Какие сказки читают в средней группе. Сказки для детей средней группы

  • E-mail
  • Подробности Опубликовано: 07.05.2014 20:07 Просмотров: 40440

    Для работы с детьми средней группы детского сада предлагаем тексты произведений поэтов и писателей России и зарубежных стран.

    Примерный список литературы для чтения детям

    Русский фольклор

    Песенки, потешки, заклички. «Наш козел...»-; «Зайчишка-трусишка...»: «Дон! Дон! Дон!-», «Гуси, вы гуси...»; «Ножки, ножки, где вы были?..». «Сидит, сидит зайка..>, «Кот на печку пошел...», «Сегодня день целый...», «Барашеньки...», «Идет лисичка по мосту...», «Солнышко-ведрышко...», «Иди, весна, иди, красна...».

    Сказки . «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой;«Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.

    Фольклор народов мира

    Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л, Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.

    Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

    Произведения поэтов и писателей России

    Поэзия . И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжия. «Улицей гуляет...» (из лихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима - аукает...»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на све-:-», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном - дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень грашная история».

    Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

    Литературные сказки . М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

    Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела галка пить...».

    Произведения поэтов и писателей разных стран

    Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

    Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерепгевской; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

    Примерный список для заучивания наизусть

    «Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?» - рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.

    Образовательная область «Чтение художественной литературы»

    направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении

    восприятии) книг через решение следующих задач:

    формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных

    представлений;

    развитие литературной речи;

    приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного

    восприятия и эстетического вкуса.

    Формирование интереса и потребности в чтении

      Продолжать работу по формированию интереса к книге.

      Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного.

      Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений.

      Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.

      Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.

      Помогать им. используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать

    его героям.

      Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению.

      Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

      Познакомить с книгами, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым. Е. Чарушиным.

    Списки литературы для чтения

    детям средней группы (4-5 лет)

    Русский фольклор

    Песенки, потешки, заклички . «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...»: «Дон! Дон! Дон!», «Гуси, вы гуси...»; «Ножки, ножки, где вы были?..». «Сидит, сидит зайка..», «Кот на печку пошел...», «Сегодня день целый...», «Барашеньки...», «Идет лисичка по мосту...», «Солнышко- ведрышко...», «Иди, весна, иди, красна...».

    Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.

    Фольклор народов мира

    Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л, Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.

    Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

    Произведения поэтов и писателей России

    Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру

    кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжия.«Улицей гуляет...» (из стихотворения « В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима - аукает...»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про

    сказку»; «Дом гнома, гном - дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история».

    Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

    Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

    Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела галка пить...».

    Произведения поэтов и писателей разных стран

    Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

    Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерепгевской; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

    Для заучивания наизусть

    «Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?» - рус. нар. песенки; А.

    Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.

    Задачи: Учить детей описывать игрушку, ее внешний вид.

    Учить отвечать полным предложением, активизировать словарь, развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

    Ход занятия:

    Воспитатель:- Ребята вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

    Мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие.

    Если сказка в дверь стучится,

    Ты скорей ее впусти,

    Потому что сказка - птица,

    Чуть спугнешь и не найти.

    Воспитатель: Ребята посмотрите что это?

    Правильно, кто- то забыл волшебный мешочек.

    А внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, сто внутри мешочка.

    Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.

    Правильно ребята, это лиса, она прибежала к нам из сказки.

    Ребята, как в сказках называют лису?(Лисичка- сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна).

    А как вы догадались, что в мешочке спряталась лиса? (у нее пушистый хвост).

    А теперь ребята давайте попытаемся описать нашу гостью.

    Катя, что ты можешь рассказать о шерстке лисы? (шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая.)

    Хорошо, Саша, а что ты расскажешь о мордочке лисы. (Мордочка лисы острая, хитрая, острая, ушки острые, похожи на треугольники.)

    Молодец Саша.

    А Дарья расскажет нам о хвосте лисы.(хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый.)

    Молодец Дарья. А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? (лиса в сказках хитрая, обманщица)

    Молодцы ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой?В каких сказках мы с вами встречали лису? (Лисичка со скалочкой, Колобок, Теремок, Рукавичка.)

    Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка).

    Ребята лисичка принесла вам загадки.Давайте послушаем их внимательно и отгадаем.

    сначало слушаем загадку и лишь потом готовим отгадку.

