Ильины три поездочки читать онлайн. План-конспект урока по литературе на тему: Три поездки Ильи Муромца" (текст былины в пересказе И.Карнауховой)

По чистому полю, по широкому раздолью ехал старый казак Илья Муромец и наехал на развилку трёх дорог. На развилке горюч-камень лежит, а на камне надпись написана: «Если прямо ехать – убиту быть, направо ехать – женату быть, а налево ехать – богатому стать». Прочитал Илья надпись и призадумался:
– Мне, старому, в бою смерть не писана. Дай поеду, где убиту быть.
Долго ли, коротко ли ехал он, выскочили на дорогу воры-разбойники. Три сотни татей [Тать – разбойник, грабитель.] – подорожников. Горланят, шалыгами размахивают:
– Убьём старика да ограбим!
– Глупые люди, говорит Ильи Муромец, – не убив медведя, шкуру делите!
И напустил на них своего коня верного. Сам копьём колол и мечом разил, и не осталось в живых ни единого душегуба-разбойника.
Воротился на развилку и стёр надпись: «Если прямо ехать-убиту быть». Постоял возле камня и повернул коня направо:
– Незачем мне, старому, женату быть, а поеду, погляжу, как люди женятся.
Ехал час либо два и наехал на палаты белокаменные.
Выбегала навстречу красна девица-душа. Брала Илью Муромца за руки, провела в столовую горницу. Кормила-поила богатыри, увещала:
– После хлеба-соли ступай опочив держать [Опочив держать – опочивать, спать, отдыхать.]. В дороге небось умаялся! – Провела в особый покой, указала на перину пуховую.
А Илья, он смекалист, сноровист был, заприметил неладное. Кинул девицу-красу на перину, а кровать повернулась, опрокинулась, и провалилась хозяйка в подземелье глубокое.
Выбежал Илья Муромец из палат во двор, разыскал подземелье то глубокое, двери выломал и выпустил на белый свет сорок пленников, женихов незадачливых, а хозяйку красну девицу в тюрьму подземную запер крепко-накрепко.
После того приехал на развилку и другую надпись стёр. И новую надпись написал на камени: «Две дорожки очищены старым казаком Ильёй Муромцем».
– В третью сторону не поеду я. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется.
Повернул коня старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь Великую да за русский парод!
На том сказ о славном, могучем богатыре Илье Муромце и окончился.

Пересказал: Нечаев А.В.

Меню страницы (Выберите нужное ниже)

Краткое содержание: Увлекательная, повествующая история о том, как знаменитый по всей Руси Илья Муромец исправил написания на Латынь-камне, который стоит на перекрестке трех дорог, расскажет популярная былина Три поездки Ильи Муромца. Могущественный богатырь проезжал по дороге и увидел на его пути камень. На этом камне были написаны три надписи. Кто выберет первую дорогу и поедет по ней, то непременно станет очень богатым человеком. Если поедет по второй дороге, то встретит свою любовь и женится. Если выберешь третий путь, то неминуемая смерть ожидает впереди. Смелый молодец принимает решение ехать по третьей дороге. На его пути встречаются хитрые разбойники, но наш добрый молодец всех их побеждает и направляется дальше. Илья Муромец исправляет надпись на камне. После богатырь направился по второму пути, и на дороге ему попадаются на глаза белокаменные палаты. Выходит из красивой палаты прекрасная девушка, приглашает богатыря пообедать вместе с ней и отдохнуть. Когда Илья Муромец приходит в спальню, то его начинают одолевать большие сомнения. Он решает положить прекрасную незнакомку вместо себя. Она на его глазах проваливается в глубокий и темный погреб. Как, оказалось позже, там уже находились все 12 молодцев. Илья всех их спасает и после исправляет и вторую надпись на камне. Дальше славный богатырь едет по третьей дороге. На его пути он видит три погреба, полностью до самого верха наполненные золотом и серебром. Добрый молодец собирает все найденное богатство, раздает все для нищих и бедных людей и тем самым исправляет и третью надпись на камне. Читать былину Три поездки Ильи Муромца онлайн бесплатно можно на этой страничке. Слушать ее можно в аудиозаписи. Пишите свои отзывы и комментарии ниже.

