Черты российской ментальности. Российский менталитет: что значит быть русским человеком? Отношение к государству

В книге о Германии и немецком менталитете («Наблюдая за немцами», «Германия без вранья» и др.), которая переиздавалась с обновлениями, мне приходилось сравнивать немцев с нами. Не все читатели со мной соглашались, но я им всем благодарен: в спорах родилась книга, которую вы держите в руках. Для кого она написана? Для каждого любознательного человека, который не пребывает в счастливой уверенности, что он уже все знает. Эта книга предназначена прежде всего жителям России. Она может также помочь иностранцам понимать русских, находить с ними общий язык, быстрее и легче адаптироваться в России.

Кто мы, почему мы такие и куда идем? Чем мы поражаем и привлекаем иностранцев? Правда ли, что русская душа загадочна, и в чем ее секреты? Правда ли, что совсем иной была Россия, которую мы потеряли? Почему именно в России государство впервые провозгласило целью построение коммунизма? Как повлияли русские на остальной мир? Почему в России, богатейшей по своим ресурсам стране, люди живут беднее, а главное, не так уютно, как в развитых странах? Можно ли, поняв русский характер, ответить на вопрос, что делать, и предсказать, что нас ждет? Меняются века, правители, законы, но понимаем ли мы, куда движемся и что нам мешает? Может быть, для этого нам нужно понять самих себя и еще раз посмотреть в зеркало? Неприятно? Вспомним Гоголя – он к своему «Ревизору» взял эпиграфом пословицу «На зеркало неча пенять…». Кто-то скажет, что зеркало кривое? Но даже в аттракционе с кривыми зеркалами взглянуть на себя со стороны интересно, да и посмеяться над собой не помешает. Мне довелось не только долго жить в России, но и немало времени провести за рубежом. После этого многое здесь становится понятнее. Эта книга основана на моих личных впечатлениях, согласующихся с исследованиями социологов. Они дополнены материалами зарубежной и российской прессы.

На Западе русским приписывают лень, пьянство и бескультурье, тогда как отечественные авторы порой отрицают реальные проблемы. Дискуссии не смолкают – о русском менталитете есть и будут написаны сотни книг и статей: тема неисчерпаема. Я признателен авторам, с которыми мне удалось познакомиться, и сожалею, что нет возможности всех перечислить. Упомяну хотя бы кое-кого из юмористов – Жванецкого, Задорнова, Иртеньева, Горина, Шаова, Янковского, Мелихана, авторов метких высказываний по этой теме.

Традиционные представления не учитывают того, что в последнее время образ жизни русских, менталитет и система ценностей заметно изменяются. Чрезвычайно важно, в каком направлении идут эти изменения и к чему это приведет. В Интернете спрашивают: «Можно ли усреднять всех русских? Все очень перемешались. У меня и моих знакомых родословная от узбеков и чеченцев до немцев, англичан и прибалтов». Отвечу: цель книги – выявить основные, распространенные черты русских, не обязательно принадлежащие каждому из них. Речь идет о чертах, присущих, на мой взгляд, большинству или даже меньшинству, если такие черты встречаются и заметно влияют на нашу жизнь. Если в книге русские с кем-то сравниваются, то в первую очередь с народами развитых и особенно европейских стран. Потому что Россия – страна высокой культуры, близкой к европейской. У любого народа есть свои плюсы и минусы, и вы не найдете даже двух совершенно одинаковых людей. Кое-кому слово «менталитет» кажется окаменевшим правилом, в которое лично его пытаются втиснуть, а это не более чем «средняя температура по больнице», которая даже у нас на глазах меняется и которую каждый измеряет по-своему. О русском менталитете у каждого читателя наверняка есть свое мнение, и он найдет, что мне возразить. Я стремился согласовать свои соображения с исследованиями социологов, дополнить их материалами зарубежной и российской прессы, и все же книга основана, прежде всего, на моих личных впечатлениях. Все, что сказано в книге, – это лишь мои взгляды и оценочные суждения. Каждый имеет право на другие взгляды, и я не претендую на истину в последней инстанции. Напротив, желательно, чтобы эта книга дала повод для размышлений и споров. В споре рождается истина – при условии, что обе стороны спорят с взаимным уважением.

Нельзя не восхищаться нашим народом, сумевшим освоить огромную территорию и создать великую культуру в труднейших условиях. Хотя большинство россиян – милые и симпатичные люди, это, конечно, не исключает в русском характере противоречий или изъянов. Хочу успокоить читателя – автор никем не завербован и не подкуплен. Если, уважаемый читатель, у вас болит душа за свою страну и вы хотите, чтобы жизнь в ней стала лучше, то вы, безусловно, патриот и эта книга адресована вам. А если вы ничего не хотите менять, потому что убеждены: все, что вас здесь окружает, – лучшее в мире? Если вы считаете, что говорить о недостатках могут только враги? Тогда вы – тоже патриот. Но патриот иного рода, и я советую вам эту книгу не читать: она не для вас.

В частях первой и второй речь пойдет о первых впечатлениях иностранцев при встрече с русскими, то есть о тех чертах русских, которые бросаются в глаза. Постепенно мы перейдем к таким чертам, которые требуют более близкого знакомства.

Я благодарен моей жене Галине Томчиной за неоценимую и главную помощь в редактировании книги, а также Ольге Папышевой, Максиму Томчину, Леониду Захарову, Михаилу Ицыксону и Льву Шапиро, прочитавшим книгу в рукописи, за их ценные замечания.

Часть первая. Иностранцы о России. Первые впечатления

Россия узнаваема для западного человека, но в каких-то моментах совершенно непредсказуема. Это совсем другая культура, совсем другое общество… Мы, глядя на вас, как в зеркало, видим себя по-новому.