    Наш зверек живет в тревоге,

    От беды уносит ноги.

    Ну- ка быстро отгадайка

    Как зверек зовется? (заяц).

    Кто большой и косолапый

    Мед достал из бочки лапой.

    Скушал сладость и реветь.

    А зовут его (медведь).

    Ку- ка- ре-ку кричит он звонко

    Крыльями хлопает он громко.

    Курочек верный пастух

    Как зовут его (петух)

    У меня отличный слух

    Острый взгляд и тонкий нюх

    Сразу лезу с кошкой в драку

    Потому что я(собака)

    Скачет по болоту

    Зеленая лягушка

    Зеленые ножки

    Зовут меня (лягушка).

    Ребята посмотрите каких животных мы с вами угадали, а все ли они герои сказки " Заюшкина избушка "? (нет, лягушка из другой сказки)

    Правильно ребята. Лисичка видит что вы устали и хочет поиграть с вами.

    Физминутка:

    Эй ребята, что вы спите,

    Нам животных покажите.

    У лисички острый нос,

    У нее пушистый хвост.

    Шуба рыжая лисы

    Несказанной красоты.

    Лиса по лесу похаживает

    Шубу рыжую поглаживает.

    Заяц по лесу скакал,

    заяц корм себе искал.

    Вдруг у зайца на макушке,

    Поднялись как стрелки ушки

    Зайчик прыгнул, повернулся

    И под деревом согнулся.

    Вылез мишка из берлоги,

    разминает Миша ноги.

    На носочках он пошел.

    И на пяточках потом.

    На столах листы с кругами, карандаши, на доске тоже лист с кругами.

    Ребята давайте вспомним сказку " Заюшкина избушка". София расскажи с чего начинается сказка.

    Правильно, а Катя выйдет к доске и нарисует нам зайца и лису.

    Катя что отличает лису од других животных?.

    Давайте на первом круге покажем, что это лиса, нарисуем острые уши и длинную мордочку.

    А что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки?

    Правильно, давайте нарисуем нашему зайцу длинные уши.

    А что отличает собаку в нашей сказке?

    Правильно давайте дорисуем нашей собаке хвост колечком.

    Настя что мы дорисуем чтобы показать что это медведь?.

    Правильно, нарисуем маленькие круглые уши.

    Продолжит сказку Максим.

    Дарья что есть у петушка особенного?

    Правильно, нарисуем нашему петушку гребешок, можно дорисовать клюв.

    Чем же Сережа заканчивается сказка?.

    Молодцы ребята, вы хорошо помните сказку " Заюшкина избушка"

    А сейчас я вам покажу эту сказку с куклами.

    Показ кукольного театра.

    Жили -были лисичка и зайчик. Решили они построить каждый себе избушку. Лиса построила ледяную, а зайчик лубяную. Но вот пришла весна- красна, и у лисы избушка растаяла.

    Лиса: Ой, ой, ой, сюда косой. Как же быть, где домик мой?

    Заяц: Вся изба твоя с крылечком, убежала в речку. Ты лиса не переживай, ты ко мне переезжай.

    Лиса: Повезло скажу косому, выгоню его из дому, не хочу с ним вместе жить, хлеба корочку делить.(обращается к зайцу)

    Эй послушай, милый Зая!Новость есть

    Заяц: Да ну! Какая?

    Лиса: Есть за лесом огород, там капуста круглый год!

    Заяц: Неужель уже поспела? Ну- ка, ну-ка, побегу и капусту поищу!.Это что? Закрыта дверь.

    Лиса: (выглядывает из домика) Я в избе теперь живу

    Заяц: Да ведь это домик мой!

    Лиса: Не пущу тебя косой! (заяц отходит, садится рядом плачет)

    Появляется собака.

    Собака: Гав, гав, гав! У меня горячий нрав, нибоюсь ни ссор ни драк. Покажи мне кто твой враг?

    Заяц: Вот сидит в моей избушке, вот торчат в окошке ушки

    Собака: Эй лиса слышишь лай?. Гав- гав -гав прочь ступай!

    Лиса: Как взмахну хвостом, опалю огнем берегись!

    Собака: (трусливо) Ой совсем забыл косой, нужно мне скорей домой!.

    Появляется медведь.

    Медведь: Я мишка- лежебока, спал я долго и глубоко, небоюсь ни драк ни сор.Покажи мне где твой враг?