Текст сказки Три поездки Ильи Муромца

З того ли из города из Мурома,
Из того ли села да Карачаева
Была тут поездка богатырская.
Выезжает оттуль да добрый молодец,
Старый казак да Илья Муромец,
На своем ли выезжает на добром коне
И во том ли выезжает во кованом седле.
И он ходил?гулял да добрый молодец,
Ото младости гулял да он до старости.
Едет добрый молодец да во чистом поле,
И увидел добрый молодец да Латырь?камешек,
И от камешка лежит три росстани,
И на камешке было подписано:
«В первую дороженьку ехати – убиту быть,
Во другую дороженьку ехати – женату быть,
Третюю дороженьку ехати – богату быть».
Стоит старенький да издивляется,
Головой качат, сам выговариват:
«Сколько лет я во чистом поле гулял да езживал,
А еще такового чуда не нахаживал.
Но на что поеду в ту дороженьку, да где богату быть?
Нету у меня да молодой жены,
И молодой жены да любимой семьи,
Некому держать?тощить да золотой казны,
Некому держать да платья цветного.
Но на что мне в ту дорожку ехать, где женату быть?
Ведь прошла моя теперь вся молодость.
Как молоденьку ведь взять – да то чужа корысть,
А как старую?то взять – дак на печи лежать,
На печи лежать да киселем кормить.
Разве поеду я ведь, добрый молодец,
А й во тую дороженьку, где убиту быть?
А и пожил я ведь, добрый молодец, на сем свете,
И походил?погулял ведь добрый молодец во чистом поле».
Нонь поехал добрый молодец в ту дорожку, где убиту быть,
Только видели добра молодца ведь сядучи,
Как не видели добра молодца поедучи;
Во чистом поле да курева стоит,
Курева стоит да пыль столбом летит.
С горы на гору добрый молодец поскакивал,
С холмы на холму добрый молодец попрыгивал,
Он ведь реки ты озера между ног спущал,
Он сини моря ты на окол скакал.
Лишь проехал добрый молодец Корелу проклятую,
Не доехал добрый молодец до Индии до богатоей,
И наехал добрый молодец на грязи на смоленские,
Где стоят ведь сорок тысячей разбойников
И те ли ночные тати?подорожники.
И увидели разбойники да добра молодца,
Старого казака Илью Муромца.
Закричал разбойнический атаман большой:
«А гой же вы, мои братцы?товарищи
И разудаленькие вы да добры молодцы!
Принимайтесь?ка за добра молодца,
Отбирайте от него да платье цветное,
Отбирайте от него да что ль добра коня».
Видит тут старыи казак да Илья Муромец,
Видит он тут, что да беда пришла,
Да беда пришла да неминуема.
Испроговорит тут добрый молодец да таково слово:
«А гой же вы, сорок тысяч разбойников
И тех ли татей ночных да подорожников!
Ведь как бить?трепать вам будет стара некого,
Но ведь взять?то будет вам со старого да нечего.
Нет у старого да золотой казны,
Нет у старого да платья цветного,
А и нет у старого да камня драгоценного.
Только есть у старого один ведь добрый конь,
Добрый конь у старого да богатырскиий,
И на добром коне ведь есть у старого седелышко,
Есть седелышко да богатырское.
То не для красы, братцы, и не для басы?
Ради крепости да богатырскоей,
И чтоб можно было сидеть да добру молодцу,
Биться?ратиться добру молодцу да во чистом поле.
Но еще есть у старого на коне уздечка тесмяная,
И во той ли во уздечике да во тесмяноей
Как зашито есть по камешку по яхонту,

