, решающую роль в его творческом становлении сыграло создание в 1921 году в Москве общества «Маковец» (первоначальное название - «Искусство - жизнь»). Деятельность «Маковца» в художественной жизни 1920-х годов ассоциируется прежде всего с Василием Чекрыгиным. Что касается Чернышёва, то он не только поддерживал все организационные начинания группы, о чем свидетельствуют архивные материалы и дневниковые записи Николая Михайловича, хранящиеся в семье художника. Его можно назвать одним из главных «летописцев» общества с момента его зарождения и до той поры, когда оно прекратило свое существование. Для членов «Маковца» характерно стремление к искусству бытийному, к мощному синтезу, монументальности. Этим идеям в полной степени соответствовало искусство В.Н. Чекрыгина и Н.М. Чернышёва, а также отчасти А.В. Шевченко и К.Н. Истомина.

Упомянем и другое творческое сообщество, сформировавшееся вокруг журнала «Млечный путь» (первый номер вышел в свет в 1914 году) и ставшее своеобразным предтечей «Маковца». Николай Чернышёв был одним из активных создателей «Млечного пути». Он уже окончил МУЖВЗ, где учился у таких выдающихся мастеров, как Валентин Серов, Абрам Архипов, Константин Коровин. Последний высоко оценил эскиз дипломной работы Чернышёва под названием «Покинутая скамейка» и дал напутствие, пронесенное молодым художником через всю жизнь: «<...> Пишите больше вот что здесь, на улице, у вас перед глазами. Всем пишите, пробуйте себя во всем. <...> Лучше жить в норе и, терпя всякие лишения, наслаждаться своим искусством. <.> Знайте Веру, Надежду и Любовь, и во всех лишениях помните эти три. Если одну из них забыл - погиб».

В те же годы Николай Чернышёв открывает для себя красоту древнерусского искусства. Толчком к этому стали лекции историка В.О. Ключевского, искусствоведа В.Е. Гиацинтова, археолога А.П. Голубцова. В дальнейшем древнерусская тема, фигурирующая и в манифесте «Маковца», займет большое место в жизни Чернышёва - автора труда «Искусство фрески в Древней Руси» (вышел в свет в 1954 году) и художника, посвятившего серию картин мастерам древнерусской живописи.

В 1910 году происходит еще одно знаковое событие в жизни Чернышёва: на заработанные заказными портретами деньги он едет в Париж. «В Париже я восторгался одновременно и Сезанном, и Пювис де Шаванном, копировал Леонардо да Винчи», - пишет он в своем дневнике.

Еще год спустя, получив звание художника-живописца в МУЖВЗ, Чернышёв отправляется в Петербург для занятий в Академии художеств. Он работает в графической мастерской профессора В.В. Матэ, изучает монументальную живопись у профессора Д.И. Киплика... Но душа Чернышёва была в Москве, среди тяготевших к журналу «Млечный путь» единомышленников.

Журнал «Млечный путь» был задуман как ежемесячный, не принадлежащий какому-либо литературному направлению и ориентированный в основном на начинающую талантливую молодежь. Главным редактором и издателем был Алексей Михайлович Чернышёв - поэт, старший брат Николая. Он не только безвозмездно и бескорыстно вкладывал в издание журнала все заработанные средства, но и отдавал ему всю душу.

Николай всячески помогал брату в создании журнала. Он предложил название «Млечный путь», выполнил обложку к первому номеру, печатал свои новеллы под псевдонимом «Омутов» и «О-ов». Вместе с М.А. Добровым и Н.И. Яныченко он создал обложку и виньетки первых пяти-шести номеров за 1914 год, тематически связанные с названием издания. Издательская марка, нарисованная В.С. Бартом для журнала «Млечный путь», сохранилась и в «Маковце».

В критических статьях «Млечного пути» начинает вырисовываться эстетическая программа, отдельные положения которой найдут продолжение в программе общества «Маковец». В «Млечном пути» собрались литераторы и художники, вошедшие впоследствии в «Маковец» (А.М. Чернышёв, Н.Н. Ливкин, сам Николай Чернышёв, В.С. Барт). С журналом сотрудничали художники Н.И. Яныченко, И.А. Скуйе, Н.А. Тырса, В.А. Чернов, М.С. Родионов, П.И. Львов, П.А. Шиллинговский, А.С. Ястржембский, М.И. Кури л ко, скульптор С.Д. Эрьзя и другие. По отношению к авангардистским проявлениям в искусстве 1910-х годов позиция журнала была умеренно-скептической, что отчетливо видно из рецензии на выставку «Бубнового валета» или на петербургскую выставку Наталии Гончаровой...

