Франс рассказы. Французская республика и зеленщик Кренкебиль

(80 лет)

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Отец Анатоля Франса был владельцем книжного магазина, специализировавшегося на литературе, посвящённой истории Великой французской революции . Анатоль Франс с трудом закончил иезуитский коллеж , в котором учился крайне неохотно, и, провалившись несколько раз на выпускных экзаменах, сдал их только в возрасте 20 лет.

    С 1866 года Анатоль Франс вынужден был сам зарабатывать на жизнь, и начал карьеру библиографом. Постепенно он знакомится с литературной жизнью того времени, и становится одним из заметных участников парнасской школы .

    Умер Анатоль Франс в 1924 году. После смерти его мозг был исследован французскими анатомами, которые, в частности, установили, что его масса составляет 1017 г . Похоронен на кладбище в Нёйи-сюр-Сен .

    Общественная деятельность

    В 1898 году Франс принял самое деятельное участие в деле Дрейфуса . Под влиянием Марселя Пруста Франс первым подписал знаменитое письмо-манифест Эмиля Золя .

    С этих времен Франс стал видным деятелем реформистского, а позже - социалистического лагеря, принимал участие в устройстве народных университетов, читал лекции рабочим, участвовал в митингах, организованных левыми силами. Франс становится близким другом лидера социалистов Жана Жореса и литературным мэтром Французской социалистической партии.

    Творчество

    Раннее творчество

    Роман, принёсший ему известность, «Преступление Сильвестра Боннара» (фр.) русск. , опубликованный в 1881 году - сатира, в которой легкомыслию и доброте отдаётся предпочтение перед суровой добродетелью.

    В последующих повестях и рассказах Франса с огромной эрудицией и тонким психологическим чутьём воссоздан дух разных исторических эпох. «Харчевня королевы Гусиные лапки» (фр.) русск. (1893) - сатирическая повесть во вкусе XVIII века, с оригинальной центральной фигурой аббата Жерома Куаньяра: он благочестив, но ведёт греховную жизнь и оправдывает свои «падения» тем, что они усиливают в нём дух смирения. Того же аббата Франс выводит в «Суждения господина Жерома Куаньяра» («Les Opinions de Jérôme Coignard», 1893).

    В целом ряде рассказов, в частности, в сборнике «Перламутровый ларец» (фр.) русск. (1892), Франс обнаруживает яркую фантазию ; его любимая тема - сопоставление языческого и христианского миросозерцаний в рассказах из первых веков христианства или раннего Возрождения. Лучшие образцы в этом роде - «Святой сатир» («Saint Satyr»). В этом он оказал определённое влияние на Дмитрия Мережковского . Роман «Таис» (фр.) русск. (1890) - история знаменитой древней куртизанки, ставшей святой - написан в том же духе смеси эпикуреизма и христианского милосердия.

    Характеристика мировоззрения из энциклопедии Брокгауза и Ефрона

    Франс - философ и поэт. Его миросозерцание сводится к утонченному эпикурейству . Он самый острый из французских критиков современной действительности, безо всякой сентиментальности раскрывающий слабости и нравственные падения человеческой натуры, несовершенство и уродство общественной жизни, нравов, отношений между людьми; но в свою критику он вносит особую примиренность, философскую созерцательность и безмятежность, согревающее чувство любви к слабому человечеству. Он не судит и не морализирует, а только проникает в смысл отрицательных явлений. Это сочетание иронии с любовью к людям, с художественным пониманием красоты во всех проявлениях жизни и составляет характерную черту произведений Франса. Юмор Франса заключается в том, что его герой применяет один и тот же метод к исследованию самых разнородных на вид явлений. Тот же исторический критерий, на основании которого он судит о событиях в древнем Египте , служит ему для суждении о дрейфусовском деле и его влиянии на общество; тот же аналитический метод, с которым он приступает к отвлечённым научным вопросам, помогает ему объяснить поступок изменившей ему жены и, поняв его, спокойно уйти, не осуждая, но и не прощая .

    Цитаты

    «Религии, подобно хамелеонам, окрашиваются в цвет почвы, на которой они живут».

    «Нет магии сильнее, чем магия слова».