    Заяц: вот сидит в моей избушке, вот торчат в окошке ушки.

    Медведь: Эй! Кто там в избе? Вот достанется тебе!.

    Лиса: как взмахну хвостом, опалю огнем берегись!

    Медведь: (трусливо) Ой совсем забыл косой.Нужно мне скорей домой.

    Появляется петушок.

    Петушок: Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку! Я помогу, я помогу!.Ты не плачь, не плачь, косой, живо справимся с лисой.

    Лиса: Как взмахну хвостом, опалю огнем, берегись!

    Петушок: Как тряхну гребешком и развалится весь дом!.У меня есть коса, ну-ка выходи лиса!

    Лиса: Ой боюсь я петуха, ой подальше от греха! (выбегает из домика)

    Заяц: Ну спасибо, Петушок, справится с лисой помог.Будем в доме вместе жить, вместе жить и не тужить!

    Ребята вам понравилась сказка?. Чему она нас учит?.Ну а нам пора прощаться и со сказкой расставаться.

    Примерный список литературы для чтения детям 4-5 лет

    Русский фольклор
    Песенки, потешки, заклички. «Наш козел»; «Зайчишка-трусишка»; «Дон! Дон! Дон!..», «Гуси, вы гуси»; «Ножки, ножки, где вы были?..», «Сидит, сидит зайка», «Кот на печку пошел», «Сегодня день целый», «Барашеньки», «Идет лисичка по мосту», «Солнышко-ведрышко», «Иди, весна, иди, красна».
    Сказки.
    «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А.Н.Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.

    Фольклор народов мира
    Песенки.
    «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.
    Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

    Произведения поэтов и писателей России
    Поэзия.
    И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжин. «Улицей гуляет» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима - аукает»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мокриц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном - дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история».
    Проза.
    В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); В. Бианки. «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».
    Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».
    Басни.
    Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям», «Мальчик стерег овец.», «Хотела галка пить».

    Произведения поэтов и писателей разных стран
    Поэзия.
    В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.
    Литературные сказки.
    А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской; Э. Хогарт. «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

    ФАКТЫ О ЧТЕНИИ
    1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
    2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
    3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
    4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо все, что его интересует.
    5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
    6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
    7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
    8. Книги ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
    9. Именно чтение выполняет не только ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ, ЭСТЕТИЧЕСКУЮ, но и ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ функцию.

    Задачи: обобщить знания детей о прочитанных сказках, учить узнавать отрывки и героев из сказок; продолжать формировать знания о необходимости сохранения и укрепления здоровья; ; ; ; воспитывать коммуникативные навыки в детском коллективе, уверенность в себе; закрепить навыки и способы правильного наклеивания.

    Предварительная работа: чтение сказок; драматизация отрывков знакомых сказок; рассказывание сказок по иллюстрациям.

    Материал: с ундучок, шаблоны к сказке «Репка», кубики Зайцева, указка, маски персонажей сказки, костюм королевы, тоннель, клей, ватман, тряпочки, кисточки, накидка.

    Комплексное занятие для детей 4-5 лет проводится в «Комнате сказок».

    Воспитатель (В.). Доброе утро! Я рада вас видеть. Давайте поприветствуем с вами наших гостей и скажем им «Доброе утро!»

    Дети. Доброе утро!

    В. А сейчас мы с вами поприветствуем друг друга ладошками. Для этого потрём свою ладошку о ладошку соседа слева. А теперь поприветствуем соседа справа. Замечательно! Посмотрите: у нас сегодня пасмурная погода, может если мы поздороваемся с солнышком, оно выглянет.

    Здравствуй, солнышко, родное!

    Здравствуй, небо, голубое,

    Здравствуй, матушка-земля,

    Здравствуй, вся моя семья.

    В. Дети, а вы любите сказки? (Ответы детей) Очень хорошо, что вы все любите сказки, значит, знаете много сказок. Во всех сказках на помощь героям приходит кто? (Ответы детей: волшебная фея, добрая королева и т.д.) Я не просто так завела с вами разговор о волшебстве и сказках, сегодня мы отправимся в волшебную страну, где интересно не только детям, но и взрослым. А может быть уже кто-то догадался как она называется?

    Дети. Сказочная страна.

    В. Молодцы, отгадали, а назовите мне сказки и сказочных героев, которых вы знаете. (Ответы детей.)