Ради крепости да богатырскоей.
И где ходит ведь гулят мои добрый конь,
И среди ведь ходит ночи темныя,
И видно его да за пятнадцать верст да равномерныих;
Но еще у старого на головушке да шеломчат колпак,
Шеломчат колпак да сорока пудов.
То не для красы, братцы, не для басы?
Ради крепости да богатырскоей».
Скричал?сзычал да громким голосом
Разбойнический да атаман большой:
«Ну что ж вы долго дали старому да выговаривать!
Принимайтесь?ка вы, ребятушки, за дело ратное».
А й тут ведь старому да за беду стало
И за великую досаду показалося.
Снимал тут старый со буйной главы да шеломчат колпак,
И он начал, старенький, тут шеломом помахивать.
Как в сторону махнет – так тут и улица,
А й в другу отмахнет – дак переулочек.
А видят тут разбойники, да что беда пришла,
И как беда пришла и неминуема,
Скричали тут разбойники да зычным голосом:
«Ты оставь?ка, добрый молодец, да хоть на семена».
Он прибил?прирубил всю силу неверную
И не оставил разбойников на семена.
Обращается ко камешку ко Латырю,
И на камешке подпись подписывал, ?
И что ли очищена тая дорожка прямоезжая,
И поехал старенький во ту дорожку, где женату быть.
Выезжает старенький да во чисто поле,
Увидал тут старенький палаты белокаменны.
Приезжает тут старенький к палатам белокаменным,
Увидела тут да красна девица,
Сильная поляница удалая,
И выходила встречать да добра молодца:
«И пожалуй?кось ко мне, да добрый молодец!»
И она бьет челом ему да низко кланяйтся,
И берет она добра молодца да за белы руки,

И ведет ведь добра молодца да во палаты белокаменны;
Посадила добра молодца да за дубовый стол,
Стала добра молодца она угащивать,
Стала у доброго молодца выспрашивать:
«Ты скажи?тко, скажи мне, добрый молодец!
Ты какой земли есть да какой орды,
И ты чьего же отца есть да чьей матери?
Еще как же тебя именем зовут,
А звеличают тебя по отечеству?»
А й тут ответ?то держал да добрый молодец:
«И ты почто спрашивать об том, да красна девица?
А я теперь устал, да добрый молодец,
А я теперь устал да отдохнуть хочу».
Как берет тут красна девица да добра молодца,
И как берет его да за белы руки,
За белы руки да за златы перстни,
Как ведет тут добра молодца
Во тую ли во спальню, богато убрану,
И ложит тут добра молодца на ту кроваточку обманчиву.
Испроговорит тут молодец да таково слово:
«Ай же ты, душечка да красна девица!
Ты сама ложись да на ту кроватку на тесовую».
И как схватил тут добрый молодец
да красну девицу,
И хватил он ей да по подпазушки
И бросил на тую на кроваточку;
Как кроваточка?то эта подвернулася,
И улетела красна девица во тот да во глубок погреб.
Закричал тут ведь старый казак да зычным голосом:
«А гой же вы, братцы мои да все товарищи
И разудалые да добры молодцы!
Но имай?хватай, вот и сама идет».
Отворяет погреба глубокие,
Выпущает двенадцать да добрых молодцев,
И все сильныих могучих богатырей;
Едину оставил саму да во погребе глубокоем.
Бьют?то челом да низко кланяются
И удалому да добру молодцу
И старому казаку Илье Муромцу.
И приезжает старенький ко камешку ко Латырю,
И на камешке?то он подпись подписывал:

И направляет добрый молодец да своего коня
И во тую ли дороженьку, да где богату быть.
Во чистом поле наехал на три погреба глубокиих,
И которые насыпаны погреба златом?серебром,
Златом?серебром, каменьем драгоценныим;
И обирал тут добрый молодец все злато это серебро
И раздавал это злато?серебро по нищей по братии;
И роздал он злато?серебро по сиротам да бесприютныим.
И обращался добрый молодец ко камешку ко Латырю,
И на камешке он подпись подписывал:
«И как очищена эта дорожка прямоезжая».

Смотреть сказку Три поездки Ильи Муромца слушать онлайн

Тема урока: ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ БЫЛИНЫ «ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ». СКАЗОЧНЫЙ ХАРАКТЕР БЫЛИНЫ.

Цели: познакомить с поэтическим текстом былины «Ильины три поездочки»; обобщить и обогатить знания о былинах; учить правильно читать их, понимать исторический текст; работать над содержанием былины; обучать выразительному чтению, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты:

предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ поэтического текста, выделение в нем основной мысли, К - ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения;

личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ.

Оборудование: распечатанный текст баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», репродукция картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье».

Ход урока

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания

    Какие отрывки из произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» вы выучили?

(Выразительное чтение наизусть.)

    Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока

    Продолжите предложение и узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке.

Песни о героических подвигах богатырей в народе называли... (былинами, или старинами).

    Верно, это былины. Какие былины вы уже читали и знаете? («Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».)

    Назовите имена богатырей, которые вы знаете. (Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец.)