Э. Миллер

Россию населяют люди более сотни национальностей – россияне. Но мне больше нравится слово «русские». Так я буду называть всех, кто считает русский язык и культуру родными и себя считает русским. За границей всех жителей России называют русскими. Есть анекдот: в лифте гостиницы едут два японца, татарин, русский, украинец и армянин. Один японец тихо говорит другому: «Посмотри на этих русских – все на одно лицо!» Какими бы разными жители России ни были, у них много общего.

«Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит», – сказал Владимир Даль. У царя Николая II не было и одной сотой доли русской крови, но он был русским человеком. Немало «инородцев» внесли в русскую цивилизацию важнейший вклад. Среди них Пушкин, Лермонтов, Фонвизин, Карамзин, Левитан, Багратион, Витте, да и сам Даль. По мнению журналиста Л. Парфенова, «особенно массово и ярко переходили в «русскость» немцы, грузины и евреи». Еврей Левитан был русским художником, а немка Екатерина II – русской императрицей. «Нельзя же считать, что любой воспитанный в русской культуре (будь он китайцем или армянином по фамилии Хачикян) может причислить себя к русским. Даже если нянька в детстве читала ему русские сказки», – пишет в Интернете Наталья В. А Надежде К. не понравилось высказывание Пушкина о русских, и она уверяет, что «он как раз не русский». Себя она считает настоящей русской, хотя ее русский язык хромает. Что толку с ними спорить? Пусть борцы за чистоту русской крови считают нашего классика эфиопским поэтом. А Окуджаву – грузинским или русскоязычным поэтом, но не русским.

Иностранцев коренные жители России лихо переименовывали. Гамильтон? Значит, будешь Хомутов. Коос фон Дален? Козодавлев! Герой рассказа М. Веллера, английский инженер, женился на русской и остался жить в России. Уолтер (у нас Болт) спился и научился сшибать у магазина двугривенные. Все его любили «как доброго безвредного дурачка, от которого жизнь интереснее». Китайцы, живущие в сибирских городах, уже во втором поколении начинают пить, парятся в бане и работают без прежнего рвения. «В России даже у евреев вырастают славянские скулы», – заметил Ф. Энгельс. Русские проявляют редкую способность понимать человека и узнавать своих с первого взгляда. Философ Василий Розанов сто лет назад сказал: «Посмотришь на русского остреньким глазком, посмотрит он на тебя, и все понятно, никаких слов не надо. Вот чего нельзя с иностранцем». Шутники говорят, что русские – это люди, которым удается выжить в России. Может быть, людей сплачивают общие трудности? Общая судьба и язык – вот что объединяет всех русских.

ГОУ ВПО

«Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко»

Реферат на тему:

«Характеристика особенности российского менталитета».

Выполнила: студентка П-509

Лямина О. С.

Воронеж 2009

Менталитет - это одно из основных понятий современного гуманитарного знания. Оно включает в себя главные характеристики этноса и является одним из ведущих критериев при сопоставлении наций друг с другом.

Менталитет является предметом рассмотрения нескольких гуманитарных наук, каждая из которых вносит свою черту в определение данного понятия. Современный Философский энциклопедический словарь трактует менталитет как образ мышления, общую духовную настроенность человека или группы ограничиваясь лишь изучением мышления. Энциклопедический словарь Терра Лексикон под данным понятием подразумевает определенный образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку ил общественной группе. В такой трактовке отсутствует упоминание о языке как о важной составляющей менталитета, а из культурных особенностей, вероятно, учитываются только особенности поведения.

Односторонняя трактовка не является особенностью только лишь современной науки. Менталитет как самостоятельный предмет исследования стал рассматриваться в 20-30-е гг. XX в. В начале XX века термин «ментальность», видимо, применялся двояким образом. В обычной речи этим в некоторой степени модным термином обозначались предпочтительно коллективные системы мироощущения и поведения, «формы духа». В это же время он появляется и в научном лексиконе, но опять же как «образ мыслей» или «особенности мироощущения».

Существует много определений что такое менталитет, приведем не которые из них:

Менталитет – это особая «психологическая оснастка» (М. Блок), «символические парадигмы» (М. Элиаде), «господствующие метафоры» (П. Рикер), «архаические остатки» (З. Фрейд) или «архетипы» (К. Юнг), «… присутствие которых не объясняется собственной жизнью индивида, а следует из первобытных врожденных и унаследованных источников человеческого разума».

Термин менталитет зародился во Франции. Он встречается уже в отдельных работах Р. Эмерсона в 1856 г. Кроме того, У. Раульф на основе анализа французской публицистики рубежа XIX-XX вв. пришел к выводу, что смысловой заряд слова менталитет образовался до того[ Раульф У. История ментальностей. К реконструкции духовных процессов. Сборник статей. - М., 1995. С. 14], как термин появился в обыденной речи.

Принято считать, что в научный терминологический аппарат категорию менталитет одним из первых ввел французский психолог и этнограф Л. Леви-Брюль после публикации своих работ. В своей сущности ментальность представляет собой исторически переработанные архетипические представления, через призму которых происходит восприятие основных аспектов реальности: пространства, времени, искусства, политики, экономики, культуры, цивилизации, религии. Рассмотрение ментальных особенностей сознания той или иной социальной группы позволяет проникнуть в «скрытый» слой общественного сознания, более объективно и глубоко передающий и воспроизводящий умонастроения эпохи, вскрыть глубоко укоренившийся и скрытый за идеологией срез реальности - образов, представлений, восприятий, который в большинстве случаев остается неизменным даже при смене одной идеологии другой. Это объясняется большей, по сравнению с идеологией, устойчивостью ментальных структур.

Еще Ж. Ле Гофф отмечал, что «менталитеты изменяются более медленно, чем что-нибудь другое, и их изучение учит, как медленно шествует история»[ Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». - М., 1993.- С.149.]. Если идеология, с теми или иными отклонениями, в целом развивается поступательно, так сказать линейно, то в рамках ментальности представления изменяются в форме колебаний различной амплитуды и вращений вокруг некой центральной оси. В основе подобного движения и развития ментальности лежит определенный образ жизни.

