Что нужно чтобы стать художником иллюстратором. На что живут иллюстраторы

Художник-иллюстратор — специалист по иллюстративному оформлению книг и журналов, использующий в большинстве своём собственные художественные работы.


Заработная плата

35.000–50.000 руб. (hh.ru)

Место работы

Художник иллюстратор может работать удалённо и выполнять заказы сразу нескольких компаний. А может работать в офисе издания.

Обязанности

Главная задача художника-иллюстратора — нарисовать смысловые изображения для книг и журналов. Иллюстрации послужат эмоциональным фоном для текста, помогая читателю быстрее уловить канву произведения, построить собственные ассоциации, лучше понять героев. В начале работы художник-иллюстратор должен прислушаться к пожеланиям редактора, подготовить эскизы, утвердить их и подготовить окончательные изображения.

Важные качества

Профессия художника-иллюстратора требует креативного мышления, художественного вкуса, а также умения правильно уловить смысл статьи или целой книги и представить подходящее видение иллюстраций.

Отзывы о профессии

«Творчество — это всегда совместный процесс: сначала, когда создают предмет внимания, а затем, когда на него смотрят. Обе стороны заинтересованы в наилучшем результате, поэтому я постоянно ставлю себя на место заказчика и не смотрю на свою работу влюбленными глазами».

Татьяна Прокофьева,
художник-иллюстратор.

Стереотипы, юмор

Работа художника-иллюстратора уникальна. По сути, художник, творческая личность, должен работать по заказу. С одной стороны, требуется креативность и богатая фантазия, с другой — есть условные рамки и требования заказчика. Не каждый художник способен на такое.

Обучение

Чтобы стать художником-иллюстратором, необходимо получить высшее дизайнерское образование в таких вузах, как: Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна.

Художественные вузы Москвы: Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ), Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова (МГАХИ им. В. И. Сурикова), Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова (МГХПА им. С. Г. Строганова).

Один парень недавно задал мне вопрос “можно ли стать иллюстратором с нуля? с чего начать? как выйти из тумана войны?”

Dan Gartman

Можно, вот план действий:
1. Найти время и силы для практики
2. Решить, каким именно иллюстратором вы хотите быть
3. Начать практиковать основы
4. Рисовать эскизы
5. Использовать референсы
6. Смотреть видеоуроки и спидпеинты
7. Выкладывать работы, что бы следить за развитием
8. Выгребать на реальных заказах

Инвентарь
1. Графический планшет (хотя бы bamboo)
2. Монитор с хорошей цветопередачей
3. Базовое знание Adobe Photoshop, Illustrator (обязательно), либо их альтернативы вроде SAI, Corel и тп. Если вы не знакомы с программами, то на Youtube уже есть большое количество уроков для новичков.
4. Карандаш, бумага, ластик (для тру-художников)

Каким иллюстратором хочу быть?

Раньше уже в средних учебных заведениях всех студентов-художников делили на 2 специальности:
1. Станковисты (этюд, пейзаж, масло, мастихин, холст)
2. Оформители (декоративный натюрморт, плакат, бумага)

Разделение вполне верное и логичное. В нынешних реалиях я добавлю еще один тип “Авантюристы”. О каждом типе по порядку:

Компьютерные художники (digital art, concept art, digital painting, speed painting) Эти ребята обычно сидят на Artstation и рисуют эльфов для Blizzard. Их сильные стороны это крепкая академическая база, построение фигуры, понимание анатомии, отличное чувство объема, штрих и мазки. Внешний вид работ идет рядом с реализмом, что делает рисунки художников похожими между собой. Выделяться на фоне других и вносить свой неповторимый стиль очень сложно. По своей сути это ремесло, требующее много однотипных тренировок и отточенных механических навыков.

Rudy Siswanto

Дмитрий Уткин

Nikolai Lockertsen

Оформители (книжные иллюстраторы, дизайнеры персонажей, постеров и тп) Наиболее универсальный лагерь. Эти иллюстраторы часто базируются на Dribbble и Behance. Сайты, приложения, книги, анимационные ролики - это все те места где висят их картинки. Сильные стороны это умение мыслить декоративно, стилизовать, упрощать, компоновать в ограниченных условиях и экспериментировать. Именно по-этому работы сильно разнятся между собой и каждый может выделиться особенностью стиля. Такие иллюстраторы на 40% дизайнеры, отсюда вытекает отличный вкус и чувство цвета. Конечно в этом есть и минус. Стоит одному придумать интересный прием, как тут же многие начинают делать тоже самое.