    Прочитайте название былины на с. 12 учебника, рассмотрите иллюстрации к тексту на с. 13-15, предположите, о чем это произведение.

    Работа по теме урока

(Чтение былины «Ильины три поездочки» учителем на с. 12-16 учебника.)

    Следите за моим чтением, подчеркивайте непонятные слова и выражения.

    Расскажите о своих впечатлениях. Какие чувства вы испытывали, слушая былину?

    Какие слова и выражения вам были непонятны?

    Физкультминутка

    Продолжение работы по теме урока

Былинный стих, окончания слов, свойственные народной песенной поэзии, длина строк подсказывают неторопливый, несколько замедленный темп чтения, торжественный, плавный и в то же время спокойный повествовательный тон, соответствующий героическому содержанию былины, рассказывающей о событиях давно минувших веков.

(Чтение былины «Ильины три поездочки» учащимися.)

    Рассмотрите внимательно репродукцию знаменитой картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье». Расскажите, что вы видите.

(Учитель может сделать сообщение по картине В.М. Васнецова. См. материал к уроку.)

    Рефлексия

    Подведение итогов урока

    Итак, подведем итог тому, что мы уже знаем о былина* Что такое былина? (Былина - русская народная этическая песня - сказание о богатырях.)

    Кто такие богатыри? Как можно охарактеризовать русских богатырей? (Богатырь - воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью.)

    Каковы отличительные черты былины? (Былинный зачин, по вторы, образность языка - гиперболы, эпитеты, напевность ритм, отсутствие рифмы, подробность повествования.)

    Домашнее задание

    Подготовить выразительное чтение былины «Три поездки Ильи Муромца» на с. 17-19 учебника, найти объяснение незнакомых слов. Выполнить иллюстрации.

Материал для учителя

Описание картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье»

Картина «Витязь на распутье» была написана В.М. Васнецовым no д влиянием русской народной сказки «Илья Муромец и разбойники». Первые этюды к этому сюжету датируются началом 1870-х гг.

Первый вариант произведения был окончен в 1877 г., и через год автор представил его на всеобщее обозрение на VI Передвижной выставке; В 1882 г. увидел свет окончательный вариант, который предназначался в качестве подарка для Саввы Ивановича Мамонтова - предпринимателя и мецената.

В центре композиции находится фигура самого богатыря - Ильи Муромца. Сначала В.М. Васнецов задумывал развернуть фигуру воина к зрителю, но в окончательном варианте витязь показан со спины сбоку, так, что лица не видно.

Илья Муромец сидит на мощном боевом белом коне и вооружен копьем, булавой, щитом и луком с колчаном, полным стрел. Вся его фигура монументальна, она выражает усталость, но и решимость.

На его задумчивость указывает слегка склоненная голова, наклоненное вниз копье. Автор желает показать единство помыслов воина и его бравого коня: поза лошади повторяет позу Ильи Муромца, она также склоняет голову, при этом уверенно стоя на крепких ногах.

Перед персонажем расположен мрачный камень с надписью «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному», текст полностью повторяет былинный. Идущие за этой фразой слова, и так известные любому жителю России, автором в процессе переработки были спрятаны и частично стерты.

Общее настроение картины подчеркивает мрачный задний фон. Болотистая местность, неприветливая тощая растительность, разбросанные по округе камни мрачных серых, зеленых и бурых тонов, а также лежащие на земле кости и летающий над полем ворон делают понятным, что нелегко славному воину на чужбине. Он находится перед ответственным выбором, и тяжело ему принять верное решение.

Цели: познакомить с прозаическим вариантом текста былины; обобщить и обогатить знания детей о былинах; учить понимать исторический текст, находить аналогии с реальными историческими событиями; работать над содержанием былины; обучать выразительному чтению, составлению рассказа об Илье Муромце; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты : предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ текста, выделение в нем главной мысли,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ, формирование гуманистических и демократических ценностных ориентации.

Оборудование : выставка книг по теме урока, текст былины «Три поездки Ильи Муромца» в пересказе И.В. Карнауховой.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно.

Как во славном было городе во Киеве,

Как у ласкового князя у Владимира,

Еще были-жили тут бояре кособрюхие,

Насказали на Илью они на Муромца,

Ай какими он словами похваляется:

«Я ведь князя-то Владимира повыживу,

Сам я сяду во Киеве на его место,

Сам я буду в Киеве да князем княжити!»