Итак, ментальность - весьма насыщенное содержанием понятие, отражающее общую духовную настроенность, образ мышления, мировосприятие отдельного человека или социальной группы, недостаточно осознанное, большое место в котором занимает бессознательное.

Ментальные характеристики русской культуры характеризуются целым рядом специфических особенностей, которые обусловлены тем, что любая попытка представить русскую культуру в виде целостного, исторически непрерывно развивающегося явления, обладающего своей логикой и выраженным национальным своеобразием, наталкивается на большие внутренние сложности и противоречия. Каждый раз оказывается, что на любом этапе своего становления и исторического развития русская культура как бы двоится, являя одновременно два отличных друг от друга лица. Европейское и азиатское, оседлое и кочевое, христианское и языческое, светское и духовное, официальное и оппозиционное, коллективное и индивидуальное - эти и подобные пары противоположностей свойственны русской культуре с древнейших времен и сохраняются фактически до настоящего времени. Двоеверие, двоемыслие, двоевластие, раскол - это лишь немногие из значимых для понимания историк русской культуры понятий, выявляемых уже на стадии древнерусской культуры. Подобная стабильная противоречивость русской культуры, порождающая, с одной стороны, повышенный динамизм ее саморазвития, с другой, - периодически обостряющуюся конфликтность. внутренне присущую самой культуре; составляет ее органическое своеобразие, типологическую особенность и называется исследователями бинарностыо (с лат. двойственность).

Бинарность в строении русской культуры - несомненный результат пограничного геополитического положения Руси-России между Востоком и Западом. Россия, по всей своей истории и географии, столетиями являлась евразийским обществом, то стремившимся сблизиться со своими европейскими соседями, то тяготевшим по всему строю жизни к азиатскому миру.[ Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1994.]

Это была (со времен Золотой Орды) страна пограничной цивилизации. Деятелями культуры Запада Россия воспринималась как страна иного, неевропейского порядка. Так, Г. Гегель даже не включал русских в свой перечень христианских народов Европы. Многие наблюдатели приходили к выводу, что Россия - некий евразийский гибрид, в котором нет четких признаков ни той, ни другой части света. Освальд Шпенглер утверждал, что Россия - кентавр с европейской головой и азиатским туловищем. С победой большевизма Азия отвоевывает Россию, после того как Европа аннексировала ее в лице Петра Великого[ Цитата приводится по книге Россия и Запад: Диалог культур. М., 1994.].

Кроме того, культурно-исторические парадигмы в русской истории наслаивались друг на друга: один этап еще не завершился, в то время как другой уже начался. Будущее стремилось осуществиться тогда, когда для этого еще не сложились условия, и, напротив, прошлое не торопилось уходить с исторической сцены, цепляясь за традиции, нормы и ценности. Подобное историческое наслоение этапов, конечно, встречается и в других мировых культурах - восточных и западных, но в русской культуре оно становится постоянной, типологической чертой: язычество сосуществует с христианством, традиции Киевской Руси переплетаются с монгольскими новациями в московском царстве, в петровской России резкая модернизация сочетается с глубоким традиционализмом допетровской Руси и т. д. Русская Культура на протяжении столетий находилась та историческом перекрестке, с одной стороны, модернизационных путей цивилизационного развития, свойственных западноевропейской культуре, с другой, - путей органической традиционности, характерных для стран Востока. Русская культура всегда стремилась к модернизации, но модернизация в России шла медленно, тяжело, постоянно тяготилась однозначностью и заданностью традиций, то и дело восставая против них и нарушая. Отсюда и многочисленные еретические массовые движения, и удалая жажда воли (разбойники, казачество), и поиск альтернативных форм власти (самозванчество) и т. п.

Ментальные характеристики русской культуры исторически закономерно складывались как сложный, дисгармоничный, неустойчивый баланс сил интеграции и дифференциации противоречивых тенденций национально-исторического бытия русского народа, как то социокультурное равновесие (нередко на грани национальной катастрофы или в связи с приближающейся ее опасностью), которое заявляло о себе в наиболее решающие, кризисные моменты истории России и способствовало выживанию русской культуры в предельно трудных для нее, а подчас, казалось бы, просто невозможных общественно-исторических условиях и обыденных обстоятельствах как высокая адаптивность русской культуры к любым, в том числе прямо антикультурным факторам ее более чем тысячелетней истории.

Русскому менталитету присущ абсолютизм - что находит отражение даже в русском языке: частотность таких слов, как «абсолютно», «совершенно» - так же, как синонимичных им «ужасно», «страшно» - более чем в десять раз выше в русском языке, чем, скажем, в английском. И сама синонимичность тех и других понятий рисует образ глобальных, потрясающих и экстремальных перемен. Порой они выходят за рамки рационального и разумного, поскольку коллективный разум, как и идеология, есть сохранение существующего - и ради радикального изменения требуется опрокинуть и его тоже.

Постоянная потребность в принципиально новом дает стремление активно перенимать чужое (столь же быстро предавая забвению свое: пренебрегая им как отжившим). Русской мысли нередко ставили в вину обращение к иностранному наследию, за отсутствием своего собственного. Однако при этом не указывали обратную сторону медали: способность усвоения и воплощения чужих идей как общечеловеческих. Именно постоянное стремление к принципиально иному, новому, как и восприятие универсализма (объективности) идей дает возможность взращивать их на своей почве.

Второй русской чертой является выход за рамки своего: не только на уровне общества, но прежде всего на уровне личности, что проявляется в преодолении межличностных барьеров. Эта черта ярко видна всем, кто был за границей: русские стремятся объединять своих и чужих, в любых условиях организуя коллективное взаимодействие. Им легко удается это сделать, в отличие от представителей других наций, и это связано с отсутствием страха и наличием привычки вторгаться в самую суть чужой жизни, переступая личностный барьер и преодолевая изолированность индивидуальности. Обычно это качество обозначают как «русскую душевность». Иностранцы же нередко воспринимают его как агрессию: нападение на личность. Для подавляющего большинства наций границы личности святы, и психологический барьер между душами непреодолим.

