Иконография ангельских одежд. Иконы архангелов

Каждому человеку дается при крещении ангел-хранитель. Считается, что он находится на правом плече, а на левом, соответственно, понятно кто. Ангел - это наш заступник. Он ходатайствует перед Богом за своего подопечного.

Но как часто люди призывают на помощь своего незримого помощника? По пальцам можно пересчитать. А благодарят за помощь, если призывают, еще реже. Поэтому хотелось бы поговорить об ангеле-хранителе. Чтобы люди знали, какую помощь оказывает он в духовной брани.

Кто такой ангел?

Это бесплотное существо, которое люди не видят. Ангел дается каждому человеку при совершении таинства крещения. И сопровождает его до конца жизни.

Изображение ангела-хранителя на правом плече человека - не в буквальном смысле. Заступник невидим, об этом нельзя забывать. И он незримо сопровождает своего подопечного на всем жизненном пути.

Зачем он дается?

Есть ли ангелы-хранители? Бесспорно. И даны они нам для того, чтобы помогать в добрых делах и защищать от гибельного для христианской души пути. Ангел возносит молитвы своего подопечного к Богу, всячески охраняя его от всякого зла.

Можно ли остаться без ангела?

Нет, защита ангела-хранителя - навсегда. Но можно отогнать от себя своего небесного попечителя собственными грехами. Чем сильнее грешит человек, тем дальше находится от него ангел.

Как его вернуть?

Раскаяться в грехах и завязать с ними раз и навсегда. Когда человек грешит, ангел скорбит о нем, плачет и отходит. Когда кается и совершает добрые дела, его защитник, данный при крещении, радуется и всячески помогает подопечному.

- это ангел?

Нет. Бытует общераспространенное мнение, что ангел, данный при крещении, и святой покровитель, в честь которого человек получил свое имя, - один и тот же бесплотный дух. Это не так. Святой, в честь которого нас крестили, несомненно, покровительствует тому, кто носит имя в его честь. Когда к нему обращаются искренне, с усиленной молитвой, он молится за человека перед Господом. И ангел, и святой покровитель сопровождают христианина на протяжении всей его жизни.

Изображение ангела-хранителя - каково оно? И существует ли вообще? Об этом чуть ниже.

Когда у человека день ангела?

Ангелы-хранители человека сопровождают его всю жизнь. Точнее, сопровождает. Потому что он дается в единственном числе при крещении.

Когда же отмечается этот праздник? 21 ноября православная церковь празднует день Собора Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных. Этот день смело можно называть днем ангела каждого крещеного человека.

Как его отмечают?

Что делать в день ангела-хранителя? Обязательно посетить храм, исповедоваться и причаститься. Провести день ангела стоит в благоговении. Поблагодарить его за защиту и помощь. Поставить свечку перед праздничной иконой, помолиться своими словами. По возможности, совершить добрые дела, кому-то помочь, кого-то утешить.

Когда человек творит добро, это радость для его ангела. Разумеется, не стоит проводить этот день в бесстыдных развлечениях.

Как подготовиться к исповеди?

Выше было написано, что в день ангела нужно исповедоваться и причаститься. А как это сделать? Ничего сложного нет.

Подготовка к исповеди включает в себя осознание своих грехов. Не лишним будет растормошить память, вспомнить все самые потаенные и глубоко запрятанные прегрешения. Обязательно следует исповедать то, что давит на душу. Бывает такое состояние: совершил грех, и он гнетет потом. Совесть мучает, обличает. Искреннее покаяние и очищение своей совести от данного греха, обещание самому себе больше не совершать его поможет очиститься от пагубного воздействия.

Что касается более "прочно въевшихся" в душу грехов, тут могут возникнуть сложности. Во-первых, человек способен начать оправдывать себя:"Все так живут и грешат этим, не я один". Если говорить грубо, все собрались прыгать с крыши, и мы пойдем за всеми, зная, что идем на верную смерть? Едва ли. работают очень хорошо. Только когда речь заходит о сохранении чистоты души, они куда-то пропадают.

Не важно, как живут все. Человек несет ответственность конкретно за себя и за свои грехи. Блаженная Матрона Московская говорила, что "каждая овечка будет подвешена за свой хвостик". А то, что будет прощено и разрешено здесь, простится и разрешится Господом на Небесах.

Во-вторых, стыд. Это ложное чувство, этакий внутренний голос, внушающий исповеднику: "Об этом стыдно рассказывать. Нет, не говори - позор какой. Произносить страшно, нельзя такое рассказывать". Можно и нужно. Должно быть стыдно перед тем, как совершить грех. Однако в тот момент стыд пропадает. Зато потом возникает, не давая человеку очиститься от грязи.

Грехи утаивать нельзя. Необходимо честно рассказать священнику, принимающему исповедь, в чем согрешил. Да, чувство стыда будет преследовать. Но это нужно сделать. В противном случае Бог не примет исповедь, в которой намеренно утаивались подленькие и грязные делишки. Да и ангела-хранителя не стоит держать на расстоянии от себя. Грех, как смрадный запах, отгоняет от нас нашего заступника. Ангелы-хранители человека плачут, когда мы совершаем грех, и не могут подойти к нам, пока не произойдет очищение.

Чтобы ничего не забыть, допустимо записать грехи. И с этими записями отправляться на исповедь.

Как подготовиться к Причастию?

В практике принято после исповеди подходить к Причастию. Но прежде чем приступить к нему, необходимо подготовиться. Как это сделать?

  1. Соблюдение поста на протяжении 3 дней. Под этим подразумевается отказ от мясных, молочных продуктов, а также от яиц. В общем, от всех продуктов животного происхождения.
  2. Удержание плоти от увеселительных мероприятий. Иными словами, в дни физического поста перед тем, как приступить к таинству Причастия, необходимо воздерживаться и духовно. Не смотреть телевизор, не играть в компьютерные игры, не слушать музыку. Ограничить развлечения и удовольствия повседневной жизни.
  3. Супругам нужно воздерживаться от физической близости.
  4. Вечером, накануне Причастия, прочесть три канона - Господу, Богородице и ангелу-хранителю, а также молитвы ко Святому Причастию.

После Причастия читают короткие благодарственные молитвы. Человек благодарит Господа за оказанную милость, за то, что Тот сподобил кающегося грешника принять Тело и Кровь Христовы.

Как молиться ангелу-хранителю?

Существует ли молитва ангелу-хранителю на каждый день? Да, существует. И звучит она так: "Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь."

Вообще, прибегать к помощи своего заступника, данного при крещении, нужно регулярно. И совсем не обязательно для этого молиться "по правилам". Достаточно обратиться к ангелу своими словами, попросить его о помощи и заступлении от всей души.

Как он выглядит?

Каково изображение ангела-хранителя в православии? Фото икон представлено в статье.

Что касается изображения как такового, то наши небесные защитники невидимы для своих подопечных. В представлении человека ангел - это дух, внешним видом схожий с человеком. Имеет за спиной крылья. На иконах ангелы изображены примерно так, как мы привыкли представлять их.

Дата рождения и ангел-хранитель

Существует ли икона ангела-хранителя по дате рождения? Нет. Существует икона святого покровителя, в честь которого назван и крещен человек. Но она никак не относится к дате рождения. Об этом будет рассказано в подразделе, посвященном святому покровителю.

Равно как и ангел не относится к дате рождения. Вот к дате крещения - иное дело. Крещение - это духовное рождение человека.

Как же приобрести тогда изображение ангела-хранителя? Просто купить икону с ангельским образом, не пытаясь найти "именного" защитника, данного при крещении.

Мой ли это заступник?