— Прочитайте жужжащим способом (еще: медленно, с ускорением, выразительно).

III. Актуализация знаний

1. Постановка учебной задачи

— Как вы думаете, что мы с вами сейчас читали? (Это зачин былины «Илья Муромец и Идолище».)

— Что вы узнали из этого текста? Как вы его поняли?

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

— Что вы знаете об этом? (Ответы детей.)

На востоке, у границ Китая, среди кочевых монгольских племен объявился человек, которого звали Чингисхан. Силой, жесткостью, хитростью и коварством он подчинил своей власти степные племена и создал из них лучшую в мире армию завоевателей. Покорив многие страны и народы, в 1237 г. армия, возглавляемая внуком Чингисхана ханом Батыем, подошла к границам русских земель. Батый хотел выполнить завещание Чингисхана — достичь Атлантического океана и покорить Европу. Каждое из русских княжеств пыталось отбиться от врагов своими силами, но одна за другой гибли богатырские дружины. Сгорали героически защищавшиеся города. И завоеватели шли все дальше и дальше по Русской земле.

— Что вам известно о Золотой Орде?

(Учитель обобщает и дополняет ответы детей.)

На восточных границах русских земель Батый создал свое сильное государство — Золотую Орду. После завоеваний, сопровождавшихся чудовищными разрушениями и человеческими жертвами, главной целью золотоордынских правителей было ограбление порабощенного населения. Это достигалось путем жестоких поборов. Многие города на завоеванных территориях, разоренные монголами, находились в упадке или вовсе исчезли.

Во главе государства стояли ханы из дома Батыя. В особо важных случаях политической жизни созывались курултаи — съезды военно-феодальной знати во главе с членами правящей династии. Государственными делами руководил бекляре-бек (князь над князьями), отдельными отраслями - везиры. В города и подчиненные им области посылались даруги, главной обязанностью которых был сбор налогов и податей. Часто наряду с дару гам и назначались военачальники - баскаки. Государственное устройство носило полувоенный характер, так как военные и административные должности, как правило, не разделялись. Наиболее важные должности занимали члены правящей династии, царевичи («огланы»), владевшие уделами в Золотой Орде и стоявшие во главе войска.

Ханы Золотой Орды были довольны своими владениями. В их государстве началось строительство богатых и красивых городов. Возобновилась оживленная торговля. Прекратились войны между многочисленными кочевыми племенами.

2. Проверка домашнего задания

— Какие иллюстрации к былине вы подготовили? Представьте их классу. Прочитайте выразительно отрывки из былины, соответствующие иллюстрациям.

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

Чтение и анализ прозаического варианта былины

— Сегодня мы познакомимся с прозаическим вариантом былины. Но прежде объясните значение старинных слов.

Сажень — старинная русская мера длины, чуть более 2 м (расстояние между концами пальцев разведенных в стороны рук).

Пядь — старинная русская мера длины, равная расстоянию между раздвинутыми большим и указательным пальцами.

Полушечка — самая мелкая медная монета достоинством четверть копейки.

(Учитель читает текст былины «Три поездки Ильи Муромца» в пересказе Ирины Карнауховой.)

— Когда происходили описанные в былине события?

— Каковы особенности того времени?

— О чем повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос ее название? (В былине повествуется о том, как Илья Муромец боролся с врагом. По названию можно понять, что было у Ильи три битвы.)

— Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?

— Чем закончились поездки богатыря?

— Какие надписи он сделал?

(Повторное чтение текста былины в учебнике хорошо читающими учениками.)

— Прочитайте выражения.

Добрый молодец, чисто поле, славный Киев-град, конь богатырский, дружина храбрая.

— Как их называют? (Устойчивые эпитеты.)

— Прочитайте определение слова эпитет на с. 38 учебника. Приведите свои примеры.

— Найдите в тексте былины, как описываются герои и предметы. Запишите на с. 14 творческой тетради примеры устойчивых эпитетов, которые часто встречаются в былине.

— Найдите сходство и различия поэтического и прозаического вариантов былины.

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Составим синквейн об Илье Муромце.

Например:

Храбрый, сильный.

Защищает, спасает, рассуждает.

Справедливый защитник нашей Родины.

Богатырь.