Понятие нравственности неразрывно связано с очень значимым для русского менталитета понятием правды - что подтверждает русский язык. Русское слово «правда» не только имеет высокую частотность в русском языке по сравнению с другими, но и эпитет «мать» (правда-матка, правда-матушка), живописующий кровную близость правды человеку, его изначальное лоно и прибежище. А также и синоним «истина», означающий высшую правду: правду в духовном смысле, что смыкает его с понятием истока нравственности и идеала.

Можно смело сказать, что стремление к объединению людей/народов идеалом или некоей универсальной идеей является типичным для нашего характера. Исполняя такую роль, Россия (русский человек) имеет лицо перед другими народами (людьми).

Также важны для русского менталитета понятия души: как особого внутреннего, значимого мира - и судьбы, соотносящейся со смирением и выражением «ничего не поделаешь». Такие понятия души и судьбы как уникальные: присущие только русскому языку.

Эта черта характера в физическом отношении подтверждается более чем полугодовой спячкой природы и внешней пассивностью в этот период - на фоне которой происходит внутреннее, бессознательное брожение психики, предрасполагающее к глубинно-религиозному восприятию (в последнее время появились исследования, доказывающие, что краткость светового дня способствует медитации, хотя также и депрессии). Следствием этого становится философская глубина душевной жизни, проявленная в первую очередь даже не у философов, а у писателей, чьи произведения завоевали мировую известность (Толстой или Достоевский). Когда умолкает ясный разум, говорят образы. На то, что русская философия выражает себя в художественной литературе ярче, чем в рационально-логических концепциях, неоднократно указывали историки русской философии, среди них Э.Л.Радлов и А.Ф.Лосев.

Нации, лишенные столь продолжительного вынужденного снижения физической активности (неизбежного в нашем климате, как бы ни влиял на нее ныне напряженный, насильственный социальный ритм жизни), не развивают такой эмоционально-душевной философской глубины.

Так же в формировании ментальных особенностей русской культуры огромную роль сыграло русское православие. Оно придало внутреннюю определенность менталитету русского народа и в течение последнего тысячелетия определяет духовный потенциал нации. Православная вера выполняет для русского национального менталитета роль духовного стержня или духовной субстанции. Православие не проповедовало идеи предопределения. И потому ответственность за грехи, творимые по собственной воле, ложилась на грешника. Это было понятно и приемлемо. Православие в этом контексте тождественно эмоционально-художественному строю русского менталитета: оно отражает русскую приверженность абсолютным духовным ценностям, максимализм, образно-символическое построение отечественной национальной культуры.

Исторические условия существования, пространственная среда, православная религия и русская православная церковь как социокультурный институт наложили неизгладимый отпечаток на русский национальный менталитет.

Православная вера есть особое, самостоятельное и великое слово в истории и системе христианства. На православии основан русский национальный дух и национальная нравственность, уважение и любовь ко всем племенам и народам.

Нравственно-религиозная доминанта порождает ряд особенностей русского культурного менталитета. Во-первых, ни у одного народа не было христианской идеи на национально-государственном уровне, только у русских. Во-вторых, русский народ способен к религиозно-философскому мышлению. В-третьих, только русским свойственно познание мира религиозной интуицией, в отличие от Запада. В-четвертых, из всех европейских народов славяне и особенно русские являются наиболее склонными к религии, ибо они веровали в древности в единого Бога, а в нашем монотеистическом язычестве было предчувствие Христа и Богородицы, а христианские понятия, такие как Бог, рай, пекло, бес были исконно славянскими.

Ментальной характеристикой русской культуры, которая была обусловлена православием являются особенности отношения к частной собственности, богатству и справедливости в российском менталитете. В экономическом опыте русских доминировал не экономический интерес, а сложившаяся моральная экономика, которая главной целью имеет выживание. Поэтому люди отказывались от экономических успехов и связанного с ним риска, от тех ценностей, которые кажутся естественными в современной либеральной цивилизации. Имущественные отношения для основной массы населения носили трудовой характер, а достижения материального благополучия не являлись самоцелью. Отсюда в характере русских относительное безразличие к материальному богатству, индивидуальной собственности. Отсутствие традиций частной собственности в России есть православный взгляд на богатство, которое не есть результат труда, оно посылается Богом и дается не для скопления и хранения, но для благоугодного к ближним полезного употребления. Внимание сосредоточено на праведном употреблении богатства, а не стяжании его. Богатство должно служить человеку, а не наоборот. Доход не был самоцелью.

В России была создана православная этика предпринимательства и товарно-денежных отношений, тогда как западное христианство культивировало в человеке прагматизм, накопительство, страсть к деньгам и богатству. В русском менталитете наибольшую ценность приобретает категория достатка, как мера духовности в приобщении к богатству. Предприниматели смотрели на свою деятельность иначе, чем на Западе, не столько как на источник наживы, а как на выполнение задачи, возложенное на него Богом или судьбой. Предпринимательство рассматривалось как определенный вид творчества, самоутверждения.

Богатство в православной этике воспринималось как нарушение справедливых механизмов. И если в основе рыночной экономики лежат принципы рациональности и целесообразности, то в России отдают приоритет идеям справедливости. В исторической ментальности у русских выработалось уравнительное понимание справедливости, связанное с суровыми климатическими условиями России, необходимостью физического выживания людей. Здесь не существовало объективной возможности обеспечить распределение производимых материальных благ пропорционально заслугам каждого человека перед обществом. Представления о равенстве несут в русском менталитете преимущественно моральный, а не правовой характер.

Под влиянием православия в русском менталитете сформировалась моральная традиция мироосвоения и хозяйствования, сохраняющаяся и там, где сознательная религиозность оказалась утраченной. Для русского мироосвоения характерны принципы религиозно-этического подхода к освоению жизни.