Как узнать своего ангела-хранителя в православии? Он дан нам свыше, при крещении. Если вы крещены, значит, у вас есть заступник, сопровождающий на протяжении всей жизни.

Человек не может узнать своего ангела. Ибо это бесплотный дух. Имена ангелов сокрыты от людей. У них нет пола, нет человеческого тела. Поэтому увидеть и узнать своего сопровождающего духа можно только на иконе.

Ангелы и дети

Кто охраняет ребенка? Есть ли ангел-хранитель у детей? Он появляется в том случае, если малыша окрестили в православной вере. Пока не совершилось таинство, персонального заступника у ребенка нет.

Считается, что до семи лет дети безгрешны. Эдакие маленькие ангелочки, только земные. Однако несмотря на сей факт, нежелательно затягивать с крещением младенца.

Как он хранит меня?

Крещеный человек находится под защитой своего ангела. И часто можно слышать такое выражение: "У него ангел сильный" или "Тебя ангел спас". Действительно человек иногда остается целым и невредимым при таких обстоятельствах, в которых фактически невозможно остаться в добром здравии.

Может ли получать христианин от ангела-хранителя подсказки? Скорее, невидимую защиту. Ангел способен помочь своему подопечному, уберечь от опасности незримо, отвести беду. Но вряд ли явится к нему воочию, чтобы что-то подсказать вербальным общением.

Немного о святом покровителе

Кто такой ангел-хранитель и чем отличается от святого покровителя, мы разобрались выше. Теперь поговорим о последнем.

Святой покровитель - тот, чьим именем крещен человек. И если иконы ангела-хранителя по дате рождения не существует, то в случае со святым покровителем ситуация иная. Святых много, у каждого из них есть имя. И в православной церкви существует сонм прославленных святых. У каждого из этих святых есть икона. Точнее, есть икона с изображением того или иного святого.

Как узнать, кто является святым покровителем человека, особенно, если святых с таким именем много? Если человек крещен до 2000 года, то может считать своим покровителем того святого, который был прославлен первым. Если после 2000 года, то стоит узнать ближайшую дату прославления святого угодника Божьего от даты собственного рождения.

Приведем пример. Женщина крещена с именем Екатерина. Если таинство над ней было совершено до 2000 года, то ее покровительницей считается великомученица Екатерина. Чья память приходится на 7 декабря. Если крещение принято после 2000 года, значит, ей нужно обратить внимание на дату своего рождения. Женщина рождена до 5 февраля? Тогда ее покровительницей можно считать преподобномученицу Екатерину (новомученицу), чья память совершается 5 февраля.

Как молиться своему святому?

Молитва ангелу-хранителю на каждый день есть, а святому? Конечно же. И ее можно найти в любом православном молитвослове, в конце утреннего правила.

Как и ангела, святого покровителя, в честь которого дано имя, можно и нужно призывать своими словами. Просить его о помощи с "пламенным сердцем", в любой ситуации, когда возникает необходимость этой самой помощи.

Следует помнить, что "именной" покровитель имеет перед Богом дерзновение и ходатайствует за человека, который искренне прибегает к его заступничеству и помощи.

Изображение святого

Изображение ангела-хранителя одно, а святого покровителя, в чью честь дано имя человеку, иное. Например, покровителем Сергея является Сергий Радонежский. И существует его икона. Или мужчина с редким в наше время именем Серафим может смело приобретать изображение святого праведного Серафима Саровского.

Икону с изображением ангела-хранителя и святого покровителя, с чьим именем крещен человек, можно носить на шее. Сейчас в продаже существуют специальные "носильные" иконы.

День именин

Стоит напомнить, что день Ангела и день именин - совершенно разные дни. Если день ангела, как упоминалось выше, отмечается 21 ноября, то день именин у всех разный. Зависит от того, какой святой покровительствует человеку.

Например, у Ларисы, крещенной до 2000 года, день именин выпадает на 8 апреля. У Екатерины - на 7 декабря. У Терентия - на 23 апреля.

Как провести этот день?

Так же, как день ангела. Посетить церковь, исповедоваться и причаститься. Почтить память святого заступника, помолившись перед иконой с его изображением, поставив перед ней свечу. Почитать акафист своему святому дома, если не получается попасть в храм.

О чем просят святого покровителя?

К нему можно "подойти" с любой просьбой. Хотя нет, не так. С любой просьбой, которая несет чистые намерения. С доброй просьбой. У своего заступника, равно как и у ангела-хранителя, нельзя просить что-то плохое. Это кощунственно.

Что можно подарить имениннику?

На день ангела и день именин принято поздравлять человека. А что подарить ему? Например, собственноручно вышитое изображение ангела-хранителя или святого, чье имя носит этот человек.

Прежде чем браться за вышивку иконы, нужно получить благословение у священника на это дело.

Общие правила

Важно знать о том, как содержать в квартире "красный угол". Под этим названием подразумевается домашний иконостас.

  1. Иконостас находится, в идеале, на востоке. В комнате это, как правило, правая сторона.
  2. В углу вешается специальная полка, на которую ставятся иконы.
  3. Красный угол должен содержаться в чистоте. Иконную полку необходимо протирать.
  4. Иконы несколько раз в год полностью снимают с полки и тщательно протирают от пыли и грязи.
  5. Желательно, чтобы перед ликами святых горела лампада.
  6. Домашние животные не должны иметь доступа к иконам. Особенно это касается собак. К сожалению, эти горячо любимые многими друзья человека считаются в православном мире нечистыми животными. Сейчас к их содержанию в квартире относятся достаточно лояльно, раньше запрещалось содержание собаки в одном доме с иконами.
  7. Курить в комнате, где находится домашний иконостас, недопустимо. Да и вообще, от этой пагубной привычки желательно отказаться.
  8. Бывает, что иконы падают. И люди начинают паниковать, что это к страшной беде. Не надо разводить панику. Поднять образ, перекреститься, приложиться к нему и поставить обратно на полку. Икона может упасть из-за того, что плохо стоит, например.

Заключение

Основной аспект данной статьи следующий: ангел-хранитель и святой покровитель - не одно и то же. Ангел дается человеку при крещении, а святой угодник - покровитель тот, с чьим именем крещен новоиспеченный раб Божий.

Второй аспект: день ангела и день именин, судя по основному аспекту, разные дни. День ангела празднуется 21 ноября, день именин - в ближайшую дату памяти святого от даты рождения человека.

Третий момент: иконы с изображением ангела-хранителя "персонального" нет. есть иконы с изображением Божьих угодников, в честь которых даются имена при крещении.

И ангел, и святой покровитель сопровождают человека до конца его жизни. Не стоит лишний раз совершать плохие поступки, прикасаться к чему-то греховному. Ведь ангел из-за этого страдает и отходит от грешника. А отталкивать от себя заступника и защитника, добровольно вверяясь в сети лукавого, не самый лучший вариант того, как прожить земную жизнь.

Во многих религиях мира ангелы-хранители занимают особое место. Считается, что они сопровождают нас в течение всей жизни, оставаясь незримыми. Они - глашатаи божественных откровений, защитники и помощники в добрых делах. И все же, несмотря на это постоянное присутствие, мы редко задумываемся о том, кто стоит за нашим правым плечом.

Слово «ангел» пришло к нам из греческого языка, где оно означало «вестник», вместе с христианскими текстами. Но о существовании ангелов было известно задолго до появления христианства. Практически у всех народов имелось представление о невидимых существах, помогающих людям.