Три поездки Ильи Муромца

Из того ли из города из Мурома,

Из того ли села да Карачаева

Была тут поездка богатырская.

Выезжает оттуль да добрый молодец,

Старый казак да Илья Муромец,

На своем ли выезжает на добром коне

И во том ли выезжает во кованом седле.

И он ходил-гулял да добрый молодец,

Ото младости гулял да он до старости.

Едет добрый молодец да во чистом поле,

И увидел добрый молодец да Латырь-камешек,

И от камешка лежит три росстани,

И на камешке было подписано:

«В первую дороженьку ехати – убиту быть,

Во другую дороженьку ехати – женату быть,

Третюю дороженьку ехати – богату быть».

Стоит старенький да издивляется,

Головой качат, сам выговариват:

«Сколько лет я во чистом поле гулял да езживал,

А еще такового чуда не нахаживал.

Но на что поеду в ту дороженьку, да где богату быть?

Нету у меня да молодой жены,

И молодой жены да любимой семьи,

Некому держать-тощить да золотой казны,

Некому держать да платья цветного.

Но на что мне в ту дорожку ехать, где женату быть?

Ведь прошла моя теперь вся молодость.

Как молоденьку ведь взять – да то чужа корысть,

А как старую-то взять – дак на печи лежать,

На печи лежать да киселем кормить.

Разве поеду я ведь, добрый молодец,

А й во тую дороженьку, где убиту быть?

А и пожил я ведь, добрый молодец, на сем свете,

И походил-погулял ведь добрый молодец во чистом поле».

Нонь поехал добрый молодец в ту дорожку, где убиту быть,

Только видели добра молодца ведь сядучи,

Как не видели добра молодца поедучи;

Во чистом поле да курева стоит,

Курева стоит да пыль столбом летит.

С горы на гору добрый молодец поскакивал,

С холмы на холму добрый молодец попрыгивал,

Он ведь реки ты озера между ног спущал,

Он сини моря ты на окол скакал.

Лишь проехал добрый молодец Корелу проклятую,

Не доехал добрый молодец до Индии до богатоей,

И наехал добрый молодец на грязи на смоленские,

Где стоят ведь сорок тысячей разбойников

И те ли ночные тати-подорожники.

И увидели разбойники да добра молодца,

Старого казака Илью Муромца.

Закричал разбойнический атаман большой:

«А гой же вы, мои братцы-товарищи

И разудаленькие вы да добры молодцы!

Принимайтесь-ка за добра молодца,

Отбирайте от него да платье цветное,

Отбирайте от него да что ль добра коня».

Видит тут старыи казак да Илья Муромец,

Видит он тут, что да беда пришла,

Да беда пришла да неминуема.

Испроговорит тут добрый молодец да таково слово:

«А гой же вы, сорок тысяч разбойников

И тех ли татей ночных да подорожников!

Ведь как бить-трепать вам будет стара некого,

Но ведь взять-то будет вам со старого да нечего.

Нет у старого да золотой казны,

Нет у старого да платья цветного,

А и нет у старого да камня драгоценного.

Только есть у старого один ведь добрый конь,

Добрый конь у старого да богатырскиий,

И на добром коне ведь есть у старого седелышко,

Есть седелышко да богатырское.

То не для красы, братцы, и не для басы -

Ради крепости да богатырскоей,

И чтоб можно было сидеть да добру молодцу,

Биться-ратиться добру молодцу да во чистом поле.

Но еще есть у старого на коне уздечка тесмяная,

И во той ли во уздечике да во тесмяноей

Как зашито есть по камешку по яхонту,

Ради крепости да богатырскоей.

И где ходит ведь гулят мои добрый конь,

И среди ведь ходит ночи темныя,

И видно его да за пятнадцать верст да равномерныих;

Но еще у старого на головушке да шеломчат колпак,

Шеломчат колпак да сорока пудов.

То не для красы, братцы, не для басы -

Ради крепости да богатырскоей».

Разбойнический да атаман большой:

«Ну что ж вы долго дали старому да выговаривать!

Принимайтесь-ка вы, ребятушки, за дело ратное».

А й тут ведь старому да за беду стало

И за великую досаду показалося.

Снимал тут старый со буйной главы да шеломчат колпак,

И он начал, старенький, тут шеломом помахивать.