Многие исследователи отмечают равнодушие русских к устроению своей земной жизни, какое-то странное пренебрежение к материальному пласту, комфорту, удобству существования. Когда культура ориентирована на вечность, то человеческое существование в ней осознается особенно кратким и эфемерным. В «Херувимской песни» есть слова: «Всякое ныне житейское отложи попечение…», что означает отодвигание на задний план всех хлопот, связанных с обеспечением материального благосостояния, устройства в этом мире. При этом мир для такой личности - лишь временное пристанище, и ведущий тип мироощущения - это «деликатное терпение гостя».

Обращенность культуры в вечность объясняет то, почему в ней слабо разработана временная перспектива, ориентированность на будущее. Поэтому в таких культурах невероятно трудно что-либо реформировать. Они сильно сопротивляются всяким изменениям, и если они происходят, то они носят революционный, а точнее - апокалиптический характер.

Еще одной ментальной характеристикой русской культуры является самопожертвование. Самопожертвование в нашей культуре - абсолютная ценность. В истории несколько раз происходили довольно странные вещи - накануне и во время страшных бед, грозивших человечеству уничтожением, многие европейские страны, их уникальные, самобытные культуры и народы бывали спасены добровольной кровавой жертвой России.

Конечно, самобытная русская культура и ее духовный центр - православие сложны для понимания представителей иных национальных культур. Об этом блестяще сказал Пушкин: «греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер». Не удивительно, что Запад нас не знает и не понимает, гораздо важнее, чтобы мы сами знали и понимали свою культуру и менталитет.

Список литературы

1. Ануфриев Е. А., Лесная Л. В. Российский менталитет как социально-политический феномен // СПЖ., 1997. № 4

2. Гуревич А.Я. Средневековый купец //Одиссей. Человек в истории. (Личность и общество. - М., 1990.

3. Горюнов Е.В. Соотношение народной и ученой культуры Средневековья в зеркале церковных обрядов и священных предметов // Одиссей. Человек в истории. (Картина мира в народном и ученом сознании). - М., 1994.

4. Культурология: теория и история культуры. - М.: Знание, 1998.

5. Раульф У. История ментальностей. К реконструкции духовных процессов. Сборник статей. - М., 1995.

6. Россия и Запад: Диалог культур. М., 1994.

7. Стельмашук Г.В. Культура и ценности // Актуальные проблемы философии, социологии и культурологии. - СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина.- 2000.

От переезда в другую страну или заключения брака с иностранцем многих удерживает одно – разница менталитетов. Разница проявляется в мелочах и в отношении к жизни в целом. Что такое менталитет? Чем он отличается от ментальности? И как проявляет себя загадочная русская душа? Кто-то гордится своим происхождением и менталитетом, кто-то всеми силами пытается искоренить его проявления. Важно различать: что заложено генетикой, а что все-таки можно изменить.

Что такое менталитет

Менталитет - это исторически и генетически сложившаяся совокупность социально-психологических качеств народа. Этимологически происходит от греческого слова mentis — ум, мышление, душа, рассудок, способ мышления. То есть одно слово объединяет множество явлений и процессов, что порождает большое количество толкований. Если описать менталитет обычными словами - это отображенный в культуре исторический опыт , который впитывает воспитанный в этой культуре человек.

В научной литературе часто используют два понятия: менталитет и ментальность. Одни авторы считают слова синонимами, другие пытаются провести грань между этими понятиями. Согласно второй теории различий менталитет - это исторически и генетически выработанная духовная константа, отражающая глубинные ценности народа, этноса. А ментальность - динамичное, частное, конкретное проявление, рожденное эпохой. Типов ментальностей существует столько же, сколько есть социальных групп. А менталитет характеризует народ в целом.

С одной стороны менталитет отображает суммарную характеристику людей, живущих в конкретной культуре, с другой – характеризует психологические аспекты отличий одной нации от другой. Это позволяет отдельно рассматривать менталитет американцев, французов, немцев или англичан.

Эволюция понятия «менталитет»

Истоки национального менталитета русских людей и представителей других народов находятся на заре человечества. Предметом анализа зарождающегося народного мышления часто оказываются устные свидетельства: былины, сказки, сказания, легенды, пословиц, мифы. Эти древние памятники культуры отражают все периоды духовного развития народов и этносов.

Размышления на тему обобщенных социально-психологических особенностей людей встречаются в трудах Геродота, Плиния и многих историков античности. Важнейшими культурными памятниками, которые дошли до наших дней, являются Библия и Коран. В Библии в форме религиозно-художественных сюжетов содержится определенный кодекс миропонимания и мироотношения к действительности. В Коране изложены основные культурные и духовные принципы, ценности мусульманского мира.

Но в научной практике к этой проблеме впервые обратились в XVIII веке шведский медик Карл Линней и французский философ Шарль де Монтескье . В то же время зародилась новая наука этнопсихология. Объектом изучения этнопсихологии стали «душа народа», «национальный характер», а основное внимание уделялось Человеку в истории, его эмоциям, миропониманию, системе ценностей.

Английское слово Mentality вошло в обиход еще в XVII веке, но как научный термин впервые использовалось классиком французской этнологии Люсьеном Леви-Брюль . В своей книге «Первобытный менталитет» автор описывал жизнь коренных жителей Австралии, Новой Гвинеи, а термином «менталитет» описывал , личностные черты, ценности, присущие разным племенам.

В конце 1920-х годов французские ученые Марк Блок и Люсьен Февр основали «Школу Анналов» – научное историческое направление, поставившее человека выше событий политической истории. С этого времени понятие менталитета перешло в разряд научной категории, описывающей массовое сознание народа или этноса. В психологии ментальность представлена другим понятием – социальным или национальным характером. Исследованиями в этой области занимались крупнейшие психоаналитики XX века Зигмунд Фрейд, Эрих Фромм, Карл Юнг .