    "Случай - это псевдоним бога, когда он не хочет подписываться своим собственным именем"

    Сочинения

    Современная история (L’Histoire contemporaine)

    • Под городскими вязами (L’Orme du mail, 1897).
    • Ивовый манекен (Le Mannequin d’osier, 1897).
    • Аметистовый перстень (L’Anneau d’améthyste, 1899).
    • Господин Бержере в Париже (Monsieur Bergeret à Paris, 1901).

    Автобиографический цикл

    • Книга моего друга (Le Livre de mon ami, 1885).
    • Пьер Нозьер (Pierre Nozière, 1899).
    • Маленький Пьер (Le Petit Pierre, 1918).
    • Жизнь в цвету (La Vie en fleur, 1922).

    Романы

    • Иокаста (Jocaste, 1879).
    • «Тощий кот» (Le Chat maigre, 1879).
    • Преступление Сильвестра Боннара (Le Crime de Sylvestre Bonnard, 1881).
    • Страсть Жана Сервена (Les Désirs de Jean Servien, 1882).
    • Граф Абель (Abeille, conte, 1883).
    • Таис (Thaïs, 1890).
    • Харчевня королевы Гусиные Лапы (La Rôtisserie de la reine Pédauque, 1892).
    • Суждения господина Жерома Куаньяра (Les Opinions de Jérôme Coignard, 1893).
    • Красная лилия (Le Lys rouge, 1894).
    • Сад Эпикура (Le Jardin d’Épicure, 1895).
    • Театральная история (Histoires comiques, 1903).
    • На белом камне (Sur la pierre blanche, 1905).
    • Остров Пингвинов (L’Île des Pingouins, 1908).
    • Боги жаждут (Les dieux ont soif, 1912).
    • Восстание ангелов (La Révolte des anges, 1914).

    Сборники новелл

    • Валтасар (Balthasar, 1889).
    • Перламутровый ларец (L’Étui de nacre, 1892).
    • Колодезь Святой Клары (Le Puits de Sainte Claire, 1895).
    • Клио (Clio, 1900).
    • Прокуратор Иудеи (Le Procurateur de Judée, 1902).
    • Кренкебиль, Пютуа , Рике и много других полезных рассказов (L’Affaire Crainquebille, 1901).
    • Рассказы Жака Турнеброша (Les Contes de Jacques Tournebroche, 1908).
    • Семь жен Синей Бороды (Les Sept Femmes de Barbe bleue et autres contes merveilleux, 1909).

    Драматургия

    • Чем черт не шутит (Au petit bonheur, un acte, 1898).
    • Кренкебиль (Crainquebille, pièce, 1903).
    • Ивовый манекен (Le Mannequin d’osier, comédie, 1908).
    • Комедия о человеке, который женился на немой (La Comédie de celui qui épousa une femme muette, deux actes, 1908).

    Эссе

    • Жизнь Жанны д’Арк (Vie de Jeanne d’Arc, 1908).
    • Литературная жизнь (Critique littéraire).
    • Латинский гений (Le Génie latin, 1913).

    Поэзия

    • Золотые поэмы (Poèmes dorés, 1873).
    • Коринфская свадьба (Les Noces corinthiennes, 1876).

    Издание сочинений в русском переводе

    • Франс А. Собрание сочинений в восьми томах. - М. : Государственное издательство художественной литературы, 1957-1960.
    • Франс А. Собрание сочинений в четырёх томах. - М. : Художественная литература, 1983-1984.