AQ Studio

James Gilleard

Bee Johnson

Авантюристы (обладатели одного необычного стиля) Обычно это человек, который нигде не учился, опираясь только на чувства, рисует что-либо - получается криво и круто. Такие иллюстраторы наседают на стиль, который “выстрелил” и плодят, до тех пор, пока их стиль востребован. Некоторым иногда даже удается выйти за рамки стиля и пробовать развиваться. Об универсальности говорить нет смысла.

Fil Dunsky

Jack Teagle

Стоит изначально разобраться, каким именно иллюстратором вы видите себя в будущем. Конечно, можно комбинировать, но как показывает практика, придется сделать упор на что-то одно ради достижения максимального результата.

Основы

Для любого профессионального иллюстратора (в не зависимости от его рабочих задач) основополагающими являются:

1. Основы композиции
2. Цветоведение
3. Основы пластической анатомии

Они же являются наиболее сложными во всей художественной практике. Все достигается путем частых тренировок и упражнений. Это тяжело, скучно и однообразно. Нужно быть очень терпеливым, что бы вынести из этого опыт.

Основы композиции
Хотел прикрепить книгу Ирины Сержантовой “Основы композиции”, однако не нашел цифрового варианта. Однако существует масса книг для художников, которые можно поискать в интернете.

Композиция- это фундамент иллюстрации. Какие позы, цвета, детали ни рисуй, при плохой композиции рухнет все и сразу. Чувство композиции тренируется уравновешиванием примитивных объектов в различных форматах, контраста формы, статики и динамики. Ох, не завидую…

О выше перечисленных ресурсах я сделаю отдельный пост. В целом стоит там зарегистрироваться, поискать и подписаться на понравившихся иллюстраторов. Заходить, вдохновляться и подсматривать приемы.

ВАЖНО! Нужно найти грань между вдохновением и копированием. Если вам нравится как у кого-то нарисованы елки, то не стоит срисовывать их один в один. Нужно взять основной прием и как-то видоизменить например сделав форму не треугольной, а немного кругловатой.

Не понимание разницы между копированием и вдохновением на примере моей работы:

Pinterest Данный ресурс хорош тем, что можно собрать целую доску из разных тематических картинок для определенного проекта.

Портфолио

Нужно иметь обязательно. Если даже никому не показывать, то для себя. Можно взять любой удобный ресурс (тот же Behance) и закидывать работы по-мере продвижения. Это нужно для того, что бы отслеживать прогресс развития и сравнивать результаты.

Что именно делать

Рисовать и фантазировать. Много рисовать! Как можешь. Со временем будет получаться все лучше. Фантазию тоже нужно тренировать. Искать идеи, какие-то интересные сюжеты, предметы или атмосферу. Фантазировать - это значит не рисовать девочек с большими глазами, как делают все на deviant art. Именно по-этому я категорически не рекомендую данный ресурс. Это платформа для любителей (мы хотим стать профи). Даже будучи новичком, ориентироваться на данное комьюнити не стоит. Искать стиль не нужно, он появится сам. Если не заниматься копированием, то определенные приемы будут получаться по-своему - эти детали и будут формировать стиль.

Работа и практика

Нет ничего лучше, чем реальные проекты. Груз ответсвенности просто не позволит отлынивать и подвести заказчика. Человек бежит в экстремальной ситуации так быстро, как никогда в жизни. Так же и вы будете делать свою иллюстрацию, как никогда прежде хорошо.
Высшей точкой развитие будет день, когда в 3 часа ночи, с красными глазами вы осознаете, что сделали все, что в ваших силах для результата.

Где брать реальные проекты?

  1. Самый лучший вариант. Найти понравившуюся студию с хорошим арт-директором, который наставит и поможет и устроиться туда стажером или джуниором. Первое время будет тяжело, но здесь и начнется запуск развития.
  2. Хороший вариант - фрилансить(я сейчас говорю не о всяких freelance.ru и прочих трешовых ресурсах). Сначала придется рисовать дешево, возможно, бесплатно, для друзей, по собственной инициативе для малобюджетных стартапов и тп. Можно искать конкурсы для иллюстраторов - это хороший способ засветиться. Получив первый серьезный заказ, нужно обязательно за него браться, даже если нет опыта в подобном стиле. Теперь будет.

Возраст и образование

Часто спрашивают “не поздно ли начать заниматься в N лет?”