У древних персов их называли феруэрами, в суфийской традиции - муваккали (это слово означает «опекун, попечитель, стражник, представитель»). Римляне верили в то, что у каждого есть свой гений - дух-покровитель. Гений, по представлениям римлян, был сущностью, которая рождалась вместе с человеком и определяла его жизненный путь.

Но наиболее полные сведения об ангелах можно найти в иудаизме и христианстве. В Библии и Торе говорится о духовных бесплотных существах, более совершенных, чем человек, и сотворенных раньше его. Согласно преданию, ангелы появились еще до того, как возник видимый мир. Они составляют небесное воинство, в котором существует строгая иерархия.

Но основная их задача - сохранение существующего мира. По словам святого Григория Богослова, «… будучи служителями Воли Божией, не только по естественной способности, но и по обилию Благодати, они переносятся на все места и всем сопутствуют повсюду, как по быстрому исполнению служения, так и по легкости естества».

Ангелы управляют природными стихиями, народами, участвуют в богослужении (видеть их могут только те, кто удостоился особой благодати - святые и праведники).

Согласно Священному Писанию, ангелы разделяются на девять ангельских чинов. Ближе всех к Богу находятся серафимы, херувимы и престолы. Серафимы окружают престол Господа. Они имеют человеческий образ, у каждого из них по шесть крыльев. Двумя они закрывают свое лицо, двумя - ноги, а при помощи еще двух летают и постоянно песнепениями восхваляют Бога.

Херувимы имеют иной облик. Пророк Иезекииль в известном видении колесницы изображает херувимов человекообразными, с четырьмя лицами и четырьмя крыльями. Ноги у них со ступнями тельца и блестящие, как медь. Но, пожалуй, самое необычное в изображениях херувимов - это их лица. С человеческим лицом соединялись с правой стороны лицо льва, а с левой - тельца и орла.

Херувимы окружены бесчисленными сонмами праведников и тьмами ангелов, они отражают в себе неприступное величие Божие и Его славу. О других ангельских чинах известно меньше. Престолы, господства, силы, власти и начала, о которых писал в книге «Небесная иерархия» Дионисий Ареопагит, практически не известны обычным верующим.

А вот два последних чина - архангелы и ангелы - знакомы нам и по многочисленным изображениям, и по текстам. Мы даже знаем их имена: Михаил - («кто как Бог»), Гавриил - («муж Божий»), Рафаил - («помощь, исцеление Божие»), Уриил - («огонь и свет Божий»), Салафиил - («молитва к Богу»), Ифремиил - («высота Божия»). В число архангелов иногда включается также два имени, не упоминаемых в Библии: Иегудиил - («хвала Божия») и Варахиил - («благословение Божие»).

У мусульман известно четыре великих архангела: Гавриил, или ангел Откровения; Михаил, или ангел-покровитель; Израил, ангел Смерти; Израфил, ангел Воскресения. Есть у них еще ангел молитвы - Сандальфон.

Им подчинены сотни тысяч ангелов, которые выступают в роли беспристрастных свидетелей человеческой жизни. Согласно Корану, около каждого человека при жизни находятся два ангела, которые день за днем записывают его добрые и злые дела и помыслы.

Несмотря на то что ангелы бесплотны, существует огромное количество их «портретов», запечатленных иконописцами или мирскими художниками. Интересно, что эти изображения с течением времени довольно сильно менялись. В первые столетия с момента появления христианства ангелы изображались обычными людьми.

Архангел Гавриил. Фрагмент фрески церкви Санта Мария Антиква. Середина VII в. Рим

Например, на фреске Благовещания II века архангел Гавриил написан в украшенной тунике с орарем, его лицо и фигура не имеют никаких отличительных черт. Сияние и крылья, которые мы сегодня считаем непременной принадлежностью ангелов, появились на иконах и фресках лишь с IV века. Позднее, в Византии, возникла целая система символов, которая позволяла указать иерархическое положение изображенного ангела.

Впрочем, не стоит забывать, что иконописцы стремились придать идеальный образ существам (точнее - сущностям), которые в обычных условиях невидимы. Поэтому детали одеяний ангелов, крылья и сияние - скорее символ, указание на их особую роль, чем отражение реального положения вещей.

Появление ангелов в зримом облике обычно связано с какими-то важными событиями. В Библии описано явление ангелов ветхозаветным патриархам и праведникам: Аврааму, Иакову, Моисею, Иисусу Навину, Давиду, Лоту… Однако и в наше время зафиксировано немало случаев, когда ангелы-хранители являлись своим подопечным и помогали им.

Примеров такой помощи так много, что для их изложения понадобилась бы отдельная книга. Как правило, человек в этот момент слышит голос, предупреждающий об опасности. Если предупреждение услышано, то гибели можно избежать: нажать на тормоз машины за миг до столкновения или, не осознавая своих действий, выйти из дома накануне его разрушения.

Нередко близкие вспоминают потом, что в тот момент, когда едва не случилось несчастье, они внезапно подумали о грозящей беде и обратились с молитвой к Богу. Впрочем, ангелы-хранители в гораздо большей степени заботятся о наших душах, чем о телах.

Ведь иногда серьезная болезнь или увечье может стать толчком к пониманию истинной ценности жизни. Недаром практически все православные святые прошли через испытание немощью и болью…

Ангелы-хранители способны на многое. Они могут подать нужный совет в сложной ситуации, утешить в минуту отчаяния, поддержать мужество человека в момент испытаний. Но для того чтобы все это произошло, необходимо поддерживать контакт со своим ангелом-хранителем, прислушиваться к его голосу.

Среди неканонических рассказов об ангелах существует огромное количество примет и поверий, касающихся общения с ними. Считается, например, что ангелы-хранители бывают двух видов: земные и небесные. Земным ангелом-хранителем человека может стать кто-то из умерших родственников или друзей.

В некоторых местностях считают, что эта обязанность возлагается на бабушек - после смерти они опекают своих близких. Изредка забота о человеке возлагается на того, кто при жизни был ему недругом. Так он может искупить свой грех. А вот небесных ангелов-хранителей по народным представлениям, имеют лишь избранные люди, которым предстоит важная жизненная миссия. Они обладают большими возможностями, чем души умерших, и чаще общаются с человеком, направляя его на путь истинный.

В православии считается, что человеку покровительствует не только ангел-хранитель, который дается христианину при крещении, но и святой, в честь которого был крещен новообращенный. Не случайно наряду с днем рождения до недавнего времени праздновали именины, которые называли также «день ангела».

И в официальной религии, и в народных верованиях ангелы представляются существами, способными видеть или слышать мысли вверенных им людей. Тем, кому посчастливилось родиться в религиозных семьях, с детства знаком рассказ об ангеле, стоящем за правым плечом человека, и черте, чье место за левым плечом (кстати, именно поэтому мы плюем через левое плечо, когда боимся сглаза).

Если человек стремится к добру, совершает добрые поступки, его ангел смеется от радости. Если же наоборот - плачет. В некоторых случаях ангел может на некоторое время оставить человека. Чаще всего это происходит, когда тот не прислушивается к его советам, живет не по совести.

Но бывают и исключения из этого правила. Во многих деревнях считается, что ангел-хранитель не может охранять покой спящего, если на окне его комнаты лежат острые предметы: ножи, булавки, иголки. Существует также поверье, что ангел оставляет человека за несколько дней до его дня рождения и возвращается лишь через неделю после этого праздника.

Примерно в течение двух недель человека оказывается без его покровительства. Однако даже в самых тяжелых случаях ангел-хранитель не отрекается от своего подопечного и возвращается к нему; если человек раскаивается в своих поступках и просит ангела о помощи.