    Французский писатель и литературный критик. Член Французской академии (1896). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1921), деньги которой он пожертвовал в пользу голодающих России.
    Анатоль Франс с трудом закончил иезуитский коллеж, в котором учился крайне неохотно, и, провалившись несколько раз на выпускных экзаменах, сдал их только в возрасте 20 лет.
    С 1866 года Анатоль Франс вынужден был сам зарабатывать на жизнь, и начал карьеру библиографом. Постепенно он знакомится с литературной жизнью того времени, и становится одним из заметных участников парнасской школы.
    Во время Франко-прусской войны 1870-1871 Франс некоторое время служил в армии, а после демобилизации продолжал писать и выполнять различную редакторскую работу.
    В 1875 году у него появляется первая настоящая возможность проявить себя в качестве журналиста, когда парижская газета «Время» («Le Temps») заказала ему серию критических статей о современных писателях. Уже в следующем году он становится ведущим литературным критиком этой газеты и ведёт свою собственную рубрику под названием «Литературная жизнь».
    В 1876 году он также назначается заместителем директора библиотеки французского Сената и в течение последующих четырнадцати лет занимает этот пост, что давало ему возможность и средства заниматься литературой. В 1913 году посетил Россию.
    В 1922 году его сочинения были включены в католический «Индекс запрещённых книг».
    Был членом Французского Географического общества. В 1898 году Франс принял самое деятельное участие в деле Дрейфуса. Под влиянием Марселя Пруста Франс первым подписал знаменитое письмо-манифест Эмиля Золя «Я обвиняю». С этих времен Франс стал видным деятелем реформистского, а позже - социалистического лагеря, принимал участие в устройстве народных университетов, читал лекции рабочим, участвовал в митингах, организованных левыми силами. Франс становится близким другом лидера социалистов Жана Жореса и литературным мэтром Французской социалистической партии.

    Франс - философ и поэт. Его миросозерцание сводится к утонченному эпикурейству. Он самый острый из французских критиков современной действительности, безо всякой сентиментальности раскрывающий слабости и нравственные падения человеческой натуры, несовершенство и уродство общественной жизни, нравов, отношений между людьми; но в свою критику он вносит особую примиренность, философскую созерцательность и безмятежность, согревающее чувство любви к слабому человечеству. Он не судит и не морализирует, а только проникает в смысл отрицательных явлений. Это сочетание иронии с любовью к людям, с художественным пониманием красоты во всех проявлениях жизни и составляет характерную черту произведений Франса. Юмор Франса заключается в том, что его герой применяет один и тот же метод к исследованию самых разнородных на вид явлений. Тот же исторический критерий, на основании которого он судит о событиях в древнем Египте, служит ему для суждении о дрейфусовском деле и его влиянии на общество; тот же аналитический метод, с которым он приступает к отвлечённым научным вопросам, помогает ему объяснить поступок изменившей ему жены и, поняв его, спокойно уйти, не осуждая, но и не прощая.


    Анатоль Франс родился за четыре года до Французской революции 1848 г. и прожил восемь десятилетий, сотрясаемых политическими страстями, восстаниями, переворотами и войнами. Поэт, публицист, романист, сатирик, он был активной личностью, проявлявшей необыкновенную мощь ума и оригинальность натуры. Таким же было и его литературное творчество - страстным, саркастичным, органично соединявшимся с мечтательностью, поэтическим отношением к жизни.

    Анатоля Франса называли "писателем самым французским, самым парижским, самым изысканным". А Лев Толстой, отмечая его правдивый и сильный талант, говорил о нем: "Европа теперь не имеет настоящего художника-писателя, кроме Анатоля Франса".
    Анатоль Франс (настоящее имя Анатоль Франсуа Тибо) родился 16 апреля 1844 г. в Париже в семье букиниста Франсуа Ноэля и Антуанетты Тибо.

    Свой псевдоним, уже будучи маститым писателем, Франс объяснял тем, что его отца, Франсуа Ноэля Тибо, происходившего из древнего рода анжуйских виноградарей, в этом краю всю жизнь называли Франсом.

    Анатоль вырос в атмосфере книг и профессионального интереса к печатному слову, сызмальства книжная лавка была для него "сокровищницей", как он писал позже в своих воспоминаниях. Уже в восемь лет маленький Анатоль составил сборничек нравоучительных афоризмов (для чего даже прочитал Ларошфуко) и назвал его "Новые христианские мысли и максимы". Сей труд он посвятил "дорогой мамочке", сопроводив его примечанием и обещанием издать эту книгу, когда вырастет.

    В католическом коллеже Св. Станислава Анатоль получил классическое образование, слегка окрашенное богословием. Почти все его товарищи по коллежу принадлежали к знатным или богатым семьям, и мальчик страдал от унижения. Возможно, поэтому он стал драчуном и насмешником, рано начал сочинять эпиграммы. Коллеж сделал будущего писателя бунтарем на всю жизнь, сформировав характер независимый, язвительный и довольно неуравновешенный.