Ответить однозначно нельзя. Конечно, если человек рисует с детства, потом учится в художественной школе, колледже, академии искусств, то его навыки уже в 20 лет могут быть профессиональными. Объективно, если взять человека с образованием и без, при условии одинаковой загруженности и стараний, безусловно первый будет на голову выше. Но это теория, а на практике все зависит от характера и упорства. В жизни все получается наоборот и в итоге у меня в студии работает больше людей без худ.образования, чем с ним.

Стать иллюстратором “авантюристом” можно вообще хоть в 70 лет.

Я рисовала всю жизнь. Дедушка работал в типографии и приносил мне оттуда рулоны бумаги. Красок до школы даже не помню, карандаши как-то быстро заканчивались или терялись, а фломастеры… фломастеров было цветов 60-70, китайские, и мы их заправляли через 5-6 дней дедушкиным одеколоном. Но в основном всё у меня было изрисовано синей шариковой ручкой. А мама – учитель , поэтому я смотрела, как она рисует, и мне тоже хотелось этим заниматься.

Потом в 10 лет мы с подругой начали смотреть аниме, собирать наклейки и рисовать персонажей! Параллельно придумывали какие-то свои истории и сюжеты, заготовки под комиксы. И открыли для себя тушь и перья. Не знаю, почему мы не стали открывать для себя чернила, так как тушь уже через месяц протухала и ужасно воняла. Хотя рисовательные её свойства становились только лучше.

Ближе к 15 годам у нас появился Интернет. Сестра подруги показала нам способ обработки изображения в фотошопе и рассказала про сайт Draw Manga.

Но профильного образования у тебя нет, и живописью ты начала заниматься не сразу?

Я поступила на строительную специальность, потому что математика мне нравилась не меньше рисования. Переводиться на архитектурный не стала, но всё это время продолжала рисовать. Но это не было чем-то серьёзным. Учиться рисовать я начала, только когда поняла, что не хочу возвращаться на работу в офис.

Чувствуешь ли ты нехватку образования, и нужно ли оно?

С профильными образованием было бы проще устраиваться на официальную работу, если, например, собираешься заниматься дизайном в агентстве или студии. Там почти всегда указаны требования к образованию. А все просто смотрят на твои работы. Даже в издательствах важнее опыт и портфолио.

С чего ты начала, когда поняла, что хочешь этим зарабатывать?

В первую очередь нужно было учиться, чтобы не бояться браться за работу. Я подписалась на группы и страницы иллюстраторов в соцсетях, попутно изучала программу Sai для рисования – она проще и удобнее. Когда стало более или менее получаться, начала искать бесплатные проекты. Со временем перешла на нормальные заказы. Бесплатная работа сильно влияет на оплачиваемую – пока ты рисуешь, у тебя повышается навык и растёт портфолио, которое потом можно будет размещать в сети.


Что иллюстратору нужно для работы?

Если просто хочется рисовать – рисуй. Но чтобы этим зарабатывать, понадобится графический планшет. Планшеты Wacom из среднего ценового сегмента, пожалуй, самые удобные.

Есть ли какие-то курсы для иллюстраторов, и насколько они эффективны?

Курсы – это хорошо, но на них нужно выделять время и деньги. Их около 900 видов. Если, к примеру, хочешь заниматься анимацией и явно не дотягиваешь, то да, нужны курсы. Но сначала стоит понять, что ты хочешь изучать именно анимацию.

Курсы не ограничивают направление деятельности?

Нет, даже без курсов я самостоятельно подучиваю программы. Хочу вот в ZBrush поработать – это очень крутой 3D-редактор. Но пока на это не хватает времени. У меня уже есть опыт создания иллюстраций для книг и настольных игр, разработки афиш, буклетов, баннеров и различной полиграфии, иногда я пишу портреты.

Что приносит наибольший доход?

Например, интересно и прибыльно иллюстрировать очень дорогую и популярную настольную игру, такую как «Древний ужас». Другой вариант – перейти в (разработку компьютерных и онлайн-игр – прим. автора). Тоже интересно и прибыльно.


Может ли иллюстратор работать удалённо?

Если это настольная игра, то с создателями лучше встретиться. На следующей неделе поеду на объект для дизайна помещений – там надо быть обязательно, без этого никак. Но в целом заказчики могут быть откуда угодно! Это зависит от качества портфолио и знания языка.

Какой проект был самым интересным и запоминающимся?