Интересно, что в преданиях об ангелах-хранителях говорится, что у некоторых людей не один ангел, а несколько. Считается, что у большинства людей три ангела-хранителя. Больше всего (до девяти) ангелов-хранителей у тех людей, которые выполняют особую миссию.

При этом ни богатство, ни социальный статус человека не имеют решающего значения. Важны его талант, душевная чистота и вера. А вот тех, у кого только один ангел-хранитель, считают несчастливыми людьми. Им редко сопутствует удача, они постоянно попадают в неприятные ситуации. В народе говорили, что один ангел «не успевает» помочь человеку, и старались выбрать ему имя, которое носило несколько святых.

Считалось, что каждый из них будет присматривать за человеком вместе с его ангелом-хранителем. Впрочем, количество бесплотных помощников можно увеличить. Это просто - совершайте добрые дела, старайтесь придерживаться чистых помыслов, ведь еще Гермес Трисмегист сформулировал один из фундаментальных законов духовного мира: подобное притягивает подобное.

Последователи Агни-йоги считают, что ангел-хранитель может сопровождать человека не только в этой земной жизни. Он сопровождает воплотившуюся душу еще до рождения. В процессе выбора душой своего места рождения и родителей он не участвует.

Но когда специальное «подразделение» ангелов составляет для души жизненную программу - события, которые помогут ей научиться необходимым качествам, - ангел-хранитель находится рядом. Если какие-то события будущего воплощения покажутся ему слишком жесткими или не вполне заслуженными, он может вмешаться в обсуждение судьбы человека и попытаться дать ему еще один шанс на принятие правильного выбора.

После появления человека на свет ангел-хранитель старается всеми силами помочь ему, чтобы он успешно справился с программой своего обучения в этой жизни. Ведь кармы человека и его ангела-хранителя тесно связаны, и, будучи высокодуховным существом, ангел стремится наилучшим образом выполнить свою «работу». В момент смерти человека ангел-хранитель временно передает его душу в руки ангела смерти, который освобождает ее от ненужных теперь энергетических оболочек.

Согласно учению Агни-йоги, кроме ангела-хранителя каждого человека сопровождает в жизни множество других духов. Некоторые из них враждебны, их задача - направить человека на путь зла. Другие находятся рядом просто из симпатии к конкретному человеку.

Их привлекает в нем сходство мыслей и чувств. Иначе говоря, каков «изнутри» человек, таких помощников он и привлекает. Если его мысли не поднимаются выше удовлетворения основных инстинктов, его бесплотная «свита» будет точно такой же - низшие духи и бесы.

Ангелы чутко откликаются на молитвы человека. Их стремление помочь ограничено только тремя условиями. Прежде всего ангелы-хранители не могут отменить наказания за грехи прошлых жизней. Они также не могут причинять вред кому бы то ни было, поэтому бесполезно просить ангелов покарать ваших врагов, даже если они насильники или убийцы.

Наконец, если вам кажется, что ангел-хранитель не торопится исполнить вашу просьбу, значит, время для исполнения вашего желания еще не пришло. Или вы просите совсем не того, что вам действительно необходимо. Ведь ангелы рассматривают вашу жизнь с точки зрения духовного совершенствования, а люди чаще всего беспокоятся о материальных благах либо о несущественных с точки зрения души вопросах.

Когда ангелы хотят наградить человека, они дают ему не деньги и не власть, а любовь, надежду и веру. Их дары духовны, как и сами наши защитники: мир в душе, сильные светлые чувства. Именно таковы составляющие настоящего счастья.

Существует множество поверий относительно того, как же нужно общаться со своим ангелом-хранителем. В православии имеются специальные молитвы, обращенные к нему. Вот одна из них: «Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь».

А вот еще одно обращение: «Ангел мой, возьми меня под свою святую опеку, не умеющего - научай, страдающего - утешай, от опасности спасай, в делах помогай, да будет добрая воля твоя, во веки веков. Аминь». В народе приняты более краткие формулы. Например, умывшись утром, можно произнести: «Ангел мой, пойдем со мной на весь день-деньской. Буду с верой жить. И тебе служить».

Но на самом деле нашим хранителям не нужны какие-то специальные тексты. Наши мысли и чувства для них - открытая книга. Поэтому обратиться к ним можно всегда. А для того чтобы услышать ответ, просто прислушайтесь к своему внутреннему голосу. Ваш ангел-хранитель обязательно откликнется. Может быть, ответ придет сразу же.

А возможно, вы получите нужную информацию во время случайной встречи с другом или прочтете ее в книге, вовремя попавшей вам на глаза. И что бы с вами ни случилось, помните: вы не одиноки. Совсем рядом - прекрасные крылатые существа, которые искренне любят вас и всегда готовы прийти на помощь.

Изображения Ангелов можно встретить уже в римских катакомбах, правда, без привычных крыльев. Хотя крылатые существа известны даже в доантичную эпоху. Однако в раннехристианских памятниках отсутствуют изображения Ангела Хранителя.

Та его иконография, которая распространилась с XVI-XVII столетий в России, обычно представляет нам «юношу, облаченного в белый хитон, иногда в тунику и гиматий, или плащ, главные атрибуты - крест и обнаженный меч» .

Сколько мы ни искали, но так и не обнаружили иконографию Ангела Хранителя в 11-вековом византийском искусстве, основополагающем для православного мира. Тот «страж храма» из константинопольской Софии, о котором упоминает о. Георгий Флоровский , является, по мнению В.Н. Лазарева, Архангелом Гавриилом , что значительно больше походит на правду. Мерило и зерцало в руках свидетельствуют: перед нами - кто-то из Архангелов, но не «страж храма».

Силы небесные живописали достаточно часто, но не Ангела Хранителя.

Это интересно. Поскольку возникает справедливый вопрос: если молитва, которую вычитывают православные в утреннем правиле («Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души…»), написана преп. Макарием Великим в IV веке, а канон Ангелу Хранителю составлен митрополитом Евхаитским Иоанном Мавроподом в XI столетии, то к какой же иконе обращались молящиеся?

Вызывает недоумение фактическое отсутствие литературы по обозначенной теме. Отдельные авторы ее затрагивают лишь описательно. Не проблемно. А иногда и ошибочно: об одной такой статье известного советского искусствоведа мы уже высказывались в периодической печати .

Поскольку все, кроме Бога, имеет свое начало, - требуется выяснить: когда, по учению Церкви, к человеку приставляется Ангел Хранитель? Начиная с Тертуллиана и Оригена, ещё первохристианские авторы давали самые разные ответы. Но заключительная молитва канона Ангелу Хранителю говорит совершенно однозначно: «от святого крещения» - нового рождения водой и Духом… Причем песнь 7 этого канона указывает и на какой срок: «от Бога дарованного ми во веки», то есть Ангел Хранитель сопровождает каждого христианина от св. крещения и до окончания земного пути, но и после, «в страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой,‹…› егда имам преходити воздушная мытарства» (молитва акафиста Ангелу Хранителю), так как усопшего «обычно сопровождают два ангела ‹…›. Обязанность этих ангелов (Ангела Хранителя и встречного ангела. - В. К. ) - сопровождать душу умершего на его пути в загробную жизнь» . И на Страшном Суде Ангел Хранитель будет предстательствовать пред Христом, моля о прощении хранимого им человека, и в случае прощения - становится последнему неразлучным другом в вечности.

Бытует мнение, что тот друг и Ангел есть святой, имя которого мы носим. Отсюда, мол, именины и называются днем Ангела.

Это явное заблуждение. Оно легко опровергается утренним правилом: одна молитва вычитывается Ангелу Хранителю - совершенно другая - святому, во имя которого крещен христианин.