    Литературное творчество привлекало Анатоля еще в детстве. Уже в 12 лет он наслаждался чтением Вергилия в подлиннике, подобно отцу, предпочитал исторические сочинения, а его настольной книгой в юношеские годы стал роман Сервантеса "Дон Кихот". В 1862 г. Анатоль окончил коллеж, но экзамены на бакалавра не выдержал, получив неудовлетворительные оценки по математике, химии и географии. Бакалавром Франс все же стал, повторно сдав экзамены в Сорбонне в 1864 г.

    К этому времени Франс был уже прилично зарабатывающим профессиональным критиком и редактором. Он сотрудничал в двух библиографических журналах, а кроме того, пробовал силы в искусстве стихосложения, критике, драматическом жанре. В 1873 г. вышла первая книга стихов Франса "Золотые поэмы", где воспевались природа, любовь, а рядом соседствовали размышления о жизни и смерти.
    В 1876 г. после десятилетнего ожидания Франс был включен в штат библиотеки Сената - к великому удовлетворению отца: наконец-то-у Анатоля появилось и положение, и стабильный заработок.

    В апреле 1877 г. Анатоль Франсуа Тибо женился. Это был традиционный буржуазный брак: невесте надо было выйти замуж, а жениху обрести семейное положение. Двадцатилетняя Мари-Валери де Совилл - дочь крупного чиновника министерства финансов - для сына букиниста и внука деревенского сапожника была партией завидной. Франс гордился родословной своей жены, восхищался ее робостью, молчаливостью. Правда, потом выяснилось, что молчаливость жены объясняется неверием в его талант писателя и презрением к этой профессии.

    Значительное приданое Валери пошло на обустройство особняка на улице вблизи Булонского леса. Здесь Франс начал много работать. В библиотеке Сената он прослыл нерадивым работником, но что касается литературного труда, то здесь писатель не отклонял ни одного предложения издателей, сотрудничая одновременно с пятью десятками журналов. Он редактировал классиков, писал многочисленные статьи - не только о литературе, но и об истории, политической экономии, археологии, палеонтологии, происхождении человека и т. п.
    В 1881 г. Франс стал отцом, у него родилась дочь Сюзанна, которую он нежно любил всю свою жизнь. В год рождения дочери вышла и первая книга Франса, в которой он нашел своего героя, Сильвестра Боннара, а вместе с ним и свой индивидуальный стиль. Книга "Преступление Сильвестра Боннара, Члена Института" получила премию Французской Академии. В решении Академии о премии было сказано: она присуждена "произведению изящному, выдающемуся, может быть, исключительному".

    В 1883 г. Франс стал постоянным хроникером в журнале "Иллюстрированный мир". Каждые две недели появляется его обозрение "Парижская хроника", охватывающее разные стороны французской жизни. С 1882 по 1896 гг. он напишет более 350 статей и очерков.
    Благодаря успеху "Сильвестра Боннара" и необычайной популярности "Парижской хроники", Франс входит в высшее общество. В 1883 г. он познакомился с Леонтиной Арман де Кайаве, чей салон был одним из самых блестящих литературных, политических и художественных салонов в Париже. Эта умная, властная аристократка была ровесницей Франса. От нее он услышал то, в чем так нуждался дома: поощрительную оценку своей работы. Многолетняя, ревнивая, тираническая преданность Леонтины надолго заполнит личную жизнь писателя. А жена его, Валери Франс с каждым годом будет все больше испытывать воинственную потребность выяснять отношения и сводить счеты. Чуждая духовной жизни своего мужа, она сумела сделать чужим для Франса и их собственный дом, который он наполнил книгами, коллекцией картин, гравюр, старинных изделий. Обстановка в доме накалилась до такой степени, что Франс вообще перестал разговаривать с женой, общаясь с ней только записками. Наконец однажды, не вынеся молчания, Валери спросила у мужа: "Где были вы вчера вечером?" В ответ на это Франс молча вышел из комнаты и из дома в чем был: в халате, с малиновой бархатной "кардинальской" шапочкой на голове, с подносиком в руке, на которой была чернильница и начатая статья. Демонстративно пройдя в таком виде по улицам Парижа, он снял меблированную комнату на вымышленное имя Жермена. Таким, не совсем обычным способом, он ушел из дома, окончательно разорвав семейные отношения, которые старался сохранить все последние годы только ради любимой дочери.