Самым интересным был проект настольной игры Ecologic. Она в очень простой форме рассказывает о связи экологии и промышленности, захватывая все отрасли – начиная от нефтеразлива и заканчивая обвалом цен на нефть. В отличие от многих экономических игр, в этой важен не только «доход» игрока, но и «экологические очки». Создатели Ecologic очень много ездят по стране, представляют свой проект, привлекают школы и институты. Мне это кажется важным.

Где и как ты ищешь такие заказы?

90% всех заказов приходят из «ВКонтакте». Почти все дублируют туда свои желания и потребности, пишут, например, «ищу иллюстратора». По ключевым словам таких легко найти.

Как к твоей профессии относятся окружающие?

Практически каждый, кому я говорю, что работаю иллюстратором, тут же просит его нарисовать. Люди не представляют, сколько времени тратится на каждый портрет. А это от трёх дней и до бесконечности… И надо изобразить человека не так, как видишь его ты, а так, как хочет заказчик.

У тебя есть кумиры в профессии? На кого ты равняешься, за чьим творчеством следишь?

Я очень люблю детские книжки, собираю разные издания. Ещё в детстве иллюстрации в них были для меня важнее текста. И очень расстраивает, когда в хорошей детской книге ужасные иллюстрации. Мой самый любимый иллюстратор – Кирилл Чёлушкин. Рисовать так я никогда не смогу, да и не хочу, честно говоря. Это мечта и сказка!


© Кирилл Челушкин

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

The Village продолжает выяснять, как устроен личный бюджет представителей разных профессий. В новом выпуске - иллюстратор. Обычно эти специалисты работают на фрилансе, и фиксированной стоимости их работ нет: за одно и то же задание можно получить и 5 тысяч рублей, и 50 тысяч. Девушка, которая уволилась с поста арт-директора, чтобы заниматься иллюстрацией, рассказала нам о своих доходах и тратах.

Профессия

Иллюстратор

Доход

90 000 рублей

Траты

20 000 рублей

аренда квартиры

15 000 рублей

10 000 рублей

развлечения

7 000 рублей

4 000 рублей

транспорт

1 000 рублей

расходы на кота

33 000 рублей

накопления

Как стать иллюстратором

Я люблю выражать свое отношение к миру через рисунки, и иллюстрация - это то, чем я хотела заниматься с детства. Я окончила художественную школу, а после пошла на курс иллюстрации в Британской высшей школе дизайна. По окончании курсов я работала арт-директором в крупном рекламном агентстве, но спустя какое-то время работа мне разонравилась из-за отсутствия свободы творчества. Я собрала финансовую подушку и уволилась в надежде устроиться иллюстратором.

Я стала предлагать свои услуги издательствам, СМИ и арт-директорам разных компаний. В это же время я запустила проект, в рамках которого каждый день иллюстрировала одну понравившуюся мне новость. Идею предложил мой муж, а я люблю реагировать на события и делаю это довольно смешно, поэтому с радостью взялась за проект. Я выкладывала рисунки в социальных сетях, и проект становился популярным. Когда я набрала порядка 15 работ, то объединила их в один пост, в котором сообщила, что ищу работу иллюстратора, и попросила друзей репостнуть. В итоге все мои знакомые знали, что я ищу работу, и это помогло. За первый месяц поисков я получила пять-шесть заказов и почти за все взялась. Новостной проект продержался несколько месяцев - до тех пор, пока у меня стабильно не стали появляться заказы.

Издания и арт-директора, которым я отправляла письма в начале поисков, стали отвечать примерно спустя полгода. В результате за несколько лет работы я сделала дизайн упаковок, иллюстрации для банка, торгового центра, алкогольной продукции, журнала и интернет-СМИ, придумала фирменный стиль кафе, а также поучаствовала в создании комикса и иллюстрировала книгу. Кстати, у меня нет собственного сайта с моими работами, клиенты узнают обо мне по сарафанному радио. Либо сама пишу людям, которые мне нравятся.

Начинающие талантливые иллюстраторы часто стесняются публично показывать свои работы и ждут, пока соберут крутое портфолио. Я тоже так делала, но поняла, что не надо ничего ждать, надо действовать сейчас, быть наглым и активно рассказывать о себе в социальных сетях.

Особенности работы

За два года работы я стала чувствовать себя увереннее и стала отказываться от некоторых предложений. Сейчас я стараюсь выполнять большие заказы и берусь только за ту работу, которая мне нравится. При общении с клиентом я стараюсь узнать как можно больше информации: в чем особенности продукта, кто его аудитория и так далее. Часто для этого приходится встречаться и обсуждать детали вживую.