Сегодня исследованием менталитета занимаются многие науки: философия, социология, история, этнология, социальная психология, культурология. Помимо научных исследований о менталитете рассуждают деятели культуры, политики. Есть отрасль исторической науки – история ментальностей, которая изучает историю не с точки зрения событий и войн, а как социально-культурное явление. Область изучения истории ментальностей – это совокупность материальных условий жизни, быта и мироощущения народа.

Менталитет русского человека

Во время изучения особенностей русского менталитета культурологи и социологи делят историю на шесть исторических периодов: языческий, дохристианский, допетровский, имперский, советский, новороссийский. Каждый из этих периодов повлиял на формирование русской ментальности. Но особенно сильным оказалось влияние православного христианства.

На протяжении всей истории русского народа особенно трепетным было отношение к мотиву страдания. воспринималось не само по себе, а как вознаграждение за страдания и несчастья. Изначально связь просматривается в пословицах и поговорках: «не было бы счастья, да несчастье помогло », «кто нужды не ведал, тот счастья не знает ». Истинно народные песни пронизаны «тоской-кручиною», а в сказках главному герою приходится преодолеть много испытаний в ожидании награды. Истории о тяжелой судьбе русского человека есть в творчестве всех русских поэтов и писателей.

В XIX веке идеолог официальной народности граф Сергей Уваров сформулировал знаменитую триаду «Православие. Самодержавие. Народность». Позже Сталин сократил ее до двух составляющих «Простота и народность». Но в литературе, философии, культуре споры о менталитете не утихали никогда . Самые объемные исследования национального сознания, русской философии провел религиозный и политический философ Н. Бердяев.

Современные исследования показывают, что ментальность русского человека проявляется стереотипами поведения вне зависимости от его места проживания:

  • Страх перед тем, «что люди скажут».
  • Желание «жить по правде».
  • Между разумом и чувством выбирать чувство.
  • Чаще видеть в себе недостатки, а не достоинства.
  • Спорить по любому поводу.
  • Улыбаться только знакомым людям.
  • Любовь в халяве и ожидание чуда.
  • Консерватизм и жалость.

И неважно, плох или хорош русский менталитет. В любом случае он преобладает в жизни всей нации, символизирует превосходство духовного над материальным. Изменить менталитет очень трудно даже тогда, когда он ведет не к развитию, а к разрушению.

Но преувеличивать силу ментальности тоже не стоит. С одной стороны менталитет двигает человека на определенные действия, с другой – заставляет отталкивать все чуждое, неприятное. Но ведь слово «ментальность» происходит от слова «мышление». Значит, смена мышления, и обучение новым навыкам помогут поменять свой менталитет.

Менталитет богатства: можно ли перестроить свое мышление

Факторы, влияющие на менталитет, можно разделить на 2 группы:

  • Объективные : генетика, место рождения и проживания, культурная среда, система отношений в обществе.
  • Субъективные : психические особенности, мировоззрение, ценности, взаимоотношения.

Ежегодно журнал Forbes публикует «честные» списки богачей, которые заработали свое богатство, а не получили его по наследству. Многие росли в неблагополучных семьях или не получили высшего образования. Ученые-эксперты проанализировали истории успеха миллионеров, которые сделали «сами себя», и составили ряд упражнений для изменения ментальности. Если генетику или место рождения изменить невозможно, то при желании настроить разум на богатство возможно.

Успешные люди:

  • Ориентируются на качество, а не на количество.
  • Верят в свой талант и свои силы.
  • Ставят четкие краткосрочные и реалистичные долгосрочные цели.
  • Умеют сосредоточиться на главном, но регулярно корректируют свой курс.
  • Заботятся о здоровье и не забывают о творчестве.
  • Создают финансовую «подушку безопасности».
  • Учатся всю жизнь.

Зато удача играет не такую важную роль в жизненном успехе миллионеров, как кажется. В списке факторов успеха она занимает только 13-е место.

Но главное, о чем стоит помнить: настройки ума на мышление миллионеров не гарантируют богатства. Но они того стоят.

Выводы

  • С точки зрения отдельного человека менталитет – это способ восприятия реальности, на который повлияли среда и окружение человека.
  • Менталитет – статическая «величина», которая меняется очень медленно. Ментальность изменяется под влиянием эпохи.
  • Русский менталитет лучше всего описать фразой: «загадочная русская душа».
  • Копирование привычек миллионеров не принесут богатства. Но перемены мышления помогут добиться успеха.

менталитет ментальность русский народ

Характеристика русской культуры с точки зрения её места в дихотомии «Восток - Запад» - достаточно сложная задача, так как, во-первых, она занимает срединное положение в отношении геополитического фактора (который учитывают представители так называемого «географического» или «климатического» детерминизма); во-вторых, изучение российской цивилизации только начинается (оно вообще возможно в отношении уже ставшей национально-культурной целостности, а в России самоидентичность и национальное самосознание формируются достаточно поздно в сравнении с европейскими культурами); в-третьих, русская культура изначально суперполиэтнична по своему составу (в её формировании приняли участие славянский, балтский, финно-угорский с заметным участием германского, тюркского, северокавказского этнических субстратов).

Русская культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации в IX-XI веках входе образования государства у восточных славян и приобщения их к православию. С самого начала русская культура складывается на основе таким культурных признаков, как:

  • · Самодержавная форма государственной власти («вотчинное государство»);
  • · Коллективная ментальность;
  • · Подчинение общества государству;
  • · Незначительный объём экономической свободы.

Одним из наиболее значительных факторов в становлении русской культуры явилось православие как религиозно-нравственный ориентир духовной культуры. Древнерусское государство представляло собой конфедерацию самостоятельных государств. Православие задавало общий для Руси нормативно-ценностный порядок, единой символической формой выражения которого был древнерусский язык. Оно «захватило» все слои общества, но не всего человека. Результат этого - весьма поверхностный (формально-обрядовый) уровень христианизации «безмолвствующего большинства», его невежественность в религиозных вопросах и наивное социально-утилитарное толкование основ вероучения. Поэтому можно говорить об особом типе русского массового православия - формальном, тесно «сплавленном» с языческой мистикой и практикой, что позволяло Н. А. Бердяеву назвать его «православием без христианства».