    В 1892 г. Анатоль Франс оформил развод. Отныне его верной и преданной подругой стала честолюбивая Леонтина. Она делала все, чтобы Франс прославился: сама разыскивала для него материал в библиотеках, делала переводы, приводила в порядок рукописи, читала гранки, желая освободить его от работы, казавшейся ему скучной. Она же помогла ему благоустроить небольшую виллу Сайд возле Булонского леса, которая вскоре превратилась в музей, заполненный произведениями искусства и мебелью разных веков, стран и школ.

    В 1889 г. вышел в свет ставший впоследствии знаменитым роман "Таис". В нем Франс наконец нашел тот способ самовыражения, где ему не было равных. Условно его можно было бы назвать интеллектуальной прозой, сочетающей изображение реальной жизни с авторскими размышлениями о ее смысле.

    После выхода в свет романов "Боги жаждут", "Восстание ангелов" и "Красная лилия" слава Анатоля Франса приобрела мировое звучание. К нему отовсюду стали приходить письма, и не только как к знаменитому романисту, но и как к мудрецу и философу. На многочисленных портретах писатель, однако, старался выглядеть не величественным, л, скорее, элегантным.

    Изменения, к сожалению горестные, коснулись и личной жизни писателя. Дочь Франса, его "нежно любимая Сюзон", в 1908 г., успев уже развестись с первым мужем, полюбила Мишеля Псикари, внука известного религиозного философа Ренана, и стала его женой. Анатолю Франсу этот союз был не по душе. Он отдалился от дочери, и как оказалось, навсегда. Ухудшились его отношения и с Леонтиной де Кайаве. Долгое время она пестовала и опекала дарование Франса, заботясь о его успехах, гордясь тем, что помогает ему, зная, что и он ее любит. Каждый год они путешествовали по Италии, несколько раз побывали в Греции. Однако к старости Леонтина становится все более бдительной и ревнивой. Она желала контролировать каждый шаг своего друга, что начинало утомлять и раздражать Франса. Скверное настроение писателя обострялось чувством вины. Дело в том, что здоровье Леонтины, уже некрепкое, пошатнулось летом 1909 г., когда до нее дошли слухи, что Франс, плывя на пароходе в Бразилию, чтобы прочесть лекции о Рабле, не устоял перед кокетством пятидесятилетней актрисы Французской комедии. Ревнивая Леонтина слегла. "Это ребенок, - говорила она своей приятельнице, - если бы вы знали, какой он слабый, наивный, как легко можно его одурачить!" Возвратясь в Париж, Франс повинился в недостойном его легкомыслии. Вместе с Леонтиной он уехал в Капиан, ее загородный дом, где мадам де Кайаве внезапно заболела воспалением легких и 12 января 1910 г. умерла.

    Для Франса кончина Леонтины стала огромной душевной травмой. Горе помогла перенести другая преданная женщина, Оттилия Космутце, венгерская писательница, известная у себя на родине под псевдонимом Шандор Кемери. Она одно время была секретарем писателя и своей чуткостью, добротой помогла "вылечить великий ум" от депрессии.

    Годы Первой мировой войны состарили Анатоля Франса. Из Парижа он переехал в небольшую усадьбу Бешельри, недалеко от провинции Турен, где жила Эмма Лапревот, бывшая горничная Леонтины де Кайаве. Эта женщина была больна и бедна. Франс поместил ее в больницу, а после выздоровления она стала домоправительницей писателя, взяв на себя все заботы о нем. В 1918 г. Франса постигло новое горе - его дочь, Сюзанна Псикари умерла от гриппа. Ее тринадцатилетний сын Люсьен остался круглым сиротой (Мишель Псикари погиб на войне в 1917 г.), и Франс взял на воспитание любимого внука, который стал впоследствии единственным наследником писателя.

    В 1921 г. Франсу была присуждена Нобелевская премия по литературе "за блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом".