Со временем заказчики стали мне доверять и давать свободу творчества, но я никогда не знаю заранее, что буду рисовать. Я не придерживаюсь одного стиля и каждый раз пробую что-нибудь новое. Журнальная и книжная иллюстрация - это визуальный комментарий к тексту. Но это не значит, что картинка должна просто дублировать его. Она может быть остроумным дополнением или личным мнением автора, с которым читатель может согласиться или нет. Также иллюстрация может задавать вопросы или отсылать к интересным фактам написанного. С рекламной иллюстрацией все немного по-другому, потому что здесь должен быть четкий бриф. На эту тему, кстати, один иллюстратор сказал хорошую фразу: «Если вы рисуете яблоко, то не нужно подписывать рисунок словом „яблоко“». В обратную сторону это тоже работает.

Есть два типа иллюстраторов: первые кайфуют от того, что рисуют что угодно из головы, а вторым обязательно нужна задача. Я принадлежу ко вторым: не люблю рисовать просто так, и мой новостной проект был, по сути, заказом самой себе. Даже когда мне дают полную свободу творчества, я устанавливаю для себя рамки и ставлю собственную задачу внутри клиентского заказа. Важно, чтобы рисунок понравился не только заказчику, но и мне.

Во время учебы я много рисовала красками, но со временем поняла, что самое комфортное - работать на графическом планшете. Во-первых, он всегда со мной, и я могу рисовать откуда угодно, а во-вторых, это быстрее. Если ты рисуешь руками, то нужно потом сканировать рисунок, а это занимает слишком много времени. К тому же на планшете гораздо легче вносить правки. В прошлом году я рисовала иллюстрации к книжке карандашами и чуть не померла от этого процесса.

Я работаю из дома каждый день по пять-шесть часов. Обычно я делаю параллельно несколько рисунков, поэтому утром мне всегда нужно составить рабочий план на день. Работа над рисунком начинается с цветовой гаммы, в которой я хочу работать. Иногда она сама рождается у меня в голове, а иногда в поиске хорошего сочетания цветов приходится подолгу смотреть картинки в Tumblr или Pinterest. Раз в два месяца бывает, что я в течение двух недель не работаю. Так происходит не потому, что я ленюсь, а просто из-за отсутствия заказов.

Однажды ко мне обратилась одна очень крупная компания, которой нужно было разработать персонажей для игры. Однако они сами не знали, чего хотят, и в результате переговоров попросили меня составить для них бриф. Я его составила и отправила, но человек, с которым я общалась, перестал отвечать, а через неделю другой сотрудник этой же компании прислал мне задание с моим же брифом. То есть они решили со мной не работать, но воспользовались моим брифом, рассылали его разным иллюстраторам и случайно отправили опять мне. Это был единственный раз, когда я позволила себе нагрубить заказчику. Вообще, если у меня в самом начале обсуждения появляются проблемы с клиентом и вынос моего мозга, то я стараюсь сразу отказаться от работы.

Знакомые рассказали мне, что делать, если не хочешь брать заказ. Нужно просто назвать заказчику безумно высокую цену за работу. Обычно все сразу отказываются, однако пару раз кто-то соглашался, и приходилось работать. Крупные фирмы и издательства обычно сами устанавливают цену за работу, а со стартапами и новыми командами каждый случай разбирается индивидуально.

Доходы

За последние два-три года рынок иллюстрации значительно вырос. Заказчиков стало больше, и они готовы нормально платить. Стало больше и иллюстраторов, что тоже хорошо, потому что здоровая конкуренция способствует повышению качества.

В моей профессии очень большой разброс цен. Я как-то проводила эксперимент и узнала, что за одну и ту же работу одни люди готовы заплатить 5 тысяч рублей, а другие - 50 тысяч. Люди не знают, как и во сколько оценивать труд иллюстратора. При этом, кстати, малоизвестные заказчики охотнее платят большие суммы, чем многие крупные бренды. Некоторые рекламные агентства оценивают стоимость работы в листах А4, но это странно, потому что каждый иллюстратор тратит разное количество времени на иллюстрацию. Я, например, рисую большими формами, а другой иллюстратор прорисовывает каждую деталь. Несправедливо, что он потратит на рисунок в формате А4 гораздо больше времени, чем я, а получим мы равную сумму денег. Мне кажется, наиболее правильно оплачивать труд по часам, и иногда я рассчитываю стоимость заказа исходя из стоимости часа.