Нет, лик Ангела Хранителя от смертных людей скрыт. Зримо он открывается лишь в момент разлучения души с телом. Уже одного этого достаточно для отрицательного ответа на вопрос: «Имеет ли право на существование иконография Ангела Хранителя?». В противном случае иконописец должен был бы умереть и воскреснуть… Да и коль воскреснет, то он изобразит только своего Ангела. Где гарантии, что его Ангел одинаков хотя бы визуально с Ангелом каждого из нас? Этот вопрос правомерен даже к святым, которые воочию видели своих Хранителей. Ведь если «неизвестно, являются ли Ангелы единосущными друг другу, возможно, что каждый из них - особое творение Божие, особый духовный мир» , - тогда насколько актуальней ставить вопрос об «ипостазировании» Ангелов: есть ли наш Хранитель некая функциональная сила, безликая, а точней, однообразная и трансцендентная - или все-таки конкретная личность, призванная к служению?

Разговор о категориальном анализе личности - трудный; тут все держится на еле уловимых тонкостях. И в человеке ведь различие природы и личности уловить не легче, чем различить единую природу и трех Лиц в Боге.

«Мы привыкли считать эти два выражения - личность и индивид - почти что синонимами, - пишет В.Н. Лосский, - мы одинаково пользуемся и тем и другим, чтобы выразить одно и то же. Однако в известном смысле индивид и личность имеют противоположное значение; индивид означает извечное смешение личности с элементами, принадлежащими общей природе, тогда как личность, напротив, означает то, что от природы отлично».

В.Н. Лосский продолжает: «В нашем настоящем состоянии, сами будучи индивидами, мы воспринимаем личность только через индивид. Когда мы хотим определить, «охарактеризовать» какую-нибудь личность, мы подбираем индивидуальные свойства, «черты характера», которые встречаются у прочих индивидов и никогда не могут быть совершенно «личными», так как они принадлежат общей природе. И мы, в конце концов, понимаем: то, что делает его «им самим» - неопределимо, потому что в его природе нет ничего такого, что относилось бы собственно к личности, всегда единственной, несравнимой и «бесподобной» .

Здесь тайна, происходящая из неограниченных творческих способностей Создателя мира. Она не имеет измеримых «параметров». Существуют ли способы и величины, чтобы измерить тайну?

Но у тайны есть своя антиномия - «индивидуальные свойства». Отсюда возникает понятие «индивидуальность» - совокупность качеств, выражающих сущность отдельного индивида. Человеческая индивидуальность - безусловная экзистенциальная ценность от Бога. Она не отвергается, а включается в Соборное единство; чем и объяснимо требование «портретного сходства» от изографа при живописании иконы того или иного святого, «ибо почитание (воздается иконе) не постольку, поскольку она отстает от сходства (с первообразом), но поскольку она представляет подобие (с ним)», - поясняет св. Феодор Студит. Само слово eiko n «образ» восходит к eiko «имею сходство, похожу». Иконописные подлинники полны указаний типа «пастырь, седой, борода Иоанна Богослова», «округло лице, яко же и Матери Его», «власы Николины» и т.п. Умелая кисть мастера, водимая Творцом, каждый раз из совокупности таких сравнительных черт создает единственный и неповторимый образ человека - личность, что подтверждается и надписью на иконе: это свт. Василий Великий, а не свт. Григорий Богослов. Потому в древности образ сначала одобрялся духовными лицами и потом уже освящался надписью (чина освящения, какой известен сегодня, до XVII в. не существовало: считалось, что икону освящает именно надпись; да и сегодняшний чин освящения есть только акт одобрения, и не больше).

Дальше Лосский говорит, что Ангел и человек - «существа личностные», но человек, для известного богослова, «полнее, богаче, содержание ангельских духов», ибо он поставлен «на грани умозрительного и чувственного» и потому «причастен всем сферам тварной вселенной». Отсюда, как видим, личность Ангела и личность человека существенно разнятся, хотя и Ангел, и человек созданы по образу и подобию Божию. Антропология свт. Григория Паламы свидетельствует, что Ангел, уступая в совершенстве образа, превосходит человека в подобии. По Лосскому, «личность, утверждающая себя как индивид и заключающая себя в пределах своей частной природы, не может в полноте себя осуществлять - она оскудевает» . Ничего такого нет у Божиих Ангелов, ибо они «насыщаются Божественной благодатью и передают ее остальному творению» . Само созерцание Божества, насколько это для них возможно, служит им пищей, по слову преп. Иоанна Дамаскина

Могут ли здесь Ангелы утверждаться в статусе индивидов, а значит, заключать «себя в пределах своей частной природы»? Могли… Но только перестали бы быть Ангелами.

Бесполезно углубляться в вопрос об ангельской природе. Этого не даст нам сделать сама непостижимая природа ангельского мира. И все-таки, Отцы Седьмого Вселенского Собора, указывая на совершенную бестелесность и невидимость Бога, подтвердили положение о допустимости изображать Ангелов на иконах: «Что же касается разумных сил, то они не всецело изъяты от телесности и не безусловно невидимы, будучи одарены тонкими, воздухообразными или огненными телами, в которых они неоднократно являлись и были видимы». Отцы не уточнили, временно или постоянно носят Ангелы эти тонкие тела. Они засвидетельствовали только, что бесплотность Ангелов относительна, что Ангелы являлись людям, а потому они в известном смысле изобразимы . Преп. Иоанн Дамаскин прямо говорит, что Ангелы - «описуемы; ибо когда они находятся на небе, их нет на земле; и посылаемые Богом на землю - они не остаются на небе» .

Вопрос об их изобразимости (в качестве церковно почитаемого образа) оттого и решаем, что Ангелы - личности. Своим опровержением преп. Феодор Студит доказывал иконоборцам: «<…> икона изображает не природу, а личность» . Заметим: конкретную личность, а не символическую - символических личностей человека, как и «личностей вообще», не бывает.

Путать абстрактные формулы с людьми занятие вредное.

Церковная символика укоренена в исторической реальности. Херувимов и Серафимов велел изобразить на крышке Заветного Ковчега сам Ягве, а значит, их лик был Моисею открыт, о чем говорил на VII Вселенском Соборе Патриарх Тарасий, что находит подтверждение в Писании: «виждь и сотвориши Ми по всему, елика Аз покажу тебе на горе» (Исх. 25:8); Архангелов людям посылал Господь, Ангелы писались те, что явились пастухам, возвещая о Рождении Спасителя мира, те, что возвестили Женам Мироносицам радость о Воскресшем, причем поданы они в служебном, «функциональном» плане, а не в качестве образа, на который молятся. Символика же Ангела Хранителя ничем не поддержана - это типично головная работа иконописца, его «идеи». И в результате получилась символическая личность, безадресная для молитвы. Ситуация фактически по Канту: «Пусть только наша идея будет правильной, и тогда, несмотря на наличие препятствий, стоящих на пути к ее осуществлению, она не будет невозможной».

Возникает вопрос: что позволяло преп. Андрею Рублеву изображать Св. Троицу в виде Ангелов, символизирующих три Ипостаси? Насколько правомерен символизм здесь? Отвечает ли данная иконография 82-му правилу Трулльского Собора?