    В течение всей своей долгой жизни Анатоль Франс редко жаловался на здоровье. До восьмидесяти лет он почти не болел. Однако в апреле 1922 г. сосудистый спазм парализовал его на несколько часов. И писатель признался, что уже не может "работать как прежде". Но, тем не менее, до самой кончины он сохранял бодрость духа и удивительную работоспособность. Он мечтал побывать в Брюсселе, Лондоне, закончить книгу философских диалогов под названием "Sous la rose", что можно перевести как "Не для посторонних ушей".
    В июле 1924 г. Франс слег в постель с диагнозом последняя стадия склероза. Врачи предупредили друзей и близких писателя о том, что его часы сочтены. Утром 12 октября Франс сказал с улыбкой: "Это мой последний день!" Так и случилось. В ночь на 13 октября 1924 г. "самый французский, самый парижский, самый изысканный писатель" скончался.

    Как сказал о нем писатель Душан Брески: "Несмотря на все превратности критической моды, Анатоль Франс всегда будет стоять рядом с Б. Шоу, как великий сатирик эпохи, и рядом с Рабле, Мольером и Вольтером, как один из величайших французских острословов".

    Франс Анатоль (Жак Анатоль Франсуа Тибо) (1844 – 1924 гг.)

    Французский критик, романист и поэт. Родился в Париже в семье книготорговца. Литературную деятельность начинал неспешно: ему было 35 лет, когда вышел в свет первый сборник новелл. Своим детским годам он посвятил автобиографические романы «Книга моего друга» и «Маленький Пьер».

    Первый сборник «Золотые поэмы» и стихотворная драма «Коринфская свадьба» свидетельствовали о нем как о подающим надежды поэте. Начало известности Франса как выдающегося прозаика своего поколения положил роман «Преступление Сильвестра Боннара».

    В 1891 г. появилась «Таис», за ней - «Харчевня королевы Гусиные лапы» и «Суждения господина Жерома Куаньяра», давшие блестящее сатирическое изображение французского общества XVIII в. В «Красной лилии», первом романе Франса на современный сюжет, описывается история страстной любви во Флоренции; «Сад Эпикура» содержит образцы его философских рассуждений о счастье. После избрания во Французскую академию Франс начал публикацию цикла «Современная история» из четырех романов - «Под придорожным вязом», «Ивовый манекен», «Аметистовый перстень» и «Господин Бержере в Париже».

    Писатель с лукавым остроумием изображает как парижское, так и провинциальное общество. В новелле «Дело Кренкебиля», переработанной затем в пьесу «Кренкебиль», разоблачается судебная пародия на правосудие. Сатирическая аллегория в духе Свифта «Остров пингвинов» воссоздает историю становления французской нации.

    В «Жанне д Арк» Франс попытался отделить факты от легенд в жизнеописании национальной святой. Французской революции посвящен роман «Боги жаждут». Книга «На славном пути» исполнена патриотического духа, но уже в 1916 г. Франс выступил с осуждением войны. В четырех томах «Литературной жизни» он выказал себя проницательным и тонким критиком. Франс поддержал большевистскую революцию 1917 г. В начале 20-х гг. он был в числе тех, кто симпатизировал недавно созданной Французской коммунистической партии.

    В течение многих лет Франс был главной приманкой в салоне своей близкой приятельницы мадам Арман де Кайаве, а его парижский дом («Вилла Сеид») превратился в место паломничества для молодых писателей - как французских, так и иностранных В 1921 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе.

    Присущее Франсу тонкое остроумие напоминает иронию Вольтера, с которым его многое роднит. В своих философских воззрениях он развивал и популяризировал идеи Э. Ренана.

    Французский романист и критик Анатоль Франс (настоящее имя Жак Анатоль Франсуа Тибо) родился в Париже, в семье букиниста Франсуа Ноэля Тибо и Антуанетты (Галла) Тибо. В детстве Анатоль, единственный ребенок в семье, много времени проводил на набережной Сены, роясь в грудах книг («Это была библиотека длиной в три квартала», как он сам впоследствии писал) и слушая разговоры книгочеев, часто захаживавших в магазин его отца.