Сейчас я стараюсь не браться за заказы стоимостью ниже 10 тысяч рублей, хотя порой делаю исключения для одного издания, у которого фиксированная оплата работы. Небольшой заказ на 5 тысяч рублей я сделаю за день, а самый большой мой заказ был на 200 тысяч рублей, его я делала полтора месяца. Помимо денег, заказчики периодически присылают мне разные ништяки. Например, на Новый год мне подарили духи, кремы и прочие приятные вещи.

Я считаю свою зарплату соответствующей моему труду, потому что я много отдыхаю. Мне хватает денег на жизнь, но как человек с амбициями я всегда хочу больше. Думаю, если постоянно брать много заказов, то за три-четыре года можно зарабатывать 150 тысяч рублей.

Расходы

Мы с мужем пытаемся вести учет доходов и расходов, но получается с переменным успехом. Вообще, мы большие транжиры: тратим очень много денег на развлечения. Постоянно ходим в кино, бары, на катки, выставки и так далее. Мы ведем активный образ жизни и придерживаемся философии «Нужно не экономить, а больше зарабатывать». Если один из нас захотел что-нибудь купить или куда-нибудь пойти, то мы это делаем.

Мы снимаем квартиру за 40 тысяч рублей и откладываем деньги стихийно, на собственную квартиру не копим. Обычно, когда сумма накоплений доходит до 200 тысяч рублей, мы не можем не поехать в путешествие.

Мне важно путешествовать. В прошлом году мы два раза ездили за границу и около пяти раз путешествовали с мужем по России. Мы в два захода объездили города Золотого кольца и были несколько раз в Сочи. Кстати, как-то в Сочи мы за четыре дня умудрились потратить 100 тысяч рублей, притом что жили у родителей мужа. Я сама не понимаю, как так получилось. Я бы хотела откладывать больше денег, но пока не выходит.

В идеале я хочу два месяца в году отдыхать от работы и Москвы в какой-нибудь теплой стране. Я думала над тем, чтобы работать не из Москвы, но мужа удерживает работа, поэтому такой вариант пока не рассматривается.

Уровень сложности: Непросто

1 шаг

Для начала определим, есть ли у нас талант, или хотя бы минимальные умение рисовать. Нарисуйте 5 – 10 рисунков на свободные темы. Возьмите книги, придумайте себе заказчиков и творите. Важно, объективно оценить работы. Для этого часто помогает оценка из вне. Самому себя объективно оценивать очень сложно. Правда желательно, чтобы оценку давали не родственники и не друзья. Они вполне могут преувеличить ваши способности, от боязни обидеть. В общем – интернет в помощь.

2 шаг

Определитесь с техникой, в которой собираетесь исполнять свои работы. Лучше это делать в начале пути, заказчики, по мере появления, будут ждать от Вас что-то определенное.
Надо учесть, что техника – это не только карандаш….
можно так же делать:
- иллюстрацию из пластилина;
- иллюстрацию из бумаги;
- иллюстрацию с помощью самодельных кукол;
- вышивку по ткани или бумаге;
- коллаж;
- инкрустация соломкой;
- работы тушью, акварелью, акрилом, карандашами;
- иллюстрации в компьютерных программах вроде Photoshop, Painter или Illustrator;
- иллюстрации с помощью смешанной техники – рисунка, коллажа и компьютерной постобработки.

Попробуйте себя во всех техниках для того, чтобы определить, что действительно Ваше.

3 шаг

Ваш стиль должен быть оригинальным и не похожим на все остальные. Удивите мир.
Кстати, было бы хорошо определить целевую аудиторию…Для кого рисуем? Ведь картинки для журналов о фантастике, несколько отличаются от картинок для детской книги.

4 шаг

И вот у вас уже куча рисунков, достаточно не плохих, Вы подкованы и опытны в сфере рисования, но…чего-то не хватает? Да. Где искать клиентов?
Можно делать это активно и пассивно. При активном поиске – создаем портфолио и рассылаем его в издательства и журналы, агентства с которыми бы хотелось работать. Не вернулась ни одного? Не унываем…садимся и переделываем, переделываем, переделываем… главное работать над собой. Хотя важно верить и в то, что именно Ваша техника и Ваш ход мыслей окажется нужным и востребованным.
Пассивно – просто создаем портфолио на каком-либо сайте, форуме или блоге…и ждать….Надо ли говорить, что этот способ менее эффективный?