Вот в том-то и дело, что «образ Троицы не есть ипостасный образ Отца, Сына и Духа Святого, а образ троичности Божества и троичного бытия» (Л.А. Успенский). Явление Аврааму трех мужей у дуба Мамврийского, по мнению Церкви, является не символом, а прообразовательным видением Пресвятой Троицы. Это и позволяло преп. Андрею Рублеву Ее изображать не символически, а в качестве прообразов. 82-е правило в данном случае не нарушалось, потому как оно, требуя конкретности, запрещает символы, а не прообразы. Да и речь на Пято-Шестом Соборе велась не об изображении Троицы, а - Иисуса Христа. Икона «Отечество», например, противоречит этому правилу и представляет нам образ Троицы ипостазированным. Но в силу невоплощенности Бога Отца, Его образ - уже символ. [«Ветхий денми» из пророчества Даниила не может быть Отцом - согласно Деяниям Большого Московского Собора (глава 43), Он - Сын во славе Божества, «еже будет во второе Его пришествие».] Образ же Духа Святого в виде голубя правомерен лишь в сюжете «Богоявление».

Икона ветхозаветной Троицы, написанная Рублевым, основана на явлении чувственном, и, говоря словами преп. Иосифа Волоцкого, в ней «почитают и целуют едино существо Божества».

К середине XVI в. чужеродный символизм активно начинает вытеснять из иконописи язык «преображенного евангельского реализма». Появляется икона Ангела Служителя (ныне находится в музее-заповеднике города Сергиев Посад). Этого Ангела некоторые искусствоведы приняли за Ангела Хранителя. Диаконские же облачения, вместо меча кадило в руке говорят о нем как о служителе: греч. diakonos - служитель. Тем не менее, XVI век все сделал, чтобы явить миру образ Ангела Хранителя. А.С. Уваров в свое время писал о нахождении такого образа в клеймах, с пояснительными надписями « Ангел Хранитель хранит человека в дни» и « Ангел Господень хранит человека в нощи» . Сама икона датируется XVII веком, но представляет собой список с иконы XVI столетия, названной А.С. Уваровым «Ангел Хранитель с похождениями». Однако до сего дня подобные памятники XVI в. не дошли. Впрочем, в аналогичном символизме того времени сомневаться не приходится. По меткому замечанию о. Георгия Флоровского, «это преобладание символизма означало распад иконного письма. Икона становится слишком литературной, начинает изображать не столько лики, сколько идеи».

XVII век лишь усугубил сложившееся положение.

Теперь пришла пора задать следующий вопрос: «Почему Ангелы однообразны, то есть, одинаковы ликами?» Выше мы уже говорили о требовании Отцов к иконописцу добиваться «портретного сходства» с первообразом. Так вот, «одинаковость» у Ангелов - тоже в известной мере «сходство», хотя звучит это парадоксально. Судите сами: Ангелы, будучи личностями и не будучи индивидами - «порождениями биологического родового процесса» (архим. Киприан /Керн/) - приобретают «неуловимые», а, следовательно, ни с кем не сравнимые черты - как такую тайну может разрешить изограф, если, по учению Церкви, на иконе следует изобразить личность и символически указать на природу изображаемого? Как? Только «апофатически» - от обратного, - чтобы не с кем было сравнить (Ангел в образе юноши - банальная выдумка искусствоведов). Вот древний художник, согласно с требованиями св. Отцов, исключительно духовидчески, умозрительно, а не рационалистически, и представил лик без усов, бороды, без морщин и каких бы то ни было типажных признаков, лик без единой приметы пола (ибо Ангелы - бесполы).

Что можно в таком случае получить, имея вдобавок самые смутные представления о природе ангельского мира? - только то, что получили: фактическую одинаковость (она заодно и подчеркивает меньшее совершенство в образе Божием у Ангела по сравнению с человеком). Даже одежды отличаются не характером, а иерархически: у Архангела вместо гиматия изображается плащ, вместо хитона - далматик с оплечьем и подольником; волосы же и прически - разницы не имеют.

Вот откуда «в известном смысле » изобразимость, о которой говорили Отцы Седьмого Собора.

Историк философии может справедливо спросить: «Различать «личность» и «индивидуальность» стали лишь с XVIII века, начиная с Канта и Гердера. Поэтому древний изограф не мог даже гипотетически вводить такие понятия в живопись».

Отвечаем. Во-первых, понятием «личность» пользовались Отцы, изобличавшие ариан, в IV веке - «в период тех богословских споров, которые велись вокруг тринитарного и христологического догматов». Во-вторых, отсутствие термина «индивидуальность» или «индивид», не говоря уже о названном различении, вовсе не означает отсутствие самого понятия. Из слов преп. Феодора Студита о сходстве изображения на иконе с первообразом становится ясно, что этот святой имеет в виду именно «индивидуальность». Самость, гордыня - весь перечень грехов,- судя по библейской истории, всегда сопутствовал человеку после потери рая. А ведь они и есть черты, присущие индивиду. Не всякий иконописец мог категориально проанализировать и различить тонкости хитросплетений такой философии, но он обладал, повторяем, мистическим умозрением - зрением умного мира, которое отвлеченные понятия переводило в художественные образы - «краски мудрости», «богословие в красках». Да и само богословие иконы принадлежало преимущественно Отцам, а не художнику. Когда же данный принцип был нарушен, и иконописец начал «действовать» самостоятельно, то вместо богословия получился литературный суррогат с претензиями на философию, обернувшийся «символизмом идей». Из античного прошлого выходила великая тень Платона: идея как метафизическая сущность вещи стала зрительным образом.

Дух времени вершил свое дело.

Все на удивление похоже! В русской истории XVI век - это популяризация великодержавных идей, воплощенных в соответственные деяния. XVII столетие страна начинала смутой, а кончила - петровскими «реформами». «В области художественного творчества, - пишет Л.А. Успенский, - так же как и в области богословской мысли, исчезает творческое переживание предания и переосмысление Православия в свете того, что несет иноверие. Изменения в религиозной психологии эпохи выражаются в разрыве между молитвенным подвигом и творчеством, так же как и богословской мыслью» . Складывается впечатление, что некоторым русским живописцам того времени становится трудно помыслить Бога «вне» плоскости иконы, обитающим «в неприступном свете». А коль так, то с иссяканием высокого богомыслия утрачивается и всякое трезвение в изображении неизобразимого. Начинают играть «фантазии», иной раз даже чем-то объясняемые. Тут и случается рецидив авторского произвола, воспитанный влияниями «извне». И его логическим продолжением в XVIII веке станет появление многочисленных языческих «купидонов» в церковном искусстве.

Вот на такой почве культивировалась иконография Ангела Хранителя. Но исчезало полуторатысячелетнее сознание ее невозможности.

Родословная этого феномена прослеживается от образа XIII века «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину». Особую роль здесь сыграла икона Архистратига Михаила из Архангельского собора Московского кремля (XV в.). Из 18-ти ее клейм 6 отображают покровительственные и карающие деяния, 6 - спасительные и еще 6 - битву с сатаной . Перед нами никто иной, как Ангел Хранитель «всея Руси», с его функциями и действиями, но не в прямом, а в переносном значении. Московский памятник становится для Руси своеобразным эталоном. Икона из Углича - тому подтверждение, с учетом, конечно, «вкусовых» изменений XVI века. В свою очередь, угличский Архангел - эталонный образ для работавших вместе костромских и ярославских изографов, с которого они создают фрески Ангела Хранителя .

Проблема нововведений XVI - XVII веков остро стоит и в наше время. Широкое распространение непозволительных икон не находит надлежащей критики в церковной, литературе. Л. А. Успенский писал: «Мы знаем: так же как человеческая мысль не всегда была на высоте подлинного богословия, так и художественное творчество не всегда было на высоте подлинного иконописания, и среди прочих заблуждений мы часто встречаем образ Бога Отца, особенно распространившийся в православном мире с XVII века» .