    Франс (уменьшительное от Франсуа – имени отца) поступил в Коллеж Станислас, школу иезуитов в Париже Мальчик зачитывался греческими и римскими авторами, однако школы не любил У. него на всю жизнь осталось отвращение к школярскому преподаванию религии. Учеником он был посредственным, отличные оценки получал только за сочинения, и мать посоветовала ему стать писателем. Провалившись несколько раз на выпускных экзаменах, он наконец сдал их в возрасте 20 лет.

    Когда его отец в 1866 г. ушел от дел, Ф., вынужденный сам зарабатывать себе на жизнь, устроился в журнал Работая библиографом у издателя Альфонса Лемерра, он познакомился с недавно созданной литературной группой «Парнас» После выхода в свет его первого произведения, очерка творчества поэта Альфреда де Виньи, Ф. становится одной из центральных фигур в «Парнасе».

    Во время франко-прусской войны Ф. некоторое время служил в армии, демобилизовавшись, он продолжал писать и выполнять различную редакторскую работу. В 1875 г. у него появляется первая настоящая возможность проявить себя в качестве журналиста, парижская газета «Темпе» ("Le Temps") заказала ему серию критических статей о современных писателях, а уже в следующем году он становится ведущим литературным критиком этой газеты Ф. ведет свою собственную рубрику под названием «Литературная жизнь» ("La Vie litteraire"). Статьи, появляющиеся в этой рубрике в течение нескольких лет, вышли отдельным изданием в четырех томах в 1889...1892 гг. под заглавием «Литературная жизнь». В предисловии к этому изданию Ф. выразил свое отношение к субъективности литературной критики «Хороший критик, писал Ф., – повествует не столько о прочитанном, сколько о приключениях собственной души». В 1876 г. Ф. назначается заместителем директора Библиотеки сената и в течение 14 лет занимает этот пост, что давало ему возможность и средства заниматься литературой. В 1877 г. он женится на Валери Герен де Совиль.

    В это время писатель постепенно отходит от «Парнаса» и сближается с Кальманом Леви, который стал издателем двух его следующих книг. В первую (1879) вошли две повести – «Йокаста» ("Jocaste") и «Тощий кот» ("Le Chat maigre"), во вторую (1881) – роман «Преступление Сильвестра Боннара» ("Le Crime de Sylvestre Bonnard"), принесший Ф. известность и премию Французской академии «Преступление Сильвестра Боннара» до сих пор остается самой читаемой книгой Ф. Герой романа, старый ученый Сильвестр Боннар, скептик по натуре, обаятельный и снисходительный к людям, стал первым из литературных героев Ф., в которых воплотилась личность самого писателя и дух эпохи. Как отмечал литературный критик Жюль Леметр, литературными героями прежних эпох были гражданин, художник, рыцарь, священник, светский человек, «конец же XIX в. представлен одиноким пожилым ученым, умным, мыслящим, ироничным и очень мягким»

    Благодаря успеху «Сильвестра Боннара» и популярности его еженедельной рубрики в «Темпе» Ф. входит в высшее парижское общество. В 1883 г. он знакомится с Леонтиной Арман де Канаве, которая держала один из самых блестящих литературных, политических и художественных салонов. Через 5 лет Леонтина становится его возлюбленной, а после того, как Ф. в 1893 г. развелся с женой, они с Леонтиной живут в неофициальном браке до самой ее смерти (1910). Леонтина проявляла трогательную заботу о писателе (сам Ф. в быту был совершенно беспомощным), учила его светским манерам и способствовала его литературной карьере.

    К другим значительным произведениям этого периода относится роман о христианском фанатике и аскете, религиозном отшельнике Пафнутии «Таис» ("Thai"s", 1890) и «Харчевня королевы Гусиные лапки» ("La Rotissene de la reine Pedauque", 1893) – роман, где выведен еще один знаменитый литературный герой Ф. – аббат Жером Куаньяр, мудрец, бродяга и жизнелюбец XVIII в. Перестав вести литературную рубрику в газете «Темпе» (1893), Ф. решил использовать образ Куаньяра для социальной критики современной французской жизни и написал «Суждения господина Жерома Куаньяра» ("Les Opinions de M. Jerome Coignard", 1893). «Красная лилия» ("Ze Lys rouge", 1894) – это роман, навеянный любовью Ф. к Леонтине де Кайаве и их первой поездкой в Италию. В сборник новелл «Перламутровый ларец» ("L"Etui de nacre", 1892) вошел один из самых знаменитых рассказов Ф. «Прокуратор Иудеи» ("Le Procurateur de Judee"). В 1896 г. Ф. избирается членом Французской академии. В эти годы Ф. начинает интересоваться социальными и политическими вопросами и в 1897 г. приступает к работе над тетралогией под общим названием «Современная история» ("L"Histoire contemporame"), через которую проходит третий значительный герой Ф. – господин Бержере, провинциальный школьный учитель.