Срединность по отношению к западному и восточному типам культур - пожалуй, одна из ведущих характеристик русской культуры, поскольку «западные» и «восточные» черты в русской ментальности не строго противоречат друг другу, а скорее соединяются и взаимодополняются. Так, например, христианские ценности Русью заимствуются как ценностная система культуры Запада, но в «восточном» варианте наследуются от Византии, и русская церковь с XV века находилась в зависимости от константинопольского патриарха. Также и в типах социально-политической структуры: Русь «примеряла» на себя и восточную и западную модели, и центры Древней

Если попытаться сформулировать, какие именно черты русской ментальности можно охарактеризовать как явно западные, а какие - как восточные, то можно представить их следующим образом:

Западные черты:

  • · христианские ценности;
  • · городской характер культуры, определяющий всё общество;
  • · военно-демократический генезис государственной власти;
  • · отсутствие синдрома поголовного рабства в отношениях типа «индивид-государство».

Восточные черты:

  • · отсутствие частной собственности в европейском смысле;
  • · господство принципа, при котором власть рождает собственность;
  • · автономность общин по отношению к государству;
  • · эволюционный характер развития.

Что же касается так называемых «путей» русской культуры, то её культурная история имеет совершенно уникальную специфику. Наша история и не такая «вечно длящаяся», направленная скорее на стагнацию, всякое поддержание устойчивости, равновесия и по возможности неизменности, как на Востоке, обращенном в вечность, и, в то же время, не такая постепенно прогрессивная, как на Западе, идущем по пути качественного и экстенсивного развития. Мы будто играем, тасуя в своей истории восточный и западный типы структурирования исторического времени. Русская культура то впадает в некоторую спячку, в которой даже «пропускает» важнейшие моменты европейской истории духа (так мы не пережили Античности, давшей европейской и восточной культурам такую мощную культурную новацию, (которую К. Ясперс назвал «осью» мировой истории) как переход от мифологического типа мышления к рациональному освоению мира, к появлению философии - мы начали формировать свою этнокультурную «самость» сразу в Средневеко вье; Ренессансный тип личности так и не сложился в русской культуре, так как через Возрождение мы тоже «перешагнули», ступив сразу в хорошее и сильное Просвещение), то концентрируется и неведомо откуда черпая силы, включается в какой-нибудь «взрыв», неважно, внешняя ли это война, внутренняя революция или что-то вроде «перестройки» или других реформ. В этом заключается ещё одна специфическая черта русского менталитета - полярность. Поэтому жизнь в обыденном языке - это зебра, поэтому «или пан - или пропал», «кто не с нами, тот против нас», «из грязи - в князи»… То есть русский человек не терпит промежуточных состояний, любит «ходить по лезвию ножа и резать в кровь свою босую душу». Поэтому он прекрасно себя чувствует и адаптируется в кризисных, рубежных, переломных ситуациях на коллективном и даже государственном уровне. Это сказывается на наших способах ведения войн и способности противостоять внешнему врагу. Так и на индивидуальном уровне никто, наверное, как русский человек не умеет так смиряться с жизненными обстоятельствами, с судьбой (или даже судьбиной), а если судьба сама не преподносит никаких вывертов и испытаний, то русский человек ей «помогает», провоцирует. Не случайно во всём мире игру со смертью, когда человек сам «дёргает её за усы», называют «русская рулетка». Это один из гетеростереотипов русского человека во многих инонациональных культурах.

Можно также отметить акцентированную бинарность как характерную черту русской культуры, где совершенно уникальным и парадоксальным образом «уживаются» такие оппозиции, как «коллективизм - личностность»; «активность - пассивность»; «заимствование - самобытность»; «развитие - стабильность»; «деконструкция - конструкция»; «уникализм - универсализм.

Результаты современных этнопсихологических исследований фиксируют столкновение в сознании русских людей противоречивых установок и стереотипов поведения. Так выделяют пять основных поведенческих ориентаций:

  • · на коллективизм (гостеприимство, взаимопомощь, щедрость, доверчивость и т.д.);
  • · на духовные ценности (справедливость, совестливость, мудрость, талантливость и т.д.);
  • · на власть (чинопочитание, сотворение кумиров, управляемость и т.д.);
  • · на лучшее будущее (надежда на «авось», безответственность, беспечность, непрактичность, неуверенность в себе и т.д.);
  • · на быстрое решение жизненных проблем (привычка к авралу, удальство; героизм, высокая трудоспособность и т.д.).

Одной из центральных черт русского менталитета является идеал повиновения и покаяния в христианстве (а не физический труд в качестве обязательной предпосылки «умного деланья», аналогичной западной христианской заповеди «молись и трудись», которая, по мнению М. Вебера, была одной из существенных предпосылок становления капитализма в Западной Европе после Реформации). Отсюда у русских столь обострённое чувство вины и совесть как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль. Оно с особенным мазохистским вкусом смакуется русской литературой и также является одним из распространённых стереотипов.