    В. Чем же отличаются сказки от других произведений?

    Дети. В сказках могут говорить и звери и растения, с ними происходят необычные приключения.

    В. Что всегда побеждает в сказках добро или зло? (Ответы детей.) Сегодня нам пришла посылка, а в ней вот такой волшебный сундучок. Но открыть я его не смогла, мы это можем сделать вместе с вами, если выполним задание, о котором написано в письме. (Воспитатель читает надпись на конверте «Детям детского сада № 544 группы № 8 от Королевы страны Знаний».)

    Скажите, пожалуйста, все дружно волшебные слова: «По нашему хотению, по королевскому велению, сундучок, откройся!» Повторите эти слова три раза и сундучок откроется. (Дети повторяют три раза слова.)

    В. Молодцы! (Открывает сундучок, там лежат персонажи сказки «Репка». Приглашает нескольких детей достать персонажей сказки, а остальные должны отгадать сказку.)

    В. Молодцы, угадали! А ещё Королева страны Знаний отправила к нам своих гостей (на столах центров сидят Кот и Мышка), у них для вас тоже есть задания. Ведь в сказочную страну попасть не легко, надо выполнить все задания. Для этого мы разделимся на две группы. Одни отправятся в гости к Кошке (центр «Считалкино» (математика), а другие – к Мышке центр «Всезнайкино» развитие речи). Воспитатель распределяет детей, и они расходятся по центрам. Около каждого гостя лежат задания. Работа в центрах. После «времени круга» - обмен впечатлениями.

    В. Умнички, вы справились с очередными заданиями и можете отправиться в Сказочную страну. Я приглашаю всех сесть в волшебный поезд и отправляемся. (В комнату сказок дети входят через тоннель. Там их встречает Королева страны знаний)

    Королева.

    Спустился вечер за окном,

    Затушевал дневные краски,

    Окутал город нежным сном,

    Вновь наступило царство сказки…

    И мама, отложив заботы,

    За сказкой время забывает,

    И для нее, как в детства годы,

    Волшебный мир вдруг оживает.

    Сон убаюкал малыша,

    Его отважная душа

    Слилась с героем в славном царстве,

    Волшебном, чудном государстве.

    Уснул малыш. Но и во сне

    Он примеряет на себе

    Роль Золушки, Кота, Руслана,

    Жизнь эльфов и царя Салтана.

    Он в сказке вырастет мудрей

    И духом твёрже и добрей.

    Ведь тот, кто с детства сказку любит,

    Тот в жизни злым уже не будет!

    Королева. Здравствуйте, мои дорогие ребятушки. Коль вы попали в Страну сказок, значит все справились с моими заданиями. Справились? (Ответы детей.) Я знаю, что вы любите смотреть и слушать даже знакомые всем сказки. Любите? (Ответы детей.) А загадки отгадывать вы любите? (Ответы детей.) Вот сейчас мы это и проверим. Слушайте внимательно. (Королева загадывает загадки по сказкам.)

    А дорога – далека,

    А корзинка – не легка,

    Сесть бы на пенёк,

    Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)

    Всех он любит неизменно,

    Кто б к нему не приходил.

    Догадались? Это Гена,

    Это Гена … (Крокодил.)

    Для него прогулка - праздник,

    И на мёд особый нюх.

    Этот плюшевый проказник

    Медвежонок … (Вини-Пух.)

    Девочка хорошая по лесу идёт,

    Но не знает девочка, что опасность ждёт.

    За кустами светится пара злющих глаз…

    Кто-то страшный встретится девочке сейчас.

    Кто расспросит девочку об её пути?

    Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?

    Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?

    На загадку можете отвечать теперь. (Красная Шапочка и волк.)

    Лечит маленьких детей,

    Лечит птичек и зверей,

    Сквозь очки свои глядит

    Добрый … (Доктор Айболит.)

    Скорей бы приблизился вечер

    И час долгожданный настал,

    Чтоб мне в золочёной карете

    Поехать на сказочный бал.

    Никто во дворце не узнает,

    Откуда я, как я зовусь,

    Но только лишь полночь настанет,

    К себе на чердак я вернусь. (Золушка.)