    В 1898 г. Ф. принял участие в деле Дрейфуса. Под влиянием Марселя Пруста Ф. первым подписал знаменитое письмо-манифест Эмиля Золя «Я обвиняю» (1898). В этом письме осуждалась попытка обвинить в государственной измене офицера французской армии еврея Альфреда Дрейфуса и доказывалось, что это обвинение было сфабриковано, чтобы спасти от скандала высшее армейское командование, уличенное в коррупции. Ф. описывает дело Дрейфуса в 4-м томе «Современной истории», озаглавленном «Господин Бержере в Париже» ("Monsieur Bergeret a Paris", 1900) Благодаря активной политической деятельности Ф. становится близким другом лидера социалистов Жана Жореса и литературным мэтром Французской социалистической партии.

    Следующее произведение писателя, двухтомный исторический труд «Жизнь Жанны д"Арк» ("Vie de Jeanne d"Arc", 1908), написанный под влиянием друга Ф., историка Эрнеста Ренана, был принят плохо. Католики возражали против демистификации Жанны, а историкам книга Ф. показалась недостаточно правдивой. Зато пародия на французскую историю «Остров пингвинов» ("L"Ile de pingouins"), опубликованная также в 1908 г., была принята с большим энтузиазмом. В «Острове пингвинов» близорукий аббат Маэль по ошибке принял пингвинов за людей и окрестил их, чем вызвал массу сложностей на небесах и на земле. В книге «Боги жаждут» ("Les Dieux ont soif", 1912), историческом романе о французской революции, Ф. опирался на знания, которые он почерпнул из книг, прочитанных в детстве в отцовском книжном магазине.

    После 1913 г. Ф. возвращается к автобиографическим темам своих ранних произведений, он пишет очерки о детстве и отрочестве, которые впоследствии вошли в романы «Маленький Пьер» ("Le Petit Pierre", 1918) и «Жизнь в цвету» ("La Vie en fleur", 1922).

    В 1921 г. Ф. присуждается Нобелевская премия по литературе «за блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом». В своей приветственной речи член Шведской академии Эрик Карлфелдт подчеркнул безупречность стиля Ф. и его роль в мировой культуре. «В наше время Ф. – самый авторитетный представитель французской культуры, – сказал Карлфелдт. – Он является последним великим классиком. Его даже называют последним европейцем». В ответной речи Ф. осудил всяческие войны и выразил поддержку пацифизму.

    Ф. умер 13 октября 1924 г. в Туре, куда он переехал за 10 лет до смерти. На его похоронах присутствовали члены французского правительства. После смерти Ф. его популярность резко снизилась. Представители послевоенного поколения придерживались точки зрения английского романиста Арнолда Беннетта, который в свое время упрекал Ф. в «духовной анемии». С этого времени творчеством Ф. занимаются в основном ученые, текстологи и литературоведы. Например, Уэйн Бут исследовал иронию в произведениях Ф., Мюрей Сакс – вклад писателя в развитие французской новеллы. По мнению Поля Валери, Ф. наглядно показал, что на французском языке еще могут создаваться бесценные сокровища, продолжающие великую культурную традицию. Душан Брески, рассуждая о писателе, которого Джозеф Конрад однажды назвал «принцем прозы», заключил: «Несмотря на все превратности критической моды, Ф. всегда будет стоять рядом с [Джорджем Бернардом] Шоу как великий сатирик нашей эпохи и с такими писателями, как Рабле, Мольер и Вольтер, как один из величайших французских острословов».