Добавим сюда и образ Ангела Хранителя.

Седьмой Вселенский Собор на все века провозгласил, что «иконописание зависит от св. Отцов и только художественный его аспект принадлежит художнику» .

Этого-то и не было, на наш взгляд, при разработке иконографии Ангела Хранителя.

Филатов В.В. Краткий иконописный словарь. М.: Просвещение, 1996. С. 14..

Флоровский Георгий, прот. Догмат и история. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1998. С. 401.

Лазарев В.Н. Византийская живопись. М.: Искусство, 1986. Табл. 122.

Кутковой В.С. От веры в науку - к вере в науке // Покров. Великий Новгород, 2002. №2 (9). С. 6-8.

Серафим (Роуз), иером. Душа после смерти. СПб., 1994 С. 40.

Преп. Иоанн Дамаскин пишет, что Ангелы «являются людям достойным, которым Бог пожелает, чтоб они являлись, не таковыми, каковы они суть, но в измененном виде, смотря потому, как могут видеть смотрящие». - Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. СПб, 1894. Репринт: М.: «Лодья», 2002. С. 47.

Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 179.

Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991 С. 92-93.

См.: 1) роспись северной стены церкви Воскресения в Ростове (ок. 1675 г.);

2) фреска церкви Иоанна Предтечи в Ярославле (1694-1695).

Успенский Л.А. Указ. соч. С. 121-122.

Икона Ангела Хранителя в православной традиции приобретается с целью спасения от мирского падения. После ритуала крещения каждый христианин получает от Всевышнего небесного заступника, оберегающего на всем протяжении материальной жизни. Это эфирное создание беспокоится о здоровье телесной оболочки и души подопечного. В трудные минуты жизни следует вспоминать о нём и смиренно просить о благополучии и защите.

Кто такие Ангелы Хранители

Эти небесные создания Творца упоминаются в Священных Текстах, где сказано, что они участвовали в истории со времен присутствия Адама и Евы в Раю.

Ангел Хранитель - посредник между человечеством и Всевышним Господом. Главная задача этого святого существа - защищать личность и доносить до нее Божью волю, поэтому в православии стремятся скорее крестить новорожденного, чтобы обеспечить его полноценной охраной от темных энергий.

Большая вера приближает христианина к святому духу и Богу, что определяет лучшую жизнь в телесной оболочке. Однако небесный посланник не вмешивается в судьбу, которую создал сам Господь.

  • Ангел Хранитель через внутренний голос и интуитивную связь общается с подопечным ему человеком.
  • Небесное создание предупреждает о предстоящей опасности и стремится вдохновить на совершение благопристойных и полезных деяний.
  • Херувим имеет силу отвести от искушающего воздействия мирских объектов.
  • Люди, тщательно прислушивающиеся к своим заступникам, нередко чудесным образом спасаются в катастрофах или получают ментальные озарения.
  • Ангел Хранитель способен навлекать на разум пророческие сновидения, которые непременно исполняются.
  • Он помогает слышать свой внутренний голос и развивать склонность к добродетели.
  • Ангельские изображения устраняют страх различной направленности.
  • Иконы небесных посланников имеют силу в прощении совершенных грехов.
  • Ангел Хранитель наставляет на истинных путь, оглашенный Господом, и защищает от нападок ненавистников.

Чтобы найти общий язык с ним, необходима ежедневная и чистосердечная молитва перед образом. Священнослужители настоятельно рекомендуют общаться с духом света, прося помощи и защиты. Херувим приложит все силы, чтобы выручить просящего подопечного из тяжелой передряги.

На заметку! Ангел Хранитель не всегда гарантирует счастье и спокойствие. Христианин, отступившийся от веры, склонный к агрессивному и ненавистному поведению, собственноручно уничтожает (затемняет) положительное духовное начало. Пустившийся в крайности человек ощущает бедствия, неудачи и серьезные болезни.

Херувим никогда не являлся человеком, он не имеет имени и родовой принадлежности, но наделен особыми качествами личности. Каждому христианину приставлен только один такой светлый дух. Существует определенная иерархия бестелесных духов, которые располагаются в зависимости от могущества.

Икона Ангела Хранителя

Характеристика иконы

На Древнем Востоке нередко встречались изображения крылатых созданий. Образы ангелов украшали алтари крупнейших храмов. На израильской земле находили фигурки из различных материалов, на страницах Ветхого Завета обнаруживаются сведения о предметах с изображениями небесных посланников.

В русской иконописи привычные образы появились в конце XVI века. Цель и значение облика - ежеминутное напоминание человеку о вечности самой души.

  • Ангелы хранители чаще изображаются с крестом и мечом. Первый атрибут предназначен для жеста благословения, а второй защищает от нашествий темной энергии.
  • Одежда заступников внешне похожа на облачение дьяконов (священнослужителей). Одеяние для бесплотных духов расценивается как символ вечного служения Богу. Цвет плаща - зеленый, а хитона (рубашки) - красный. Нередко Ангелы Хранители изображаются в ослепительно белых одеждах.
  • Иконы изображают заступников как поясно, так и в полный рост. В последнем случае они помещаются на облако. Парящая фигура смиренно просит о возвращении в небесные обители, откуда человечество было согнано после грехопадения.
  • Заступники имеют людские облики, о божественном происхождении говорят большие крылья, которые сложены за спиною. Эти телесные элементы символизируют божественную быстроту и способность перемещаться из материального мира в эфирные области.
  • Для Ангелов Хранителей характерен третий глаз, который символизирует ясновидение и правдивую интуицию.
  • Если Божий посланник изображен с посохом, это говорит о его важной духовной миссии на грешной земле.
  • С помощью шара с крестом херувим созерцает предстоящую опасность и стремится предупредить об угрозе своего подопечного.
  • Иконография отличается в положениях рук серафимов. Иногда верхняя конечность поднята для благословляющего жеста, в другом случае - руки сложены в молитве.
  • Взгляд направляется прямо на смотрящего или в сторону. Голова его склонена, что символизирует полное смирение перед волей Создателя. Об этом же говорят и золотые ленты в локонах.
  • Современная иконография нередко изображает херувимов с маленьким ребенком, который представляет душу подопечного человека.

Нахождение собственной иконы святого духа

Во время крещения ребенок получает имя, а его покровителем назначается определенный Ангел Хранитель. Чаще эту процедуру проводят на Святки (период от Рождества до Крещения Сына Божьего). Однако Церковь разрешает совершать ритуал объединения с небесным защитником произвольно, если человек был крещен в зрелом возрасте.

В христианских святцах могут отмечаться несколько покровителей с датой, которая будет приближена ко дню рождения маленького ребенка. В этом случае разрешается самостоятельный выбор понравившегося покровителя.

Некоторые образы святых защитников имеют в иконографии несколько вариаций исполнения. Святой всегда помогает детям с тождественным себе именем. Выбирая покровителя, следует опираться на даты рождения или факты жизнеописание.

Для православной традиции ближе духовное родство, которое определяется по симпатии.

На заметку! Если вас вдохновляют жизненные деяния конкретного святого, церковь разрешает сделать его своим покровителем. Не следует путать последнего с Хранителем, он - реальный человек, который был причислен церковью к лику святых (Дева Мария, Серафим Саровский и т.д.).

Правильные молитвы иконе Ангела Хранителя

Священные слова, произнесенные перед ликом небесного существа, способны визуализировать этот светлый дух и настроить общение с ним. Православная традиция рекомендует внимательно прислушиваться к подсознательному голосу во время молитвы: в этот момент святой посланник общается с подопечным.