Свойственны русской культуре особенный этноцентризм и мессианство, которые являются важной частью российского образа мышления. Это чутко улавливает и выражает язык, иронизируя и гиперболизируя эти свойства нашей ментальности («Россия - родина слонов»; или в одном из современных рекламных роликов: «Это было давным-давно, когда все были ещё евреи, и только римляне были русскими»). Мы также в значительной мере склонны к традиционализму, что оправдывает попытки отнесения русской культуры к Востоку. Это всеохватывающий традиционализм мышления - осознаваемая членами общества сила, которая состоит не в личности и её самоценности, как в культуре Запада, а в толпе, в массе. Отсюда наше стремление к коллективным формам - соборность в православии, «эй, навались, мужики», «всем миром, всем народом», «Вставай, страна, огромная», это авралы, коллективное творчество в любых сферах культурной жизни. Традиционализм выражается в «чинности и урядстве», в обыденной и личной жизни русского человека, в наличии жёстких канонов в литературе и искусстве, а также в особом отношении к времени - в обращённости к прошлому или очень далёкому будущему (А. П. Чехов: «Русский человек любит вспоминать, но не жить»). Одной из сторон нашего традиционализма является монументализм - склонность к грандиозным формам самовыражения и самоутверждения. Не смотря на свою открытость любым межкультурным контактам и заимствованиям русская культура в значительной мере интровертивна. Открытая для внешних воздействий, она к ним не восприимчива в силу выработанного веками культурного иммунитета и «подозрительного» отношения к другим, чуждым культурам. Это хорошо иллюстрируется нашим особым способом проводить реформы. Например, петровская «вестернизация» по целям и форме стала глубочайшей «антивестернизацией» по сути, а «революционер» и западник Пётр I оказался охранителем и традиционалистом.

Историческое развитие России также уникально. Оно обусловлено теми же факторами, что привели к складыванию особенностей российской цивилизации. Особенностями российской истории стали:

1. Частые, большей частью оборонительные войны (примерно 2/3 своей истории наши предки воевали). Отсутствие естественных границ, открытость, равнинный характер местности постоянно привлекали завоевателей. Необходимость обороны диктовала нужду в централизации всех полномочий в руках главы государства. Большая часть национального дохода уходила на армию и производство оружия. Соответственно, на развитие хозяйства, культуры и прочего оставалось немного средств.

2. Основой для России был мобилизационный путь общественного развития. В отличие от стран Западной Европы, которые развивались эволюционно, в России государство сознательно вмешивалось в механизм существования общества для выхода из застойного положения, кризисов или для ведения войны, т.е. систематически обращалось к насилию. По-другому не могло быть, поскольку только сильное российское государство могло защитить народы от завоевания или уничтожения.

3. Постоянное расширение территории. Вплоть до 1991 г. за редким исключением территория нашей страны неуклонно увеличивалась. Расширение осуществлялось тремя путями:

Колонизация – т.е. освоение новых пустующих земель. Непрерывная колонизация оказывала огромное воздействие на развитие государства. Наличие территории, на которую всегда можно уйти от притеснений имело своим следствием запаздывание социального развития государства. Экстенсивный путь развития означал низкий уровень развития технологии и сырьевую направленность хозяйства.

Добровольное присоединение к России (Украина, Грузия и т.д.);

В результате насильственного присоединения (путем войн, либо угрозы войны – например, Казанское, Астраханское ханства).

4. Прерывность, т.е. отсутствие преемственности. Развитие России часто обрывалось и начиналось по сути заново (самые яркие примеры – 1917 г. и 1991 г.). Очень часто отечественные правители ломали, а не продолжали путь предшественников.

Менталитет – это особенности восприятия окружающего мира, присущие какой-либо национальной общности и влияющие на специфику поведения людей данной общности. Поскольку основная роль в становлении российской цивилизации принадлежала русскому народу, выделим некоторые особенности его менталитета.

Особенности русского менталитета:

1. Неравномерное проявление своих чувств, что выражается в необычайной страстности, темпераментности и резких колебаниях национальной энергии. Отсюда – неравномерность в распределении сил («русский долго запрягает, но быстро едет»), умение максимально выложиться в критический момент.

2. Стремление к духовным ценностям, а не к материальному благополучию. Целью жизни русских было не богатство, а духовное совершенствование. Поэтому русские стремились к осуществлению грандиозных замыслов и идеальных проектов. Бесконечное искание добра, правды, справедливости вело к пренебрежению повседневными условиями быта, материальным благополучием. Стоит отметить особую совестливость русских.

3. Любовь к свободе, прежде всего, свободе духа. Русский характер сложно ограничить какими-то формальными правилами, заставить его следовать определенным законам. История много раз подтверждала, что русские – один из самых непокорных народов в мире.

4. Коллективизм (приоритет интересов коллектива над личными интересами). Отсюда – готовность к самопожертвованию, соборность.

5. Национальная стойкость, т.е. терпеливость и упорство в перенесении жизненных тягот и невзгод.

6. Всечеловеческая толерантность, т.е. всемирная отзывчивость, умение понимать представителей других народов, взаимодействовать с ними, жертвовать последним во имя человечества.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие факторы определили своеобразие российской цивилизации, отечественной истории, менталитета русского народа?

2. Какое место в мире занимает Россия?

3. В чем заключаются особенности российской цивилизации?

4. Охарактеризуйте особенности отечественной истории.

5. Что такое менталитет?

Дополнительная литература

1. Кожинов, В.В. Победы и беды России / В.В. Кожинов. – М. : «Алгоpитм», 2000. – 448 с.

2. Милов, Л.В. Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянства / Л.В. Милов // Общественные науки и современность. – 1995. – №1.

3. Россия как цивилизация и культура // Кожинов, В.В. Россия как цивилизация и культура / В.В. Кожинов. – М. : Институт русской цивилизации, 2012. – С. 209–319.

4. Россия как цивилизация // Кара-Мурза, С.Г. Кризисное обществоведение. Часть первая. Курс лекций / С.Г. Кара-Мурза. – М. : Научный эксперт, 2011. – С. 290–326.

5. Панарин, А.С. Православная цивилизация / А.С. Панарин. – М. : Институт русской цивилизации, 2014. – 1248 с.

6. Трофимов, В.К. Менталитет русской нации: учеб. пособие / В.К. Трофимов. – Ижевск: Изд-во ИжГСХА, 2004. – 271 c.

7. Трофимов, В.К. Душа России: истоки, сущность и социокультурное значение русского менталитета: монография / В.К. Трофимов. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2010. – 408 с.