Как в сторону махнет – так тут и улица,

А й в другу отмахнет – дак переулочек.

А видят тут разбойники, да что беда пришла,

И как беда пришла и неминуема,

«Ты оставь-ка, добрый молодец, да хоть на семена».

Он прибил-прирубил всю силу неверную

И не оставил разбойников на семена.

Обращается ко камешку ко Латырю,

И на камешке подпись подписывал, -

И что ли очищена тая дорожка прямоезжая,

И поехал старенький во ту дорожку, где женату быть.

Выезжает старенький да во чисто поле,

Увидал тут старенький палаты белокаменны.

Приезжает тут старенький к палатам белокаменным,

Увидела тут да красна девица,

Сильная поляница удалая,

И выходила встречать да добра молодца:

«И пожалуй-кось ко мне, да добрый молодец!»

И она бьет челом ему да низко кланяйтся,

И берет она добра молодца да за белы руки,

И ведет ведь добра молодца да во палаты белокаменны;

Посадила добра молодца да за дубовый стол,

Стала добра молодца она угащивать,

Стала у доброго молодца выспрашивать:

«Ты скажи-тко, скажи мне, добрый молодец!

Ты какой земли есть да какой орды,

И ты чьего же отца есть да чьей матери?

Еще как же тебя именем зовут,

А звеличают тебя по отечеству?»

А й тут ответ-то держал да добрый молодец:

«И ты почто спрашивать об том, да красна девица?

А я теперь устал, да добрый молодец,

А я теперь устал да отдохнуть хочу».

Как берет тут красна девица да добра молодца,

И как берет его да за белы руки,

За белы руки да за златы перстни,

Как ведет тут добра молодца

Во тую ли во спальню, богато убрану,

И ложит тут добра молодца на ту кроваточку обманчиву.

Испроговорит тут молодец да таково слово:

«Ай же ты, душечка да красна девица!

Ты сама ложись да на ту кроватку на тесовую».

И как схватил тут добрый молодец

да красну девицу,

И хватил он ей да по подпазушки

И бросил на тую на кроваточку;

Как кроваточка-то эта подвернулася,

И улетела красна девица во тот да во глубок погреб.

Закричал тут ведь старый казак да зычным голосом:

«А гой же вы, братцы мои да все товарищи

И разудалые да добры молодцы!

Но имай-хватай, вот и сама идет».

Отворяет погреба глубокие,

Выпущает двенадцать да добрых молодцев,

И все сильныих могучих богатырей;

Едину оставил саму да во погребе глубокоем.

Бьют-то челом да низко кланяются

И удалому да добру молодцу

И старому казаку Илье Муромцу.

И приезжает старенький ко камешку ко Латырю,

И на камешке-то он подпись подписывал:

И направляет добрый молодец да своего коня

И во тую ли дороженьку, да где богату быть.

Во чистом поле наехал на три погреба глубокиих,

И которые насыпаны погреба златом-серебром,

Златом-серебром, каменьем драгоценныим;

И обирал тут добрый молодец все злато это серебро

И раздавал это злато-серебро по нищей по братии;

И роздал он злато-серебро по сиротам да бесприютныим.

И обращался добрый молодец ко камешку ко Латырю,

И на камешке он подпись подписывал:

«И как очищена эта дорожка прямоезжая».

Из книги 100 великих загадок русской истории автора Непомнящий Николай Николаевич

Мистика в жизни и творчестве Ильи Репина О великом русском художнике Илье Ефимовиче Репине, казалось бы, все уже сказано. 2004 год был отмечен его 160-летним юбилеем, а в 2005-м исполнилось 75 лет со дня смерти художника. Но до сих пор неожиданно открываются новые факты,

автора Автор неизвестен

Исцеление Ильи Муромца В славном городе во Муромле, Во селе было Карачарове,Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын,Сиднем сидел цело тридцать лет.Уходил государь его батюшкаСо родителем со матушкоюНа работушку на крестьянскую.Как приходили две калики перехожиеПод

Из книги Былины. Исторические песни. Баллады автора Автор неизвестен

Бой Ильи Муромца с сыном Кабы жили на заставы богатыри,Недалеко от города – за двенадцать верст,Кабы жили они да тут пятнадцать лет;Кабы тридцать-то их было да со богатырем;Не видали ни конного, ни пешего,Ни прохожего они тут, ни проезжего,Да ни серый тут волк не