  • Для достижения желаемого счастья и спокойствия необходимы каждодневные молитвы перед ликом херувима. Произносятся священные слова неспешно, вдумчиво и искренне. Молитва, записанная на листе бумаги, послужит настоящим талисманом и будет оберегать при ношении.
  • Священные просьбы, произнесенные утром, уничтожают негативные влияния и даруют защиту на целый день, рождают добродушный настрой и избавляют от потенциальных конфликтов.
  • Молитва на вечер ограждает спящего человека от вторжения темной энергии в его сознание. Она позволяет видеть пророчество и предупреждения об опасностях.
  • В православной традиции известно множество молитв, которые предназначаются для конкретной проблемы и требуют совета и помощи от посланника с небес.

Где должна располагаться икона Ангелу Хранителю

Икона Ангела Хранителя располагается на груди человека (оберег) или в квартире. Она круглосуточно охраняет от опасностей и неурядиц. Образ распространяет свое действие на родных, способствую миру в семейных отношениях.

Если есть возможность, следует соорудить специальный шкаф с полками для лика и защитным стеклом. В церкви такой атрибут называется киотом. Рядом с ним не должно находиться объектов, потому что они отвлекают от молитвы и погружения в общение со святым посланником.

Супружеская близость не является грехом, поэтому образ защитника в спальне будет к месту. Священную молитву рекомендуют читать при покидании дома. Это повышает шансы на помощь от Ангела Хранителя. Слова произносятся четко, а мысли и желания формируются до просьбы.

Ангел Хранитель - посредник между человеком и Всевышним Господом. Он дается во время крещения и обязуется охранять жизнь подопечного от тяжелых жизненных ситуаций, а также направлять на путь истинной добродетели.

Важно! Искренние молитвы перед иконой Ангела Хранителя имеют силу избавлять от неприятностей и исполнять благочестивые желания. Получить собственного святого защитника можно в любом возрасте.

Посмотрите видео об Ангеле Хранителе

Иконография ангелов и архангелов

Из статьи «Ангелология» (II том «Православной энциклопедии»)

Э. П. И.

Иконография

Иконография. В раннехристианском искусстве известно несколько типов иконографии ангелов, восходящих к античным образам крылатых гениев, эротов, Ники. Одно из самых ранних изображений ангела представлено в сцене Благовещения в катакомбах Присциллы в Риме, сер. III в. – юноша в белой тунике и паллиуме, бескрылый. В IV в. подобный тип ангела, изображаемого без крыльев, довольно устойчив и встречается в росписях катакомб на библейские сюжеты: «Явление трех Ангелов Аврааму», «Явление Ангела Валааму» и «Видение лествицы Иакову» в катакомбах на Виа Латина в Риме, сер. IV в.; «Товия и Ангел» в катакомбах на Виньо Массимо, сер. IV в.; также в сцене небесной Трапезы в гробнице Винсента и Вибии на Виа Аппия в Риме, нач. IV в. и на саркофаге в церкви Сан-Себастьяно в Риме, IV в. (на последнем ангел – средовек с бородой).

Крылатый ангел (символ евангелиста Матфея) впервые был изображен на мозаике конхи апсиды в базилике Санта-Пуденциана в Риме, кон. IV в.

Оба типа ангелов, крылатые и без крыльев, представлены в церкви Санта-Мария Маджоре в Риме, 432–440 гг. (в композиции на триумфальной арке – крылатые, в нефе в сцене «Гостеприимство Авраама» – бескрылые) и церковь Сан-Витале в Равенне, ок. 547 г. (на триумфальной арке ангелы, несущие в медальоне крест – крылатые, в пресвитерии в сцене «Гостеприимство Авраама» – бескрылые).

С V в. ангелы изображаются, как правило, крылатыми, с нимбами, в белых туниках с клавами и белых паллиумах, в легких римских сандалиях. Они представлены по сторонам Богоматери с Младенцем (мозаика церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, до 526), поддерживающими мандорлу (Евангелие Раббулы, 586 (Laurent. Plut. 1. Сod. 56)) или медальон с изображением Иисуса Христа (имп. диптих (Барберини), кон. V–нач. VI в. (Лувр. Париж)), креста (диптих св. Лупицина, VI в. (Нац. б-ка. Париж), агнца (мозаика свода купола церкви Сан-Витале в Равенне), медальон с монограммой имени Иисуса Христа (саркофаг, ок. 400 г. (Археологический музей. Стамбул)).

Как архистратиги небесного воинства ангелы могут изображаться в воинских одеждах – в хитоне и плаще с тавлионом (мозаика триумфальной арки церкви Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI в.). С VII в. известны изображения ангелов в лоратных одениях (в далматике и лоре), в расшитых золотом и камнями сапожках, с лабарумом в руке (церковь Успения Богородицы в Никее, VII в.). Такой тип изображения, где ангелы, облаченные в одежды придворных византийского императорского двора, предстают как стражи Царя Небесного, получает широкое распространение в послеиконоборческую эпоху. Начиная с XI в. в композициях литургического характера ангелы представлены как диаконы, сослужащие Иисусу Христу (роспись апсиды церкви Св. Софии в Охриде (Македония), 40-е XI в.), так, в сценах Евхаристия, Служба святых отцов, Небесная литургия, Великий Вход ангелы облачены в диаконские одежды, в руках держат чаши, рипиды, кадила, свечи, покровцы. В XIII–XIV вв. получает распространение изображение ангелов в воинских доспехах (в латах) (икона «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину», XIII в. (ГММК)). Тогда же появляется изображение ангела в монашеских одеяниях, основанное на эпизоде из Жития прп. Пахомия Великого. Впоследствии ангел в образе монаха включается в композиции «Страшный Суд» (икона «Страшный Суд», XVI в. (ГТГ)) и «Сотворение ангелов» (икона «Троица в бытии», XVI в. (СИХМ)). В виде ангела изображается София Премудрость Божия и Христос – Ангел Великого Совета. В позднесредневековый период была широко распространена иконография «Собор ангельских сил», представляющая единение ангелов под предводительством архангелов Михаила и Гавриила для защиты Божиего Престола. В иконах типа «Достойно есть» сонмы ангелов в различных одеяниях символизируют Силы Небесные. В кон. XVII в. в русском искусстве получает распространение образ ангела-хранителя.

Ангелы изображаются в ветхозаветных сценах, в теофанических видениях, включаются в композиции протоевангельского цикла, двунадесятых праздников. Как правило, изображения ангелов сопровождаются надписью «Ангел Господень» или «Ангелы Господни».

Символическое значение имеют одежды ангелов. Согласно «Ареопагитикам», «светлая и огнеподобная» одежда означает «Богоподобие и силу освещать сообразно с их состоянием на небе» (CH XV 4). Клавы и тавлионы подчеркивают значительность чина, занимаемого ангелами в небесной иерархии. Свободно развевающиеся концы головных повязок-тороков (слухов) свидетельствуют о предназначении ангелов слышать волю Божию. В качестве атрибутов, сопровождающих ангельские образы, приняты лабарумы с написанными на них словами Трисвятой песни, и зерцала – прозрачные шары-сферы, посредством которых ангелы, не смея взирать на Бога, созерцают Его отражение. На зерцалах обычно пишется имя Бога (IC XC), изображается Предвечный Младенец Еммануил или голгофский крест. Жезлы означают «царское и владычественное достоинство и прямое всего исполнение» (CH XV 5). Посохи – знак того, что ангелы являются посланниками Бога. В руках они могут также держать мерила, свитки, венцы, факелы, орудия страстей, медальон с изображением Христа Еммануила (в композиции «Собор Небесных Сил бесплотных»).