Именно в «Млечном пути» Н.М. Чернышёв почувствовал и понял самое главное в тогдашней национальной русской культуре - единство всех ее сторон и проявлений. А.А. Блок писал: «Россия - молодая страна, и культура ее - синтетическая культура. Русскому художнику нельзя и не надо быть "специалистом". Писатель должен помнить о живописце, архитекторе, музыканте; тем более - прозаик о поэте и поэт о прозаике. <...> Так же, как неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия, неотлучимы от них и друг от друга - философия, религия, общественность, даже - политика. Вместе они и образуют единый мощный поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры. Слово и идея становятся краской и зданием; церковный обряд находит отголосок в музыке <...>». В этом смысле история союза художников и поэтов «Искусство - жизнь» (будущий «Маковец») демонстрирует единение разных творческих личностей, их тесное общение, стремление к осуществлению общей идеи - идеи возрождения искусства.

В 1911-1916 годах рождается великолепная графическая серия Николая Чернышёва «Мифологическая азбука», специально созданная для журнала «Млечный путь» и тесно связанная с поэтичными новеллами художника, опубликованными во многих номерах. Творчество Чернышёва этого периода носит в себе черты сознательной ориентации на прошлое (что отчасти оказывается сродни пассеизму объединения «Мир искусства»). Так, «Автопортрет», портрет поэтессы Марии Папер (оба - 1915), Кнута Гамсуна (1913) и брата Михаила (1915) вызывают аллюзии с работами Гольбейна...

Исторические события прервали художественные поиски Н.М. Чернышёва. Первая мировая война, румынский фронт, госпиталь, где его застала победа советской власти, оформление первых революционных праздников - все это на определенное время отвлекло его от занятий искусством. Но уже в конце 1910-х - начале 1920-х годов он начинает много экспериментировать с приемами кубизма и футуризма («Натюрморт с красным ведром», 1919; «Город», 1920; «Голубой домик», 1921; «Дома и деревья», 1921).

В своих дневниках художник писал: «Начиная с 1918 года, еще будучи в рядах Красной армии, я был захвачен французской живописью Щукинского музея, ставшего к тому времени общедоступным. В течение некоторого времени я находился под влиянием главным образом Пикассо. С изучением Пикассо начинается более углубленное, профессиональное распознавание живописи. Происходит полный разрыв с учебой, начинается радостное творчество. Вспоминаю его как светлый период в своем развитии».

Вернувшись к художественной деятельности, Николай Михайлович продолжает поиски своей темы. Он рисует то, что бросается в глаза, с болью в сердце изображает разоренную военной разрухой Москву, беспризорных, делает серию зарисовок слепых в приюте. Эти рисунки лаконичны, остро характерны - ни одной лишней детали, ни одной ноты унижающей жалости. Простота, ясность, точность. «Так возник цикл рисунков "На улицах Москвы" (1917-1922), в которых создан трагический образ города времени разрухи Гражданской войны».

В начале 1920-х Николай Чернышёв много работает в студии Айседоры Дункан. Художника привлекли внешнее изящество юных танцовщиц, их исполнение в духе современности. Именно в этот период, на рубеже 1910-1920-х годов, под лозунгом «Искусство - жизнь» создается объединение художников, вскоре переименованное в «Маковец».

Многое из того, что декларировал «Маковец», было близко и созвучно интересам Н.М. Чернышёва - его тяге к непосредственному наблюдению, увлечению монументальным и древнерусским искусством. В период существования «Маковца» начал складываться его характерный, узнаваемый стиль. В первом номере журнала (1922) был напечатан графический рисунок Чернышёва, изображающий тоненькую девушку с веткой в руках. При всей схематичности рисунка в нем впервые встречается «чернышёвский» образ хрупкой юности. «В 1923-1924 годах начали вырисовываться контуры моих образов, - вспоминал художник. - С жаром принялся я за зарисовки подростков в детдомах, на детских площадках, в пионерских лагерях, в трудовой школе, на детских технических станциях, на пионерских парадах и слетах». Так мастер находит свою тему... 1920-е и 1930-е годы можно считать порой возмужания в творчестве Чернышёва. Все особенности, составляющие основу его искусства, были развиты именно тогда. В этот период складывается его самобытный стиль.

Тема синтетического искусства, соответствовавшая программным установкам «Маковца», по-своему реализовывалась в творчестве Чернышёва. Не случайно одной из последних незаконченных картин мастера из цикла, посвященного мастерам древнерусской школы, стал образ Алипия Печерского, оставшийся на его мольберте.

В этой связи надо вспомнить о поездках Н.М. Чернышёва по древнерусским городам вместе с С.В. Герасимовым, М.С. Родионовым и М.А. Добровым, о его книгах по технике стенных росписей, о статьях, посвященных Александру Иванову и Андрею Рублеву, фрескам Дионисия и краскам, которыми они были написаны, о творческом общении с В.А. Фаворским и осмотре с И.Э. Грабарем разрушенных в годы войны храмов Новгорода и Пскова для выяснения возможности их восстановления. Одним словом, именно под воздействием духовно-нравственных и культурно-синтетических устремлений, провозглашенных в «Маковце», сформировалась целостность творчества Н.М. Чернышёва.