    Королева. Молодцы, мои дорогие! Вы и с этим заданием справились. А так как я волшебница, сегодня снова отправлю вас в сказочную страну Фантазию. Одних детей я превращу в артистов, а других – в зрителей, с помощью волшебного покрывала. (Собирает детей, которые будут показывать сказку и накрывает их покрывалом. Воспитатель под покрывалом одевает маски. Затем накрываются дети, которые будут зрителями.

    Королева. Тише, тише, не шумите,

    Чудо-сказку не будите!

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Будем сказку начинать!

    Ведущий.

    Возле дома огород,

    Бабка с внучкой у ворот,

    Жучка – хвост колечком,

    Дремлет под крылечком.

    На крыльцо выходит дед,

    Он в большой тулуп одет.

    Из открытого окна

    Деду музыка слышна.

    «На зарядку, на зарядку становись!»

    У меня здоровье крепкое

    Посажу-ка лучше репку я.

    Ведущий Лопату берет, идет в огород.

    Бабка.

    И у бабки без зарядки,

    Слава Богу, всё в порядке!

    Ведущий.

    Рот разевает, сладко зевает.

    Внучка.

    Клонит бедную ко сну!

    С понедельника начну.

    Ведущий. На лавку садится –

    Заплетает косицу.

    (Выходят Жучка и кошка.)

    Жучка.

    Поиграем лучше в прятки!

    Кошка.

    Обойдемся без зарядки.

    Ведущий. Жучка за кошкой,

    Кошка – в окошко.

    Выходит мышка

    В спортивных штанишках,

    Майка на теле,

    В лапках гантели.

    Мышка.

    Раз и два! И три-четыре.

    Стану всех сильнее в мире!

    Буду в цирке выступать –

    Бегемота поднимать!

    Ведущий.

    Бегает, прыгает.

    Дед. Ох, умаялся с утра (уходит).

    Бабка. Да и мне на печь пора.

    (Уходит или садится на лавочку.)

    Звучит музыка. Слышны слова: «На зарядку, на зарядку становись!»

    Ведущий.

    На крылечке снова дед

    Видит репку в огороде

    И себе не верит вроде.

    Встал он возле репки.

    Из открытого окна та же музыка слышна.

    Эх, бульдозер бы сюда,

    Без него совсем беда!

    Ведущий. Тянет-потянет – вытянуть не может.

    Где ты, бабка?

    Бабка.

    Я сейчас!

    Ай да репка удалась!

    Ведущий.

    Бабка за дедку,

    Дедка за репку.

    Как тянуть? С какого боку?

    Выйди, внучка, на подмогу.

    Ведущий.

    Внучка за бабку,

    Бабка за дедку,

    Дедка за репку.

    Тянут-потянут – вытянуть не могут.

    Вышла Жучка на помощь.

    Жучка за внучку,

    Внучка за бабку,

    Бабка за дедку,

    Дедка за репку.

    Тянут-потянут – вытянуть не могут.

    Жучка.

    Разбудить придётся кошку

    Пусть потрудится немножко!

    Ведущий.

    Кошка за Жучку,

    Жучка за внучку,

    Внучка за бабку,

    Бабка за дедку,

    Дедка за репку.

    Тянут-потянут – вытянуть не могут.

    Бабка .

    Мышку кликнуть бы на двор.

    Кошка.

    Мышку звать? Какой позор!

    Мы пока и сами

    Кажется с усами!

    Ведущий.

    Тут из норки мышка – прыг,

    Ухватилась за турник.

    Мышка.

    Чем топтать без толку грядку,

    Становитесь на зарядку.

    Чтоб за дело браться,

    Надо сил набраться!

    Ведущий.

    Все выходят по порядку,

    Дружно делают зарядку.

    Дед и бабка.

    Влево-вправо, влево-вправо

    Получается на славу!

    Мышка.

    Встали! Выдохнуть, вдохнуть!

    А теперь пора тянуть!

    Ведущий.

    Мышка за кошку,

    Кошка за Жучку,

    Жучка за внучку,

    Внучка за бабку,

    Бабка за дедку,

    Дедка за репку.

    Тянут-потянут - вытянули репу!

    Королева. Узнали сказку? (Ответы детей.) К чему призывает сказка?

    Дети . Заниматься зарядкой, быть сильными.

    Королева. Молодцы! А сейчас ребята, давайте наклеим персонажей сказки на ватмане, так как вы её представляете.

    (Звучит лёгкая музыка, дети наклеивают героев сказки.)

    Т. Буглак, С. Шубара