Из книги Былины. Исторические песни. Баллады автора Автор неизвестен

Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича Ай во том во городи во Рязанюшки,Доселева Рязань-то слободой слыла,Нонече Рязань-то словё городом.В той-то Рязанюшке во городеЖил-был Никитушка Романович.Живучись, братцы, Никитушка состарился,Состарился Никитушка, сам

Из книги Дочь автора Толстая Александра Львовна

Смерть Ильи Львовича Жизнь - сон, смерть - пробуждение. Л.Толстой Мой брат Илья умирал в нью-хейвенской больнице. Он сильно страдал от боли в печени, задыхался. Постепенно это сильное большое тело разрушалось, разъедаемое раком. Он был один. Надя, его жена, жила в Нью-Йорке

Из книги Великие тайны Руси [История. Прародины. Предки. Святыни] автора Асов Александр Игоревич

Из книги Ложь и правда русской истории автора

Как уничтожили дом Ильи Муромца Не так уж давно по всем каналам телевидения показали открытие в городе Муроме памятника нашему былинному богатырю Илье Муромцу. А я, глядя на районные торжества, думал о том, как десять с лишним лет назад тихо, без всякой помпы, уничтожили

Из книги Призраки истории автора Баймухаметов Сергей Темирбулатович

Как уничтожили дом Ильи Муромца Не так уж давно по всем каналам телевидения показали открытие в городе Муроме памятника нашему былинному богатырю Илье Муромцу. А я, глядя на районные торжества, думал о том, как десять с лишним лет назад тихо, без всякой помпы, уничтожили

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Герцог Абруццкий на горе Святого Ильи Итальянский принц Луиджи Амедео Савойский, герцог Абруццкий, был с молодости увлечен горами. Пламенная страсть с годами не только не утихала, но, как показало будущее, только разгоралась. К тому времени, когда герцог собрался

Из книги Об Илье Эренбурге (Книги. Люди. Страны) [Избранные статьи и публикации] автора Фрезинский Борис Яковлевич

Из книги Русь колыбельная [Северная прародина славян. Арктида, Гиперборея и Древняя Русь] автора Асов Александр Игоревич

Подвиг Ильи Муромца Из того ли города из Мурома, Из того ль села да с Карачарова Выезжал дородный добрый молодец Илья Муромец да свет Иванович. Город Муром и село Карачарово, откуда выехал Илья в стольный Киев-град, и ныне есть на Владимирщине. Впервые сей город летопись

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Обследование Муромца Мало того, есть также информация о том, что в 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование (!) мощей Ильи Муромца. Оказалось, что это был сильный мужчина в возрасте 44–45 лет, ростом 177 см, по тем временам высокий, поскольку средний рост в XII

Из книги Наша кровь у Сморгони автора Лигута Владимир Николаевич

Подвиг «Муромца» №16 Рано утром 25 сентября 1916 года с аэродрома у деревни Мясота, восточнее Молодечно, взлетели три воздушных корабля «Илья Муромец» и тринадцать самолетов «Моран-Парасоль» для их прикрытия. Над аэродромом отряд построился и его командир - штабс-капитан И.

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Ильи-пророка День памяти пророка Ильи церковь отмечает 2 августа (20 июля по старому календарю). У древних славян – Перунов день. Этот день приходился на жаркий и грозовой период, очень важный для дозревания и сбора урожая. В этот период частые грозовые «воробьиные» ночи.

Из книги Правда и неправда о семье Ульяновых автора Клеймёнов Гелий

Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ИЛЬИ НИКОЛАЕВИЧА. 1. Чувашская ветвь. Дед Владимира Ильича Ленина (Ульянова), Николай Васильевич Ульянин был родом из Нижегородской губернии. В списке крестьян, прибывших в Астраханскую губернию до 1798 г., есть запись: «Николай Васильев

Из книги Сто рассказов о Крыме автора Криштоф Елена Георгиевна

Три поездки в Джанкой - …Лучший мастер участка Рак Иван Кузьмич обеспечил в бригаде Сиротюка… - Дальше шли цифры, говорящие об объеме работ, перевыполнении плана и экономии, но я уже не вслушивалась. Рассматривала лица людей, сидящих на собрании рядом со мной, стараясь