Истоки образного романтизма, присущего искусству Чернышёва, нужно искать в той же программе «Маковца». Теоретическая установка общества опиралась на развитие идеи «вечности», что предполагало утверждение непреходящих эстетических и нравственных ценностей. В творчестве маковчан одновременно живут связь с натурой и стремление к «преображению природы», желание в случайном, обыденном открыть черты «являющейся, но не явленной в мир красоты».

Одна из особенностей творчества Николая Чернышёва - его любовь к созданию тематических вариаций, настойчивое возвращение к определенному пластическому образу. Художник ищет, пробует себя в многочисленных повторах одного и того же мотива. Художественный образ меняется при этом лишь в нюансах: к примеру, прослеживается четкая линия от картины «Пух летит» (1958) через вариант «Обнять весь мир» (1962) к полотну «Земной рай» (1970).

В письме брату от 24 марта 1960 года по случаю его 80-летия Н.М. Чернышёв пишет: «Посеянные тобою семена "Млечного пути" и "Маковца" начинают давать или скоро начнут давать всходы. Теперь ты едва ли встретишь образованного искусствоведа, который не знал бы о них. Правда, есть еще мракобесы и злопыхатели, которые стараются сделать из этого жупел. Но есть и такие, которые видят в них неугасимую искру глубокого искусства».

Идеалом «Маковца» был реализм, объединяющий русскую школу и европейскую художественную мысль, - реализм не мелкого быта, подробных описаний и натуралистических деталей, а духовный реализм, осененный красотой и силой человеческого разума, высоких душевных устремлений. В подтверждение этих слов можно привести дневниковые записи Чернышёва: «Красота - это то, что возвышает дух человека. <...> Красота редка, и это закономерно. Если бы ее сконцентрировать, то она испепелила бы смертных (ее увидевших). Не потому ли она рассеяна всюду, и, чтобы ее заметить, надо всегда быть начеку». Эти идеи пронес через всю свою жизнь и творчество Николай Михайлович Чернышёв.

Вот как он определил свое творческое кредо: «Задача моей жизни - найти связующее звено между грандиозным наследием древнерусского искусства и задачами сегодняшнего дня. Отнюдь не воссоздать старое, из чего получилась бы стилизация, то есть нечто отмершее, неорганическое. Но создать живое, гармоническое искусство наших дней, в которое верили бы все». В этом заключается идеал «Маковца», воплощению которого посвятил свою «жизнь в искусстве» Николай Чернышёв.

* Маковец. М., 1922. С. 3-4

  1. Архив семьи Н.М. Чернышёва.
  2. Виньетки и репродукции изображают, как правило, одинокие фигуры, прогуливающиеся лунной ночью, «окуляр» звездного неба в «венке» из облаков, изящные силуэты и абрисы слегка стилизованных зверей и птиц, нежные профили женских головок и т.п. Они словно призывают «сдавленных тяжелыми объятиями повседневности, прикованных к земле цепями суетных забот и страданий людей» поднять взор туда, «где безмятежно мерцает напоминающий о вечной, нетленной красоте Млечный путь» (Чернышёв А.М. Вступая в ряды периодической печати. // Млечный путь. 1914. №1. С. 1).
  3. Илюхина Е.А. Художественное объединение «Маковец» // Маковец. 1922-1926: Сборник материалов по истории объединения и каталог выставки в Государственной Третьяковской галерее. М., 1994. С. 8.
  4. Argos // Млечный путь. 1914. №5. С. 12.
  5. Цит. по: А.А. Блок «Без божества, без вдохновенья» (Цех акмеистов) // Впервые опубликовано: сборник «Современная литература». Л., 1925.
  6. Народный художник РСФСР Николай Михайлович Чернышёв. 1885-1973. М., 1978. С. 30.
  7. Народный художник РСФСР Николай Михайлович Чернышёв. 1885-1973. Каталог выставки произведений. Составители Л.И. Громова, П.Н. Чернышёва. М., 1990. С. 12.
  8. Маковец. 1922. №1. С. 10.
  9. Народный художник РСФСР Николай Михайлович Чернышёв. 1885-1973: Каталог выставки произведений / Составители Л.И. Громова, П.Н. Чернышёва. М., 1990.
  10. Вендельштейн Т.Б., Илюхина Е.А. и др. Маковец 1922-1926: Сборник материалов по истории объединения. М., 1994. С. 12.
  11. Цит. по: Минина Ю.Л., Чернышёва П.Н. А.М. Чернышёв и его журнал «Млечный путь» // Дельфис. 2011. №3. С. 107.
  12. Из дневниковых записей Н.М. Чернышёва // Архив семьи художника.
  13. Из дневниковых записей Н.М. Чернышёва // Там же.